Формирование творческих способностей: Формирование и развитие творческих способностей учащихся. Из опыта работы профессионального объединения педагогов

Содержание

Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

В настоящее время развитие творческой личности приобретает особую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость в области современной педагогики. Это объясняется тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт делает акцент на воспитание личности активной, творческой.

Младший школьный возраст – это важнейший этап развития творческих способностей. Именно в этом возрасте у младшего школьника развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы [4].

В своих работах Л.А. Большакова определяют творческие способности как некое «сложное личное качество», которое отражает способность личности к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, что также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации окружающим [2].

В.Д. Шадриковым творческие способности понимаются как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [6].

Творчество можно охарактеризовать, как деятельность младшего школьника, в результате которой сознается что-то новое, что характеризует детей с неожиданной стороны, позволяет приобрести новые умения и знания, и применить раннее приобретенные.

Существует большое количество точек зрения исследователей на развитие творческих способностей младших школьников. Например, психологи Л.Б. Ермолаева-Томина и В.Н. Дружинин утверждают, что творческой деятельностью благодаря развитию у обучающихся творческих способностей они приобщаются к деятельности, которая направлена на создание полезных и значимых продуктов [3].

Творчество – это создание чего-то нового, ценного, не только для человека, но и для других [5].

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества личности ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [5].

Дети младшего школьного возраста значительную часть своей активной творческой деятельности осуществляют с помощью воображения. Игры – это плод их буйной фантазии, из-за чего они с большим увлечением занимаются творческой деятельностью, психологической основой которой является творческое воображение.

В младшем школьном возрасте ведущее значение отдается именно воображению, так как именно эта способность нуждается в плане развития.

Дети младшего школьного возраста любят заниматься художественным творчеством. Оно помогает младшему школьнику в полной мере раскрыть свою личность, так как вся художественная деятельность построена на активном воображении и творческом мышлении. Эти функции помогают младшим школьникам сформировать новый, необычный взгляд на мир.

На развитие ребенка младшего школьного возраста главное значение имеет формирование многих интересов, так как для него характерно познавательное отношение к миру творчества.

Для развития творческих способностей младшего школьника в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Учителю необходимо увидеть определенные задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ему максимально раскрыться в своей творческой деятельности.

Целесообразно окружить младшего школьника такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию творческих способностей.

Творческие способности будут формироваться быстрее, если младшие школьники будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат [2].

Творческие способности необходимо развивать предоставляя полную свободу действий, не настаивая на обязательности их проявления. Творческий подход к решению той или иной задачи должен поощряться и поддерживаться. Творчество определяет характер младшего школьника, развивает самостоятельность, увлеченность любым делом, увлеченность любимым делом. В результате творческой деятельности развивается быстрота реакции, оригинальность мышления и находчивость.

Процесс обучения творчеству на уроках должен стремиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развивать свои способности.

Современные педагоги Г.С. Абрамова и Л. А. Большакова считают, что активное развитие творческих способностей происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети интересуются окружающим миром. Они любознательны, активны. Поэтому важно на уроках в школе создавать педагогические условия для формирования и развития творческих способностей [1].

Успешное развитие творческих способностей младших школьников возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической науке такими условиями являются [5]:

  1. Изменение роли ученика – согласно которой ученик должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности.
  2. Комфортная психологическая обстановка – благоприятствующая развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, веры в силы и возможности младших школьников.
  3. Создание внутренней мотивации учения – с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах.
  4. Корректная педагогическая помощь ребенку – доброжелательная помощь взрослых, нельзя думать за ребенка, когда он сам может додуматься.
  5. Сочетание разнообразных форм работы – сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке.
  6. Создание ситуации успеха – задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех.

Творческие способности младших школьников формируются как на уроках, так и в условиях внеурочной деятельности. Внеурочные занятия проводятся в творческих кружках, которые способствуют самоутверждению и самовыражению личности младшего школьника в свободное время.

На данных занятиях необходимо создавать такие условия, которые будут побуждать младшего школьника к активному мышлению и воображению. Чтобы младший школьник проявлял творческую активность, добиться определенного результата в развитии творческих способностей, познавательных интересов, усвоение новых знаний, нестандартных решений. Главным фактором творческого развития младших школьников является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Но не только важно создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников, но и необходимо использовать современные методы обучения. Например, активные методы обучения, предоставляющие ребенку свободу в выборе деятельности, определенных действий. Под активными методами обучения понимают такую форму взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, также учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники.

Для развития творческих способностей эффективны игровые методы обучения. Чаще всего учитель пользуется деловыми играми, которые проводятся с целью активизации учебного процесса и развитию творческих процессов у младших школьников. Игровые методы помогают раскрыть творческие способности, уверенность, развивать мышление и интерес к дальнейшей деятельности.

Целесообразно также использование методов проблемного обучения как ведущих способов организации творческой деятельности младших школьников. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Таким образом, раскрывая особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, приходим к выводу, что данный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей.

В период обучения в начальной школе происходит разделение видов деятельности ребенка, активно работает воображение, фантазии, которые позволяют быстрее развиваться творческому мышлению. Творческая деятельность является одним из ведущих видов деятельности способствующих развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Неотъемлемым фактором творческого развития являются условия и методы, способствующие формированию творческих способностей младших школьников.

Развитие творческих способностей младших школьников в учебной деятельности | Начальная школа

Автор: Бубнова Александра Евгеньевна

Организация: МГПУ им М.Е. Евсевьева

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Данная статья посвящена изучению проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебной деятельности. Подробно рассматриваются формы, методы и технологии эффективного развития творческих способностей учащихся начальной школы в учебной деятельности.

Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, технологии развития творческих способностей.

В процессе обучения младших школьников на первый план перед педагогом всегда выходит создание условий для успешного овладения учениками определенных знаний, умений и навыков. Однако, образовательный процесс сводится не только к данным аспектам, а также включает в себя одну из важнейших задач современности – развитие творческих способностей младших школьников в учебной деятельности.

Развитие общества диктует нам изменения, совершенствования самого себя, чему и должны обучать в школе. Развитие творческих способностей предполагает самосовершенствования личности ребенка, пробуждая в нем креативность, самостоятельность и способность к самовыражению. Уроки должны развивать творческий потенциал ребенка, то есть должны быть рассчитаны на развитие творческих способностей младших школьников.

Сущность определения «творчество» можно определить, как деятельность ученика, по результатам которой формируется своего рода новое, что характеризует своего создателя с неожиданной и непредсказуемой стороны, а также, в процессе данной деятельности, предусматривает приобретение новых знаний и применить ранее полученные.

Одной из ведущих и необходимых условий всестороннего развития личности младшего школьника – формирование творческих способностей в педагогическом процессе. Обязанностью педагога считается помощь ученику встать на путь становления творческой стороны интеллекта, создать среду для эффективного формирования творческой личности.

Развивать творческие способности – это, прежде всего, учить творческому отношению к деятельности, где деятельность выступает основой развития психических познавательных процессов, без чего не может развиваться человек как творческая личность. Формирование творческих способностей содействуют формы и методы проведения уроков: доброжелательный, творческий, благорасположенный микроклимат в классе, обстановка взаимоуважения, наличие взаимопомощи, внимание к отдельному ученику, поощрение любых достижений.

Основными технологиями развития творческих способностей младших школьников в учебной деятельности принято выделять:

  • Технология саморазвивающего обучения;
  • Технология установления и развития творческих способностей;
  • Технология проблемного изложения;
  • Метод проектов;
  • Интерактивные технологии.

 

Цель интерактивного обучения заключается в создании комфортных условий учения, где в свою очередь участники образовательного процесса испытывают свою успешность, результативность, что превращает процесс обучения в продуктивный и делает возможным каждому индивиду полностью проявить себя, свои задатки, развивать творческие способности [2].

Широкие возможности систематичной творческой деятельности на уроках позволяет применение метода проектов, который осуществляется в форме выполнения творческих проектов. Данный метод основывается на самостоятельной деятельности младших школьников, постепенном движении к цели на конкретном творческом деле.

В традиционной системе обучения деятельность учащихся включает в себя репродуктивный характер, что порой не порождает необходимых средств для развития творческих способностей. Творческие способности активно развиваются при применении технологии проблемного обучения: через применение специальных дидактических средств младшие школьники устанавливаются в условия, когда следует решать нестандартные задачи, объединять имеющиеся знания, выдвигать предположения, искать варианты исхода проблем. Такого рода подход к обучению позволяет сделать из ученика энергичного соучастника учебного процесса.

В роли базисных методов развития творческих способностей в учебной деятельности можно выделить методы активного обучения: ролевые игры, метод эвристических вопросов, инверсия.

Использование ролевых игр на учебных занятиях привело к освоению нового игрового пространства, а при вступлении в новую роль также к оценке собственного ролевого поведения, при этом ученики нарушают границы привычного, используют импровизацию и задействуют собственное творческое начало и предприимчивость, что способствует развитию творческих способностей.

Следует признать, что в процессе претворения в жизнь различных форм, методов и технологий развития творческих способностей большая роль отводится педагогу, поскольку младшему школьному возрасту свойственно подражание. Творческий учитель не только использует различные методы, но и дает шанс ученикам наблюдать за персональным творческим процессом, тем временем сам демонстрируя пример творческого поведения. К тому же, педагогу необходимо поощрять самостоятельные мысли и действия младших школьников, поддерживая положительный настрой в классе.

Таким образом, обобщая все выше сказанное можно отметить, что эффективность реализации развития творческих способностей обеспечивается путем разнообразия методов, средств и форм организации учебного занятия.

В педагогическом и творческом контексте использование различных приемов основывается на самодеятельности младших школьников, поэтапном движении к цели, на определенном творческом деле, что дает возможности самостоятельного и самобытной разработки своего творческого сознания, всестороннего развития личности, которая необходима для предстоящей социализации в обществе и считается важнейшей составляющей гармоничного развития младшего школьника.

 

Литература:

  1. Барышева Т.А. и др. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей М: Высшая школа, 2004.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта.

Опубликовано: 30.05.2021

Формирование творческих способностей художников-дизайнеров при оформлении цветовых схем предметов изобразительного искусства в интерьере

Серия: Успехи социально-педагогических и гуманитарных исследований

Авторы

Пилипчук Оксана 1 , * , Ольга Кривенко 1 , Юрий Коломиец 1 , Татьяна Булгакова 2 , Александра Шмелева 2

1 Киевский Национальный Университет Строительства и Архитектуры, Киевский национальный университет строительства и архитектуры, пр-т Воздухофлот, 31, Украина0003

2 Киевский национальный университет технологий и дизайна, г. Киев, 01011, Украина

* Автор, ответственный за переписку. Эл.

Ключевые слова
образование в области дизайна и изобразительного искусства; обучение талантов; дизайн; цвет; предметы изобразительного искусства; комфортная среда обитания человека
Реферат

В работе исследовано формирование творческих способностей при подготовке художников-дизайнеров к проектированию комфортных для человека условий с использованием цветовых схем в предметах изобразительного искусства. В этом контексте в данном исследовании использовались следующие методы: 1) структурный анализ, 2) сравнительный анализ с использованием экспертного опроса и 3) композиционные методы. Между тем, группа респондентов была нанята для анализа всемирно известных произведений искусства. Соответственно были выявлены основные композиционные приемы цветовых решений предметов изобразительного искусства для создания заданного эмоционально-ассоциативного эффекта при восприятии в интерьере. В связи с этим был предложен и разработан метод обучения, состоящий из последовательных логических шагов. На основе методик студенты выполнили практическое задание по разработке цветового решения абстрактной композиции, размещенной в интерьере, сформировав таким образом заданное эмоциональное состояние и ассоциацию, соответствующую творческому замыслу. На примере выполненных студенческих работ получена эффективность использования результатов исследования. Предложенные практические приемы осознанного выбора цветового решения предметов изобразительного искусства в интерьере для создания комфортной для человека обстановки являются актуальными направлениями развития экологического мышления при подготовке художников-дизайнеров к их будущей профессиональной деятельности.

Copyright
© 2021 Авторы. Опубликовано Atlantis Press SARL.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе под лицензией CC BY-NC.

Скачать статью (PDF)

Название тома
Труды 7-й Международной конференции по социальным наукам и высшему образованию (ICSSHE 2021)
Series
23 ноября 2021 г.
ISBN
10.2991/assehr.k.211122.047
ISSN
2352-5398
DOI
10,291111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111.
Copyright
© 2021 Авторы. Опубликовано Atlantis Press SARL.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе под лицензией CC BY-NC.

Цитировать эту статью AU — Оксана Пилипчук AU — Ольга Кривенко AU — Юрий Коломийец AU — Татьяна Булхакова AU — Александра Шмелева ПГ — 2021 ДА — 23.11.2021 ТИ — Формирование творческих способностей художников-дизайнеров в разработке цветовых схем предметов изобразительного искусства в интерьере BT — Материалы 7-й Международной конференции по социальным наукам и высшему образованию (ICSSHE 2021) ПБ — Атлантис Пресс СП — 10 ЭП — 15 СН — 2352-5398 УР — https://doi.org/10.2991/assehr.k.211122.047 ДО — 10.2991/асс.к.211122.047 ID — Пилипчук2021 Скорая помощь —

загрузить .riscopy в буфер обмена

SCIRP Open Access

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *