Этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте: Репозиторий БГПУ: Недопустимый идентификатор
1.1 Этапы формирования игровой деятельности детей. Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей
Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей
курсовая работа
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.
Следующий этап игровой деятельности получил название Отобразительной игры, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно — отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.
Кроме того, хорошее игро — действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.
Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста.
По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
Итак, сформированности игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающий в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения како гота конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).
Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.
Первая группа — это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер — ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.
Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.
Вторая группа — это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного — эстетического воспитания дошкольников.
Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.
В группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры — драматизации, игры- развлечения.
Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке и т.д.
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «программой воспитания и обучении в д /с» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.
Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную активность детей и реальной жизни. Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно-эстетической позиции среди сверстников и взрослых.
Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Умственное воспитание детей в игре
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи — тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.
Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.
Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.
Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.
Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими.
Во — первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность — воображаемая ситуация.
Во — вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию, невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы и получив ответ, приобретает вполне ясные знания, однако новая информация вызывает новые вопросы. Так происходит непрерывный ход познания. Он совершается в практической деятельности и в игре. Игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.
Очень важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу.
Особенно показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей.
Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить собой образ другого человека — взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием.
Формирование нравственных отношений в игре
Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.
Так постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий. Психолог Д. Б. Эльконин выделил 3 стадии этого процесса.
1. Ребенок сосредоточен на познании свойств и качеств предметов, возможности действия с ними. Удовлетворив свой интерес к предметам, ребенок начинает проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. Таким образом, на этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений.
2. Интерес детей перемещается в сферу взаимоотношений взрослых.
Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений.
3. Предметные действия, даже самые привлекательные, ребенок подчиняет главной игровой цели, определяемой игровой ролью. Центром внимания становится другой человек. Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей, т. е. деятельность дошкольников приобретает общественную направленность. Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитания положительных отношений к ним.
Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения, одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер игры, возможно лишь при правильном педагогическом руководстве.
С помощью игровых обращений можно активизировать формируемые у детей нравственные отношения и пополнить развиваемый сюжет многочисленными эпизодами. Педагог легко достигает требуемой цели, если вступает с детьми в ролевые отношения. Советы, предложения, вопросы, напоминания взрослого должны адресоваться ребёнку — исполнителю определённой роли. Педагог руководит игрой, активизируя и совершенствуя нравственный опыт дошкольника. В итоге самостоятельное общение в игре происходит на достаточно высоком моральном уровне и характеризуется длительностью, слаженностью отношений между всеми детьми.
Эмоциональное развитие детей в игре
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, установление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.
У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.
У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.
Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности.
Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.
Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.
Однако большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.
Определив значение детской игры для всестороннего развития личности ребенка, рассмотрим теперь различные подходы к изучению игровой деятельности умственно отсталых детей, рассмотрев для начала особенности высшей нервной деятельности данных проблемных детей.
ребёнок умственная отсталость
Развитие игровой деятельности и ее структурные компоненты
Развитие игровой деятельности и ее структурные компоненты
Игра – очень важный и особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Для педагогов очень важны знания о закономерном становлении игровой деятельности дошкольников, с их помощью происходит диагностика и систематизация рекомендаций по организации игровой деятельности детей.
На всех стадиях формирования игровая деятельность постоянно меняется на протяжении всего детства.
При изучении игровой деятельности С.Л. Новоселова делает акцент, что игра ребенка в своем становлении проходит два этапа.
Первый этап – игровые действия возникают у детей раннего возраста в процессе приобретения предметных навыков действия – это предметно-игровая деятельность. В своем развитии она проходит два этапа: ознакомительный и отобразительный. На ознакомительном этапе игра реализуется через манипуляции с игрушками. Постепенно к полугоду ребенок с помощью взрослых знакомится со свойствами игрушек, он запоминает особенности разных предметов (собирает пирамидку, складывает кубики), все это характерно для отобразительного этапа предметно-игровой деятельности в возрасте от полугода до полутора лет ребенка.
Второй этап – это ролевая игра дошкольника, ее главной задачей является общение.
Приблизительно ко второй половине второго года дети испытывают острую необходимость в совместной деятельности со взрослыми. Ребенок наблюдает за взрослыми выделяя их действия.
В этот период жизни он вступает на новый этап игровой деятельности. Ребенок при участии взрослых, присоединяя прежний опыт, полученный в предметной игре, отожествляет повседневные действия людей с предметами в соответствии с их назначением. Ребенок выполняет определенные действия согласно условной цели, его действия становятся условными, а результат воображаемым. Этот этап развития игры называют сюжетно-отобразительным.
У детей на третьем году жизни происходит значительное обогащение сюжетно-отобразительной игры. У ребенка создается образ взрослого и его действий. Он постоянно сравнивает действия взрослого со своими действиями, в ходе чего возникает игровая цель. Возникновение игровых действий и цели возможно только при участии взрослого. Подражая взрослым, ребенок движется к достижению игровой цели. На этой ступени развития игры, дети играя воспроизводят действия взрослых, их манеру поведения в реальной жизни.
В развитии детской игры изначально сюжет описывает деятельность одного персонажа с конкретными предметами в одной или последовательных ситуациях. Далее сюжеты игры включают несколько персонажей с набором отдельных связей. Персонажи в таком случае связаны их включением в общую ситуацию роли, посредством последовательного обмена действиями. Примерно к концу третьего года жизни появляются сюжеты, в которых даны определенные отношения персонажей.
На третьем году жизни у ребенка от умения играть с игрушками возникает интерес к игре окружающих ровесников. Ребенок стремится подражать их действиям, происходит зарождение взаимоотношений. Далее дети включаются в игру рядом играющего сверстника, радуются совместным достижениям, высказывают жалобы к качеству выполнения действий.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что развитие игровой деятельности на начальных этапах формирует первые игровые навыки, развивает способность ставить и решать игровые задачи, возникает потребность в общении со сверстниками, в совместных играх. Это создает предпосылки для перехода игры к сюжетно-ролевой, которая возникает на границе раннего и дошкольного возраста и интенсивно развивается в дошкольном детстве.
К предпосылкам возникновения сюжетно-ролевой игры, можно отнести:
1. Дети начинают использовать в своей предметы, которые замещают предметы реального мира;
2. У детей происходит усложнение состава действий. Таким образом возникает ряд игровых действий, которые отражают логику окружающего мира;
3. Дети действуют обобщено и отдалено от предмета;
4. Начинается сравнение действий детей с деятельностью окружающих взрослых;
5. Дети отделяются от взрослых, в этом случае взрослый становится образцом. Дети действуют без посторонней помощи, но подражая взрослому.
Стремление ребенка к самостоятельности, желание копировать действия взрослых, он старается во всем подражать старшим, хочет принимать активное участие в деятельности взрослых. Все это является зачатком формирования другого этапа игровой деятельности – сюжетно-ролевой.
На границе раннего и дошкольного возраста у детей преобладает сюжетно-ролевая игра, и к середине дошкольного возраста достигает максимального развития. Моделью взаимоотношений в мире взрослых для детей является сюжетно-ролевая игра. Это игровая деятельность формируется на более расширенном представлении о деятельности взрослых, их взаимоотношениях, она носит социальный характер. Если прислушаться и приглядеться к играющим детям, то можно увидеть, что в игре происходит отражение окружающей действительности.
Ребенок стремится активно участвовать в жизни взрослых, и все свои представления и фантазии переносит в игру. В игре поведение ребенка определяет образ взрослого, каким он его видит. Участники игры взаимодействуют друг с другом при этом, копируя реальные взаимоотношения взрослых между собой.
Д.Б. Эльконин в своих работах особое внимание уделял сюжетно-ролевой игре, исходя из своих исследований, он определил ее структуру и разделил на компоненты, в современной педагогике данная концепция носит центральный характер:
1. Первым компонентом является роль, которую берет на себя ребенок, является центральным компонентом сюжетно-ролевой игры;
2. Вторым компонентом является ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли;
3. Третьем компонентом являются игровые действия;
4. Четвертым компонентом является содержание игры;
5. Пятым компонентом являются игровые правила;
6. Шестым компонентом являются ролевые и реальные отношения;
7. Седьмым компонентом являются игровые предметы и предметы-заместители.
Исполняя роль, ребенок действует не так, как хочет, а так как это предполагается ролью, социальными нормами и правилами поведения. Дошкольник встает на позиции разных людей, в рамках одного сюжета он оценивает ситуацию с позиции нескольких людей. Из этого следует что, дошкольнику не только открываются правила поведения, но и их значимость для создания положительных взаимоотношений с людьми. Формируется осознанное подчинение правилам. В процессе сюжетно-ролевой игры раскрывается ее общественная польза, она позволяет понять дошкольнику мотивы трудовой деятельности ее социальный смысл.
Роль выполняется с помощью определенных игровых действий. С возрастом игровые действия обобщаются и носят условный характер, часто заменяются фразами. Осваиваются разнообразные игровые действия, которые позволяют дошкольнику наиболее точно реализовать роль. Появляются игры в воображаемом плане, когда ребенок переходит к игре с воображаемыми предметами.
Игра всегда подразумевает воображаемую ситуацию, составом которой являются ее сюжет и содержание. Сюжетом является сфера действительности, которую моделируют дети в игре. Таким образом, выбор сюжета всегда опирается на конкретные знания ребенка. Именно поэтому для дошкольного возраста характерны игры в «семью» они любимые для детей, так как они имеют о них наиболее полное представление.
Дети со временем начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и фильмов. Эту особенность можно наблюдать с четырех лет малыша. Палитра сюжетов зависит от богатства детского воображения
Младшим дошкольникам сюжет игры подсказывает игрушка или атрибут, попавший в поле зрения и привлекший их внимание. Их игра характеризуется не длительностью, неустойчивостью сюжетов, однообразностью. На протяжении игры прослеживается одна, реже две сюжетные линии.
Средние дошкольники начинают планирование сюжета до еще до начала игры, опираясь на свои интересы. Игра состоит из нескольких сюжетных линий, дети объединяют игры с разными сюжетами. Постепенно все больше отходя от опоры на реальные предметы и практические действия, игровая деятельность становится воображаемой. В соответствии с сюжетом подбираются предметы, а не предмет лежит в основе сюжета. Теперь, дошкольник все чаще находит за внешними действиями и атрибутами скрытые социальные мотивы.
Ребенок в своей игре применяет: игрушки, атрибуты и предметы-заместители, которые возникают в проблемной ситуации. Например, кукле нужно измерить температуру, а градусника нет, взрослый помогает найти подходящий предмет – карандаш будет вместо градусника. Настоящие замещение происходит, когда ребенок называет предмет-заместитель в соответствии с его придуманной функцией. Такие замещения обогащают игру дошкольника, расширяют возможности моделирования действительности и способствуют развитию знаково-символической системы.
Следовательно, в сюжетно-ролевой игре ребенком осуществляется символизация двух видов: он моделирует человеческие действия, посредством перенесения действия со одного предмета на другой при его переименовании; ребенок берет на себя роль, воспроизводя жизнь взрослых.
Чем старше ребенок, тем самостоятельнее он относится к выбору и использованию предметов-заместителей, меньшее значение придается внешнему сходству, а большее функциональному. Шире круг предметов, которые используются в замещении.
Предметы-атрибуты также имеют важное значение для развития игровой деятельности. Они оказывают помощь ребенку при взятии на себя роли, планировании сюжета, создании игровой ситуации. Они облегчают ролевое поведение ребенка, обеспечивая внешние условия для реализации роли. В старшем дошкольном возрасте внешние атрибуты, сменяются представлениями о функции взрослых.
Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является, то что в ней складываются ролевые и реальные отношения между детьми. Ролевые отношения определяются выбором и распределением ролей, если дети не смогут договориться, то игра заканчивается или кто-то из детей выходит из нее. Таким образом, в совместной игре дошкольник учится уступать сверстникам.
С возрастом у дошкольника все более выражено стремление к совместной игре со сверстниками, для того чтобы войти в игровое объединение, он готов согласиться выполнять непонравившуюся роль. Подчиняясь правилам других детей, он сдерживает свои личные желания.
При выборе товарищей для совместной игры дошкольник исходит из своих симпатий, выделяет нравственные качества партнера, его умение играть, наличие привлекательных игрушек.
Второй вид отношений, составляющий реальные отношения, которые возникают в игре. Имеют место тогда, когда ребенок выходит из роли и обсуждает со сверстниками дальнейший ход игры, соблюдение правил. Часто реальные отношения противоречат ролевым, и возникают конфликты, чем старше ребенок, тем чаще такие разногласия решаются в пользу реальных отношений. Потребность игры с ровесниками ставит перед ребенком определенные задачи, что приводит к развитию коммуникативных навыков.
Исследуя игровую деятельность детей, Д. Б. Эльконин выдвинул четыре уровня развития детской игры:
А) На первом уровне игра реализуется в действиях с конкретными предметами, которые направлены на партнера в игре. В игре детей на данном уровне роль присутствует, но определяется она действием, а не роль определяет действие. Содержание игры проявляется в определенном повторении одного игрового действия. Наблюдается легкое нарушение действий без возражений со стороны ребенка;
Б) На втором уровне игра также реализуется в действиях с конкретными предметами, но действия в игре соответствуют реальным действиям. Роли называются и выполняются детьми. Действия определяются логикой последовательности реальной жизни, нарушение которой не принимается;
В) На третьем уровне игра реализуется в выполнении роли и действий, которые возникают из условий роли. Роли выявлены и распределяются еще до игры. Действия выполняются в соответствии ролью, которую взял ребенок. В случае если логика действий нарушается дети протестуют;
Г) На четвертом уровне игра реализуется в выполнении действий, которые связаны с отношениями к другому человеку. Роли выявлены и определяют поведение ребенка на протяжение всей игры. У детей на этом уровне наблюдается ролевая речь. Игровые действия носят четко последовательный характер и воссоздают логику реальности. Если логика и правила нарушились – это отвергается детьми.
Особенности игровой и других видов деятельности дошкольников с ДЦП
Вопрос:
Расскажите пожалуйста о особенностях игровой и других видов деятельности дошкольников с ДЦП?
Ответ: В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Ведущим видом деятельности в этот период считается игровая деятельность, однако важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Связано это в основном с двигательной патологией, поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных.
У детей с ДЦП предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, нормально развивающийся ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда уже хорошо держит голову, сидит. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предметов на ощупь. Все это имеет важное значение для развития познавательной деятельности ребенка. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры.
Это касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, строительных, музыкальных и других видов игр. Однако полноценное освоение ребенком всего спектра игр является чрезвычайно важным условием для нормального развития личности, формирования познавательных психических процессов, коммуникативных навыков, развития других видов деятельности. Как показали исследования, по уровню сформированности игровой деятельности группа детей с ДЦП не является однородной. По данным Г.Н. Малофеевой, среди больных с церебральными параличами есть группа детей (дети с лобно-подкорковыми нарушениями) с аномалиями в развитии поведения. Эмоциональное состояние этих детей выражается или в повышенной возбудимости, эйфории, хаотичности всей деятельности, импульсивности, или в подавленности настроения, аспонтанности, общей заторможенности. Даже в случаях более легкой, чем у многих, неврологической симптоматики, при относительно благоприятном фоне состояния двигательной сферы и речи, особенно ярко выступает глубокое нарушение поведения. Данная категория детей характеризуется отсутствием игрового процесса и предметной деятельности. Многие дети со спастическими параличами не умеют играть в сюжетные, ролевые и другие сложные игры. Иногда полностью отсутствует целенаправленная предметная деятельность, хотя в двигательном отношении больные могли бы свободно пользоваться руками и могли бы брать игрушки и манипулировать ими еще в раннем возрасте. Однако, по данным автора, к 8-11 годам многие из этих детей не умели играть даже в простейшие игры они, в лучшем случае, брали игрушку в руки, стучали ею по столу, по своей руке. Такая «игра» продолжалась по 25-30 мин с любым предметом. Свою «игру» дети никогда не сопровождали речью.
Динамику развития игровой деятельности у дошкольников с ДЦП изучала Н.В. Симонова. В ее исследовании состояние и динамика развития игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) оценивались по следующим параметрам: наличие мотива, замысла сюжета игры, создание игровой ситуации и принятие на себя роли, овладение приемами реализации игрового действия, планирование, регулирование и соподчинение действий по ходу игры. Результаты исследования показали следующее.
Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 4-5 лет (1-й год обучения) на момент их поступления в дошкольное учреждение носит процессуальный, подражательный характер, замысел игры отсутствует, набор операций ограничен, отмечается бедность средств выразительности, скупость или отсутствие речевого сопровождения игровых действий. На этом этапе сюжетно-ролевая игра как таковая не возникает, а имеют место одиночные игры и игры «рядом».
Целенаправленное обучение игровой деятельности с показом игровых действий и ситуаций изменяет характер игры, приводит к формированию устойчивых групп играющих «рядом» либо к подгрупповым играм на основе индивидуальных и эмоционально-личностных предпочтений. Возникает эпизодическое общение между детьми в рамках игры. Дети начинают отображать последовательность сюжетных действий, формируется и обогащается отобразительная игра, процессуальные действия, возникает использование предметов-заместителей. Под влиянием коррекционно-развивающей работы увеличивается продолжительность игры до 10-20 мин.
Таким образом, в результате обучения детей с ДЦП 4-5 лет игровой деятельности на первом году обучения отмечается динамика в развитии игры, проявляющаяся в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия приобретают характер отобразительных и даже ролевых игр.
Игровая деятельность детей с ДЦП 5-6 лет (2-й год обучения) характеризуется становлением сюжетно-ролевой игры. Расширяется тематика игр, игра структурно обогащается, увеличивается ее продолжительность, совершенствуются игровые приемы, используются предметы-заместители, игра носит групповой характер (в игре участвуют 4-5 человек), возникает принятие на себя роли, ролевое общение в игре. Такие качественно-количественные положительные изменения в игровой деятельности возможны в основном за счет грамотного психолого-педагогического сопровождения детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 6-7 лет (3-й год обучения) характеризуется незначительными изменениями структурно-динамической стороны. Однако на этом этапе появляется формирование самостоятельных творческих коллективов, сворачивается направляющая, планирующая и контролирующая роль взрослого в игре. Если раньше он был инициатором игры, то теперь только содействует игре, наблюдает за процессом, советует и помогает. В игре в большей степени и более полно отражаются взаимоотношения людей, их ролевое взаимодействие. Замысел становится творческим, игра может включать в себя несколько компонентов и состоять из нескольких сюжетов, последовательно переходящих один в другой. Продолжительность игры достигает 35 мин и более.
Таким образом, изучение состояния игры и ее динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей с ДЦП наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. Но вместе с тем игру ребенка с ДЦП и ребенка без двигательной патологии нельзя отождествлять. У детей с ДЦП обнаруживается больший, чем при нормальном развитии, разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне, неравномерная сформированность отдельных структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре.
Уже в дошкольном возрасте можно начать формирование трудовых навыков и умений у детей с ДЦП. Организация трудовой деятельности дошкольников специфична. Она направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса. В дошкольном возрасте эта деятельность важна как средство разностороннего развития ребенка: обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т.е. в рамках данного вида деятельности развиваются все познавательные психические процессы. Трудовая деятельность рассматривается как источник развития личности: она формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, такие черты характера, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др. Труд является мощным источником нравственного развития. Трудовая деятельность обычно носит коллективный характер, и в ее процессе развиваются коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать, вырабатывать коллективное решение, распределять обязанности, совместно планировать деятельность.
Обычно выделяют следующие виды трудовой деятельности дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В связи с двигательной патологией, имеющейся у детей с ДЦП, особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает освоение навыков самообслуживания. Формирование этих навыков у дошкольников с ДЦП является частью подготовки их к школе и к самостоятельной жизни. Трудности развития этих навыков связаны с особенностями заболевания. У многих детей отмечается апраксия, т.е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок; они долго не могут научиться застилать кровать, затрудняются в письме, в конструировании из кубиков, палочек и т. д. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса — так называемая вторичная апраксия. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности.
Негативно на развитие различных видов деятельности влияет стиль воспитания ребенка по типу гиперопеки. В этих случаях у ребенка не формируется потребность в деятельности, в речевом общении, не развивается способность к волевому усилию, мотивационная сфера, складывается неадекватная самооценка. Данный стиль воспитания искусственно приводит к депривации в сфере деятельности.
Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.
Негативное влияние двигательного дефекта на психическое развитие ребенка с ДЦП приводит к тому, что он развивается в условиях дизонтогенеза по дефицитарному типу. Однако чем раньше будет проведена диагностика двигательной патологии и психического развития ребенка, чем раньше будет начата комплексная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа, тем меньше будет вероятность возникновения тяжелых вторичных отклонений в психическом развитии и тем благоприятнее будет прогноз по социальной реабилитации и адаптации.
Каковы 6 стадий игры в раннем детстве?
Вы когда-нибудь замечали, что вашему ребенку нравится играть в одиночестве, и задавались вопросом, нормально ли это? Или, может быть, вы заметили, что вашему ребенку нравится смотреть, как другие играют, но не присоединяться к ним. На самом деле это нормальные этапы, через которые проходят дети, называемые стадиями игры .
В этой статье вы узнаете о важности игры в раннем детстве, о том, как игра соотносится с Монтессори, и о 6 стадиях игры по Партену.
Недавно в Psychology Today была опубликована несколько противоречивая статья о негативных долгосрочных последствиях, вызванных тяжелой академической дошкольной программой.
Вы можете прочитать эту статью здесь. Это в основном подтверждает то, что уже было установлено бесчисленными исследованиями в прошлом: Маленьким детям нужно разрешить ИГРАТЬ .
Почему важна игра?
Однажды я увидел, как родитель спросил в группе на Facebook, какие навыки необходимы, чтобы подготовить ее ребенка к детскому саду. Подавляющее количество ответов от дошкольного образования учителей были социально-эмоциональными навыками.
НЕ азбука, счет или письмо. Учителя предложили сосредоточить внимание на социально-эмоциональных навыках, таких как коммуникация, обмен мнениями/очерёдность, а также выявление эмоций других и самих себя.
Как родители, мы можем увлечься тем, что наш ребенок «знает», и сравнивать их с другими, забывая, что без основных социально-эмоциональных навыков мы настраиваем их на неудачи в школе и в дальнейшей жизни.
Благодаря игре дети развивают:
- Social-Emotional skills (turn-taking, empathy/emotions)
- Language and communication
- Problem solving
- Math
- Motor skills
- Creativity/imagination
Не говоря уже о том, что они усваивают материал, выученный в игровой форме, гораздо легче, чем при механическом запоминании.
Игра и МонтессориОтносительно отношения Марии Монтессори к игре существует много неправильных представлений. Некоторые люди думают, что Монтессори — это сплошная рутинная работа и ригидность, без какой-либо свободной игры, но это просто 9.0018 неверно .
Детям предоставляется свобода выбора занятий или «работы». Это может быть одиночное занятие или занятие с другими детьми.
Несмотря на некоторые убеждения, Монтессори-образование не препятствует воображению. Классы Монтессори предоставляют множество возможностей для открытых игр и общения со сверстниками.
Суть в том; Обучение на основе Монтессори способствует развитию 6 стадий игры Партена.
6 этапов игры Партена
Милдред Партен Ньюхолл — американский социолог и научный сотрудник Института детского развития Миннесотского университета.
Изучив детей в возрасте от 2 до 5 лет во время коротких одноминутных бесплатных игр, она разработала теорию шести стадий игры и написала об этом в своей диссертации 1929 года.
Незанятая игра
Этот этап, который начинается в возрасте 0-3 месяцев, закладывает основу для других этапов игры. На этом этапе младенцы наблюдают за окружающим миром.
Их «игра» не организована, а исследует все их чувства.
Советы по поддержке и поощрению незанятых игр: В течение первых нескольких месяцев важно давать младенцам возможность исследовать мир.
Не забудьте предоставить различные материалы, текстуры и впечатления. Мобиль Монтессори — отличная игрушка для этого этапа.
Одиночная/самостоятельная игра
В возрасте от 0 до 2 лет они начинают играть с игрушками или предметами, не обращая особого внимания на других.
Благодаря самостоятельной игре они начнут осваивать базовые навыки, такие как постоянство объекта и понятие гравитации.
Советы по поддержке и поощрению самостоятельной игры: Создайте пространство «да», где они могут свободно играть в безопасности. Также полезно определить, в какой игровой схеме они участвуют, чтобы стимулировать дальнейшую независимую игру.
Игра со зрителем/зрителем
На этом этапе игры дети наблюдают, как играют другие дети, но не присоединяются к ним. Родители или опекуны могут испытывать желание побудить ребенка присоединиться к другим детям в их игре, но этот этап важный.
Они берут в все , как в младенчестве во время безлюдной игры. Они узнают, как играют другие дети, узнают социальные взаимодействия и правила игры. Дети начинают проявлять эту стадию игры примерно в 2 года.
Советы по поддержке и поощрению игры со зрителем : На этом этапе важно доверять своему ребенку и не подталкивать его к игре с другим ребенком (детями). В настоящее время устраивать свидания для игр может показаться бессмысленным, но начать стоит, если вы еще этого не сделали.
Параллельная игра
Это когда ребенок играет рядом с другим ребенком, возможно, с теми же игрушками или занятиями, но не взаимодействуя друг с другом. Они могут подражать другому ребенку, но не играть «с» им. Параллельная игра распространена около 2-3 лет.
Отсутствие взаимодействия может иногда беспокоить родителей, но важно знать, что этот этап является нормальным и жизненно важным переходом к следующему этапу.
Советы по поддержке и поощрению Parallel Play : Параллельно играйте с ребенком. Просто присоединяйтесь к своему ребенку в выбранной им деятельности, но занимайтесь своими делами.
Для этого идеально подходят такие вещи, как пластилин или отдельные пазлы. Цель Монтессори заключается в том, чтобы не мешать ребенку сосредоточиться, и это идеальное время, чтобы практиковать это, имея при этом возможность наблюдать.
Ассоциативная игра
Примерно в возрасте 3-4 лет дети начинают взаимодействовать с другими детьми во время игры, возможно, выполняя ту же деятельность, но не обязательно организованно и синхронно.
Здесь начинают применяться на практике навыки, которым они научились во время игры со зрителем и в параллельной игре. Им интересно общаться с другим ребенком, а не только с игрушкой.
Советы по поддержке и поощрению ассоциативной игры : Имейте игрушки с открытыми концами, с которыми могут играть одновременно разные дети (ролевые игры, кубики, Magna-плитки).
Совместная игра
Совместная играДети начинают играть вместе с общей целью, обычно в возрасте 4-6 лет. Они взаимодействуют друг с другом и играют с одними и теми же игрушками или материалами. Через совместную игру они учатся общению и разрешению конфликтов.
Советы по поддержке и поощрению совместной игры : Участвуйте в мероприятиях, где вы должны работать вместе. Такие вещи, как работа по дому, групповое творчество и семейные настольные игры, являются прекрасными возможностями для совместной игры.
Американская академия педиатрии утверждает, что «игра необходима для развития».
Поощряя эти 6 этапов игры, вы способствуете развитию мозга и многочисленным жизненно важным навыкам.
Если возможно, попробуйте игровую среду обучения, а не академическую школу/школу под руководством учителя. Если ваш ребенок постоянно находится дома с вами, как и мой, попробуйте привести его в места, где он будет открыт для других детей (игровые встречи, занятия для родителей и детей, игровые площадки и т. д.).
Важно отметить, что возраст, указанный для каждой стадии, является общим ориентиром, и каждый ребенок индивидуален.
Чтобы узнать больше о важности игры, я рекомендую ознакомиться с этими исследованиями и статьями:
«Нейронаука, игра и развитие ребенка», Джо Фрост.
«Мы должны требовать игрового обучения, потому что об этом говорят нам факты», учитель Том.
«Веселые, неграмотные детсадовцы Финляндии», Тимоти Д. Уокер.
«Важность игры в содействии здоровому развитию ребенка и поддержании прочных связей между родителями и детьми», Кеннет Р. Гинзбург, доктор медицинских наук, MSEd
Делиться заботой!
88 акции
- 85
6 этапов игры для детей (и идеи для каждого этапа)
Выберите тему
Самый популярный
24 нравится14 февраля 2022 г. В первой части этой статьи мы рассмотрим 6 этапов развития игры, по которым вы можете определить, на каком этапе находится ваш ребенок в данный момент. Вторая часть посвящена веселым играм, в которые вы можете поиграть со своим ребенком!
Перейдите ко второй части блога, если вы ищете практический совет, как спланировать деятельность вашего малыша в соответствии с его текущим этапом игры.
Что такое игра и почему она важна?
Игра — одна из важнейших составляющих развития ребенка. Он выполняет важные функции в развитии физических, когнитивных, языковых и социальных навыков вашего ребенка. Исследования показали, что игра является одним из лучших механизмов обучения, а также необходима для развития соответствующих социальных навыков, которые необходимы для развития речи и языка.
Как спонтанная или организованная деятельность, игра также доставляет вашему ребенку удовольствие, развлечение и развлечение. Проходя через различные этапы развития игры, ваш ребенок будет получать удовольствие, станет творческим, разовьет концентрацию, будет вовлечен, разовьет свой язык и создаст оригинальные идеи.
Этапы развития игры
По мере того, как дети развиваются и растут, они проходят различные этапы социальной игры, что способствует развитию их речи и языка, а также других важных навыков.
Имейте в виду, что эти этапы являются общими рекомендациями и что ваш ребенок может не достичь всех этапов в указанном возрасте. Все в порядке! Пока они проходят каждый этап игры с разумной скоростью, вам не о чем беспокоиться.
Игра является одним из лучших механизмов обучения и необходима для развития соответствующих социальных навыков.Незанятая игра (0–3 месяца)
Игра настолько важна для развития, что она фактически начинается с рождения! Даже если у вашего ребенка еще нет четкой цели, его случайные движения и жесты показывают, что он начинает играть. Двигая руками, ногами, руками и ступнями, ваш ребенок узнает, как движется его тело и как он может использовать его для игры и взаимодействия с окружающей средой.
Игра в одиночку (от 3 месяцев до 2 лет)
Появляясь, когда ваш ребенок еще находится в младенческом возрасте, этот тип игры наиболее заметен у малышей, которые могут держать предметы и игрушки. На этом этапе ваш ребенок начнет играть самостоятельно и не будет беспокоиться о других детях, которые могут играть поблизости.
Хотя для одиночной игры важно оставаться «этапом» развития, от которого ваш ребенок должен уйти, важно помнить, что у вашего ребенка, независимо от его возраста, должно быть время для самостоятельной одиночной игры. Эта стадия, как правило, самая длинная в игре.
Игра со зрителем (2 года)
Этот тип игры становится очевидным, когда ваш ребенок находится в раннем возрасте, хотя он может проявляться на любом этапе. Ваш ребенок очень наблюдателен за другими детьми, играющими на этом этапе, и может задавать другим детям вопросы о том, что они делают; однако не пытайтесь присоединиться к игре. Этот тип игры особенно заметен у детей, которые застенчивы, не уверены в правилах игры или просто не решаются принять в них участие.
Параллельная игра (от 2 лет)
Как и игра со зрителем, параллельная игра обычно появляется, когда ваш ребенок еще совсем малыш, хотя она также может появиться на любом этапе. На этом этапе ваш ребенок все еще играет сам по себе (одиночная игра), но бок о бок с другими детьми. Хотя кажется, что никакого взаимодействия нет, на самом деле дети обращают внимание друг на друга, что пробуждает стремление к социальной игре.
В конечном счете, параллельная игра является основой, на которой строятся более сложные социальные этапы игры, поскольку она учит детей, как начать общение с другими, будучи внимательными и задавая вопросы.
Ассоциативная игра (3–4 года)
Ваш ребенок должен начать взаимодействовать с другими детьми на этом этапе, так как они будут больше интересоваться другими детьми, а не игрушками. Ваш ребенок начнет понимать, как ладить с другими, делясь игрушками и задавая более прямые вопросы. Когда дети играют в группе на этом этапе, они, как правило, преследуют одну и ту же общую цель (например, построить блокпост), но не имеют фиксированных правил или формальных методов организации для достижения этой цели.
Этот этап игры закладывает основу для обучения сотрудничеству, решения проблем и языка, поэтому ваш ребенок будет дольше концентрировать внимание и получать удовольствие от социального аспекта игры.
Социальная игра (от 4 лет)
На этом этапе игры происходит взрослая социализация. Ваш ребенок начнет делиться своими идеями в дополнение к своим игрушкам и будет следовать установленным правилам и рекомендациям. Вводится фантазийная игра, и дети берут на себя «роли» в игре. Иногда может появиться лидер группы и распределить роли между участниками игры. Дети часто работают вместе, чтобы решить проблему, и они учатся сотрудничать друг с другом.
Другие социальные навыки, которым ваш ребенок овладеет на этом этапе, включают в себя очередность, умение решать проблемы и гибкость мышления и рассуждений. Поскольку этот этап игры требует высокой социальной зрелости, его можно достичь и завершить только после того, как ваш ребенок пройдет предыдущие этапы в своем собственном темпе.
С помощью телефонной игры вы можете показать своему ребенку, как ходить по очереди и как придумать простую повседневную фантазийную игру.Мой ребенок не играет, что мне делать?
Если вы подозреваете, что ваш ребенок может отставать в игровом развитии, первое, что вам нужно сделать, это не паниковать. Хотя существуют общие рекомендации относительно типичного детского развития, правда в том, что все дети развиваются по-разному, и это нормально, если ваш ребенок немного отстает от своих сверстников.
Понаблюдайте за своим ребенком и решите, на каком этапе игры он находится, а затем воспользуйтесь приведенными ниже советами и рекомендациями, чтобы поощрять и дополнять игру вашего ребенка. Вы также можете скачать приложение Speech Blubs . Если вы все еще беспокоитесь после того, как попробовали эти занятия и использовали наше приложение, вам следует подумать о том, чтобы обратиться к логопеду и проверить вашего ребенка.
Ускорьте развитие речи вашего ребенка!
Улучшите языковые и коммуникативные навыки с помощью увлекательного обучения!
Начать бесплатную пробную версию
Пустая игровая площадка (0–3 месяца)
- Стимулирование вашего ребенка, помогая ему двигаться своим телом и реагировать на объекты в его окружении — отличный способ помочь развитию игры на незанятой игровой сцене.
- Для этого идеально подходят обычные предметы домашнего обихода, удобные для детей, но вы также можете использовать такие игрушки, как погремушки и плюшевые мишки.
Одиночная игровая площадка (от 3 месяцев до 2 лет)
- Предоставление интерактивных, безопасных для малышей книг, с которыми ваш ребенок может заниматься самостоятельно, — это фантастический первый шаг к развитию одиночной игры.
- Вы также можете подарить им творческие игрушки, такие как поезда, игрушечные животные и даже кукольные домики.
- Что-то такое простое, как обычная картонная коробка и несколько цветных ручек, может занять вашего ребенка на этом этапе игры!
Площадка для наблюдателей (2 года)
- Ваш ребенок будет наблюдать не только за детьми на этом этапе игры, но и за вами! Лучший способ поощрить этот этап игры — показать ребенку, чем вы любите себя развлекать (например, собирать пазлы, готовить или играть на музыкальном инструменте).
- Затем вы можете отвести своего ребенка в парк, торговый центр или игровую группу и предложить ему посмотреть, как играют другие дети. Не заставляйте их идти и играть, если они этого не хотят, и ничего страшного, если они тоже не захотят покидать вас. Пока они наблюдают за тем, что происходит вокруг них, они учатся играть!
- Преимуществом для развития этого этапа игры является наличие у вашего ребенка старших братьев и сестер, за которыми он может наблюдать.
Параллельная игровая площадка (от 2 лет)
- Знакомство с игрушками, которыми можно легко поделиться, очень важно на этом этапе, так как это когда дети склонны владеть своими вещами и еще не знают, как делиться , что является важным социальным навыком, который необходимо развивать. развитый.
- Книги с наклейками и кубики — отличный способ популяризировать игру в одиночестве, а также побуждать других детей проявлять интерес и задавать вопросы.
- Физические игрушки, такие как поезда, мячи и даже туннели, также являются отличным способом продвижения этого типа игр.
Стадия ассоциативной игры (3–4 года)
- Знакомство с декоративно-прикладным искусством идеально подходит для этой стадии игры, так как деятельность, в которой используются эти материалы, имеет предопределенные результаты , что идеально подходит для этой стадии игры. .
- Вы также можете представить инженерные игрушки, такие как Goldiblox и Lego Duplo.
Площадка для социальных игр (от 4 лет)
- Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка на этом этапе игры, — предоставить ему достаточно времени и пространства для свободной игры с другими детьми.
- Вы также можете подарить своему ребенку физические и фантастические игровые наборы, которые поощряют участие нескольких человек.
- Создание классического кукольного театра или кукольной семьи — отличный способ начать диалог и взаимодействие.
- Знакомство вашего ребенка с командными видами деятельности, такими как спорт, также будет очень полезно для развития навыков, необходимых на этом этапе игры.
Если вам нужны другие идеи для игр, которыми вы можете заняться со своим ребенком, ознакомьтесь с нашей статьей на «Сила игры» .
Возьмите смарт-устройства в качестве одной из игрушек и участвуйте в том, как ваш ребенок проводит время у экрана.Чем могут помочь Speech Blubs
Поскольку мы разработали наше приложение как для вас, так и для вашего ребенка, Speech Blubs — это замечательный инструмент, который вы можете использовать для продвижения и развития игровых навыков вашего ребенка. На самом деле, наше приложение можно использовать как в одиночной игре, так и в социальной, и даже дальше!
Мы поощряем игру, язык и обучение, предоставляя видеодемонстрации, сделанные реальными детьми, а также интерактивные игры и занятия, которые ваш ребенок может выполнять самостоятельно и вместе с вами.
Загрузите приложение Speech Blubs сегодня. Вы получаете 7-дневную бесплатную пробную версию и бесплатное средство проверки, которое поможет вам просмотреть вехи вашего ребенка. Мы даже предоставим вам персональный отчет с практическими советами по результатам!
Для получения дополнительной информации о приложении напишите нам. Знайте, что у вас есть союзник в Speech Blubs, и что наш самый большой успех заключается в том, чтобы увидеть, как ваш ребенок реализует свой наибольший потенциал.
Бесплатная оценка!Пройдите этот тест и получите отчет о достижениях вашего ребенка и индивидуальный план обучения.
Начать оценку
Есть вопрос к нашим логопедам?
Взгляды автора полностью принадлежат ему или ей и могут не отражать взгляды Blub Blub Inc. Весь контент, представленный на этом веб-сайте, предназначен только для информационных целей и не предназначен для замены независимого профессионального медицинского суждения, совета, диагноза, или лечение. Всегда обращайтесь за советом к своему врачу или другому квалифицированному поставщику медицинских услуг по любым вопросам, которые могут у вас возникнуть относительно состояния здоровья. Никогда не пренебрегайте профессиональным медицинским советом и не откладывайте его поиск из-за чего-то, что вы прочитали на этом сайте. 9=»wpforms-«]
5 стадий притворной игры в раннем детстве
- Поделиться
- Электронная почта
В раннем детстве дети участвуют во многих видах игр, одинаково важных для их развития. Одним из них является ролевая игра , также известная как игра с воображением, выдумка или фантазия.
Дети обычно проходят 5 этапов ролевой игры.
Притворная игра может показаться ребенком, имитирующим то, что он видит вокруг себя, и то, как ведут себя другие, но она стимулирует креативность и мыслительные способности .
Когда дети вместе разыгрывают свой мир, они участвуют в совместном поведении, работая вместе над созданием фантастической сцены. Это предполагает высокий уровень социальных навыков.
Они также развиваются эмоционально, разыгрывая жизненные сценарии, полные эмоций и новых впечатлений. Игра дает им безопасное пространство для переживания этих сильных эмоций.
Вот 5 стадий творческой игры в раннем детстве:
1. Активное именование
Первая фаза воображаемой игры называется активным именованием. На этом этапе ребенок еще не активно «притворяется, », а демонстрирует имеющиеся у него знания.
Например, в первый раз, когда она подносит ко рту пустую ложку или чашку, она может имитировать поведение, которое видела, или воспроизводит свое понимание объектов, но она еще не играет.
Она начинает понимать разницу между реальным и ненастоящим.
Маленькие дети любят подражать действиям и поведению , которые они видят вокруг себя, а также могут захотеть подмести пол настоящей или игрушечной метлой.
2. Автосимволические схемы
На второй стадии, называемой автосимволическими схемами, маленький ребенок начинает проявлять первые признаки притворства , но только по отношению к себе. Это начинается примерно в возрасте 12 месяцев года.
Ребенок может притвориться, что ложится и спит, или делает притворный глоток из чашки, издавая звуки, показывающие, что он пьет.
На этом этапе вы увидите, что ребенок намерен играть своими манерами и действиями – он может улыбаться или смотреть на вас, чтобы показать, что он притворяется.
Игра с игрушечными копиями предметов домашнего обихода доставляет удовольствие маленьким малышам, и, используя эти предметы для выполнения их правильных функций, они демонстрируют свои растущие когнитивные способности.
В какой-то момент маленький ребенок начнет притворяться, используя предметы для представления других предметов. Это называется символической игрой.
Это означает, что ребенок, который хочет притвориться, что разговаривает по телефону, может дотянуться до кубика вместо настоящего телефона или игрушки, представляющей реальный предмет.
Ребёнок чувствует, что блок имеет некоторые общие характеристики с телефоном – возможно, размер и форму – и становится хорошей заменой телефону.
Этот вид символической ролевой игры показывает еще один уровень продвинутого мышления.
Притворство во время игры связано с социальным развитием ребенка. Их взаимодействие с родителями, семьей, сверстниками и другими опекунами составляет основу их игры и формирует основу для их когнитивного развития.
3. Децентрированные символические схемы
В возрасте 12 и 24 месяцев ребенок начнет вовлекать других в свою притворную игру .
Она передаст вам чашку, чтобы вы могли сделать глоток, или попытается накормить вас пустой ложкой. Это показывает, что она осознает, что другие отделены от нее самой.
Примерно с 2-летнего возраста малыши часто начинают играть в куклы. Они видят своих кукол как живых существ, с чувствами и состояниями, такими как голод и усталость.
Такое поведение показывает огромный скачок в умственных способностях ребенка по мере взросления.
Также считается, что развитое мышление, проявляющееся во время ролевой игры, еще не проявляется в других аспектах жизни ребенка в этом раннем возрасте.
Во время игры этого типа ребенок знает, что он притворяется, и знает, что другой ребенок притворяется, и что они оба присоединяют мысленные концепции к своему сценарию.
Этот тип осознания необычен, так как дети обычно видят все с эгоцентрической точки зрения.
Во время ролевой игры; однако они способны испытать что-то с чужой обуви и даже попробовать разных точек зрения.
Дети также показывают, что, участвуя в символической игре, они могут присвоить две отдельные идентичности объекту — например, понять, что блок — это блок, а в данном случае — также и телефон.
Это то, что они не могут делать в других контекстах, например, когда смотрят на изображения объектов, представляющих другие объекты.
Приведем пример в языковом контексте: очень маленький ребенок знает, что банан — это банан, но не будет также называть его фруктом.
Таким образом, притворная игра играет большую роль в развитии навыков мышления ребенка.
Даже предметы, с которыми ребенок играет, показывают уровень его мышления. Вначале она использует настоящие предметы, затем игрушечные реплики, затем другие предметы в качестве репрезентаций.
Чем старше становится ребенок, тем больше он может использовать нереалистичных игрушки в ее игре, и ее воображение — единственное, что ей нужно.
4. Последовательность притворяющихся действий
На этом этапе ребенок учится применять логическую последовательность к своему притворству . Например, если она хочет искупать свою куклу, она перед этим снимет с себя одежду.
Ребенок научился, наблюдая за другими и за тем, как люди ведут себя в различных ситуациях, и укрепляет свои навыки памяти , чтобы эти знания можно было использовать позже в игровом контексте.
5. Запланированное притворство
На этом заключительном этапе, известном как запланированное притворство, ребенок будет собирать реквизит и предметы , необходимые ей для притворной игры.
У нее будет конкретная идея того, что она хочет воплотить в жизнь, и она будет планировать соответственно. Она может притворяться учителем, дающим урок, или матерью, ведущей ребенка в магазин.
Дошкольники обычно находятся на этом этапе ролевой игры и используют социальных навыка высокого уровня при включении.
Им нужно хорошо общаться, играть определенную роль, позволять другим играть свои роли, делиться и чередоваться, а также следовать согласованным правилам, поскольку они играют с общей целью.
Иногда это требует компромиссов, переговоров и убеждений.
Подробнее о видах игр в раннем детстве.
Источник:
Natanson, J. 1998. Обучение через игру: руководство для родителей в первые пять лет жизни. Tafelberg Publishers Limited: Кейптаун.
Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!
Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из