Эссе психологическая компетентность педагога: Психологическая компетентность педагога — Разное — Опыт работы пользователей — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Психологическая компетентность педагога — Разное — Опыт работы пользователей — Образование, воспитание и обучение

К вопросу о профессионализме педагога

Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений.

Существует огромное количество исследований по проблеме психолого-педагогической компетентности педагогов, например, в работах психологов Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна подробно раскрыты основы психолого-педагогической компетентности педагога, а исследования В. С Аванесова выявили различные методы и средства диагностирования уровня профессиональной компетентности педагога.

Несмотря на многообразие существующих исследований в данной области, в системе образования до сих пор существует проблема существования низкого уровня психологической компетентности педагогов, которые в своей педагогической деятельности не учитывают психологические состояния учащихся, их своеобразное поведение, мотивы учения и межличностных отношений в коллективе, что порождает негативные явления в системе образования.

Поэтому необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой. Эта проблема может быть успешно решена, если выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня психологической компетентности педагога.

Профессионализм педагога включает в себя целую систему личностных и профессиональных стандартов, которые ориентируют педагога на эффективное выполнение своей педагогической деятельности.

Значимой составляющей педагога-профессионала является его педагогическая и психологическая компетентность. Деятельность педагога относится к типу «человек-человек» и особое значение в её эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности педагога, которая предполагает знание возрастных особенностей школьников, методов эффективного взаимодействия, закономерностей поведения учащихся и т.д. Педагог должен быть психологически образован и владеть знаниями о возрастных психологических особенностях учащихся, потому что он занимается профессиональной деятельностью, непосредственно связанной с детьми. Кроме этого. педагог должен обладать психологической компетентностью, то есть должен быть способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.

Условия формирования и развития психологической компетентности педагога

Мы считаем, что для повышения уровня психологической компетентности, педагогу необходимо знать условия, которые способствуют развитию и формированию уровня развития психолого-педагогической компетентности.

В повышении уровня психологической компетентности педагога огромную роль играет самообразование и помощь психолога в затруднительных ситуациях.

Кроме этого, изучение и анализ теоретико-методического материала в данной области позволил нам выявить и сформулировать основные условия формирования и развития психологической компетентности педагога:

1. Педагогический такт — это обязательное соблюдение учителем принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое

2. Умение найти правильный подход к ученикам и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности.

3. Способность и желание работать с детьми.

4. Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности.

5. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать уровень мотивации учащихся и полноту их знаний учебного материала.

6. Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей.
 
7. Владеть своей речью — она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с учащимися.

8. Уметь управлять психическим состоянием учащихся на уроках.

Для этого необходимо создавать комфортную учебную обстановку на занятиях и уметь видеть и различать психическое состояние детей.

9. «Эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние ученика, уметь сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь для педагога — понять состояние ребенка и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.

И еще мы бы хотели особо упомянуть о таком немаловажном условии, как способность педагога к сотрудничеству. То есть, для повышения уровня психологической компетентности педагога, необходимо и уметь формулировать свою точку зрения, и слышать и слушать других. Кроме этого умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации, не переводя разногласия в плоскость личных отношений.

Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, то есть способность расположить к себе учащихся внешним видом и манерой поведения, потому что учащиеся получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия на учащихся.

Мы считаем, соблюдение вышеназванных условий способствует повышению уровня психологической компетентности педагога.

Высококомпетентный педагог — это педагог с особым видом мировоззрения, способный конструировать прогностические модели поведения, умеющий принимать и ассимилировать требования современной социальной реальности, а также рефлексировать развитие социальной действительности. Психологическая компетентность преподавателя заключается в умении осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желать самосовершенствования.

Если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенные выше условия, то мы считаем, что психологическая компетентность сформируется у педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности.

Выявленные и сформулированные условия повышения уровня психологической компетентности педагога могут быть применены педагогами и психологами в своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М., 2004.
2. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации// Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1 — С. 67-68
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 27 с.

4. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов /Психологическая компетентность воспитателей. Выпуск 2. Изд-во: Учитель, 2011. — 143 с.

Фото: Галина Воронько.

Статья «Психологическая компетентность педагога»

Психологическая компетентность педагога

Вера Владимировна Шестопалова,

педагог-психолог

Ориентируясь на возникшие новые социально-экономических условия в нашей стране в системе образования происходят изменения, основная задача которых — ориентация на личность обучаемого. Современный школьник нуждается не только в получении информации, но и в методах и способах ее получения. На эффективность обучения школьника влияет профессиональная компетентность педагога. Необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой.

К вопросу о профессионализме педагога

Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений. Существует огромное количество исследований по проблеме психолого-педагогической компетентности педагогов, например, в работах психологов Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна подробно раскрыты основы психолого-педагогической компетентности педагога, а исследования В. С Аванесова выявили различные методы и средства диагностирования уровня профессиональной компетентности педагога. Несмотря на многообразие существующих исследований в данной области, в системе образования до сих пор существует проблема существования низкого уровня психологической компетентности педагогов, которые в своей педагогической деятельности не учитывают психологические состояния учащихся, их своеобразное поведение, мотивы учения и межличностных отношений в коллективе, что порождает негативные явления в системе образования. Поэтому необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой. Эта проблема может быть успешно решена, если выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня психологической компетентности педагога. Профессионализм педагога включает в себя целую систему личностных и профессиональных стандартов, которые ориентируют педагога на эффективное выполнение своей педагогической деятельности.

Значимой составляющей педагога-профессионала является его педагогическая и психологическая компетентность. Деятельность педагога относится к типу «человек-человек» и особое значение в её эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности педагога, которая предполагает знание возрастных особенностей школьников, методов эффективного взаимодействия, закономерностей поведения учащихся и т.д. Педагог должен быть психологически образован и владеть знаниями о возрастных психологических особенностях учащихся, потому что он занимается профессиональной деятельностью, непосредственно связанной с детьми. Кроме этого, педагог должен обладать психологической компетентностью, то есть должен быть способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.

Условия формирования и развития психологической компетентности педагога

Для повышения уровня психологической компетентности, педагогу необходимо знать условия, которые способствуют развитию и формированию уровня развития психолого-педагогической компетентности. В повышении уровня психологической компетентности педагога огромную роль играет самообразование и помощь психолога в затруднительных ситуациях.

В МАОУ «Гимназии№9» г. Краснокаменска Забайкальского края была актуализирована данная проблема. По запросу администрации школы была проведена психологическая диагностика на определение уровня психологической компетентности педагогического коллектива. Использовалась методика «Психологическая компетентность учителя», которую Т.А.Графская предлагает в своем методическом пособии о роли психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя. Первичная диагностика выявила недостаточный уровень психологической компетентности педагогов. На теоретическом семинаре были предложены рекомендации по повышению своего профессионализма посредством самообразования, мотивации педагога и обучения. В течении года были проведены психологические практикумы, семинары и деловые игры на следующие темы:

1. «Психологическая компетентность учителя» — теоретический семинар.

2.«Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса» — семинар-тренинг.

3.«Учет индивидуальных и психологических
особенностей учащихся в процессе обучения» — практико-ориентированный семинар.

4. «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка» — психологический практикум.

5. «Жизнь щедро дарит радости часы» — тренинг позитивного мировосприятия.

Через год было проведено повторно психологическое обследование педагогов. Мониторинговые данные представлены в таблице.

Выполнение методики «Психологическая компетентность учителя»

Обследование

Некомпетентность

Малая степень некомпетентности

Достаточная степень компетентности

Шкала неискренности

( лжи)

Первичная диагностика

(17.04.2017

год)

5%

74%

24%

19%

Повторная (23.04.2018 год)

0%

67%

33%

0%

Наглядно показана положительная динамика.

Повышение показателя

«Достаточная степень компетентности»

На 7 %

На 9 %

Данное исследование показывает, что если ставится задача, создаются условия и сам педагог заинтересован в совершенствовании своей психологической компетентности, то результат будет положительным.

Итак, изучение и анализ теоретико-методического материала в данной области и практическое исследование дает возможность сформулировать основные условия формирования и развития психологической компетентности педагога:

осознание проблемы, развитие мотивации к творческой, высокопрофессиональной деятельности и проработка теоретического материала, закрепляя его на практике. Учитель, у которого сформирована психологическая компетентность, должны присутствовать в его профессиональной деятельности следующие состовляющие:

1. Педагогический такт — это обязательное соблюдение учителем принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое.

2. Умение найти правильный подход к ученикам и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности.

3. Способность и желание работать с детьми. 

4.Заинтересованность в результатах  своей профессиональной деятельности.

5.При планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать уровень мотивации учащихся и полноту их знаний учебного материала. 

6. Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей.

7. Владеть своей речью — она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с учащимися.

8. Уметь управлять психическим состоянием учащихся на уроках. Для этого необходимо создавать комфортную учебную обстановку на занятиях и уметь видеть и различать психическое состояние детей.

9. «Эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние ученика, уметь сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь для педагога — понять состояние ребенка и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.

10.Способность педагога к сотрудничеству. То есть, для повышения уровня психологической компетентности педагога, необходимо и уметь формулировать свою точку зрения, и слышать и слушать других. Кроме этого умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации, не переводя разногласия в плоскость личных отношений.

11. Внешняя привлекательность педагога, то есть способность расположить к себе учащихся внешним видом и манерой поведения, потому что учащиеся получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия на учащихся.

Соблюдение вышеназванных условий способствует повышению уровня психологической компетентности педагога. Высококомпетентный педагог — это педагог с особым видом мировоззрения, способный конструировать прогностические модели поведения, умеющий принимать и ассимилировать требования современной социальной реальности, а также рефлексировать развитие социальной действительности. Психологическая компетентность преподавателя заключается в умении осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желать самосовершенствования. Если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенные выше условия, то психологическая компетентность сформируется у педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности. Выявленные и сформулированные условия повышения уровня психологической компетентности педагога могут быть применены педагогами и психологами в своей профессиональной деятельности. А притча «Четыре ангела» должна стать достойным мотиватором для профессионального роста педагога.

«Четыре ангела» Педагогическая притча Ш.А. Амонашвили

Позвал Бог ангелов, вернувшихся на Небеса после служения учителями на Земле.

— Покажите, с чем вы вернулись, — сказал им Бог.

Положил первый ангел у ног Господа ордена, медали, премии, дипломы и сказал:

— Я прославился.

Взглянул Бог на доказательства славы у Своих ног и испепелил их. И сказал ему:

— Ты прославился на весь мир, но не в душе мальчика, который попал в беду и нуждался в твоей незамедлительной помощи. Ты же, находясь в погоне за наградами, не поспешил стать для него убежищем, и он погиб. Иди и пожинай теперь сам беду брошенного учителем ученика.

И Он сделал его учеником, попавшим в беду, и дал ему учителя, ослеплённого наградами и почестями.

Положил другой ангел у ног Господа груду программ, учебников, методических пособий, длинный список научных трудов и сказал:

— От простого учителя вырос я до профессора.

Взглянул Бог на всю эту науку у Своих ног и испепелил её. И сказал ему:

— Не для самости и затуманивания Истины Я посылал тебя учителем, но для заботы о талантливой девочке, судьба которой ушла в песок твоей науки. Иди и пожинай страдания погубленного таланта.

И наделил Он его талантом и сделал учеником учителя, увлечённого творением бездетной педагогики.

Третий ангел перечислил Богу по пальцам имена своих бывших учеников, ставших в обществе известными людьми: учёными, поэтами, художниками, министрами, бизнесменами, спортсменами, и положил у Его ног гордость за них. Взглянул Бог на его гордость у Своих ног и испепелил её. И сказал ему:

— Не для гордости посылал я тебя учителем. Почему не гордишься мальчиком, которого ты выгнал из школы как неуспевающего и увеличил армию обездоленных и бродяг. Иди и пожинай теперь трагедию беспризорного ребёнка.

И сделал его подростком, только что выброшенным из школы.

Предстал перед Богом четвёртый ангел, бросился к Его ногам и взмолился:

— Господи, не жди от меня даров, ибо я опустошён. Судьба забросила меня в Богом забытую школу, и я отдал своим ученикам весь Свет, что был во мне от Тебя. И спешу к Тебе с мольбой: дай мне побольше Света и отправь обратно, ибо ученики ждут меня, а я без них не мыслю свою ангельскую жизнь.

Тогда сказал Бог:

— Отдавший Свет умножит Его в себе.

И сделал его Бог Великим Духом и отправил обратно в Богом забытую школу.

Список литературы

1. Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М., 2004.
2. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации// Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1 — С. 67-68
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 27 с.
4. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов /Психологическая компетентность воспитателей. Выпуск 2. Изд-во: Учитель, 2011. — 143 с.

Профессиональная компетентность педагога (психологический аспект)

Сысоева Мария Владимировна

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Иркутский техникум транспорта и строительства»

Профессиональная компетентность педагога (психологический аспект)

Необходимым условием модернизации и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами является процесс переориентации российского образования со «знаниевого» на компетентностный подход.

Понятие профессиональной компетентности не имеет четкого, устоявшегося определения и трактуется либо слишком узко – сумма знаний, умений, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, либо очень широко – уровень успешности взаимодействия с окружающей средой.

На рубеже XX-XXI вв. научно-практическая мысль обогатилась исследованиями о развитии профессиональной компетентности педагога в работах таких исследователей: Е.В. Прозорова (1998), Н.В. Харитонова (2002), И.Р. Левина, Т.А. Крюкова, C.B. Милицина (2004), Е.В. Гребенюк, А.Ю. Тимофеев (2005) и др.

Существует несколько подходов к пониманию компетентности. Американский подход рассматривает компетенцию как описание поведения сотрудника. Компетенция как основная характеристика сотрудника, обладая которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе. Европейский подход в свою очередь рассматривает компетенцию как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. Компетенция как способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации.

Компетенция как поведенческая характеристика, необходимая сотруднику для успешного выполнения рабочих функций, отражающая необходимые стандарты поведения. Под компетентностью понимается способность, необходимая для решения рабочих задач и получения необходимых результатов работы. Компетентность по отношению к компетенции выступает как понятие собирательное, интегративное, характеризующее личность как субъекта, реализующего в практической деятельности, имеющиеся у него компетенции.

Целесообразнее соотносить профессиональную компетентность не с обучением, а с деятельностью. В деятельности складывается вся система общения людей: их взаимодействие, обмен опытом, приобретение знаний. В деятельности создается кооперация усилий, стимулирующая активность ее участников, а она, в свою очередь, служит стимулом их личностного развития и самосовершенствования. В педагогическом процессе часто используются понятия «компетенция» и «компетентность», которые необходимо различать. Компетенция подразумевает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность в свою очередь подразумевает владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Психологическая компетентность педагога состоит из корпоративных, управленческих, специальных, простых и детализированных компетенций. Корпоративные компетенции поддерживают провозглашенную миссию и ценности образовательного учреждения. Управленческие компетенции применяют в отношении должностей всех уровней управления. Используются для оценки руководителей. Специальные компетенции применяют в отношении определенных групп должностей.

Психологическая компетентность педагога рассматривается как особый личностный инструмент, определяющий успешность осуществления педагогической деятельности. Понятие «профессиональная компетентность» подвижно и изменчиво. Уровень профессиональной педагогической компетентности является содержательной характеристикой педагога. Его содержание меняется в соответствии с изменяющимися условиями. Важными качествами профессиональной компетентности являются универсальность, обобщенность. Профессионально-педагогическая компетентность педагога как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, включающая в себя теоретическую и практическую готовность к выполнению профессиональных функций, а также субъектные свойства личности, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности.

Профессия педагога принадлежит к числу, так называемых, коммуникативных профессий. Решая образовательно-воспитательные задачи, педагог вступает во взаимодействие, с обучающимися и студентами, с коллегами, с администрацией своего учреждения, отдела образования района, города и т. д., а также с родителями обучающихся и студентов.

Знание законов общения и развития взаимоотношений с умелым их использованием в жизни становится актуальным в наше время. В прошлом система подготовки к педагогической профессии была направлена преимущественно на формирование методической компетентности: как формировать у детей знания и умения в различных предметных областях; как проводить воспитательные мероприятия. В настоящее время этого недостаточно. Человек с высоким уровнем коммуникативной компетентности умеет ориентироваться в любой ситуации общения, четко для себя определять коммуникативную задачу, учитывать все конкретные обстоятельства, выбирать нужную коммуникативную позицию, использовать широкий диапазон вербальных и невербальных средств. Педагогическое общение имеет свою специфику: в первую очередь это ответственность, тщательность конструирования повседневных разнообразных ситуации общения с каждым обучающимся. Педагогическое общение рассматривается как способ реализации методов и приёмов педагогических воздействий, имеющих целью эффективное усвоение программы, развитие личности обучающегося.

Одним из конкретных проявлений психологической компетентности педагога выступает умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации, которые представляют собой зафиксированный в речевой форме проект возможного педагогического воздействия. Общение в жизнедеятельности педагога выступает не только как особый способ профессионального воздействия, влияния, но и как сфера его личностного развития, и как способ утверждения человека в другом человеке, как особый способ вхождения в совместную педагогическую деятельность. Коммуникативная компетентность как важная составляющая профессиональной компетентности педагога непосредственно связана с эффективностью взаимодействия, общения человека в соответствии с требованиями педагогических проблемных ситуаций, которые необходимо разрешить. Коммуникативная компетентность выступает как владение «когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения», которые в определенных коммуникативных ситуациях ведут к благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий.

Соотнесение коммуникативной компетентности с педагогической деятельностью, где компетентность определяется как уровень успешности решения проблемных ситуаций, предполагает «единство ориентировочных и исполнительских компонентов». В связи с этим коммуникативная компетентность проявляется и в профессиональной Я-концепции, и в способах выполнения действий – умениях, в поведении. В то же время компетентность педагога в общении может рассматриваться как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного педагогического действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия, как целостное проявление личности.

В основе определения уровня компетентности педагога лежат профессионально значимые личностные качества, как влияние, процесс и результат изменения индивидом (в данном случае – педагогом) поведения другого человека (обучающегося), его установок, намерений, представлений, оценок в ходе взаимодействия с ним. При направленном влиянии педагог ставит перед собой задачу добиться определенного результата от обучающихся. Ненаправленное влияние подобной специальной задачи не имеет, но эффект воздействия возникает в любом случае. Таким образом, влияние рассматривается как формирование, то есть процесс активного воздействия педагога на обучающегося. Умение организовать, как способность педагога побудить обучающегося к деятельности, поступкам, действиям, направленным на достижение конкретных целей, является одной из составляющих его коммуникативной компетентности. Для осуществления своих целей в общении, педагог сознательно использует свою речь, экспрессию, побуждает обучающихся поступать определенным образом. Выбор наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним способствует раскрытию личностного потенциала человека. Так же передача информации, как основная коммуникативная функция, может нести в себе социальную, психологическую, морально-нравственную нагрузку. С помощью нее педагог не только передает учебную информацию, но и выражает собственные мнения, оценки, суждения, дает информацию об отношении к окружающим его людям, событиям, поступкам, о наличии различных способов поведения и взаимодействия, о своих интересах, стремлениях, стереотипах, предрассудках.

Особенности личности, проявляясь в профессионально значимых качествах, оказывают сильное влияние на успешность, надежность и другие объективные показатели профессиональной деятельности. Особенности характера педагогической деятельности в первую очередь требуют от педагога проявление социально-психологических качеств личности. Основные из них:

— рефлексивность,

— эмпатичность,

— гибкость,

-способность к сотрудничеству,

— общительность,

— эмоциональная привлекательность и др. Данные социально-психологические качества личности объединяют исходные ключевые позиции педагога в деятельности, его установки, приемы педагогического воздействия, направленность, ориентации во взаимодействии. Творческая самореализация в профессии определяет профессиональное развитие педагога, его становление, интеграцию, росту. Важнейшие интегральные характеристики личности развивающегося педагога: педагогическая направленность, педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость.

В качестве фундаментального условия профессионального становления можно рассматривать переход профессионального самосознания на более высокий уровень развития; в качестве психологического механизма – превращение собственной жизнедеятельности педагога в предмет его практического преобразования; в качестве движущих сил – противоречивое единство Я -действующего, Я -отраженного и Я -творческого. Результатом развития становится творческая самореализация педагога.

В связи с вышесказанным хотелось бы отметить преимущества оценки педагога на основе модели компетенций для образовательного учреждения:

1. Разработка единых стандартов описания эффективности работы способствует установлению взаимопонимания между сотрудниками разных классов и разных уровней;

2. Согласованность при оценке педагога: все эксперты одинаково понимают, что такое «ценные качества» работника и знают, что необходимо оценить, а что можно проигнорировать;

3. Возможность определить сильные и слабые стороны каждого сотрудника и использовать эту информацию для планирования карьеры и развития;

4. Разрабатываются стандарты качества выполняемых работ.

Для сотрудников:

1. Лучшее понимание того, что делает сотрудник и какие качества ему необходимы, а также какие требования к нему предъявляют;

2. Возможность получить обратную связь, узнать о своих сильных и слабых сторонах, общем потенциале и карьерных перспективах.

Недостатки оценки педагога на основе модели компетенций:

1. Достаточно длительный и трудоемкий подготовительный процесс;

2.Детальная оценка каждого критерия — процесс достаточно трудоемкий, целесообразный только в том случае, когда оцениваемый сотрудник получает итоговую оценку ниже ожидаемого уровня.

Список литературы

1. Занина Л.В., Меньшиков Н.П. Основы педагогического мастерства. Уч.пособие.

2. Кириллова А. В. Формирование профессиональной компетентности учителя в процессе повышения квалификации. Автореферат к.пед.н.- Мурманск, 2007 , www.nauka-pedagogika.com.

3. Кожевникова Т. А. Формирование профессиональной̆ компетентности будущего учителя географии в процессе подготовки и проведения педагогической̆ практики. Автореферат к.пед.н.- Мурманск, 2006.

4. Шадрина Е. В. Становление профессиональной̆ компетентности будущего учителя, www.nauka-pedagogika.com.

Эссе на тему «Профессиональная компетентность педагога» | Материал:

     Эссе на тему «Профессиональная компетентность педагога»

     Что значит для меня- компетентность педагога? Я смотрела значение этого слова в разных словарях, везде оно трактуется примерно одинаково. Например, в словаре  С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

         В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека.  Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

           Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

           Наверное, педагог,  как никто другой, должен быть компетентен во всех областях образовательной деятельности, ведь огромная ответственность за детей лежит на его плечах. Именно он закладывает азы самых положительных личностных качеств в каждого ребенка. В свою очередь, каждый родитель, отдавая свое «чадо» в руки педагога, хочет видеть в нем идеал, сочетающий в себе ум, внешнюю и душевную красоту, умение заботиться о детях и проявлять к ним искреннюю любовь, обладать творческими умениями и навыками, быть разносторонней личностью, готовой придти на помощь и дать достойный совет, уметь пользоваться различными технологиями, а также передавать свои знания и опыт в полной мере в соответствии с современными стандартами. Конечно это постоянная работа над собой и стремление к совершенству, но самое главное – это любовь к детям! Ведь именно она помогает двигаться вперед вместе с ними и каждый день узнавать что-то новое, открывая для себя интереснейший мир, мир детства, добра и любви! Кто, если не мы будем учить ребят смотреть на сложности современного мира и умению справляться с ними через призму доброжелательности, отзывчивости и уважению друг к другу? И кто, если не дети дадут толчок педагогу к самосовершенствованию и стремлению стать идеалом? Я считаю, что современный педагог, несомненно, должен идти в ногу со временем, быть вместе с ребятами, но чуть-чуть впереди, а главное быть человеком, имеющим доброе сердце, чего так не хватает сегодня.

         Педагог должен обязательно повышать свою профессиональную компетентность. Одной из форм повышения является самообразование. «Основой приобретения нужных для жизни знаний всегда было, есть и будет  самообразование»- Л.И. Коган.  Также формами, направленными на развитие компетентности педагога, могут быть: семинары-практикумы; прохождение различных курсов повышения квалификации;  проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности и, конечно-же, желание педагога познавать и  самореализовываться.

     Каждый год к компетентности педагога современное общество предъявляет всё новые требования. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

— воспитательно-образовательной;

— учебно–методической;

— социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
 Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает консультативную помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Вывод: профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому, именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Моя психолого-педагогическая компетентность — Студопедия.Нет

Эссе на тему «Моя психолого-педагогическая компетентность»   Такое эссе — это изложение в свободной форме (как правило, краткое, в объеме не более одной страницы) мыслей по поводу целей и смысла карьеры для выпускника. Свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации. В эссе на тему компетентности автор раскрывает свой взгляд на проблему, описывает причины и особенности выбора им профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха. Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Цель эссесостоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: 1) мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. 2) мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): · вступление · тезис, аргументы · тезис, аргументы · тезис, аргументы · заключение. При написании эссе важно также учитывать следующие моменты: 1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора). 2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. 3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе: 1. Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя: o отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю? o в чем проявилось это качество? 2. О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь): o что заставило меня заняться этим видом деятельности? o почему я продолжаю заниматься этим? 3. О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули: o почему мне запомнилось именно это событие? o изменило ли оно меня как личность? o как я на это отреагировал? o было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал? 4. О каждом человеке, которого вы упомянули: o почему я назвал именно этого человека? o стремлюсь ли я стать таким как он? o какими его качествами я восхищаюсь? o было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь? o пересмотрел ли я свои взгляды? 5. О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится: o почему мне это нравится или не нравится? o повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь? 6. О каждой вашей неудаче: o чему я в результате научился? o что полезного я вынес из этой ситуации?  

Критерии оценки материалов эссе.

При оценивании материалов учитываются следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе;

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты социально-экономической действительности или собственный опыт.

4. Наличие выводов и обобщений.

5. Соответствие оформления требованиям (см. приложение 1).

Все эти элементы изучаются и оцениваются преподавателями.

 

Основные критерии и уровни оценки Баллы
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. 5
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа, но теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. 4
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта при формальном использовании научных терминов. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. 3
1. Представлена собственная позиция при раскрытии проблемы. 2. Проблема обозначена на бытовом уровне. 3. Аргументация неубедительная или отсутствует. 2
1. Не ясно выражена собственная позиция. 2. Проблема не раскрыта, или сформулировано мнение без аргументов. 3. Аргументация своего мнения дана вне контекста проблемы. 1

Информация для анализа

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

                                                                                             

Романенко О.Г., преподаватель психологии

 

Образование принципиально работает на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, следовательно, экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом. «Пора осознать: все люди, от президентов до рядовых граждан, — продукт системы образования» — писал Б.С. Гершунский.

Потребность социума в преподавателях, способных занять личностно – гуманную позицию по отношению к детям и к себе, еще более актуализирует проблему повышения профессиональной, прежде всего психолого-педагогической,компетентностипедагога. Проблема эта, по мнению М.И.Лукьяновой, приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации и гуманитаризации образования, перестройки учебно-воспитательного процесса на психологической основе.

В структуре профессиональной компетентности психолого-педагогическая компетентность – относительно самостоятельная подсистема – проявляет себя как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми и обозначает возможности педагога.

Под психолого – педагогической компетентностью педагогапонимается совокупность определенных качеств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с детьми, их родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения в образовательном процессе.

В структуру психолого – педагогической компетентности входят три блока психолого – педагогической ориентации:

· грамотность, то есть общепрофессиональные знания;

· общие и профессиональные компетенции,обеспечивающие способность педагогаиспользовать имеющиеся у него знания в организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами(приложение 2);

· профессионально значимые для педагогической деятельности личностные качества.

Сущность психолого – педагогической компетентности педагогасостоит в направленности на ребенка как главную ценность своего труда, а также потребности в самопознании и самоизменении.

Исходя из общих подходов к структуре личности, изложенных в концепциях Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, согласно которым начало формирования личности лежит в подструктуре опыта и обусловлено знаниями, умениями, навыками, можно сделать вывод, что основой психолого – педагогической компетентности педагогаявляется умение применять знания о закономерностях личностного развития человека на разных возрастных этапах в практике своей работы. (М.И.Лукьянова)

По мнению Н.В. Кузьминой, к психологическим компонентам системы профессиональной компетентности личности относятся:

· дифференциально-психологический – знания об особенностях усвоения учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного ребенка в ней, об особенностях взаимоотношений педагогас группой, о закономерностях общения;

· аутопсихологический– знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.

Высокий уровень психологических знаний позволяет педагогупереструктурировать всю систему раннее приобретенных знаний и «перекодировать новые знания таким образом, чтобы, в свою очередь, формировать у своих воспитанников/обучающихся дифференциально-, социально-, ауто-психологические компоненты усвоения этих знаний, то есть чтобы усвоение этих знаний стало средством развития их способностей» (Н.В.Кузьмина).

