Факторы учебной мотивации: Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. | Учебно-методический материал на тему:
Условия и факторы формирования профессиональной мотивации к обучению у студентов технических вузов / Королёвские чтения
Условия и факторы формирования профессиональной мотивации к обучению у студентов технических вузов / Королёвские чтенияГлавная Препринты Условия и факторы формирования профессиональной мотивации к обучению у студентов технических вузов
Язык труда и переводы:
УДК:
378
Дата публикации:
04 января 2022, 02:18
Категория:
Секция 14. Аэрокосмическое образование и проблемы молодежи
Авторы
Кунова Наталья Сергеевна
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Гайнетдинова Арина Артуровна
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Аннотация:
Рассмотрено понятие профессиональной мотивации, определены цель и условия ее формирования в процессе обучения у студентов технических вузов. Показано, что важным условием при формировании у студентов профессиональной мотивации к обучению является выбор преподавателем наиболее эффективных способов ее создания и их реализации. Выявлены основные факторы формирования профессиональной мотивации к обучению у студентов.
Ключевые слова:
студенты технического вуза, профессиональная мотивация, учебная деятельность, педагог, инженер
Основной текст труда
В современном обществе одну из важнейших ролей играет образовательная деятельность, которая с каждым годом развивается и совершенствуется. Вместе с тем существует необходимость повышать интерес и мотивацию у обучающихся к своей будущей профессии посредством создания эффективных условий формирования профессиональной мотивации, которые будут положительным образом сказываться на обучении студентов технических вузов.
Сегодня формирование положительной профессиональной мотивации к обучению у студентов технических вузов имеет большую значимость, так как именно от этого аспекта зависит не только качество получаемого образования, но и успешное дальнейшее профессиональное развитие обучающихся.Профессиональная мотивация представляет собой активный процесс педагогов, направленный на стимулирование студентов к продуктивному осуществлению учебной деятельности, а также освоению основной программы образовательного курса, в который входит целый комплекс различных дисциплин [1].
Основной целью формирования профессиональной мотивации у студентов к обучению является развитие специальных качеств у студентов технических вузов к решению задач, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью. Кроме того, профессиональная мотивация позволяет повысить интерес у обучающихся к будущей технической специальности и определить то направление, в котором он хотел бы работать после завершения обучения.
Процесс обучения включает в себя несколько взаимосвязанных элементов, на которые каждый студент должен обращать особое внимание при осуществлении своей учебной деятельности. К таким элементам обучения относятся:
- Цель обучения, для определения которой студент должен руководствоваться мотивами поступления в технический вуз.
- Обучающий курс, включающий в свой состав различного рода дисциплины.
- Знания, умения и навыки, посредством которых студент проводит научные исследования, а также использует их в практической деятельности.
В процессе обучения особое место занимает профессиональная мотивация, потому что именно она определяет качество дидактической учебной деятельности студентов. Кроме того, дидактические учебные процессы напрямую воздействуют на повышение уровня внимательности обучающихся, запоминание материала, а также развитие мышления и выявления потенциала будущих инженеров. В связи с этим, педагогам, работающим в технических высших учебных заведениях очень важно грамотно сформировать профессиональную мотивацию у студентов, при этом необходимо соблюдать основные условия ее создания, к которым относятся следующие [2].
- Формирование у обучающихся ориентировки на профессиональную деятельность, которую он будет осуществлять после окончания учебной деятельности и получения технического образования.
- Создание благоприятной обстановки, которая будет способствовать положительному развитию мотивации к профессиональному обучению.
- Усиление внимания обучающихся на содержании учебного материала.
- Организация учебной деятельности таким образом, при которой у студентов будут активизироваться мотивационные процессы к обучению. Как правило, эффективная организация обучения вызывает у студентов осознанность практической и общественной значимости их будущей профессии.
- Поддержка обучающихся в самообразовании, их творческом и индивидуальном развитии.
- Определение значимости студентов как профессионалов технической сферы деятельности, и важности их дальнейшего личностного и профессионального развития.
Важным условием для формирования профессиональной мотивации в обучении студентов технических вузов является их прямое отношение к учебной деятельности, дисциплинам, педагогам и сокурсникам. Так, если отношение у студента к обучению и всем сопутствующим его элементам, будет положительным, то и профессиональную мотивацию сформировать будет несложно.
При формировании профессиональных мотивирующих условий в обучении студентов, направленных на улучшение их деятельности, необходимо выделить один из значимых факторов, который сопутствует формированию профессиональной мотивации. К данному фактору относится полезность выполнения учебной работы на занятиях [3]. Например, если обучающийся будет знать, что его выполненные работы будут участвовать в конкурсе, выйдут в печать научного журнала или педагог их использует в лабораторном практикуме, то и ответственность за их выполнение будет повышена, а, следовательно, качество сделанного задания будет гораздо выше.
