Филогенез психология: Филогенез | Мир Психологии

Содержание

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Психология. Полный курс

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Психология. Полный курс

ВикиЧтение

Психология. Полный курс
Ритерман Татьяна Петровна

Содержание

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной обратимостью изменений, способностью накапливать изменения (обратимостью), закономерным характером и «надстраиванием» новых изменений над предыдущими.

Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.

В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых существ с окружающей средой.

Подобные изменения могут иметь как биологическую, так и общественно-историческую основу. Способность живых существ к раздражимости породила психику как способность ощущения, которая, в свою очередь, развивалась в процессе образования и развития их нервной системы. Выделяют такие стадии эволюции психики, как сенсорную, перцептивную, интеллектуальную и формирование сознания. Особенность сознания состоит в том, что оно присуще только психике человека и возникло вследствие общественно-исторического развития человеческого общества.

В онтогенезе происходит процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Определяя истоки психики в данном случае, ученые обращаются к формированию способности активно передвигаться в пространстве на определенном этапе развития живых существ. То есть считается, что удовлетворение потребностей осуществляется путем активных перемещений в окружающей среде, после предварительного поиска необходимых предметов.

Если говорить о развитии психики человека, то в ее основе лежит овладение общественными орудиями, исторически сформировавшимися в процессе эволюции человека и служащими средством удовлетворения его потребностей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 9 Развитие возрастно-половых свойств индивида в процессе социализации личности

Глава 9 Развитие возрастно-половых свойств индивида в процессе социализации личности Индивидуальное развитие человека, его онтогенез происходят одновременно в трех системах отсчета, осями которых являются социальное, биологическое и психологическое время жизни

2. Развитие психики животных

2. Развитие психики животных Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения – раздражимость.Появление психической формы

Глава II. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

Глава II. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ §6. Общее понятие о возникновении и развитии психики В основе материалистического мировоззрения лежит учение о развитии материи.Определённым этапом в развитии материи является возникновение жизни, т. е. появление живой, или органической,

7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА

7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).Критерием появления зачатков психики у живых

Развитие психики и поведения

Развитие психики и поведения Для того чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо теперь раскрыть его основное содержание. Можно сначала в самой общей форме сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм

Глава V РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Глава V РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ Поведение низших организмов Способность реагировать на исходящие из среды раздражения — раздражимость— является основным свойством всякого, даже самого элементарного одноклеточного организма. Уже голая

Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения

Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения По мере того как ребенок в процессе систематического обучения начинает овладевать каким-нибудь «предметом» — арифметикой, естествознанием, географией, историей, совокупностью знаний, хотя бы и

Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний

Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний Эмпирическое по своему содержанию мышление вышеохарактеризованной ступени может быть по своей форме определено как рассудочное — в диалектическом понимании, различающем рассудочную мыслительную

Глава 3.

Эволюционное развитие психики

Глава 3. Эволюционное развитие психики Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения. С. Я. МаршакРефлекторный характер

Глава 4. Возрастное развитие психики человека

Глава 4. Возрастное развитие психики человека Все мы родом из детства. Антуан де Сент-ЭкзюпериНаука о психологии детстваНет, пожалуй, в мире ничего более удивительного, чем развитие психики подрастающего человека. Стремительно проносятся годы детства, но за этот

ЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе

ЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе По мере познания знаков языка человеком они приобретают следующие характеристики:1) предметную привязку – знаки замещают собой обозначаемый предмет, вбирают в себя его

ЛЕКЦИЯ № 19.

Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка

ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза. В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых

Развитие психики

Развитие психики Вторая топика вводит генетический аспект. Причины психических нарушений связаны не только с психотравмирующей ситуацией, но обусловлены всей личностной историей. Ранний период детства – формирование психического аппарата и становления «Я» и

📖 9. Понятие о психике. Развитие психики в процессе филогенеза. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 10. Читать онлайн

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.


Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне оно выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например так называемый тропизм — вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Таким образом, живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно, т. е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако и в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним.

В дальнейшем в процессе развития органической материи у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики — способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности или способности к ощущениям может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, – процессов поведения.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.


Необходимо подчеркнуть, что живые существа в зависимости от уровня психического развития обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции можно увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак уже наблюдаются проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.


С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Можно предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека.

Таким образом, можно выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением.

Инстинктивное поведение — это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных.


Как правило, инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение его жизни.

Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление, как указывал И. П. Павлов, существует у всех животных. Например, кольчатые черви обычно реагируют на прикосновение к ним палочкой защитными движениями, но если это движение связать с кормлением, то оно вызывает у них поведенческие реакции, связанные с поиском пищи. Доказана также возможность изменения поведения у дафний, моллюсков, пчел и др.

Эта стадия развития психики, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.

Подобное поведение животного возможно благодаря существованию определенных органов, являющихся материальной основой психического. На стадии элементарного поведения в развитии животных наблюдается дифференциация органов чувствительности. Например, если у низших животных клетки, чувствительные к свету, рассеяны по всей поверхности тела и эти животные обладают лишь общей светочувствительностью, то уже у червей эти клетки стягиваются к головному концу тела и приобретают форму пластинок, что позволяет им более точно ориентироваться по отношению к свету.

У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты органы движения (что связано с необходимостью преследования добычи) и специальный орган связи и координации процессов поведения — нервная система. Первоначально она представляет собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного (сетевидная нервная система). Особенностью такой нервной системы является отсутствие процессов торможения, а нервные волокна не дифференцированы на чувствительные и двигательные и обладают двусторонней проводимостью.

В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы. Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного. При этом наблюдается усложнение поведения животного. Во-первых, характерно появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители.

Особенностью другой формы поведения является то, что оно осуществляется под одновременным воздействием все большего количества раздражителей. Такое поведение характерно для хордовых и позвоночных, обладающих более высоко развитой нервной системой. Эта нервная система получила название трубчатой нервной системы.

Перемены в поведении животных объясняются развитием нервной системы и головного мозга. Увеличивается объем головного мозга, усложняется его структура. Среди органов чувств начинает преобладать зрение. Одновременно развиваются и органы движения. Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушарий головного мозга — условных рефлексов. Это, в свою очередь, позволяет формировать у животных определенные поведенческие навыки. Поэтому развитие животных, обладающих подобными механизмами и способностями, находится на стадии навыков и предметного восприятия.

Основной особенностью этой стадии является закрепление сформированных движений, т. е. животное может в соответствующей ситуации многократно совершать движения, которые и составляют основу приобретенного навыка. При этом изменяется форма закрепления сенсорного опыта: у животного впервые появляются представления. Например, если на глазах собаки спрятать хлеб в одном месте, а мясо в другом, затем отвести собаку в такое место, откуда мяса не видно, то собака сначала побежит к тому месту, где спрятано мясо, а потом — к тому месту, где спрятан хлеб. Это говорит о том, что у собаки воспроизводится образ внешней среды, т. е. представление о ней. Приведенный пример позволяет также говорить о том, что у животных на стадии навыков и предметного восприятия развивается не только двигательная, но и образная память.

Конечно, у животных развита не только память. Например, если в качестве воздействия использовать звук — при этом один звук связан с таким биологически важным воздействием, как пища, а другой ничем не подкреплен, то животное будет реагировать на первый звук и игнорировать второй. Следовательно, животное дифференцирует звуки. Наоборот, если с одним биологически значимым воздействием связать оба звука, то животное будет одинаково реагировать на любой из этих звуков. Следовательно, животное в состоянии сделать определенное обобщение, касающееся биологически важных воздействий. Таким образом, на данной стадии развития у животных возникает способность различения и обобщения воздействий. Однако эти способности не могут быть интерпретированы как признаки мышления, поскольку способность различать и обобщать связана в основном с биологической ролью воздействия.

Следующая, наивысшая стадия развития поведения животных называется стадией интеллектуального поведения, или интеллекта. Но сразу следует оговориться: интеллект животного и интеллект человека — не одно и то же.

Отличительными особенностями животных, находящихся на стадии интеллектуального поведения, являются следующие признаки.

Во-первых, если на более низкой ступени развития операции формировались постепенно, методом многочисленных проб и ошибок, то стадия интеллектуального поведения характеризуется сначала периодом полного неуспеха — множество попыток, из которых ни одна не является успешной, а затем, как бы внезапно, к животному приходит решение поставленной задачи.

Во-вторых, если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то что она была выполнена только один раз, будет воспроизведена относительно легко.

В-третьих, животное легко применяет найденное решение задачи в других условиях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые. Например, если после того, как обезьяна научилась доставать плод с помощью палки, ее лишить этой палки, то для решения задачи она будет искать сходный предмет.

В-четвертых, животные на стадии интеллектуального поведения способны к объединению в одном акте двух последовательных самостоятельных операций, из которых первая подготавливает осуществление второй. Например, обезьяна находится в клетке, к потолку которой подвешен банан. Рядом с клеткой лежат две палки: короткая и длинная. Длинная палка лежит на недоступном для обезьяны расстоянии, ее можно достать с помощью короткой палки, которая находится совсем рядом. Поскольку с помощью короткой палки обезьяна не может достать банан, но может достать длинную, то она сначала должна достать с помощью короткой палки длинную и только потом с помощью длинной палки достать банан.

Таким образом, при переходе к третьей ступени развития животных наблюдается усложнение их поведения. В актах поведения присутствует фаза подготовки к выполнению основного действия. Именно наличие фазы подготовки и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Об интеллекте можно говорить тогда, когда возникает необходимость подготовки к осуществлению той или иной операции. При этом новые условия выполнения определенной операции вызывают у животного не любые «пробные» действия, а попытку применения выработанных ранее операций или навыков.

Необходимо также отметить, что для уровня интеллектуального поведения характерно наличие некоторой способности обобщать отношения и связи вещей.

Следует отметить, что в отечественной психологии одним из первых стадии развития животных описал А. Н. Леонтьев. Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К. Э. Фабри развил взгляды А. Н. Леонтьева и разработал концепцию развития психики животных, получившую название концепции Леонтьева — Фабри. В данной концепции выделяются две стадии. Первая стадия — элементарной сенсорной психики — имеет два уровня: низший и высший. Вторая стадия — перцептивной психики — имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для второй — перцептивный способ, или уровень восприятия.

Когнитивное искажение: филогенез или онтогенез?

Введение

Литература по когнитивным искажениям значительно расширяется. Вклад когнитивных искажений в формирование убеждений и процесс веры (см. Seitz et al., 2016; Angel, 2017;) хорошо задокументирован. Хорошо задокументированными примерами являются предвзятость подтверждения (Mahoney, 1977) и предвзятость корыстных интересов (Campbell and Sedikides, 1999). Большая часть литературы посвящена проверке существования и выраженности различных когнитивных искажений. Меньшее количество авторов сосредотачивается на вызывает когнитивных искажений. В этой статье сравниваются две противоречащие друг другу версии того, как возникают когнитивные искажения. Первый утверждает, что (большинство) когнитивных искажений являются частью общей когнитивной структуры человека, которая является врожденной или возникает по мере взросления человека. Второй утверждает, что когнитивные искажения приобретаются на протяжении всей жизни и развития человека. Ниже я привожу примеры обеих версий и причины в пользу каждой из них.

Большое количество определений «когнитивной предвзятости» 1 были предложены. Некоторые считают когнитивные искажения эпистемологическими; , например, как «систематический паттерн отклонения от нормы или рациональности в суждениях» (Hasselton et al., 2005) или «нисходящее субъективное направленное восприятие» (Kahneman and Tversky, 1972). Другие рассматривают когнитивные искажения как формы автоматического познания; например, как «автоматическая обработка информации». (Shiffrin and Schneider, 1977) или «Обработка информации без внимания» (Payne and Gawronski, 2010). Определение, используемое в этой статье, рассматривает когнитивные искажения как искаженное восприятие или искаженное формирование убеждений. Из-за когнитивных искажений у людей есть склонность к познанию в определенном направлении, что приводит к повторяющимся паттернам.

В большинстве случаев предвзятости люди обычно остаются в неведении о своих действиях. В то время как люди могут быть осведомлены посредством самоанализа или внешней информации, большинству людей трудно объяснить, почему их познание искажено в определенном направлении.

В следующих двух разделах я резюмирую два известных описания того, как у людей возникают когнитивные искажения. Следует предостеречь, что линии между обеими учетными записями не являются четкими. Защитники филогенетического объяснения когнитивных искажений обычно соглашаются с тем, что по крайней мере некоторые предубеждения приобретаются на протяжении всей жизни. То же самое относится и к защитникам онтогенетического объяснения, хотя они допускают довольно мало врожденных когнитивных предубеждений. Таким образом, разница в первую очередь заключается в фокусе, утверждая, что наиболее заметные или наиболее заметные когнитивные предубеждения следует объяснять филогенетически или онтогенетически.

Предубеждения в филогенезе

В первом отчете о причинах когнитивных искажений утверждается, что большинство когнитивных искажений являются результатом того, как человеческий разум структурирован в масштабах всего вида. Из-за особенностей человеческого разума и мозга возникает ряд предубеждений. Некоторые из них являются врожденными, другие постепенно проявляются по мере взросления человеческого мозга 2 . По этой причине когнитивные предубеждения в конечном итоге закодированы в геноме, что в конечном итоге восходит к различным эволюционным воздействиям.

В то время как (некоторые) предубеждения требуют, чтобы их вызывали сенсорные входные данные в филогенетических отчетах, реакция на эти входные данные «заранее запрограммирована» или предопределена когнитивной структурой человека. Таким образом, сенсорный ввод не является основным фактором, определяющим, почему возникла предвзятость.

Одним из примеров предубеждения, которое обычно объясняется таким образом, является предубеждение, связанное с поиском пищи, тепла и крова (см. Friston et al., 2012). Поскольку большинству организмов они требуются вскоре после рождения, предубеждение должно быть запрограммировано или врожденно.

Эта цепочка рассуждений была применена для объяснения когнитивной предвзятости при обнаружении агентов. Различные авторы отмечали, что люди склонны видеть в природных или материальных явлениях действие. Известным примером является моделирование Хайдера-Зиммеля (Heider and Simmel, 1944). Тенденция видеть свободу воли, даже если при ближайшем рассмотрении она отсутствует, может лежать в основе анимизма или даже религиозных верований, по мнению некоторых (например, Barrett, 2004).

Стюарт Гатри утверждает, что наша склонность беспорядочно воспринимать свободу действий коренится в эволюционном давлении. Он утверждает, что нашим далеким предкам было выгодно с точки зрения эволюции быть очень чувствительными к свободе воли. Повышенная чувствительность выгодно отличается от более низкой чувствительности, поскольку низкая чувствительность увеличивает риск пропуска одного хищника или человека-соперника. Учитывая высокую угрозу, шансы на это лучше уменьшить. Гиперчувствительность значительно снижает риск пропустить хищников или соперников и по сравнению с этим имеет лишь незначительные затраты (т. Е. Потеря времени и энергии). По этой причине естественный отбор отбирал склонность видеть свободу действий по очень ограниченным свидетельствам (Гатри, 1993).

Гатри не обсуждает, как эволюционное давление привело к изменению человеческого генома, что, в свою очередь, привело к когнитивным искажениям. Ясно, однако, что, по мнению Гатри, склонность к обнаружению агентов не приобретается на протяжении всей жизни, а является неотъемлемой частью того типа ума или мозга, которым наделены люди. Таким образом, его отчет является ярким примером филогенетического описания когнитивной предвзятости.

Предубеждения в онтогенезе

Филогенетические описания когнитивных искажений, возможно, доминируют в эволюционной психологии. Авторы в области когнитивной нейробиологии, в частности, склонны отдавать предпочтение другому подходу, согласно которому (большинство) когнитивных предубеждений не запрограммированы в человеческом мозгу, а приобретаются из-за того, как человеческий разум взаимодействует с окружающей средой. С такой онтогенетической точки зрения люди не рождаются с отклонениями, даже в потенции.

Непротиворечивые приобретенные предубеждения — это культурные предубеждения, такие как разная реакция на улыбку или разный уровень доверия в разных культурах (см. Guiso et al., 2009). Скиннер и др. (2020) утверждают, что внутригрупповые предубеждения, вероятно, приобретаются в результате воздействия положительных или отрицательных ответов на новых взрослых из чужих групп. Эти предубеждения не укоренены во врожденных когнитивных структурах и не являются результатом их нормального развития. Вместо этого они в решающей степени зависят от воздействия конкретных (сенсорных) сигналов.

Онтогенетические объяснения предвзятости агентства были защищены. Марк Андерсен утверждает, что предвзятость не является результатом нашей эволюционной природы, а зависит от ранее существовавших убеждений или априорных предположений, которые делают присутствие невидимых агентов более вероятным. Особенно религиозные верования в существование невидимых духов или богов вызывают ожидание появления таких существ у испытуемых. В результате субъекты с такими убеждениями будут демонстрировать более высокую склонность к (чрезмерному) обнаружению агентности (Andersen, 2017) 3 .

Приобретенные предубеждения не обязательно должны быть культурно специфичными. Некоторые предубеждения, которые повторяются в разных культурах, могут быть результатом взаимодействия с аналогичной средой субъектов с аналогичными когнитивными функциями. В другом месте я утверждал, что предвзятость в отношении агентского (избыточного) обнаружения может быть результатом обычной обработки агентов человеком (Szocik and Van Eyghen, 2021). Учитывая, что человеческий мозг имеет ограниченную вычислительную мощность, ему трудно отслеживать все функции, указывающие на свободу действий. Следовательно, более эффективно сосредоточить внимание на одном или нескольких четких показателях свободы действий, таких как самодвижение и/или сложные паттерны. Хотя такое упрощение 4 позволяет человеческому мозгу быстро и эффективно обнаруживать агентов, обратная сторона — повышенная склонность к ошибочной идентификации. Как отмечают Гатри и другие, иногда кажется, что неодушевленные предметы совершают самодвижущиеся движения, например, листья, шелестящие на ветру, или ветки, падающие с деревьев. Мозг, который сосредотачивается на самодвижении как индикаторе действия, будет, следовательно, склонен связывать такое движение с действием. Различные культурные среды могут привести к одному и тому же упрощению, и, следовательно, предвзятость может возникать из-за разных культур.

Онтогенез или филогенез?

Немногие авторы, если вообще есть, являются эксклюзивистами в отношении филогенетического или онтогенетического генеза предубеждений. Как уже отмечалось, эволюционные психологи склонны признать, что большинство предубеждений имеют филогенетическое происхождение. Когнитивные нейробиологи склонны принимать очень ограниченное число предубеждений филогенетического происхождения. В результате существуют противоречивые сведения о ряде предубеждений, таких как предвзятость агентства.

Существование противоречивых данных предполагает, что оба они недоопределены эмпирическими данными. В обоих случаях предубеждения имеют схожую феноменологию с повторяющимися паттернами познания, которые трудно преодолеть. Тем не менее, обе версии предсказывают некоторые разные эмпирические наблюдения, касающиеся предубеждений. С точки зрения онтогенеза мы ожидаем большего разнообразия в зависимости от (культурной) среды. Онтогенетический счет также предсказывает более индивидуальные различия внутри групп.

Еще одно заметное отличие состоит в том, что филогенетические предубеждения труднее преодолеть. Филогенетические предубеждения считаются стандартным состоянием когнитивной системы человека. Хотя субъекты могут преодолеть это состояние по умолчанию (например, с помощью рационального обдумывания или когнитивных помощников), состояние по умолчанию никогда не исчезает. Когда переопределяющие факторы теряют свою силу, вновь появляется состояние по умолчанию. Например, некоторые утверждают, что предубеждение думать о вещах телеологически или с какой-то целью всплывает на поверхность, когда субъекты оказываются в цейтноте (Kelemen et al. , 2013) или забывают о преобладающей информации (Lombrozo et al., 2007). Таким образом, филогенетические предубеждения неоднократно вторгаются или повторно вторгаются в познание. Учитывая, что онтогенетические предубеждения более податливы и демонстрируют большую изменчивость, мы могли бы ожидать меньше вторжений такого рода, если бы предубеждение было приобретенным 9.0009 5 .

Другим свидетельством в пользу филогенетического объяснения может быть свидетельство того, что у очень маленьких детей присутствует предвзятость. Маленькие дети мало или почти не имели доступа к сенсорным данным, необходимым для того, чтобы предубеждения закрепились в онтогенетическом объяснении. Таким образом, свидетельства предубеждений в очень молодом возрасте лучше объясняются врожденными структурами их разума. Следует сделать оговорку, что сенсорная информация уже оказывает существенное влияние на детское сознание с самого раннего возраста.

Вопреки тому, что предполагают некоторые, данные о предвзятости у нечеловеческих животных (например, Blanchard et al. , 2014) не обязательно подтверждают филогенетический подход. Как и люди, некоторые животные обладают способностью к обучению, которая позволяет им приобретать предубеждения в результате многократного воздействия сходных сенсорных стимулов.

При отсутствии данных в пользу филогенетического или онтогенетического объяснения решающую роль могут сыграть теоретические достоинства.

Онтогенетический подход обычно более скуп, поскольку ему не нужно постулировать ничего, кроме пластичности человеческого разума. Онтогенетический подход также обладает большей предсказательной силой, учитывая, что приобретение предубеждений легче отследить, чем врожденные когнитивные структуры или эволюционное давление.

Заключение

Я рассмотрел два конкурирующих описания человеческих когнитивных искажений. Один связывает его происхождение с развитием человеческого вида и утверждает, что предвзятость является неотъемлемой частью естественных человеческих когнитивных операций. Второй утверждает, что предвзятость была приобретена в какой-то момент человеческого развития посредством специфического сенсорного ввода и его обработки. Хотя я обсуждал ряд эмпирических признаков, которые могут помочь отличить филогенетические предубеждения от онтогенетических, я утверждал, что такие доказательства часто трудно найти. В отсутствие таких доказательств экономия и предсказательная сила обычно благоприятствуют онтогенетическому объяснению.

Вклад авторов

Автор подтверждает, что является единственным автором этой работы и одобрил ее публикацию.

Финансирование

Этот документ был профинансирован Фондом Volkswagen, Siemens Healthineers и Betz Foundation.

Авторы заявляют, что данное исследование финансировалось Siemens Healthineers. Спонсор не участвовал в разработке исследования, сборе, анализе, интерпретации данных, написании этой статьи или решении представить ее для публикации.

Конфликт интересов

Автор заявляет, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Примечания издателя

Все претензии, изложенные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не обязательно представляют претензии их дочерних организаций или издателя, редакторов и рецензентов. Любой продукт, который может быть оценен в этой статье, или претензии, которые могут быть сделаны его производителем, не гарантируются и не поддерживаются издателем. 9Однако онтогенетические предубеждения могут также вторгаться в познание, если предубеждения прочно укоренятся. Обсуждение см.: Szocik and Van Eyghen (2021).

Ссылки

Андерсен, М. (2017). Предиктивное кодирование при обнаружении агентов. Религия Мозг Поведение. 9, 65–84. doi: 10.1080/2153599X.2017.1387170

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Энджел, Х. Ф. «Доверие: от вопроса о вере к вопросу о вере», в книге «Процессы веры: приобретение, поддержание и изменение кредитов» . Чам: Спрингер. (2017) с. 17–36. doi: 10.1007/978-3-319-50924-2_2

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Барретт, Дж. Л. (2004). Зачем кому-то верить в Бога? Когнитивная наука о религии, серия . Уолнат-Крик: Altamira Press.

Google Scholar

Бланшар, Т. К., Уилке, А., и Хейден, Б. Я. (2014). «Предвзятость горячих рук у макак-резусов». Журнал экспериментальной психологии: обучение животных и познание 40 (3): 280. дои: 10.1037/xan0000033

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Кэмпбелл В.К. и Седикидес К. (1999). Самоугроза усиливает эгоистичную предвзятость: метааналитическая интеграция. Rev Gen Psychol . 3, 23–43. doi: 10.1037/1089-2680.3.1.23

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Фристон, К. (2010). Принцип свободной энергии: единая теория мозга? Нац. Преподобный Нейроски . 11, 127–138. doi: 10.1038/nrn2787

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

Фристон, К., Торнтон, К., и Кларк, А. (2012). Минимизация свободной энергии и проблема темной комнаты. Фронт. Психо. 3, 130. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00130

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Гизо Л., Сапиенца П. и Зингалес Л. (2009). Культурные предубеждения в экономическом обмене? QJ Econ. 124, 1095–1131. doi: 10.1162/qjec.2009.124.3.1095

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Гатри, Ю. Э. (1993). Лица в облаках: новая теория религии . Нью-Йорк (Нью-Йорк), Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Google Scholar

Хасселтон, М. Г., Неттл, Д., и Эндрюс, П. (2005). Эволюция когнитивного искажения. Эволюция. Психол. 724–46. doi: 10.1002/9780470939376.ch35

CrossRef Full Text | Google Scholar

Хайдер Ф. и Зиммель М. (1944). Экспериментальное исследование кажущегося поведения. утра. Дж. Психол. 57, 243-59. дои: 10.2307/1416950

Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar

Канеман Д. и Тверски А. (1972). субъективная вероятность: суждение о репрезентативности. Познан. Психол . 3, 430–454. doi: 10.1016/0010-0285(72)

-3

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Келемен Д., Роттман Дж. и Сестон Р. (2013). Профессиональные ученые-физики демонстрируют устойчивые телеологические тенденции: целеустремленное рассуждение как когнитивный дефолт. Дж. Экспл. Психол. Ген. 142, 1074. doi: 10.1037/a0030399

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Ломброзо Т., Келемен Д. и Зайчик Д. (2007). Вывод конструктивных доказательств предпочтения телеологических объяснений у пациентов с болезнью Альцгеймера. Доп. Познан. Психол. 18, 999–1006. doi: 10.1111/j.1467-9280.2007.02015.x

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Махони, М. Дж. (1977). Публикационные предубеждения: экспериментальное исследование подтверждающей предвзятости в системе рецензирования. Когнит. тер. Рез. 1, 161–175. doi: 10.1007/BF01173636

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Пейн, Б. К., и Гавронски, Б. (2010). «История имплицитного социального познания: откуда оно берется? Где это сейчас? Куда это движется», в Handbook of Implicit Social Cognition: Measurement, Theory, and Applications (Нью-Йорк, Нью-Йорк; Лондон: Guilford Press), с. 1–15.

Google Scholar

Seitz, RJ, and Angel, HF (2020). Формирование убеждений — движущая сила эволюции мозга. Познание мозга. 140, 105548. doi: 10.1016/j.bandc.2020.105548

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Seitz, RJ, Paloutzian, RF, and Angel, HF (2016). Процессы убеждения: откуда они берутся? Чем они хороши? F1000Исследования. 5. doi: 10.12688/f1000research.9773.1

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Шиффрин, Р. М., и Шнайдер, В. (1977). Контролируемая и автоматическая обработка информации человеком: II. перцептивное обучение, автоматическое внимание и общая теория. Псих. Rev. 84, 127. doi: 10.1037/0033-295X.84.2.127

CrossRef Full Text | Google Scholar

Скиннер А.Л., Олсон К.Р. и Мельцофф А.Н. (2020). Приобретение групповой предвзятости: наблюдение за невербальными сигналами других людей может создать предвзятость социальной группы. Дж. Личный. Социальная психология. 119, 824. doi: 10.1037/pspi0000218

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Социк, К., и Ван Эйген, Х. (2021). Пересмотр когнитивной и эволюционной науки о религии . Религия как приспособление. Лондон: Спрингер. doi: 10.1007/978-3-030-63516-9

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Как развивается познание? Филогенетическая сравнительная психология.

Журнальная статья (Журнальная статья)

Сейчас больше, чем когда-либо, исследования на животных имеют потенциал для проверки гипотез о том, как развивается познание. Психологи-компаративисты разработали новые методы исследования когнитивных механизмов, лежащих в основе поведения животных, и стали все более искусными в адаптации методологий для тестирования нескольких видов.

Тем временем биологи-эволюционисты разработали количественные подходы к исследованию филогенетического распределения и функции фенотипических признаков, включая познание. В частности, филогенетические методы могут количественно (1) проверять, коррелируют ли определенные когнитивные способности с историей жизни (например, продолжительностью жизни), морфологией (например, размером мозга) или социально-экологическими переменными (например, социальной системой), (2) измерять. насколько сильно филогенетическое родство предсказывает распределение когнитивных навыков между видами, и (3) оценить наследственное состояние данного когнитивного признака, используя показатели когнитивных способностей существующих видов. Филогенетические методы также можно использовать для выбора видов для сравнения, которые предлагают наиболее надежные тесты априорных предсказаний когнитивных эволюционных гипотез (т. е. филогенетический таргетинг). Здесь мы объясняем, как интеграция сравнительной психологии и эволюционной биологии ответит на множество вопросов, касающихся филогенетического распределения и истории когнитивных черт, а также эволюционных процессов, которые привели к их эволюции.

Полный текст

  • Опубликованная версия (через цифровой идентификатор объекта)
  • Центральная версия Pubmed
  • Копия открытого доступа от Duke
  • Ссылка на элемент

Герцог Авторы

  • Дреа, Кристин М.
  • Хэйр, Брайан
  • Нанн, Чарльз Л.

Процитированные авторы

  • Маклин, Э.Л.; Мэтьюз, LJ; Заяц, BA; Нанн, CL; Андерсон, Р.К.; Аурели, Ф; Бреннон, Э.М.; Звонок, Дж.; Дреа, см; Эмери, Нью-Джерси; Хаун, ДБМ; Херрманн, Э; Джейкобс, Л.Ф.; Платт, мл.; Розати, АГ; Сандел, А.А.; Шрёпфер, К.К.; Семя, AM; Тан, Дж.; ван Шайк, CP; Воббер, В.

Дата публикации

  • март 2012 г.