Факторы учебной мотивации: Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. | Учебно-методический материал на тему:

Содержание

Условия и факторы формирования профессиональной мотивации к обучению у студентов технических вузов / Королёвские чтения

Условия и факторы формирования профессиональной мотивации к обучению у студентов технических вузов / Королёвские чтения

Главная Препринты Условия и факторы формирования профессиональной мотивации к обучению у студентов технических вузов

Язык труда и переводы:

УДК:

378

Дата публикации:

04 января 2022, 02:18

Категория:

Секция 14. Аэрокосмическое образование и проблемы молодежи

Авторы

Кунова Наталья Сергеевна

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Гайнетдинова Арина Артуровна

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Аннотация:

Рассмотрено понятие профессиональной мотивации, определены цель и условия ее формирования в процессе обучения у студентов технических вузов. Показано, что важным условием при формировании у студентов профессиональной мотивации к обучению является выбор преподавателем наиболее эффективных способов ее создания и их реализации. Выявлены основные факторы формирования профессиональной мотивации к обучению у студентов.

Ключевые слова:

студенты технического вуза, профессиональная мотивация, учебная деятельность, педагог, инженер

Основной текст труда

В современном обществе одну из важнейших ролей играет образовательная деятельность, которая с каждым годом развивается и совершенствуется. Вместе с тем существует необходимость повышать интерес и мотивацию у обучающихся к своей будущей профессии посредством создания эффективных условий формирования профессиональной мотивации, которые будут положительным образом сказываться на обучении студентов технических вузов.

Сегодня формирование положительной профессиональной мотивации к обучению у студентов технических вузов имеет большую значимость, так как именно от этого аспекта зависит не только качество получаемого образования, но и успешное дальнейшее профессиональное развитие обучающихся.

Профессиональная мотивация представляет собой активный процесс педагогов, направленный на стимулирование студентов к продуктивному осуществлению учебной деятельности, а также освоению основной программы образовательного курса, в который входит целый комплекс различных дисциплин [1].

Основной целью формирования профессиональной мотивации у студентов к обучению является развитие специальных качеств у студентов технических вузов к решению задач, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью. Кроме того, профессиональная мотивация позволяет повысить интерес у обучающихся к будущей технической специальности и определить то направление, в котором он хотел бы работать после завершения обучения.

Процесс обучения включает в себя несколько взаимосвязанных элементов, на которые каждый студент должен обращать особое внимание при осуществлении своей учебной деятельности. К таким элементам обучения относятся:

  1.  Цель обучения, для определения которой студент должен руководствоваться мотивами поступления в технический вуз.
  2. Обучающий курс, включающий в свой состав различного рода дисциплины.
  3. Знания, умения и навыки, посредством которых студент проводит научные исследования, а также использует их в практической деятельности.

В процессе обучения особое место занимает профессиональная мотивация, потому что именно она определяет качество дидактической учебной деятельности студентов. Кроме того, дидактические учебные процессы напрямую воздействуют на повышение уровня внимательности обучающихся, запоминание материала, а также развитие мышления и выявления потенциала будущих инженеров. В связи с этим, педагогам, работающим в технических высших учебных заведениях очень важно грамотно сформировать профессиональную мотивацию у студентов, при этом необходимо соблюдать основные условия ее создания, к которым относятся следующие [2].

  1. Формирование у обучающихся ориентировки на профессиональную деятельность, которую он будет осуществлять после окончания учебной деятельности и получения технического образования.
  2. Создание благоприятной обстановки, которая будет способствовать положительному развитию мотивации к профессиональному обучению.
  3. Усиление внимания обучающихся на содержании учебного материала.
  4. Организация учебной деятельности таким образом, при которой у студентов будут активизироваться мотивационные процессы к обучению. Как правило, эффективная организация обучения вызывает у студентов осознанность практической и общественной значимости их будущей профессии.
  5. Поддержка обучающихся в самообразовании, их творческом и индивидуальном развитии.
  6. Определение значимости студентов как профессионалов технической сферы деятельности, и важности их дальнейшего личностного и профессионального развития.

Важным условием для формирования профессиональной мотивации в обучении студентов технических вузов является их прямое отношение к учебной деятельности, дисциплинам, педагогам и сокурсникам. Так, если отношение у студента к обучению и всем сопутствующим его элементам, будет положительным, то и профессиональную мотивацию сформировать будет несложно.

При формировании профессиональных мотивирующих условий в обучении студентов, направленных на улучшение их деятельности, необходимо выделить один из значимых факторов, который сопутствует формированию профессиональной мотивации. К данному фактору относится полезность выполнения учебной работы на занятиях [3]. Например, если обучающийся будет знать, что его выполненные работы будут участвовать в конкурсе, выйдут в печать научного журнала или педагог их использует в лабораторном практикуме, то и ответственность за их выполнение будет повышена, а, следовательно, качество сделанного задания будет гораздо выше.

Ещё одним фактором формирования профессиональной мотивации у студентов к обучению является фактор непосредственного взаимодействия педагога и студента на занятиях, т. е. преподаватель должен не только объяснять учебный материал, но и вступать в диалог со своей аудиторией, приводить конкретные примеры из жизни и профессиональной сферы. Все это способствует формированию профессиональной мотивации студентов, эффективности и качества обучения в условиях квазипрофессиональной деятельности [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная мотивация к обучению у студентов технических вузов формируются в определенных условиях их учебной деятельности, выбор которых в большей мере зависит от преподавателя. При правильном выборе условий формирования профессиональной мотивации большая часть обучающихся может значительно повысить эффективность процесса обучения.

Литература

  1. Тарабрина Т.Б. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. 2011. № 1. С. 2–4.
  2. Мамаева Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. № 1. С. 1–4.
  3. Баишева Л. М. Методолгоические подходы и педагогические условия формирования учебной мотивации будущих инженеров (на примере Республики Саха (Якутия)) // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2020. № 7 (48). С. 78–83.
  4. Курилов С.Н. Формирование мотивации к изучению социально-гуманитарных дисциплин у студентов технических вузов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2018. № 17. С. 1–6.

    Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом.
    Установите актуальную версию вашего браузера или одну из современных альтернатив.

    1. 3. Факторы развития мотивации учебной деятельности. Психология мотивации студентов

    1. 3. Факторы развития мотивации учебной деятельности. Психология мотивации студентов

    ВикиЧтение

    Психология мотивации студентов
    Вербицкий Андрей Александрович

    Содержание

    1.  3. Факторы развития мотивации учебной деятельности

    4. Психология учебной деятельности

    4. Психология учебной деятельности Там, где действия человека управляются сознательной целью освоения каких-либо умений, знаний, навыков, там имеет место учение как деятельность. Учение – это специфическая человеческая деятельность, оно возможно лишь на той ступени

    Волков К. Н. Организация учебной деятельности в малых группах [17]

    Волков К. Н. Организация учебной деятельности в малых группах [17] В предыдущих главах, основыв аясь на проведенных психологами исследованиях, мы установили, что реализация воспитательной роли группы возможна лишь в процессе специально организованной педагогом

    68.

     ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    68. ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под интенсификацией обучения понимается передача большого объема учебной информации учащимся, при этом продолжительность обучения не изменяется и не снижаются требования к качеству знаний за счет повышения передаваемой

    Исследование мотивации учебной деятельности

    Исследование мотивации учебной деятельности Мотив – побуждение к деятельности. Бывают положительные мотивы: любознательность, наслаждение процессом деятельности, стремление к самосовершенствованию, интерес и т. д., а также отрицательные мотивы: страх, корысть,

    Самооценка свойств внимания, необходимых для учебной деятельности

    Самооценка свойств внимания, необходимых для учебной деятельности Во второй анкете используется 5-балльная шкала. Предлагаемый тест имеет те преимущества, что, являясь экспресс-методом, позволяет быстро получить данные в отношении большого числа испытуемых по

    Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности

    Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности Ведущей называется такая деятельность, в которой формируются все психические функции и личность в целом. Только в учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и

    13.1. Мотивация учебной деятельности в школе

    13.1. Мотивация учебной деятельности в школе Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным

    13.

    2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников

    13.2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников Как отмечают А. К. Маркова с соавторами (1983), мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (был «просто ребенок», а теперь школьник), не может поддерживать в течение долгого времени его

    13.3. Мотивация учебной деятельности студентов

    13.3. Мотивация учебной деятельности студентов Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Все

    14.4. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя

    14.4. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя В процессе предпринимательской деятельности постоянно возникают задачи, связанные с принятием решений, что и как делать. Принятию этих решений сопутствует ряд специфических условий,

    8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения[35]

    8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения[35] Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему

    МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Определенная вещь, события, ситуации или действие становятся мотивами деятельности, если они связываются с источниками определенной активности человека. Эти источники могут быть разделены на три основные категории.1. Внутренние

    мотивационных факторов, повышающих успеваемость/успеваемость учащихся, Реамен Юстина :: SSRN

    Скачать эту статью

    Открыть PDF в браузере

    ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку

    Делиться: