Эвристические методы активизации мышления: методы активизации мышления.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Глава 2

Глава 2

Глава 2. МЕТОДЫ ПОИСКА НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

§ 1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭВРИСТИКЕ И МЕТОДАХ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА

Наиболее ранние попытки объяснить закономерности творческо­го мышления предпринимались еще в античное время и нашли от­ражение в трудах Архимеда Сиракузского, Апполония Пергейского, Паипа Александрийского, Гераклита Эфесского, Сократа и др. Эти работы были еще разрозненны и несистематизированны, но именно они являлись зачатками эвристики—учения о продуктив­ном творческом мышлении и о методах творчества [23].

Создатель первой логической системы в античный период Де­мокрит из Абдер строил ее в основном на индуктивном методе и аналогии. Техническое творчество, изобретательство Архимеда за­нимали настолько большое место в жизни и деятельности, что ана­логии из техники я механики проникали в его математические ме­тоды.

Существенный шаг в создании метода творческого мышления сделал Сократ, пытавшийся пробудить скрытые (латентные) твор­ческие способности людей в процессе диалога.

Основные признаки последнего—свободный обмен мнениями, юмор и ирония, доведе­ние понятий до абсурда, использование аналогий, выявление про­тиворечий и т. д.

Мысли об универсальном методе познания и творчества прояв­лялись в средние века у Р. Бэкона и Р. Луллия, а в период пере­хода от феодализма к капитализму у Ф. Бэкона и Р. Декарта. Позднее Г. В. Лейбниц предложил идею универсальной программы алгоритмического решения творческих задач. Значительный вклад в развитие идей эвристики внес X. Вольф, который дал ее определе­ние и предложил ряд правил и методов искусства изобретательст­ва. Фундаментальными для эвристики стали труды Б. Больцано и многих других исследователей [23].

Однако все их разработки имели в основном теоретическое зна­чение и до нашего времени не нашли применения в практике мас­сового технического творчества. Объясняется это тем, что в то вре­мя еще не существовало явно выраженной общественной потребно­сти в эвристике для широкого применения в творческой деятельно­сти изобретателей, так как необходимые темпы технического прогресса могло удовлетворить и случайное изобретательство, основанное на методе проб и ошибок.

Современная НТР, характерной чертой которой является бур­ное развитие науки, техники и производства, вошла в противоре­чие со старым ненадежным, малопроизводительным способом мыш­ления и поиска новых решений. Человеческое общество пытается преодолеть это противоречие созданием специальных научных ме­тодов активизации и рациональной организации творчества.

Массовая высокоэффективная творческая деятельность невоз­можна без научной организации умственного труда. Именно поэтому закономерен в наше время интерес специалистов самого широ­кого профиля (инженеров, философов, психологов и т. д.) к техни­ческому творчеству. Оно становятся темой глубоких научных иссле­дований. Стремление повысить эффективность творческого труда породило ряд приемов, методов и методик, позволяющих рациональ­но организовать поиск новых технических решений, активизировать мышление, развить и реализовать творческие способности человека.

В табл. 8 приведены некоторые известные современные методы (и методики) поиска новых технических решений. Ее анализ позво­ляет заметить возрастание темпов развития методологии техниче­ского творчества по увеличению количества его методов: до 1940 г. был разработан всего 1 метод; в период с 1940 по 1950 гг.—4; с 1950 по 1960 гг.— 10; с 1960 по 1970 гг.— 11; с 1970 по 1980 гг.— 18 методов.


Таблица 2. Методы поиска новых технических решений

Г. Буш

В. Чавчанидзе и др

Обобщенный эвристический алгоритм

А. Половинкин и др

 

Р. Повилейко

Вепольный анализ

Интегральный метод «Метра»

И. Бувен и др.

1972

Существенно изменился и их научный уровень. Он поднялся от метода каталога (1926 г.), основанного на поиске идеи решения с помощью случайных ассоциаций, до современных глубоко научно обоснованных алгоритмических методик поиска, например АРИЗ-77 (1977 г.), позволяющих в кратчайшее время находить новые техни­ческие решения высокого уровня, и обобщенного эвристического алгоритма (1976 г.), дающего новые рациональные решения с по­мощью ЭВМ. Практически все достижения эвристики, методологии технического творчества появились в последние три десятилетия, т. е. именно в период научно-технической революции.

В настоящее время сформировалась такая система знаний о техническом творчестве и его методах, которую уже уверенно мож­но считать фундаментом науки. Определилась терминология, не­которые основные понятия методологии творчества, ставшие в наше время языком развивающейся науки. Коротко рассмотрим некоторые основные определения методологических средств и понятий технического творчества [24—26].

Цель — желаемый результат деятельности лица или коллектива в пределах некоторого намеченного интервала времени.

Эвристическое (методологическое) правило—это элементарная единица методологических средств, содержащая приказание дей­ствия, разрешение его либо запрет. Несколько элементарных пра­вил, объединенных для достижения определенной цели, представ­ляют собой эвристический прием—следующую ступень методоло­гических средств.

Краткое указание (предписание) того, какие преобразования в данной технической системе можно провести для получения нового решения, достижения поставленной цели, называется эвристиче­ским приемом.

Прием, развиваясь, превращается в метод, т. е. способ достиже­ния какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Операцией называется действие, направленное на достижение определенной цели. Оно может быть как простым, не расчленяе­мым действием, так и сложным, расчленяемым на ряд более про­стых действий. Существует также понятие процедура. Это совокуп­ность указаний о порядке выполнения всех операций, приводящих к достижению определенной цели.

Эвристический метод содержит один или несколько методологических приемов, изложенных с соблюдением целеустрем­ленной упорядоченности предписываемых действий, процедур.

Дальнейшей ступенью развития методологических средств яв­ляется методика. Это метод, обогащенный целенаправленными ру­ководящими принципами. Структура методики содержит несколь­ко принципов и упорядоченных методологических правил.

Методология — наука (учение) о методических средствах.

В последующих параграфах настоящей главы будут рассмотре­ны некоторые наиболее популярные и эффективные методы и ме­тодики поиска новых технических решений и активизации творче­ства.

Необходимо еще раз отметить особое значение и роль материа­листической диалектики, являющейся основой теории творчества. Изобретатели применяли диалектику задолго до того, как были сформулированы ее законы. Наталкиваясь в своей практической деятельности на те или иные решения, они и не подозревали, что пользуются диалектикой в качестве теории и методологии техни­ческого творчества.

Неоценимые преимущества даст сознательное использование материалистической диалектики, предполагающее всестороннее и глубокое изучение техники, закономерностей се развития, различ­ных факторов творчества в многосторонней связи с другими явле­ниями и в развитии по законам, объективно присущим самим явле­ниям и предметам.

Современная эвристика—синтетическая наука. Она основыва­ется на достижениях многих наук и научных направлений, но фун­даментом ее являются материалистическая диалектика и систем­ный подход.

В практической деятельности изобретателя, имеющего твердую мировоззренческую позицию, уверенно владеющего диалектическим методом и системным подходом, эффективную помощь оказывают так называемые инструменты творчества: приемы, методы и мето­дики поиска новых технических решений и активизации творческо­го мышления, изложенные в главах 2 и 3 настоящего учебного по­собия, и информационный аппарат, позволяющий рационально ор­ганизовать поиск идей, описанный в главе 4.


Эвристические методы и методы активизации мышления при работе с детьми в ДОЛ. — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Психологическая инерция

Психологическая инерция (инерция мышления) — привычка к стандартным реакциям в стандартных ситуациях, противоположность фантазии и воображению.

«Плюс» в том, что психологическая инерция помогает выполнять, не задумываясь, привычные действия, она полезна и необходима в повседневной жизни. «Минус» в том, что она часто мешает при решении задач, является серьезной помехой изобретательству, действиям в нестандартных ситуациях, так как выражается в стремлении идти по проторенной дорожке, действовать привычным образом.

При организации игр, мероприятий или занятий с детьми, в качестве разминки или на подготовительном этапе, желательно отдавать предпочтение задачам и вопросам на смекалку, в решении которых надо сделать усилие и преодолеть врага – психологическую инерцию.

Примеры вопросов: Все рыбы плавают? Днем всегда светло? Если закаляться, то никогда не заболеешь? Голова — как у кошки, ноги — как у кошки, туловище — как у кошки, хвост — как у кошки, но не кошка а кто?

Варианты ответов: рыбу можно нарисовать, она может быть жареная или это вообще может быть созвездие; во время грозы или солнечного затмения — темно, днем можно находиться в комнате без окон и т. д.; к болезням относится не только простуды, даже закаленный человек может сломать руку или отравиться, а это тоже болезни; не кошка, а кот.

