Это в психологии: Что такое психология?

Содержание

что это такое, основные методы, направления и концепции?

Психология наука или шарлатанство? Подобный вопрос, наверное, слышали многие. Но почему тогда психология уже более двух тысячелетий интересует людей? Почему с психологами работают космонавты, бизнесмены, политики? И почему все же после похода к психологу душа болит уже не так сильно? Ответами на эти вопросы, а также советами для новичков в психологических вопросах, делимся в статье.

Что такое психология?

Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.

Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

Истории появления науки.

В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.

Всего выделяют четыре этапа:

  1. объект изучения душа. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
  2. объект изучения сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
  3. объект изучения поведение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
  4. объект изучения
    психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.

Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.

Пройти тест на темперамент

Виды психологии.

Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:

  • Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
  • Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата.
    Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.

Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.

Основные разделы академической психологии.

Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:

  • Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
  • Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
  • Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
  • Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
  • Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
  • Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
  • Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
  • Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
  • Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
  • Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Основные разделы и направления прикладной психологии.

Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:

  • Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
  • Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
  • Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
  • Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.

Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:

  • Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
  • Планирует или строит свой бизнес.
  • Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
  • Переживает сложную жизненную ситуацию.
  • Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
  • Обеспокоен поведением детей-подростков.
  • Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
  • Страдает от панических атак, фобий, страхов.
  • Не может справиться со своими вредными привычками.
  • Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.

Основные психологические концепции.

Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.

1. Психоанализ или фрейдизм.

Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.

Пройти тест Фрейда

2. Логотерапия.

Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.

3. Гештальтпсихология.

Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.

4. Гуманистическая психология.

Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.

5. Когнитивизм.

Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.

6. Бихевиоризм.

Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.

7. Трансперсональная (надличностная).

В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.

Пройти тест на интуицию

8. Интерактивная.

Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.

Методы психологии.

Практически все методы психологии можно объединить в две группы:

  • Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
  • Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).

Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:

  1. Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
  2. Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
  3. Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
  4. Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
  5. Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
  6. Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
  7. Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.

Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.

Зачем изучать психологию?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вернее, ответ у каждого свой:

  • Потому что психология затрагивает все ключевые аспекты жизни: быт, работу, партнерство, воспитание, бизнес, самореализацию.
  • Потому что мы живем среди людей и хотим понимать их мотивы, учитывать особенности психики, прогнозировать решения, ориентироваться в чужих характерах.
  • Потому что детские обиды мешают жить, даже если мы о них не вспоминаем.
  • Чтобы распоряжаться своими внутренними ресурсами, жить полной жизнью.
  • Чтобы замотивировать себя в нужный момент или вовремя заметить усталость и отдохнуть.
  • Чтобы понять, почему болит где-то внутри или почему «болит душа».
  • Чтобы понять, почему одни люди вызывают симпатию, а другие – агрессию или неприятие.
  • Чтобы распознавать, но не поддаваться на чужие манипуляции.
  • Чтобы развивать свою память, мышление, креативность добровольно, а не потому что «так принято».
  • Чтобы осознать, почему прежние отношения развалились, построить новые, но уже более прочные.
  • Чтобы научиться понимать своих детей или родителей независимо от разницы в возрасте.
  • Просто для себя.

С чего начать изучение?

Прежде всего, не стоит путать психологов-ученых и психологов-практиков. Большинство научных книг написано сухим, достаточно сложным для восприятия языком с научными терминами. Поэтому учить психологию «для себя» с трудов Фрейда или Юнга будет сложно. Но и по популярной психологии есть масса книг, которые изучить одновременно тоже не получится. Поэтому для начала нужно задать себе вопрос: что мотивирует меня, что для меня наиболее важно?

Общий кругозор.
  • Пол Клейнман «Психология: люди, концепции, эксперименты».
  • Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
  • Д. Халлиман «Почему мы ошибаемся: ловушки мышления».
Детская психология.
  • Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
  • Протоиерей Федор Бородин «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».
Психология творчества.
  • Остин Клеон «Кради как художник».
  • Барбара Шер «О чем мечтать».
Психология успеха.
  • К. Макгоникал «Сила воли: развить и укрепить».
  • Рэй Далио «Принципы».
  • Чин-Нинг Чу «Каменное лицо, черное сердце».
Саморазвитие.
  • Хэл Элрод «Магия утра».
  • Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта».
  • Б. Блюменталь «Одна привычка в неделю».

Кроме этого есть онлайн-журналы, публикации, электронные издания, ресурсы с советами практикующих психологов.

Конечно, психологический дискомфорт невозможно измерить прибором, а душевную боль уменьшить таблеткой. И этим психология отличается от точных наук или медицины. Но можно не претендовать на абсолютное знание, но дать понимание: себя, окружающих, близких, партнеров, детей и родителей. И только ради этого стоит начать изучать психологическую науку.

Пройти тест на самооценку

Общество — что это в психологии, понятие и виды

Бывают максимально широкие понятия, которые раскрыть очень сложно, потому что они включают в себя почти всю окружающую нас реальность. К таким понятиям относится «общество». Если быть честным, то это вообще не психологическое понятие. Как и все глобальные явления, общество изучается философией. Однако оно представляет собой совокупность людей, связанных отношениями и процессами взаимодействия, поэтому и психологу здесь есть о чем поговорить.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Взгляд психологии на общество
  • 2 Общество как система социальных групп
  • 3 Общество как система отношений
  • 4 Психологические феномены массового (общественного) сознания
  • 5 Типы общества
    • 5.1 Традиционное общество
    • 5.2 Индустриальное общество
    • 5.3 Постиндустриальное (информационное) общество

Взгляд психологии на общество

Психологическими процессами в больших группах людей, в том числе и в обществе, занимается социальная психология. Эта наука рассматривает общество в трех аспектах:

  1. Как сложную, многоуровневую систему социальных групп.
  2. Как совокупность отношений входящих в общество личностей.
  3. Как комплекс социально-психологических феноменов, которые являются следствием взаимодействия входящих в общество групп и отдельных личностей. Эти феномены называют еще продуктами массового или общественного сознания.

