Этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте: Репозиторий БГПУ: Недопустимый идентификатор

Значение игровой деятельности в дошкольном возрасте

Дошкольное детство — достаточно большой отрезок жизни ребёнка.

Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой » неудержимостью онтогенического потенциала к развитию». Это период овладения социальным пространством человеческих отношений не только через общение с близкими взрослыми, но и через игровые и реальные отношения со сверстниками.1

Ребёнок — дошкольник испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно ему недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из данного противоречия и рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Сюжетно — ролевые игры в их собственно смысле возникают к концу третьего года жизни ребёнка. Их появление связано с рядом условий: наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накопление предметных игровых действий, наличие игрушек, частотой общения с взрослыми, развитием самостоятельности детей.

Игровая деятельность на протяжении дошкольного возраста не остаётся неизменной. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволяет выделить следующие основные направления развития игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста:

— изменение количества участников и взаимоотношений между ними;

— обогащение игровых действий;

— развитие содержания сюжетной игры;

— расширение тематики игр;

— изменение требований к игрушке.

Я предлагал выделять 4 уровня (этапа) развития сюжетно — ролевой игры, за основу я взяла труды известного психолога Д.Б. Эльконина ( 1978).

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые.

Действия однообразны и часто повторяются. Роли ещё не обозначаются. На первом этапе сюжетно — ролевой игры дошкольники охотно играют с взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет — заменитель, ранее использованный в игре

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры — действия с предметом. Однако теперь эти действия развёртываются более полно и последовательно, в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения играющих кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В группы объединяются по 2 — 3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры — по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленные на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяется ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемещается с параллельным действием партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесённых с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают в играх не только быт, но и труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвёртый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых с друг другом. Тематика игр разнообразная и она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей (обыгрывание сцен из литературных произведений, кинофильмов, телепередач и т.п.). Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения участников устойчивы. Они строятся на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры данного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существует продолжительное время. В игре теперь чётко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда его изготовления (игрушек — самоделок). Требования соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлечённых в игру дошкольников увеличивается до 5-6 человек.

2

На четвёртом этапе, то есть к старшему дошкольному возрасту начинают довольно ярко проявляться индивидуальные особенности игровой деятельности в целом и игрового творчества каждого ребёнка.

У детей — «сочинителей» творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов, для них характерно осуществление игры в речевом плане и воображении. Такие дети рано переходят к игре — фантазированию.

Дети — «исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя для этого разнообразные средства: мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.

Дети — «режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами партнёров по игровой деятельности, способствуя их согласованию.3

Необходимо учитывать, что представленное выше распределение по уровням носит несколько условный характер. Эти уровни отражают общее развитие сюжетно — ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни, как правило, сосуществуют.

На протяжении всего дошкольного возраста игра как ведущая деятельность оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Она способствует накоплению социального опыта.

Именно в игре дети учатся полноценному общению с друг с другом. В процессе сюжетно — ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Дошкольник, выбирая и исполняя предметную роль, имеет соответствующий образ — например, мамы, доктора, воспитатели, водители — и образцы его действий. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоциональна насыщена и становится для ребёнка его реальной жизнью

4.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности (в частности, в учебной).

В игре развивается мотивационно — потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения: от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, ребёнок постепенно переходит к мотивам — намереваниям.

В игре дошкольники учатся менять свою позицию, мысленно вставать на место другого, учитывать требования роли и координировать разные точки зрения.

Отсутствие у детей жизненного опыта и стремление узнать обо всём как можно скорее делают дошкольников максималистами. «Так бывает», «Так не бывает», » Это хорошо», » Это плохо» — распространённые формы детских оценок, высказываемых в процессе игры.

Отсюда — повышенный интерес, уважение к правилам. У старших дошкольников главным в содержании игры становится подчинение правилам. Самоограничение, дисциплина отношений выдвигаются на первый план. В игре дети с большей легкостью согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых на себя ролей5.

Этап ролевого соподчинения и согласования действий совпадает с возникновением относительно продолжительного интереса к кому — либо из сверстников. В сущности, игра становится для старших дошкольников уже предлогом для активного общения.

