Это в психологии: Психология. Что такое «Психология»? Понятие и определение термина «Психология» – Глоссарий
Общество — что это в психологии, понятие и виды
Бывают максимально широкие понятия, которые раскрыть очень сложно, потому что они включают в себя почти всю окружающую нас реальность. К таким понятиям относится «общество». Если быть честным, то это вообще не психологическое понятие. Как и все глобальные явления, общество изучается философией. Однако оно представляет собой совокупность людей, связанных отношениями и процессами взаимодействия, поэтому и психологу здесь есть о чем поговорить.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Взгляд психологии на общество
- 2 Общество как система социальных групп
- 3 Общество как система отношений
- 4 Психологические феномены массового (общественного) сознания
- 5 Типы общества
- 5.1 Традиционное общество
- 5.2 Индустриальное общество
- 5.3 Постиндустриальное (информационное) общество
Взгляд психологии на общество
Психологическими процессами в больших группах людей, в том числе и в обществе, занимается социальная психология.
- Как сложную, многоуровневую систему социальных групп.
- Как совокупность отношений входящих в общество личностей.
- Как комплекс социально-психологических феноменов, которые являются следствием взаимодействия входящих в общество групп и отдельных личностей. Эти феномены называют еще продуктами массового или общественного сознания.
Общество – это максимально большая общность людей, связанных исторической судьбой, традициями, совместно выработанными ценностями и идеалами. Общество относится к большим организованным группам. В отличие от него, в естественной стихийной группе – толпе – практически отсутствуют процессы взаимодействия между индивидами. Поэтому и не формируются ни общий менталитет, ни духовные ценности, ни нравственные нормы и идеалы.
В отличие от толпы, общество – устойчивая совокупность, оно сохраняет свою целостность благодаря традициям, общепринятым нормам поведения и социальным санкциям.
Однако, несмотря на устойчивость, общество – открытая и динамичная система. Оно постоянно движется, развивается, изменяется и за счет внутренних процессов, и за счет кросскультурных (межнациональных, межгосударственных) контактов с другими сообществами.Современное общество прошло длительный путь развития, и, учитывая его динамичность, оно серьезно отличается от подобных образований предыдущих эпох. Однако эти отличия лежат больше в области экономики, политики и культуры. А с точки зрения психологии, механизмы и законы взаимодействия людей в обществе существенно не изменились со времен первобытного мира.
Общество как система социальных групп
Многие воспринимают общество (не государство, а именно общество) абстрактно, как нечто находящееся вне их реальности. Для людей актуально непосредственное окружение: близкие, друзья, коллеги, с которыми они связаны множеством отношений. Такие взаимосвязанные индивиды образуют малые или контактные группы. Но эти группы не изолированы, они пересекаются и переплетаются.
- Микрогруппы, объединяющие 2-3 человека: небольшие семьи, близкие друзья.
- Малые контактные группы, в которые входят родственники, более широкий круг друзей, сообщества по интересам, одноклассники, коллеги, спортивные команды и т. д. Малые группы бывают как формальные, так и неформальные.
- Большие группы: культурные и религиозные сообщества, коллективы больших предприятий, вузов, школ, политические партии и этносы.
Ну, и самая большое социальное образование – это общество, которое и состоит из групп. В социологии и политологии общество разделяют еще на классы и слои, или страты. Классовый состав зависит от характера общества. Так, в течение продолжительного времени в обществе выделяли три класса:
- рабочие;
- крестьяне;
- буржуазия (предприниматели).
Интеллигенция традиционно считалась прослойкой. Однако общество, как любая динамичная система, изменяется, поэтому сейчас такая схема кажется устаревшей.
Общество как система отношений
Именно отношения, сложные процессы взаимодействия и взаимозависимостей являются тем цементом, который сплачивает общество. Потребность в общении – в обмене информацией, эмоциональных контактах и в согласованных усилиях для достижения общей цели – лежит в основе существования любой группы.
Когда речь идет об отношениях, то имеются в виду не только связи между отдельными личностями, но и между группами, социальными институтами и слоями общества. Что же касается отдельных людей, то в психологии выделяют два типа отношений:
- Межличностные – отношения между людьми, как уникальными личностями. Они могут быть как позитивными — любовь, дружба, симпатия, привязанность; так и негативными — ненависть, злоба, зависть, соперничество и т. д.
- Социальные – это отношения между социальными ролями. В них индивиды выступают как функциональные единицы общества со своими обязанностями, правами, стереотипами поведения и т. д. Социальными, например, являются отношения: учитель – ученик, директор – подчиненный, врач – пациент и др.
Эти два типа отношений не существуют изолированно. Они могут смешиваться, переплетаться, зависеть друг от друга. Так, между начальником и подчиненным могут быть и личные отношения, как позитивные, так и негативные. А муж и жена – это социальные роли, но в основе взаимодействия реальных людей не социальные, а межличностные отношения.
Отношения людей в обществе регулируются принятыми в нем нормами и формальными законами, особенно это касается ролевых или социальных отношений. Если поведение человека не соответствует нормам, то общество к нему применяет социальные санкции, которые являются действенным средством регулирования общественных процессов.
Процессы взаимодействия в социуме происходят и между отдельными людьми, и между группами. Причем это не только формальные отношения. Так, между школьными классами в параллели могут быть как дружеские отношения, так и взаимная неприязнь. Это же можно сказать о больших группах, например, этносах, молодежных неформальных сообществах или политических партиях.
В социологии и политологии также выделяют экономические, производственные, политические, кросскультурные отношения. Они, несомненно, играют в обществе важную роль, но психология ими не занимается. Разве что кросскультурные отношения (между разными культурами) находятся в сфере интересов этнопсихологии.
Психологические феномены массового (общественного) сознания
У любого общества есть не только экономические и политические характеристики, но и психологические особенности — проявления массового сознания. К нему относят ряд феноменов, которые, с одной стороны, рождаются в процессе взаимодействия людей, с другой – играют интегрирующую, объединяющую роль.
- Общественная психология: устойчивые особенности национального темперамента и характера, проявления эмоциональной сферы, динамические характеристики и т. д.
- Ментальность – устойчивая совокупность идей, взглядов, верований, определяющая поведение людей в обществе, их отношения к представителям других социумов, к собственному существованию. Она формируется в течение длительного времени, иногда даже многих столетий. Ментальность – это психологическая основа общественной идеологии.
- Психологический климат в обществе – особая эмоциональная атмосфера, связанная с реакцией людей на какие-то явления и события в обществе. На психологический климат влияют также отношения между слоями, классами, большими группами в социуме. Любые межгрупповые конфликты или даже усиление напряженности плохо влияют на психологический климат. В отличие от общественной психологии и ментальности, это динамично меняющаяся, неустойчивая характеристика.
- Общественное мнение тоже изменчивая характеристика. Оно отражает взгляды членов общества и их отношение к различным аспектам жизни общества, к лидерам, политическим событиям, реформам и т. д.
- Мода.
Все эти проявления общественного сознания не просто побочные эффекты развития отношений людей в обществе. Они играют очень важную интегрирующую, объединяющую роль. И важны они не только для общества, но и для каждой отдельной личности, так как позволяют человеку пережить чувство аффилиации – удовлетворение от принадлежности к определенной группе, культуре, нации.
Типы общества
Общество прошло долгий путь развития. Сменялись формации (экономические этапы), культуры, религии, политический строй, формы государства, и, кажется, что разнообразие видов общества огромно. Это так, но их принято объединять всего в три типа.
Традиционное общество
Главные объединяющие факторы – традиции и обычаи. Натуральное хозяйство и слабые контакты с другими социумами делают это общество замкнутым и очень медленно развивающимся. Для него характерны следующие особенности:
- патриархальность;
- преобладание примитивного, аграрного хозяйства;
- сословный строй, при котором индивид не мог изменить свой социальный статус;
- сильное влияние религиозных идей и культов.
Все эти особенности определяют общество с ярко выраженной коллективной психологией, когда «Я» теряется в массе «Мы», а индивидуализм считается опасным пороком.
Индустриальное общество
Ведущий интегрирующий фактор – промышленность, развивающаяся на научной базе. Освоение новых видов производства, новых материалов и нового пространства – основание для гордости и чувства удовлетворения граждан индустриального мира. И другие сообщества, добивающиеся больших успехов в науке и технике, воспринимаются как конкуренты и даже враги.
Для индустриального общества характерны следующие особенности:
- преобладание технологичного производства;
- большая роль науки, которая становится общественным институтом;
- появление и развитие массовой культуры;
- классовый строй;
- создание четкой правовой основы гражданского общества.
На этапе индустриального общества развиваются не только точные и технические науки, но и гуманитарные, в том числе психология. И именно в этот период начинается серьезное изучение массового сознания и разработка научных методов манипулирования им.
Постиндустриальное (информационное) общество
Этот тип общества формируется в настоящее время. Информация становится не только главной ценностью, но и основным интегрирующим фактором. Распространение компьютерных технологий и развитие глобального информационного пространства (интернет) стирает границы между отдельными социумами. Несмотря на то, что постиндустриальное общество еще находится на стадии становления, уже сейчас можно выделить его особенности:
- высокая ценность информации, знание становится товаром;
- процессы глобализации в различных сферах жизни общества;
- научно-техническая революция, о которой много говорилось в XX веке, сделала науку одной из главных производительных сил;
- единое информационное пространство привело к развитию кросскультурных связей, к унификации ценностей, идеалов и других проявлений общественного сознания.
Постиндустриальное, информационное общество кардинально меняет не только жизнь, но и психологию людей. Это происходит и на уровне интеллекта, и на глубинном уровне восприятия действительности. Меняется психология общения, семейные отношения становятся партнерскими, а новейшие технологии в сфере обучения переводят образование совершенно на иной уровень. Эти глобальные изменения уже заметны, но они только начали изучаться психологами, социологами, культурологами и другими специалистами в области общественного сознания.
Сепарация от родителей во взрослом возрасте: что это в психологии
Разбираемся, что такое сепарация в психологии, почему важно сепарироваться от родителей во взрослом возрасте и какие техники для этого использовать. Этапы сепарации, признаки и последствия незавершенной сепарации — в статье Анны Крымской, клинического психолога и соосновательницы онлайн-сервиса YouTalk
Что такое сепарация от родителей
Сепарация в психологии — это процесс отделения ребенка от родителей, когда он постепенно становится самостоятельным и независимым человеком. При этом его отношения с родителями из иерархических, в которых он занимает подчиненное положение, переходят в равноправные отношения взрослых со взрослым.
Процесс сепарации начинается с рождения и в идеале заканчивается к 18-20 годам. За это время ребенок должен пройти путь от полной зависимости от мамы до способности обеспечивать свое существование и распоряжаться своей судьбой. C каждым годом происходит расширение зоны самостоятельности и ответственности ребенка. Он принимает все больше решений, сталкивается с их последствиями, проходит кризисы, приобретает опыт, постепенно становится независимым в разных аспектах своей жизни.
Если у человека есть дом, семья, работа, но он не может ни в чем отказать родителям из-за возникающего чувства вины, — он не сепарировался
Действия родителей могут как помочь, так и навредить этому процессу, поэтому их поддержка и понимание происходящего очень важны. По словам психоаналитика Маргарет Малер, одного из главных исследователей процесса сепарации, он проходит успешно, если отец и мать обладают достаточной степенью автономности, а также имеют надежную связь с ребенком, позволяют ему открыто выражать свои чувства, поощряют его действия, создают безопасное окружение, объясняют запреты и так далее.
В этом процессе самим родителям придется адаптироваться к изменяющейся реальности и искать новые способы взаимодействия с взрослеющим ребенком. Придется перестать относиться к нему как к маленькому, уважать его право на собственные взгляды, мнения и желания, доверять принятие решений, даже если не согласны с ними, а в конце концов признать, что ребенок лучше них знает, что делать со своей жизнью, и отпустить его в свободное плавание.
Сепарация имеет четыре составляющих: функциональная подразумевает способность обеспечить свое существование, эмоциональная — принимать решения, исходя из своих желаний, ценностная — иметь собственную картину мира, конфликтная — не испытывать чувства вины и отстаивать свою точку зрения в случае несогласия с родителями. Завершенная сепарация подразумевает, что все эти пункты выполнены.
Если у человека есть дом, семья и работа, но он не может ни в чем отказать родителям из-за возникающего чувства вины, — он не сепарировался. Другой может полностью вычеркнуть родителей из своей жизни, не общаться с ними, но в душе переживать детские обиды и винить их в своих неудачах — в этом случае сепарации также не произошло.
Этапы сепарации
В первые месяцы жизни младенец полностью зависит от мамы и ничего не умеет. Затем он начинает сам выполнять простые действия: садиться, ходить, есть ложкой, копировать взрослых. Родителям надо дать ему исследовать мир и свои возможности и не пытаться все сделать за него, чтобы он смог сепарироваться от мамы.
В три года ребенок осознает, что он отдельная личность со своими желаниями, которые могут не совпадать с желаниями родителей. Главные слова этого периода — «Нет» и «Я сам». Ребенок проявляет свою волю, упрямится, возражает, не слушается. Если в этом возрасте пытаться любой ценой принудить его к подчинению и «хорошему поведению», можно задавить эти ростки самостоятельности, и из него вырастет пассивный, безвольный человек, который не знает, чего хочет. Родителям стоит поддерживать стремление ребенка к самостоятельности, позволять ему принимать подходящие по возрасту решения, например выбирать одежду.
В возрасте от 4 до 8 лет начинается социализация: ребенок учится выстраивать отношения со сверстниками, у него появляется свой круг общения. Родители перестают быть единственным источником информации о мире. Ребенку стоит освоить базовые навыки самообслуживания: убирать свою комнату, помогать на кухне.
Материал по теме
Между 8 и 12 годами дети познают школу, у них появляются одноклассники, учителя, интересы вне дома. В этом возрасте развивается волевая сфера личности: это значит, что ребенок учится собираться и делать то, что надо. У него должны быть зоны ответственности: самостоятельно делать уроки, иметь круг домашних обязанностей. Это постепенно готовит его ко взрослой жизни. Не надо контролировать, напоминать, навязывать помощь: у ребенка должна быть возможность столкнуться с последствиями своей лени или забывчивости и сделать выводы на будущее.
От 12 до 18 лет — самая сложная стадия взросления: подростковый возраст. Ребенок начинает замечать недостатки родителей, их авторитет в его глазах падает. Зато возрастает влияние окружения, сверстников, на которых подросток и ориентируется в первую очередь. Происходит «бунт»: дети перестают слушаться, протестуют против ограничений, контроля, вмешательства в личную жизнь, требуют признания своей взрослости и независимости. В этот период важно прислушиваться к подростку и находить компромиссы. У него должно быть свое пространство, где он устанавливает правила: в его комнату нельзя заходить без разрешения, он сам решает, когда там убираться. Родители должны научиться доверять ребенку, давать ему возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
От 18 лет. Если предыдущие этапы сепарации прошли успешно, то к этому моменту повзрослевший ребенок готов к отделению. Процесс взросления полностью завершится только к 24-25 годам, но человек уже способен взять на себя ответственность за свою жизнь. Часто как раз в это время дети поступают на учебу или находят работу, начинают жить самостоятельно.
Зачем нужна сепарация
Сепарация позволяет человеку стать хозяином своей жизни, свободно ей распоряжаться и получать от нее удовлетворение. Человек становится независимым и обретает уверенность в себе. Он может направить свою энергию на достижение своих истинных целей, а не на попытку соответствовать чьи-то ожиданиям.
В процессе сепарации человек обучается выстраивать личные границы. Это умение необходимо для автономной личности, оно дает возможность построить здоровые отношения в семье, с друзьями, с коллегами на работе. В будущем человек сможет уважительно относиться к личным границам собственных детей и поддерживать их во время взросления и сепарации.
Сепарация — двусторонний процесс, в котором участвуют и дети, и родители. Задача первых — отделиться, вторых — отпустить
В результате эмоциональной сепарации он обретает свободу поведения и принятия решений. Кстати, сепарация от родителей не означает холодности или ухудшения отношений: наоборот, именно после сепарации может наступить новый этап взаимоотношений родителей и детей как взрослых самостоятельных личностей, когда отношения строятся не на долге или зависимости, а просто на том, что людям друг с другом хорошо.
Какие факторы затрудняют процесс сепарации
Сепарация — двусторонний процесс, в котором участвуют и дети, и родители. Задача первых — отделиться, вторых — отпустить. Но иногда либо дети не хотят отделаться, либо родители осознанно или неосознанно препятствуют этому процессу.
Со стороны детей тормозящими факторами могут стать привычка и удобство, когда им комфортно и выгодно жить с родителями и пользоваться их ресурсами, особенно если те поощряют такое поведение и продолжают их обслуживать. В атмосфере комфорта сложно сформироваться импульсу на отделение. Иногда препятствием могут служить проблемные отношения в семье или разного рода зависимости: дети как будто меняются местами с родителями и взваливают на себя заботу о них. Также препятствием к сепарации служат тревога и страх уже взрослого ребенка, что он или она не справится самостоятельно, не найдет любящего партнера, не добьется успеха.
Материал по теме
Часто всячески замедляют процесс сепарации сами родители. Они слишком тревожатся и гиперопекают, не дают ребенку столкнуться с проблемами самостоятельно. Некоторые воспринимают ребенка как личный проект и пытаются контролировать каждый его шаг «на пути к успеху». Такой ребенок обречен постоянно «оправдывать ожидания». Нереализованность родителей также порой тормозит сепарацию: чаще всего это происходит с матерями, у которых нет достижений вне семьи. Их мир сосредотачивается вокруг ребенка; заботясь о нем, они чувствуют себя востребованными. Если чадо попытается отделиться от мамы, она потеряет смысл жизни, останется одинокой и никому не нужной. Поэтому такая мать будет всячески противиться сепарации, зачастую манипулируя чувством вины.
Есть родители, которые боятся стареть: им кажется, что пока ребенок не стал взрослым, они сами останутся молодыми. Также препятствием могут служить эмоциональная недоступность, атмосфера равнодушия в семье, а также консервативные ценности, которые предполагают власть родителей даже над взрослыми детьми и почтение к старшим, которые априори «лучше знают».
Эти факторы могут привести к тому, что человек «застревает» на каком-то из этапов и не может завершить сепарацию.
Чем грозит незавершенная сепарация
Последствия незавершенной сепарации сильно осложняют жизнь. Самооценка такого человека неустойчива, потому что опирается не на его собственные достижения и представления о себе, а на чужое мнение. Человек зависит от оценок окружающих, постоянно ищет одобрения и склонен к конформизму. Он делает не то, что ему нужно или хочется, а то, за что его похвалят.
Гиперопека или, наоборот, диктат в семье не дают человеку научиться самостоятельности. Развивается выученная беспомощность: человек не способен принимать решения, пассивен, не уверен в себе, сомневается в своих силах и способности что-то изменить.
Отсутствие личных границ не дает построить здоровые отношения: человек может раствориться в партнере, начать жить его интересами и потерять себя
Таким людям сложно самореализоваться и построить карьеру. У них нет понимания своих целей и желаний, они могут бесконечно и безрезультатно «искать себя». Даже если такой человек по указанию родителей получит востребованную профессию, у него не будет внутренней мотивации, поэтому он всегда будет проигрывать коллегам, которые мотивированы и точно знают, что они делают и зачем.
Наконец, незавершенная сепарация приводит к проблемам в личной жизни. Вмешательство родителей в дела пары может повредить даже самым сильным чувствам. Отсутствие личных границ не дает построить здоровые отношения: человек может раствориться в партнере, начать жить его интересами и потерять себя. Люди с незавершенной сепарацией часто повторяют родительские сценарии в отношениях, например разводы, измены или домашнее насилие.
По каким признакам можно распознать незавершенную сепарацию
- Материальная зависимость
Речь идет не только о деньгах, но и о бесплатном пользовании любыми ресурсами и услугами, которые за пределами родного дома стоят денег: проживание на жилплощади родителей, бытовое обслуживание вроде готовки, стирки, уборки, регулярная помощь бабушек и дедушек в уходе за детьми. Подобная «даровая» помощь превращает человека в должника, заставляет его чувствовать себя обязанным. У родителей появляются рычаги влияния и давления, право требовать участия в принятии решений, с которым сложно не согласиться.
- Неспособность отпустить прошлое и принять настоящее
Человек чувствует обиду на родителей, ждет от них раскаяния, извинений, исправления. Или стремится доказать, что они ошибались, недооценивая его. В этом случае отношения с семьей и связанные с ними переживания занимают непропорционально большое место в жизни взрослого человека.
- Чувство вины и боязнь разочаровать
Эмоции и настроение родителей имеют над взрослым ребенком очень большую власть: недовольный голос, укоризненный взгляд заставляют его мучиться чувством вины. Человек настолько боится огорчить родителей, обидеть отказом, не оправдать ожиданий, что готов ради них жертвовать своими собственными интересами. В относительно легких случаях ребенок отменяет планы на вечер и мчится к ним помочь повесить картину, в тяжелых — выбирает одобряемую ими профессию вместо той, к которой лежит душа, или взрослая дочь так и не выходит замуж, потому что не может оставить мать в одиночестве.
- Нарушение личных границ ребенка
Родители не замечают того, что ребенок давно вырос, и продолжают вмешиваться в его жизнь. Они могут требовать отчета о делах, контролировать, давать непрошеные советы, задавать бестактные вопросы про личную жизнь, комментировать внешность, вес, образ жизни — естественно, «из лучших побуждений» и «с самыми добрыми намерениями».
Какие техники сепарации использовать, чтобы отделиться от родителей
Если вы осознаете, что незавершенный процесс сепарации усложняет вашу жизнь, важно обратиться за поддержкой к специалисту. Психолог поможет сделать так, чтобы процесс сепарации прошел быстрее, как можно проще и безболезненнее как для вас, так и для ваших родителей. Есть несколько важных этапов, которые предстоит пройти:
- Стать финансово независимым: начать самостоятельно зарабатывать, жить отдельно, перестать рассчитывать на помощь родителей, тогда в общении с ними можно будет устанавливать свои правила.
- Проработать обиды и принять родителей такими, какие они есть. Прошлое изменить нельзя, но зато настоящее и будущее — в наших руках. Родители — взрослые сформировавшиеся люди, они имеют право жить так, как хотят. Лучше отказаться от попыток изменить их и вместо этого направить свою энергию на достижение позитивных изменений в собственной жизни.
- Научиться выстраивать здоровые личные границы. Прямо говорить, когда вам что-то не нравится, уважать не только свои потребности и ограничения, но и чужие. Установить правила общения: разговаривать тогда и столько, сколько это удобно лично вам, обозначить темы, которые вы не собираетесь обсуждать, ограничить поток указаний и ценных советов.
- Избавиться от чувства вины перед родителями и перестать им угождать. Вы не ответственны за их чувства и не должны винить себя, если они недовольны. Причина их негативных эмоций — их собственные проекции и ожидания, которым вы не обязаны соответствовать, потому что у вас своя жизнь. Им нужно прекратить возлагать на вас ответственность за свои эмоции и научиться справляться с ними самостоятельно.
- Осознать свои ценности и цели в жизни, не оглядываясь на мнение родителей. Разработать план, как достичь желаемого, начать его выполнять, быть последовательным и устойчивым.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
НЛП что это такое в психологии
Что такое НЛП?
Никто из нас не рождается с готовыми инструкциями по эксплуатации мозга. Несмотря на это, существуют эффективные способы добиться желаемого как в работе, так и в личной жизни, используя интеллектуальный ресурс. Следуйте за собственными мечтами, покоряйте вершины, используйте максимальный потенциал вашей личности. Запомните, что единственное препятствие на пути к цели — это вы сами.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) — универсальное руководство для грамотного использования собственных ресурсов в достижении целей. Это прикладная психология, позволяющая понять, как работает ум, каким образом образуются мысли и на их основе формируются шаблоны поведенческих реакций. Зная эти процессы в деталях, вы сможете исключить лишние паттерны поведения, которые тормозят вас на пути к успеху.
Каждый из нас обладает той или иной долей перфекционизма. Это стремление к совершенству активизируется на определенном этапе жизни. НЛП учит быть превосходным во всем, уметь опережать соперников, тонко анализируя мотивы их действий. НЛП нацеливает человека на достижение совершенства. Исследуя связь между неврологическими процессами, языком и эмпирическим поведением, наука дает четкие руководства к действию.
В дословном переводе аббревиатура НЛП включает несколько понятий. В их числе:
- Нейро — относится к мозговым процессам, содержит принципы сбора информации из внешнего мира с использованием 5 основных каналов, связанных с органами чувств.
- Лингвистика — изучение языковых особенностей. Это преобразование полученной извне информации, пропущенной через фильтр внутреннего понимания событий и явлений, выраженное в структуре языка.
- Программирование — способ контроля повседневных действий, интерпретации поведенческих особенностей, выбор путей преобразования действительности.
НЛП — это набор инструментов для личных изменений и развития. Наука предлагает способы понимания мира, окружающих нас людей, эффективные методы преобразования обстановки для более быстрого и легкого достижения целей. Это снятие неработающих паттернов поведения, техники преодоления проблем, трудностей, способов снижения стресса.
Краткая история НЛП
Нейролингвистическое программирование официально зародилось в Калифорнии в 1970-х годах, хотя корни философской практики простираются вглубь времен, уходя к истокам антропологии Грегори Бейтсона (1904-1980) и лингвистики Ноама Хомского (1928 г. р). Учение возродилось в рамках исследования терапевтических процессов, когда один из основателей НЛП Ричард Бэндлер заинтересовался, почему одни терапевты более эффективны в своих практиках, нежели другие деятели.
Ученый расшифровал записи сеансов Виржинии Сатир и Фрица Перлса. Эти транскрипты помог преобразовать Джон Гриндер, используя свой лингвистический опыт. В процессе работы были обнаружены модели «вмешательства», которые позже были закодированы в первый инструмент НЛП, названный Мета-моделью.
Следующим шагом стало изучение техник Милтона Эриксона, известного гипнотерапевта. Его действия только подтвердили силу Мета-модели и дали основания для выделения второго инструмента НЛП — модели Милтона. Начинаясь в качестве психотерапевтической практики, НЛП уверенно переросло направление. А его основатели стали совершенствовать и приумножать свои знания, используя метод в бизнесе, политике, спорте.
Наука действительно удивительна. Она гармонично комбинирует в себе множество знаний — от кибернетики до терапии, ориентированной на человеческую психику. Такие видные деятели, как Роберт Дилтс, Джудит де Лозье, Стивен Гиллиган, Стив и Конни Раэ Андреас создали ряд мощных моделей и приемов.
Не обошлось без критики. Впервые негативные отзывы НЛП появились, когда владеющие техникой люди стали достигать неимоверных высот в методах продаж и гипнотических воздействиях. Несмотря на это, метод развивался. Преимущественно он использовался для улучшения жизни людей, повышения их уровня успешности и эффективности.
Что такое НЛП?
Задумывались ли вы над тем, чего вам не хватает в достижении желанных целей? Скорее всего, дело в привычках и отговорках, с которыми вы не хотите бороться. Практикующие силу НЛП люди используют язык для разрушения психических барьеров, которые мы бессознательно создаем для себя. Из-за этой уникальной возможности НЛП считается одним из самых полезных и доступных инструментов современной психологии.
NLP учит людей адаптироваться к меняющимся условиям, преобразовывать действительность, чтобы жить той жизнью, о которой они мечтают. Тренер работает с клиентом, чтобы побудить его покинуть зону комфорта. Разрушение барьеров и возможность выбора оптимального пути помогают обрести более полную и счастливую жизнь.
Хотя нейролингвистическое программирование представляет собой обширную и сложную технику, фундаментальные идеи, лежащие в основе научного учения, можно разделить на три части:
- Субъективность — в основе лежит понимание того, что каждый имеет уникальную перспективу мира, в котором мы живем.
- Карты — убеждение, что наши собственные миры состоят из сложных территорий и границ, которые притягиваются к человеку, по мере его личностного роста.
- Язык — каждый человек имеет право переносить и трансформировать свои территории и границы с помощью систем управления. Самая влиятельная система, к которой мы имеем неограниченный доступ — это наш язык.
НЛП и субъективность
Представим следующую ситуацию: два человека оказались лишними на своих рабочих местах. Из-за отсутствия работы они были вынуждены покинуть свой район проживания для поиска новых возможностей. Лицо А изначально расстроилось неожиданными переменами, но свыклось с мыслями поиска альтернатив. Большую часть своего свободного времени оно тратило на поиск нового дома, налаживание новых социальных контактов и связей. В итоге оказалось, что новая работа давала меньше дохода по сравнению с предыдущей, но при этом коммунальные услуги за счет покупки дома в другом городе выходили более экономными, поэтому появились деньги на излишества и даже элементы роскоши. Изучив ситуацию со всех сторон, человек А понял, что сумел превратить потенциальный удар по собственному благополучию в новый позитивный опыт.
В отличие от него человек Б не преуспел. Увольнение с рабочего места стало для него ударом по самолюбию, самооценке, поэтому он чувствовал, что новая работа (более низкого ранга) — явный признак неудачи. Эта утрата уверенности в собственных силах вызвала некую отвлеченность от происходящих вокруг процессов. К следующему шагу в своей жизни человек Б был не готов. Он длительно лелеял ощущение грусти, поэтому принял быстрое решение о покупке дома, когда подвернулось неплохое, на его взгляд, предложение. В итоге оказалось, что дом намного меньше предыдущего, имеет множество недостатков при ближайшем рассмотрении. Испытав очередную неудачу лицо Б чувствует себя одиноким и злым в той ситуации, где он оказался.
Мораль этой истории заключается в том, что независимо от того, что происходит с человеком, нужно смотреть на ситуацию, как на опыт, который учит. Единственное препятствие на этом пути — это сложности в изменении точки зрения и видения окружающего мира.
Карты НЛП
Карты нейролингвистического программирования, также известные как модели, являются следующим компонентом сложной техники. Идея состоит в том, что у каждого человека есть уникальная карта, обозначающая путь жизни. Практикующие НЛП мастера используют идею карты, чтобы проиллюстрировать, как мы можем рассматривать представления о нашем собственном мире.
Если говорить упрощенно, можно подумать об этом, словно мы носим очки, которые показывают только определенные части света. Даже если два человека стоят рядом с друг другом, свидетельствуя об одном и том же событии, оба рассказывают различные вещи, основанные на опыте и личном восприятии действительности. Каждый из этих людей выносит из ситуации свой опыт. Знаем мы это или нет, каждое событие нашей жизни влияет на наше будущее. Это убеждения, поведение или решения, которые мы принимаем. Понимание этого имеет основополагающее значение. Практикующий мастер НЛП использует технику, чтобы понять, почему его клиенты возвращаются в одни и те же события, застревают в одной и той же жизненной колее. Он искусно отслеживает те точки, которые мешают человеку продвигаться в будущее, быть эффективным. Среди них могут быть жесткий отказ, личная потеря, публичное смущение и многое другое.
Язык и НЛП
Конечная теория, лежащая в основе тренинга НЛП, заключается в том, что человеку не нужно ограничивать рамками наши карты, программируя системы внутреннего контроля. Язык дает нам уникальную возможность формулировать, выражать и сообщать окружающим мысли. Он структурирует наш мир, а смысловое содержание и ассоциативные связи не только описывают, но и сами формируют реальность в окружающем нас пространстве.
Изменяя практики использования языка, человек может расширить границы своих карт и сделать первые шаги, чтобы начать изменения, к которым он стремится. Иногда стоит остановиться и подумать о простых расшифровках слов. Например, задумайтесь, что означает для вас слово «неудача»? Для некоторых людей это слово представляет разочарование, печаль, ощущение тяжести в желудке. Эти ассоциации можно изменить, начав связывать слово с новым стартом в жизни, начинаниями и жизненным опытом. Меняя слова, можно прийти к удивительной способности менять и трансформировать восприятие мира, собственное мышление.
Коучинг и НЛП
Люди обмениваются чувствами и ощущениями по-разному. Большинство этих чувств фактически передается бессознательно, через тон, темп речи, выражение лица, язык тела и слова. Мастера НЛП учат нас распознавать эти тонкие, бессознательные подсказки, чтобы мы понимали, как чувствуют себя входящие с нами во взаимодействие люди. Тренер легко раскрывает ментальную карту клиента, работает с ней, чтобы двигаться вперед.
На практике существует три наиболее распространенных типа ограничительных убеждений, которые человек накладывает сам на себя (свои действия, поступки):
- Безнадежность;
- Бесполезность;
- Беспомощность.
Люди легко настраиваются на неудачу, если постоянно блуждают в негативных мыслях. Такие комментарии, как «Я недостаточно хорош» или «Другие люди лучше меня» ограничивают шансы на успех. В процессе тренинга НЛП тренер развеивает негативные убеждения, задавая ряд простых вопросов:
- Почему вы считаете, что не заслуживаете счастья или успеха?
- Почему вам не удается справиться с поставленными целями?
- Что мешает вам реализовать свои мечты?
Ответы на эти вопросы помогают выявить чувства, вызывающие ограниченные убеждения. После этого тренер исследует и оспаривает ограничения, меняя негативные мысли клиента на позитивное восприятие реальности.
Чего ожидать от НЛП?
Методы, используемые разными специалистами, существенно отличаются друг от друга. однако стандартная коуч сессия НЛП следует одной базовой схеме. Первоначально тренер узнает, что клиент хочет изменить в себе, а также проблемы, которые человек хочет преодолеть. Пристальное внимание уделяется тому, как клиент говорит, поэтому дальнейшее обучение адаптируется к полученным ответам.
Коуч выполняет ряд упражнений вместе с участниками тренинга, чтобы определить карту жизни каждого из них. Замечая жесткие ограничения, тренер активизирует новые мыслительные процессы клиента, чтобы помочь ему расширить границы карты. Вместе с тем, человеку даются упражнения, с которыми он должен работать дома. Это поможет быстрее привыкнуть к методам НЛП. В то время, как основные неврологические изменения произойдут уже во время сеансов тренинга, может потребоваться дополнительное время на их усвоение. Это необходимо для того, чтобы полученные приемы так же эффективно работали, когда клиент возвращается в повседневную жизнь.
Мастер НЛП может попросить записать собственные чувства, которые возникали до, во время и после сеанса. Это поможет лучше понять достигнутых в процессе работы результатов. Необходимо четко фиксировать все изменения после начала тренинговых занятий. Когда эти вещи осознаются на глубинном уровне, клиент становится готовым к началу изменений.
Считается, что НЛП популярно из-за фокусировки на будущем. Однако это не так. Техника работает в области исследования возможностей человека, методов формирования принимаемых им решений, использовании опыта прошлых лет. Коучинг НЛП заключается в добавлении новых фактов: возможностей расширения восприятия в позитивном русле, которые происходят в карте жизни конкретных людей.
Очень часто нейролингвистическое программирование рассматривается, как набор конкретных инструментов для ума, однако это понятие гораздо шире. Учение преобразует все области жизни. Как минимум, технологии НЛП помогут вам справиться со следующими ситуациями:
- Тревога и стресс — коучинг эффективен в борьбе с чувствами стресса и тревоги, поскольку он идентифицирует образ мыслей, оказывающих давление на психику. Как только эти бессознательные образы распознаются, их можно оспорить.
- Здоровье и благополучие — одна из самых важных идей, лежащих в основе НЛП, заключается в том, что ум и тело тесно связаны между собой. При выполнении определенных упражнений человек испытывает положительную психическую и физическую энергию. Улучшая наши представления о мире, мы тем самым улучшаем наше здоровье и благополучие.
- Страхи и фобии — НЛП хорошо известно, как способ помощи людям в борьбе с опасениями, фобиями, страхами. Как и в случае с тревожностью, техника помогает раскрыть мыслительный процесс при формировании иррационального страха. Технология меняет образ мышления таким образом, что вчерашний ужас перестает быть таковым, меняясь на вещи, которых смешно бояться.
- Отношения — основаны на коммуникации. Проблемы возникают, когда люди не выражают свои эмоции, не сообщают о своем дискомфорте или счастье. НЛП помогает человеку лучше узнать, как общаться с высокой долей эффективности. Понимание чувств другого человека позволяет понять, что люди могут иметь разные взгляды на жизнь. Ни одно мнение не является правильным или неправильным. С помощью нейролингвистического программирования тренеры развивают навыки эмпатии у людей, что помогает им строить прочные, длительные отношения.
- Уверенность — люди нередко идут на курсы НЛП для облегчения собственных страхов и ограничений. Используемые методы помогают человеку сломать старые стереотипы и привычки, чтобы открыть перед собой новые возможности. НЛП повышает уверенность человека, обучая его умению принимать решения, основанные на мечтах, а не ограничивающих его страхах.
- Бизнес — технология является отличным инструментом в понимании людей, способов общения и методов взаимодействия. Изучение этих основ помогает человеку улучшить свои базовые навыки, потребности сопереживания, что делает эффективным ведение переговоров с коллегами, сотрудниками, партнерами, менеджерами компании.
НЛП для управления персоналом
Многие программы используют НЛП в качестве базы для реализации обучающих приемов воздействия. Тренеры и коучи находят НЛП действенным инструментом при совершении следующих действий:
- Понимания и передачи невербальных сообщений;
- Замены языковых шаблонов;
- Развития взаимопонимания;
- Создания атмосферы неограниченных возможностей.
- Внедрения изменений в сознание участников обучающего процесса.
Рекомендован метод менеджерам для достижения эффективного взаимодействия с сотрудниками вверенного им подразделения. Технология помогает лучше понимать стиль общения окружающих людей, устанавливать четкие достижимые цели, не теряя сил на формирование «воздушных замков». Техники способствуют созданию и поддержанию мотивационной среды, атмосферы понимания персоналом ценностей организации, приоритетов работы, сопоставления их со своими ценностными ориентациями.