Примечание. Если какое-то упражнение заранее известно детям, лучше его не давать. Задачи с ПИ — «одноразовые». Для усиления эффекта лучше использовать хоровой ответ.

Метод рисунков

В работе со школьниками очень важен метод рисования. С него начинается знакомство с методами и приёмами мышления. Метод рисунков — это практический и действенный способ тренировки мышления.  

Рисование заставляет каждого детально обдумывать решение поставленной задачи, в отличие от письменного описания он наглядно видит, чего достиг. Словарный запас детей часто ограничен, а, рисуя, они не ограничены ничем. Рисунок является и хорошей основой для обсуждения в группе, упорядочивания собственных мыслей. Задания на применение этого метода должны всегда ставить какую-либо задачу.

Рисунки должны быть простыми и схематичными, возможно их сопровождение устным или письменным пояснением. Можно в любой момент попросить ребенка уточнить что-либо или объяснить, привлечь внимание к недостаткам, указать на ценные стороны идеи. В мышлении ребёнка идея и способ её воплощения иногда существуют как единое целое. Поэтому полезно привлечь внимание к идее и попытаться её выделить, а затем поискать другое пути осуществления этой идеи: «Что мы пытаемся здесь сделать? Как ещё мы могли бы это сделать? Как насчет того, чтобы сделать это так?».

Открытые задачи

Задачи, преимущественно используемые в школьных предметах – закрытые задачи, имеющие однозначную трактовку условия и, как правило, только один правильный ответ. Задания данного типа не дают возможности раскрыть творческий потенциал детей.

В жизни мы чаще сталкиваемся с открытыми задачами: «Как найти работу?», «Что лучше приготовить?» и т.д. У них размытое условие, нет однозначного решения.

Творческая (открытая) задача – это задача:

1. с нечётко заданным, размытым условием, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат;

2. содержащая противоречие; противоречие – это когда к решению проблемы или объекту ставятся противоположные требования, и нужно выполнить их одновременно, например, «У многих насекомых усики очень длинные. С одной стороны это хорошо – они эффективно выполняют свои функции. А с другой – плохо, так как усики могут выдать спрятавшееся насекомое. Как замаскировать длинные усики?»;

3. допускающая разные пути решения, которые не являются прямолинейными, двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие препятствия;

4. имеющая несколько ответов, а не единственно правильный; вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет.

5. Например, задача «Ёж в яблоках». С детства знакомая картинка: еж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и зачем он его несет? Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят – они насекомоядные! Тем более, что на зиму никакое пропитание им не требуется – в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что они выбирают наиболее кислые яблоки.

Анализ задачи. Задача имеет размытое условие, не ясно, чем пользоваться при ее решении. Контрольных вариантов решений достаточно много:

1.С помощью кислот, которые есть в кислых яблоках, ежи борются с паразитами, которые находятся на их иголках.

2.Ежи не едят яблоки, они едят насекомых. Но, может быть, яблоки служат хорошим кормом для насекомых, которые на яблоках размножаются? Ежи, таким образом, запасают еду для насекомых, а потом их едят.

3.Ежи выбирают кислые яблоки. Может быть, им нужна кислота для нейтрализации щелочей, которая, возможно, выделяется через колючки.

4.Яблоки гниют, при этом выделяют энергию. Возможно, ежи используют энергию гниения, чтобы во время спячки, когда температура тела животных понижается, в норке зимой поддерживалась плюсовая температура.

5.Ежи с помощью яблок подчеркивают свое превосходство для привлечения партнера. Подобно тому, как это делают петухи с помощью гребня или павлины с помощью хвоста.

Противоречия

Противоречия подстерегают нас на каждом шагу. Любая система – «сгусток» противоречий, где есть плохие и хорошие стороны, полезные и бесполезные, красивые и безобразные.

Многие русские народные пословицы построены на противоречиях, например, «Молодость летает вольной пташкой, а старость ползет черепашкой. Добрые дети – дому венец, а плохие – дому конец».

Этапы решения противоречий:

1. умение увидеть, выявить противоречие;

2. формулирование противоречия: «Если действие есть «х», то имеем «+», и «-»;

3. преодоление противоречия.

Учимся видеть и преодолевать противоречия с помощью игр и упражнений.