Однако совместное действие с другим ребёнком в условиях почти полного отсутствия социальных навыков представляют собой очень сложную задачу. Чтобы наладить отношения со сверстником и при этом не потерять его расположение, ребёнок ищет пути к взаимопониманию.

Некоторое кажущееся легкомыслие в отношениях, частые смены партнеров по игре объясняются стремлением освоить человеческие взаимоотношения. Заводя новые и новые приятельские отношения, ребёнок, по выражению В.С. Мухиной, » открывает для себя множество поведенческих форм, которые дают ему известную свободу в группе сверстников»6.

То есть если сюжет игры позволяет ребёнку 0ознакомиться с деятельностью и взаимоотношениями, складывающиеся в процессе совместной деятельности со сверстниками, учат дошкольника умению вести себя в различных ситуациях. При этом каждый ребёнок учится вести себя сообразно общей ситуации игры, требованиям данной группы детей и собственным индивидуальным способностям. Выбор поведения зависит от общего состава детей и от оценки собственных возможностей. Однако, как отмечают психологи, место, занимаемое в игре, далеко не всегда определяет меру активности или пассивности ребёнка.7

В дошкольном возрасте, в процессе совместной игровой деятельности со сверстниками, развивающаяся у детей потребность в признании находит своё выражение в притязании на значимое для всех место в группе сверстников. Более того, игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует и развитию познавательной сферы.

В игре ребёнок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщённые значения слов и т.д. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребёнка. Так, от мышления в предметном манипулировании ребёнок переходит к мышлению представлениями уже тогда, когда начинает давать предмету не его собственное название (хотя ребёнок хорошо его знает), а название того предмета, который нужен в данный игровой ситуации. В этом случае выбранная вещь выступает, во — первых, как своеобразная внешняя опора для мысли о подразумеваемом предмете и, во — вторых, как опора для реальных действий с этим предметом.

Таким образом, в ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мысленном плане.8

Первоначально, конечно, действие в мысленном плане протекает только при опоре на реальные предметы. Ребёнок от реальных действий с предметами, которым он даёт новые названия и, следовательно, новые функции, постепенно переходит к внутренним, собственно умственным действиям. Основу для перехода к умственным действиям составляют сокращение и обобщение игровых действий.

В процессе игровой деятельности от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний и умений в различных областях. Играя, ребёнок самостоятельно решает мыслительные задачи, описывает различные предметы, выделяет их характерные признаки и т.п.

В процессе игр обогащается запас знаний об окружающем мире, пополняется лексический запас, развивается знако-символическая функция сознания как возможность замещения предмета другим предметом, знаком.

В игре дошкольники развивают воображение (через импровизацию в реализации замысловатых сюжетов), произвольную память, преодолевают познавательный эгоцентризм (следованию своему представлению о вещах).

Итак, сюжетно — ролевая игра как ведущая деятельность развивается на протяжении дошкольного возраста. Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально — волевая сфера.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Развитие игровой деятельности и ее структурные компоненты

Развитие игровой деятельности и ее структурные компоненты

Игра – очень важный и особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Для педагогов очень важны знания о закономерном становлении игровой деятельности дошкольников, с их помощью происходит диагностика и систематизация рекомендаций по организации игровой деятельности детей.

На всех стадиях формирования игровая деятельность постоянно меняется на протяжении всего детства.

При изучении игровой деятельности С.Л. Новоселова делает акцент, что игра ребенка в своем становлении проходит два этапа.

Первый этап – игровые действия возникают у детей раннего возраста в процессе приобретения предметных навыков действия – это предметно-игровая деятельность. В своем развитии она проходит два этапа: ознакомительный и отобразительный. На ознакомительном этапе игра реализуется через манипуляции с игрушками. Постепенно к полугоду ребенок с помощью взрослых знакомится со свойствами игрушек, он запоминает особенности разных предметов (собирает пирамидку, складывает кубики), все это характерно для отобразительного этапа предметно-игровой деятельности в возрасте от полугода до полутора лет ребенка.

Второй этап – это ролевая игра дошкольника, ее главной задачей является общение.

Приблизительно ко второй половине второго года дети испытывают острую необходимость в совместной деятельности со взрослыми. Ребенок наблюдает за взрослыми выделяя их действия.

В этот период жизни он вступает на новый этап игровой деятельности. Ребенок при участии взрослых, присоединяя прежний опыт, полученный в предметной игре, отожествляет повседневные действия людей с предметами в соответствии с их назначением. Ребенок выполняет определенные действия согласно условной цели, его действия становятся условными, а результат воображаемым. Этот этап развития игры называют сюжетно-отобразительным.

У детей на третьем году жизни происходит значительное обогащение сюжетно-отобразительной игры. У ребенка создается образ взрослого и его действий. Он постоянно сравнивает действия взрослого со своими действиями, в ходе чего возникает игровая цель. Возникновение игровых действий и цели возможно только при участии взрослого. Подражая взрослым, ребенок движется к достижению игровой цели. На этой ступени развития игры, дети играя воспроизводят действия взрослых, их манеру поведения в реальной жизни.

В развитии детской игры изначально сюжет описывает деятельность одного персонажа с конкретными предметами в одной или последовательных ситуациях. Далее сюжеты игры включают несколько персонажей с набором отдельных связей. Персонажи в таком случае связаны их включением в общую ситуацию роли, посредством последовательного обмена действиями. Примерно к концу третьего года жизни появляются сюжеты, в которых даны определенные отношения персонажей.

На третьем году жизни у ребенка от умения играть с игрушками возникает интерес к игре окружающих ровесников. Ребенок стремится подражать их действиям, происходит зарождение взаимоотношений. Далее дети включаются в игру рядом играющего сверстника, радуются совместным достижениям, высказывают жалобы к качеству выполнения действий.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что развитие игровой деятельности на начальных этапах формирует первые игровые навыки, развивает способность ставить и решать игровые задачи, возникает потребность в общении со сверстниками, в совместных играх. Это создает предпосылки для перехода игры к сюжетно-ролевой, которая возникает на границе раннего и дошкольного возраста и интенсивно развивается в дошкольном детстве.

К предпосылкам возникновения сюжетно-ролевой игры, можно отнести:

1. Дети начинают использовать в своей предметы, которые замещают предметы реального мира;

2. У детей происходит усложнение состава действий. Таким образом возникает ряд игровых действий, которые отражают логику окружающего мира;

3. Дети действуют обобщено и отдалено от предмета;

4. Начинается сравнение действий детей с деятельностью окружающих взрослых;

5. Дети отделяются от взрослых, в этом случае взрослый становится образцом. Дети действуют без посторонней помощи, но подражая взрослому.

Стремление ребенка к самостоятельности, желание копировать действия взрослых, он старается во всем подражать старшим, хочет принимать активное участие в деятельности взрослых. Все это является зачатком формирования другого этапа игровой деятельности – сюжетно-ролевой.

На границе раннего и дошкольного возраста у детей преобладает сюжетно-ролевая игра, и к середине дошкольного возраста достигает максимального развития. Моделью взаимоотношений в мире взрослых для детей является сюжетно-ролевая игра. Это игровая деятельность формируется на более расширенном представлении о деятельности взрослых, их взаимоотношениях, она носит социальный характер. Если прислушаться и приглядеться к играющим детям, то можно увидеть, что в игре происходит отражение окружающей действительности.

Ребенок стремится активно участвовать в жизни взрослых, и все свои представления и фантазии переносит в игру. В игре поведение ребенка определяет образ взрослого, каким он его видит. Участники игры взаимодействуют друг с другом при этом, копируя реальные взаимоотношения взрослых между собой.

Д.Б. Эльконин в своих работах особое внимание уделял сюжетно-ролевой игре, исходя из своих исследований, он определил ее структуру и разделил на компоненты, в современной педагогике данная концепция носит центральный характер:

1. Первым компонентом является роль, которую берет на себя ребенок, является центральным компонентом сюжетно-ролевой игры;

2. Вторым компонентом является ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли;

3. Третьем компонентом являются игровые действия;

4. Четвертым компонентом является содержание игры;

5. Пятым компонентом являются игровые правила;

6. Шестым компонентом являются ролевые и реальные отношения;

7. Седьмым компонентом являются игровые предметы и предметы-заместители.

