Фрейд теории: Зигмунд Фрейд. Основы психоанализа и структурная модель психики

в чем суть и особенности

О чем речь? Теория Фрейда до сих пор оказывает большое влияние на ответвления современной психологии. Прародитель психоанализа разобрал множество важных особенностей личности, а также раскрыл все могущество подсознания и бессознательного в человеке.

Зачем знать? Изучив подход Фрейда к анализу человека, можно понять, откуда берут своё начало сновидения и какая информация в них заложена; почему какие-то события из детства так влияют на нашу жизнь во взрослом возрасте; что заставляет людей совершать одни и те же ошибки и многое другое.

В статье мы расскажем:

  1. Психоанализ по теории Фрейда
  2. Как появилась теория Фрейда
  3. Базовые идеи теории Фрейда
  4. Влияние теории Фрейда на развитие психологии как науки

Психоанализ по теории Фрейда

Психоанализ – это и психологическая теория, и терапевтическое лечение психики, базирующееся на ней.

Основа метода и термин принадлежат знаменитому австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду и были разработаны им на стыке XIX и XX веков.

Психоанализ подразумевает наличие бессознательной области, которая может вызывать у человека определенные желания, мысли, чувства и даже воспоминания. Он нередко используется при диагностике и лечении стрессовых состояний, страхов, приступов паники, обсессивно-компульсивных расстройств и посттравматических синдромов. Метод лег в основу психодинамической терапии.


Часто термин «психоанализ» применяют к любой теории или методике, которые направлены на поиск глубинных причин психологических проблем путем исследования бессознательной области человеческой личности. В некоторых случаях в качестве синонима к «психоанализу» используют словосочетание «глубинная психология».

При этом нужно понимать, что психоаналитических теорий несколько и в них есть отличия.

Кроме того, психоанализ можно считать одним из способов познания собственной личности. Если регулярно посещать психолога и делиться с ним самым сокровенным, то интерпретации специалиста могут открыть для вас новые грани вашей личности.

В целом психоанализ считается одной из научно-философских концепций. Однако теория Фрейда предполагала, что он носит метапсихологический характер и однажды станет самостоятельной наукой наравне с психологией и философией. Пока ожидания психиатра не сбылись.

По многим положениям психоанализ был призван объединить расходящиеся в конце XIX в. направления психологии: философское и научное. В итоге он оформился как многоуровневый набор идей, пытающихся представить альтернативный взгляд на сущность человека.

Как появилась теория Фрейда

Родоначальник психоаналитической теории Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Австрии, где и прожил большую часть жизни. Он получил ученую степень доктора в 1881 году, сдав на отлично все экзамены. После имел опыт работы хирургом и неврологом, но в 1883 году сменил направление деятельности на психиатрическое.

Читайте также

«Методика Монтессори: принципы и цели»

Подробнее

Особый интерес Фрейда вызвал опыт гипнотической терапии Йозефа Брейера, врача и физиолога из Австрии, который описал метод катартического лечения неврозов, открытый при исследовании Берты Паппенхем (Анна О. в психиатрических трудах). Метод гласит, что физические недомогания пациента без объективных причин могут объясняться психологическими травмами его прошлого. Их осознание помогает больному почувствовать себя лучше.

Так, внимание Фрейда перешло на изучение бессознательного. А в 1890-х годах он совместно с Йозефом Брейером стал исследовать влияние гипнотического внушения на пациентов с неврозом. Состояние некоторых больных улучшалось после того, как они осознавали причину недомоганий. Однако метод работал не со всеми.


Позже Фрейд заметил, что такая терапия может приносить положительный эффект и без гипнотического транса. Он стал применять метод свободных ассоциаций: пациент должен был высказывать все, что приходит ему на ум, когда он слышит, к примеру, слово «мама».

Фрейд обнаружил, что наиболее часто травматичные переживания его пациентов были сопряжены с сексуальной сферой. Он сделал предположение, что так происходит из-за подавления либидо (полового инстинкта), что влечет за собой различные симптомы, которые выполняют защитную функцию психики.

При помощи ассоциативной методики Фрейд стал обращать внимание на значение снов, речевых оговорок и забывчивость. Он полагал, что травматичные переживания, полученные в детском возрасте, оказывают влияние на либидо и агрессивность человека в более поздние периоды жизни.

Теория Зигмунда Фрейда основывалась на том, что если человек осознает эти подавленные желания и эмоции, то его состояние улучшится. Поэтому ученый ставил цель: высвободить бессознательные переживания, то есть сделать их осознанными. Эту терапию называют «катарсисом».

Фрейд утверждал, что симптоматического лечения психологических проблем недостаточно – нужно устранять их причину.

Читайте также

«Амбиверт: характер, поведение, особенности общения»

Подробнее

Психологические сеансы Фрейда проходили следующим образом: больной занимал лежачее положение на кушетке, а сам он сидел позади, фиксируя свои наблюдения. Так и врач, и пациент могли чувствовать себя более свободно.

В некоторых случаях могло потребоваться от двух до пяти встреч в неделю на протяжении нескольких лет, чтобы получить положительный результат. Иногда подопечные Фрейда, по его свидетельствам, переживали старые эмоции настолько ярко, будто делали это впервые. Хотя психотерапия в данном случае предполагает обычный открытый и искренний диалог.

Базовые идеи теории Фрейда

Теория личности Фрейда основывается на том, что, как и в жизни, в психической сфере человека все происходит последовательно и взаимосвязано.

Каждое желание, действие или даже мысль всегда на чем-то основаны, вне зависимости от того, отдает ли человек себе в этом отчет. Прошлое всегда оказывает влияние на будущее. Индивид попросту может не связывать события между собой, потому что их связь может быть скрыта от сознания.

Именно поэтому Фрейд говорил, что в психике существует три сферы: сознательная, подсознательная и бессознательная:

  • В сфере бессознательного остаются инстинкты, которые человек не осознает. Туда же вытесняются мысли, желания и переживания, которые сознание признало ненужными или плохими и поставило их под запрет. Все, что принадлежит этой области, не имеет «срока давности». То есть, если какие-то чувства, пережитые в детстве и вытесненные сознанием, вновь вернутся, то их сила будет такой, как будто человек ощущает их впервые.

  • Сфере предсознания принадлежит некоторая часть бессознательного, которая в любой момент может попасть в сознательное.

  • К сфере сознания принадлежит все, в чем человек отдает себе отчет ежемоментно.

При этом большее влияние на психику, по Фрейду, оказывают инстинкты – склонности, которые диктуют человеку его глубинные жизненные цели.

Читайте также

«Основные лидерские качества и способы их развития»

Подробнее

Среди этих инстинктов Фрейд выделил два основных:

  • либидо, которое является жизненной энергией;

  • агрессивная энергия, являющаяся влечением к смерти, разрушению.

Сам ученый больше внимания уделял либидо, напрямую связанному с сексуальной энергией. Его характеристики (такие как возникновение, сила, направленность), по мнению Фрейда, способны объяснить любые психические отклонения и поведенческие мотивы, мысли и чувства человека.

Личность человека, по теории З. Фрейда, состоит из трех уровней:

Оно (ид), по большему счету, принадлежит сфере бессознательного. Это изначально заложенный генетический и инстинктивный опыт. Оно не подвластно логическому объяснению, это хаотичная и неуправляемая энергия, которая любыми способами стремится получить удовольствие. При этом ид сильно влияет на другие сферы личности.

Я (эго) – разумная часть психики, которая подвергает анализу все, что происходит вокруг. Эго начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок делает первые шаги в осознании себя как отдельного субъекта взаимоотношений. Эго питается идом и при этом как бы защищает его, служа определенным фильтром. Взаимодействие этих уровней легко проследить по сексуальной потребности: ид диктует желание, а эго решает, как и при каких обстоятельствах его удовлетворить. Я регулирует оно, обеспечивая физическую и психологическую целостность человека, его здоровье и безопасность.

Сверх-я (супер-эго) формируется у человека под влиянием социума, его моральных законов, требований и табу.

Супер-эго отвечает за такие личностные категории, как:

Все эти три уровня личности выполняют одну задачу – создание баланса между желанием получить удовольствие и возможными последствиями от неудовольствия.

Читайте также

«Теория психологических архетипов по Юнгу»

Подробнее

Так, инстинкт, диктуемый идом, попадает в эго, а супер-эго «загоняет» его в рамки. Моральные и социальные запреты препятствуют удовлетворению желаний оно и проявлениям естественной агрессивности – так супер-эго контролирует поведение человека. Это приводит к различным проблемам психического характера.

Чтобы не наступил кризис, сознание человека прибегает к разным «хитростям»:

  • сновидения;

  • сублимация;

  • компенсация;

  • защитные механизмы.

Сновидения

Сновидения могут отражать стремления, которые не были достигнуты. Повторяющиеся навязчивые сны могут свидетельствовать о сильном желании человека достичь чего-либо или о том, что есть что-то, что мешает человеку жить и действовать так, как ему хочется, о неудовлетворенности его положением в какой-либо сфере.


Сублимация

Сублимация помогает направить энергию в русло, которое не будет подвергаться критике. Например, неудовлетворенные сексуальные желания реализуются в творчестве или другой социально значимой деятельности. Именно сублимированная энергия ведет к развитию разных сфер общества, являясь удачным защитным механизмом.

Компенсация

Нервное напряжение, возникающее от нереализованного устремления, можно снять путем прямого взаимодействия с проблемой. Например, человек, не добившийся результата, будет направлять энергию на достижение желаемого или на компенсацию того, что вызывает неудовлетворенность.

В физической сфере компенсаторный принцип включается у людей, которые, например, плохо видят: у них более развитый слух. Психическая сфера способна действовать так же. При отсутствии склонности к какому-либо делу индивид может прилагать максимум усилий, чтобы достичь успеха, проводя часы за тренировками или круглосуточно находясь в мастерской.

Защитные механизмы

Но бывают такие случаи, когда неудовлетворение посредством защитных механизмов отрицается или искажается, тогда может возникнуть гиперкомпенсация, регрессия, проецирование, изолирование, рационализация и прочие реакции на неудовлетворительную реальность.

К примеру, неудачные отношения женщина может подавлять («не помню такого»), отрицать («любви-то и не было»), рационализировать («я совершила ошибку»), изолировать («мне не надо никаких отношений»), проецировать, приписывая другим свои чувства («мужикам нужно лишь одно»), гиперкомпенсировать («меня устраивают отношения без обязательств») и т. п.

Влияние теории Фрейда на развитие психологии как науки

В течение всего прошлого века психиатры и психологи основывали свои исследования на идеях З. Фрейда. Больше всего внимания привлекали труды об уровнях сознания, механизмах защиты и периодах психологического развития.

До появления теории Фрейда сновидения не считались чем-то, что можно изучать и трактовать с точки зрения психики. Но его труд «Толкование сновидений» и разъяснение в нем значимости бессознательного привлекли внимание и к этому явлению.

Позже разработки психиатра использовала и его младшая дочь Анна, и Мелани Кляйн для создания детской психологии и психоанализа.


В немного измененном виде идеи Фрейда продолжил Карл Густав Юнг, считающий себя учеником знаменитого психолога. Он по-иному воспринимал суть либидо и бессознательного, мотивы мыслей и действий человека.

По Фрейду, либидо порождает только сексуальное влечение, тогда как Юнг считал, что оно намного шире и может быть источником и творческой, созидательной энергии.

Кроме того, Карл Юнг расширил представления о поведении человека, которое Фрейд обуславливал лишь прошлым. Юнг утверждал, что желаемое будущее также может оказывать влияние.

Читайте также

«Основные психологические особенности личности»

Подробнее

На основе работ последнего создано много современных концепций психологии. К примеру, именно Юнгу принадлежат термины «архетип личности» и «коллективное бессознательное».

В послевоенные годы прошлого века психоаналитическая теория Фрейда стала широко использоваться в искусстве. Так, она способствовала развитию экспрессионизма в Германии, на котором во многом основано появление хоррора, авангардизма, абстракционизма. Фрейдистские концепции во многом повлияли на работы именитых режиссеров (А. Хичкок, Ф. Феллини, М. Антониони, П. Пазолини), художников (М. Шагал, П. Пикассо, С. Дали) и писателей (Ф. Кафка, Дж. Джойс, Т. Манн, Г.Г. Маркес).

Роль психоанализа, разработанного З. Фрейдом, трудно переоценить. Он стал революцией для научной мысли того времени, своеобразным «коперниковским переворотом», открывшим простор для изучения поведения человека. Сейчас слово «психоанализ» прочно закрепилось в качестве термина, обозначающего и научную концепцию, и метод исследования, и терапию психических заболеваний.

Многие из положений З. Фрейда до сих пор подвергаются критике, но введенные им термины и основы описания структуры личности приняты в научном мире и используются на современном этапе не только психологами, но и педагогами, социологами, сексологами, этнографами, антропологами и прочими учеными.


Психоаналитическая теория Фрейда в свете современной психологии

Зигмунд Фрейд — величайший психолог в истории человечества. После него было много открытий в области психологии, но ни один ученый не вызвал такой негаснущий интерес, как Зигмунд Фрейд и его учение. Он осветил важные вопросы внутреннего устройства личности человека, с его конфликтами, желаниями и чувством долга, открыл область бессознательного, которое перевернуло представление о внутреннем мире человека. Он предположил, что за сознанием человека, которое управляет его поступками, лежит много бессознательных желаний, устремлений, влечений, которых он не осознает. Они могут сильно влиять на жизнь человека, даже привести к болезни. Будучи практикующим врачом, Фрейд в процессе лечения своих пациентов разработал свой метод исцеления души, который назвал психоанализом.

В нашей стране книги выдающегося психолога не издавались до начала 90-х годов двадцатого века. С началом новой эры в истории страны, идеи психоанализа уверенно вошли в современную жизнь и актуальны до сих пор.

За всю историю своей жизни Фрейд написал много научных работ. Его собрание сочинений насчитывает 26 томов. Самый важный его труд, который Фрейд написал в период с 1897 по 1899 годы — «Толкование сновидений». В этой книге автор сделал важное открытие-понятие бессознательного. Сновидения, которые видит человек, содержат код, шифр к его желаниям. Эти подсказки нужно разгадать и понять. Все, что видит во сне человек, имеет значение.

Метод толкования сновидений Фрейдом заключался в следующем: человек рассказывал содержание сна, и ученый начинал задавать вопросы об отдельных его деталях, образах, словах, и, о том, что думает об этом рассказчик. Нужно было рассказывать все, что приходит в голову, даже самые нелепые мысли.

Сам Фрейд тщательно записывал и потом анализировал свои сны. В своей книге он тщательно подвергает анализу сновидения своих пациентов, описывает психические процессы, характерные для них, а также рассматривает символы, и их трактовку с точки зрения психоанализа.

Следующая по научной значимости работа Фрейда «Тотем и табу», написанная в 1913 году. В ней автор рассматривает понятие культуры. По мнению ученого, культура, в узком смысле — система ограничений и запретов, которые вытесняют человеческие влечения в сферу бессознательного. Он пытается обратиться к истокам первобытной культуры, к ее архаическим признакам, и таким образом разгадать тайну ее происхождения. Ученый в своей работе описывает туземцев Австралии, Азии, Африки и делает поразительное открытие: наличие тотема, говорит о зарождении первобытной религии, а табу, т.е. запреты, существовали на еще первобытной стадии развития человечества. В этом труде ученый пытается применить метод психоанализа к изучению психологии первобытных народов.

Не меньший интерес представляет и работа Зигмунда Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», которая была написана в более зрелые годы его творчества. В этой работе автор утверждает, что травмы, которые пережил человек в прошлом, остаются с ним навсегда. Эти выводы он сделал после анализа поведения ветеранов и инвалидов первой мировой войны. Ученый также утверждает и тот факт, что у человека есть влечение к смерти.

Эта работа автора, дает ключ к пониманию таких важных клинических проявлений психопатологии личности, как невроз навязчивых состояний, меланхолия и депрессия. Является фундаментальным трудом по терапии травматических неврозов.

Об «отце психоанализа» написано множество биографических книг, каждая из них интересна по-своему. Одна из значимых книг о Фрейде вышла из-под пера его лечащего врача Макса Шура: «Зигмунд Фрейд: жизнь и смерть». Он был не только его врачом, но, в течение многих лет, его другом и единомышленником. Именно Макс Шур сделал ученому последний в его жизни смертельный укол.

Макс Шур пишет, что случайности в нашей жизни имеют закономерный характер. По стечению необычных обстоятельств, автор, будучи студентом-медиком, начинает посещать лекции великого ученого, которые тот читал в Женеве. Он отмечает, что Зигмунд Фрейд был очень внимателен к студентам, всегда здоровался за руку с каждым из них и обменивался парой незначительных фраз, а его живые, пытливые глаза, завораживали зрителей. Казалось, что его умственная работа, как ученого, не прекращается никогда. Впоследствии, именно случайность сделала его семейным врачом этого великого ученого. Макс Шур отмечает, что Зигмунд Фрейд испытывал большие страдания от своей болезни, но переносил их с большой стойкость и выдержкой. Семейный врач являлся очевидцем многих событий, которые происходили в жизни ученого.

Не меньший интерес вызывает и книга нашего ученого-психолога Валерия Лейбина «Зигмунд Фрейд: психопоэтический портрет». Как выразился сам автор: «Данная работа не является очередной канонической или альтернативной биографией основателя психоанализа…Эта работа представляет авторское восприятие некоторых штрихов к портрету Фрейда, преломленных через призму как прозаического, так и поэтического изложения». Автор интересно описывает один из дней великого ученого: Фрейд вставал рано, около семи часов утра. Умывшись, позавтракав, в восемь утра приходил первый пациент. Промежуток между сменой пациентов составлял не более пяти минут. Прием продолжался до полудня. Затем, наступал двухчасовой перерыв. В это время он общался с женой и детьми, завтракал (второй завтрак), улаживал какие-то личные дела, совершал небольшую прогулку. С трех часов и до девяти вечера происходил следующий прием пациентов. В девять, или десять часов был обед, после которого ученый гулял, или встречал жену из театра, а до часу ночи он занимался своими личными делами: научными изысканиями, написанием книг, писем. Из этого описания, мы видим, насколько насыщенной была жизнь великого ученого. Такой порядок соблюдался Фрейдом на протяжении всей его жизни в Вене.

Петр Люкимсон в своей книге «Фрейд: история болезни», попытался проанализировать биографию Фрейда с другой точки зрения, а именно как историю болезни. Фрейд говорил, что главным его пациентом являлся он сам, и, автор книги, отталкиваясь от этого высказывания ученого, показал его жизнь как «историю болезни», доказывая читателю, что все, что написал Фрейд, вся теория психоанализа, является отражением его собственных психологических проблем, а также принадлежностью к еврейскому народу и жизненным обстоятельствам.

У Зигмунда Фрейда было и есть много последователей. Их имена также известны, это: Анна Фрейд, Альфред Адлер, Карл Юнг, Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Салливан, Жак Лакан и другие. Остановимся на самых ярких представителях теории психоанализа после Зигмунда Фрейда.

Фрейд очень болезненно относился к тем своим последователям, которые выдвигали собственные теории. Карл Юнг, Альфред Адлер сначала были последователями теории психоанализа, но потом разработали собственные, и, отошли от своих изначальных взглядов. Это были яркие личности, которые оставили заметный след в истории психоанализа.

Альфред Адлер — австрийский врач, психолог, создатель системы индивидуальной психологии. Родился и жил в Вене, занимался врачебной практикой. Увлекся психоанализом Фрейда, но впоследствии, разработал собственную теорию под названием «индивидуальная психология». Суть ее заключалась в том, что характер человека складывался в процессе его жизни, его жизненных стремлений, и в потребности достичь успеха, превосходства, а также самоутверждения. В отличие от психоанализа Фрейда, который базируется на бессознательном и теории сексуальности в поведении человека, Адлер ставил на первое место его жизненные сценарии, то есть социальный фактор развития.

Одна из значимых книг ученого: «Понять природу человека». Книга состоит из 10 лекций, которые читал Адлер в Народном институте Вены. По словам автора, «цель этой книги – во-первых, показать, как неверно выбранная линия поведения одного человека вносит дисгармонию в нашу общественную жизнь; во-вторых, научить отдельных людей распознавать и признавать свои ошибки и, наконец, показать им, как гармонично адаптироваться к социальной среде». Ученый говорит о том, что ошибки, которые делает человек в работе, в науке, могут дорого ему обойтись, но ошибки в жизни могут привести к трагедии. В своей книге он описывает природу человека, и пытается предостеречь читателя от ошибок в выборе жизненного пути.

Не менее интересен последователь Зигмунда Фрейда — Карл Юнг. Сначала их связывала тесная дружба и сотрудничество, потом разрыв и создание своей системы, противоположной фрейдовской теории психоанализа.

Карл Юнг — швейцарский ученый, психиатр, создатель аналитической психологии. Различия в системы Юнга от теории психоанализа заключалось в следующем: ученый в понятие либидо, которое ввел Фрейд, вкладывал не сексуальный подтекст, а базовую жизненную энергию человека. Юнг также отвергал понятие Эдипового комплекса (сексуальное влечение мальчика к матери, и девочек к отцу), которое ввел Зигмунд Фрейд. По Юнгу, привязанность ребенка к матери обозначала лишь удовлетворение его жизненных потребностей. Если Фрейд говорил о том, что личность человека формируется в детстве, то Юнг, наоборот, говорил о том, что человек меняется на протяжении всей своей жизни, и формирование личности происходит не к пяти годам, как у Фрейда, а на протяжении многих лет.

Важное открытие, которое сделал Карл Юнг – открыл понятие коллективного бессознательного. Он вник в понятие бессознательного намного глубже, чем его первооткрыватель Зигмунд Фрейд. Юнг предположил, что у человека есть врожденный опыт, который он унаследовал от своих первобытных предков.

Нельзя обойти вниманием единственную ревностную последовательницу теории психоанализа из всех шести детей Зигмунда Фрейда, его любимую дочь Анну. Она была любимицей отца и часто сопровождала его на заседания психоаналитического общества. Именно Анна заложила основы детского психоанализа, базируясь на теории отца. Ее главные труды: «Теория и практика детского психоанализа», «Эго и механизмы защиты», «Введение в детский психоанализ. Норма и патология».

Наследниками фрейдовской школы были такие знаменитые психологи, как: Гордон Олпорт, Генри Мюррей, Эрик Эриксон. Многие ученые занимались проблемами психоанализа и в последующие десятилетия. Именно с психоанализа началась психологическая помощь людям, а именно психотерапия, а первые психоаналитики были, не кто иной, как знаменитый на весь мир Зигмунд Фрейд, его последователи: Карл Юнг, Альфред Адлер, и другие известные личности.

Теории и влияние на психологию

Зигмунд Фрейд (1856–1939) был отцом-основателем психоанализа, метода лечения психических заболеваний, а также теории, объясняющей человеческое поведение.

Фрейд считал, что события нашего детства оказывают большое влияние на нашу взрослую жизнь, формируя нашу личность. Например, тревога, возникающая из-за травмирующих переживаний в прошлом человека, скрыта от сознания и может вызывать проблемы во взрослом возрасте (в виде неврозов).

Таким образом, когда мы объясняем свое поведение себе или другим (сознательная умственная деятельность), мы редко даем верный отчет о нашей мотивации. Это не потому, что мы намеренно лжем. В то время как люди большие обманщики других; они еще более искусны в самообмане.

В работе всей жизни Фрейда доминировали его попытки найти способы проникнуть в этот часто тонкий и тщательно продуманный камуфляж, скрывающий скрытую структуру и процессы личности.

Его лексика прочно вошла в лексикон западного общества. Слова, которые он ввел через свои теории, теперь используются обычными людьми, такие как анальный (личность), либидо, отрицание, подавление, катарсический, оговорка по Фрейду и невротический.

Содержание

Дело Анны О

Дело Анны О (настоящее имя Берта Паппенгейм) стало поворотным моментом в карьере молодого венского невропатолога по имени Зигмунд Фрейд. Это даже повлияло на будущее направление психологии в целом.

Анна О. страдала истерией, состоянием, при котором у пациентки проявляются физические симптомы (например, паралич, судороги, галлюцинации, потеря речи) без видимой соматической причины. Ее врачу (и учителю Фрейда) Йозефу Брейеру удалось вылечить Анну, помогая ей вспомнить забытые воспоминания о травмирующих событиях.

Во время бесед с ней выяснилось, что у нее развился страх питья, когда собака, которую она ненавидела, пила из ее стакана. Другие ее симптомы возникли во время ухода за больным отцом.

Своего беспокойства за его болезнь она не выражала, но выражала позже, во время психоанализа. Как только у нее появилась возможность сделать эти бессознательные мысли сознательными, ее паралич исчез.

Брейер обсуждал этот случай со своим другом Фрейдом. Из этих дискуссий зародился зародыш идеи, которую Фрейд должен был преследовать до конца своей жизни. В Studies in Hysteria (1895) Фрейд предположил, что физические симптомы часто являются поверхностными проявлениями глубоко вытесненных конфликтов.

Однако Фрейд не просто выдвигал объяснение конкретной болезни. Имплицитно он предлагал революционно новую теорию самой человеческой психики.

Эта теория появилась «по крупицам» в результате клинических исследований Фрейда и привела его к предположению, что существует по крайней мере три уровня разума.

Подсознание

Фрейд (1900, 1905) разработал топографическую модель психики, с помощью которой описал особенности строения и функции психики. Фрейд использовал аналогию с айсбергом для описания трех уровней разума.

На поверхности находится сознание, которое состоит из тех мыслей, которые сейчас находятся в фокусе нашего внимания, и это видится как верхушка айсберга. Предсознание состоит из всего, что можно извлечь из памяти.

Третья и самая важная область — бессознательное. Здесь лежат процессы, которые являются реальной причиной большей части поведения. Подобно айсбергу, самая важная часть ума — это та часть, которую вы не можете видеть.

Бессознательное действует как хранилище, «котел» примитивных желаний и импульсов, удерживаемых в страхе и опосредованных областью предсознания.

Например, Фрейд (1915) обнаружил, что некоторые события и желания часто были слишком пугающими или болезненными для его пациентов, чтобы признать их, и считал, что такая информация скрыта в бессознательном уме. Это может произойти в процессе репрессий.

Зигмунд Фрейд подчеркивал важность бессознательного, и основное предположение теории Фрейда состоит в том, что бессознательное управляет поведением в большей степени, чем люди подозревают. Действительно, цель психоанализа состоит в том, чтобы сделать бессознательное сознательным.

Психика

Позже Фрейд (1923) разработал более структурную модель разума, включающую сущности ид, эго и суперэго (то, что Фрейд называл «психическим аппаратом»). Это не физические области мозга, а скорее гипотетические представления о важных психических функциях.

Ид, эго и суперэго чаще всего рассматривались как три неотъемлемые части человеческой личности.

Фрейд предполагал, что Оно действует на бессознательном уровне в соответствии с принципом удовольствия (удовлетворение от удовлетворения основных инстинктов). Ид включает в себя два вида биологических инстинктов (или влечений), которые Фрейд называл Эросом и Танатосом.

Эрос, или инстинкт жизни, помогает человеку выжить; он управляет жизненно важными действиями, такими как дыхание, еда и секс (Фрейд, 1925). Энергия, создаваемая жизненными инстинктами, известна как либидо.

Напротив, Танатос или инстинкт смерти рассматривается как совокупность разрушительных сил, присутствующих во всех человеческих существах (Фрейд, 1920). Когда эта энергия направлена ​​наружу, на других, она выражается в виде агрессии и насилия. Фрейд считал, что Эрос сильнее Танатоса, что позволяет людям выживать, а не самоуничтожаться.

Эго развивается из Ид в младенчестве. Цель эго — удовлетворить требования ид безопасным и социально приемлемым способом. В отличие от Ид, эго следует принципу реальности, поскольку оно действует как в сознательном, так и в бессознательном уме.

Суперэго развивается в раннем детстве (когда ребенок идентифицирует себя с родителем того же пола) и отвечает за соблюдение моральных норм. Суперэго действует по принципу морали и побуждает нас вести себя социально ответственным и приемлемым образом.

Основная дилемма всего человеческого существования заключается в том, что каждый элемент психического аппарата предъявляет к нам требования, несовместимые с двумя другими. Внутренний конфликт неизбежен.

Например, суперэго может вызвать у человека чувство вины, если правила не соблюдаются. Когда возникает конфликт между целями Ид и Супер-Эго, Эго должно выступать в качестве арбитра и посредничать в этом конфликте. Эго может использовать различные защитные механизмы (Фрейд, 1894, 1896), чтобы не допустить переполнения тревогой.

Защитные механизмы

Щелкните здесь для получения дополнительной информации о защитных механизмах.

Психосексуальные стадии

В очень репрессивном «викторианском» обществе, в котором жил и работал Фрейд, женщины, в частности, были вынуждены подавлять свои сексуальные потребности. Во многих случаях результатом была та или иная форма невротического заболевания.

Фрейд стремился понять природу и разнообразие этих болезней, прослеживая сексуальную историю своих пациентов. Это не было в первую очередь исследованием сексуальных переживаний как таковых. Гораздо важнее были желания и желания пациента, его переживания любви, ненависти, стыда, вины и страха, а также то, как он справился с этими сильными эмоциями.

Именно это привело к самой противоречивой части творчества Фрейда – его теории психосексуального развития и Эдипова комплекса.

Фрейд считал, что дети рождаются с либидо – сексуальным (удовольствием) побуждением. Есть несколько стадий детства, в течение которых ребенок ищет удовольствия от другого «объекта».

Чтобы быть психологически здоровым, мы должны успешно пройти каждую стадию.

Психическое отклонение может возникнуть, если этап не завершен успешно и человек «зацикливается» на определенном этапе. Эта конкретная теория показывает, как взрослая личность определяется детским опытом.

Анализ сновидений

Фрейд (1900) считал сновидения королевской дорогой к бессознательному, поскольку именно в сновидениях защита эго снижается, так что часть вытесненного материала доходит до сознания, хотя и в искаженном виде. форма. Сны выполняют важные функции для бессознательного и служат ценным ключом к пониманию того, как работает бессознательное.

24 июля 1895 года Фрейду приснился сон, который лег в основу его теории. Он беспокоился о пациентке, Ирме, лечение которой шло не так хорошо, как он надеялся. Фрейд, по сути, винил в этом себя и чувствовал себя виноватым.

Фрейду приснилось, что он встретил Ирму на вечеринке и осмотрел ее. Затем он увидел химическую формулу лекарства, которое другой врач дал Ирме, вспыхнуло перед его глазами, и понял, что ее состояние было вызвано грязным шприцем, которым пользовался другой врач. Таким образом, вина Фрейда была уменьшена.

Фрейд интерпретировал этот сон как исполнение желания. Он хотел, чтобы плохое состояние Ирмы не было его виной, и сон исполнил это желание, сообщив ему, что виноват другой врач. Основываясь на этом сне, Фрейд (1900) предположил, что основной функцией снов является исполнение желаний.

Фрейд проводил различие между явным содержанием сновидения (то, что помнит сновидец) и латентным содержанием, символическим значением сновидения (т. е. скрытым желанием). Содержание манифеста часто основано на событиях дня.

Процесс, посредством которого основное желание преобразуется в явное содержание, называется работой сновидения. Цель работы со сновидениями — трансформировать запретное желание в безопасную форму, уменьшая таким образом тревогу и позволяя нам продолжать спать. Работа сновидения включает в себя процесс уплотнения, смещения и вторичной проработки.

Процесс конденсации – это объединение двух или более идей/образов в одно. Например, сон о мужчине может быть сном и об отце, и о любовнике. Сон о доме может быть сгущением беспокойства о безопасности, а также беспокойства о своей внешности для остального мира.

Смещение происходит, когда мы превращаем человека или объект, который нас действительно беспокоит, в кого-то другого. Например, один из пациентов Фрейда был крайне обижен на свою невестку и обращался к ней как к собаке, мечтал задушить маленькую белую собачку.

Фрейд интерпретировал это как желание убить свою невестку. Если бы пациент действительно мечтал убить свою невестку, он чувствовал бы себя виноватым. Бессознательный разум превратил ее в собаку, чтобы защитить его.

Вторичная обработка происходит, когда бессознательное связывает воедино исполняющие желания образы в логическом порядке событий, еще больше затемняя скрытое содержание. По Фрейду, именно поэтому манифестное содержание сновидений может быть в форме правдоподобных событий.

В более поздней работе Фрейда о сновидениях он исследовал возможность появления в сновидениях универсальных символов. Некоторые из них носили сексуальный характер, в том числе шесты, ружья и мечи, представляющие пенис, а также верховая езда и танцы, представляющие половой акт.

Однако Фрейд осторожно относился к символам и заявлял, что общие символы скорее индивидуальны, чем универсальны. Человек не может истолковать то, что символизировало явное содержание сна, не зная об обстоятельствах человека.

«Словари со словами», которые популярны и сейчас, были источником раздражения Фрейда. В забавном примере ограниченности универсальных символов один из пациентов Фрейда, увидев во сне извивающуюся рыбу, сказал ему: «Это фрейдовский символ — это должен быть пенис!»

Фрейд продолжил исследование, и оказалось, что мать женщины, страстный астролог и Рыба, думала о пациентке, потому что не одобряла нахождение ее дочери в анализе. Кажется более правдоподобным, как предположил Фрейд, что рыба представляла мать пациентки, а не пенис!

Последователи Фрейда

Фрейд привлек множество последователей, которые в 1902 году сформировали известную группу под названием «Общество психологической среды». Группа собиралась каждую среду в приемной Фрейда.

По мере роста организации Фрейд создал внутренний круг преданных последователей, так называемый «Комитет» (включая Шандора Ференци и Ханнса Закса (стоит), Отто Ранка, Карла Абрахама, Макса Эйтингона и Эрнеста Джонса).

В начале 1908 года комитет насчитывал 22 члена и переименовал себя в Венское психоаналитическое общество.

Критическая оценка

Поддерживается ли психология Фрейда доказательствами? Теория Фрейда хороша в объяснении, но не в предсказании поведения (что является одной из целей науки). По этой причине теория Фрейда нефальсифицируема — ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Например, бессознательное трудно объективно проверить и измерить. В целом теория Фрейда крайне ненаучна.

Несмотря на скептицизм в отношении бессознательного, когнитивная психология выявила бессознательные процессы, такие как процедурная память (Tulving, 1972), автоматический процессинг (Bargh & Chartrand, 1999; Stroop, 1935) и социальная психология показали важность имплицитного процессинга (Greenwald & Banaji, 1995). Такие эмпирические данные продемонстрировали роль бессознательных процессов в поведении человека.

Однако большинство доказательств теории Фрейда берутся из нерепрезентативной выборки. В основном он изучал себя, своих пациентов и только одного ребенка (например, Маленького Ганса). Основная проблема здесь в том, что тематические исследования основаны на детальном изучении одного человека, а применительно к Фрейду речь идет о женщинах среднего возраста из Вены (т. е. его пациентках). Это затрудняет обобщение на более широкую популяцию (например, на весь мир). Однако Фрейд считал это несущественным, полагая лишь качественное различие между людьми.

Фрейд, возможно, также продемонстрировал исследовательскую предвзятость в своих интерпретациях – возможно, он обратил внимание только на информацию, подтверждающую его теории, и проигнорировал информацию и другие объяснения, которые им не соответствовали.

Однако Фишер и Гринберг (1996) утверждают, что теорию Фрейда следует оценивать с точки зрения конкретных гипотез, а не в целом. Они пришли к выводу, что существуют доказательства, подтверждающие концепцию Фрейда об оральной и анальной личности и некоторые аспекты его идей о депрессии и паранойе. Они не нашли доказательств эдипова конфликта и не подтвердили взгляды Фрейда на женскую сексуальность и то, как их развитие отличается от мужского.

Ссылки

Барг, Дж. А., и Чартранд, Т. Л. (1999). Невыносимый автоматизм бытия. Американский психолог, 54 (7), 462.

Брейер, Дж., и Фрейд, С. (1895). Исследования по истерии . Стандартное издание 2: Лондон.

Фишер С. и Гринберг Р. П. (1996). Научная переоценка Фрейда: проверка теорий и терапии . Джон Уайли и сыновья.

Фрейд, С. (1894). Нейропсихозы защиты . СЭ, 3: 41-61.

Фрейд, С. (1896). Дальнейшие замечания о нейропсихозах защиты . СЭ, 3: 157-185.

Фрейд, С. (1900). Толкование снов . С.Э., 4-5.

Фрейд, С. (1915). Бессознательное . СЭ, 14: 159-204.

Фрейд С. (1920) . За пределами принципа удовольствия . СЭ, 18: 1-64.

Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.

Фрейд, С. (1925). Отрицание. Стандартное издание , 19, 235-239.

Фрейд, С. (1961). Сопротивление психоанализу. В T стандартное издание Полного собрания сочинений по психологии Зигмунда Фрейда, том XIX (1923–1925): Эго и Ид и другие работы (стр. 211–224).

Гринвальд, А. Г., и Банаджи, М. Р. (1995). Неявное социальное познание: отношения, самооценка и стереотипы. Психологический обзор, 102 (1), 4.

Stroop, JR (1935). Исследования вмешательства в серийных словесных реакций. Журнал экспериментальной психологии, 18 (6), 643.

Тульвинг, Э. (1972). Эпизодическая и семантическая память. В E. Tulving & W. Donaldson (Eds.), Организация памяти (стр. 381–403). Нью-Йорк: Академическая пресса.

Определение и значение теории мотивации по Фрейду на фондовом рынке с примером

Что такое теория мотивации по Фрейду?

Невролог и психоаналитик Зигмунд Фрейд разработал фрейдовскую теорию мотивации. Согласно теории, выбор людей во многом основан на их бессознательном поведении. Это означает, что люди могут искать мотивацию для покупки определенных товаров через бессознательный канал мышления.

Люди могут не всегда полностью понимать, почему они делают определенный выбор, поскольку они обусловлены их бессознательным поведением, а не обязательно желаниями или потребностями. Эта теория часто используется для понимания поведения потребителей и анализа покупательских моделей отдельных лиц.

Каковы компоненты теории мотивации Фрейда?

Согласно Фрейду, человеческая психика состоит из двух разных частей: сознательного разума и бессознательного разума. Оба они включают в общей сложности три компонента: ид, эго и суперэго.

  • Ид : Согласно Зигмунду Фрейду, Ид является биологическим компонентом мыслительного процесса каждого человека. Ид включает в себя инстинктивные чувства, которые есть у каждого с рождения. Это бессознательный ум.
  • Эго : Эго представляет собой сознательный разум, и оно состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, на которых люди могут основывать свои решения. Эго дает человеку ощущение личности.
  • Суперэго : Сюда входят представления общества об этике, ценностях, табу и т. д. Это моральная ветвь, которая может влиять на то, как люди принимают решения. Этот компонент показывает, что люди не всегда могут действовать импульсивно, и является «внутренним голосом» или совестью людей.

У некоторых людей id может быть сильнее; однако у других суперэго может быть сильнее. Относительная сила ид, эго и суперэго определяет, как человек принимает решения.

Почему так важна фрейдовская теория мотивации?

Теория мотивации Фрейда может применяться в сфере продаж и маркетинга. Теория предполагает, что люди могут решать, какие продукты покупать, основываясь на своих эмоциях и чувствах, даже не подозревая об этом.

Рассмотрим пример мужчины, который покупает новую машину, учитывая тот факт, что его старая машина находится в хорошем рабочем состоянии. Не исключено, что решение мужчины приобрести автомобиль было продиктовано его стремлением создать для себя статусный символ в обществе. Это решение может быть не таким осознанным, как думает покупатель.

Чтобы использовать эмоциональную точку зрения фрейдистской теории мотивации, продавцы могут использовать определенные маркетинговые тактики, которые могут вызвать эмоциональный отклик у покупателя, побуждающий его купить продукт. Таким образом, теория мотивации может помочь продавцам добиться желаемого отклика покупателей.

Как применяется теория мотивации Фрейда?

Корпорации могут обращаться к исследователям мотивации, которые собирают данные о потенциальных клиентах. Данные собираются с помощью интервью, чтобы понять более глубокие мотивы покупки того или иного продукта.

Эти исследователи могут использовать различные методы, такие как ассоциации слов, интерпретация изображений, завершение предложений, ролевые игры и т. д., чтобы понять, как люди принимают решения. Эта информация может позволить маркетологам решить, как лучше всего использовать эти бессознательные мотивы, чтобы сделать продукт прибыльным для людей.

Теория мотивации Фрейда утверждает, что процесс продажи имеет три параметра:

  1. Удовлетворенность потребителей
  2. Удовлетворение функциональных потребностей
  3. Бессознательные потребности

Какие еще существуют теории мотивации?

Помимо теории мотивации Фрейда, есть еще две популярные теории мотивации. К ним относятся:

  • Теория оптимального уровня 902:20: Эту теорию также называют теорией гомеостаза, термин, придуманный французским психологом Клодом Бернаром. Гомеостаз относится к состоянию равновесия в организме. Эта идеология принадлежит к «гедонистической» теории, утверждающей, что счастье есть высшее благо.

Согласно гедонистической теории, у каждого человека существует оптимальный уровень нормального функционирования, позволяющий ему принимать правильные решения. Однако если бы индивид колебался от этого положения к неравновесному, он не находил бы это приятным.

Таким образом, каждый человек стремится находиться в состоянии равновесия, поддерживая оптимальный уровень потребностей, таких как пища, вода и т. д.

  • Гуманистическая теория : Эта теория верит в способность человека реализовать свой собственный потенциал. , укрепить их уверенность в себе и достичь идеального себя. К ним могут относиться биологические факторы, такие как голод, жажда; потребности в безопасности; потребность в любви и принадлежности, потребности в уважении, такие как уважение и одобрение; мотив самореализации как достижение максимального уровня своих возможностей.