Ещё одним фактором формирования профессиональной мотивации у студентов к обучению является фактор непосредственного взаимодействия педагога и студента на занятиях, т. е. преподаватель должен не только объяснять учебный материал, но и вступать в диалог со своей аудиторией, приводить конкретные примеры из жизни и профессиональной сферы. Все это способствует формированию профессиональной мотивации студентов, эффективности и качества обучения в условиях квазипрофессиональной деятельности [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная мотивация к обучению у студентов технических вузов формируются в определенных условиях их учебной деятельности, выбор которых в большей мере зависит от преподавателя. При правильном выборе условий формирования профессиональной мотивации большая часть обучающихся может значительно повысить эффективность процесса обучения.
Литература
- Тарабрина Т.Б. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. 2011. № 1. С. 2–4.
- Мамаева Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. № 1. С. 1–4.
- Баишева Л. М. Методолгоические подходы и педагогические условия формирования учебной мотивации будущих инженеров (на примере Республики Саха (Якутия)) // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2020. № 7 (48). С. 78–83.
- Курилов С.Н. Формирование мотивации к изучению социально-гуманитарных дисциплин у студентов технических вузов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2018. № 17. С. 1–6.
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом.
Установите актуальную версию вашего браузера или одну из современных альтернатив.
1. 3. Факторы развития мотивации учебной деятельности. Психология мотивации студентов
1. 3. Факторы развития мотивации учебной деятельности. Психология мотивации студентов Психология мотивации студентов
Вербицкий Андрей Александрович
Содержание
1. 3. Факторы развития мотивации учебной деятельности
4. Психология учебной деятельности
4. Психология учебной деятельности Там, где действия человека управляются сознательной целью освоения каких-либо умений, знаний, навыков, там имеет место учение как деятельность. Учение – это специфическая человеческая деятельность, оно возможно лишь на той ступени
Волков К. Н. Организация учебной деятельности в малых группах [17]
Волков К. Н. Организация учебной деятельности в малых группах [17] В предыдущих главах, основыв аясь на проведенных психологами исследованиях, мы установили, что реализация воспитательной роли группы возможна лишь в процессе специально организованной педагогом
68.
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ68. ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под интенсификацией обучения понимается передача большого объема учебной информации учащимся, при этом продолжительность обучения не изменяется и не снижаются требования к качеству знаний за счет повышения передаваемой
Исследование мотивации учебной деятельности
Исследование мотивации учебной деятельности Мотив – побуждение к деятельности. Бывают положительные мотивы: любознательность, наслаждение процессом деятельности, стремление к самосовершенствованию, интерес и т. д., а также отрицательные мотивы: страх, корысть,
Самооценка свойств внимания, необходимых для учебной деятельности
Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности
Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности Ведущей называется такая деятельность, в которой формируются все психические функции и личность в целом. Только в учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и
13.1. Мотивация учебной деятельности в школе
13.1. Мотивация учебной деятельности в школе Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным
13.
2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников13.2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников Как отмечают А. К. Маркова с соавторами (1983), мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (был «просто ребенок», а теперь школьник), не может поддерживать в течение долгого времени его
13.3. Мотивация учебной деятельности студентов
13.3. Мотивация учебной деятельности студентов Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Все
14.4. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя
14.4. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя В процессе предпринимательской деятельности постоянно возникают задачи, связанные с принятием решений, что и как делать. Принятию этих решений сопутствует ряд специфических условий,
8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения[35]
8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения[35] Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Определенная вещь, события, ситуации или действие становятся мотивами деятельности, если они связываются с источниками определенной активности человека. Эти источники могут быть разделены на три основные категории.1. Внутренние
мотивационных факторов, повышающих успеваемость/успеваемость учащихся, Реамен Юстина :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
Педагогический журнал, 04(02):323-332 (2015)
9 страниц Опубликовано: 13 января 2016 г.
Просмотреть все статьи Реамена Юстины
Федеральный университет Вукари, Нигерия
Дата написания: 28 декабря 2015 г.
Abstract
Некоторые учащиеся с энтузиазмом относятся к учебе, но многие нуждаются или ожидают, что другие факторы будут вдохновлять, бросать вызов и стимулировать их. Эффективное обучение на занятиях зависит от интереса, который вызвал у студентов курс. В данной статье исследуются некоторые факторы, которые мотивируют достижения учащихся. В ходе исследования были сформулированы и проверены три исследовательских вопроса и гипотезы. Исследование, которое представляет собой обзорное исследование, использовало метод целенаправленной выборки для сбора выборки. Данные были собраны за 150 лет двумя студентами Fed. Университет Вукари, Нигерия. Был использован четырехбалльный опросник по шкале Лайкерта, измеряющий интерес, окружающую среду и условия. Собранные данные были проанализированы с использованием простых процентов. Результаты показали, что эти переменные сильно мотивируют студентов. По результатам проведенных исследований были даны рекомендации. Был сделан вывод о том, что мотивация является жизненным проводом для любого академического занятия. Студенты должны быть мотивированы либо внутренне, либо извне, чтобы они могли добиться значимых результатов в обучении.
Ключевые слова: Энтузиазм, Мотивация, Внутреннее
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Юстина, Реамен, Мотивационные факторы, повышающие успеваемость/успеваемость учащихся (28 декабря 2015 г.). Journal of Teaching and Education, 04(02):323-332 (2015), доступно в SSRN: https://ssrn. com/abstract=2714297 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2714297
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Связанные электронные журналы
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь (необходимый)
Электронная почта (необходимый)
Если вам нужна немедленная помощь, позвоните по номеру 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясу США с понедельника по пятницу.
Пять факторов, влияющих на мотивацию онлайн-студентов
Понимание того, что мотивирует онлайн-студентов, важно, потому что мотивированные учащиеся с большей вероятностью будут заниматься деятельностью, которая помогает им учиться и достигать результатов, говорит Бретт Джонс, доцент педагогической психологии в Технологическом институте Вирджинии. Основываясь на обширном обзоре литературы по мотивации студентов, Джонс разработал модель мотивации студентов MUSIC, которая определяет пять основных факторов, влияющих на мотивацию студентов: расширение возможностей, полезность, успех, интерес и забота.
«Основная цель модели — предоставить преподавателям руководство, которое они могут использовать для принятия преднамеренных решений о разработке своих курсов», — говорит Джонс. В интервью Online Classroom Джонс объяснил свою модель и ее значение для разработки онлайн-курсов. Мы приводим отрывок из него здесь.
1. Расширение возможностей – Учащиеся чувствуют себя увереннее, когда чувствуют, что они имеют некоторый контроль над некоторыми аспектами своего обучения. Это может включать предоставление учащимся выбора. «Можем ли мы каким-то образом дать ученикам хоть немного контроля, предоставив им выбор? Есть ли способ дать учащимся какую-то возможность привнести что-то из своей жизни или принять какое-то решение по теме в рамках этого узкого задания, которое позволит им почувствовать, что они имеют некоторый контроль над этим?» говорит Джонс.
Джонс приводит пример из онлайн-курса по личному здоровью: преподаватель предлагает студентам либо пройти онлайн-оценку, либо посетить один или два семинара в кампусе, связанных с целями обучения курса. Это дает студентам возможность выбирать свою деятельность, оставаясь при этом в рамках и целях курса.
2. Полезность – Студенты должны видеть, что курс полезен и актуален для них в рамках курса и за его пределами. В некоторых случаях будет очевидно, что навыки, которые студенты приобретут на курсе, будут напрямую способствовать их успеху в выбранной области карьеры. В других случаях эта связь будет не столь очевидной. Джонс рекомендует четко указать, как навыки и знания, полученные учащимися на курсе, могут применяться вне школы. Один из способов сделать это — попросить студентов взять интервью у профессионалов в выбранной ими профессии о том, какие навыки и знания способствовали их успеху.
3. Успех – Студенты должны чувствовать, что они могут преуспеть в курсе, если они приложат разумные усилия. Преподаватель может помочь учащимся добиться успеха, установив ожидания, предоставив обратную связь и облегчив курс, чтобы при необходимости учащиеся имели доступ к дополнительным ресурсам. «Какие ресурсы у вас есть для их успеха? Если вы подумали заранее, то можете узнать, с какими проблемами обычно сталкиваются студенты. Во многих случаях вы можете создавать дополнительные документы или видеоролики, объясняющие более сложные понятия», — говорит Джонс.
4. Интерес – Есть два типа интереса, которые способствуют мотивации учащихся: ситуативный интерес и индивидуальный интерес. Ситуативный интерес относится к аспекту курса, который доставляет удовольствие или удовольствие. Например, Джонс включает статьи из Psychology Today, связанные с целями обучения, чтобы изменить тон и представить другую точку зрения из учебника. «Это просто небольшие дополнительные чтения, которые не занимают много времени и могут помочь студентам увидеть, как [концепция] может применяться в реальном мире».
Интерес к ситуации можно усилить новизной и эмоциями. «Нас, людей, привлекают новые вещи. Если у вас есть что-то, что может вызвать эмоции, чтобы люди загорелись темой или проблемой, связанной с вашими целями обучения, это действительно может привлечь людей. Мы хотим вызвать их интерес, чтобы они уделяли достаточно внимания и были достаточно заинтересованы, пока они занимается этим», — говорит Джонс.
Ситуативный интерес часто недолговечен, но он может привести к более долгосрочному индивидуальному интересу, который относится к тому, как содержание относится к человеку. Например, студент, проходящий курс по своей специальности, может иметь сильный индивидуальный интерес к содержанию, основанному на том, как содержание связано с тем, кем он является и к чему стремится. Инженер-механик может иметь сильный личный интерес к курсу машиностроения, потому что она считает себя инженером-механиком и думает: «Мне это интересно, потому что это то, кем я являюсь».
Студент может иметь индивидуальный интерес к курсу, но не ситуативный интерес.