По мнению Г.С. Сухобской, именно психолого-педагогические знания лежат в основе анализа практических ситуаций и служат критериями оценки результативности предпринятых педагогомдействий. Только в психологических терминах можно зафиксировать те реальные сдвиги в уровне знаний и воспитанности детей, которые происходят в реальной практике и по сути своей являются именно психологическим результатом взаимодействия в образовательной среде.

Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьми осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет:

· приводить воспитанников/обучающихсяв более деятельное состояние;

· так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых и достаточной для более сильных;

· включать всех воспитанников/обучающихсяв работу.

Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого – педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию воспитанников/обучающихся. Выбор способов, с помощью которых педагог добивается тех или иных целей педагогической деятельности необходимо уметь соотнести с личностными качествами – своими и детей.

Замечено, что глубина и разносторонность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. Уровни развития педагогических знаний могут быть рассогласованы со сложившимися взаимоотношениями с субъектами образовательного процесса (детьми, их родителями, коллегами, администрацией). Опытность педагога сама по себе не приводит к структурным изменениям педагогической деятельности, характерным для высокого уровня профессионализма.

Личность педагога рассматривается в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное «Я» тесно связаны системой ценностей. Невозможно рассматривать психолого-педагогическую компетентность педагога вне развития его личности. Детерминируется это, видимо, тем, что, во-первых, личность усваивает необходимые знания, умения, навыки лишь в личностном контексте. Во-вторых, овладевать профессиональным мастерством можно лишь на индивидуально-творческом уровне.

Любые психологические знания, прежде чем воплотятся в педагогическую практику, пропускаются через аффективно-ценностные «фильтры» личности, становятся личным достоянием каждого педагога, преобразуясь в собственные оценочные и понятийные категории, установки, поведенческие программы. Профессионально значимые личностные качества выступают в роли тех внутренних условий, «проходя» через которые внешние характеристики и требования деятельности преобразуются в компетентность.

Психолого – педагогическая компетентность тесно связана с коммуникативной, т.к. обеспечивает эффективность контактов, сотрудничества, совместную деятельности, взаимодействия в образовательном процессе и, в конечном счете, – систему взаимоотношений.

Специфика педагогической деятельности обусловливает особую значимость социально-психологических качеств личности, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию педагогас детьми. Именно наличие этих качеств следует считать важнейшим признаком профессионализма. К их числу относятся:рефлексивность, гибкость, эмпатийность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность (М.И.Лукьянова).

Обретение психолого – педагогической компетентности происходит с помощью педагогической рефлексии.

Педагогическая рефлексия определяет отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности, ориентирует педагогана постоянную «обратную связь», на умение интерпретировать полученную информацию с позиции ребенка, оценивать эффективность, результативность и целесообразность предпринимаемых им педагогических действий.

Рефлексивность, как личностное качество, тесно связана с высоким уровнем творчества в профессиональной сфере. Значимость данного качества выражается в том, что оно способствует развитию других личностных качеств, а именно эмпатийности, гибкости. В единстве они обеспечивают активный поиск новых методов взаимодействия, необходимых для формирования проблемно – исследовательского подхода педагогак собственной профессиональной деятельности.

Постоянно изменяющаяся социальная ситуация усиливает потребность в гибкой, творческой личности, способной адекватно реагировать на происходящие изменения, адаптироваться к новым типам отношений, готовой участвовать в инновационных процессах, самореализоваться в любых проблемных ситуациях. Если творческий потенциал личности педагога есть гарантия его индивидуальности, то гибкость – это способность изменяться в изменяющемся мире (тем более в ситуациях педагогического взаимодействия), это умение адекватно выразить свою индивидуальность. Гибкость мышления и поведения педагога, в итоге, становятся условием развития личностных возможностей и способностей детей.

Способность к сопереживанию, к эмоциональному отклику на проблемы детей, а также к сорадованию его успехам – эмпатийность – означает, что специфика поведения каждого из них понимается и принимается в расчет, а собственная стратегия поведения педагогом строится по-другому, более гибко. Конструктивность общения во многом зависит от того, насколько чутко и эмоционально педагог воспринимает то, что стоит за сообщаемыми фактами. Надо суметь дать знать ребенку, что педагог его видит, слышит, понимает.

Важнейшее качество педагога – общительность – формируется и развивается на основе жизненно важной социогенной потребности человека в общении. Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатийность, общительность формируется на основе искреннего интереса к партнеру, его деятельности, желания сотрудничать и предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.

Не менее важным качеством педагога-профессионала является эмоциональная привлекательность (иначе – визуальность). Это внешняя привлекательность, способность расположить к себе ребенка манерой поведения, внешним видом. Важно не только то, что говорит каждый педагог, но и внешнее выражение чувств в мимике и пантомимике. Приятные манеры поведения ускоряют адаптацию, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность влияния на студентов. Эмоционально привлекательным педагогам присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения, с другой личностью, которая позволила бы сохранить обоим личностное достоинство.

Правомерно говорить о влиянии названных качеств на психолого – педагогическую компетентность в целом, на стиль общения педагога с детьми и окружающими взрослыми, выработку характерных для него способов поведения в различных педагогических ситуациях. Поведенческий компонент следует считать обобщенным показателем компетентности педагога, в котором концентрируются и воплощаются все ее структурные составляющие.

Профессионально значимые личностные качества педагогаявляются системообразующим элементом компетентности. Следовательно, их развитие выступает узловым моментом, важным условием формирования и повышения психолого– педагогической компетентности педагога.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

Министерство образования Омской области

бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

 «Омский педагогический колледж № 1»

 

 

Моя психолого-педагогическая компетентность

(эссе)

Творческое задание по учебной дисциплине «Психология»

 

 

Выполнила:

Иванова Ирина Игоревна

 

Студентка 1 курса, 14 НК группы

Специальность 050146

Преподавание в начальных

классах

 

Отделение: школьное

Проверил преподаватель

психологии:

оценка _____ / _______________

____________ Е.Д.Кокорина

___________О.Г. Романенко

 

 

Омск – 2013

 

 

Приложение 2

Социально-психологическая компетентность необходимая составляющая профессиональной деятельности современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 378

М. Т. Терентьева

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ -НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Рассматривается вопрос о необходимости развития у будущих педагогов социально-психологических качеств личности, таких как рефлексия и гибкость решения педагогических проблем. Их сочетание образует комплекс профессионально значимых личностных качеств, которые составляют основу социально-психологической компетентности педагога и определяют педагогическое мастерство, стиль общения в профессиональной деятельности современного педагога. Процесс развития и формирования его социальнопсихологических качеств следует начать с учебной деятельности в вузе, применяя активные методы обучения.

Ключевые слова: социально-психологические качества личности, рефлексия, гибкость, решение педагогических проблем, компетентность.

В настоящее время школа предъявляет высокие требования к учителю. Школе нужны учителя, подготовленные к профессиональной деятельности современного педагога, вооруженные эффективными методиками и способные их творчески создавать, обладающие качествами саморазви-вающей личности. Профессиональная компетентность учителя коммуникативна, поскольку обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие, систему отношений.

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления, прежде всего, социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. Именно они как профессионально значимые качества обусловливают профессиональное мастерство учителя. Поэтому, чтобы каждый студент в период обучения в вузе развивал себя как личность и как будущий профессионал-педагог, необходимо развить и сформировать такие его качества, как рефлексия и гибкость, которые лежат в основе социально-психологической компетентности педагога.