Исполняя роль, ребенок действует не так, как хочет, а так как это предполагается ролью, социальными нормами и правилами поведения. Дошкольник встает на позиции разных людей, в рамках одного сюжета он оценивает ситуацию с позиции нескольких людей. Из этого следует что, дошкольнику не только открываются правила поведения, но и их значимость для создания положительных взаимоотношений с людьми. Формируется осознанное подчинение правилам. В процессе сюжетно-ролевой игры раскрывается ее общественная польза, она позволяет понять дошкольнику мотивы трудовой деятельности ее социальный смысл.

Роль выполняется с помощью определенных игровых действий. С возрастом игровые действия обобщаются и носят условный характер, часто заменяются фразами. Осваиваются разнообразные игровые действия, которые позволяют дошкольнику наиболее точно реализовать роль. Появляются игры в воображаемом плане, когда ребенок переходит к игре с воображаемыми предметами.

Игра всегда подразумевает воображаемую ситуацию, составом которой являются ее сюжет и содержание. Сюжетом является сфера действительности, которую моделируют дети в игре. Таким образом, выбор сюжета всегда опирается на конкретные знания ребенка. Именно поэтому для дошкольного возраста характерны игры в «семью» они любимые для детей, так как они имеют о них наиболее полное представление.

Дети со временем начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и фильмов. Эту особенность можно наблюдать с четырех лет малыша. Палитра сюжетов зависит от богатства детского воображения

Младшим дошкольникам сюжет игры подсказывает игрушка или атрибут, попавший в поле зрения и привлекший их внимание. Их игра характеризуется не длительностью, неустойчивостью сюжетов, однообразностью. На протяжении игры прослеживается одна, реже две сюжетные линии.

Средние дошкольники начинают планирование сюжета до еще до начала игры, опираясь на свои интересы. Игра состоит из нескольких сюжетных линий, дети объединяют игры с разными сюжетами. Постепенно все больше отходя от опоры на реальные предметы и практические действия, игровая деятельность становится воображаемой. В соответствии с сюжетом подбираются предметы, а не предмет лежит в основе сюжета. Теперь, дошкольник все чаще находит за внешними действиями и атрибутами скрытые социальные мотивы.

Ребенок в своей игре применяет: игрушки, атрибуты и предметы-заместители, которые возникают в проблемной ситуации. Например, кукле нужно измерить температуру, а градусника нет, взрослый помогает найти подходящий предмет – карандаш будет вместо градусника. Настоящие замещение происходит, когда ребенок называет предмет-заместитель в соответствии с его придуманной функцией. Такие замещения обогащают игру дошкольника, расширяют возможности моделирования действительности и способствуют развитию знаково-символической системы.

Следовательно, в сюжетно-ролевой игре ребенком осуществляется символизация двух видов: он моделирует человеческие действия, посредством перенесения действия со одного предмета на другой при его переименовании; ребенок берет на себя роль, воспроизводя жизнь взрослых.

Чем старше ребенок, тем самостоятельнее он относится к выбору и использованию предметов-заместителей, меньшее значение придается внешнему сходству, а большее функциональному. Шире круг предметов, которые используются в замещении.

Предметы-атрибуты также имеют важное значение для развития игровой деятельности. Они оказывают помощь ребенку при взятии на себя роли, планировании сюжета, создании игровой ситуации. Они облегчают ролевое поведение ребенка, обеспечивая внешние условия для реализации роли. В старшем дошкольном возрасте внешние атрибуты, сменяются представлениями о функции взрослых.

Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является, то что в ней складываются ролевые и реальные отношения между детьми. Ролевые отношения определяются выбором и распределением ролей, если дети не смогут договориться, то игра заканчивается или кто-то из детей выходит из нее. Таким образом, в совместной игре дошкольник учится уступать сверстникам.

С возрастом у дошкольника все более выражено стремление к совместной игре со сверстниками, для того чтобы войти в игровое объединение, он готов согласиться выполнять непонравившуюся роль. Подчиняясь правилам других детей, он сдерживает свои личные желания.

При выборе товарищей для совместной игры дошкольник исходит из своих симпатий, выделяет нравственные качества партнера, его умение играть, наличие привлекательных игрушек.

Второй вид отношений, составляющий реальные отношения, которые возникают в игре. Имеют место тогда, когда ребенок выходит из роли и обсуждает со сверстниками дальнейший ход игры, соблюдение правил. Часто реальные отношения противоречат ролевым, и возникают конфликты, чем старше ребенок, тем чаще такие разногласия решаются в пользу реальных отношений. Потребность игры с ровесниками ставит перед ребенком определенные задачи, что приводит к развитию коммуникативных навыков.

Исследуя игровую деятельность детей, Д. Б. Эльконин выдвинул четыре уровня развития детской игры:

А) На первом уровне игра реализуется в действиях с конкретными предметами, которые направлены на партнера в игре. В игре детей на данном уровне роль присутствует, но определяется она действием, а не роль определяет действие. Содержание игры проявляется в определенном повторении одного игрового действия. Наблюдается легкое нарушение действий без возражений со стороны ребенка;

Б) На втором уровне игра также реализуется в действиях с конкретными предметами, но действия в игре соответствуют реальным действиям. Роли называются и выполняются детьми. Действия определяются логикой последовательности реальной жизни, нарушение которой не принимается;

В) На третьем уровне игра реализуется в выполнении роли и действий, которые возникают из условий роли. Роли выявлены и распределяются еще до игры. Действия выполняются в соответствии ролью, которую взял ребенок. В случае если логика действий нарушается дети протестуют;

Г) На четвертом уровне игра реализуется в выполнении действий, которые связаны с отношениями к другому человеку. Роли выявлены и определяют поведение ребенка на протяжение всей игры. У детей на этом уровне наблюдается ролевая речь. Игровые действия носят четко последовательный характер и воссоздают логику реальности. Если логика и правила нарушились – это отвергается детьми.

Социальные этапы игры для детей от 0 до 6 лет

Любая деятельность вашего ребенка (организованная или неструктурированная), которая кажется ему интересной, считается игрой. Игра — это гораздо больше, чем просто развлечение. Играя, ваш ребенок учится и развивает важные навыки, которые он будет использовать на протяжении всей своей жизни.

В раннем детстве есть 6 стадий игры, каждая из которых важна для всех областей развития.

Незанятая игровая площадка – 0–3 месяца

  • Младенцы бесцельно двигают руками и ногами. Они учатся двигаться, и это начало игры.
  • Младенцы наблюдают за своим миром.

Игра в одиночку – 0–2 года

  • Дети часто играют в одиночку и, кажется, не интересуются тем, что делают другие.
  • Это важно, потому что учит детей, как развлекать себя.

Зрительская игра – 2 года

  • Дети наблюдают, как другие играют, но не присоединяются к игре. Они часто используют язык, чтобы узнать больше о пьесе.
  • Это обычная форма игры в возрасте 2 лет, но ее можно проводить в любое время.

Параллельная игра – 2-3 года

  • Дети играют рядом друг с другом, но очень мало взаимодействуют друг с другом. Они могут иметь похожие игрушки и копировать друг друга.
  • Социальные навыки приобретаются путем наблюдения.

Совместная игра – 2-3 года

  • Дети больше интересуются играми с другими людьми, чем с игрушками.
  • Они могут разговаривать и общаться друг с другом.
  • Они могут торговать игрушками.
  • Нет правил.
  • Этот вид игры развивает решение проблем/сотрудничество.

Совместная/социальная игра – 4-6 лет

  • Дети интересуются как людьми, так и деятельностью.
  • Группы более формализованы с лидером.
  • Детям могут быть назначены разные роли.
  • Игра организована вокруг конкретных задач и достижения целей, разработанных группой.
  • Этот вид игры объединяет навыки со всех других уровней.
  • Необходим для социального и группового взаимодействия.
  • После 6 большая часть игры делится на мужские и женские группы.

Игра важна, потому что:

  • Мы биологически запрограммированы играть.
  • Это дает детям возможность практиковать навыки, которые им понадобятся в будущем.
  • Поощряет навыки принятия решений.
  • Учит детей работать вместе.
  • Учит детей разрешать конфликты и отстаивать интересы.
  • Позволяет детям обсуждать то, что им нравится.

Игра настолько важна, что в статье 31 Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что дети имеют право «участвовать в играх и развлекательных мероприятиях».

Если вашему ребенку трудно научиться играть с другими, вы можете:

  • Сначала устраивайте свидания с одним ребенком.
  • Для игры может потребоваться взрослый.
  • Находите моменты для обучения/демонстрации игры во время вечеринок/структурированных мероприятий.
  • Занимайтесь семейными делами, такими как настольные игры или игры на развитие крупной моторики.

Домашние игры:

  • Воображаемая игра с предметами домашнего обихода.
  • Поиграй в песочнице.
  • Играйте с уличными игрушками.
  • УНО
  • Лего и строительные игрушки.
  • Беда – настольная игра.
  • Готовьте вместе с детьми и другими людьми.
  • Игра с переодеванием.
  • Играйте с переработанными предметами домашнего обихода.

Если вашему ребенку трудно играть самостоятельно или с другими, когда он станет старше, поговорите со своим семейным врачом, участковой медсестрой, эрготерапевтом или логопедом.

Будьте в безопасности, счастливы и здоровы,

Деб

Каковы 6 этапов игры в раннем детстве?

Вы когда-нибудь замечали, что вашему ребенку нравится играть в одиночестве, и задавались вопросом, нормально ли это? Или, может быть, вы заметили, что вашему ребенку нравится смотреть, как другие играют, но не присоединяться к ним. На самом деле это нормальные этапы, через которые проходят дети, называемые этапами игры .

В этой статье вы узнаете о важности игры в раннем детстве, о том, как игра связана с Монтессори, и о 6 стадиях игры по Партену.


Недавно в Psychology Today была опубликована несколько спорная статья о негативных долгосрочных последствиях, вызванных тяжелой академической дошкольной программой.

Вы можете прочитать эту статью здесь. Это в основном подтверждает то, что уже было определено бесчисленными исследованиями в прошлом: Маленьким детям нужно разрешить ИГРАТЬ .

Почему важна игра?

Однажды я увидел, как родитель спросил в группе в Facebook, какие навыки необходимы, чтобы подготовить ее ребенка к детскому саду. Подавляющее число ответов от педагогов дошкольного образования касались социально-эмоциональных навыков.

НЕ азбука, счет или письмо. Учителя предложили сосредоточиться на социально-эмоциональных навыках, таких как коммуникация, умение делиться/очереди и определять эмоции других и самих себя.

Как родители, мы можем увлечься тем, что наш ребенок «знает», и сравнивать его с другими, забывая, что без основных социально-эмоциональных навыков мы настраиваем его на неудачу в школе и в дальнейшей жизни.

Through play children develop: 

  • Social-Emotional skills (turn-taking, empathy/emotions) 
  • Language and communication 
  • Problem solving 
  • Math
  • Двигательные навыки
  • Креативность/воображение

Не говоря уже о том, что они усваивают материал, полученный в игре, гораздо легче, чем механическое заучивание.

Игра и Монтессори   

Существует множество заблуждений относительно отношения Марии Монтессори к игре. Некоторые люди думают, что Монтессори — это сплошная рутина и ригидность, без какой-либо свободной игры, но это просто неправда .

Детям предоставляется свобода выбора занятий или «работы». Это может быть одиночное занятие или занятие с другими детьми.

Несмотря на некоторые убеждения, Монтессори-образование не препятствует воображению. Классы Монтессори предоставляют множество возможностей для открытых игр и общения со сверстниками.

Суть в том; Обучение на основе Монтессори способствует развитию 6 стадий игры Партена.

6 этапов игры Партена 

Милдред Партен Ньюхолл была американским социологом и исследователем в Институте детского развития Миннесотского университета.

Изучив детей в возрасте от 2 до 5 лет во время коротких одноминутных бесплатных игр, она разработала теорию шести стадий игры и написала об этом в своем 1929 диссертаций.

Незанятая игра

Этот этап, который начинается в возрасте 0-3 месяцев, закладывает основу для других этапов игры. На этом этапе младенцы наблюдают за окружающим миром.

Их «игра» не организована, а исследует все их чувства.

Советы по поддержке и поощрению незанятых игр: В течение первых нескольких месяцев важно давать младенцам возможность исследовать мир.

Не забудьте предоставить различные материалы, текстуры и впечатления. Мобиль Монтессори — отличная игрушка для этого этапа.

Одиночная/самостоятельная игра

В возрасте от 0 до 2 лет они начинают играть с игрушками или предметами, не обращая особого внимания на других.

Благодаря самостоятельной игре они начнут осваивать базовые навыки, такие как постоянство объекта и понятие гравитации.

Советы по поддержке и поощрению самостоятельной игры: Создайте пространство «Да», где они могут свободно играть в безопасности. Также полезно определить, в какой игровой схеме они участвуют, чтобы стимулировать дальнейшую независимую игру.

Игра со зрителем/зрителем

На этом этапе игры дети наблюдают за игрой других детей, но не присоединяются к ним. Родители или опекуны могут испытывать желание побудить ребенка присоединиться к другим детям в их игре, но этот этап важный.

Они берут в все , как в младенчестве во время безлюдной игры. Они узнают, как играют другие дети, узнают социальные взаимодействия и правила игры. Дети начинают проявлять эту стадию игры примерно в 2 года.

Советы по поддержке и поощрению игры со зрителем : На этом этапе важно доверять своему ребенку и не подталкивать его к игре с другим ребенком (детями). Может показаться бессмысленным устраивать игровые свидания в это время, но это хорошая идея, если вы еще этого не сделали.

Параллельная игра

Это когда ребенок играет рядом с другим ребенком, возможно, с теми же игрушками или занятием, но не взаимодействуя друг с другом. Они могут подражать другому ребенку, но не играть «с» им. Параллельная игра распространена около 2-3 лет.

Отсутствие взаимодействия может иногда беспокоить родителей, но важно знать, что этот этап является нормальным и жизненно важным переходом к следующему этапу.

Советы по поддержке и поощрению параллельной игры : Параллельная игра с ребенком. Просто присоединяйтесь к своему ребенку в выбранной им деятельности, но занимайтесь своими делами.

Для этого идеально подходят такие вещи, как пластилин или отдельные пазлы. Цель Монтессори — не мешать ребенку сосредоточиться, и это идеальное время, чтобы практиковать это, имея при этом возможность наблюдать.

Ассоциативная игра

Примерно в возрасте 3–4 лет дети начинают взаимодействовать с другими детьми во время игры, возможно, выполняя те же действия, но не обязательно организованно и синхронно.

Здесь начинают применяться на практике навыки, которым они научились во время игры со зрителем и в параллельной игре. Им интересно общаться с другим ребенком, а не только с игрушкой.

Советы по поддержке и поощрению ассоциативной игры : Имейте игрушки с открытым концом, с которыми могут играть одновременно разные дети (ролевые игры, кубики, Magna-плитки).

Совместная игра

Совместная игра

Дети начинают играть вместе с общей целью, обычно в возрасте 4-6 лет. Они взаимодействуют друг с другом и играют с одними и теми же игрушками или материалами. Через совместную игру они учатся общению и разрешению конфликтов.

Советы по поддержке и поощрению совместной игры : Участвуйте в мероприятиях, где вы должны работать вместе. Такие вещи, как работа по дому, групповое творчество и семейные настольные игры, являются прекрасными возможностями для совместной игры.

Американская академия педиатрии утверждает, что «игра необходима для развития».

Поощряя эти 6 этапов игры, вы способствуете развитию мозга и многочисленным жизненно важным навыкам.

Если возможно, попробуйте игровую среду обучения, а не академическую школу/школу под руководством учителя. Если ваш ребенок постоянно находится дома с вами, как и мой, попробуйте привести его в места, где он будет открыт для других детей (игровые встречи, занятия для родителей и детей, игровые площадки и т. д.).

Важно отметить, что возраст, указанный для каждой стадии, является общим ориентиром, и каждый ребенок индивидуален.