Этапы рисования дерева для детей: Схема рисования дерева для детей

Содержание

Как поэтапно научить ребенка рисовать предметы? Как научить детей рисовать дерево, животных, машину, человека? Поэтапно

Содержание

  1. Возрастные особенности детей 4-5 лет
  2. Польза рисования для детей
  3. Возраст начала рисования
  4. Какие краски подойдут – выбор материала для детского творчества
  5. Как заинтересовать ребенка в рисовании
  6. Организация рабочего пространства
  7. Уроки рисования с 4 лет
  8. Как научить ребенка рисовать в 5 лет?
  9. Приемы изображения
  10. Техники для развития навыков рисования
  11. Интересные идеи для рисования
  12. Темы и построение уроков рисования поэтапно
  13. Мастер-класс «Любимое домашнее животное»
  14. Мастер-класс «Нежный весенний пейзаж»
  15. Как научить рисовать дерево?
  16. Как научить ребенка рисовать человека?
  17. Рисунок машины
  18. Рисование карандашами, фломастерами и мелками
  19. Пошаговые примеры детских рисунков

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Юные художники шаг за шагом начинают осваивать более сложные техники рисования. Их изображения становятся схематичнее и понятнее, а темы для творчества разнообразнее. В этот период идёт освоение сюжетного рисунка. К композиции из предметов добавляются всевозможные объекты: дождь, солнце, облака.

К 4-5 годам дети знают основные геометрические фигуры и могут их изобразить, имеют представления о величине и расположении предметов. Рисуя человечка, малыш начинает прорисовывать его лицо: глаза, брови, нос, рот, волосы. Развивается образное мышление. Расширяются границы воображения. Формируется оригинальность и произвольность.

Польза рисования для детей

Почему все педагоги и психологи рекомендуют начинать рисование с детьми как можно раньше? Научить малыша рисовать действительно важно. Детям раннего и дошкольного возраста творчество полезно по таким причинам:

  • стимулирует мелкую моторику и логику;
  • развивает речь;
  • помогает формулировать мысли, предложения;
  • улучшает функцию самовыражения;
  • способствует самоутверждению;
  • учит принятию нестандартных решений;
  • развивает память и внимание;
  • способствует улучшению трудолюбия, усидчивости.

Процесс рисования для детей 2-3 лет и даже младше подарит массу радостных эмоций, поможет диагностировать различные проблемы – медицинские, психологические. Рисование борется с комплексами, замкнутостью, неуверенностью в себе. Также это искусство закладывает эстетическое восприятие мира и уже с малых лет выявляет творческие наклонности ребенка. Рисование с родителями – это повод для дополнительного совместного пребывания и развлечения.

Возраст начала рисования

Потребность рисовать у ребенка может возникнуть уже в младшем возрасте – в 1 год или чуть позже. У большинства малышей отчетливо просматривается тяга к ярким цветам, желание изобразить что-то на бумаге к 1,5-2 годам. Конечно, первые рисунки представляют собой размалеванные пятна, зато ребенок с каждым разом трудится все активнее. Также нередко его «таланты» становятся заметными на мебели, стенах, обоях, но психологи не рекомендуют сильно ругать ребенка за это, чтобы не отбить желание творить.

Примерно к 4-5 годам дети уже могут начинать посещать уроки рисования, если есть желание и склонность. Красивые картинки можно научиться рисовать и дома, занимаясь с родителями. В интернете сейчас много полезных мастер-классов, тематической информации. Дети 7-8 лет и старше могут ходить на занятия школьного кружка по рисованию, где им расскажут об основах живописи и научат многому интересному.

Какие краски подойдут – выбор материала для детского творчества

Для рисования детьми с 4-х лет уже можно приобретать гуашь. Начинающим эти краски подходят прекрасно. Их плотность позволяет последовательно накладывать цветные слои, закрашивать испорченные фрагменты. Обычно для раскрасок или рисования картинок в альбоме достаточно набора из 6 цветов, из которых можно получить много новых оттенков. Детям постарше лучше купить более крупные наборы – 10 цветов и больше. С 6 лет уже можно переходить на акварельные краски, а в 7-9 – применять для творчества акриловые красители (например, для рисования на фольге, ткани).

Как заинтересовать ребенка в рисовании

Если у дошкольника есть хоть малейшая тяга к рисованию, родители должны задуматься о том, чтобы развить его способности. Чтобы малыш не потерял интерес к творчеству, его можно записать в художественный кружок, студию или прибегнуть к индивидуальному обучению с частным преподавателем.

Категорически не рекомендуется записывать ребенка в специализированное заведение против его воли. Карапуз должен с удовольствием посещать занятия, в противном случае это не принесет никаких результатов.

Организация рабочего пространства

Чтобы дошкольник мог заниматься рисованием в домашних условиях, ему нужно подготовить рабочее место. Малыш должен видеть изображение полностью, поэтому для рисования следует взять мольберт или же рисовать на полу. Отдельное внимание следует уделять освещению, поскольку свет должен падать с противоположной стороны от руки, которой малыш рисует.

Пример организации рабочего места детям

Что касается рабочих материалов, то вода должна находиться справа (если малыш — левша, то слева), краски — над рисунком или возле воды, а палитра для смешивания цветов — в руках. Если палитра будет стоять возле красок, то в процессе работы можно случайно капнуть на картину, испортив ее.

Уроки рисования с 4 лет

По мере взросления ребенок уже рисует более сложные картинки – осень или зиму, подводный мир и космос, конечно, исходя из своего видения. Вначале результаты могут получаться угловатыми, растекающимися, но в 5-6 лет дети, начавшие тренироваться в малом возрасте, обычно хорошо рисуют такие картинки. Очень важно говорить с детьми об их творчестве – что изображено, какие герои, чем они занимаются и т. д. Нужно обязательно хранить работы малыша, это придаст ему уверенности в значимости своего дела.

Популярным рисунком в 4-5 лет является осеннее дерево или зимняя елочка. Техника рисования елки такова:

  • выполнить вертикальную линию;
  • провести немного изогнутые линии – ветки;
  • обрисовать веточки зелеными иголками, сделав их пушистыми;
  • ствол прорисовать коричневым;
  • после высыхания среди зелени сделать отметины белой краской.

Также рекомендуется нарисовать с ребенком ежика, работа займет максимум 12-13 минут. Вначале намечают карандашом тело ежика зигзагами, затем добавляют ушки, овал с острым носиком – голову. Внизу дорисовывают лапки. После можно сделать более тонкую работу – выполнить глазки, носик, рот, раскрасить ежа цветными карандашами, красками.

Также дети любят рисовать сову, ослика, кошек и собачек. За основу можно брать геометрические фигуры, к которым после пририсовываются лапы, хвосты. Несложно будет нарисовать и человека – достаточно круга, овалов и удлиненных прямоугольников. Дети с 7-10 лет при наличии желания могут попробовать себя в портретах, натюрмортах и прочих сложных рисунках. Если есть потребность и способности, нужно обязательно отдать ребенка на специализированное обучение, где его таланты проявятся в полной мере.

Как научить ребенка рисовать в 5 лет?

Как научить ребенка рисовать в 5 лет?

  • Если к пятилетнему возрасту малыш уже прошел обучение владением карандашом, описанное выше, можно приниматься за следующие этапы развития навыков рисования
  • Теперь можно расширить возможности творчества крохи с помощью цветных карандашей, фломастеров и красок. Нужно объяснить ребенку, что сделав эскиз рисунка карандашом, он может разукрасить его
  • На большом листе бумаге малыш теперь может создавать целые композиции и взаимосвязанные сюжеты
  • Прекрасным подспорьем для развития фантазии ребенка может стать обычная прогулка на улице. Нужно попросту попросить кроху запечатлеть в памяти интересные ему картины для последующего отображения их на листе бумаге. Малыш тогда будет очень внимательно и пристально рассматривать окружающие его предметы с целью их запоминания. Родители могут давать своему чаду некоторые подсказки. Для этого можно задавать ему наводящие вопросы по типу: «Какого цвета тот или иной предмет? Каковые его размеры? Каково соотношение размеров нескольких предметов, приглянувшихся малышу? Каковы наощупь, по мнению крохи, предметы?»
  • Все это поможет ребенку, как можно лучше отпечатать в его памяти интересные моменты, а затем выразить их на бумаге

Отображение в рисунке увиденного ранее ребенком 5 лет

  • По приходу домой с прогулки желательно без лишних отлагательств выдать крохе все необходимые для рисования предметы и предоставить ему удобное для творчества место
  • Если у малыша вдруг будут какие-то вопросы, нужно обязательно помочь ему найти на них ответы
  • Родителям можно и самим задавать крохе вопросы по поводу того, что он намеревается изобразить. Можно поинтересоваться, какие ощущения испытывает ребенок, стараясь нарисовать увиденное им ранее
  • На подобных занятиях можно давать малышу право выражать свои эмоции и проявлять их через рисунок. К примеру, можно попросить кроху нарисовать его любимое животное в разных настроениях. То есть задание ребенка заключается в том, чтобы показать, как собачка смеется, как она злиться, как она чего-то боится. Такие уроки будут развивать фантазию малыша и заодно выражать состояние его психики

Приемы изображения

Популярные методы и приемы изображения представлены использованием натуры, репродукции картин, образца или любого другого наглядного пособия. Натурой является предмет или явление, которое ребенок должен нарисовать в процессе непосредственного наблюдения. В младшем дошкольном возрасте малыши уже могут воспринимать предмет в совокупности его качеств.

Но стоит заметить, что изображение предмета по шаблону или с натуры требует умения анализировать соотношение отдельных элементов и их расположение в пространстве.

Техники для развития навыков рисования

Совсем необязательно наносить краску на бумагу с помощью кисти, ведь для этого можно пользоваться губками из поролона, ватными палочками или нитками. Каждая техника способна развить у дошкольника определенные навыки: что-то будет получаться лучше, а что-то — хуже.

Важно! Родители должны помнить, что постоянная критика может отбить у детей желание творить. Из-за неудач карапуз часто огорчается и разочаровывается, поэтому его следует поддерживать.

Интересные идеи для рисования

В процессе создания картины можно предложить детям нарисовать вымышленную планету с ее природой и фантастическими животными, после чего как-то интересно ее назвать. Еще одной нетрадиционной идеей для рисования для 5-летних детей является создание натюрморта или пейзажа осени с помощью перьев, которые нужно макать в краску и делать причудливые узоры на альбомном листе. В результате должна получиться интересная и оригинальная работа.

Темы и построение уроков рисования поэтапно

Поэтапное рисование для детей – это несложная методика для детского обучения. Любой ребенок благодаря ей может рисовать самые простые вещи.

И именно поэтому темы для занятий тоже должны быть известны детям. Но не стоит сразу изображать сложные натюрморты или пейзажи, а нужно вначале учиться рисовать те простые объекты и предметы, что видят дети дома или в саду.

Поэтому среди актуальных тем выделяют следующие:

  1. Человек и семья – дети видят вокруг себя других детей и родителей, именно поэтому для их развития важно научиться нарисовать себе подобных и свою семью. А поэтапное рисование учит их правильно изображать пропорции частей тела, что в дальнейшем сильно пригодится;
  2. Животные – дети очень любят братьев младших, особенно домашних питомцев, птичек и зверюшек с фермы. Именно поэтому попробовать изобразить кошку, собаку, сову, поросенка или лошадку для них интересно. Но если показать лесных или морских обитателей, то детям будет в удовольствие изобразить и их. А зайчик, лиса, медведь, дельфин и черепашка – станут одними любимейших детских персонажей;
  3. Растения – простые цветочки и деревья из леса или сада дети могут с легкостью пошагово изобразить. А если нарисовать их рядом друг с другом, то дети научаться создавать композицию;
  4. Объекты вокруг дома – нарисовать свой дом ребенку проще всего, но родители на занятиях могут расширить детский кругозор. Для этого они могут предложить нарисовать такие простые объекты как забор, клумба, качели, деревья вокруг дома;
  5. Транспорт – в повседневной жизни дети путешествуют с родителями, поэтому транспортные средства детям вполне под силу изобразить. Машина, поезд, корабль, самолет очень хорошо подходят для поэтапного рисования у детей;
  6. Герои мультфильмов – нет такого ребенка, который не любит мультики. Поэтому отличная идея для поэтапных изображений – это мультипликационные герои. У девочек это могут быть, к примеру, единорожки, мультяшные девочки, феи, а у мальчиков – ожившие машинки и танки, динозавры и роботы;
  7. Времена года – рисуя природные сезоны дети передают свои впечатления от окружающего мира, а пошаговая живопись помогает в этом. Главное родителям при этом выбирать узкое количество предметов для изображений, не усложняя композицию, и тогда дети с легкостью будут рисовать их.

Кроме того построить любой урок пошагового рисования также не сложно, опираясь на заданную тему. Ведь главное вначале разбудить интерес детей к занятию. И для этого надо оживить как карандаши, так и краски и помочь им в их волшебной работе.

Ну а как совместно проводить такие уроки, можно увидеть из следующих видеозанятий:

Помимо показанных видеоуроков освоить поэтапное рисование достаточно просто благодаря некоторым полезным мастер-классам.

Мастер-класс «Любимое домашнее животное»

Самый простой урок для совместного рисования с детьми – это изображение домашних животных, которые живут у многих дома.

Нарисовать их необычайно легко и изобразить их поэтапно можно без всяких схем. И родителям не нужно быть педагогами, чтобы уговорить ребенка это сделать.

Ведь портрет любимой мурки или барсика может украсить стены или стать подарком, вот почему ребенок с удовольствием их нарисует.

Но если все же у взрослых возникают затруднение с занятием, то следующий мастер-класс, к примеру, поможет изобразить кошечку:

  1. Нарисуем голову в виде круга;
  2. Пририсуем к голове 2 уха в виде треугольников;
  3. Добавим внутреннее ушко;
  4. Нарисуем глаза в виде двух жирных точек и нос в виде треугольника;
  5. Пририсуем с двух сторон от носа кошачьи усы, а снизу рот;
  6. Пририсуем к голове часть тела;
  7. Добавим кошачий ошейник;
  8. Нарисуем одну лапку;
  9. Пририсуем к первой лапке вторую лапку;
  10. Добавим кошечке хвост и полностью раскрасим рисунок.

Изображение с красивой домашней кошечкой будет готово! Все что останется – это убрать его в фоторамку и повесить на стену.

Кроме кошечки и собачки среди популярных домашних животных детям будет просто изобразить и морскую свинку, мышку, попугая, рыбку и даже хомяка.

Мастер-класс «Нежный весенний пейзаж»

Весенний пейзаж – это один из интересных уроков поэтапного рисования для детей. Ведь весной можно увидеть много сюжетов для обучения.

Однако среди всех весенних тематик особенно популярны цветочные и веточные, поскольку изобразить их на бумаге ребенку проще всего.

И несложным заданием в игровой форме станет для любого малыша красиво изобразить веточку вербы или цветы подснежники.

Веточку можно изобразить как карандашом, так и любыми красками. А рисовать поэтапно вербу будем так:

  1. Нарисуем 3-5 изогнутых линий, зауженных у основы, как в букете;
  2. Добавим вверху линий пушистые бутоны овальной формы в слегка хаотичном порядке;
  3. Дорисуем толщину веткам и немного почек;
  4. Распушим бутоны. Если рисуем красками, то при помощи кисточки с водой, если карандашами – то при помощи ластика;
  5. Закрасим ветки и все почки у вербы.

Нарисовать такую веточку получится очень быстро, кроме того можно изобразить ее даже в вазе.

По сравнению с веточкой вербы рисовать подснежники будет чуточку сложнее. Однако дети и тут справятся. Пошагово изображать эти первые цветы можно таким образом:

  1. Рисуем изогнутую линию, вверху добавляем небольшой овал-розетку;
  2. Дублируем линию, утолщая стебель;
  3. Добавляет к розетке два заостренных лепестка подснежника;
  4. Между лепестками цветка рисуем сердцевину;
  5. Внизу стебля рисуем два средних листочка;
  6. Вверху стебля рисуем один маленький листик;
  7. Изображаем снежное основание у цветка;
  8. Прорисовываем детали в виде нескольких прожилок на цветке и лепестке;
  9. Закрашиваем подснежник.

Для весеннего пейзажа изображаем несколько подснежников на одной поляне поэтапно аналогично первому цветку. И красивая картинка будет готова!

Ну а к 8 марта для любимых мам дети могут нарисовать поэтапно и другие весенние цветы, опираясь на следующие видеоуроки:

Переходя от поэтапного рисования к дальнейшему развитию художественных способностей детей, стоит обратить особое внимание на цветопередачу у рисунков.

Именно в возрасте 5-7 лет до школы детей стоит научить элементарному смешению цветов. Ведь благодаря этому творческие способности детей вырастут, а рисунки станут более глубокими.

Как научить рисовать дерево?

Как научиться рисовать дерево?

  • Любое дерево всегда состоит из ствола, веток и зелени
  • Начинать рисунок дерева необходимо со ствола. Стоит отметить, что ствол дерева расширяется сверху вниз. Другими словами, внизу основание дерева толще, а к верху оно сужается
  • То же касается и веток дерева — у основания они толще, а к своему окончанию становятся уже
  • Толщина ствола зависит от породы дерева. Если вы хотите нарисовать березу, то ствол должен быть тонким с изгибами, если рисуется дуб, то ствол должен быть толстым и массивным

Как научиться рисовать березу?

  • После того, как ствол нарисован, необходимо укрыть его ветками. Как правило, ветки у дерева начинаются не от корня, а с четверти его высоты. Нижние ветки обычно изображаются шире, нежели верхние
  • Направление веток всегда вверх — они как бы тянутся к солнцу
  • На крупных ветках можно дорисовывать более мелкие ветки
  • Крону можно нарисовать сплошной массой с помощью красок, а можно прорисовать карандашом в виде отдельных листочков
  • Когда все элементы дерева нарисованы, остается лишь его закрасить. Для изображения дерева потребуются как минимум два цвета: ствол и ветки — коричневый или черный, крона — зеленый

Как научить ребенка рисовать человека?

Как научить ребенка рисовать человека?

Казалось бы, рисовать человека очень сложно. Однако, если придерживаться определенной схемы, то справиться с этим заданием сможет даже малыш дошкольного возраста. Итак, поэтапное рисование человека:

  1. Рисуем овал. Овал впоследствии станет человеческой головой
  2. Под овалом рисуем прямоугольник, который будет выступать в роли верхней части человеческого тела (до пояса)
  3. Овал и прямоугольник соединяем двумя плавными линиями. Таким образом прорисовываем шею
  4. Впритык к прямоугольнику пририсовываем второй прямоугольник. Ширина его должна ровняться ширине первого прямоугольника, а вот по длине он будет несколько более продолговатым
  5. Второй прямоугольник разбиваем пополам линией, проходящей ровно по центру сверху вниз. Эта линия поможет создать нам некое подобие ног
  6. Вдоль первого прямоугольника рисуем еще по одному тонкому прямоугольнику. Таким образом мы прорисовываем руки
  7. Верхнюю часть прямоугольников сглаживаем плавной линией — это будут плечи
  8. Теперь изображаем горловину свитера, треугольник на штанах, обувь и кисти рук. Все лишние линии нужно стереть ластиком
  9. При желании можно прорисовать мальчику глаза, рот, нос, уши, брови и волосы

Простой рисунок человека

Рисунок машины

Как нарисовать машину?

Рисование карандашами, фломастерами и мелками

Во время уроков следите, чтобы малыш правильно держал карандаш в руке, уверенно, но и не слишком сильно сжимал его, а другой – придерживал лист бумаги. Качество карандашей играет не последнюю роль. Они не должны ломаться, при этом быть мягкими и жирными. Чем богаче палитра, тем интересней будет маленькому художнику.

Рисуя карандашами, малыш учится контролировать силу нажатия. Если нужно закрасить деталь ярче – давим чуть сильнее, для получения светлого оттенка руку необходимо слегка ослабить. Следите, чтобы ребёнок не оставлял просветов на рисунке и не выходил за края. Закрашивать отдельную часть изображения лучше, не отрывая руку от листа.

Развить у малыша чувство симметрии, ритма и равновесия поможет рисование штрихом. Такая техника позволяет сосредоточиться на форме предметов.



Отличным инструментом для рисования станут и восковые мелки. Они яркие и ими легко закрашивать крупные детали. Что касается фломастеров, то специалисты их не рекомендуют, т.к. ими не получится смешивать цвета, и малышу не нужно контролировать силу нажатия. Однако дети их очень любят за их яркость.

Пошаговые примеры детских рисунков

При рисовании начинаем с простого. Например, чтобы изобразить дерево, проводим вертикальную линию, от неё в обе стороны ведём несколько коротеньких веточек. На каждом ответвлении рисуем от 2 до 4 палочек. Затем начинаем обводить каждую линию так, как показано на рисунке. Как только закончите, можно раскрасить деревце в зелёный цвет.

Подобным образом можно нарисовать пушистую ёлочку, берёзу и другие деревья.

Также просто можно изобразить животных. Но для начала важно научить ребёнка рисовать геометрические фигуры: овал, прямоугольник, круг, квадрат. Именно они станут основой для будущих картинок. Затем можно приступать к творчеству. Вместе с малышом поэтапно выполняйте каждое действие, показанное на схеме.



Когда кроха освоит первые этапы рисования, можно переходить к следующему, более сложному – рисуем человечка.

1. Начинаем с простых геометрических фигур, рисуем овал и прямоугольник, соединяем их линией. Затем пририсовываем ножки и ручки с ладонями.

2. Рукам и ногам придаём небольшой объём, обводим их по контуру. После чего рисуем уши и волосы.

3. Прорисовываем черты лица: глаза, брови, нос и рот. Чтобы было легче, возьмите пример с рисунка ниже. Затем прорисовываем шею, как показано на схеме, и выделяем кофту.

4. «Надеваем» на человечка штаны и обувь, прорисовываем ладони. Обводим контуры и аккуратно стираем ластиком ненужные линии. Раскрашиваем человечка.

Источники

  • https://academy-of-curiosity.ru/stati/vidy-razvitiya-stati/tvorchestvo/risuem-s-detmi-4-5-let/
  • https://kraska.guru/kraski/rabota/risunki-kraskami-dlya-detej.html
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/kak-nauchit-detej-5-6-let-risovaniyu
  • https://heaclub.ru/kak-poetapno-nauchit-rebenka-risovat-predmety-kak-nauchit-detej-risovat-derevo-zhivotnyh-mashinu-cheloveka
  • https://delayart.ru/tvorchestvo-s-detmi/risovanie-s-detmi-5-7-let

методика, поэтапная схема рисования дерева и прочее

Занятия по рисованию любимы дошкольниками. Дети пятого года жизни умело делают зарисовки с натуры. Но цель занятий шире — научить детей не только переносить внешний вид предметов на бумагу, но и создавать собственные уникальные образы. Стимулируют воображение и творческую активность темы по мотивам сказок.

Содержание

  • 1 Подготовка к занятию по рисованию на тему «Сказочное дерево»

    • 1.1 Материалы и инструменты

    • 1.2 Техники рисования

      • 1.2.1 Видео: как нарисовать 3 дерево (урок для детей)

      • 1.2.2 Видео: как нарисовать сказочное дерево

    • 1.3 Фотогалерея: деревья в нетрадиционных техниках рисования

    • 1.4 Чем дополнить рисунок

    • 1.5 Усложнение заданий

    • 1.6 Место занятия «Сказочное дерево» в картотеке по изобразительной деятельности

  • 2 Конспект занятия «Сказочное дерево» в средней группе

    • 2.1 Таблица: конспект НОД по рисованию в средней группе «Сказочное дерево»

  • 3 Поэтапное рисование композиции «Сказочное дерево»

    • 3. 1 Цветными карандашами

    • 3.2 Красками

    • 3.3 Фотогалерея: примеры работ

Подготовка к занятию по рисованию на тему «Сказочное дерево»

Программа по изобразительной деятельности для средней группы направлена на развитие навыка предметного рисования. Это не механическое копирование изображения в альбом, а умение запечатлевать увиденное. Важно научить детей воспринимать образ: запоминать целое и подмечать детали. Дошкольники 4–5 лет постепенно приступают к рисованию по представлению.

Деревья и ветки в средней группе дети сначала рисуют с натуры

Деревья и отдельные ветки ребята рисовали в младшей группе и могли возвращаться к этим предметам в средней группе. Им знакомы формы различных деревьев (ёлки, берёзы, дуба), особенности их листьев/хвои. Тема «Сказочное дерево» вносит элемент необычности — дети с начала занятия фантазируют.

Это интересно. В сказках нет простых предметов. Деревья — яблонька, дубы, весь тёмный лес — являются символами. Издревле деревья наделялись сакральным значением: выражением сил земли (если приносят плоды), связующим звеном между миров земным и миром небесным.

Деревья в сказках помогают героям, они — не просто растения

На занятии реализуется ряд образовательных задач:

  • развитие образного и пространственного мышления,
  • развитие зрительного восприятия,
  • стимулирование воображения,
  • привитие чувства прекрасного,
  • погружение в мир народной культуры.

Среди деревьев — в дремучем лесу — всегда чудеса и приключения

Материалы и инструменты

  • Краски. Предпочтительно использовать гуашь. Для рисования чётких линий и мазков акварель подходит меньше, но ею часто рисуют в детских садах — она дешевле.
  • Кисти: толстая и тонкая.
  • Цветные карандаши.
  • Альбомный лист или половинка.
  • Плотная цветная бумага или картон (как основа для рисования гуашью).
  • Фломастеры: только для рисования деталей на карандашном рисунке.

Не предоставляйте четырёхлеткам свободу выбора материалов для рисования. Они разберут фломастеры и восковые мелки. Развивать силу нажима на карандаш, чёткость штриховки и мазков — задачи рисования, занимаемся с карандашами и красками. Фломастеры раздайте в конце практической работы — по одному на каждого — и сообщите, что им можно обвести контур дерева или нарисовать какую-либо деталь, например, дупло или тонкие ветки.

Материалы для рисования сказочных деревьев должны быть яркими и развивающими технические навыки детей

Техники рисования

  • Предварительная тренировка в изображении формы дерева (треугольник/прямоугольник — створ, круг/овал — крона).
    • Дети «рисуют» овалы в воздухе пальчиком или карандашом/кистью.
    • Чертят фигуры мелом/маркером на доске.
  • Рисование контуров дерева на бумаге.
  • Закрашивание фигур.
  • Рисование деталей:
    • ветви,
    • отдельные листья,
    • лицо, руки дерева,
    • цветы,
    • плоды:
      • яблоки,
      • орехи,
      • сладости,
      • башмачки.

Основа сказочного дерева рисуется простыми линиями и мазками

Видео: как нарисовать 3 дерево (урок для детей)


Смотрите это видео на YouTube

В основе рисования сказочных деревьев лежит повторение формы реальных деревьев. Подскажите детям, что волшебство будет в деталях и нестандартном выборе цветов.

Видео: как нарисовать сказочное дерево

https://youtube.com/watch?v=UwSIkCOEy-s

Ценность этой видеозаписи состоит в том, что рисует и поясняет действия ребёнок. Обратите внимание, что в детском представлении делает дерево сказочным. Это непривычная форма кроны, цвет листвы и плоды.

Фантастические образы деревьев получаются при рисовании в альтернативных техниках:

  • пальцами и ладонями,
  • кляксами,
  • отпечатыванием,
  • штампингом.

Фотогалерея: деревья в нетрадиционных техниках рисования

Нарисовать крону сказочного дерева можно необычным инструментом — пучком ватных палочек
Рисование пальчиками — знакомая детям техника, украсить листьями-пятнышками крону сказочного дерева они могу самостоятельно
Деревья волшебные и таинственные получаются при рисовании кляксами
Непредсказуемо, какие по форме получатся деревья при отпечатывании в технике монотипия

Чем дополнить рисунок

Если дети справляются с рисованием дерева и сказочных элементов, к работе привлекаются приёмы лепки и аппликации.

Пластилиновой мозаикой и кусочками цветной бумаги выкладывают траву, облака и солнце — предметы второго плана.

На рисунок можно приклеить изображения сказочных персонажей. Например, Алёнушку и братцы под яблонькой, кота учёного — на дубе из Лукоморья, феечек — вокруг цветочного дерева.

Как вариант, ребята украшают работы природным материалом или фурнитурой:

  • сухие листья, цветы,
  • плоские семечки,
  • палочки,
  • кусочки ткани,
  • обрезки тесьмы, ленты,
  • пуговицы.

Аппликацию на сказочном дереве можно выложить бросовым материалом, например, карандашной стружкой

Усложнение заданий

Воспитанникам, активно проявляющим художественный талант, на занятии предлагаются задания повышенного уровня сложности:

  • нарисовать два дерева,
  • попробовать раскрасить фон (акварелью),
  • детализировать задний план: солнце, птицы.

В средней группе заливка фона не является обязательным этапом рисования, это задание для одарённых детей

Место занятия «Сказочное дерево» в картотеке по изобразительной деятельности

Тема «Сказочное дерево» следует после тем по рисованию и лепке, связанных с изображением растительного мира:

  • «Нарисуй картинку про лето»,
  • «На яблоне поспели яблоки»,
  • «Красивые цветы»,
  • «Яблоки и ягоды»,
  • «Большие и маленькие морковки»,
  • «Овощи и фрукты».

По классической программе Т. С. Комаровой занятие «Сказочное дерево» проводится в октябре и имеет целью научить закрашиванию. В начале учебного года воспитанники средней группы создают простые композиции: «Яблоня с золотыми яблоками», «Волшебное дерево» (необычного цвета или формы).

К весне (концу года) дети владеют основными приёмами рисования кистью и карандашами. Создаются первые коллективные композиции с сюжетной составляющей, по мотивам сказок:

  • «Зачарованный лес»: создание композиции из неведомых деревьев (с плодами, цветами, изогнутыми ветвями).
  • «Лес двенадцати месяцев»: рисование по мотивам сказки С. Я. Маршака. Дети распределяют образы для рисования: зимние, весенние, летние, осенние деревья. Работы приклеиваются кругом на листе ватмана.
  • «Дерево желаний»: сочетание рисования с арт-терапией, визуализация детских желаний в картинках. Например, большое дерево рисуют и закрашивают все вместе, а после наклеивают на листочки/веточки картинки с изображением своих стремлений, надежд.

Коллективно дети рисуют обувь разных видов для дополнения чудо-дерева из стихотворения К. И. Чуковского

Конспект занятия «Сказочное дерево» в средней группе

Составление конспекта начинается с постановки целей и задач занятия. Затем фиксируются формы предварительной работы: чтение сказок, рассматривание к ним иллюстраций.

Кратко указываются материалы, инструменты и оборудование.

Подробно планируется образовательная деятельность на занятие по схеме:

  • Организационный момент — 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия — 2–4 минуты.
  • Практическая работа — 13–15 минут.
  • Показ и обсуждение рисунков — 2 минуты.

Показ и обсуждение работ — завершающий этап занятия в средней группе

В качестве мотивирующего начала занятия воспитатель использует материалы, привлекающий внимание детей и одновременно погружающий в тему рисования:

Таблица: конспект НОД по рисованию в средней группе «Сказочное дерево»

АвторХатько С. С.
Задачи
  • Обучающие:
    • продолжать знакомить детей с кистью, красками,
    • учить правильно, держать кисть и аккуратно пользоваться краской,
    • упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки,
    • подводить детей к образной передаче явлений.
  • Развивающие:
    • развивать чувство цвета, ритма, воображение, мелкую моторику рук;
      расширять словарный запас детей.
  • Воспитывающие:
    • вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе осенью средствами художественного слова;
      воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
    • воспитывать аккуратность, доброжелательность друг к другу.
Материалы и оборудование
  • Эскиз с этапом рисования дерева,
  • палитра с краской,
  • влажные салфетки,
  • кисти,
  • баночки с водой,
  • осенние листья,
  • письмо.
Ход работыВоспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Вот мы с вами и поприветствовали друг друга, а теперь послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
Дети: Осень.
Воспитатель: правильно, а какие изменения происходят в природе осенью?
Дети: желтеют листья, идут дожди, стало холодно, птицы улетают в тёплые края и т. д.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо (читает письмо).
В некотором царстве, в тридевятом государстве, жил-был царь Демьян. И был у него сад такой богатый, что лучше того сада не найти ни в одном царстве. В том саду росли разные дорогие деревья, и была там одна яблоня, что приносила золотые яблоки. Да вот беда приключилась: налетела на сад Жар-птица и пощипала все золотые яблочки. Опечалился царь и просит помочь оживить сад, а для этого ему нужны картины с нарисованными яблонями.
— Ребята, давайте поможем царю Демьяну: нарисуем яблоньки с золотыми яблочками! Согласны?
Дети: да!
Воспитатель: из каких частей состоит дерево?
Дети: корни, ствол, ветки, листья.
Воспитатель: давайте с вами немного отдохнём, а потом примемся за работу.
Физкультминутка «Мы листики осенние»
Воспитатель: С чего начинаем рисовать наше дерево? (рисуем яблоню)
Начинаем рисовать с самого крупного предмета яблоньки — ствола. Рисунок располагаем в центре листа. Вначале кисточкой прорисовываем ствол, ветки коричневой краской.
Затем рисуем листочки, для рисования листиков нам нужна зелёная краска.
Яблоки будем рисовать «пальчиками». Как нарисовать яблочко? Обмакиваем один пальчик в жёлтую краску и оставляем отпечаток. Получается круглое, золотое яблочко.
Рефлексия
Ребята, кому мы сегодня помогали?
А что у него случилось?
Как мы помогали царю?
А из каких частей состоит дерево?
В конце занятия воспитатель организует выставку рисунков и просит детей оценить их, обратив внимание на оригинальность и аккуратность работ. Уточняет, что дети помогли царю Демьяну спасти его волшебный сад.
Цит. по: https://www. maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-o-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-risovanie-v-srednei-grupe-na-temu-skazochnoe-derevo.html

Занятие Хатько С. С. — отличный образец, как провести рисование в средней группе. Отгадывание загадок (во вводной части) можно заменить на иллюстративный материал, если дети в группы — визуалы. Использовать готовые планы и разработки в образовательной деятельности не запрещается! Главное — адаптируйте конспекты занятий с учётом особенностей и интересов своих подопечных.

Поэтапное рисование композиции «Сказочное дерево»

Рассмотрим схему рисования классических композиций (без нетрадиционных приёмов и украшения).

Цветными карандашами

  1. Нарисовать треугольник и круг.

    Ствол и крона могут быть разными по форме, треугольник и круг являются вариантами

  2. Закрасить ствол.

    Цвет раскрашивания также предоставляется на выбор

  3. Нарисовать волшебные плоды на кроне.

    В качестве плодов могут быть разнообразные предметы: фрукты, конфеты, рыбки, просто фигурки

  4. Закрасить крону, не заезжая на контуры плодов.

    Зелёный цвет так и просится на крону дерева

  5. Можно закрашивать несколькими цветами.

    Заштриховать крону разрешается несколькими цветами

  6. Рисунок готов.

    В завершение подрисовываем травку

Красками

  1. Нарисовать контур ствола — прямоугольник.

    Контур ствола может быть различной формы, например, прямоугольным

  2. Закрасить ствол.

    Закрашивать нужно в пределах контура

  3. Нарисовать контур кроны — круг.

    Выбираем форму для кроны

  4. Мазками закрашивать крону.

    Закрашивание мазками имитирует листву дерева

  5. Можно сочетать несколько цветов в закрашивании.

    Подбадривайте ребёнка в выборе яркий красок или неожиданных цветовых сочетаниях

  6. Рисуем тонкими мазками травку.

    Фон рисуется только акварелью

  7. Пробуем сделать акварельный фон. Рисунок готов.

    Сказочное дерево готово

Фотогалерея: примеры работ

В рисунке «Сказочное дерево» дети вспоминают темы предыдущих занятий: по растениям, ягодам, фруктам и овощам
Тема по мотивам сказки располагает к детализации образов
Сказочные образы требуют неожижанных форм и ярких красок
На сказочном дереве и плоды сказочные, сдобные
Дополнить можно раскрашенными макаронными изделиями (бантиками)
Странные изгибы и загадочные цветы — таким получается дерево из клякс
Ствол сказочного дерева легко представить в виде ладошки и пальцем, потому и нарисовать можно отпечатком руки

Волшебные истории уносят детей в мир воображаемый. Из этого фантастического путешествия ребёнок приносит интересные образы и с удовольствием рисует их на бумаге.

  • Автор: Мария Скопина