Функции левого полушария мозга – ( ) / .

Содержание

Что находится левом полушарии мозга. За что отвечает левое полушарие мозга. За какие функции отвечает левое полушарие головного мозга и как его развить. Боли в левом полушарии

Головной мозг – это важнейший орган, управляющий человеческим организмом. Благодаря его функционированию люди способны видеть, слышать, ходить, испытывать эмоции, общаться между собой, чувствовать, анализировать, размышлять и любить. Последние свойства присущи исключительно человеку. Прежде чем ответить на вопрос, за что же отвечает левое полушарие мозга, нужно вспомнить анатомию 9 класса: из чего состоит головной мозг.

Структура головного мозга

Масса органа у взрослого равняется примерно 1400 г. Располагается он в полости черепной коробки, сверху покрыт оболочками (мягкая, твёрдая, паутинная). Можно выделить 3 наиболее значимые части: гемисферы, мозжечок, ствол. Полушария мозга регулируют высшую нервную деятельность, в них находятся отделы, отвечающие за зрение, слух, речь, письмо. обеспечивает равновесие, в стволе заложены центры управления дыханием и сердцебиением.

Интересно! Мозг у мужчин завершает свой рост к 25 годам, а у женщин – к 15!

Между большими полушариями проходит продольная щель, в глубине которой располагается . Последнее соединяет обе гемисферы и позволяет им координировать работу друг друга. Из уроков анатомии многие помнят, что каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела. Из этого следует, что левое полушарие отвечает за правую половину туловища.

Мозг имеет 4 доли (ниже будет рассказано о них). Разделены доли тремя основными бороздами: Сильвиева, Роландова и теменно-затылочная. Кроме борозд, мозг имеет много извилин.

Полезно узнать, что такое : формы, возможности.

Зачем человеку : связь с отделами мозга, причины нарушения.

Само вещество мозга делится на серое (кора) и белое. Серое состоит из нейронов и выстилает мозг сверху. Толщина коры примерно 3 мм, а количество нейронов около 18 млрд. Белое вещество – это проводящие пути (волокна нейроцитов), которые занимают всю оставшуюся часть мозга. Именно кора контролирует всю жизнь человека от сна до проявления эмоций.

Функции левого полушария мозга

Большие гемисферы не оторваны от других составляющих нервной системы, они работают вместе с подкорковыми структурами. Помимо этого, при повреждениях одного полушария, другое может частично взять на себя функции первого, что говорит о совместном обеспечении работы движений, чувствит

mmkspo.ru

Правое полушарие детского мозга взяло на себя языковые функции после повреждения левого

Clément François et al. / eNeuro, 2019

При повреждении левого полушария головного мозга в процессе внутриутробного развития речевые функции берут на себя соответствующие участки в правом полушарии, выяснили европейские ученые. Для этого они провели фМРТ-эксперимент с участием детей, которые еще до рождения перенесли ишемический инсульт, который привел к повреждению левого полушария. Выяснилось, что после повреждения лобных и височных долей левого полушария происходит реорганизация выполняемых ими речевых функций в тех же участках правого полушария, а от прочности установленных связей зависело то, насколько развитыми оказывались речевые способности, пишут ученые в журнале

eNeuro.

Инсульт сопровождается нарушением кровообращения в головном мозге, что может привести к обширным повреждениям его структуры. Очень часто в этих случаях нарушаются и те функции, за которые поврежденные участки мозга отвечают: так, к примеру, инсульт часто приводит к параличу конечностей или тела целиком. 

При инсульте речевых центров головного мозга возникает афазия — приобретенное нарушение речи. Несмотря на то, что тип афазии и тяжесть приобретенных нарушений напрямую зависит от того, какой именно участок мозга пострадал, к наиболее серьезным для речи последствиям приводит поражение лобных и височных долей левого полушария: именно эти участки (в частности, зона Брока и зона Вернике) для производства и понимания речи являются основными.

