Функции левого полушария мозга: Какое полушарие мозга у вас главное — Записки преподавателя

Содержание

Правое полушарие детского мозга взяло на себя языковые функции после повреждения левого

При повреждении левого полушария головного мозга в процессе внутриутробного развития речевые функции берут на себя соответствующие участки в правом полушарии, выяснили европейские ученые. Для этого они провели фМРТ-эксперимент с участием детей, которые еще до рождения перенесли ишемический инсульт, который привел к повреждению левого полушария. Выяснилось, что после повреждения лобных и височных долей левого полушария происходит реорганизация выполняемых ими речевых функций в тех же участках правого полушария, а от прочности установленных связей зависело то, насколько развитыми оказывались речевые способности, пишут ученые в журнале eNeuro.

Инсульт сопровождается нарушением кровообращения в головном мозге, что может привести к обширным повреждениям его структуры. Очень часто в этих случаях нарушаются и те функции, за которые поврежденные участки мозга отвечают: так, к примеру, инсульт часто приводит к параличу конечностей или тела целиком.  

При инсульте речевых центров головного мозга возникает афазия — приобретенное нарушение речи. Несмотря на то, что тип афазии и тяжесть приобретенных нарушений напрямую зависит от того, какой именно участок мозга пострадал, к наиболее серьезным для речи последствиям приводит поражение лобных и височных долей левого полушария: именно эти участки (в частности, зона Брока и зона Вернике) для производства и понимания речи являются основными.

В процессе интенсивной терапии после перенесенного инсульта утраченные речевые функции могут частично (реже — полностью) восстановиться. Считается, что взять на себя работу поврежденных участков могут те же самые отделы, но уже в правом полушарии. Механизм такой реорганизации до сих пор не изучен до конца, особенно мало известно о ее основах в процессе раннего развития мозга.

Изучить реорганизацию речевых отделов головного мозга после инсульта, перенесенного в процессе внутриутробного развития, решили ученые под руководством Клемана Франсуа (Clément François) из Барселонского университета. В их исследовании приняли участие шесть четырехлетних детей, перенесших ишемический (вследствие закупорки или сужения сосудов) инсульт левого полушария, а также девять детей того же возраста без перенесенной травмы головного мозга.

Все участники прошли несколько тестов на оценку когнитивных функций (памяти, внимания, способности к обучению и других), словарного запаса, фонологического производства (в частности, правильности произношения отдельных звуков и слов) и сложности и полноты речевого производства (для этого анализировали целые образцы речи участников: например, количество различных слов в рассказанных ими историях, а также присутствие пауз и запинок). После этого ученые провели два фМРТ-эксперимента: в состоянии покоя для дальнейшего изучения целостности тканей и трактов головного мозга, а также эксперимент, в ходе которого изучалась активность мозга при прослушивании рассказов.

В целом дети, перенесшие инсульт, не отличались от своих ровесников из контрольной группы по основным показателям оценки когнитивных способностей: их показатели находились на среднем уровне, характерном для нормального развития четырехлетних детей. Тем не менее, показатели способностей к фонологической обработке, запоминанию речи и другой информации находились на уровне чуть ниже нормы. При этом существенные нарушения в понимании и производстве речи наблюдались только у одного ребенка из группы перенесших инсульт: его речь отличалась значительно (p = 0,002) сниженной сложностью.

Оценка полученного вследствие инсульта повреждения головного мозга указала на основную потерю белого, но не серого вещества: наблюдалось это у четырех из шести детей, что позволило ученым вынести предположение, что в ходе перенесенного инсульта пострадали именно тракты белого вещества. В ходе фМРТ-эксперимента с прослушиванием историй у детей, перенесших инсульт, наблюдалась повышенная активность средней височной и нижней лобной извилин в правом полушарии в контрасте с теми же участками, которые активны у неповрежденного мозга в левом полушарии. Что касается анатомических особенностей правого полушария мозга таких детей, то ученые заметили хорошую сохранность трактов белого вещества, которые соединяют речевые центры в лобной и височной долях — опять же, точно так же, как и в левом полушарии мозга без перенесенного инсульта. Интересно, что прочность этих трактов положительно коррелировала (p < 0,0001) с результатами речевых тестов: другими словами, от того, насколько хорошо речь реорганизовалась в правом полушарии после повреждения левого, зависело то, насколько были сохранны речевые функции ребенка.

При невозможности нормального развития речевых функций посредством левого полушария, заключают авторы, происходит их реорганизация в правом: повреждение речевых центров левого полушария в процессе внутриутробного развития приводит к тому, что присущие им функции берут на себя те же самые области в неповрежденном полушарии. При этом успех развития речевых функций, в частности, зависит от того, насколько такой перенос прошел успешно: то есть как хорошо выстроились необходимые связи в новых участках. Зависит это от межполушарной пластичности — то есть того, насколько хорошо участки двух полушарий соединены друг с другом функционально; при этом успешность развития речевых навыков при перенесенном инсульте все равно, вероятно, зависит от поведенческого развития ребенка: все участники из активной экспериментальной группы проходили занятия у логопедов и других специалистов по речевому развитию.  

Также стоит отметить и то, что новые данные, полученные учеными, говорят о пластичности развития речевых функций в головном мозге. В частности то, что при повреждении левого полушария его функции производства и понимания речи берет на себя правое, говорит о том, что латерализация этих функций достаточно пластична и не формируется до конца во время внутриутробного развития.

Следует еще раз уточнить, что для восстановления речевых функций после инсульта необходима интенсивная терапия. Она требует постоянного мониторинга речи пациента: чаще всего это делается с помощью анализа аудиозаписей, но существуют и другие методы. Например, в прошлом году американские инженеры представили специальный накожный сенсор, который повышает точность анализа речи, регистрируя движения голосовых складок. 

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Языковые способности правого полушария Балашова И.Н. ФГУ «Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им.

В.А.Алмазова Росмедтехнологий»

Балашова И.Н. 
ФГУ «Федеральный центр  сердца, крови и эндокринологии им.В.А.Алмазова Росмедтехнологий»

Положение о доминантности левого полушария по отношению к речевым функция так и осталось неизменным,   хотя  за  прошедшее   время  представления о механизмах речевой деятельности  и языковых способностях левого  и правого полушарий многократно  трансформировались.

О важной роли правого полушария в речевых процессах свидетельствует то, что при правополушарных поражениях нарушается обработка эмоциональных высказываний, описание картинок, продуцирование связной речи, понимание косвенной речи, изменяется интонационная окраска речи.

У детей с очаговыми поражениями правого полушария обнаружены и случаи афазий, а также  нарушения функций, связанных с речью — слухоречевая память, трудности заучивания стихотворений, нарушение табличного счета.

Новые данные о языковых способностях правого полушария были получены при изучении пациентов с расщепленным мозгом. Больной с рассеченным мозолистым телом не способен назвать обычные предметы, которые предъявлялись правому полушарию. Однако, правое полушарие «знает» о том, что изображено на картинке, и левая рука выбирала искомый объект среди нескольких предметов, помещенных за ширмой. Оказалось, что при предъявлении простых существительных, больные без труда находили соответствующий предмет среди спрятанных. По отношению к существительным возможности правого полушария выражались в ограниченности вербального выражения.

Недостатки в языковых способностях правого полушария начинали проявляться при предъявлении глаголов. Полагали, что глаголы являются более сложными лингвистическими стимулами, и неумение правого полушария обращаться с ними отражает его менее развитые лингвистические способности. Э. Зайдель,  разработав новый метод подачи зрительных стимулов к одному полушарию,  показала, что правое полушарие,  располагая  достаточным временем, справляется с заданием на дифференциацию существительных и глаголов так же хорошо, как левое.

Наиболее полные данные о роли правого и левого полушарий мозга человека  в обеспечении языковой деятельности получены при использовании в качестве модели унилатеральных электросудорожных припадков  (преходящее угнетение одного из полушарий при проведении унилатеральных электросудорожных припадков). Была исследована роль каждого полушария в обеспечение всех уровней языка: фонетического, лексического,  синтаксического и семантического. Исследование фонологического уровня языка показало, что  правое полушарие оказывается ведущим в  опознании интонаций, узнавании голоса знакомых людей, различении мужского и женского голоса, т.е. в анализе просодических характеристик речи. С правым полушарием связана, также,  регуляция голоса и интонаций в собственной речи, при его угнетении развивается афония и дисфония, голос становится тусклым, речь монотонной.  Кроме того,  было выявлено, что правое полушарие способно воспринимать слова, но делает это, обходя фонологический анализ, вероятно, оно схватывает звуковой рисунок слова целиком, как некий нерасчлененный звуковой гештальт, т. е. слово для правого полушария морфологически не членимо. Таким образом,  исследование больных с временно подавленными функциями левого полушария показало, что правое полушарие способно воспринимать конкретные существительные  как целостные образования. Важность смысловой роли интонационно — голосовых (просодических) характеристик речи хорошо  известна.  Но также известно, что интонация является одним из главных средств актуального членения речи, выделения топик и коммент, т.е. авторы заключают, что правое полушарие имеет отношение к актуальному членению. При изучении  идиом и метафор в условиях угнетения левого полушария, т.е. когда активно правое полушарие, больные объединяли метафору или идиому и ее толкование. Очевидно,  и в данном случае правое полушарие воспринимает идиому  и метафору как единое целое,  непосредственно соотносит его со  значением, т.к. содержание метафоры и идиомы максимально зашифровано, особенно, это касается идиомы, их можно только знать или не знать. Таким образом,  правое  полушарие  видит в языковом знаке целостное образование, тесно связанное с  его значением.

В.Л. Деглин с соавторами   показали, что при классификации слов, представлявших собой разные типы лексических замен в условиях функционирования правого полушария, классификация   производится с опорой на референт — пациенты формируют  «портрет», составленный из  связанных между собой положительных или отрицательных слов — характеристик (например, сильно связанные между собой «хороший» и «умный», «неплохой» «неглупый», и  наоборот «глупый», «плохой»,  «нехороший», «неумный»).   Для выяснения грамматических способностей правого полушария пациентов после левосторонних электрошоковых припадков просили произвести классификацию предложений.  Больные с активным правым полушарием объединяли фразы, ориентируясь на первое имя в предложении: в одну группу попадали все фразы, начинавшиеся с имени «Ваня», во другую — с имени «Петя». Для правого полушария наибольшие трудности представляли сложные грамматические конструкции (инвертированный актив и пассив). Прямой актив сложности не представлял. Анализ этой классификации показывает, что здесь на первый план выдвинуто актуальное членение. По правилам актуального членения топик всегда предшествует комменту. Правое полушарие пользуется принципом: «Все про Ваню» и «Все про Петю». Этот же принцип  использует правое полушарие при анализе интонационно — голосовых характеристик речи. Таким образом, актуальное членение является функцией правого полушария.

Семантические функции правого полушария заключаются в отражении в речи мира вещей и чувственных впечатлений. Исследование лексикона правого полушария, с помощью метода ассоциативного цепного ряда, выявило, что лексикон правого полушария в значительной степени отражает чувственную картину мира — чаще используются слова, обозначающие конкретную обстановку, реальное физическое пространство, в котором человек находится в данный момент, тематический выбор также ограничивается окружающей обстановкой.

Таким образом, правое полушарие осуществляет анализ интонационно -голосовых характеристик речи, оно ответственно за целостность и воспроизводимость номинации. Правое полушарие определяет коммуникативный замысел высказывания, осуществляя актуальное членение, выделяет новую и важную часть информации в высказывании. С функциями правого полушария связана лексика, которая  обозначает  вещный мир и его свойства. К функциям правого полушария относится наполнение высказываний конкретным содержанием, ориентированность высказываний на внеязыковую действительность и на личный опыт. В то же время правое полушарие безразлично к логической структурированности, концептуальности, равно как и к языковой упорядоченности высказываний. 

Характеристики левополушарного ребенка

Дети с сильной функцией левого полушария обычно хорошо успевают в учебе, но могут испытывать трудности в социальном и поведенческом отношении.

Наш мозг состоит из двух сторон или полушарий. Дети с поведенческими, академическими, социальными или другими проблемами часто имеют дисбаланс, когда они преимущественно используют одно полушарие мозга. Это приводит к тому, что одна сторона мозга становится сильнее, а другая развивается медленнее и слабее.

Левое полушарие мозга контролирует обучение и обработку информации. Дети с более сильными функциями левого полушария, как правило, более склонны к аналитическому мышлению и, как правило, хорошо успевают в учебе. У них может быть отличная способность запоминать большие объемы данных, большой словарный запас и внимание к деталям.

Левополушарные дети: поведение дома

Если левое полушарие вашего ребенка отвечает за контроль, вы заметите, что он или она проявляет определенные черты дома. Например, ему или ей может нравиться соблюдать один и тот же распорядок, например есть одни и те же продукты на завтрак, обед и ужин. Дети с левым полушарием также ценят указания и, как правило, хорошо следуют им.

Одной из самых заметных характеристик левого полушария мозга является опрятная комната. Если вы редко говорите своему ребенку убираться, возможно, у него доминирует левое полушарие. Как бы полезно это ни было дома, вы можете заметить, что многие левополушарные дети не очень эмоциональны и не очень ласковы. Вместо этого они склонны к логическому мышлению, и, по словам Фандерстенда, им часто нравится проводить время в одиночестве.

Левополушарные дети: поведение в школе

Родители — не единственные люди, которые могут заметить особенности левого полушария у детей. Учителя также часто замечают особенности, основываясь на том, как левополушарные дети ведут себя в школе. Хорошая новость заключается в том, что, согласно Psychology Today, школы обычно обслуживают детей с левым полушарием мозга, поскольку большинство занятий требуют хороших аналитических навыков. Дети с сильным левым полушарием и менее зрелым правым полушарием могут преуспеть в следующих областях:

  • Наука
  • Детали
  • Запоминание
  • Постановка целей
  • Инструкции по чтению
  • Математика

Многие из этих детей предпочитают учиться в одиночестве, поэтому убедитесь, что у вашего ребенка есть тихое место для выполнения домашних заданий. Кроме того, поскольку многие левополушарные дети, как правило, хорошо справляются со списками, упростите для вашего ребенка составление как можно большего количества списков, предоставив ему белую доску, меловую доску, бумагу и письменные принадлежности.

Ваш ребенок не только будет благодарен за помощь, но и, скорее всего, добьется успеха в школе и дома.

Как использовать эту информацию, чтобы помочь вашему ребенку

Если у ребенка сильное левое полушарие и менее развитое правое полушарие, он может испытывать трудности в общении и мало интересоваться спортом или мероприятиями на свежем воздухе. Этот дисбаланс в навыках может быть тяжелым для детей и родителей.

Когда-то считалось, что мозг статичен, не может расти или изменяться. Но обширные исследования показали, что мозг удивительно адаптируется, способен создавать новые нервные пути в ответ на раздражители в окружающей среде. Это область науки, называемая нейропластичностью.

 

Наслаждайтесь этими статьями о функционировании и развитии мозга
Советы по мотивации детей с правым полушарием мозга к обучению
Как стимулировать творческое мышление у детей с доминирующим левым полушарием
Почему мой ребенок испытывает трудности?

Левое полушарие — Правое полушарие

Отзыв от Psychology Today Staff

Человеческий мозг состоит из двух полушарий, соединенных пучком нервов. Левое полушарие управляет движением правой стороны тела, а правое полушарие управляет левой стороной. Полушария специализируются на определенных психических функциях — например, на различных аспектах зрительного восприятия, — но большинство действий и способностей требуют активности обоих полушарий мозга.

Содержимое
  • Как обе стороны работают вместе
  • «Левополушарные» и «правополушарные» люди

Как левое и правое полушария работают вместе

Оба полушария мозга совместно выполняют основные функции, такие как обработка речи и зрение. Но они также в определенной степени специализированы. Некоторые области мозга более активны, чем другие, во время определенных задач, и одно полушарие может быть больше вовлечено, чем другое, в определенные части более крупной мыслительной операции.

Например, зона Брока и зона Вернике связаны с языком и чаще всего расположены в левой части мозга. Тем не менее известно, что правое полушарие также играет роль в обработке речи. Между тем, лимбическая система, включающая миндалевидные тела и гиппокамп и участвующая в таких функциях, как эмоции и память, расположена по обеим сторонам мозга.

Каковы некоторые ключевые функции левого полушария?

При обработке речи левое полушарие обычно правильно упорядочивает слова во время речи, а при визуальном восприятии оно регистрирует расположение объектов в пространстве относительно других объектов.

Когда некоторые ключевые функции правого полушария?

Правое полушарие, как и левое полушарие , поддерживает язык, в том числе при обработке правильного значения набора слов с более чем одним возможным значением (как в случае образной речи). А в зрительном восприятии обрабатывает расстояние между объектами.

Как правша или левша связаны с мозгом?

Каждое полушарие мозга контролирует движение противоположной стороны тела. У левшей моторная кора правого полушария доминирует в мелкой моторике, например, при письме карандашом. У правшей верно обратное — левое полушарие сильнее, когда дело доходит до таких движений.

«Левополушарные» и «правополушарные» люди

Широко распространен миф о том, что некоторые люди, у которых левое полушарие в целом доминирует, более склонны к количественному анализу, логике и анализу, в то время как правополушарные люди более эмоциональны, интуитивны и креативны. Как и многие способы категоризации людей, дихотомия левого и правого полушарий привлекательна и обещает научить людей тому, как они думают и почему. Но реальность полушарной специализации гораздо сложнее, чем предполагает эта популярная концепция.

Есть ли «левополушарные» люди и «правополушарные» люди?

Нет.