Рассмотрим эти качества. Накопление учителем практического опыта служит необходимым, но недостаточным условием роста профессиональной компетентности. Развитие мастерства происходит лишь при постоянном осмыслении, анализе собственной деятельности, поступков, поведения. Рефлексия — это «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания име-тодов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека» [1, с. 115]. Она помогает учителю вырваться из рамок самой профессии, посмотреть на нее с позиции дру-

ТЕРЕНТЬЕВАМаргарита Тарасовна — аспирант ПИ ЯГУ. E-mail: [email protected]

гого человека, выработать соответствующее отношение к ней и суждение. Педагогическая рефлексия определяет отношение учителя к самому себе как к субъекту профессиональной деятельности. Способность сравнивать самооценку с мнениями других участников взаимодействия помогает учителю осознать то, как он в действительности воспринимается другими людьми — учащимися, коллегами, родителями [2].

Следовательно, рефлексия — это не просто знание и понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как окружающие оценивают его личностные особенности, эмоциональные реакции, представления о чем-либо. Когда эти представления касаются совместной деятельности (например, учителя и учащегося), возникает особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения. Здесь решения в педагогических ситуациях учитель выбирает на основании представлений учеников о нем.

Рефлексивность связана со стремлением педагога к анализу, обобщению, осмыслению опыта своей работы, к оценке ее с позиций социальной значимости. Такой аналитический подход, т.е. установка (готовность, настрой) учителя на постоянную обратную связь, умение видеть и оценивать полученную информацию с позиции ученика, результативность и целесообразность педагогических воздействий, способов решения педагогических задач и социально-психологических ситуаций, является важнейшим условием развития профессионализма педагога [3].

При недостаточном уровне рефлексии учитель склонен навязывать ученику свой способ мышления и действия. Чрезмерная ориентация педагога «на себя», на свой «взрослый» способ мышления отражает неумение объективно оценивать и анализировать свой стиль взаимодействия. Потому одним из важнейших условий развития пси-холого-педагогической компетентности учителя можно назвать совершенствование его рефлексивной позиции, а именно способности ставить себя в позицию ученика, видеть и оценивать трудности его глазами, прогнозировать необходимые и значимые для него формы помощи. Уме-

ние оценивать эффективность взаимодействия полученного результата очень важно, поскольку именно в оценке осуществления замысла учитель получает материал для дальнейшего проектирования. И в этом больше всего проявляется его способность к рефлексивной регуляции своей деятельности.

Предмет педагогической рефлексии составляет все стороны педагогической деятельности, поэтому развитие пси-холого-педагогической компетентности возможно только при целенаправленном формировании рефлексии в сознании будущего учителя. Рефлексивность взаимообразно влияет на внутренние стимулы развития потребности учителя в самообразовании, самосовершенствовании и тесно связана с высоким уровнем творчества в профессиональной сфере, с осознанием своих способностей и оценкой эффективности своей деятельности не только «для себя», но и «для других» [4].

Важность рефлексивности заключается в том, что она способствует развитию такого личностного качества, как гибкость. В своем единстве они обеспечивают активный поиск новых методов взаимодействия, их наличие является исходным условием начала формирования проблемноисследовательского подхода учителя к собственной профессиональной деятельности.

Гибкость, по В.И. Загвязинскому, относится к одним из профессионально значимых личностных качеств. Это связано с тем, что характер труда педагога приводит его к осознанию необходимости проявлять свою креативность, изменяться вместе с сегодняшним миром вообще и ситуациями педагогического взаимодействия в частности. Динамизм личности педагога объясняется необходимостью быстрой адаптации к особенностям варьирования средств, форм, приемов коммуникации в зависимости от возраста школьников, их индивидуальных характеристик и уровня их образованности [5].

Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркиваетсяВ.И. Загвязинским [5], Д.И. Кавтарадзе [6], A.A. Леонтьевым [7], М.И. Лукьяновой [8] и др. Деятельность педагога направлена на постоянное решение бесчисленных учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах. Он вырабатывает и воплощает в общении с детьми оптимальные, органичные для данной индивидуальности нестандартные варианты, опосредованные особенностями объективно-субъективного педагогического воздействия.

Решение любых педагогических задач — процесс личностно-ориентированный, предполагающий отказ от готовых рецептов, шаблонов. Поэтому повышение психоло-го-педагогической компетентности зависит не столько от усвоения учителями неких нормативных образцов, эталонов, сколько от расширения возможного спектра поведения. Будучи инициатором решения педагогических задач, учитель должен уметь рассматривать разные варианты воздействия на конкретного ребенка или группу учащих-

ся, поскольку подход к любой проблеме может быть различным.

Далее выбор гибкости как профессиональных качеств учителя связан со своеобразием социально-политической ситуации и появлением новых приоритетных направлений в теории и практике образовательных систем. Осмысление новых подходов приводит к необходимости изменения педагогических ориентиров, перестройки профессиональных ценностей. Личность рассматривается как главная цель, объект и субъект развития, как приоритет воспитания. Но постоянно изменяющаяся социальная ситуация развития требует именно творческой личности, которая, активизируя свой потенциал, была бы способна адекватно реагировать на эти изменения [4, 5]. Понимание творчества как готовности к инновационным процессам, к новым типам отношений, к выражению себя в любых проблемных ситуациях адекватно пониманию такой динамичной характеристики личности, как гибкость. Если способность педагога к творчеству служит гарантией его индивидуальности, неповторимости, нестандартности, то гибкость как личностное качество — это способность быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире (тем более в ситуациях педагогического взаимодействия) [5].

Также выбор гибкости связан с наличием творческого потенциала учителя. Творческая деятельность рассматривается двух сторон: как отношение субъекта деятельности к своему труду и как сам процесс решения творческих проблем. С этих позиций для творческого решения характерен ряд процессуальных черт, обеспечивающихся гибкостью мышления и поведения: самостоятельным переносом ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новые ситуации; видением возникающей проблемы с разных ролевых позиций; нахождением вариантов возможных ответов; объединением ранее известных способов в новый. Большое значение имеет умственная подвижность, способность включать в только что появившиеся взаимосвязи уже имеющиеся, использовать выбор при решении проблем, возникающих в педагогической деятельности и в обычной жизни, быстро менять приемы в соответствии с новыми условиями [6].

Вот почему способность к творчеству тесно связана с таким свойством личности, как гибкость. Если рассмотреть понятие «творчество» с педагогического аспекта, то творчество педагога — это средство развития способности к творчеству у школьников. Каждый учащийся имеет невостребованные творческие ресурсы, и задача учителя -помочь им раскрыться. Гибкость педагога становится в ситуации педагогического взаимодействия необходимым условием развития личностных возможностей учащихся, увеличения степени их деятельностной активности и расширения областей приложения способностей. Творчество как процесс создания нового, благодаря гибкости личности, становится способом ее существования [5, 6].

Для педагога, учитывающего перспективу развития личности ученика, характерно стремление подойти к

решению проблемы с разных позиций; он активно ищет способы организации межличностных отношений. Индивидуализация обучения, ориентация на развитие в

Как стать учителем психологии | Образование, карьера и зарплата

  • Карьера

    КАРЬЕРА

    • Дипломные программы
    • Профессиональное развитие с учетом травм
    • Лицензия и сертификат учителя
    • Как стать — Информация о карьере
  • Наборы инструментов

    ПОСЛЕДНИЕ НАБОРЫ

    • Ресурсы по самообслуживанию COVID-19 Ресурсы для учителей, родителей и учащихся, которые помогут справиться со стрессом и изменениями во время пандемии
    • Социально-эмоциональное развитие Откройте для себя важность социально-эмоционального обучения и действий для развития сочувствия в классе
    • Благополучие учителей Лучшие практики повышения устойчивости и самопомощи для учителей
    • Практики, основанные на информации о травмах в школах Стратегии и инструменты для внедрения подхода, основанного на информации о травмах, в классах и школах
    • Развитие разнообразия, равноправия и инклюзивности Ресурсы для создания справедливой школьной среды, в которой ценятся разнообразие и инклюзивность
    • Интеграция технологий в классе Узнайте о лучших способах адаптации технологий, которые будут полезны в вашем классе

    ДРУГИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    • Снова в школу
    • Обучающий STEAM
    • Преподавание математики
    • Обучение чтению
    • Преподавание обществоведения
    • Обучение детей младшего возраста
    • ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ

7 ролей учителя в 21 веке

06 июл Семь ролей учителя в 21 веке

Подготовка учителей, Картик Рао

Нола А., старший преподаватель английского языка в Итонском институте, дает полезную информацию о ролях, имеющих отношение к сегодняшнему обучению.

Семь ролей учителя в 21-м веке:

Подумайте о типе уроков, которые вы обычно преподаете:

  • В каких ролях вы часто бываете?
  • Есть ли должности, в которых у вас меньше опыта?
  • Есть ли какие-нибудь новые роли, которые вы могли бы попробовать в будущем?

Понятно, что потребности классной комнаты 21-го века сильно отличаются от потребностей 20-го века.В классной комнате 21 века учителя являются помощниками в обучении студентов и создателями продуктивной учебной среды, в которой учащиеся могут развивать навыки, которые могут им понадобиться в настоящее время или в будущем.

Однако, прежде чем мы начнем понимать развивающуюся роль учителя ESL, давайте обрисуем некоторые из самых популярных ролей учителя. Хармер Дж. Утверждает, что «имеет больше смысла описывать различные роли учителей и говорить, для чего они полезны, чем делать оценочные суждения об их эффективности.’Вот некоторые из наиболее распространенных ролей учителей:


Роли учителей:

Большинство учителей берут на себя различные роли в классе. Какая роль, по вашему мнению, больше всего определяет вашу роль в классе ESL?

1. Контроллер : Учитель полностью отвечает за класс, за то, что студенты делают, что они говорят и как они это говорят. Учитель берет на себя эту роль, когда вводится новый язык и требуются точные методы воспроизведения и сверления.

В этом классе учитель в основном находится в центре внимания, учитель может обладать даром наставления и может вдохновлять своими собственными знаниями и опытом, но действительно ли эта роль позволяет ученику уделять достаточно времени разговору? Действительно ли это приятно для учащихся? Также существует мнение, что эта роль могла иметь недостаток разнообразия в своей деятельности.

2. Суфлер : Учитель поощряет учащихся к участию и вносит предложения о том, как учащиеся могут продолжить выполнение задания.Учитель должен помогать ученикам только при необходимости.

Когда учащиеся буквально «теряются для слов», суфлер может поощрять, незаметно подталкивая учащихся. Студенты иногда могут потерять нить или не знать, как действовать дальше; суфлер в этом отношении может подсказать, но всегда поддерживает.

3. Ресурс: Учитель — это своего рода ресурсный центр по ходьбе, готовый предложить помощь в случае необходимости или предоставить учащимся любой язык, которого им не хватает при выполнении коммуникативных действий.Учитель должен быть доступен, чтобы учащиеся могли консультироваться с ним, когда (и только когда) это абсолютно необходимо.

В качестве ресурса, который учитель может направлять учеников к использованию доступных ресурсов, таких как Интернет, для себя, конечно, нет необходимости кормить учеников с ложечки, поскольку это может иметь обратную сторону, заставляя учеников полагаться на учителя.

4. Оценщик : Учитель берет на себя эту роль, чтобы видеть, насколько хорошо учащиеся успевают или насколько хорошо они успевают.Обратная связь и исправление организованы и проводятся.

Существует множество способов выставления оценок учащимся. Роль оценщика дает учителям возможность корректировать учащихся. Однако, если к нему не обращаться с чуткостью и поддержкой, это может оказаться контрпродуктивным для самооценки учащегося и его уверенности в изучении изучаемого языка.

5. Организатор : Пожалуй, самая сложная и важная роль, которую должен играть учитель. Успех многих мероприятий зависит от хорошей организации и от того, что ученики точно знают, что им делать дальше.В этой роли очень важно давать инструкции, а также настраивать действия.

Организатор также может выступать в качестве демонстратора, эта роль также позволяет учителю участвовать и взаимодействовать с учащимися. Учитель также служит для открытия и закрытия занятий, а также для обратной связи по содержанию.

6. Участник : Эта роль улучшает атмосферу в классе, когда учитель принимает участие в задании. Однако учитель рискует доминировать над деятельностью при ее выполнении.

Здесь учитель может оживить класс; если учитель может отойти в сторону и не оказаться в центре внимания, это может быть отличным способом взаимодействия с учащимися, не слишком подавляя его.

7. Репетитор: Учитель действует как тренер, когда ученики участвуют в проектной работе или самообучении. Учитель дает советы и рекомендации и помогает студентам прояснить идеи и ограничить задачи.

Эта роль может быть отличным способом уделить индивидуальное внимание ученику.Это также может позволить учителю адаптировать курс к конкретным потребностям ученика. Однако это также может привести к тому, что ученик станет слишком зависимым или даже слишком комфортно с одним учителем и одним методом или стилем обучения.

Теперь, когда у нас была возможность взглянуть на некоторые из разнообразных ролей, давайте посмотрим, как мы можем внедрить их в реальную деятельность / задачу в классе:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАДАЧА КАК ДОЛЖЕН ДЕЙСТВОВАТЬ УЧИТЕЛЬ
Командная игра энергичный, ясный, справедливый, обнадеживающий
Ролевая игра поддерживающий, уединенный, ясный, обнадеживающий
Учитель читает вслух драматический, командный интересный
Список всего класса эффективный, чистый, поддерживающий

Здесь мы замечаем, что роли часто взаимозаменяемы.Роль учителя никогда не бывает статичной. Одно занятие могло бы позволить опытному учителю плавно переходить от одной роли к другой.

Тем не менее, классная комната 21-го века создается исходя из того, что учащиеся испытают то, что им нужно, чтобы войти в рабочее место 21-го века и жить в глобальной среде. Таким образом, характеристики классной комнаты 21-го века отличают ее от классной комнаты 20-го века.

Лекции по одному предмету в то время, когда это было нормой в прошлом.Сегодня сотрудничество — это нить обучения всех студентов. Например, совместный проектный подход обеспечивает развитие учебной программы, используемой в этом классе:

  • Навыки мышления высшего порядка
  • Навыки эффективного общения
  • Знание технологий, которое понадобится студентам для карьеры в 21 веке и в условиях возросшей глобализации.

Хотя, безусловно, есть место для обучения, ориентированного на учителя, в стиле лекций, развивающийся учитель английского языка как иностранного должен использовать новые стратегии обучения, радикально отличающиеся от ранее использовавшихся.Учебная программа должна стать более соответствующей тому, что учащиеся будут представлены в 21 веке.

Интерактивный учитель по определению полностью осведомлен о групповой динамике класса. Как объяснили Dörnyei и Murphey (2003), успех обучения в классе во многом зависит от:

  • Как ученики относятся друг к другу и к своему учителю
  • Что такое классная среда
  • Насколько эффективно студенты взаимодействуют и общаются друг с другом
  • Роли, которые играет не только учитель, но и учащиеся

Коричневый, H.Дуглас (2007) упоминает, что «учителя могут играть множество ролей в процессе обучения, и это может облегчить обучение. Их способность эффективно выполнять эти задачи будет в значительной степени зависеть от взаимопонимания, которое они установят со своими учениками, и, конечно же, от их собственного уровня знаний и навыков ».

Согласно Хармеру, Дж. (2007), термин «фасилитатор» используется многими авторами для описания определенного типа учителя, который является демократическим (где учитель разделяет часть лидерства с учениками), а не автократическим ( где учитель контролирует все, что происходит в классе), и тот, кто способствует автономии учащихся (где учащиеся не только учатся самостоятельно, но и берут на себя ответственность за это обучение), используя групповую и парную работу, а также действуя как больше ресурс, чем передатчик знаний.

Содействие обучению расширяет возможности как ученика, так и учителя и освобождает учителя от многих бремени, которое может повлечь за собой необходимость быть «экспертом». Традиционно для учителя было бы слабостью сказать: «Я не знаю, давайте выясним» или «Я не знаю, знает ли кто-нибудь из вас, ученики, ответ?» Но времена изменились, и поэтому должна играть роль учителя ELS.

Итак, мы надеемся, что в следующий раз, когда вы будете вести класс, вы подумаете о том, как ваша роль может повлиять на обучение ваших учеников.Ваши классы ориентированы на учителя, а вы всегда в центре и все контролируете? Или вы можете «отпустить» и позволить студентам занять центральное место?

Независимо от ролей, которые они берут на себя, учителя формируют культуру своих классов, улучшают обучение учащихся и влияют на практику и производство. Переход от учителя как эксперта к фасилитатору иногда рассматривается как уменьшение силы и авторитета учителя, но это совсем не так.

Поднимите свои педагогические навыки на новый уровень с помощью наших курсов CELTA и TESOL

Преимущества обучения психологическому образованию для учителей и будущих учителей

Преимущества изучения педагогической психологии для учителей и будущих учителей можно разделить на два аспекта, а именно:


A. Для изучения ситуации в процессе обучения
Педагогическая психология очень помогает учителям и будущим учителям в повышении эффективности процесса обучения в различных условиях, как показано ниже:


1. Понимание индивидуальных различий
A Учитель должен с осторожностью обращаться с группой учеников в классе, потому что характеристики каждого ученика разные. Поэтому очень важно понимать различные характеристики учащихся на разных уровнях роста и развития, чтобы обеспечить эффективное обучение.Педагогическая психология может помочь учителям и будущим учителям понять различия в характеристиках учащихся.

2. Создание благоприятной учебной атмосферы в классе


Хорошее понимание классной комнаты, используемой в процессе обучения, помогает учителям эффективно доставлять материал ученикам. Учитель должен создать благоприятный для обучения климат, чтобы процесс обучения мог осуществляться эффективно. Учитель должен знать правильные принципы преподавания и обучения, другой подход в обучении к процессу обучения лучше.Педагогическая психология помогает учителям создать благоприятный социально-эмоциональный климат в классе, чтобы процесс обучения в классе был эффективным.

3. Выбор стратегии и методов обучения
Методы обучения основаны на характеристиках успеваемости учащихся. Педагогическая психология может помочь учителям в определении правильной и подходящей стратегии или метода обучения, способных учитывать характеристики и уникальность человека, тип обучения и стили обучения, а также уровни развития, которые испытывает учащийся.

4. Обеспечить руководство для учеников
Учитель должен играть разные роли в школе, не только в процессе обучения, но и в качестве наставника для учеников. Руководство — это своего рода помощь учащимся в решении проблем, с которыми они сталкиваются. Знание педагогической психологии позволяет учителям обеспечивать учебную и профессиональную ориентацию, необходимую учащимся разного возраста.

5. Оценивайте результаты обучения
Учителя должны выполнять два важных действия в классе: преподавание и оценивание.Оценка помогает измерить результаты обучения учащихся. Педагогическая психология может помочь учителям и будущим учителям в разработке более справедливой оценки обучения учащихся, как в технической оценке, так и в соответствии с принципами оценки и в определении результатов оценки.

B. Для применения принципов преподавания и обучения

1. Установление целей обучения
Целью обучения являются изменения в поведении учащихся, которые наблюдаются после выполнения обучения процесс.Педагогическая психология помогает учителю определить желаемое изменение поведения в качестве целей обучения.

2. Использование средств обучения
Знания учителей педагогической психологии должны спланировать использование соответствующих средств обучения. Например, использование аудиовизуальных средств массовой информации, чтобы дать студентам реальную картину.

3. Составление расписания уроков
Расписание должно быть составлено с учетом психологии учащегося.Например, это считается сложным предметом, например, студенты-математики помещают в начало урока, где условия и дух студентов были еще свежими при получении материалов курса.
На основе

примеров, тем, вопросов, тезисов

+ БЕСПЛАТНО

титульный лист
библиография страница
корректура
пересмотр

20 дней — 14 долларов США.03 / стр. 10 дней — 15,78 $ / стр. 3 дня — 14,95 $ / стр. 48 часов — 21,47 $ / стр. 24 часа — 26,39 $ / стр. 12 часов — 33 доллара.60 / стр. 6 часов — 35,57 $ / стр.

1 страница — 275 слов 2 страницы — 550 слов 3 страницы — 825 слов 4 страницы — 1000 слов 5 страниц — 1250 слов 6 страниц — 1500 слов 7 страниц — 1750 слов 8 страниц — 2000 слов 9 страниц — 2250 слов 10 страниц — 2500 слов 11 страниц — 2750 слов 12 страниц — 3000 слов 13 страниц — 3250 слов 14 страниц — 3500 слов 15 страниц — 3750 слов 16 страниц — 4000 слов 17 страниц — 4250 слов 18 страниц — 4500 слов 19 страниц — 4750 слов 20 страниц — 5000 слов 21 страница — 5250 слов 22 страницы — 5500 слов 23 страницы — 5750 слов 24 страницы — 6000 слов 25 страниц — 6250 слов 26 страниц — 6500 слов 27 страниц — 6750 слов 28 страниц — 7000 слов 29 страниц — 7250 слов 30 страниц — 7500 слов 31 страница — 7750 слов 32 страницы — 8000 слов 33 страницы — 8250 слов 34 страницы — 8500 слов 35 страниц — 8750 слов 36 страниц — 9000 слов 37 страниц — 9250 слов 38 страниц — 9500 слов 39 страниц — 9750 слов 40 страниц — 10000 слов 50 страниц — 12500 слов 60 страниц — 15000 слов 70 страниц — 17500 слов 80 страниц — 20000 слов 90 страниц — 22500 слов 100 страниц — 25000 слов 110 страниц — 27500 слов 120 страниц — 30000 слов

14 долларов.