Общество – это максимально большая общность людей, связанных исторической судьбой, традициями, совместно выработанными ценностями и идеалами. Общество относится к большим организованным группам. В отличие от него, в естественной стихийной группе – толпе – практически отсутствуют процессы взаимодействия между индивидами. Поэтому и не формируются ни общий менталитет, ни духовные ценности, ни нравственные нормы и идеалы.

В отличие от толпы, общество – устойчивая совокупность, оно сохраняет свою целостность благодаря традициям, общепринятым нормам поведения и социальным санкциям. Однако, несмотря на устойчивость, общество – открытая и динамичная система. Оно постоянно движется, развивается, изменяется и за счет внутренних процессов, и за счет кросскультурных (межнациональных, межгосударственных) контактов с другими сообществами.

Современное общество прошло длительный путь развития, и, учитывая его динамичность, оно серьезно отличается от подобных образований предыдущих эпох. Однако эти отличия лежат больше в области экономики, политики и культуры. А с точки зрения психологии, механизмы и законы взаимодействия людей в обществе существенно не изменились со времен первобытного мира.

Общество как система социальных групп

Многие воспринимают общество (не государство, а именно общество) абстрактно, как нечто находящееся вне их реальности. Для людей актуально непосредственное окружение: близкие, друзья, коллеги, с которыми они связаны множеством отношений. Такие взаимосвязанные индивиды образуют малые или контактные группы. Но эти группы не изолированы, они пересекаются и переплетаются. Один и тот же человек может быть членом трудового коллектива, семьи (и даже не одной), группы друзей, интернет-сообщества и т. д. Малые группы входят в состав более крупных образований, и вся эта сложная, довольно запутанная система и есть общество. Несмотря на запутанность и сложные взаимосвязи, выстроить структуру общества несложно:

  • Микрогруппы, объединяющие 2-3 человека: небольшие семьи, близкие друзья.
  • Малые контактные группы, в которые входят родственники, более широкий круг друзей, сообщества по интересам, одноклассники, коллеги, спортивные команды и т. д. Малые группы бывают как формальные, так и неформальные.
  • Большие группы: культурные и религиозные сообщества, коллективы больших предприятий, вузов, школ, политические партии и этносы.

Ну, и самая большое социальное образование – это общество, которое и состоит из групп. В социологии и политологии общество разделяют еще на классы и слои, или страты. Классовый состав зависит от характера общества. Так, в течение продолжительного времени в обществе выделяли три класса:

  • рабочие;
  • крестьяне;
  • буржуазия (предприниматели).

Интеллигенция традиционно считалась прослойкой. Однако общество, как любая динамичная система, изменяется, поэтому сейчас такая схема кажется устаревшей.

Общество как система отношений

Именно отношения, сложные процессы взаимодействия и взаимозависимостей являются тем цементом, который сплачивает общество. Потребность в общении – в обмене информацией, эмоциональных контактах и в согласованных усилиях для достижения общей цели – лежит в основе существования любой группы.

Когда речь идет об отношениях, то имеются в виду не только связи между отдельными личностями, но и между группами, социальными институтами и слоями общества. Что же касается отдельных людей, то в психологии выделяют два типа отношений:

  1. Межличностные – отношения между людьми, как уникальными личностями. Они могут быть как позитивными — любовь, дружба, симпатия, привязанность; так и негативными — ненависть, злоба, зависть, соперничество и т. д.
  2. Социальные – это отношения между социальными ролями. В них индивиды выступают как функциональные единицы общества со своими обязанностями, правами, стереотипами поведения и т. д. Социальными, например, являются отношения: учитель – ученик, директор – подчиненный, врач – пациент и др.

Эти два типа отношений не существуют изолированно. Они могут смешиваться, переплетаться, зависеть друг от друга. Так, между начальником и подчиненным могут быть и личные отношения, как позитивные, так и негативные. А муж и жена – это социальные роли, но в основе взаимодействия реальных людей не социальные, а межличностные отношения.

Отношения людей в обществе регулируются принятыми в нем нормами и формальными законами, особенно это касается ролевых или социальных отношений. Если поведение человека не соответствует нормам, то общество к нему применяет социальные санкции, которые являются действенным средством регулирования общественных процессов.

Процессы взаимодействия в социуме происходят и между отдельными людьми, и между группами. Причем это не только формальные отношения. Так, между школьными классами в параллели могут быть как дружеские отношения, так и взаимная неприязнь. Это же можно сказать о больших группах, например, этносах, молодежных неформальных сообществах или политических партиях.

В социологии и политологии также выделяют экономические, производственные, политические, кросскультурные отношения. Они, несомненно, играют в обществе важную роль, но психология ими не занимается. Разве что кросскультурные отношения (между разными культурами) находятся в сфере интересов этнопсихологии.

Психологические феномены массового (общественного) сознания

У любого общества есть не только экономические и политические характеристики, но и психологические особенности — проявления массового сознания. К нему относят ряд феноменов, которые, с одной стороны, рождаются в процессе взаимодействия людей, с другой – играют интегрирующую, объединяющую роль.

  • Общественная психология: устойчивые особенности национального темперамента и характера, проявления эмоциональной сферы, динамические характеристики и т. д.
  • Ментальность – устойчивая совокупность идей, взглядов, верований, определяющая поведение людей в обществе, их отношения к представителям других социумов, к собственному существованию. Она формируется в течение длительного времени, иногда даже многих столетий. Ментальность – это психологическая основа общественной идеологии.
  • Психологический климат в обществе – особая эмоциональная атмосфера, связанная с реакцией людей на какие-то явления и события в обществе. На психологический климат влияют также отношения между слоями, классами, большими группами в социуме. Любые межгрупповые конфликты или даже усиление напряженности плохо влияют на психологический климат. В отличие от общественной психологии и ментальности, это динамично меняющаяся, неустойчивая характеристика.
  • Общественное мнение тоже изменчивая характеристика. Оно отражает взгляды членов общества и их отношение к различным аспектам жизни общества, к лидерам, политическим событиям, реформам и т. д.
  • Мода. Среди интегральных характеристик общества мода стоит особняком. В течение продолжительного времени ее не считали частью общественного сознания. Но сейчас большинство социальных психологов и социологов серьезно относится к этому явлению. Мода, как совокупность ценностных ориентаций, привычек и вкусовых предпочтений, как объединяющий фактор даже более заметна, чем другие характеристики.

Все эти проявления общественного сознания не просто побочные эффекты развития отношений людей в обществе. Они играют очень важную интегрирующую, объединяющую роль. И важны они не только для общества, но и для каждой отдельной личности, так как позволяют человеку пережить чувство аффилиации – удовлетворение от принадлежности к определенной группе, культуре, нации.

Типы общества

Общество прошло долгий путь развития. Сменялись формации (экономические этапы), культуры, религии, политический строй, формы государства, и, кажется, что разнообразие видов общества огромно. Это так, но их принято объединять всего в три типа.

Традиционное общество

Главные объединяющие факторы – традиции и обычаи. Натуральное хозяйство и слабые контакты с другими социумами делают это общество замкнутым и очень медленно развивающимся. Для него характерны следующие особенности:

  • патриархальность;
  • преобладание примитивного, аграрного хозяйства;
  • сословный строй, при котором индивид не мог изменить свой социальный статус;
  • сильное влияние религиозных идей и культов.

Все эти особенности определяют общество с ярко выраженной коллективной психологией, когда «Я» теряется в массе «Мы», а индивидуализм считается опасным пороком.

Индустриальное общество

Ведущий интегрирующий фактор – промышленность, развивающаяся на научной базе. Освоение новых видов производства, новых материалов и нового пространства – основание для гордости и чувства удовлетворения граждан индустриального мира. И другие сообщества, добивающиеся больших успехов в науке и технике, воспринимаются как конкуренты и даже враги.

Для индустриального общества характерны следующие особенности:

  • преобладание технологичного производства;
  • большая роль науки, которая становится общественным институтом;
  • появление и развитие массовой культуры;
  • классовый строй;
  • создание четкой правовой основы гражданского общества.

На этапе индустриального общества развиваются не только точные и технические науки, но и гуманитарные, в том числе психология. И именно в этот период начинается серьезное изучение массового сознания и разработка научных методов манипулирования им.

Постиндустриальное (информационное) общество

Этот тип общества формируется в настоящее время. Информация становится не только главной ценностью, но и основным интегрирующим фактором. Распространение компьютерных технологий и развитие глобального информационного пространства (интернет) стирает границы между отдельными социумами. Несмотря на то, что постиндустриальное общество еще находится на стадии становления, уже сейчас можно выделить его особенности:

  • высокая ценность информации, знание становится товаром;
  • процессы глобализации в различных сферах жизни общества;
  • научно-техническая революция, о которой много говорилось в XX веке, сделала науку одной из главных производительных сил;
  • единое информационное пространство привело к развитию кросскультурных связей, к унификации ценностей, идеалов и других проявлений общественного сознания.

Постиндустриальное, информационное общество кардинально меняет не только жизнь, но и психологию людей. Это происходит и на уровне интеллекта, и на глубинном уровне восприятия действительности. Меняется психология общения, семейные отношения становятся партнерскими, а новейшие технологии в сфере обучения переводят образование совершенно на иной уровень. Эти глобальные изменения уже заметны, но они только начали изучаться психологами, социологами, культурологами и другими специалистами в области общественного сознания.

Скрытый смысл фразы «Это то, что есть»

Кажется, все чаще можно услышать фразу «Это то, что есть». Я понял, что эта фраза означает: «Дело не в этом и не в этом; это что-то более тонкое, для чего у меня нет названия, и я согласен с этим». Другими словами, я воспринял это как указание на то, что говорящий позволяет вещи существовать во всей ее богатой уникальности, не прибегая к ее категоризации или анализу.

Более частое использование фразы «это то, что есть», казалось, было признаком того, что люди все больше привыкают к «состояниям потенциальности», то есть состояниям, которые могут «свернуться» в различные фактические состояния в зависимости от контекста. Простой пример: в одной ситуации вы можете интерпретировать летучую мышь как игрушку, а в другой ситуации вы можете интерпретировать летучую мышь как оружие. Не может быть объективного ответа на вопрос, является ли летучая мышь игрушкой или оружием; оно находится в состоянии потенциальности, которое зависит от контекста.

Это может показаться простым явлением, но оно оказывает глубокое влияние на то, как люди думают и как они представляют себе мир, в котором живут. Это позволяет им постоянно переосмысливать вещи новыми и творческими способами. Например, если кто-то надевает себе на голову пилон, вы можете рассматривать пилон как пример понятия «шляпа». Общество, которое постоянно твердит «это то, что есть», может показаться обществом, которое принимает и даже наслаждается миром, в котором пилоны могут быть шляпами, миром, полным возможностей. (Подробнее об этом см. в предыдущих статьях о творчестве и квантовой структуре.)

Потенциальность — это не то же самое, что двусмысленность, но они связаны между собой. Если что-то может развернуться в различные фактические состояния, то его текущее состояние может показаться двусмысленным. Одной из характеристик творческих людей является то, что они склонны мириться с двусмысленностью. Позволяя вещам зависать в своем уме в нераспределенном состоянии, они могут постепенно прийти к более глубокому и тонкому пониманию их, что может привести к новому пониманию или изобретению.

Итак, я подумал о более частом использовании фразы «это то, что есть» как о признаке того, что люди все больше сопротивляются искушению разделить вещи на категории, чтобы чувствовать себя комфортно с неизвестным. Другими примерами этого являются более широкое использование абстрактных принтов (нерепрезентативное искусство) на тканях и музыки, которая не остается в одном ключе. Еще одним признаком является более активное обсуждение и принятие двусмысленности в отношении пола. В последнее время я думаю об этом вопросе не только из-за громких случаев трансгендеров в новостях, но и потому, что Face Fries (мобильное приложение, которое делает 2D-фотографии и превращает их в говорящие, анимированные 3D-аватары) позволяет вам посмотрите, как вы можете выглядеть как мужчина, если вы женщина, и наоборот.

Люди всегда очарованы созданием и взаимодействием с версиями самих себя с измененным полом. В некотором смысле вы видите этого аватара как кого-то, кто мог существовать или почти существовал. Вы чувствуете определенное родство с этой почти существующей версией себя, и, исследуя, кем вы могли бы быть, вы можете прийти к более глубокому пониманию того, кем вы являетесь на самом деле. Игра с этой функцией приложения, изучение версий друзей, членов семьи и знаменитостей с измененным полом, кажется, дает людям ощущение жизни в реальности, которая не так застряла в том, «как обстоят дела», как они думали. .

Итак, у меня была эта оптимистичная интерпретация «это то, что есть», которая была связана с принятием двусмысленности и намеком на мир, полный возможностей. Но пообщавшись с некоторыми друзьями, я понял, что есть и другие его интерпретации. Одна подруга сказала мне, что эта фраза на самом деле вызывает у нее тошноту. Для нее эта фраза означает смирение, чувство принятия того, что что-то идет не так, как надо, что показалось мне грустным.

Но потом я понял, что фраза «это то, что есть» сама по себе находится в состоянии потенциальности. В некоторых контекстах это может указывать на принятие сложности и двусмысленности. В других контекстах это может указывать на принятие ограничений. Эта фраза вполне может иметь еще другие оттенки значения или развиваться в новых оттенках значения, пока я пишу это. Это не что-то статичное. Что есть, то есть.

© 2014 Лиана Габора. Все права защищены.

Использование социальных сетей и их связь с психическим здоровьем: систематический обзор

Cureus. 2020 июнь; 12(6): e8627.

Published online 2020 Jun 15. doi: 10.7759/cureus.8627

Monitoring Editor: Alexander Muacevic and John R Adler

, 1, 2 , 3, 4 , 5 , 1 и 5

Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности

Социальные сети усугубляют проблемы с психическим здоровьем. Это систематическое исследование обобщает влияние использования социальных сетей на психическое здоровье. Пятьдесят статей были отобраны из базы данных ученых Google, и после применения различных критериев включения и исключения было отобрано 16 статей, и все статьи были оценены на предмет качества. Восемь статей были поперечными исследованиями, три — лонгитюдными исследованиями, две — качественными исследованиями, а остальные — систематическими обзорами. Результаты были классифицированы по двум исходам психического здоровья: тревога и депрессия. Активность в социальных сетях, например, время, потраченное на то, чтобы оказать положительное влияние на область психического здоровья. Однако из-за поперечного дизайна и методологических ограничений выборки существуют значительные различия. Структура влияния социальных сетей на психическое здоровье нуждается в дальнейшем анализе с помощью качественных исследований и вертикальных когортных исследований.

Ключевые слова: социальные сети, психическое здоровье, систематический обзор, prisma

Люди — социальные существа, которым для достижения прогресса в жизни требуется общение с другими людьми. Таким образом, социальная связь с другими людьми может облегчить стресс, беспокойство и печаль, но отсутствие социальной связи может представлять серьезный риск для психического здоровья [1].

Социальные сети

В последнее время социальные сети стали частью повседневной деятельности людей; многие из них проводят часы каждый день в Messenger, Instagram, Facebook и других популярных социальных сетях. Таким образом, многие исследователи и ученые изучают влияние социальных сетей и приложений на различные аспекты жизни людей [2]. Более того, количество пользователей социальных сетей по всему миру в 2019 г.составляет 3,484 миллиарда, что на 9 % больше, чем в прошлом году [3-5]. Статистические данные на рисунке показывают гендерное распределение аудитории социальных сетей по всему миру по состоянию на январь 2020 года, отсортированное по платформам. Было обнаружено, что только 38% пользователей Twitter были мужчинами, но 61% использовали Snapchat. Напротив, женщины чаще использовали LinkedIn и Facebook. Нельзя отрицать, что социальные сети стали важной частью жизни многих людей. Социальные сети имеют много положительных и приятных преимуществ, но они также могут привести к проблемам с психическим здоровьем. Предыдущее исследование показало, что возраст не влияет, но влияет пол; у женщин гораздо больше шансов на психическое здоровье, чем у мужчин [6,7].

Открыть в отдельном окне

Гендерное распределение аудитории социальных сетей по всему миру по состоянию на январь 2020 г., отсортированное по платформам

Воздействие на психическое здоровье

Психическое здоровье определяется как состояние благополучия, при котором люди способностей, решать повседневные жизненные проблемы, хорошо работать и вносить значительный вклад в жизнь своих сообществ [8]. В настоящее время ведутся споры о пользе и негативном влиянии социальных сетей на психическое здоровье [9].,10]. Социальные сети являются важным элементом защиты нашего психического здоровья. Как количество, так и качество социальных отношений влияют на психическое здоровье, поведение в отношении здоровья, физическое здоровье и риск смертности [9]. Теория вытесненного поведения может помочь объяснить, почему социальные сети связаны с психическим здоровьем. Согласно теории, люди, которые проводят больше времени в малоподвижном образе жизни, таком как использование социальных сетей, имеют меньше времени для личного социального взаимодействия, оба из которых, как было доказано, защищают от психических расстройств [11,12]. С другой стороны, социальные теории обнаружили, как использование социальных сетей влияет на психическое здоровье, влияя на то, как люди рассматривают, поддерживают и взаимодействуют со своей социальной сетью [13]. Был проведен ряд исследований воздействия социальных сетей, и было указано, что длительное использование платформ социальных сетей, таких как Facebook, может быть связано с негативными признаками и симптомами депрессии, тревоги и стресса [10-15]. . Кроме того, социальные сети могут создать сильное давление, чтобы создать стереотип, который другие хотят видеть, а также быть такими же популярными, как и другие.

Необходимость систематического обзора

Систематические исследования могут количественно и качественно идентифицировать, агрегировать и оценивать все доступные данные, чтобы дать теплый и точный ответ на затронутые исследовательские вопросы [4]. Кроме того, во всем мире было проведено множество систематических исследований, связанных с изучением психического здоровья. Однако лишь ограниченное количество исследований интегрировано с социальными сетями и проводится в контексте социальных наук, поскольку доступная литература в значительной степени сосредоточена на медицинской науке [6]. Поскольку социальные сети — относительно новое явление, потенциальные связи между их использованием и психическим здоровьем широко не исследовались.

В этой статье предпринята попытка систематического обзора всей соответствующей литературы с целью заполнения пробела путем изучения влияния социальных сетей на психическое здоровье, то есть малоподвижного образа жизни, чрезмерное использование которого повышает риск возникновения проблем со здоровьем [7,9, 12]. Это исследование важно, потому что оно предоставляет информацию о степени внимания к рецензируемой литературе, которая может помочь исследователям в представлении перспективы с целью понимания будущего внимания, связанного со стратегиями изменения климата, которые требуют научного внимания. Это исследование очень полезно, потому что оно предоставляет информацию о том, в какой степени рецензируемая литература может помочь исследователям в представлении перспектив с целью понимания будущих проблем, связанных со стратегиями психического здоровья, которые требуют научного внимания. Разработка текущего систематического обзора основана на главном исследовательском вопросе: как социальные сети влияют на психическое здоровье?

Стратегия исследования

Исследование было проведено для выявления исследований, анализирующих роль социальных сетей в психическом здоровье. Google Scholar использовался в качестве нашей основной базы данных для поиска соответствующих статей. Ключевые слова, которые использовались для поиска: (1) «социальные сети», (2) «психическое здоровье», (3) «социальные сети» И «психическое здоровье», (4) «социальные сети» И «психическое здоровье». и (5) «социальные сети» ИЛИ «социальные сети» И «психическое здоровье» (таблица ).

Таблица 1

Количество научных статей по искомому ключевому слову

Ключевое слово/комбинация ключевых слов База данных Количество результатов
«социальные медиа» Google Scholar 877 000
«душевное здоровье» Google Scholar 633 000
«социальные сети» И «психическое здоровье» Google Scholar 78000
«социальные сети» И «психическое здоровье» Google Scholar 18 600
«социальные сети» ИЛИ «социальные сети» И «психическое здоровье» Google Scholar 17000

Открыть в отдельном окне

Из результатов, представленных в таблице, всего было отобрано 50 статей, имеющих отношение к вопросу исследования. После применения критериев включения и исключения дубликаты статей были удалены, и, наконец, для обзора было отобрано 28 статей (рисунок ).

Открыть в отдельном окне. в обзор были включены статьи за последние пять лет. Все отобранные статьи были на английском языке, а любые нерецензированные и дублирующиеся статьи были исключены из окончательно отобранных статей.

Результат

Из 16 отобранных исследовательских работ основное внимание уделялось исследованиям взрослых, пола и подростков [10–19]. В дизайне были качественные и количественные исследования [15,16]. Было проведено три систематических обзора и один тематический анализ, в которых изучалось, насколько подростки лучше или хуже используют социальные сети [20–23]. Кроме того, восемь были поперечными исследованиями, и только три были лонгитюдными исследованиями [24-29]. Метаанализы включали исследования, опубликованные за последние пять лет в этой группе населения. В таблице представлены некоторые исследования из обзора.

Таблица 2

Некоторые из исследований/документов, включенных в обзор

IGU, интернет-игровое расстройство; PSMU, проблемное использование социальных сетей

Автор Название исследования Метод Выводы
Берриман и др. [10] Использование социальных сетей и психическое здоровье молодых людей Поперечный разрез Использование социальных сетей не было прогностическим признаком нарушения психического здоровья.
Койн и др. [11] Влияет ли время, проведенное в социальных сетях, на психическое здоровье?: восьмилетнее лонгитюдное исследование 8-летнее продольное исследование Увеличение времени, проведенного в социальных сетях, не было связано с увеличением проблем с психическим здоровьем в процессе развития при изучении на индивидуальном уровне.
Эскобар-Виера и др. [12] Лучше или хуже? Систематический обзор данных об использовании социальных сетей и депрессии среди лесбиянок, геев и бисексуальных меньшинств Систематический обзор литературы Социальные сети предоставляют пространство для раскрытия опыта меньшинств и обмена способами справиться с ними и получить поддержку; постоянное наблюдение за своим профилем в социальных сетях может стать фактором стресса, который может привести к депрессии.
О’Рейли и др. [15] Потенциал социальных сетей в укреплении психического здоровья подростков качественное исследование Подростки часто используют социальные сети и Интернет для поиска информации о психическом здоровье.
О’Рейли [16] Социальные сети и психическое здоровье подростков: хорошее, плохое и уродливое фокус группы Практикующие психиатры повторяли большую часть негативной риторики в социальных сетях, хотя и признавали потенциальную пользу.
Федер и др. [17] Есть ли связь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем? Время мешающих измерений имеет значение продольный Частое использование социальных сетей сообщает о более выраженных симптомах психопатологии.
Расмуссен и др. [19] Серийно опосредованная связь между использованием социальных сетей развивающимися взрослыми и психическим благополучием Исследовательское исследование Использование социальных сетей может быть фактором риска для проблем с психическим здоровьем среди молодых людей, и это использование социальных сетей может быть деятельностью, к которой прибегают взрослые молодые люди, сталкиваясь со сложными эмоциями.
Келес и др. [19] Систематический обзор: влияние социальных сетей на депрессию, тревогу и психологический стресс у подростков регулярный обзор Четыре домена социальных сетей: потраченное время, активность, инвестиции и зависимость. Все домены коррелировали с депрессией, тревогой и психологическим дистрессом.
Нерейм и др. [21] Социальные сети и психическое здоровье подростков: кто вы и что вы делаете важно Исследовательский Пассивное использование социальных сетей (чтение постов) более тесно связано с депрессией, чем активное использование (публикация постов).
Мехмет и др. [22] Использование цифровых и социальных сетей для укрепления здоровья: подход социального маркетинга для решения проблем сопутствующего физического и психического здоровья вмешательство Стратегия цифрового медиа социального маркетинга как методология укрепления здоровья. Документ представляет собой основу для реализации и оценки эффективности цифровых кампаний в социальных сетях, которые могут помочь потребителям, лицам, осуществляющим уход, врачам и специалистам по планированию услуг решить проблемы предоставления медицинских услуг в сельских районах и тиранию расстояния.
Оджерс и Дженсен [23] Психическое здоровье подростков в эпоху цифровых технологий: факты, опасения и планы на будущее Обзор В обзоре подчеркивается, что большинство исследований на сегодняшний день были корреляционными, фокусировались на взрослых и подростках и давали смесь часто противоречивых небольших положительных, отрицательных и нулевых ассоциаций.
Твенге и Мартин [24] Гендерные различия в ассоциациях между использованием цифровых медиа и психологическим благополучием: данные из трех больших наборов данных Поперечный разрез Было обнаружено, что женщины более зависимы от социальных сетей, чем мужчины.
Фардули и др. [25] Использование социальных сетей австралийскими подростками и их связь с психическим здоровьем Поперечный разрез Пользователи YouTube, Instagram и Snapchat сообщали о большем количестве проблем с изображением тела и пищевых патологиях, чем те, кто не пользуется ими, но не различались по симптомам депрессии или социальной тревожности.
Вартберг и др. [26] Игровое интернет-расстройство и проблемное использование социальных сетей в репрезентативной выборке немецких подростков: оценки распространенности, коморбидные депрессивные симптомы и связанные с ними психосоциальные аспекты Поперечный разрез Двумерный логистический регрессионный анализ показал, что более выраженные симптомы депрессии, более низкое межличностное доверие и функционирование семьи были статистически значимо связаны как с IGD, так и с PSMU.
Нейра и Барбер [28] Использование сайта социальной сети: связь с социальной самооценкой, самооценкой и депрессивным настроением подростков Поперечный разрез Более высокие инвестиции в социальные сети (например, активное использование социальных сетей) предсказывали симптомы депрессии у подростков. Не было обнаружено связи между частотой использования социальных сетей и депрессивным настроением.

Открыть в отдельном окне

Обсуждение

В этом исследовании была предпринята попытка систематического анализа существующей литературы о влиянии использования социальных сетей на психическое здоровье. Хотя результаты исследования не были полностью последовательными, этот обзор выявил общую связь между использованием социальных сетей и проблемами психического здоровья. Хотя есть положительные доказательства связи между социальными сетями и психическим здоровьем, сообщалось об обратном.

Например, предыдущее исследование не обнаружило связи между количеством времени, проведенным в социальных сетях, и депрессией или между действиями, связанными с социальными сетями, такими как количество онлайн-друзей и количество «селфи», и депрессией [29] . Точно так же Нейра и Барбер обнаружили, что, хотя более высокие инвестиции в социальные сети (например, активное использование социальных сетей) предсказывали депрессивные симптомы у подростков, не было обнаружено никакой связи между частотой использования социальных сетей и депрессивным настроением [28].

В 16 исследованиях тревога и депрессия были наиболее часто измеряемыми исходами. Важными факторами риска тревоги и депрессии, выявленными в ходе этого исследования, были затраченное время, активность и зависимость от социальных сетей. В современном мире тревога является одной из основных проблем психического здоровья. Люди ставили лайки и комментировали загруженные ими фото и видео. В наше время каждый невосприимчив к контексту социальных сетей. Некоторые подростки испытывают тревогу в социальных сетях, связанную со страхом потери, из-за чего подростки пытаются регулярно отвечать и проверять все сообщения и сообщения своих друзей.

Напротив, депрессия является одним из непреднамеренных последствий ненужного использования социальных сетей. В деталях депрессия ограничивается не только Facebook, но и другими сайтами социальных сетей, что вызывает психологические проблемы. Новое исследование показало, что люди, которые вовлечены в социальные сети, игры, текстовые сообщения, мобильные телефоны и т. д., чаще испытывают депрессию.

Предыдущее исследование выявило 70-процентное увеличение симптомов депрессии среди участников группы, использующей социальные сети. Другим влиянием социальных сетей, вызывающим депрессию, является сексуальное развлечение [12]. Интимное развлечение происходит, когда социальные сети продвигают создание фасада, который подчеркивает веселье и волнение, но мало говорит нам о том, с какими проблемами в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся на более глубоком уровне [28]. Другое исследование показало, что депрессия и время, проведенное подростками в Facebook, положительно коррелируют [22]. Что еще более важно, симптомы большой депрессии были обнаружены среди людей, которые проводили большую часть своего времени в Интернете и занимались управлением изображениями на сайтах социальных сетей [14].

В другом исследовании оценивались гендерные различия в связях между использованием социальных сетей и психическим здоровьем. Было обнаружено, что женщины более зависимы от социальных сетей по сравнению с мужчинами [26]. Пассивное использование социальных сетей, такое как чтение сообщений, более тесно связано с депрессией, чем активное использование, например создание сообщений [23]. Другие важные результаты этого обзора предполагают, что другие факторы, такие как межличностное доверие и функционирование семьи, могут оказывать большее влияние на симптомы депрессии, чем частота использования социальных сетей [28,29].].

Ограничение и предложение

Ограничения и предложения были выявлены на основе данных, включенных в процесс исследования и обзора. Ранее 7 из 16 исследований были поперечными, и в них немного не удалось определить причинно-следственную связь между интересующими переменными. Учитывая данные перекрестных исследований, невозможно сделать вывод о том, что использование социальных сетей вызывает проблемы с психическим здоровьем. Только в трех лонгитюдных исследованиях изучалась причинно-следственная связь между социальными сетями и психическим здоровьем, и трудно понять, были ли проблемы с психическим здоровьем более выраженными у тех, кто использует социальные сети чаще, по сравнению с теми, кто использует их меньше или вообще не использует [19].,20,24]. Далее, несмотря на то, что предполагаемая связь между социальными сетями и психическим здоровьем сложна, в нескольких исследованиях изучались опосредующие факторы, которые могут способствовать или усугублять эту связь. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы прояснить основные факторы, которые помогут понять, почему социальные сети оказывают негативное влияние на психическое здоровье одних людей, в то время как они не оказывают или положительно влияют на психическое здоровье других.

Социальные сети — это новое исследование, которое быстро растет и набирает популярность. Таким образом, с ним связано много неисследованных и неожиданных конструктивных ответов. В последнее время исследования показали, что использование платформ социальных сетей может пагубно сказаться на психологическом здоровье их пользователей. Однако степень воздействия социальных сетей на общественность еще предстоит определить. Этот систематический обзор показал, что зависть в социальных сетях может влиять на уровень тревоги и депрессии у людей. Кроме того, были выявлены другие потенциальные причины тревоги и депрессии, которые требуют дальнейшего изучения.

Важность таких результатов заключается в том, чтобы облегчить дальнейшие исследования социальных сетей и психического здоровья. Кроме того, информация, полученная в результате этого исследования, может быть полезна не только медицинским работникам, но и исследователям в области социальных наук. Результаты этого исследования показывают, что потенциальные причинные факторы из социальных сетей можно учитывать при сотрудничестве с пациентами, у которых диагностирована тревога или депрессия. Кроме того, если бы результаты этого исследования использовались для изучения большего количества взаимосвязей с другой конструкцией, это потенциально могло бы улучшить результаты для снижения уровня тревоги и депрессии и предотвращения случаев самоубийств.

Контент, опубликованный в Cureus, является результатом клинического опыта и/или исследований независимых лиц или организаций. Cureus не несет ответственности за научную точность или надежность данных или выводов, опубликованных здесь. Весь контент, опубликованный в Cureus, предназначен только для образовательных, исследовательских и справочных целей. Кроме того, статьи, опубликованные в Cureus, не должны рассматриваться как подходящая замена консультации квалифицированного медицинского работника. Не игнорируйте и не избегайте профессиональных медицинских советов из-за контента, опубликованного в Cureus.

Авторы заявили об отсутствии конкурирующих интересов.

1. Разработка индекса состояния здоровья с использованием факторного анализа. [март 2020 г.]; Мохамад М., Джуахир Х., Али Н.А.М., Камарудин М.КА., Карим Ф., Бадарила Н. Дж. Фонд Appl. 2017 9: 83–92. [Google Scholar]

2. Социальные сети и высшее образование: международный взгляд. Бартосик-Пургат М., Филимон Н., Кийги-Калли М. Экон. соц. 2017;10:181–191. [Google Scholar]

3. Отчет о цифровых новостях. [март 2020 г.]; Ньюман Н., Флетчер Р., Калогеропулос А., Нильсен Р. http://www.digitalnewsreport.org/ 201912 [Google Scholar]

4. Решение проблем политики, основанной на фактических данных: сотрудничество с Кэмпбеллом. Петросино А., Борух Р.Ф., Сойдан Х., Дагган Л., Санчес-Мека Дж. Энн Ам Академик Пол Соц. 2001; 578:14–34. [Google Scholar]

5. Влияние социальных сетей на психологическое благополучие подростков (WB): анализ популяционного уровня корейских детей школьного возраста. Ким ХХ. Int J Адолеск Молодежь. 2017;22:364–376. [Google Scholar]

6. Взаимосвязь физической активности подростков, малоподвижного поведения у экрана и социального и психологического здоровья. Iannotti RJ, Janssen I, Haug E, et al. Int J Общественное здравоохранение. 2009 г.;54:191–198. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

7. Пересмотренная версия Скрининга эмоциональных расстройств, связанных с детской тревогой (SCARED-R): первое свидетельство его надежности и достоверности в клиническом образце. Мурис П., Стернеман П. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1348/014466501163463. Br J Clin Psychol. 2001;40:35–44. [PubMed] [Google Scholar]

8. Доклад о состоянии здравоохранения в мире: 2004 г.: изменение истории. [март 2020 г.]; https://www.who.int/whr/2004/en/ Всемирная организация здравоохранения. 2004

9. Физическая активность в профилактике и лечении тревоги и депрессии. Мартинсен Э.В. Норд Дж. Психиатрия. 2008;62:25–29. [PubMed] [Google Scholar]

10. Использование социальных сетей и психическое здоровье молодых людей. Берриман С., Фергюсон С., Неги С. Psychiatr Q. 2018; 89: 307–314. [PubMed] [Google Scholar]

11. Влияет ли время, проведенное в социальных сетях, на психическое здоровье?: восьмилетнее лонгитюдное исследование. Койн С.М., Роджерс А.А., Цурчер Д.Д., Стокдейл Л., Бут М. Comput Hum Behav. 2020;104:106160. [Академия Google]

12. К лучшему или к худшему? Систематический обзор данных об использовании социальных сетей и депрессии среди меньшинств лесбиянок, геев и бисексуалов. Escobar-Viera C, Whitfield D, Wessel C, et al. https://mental.jmir.org/2018/3/e10496/ JMIR Ment Health. 2018;5:10496. [PMC бесплатная статья] [PubMed] [Google Scholar]

13. Стресс у доклинических студентов-медиков Университета Султана Зайнала Абидина. Рахман Н.И., Исмаил С., Семан ТНАТ и др. https://www.japsonline.com/admin/php/uploads/1110_pdf.pdf J Appl Pharm Sci. 2013;3:76–81. [Академия Google]

14. Потенциал социальных сетей в укреплении психического здоровья подростков. О’Рейли М., Догра Н., Хьюз Дж., Рейли П., Джордж Р., Уайтман Н. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/30060043 Health Promot Int. 2018; 34: 981–991. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Вредны ли социальные сети для психического здоровья и благополучия? Изучение мировоззрения подростков. О’Рейли М., Догра Н., Уайтман Н., Хьюз Дж., Эруяр С., Рейли П. Клин Детская психологическая психиатрия. 2018;23:601–613. [PubMed] [Академия Google]

16. Социальные сети и психическое здоровье подростков: хорошее, плохое и безобразное. О’Рейли М. Дж. Мент. Здоровье. 2020;1:7. [PubMed] [Google Scholar]

17. Есть ли связь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем? время смешивания измерений имеет значение — ответ [Онлайн до печати] Федер К.А., Рим К.Е., Моджтабай Р. JAMA Psychiatry. 2019 [PubMed] [Google Scholar]

18. Психическое здоровье опосредует социальную поддержку для прогнозирования качества жизни заключенных, злоупотребляющих наркотиками. Карим Ф., Мохамад М., Мухаммад Н. Индиан, Дж. Общественное здравоохранение Res Dev. 2019;10:776–781. [Google Scholar]

19. Последовательно опосредованная связь между использованием социальных сетей взрослыми людьми и психическим благополучием. Расмуссен Э., Пуньянунт-Картер Н., ЛаФреньер Дж., Норман М. , Кимбалл Т. Comput Hum Behav. 2020;102:206–213. [Google Scholar]

20. Систематический обзор: влияние социальных сетей на депрессию, тревогу и психологические расстройства у подростков. Келес Б., МакКрей Н., Грилиш А. Int J Adolesc Youth. 2019;25:79–93. [Google Scholar]

21. Социальные сети и психическое здоровье подростков: кто вы и чем занимаетесь. Nereim C, Bickham D, Rich M. J Adolesc Health. 2020;66:118–119. [Google Scholar]

22. Использование цифровых и социальных сетей для укрепления здоровья: подход социального маркетинга для решения сопутствующих заболеваний физического и психического здоровья. Мехмет М., Робертс Р., Найим Т. Ауст Дж. Сельское здоровье. 2020; 1:1–10. [PubMed] [Google Scholar]

23. Психическое здоровье подростков в эпоху цифровых технологий: факты, страхи и направления на будущее. Оджерс С.Л., Дженсен М.Р. J Детская психологическая психиатрия. 2020; 61: 336–348. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

24. Гендерные различия в связях между использованием цифровых медиа и психологическим благополучием: данные из трех больших наборов данных. Твенге Дж., Мартин Г. Дж. Адолеск. 2020;79: 91–102. [PubMed] [Google Scholar]

25. Использование социальных сетей подростками в Австралии и их связь с психическим здоровьем. Fardouly J, Magson NR, Rapee RM, et al. J Clin Psychol. 2020; 31:1–23. [PubMed] [Google Scholar]

26. Игровое расстройство в Интернете и проблемное использование социальных сетей в репрезентативной выборке немецких подростков: оценки распространенности, сопутствующие депрессивные симптомы и связанные с ними психосоциальные аспекты. Вартберг Л., Кристон Л., Томасиус Р. Вычисл. Гум. Поведение 2020;103:31–36. [Академия Google]

27. Чанг ФМ. Электронные диссертации и диссертации, Виндзорский университет, Виндзор, Канада. Том. 2019. Канада: Виндзорский университет; 2019. Селфи в социальных сетях: роль внешнего вида в условной самооценке и влияние на самооценку; п. 7633. [Google Scholar]

28. Использование сайтов социальных сетей: связано с социальной самооценкой подростков, самооценкой и депрессивным настроением.