«Наоборотка». Например: мир – война, горько – сладко, глубокий – мелкий, расцветает – увядает.

«Хорошо — плохо». Например: Идет дождь. Что в этом «хорошо»? Что в этом «плохо»?

«Перевертыш» (для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство с меняющимся объектом). Например: тает снег. Это хорошо. Почему? И т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Эвристика и поведение покупателей в исследованиях рынка. Часть 1

Автор: Энн Стефенсон

Принятие решений потребителем, поведение покупателя, мышление по системе 1

Чтобы понять поведение покупателей, необходимо понять процесс принятия решений  и обратиться к потребителям в тот момент, который больше всего влияет на их решения. Эвристика — ключевая концепция психологии покупок.

Эвристика — это умственный ярлык, который помогает нам быстро принимать решения и решать проблемы. Они позволяют сократить время принятия решений без постоянной необходимости обдумывать следующий план действий. Например, со временем мы узнаем, заслуживает ли сайт доверия или нет. Выглядит ли он хорошо спроектированным и оформленным, или в нем много раздражающих баннеров и графики? Мы храним и используем эту информацию при следующем выходе в Интернет, чтобы быстро решить, заслуживает ли веб-сайт доверия или нет. Благодаря нашему предыдущему обучению, во второй раз, когда мы столкнемся с этим решением, процесс не потребует больших умственных усилий.

Понимание эвристик и того, как они повлияют на ваших клиентов, является важным шагом в процессе маркетинговых исследований. В конечном итоге это повлияет на вашу методологию, чтобы получить наиболее действенные выводы из вашего исследования.

4 типа эвристик, влияющих на поведение покупателей :

  • Эвристика доступности

    Этот тип эвристики представляет собой умственный ярлык, основанный на том, насколько легко что-то вспомнить. Например, решая, какой стиральный порошок купить, вы можете выбрать Tide, потому что он быстрее всего приходит на ум. Возможно, вы выбрали другой бренд, если бы у вас было больше информации о нем — вы выбрали тот, который пришел вам на ум  самый простой . Другими словами, мы часто полагаемся на то, насколько легко придумывать примеры при принятии решения. Количество примеров прямо диктуется тем, насколько эти примеры доступны. Следовательно, мы игнорируем менее легко запоминаемую информацию, даже если она статистически (и очевидно) более важна.

    Эвристику доступности можно использовать в маркетинге на примерах результатов, которые принес ваш продукт; это облегчает потенциальным клиентам возможность представить результат, которого они могли бы достичь, если бы выбрали его. Давая потенциальным покупателям попробовать то, что они могут испытать с вашим продуктом, вы не только возбуждаете воображение потребителей, но и запечатлеваете в их памяти положительную ассоциацию между вашим продуктом и последующим привлекательным результатом, которого они могут достичь.

    Изучение того, каких результатов ваша клиентская база действительно хочет получить от вашего продукта или услуги, жизненно важно для понимания того, как эта эвристика может помочь в процессе маркетинговых исследований, информируя вашу общую маркетинговую стратегию.

  • Эвристика репрезентативности

    Этот тип эвристики представляет собой умственный ярлык, основанный на сравнении текущей ситуации с репрезентативным примером. Чтобы убедить нас в том, что предметы или продукты представляют идею или концепцию, которые у нас могут быть, маркетологи используют репрезентативность. Например, если мы смотрим телевизор и видим многочисленные рекламные ролики с суровым мужчиной за рулем пикапа, мы можем сделать вывод, что пикапы предназначены только для суровых мужчин, которые работают на открытом воздухе.

    Проведение маркетинговых исследований ассоциаций, которые потребители могут иметь с вашим брендом, услугой или маркетинговыми материалами, — это отличный способ убедиться, что ваше сообщение воспринимается так, как вы изначально задумали.

  • Эвристика привязки

    Эвристика привязки — это эффект предварительного суждения об объекте — привязка к нашим будущим суждениям о другом объекте. Эти суждения могут касаться числового значения, вероятности или даже морального суждения. Чтобы повлиять на выбор потребителей, маркетологи могут закрепить бренды в соответствии с их стратегическими ориентирами ценности.

    Например, производители продуктов часто сначала вводят товар с более высокой или более низкой ценой, в зависимости от того, как они хотят повлиять на последующие решения потребителя. Если они сначала представят более дорогую модель, то более дешевая модель будет казаться более выгодной по сравнению с ней. Это именно то место, где могут быть полезны маркетинговые исследования ценообразования. Разработка опроса, чтобы понять, как потребители оценивают цены на ваш продукт или услугу, позволит вам лучше понять, что означает «цена продажи» для вашей компании.

  • Эвристика замены атрибутов

    Принимая решение о покупке, мы часто заменяем более сложный вопрос более простым, чтобы сделать решение проще и быстрее. Например, покупая новую пару кроссовок, мы можем не интересоваться техническими аспектами (пронация или супинация, зона удара, зона удара стопы и т. д.), а вместо этого задаться вопросом: «Какой бренд мне нравится больше всего? ”

Мы можем лучше понять поведение покупателей благодаря более глубокому пониманию эвристики. Получение четкого представления о том, «как» и «почему» покупатели принимают решения о покупке, имеет решающее значение для включения в процесс маркетинговых исследований. Ваша роль в оказании им помощи в прохождении шагов не менее важна. Увеличьте свои шансы  убеждение потребителей и побуждение их к действию  с учетом эвристики в ваших исследованиях и следующей маркетинговой кампании.

Думаете, вы знаете все, что нужно знать об эвристике и поведении покупателей? Есть больше. Узнайте больше об эвристике и о том, как вы можете использовать их , чтобы лучше понимать своих клиентов, информировать вас о ваших исследованиях и помогать вашему бренду расти и добиваться успеха прямо сейчас.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Опубликуйте у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи
  • Оценка воздействия шистосомоза и передающихся через почву гельминтозов после десяти (10) лет (2009-2019) непрерывного лечения празиквантелом и альбендазолом в эндемическом районе, штат Плато ()

    Ненрот Биншак, Дакул Энтони Данаат, Дамаши Мантим Тали, Даниэль Нанбол Хелен

    Журнал библиотеки открытого доступа Том 10 №3, 27 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/oalib.1109669 10 загрузок  56 просмотров

  • Ауксетики в биомедицинских приложениях: обзор ()

    Шон Роуз, Декстер Сиу, Джей Ди Чжу, Рим Руфайл

    J. Minerals and Materials Characterization and Eng. Том 11 № 2, 27 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/jmmce.2023.112003 3 загрузки  23 просмотра

  • Более неустойчивый и более экстремальный: динамика осадков в штате Сан-Паулу, Бразилия()

    Люси Идальго Нуньес, Гильерме Энрике Габриэль, Хосе А. Маренго

    Американский журнал об изменении климата Том 12 № 1, 27 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/ajcc.2023.121008 4 загрузки  30 просмотров

  • Этиологический и рентгенологический профиль острых инфекций нижних дыхательных путей в период до COVID в педиатрическом отделении клинической больницы Мали и в общественном медицинском центре Йиримадио в Бамако()

    Бурама Кане, Мариам Майга, Уму Коне, Коротуму Веле Диалло, Абубакар Сангаре, Моди Абдулай Камара, Мариам Думбия, Абдул Карим Сангаре, Брехима Траоре, Лассин Г. Тимбине, Ибрахима Сиссе, Ахмаду И. Драме, Брехима Куриба

    Открытый журнал педиатрии Том 13 № 2, 27 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojped.2023.132032 2 загрузки  19 просмотров

  • Телемедицина и умное здравоохранение — роль искусственного интеллекта, 5G, облачных сервисов и других поддерживающих технологий ()

    Таофик Ахмед Сулейман, Абдулкарим Адинойи

    Международный журнал коммуникаций, сетевых и системных наук Том 16 № 3, 27 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/ijcns.2023.163003 10 загрузок  48 просмотров

  • Эфирные масла как альтернатива антибиотикам для снижения заболеваемости и тяжести некротического энтерита у цыплят-бройлеров: краткий обзор()

    Макенли Э. Коулз, Бриттани Д. Грэм, Хуан Д. Латорре, Виктор М. Петроне-Гарсия, Сочитль Эрнандес-Веласко, Инкар Кастельянос-Уэрта, Сяолун Сан, Билли М. Харгис, Саид Эль-Ашрам, Авад А. Шехата , Гильермо Теллес-Исайяс

    Науки о пищевых продуктах и ​​питании Том 14 № 3, 27 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/fns.2023.143016 2 загрузки  18 просмотров

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *