Фантазия это в психологии – Фантазия — психология
Фантазия – это важнейшая составляющая «душевного аппарата» человека. Очень долго эта психологическая функция игнорировалась в ученом мире. Только недавно – каких-нибудь 60-70 лет назад – к ней возник внезапный интерес философов, психологов, социологов. «Творческий бум» середины XX века заставил увидеть в фантазии не просто «плод воображения» или «эмоциональное мышление», а нечто более существенное.
Фантазия — что это?
Вся история человеческой цивилизации доказывает: фантазия является ее движущей силой, краеугольным камнем образования, изобретательства, прогресса. Она побуждает к поиску новых решений, является неотъемлемым условием творчества.
Без ее участия невозможно представить не только литературу, музыку, живопись, но и математику, физику, механику. В ходе научных исследований на вопрос, что такое фантазия, был дан однозначный ответ: это ценнейшее качество, великий дар человека, реальный капитал в любой отрасли его жизнедеятельности.
«Творческой силой интеллекта» называл фантазию британский психолог Г. Харгривз. Интересно, что схожее определение этому понятию дал русский толкователь слов В. Даль. В его словаре фантазия трактуется как «изобретательная / творческая / самобытная сила ума».
Фантазия и воображение
Доказано, что эти психические процессы существенно облегчают обучение, делают его экономным и эффективным. Они приносят удовлетворение и обеспечивают умственное здоровье.
Их отсутствие приводит к неврозам, психическим расстройствам, пристрастию к наркотикам и алкоголю. Суицидальные мысли чаще всего посещают людей, лишенных фантазии и воображения.
И наоборот, наличие артистического начала вырабатывает иммунитет от скуки, личностной деградации, слабоумия. Достаточно вспомнить слова великого Гейне: «Творя, я выздоровел вдруг».
Фантазия в психологии
Способность к созданию чего-то нового, состояние сознания, ведущее к появлению оригинальных образов, идей, структур, и есть фантазия. Это понятие не имеет ничего общего с бесплодными грезами и построением воздушных замков.
Цель фантазии – воплотить то, что не существует в реальной жизни, но уже создано воображением творца. Так возникают новые подходы к уже имеющимся явлениям, рождаются новые формы для старого содержания.
Фантазия – это сестра упорядоченности, цельности, законченности. Чтобы доказать это, достаточно вспомнить, как творит поэт. Из хаоса разрозненных легенд, верований, видений, представлений он создает единое произведение со стройной композицией.
Фантазия идет рука об руку с восприятием и памятью, задавая направление этим процессам. Но ее нельзя отождествлять с воспроизведением. Она является продуктивной интеллектуальной деятельностью. Это делает ее центральным звеном в цепочке созидания.
Фантазии человека и сновидения
З. Фрейд исследовал причины неврозов и пришел к выводу: наша бессознательная сфера является одним из источников фантазий. Отец психоанализа провел кропотливую работу по изучению сновидений пациентов клиники. Было установлено: ночные фантазии, являя собой иллюзию исполнения заветных желаний, выполняют роль «охранников» сна, избавляют его от лишних раздражителей.
Сновидения отражают как внешнюю реальность, так и душевные переживания, не осознаваемые индивидом. В образах ночных картинок зачастую сдвигаются акценты и сгущаются краски. Большую роль играет в них символика. То же самое происходит в бреднях психопата, причудах невротика, поэтическом произведении, мифических вымыслах, интимных грезах, религиозных верованиях.
Выход из глубоких пластов психики в сферу сознательного происходит по принципу проекции. Как ребенок воплощает свои желания в играх, так стремления взрослых людей находят проявление во снах, бреде, мечтаниях или произведениях искусства.
Творческая фантазия
Невозможно написать поэму или вывести математическую формулу без фантазии. Она непреложное условие активности творца. У литератора, ученого, музыканта, художника для построения образа или научной модели всегда недостаточно информации либо она вовсе отсутствует.
Так, писателю-баталисту приходится создавать исторический роман на основе отдельных архивных документов, дополняя и связывая их своей фантазией. Чем активнее включится в работу его воображение, тем сильнее и живее будет впечатление от произведения.
Чтобы претендовать на звание творца, надо обладать рядом специфических качеств:
- гибкостью и легкостью мышления;
- высокой скоростью мыслительных операций;
- широтой подхода к проблемам;
- свободой выбора;
- скептическим отношением к общепризнанным мнениям;
- чувствительностью к новизне, способностью ее открывать в обычных вещах;
- чуждости подражательству, плагиату;
- склонности к непредопределенным решениям;
- нонконформизмом, готовностью отстаивать новые идеи.
Этот потенциал творческой личности обеспечивает умение мыслить эвристически — не по инструкции или разработанному алгоритму.
В труде «Искусство мышления» Г. Уоллеса выделены 4 стадии творческого процесса:
- Подготовка: сбор необходимой информации и всестороннее изучение творческой проблемы.
- Инкубация: сознательное отстранение, зачастую забвение поставленной задачи.
- Инсайт: озарение «счастливой идеей».
- Эксперимент: взвешивание открытия, оценка его полезности и достоверности.
Проходя описанные стадии, выкристаллизовываются совершенно неожиданные, новые, ценные для окружающих мысли, образы, решения.
Фантазия людей: современные методы изучения
Для распознавания творчества и определения оригинальности используются следующие методики:
- Нетрадиционное применение или трактование предметов. Испытуемый должен изобрести несколько способов необычного употребления бытовых предметов или истолковать неотчетливые изображения.
- Предвидение результатов. Участник теста описывает последствия, которых можно ожидать из-за изменения конкретной ситуации.
- Заголовок к рассказу. Человека просят придумать несколько оригинальных названий для прочитанного рассказа.
- Тест Роршаха. Задача для исследуемого – представить уникальные трактовки чернильных клякс.
- ТАТ. Индивиду показывают несколько картинок и просят растолковать их, составить по ним рассказ, придумать развязку изображенной ситуации.
- Анаграммы. Нужно составить редко употребляемые лексемы из букв, которые имеются в составе данного слова.
- Сочинение рассказа. Необходимо придумать повествование, в которое входило бы максимальное число слов из предложенных 50 наречий, прилагательных и существительных.
- Тест Шульмана. Следует в сложных формах обнаружить замкнутые пространства.
В основе всех перечисленных испытаний лежит взгляд на творчество как алогичный процесс. Результаты тестов позволяют выявить оригинальность мышления, чувствительность к новизне, восприимчивость к непростым проблемам.
Какая фантазия может быть у слесаря?
В прежние времена фантазия и воображение считались прерогативой избранных. Нынешняя психологическая наука исключает монополию меньшинства на творчество. Неправомерно делить людей на гениев и исполнителей рутинных дел.
Каждому из нас – и профессору университета, и скрипачу филармонии, и слесарю ЖЭКа — дано от природы представлять, воображать, сочинять. Способностью к творчеству — импровизации на вольную тему — одарено в большей или меньшей степени все человечество.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
LiveJournal
Мой мир
« Предыдущая запись Следующая запись »
rostduha.ru
что это такое, как развить фантазию и воображение?
Фантазия – это качество, которым хочет обладать любой, поскольку человек с фантазией способен креативно решать встающие пред ним задачи, нестандартно выходя из неоднозначных ситуаций, создавать новое, творчески себя являть миру. Когда же человек с фантазией адаптирован в социуме, умеет мыслить логически – он высокоэффективен. Фантазия нужна творческим людям, чтобы рождать образы, воплощая их в искусстве.
Фантазия в психологии это элемент воображения, тесно повязанный с мечтами. Поэтому человек, какой много фантазирует, постоянно хочет чего-то, стремится к предметам своих мечтаний. Окружающими он воспринимается часто как новатор, интересный собеседник, поскольку способен придумывать новое, делать каждый день отличным от остальных.
Слово «фантазия» исходит от понятия в греческом языке, обозначающего явление, какого нет доселе в реальности. Если мы фантазируем – в воображении мы формируем нечто новое. Люди с выраженной способностью фантазировать имеют и сильное представление, легче меняют установки и экспериментируют, воплощая придуманное в жизнь.
Что такое фантазия
Фантазирование связано с функционированием правого полушария, что отвечает за образное мышление, которое часто называют творческим. В простом словоупотреблении фантазия и воображение – синонимичные понятия, и в научной литературе они также часто не различаются. Оба они пересекаются с понятием образа – одного из фундаментальных категорий в психологии.
Образы – главная составляющая нашего психического мира, их мы получаем и из опыта непосредственных наших восприятий, и еще откуда-то, о чем говорят психологи, философы, теологи, мистики. Образы представляют материал для воображения и построения фантазий, они же являются предшественниками создаваемых человеком предметов физического и абстрактного плана.
Прежде чем явить миру новое – творец всегда фантазирует, представляет картину в голове, мечтает о новой реальности. Способность к фантазии создала мир предметов, нашу цивилизацию, она помогает нам в повседневности.
Фантазия необходима в наших межличностных отношениях, любви, супружестве. Как говорил поэт, фантазия нужна, чтобы стирать случайные черты в партнере и выделять наиболее ценное, к чему человек привязывается, что любит и на основе чего выстраивает отношения.
Психотехнологи утверждают, что умение представить в человеке качество, каким он сейчас даже пусть не обладает или же обладает в малой степени, способно действительно развить в нем это качество. Это можно проверить, сообщая пренеприятному человеку, с которым трудно найти понимание, что он чрезвычайно интересная личность, нравится своим умением вести себя уважительно, словно и вправду он очень предупредителен и приятен в общении. Через время вы отметите, что человек в действительности начал демонстрировать услужливость и обаяние.
Человек даже может доставить себе простое удовольствие, если вообразит его. Поэтому фантазеры чаще выглядят счастливыми, могут представить себе все практически, что пожелают. А психика, как известно, не различает объекты реального мира и воображаемые картины между собой. Так, если я, будучи уставшим, представлю для себя на минуточку отдых на курорте и смогу погрузиться в эту пусть и вымышленную приятную атмосферу – я действительно немного отдохну! На этом принципе построены все гипнотические техники.
Фантазия сродни волшебству, верно? Часто люди с яркой способностью к фантазированию делают те вещи, что кажутся рациональным и скептическим наблюдателям просто невозможными. Однако фантазия может не только созидать, она может иметь и негативный окрас. Человек, думая о плохом и в деталях представляя это, уже сразу испытывает негативные эмоции. А через время и притягивает рожденную в голове пугающую ситуацию в его жизнь. Этот феномен также широко известен, над ним часто работают практические психологи на своих консультациях.
Воображение и фантазия в психологии это и способ воспринять информацию, заключенную в речи. Когда мы рассказываем – мы рассчитываем на способность собеседника представить описываемую картину.
У людей искусства, писателей, режиссеров – воображение чрезвычайно живое, беспокойное, оно не удовлетворяется простыми решениями и краткими путями, а находит что-то неожиданное в образах, сочетает их странным способом. Фантазия у них – словно воображение, сорвавшееся с цепи обыденности. Здесь происходит ослабление контроля логики, рационального сознания. Тогда воображение рождает очень странные образы, на французском фантазмы, что как минимум отвлекаются от повседневности, а как максимум – рождают и вовсе нечто несуществующее. Спектр фантазий очень широк – от небольшого отклонения от нормы до абсолютного нарушения всех норм и чувства реальности воображаемого.
Интересный парадокс в том, что фантазии, сколь бы ни были они необыкновенны – создаются все же из образов обыкновенных, воспринятых из реальности. К примеру, сказочный Змей Горыныч – комбинация понятных нам образов ящерицы, змеи, крыльев птицы, нескольких голов, возможно, как у трех богатырей, а также огнемета. В таком интересном сочетании рождается заманчивый художественный образ, новый персонаж, любимый народным искусством.
Как развить фантазию?
Мы выяснили, что фантазия помогает достигать своих целей и приходить к креативным решениям. Можно ли ее развить?
Всем знакомая нам с детства игра с облаками – не только приятный способ расслабиться, провести время на природе. Пытаясь разглядеть в очертаниях облаков силуэты животных, птиц, людей или даже целые картины, вы тренируете ваше визуальное воображение. К такому занятию можно привлечь и детей, даже создать специальную игру – фотографировать облака и позже по фотокарточкам пытаться представить, дорисовать в своей фантазии картину. Или даже нарисовать представленные вами недостающие элементы на фотографии, карандашами или в визуальном редакторе.
На том же принципе построена игра с кляксами, вы можете также предложить ее с целью развития фантазии, как детям, так и взрослым. Поставьте на бумаге, словно случайно, кляксу. Или же нарисуйте произвольный контур, закрыв глаза. Теперь попробуйте так же, как в игре с облаками, дополнить его так, чтобы оживить и создать образ какого-то предмета или существа.
Еще одно занятие для развития фантазии и креативного мышления – взять бумагу, желательно в клетку, и начертить на ней несколько одинаковых квадратов. А теперь разделите их разными способами на 4 равные части. Большинство людей сразу, не задумываясь, делят один из квадратов крестом. Но это лишь один способ, которых на деле существует множество. Попробуйте, найдите как можно больше таких способов поделить квадрат на равные части. Такая простая и удобная для практики задача может скрасить ваше свободное время, а может и помочь расшевелить фантазию перед созданием креативного образа или с целью поиска новаторских решений.
Следующая практика – из нескольких случайных слов написать за 5 минут мистическую историю с обязательной завязкой, кульминацией и развязкой. Для начала вы можете использовать заданные слова: «окно», «колодец», «священник», «расческа», «лестница».
Еще одно очень сильное упражнение – за 7 минут написать 20 вещей, которые вы не сможете никогда сделать в реальности. Оно позволит вам не только развить фантазию, но и даст повод поразмышлять.
Как развить фантазию и воображение?
Как развить фантазию и воображение у взрослых? Мы все активно мечтали в детстве, однако с возрастом многие теряют значительную часть способности к созданию вымышленных образов, замещая ее логическим мышлением, общественными штампами. Многие люди начали осознавать это и жаловаться на отсутствие у себя фантазии. Сегодня к развитию этого полезного навыка появился большой интерес на основе понимания его практической значимости. Психологи, задаваясь вопросом, как развить фантазию и воображение у взрослых, создают специальные тренинги и описывают даже небольшие приемы для самостоятельного использования.
Воображение, однако, не может отсутствовать, оно просто дремлет, спрятанное под диктатурой рациональности нашей жизни. Чтобы разбудить фантазию, вы можете прибегнуть к специальным упражнениям, которые, так же, как и физические упражнения для тела, помогут вам восстановить форму.
Одно из упражнений – взять случайных два слова и попытаться соединить их. Например, «лампа» и «халат». Представьте наибольшее количество сочетаний для них, как бы не казались они абсурдны вашему критическому восприятию. Может, это будет светящийся халат? Или махровая лампа? А возможно, ваше воображение родит сказочный образ волшебника в халате с лампой? Такая словесная игра, если получится отключить логический фильтр, позволит вам расшевелить ваше воображение и в будущем сможет дать уже практические результаты в реальной деятельности.
Другая техника, какую интересно использовать в работе группой – от лица любого неодушевленного предмета написать анонимную жалобу. Это может оказаться палец или кастрюля. Затем вы зачитываете эту жалобу от лица предмета, не называя его, а слушатели угадывают, что это за предмет. Особо интересной будет игра, когда вы попробуете максимально красочно и необычно описать проблемы предмета, словно вжившись в его историю. Тогда эта игра будет иметь не только цель описать и угадать предмет, но и написать интересное повествование, которое и у слушателей создаст полноту представлений.
psihomed.com
Фэнтези (психология) — Fantasy (psychology)
Фантазия в психологическом смысле относится к двум различным возможным аспектам ума , сознательным и бессознательным.
Сознательные фантазии
Фантазии ситуация вообразил физическим лицом , которое выражает определенные желания или цели со стороны своего создателя. Фантазии иногда связаны с ситуациями , которые являются весьма маловероятны; или они могут быть вполне реальными. Фантазии также могут быть сексуальными в природе. Другой, более основной смысл фантазии есть нечто , что не является «реальным» , как в явном виде воспринимается любым из чувств, но существует как воображаемая ситуация объекта к субъекту.
В повседневной жизни люди часто обнаруживают, что их мысли преследуют ряд фантазий относительно вещей, которые они хотят они могли сделать или хотят они сделали … фантазию контроля или суверенного выбора … грез.
Джордж Вейллант в своем исследовании механизмов защиты принял в качестве центрального примера «незрелой обороны … фантазии — живущей в„ Уолтер Митти мире мечты“ , где вы представьте , что вы успешны и популярны, вместо того чтобы сделать реальные усилия , чтобы сделать друг и добиться успеха на работе». Фэнтези, когда доведенные до крайности, является общей чертой нарциссического расстройства личности ; и , конечно , «Vaillant обнаружил , что не один человек , который использовал фантазии много было близких друзей.
Другие исследователи и теоретики считают , что фантазия имеет полезные элементы — обеспечение «маленькая регрессия и компенсаторные пожелания свершений , которые рекуперативные в действительности. Исследования Дейрдре Баррет сообщает , что люди радикально отличаются живостью, а также частоты фантазии, и что те , кто наиболее искусно развитой фантазии жизни часто являются люди , которые делают продуктивно использовать свои фантазии в искусстве, литературе, или, будучи особенно творческим и инновационным в более традиционных профессий.
Фрейд и Фэнтези
Для Фрейда фантазия строится вокруг многочисленных, часто подавляются желания, и использует маскировку маскировать и отметить самые защитные процессы, с помощью которого разыгрывается желание. Стремление субъекта держаться на расстоянии от подавленного желания и одновременно испытать это открывает тип третьего лица синтаксиса, позволяющий для многократного въезда в фантазию. Таким образом, в фантазии, видение умножается-то становится возможным увидеть более чем на одну позицию, в то же время, чтобы увидеть себя и видеть себя видеть себя, чтобы разделить видение и вывихнуть субъективность. Это радикальное упущение «I» положение создает пространство для всех тех процессов, которые зависят от такого центра, в том числе не только идентификации, но и области и организаций самого видения.
Для Фрейда, сексуальность связана с самого начала до объекта фантазии. Тем не менее, «объект, который будет заново не потерянный объект, а его заменитель смещением; утраченный объект является объектом самосохранения, от голода, и объект один стремится вновь найти в сексуальности объект смещается по отношению к этому первому объекту.»Эта начальная сцена фантазии создается из расстроенных детей отклонение от инстинктивной потребности в молоку и питание на пути к phantasmization груди матерей, которая находится в непосредственной близости от инстинктивной потребности. Теперь телесное удовольствие происходит от сосания самой груди матери. Рот, который был оригинальным источником питания является теперь ртом, который получает удовольствие от своего собственного сосания. Эта замена груди для молока и молочной железы для призрачности сцены представляет собой дополнительный уровень посредничества, который становится все более психическим. Ребенок не может испытывать удовольствие от молока без психической повторной надписи сцены в уме. «Нахождение объекта фактически повторное открытие этого.» Он находится в движении и постоянном рестадировании от инстинкта, что желание состоит и мобилизованы.
Фрейд и грезы
Столь же позитивный взгляд на фантазии было принято Зигмунда Фрейда , который считал фантазии ( немецкий : Fantasie ) в механизме защиты . Он считал , что мужчины и женщины «не могут существовать на мизерном удовлетворении , которое они могут вымогать от реальности.„Мы просто не можем обойтись без вспомогательных сооружений“ , как Теодор Фонтане однажды сказал … [без] жилище на воображаемых желаниях свершений .» В адаптации детства к принципу реальности , разработанный, так что тоже «один из видов мыслительной деятельности выделившейся; она хранилась свободной от тестирования реальности и остался подчинено принципу удовольствия в одиночку. Эта деятельность фантазирование … продолжение в мечтательности . Он сравнил такую phantasising тому , как «заповедник сохраняет свое первоначальное состояние , в котором все … в том числе и то , что это бесполезно , и даже то , что вредный, могут расти и размножаться там , как это радует.
Грезы для Фрейда, таким образом , является ценным ресурсом. «Эти сны наяву катектируются с большим количеством интересов, они тщательно лелеют эту тему и , как правило , скрываются с большой чувствительностью … такие Фантазии могут быть без сознания точно так же , как в сознании.» Он считал «Эти вымыслы включают большие истинную конституционную сущность личности субъекта» , и что энергичный человек «это тот , кто сумел его усилиями в превращении его желаемое за действительные фантазии в реальность» , тогда как художник «может превратить его фантазии в художественные произведения вместо в симптомы … думы невроза «.
При шизофрении
В контексте вхождения психического расстройства , известного как шизофрения , лица , которые проявляют признаки выполнения этой конкретной классификации может испытывать фантазии как часть диагноза (Шнейдман, ES 1948). Научное исследование в деятельности так называемой сети по умолчанию в головном мозге (Рэнди Бакнер и др. 2008) показал лиц с диагнозом шизофрения имеют высокие уровни ( «… гиперактивный …») деятельности в пределах их мозгов.
В исследовании восьмидесяти лиц с диагнозом шизофрении, было обнаружено, четверть мужчин, совершивших преступления против контакта женщин были продиктованы сексуально ориентированной фантазии (AD Smith 2008).
Клейн и бессознательная фантазия
Мелани Кляйн расширенной концепции Фрейда фантазии , чтобы покрыть отношения развивающегося ребенка в мир внутренних объектов. В ее мысли, такого рода «игровой деятельности внутри человека известен как„бессознательной фантазии“. И эти фантазии зачастую весьма жестокие и агрессивные. Они отличаются от обычных дневных снов или «фантазии» (пишется с «е»)».
Термин «фантазия» стала центральным вопросом с развитием группы Кляйна в качестве отличительного нити в рамках Британского психоаналитического общества, и была в центре так называемых Спорные дискуссий в года войны. «Бумажный Сьюзен Айзекс (1952) на„Природа и функции Phantasy“… было обычно принято группой Клейна в Лондоне в качестве основополагающего заявления своей позиции». В качестве определяющего признака «кляйнианские психоаналитики рассматривают бессознательные , как из фантазий отношений с объектами. Они мыслятся как первичные и врожденным, а также психические представления инстинктов … психологические эквиваленты в виде защитных механизмов.
Айзекс считал , что «Бессознательные фантазии оказывают постоянное влияние на протяжении всей жизни, как в нормальных , так и невротических людях, разница лежащей в специфическом характере доминирующих фантазий»; Большинство школ психоаналитической мысли теперь будут признать , что «И в анализе и жизни, мы воспринимаем реальность через завесу бессознательной фантазии. Айзекс утверждал , однако , что «Фрейд„галлюцинаторно исполнением желаний“и его ..„интроекция“и„проекция“является основой жизни фантазии»; и как далеко в бессознательном состоянии фантазии был подлинным развитием идей Фрейда, насколько она представляла собой формирование новой психоаналитической парадигмы , возможно, ключевой вопрос о Спорные дискуссии.
Лакана, фантазия и желание
Лакан занимается с самого начала с «фантазиях , выявленных Мелани Кляйн … имаго матери … это тень от плохих внутренних объектов» — с Воображаемый . Однако все чаще, это была идея Фрейда о фантазии как своего рода «экран-памяти, представляя что — то более важное значение , с которым он был в каком — то образом связано» , что было для него важнее. Лакан пришел к выводу , что «фантазия никогда ничего больше , чем экран , который скрывает нечто первичное, нечто наличное в функции повторения».
Фантазии , таким образом , как ссылка и блокирующие от индивидуума без сознания, его ядро или реальное ядро: « субъект и реальные должны быть расположены по обе стороны от раскола, в сопротивлении фантазиях », который , таким образом , приближается к центральной части личность индивида и его расколы и конфликты. «Субъект распологает себя как определяются фантазиями … ли во сне или в каком — либо из более или менее хорошо развитых форм грезы»; и , как правило , «фантазии объекта съемки близкие вариации на одну тему …„фундаментальной фантазии“… сведение к минимуму вариации в значении , которое в противном случае могут вызвать проблемы для желания.
Цель терапии , таким образом , стала « л Traversée ей fantasme , переправа через, обход или перемещение фундаментальной фантазии. Для Лакана, «проникающей фантазии включает в себя предположение субъекта новой позиции по отношению к Другому , как язык и Другой как желание … утопический момент за невроз». Вопрос он остался был «Что же тогда тот , кто прошел через опыт … кто проходимого радикальную … стать фантазии?».
Принцип фантазии
Постмодернистская межсубъективность 21 — го века увидела новый интерес к фантазии как форма межличностного общения. Здесь, как нам говорят, «Мы должны выйти за рамки принципа удовольствия, принцип реальности и навязчивое повторение на … фантазию принцип » — «нет, как это делал Фрейд, уменьшить фантазии желаний … [но рассмотреть] все остальные мыслимые эмоции; и , таким образом , предусмотреть эмоциональные фантазии как возможный способ выйти за рамки стереотипов более детальными форм личных и социальных взаимоотношений.
Такая перспектива «видит эмоцию, как центральные к развитию фантазии друг о друге, не определяется коллективной„типизация“».
Нарциссическое расстройство личности
Две характеристики кого — то с нарциссическим расстройством личности является:
- Всепроникающая паттерн грандиозности (в фантазии или поведении)
- Озабоченность фантазиями неограниченного успеха, власти, блеска, красоты, или идеальной любви.
Смотрите также
Рекомендации
дальнейшее чтение
- Майкл Vannoy Адамс, Принцип фантазии: Психоанализ воображения (East Sussex 2004)
- Юлия Сегаль, Фантазии в повседневной жизни (1995)
- Риккардо Steiner ред., Бессознательные фантазии (Karnac 2003)
- Г. Vaillant, адаптация к жизни (Boston 1977)
внешняя ссылка
ru.qwertyu.wiki
фантазия — это… Что такое фантазия?
ФАНТАЗИЯ — термин, относящийся к сфере психических способностей человека и употребляющийся в двух различных значениях: 1) как способность мысленно создавать (представлять) образ предмета или события, не присутствующего в непосредственном опыте; 2) как способность создавать новаторские, ранее неизвестные мысленные объекты (образы, конструкции, понятия и т.д.). Во втором значении понятие Ф. покрывает значительную часть творческих способностей человека; в частности, В. Вундт говорил, что «мы должны считать все душевные явления, в которых проявляется творческая деятельность, принадлежащими к области фантазии». Стоявший на таких же позициях И.М. Розет утверждал, что «Ф.» является синонимом понятия «продуктивная умственная деятельность. В обоих значения термин «Ф.», как правило, употребляется как синоним термину «воображение», хотя Ф. Шеллинг в «Философии искусства» разделял Ф., как новаторское мышление, и воображение, как способность к представлению. Некоторые авторы (Л.С. Коршунова) противопоставляют воображение как общую способность к представлению образов и Ф. как более узкую способность к созданию образов исключительно фантастических, не встречавшихся в опыте предметов. А.Я. Слинин называет данную способность «чистой фантазией». Аналогичным образом К. Г. Юнг считал, что о Ф. можно говорить, во-первых, в широком смысле — как о синониме «воображающей способности», и, во-вторых, в узком смысле, как о синониме «фантазмы», т.е. способности к фантастическому вымыслу.
Ф. (независимо от оттенков в понимании термина) играет огромную роль в процессе познания. Некоторые авторы считают, что Ф. имеет наибольшее значение на его начальных стадиях; в частности, Э. Ильенков полагал, что «сфера «фантазии» неизбежно оказывается лишь полуфабрикатом производства Понятия». Однако более правомерным представляется взгляд, в соответствии с которым Ф. имеет важные функции на всех этапах познания. Так, в соответствии с теорией Т. Рибо процесс использования воображения обществом включает в себя три фазы: на первой («намеченное воображение») оно проявляется в виде грез, не сдерживаемых представлениями о реальности; на второй стадии («выясненное воображение») оно проявляется в виде научных и философских гипотез; на третьей стадии («воплощенное воображение») оно напрямую руководит практикой.
В условиях нехватки информации Ф. позволяет преодолеть неопределенность ситуации и домыслить недостающие данные, тем самым дав возможность практике (в том числе познавательной) двигаться дальше. В условиях поиска решения Ф. обеспечивает поток гипотетических вариантов решения, не будучи скованной традицией или логикой, и тем самым обеспечивая оригинальные, часто парадоксальные сочетания понятий и образов, которые в известных обстоятельствах могут иметь исключительную познавательную ценность. Ф. помогает мысленному моделированию ситуаций, представляя их в наглядных образах. Образы Ф. упрощают ориентацию индивидуума среди характерных для развитого общества не наблюдаемых, абстрактных либо условных реальностей, что побудило Д. Дьюи сказать, что человек «полностью живет в мире фантазий, а не фактов». Кроме того, в форме образов Ф. перед человеком часто предстают результаты его собственной мыслительной работы, произведенной подсознательно, о чем, в частности, свидетельствует опыт научных открытий и произведений искусства, замысленных во сне (напр., таблица Менделеева).
Исходным материалом Ф: служит опыт, и с этой точки зрения Ф. является производной способностью по отношению к восприятию и памяти. Однако данный общий принцип не противоречит тому, что за образами Ф. могут скрываться гипотетические источники информации, превосходящие индивидуальное восприятие: родовая генетическая память, архетипы коллективного бессознательного, «ноосфера» и прочее.
К. Г. Фрумкин
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
epistemology_of_science.academic.ru
Фантазия (психология) • ru.knowledgr.com
Фантазия в психологическом смысле широко используется, чтобы покрыть два различных чувства, сознательные и не сознающие. В не сознающем смысле это иногда записывается «фантазия».
Сознательная фантазия
Фантазия — ситуация, предполагаемая человеком, который выражает определенные желания или цели со стороны ее создателя. Фантазии иногда включают ситуации, которые очень маловероятны; или они могут быть довольно реалистичными. Фантазии могут также быть сексуальными в природе. Другой, более основное значение фантазии — что-то, что не ‘реально’, как в воспринятом явно ни одним из чувств, но существует как предполагаемая ситуация объекта подвергнуть.
В повседневной жизни люди часто находят, что их мысли преследуют серию фантазий относительно вещей, им жаль, что они не могли сделать или было жаль, что не сделали… фантазии контроля или верховного выбора… мечты.
Джордж Эман Вэйллэнт в его исследовании механизмов защиты взял в качестве центрального примера ‘незрелой защиты… фантазию — живущий в придуманном мире «Уолтера Митти», где Вы предполагаете, что Вы успешны и популярны, вместо того, чтобы приложить реальные усилия, чтобы подружиться и преуспеть на работе’. Фантазия, когда выдвинуто до крайности, является общей чертой самовлюбленного расстройства личности; и конечно ‘Вэйллэнт нашел, что не у одного человека, который использовал фантазию много, были любые близкие друзья’.
Другие исследователи и теоретики находят, что у фантазии есть выгодные элементы — обеспечение ‘маленьких регрессов и компенсационных выполнений желания, которые являются укрепляющими в действительности’. Исследование Деирдр Барретт сообщает, что люди отличаются радикально по живости, а также частоте фантазии, и что те, у кого есть наиболее продуманно развитая фэнтезийная жизнь, часто являются людьми, которые делают производительное использование их воображения в искусстве, литературе, или будучи особенно творческими и инновационными в более традиционных профессиях.
Фрейд и мечты
Столь же позитивный взгляд на фантазию был взят Зигмундом Фрейдом, который считал фантазию механизмом защиты. Он полагал, что мужчины и женщины «не могут существовать на скудном удовлетворении, которое они могут вымогать от действительности. ‘Мы просто не можем обойтись без вспомогательного строительства’, как Теодор Фонтэйн однажды сказал… [без] того, чтобы останавливаться на воображаемых выполнениях желания». Поскольку адаптация детства к принципу действительности развилась, таким образом, также ‘одна разновидность деятельности мысли была отколота; это было сохранено лишенным тестирования действительности и осталось подчиненным одному только принципу удовольствия. Эта деятельность — fantasying… продолжался как мечтание. Он сравнил такой phantasising со способом, которым ‘заповедник сохраняет свое исходное состояние, где все… включая то, что бесполезно и даже что вредно, может вырасти и распространиться там как он pleases’.
Мечты для Фрейда были таким образом ценным ресурсом. «Эти мечты — cathected с большой суммой процентов; их тщательно заветный предмет и обычно скрывают с большой чувствительностью…, такие фантазии могут быть не сознающими точно так же как сознательными». Он полагал, что «Эти фантазии включают большую истинную конституционную сущность индивидуальности предмета» и что энергичный человек «является тем, кто преуспевает его усилиями в превращении его желательных фантазий в действительность», тогда как художник «может преобразовать свои фантазии в артистические создания вместо в признаки… гибель невроза».
Кляйн и не сознающая фантазия
Мелани Кляйн расширила понятие Фрейда фантазии, чтобы покрыть отношения развивающегося ребенка к миру внутренних объектов. В ее мысли этот вид ‘деятельности игры в человеке известен как «не сознающая фантазия». И эти фантазии часто очень сильны и агрессивны. Они отличаются от обычных мечтаний или «фантазий» (записанный с «f»)’.
Термин «фантазия» стал главным вопросом с развитием группы Kleinian как отличительный берег в пределах британского Психоаналитического Общества и был в основе так называемых Спорных обсуждений военных лет. ‘Статья Сьюзен Исаакс (1952) по «Природе и функции Фантазии»… была общепринятой группой Кляйна в Лондоне как фундаментальное заявление их положения’. Как особенность определения, ‘психоаналитики Kleinian расценивают подсознательное, как составлено из фантазий отношений с объектами. Они считаются основными и врожденными, и умственными представлениями инстинктов… психологические эквиваленты в уме механизмов защиты.
Исаакс полагал, что ‘Не сознающие фантазии проявляют непрерывное влияние в течение жизни, и у нормальных и невротических людей, различие, лежащее в определенном характере доминирующих фантазий; Большинство школ психоаналитической мысли теперь признало бы, что ‘И в анализе и в жизни, мы чувствуем действительность через завесу не сознающей фантазии’. Исаакс, однако, утверждал что ‘«характеризующееся галлюцинациями выполнение желания Фрейда» и его.. «интроекция» и «проектирование» — основание фэнтезийной жизни’; и то, как далеко не сознающая фантазия была подлинным развитием идей Фрейда, как далеко она представляла формирование новой психоаналитической парадигмы, является, возможно, ключевым вопросом Спорных обсуждений.
Лакан, фантазия и желание
Лакан затронул с самого начала с ‘фантазиями, показанными Мелани Кляйн… имаго матери… эта тень плохих внутренних объектов — с Воображаемым. Все более и более, однако, это была идея Фрейда фантазии как своего рода ‘память экрана, представляя что-то вроде большей важности, с которой это было в некотором роде связано’, который был для него большей важности. Лакан приехал, чтобы полагать, что ‘фантазия никогда не что-то большее чем экран, который скрывает что-то довольно основное, что-то определенное в функции повторения’.
Фантазии таким образом обе связи с и блокируют подсознательное человека, его ядро или реальное ядро: ‘подвергающийся и реальный должны быть расположены по обе стороны от разделения, в сопротивлении фантазии‘, которая таким образом близко подходит к центру индивидуальности человека и ее разделений и конфликтов. ‘Предмет располагает себя, как определено фантазией… ли в мечте или в любой из более или менее хорошо развитых форм мечтания’; и как правило ‘фантазии предмета — близкие изменения на единственной теме… «фундаментальная фантазия»… уменьшение изменений в значении, которое могло бы иначе вызвать проблему для желания’.
Цель терапии таким образом стала ‘la, пересекают du fantasme, пересечение, пересечение или пересечение фундаментальной фантазии’. Для Лакана, ‘Пересечение фантазии включает предположение предмета о новом положении относительно Другого как язык и Другой как желание… утопический момент вне невроза. Вопрос, с которым ему оставили, был, ‘Что, тогда, делает его, кто прошел через опыт…, кто пересек радикальную фантазию… становятся?’.
Фэнтезийный принцип
Постмодернистская межсубъективность 21-го века видела новый интерес к фантазии как форма межличностного общения. Здесь, нам говорят, ‘Мы должны пойти вне принципа удовольствия, принципа действительности и принуждения повторения к… фэнтезийному принципу‘ — ‘не, как Фрейд сделал, уменьшает фантазии до пожеланий… [но рассматривает] все другие вообразимые эмоции; и таким образом предусмотрите эмоциональные фантазии как возможное средство перемещения вне стереотипов к более детальным формам личной и социальной связи.
Такая перспектива ‘рассматривает эмоции как главные в развивающихся фантазиях друг о друге, который не определен коллективными «типификациями»’.
Самовлюбленное расстройство личности
Две особенности кого-то с самовлюбленным расстройством личности:
- Распространяющийся образец грандиозности (в фантазии или поведении)
- Озабоченность фантазиями неограниченного успеха, власти, блеска, красоты или идеальной любви.
См. также
Дополнительные материалы для чтения
- Майкл Вэнной Адамс, фэнтезийный принцип: психоанализ воображения (Восточный Сассекс 2004)
- Джулия Сигал, фантазии в повседневной жизни (1995)
- Редактор Риккардо Штайнера, Не сознающая фантазия (Karnac 2003)
- Г. Вэйллэнт, адаптация к жизни (Бостон 1977)
Внешние ссылки
ru.knowledgr.com
Фантазия в психологии это — Психология
ФАНТАЗИЯ
Фантазия — см. Воображение.
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Фантазия
- Синоним воображения.
- Продукт воображения.
Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании; для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазия, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.
В сфере патопсихологии фантазия больных служит предметом исследования диагностического. С позиций психологии аналитической, фантазия — самоизображение бессознательного, образованного забытыми или вытесненными личными переживаниями и архетипами бессознательного коллективного.
Фантазии возникают при падении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред).
Согласно З. Фрейду, фантазия — так называемые сны наяву — это бессознательное или сознательное иллюзорное исполнение честолюбивых и эротических желаний, не переживаемых галлюцинаторно. Форма выражения конституциональных свойств личности, ее вытесненных стремлений, влечений и желаний, посредством коей человек помощью воображения сглаживает недостатки реального мира и собственные неудачи. В общем, фантазии-желания воплощаются либо опосредованно — путем художественного и научного творчества, либо ведут к неврозу. Наряду с путем от реальности к фантазии как форма удовлетворения существует и путь от фантазии к реальности, примером коему служит искусство. Бессознательные фантазии — источники сновидений и симптомов невротических.
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Фантазия (греч. phantasia – воображение)
- вообще — способность выдумывать, представлять себе что-либо;
- продукт воображения, мечта;
- неправдоподобный вымысел, выдумка;
- разг. — прихоть, причуда;
- процесс преобразования структур прежнего опыта индивида в соответствии с его потребностями, желаниями и опасениями.
воображение, по словам Л.С.Выготского, есть способность индивида из известных элементов опыта создавать новые их комбинации под влиянием эмоций. Различают
- активное воображение (осознанное, мотивированное потребностью в творчестве) и
- пассивное воображение (поток представлений, возникающий без осознанных усилий индивида).
- Преднамеренное пассивное воображение имеет своим результатом временный уход от действительн
psychologiya.club
Фантазия это что такое Фантазия: определение — Психология.НЭС
Фантазия это что такое Фантазия: определение — Психология.НЭС- Психология.НЭС
- Право.НЭС
- Философия.НЭС
- Социология.НЭС
- Экономика.НЭС
- Педагогика.НЭС
- Политика.НЭС
- История.НЭС
- Словари
- Термины
- Персоны
- Новости
- Каталог
- Термины
- Фантазия
vocabulary.ru