______________________________
Краткое резюме
НЛП — это наиболее естественный способ понять, как сделать выбор и получить благоприятные результаты. Мы предлагаем вам пройти курс обучения нейролингвистическим техникам в соответствии с поставленной перед вами целью трансформировать собственную карту мира в эффективную модель неограниченных возможностей. НЛП поможет, если вы:
- Застряли в прошлом и не можете начать новую жизнь;
- Постоянно откладываете сроки выполнения важных проектов;
- Чувствуете себя подавленным, грустным, расстроенным и не знаете, в чем причина такой хандры;
- Хотите улучшить карьерные перспективы, заработать больше денег;
- Терпите неудачу в любом начинании;
- Неуверенны в себе, не можете убедить собеседника в своей правоте;
- Хотите улучшить отношения с противоположным полом, стать успешным в личной жизни;
- Мечтаете повысить продажи;
- Хотите улучшить умственную и физическую работоспособность;
- Стремитесь выявить барьеры, удерживающие вас от свободы и независимости.
Это всего несколько примеров того, как НЛП способно преобразить вашу жизнь. Не откладывайте изменения на завтра, если не хотите терять время на неудачи и ошибки. Звоните прямо сейчас, чтобы записаться на курсы НЛП под руководством профессионалов.
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия: техника, эффективность и КПТ
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) — это тип когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), цель которого — помочь человеку бросить вызов бесполезным мыслям, чтобы избежать негативных эмоций или поведения.
РЭПТ началась в 1955 году, когда доктор Альберт Эллис создал терапию как ориентированный на действие тип КПТ.
РЭПТ фокусирует внимание на настоящем и помогает человеку выработать новый способ мышления о событиях, чтобы предотвратить неадекватное поведение и негативные эмоции.
Такой подход может помочь человеку достичь своих целей и научиться преодолевать невзгоды, обращаясь к глубинным убеждениям и мыслям, которые могут привести к саморазрушительным или самосаботажным действиям.
В этой статье более подробно обсуждается РЭПТ, в том числе лежащие в ее основе принципы, ее эффективность и многое другое.
РЭПТ — это тип когнитивно-поведенческой терапии, впервые появившийся в середине 20 века. Это терапия, основанная на действиях, которая требует, чтобы человек сосредоточился на текущих событиях.
Руководящие принципы терапии утверждают, что активирующее событие запускает иррациональные мысли или убеждения человека. Их убеждения могут затем привести к последствиям, включая негативные эмоции или неадекватное поведение, такое как прокрастинация.
Целью РЭПТ является бросить вызов негативным мыслям и убеждениям человека до того, как человек испытает неблагоприятный результат из-за своих убеждений. Этот подход может помочь человеку развить лучшие навыки преодоления стресса и улучшить общее качество жизни.
Исследования показали, что РЭПТ может быть эффективной формой терапии при правильном применении. Терапевт может помочь человеку понять, что активирующее событие не вызывает последствий. Скорее, это убеждения, мысли и чувства человека по поводу события, которые приводят к его негативной реакции.
Когда терапевт эффективно использует технику, РЭПТ может помочь человеку осознать, что он может лучше контролировать свои реакции, чем считалось ранее, что может привести к улучшению качества жизни.
РЭПТ работает, изменяя то, что терапевты часто называют азбукой когнитивно-поведенческой терапии. Цель состоит в том, чтобы скорректировать негативные убеждения, связанные с событием или действием, чтобы изменить последствия действий.
Принципы ABC означают:
- А относится к активизирующей ситуации или событию, которое вызывает негативную реакцию или реакцию.
- B относится к убеждению или мысли о событии, которое является негативным или иррациональным.
- C относится к последствиям веры или мысли, которые часто включают негативные эмоции или поведение.
Конечная цель состоит в том, чтобы заменить иррациональные убеждения рациональными убеждениями. При этом последствия активирующего события становятся положительными и конструктивными.
Терапевт, работающий по схеме РЭПТ, может использовать одну или несколько техник, чтобы помочь человеку достичь своих целей. Центральным приемом является то, что практикующие специалисты называют «диспутом».
Терапевты могут разделить споры на различные типы, в том числе:
- Логические споры: Они ставят под сомнение логику мыслительного процесса человека.
- Функциональные споры: Вопросы о том, поможет ли вера человеку достичь цели.
- Философские споры: Человек размышляет, может ли хоть какое-то удовольствие прийти несмотря на негативное событие.
- Эмпирические споры: Человек задается вопросом, верны ли факты события.
В дополнение к спору терапевт может использовать другие методы, которые могут включать:
- рефрейминг или рассмотрение проблемы с другой точки зрения
- моделирование, что означает, что человек копирует положительную реакцию на событие, которое может представить другой человек КПТ заключается в том, что РЭПТ фокусируется на иррациональных мыслях и убеждениях, предполагая, что:
- Иррациональные убеждения экстремальны, нелогичны и негибки.
- Рациональные убеждения логичны, гибки и не экстремальны.
Терапевты, специализирующиеся на РЭПТ, работают, чтобы помочь человеку заменить иррациональные убеждения, связанные с событием, рациональными убеждениями.
Исследования показали, что РЭПТ может быть эффективной формой терапии.
В обзоре 2017 года исследователи проанализировали 50-летние исследования и метаданные, относящиеся к РЭПТ. Они пришли к выводу, что РЭПТ обеспечивает действенное вмешательство для людей, помогая им реструктурировать то, как они реагируют на события.
В исследовании 2016 года изучалось, как РЭПТ может помочь психическому здоровью спортсменов. Авторы отмечают, что REBT может помочь спортсмену лучше работать и улучшить общее психическое здоровье.
Другое исследование 2016 года показало, что РЭПТ может быть эффективным инструментом для социальных работников. После года использования люди, работающие со своими социальными работниками, реже посещали своих врачей и сократили использование лекарств, отпускаемых по рецепту.
Хотя РЭПТ может быть эффективной терапией, не все реагируют на нее одинаково. Любой, кто находит его неэффективным, должен поговорить со своим терапевтом или врачом о других возможных вариантах.
При поиске терапевта первым шагом часто является определение целей человека в отношении терапии. Это может помочь определить, какой тип терапевта или терапии лучше всего подходит для них.
Как только человек сможет сформулировать свои общие цели, он может начать с обращения к своему основному лечащему врачу за рекомендациями. В качестве альтернативы они могут искать местных поставщиков в Интернете или попросить свою страховую компанию помочь им найти терапевтов в их сети.
В некоторых случаях, когда человек начинает лечение, он может обнаружить, что терапевт ему не подходит. Они должны чувствовать себя вправе продолжать искать терапевта, с которым им будет комфортнее.
РЭПТ — это тип когнитивно-поведенческой терапии, направленный на изменение иррациональных мыслей или убеждений, негативно влияющих на эмоции или поведение человека.
Терапевты часто оспаривают или оспаривают эти мысли, чтобы помочь человеку понять, как он может изменить свое отношение к происходящим событиям. Идея состоит в том, что как только человек бросил вызов убеждению, он может избежать нежелательных или негативных последствий.
Нейронаука: обзор, история, основные разделы
Нейробиологи сосредотачиваются на мозге и его влиянии на поведение и когнитивные функции или на то, как люди думают.
Они также исследуют, что происходит с нервной системой, когда у людей возникают неврологические, психические расстройства и расстройства развития нервной системы.
Нейробиолог может специализироваться в самых разных областях, от нейроанатомии до нейропсихологии. Исследования в этой области могут улучшить наше понимание как мозга, так и тела, того, как они работают, и проблем со здоровьем, которые на них влияют.
Поделиться на PinterestНеврология фокусируется на нервной системе, которая влияет на каждую часть тела и разума.Неврология — это междисциплинарная наука, которая тесно сотрудничает с другими дисциплинами, такими как математика, лингвистика, инженерия, информатика, химия, философия, психология и медицина.
Нейробиологи изучают клеточные, функциональные, поведенческие, эволюционные, вычислительные, молекулярные, клеточные и медицинские аспекты нервной системы. Существуют различные области, которые сосредоточены на разных аспектах, но они часто пересекаются.
Исследователи могут изучить активность мозга у людей с такими заболеваниями, как болезнь Альцгеймера. Используемые инструменты включают сканирование МРТ и компьютеризированные 3-D модели. Они могут проводить эксперименты с использованием образцов клеток и тканей.
Находки могут привести к разработке новых лекарств. Некоторые нейробиологи занимаются лечением пациентов.
Нейронаука влияет на многие, если не на все, функции человека, но она также способствует лучшему пониманию широкого спектра распространенных заболеваний.
К ним относятся:
- синдром Дауна
- расстройства аутистического спектра (РАС)
- СДВГ
- зависимость
- шизофрения
- болезнь Паркинсона
- опухоли головного мозга
- эпилепсия
- последствия инсульта, например, потеря речи
- расстройства иммунной системы, такие как рассеянный склероз
Более глубокое понимание неврологических факторов может помочь в разработке лекарств и других стратегий для их лечения и профилактики и многие другие проблемы со здоровьем.
Древние греки были одними из первых, кто начал изучать мозг. Они пытались понять роль мозга и то, как он работает, и объяснить нервные расстройства.
Согласно статье в Scientific American, Аристотель, греческий философ, выдвинул теорию о том, что мозг является механизмом охлаждения крови.
Пьер Поль Брока (1824-1880) был французским врачом, хирургом и анатомом. Он работал с пациентами с повреждениями головного мозга. Он пришел к выводу, что разные области мозга участвуют в определенных функциях.
Часть мозга, известная как зона Брока, отвечает за некоторые речевые и другие функции. Повреждение этой области при инсульте может привести к афазии Брока, когда человек уже не может производить точную или связную речь.
В 19 веке фон Гемгольц, немецкий врач и физик, измерил скорость, с которой нервные клетки производят электрические импульсы.
В 1873 году Гамильо Гольджи, итальянский врач, патолог и ученый, использовал соль хромата серебра, чтобы увидеть, как выглядят нейроны.
В начале 20-го века Сантьяго Рамон-и-Кахаль, испанский патологоанатом, гистолог и нейробиолог, выдвинул гипотезу о том, что нейроны представляют собой независимые единицы нервных клеток.
В 1906, Гольджи и Кахаль совместно получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за свою работу и категоризацию нейронов в мозге.
С 1950-х годов исследования и практика в современной неврологии достигли больших успехов, что привело к развитию методов лечения инсульта, сердечно-сосудистых заболеваний, рассеянного склероза (РС) и других состояний.
Научные разработки позволили нейробиологам изучить структуру, функции, развитие, аномалии и способы изменения нервной системы.
Аффективная неврология : Исследования показывают, как нейроны ведут себя по отношению к эмоциям.
Поведенческая неврология : Это исследование того, как мозг влияет на поведение.
Клиническая неврология : Медицинские специалисты, такие как неврологи и психиатры, изучают расстройства нервной системы на основе базовых данных неврологии, чтобы найти способы их лечения и предотвращения. Они также ищут способы реабилитации тех, кто подвергся неврологическим повреждениям. Клинические нейробиологи рассматривают психические заболевания как расстройства головного мозга.
Когнитивная нейронаука : изучает, как мозг формирует и контролирует мысли, а также нейронные факторы, лежащие в основе этих процессов. Во время исследований ученые измеряют активность мозга, пока люди выполняют задания. Эта область объединяет неврологию с когнитивными науками психологии и психиатрии.
Вычислительная неврология : Ученые пытаются понять, как мозг вычисляет. Они используют компьютеры для имитации и моделирования функций мозга, а также применяют методы математики, физики и других вычислительных областей для изучения функций мозга.
Культурная неврология : В этой области изучается взаимодействие между культурными факторами и геномными, нейронными и психологическими процессами. Это новая дисциплина, которая может помочь объяснить различия в показателях здоровья между разными группами населения. Выводы также могут помочь ученым избежать культурных предубеждений при разработке экспериментов.
Нейронаука развития : Здесь рассматривается, как мозг и нервная система растут и изменяются с момента зачатия до взрослой жизни. Собранная информация помогает ученым лучше понять, как развиваются и развиваются неврологические системы. Это позволяет им описывать и понимать ряд нарушений развития. Это также дает представление о том, как и когда регенерируются нервные ткани.
Молекулярная и клеточная неврология : Ученые изучают роль отдельных молекул, генов и белков в функционировании нервов и нервной системы на молекулярном и клеточном уровне.
Нейроинженерия : Исследователи используют инженерные методы, чтобы лучше понять, заменить, восстановить или улучшить нервные системы.
Нейровизуализация : Это направление медицинской визуализации, основное внимание в котором уделяется мозгу. Нейровизуализация используется для диагностики заболеваний и оценки состояния головного мозга. Это также может быть полезно при изучении мозга, того, как он работает и как различные виды деятельности влияют на мозг.
Нейроинформатика : Эта область предполагает сотрудничество ученых-компьютерщиков и нейробиологов. Эксперты разрабатывают эффективные способы сбора, анализа, обмена и публикации данных.
Нейролингвистика : Специалисты исследуют, как мозг позволяет нам усваивать, сохранять, понимать и выражать язык. Он помогает логопедам разрабатывать стратегии помощи детям с нарушениями речи или людям, которые хотят восстановить речь, например, после инсульта.
Нейрофизиология : Здесь рассматривается связь мозга и его функций с различными частями тела, а также роль нервной системы от субклеточного уровня до целых органов. Это помогает ученым понять, как работает человеческое мышление, и дает представление о нарушениях, связанных с нервной системой.
Нейронаука — это новая и важная область, затрагивающая все аспекты того, как люди двигаются, думают и ведут себя. В 2007 году было подсчитано, что аномальные неврологические состояния затрагивают до 1 миллиарда человек во всем мире.
Люди, которые приходят в эту профессию, должны иметь интерес к естественным наукам и математике. Большинство нейробиологов начинают с получения степени бакалавра в области неврологии, а затем получают докторскую степень.
Те, кто хочет заниматься клинической работой и лечить пациентов, также должны сначала пройти обучение на врача (MD) и пройти медицинскую ординатуру. Они также должны сдать экзамен на получение медицинской лицензии в США.
Затем они могут получить постдокторскую стипендию, например, в лаборатории, чтобы пройти дополнительное обучение, прежде чем подавать заявление о приеме на работу.
По данным Бюро статистики труда США, средняя годовая зарплата ученого-медика, включая нейробиологов, в 2016 году составляла 80 530 долларов. Заработная плата варьировалась от 57 000 долларов до 116 840 долларов.
Выученная беспомощность: примеры, симптомы и лечение
Выученная беспомощность – это состояние, возникающее после неоднократного переживания человеком стрессовой ситуации. Они приходят к выводу, что не могут контролировать или изменить ситуацию, поэтому не пытаются — даже когда появляются возможности для изменений.
Психологи впервые описали выученную беспомощность в 1967 году после серии экспериментов на животных, предполагая, что их выводы могут быть применимы к людям.
Выученная беспомощность приводит к повышенному чувству стресса и депрессии. У некоторых людей это связано с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
В этой статье исследуется состояние выученной беспомощности и предлагаются некоторые способы его преодоления.
По данным Американской психологической ассоциации, выученная беспомощность возникает, когда кто-то неоднократно сталкивается с неконтролируемыми стрессовыми ситуациями, а затем не осуществляет контроль, когда он становится доступным.
Они «узнали», что беспомощны в этой ситуации и больше не пытаются ее изменить, даже если это возможно.
Как только человек, переживший этот опыт, обнаруживает, что не может контролировать происходящее вокруг него, он теряет мотивацию. Даже если появляется возможность, которая позволяет человеку изменить свои обстоятельства, он не предпринимает никаких действий.
Люди, испытывающие выученную беспомощность, часто менее способны принимать решения.
Выученная беспомощность может увеличить риск депрессии.
Профессор Мартин Селигман, один из психологов, которым приписывают определение выученной беспомощности, подробно описал три ключевые особенности:
- пассивность перед лицом травмы
- трудности с обучением тому, что реакции могут контролировать травму
- повышение уровня стресса
В 1967 году профессор Селигман и профессор Стивен Ф. Майер впервые описали свою теорию выученной беспомощности.
Исследователи провели исследования на собаках, в ходе которых животных подвергали серии ударов током.
Собаки, которые не могли контролировать электрошок, в конечном итоге проявляли признаки депрессии и беспокойства. Те, что могли нажать рычаг, чтобы остановить толчки, этого не сделали.
В последующих исследованиях собаки, которые не могли контролировать удары током в первом эксперименте, даже не пытались избежать ударов током, несмотря на то, что они могли сделать это, перепрыгнув через барьер. Они научились становиться беспомощными.
Однако много лет спустя профессор Майер провел нейронаучное исследование, которое показало, что собаки на самом деле не научились беспомощности — вместо этого они не научились контролировать.
Профессор Селигман также ввел термин «выученный оптимизм», который используется для борьбы с негативными мыслями и борьбы с выученной беспомощностью.
Выученная беспомощность может ухудшить способность человека справляться со стрессовыми ситуациями.
Это также может увеличить риск психических расстройств, таких как депрессия и тревога.
Некоторые из симптомов, обычно связанных с выученной беспомощностью, включают:
- чувство отсутствия контроля над исходом ситуаций
- Неспособность попросить о помощи
- с низкой самооценкой
- Снижение мотивации
- Прилагая меньше усилий в задачи
- Отсутствие стойкости
- Чувства фрустрои в ответ на стрессовые ситуации или травматические переживания, в которых человек чувствует, что он имеет ограниченный контроль над результатом.
Это приводит к чувству беспомощности и потере мотивации, которые остаются даже после того, как у них появляется возможность внести изменения в свои обстоятельства.
Это особенно распространено среди людей, которые пережили такие проблемы, как травма, насилие в семье или отсутствие заботы в детстве.
Медицинские работники обычно считают выученную беспомощность типом расстройства мышления, а не состоянием психического здоровья. Тем не менее, это может способствовать или ухудшать симптомы некоторых психических заболеваний, включая посттравматическое стрессовое расстройство или депрессию.
Часто выученная беспомощность начинается в детстве.
Когда опекуны не реагируют должным образом на потребность ребенка в помощи, ребенок может понять, что они не могут изменить свою ситуацию. Если это происходит регулярно, состояние выученной беспомощности может сохраняться и во взрослом возрасте.
Например, у детей, подвергавшихся длительному жестокому обращению и пренебрежению, может развиться выученная беспомощность и чувство беспомощности.
Некоторые характеристики выученной беспомощности у детей включают:
- низкую самооценку
- низкую мотивацию
- низкие ожидания успеха
- меньшую настойчивость
- отсутствие просьб о помощи
- приписывая успех не зависящим от них факторам, таким как удача
В детстве выученная беспомощность часто проявляется в школе. Если ребенок усердно учится, чтобы хорошо успевать в школе, но в конечном итоге делает плохо, он может чувствовать себя беспомощным и безнадежным.
Дети могут избежать выученной беспомощности, развивая устойчивость. Среди множества факторов, которые могут способствовать устойчивости, можно назвать положительную привязанность к опекунам, чувство юмора и независимость.
У взрослых выученная беспомощность проявляется в том, что человек не использует или не учится адаптивным реакциям на сложные ситуации.
Люди в этом состоянии обычно соглашаются с тем, что плохие вещи случаются и что они мало что могут над ними контролировать. Им не удается решить проблемы, даже если есть потенциальное решение.
Ниже приведены некоторые примеры ситуаций, которые могут привести к выученной беспомощности у взрослых:
- Продолжение курения, несмотря на несколько попыток бросить курить, может заставить человека поверить, что ему всегда нужно будет курить.
- Неспособность похудеть после различных изменений в питании или образе жизни может привести к тому, что человек поверит, что этого никогда не произойдет, и перестанет пытаться.
- Выйти из ситуации домашнего насилия может быть очень сложно. Некоторые люди, имеющие такой опыт, склонны уходить несколько раз, прежде чем сделать это навсегда. Человек может полагать, что он никогда не сможет избежать ситуации, даже если помощь и поддержка доступны.
Опыт человека может увеличить риск развития выученной беспомощности. Обычно это начинается после повторяющихся травмирующих событий, таких как жестокое обращение в детстве или насилие в семье.
Однако не у всех, кто проходит через подобные вещи, развивается выученная беспомощность.
Объяснительные стили также играют роль в его развитии. Объяснительный стиль – это способ, которым человек объясняет себе событие.
Люди с пессимистическим стилем объяснения, заставляющим их рассматривать негативные события как неизбежные и являющиеся следствием их недостатков, чаще испытывают выученную беспомощность. Люди с оптимистичным стилем объяснения менее склонны к этому.
Со временем выученная беспомощность может повлиять на успеваемость человека на работе или в школе.
Фактически, некоторые исследования показывают, что выученная беспомощность, тревога и низкая самооценка могут негативно повлиять на успеваемость по определенным академическим предметам, таким как математика.
В дополнение к ухудшению успеваемости учащиеся, у которых в подростковом возрасте развивается выученная беспомощность, могут также переносить эти практики во взрослую жизнь.
Это может повлиять на трудовую жизнь человека, его социальное и психологическое благополучие.
Выученная беспомощность также может повышать риск определенных психических расстройств, включая депрессию, тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство.
Выученная беспомощность связана с депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством и другими проблемами со здоровьем.
Исследования показывают, что он усиливает чувство стресса, беспокойства и депрессии как у людей, так и у животных.
Например, одно исследование лиц, подвергшихся домашнему насилию, показало, что они испытывают сильный страх, что может привести к выученной беспомощности, которая может мешать им выйти из ситуации насилия.
Люди с выученной беспомощностью могут ее преодолеть.
Наиболее распространенным методом лечения является терапия, особенно когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). КПТ помогает людям преодолевать эти типы проблем, изменяя их образ мышления и действия.
Во время терапии люди могут:
- получать поддержку и поощрение
- исследовать причины выученной беспомощности
- разрабатывать способы уменьшения чувства беспомощности
- выявлять негативные мысли, способствующие выученной беспомощности
- замена мыслей и поведения на более позитивные и полезные
- повышение самооценки
- работа с вызывающими эмоциями
- устранение случаев жестокого обращения, пренебрежения и травм
- постановка целей и задач для себя
некоторые более ранние исследования также предполагает, что физические упражнения могут предотвратить выученную беспомощность у животных.
Несмотря на отсутствие исследований этого конкретного эффекта физических упражнений на людей, физическая активность обычно полезна для психического здоровья и может уменьшить или предотвратить тревогу, депрессию, стресс и другие проблемы со здоровьем.
Соблюдение здоровой диеты, медитация и практика осознанности — это другие изменения образа жизни, которые могут улучшить психическое здоровье и мировоззрение человека.
Вот несколько распространенных вопросов о выученной беспомощности.
Что является примером выученной беспомощности?
Выученная беспомощность часто возникает у детей в школе.
Например, если ребенок регулярно плохо сдает экзамены даже после учебы, он может начать думать, что подготовка к экзаменам неэффективна и никак не повлияет на его оценку.
Чувство беспомощности может привести к тому, что они будут прилагать меньше усилий к учебе, что со временем может отрицательно сказаться на успеваемости.
Как выглядит выученная беспомощность у взрослых?
У взрослых выученная беспомощность может вызвать проблемы во взаимоотношениях, рабочих обязанностях и психологическом благополучии. Кроме того, это может быть связано с такими проблемами, как низкая самооценка, пассивность и снижение мотивации.
Как избавиться от выученной беспомощности?
Терапия может помочь людям изменить свои мысли и действия, чтобы преодолеть выученную беспомощность.