Формирование самостоятельности у дошкольников в игре: Формирование самостоятельности у дошкольников в игровой деятельности
Формирование самостоятельности у дошкольников в игровой деятельности
%PDF-1.4 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > stream
Игра как условие развития инициативности дошкольников
Ключевые слова: игра, детская инициативность, дошкольник
Одним из главных качеств личности человека является инициативность, т. е. готовность активно включиться в жизнь, преобразовать окружающую ситуацию, проявить себя в конкретном действии. Инициативность — основа любой творческой активности. Это качество формируется в дошкольном детстве, когда ребенок приобретает относительную независимость от взрослого начинает все более активно и самостоятельно действовать [8].
Между тем проявлений содержательной детской инициативности в дошкольных образовательных организациях становится все меньше.
Жесткое программирование свободного времени в детских садах, постоянный контроль и школьные формы занятий не оставляют возможностей для проявления детской инициативы, самостоятельности, творческой активности. Традиционные виды детской деятельности принимают форму «обучения на занятиях», либо сами становятся предметом обучения. Особенно это касается детской игры, которая все более подменяется игровыми формами обучения. Значение игры рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых знаний, умений, для формирования полезных навыков и пр. Свободная детская игра подменяется игровыми методами обучения, игровыми технологиями, игровыми занятиями и пр. Например, с буквами и цифрами знакомит кукла; дети соревнуются, кто больше придумает слов на букву «п»; дошкольники учатся правильно прыгать, «превратившись в лягушек». Все это называется игровыми средствами обучения.
Но детская игра, согласно конвенции о правах ребёнка ООН (статья 31), обладает следующими признаками [7]:
- это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей;
- игра должна приносить эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее оценка или поощрение взрослого;
- это спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не должна подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, непредсказуемость.
Таким образом, игра — это свободная инициативная активность, в которой ребёнок делает то, что он сам хочет. Взрослые могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей, но не управлять и не нарушать её. Игра является основной формой проявления инициативности и самостоятельности дошкольников. Такая самостоятельная активность даёт возможность ребёнку почувствовать результаты своей активности, реализовать свой замысел и, наконец, почувствовать себя. Это имеет важнейшее значение для формирования самосознания и уверенности в себе [6].
Д. Б. Эльконин, вслед за Л. С. Выготским, неоднократно отмечал, что игра имеет прямое отношение к формированию мотивационно-потребностной сферы ребёнка, что в игре возникает новая форма желания. В игре появляется смысловой центр действий ребёнка. Он уже не просто крутит руль, а ведет машину как шофёр, не просто делает уколы, а лечит больного, как врач. Ребёнок хочет действовать как кто-то другой — взрослый или какой-то персонаж, хочет почувствовать себя другим, пережить что-то новое.
Именно создание мнимой, воображаемой ситуации с опорой на реальные представления и переживания является главным специфическим признаком сюжетной игры, отличающим её от других видов деятельности. Не только роль, но и всякая мнимая ситуация является универсальной, общей характеристикой сюжетной игры [6].
В игре ребёнок одновременно существует как бы в двух реальностях: воспринимаемой и созданной его воображением, при этом он никогда не смешивает эти уровни, поскольку воображаемая ситуация придумана им самим («как будто», «понарошку»).
Важно подчеркнуть, что игровое действие всегда вбирает в себя личные переживания и личные смыслы ребёнка — он играет в то, что для него наиболее важно и значимо. Во что бы дошкольник ни играл, он всегда отражает наиболее важные моменты своего опыта — реального или желаемого. Даже если это игра по мотивам фильма или сказки, ребёнок изображает только то, что для него близко и понятно.
В отличие от этого игровые приёмы обучения не учитывают и не требуют личных переживаний и желаний ребёнка. Здесь инициатива исходит от взрослого, который даёт задания, контролирует действия, оценивает их и пр. Всё это никак не ведёт к развитию его инициативности, самостоятельности. Как правило, основной мотив, который реализуется и развивается на занятиях, даже игровых, это мотив достижения. И в этом ещё одно принципиальное отличие игры как деятельности и как средства обучения.
Известно, что игра как детская деятельность приносит яркие положительные эмоции, причём источником удовольствия является сам процесс игры, а не её оценка взрослым. Играющие дети испытывают удовлетворение от самой игры, а не от того, что их высоко оценят. Дети сами стремятся преодолеть импульсивные действия для того, чтобы получить большее удовлетворение от того, что получилось. Именно это оказывает влияние на формирование мотивации, на становление личностных механизмов поведения.
В случае игровых форм обучения действия ребёнка направлены преимущественно на оценку взрослого, и ведущей здесь становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки. А занятия практически всегда предполагают оценку взрослого, стремление превзойти другого, конкурентность. Очевидно, что соревнование, стремление превзойти других — необходимая составляющая жизни и установка современного человека. Но когда эта установка становится главным мотивом уже в дошкольном возрасте, это может вызвать множество межличностных и внутри личностных проблем. Среди них демонстративность, обидчивость, агрессивность, застенчивость и пр. [5]. Рост конкурентных установок детей дошкольного возраста, который наблюдается в настоящее время, стимулируется, с одной стороны, активным продвижением всевозможных конкурсов и соревнований совсем маленьких детей, а, с другой, следствием дефицита сюжетной игры — той деятельности, где нет соревнования и конкуренции. Многими родителями эти конкурентные установки поддерживаются и одобряются. Честолюбие, эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что болезненная потребность в признании и самоутверждении чревата серьёзными личностными проблемами. Когда не насыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими поддерживается уже в дошкольном возрасте, она становится главным и единственным мотивом всех действий и поступков человека, им владеет страх оказаться хуже других. Отсюда тревожность, завистливость, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Всё это рано или поздно приводит к тяжёлым переживаниям, к повышенной тревожности, эгоцентризму, обиде на других и на мир в целом. Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на интересе к делу, радости от процесса и на отсутствии конкурентного отношения к окружающим, которые в дошкольном детстве укрепляются в сюжетной игре.
И ещё одно существенное отличие игровой деятельности и игры как средства обучения заключается в возможности творить и создавать. Игра — это проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, порождение новых ассоциаций и событий. Игра стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому она становится источником творческого воображения и общей креативности. В отличие от этого игровые методы обучения предполагают правильные действия или однозначные ответы на вопросы.
Характерно, что в современной дошкольной педагогике сама игра нередко становится не только средством, но и предметом обучения. Понимая значение игры, некоторые воспитатели стремятся научить детей «правильно играть»: распределяют роли, определяют сюжет игры, подсказывают, как нужно правильно играть, кому и что нужно говорить и т. д. Для таких воспитателей характерны уверенность в своей правоте и активное стремление передать своё представление об игре детям. Любая детская инициатива, отклоняющаяся от намеченного плана игры, воспринимается как нарушение нормы. При этом часто наблюдаются упреки в адрес детей, осуждения их за неумелость или несообразительность: «Играйте дружно, нужно делиться, ссориться нельзя», «Ты не правильно делаешь, смотри как надо» и т.д. Действия каждой роли устанавливаются заранее, выбираются предметы оперирования, строится игровое пространство и пр. Получается, что воспитатель сам играет за детей, если такое руководство можно назвать игрой. Прямое руководство игровыми действиями, предлагаемые воспитателем готовые сценарии не являются игровой деятельностью и поэтому не имеют развивающего эффекта. Педагог должен создавать условия для самостоятельной игры, он может участвовать в ней как партнер, но не руководить детски-ми действиями и не контролировать их. Игры по заранее разработанному взрослым сценарию, как и использование сказочных персонажей на занятиях, не имеют ничего общего с самостоятельной детской деятельностью. Такое руководство игрой искажает её суть, которая заключается в свободном движении в воображаемой ситуации, в отсутствии регламентации со стороны взрослого и в отсутствии готового плана действия. Свободное течение игры, спонтанное рождение образов, идей, ассоциаций является важнейшей особенностью сюжетной игры, позволяющей ребёнку творить свой мир и выражать себя [6].
Отсутствие свободной игры уже сейчас приводит к тревожным последствиям. Психологи и педагоги отмечают снижение интересов и любознательности детей: они перестали задавать вопросы (поскольку им постоянно и преждевременно дают ответы), не прикладывают усилий для решения задач, не интересуются окружающим. Дошкольники все реже проявляют инициативность в создании поделок и конструкций, им стало трудно общаться — многие дошкольники не нуждаются в сверстниках и предпочитают про-водить время в одиночестве. Можно говорить о снижении общей инициативности детей — игровой, исследовательской, двигатель-ной. Дети не могут сами найти себе занятие, скучают среди игрушек, не могут организовать свою деятельность.
Дефицит активности и самостоятельности современных дошкольников проявляется, прежде всего, в снижении уровня развития сюжетной игры. Наше исследование, в котором участвовали дошкольники пяти-шести лет из дошкольных образовательных организаций г. Москвы, показало, что низкий уровень развития игры, когда она сводится к однообразным действиям с игрушками, наблюдался у 60% детей. Средний уровень развития игры, когда ребенок принимает роль и намечает сюжет, встречался почти в два раза реже (у 35% детей). Высокий уровень, для которого характерны развернутые ролевые отношения и создание игрового пространства, зафиксирован только в исключительных случаях (у 5% дошкольников). Таким образом, тот уровень игры, который раньше считался возрастной нормой для старших до-школьников, в настоящее время является исключением [6; 7]. Но игра может задавать зону ближайшего развития, т.е. быть ведущей деятельностью, только в случае своего полноценного развития. У дошкольников с низким уровнем развития игры остаются неразвитыми произвольность, самоорганизация и мотивационная сфера личности [4], ведь игра — практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Самостоятельная организация своих действий пре-вращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Не умея развернуто и самостоятельно играть, дети теряют способность к самоорганизации, они не могут самостоятельно содержательно и творчески занять себя. Оставшись без руководящих указаний взрослых, они не знают, что делать и буквально «теряют себя». Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.
На преодоление данных проблем направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2]. Основной его задачей является создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, а, значит, для реализации развивающих видов деятельности и, прежде всего, игры.
Необходимым условием для проявления инициативы является эмоциональный комфорт каждого ребенка, который во многом зависит от контакта с воспитателем. Способность обеспечивать эмоциональную поддержку каждого воспитанника, доброжелательность, умение создавать условия для позитивных отношений между детьми — необходимое требование к компетентностям педагога.
Право на игру предполагает время и место для реализациисвободной, инициативной, эмоционально насыщенной, спонтанной деятельности детей. Такая деятельность дает возможность искать, пробовать себя, делать осознанный выбор и в дальнейшем нести за него ответственность. К игре нельзя от-нести деятельность, предполагающую директивное руководство взрослого, даже если при этом используются игрушки и сказочные сюжеты. Дети, постоянно ведомые взрослыми (родителями и воспитателями), ничего не выбирают, не видят результатов своей инициативы, не придумывают самостоятельных занятий в конечном счете не чувствуют себя, своей самостоятельности независимости. Свободная, инициативная деятельность оказывает, безусловно, положительное воздействие на становление личности ребенка — его инициативности, самостоятельности и ответственности.
В отличие от этого, использование игровых средств обучения предполагает прямое руководство взрослого. Каждый момент времени педагог направляет его действия, дает готовую информацию, которую нужно запомнить и усвоить, сообщает правила, инструкции, которым нужно следовать. В такой ситуации дошкольник чувствует себя ведомым, управляемым взрослым, что никак не способствует развитию его инициативности, самостоятельности и личности в целом [5].
Особую роль в поддержке инициативности детей играет предоставление возможности выбора. Любой сознательный выбор игрушек, деятельности, партнеров, места — является проявлением детской инициативы. Очень важно предоставлять такую возможность ребенку. Это приучает его принимать решения в масштабах собственной детской жизни и брать за них ответственность. В последнее время в некоторых детских садах практикуется так называемый «клубный час», т.е. время, в течение которого каждый ребенок может выбрать помещение (группу) в здании детского сада, куда он пойдет. Такой выбор очень нравится детям и делает данное время (и детский сад в целом) особенно привлекательным.
Однако выбор сам по себе еще не определяет формирование инициативности ребёнка. Инициативность — это не выбор из готовых альтернатив (как выбор продуктов в магазине), а преобразование реальности и проявление собственных усилий (физических, умственных, волевых). Главным пространством проявления формирования инициативности является, конечно, игра.
Как отмечалось выше, детская игра по природе своей инициативная деятельность. Взрослый не должен управлять ею или контролировать ее. Но это вовсе не означает устранения педагога от детей и от детской деятельности. Педагог может и должен стимулировать самостоятельность и активность дошкольников. Не руководить, не требовать, не давать инструкции и предписания, а побуждать детей к самостоятельной свободной активности. Трудность в том, что готовых алгоритмов действий для всех ситуаций быть не может. Иногда можно начать игру с одним ребенком, взяв на себя, например, роль больного и попросив его вылечить. Другие, скорее всего, присоединятся к такой игре. Когда дети увлекутся и сформируют свой замысел, можно незаметно отойти, передав им инициативу.
Можно стимулировать инициативу, создавая проблемные ситуации. Например, нам нужно сделать домик для кукол или построить мост через реку. Кто что предложит? Главное здесь — не давать готовых решений (даже если они есть у педагога), а подталкивать детей к необходимости принять собственные. Задача воспитателя — вызвать интерес детей к какому-то занятию,а, значит, желание заниматься им. Именно желание, т.е. мотивация, стремление к самостоятельности лежит в основе всякой инициативы. То, что ребенок (впрочем, как и любой человек) сделает сам, всегда более ценно и привлекательно, чем то, что дают или навязывают другие.
Самое трудное для взрослых — понять и принять, что игра детей далеко не всегда соответствует их представлениям и ожиданиям. Дети играют не так, как хотят взрослые. Они часто переключаются с одной деятельности на другую, «застревают» на однообразных действиях, затевают странную с точки зрения взрослых игру или плохо, неумело выполняют роли. Задача педагога — не прерывать, не давать образцы, не руководить свобод-ной активностью детей, а дать возможность действовать самостоятельно (конечно, если они не причиняют вреда себе и другим).
Важным условием поддержки игры детей во всех видах детской деятельности является предметно-пространственнаясреда. Пространство для игры заслуживает особого разговора [3]. Далеко не всегда игровое оборудование способствует игровой деятельности. Например, точные копии продуктов питания (пластмассовые помидоры, яблоки, пиццы и пр.), которые часто украшают игровые уголки, препятствуют развитию сюжета. В них уже нельзя вложить новый образ, они не могут изменить свою функцию в игре. Для стимулирования инициативы ребенка игрушка должна быть максимально открытой, чтобы можно было по-разному использовать ее и придавать новые значения. Большую роль в игре имеют так называемые предметы-заместители (неоформленный или природный материал — шишки, каштаны, палочки и т.п.), способствующие развитию воображения, знаково-символической функции мышления.
Очень важна для игры возможность самостоятельного изменения пространства, т.е. трансформируемость среды. Такая трансформируемость обеспечивается наличием специальных предметов (ширм, модулей, легких перегородок, скамеек, больших лоскутов ткани, полок на колесах и пр.). Эти предметы могут передвигаться, образуя новые зоны и создавая укромные уголки для самостоятельной игры. Трансформируемую среду можно создать с помощью занавесок, разделяющих помещение на две или четыре части, или шатров, которые создают укромные уголки для уединения.
Важна также возможность использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели. Детский стульчик может стать машиной или домиком, а стол, накрытый тканью, жилищем или норой. Использование мягких модулей ширм резко расширяет возможности игры. В тех группах, где детям позволяют использовать стулья или столы для игры, наблюдались более частые проявления детской инициативы и более развернутые формы сюжетной игры.
Нередко запрет на использование в игре мебели и полифункциональных материалов (досок, коробок, веревок) объясняется обеспечением безопасности детей. Однако стремление оградить детей от любых рисков и тотальный контроль за их активностью приводят к полному отсутствию у них инициативности и самостоятельности, что порождает дефицит самоконтроля и в конечном счете повышенную опасность травматизма.
Приоритет безопасности (т.е. «сохранения ребенка» и его охраны от всех рисков) может тормозить развитие личности и психики, которое во всех документах зафиксировано как целевой ориентир образования.
Источником развития и главной задачей дошкольного образования в контексте ценности безопасности стало обучение на занятиях, которое по замыслу создает зону ближайшего развития.
Хорошо известное теоретическое положение о том, что обучение ведёт за собой развитие, стало руководством к действию своеобразной научной основой тотального обучения детей, начиная с раннего возраста. Оно как бы оправдывает директивный дидактический стиль, который царит в современном дошкольном образовании — как в сознании родителей, так и в дошкольных образовательных учреждениях. «Обученность», т.е. объём знаний и навыков, являются синонимами развитости ребёнка.
Все способности и качества ребенка воспитатель должен формировать путем обучающих, формирующих воздействий. Активен здесь, прежде всего взрослый, которому рекомендуется постоянно направлять и управлять ребёнком. Ребенок выступает как пассивный объект воспитывающих и формирующих действий взрослых, а развитие как формирование навыков на основе научения. Педагоги, в свою очередь, не взаимодействуют и не сотрудничают с детьми, а «реализуют программу».
С точки зрения здравого смысла этот путь наиболее очевидный, простой, измеряемый и проверяемый. Воспитатели привык-ли пользоваться готовыми конспектами и отвыкли придумывать новые игры и виды деятельности. Кроме этого, администрации было проще и привычнее осуществлять проверку четко зафиксированных в расписании занятий, чем анализировать эффективность руководства другими видами детской деятельности. Тип отношений, описанный выше, получил название «учебно-дисциплинарная модель», которая тормозит активность ребёнка и не имеет ничего общего с развитием. Можно видеть, что обучение не просто идёт впереди, а вытесняет и подменяет развитие.
Далеко не всякое обучение способно вести за собой развитие. Между обучением и развитием должна стоять собственная активность или деятельность ребёнка.
Основная задача развития детской инициативности состоит в преодолении учебно-дисциплинарной модели и в возвращении известному тезису об обучении и развитии его истинного первоначального смысла.
Ребёнок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, своё отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности. Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Напомню, что термином «деятельность» А.Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру, и которые отвечают особой, соответствующей им потребности [1]. Однако, эти положения трудно приложимы к реальности фронтального обучения детей в детском саду, которое часто лишено для них какого-либо смысла.
Следует подчеркнуть, что среди результатов дошкольного образования, которые сформулированы как целевые ориентиры, на первом месте стоит инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности. Другие характеристики, такие как коммуникативные и творческие способности, способность к произвольному поведению и к волевым усилиям, любознательность и интерес к окружающему миру также предполагают инициативность и самостоятельность детей, которые в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре. Именно эти качества, а не совокупность знаний и не умение читать и считать, обеспечивают готовность к обучению в школе. И не только к школе, но и к дальнейшей жизни.
Список литературы
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. № 265. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
- Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: Метод. пос. / Под ред. Е. О. Смирновой. М.: Русское слово, 2016.
- Смирнова Е. О., Гударёва О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 91–103.
- Смирнова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3402.phtml.
- Смирнова Е. О., Рябкова И.А. Психология и педагогика игры. Учебник для академического бакалавриата. М.: ЮРАЙТ, 2016.
- Смирнова Е. О., Соколова М. В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 Конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5–10.
- Эриксон Э. Детство и общество. — СПб: Ленато. АСЕ, Фонд «Университетская книга», 1996.
Четыре способа, которыми дети развивают независимость через игру — Rose & Rex
‹ Посмотреть все
- Теги: #родительская жизнь Преимущества игры
Это отрезвляющий факт, что наша основная цель как родителей состоит в том, чтобы сделать себя полностью и совершенно ненужными. Наша работа, в конце концов, состоит в том, чтобы воспитать сильных, независимых, полноценно функционирующих взрослых.
Если подумать, большинство вещей, которым мы учим наших детей, направлены на то, чтобы дать им дар независимости, помогаем ли мы им пользоваться ложкой, завязывать шнурки или управлять своими финансами.
У вас есть около восемнадцати лет, чтобы помочь своим детям приобрести множество навыков и качеств, которые им понадобятся во взрослом возрасте, так что не паникуйте. Но старт в юности даст им прочную основу для дальнейшего развития. А независимость можно воспитать во время естественного и приятного занятия, которое любят все дети: простой игры.
Может показаться, что ваши дети просто играют, но на самом деле они одновременно делают много других дел. Вот только четыре из них.
Они используют воображение
Очень здорово играть с детьми в настольные игры или поощрять организованные игры и спортивные состязания. Это учит сотрудничеству и пониманию правил и стратегии. Но свободная игра также жизненно важна. Дети учатся независимому мышлению, когда используют свое воображение для создания чего-то нового. Никогда не удивляйтесь, если форт на дереве станет волшебным парящим замком с привидениями, а чучела животных соберутся на совет директоров.
Они принимают решения
Игра подразумевает принятие одного решения за другим. Такая простая игра, как игра со стопкой блоков, означает, что ваша дочь решает, строить ли башню или мост, использовать ли все красные блоки, чередовать красные и синие или разноцветные. Когда она садится за художественную сессию, каждый мазок кисти и выбор цвета — это новое решение. Когда ее решения срабатывают, она чувствует гордость. Когда дела идут не так хорошо, она узнает, что в следующий раз могла бы сделать по-другому. Это мощный материал на пути к независимости.
Они учатся самодостаточности
До того, как у меня появились дети, я представляла, что люблю их так сильно, что хочу проводить с ними весь день, играя и наслаждаясь их компанией. Мое воображение подвело меня в обоих случаях. Я любил их даже больше, чем мог себе представить, но у меня также были дни, когда последнее, что я хотел делать, это сидеть и играть с ними.
Я хотел сделать свою работу по дому, заняться домашним бизнесом или, хотя бы изредка, получить пять минут непрерывной тишины и покоя. И это нормально. Детям полезно играть в одиночестве.По словам психолога Кэти Хирш-Пасек, доктора философии, автора книги «Эйнштейн никогда не использовал флэш-карты », игра в одиночку поощряет творческие способности и навыки критического мышления. Дети экспериментируют со своими игрушками, пока их родители отвернуты. Они сами узнают, что делает эта игрушка, а что нет, и с удовольствием разбираются в ней без помощи взрослых. Короче говоря, он поддерживает развитие ваших детей, позволяя им играть в одиночку, поощряя любопытство, уверенность и инициативу. Хорошие родители оставляют их в покое, а получают чашку хорошего травяного чая.
Они тренируются в общении
Свободная игра с непредвиденным исходом позволяет детям тренировать свои коммуникативные навыки. Когда они играют с другими детьми, общение происходит естественным образом, когда они обсуждают, чем занимаются, дают указания или объясняют, что планируют делать дальше. Мягкий вопрос родителя или другого взрослого: «Что ты делаешь?» также поощряет объяснение (и, возможно, демонстрацию), медленно формируя коммуникативные навыки, необходимые для следующего этапа независимости.
Об авторе
Карен Бэйнс — независимый писатель и родитель, обучающийся на дому, со степенью в области изучения детей и семьи и страстно интересуется развитием ребенка. Смотрите больше ее работ на KarenBanes.com.
‹ Посмотреть все статьи
- Поделиться публикацией
- Игривый учебник
14 способов полюбить маленькую валентинку
Отпразднуйте маленькие радости в своей жизни с помощью наших любимых подборок ко Дню Победы! Эти сладкие, созданные педагогами и одобренные Купидоном…
читать дальше - Игривый учебник
5 способов укрепить связь между братьями и сестрами
«Я позабочусь о велосипеде. Вы заботитесь друг о друге». Вот что я сказал своим детям…
читать дальше - Игривый учебник
Ежедневные семейные ритуалы
Внимательность — это то, что до сих пор принимало множество форм на протяжении всей моей жизни. Приведение его в действие с моим…
читать дальше
Основы дошкольного образования: как дети развиваются в дошкольном возрасте
Эми Халлибертон
Бывшая аспирантка MU
Сара Гейбл
Государственный специалист по изучению человеческого развития и семьи
Дошкольные годы (от 2-1/2 до 5 лет) являются интересное время для маленьких детей. Когда они были младенцами, они стали доверять своим опекунам. Будучи малышами, они начали обретать некоторую независимость. Теперь, будучи дошкольниками, они используют это доверие и независимость, чтобы активно исследовать новые формы игры (например, воображаемую игру) и новую среду (например, школу).
Дошкольники должны научиться делать выбор самостоятельно и чувствовать себя хорошо, когда делают свой выбор. Их работа заключается в том, чтобы «научиться проявлять инициативу социально приемлемыми способами» (Эриксон, 1963).
Стиль мышления и обучения детей дошкольного возраста лучше всего можно описать как «что видишь, то и получаешь» или рассуждения, основанные на том, как выглядят вещи. Дошкольники в значительной степени полагаются на буквальный внешний вид вещей как на средство понимания окружающего мира. Например, если ребенок разламывает свой крекер на четыре части, а ее брат ломает свой пополам, он думает, что у нее больше крекера, чем у брата, потому что у нее четыре кусочка, а у него только две. Точно так же ребенок может подружиться с другим ребенком из-за чего-то привлекательного, что есть у другого ребенка, например, красивого платья или новой игрушки.
Взрослые играют важную роль, помогая детям проявлять инициативу и исследовать окружающую среду. Поведение, отношение и стиль мышления взрослых способствуют развитию дошкольников. Общение с детьми и вовлечение их в беседы помогает развивать их языковые навыки. Важно дать детям возможность для воображаемой игры. Это помогает им понять себя и других и поощряет их воображение.
В этом руководстве представлены основные этапы развития детей дошкольного возраста, а также советы о том, как вы можете способствовать позитивному развитию детей. Особое внимание уделяется вопросам, относящимся к дошкольникам, включая ролевые игры, переход в школу и раннюю грамотность.
Развитие в возрасте от 30 до 60 месяцев
Каждый ребенок растет и развивается со своей скоростью, показывая вехи развития в разное время. В приведенной ниже таблице показаны характеристики, которые обычно проявляются у детей в возрасте от 2,5 до 5 лет по мере их роста и развития. Для каждого типа развития (например, физического, коммуникативного и т. д.) характеристики детей младшего возраста находятся вверху каждого списка, а дети старшего возраста — внизу.
Таблица 1
Достопримечательности развития от 30 до 60 месяцев
Физические
Характеристики
- Получение силы и координации
- Увеличиваясь контроль рук и использования пальцев
- Обувь
- и одежда
- . ловит мяч
- забивает гвозди
- одевает себя и завязывает обувь
- самостоятельно пользуется туалетом
- рисует и рисует
- режет ножницами
- Нанизывать бусы
- Прыгать/прыгать/прыгать
Что умеют делать взрослые?
- Обеспечьте детей соответствующими материалами для поощрения развития мелких мышц, такими как цветные карандаши, кисти, ножницы, пазлы, кубики, бусины и тесто для лепки.
- Обеспечьте детей соответствующими материалами для развития крупных мышц, такими как мячи, трехколесные велосипеды и бревна.
- Ограничьте время просмотра телевизора — помогите детям научиться получать удовольствие от активности.
- Создайте в доме и за его пределами обстановку, способствующую физической активности.
- Планируйте семейные поездки в местные парки.
Мышление и обучение
Характеристики
- Curiosity
- Причина и эффект Эксперименты
- распознают буквы и номера
- . текстуры
- Развивает предпочтение правой или левой руки
- Улучшает память
- Практическое обучение
Что могут делать взрослые?
- Задавайте детям открытые вопросы («Как ты собрал этот пазл?»).
- Предоставьте детям возможность поэкспериментировать (например, смешать синюю, красную и желтую воду, играть в «тонуй или плавать» с пробкой, камнями, перьями и другими предметами).
- Традиционные часы в детских спальнях; составьте график распорядка дня детей и повесьте его на холодильник.
- Из старых лоскутов ткани сшейте одеяло разных текстур, цветов и форм.
- Сделайте игру на память с картоном и наклейками с изображением животных или старой оберточной бумагой.
- Поощряйте детей рассказывать о прошлом («Расскажите, как прошел ваш сегодняшний день. Что вы делали? С кем вы играли?»).
Выражение чувств
Характеристики
- Ласковый
- Развитие чувства юмора
- Легко поощряется/разочаровывается
- Демонстрирует сильные чувства страха, радости, гнева, любви
- Может хвастаться и требовать внимания
Что могут делать взрослые?
- Помогите детям определить и словесно обозначить свои эмоции (например, «Ты выглядишь так, будто тебе сегодня грустно; что-то случилось в школе?»).
- Поощряйте детей говорить о своих чувствах, осознавая, что это возможность сблизить их с детьми.
- Внимательно наблюдайте, слушайте и реагируйте на эмоции детей.
- Обеспечьте детей куклами, марионетками и мягкими игрушками, которые дети могут использовать в эмоциональных ролевых играх (например, утешать плачущую куклу, изображать спор между мягкими животными).
Осознание себя и других
Характеристики
- Демонстрирует независимость Играет в притворство
- Демонстрирует самообладание
- Делится и ходит по очереди
- Развивает дружеские отношения
- Проявляет уважение к вещам других
- Заучивает имя и фамилию, адрес, номер телефона, возраст, пол
Что умеют делать взрослые?
- Предоставьте детям возможность работать самостоятельно и в небольших группах (например, поощряйте братьев и сестер вместе собирать головоломку; организуйте время для уединения с книгами).
- Создавайте среду, поддерживающую ролевые игры.
- Поручайте детям простые обязанности, такие как полив растений, проверка почты, вытирание пыли с книжных полок и уборка их игрушек.
Communication
Характеристики
- спрашивает, почему/What/Почему
- обладает быстро растущим словарями
- . собственное имя
- Пытается написать имя
- Демонстрирует музыкальные знания
- Улучшает навыки слушания
- Использует предложения с правильной грамматикой
- Способен вербально разрешать конфликты с другими детьми
Что могут делать взрослые?
- Поощряйте детей задавать вопросы.
- Разговаривайте с детьми, например, во время обеда и перед сном.
- Предоставьте детям возможность потренироваться копировать свое имя.
- Предоставьте детям доступ к музыкальным инструментам, таким как самодельные шейкеры, барабаны и колокольчики.
Ролевая игра
Дети дошкольного возраста любят играть, особенно когда их игровая деятельность связана с выдумкой. Этот особый тип игры, известный как притворная игра, особенно важен для развития детей младшего возраста. По мере того, как навыки мышления детей улучшаются в дошкольном возрасте, они могут запоминать и рассказывать истории, которые следуют за последовательностью событий и имеют смысл для других. Притворная игра — отличный способ для детей учиться и развивать такие навыки, как:
- Планирование, включая организацию типа ролевой игры (например, «пляж»), ролей (спасатель, аквалангист, рыбак) и предметов/предметов, необходимых для деятельности (свисток, очки, ласты, удочка, пляж полотенца)
- Как решать проблемы и идти на компромисс (например, «В этот раз я буду спасателем, который спасет тебя, а в следующий раз ты сможешь спасти меня»)
- Как общаться словами и действиями
- Как выразить эмоции (например, страх перед лицом ребенка, притворяющегося страшным животным; восторг или ревность, когда новорожденный возвращается из роддома)
- Творчество и воображение; притворяться, что опыт становится более сложным и фантастическим по мере того, как дети становятся старше (например, вместо того, чтобы быть просто рыбаками, они становятся исследователями морских глубин, ища потерянные сокровища на затонувшем корабле)
- Навыки памяти, так как любимые события повторяются снова и снова снова (например, завести нового питомца, поесть в ресторане, сходить в зоопарк)
Вы можете способствовать развитию детей, создавая среду, способствующую ролевой игре. Например:
- Организуйте место для детских игр и предоставьте различные предметы, включая кошельки, головные уборы, обувь, одежду, телефоны, кухонные принадлежности, канцелярские принадлежности, спам и т. д. Обязательно предусмотрите место для хранения предметов для игр. . Например, дети могут повесить свою «нарядную» одежду на старую вешалку, а остальные предметы для ролевых игр хранить в корзине для белья.
- Поощряйте детей рассказывать об их притворной игре. Попросите их описать вам свою притворную игру: кем они притворялись? Почему они хотели притвориться, что они были этим человеком? Что они успели сделать? Тем не менее, не прерывайте детей вопросами об их игре, когда они уже глубоко погружены в притворную игру. Их фантазийный опыт может быть легко нарушен, если им придется переключиться и поговорить с кем-то за пределами их воображаемого опыта.
- Участвуйте в ролевых играх с детьми. Вы можете улучшить детскую игру, предлагая варианты действий и вводя новые слова в детский словарный запас. Обязательно следуйте примеру ребенка. Позвольте ребенку руководить фантазийной игрой. Исследования показывают, что дети более покладисты и могут выражать свою развивающуюся независимость, когда взрослые следуют плану игры ребенка. Примеры ролевых игр для взрослых и детей включают чаепития, купание кукол, открытие ресторана или салона красоты, работу библиотекарем или почтальоном.
- Обратите внимание на тему детских ролевых игр. Исследования показывают, что по сравнению с детьми, которые мало или совсем не участвуют в насильственных фантазийных играх, дети, которые участвуют в заметно более насильственных фантазийных играх, как правило, злее и менее склонны к сотрудничеству. Примеры насильственных притворных игр включают в себя агрессивных монстров, которые причиняют вред людям, или полицейских и грабителей, которые убивают друг друга.
Переход в школу
По мере того, как дошкольный период подходит к концу, семьи сталкиваются с проблемой подготовки своих детей к поступлению в школу. Подготовка к этому переходу может сделать опыт ребенка (и опыт семьи) более комфортным. Переход от дошкольного учреждения к школе включает в себя сдвиг в отношениях между воспитателем и ребенком и в отношениях со сверстниками — некоторые отношения заканчиваются, а начинаются новые. Дети часто испытывают смешанные эмоции по поводу этого перехода, в том числе чувство грусти по поводу ухода из дошкольного учреждения или программы по уходу за детьми, а также чувство волнения и предвкушения начала школы. Способность справляться с этими эмоциями и адаптироваться к этим изменениям важна для успешного перехода, что задает положительный тон школьным приключениям детей.
Вот несколько советов, которые помогут вам подготовить детей к такому переходу.
- Организовать посещение новой школы ребенка. Убедитесь, что ребенок знакомится со своим новым учителем и имеет возможность изучить новый класс.
- Спросите у нового учителя вашего ребенка, какие занятия могут ожидать вашего ребенка в новом классе. Например, узнайте о дневном сне (Дремлют ли дети? Дневной сон постепенно прекращается в течение учебного года?), о перекусах (сколько раз в течение дня есть перекусы?) и обедах (Едят ли дети в кафетерий? Придется ли им нести поднос?).
- Включите аспекты нового распорядка вашего ребенка в его или ее текущий распорядок. Например, если дети обедают в столовой, поиграйте дома в игру, в которой ваш ребенок научится балансировать на подносе. Если дети не спят в новой школе, в которой учится ваш ребенок, постепенно сокращайте дневной сон вашего ребенка дома. Если ваш ребенок посещает дошкольное учреждение или программу по уходу за детьми, попросите учителя вашего ребенка помочь поэтапно отказаться от дневного сна.
- Поговорите с детьми о том, что изменится, а что останется прежним. Например, у детей могут быть друзья, которые будут учиться в их новом классе в школе, но они также смогут завести новых друзей. Исследования показывают, что дети могут лучше приспособиться к смене школы, если у них есть поддержка друга. Узнайте, будет ли кто-нибудь из друзей вашего ребенка учиться в том же классе. Если нет, попросите учителя вашего ребенка связать вас с другой семьей, чей ребенок будет ходить в ту же школу и живет поблизости.
- Поощряйте детей рассказывать о том, что они думают о поступлении в школу.
- По возможности работайте волонтером в школе вашего ребенка. Вы можете посещать экскурсии, читать рассказы классу вашего ребенка и помогать в проведении специальных мероприятий. Если ваша работа не позволяет вам заниматься волонтерской деятельностью в течение дня, вы можете использовать некоторое личное время, чтобы стать волонтером на специальном мероприятии в школе вашего ребенка. Родители, которые не могут заниматься волонтерской деятельностью в течение дня, могут помочь, сохранив материалы для художественных занятий или внося свой вклад в школьный информационный бюллетень.
Содействие ранней грамотности детей младшего возраста
Чтобы поощрять детей младшего возраста к разговору, слушанию, чтению и письму, взрослые должны обеспечить разнообразный интересный языковой опыт.
Дети, испытывающие трудности с чтением в начальных классах, часто имели ограниченный опыт обучения грамоте в раннем возрасте. У детей с трудностями чтения хуже знание букв, меньшая чувствительность к понятию, что звуки речи отличаются от их значения, меньше знакомство с основной целью и механизмами чтения, а также более низкие общие языковые способности.
Дети, умеющие читать, понимают алфавит и буквы, используют базовые знания и стратегии для извлечения смысла из печатного текста, могут легко распознавать слова и бегло читать.
Занятия, которые готовят детей младшего возраста к обучению чтению, подчеркивают:
- Счет
- Понятия чисел
- Названия букв, формы и звуки
- Фонологическое и фонематическое восприятие
- Модели интереса взрослых к грамотности
- Независимая и совместная деятельность по обучению грамоте
Ключевые понятия ранней грамотности детей
Фонологическая осведомленность
Восприятие звуков и значений произносимых слов. Например, фонологически осведомленный ребенок может слышать и произносить рифмующиеся слова, делить слова на звуки и/или слоги и снова складывать их вместе, а также распознавать, что группы слов вначале имеют одинаковый звук (рыба, лягушка, фрукт), или тот же звук в конце (кости, мыши, лед).
Фонематическая осведомленность
Продвинутая форма фонологической осведомленности. Осознание того, что печатные символы, такие как буквы, систематически представляют составные звуки языка. Дети, демонстрирующие фонематическую осведомленность, узнают отношения звука и символа. Фонематическая осведомленность позволяет детям «озвучивать» слова.
Что умеют делать взрослые
Будьте образцом грамотного поведения для своих детей: пишите заметки, ведите календарь и ежедневник, вывешивайте списки продуктов питания и домашних нужд и обязанностей детей, вводите новые слова во время рутинной беседы и чтения книг, а также подпишитесь на местные газеты и журналы, которые будут интересны всей семье.
Каждый день пейте песни, сочиняйте смешные стишки, читайте книги и играйте со словами и звуками. Обсуждайте печатный текст, слова и звуки как «объекты», о которых можно думать, которыми можно манипулировать, изменять и исследовать. Помогите детям построить и использовать их постоянно растущий словарный запас.
Обеспечить детей средствами грамотного поведения (ручки, карандаши, фломастеры, бумага, конверты, степлер, скрепки, марки, словарь, атлас, телефонные книги, журналы, каталоги, газеты, макулатура) и заниматься повседневной занимайтесь с детьми грамотностью (пишите благодарственные письма, отправляйте поздравительные открытки, ищите номера телефонов, находите экзотические места в атласе, составляйте списки, читайте книги, посещайте библиотеку).
Рекомендуемые книги для дошкольников
Чтение книг — один из самых ценных способов, которым родители могут проводить время со своими детьми. Чтение детям помогает им лучше понимать звуки языка, понимать, что буквы обозначают звуки, и ценить грамотность. Книги, перечисленные ниже (название, автор/иллюстратор, издатель, дата публикации), способствуют формированию у детей новых навыков грамотности посредством рифмовки, повторяющихся моделей и предсказуемости. Самое главное, их интересно читать!
- Бурый медведь, бурый медведь, что ты видишь?
Билл Мартин мл.
Иллюстрации Эрика Карла
Холт. (1992). - Продажа кепок: история о торговце, обезьянах и их обезьяньем бизнесе
Эсфирь Слободкина
HarperCollins. (1987). - Чика Чика Бум Бум
Билл Мартин-младший и Джон Аршамбо
Иллюстрации Лоис Элерт
Аладдин. (2000). - Если дать мышке печенье
Лаура Дж. Нумерофф
Иллюстрации Фелиции Бонд
HarperCollins. (1985). - Дом для сна
Одри Вуд
Проиллюстрировано Доном Вудом
Харкорт. (1984). - Полярный экспресс
Крис Ван Олсбург
Хоутон Миффлин. (1985). - Снежный день
Эзра Джек Китс
Викинг. (1981). - Кошмар в моем шкафу
Автор Мерсер Майер
Даттон. (1992). - Там, где дикие твари
Морис Сендак
HarperCollins. (1988). - Dr. Suess Books
- Hop On Pop
- Книга ног
- Один рыба, две рыбы, красная рыба, голубая рыба
- Зеленые яйца и ветчина
Заключение
Законец
Законное.
Дошкольные годы — активное время для маленьких детей: их независимость и инициатива позволяют им по-новому исследовать окружающий мир. Перед родителями и учителями стоит важная задача предоставить детям многочисленные и разнообразные возможности для содействия их развитию в дошкольном возрасте, включая физическое развитие, мышление и обучение, выражение чувств, осознание себя и других и общение. Использование предложенных предложений поможет создать позитивную, творческую среду, в которой дети смогут развиваться.
Ссылки
- Бернс, М. С., Гриффин, П., и Сноу, К.Е. 1999. Правильное начало: Руководство по содействию успеху чтения у детей. Комитет по предотвращению трудностей с чтением у детей младшего возраста, National Academy Press: Вашингтон, округ Колумбия.
- Комитет по предотвращению проблем с чтением у детей младшего возраста. 1998. Предотвращение трудностей с чтением у детей младшего возраста. Издательство национальных академий: Вашингтон, округ Колумбия.
- Данн, Дж., и Хьюз, К. (2001). «У меня есть мечи, и ты мертв!»: бурная фантазия, антиобщественное поведение, дружба и моральная чувствительность у маленьких детей. Развитие ребенка, 72, 491-505.
- Эриксон, Э. (1963). Детство и общество (второе издание). Нью-Йорк: Нортон.
- Гарви, К. (1990). Играть. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Лэдд, Г.В., Кохендерфер, Б.Дж., и Коулман, К.К. (1996). Качество дружбы как предиктор адаптации детей раннего возраста к школе.