В процессе интенсивной терапии после перенесенного инсульта утраченные речевые функции могут частично (реже — полностью) восстановиться. Считается, что взять на себя работу поврежденных участков могут те же самые отделы, но уже в правом полушарии. Механизм такой реорганизации до сих пор не изучен до конца, особенно мало известно о ее основах в процессе раннего развития мозга.

Изучить реорганизацию речевых отделов головного мозга после инсульта, перенесенного в процессе внутриутробного развития, решили ученые под руководством Клемана Франсуа (Clément François) из Барселонского университета. В их исследовании приняли участие шесть четырехлетних детей, перенесших ишемический (вследствие закупорки или сужения сосудов) инсульт левого полушария, а также девять детей того же возраста без перенесенной травмы головного мозга.

Все участники прошли несколько тестов на оценку когнитивных функций (памяти, внимания, способности к обучению и других), словарного запаса, фонологического производства (в частности, правильности произношения отдельных звуков и слов) и сложности и полноты речевого производства (для этого анализировали целые образцы речи участников: например, количество различных слов в рассказанных ими историях, а также присутствие пауз и запинок). После этого ученые провели два фМРТ-эксперимента: в состоянии покоя для дальнейшего изучения целостности тканей и трактов головного мозга, а также эксперимент, в ходе которого изучалась активность мозга при прослушивании рассказов.

В целом дети, перенесшие инсульт, не отличались от своих ровесников из контрольной группы по основным показателям оценки когнитивных способностей: их показатели находились на среднем уровне, характерном для нормального развития четырехлетних детей. Тем не менее, показатели способностей к фонологической обработке, запоминанию речи и другой информации находились на уровне чуть ниже нормы. При этом существенные нарушения в понимании и производстве речи наблюдались только у одного ребенка из группы перенесших инсульт: его речь отличалась значительно (p = 0,002) сниженной сложностью.

Оценка полученного вследствие инсульта повреждения головного мозга указала на основную потерю белого, но не серого вещества: наблюдалось это у четырех из шести детей, что позволило ученым вынести предположение, что в ходе перенесенного инсульта пострадали именно тракты белого вещества. В ходе фМРТ-эксперимента с прослушиванием историй у детей, перенесших инсульт, наблюдалась повышенная активность средней височной и нижней лобной извилин в правом полушарии в контрасте с теми же участками, которые активны у неповрежденного мозга в левом полушарии. Что касается анатомических особенностей правого полушария мозга таких детей, то ученые заметили хорошую сохранность трактов белого вещества, которые соединяют речевые центры в лобной и височной долях — опять же, точно так же, как и в левом полушарии мозга без перенесенного инсульта. Интересно, что прочность этих трактов положительно коррелировала (p < 0,0001) с результатами речевых тестов: другими словами, от того, насколько хорошо речь реорганизовалась в правом полушарии после повреждения левого, зависело то, насколько были сохранны речевые функции ребенка.

При невозможности нормального развития речевых функций посредством левого полушария, заключают авторы, происходит их реорганизация в правом: повреждение речевых центров левого полушария в процессе внутриутробного развития приводит к тому, что присущие им функции берут на себя те же самые области в неповрежденном полушарии. При этом успех развития речевых функций, в частности, зависит от того, насколько такой перенос прошел успешно: то есть как хорошо выстроились необходимые связи в новых участках. Зависит это от межполушарной пластичности — то есть того, насколько хорошо участки двух полушарий соединены друг с другом функционально; при этом успешность развития речевых навыков при перенесенном инсульте все равно, вероятно, зависит от поведенческого развития ребенка: все участники из активной экспериментальной группы проходили занятия у логопедов и других специалистов по речевому развитию. 

Также стоит отметить и то, что новые данные, полученные учеными, говорят о пластичности развития речевых функций в головном мозге. В частности то, что при повреждении левого полушария его функции производства и понимания речи берет на себя правое, говорит о том, что латерализация этих функций достаточно пластична и не формируется до конца во время внутриутробного развития.

Следует еще раз уточнить, что для восстановления речевых функций после инсульта необходима интенсивная терапия. Она требует постоянного мониторинга речи пациента: чаще всего это делается с помощью анализа аудиозаписей, но существуют и другие методы. Например, в прошлом году американские инженеры представили специальный накожный сенсор, который повышает точность анализа речи, регистрируя движения голосовых складок. 

Елизавета Ивтушок

nplus1.ru

Левое полушарие головного мозга и его функции — Психология закономерностей

Главным отделом центральной части нервной системы является головной мозг. Полушария головного мозга играют важную роль в работе центральной нервной системы, а также являются важными отделами головного мозга. Полушария в головном мозге отвечают за мыслительные процессы и интеллектуальную составляющую работы нервной системы. Наукой доказано, что активное развитие полушарий головного мозга влияет на умственные способности человека. В свою очередь, левое полушарие головного мозга отвечает за логику, точный подход и аналитические процессы. Работа левого полушария заключается в обработке точной информации при помощи математического подхода.

Левое полушарие головного мозга

За что отвечает левое полушарие становится понятным, если ознакомиться с его функциями. Люди, у которых левое полушарие больше развито, чем правое, как правило, являются техническими специалистами и хорошо знают математику. А вот гуманитарные науки и творческие занятия у них наоборот вызывают трудности.

У человека на протяжении жизни происходит постоянное развитие как левого, так и правого полушария головного мозга. Чаще всего у человека одно полушарие работает меньше, а второе больше. Но бывают и случаи, когда у человека одинаково хорошо или одинаково плохо развиты оба полушария. Развитие левого полушария головного мозга происходит путем изучения той информации, которая обрабатывается этим полушарием.

Левое полушарие нужно для того, чтобы человек мог осуществлять вербальную функцию. Левое полушарие влияет не только на математические способности человека, оно также оказывает влияние на способность к языкам, развитие речи, отвечает за письмо и чтение. Люди, у которых левое полушарие больше развито, чем правое, не всегда отдают предпочтение точным наукам. Они также имеют успех ы языковой и гуманитарной сфере, но все равно используют математический подход.

Функции левого полушария мозга

Левое полушарие позволяет формировать системное мышление. Составлять графики, планировать время, делить дела на части и другие процессы выполнять помогает левое полушарие. Люди с развитым левым полушарием во всем используют системный подход. В их делах мало хаотичности и совокупных процессов, так как все выстроено в единую систему и имеет четкую последовательность. Важно понимать, что от природы человек имеет одинаковую предрасположенность к развитию функций как левого, так и правого полушария. Даже более того, он может развивать их параллельно, чтобы преуспевать сразу в нескольких областях. Ощущения «каши в голове» при этом не возникнет, так как за обработку разной информации отвечают разные полушария головного мозга.

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

psiho-zakon.ru

Левое полушарие мозга отвечает за что? Как развить левое полушарие мозга?

Пожалуй, самый удивительный орган человеческого тела – это мозг. Ученые еще досконально не изучили его, хотя шаги в этом направлении сделаны немалые. В данной статье будет рассказано о том, за что отвечает левое полушарие головного мозга и как его можно развить.

левое полушарие мозга отвечает за

Основная информация

В самом начале стоит сказать о том, что мозг человека состоит из двух полушарий – правого и левого. Эти части разделены корой головного мозга, однако обмен информацией происходит через так называемое мозолистое тело. Для наглядности работы обеих полушарий можно провести довольно-таки простую аналогию с компьютером. Так, в данном случае левая часть мозга отвечает за последовательное выполнение задач, т. е. является основным процессором. Правое же полушарие может выполнять несколько задач одновременно, и его можно сравнить с дополнительным процессором, который не является ведущим.

Работа полушарий

Если говорить кратко, то левое полушарие мозга отвечает за анализ и логику, в то время как правое полушарие – за образы, мечты, фантазии, интуицию. У каждого человека обе части данного органа должны функционировать равномерно, однако всегда одно из полушарий будет работать более активно, а другое – как вспомогательный элемент. Из этого можно сделать простой вывод, что у творческих личностей более развито правое полушарие мозга, в то время как у людей деловых – левое. Разберемся подробнее в том, какие функции выполняет левое полушарие мозга.

левое полушарие головного мозга

Вербальный аспект

Левое полушарие мозга отвечает за языковые и вербальные способности человека. Именно оно контролирует речь, а также проявляется способностью к письму и чтению. Рассматривая работу мозга в данном ключе, стоит также уточнить, что это полушарие воспринимает все слова буквально.

Мышление

Как уже было выше сказано, левое полушарие мозга отвечает за анализ фактов, а также их логическую обработку. В данном случае обрабатывается именно полученная информация. Эмоции и оценочные суждения тут в работу не вступают. Также хочется сказать о том, что левое полушарие обрабатывает всю информацию последовательно, выполняя поставленные задачи одну за другой, а не параллельно, как это может «делать» правое полушарие.

Контроль

Обязательно стоит сказать также о том, что левое полушарие мозга отвечает за деятельность и работу правой стороны тела человека. То есть если кто-то поднял правую руку или ногу, это будет означать, что команду послало именно левое полушарие мозга.

Математика

За что еще отвечает левое полушарие головного мозга? Именно оно задействуется в том случае, если нужно решать определенные математические задачи. Интересный факт: различные символы и числа распознает также именно эта часть мозга.

как развить левое полушарие мозга

О людях

Что можно в общем сказать о людях, у которых более активно и развито именно левое полушарие мозга? Так, подобные личности организованы, они любят порядок, всегда соблюдают все сроки и графики. Они легко воспринимают информацию на слух и почти всегда приходят к своей цели, так как их поступки подчинены здравому смыслу, а не порывам души. Однако нельзя о таких личностях сказать, что им чуждо искусство. Вовсе нет, однако в творческой деятельности эти люди выберут то, что имеет форму и смысл, отказываясь от абстракции и недосказанности.

О развитии

Нередко людей интересует вопрос, как развить левое полушарие мозга. Стоит сказать о том, что сделать это возможно. Достаточно просто периодически тренировать свой «компьютер». Так, для этого могут быть полезными следующие упражнения:

  1. Физические нагрузки на организм тесно связаны с работой мозга. Если больше времени уделять развитию правой половины тела, соответственно, более активно будет работать левое полушарие мозга.
  2. Так как левое полушарие мозга отвечает за логику и решение математических задач, нужно больше времени уделять именно этому занятию. Начинать нужно с более простых математических упражнений, постепенно повышая планку. Активность данного полушария, несомненно, приведет к его дальнейшему развитию.
  3. Довольно-таки простой совет, как развить левое полушарие мозга, заключается в необходимости разгадывать кроссворды. В таком случае человек чаще всего действует аналитически. А это приводит к активизации именно левой половины мозга.
  4. Ну и, конечно же, можно подобрать специализированные, разработанные психологами тесты, которые помогают активизировать и развить желаемое полушарие мозга человека.

левое полушарие мозга болит

Слаженная работа

Следует упомянуть и о том, что оба полушария мозга нужно развивать одновременно. Ведь только разносторонне развитый человек является талантливым, более конкурентоспособным на рынке труда и уникальным по своим возможностям. Более того, существуют люди, которых называют амбидекстры. Оба полушария мозга у них развиты одинаково. Они могут все действия выполнять в равной степени хорошо как правой, так и левой рукой. У таких людей нет выраженного, ведущего полушария, в работу задействованы обе части мозга в равной степени. Достичь такого состояния можно упорным трудом и тренировками.

как отключить левое полушарие мозга

Причина болей

Бывает так, что у человека левое полушарие мозга болит. Почему так происходит? Наиболее распространенная причина – это мигрень. В таком случае болевые ощущения локализируются именно в левой части головы. Длительность данного состояния также бывает разной – от нескольких часов до пары суток. Среди основных причин возникновения данного состояния ученые выделяют следующие:

  1. Физическая усталость.
  2. Стрессы.
  3. Жара и обезвоживание организма.
  4. Натяжение серповидной перегородки головного мозга.
  5. Заболевания тройничного нерва, его воспаления.
  6. Бессонница.

Однако если у человека периодически болит левое полушарие головного мозга, все-таки стоит обратиться за врачебной консультацией. Ведь далеко не всегда этот симптом является безобидным. Нередко головные боли в определенной части головы свидетельствуют об опухолях, тромбозе или иных тяжелых проблемах, которые могут угрожать не только здоровью, но и жизни пациента.

почему болит левое полушарие мозга

Геморрагический инсульт

Геморрагический инсульт – это внутримозговое кровоизлияние. Что же в таком случае происходит с человеком? К каким последствиям может привести кровоизлияние в левое полушарие мозга?

  1. Нарушения двигательной активности. Если кровоизлияние произошло в левой части мозга, пострадает, в первую очередь правая сторона тела пациента. Могут возникнуть трудности при ходьбе, координации. Односторонние нарушения движения в медицине называют гемипарезом.
  2. Нарушение речи. Как уже было выше сказано, именно левое полушарие мозга отвечает за восприятие символов и чисел, а также за чтение и письмо. Когда же происходит кровоизлияние именно в эту часть мозга, человек с трудом начинает не только говорить, но и воспринимать слова окружающих. Также возникают проблемы с письмом и чтением.
  3. Переработка информации. В случае кровоизлияния в левую часть головы человек перестает логически мыслить, обрабатывать информацию. Понимание становится заторможенным.
  4. Иные симптомы, не связанные с деятельностью именно левого полушария. Это могут быть болевые ощущения, психологические нарушения (раздражительность, депрессия, колебание настроения), проблемы с дефекацией и мочеиспусканием.

Инвалидизация после кровоизлияния высока и составляет примерно 75% всех случаев. Если же вовремя не определиться с причиной данной проблемы, возможно повторное кровоизлияние, которое может привести даже к смерти больного.

Отключение левого полушария

Иногда люди интересуются, как отключить левое полушарие мозга, можно ли это вообще сделать? Ответ прост: можно. Более того, каждый человек делает это ежедневно, ложась спать. Во время сна активизируется именно правое полушарие, а левое затухает. Если же говорить о периоде бодрствования, то левое полушарие всегда находится в работе и помогает людям логически мыслить и анализировать полученную информацию. Стоит сказать о том, что полностью отключить работу левого полушария во время его активной деятельности нельзя (без вмешательства специальных инструментов и специалистов-психиатров). Да и делать этого вообще не нужно. Лучше всего установить баланс между правым и левым полушарием, что и сделает жизнь отдельного человека качественнее и лучше.

болит левое полушарие головного мозга

Простые упражнения

Разобравшись, почему болит левое полушарие мозга и за что оно отвечает, нужно привести пример нескольких простых упражнений, которые помогут тренировать мозг человека равномерно.

  1. Нужно удобно сесть и сосредоточиться на одной точке. Через минуту следует попробовать рассмотреть те предметы, которые расположены слева от выбранной цели. Периферическим зрением нужно рассмотреть как можно больше деталей. Далее следует изучить предметы, расположенные справа. Если хочется тренировать только левую сторону мозга, нужно рассматривать предметы, которые находятся по правую руку от выбранной точки.
  2. Чтобы активизировать оба полушария, нужно попеременно правым и левым коленом касаться противоположного локтя. Если же выполнять упражнение медленно, так можно тренировать еще и вестибулярный аппарат.
  3. Чтобы активизировать обе части мозга, нужно просто помассировать свои уши. Делать это нужно сверху вниз. Проделывать манипуляции необходимо примерно 5 раз. Если же вы хотите тренировать только левое полушарие, массировать следует правое ушко.

fb.ru

Мозг (Функции левого и правого полушария)

Левое полушарие

Правое полушарие

Письмо

Случайное осознание

Символы

Пространственные связи

Язык

Формы и паттерны

Чтение

Математические вычисления

Фонетика

Цветовая чувствительность

Расположение деталей, фактов

Пение, музыка

Разговор и декламирование

Артистичность

Следование направлению

Креативность

Аудиальные ассоциации

Чувства и эмоции

Центр сознания, контроля и управления произвольными психическими функциями

Центр подсознательных и бессознательных психических процессов

Чувство индивидуальности, осознания и выделения себя из окружающего мира («Я»).

Чувство единения, общности, слитности с природой и людьми («МЫ»).

Смысловая сторона речи, чтение, счет, письмо, опора на согласные.

Интонационная сторона речи, мимика, жестикуляция при речи, опора на гласные

Мышление рациональное, абстрактно – логическое, формальное, программируемое, ориентированное на реальность

Мышление эмоциональное, наглядно – образное, спонтанное, ориентированное на фантазию

Способы мыследеятельности – индукция (выделение частного), оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами

Способы мыследеятельности – дедукция (образование общего) используются ощущения, догадки, предчувствия, наглядные жизненные примеры.

Память на цифры, формулы, слова. Запоминание носит произвольный характер

Память зрительно – наглядная, образная, эмоциональная, в основном носит непроизвольный характер.

Интеллект – вербальный (словесный), страсть к логике, приверженность теории.

Интеллект носит невербальный интуитивный характер, большая приверженность практике.

Характер общения – интровертированный (обращенный вовнутрь).

Характер общения – экстравертированный (обращенный наружу).

Волнение, наслаждение, счастье. Другими словами, здесь живут наши позитивные чувства (зона «Рая»).

Отрицательные эмоции (зона «Ада») такие, как, страх, печаль, гнев, ярость и другие.

Много и охотно пишут, свободно запоминают длинные тесты, хорошо усваивают иностранные языки, речь грамматически правильная.

Речь их эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией. В ней нет особой «выстроенности» возможны запинки, сбивчивость, лишние слова, звуки, «проглатывание окончаний».

Характерно заостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций, рациональны рассудочны последовательны в действиях и поступках

Целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, как, впрочем, и приходить в состояние гнева и ярости.

Хорошо прогнозируют будущее

Ориентированы на прошлое

Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, планам, трафаретам,

Действуют по настроению, по «велению сердца»,

Хорошо ориентированы во времени, активны

Хорошо ориентируются в пространстве, не активны

Ориентированы на общество

Ориентированы на природу

www.nlp.ee

функции и назначение зон полушарий

Мозг – это мощный управляющий центр, который отправляет команды по всему организму и контролирует ход их выполнения. Именно благодаря ему мы воспринимаем мир и способны с ним взаимодействовать. То, какой мозг имеет современный человек, его интеллект, мышление, стали результатом миллионов лет непрерывной эволюции человечества, его строение уникально.

Зона

Для головного мозга характерно разделение на зоны, каждая из которых специализируется на выполнении своих специфических функций. Важно располагать информацией о том, какие функции выполняет каждая зона. Тогда можно легко понять, почему появляются специфические симптомы при таких распространенных заболеваниях, как болезнь Паркинсона, Альцгеймера, инсульт и др. Нарушения можно регулировать медикаментозно, а также при помощи специальных упражнений, физиопроцедур.

Головной мозг структурно делится на:

  • задний;
  • средний;
  • передний.

У каждого из них своя роль.

У эмбриона голова развивается быстрее, чем другие части тела. У месячного эмбриона можно легко рассмотреть все три отдела головного мозга. В этот период они имеют вид «мозговых пузырей». Головной мозг новорожденного – самая развитая система в его организме.

Ученые относят задний и средний мозг к более древним структурам. Именно на эту часть возложены самые важные функции – поддержание дыхания и кровообращения. Границы их функций имеют четкое разделение. Каждая извилина выполняет свою работу. Чем более выраженной в ходе развития становилась борозда, тем больше функций она могла выполнить. А вот передний отдел обеспечивает все, что связывает нас с внешней средой (речь, слух, память, способность к мышлению, эмоции).

Бытует мнение, что мозг женщины меньше, чем мозг мужчины. Данные современных аппаратных исследований, в частности на томографе, не подтвердили это. Такое определение можно смело назвать ошибочным. Мозг разных людей может отличаться по размеру, весу, но это не зависит от гендерной принадлежности.

Зная структуру головного мозга, можно разобраться в том, почему появляются те или иные заболевания, от чего зависит их симптоматика.

Структурно головной мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Внешне они очень похожи и соединены между собой огромным количеством нервных волокон. У каждого человека одна сторона является доминантной, у правшей – левая, а у левшей – правая.

Полушария

Также выделяют четыре доли мозга. Четко можно проследить, как разграничиваются функции долей.

Что собой представляют доли

Кора головного мозга имеет четыре доли:

  1. затылочная;
  2. теменная;
  3. височная;
  4. лобная.

У каждой доли есть пара. Все они отвечают за поддержание жизненных функций тела и контакт с окружающим миром. Если происходит травма, воспаление или заболевание мозга, функции пораженного участка могут быть полностью или частично утрачены.

Лобные

Эти доли имеют фронтальное расположение, они занимают область лба. Разберемся, за что отвечает лобная доля. Лобные доли головного мозга отвечают за отправку команд всем органам и системам. Их можно образно назвать «командным пунктом». Можно долго перечислять все их функции. Эти центры отвечают за все действия и обеспечивают главнейшие человеческие качества (инициативность, самостоятельность, критическая самооценка и т.д.). При их поражении человек становится беззаботным, переменчивым, его устремления не имеют смысла, он склонен к неадекватным шуткам. Такие симптомы могут указывать на атрофию лобных долей, ведущую к пассивности, которую легко принять за лень.

У каждой доли есть доминантная и вспомогательная часть. У правшей доминантной стороной будет левая область и наоборот. Если разделять их, легче понять, какие функции закреплены за конкретной областью.

Именно лобные доли управляют человеческим поведением. Эта часть мозга посылает команды, которые не дают выполнить определенное антисоциальное действие. Легко заметить, как у дементных пациентов поражается данная зона. Внутренний ограничитель отключается, и человек может неустанно использовать нецензурную лексику, позволять себе непристойности и т.д.

Доли

Лобные доли головного мозга также несут ответственность за планирование, организацию произвольных действий, освоение необходимых навыков. Благодаря им, те действия, которые поначалу кажутся очень сложными, со временем доводятся до автоматизма. А вот при повреждении этих участков человек выполняет действия каждый раз будто заново, автоматизм при этом не вырабатывается. Такие больные забывают, как пойти в магазин, как готовить и т. д.

При повреждении лобных долей может наблюдаться персеверация, при которой больные буквально зацикливаются на выполнении одного и того же действия. Человек может повторять одно и то же слово, фразу или постоянно бесцельно перекладывать предметы.

В лобных долях есть главная, доминантная, чаще всего левая, доля. Благодаря ее работе организуется речь, внимание, абстрактное мышление.

Именно лобные доли отвечают за поддержание тела человека в вертикальном положении. Больные с их поражением отличаются сгорбленной позой и семенящей походкой.

Височные

Они отвечают за слух, превращая звуки в образы. Именно они обеспечивают восприятие речи и коммуникацию в целом. Доминантная височная доля головного мозга позволяет наполнить смыслом услышанные слова, подобрать нужные лексемы для того, чтобы выразить свою мысль. Недоминантная помогает распознать интонацию, определить выражение человеческого лица.

Передние и средние височные отделы отвечают за обоняние. Если в пожилом возрасте оно теряется, это может сигнализировать о зарождающейся болезни Альцгеймера.

Гиппокамп отвечает за долговременную память. Именно он хранит все наши воспоминания.

Если поражены обе височные доли, человек не может усвоить зрительные образы, становится безмятежным, а его сексуальность зашкаливает.

Теменные

Для того чтобы разобраться в функциях теменных долей, важно понять, что доминирующая и не доминирующая сторона будут выполнять разную работу.

Доминирующая теменная доля головного мозга помогает осознать устройство целого через его части, их структуру, порядок. Благодаря ей, мы умеем складывать отдельные части в целое. Очень показательным в этом есть умение читать. Чтобы прочесть слово, нужно сложить буквы в одно целое, а из слов необходимо составить фразу. Так же проводятся манипуляции с числами.

Участки

Теменная доля помогает связать отдельные движения в полноценное действие. При расстройстве данной функции наблюдается апраксия. Больные не могут выполнить элементарные действия, например, не способны одеться. Это бывает при болезни Альцгеймера. Человек просто забывает, как делать нужные движения.

Доминантная область помогает ощущать свое тело, различать правую и левую стороны, соотносить части и целое. Такая регуляция участвует в пространственной ориентации.

Недоминантная сторона (у правшей она правая) комбинирует информацию, которая поступает из затылочных долей, позволяет в трехмерном режиме воспринимать окружающий мир. Если недоминантная теменная доля нарушается, может появиться зрительная агнозия, при которой человек не способен распознать предметы, пейзаж и даже лица.

Теменные доли принимают участие в восприятии боли, холода, тепла. Также их функционирование обеспечивает ориентацию в пространстве.

Затылочные

В затылочных долях перерабатывается зрительная информация. Именно этими долями головного мозга мы фактически «видим». Они считывают сигналы, которые поступают от глаз. Затылочная доля отвечает за обработку информации о форме, цвете, движении. Затем теменная доля превращает эту информацию в изображение трехмерного характера.

Если человек перестает узнавать привычные предметы или близких людей, это может сигнализировать о нарушении работы затылочной или височной доли мозга. Мозг при ряде заболеваний утрачивает способность обрабатывать полученные сигналы.

Голова

Как соединяются полушария головного мозга

Полушария соединяет мозолистое тело. Это крупное сплетение нервных волокон, по которым сигнал передается между гемисферами. Также в процессе соединения участвуют спайки. Есть спайка задняя, передняя, верхняя (спайка свода). Подобная организация помогает разделить функции мозга между его отдельными долями. Эта особенность вырабатывалась на протяжении миллионов лет непрерывной эволюции.

Вывод

Итак, каждый отдел несет свою функциональную нагрузку. Если же отдельная доля страдает из-за травмы или заболевания, часть ее функций может взять на себя другая зона. В психиатрии накопилось немало свидетельств о таком перераспределении.

Важно помнить, что мозг не может полноценно работать без питательных веществ. Рацион должен отличаться разнообразием продуктов, из которых нервные клетки получат необходимые вещества. Также важно улучшать кровоснабжение мозга. Ему способствуют занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, умеренное количество пряностей в рационе.

Если вы хотите сохранить полноценную работу мозга до глубокой старости, следует развивать свои интеллектуальные способности. Ученые отмечают любопытную закономерность – люди интеллектуального труда меньше подвержены болезням Альцгеймера и Паркинсона. Секрет, по их мнению, кроется в том, что при усиленной мозговой деятельности в полушариях постоянно создаются новые связи между нейронами. Так обеспечивается постоянное развитие тканей. Если заболевание поражает какую-то часть мозга, ее функции легко берет на себя соседняя зона.

vsepromozg.ru