Функции игры в дошкольном возрасте: Тема 5. Игра в дошкольном возрасте

Содержание

Функции игровой дятельности

Функции игровой дятельности

Рейтинг: 5 / 5

Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5  

Функции игровой деятельности

Антонова Ксения Андреевна,
учитель английского языка ГБОУ
лицей № 623им. И.П. Павлова Санкт-Петербурга

Функции игровой деятельности В развитие ребенка огромную роль играют различные виды деятельности. У детей раннего школьного возраста основной деятельностью является игра. Это возраст игр.

Игра требует речевого общения детей, обмена мыслями, таким образом, является разговорно-действенной формой деятельности, способствует развитию речи и мышления в их единстве. Великий педагог А.С. Макаренко высоко ценил игру детей и говорил, что она имеет такое же значение, как у взрослого работа, служба. (А.С. Макаренко. Сочинения, т.4 АПН РСФСР. 1951. С. 373). Поэтому на роль игры в жизни дошкольников необходимо опираться, преподавая им иностранный язык. Это повысит интерес к содержанию занятий. В научно-методической литературе разработку эффективной методики и организации обучения иностранному языку детей раннего школьного возраста осуществляется преимущественно на основе широкого использования игровой деятельности детей. Л.С. Выгодский и Д.Б. Эльконин называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, но ученые имеют ввиду не то, что она преобладает в его практике среди других видов деятельности, а то , что она в этот период ведет за собой развитие дошкольника. Необходимо рассмотреть функции игровой деятельности.
Игровая деятельность выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психологическую, развивающую. Рассмотрим подробно все эти функции:

1) Обучающая функция заключает в себе развитие памяти, внимания, восприятие информации, развитие общеучебных умений и навыков, а также способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра – это особо организованное занятие, требующее напряжении эмоциональных и умственных сил, а также умение принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную функцию, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы – клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества как вежливость.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное необычное событие, увлекательное приключение, а порой сказочный мир.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установления новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на иностранном языке.

5) Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция раздичных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях. Которые могут быть приближены к реальным ситуациям (в данном случае идет речь о ролевой игре).

7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. При использовании игрового метода задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельности учащихся, в процессе которой развивалась бы их способности, особенно творческие.

  • Назад
  • Вперед

You have no rights to post comments

Авторизация

Запомнить меня

Регистрация

  • Забыли данные входа?
  • Регистрация

Перевод сайта


Теоретический материал Функции игры в дошкольном возрасте

Функции игры в дошкольном возрасте

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка ;

● Развитие эмоционально- волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

 Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка в макромире, для коррекции и развития личности.

Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное время используются  следующие игры:

а) – дидактические;

б) – сюжетные;

в) – ролевые;

г) – театрализованные;

д) – подвижные;

 

1.  Каждый вид игры выполняет определённые функции:

  • Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

  • В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ребёнок познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

  • Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога  режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.

  • Подвижные игры служат средством развития ловкости, быстроты, координации.

  • Конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей, Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно. К дошкольному возрасту ребёнка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить связь нарушений общения ребёнка в семье с нарушениями его общения со сверстниками и с проблемами развития его личности. С помощью игры решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии семейных отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка). Игры помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению. В раннем детстве возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют своё стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребёнок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Генезис общения ребёнка со взрослым и сверстником С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т. д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира — задача, непосильная для ребёнка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает проблема общения ребёнка с другим людьми. Исследования М.И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком всё новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом. Взаимность в общении со взрослыми начинает проявляться у младенцев в 2 месяца. Малыш развивает особую активность, стараясь привлечь внимание взрослого, чтобы самому стать объектом такой же активности с его стороны. Эту первую в жизни ребёнка форму общения со взрослыми М. И. Лисина назвала ситуативно-личностной или непосредственно-эмоциональной. Её появлению предшествует немалая работа и взрослого, и ребёнка. Новорождённый приходит в мир без потребности в общении и без умения общаться. С первых дней его рождения взрослый организовывает атмосферу общения, налаживает с малышом сигнальную связь, постоянно переделывает его поведение, выделяя и усиливая в нём одни действия, приглушая другие. Первые акты протеста, оппозиция, противопоставление себя другим — вот те основные моменты, которые обычно описывают как содержание первого года жизни. От года до трёх лет наступает новый этап в развитии ребёнка — раннее детство. Деятельность ребёнка со стороны взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах, и предметные действие ребёнка становится совместным действием его и взрослого, в котором элемент содействия взрослого является ведущим. Содержание потребности в сотрудничестве со взрослым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В первые год-полтора, на доречевом уровне развития, им требуется помощь в предметных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству получает новый оттенок. Малыш не ограничивается ожиданием помощи старшего. Теперь он хочет действовать как взрослый, и следуя примеру и образцу, копировать его. Ситуативно-деловая форма общения играет очень важную роль в формировании личности ребёнка. Задержка на непосредственно- эмоциональном этапе общения со взрослым чревато задержками в развитии малыша, трудностями адаптации к новым условиям жизни. В раннем детстве не только старший влияет на развитие личности ребёнка. Наступает момент, когда ребёнок стремится к общению с другими детьми. Опыт общения со взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми. В своих исследованиях А.Г. Рузская отмечает, что общение ребёнка со взрослым и сверстником — разновидсти одной и той же коммуникативной деятельности. Эмоционально- практическое общение со сверстниками способствует развитию таких личностных качеств как инициатива, свобода (независимость), позволяет ребёнку увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций. В первой половине дошкольного детства в (3-5 лет) у ребёнка наблюдается новая форма общения со взрослым, которая характеризуется их сотрудничеством в познавательной деятельности. М.И. Лисина называла это «теоретическим сотрудничеством». Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой всё более сложные вопросы. «Почемучки» обращаются к взрослому за ответом или за оценкой собственных размышлений. На уровне внеситуативно- познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к их отношению. Ребёнок неуверен, боится, что над ним будут смеяться. Поэтому взрослому необходимо серьёзно относиться к вопросам ребёнка, поддерживать его любознательность. Общая характеристика игровой деятельности Часто говорят, что ребёнок играет, когда он, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно, если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребёнок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребёнка. Её проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая своё название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определённые свойства, ребёнок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берёт на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребёнок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей — маму, воспитательницу, шофёра, лётчика. В игре ребёнку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности. Обязанности по отношению к окружающим — это то, что ребёнок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль. Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры. Взаимоотношения детей в ситуации игры В игре существует два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношение по сюжету и роли. Так, если ребёнок взял на себя роль Карабаса Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Реальное взаимоотношение — это взаимоотношение детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникшие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определённые формы общения детей. Игра требует от ребёнка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Элементы общения появляются очень рано, когда дети ещё не умеют строить развёрнутую сюжетную игру, а играют индивидуально — каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игры ребёнок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребёнка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребёнок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления определённых отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребёнка приблизиться к другому ребёнку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие лёгкие контакты ещё не изменяют самого существа игры — каждый ребёнок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния». В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками. Взаимодействие ребёнка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры ещё не даёт оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых людей, ребёнок обнаруживает, что эта жизнь постоянно протекает в общении, во взаимодействии с другими людьми. Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребёнок начинает нуждаться в партнёрах, которые бы играли вместе с ним. Отсюда возникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организовать игру, включающую несколько ролей. В совместной игре дети учатся языку общения. Взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребёнка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся разнообразнее. Усложнение содержания игр ведёт, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более чёткого согласования действий. Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реальными, если инициатор игры берёт на себя роль подчинённого, но реально продолжает руководить игрой. С развитием умения создавать развёрнутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребёнок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадётся. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки. Игра и общение В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребёнка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности. Сформированность сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребёнка. В игре дошкольник и его партнёры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д. Ребёнок — дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определённый запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И всё это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формулирует личные качества ребёнка. Содержания, сюжеты игры, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребёнка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребёнка на учебную деятельность, порождает у дошкольника внутриличностный конфликт. У ребёнка возникает чувство вины, которое внешне может проявляться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности, способствует появлению чувства неполноценности. В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнёрам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависит от усвоенных ими образцов семейного общения. В группе сверстников постепенно складываются общественное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно влияют на развитие личности ребенка. Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребёнок чаще старается воздержаться от поступков. Вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение. Каждый ребёнок занимает в группе определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребёнок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешности и т. д. Сверстники объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок. Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на становление личности ребёнка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т. п. Особое значение для развития личности ребёнка, для усвоения им нравственных элементарных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.

Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

2. Функции игры:

  • Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

  • Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.

  • Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере воспитанников.

  • Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

  • Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

  • Функция коррекции Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей

  • Релаксационная функция  заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

Согласно Э.Эриксону, «Игра — это функция Эго, попытка синхронизировать телесные и социальные процессы со своим Я».

3. Функции игры :

  • Биологическая функция. Начиная с младенчества игра способствует развитию координации движений рук, ног, тела, глаз. Предоставляет ребёнку кинестическую стимуляцию и возможность затрачивать энергию и расслабляться.

  • Внутриличностная функция. Игра развивает способности овладения ситуациями, исследования окружающей среды, постижение устройства и возможности тела, ума, мира (т.е. стимулирует и оформляет когнитивное развитие). Кроме того, игра позволяет ребёнку посредством символизации и «фантазийного механизма»исполнения желаний реагировать и разрешать внутриличностные конфликты, что более всего используется в терапии.

  • Межличностная функция. Игра служит полигоном для освоения огромного количества социальных навыков – от того, как делиться игрушками до тог, ка делиться идеями. К тому же игра – одно из основных средств достижениясепарации от матери или человека, её заменяющего (подготовка ребёнка к возможности и поправимости настоящих временных расставаний с близким человеком).

  • Социальная функция. В играх, дающих детям возможность примерять желанные взрослые роли, дети усваивают идеи, поведение и ценности, ассоциированные в обществе этими ролями

4. Функции игры:

  • ЭмоциогеннаяИгра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Это и удовольствие, и чувство гордости от одержанной победы, чувство страха, ощущение неизведанности и таинственности…

  • ДиагностическаяИгра обладает предсказательностью, она раскрывает в детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая деятельность, поскольку в игре участник ведёт себя на максимальности проявлений (физических сил, интеллекта, творчества). Внимательный наблюдатель может многое узнать об игроках по их поведению во время игры.

  • Релаксационная (восстанавливающая)Игра снимает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья. Человек играет, и напряжение отступает, силы восстанавливаются.

  • КомпенсаторнаяВ игре человек может получить то, чего ему не хватает в жизни, реализует то, чего в ней нет, взрослый «пробует», «переживает» в игре уже неиспользованные возможности; ребёнок «примеривает» ещё недоступные возможности. «Инобытие» позволяет человеку компенсировать то, чего нет в его жизни.

  • КоммуникативнаяИгра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра — деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия преподавателя и учащихся, выводит их на подлинное сотрудничество. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь.

  • СамореализацииПроцесс игры — это всегда пространство для самореализации её участников, уникальная возможность для человеческой практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.

  • СоциокультурнаяИгра — сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребёнка.

  • КоррекционнаяИнтенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие; игры используют для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных отношений, для ободрения и одобрения ребёнка, для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении, в учении.

Заключение : Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета. Если ребёнок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета — он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребёнок учится мыслить о реальном предмете. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребёнка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.

Список использованной литературы

  1. Иванкова, Р. А., Гербова, В.В.Воспитание детей в старшей группе детского сада/ Р. А.

  2. Иванкова., В.В.Гербова – Москва: 1984.

3. Панфилова,М.А. /«Игротерапия общения» — Москва: 2002.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/493382-teoreticheskij-material-funkcii-igry-v-doshko

Важность игры в раннем детстве (9 преимуществ и инфографика)

В этой статье мы рассмотрим девять удивительных преимуществ игры для развития ребенка. Мы также рассмотрим результаты исследований, которые подчеркивают важность детских игр.

Важность игры в раннем детстве

Почему игра важна для детей?

Многие родители интуитивно понимают важность игры для развития ребенка, но, несмотря на ее многочисленные преимущества, мы редко связываем игру с обучением.

Для большинства людей обучение включает в себя приобретение определенного новые навыки, такие как запоминание алфавитов, счет, письмо и т. д. Они часто считают, что игра предназначена только для развлечения и не требует реального обучения.

Однако, согласно исследованиям, играя, учусь. Дети учатся через игровой опыт.

Нельзя недооценивать важность игры в обучении детей младшего возраста, поскольку обучение через игру необходимо для развития ребенка.

Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством

9 Польза от игры

1. Стимулирование раннего развития мозга

Детские игры могут способствовать развитию мозга разными способами, в том числе давать ребенку лучшее понимание мира и закладывать основу для дальнейшего развития мозга ​1​ .

При рождении мозг младенцев оснащен избыточным количеством соединений клеток головного мозга (синапсов). Перепроизводство синапсов позволяет информации, полученной с ранних лет, заложить основу для мозга.

Окружающая среда, обогащенная играми, сенсорными играми и игровыми игрушками, обеспечивает идеальный жизненный опыт в качестве строительных блоков. Отсутствие игры приведет к потере нейронных связей, связанных с игрой.

Нейробиологи обнаружили, что обогащение, такое как игрушки, игры и игры, может изменить химию мозга и развитие ребенка. Область мозга, связанная с более высокой когнитивной обработкой (кора головного мозга), может выиграть от обогащения окружающей среды и детских игр больше, чем другие части мозга 2 .

2. Повышение интеллекта

Ранние игры также играют важную роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Одно исследование, проведенное Университетом Арканзаса, показывает, что регулярное предложение игрушек младенцам для игр приводит к более высокому IQ к трем годам ​3​ . Позже психолог Эдвард Фишер проанализировал 46 исследований, посвященных игре. Он обнаружил, что игра может улучшить когнитивное, языковое и социальное развитие ребенка ​4,5​ .

3. Искра творческого мышления

Возможно, наиболее очевидным преимуществом игры является то, что она увеличивает творчество ребенка.

Творчество тесно связано с дивергентным мышлением, представляющим собой мыслительный процесс, который исследует множество возможных решений и генерирует новые идеи. Многие исследования показали, что игра тесно связана с дивергентным мышлением.

Чтобы проверить эту связь в ходе исследования, исследователи случайным образом распределили 52 ребенка в возрасте от шести до семи лет по двум видам деятельности. В первом упражнении дети копировали текст с доски. Во втором дети играли с соленым тестом 6 .

Позже всех детей попросили исполнить творческий проект. Группа из десяти судей установила, что проекты, созданные дети в группе с соленым тестом имели более высокие творческие качества, чем в другая группа.

Другие исследования также связывают свободную игру, особенно игру с воображением, со значительным улучшением дивергентного мышления ​7,8​ .

Свободная игра или независимая игра — это неструктурированная форма игры, которая побуждает детей придумывать собственную игру ​9​ . Притворная игра требует, чтобы ребенок представлял себе сценарии, а затем разыгрывал их. Свобода этих видов игр позволяет детям заниматься творчеством ​10,11​ .

Воображение подпитывает творчество, и некоторые исследования также показали, что творческие подростки, как правило, в детстве имели воображаемых друзей ​12​ .

4. Улучшить общение, словарный запас, и язык

Связь между ранней игрой и более поздним общением навыки проявляются и в исследованиях.

Целью одного исследования было выяснить, может ли игра принести пользу общению. Исследователи наблюдали, что происходило, когда младенец начинал играть с игрушкой. Они обнаружили, что если бы мать в ответ манипулировала игрушками и называла их, ребенок — при тестировании через три месяца — имел бы лучшие языковые навыки

​13​ .

Другое исследование, проведенное Университетом Джорджии, наблюдало за шестьюдесятью пятью детсадовцами в своих классах в течение четырех недель. Было обнаружено, что наличие игры, особенно драматической игры, предсказывает эффективность предварительного чтения, языка и письма 9.0025 ​14​ .

Притворная игра особенно полезна, потому что она позволяет маленьким детям практиковать новую лексику, когда они говорят и пытаются понять других. Во время социальной игры они часто отвечают взаимностью на слова и действия друг друга для достижения договоренностей ​15​ .

5. Способствовать контролю импульсов и эмоций Положение

Саморегуляция является одним из наиболее важных навыков для подготовки к школе. Хорошо организованные дети могут ждать своей очереди, сопротивляться искушению брать предметы у других детей, контролировать негативные эмоции и настойчиво выполнять сложные действия.

В исследовании, проведенном в Новой Зеландии, психологи изучили, как дети справляются с негативными событиями во время ролевых игр. Они обнаружили, что дети, которые чаще играли с воспитателями, лучше контролировали свои эмоции, чтобы продолжать играть ​16,17​ .

Регулирование эмоций необходимо не только для академической успеваемости, но и для психосоциальных аспектов развития ребенка. Это сильный предиктор социального успеха ребенка ​18​ . В дошкольном возрасте дети, демонстрирующие лучший эмоциональный контроль, более симпатичны и социально компетентны ​19​ .

Игра имеет решающее значение для социального развития детей. Неструктурированная активная игра с другими людьми, в том числе с родителями, братьями и сестрами и сверстниками, — это отличная возможность развивать социальные навыки. Во время игры притворство, а также переговоры со сверстниками улучшают социальные навыки детей

​20​ .

Игра также дает детям возможность научиться социальному взаимодействию. Играя вместе, дети учатся сотрудничать, следовать правилам, развивают самоконтроль и в целом ладят с другими людьми.

Психологи обнаружили, что количество и сложность фантазийных игр дошкольников значительно предсказывают их социальные навыки и популярность, а также их позитивную социальную активность ​21​ .

Игривые дети, как правило, более счастливы, лучше приспособлены, более склонны к сотрудничеству и пользуются большей популярностью среди сверстников, чем те, кто играет меньше.

Дети, которые больше играют, также развивают больше эмпатии, еще одного важного элемента, который способствует развитию социальных навыков. Такие дети лучше понимают чувства и убеждения других людей.

7. Улучшение физического и психического здоровья

Мы уже знаем, что игра способствует эмоциональному развитию ребенка. Эмоциональный интеллект жизненно важен для устойчивости и психического здоровья ребенка.

Игры, связанные с физической активностью, также способствуют развитию крупной моторики, силы, выносливости и физического здоровья.

8. Уроки жизни

Игра помогает детям развивать навыки решения проблем.

Когда дети разыгрывают жизненные проблемы, изображая игру, это помогает им справляться с трудностями по-своему. Это также дает детям безопасную возможность отрепетировать навыки и будущие социальные роли.

Когда дети пробуют себя в разных ролях, они учатся смотреть на вещи с разных точек зрения, что в дальнейшем помогает им развивать абстрактное мышление ​22​ .

См. также: 6 социальных стадий игры Партена и почему они важны

9. Укрепление отношений с Воспитатели и сверстники

Родители, которые играют со своими детьми, укрепляют с ними связь. Даже простые игры, такие как охота за мусором, могут стать особым моментом для родителей и детей. Эти взаимодействия обеспечивают положительный жизненный опыт, который стимулирует развитие мозга детей.

И последнее, но не менее важное: счастливые и игривые моменты самые ценные подарки, которые мы можем дать нашим детям.

Заключительные мысли об игре

Поскольку игра необходима для развития ребенка, дошкольные учреждения, основанные на игре, могут обеспечить лучшую среду обучения, чем другие альтернативы ​23​ . При выборе дошкольного учреждения родители должны обратить внимание на то, как проводятся занятия, используется ли подход «играй, чтобы учиться», насколько разрешена свободная игра. Создание дома Монтессори также является хорошей альтернативой.


Ссылки

  1. 1.

    Розенцвейг М., Беннетт Э. Психобиология пластичности: влияние тренировок и опыта на мозг и поведение. Поведение мозга Res . 1996;78(1):57-65. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8793038.

  2. 2.

    Даймонд М. Реакция мозга на обогащение. An Acad Bras Cienc . 2001;73(2):211-220. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11404783.

  3. 3.

    Элардо Р., Брэдли Р., Колдуэлл Б.М. Связь домашней среды младенцев с результатами умственного теста от шести до тридцати шести месяцев: продольный анализ. Развитие ребенка . Март 1975: 71. дои: 10.2307/1128835

  4. 4.

    Берген Д. Роль притворной игры в когнитивном развитии детей. Исследования и практика раннего детства . 2002;4(1).

  5. 5.

    Fisher EP. Влияние игры на развитие: метаанализ. Игры и культура . 1992;5(2):159-181.

  6. 6.

    Ховард-Джонс П., Тейлор Дж., Саттон Л. Влияние игры на творческие способности маленьких детей во время последующей деятельности. Раннее развитие ребенка и уход за ним . август 2002 г .: 323–328. дои: 10.1080/03004430212722

  7. 7.

    Холмс Р.М., Ромео Л. Пол, игра, язык и творчество у дошкольников. Раннее развитие ребенка и уход за ним . Ноябрь 2013 г.: 1531–1543. дои: 10.1080/03004430.2012.733381

  8. 8.

    Russ SW, Wallace CE. Ролевые игры и творческие процессы. Американский журнал игр . 2013;6(1):136-148.

  9. 9.

    Burdette HL, Whitaker RC. Возрождение свободной игры у маленьких детей. Arch Pediatr Adolesc Med . Январь 2005: 46. doi:10.1001/archpedi.159.1.46

  10. 10.

    Данский Ю.Л. Притворство: посредник взаимосвязи между игрой и ассоциативной беглостью. Развитие ребенка . Июнь 1980: 576. дои: 10.2307/1129296

  11. 11.

    Дански Ю.Л., Сильверман И.В. Влияние игры на ассоциативную беглость у детей дошкольного возраста. Психология развития . 1973: 38-43. дои: 10.1037/h0035076

  12. 12.

    Шефер СЕ. Воображаемые компаньоны и творческие подростки. Психология развития . 1969: 747-749. дои: 10.1037/h0028270

  13. 13.

    Ньюленд Л.А., Роггман Л.А., Бойс Л.К. Развитие социальной игры с игрушками и языка в младенчестве ☆ 3 3 ☆ Это исследование было профинансировано грантом факультета университета Лори Роггман от вице-президента по исследованиям Университета штата Юта, 1990–1992 гг., грантом Колледжа семейных исследований Лори. Роггмана, 1998–2000 гг., по стипендии Лизы Ньюленд от вице-президента по исследованиям Университета штата Юта, 1997–1998 гг. , и по стипендии Колледжа семейной жизни Лизы Ньюленд, 1998–2000 гг. Поведение и развитие младенцев . Январь 2001 г.: 1–25. doi:10.1016/s0163-6383(01)00067-4

  14. 14.

    Пеллегрини АД. Взаимосвязь между игрой детсадовцев и достижениями в предварительном чтении, языке и письме. Психол Схс . Октябрь 1980 г.: 530–535. https://eric.ed.gov/?id=ej236155.

  15. 15.

    Льюис В., Буше Дж., Луптон Л., Уотсон С. Взаимосвязь между символической игрой, функциональной игрой, вербальными и невербальными способностями у маленьких детей. Int J Lang Commun Disord . 2000;35(1):117-127. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10824228.

  16. 16.

    Гальер К.Т., Эванс И.М. Притворная игра и развитие регуляции эмоций у детей дошкольного возраста. Раннее развитие ребенка и уход за ним . Январь 2001 г .: 93–108. дои: 10.1080/0300443011660108

  17. 17.

    Хоффманн Дж., Расс С. Притворная игра, творчество и регулирование эмоций у детей. Психология эстетики, творчества и искусства . Май 2012 г.: 175–184. дои: 10.1037/a0026299

  18. 18.

    Denham S, Blair K, DeMulder E, et al. Дошкольная эмоциональная компетентность: путь к социальной компетентности? Ребенок Дев . 2003;74(1):238-256. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12625448.

  19. 19.

    Mayberry ML, Espelage DL. Ассоциации среди подтипов эмпатии, социальной компетентности и реактивной/активной агрессии. J Подростковый возраст . Июль 2006: 787-798. doi:10.1007/s10964-006-9113-y

  20. 20.

    Дойл А.Б., Коннолли Дж. Переговоры и разыгрывание в социальной ролевой игре: отношения к социальному принятию и социальному познанию. Ежеквартальный отчет о раннем детстве . Сентябрь 1989 г.: 289–302. дои: 10.1016/0885-2006 (89)

  21. 21.

    Коннолли Дж.А., Дойл А.Б. Связь социальной фантазийной игры с социальной компетентностью дошкольников. Психология развития . 1984:797-806. дои: 10.1037/0012-1649.20.5.797

  22. 22.

    Янгблейд Л.М., Данн Дж. Индивидуальные различия в притворной игре маленьких детей с матерью и братом и сестрой: связи с отношениями и пониманием чувств и убеждений других людей. Развитие ребенка . Октябрь 1995: 1472. дои: 10.2307/1131658

  23. 23.

    Даймонд А., Барнетт В.С., Томас Дж., Манро С. РАННИЕ ГОДЫ: дошкольная программа улучшает когнитивный контроль. Наука . Ноябрь 2007 г.: 1387-1388. doi:10.1126/наука.1151148

О Памеле Ли

Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

Яркие горизонты | Польза игры для развития ребенка

На протяжении тысячелетий игра была детской традицией. Нерегулируемый и неструктурированный, он переходил из поколения в поколение. Даже в периоды огромных испытаний, таких как Великая депрессия и Вторая мировая война в нацистской Германии, дети находили способы играть, пишет психолог и исследователь Джо Л. Фрост в «Истории детских игр и игровой среды». Но он предупреждает, что из-за слишком большого количества структурированных мероприятий, потери открытых площадок, чрезмерного экранного времени и возросшего академического давления эта вековая традиция исчезает.

«Теперь, впервые в истории, — пишет он, — дети целых промышленно развитых стран, особенно американские дети, теряют свои естественные площадки для игр на свежем воздухе и забывают, как заниматься свободной, спонтанной… игрой. Последствия серьезны».

Преимущества игры

«Игра — это то, что делается ради самой игры», — говорит психиатр Стюарт Браун, автор книги «Игра». вне времени. И само действие важнее результата».

Имея в виду это определение, легко распознать потенциальные преимущества игры. Игра развивает отношения с собой и другими. Снимает стресс и увеличивает счастье. Он развивает чувства сопереживания, творчества и сотрудничества. Это поддерживает рост прочности и песка. Когда дети лишены возможности играть, их развитие может быть значительно нарушено.

Игра настолько важна, что NAEYC назвала ее центральным компонентом соответствующей развитию практики, а Верховная комиссия ООН по правам человека объявила ее одним из основных прав каждого ребенка. Играть не легкомысленно. Это не то, что нужно делать после того, как «настоящая работа» сделана. Игра – это настоящая работа детства. Благодаря этому дети имеют наилучшие шансы стать полноценными, счастливыми взрослыми.

Чему дети учатся в игре 

Мы считаем, что игра является основным средством оптимального развития в детстве. Ниже приведены лишь некоторые способы обучения детей через игру: 

  • Когда дети играют, они развивают навыки во всех областях развития: когнитивных, физических, коммуникативных и социально-эмоциональных. Они практикуют и укрепляют эти навыки таким образом, которого нельзя достичь с помощью рабочих листов или экранного времени.
  • Игра способствует формированию здоровых привычек, активно вовлекая детей в окружающий мир. Это противодействует проблемам, с которыми сегодня сталкиваются многие дети, например, детскому ожирению.
  • Игра — это естественное средство для снятия стресса и выход, который позволяет детям справиться со своими тревогами и страхами.
  • Игра позволяет детям проверять новые идеи и устанавливать связи между своим предыдущим опытом и активными исследованиями.
  • Дети принимают собственные решения во время игры; они начинают устанавливать связи между своим выбором и естественными последствиями этого выбора.
  • Игра поддерживает развитие самоконтроля, что имеет решающее значение для успеха в дальнейшей жизни. Дети играют, потому что у них есть глубокое желание познать мир. Игра дает им возможность регулировать свои чувства, откладывать удовлетворение и договариваться с другими — все это важные аспекты развития самоконтроля, навыка 21 века.
  • Спонтанность игры способствует риску , поскольку дети взаимодействуют с материалами и окружающей их средой. Чувство неизвестного помогает детям развивать умственную гибкость и исполнительные функции.
  • Игра помогает детям развивать внимательность, а также чувствовать себя в безопасности, пробовать новые идеи и экспериментировать. По мере того, как дети погружаются в игру, они перестают осознавать время и пространство, полностью погружаясь в стоящую перед ними задачу.

Советы для родителей по поощрению обогащенной игры 

Детям нужно неограниченное, незапланированное время для исследований и открытий.

Обучение происходит наиболее эффективно с открытыми материалами, которые можно использовать различными способами для развития творческих способностей у детей. Попробуйте подручные материалы, такие как блоки, песок, вода, грязь, детские тачки, маленькие лопаты, пандусы, мячи и так далее. Иногда цель предмета для детской игры ясна (как кукла для того, чтобы держать и притворяться родителем). Иногда назначение предмета для игры становится понятным только в творческих руках ребенка — палочка может стать волшебной палочкой, древком для флага, чем-то, чем можно пошевелить, или указкой, указывающей, куда идти.

Время игр ребенка может увеличиться в присутствии заботливого взрослого.

Как можно чаще выделяйте час, чтобы качественно поиграть с ребенком и делать именно то, что он или она хочет делать. Пусть ваш ребенок ведет игровое время, а вы следуете за ним. Это означает, что если ваш ребенок хочет, чтобы вы посидели с ним в песочнице, вы это сделаете. Или, если он хочет, чтобы вы играли в ребенка, а он играет в мамочку, вы делаете это. Ваше присутствие позволяет выйти на другой уровень значимой игры. Ваш ребенок может использовать ваше внимание, чтобы разобраться в сложной ситуации с другом, воспроизвести визит к врачу или попробовать что-то новое и сложное, например, походить на бревне.

Вы также можете помочь направлять ребенка во время игры на свидании или на игровой площадке.