Функции полушарий головного мозга: Большие полушария головного мозга — урок. Биология, 8 класс.

Правая и левая стороны души – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

С 1970-х годов одной из традиционных тем обсуждения в кругах отечественной интеллигенции стала функциональная асимметрия головного мозга. Значимую роль в популяризации этой темы сыграла книга «Чет и нечет» Вяч. Вс. Иванова. Вокруг проблемы право- и левополушарного накопилось достаточно много представлений разной степени научной достоверности. О современных научных представлениях и тематике проводимых исследований функциональной асимметрии головного мозга мы побеседовали с одним из пионеров и ведущих исследователей этой темы, доктором медицинских наук Вадимом Ротенбергом, ныне работающим в Тель-Авивском Университете и руководящего лабораторией по исследованию сна Психиатрического Центра Абарбанеля. Интервью взял Андрей Константинов.

Насколько изменилось наше представление о человеке в связи с таким фундаментальным открытием, как межполушарная асимметрия головного мозга? Как об этом говорить в психологическом плане: как о некоей принципиальной двойственности человека, о двух частях души, или о двух способах восприятия мира, переработки информации?

Нет, ни о какой принципиальной двойственности нормального человека говорить нельзя. Здоровый человек – целостная интегральная личность, и в нем гармонично сочетаются два разных типа мышления, взаимно дополняющие друг друга, обеспечивающие естественную вписанность человека в сложный и многомерный мир. Способность к логическим умозаключениям, к вероятностному прогнозу на основе проанализированного прошлого опыта, к однозначному взаимопониманию в процессе вербального общения — функция левого полушария мозга, особенно левой лобной доли. Однако связи между предметами и явлениями, да и между самими людьми отнюдь не исчерпываются теми, которые поддаются логическому анализу. Мир противоречив во многих своих проявлениях, и в этом богатстве, разнообразии и противоречивости связей человек тоже не должен чувствовать себя потерянным. За целостное восприятие многозначного мира и за основанное на этом восприятии поведение и творчество ответственно правое полушарие, и тоже в наибольшей степени правая лобная доля.

Накоплено, кажется, очень много сведений о различиях между левым и правым полушариями. Например, судя по популярной литературе, левое полушарие логическое, а правое – образное, левое полушарие обращено в будущее, а правое — в прошлое, левое полушарие весёлое, а правое — печальное. Можно ли привести эти различия в систему или объединить какой-то метафорой, есть ли некое глубинное отличие, которое могло бы пролить свет на все поверхностные различия?

Ответ на этот вопрос во многом вытекает из ответа на предыдущий. Мир, в котором мы живем – это мир множественных связей между предметами, явлениями и людьми, и именно эта многомерность делает мир живым и динамичным. Левое полушарие из всего обилия этих связей выбирает немногие, наиболее устойчивые, внутренне непротиворечивые и тем самым формирует однозначно понимаемый контекст, необходимый для вышеупомянутых функций (анализа, вероятностного прогноза и т.п.). Правое же полушарие схватывает все реальные и потенциальные связи без отбора и ограничения, во всей их естественной сложности и противоречивости, и формирует многозначный контекст (он воспринимается как многозначный только по котрасту с однозначным левополушарным). Этот контекст более адекватен реальности, но с ним намного сложнее оперировать в процессе целенаправленной деятельности.

Я сформулировал это принципиальное различие между функциями полушарий в конце семидесятых годов, и оно постепенно получает все большее признание. В рамках этого подхода нельзя говорить, что правое полушарие образное, а левое вербальное, ибо левое вполне может оперировать образами, создавая из них однозначную модель (и разумеется обедняя их) – такими уплощенными становятся, например, отчеты о сновидениях после рассечения связей между полушариями, когда они формируются только левой половиной мозга. Правое же полушарие, хотя и не способно к речепродукции, но способно к пониманию вербальной информации, причем и такой, которая недоступна левому – например, поэтической речи, метафор и юмора. Левое полушарие действительно связано с формированием «стрелы времени», это проявляется в выявлении причинно-следственных отношений. Но из этого никак не вытекает, что правое полушарие обращено только в прошлое и настоящее. Внелогические, пророческие озарения, основанные на целостном «видении» будущего — это функция правого полушария. Правда, в силу своей не-аналитической природы эти озарения не очень годятся для конструктивной деятельности, и поэтому правополушарное «ясновидение» не помогает предотвратить свершение предугаданного. Ясное видение «Трои, павшей в прах», не дает никакой возможности принять меры по предотвращению ее разрушения, ибо это видение не связано с осознанием причин «падения».

Представление же о связи правого и левого полушария с противоположными эмоциями вообще является следствием недоразумения. Именно правое полушарие, которое теснее левого связано с лимбической системой, включено в систему эмоциональных переживаний любого знака. Но при выключении (с помощью электрошоков и т.п.) правого полушария у депрессивных больных действительно временно улучшается настроение, ибо больной с относительно сохранным левым полушарием внезапно оказывается перед упрощенной, упорядоченной реальностью, свободной от внутренних конфликтов. У здорового человека в таком выключении правого полушария для сохранения эмоционального баланса нет необходимости. Дело в том, что функционально полноценное правое полушарие здорового человека не только открыто для всех впечатлений и для всех противоречий мира – оно одновременно наделено способностью нейтрализовывать эти травмирующие противоречия именно благодаря целостному восприятию мира и созданию многозначного контекста. Оно помогает человеку гармонически вписаться в мир, подняться над конфликтами, обусловленными ограниченным восприятием дейсвительности, найти решение там, где безальтернативный подход упирается в тупик. Но если эти функции правого полушария нарушены, то это полушарие, получая любую информацию раньше левого, все равно открыто для любых эмоционально травмирующих впечатлений и конфликтов, но при этом не может защитить от них человека именно вследствие утраты способности к организации многозначного контекста. Поэтому при выключении дефектного правого полушария депрессивный больной испытывает облегчение, улучшение настроения, а при внезапном выключении левого полушария, наоборот, возникает сопровождающееся отрицательными переживаниями ощущение хаоса и беззащитности перед всеми противоречиями и сложностями мира, включая сложность человеческих отношений.

Были ли существенные прорывы в этой области после открытия асимметрии и первых исследований Сперри и Газзаниги?

Да, несколько таких открытий было сделано. Было установлено, что именно с правым полушарием, точнее с его лобными структурами, а не с левыми лобными, как предполагалось раньше, связаны основные функции человека, отличающие его от высших обезьян даже в большей степени, чем функция речи: формирование целостного «Образа Я», эмпатия, творчество.

Другим важным открытием является последовательность созревания и возрастное изменение доминирования структур мозга: в раннем детстве доминирует правое полушарие, обеспечивающее целостность «схватывания» реальности и целостное на нее реагирование, но правая лобная доля еще не успела созреть; на следующем этапе начинает быстрее развиваться и доминирует левое полушарие с его функцией речи, и этот этап завершается созреванием левой лобной доли, ответственной за формирование однозначного контекста и логического мышления; на последнем этапе, в подростковом возрасте, вновь происходит функциональный сдвиг в сторону правого полушария и дозревает правая лобная доля, ответственная за организацию многозначного контекста. Кстати, ее наиболее позднее созревание свидетельствует о наибольшей сложности ее функции. Многозначный контекст включает однозначный как частный случай и преодолевает его ограниченность.

Интересно, что созревание мозга (особенно правой лобной доли) происходит у мужчин дольше, чем у женщин. Это может объяснить большее отклонение психического развития мужчин в обе стороны от средней нормы: чем дольше развивается и не достигает полной зрелости какая-либо структура, тем она более уязвима для воздействия вредных факторов. С этим может быть связано преобладание некоторых форм психопатологии (например, шизофрении) у мужчин по сравнению с женщинами. С другой стороны, если развитие мозга происходит без помех, то в конечном итоге правая лобная доля достигает у мужчин более высокого уровня развития, с чем может быть, наряду с другими факторами, связано масштабное видение мира и мощный творческий потенциал.

Что происходит с личностью человека после рассечения мозолистого тела, связывающего полушария? Она как-то расщепляется?

После рассечения мозолистого тела и передней комиссуры (в целях лечения от эпилепсии) в некоторых обстоятельствах более ярко проявляются во внешнем поведении внутренние конфликты: правая рука в полном смысле слова не знает, что делает левая. Сходные конфликты при целом мозге легче регулируются, а после рассечения правая рука может удерживать левую и даже запихнуть ее в карман, если поведение этой руки отражает непремлемые для сознания мотивы. Описан случай, когда больной правой рукой привлекал жену, а левой ее отталкивал. Но чаще испытуемые находили способы опосредовано и за счет внешнего контроля предотвратить дезинтеграцию поведения (например, коррегируя поведение по отслеженным результатам).

Можно ли говорить о двух типах сознания или самосознания в каждом человеке? Связано ли наше Я с каким-то одним полушарием мозга или у нас есть «двойник», два Я — «левое» и «правое»? Возможен ли конфликт между полушариями?

Есть два типа представления о себе: осознаваемая «Я-концепция», выстроенная левым полушарием, и более интегральный и не доступный полному осознанию (вследствии своей сложности и многозначности) «Я-образ», как функция правого полушария. Они не всегда ладят между собой: Раскольников принял решение убить старуху-процентщицу  как бы в полном согласии со своей «Я-концепцией»: я не «тварь дрожащая, а право имею». Но убивал он ее в состоянии измененного сознания (это видно по тексту), а после убийства не вынес протеста взбунтовавшегося «Я-образа» и сдался полиции. Так что конфликт между этими системами в принципе возможен, но основной задачей целого мозга является интеграция, в каждый данный момент, поведения и сознания. Наши побуждения оценивается до осознания на уровне правополушарного «Я-образа», и то, что неприемлемо для сознания и его социальных мотивов, не допускается до сознания (Фрейд назвал это вытеснением).

В нашей культуре как-то легче представить себе мир левого полушария, мыслящего, упрощенно говоря, по Аристотелю. А как мыслит правое полушарие, по каким законам, есть ли у него своя логика?

В отличии от логического «левополушарного» мышления, доступные моделированию алгоритмы «правополушарного» мышления не только не известны, но есть даже большое сомнение в их существовании. То, что я сформулировал – это только общефилософский подход, но отнюдь не алгоритм, поддающийся воспроизведению. На этом месте остановились и все специалисты по «искусственному интеллекту» — и некоторые из них обратились к восточной философии в поисках хотя бы принципиального подхода.

Можно ли говорить о людях двух типов, с «правым» и «левым» уклоном? Каковы преимущества и недостатки каждого типа? Насколько такое разделение совпадает ли с известными типологиями, замечали ли эти типы раньше?

Да, можно говорить о людях с относительным доминированием «право»- или «левополушарного» мышления. Наши исследования (совместно с проф. В.В.Аршавским) и исследования некоторых других авторов показали, что такое доминирование проявляется как в успешности решения задач, адекватных тому или иному типу мышления, так и на физиологическом уровне: те, у кого доминирует левополушарное мышление, нуждаются в относительно меньшей дополнительной активации мозга при решении логических задач, а попытки решить принципиально не алгоритмизируемые творческие задачи приводит к выраженной активации всего мозга и последующему и утомлению. Те же, у кого доминирует «правополушарное» мышление, решают творческие задачи вообще без дополнительной активации мозга и, соответственно, почти не чувствуют при этом утомления, в то время как задачи с определенным алгоритмом вызывают у них существенную дополнительную активацию мозга и утомление. Отсюда вытекают преимущества и недостатки каждого типа.

Необходимо учесть, что для реализации творческого потенциала (чтобы он превратился из «вещи в себе» в «вещь для всех») результат творческой деятельности «правополушарного» мышления должен обрести «левополушарное» структурное оформление, должен быть «переведен» (пусть даже ценой некоторых потерь), если речь не идет о произведениях искусства. Поэтому оптимальным является равновесие между обеими типами мышления, но это встречается реже, чем хотелось бы. Типы эти, конечно, замечались и раньше, например, Г. Селье говорил об «открывателях» и «решателях» в науке и довольно точно их описал. Не привязывая, впрочем, к доминированию полушарий.

Можно ли говорить о людях со слабо выраженной и сильно выраженной асимметрией, чем они отличаются?

Да. При слабо выраженной асимметрии функции полушарий недостаточно дифференцированы, соответственно и несколько менее полно развиты. Такая неполная дифференциация характерна, в частности, для леворуких. Она имеет определенные преимущества: на ранних этапах развития предохраняет мозг от излишнего «лево-направленного» давления нашей западной цивилизации и тем самым сохраняет творческий потенциал. Кроме того, при органическом поражении мозга неповрежденное полушарие (в основном, правое) может частично брать на себя функции поврежденного.

Можно ли говорить о культурах двух типов, например, «магической» и «логической»?

Я бы избегал термина «магический», он ничего не объясняет и заменяет любые попытки осмысления, даже на философском уровне, непреодолимой таинственностью и загадочностью. Можно говорить о Восточной и Западной культурах. У каждой имеются свои достоинства и недостатки. Восточная (прежде всего дальневосточная) культура и философия ориентированы на самосовершенствование, достижение гармонии с миром таким, как он есть, и с самим собой. Западная культура ориентирована на приспособление мира к человеку, и достижения гармонии не предусматривает, ибо постоянно настроена на изменение мира. Внутренняя гармония человека интересует ее гораздо меньше.

Но не следует ничего абсолютизировать, коль скоро мы говорим о человеческой культуре. Древние китайцы сделали целый ряд принципиальных открытий, способствующих изменению мира. В последние десятилетия Япония, Индия и Китай бурно развивают техническую цивилизацию, среди лучших выпускников американских университетов все больше представителей этих стран, и их исходная принадлежность к восточной культуре этому не препятствует. Другое дело, не может ли это освоение культуры Западного научно-технического прогресса, модифицируя характер мышления, сказаться в конечном итоге на базисных ценностях традиционной Восточной культуры и философии. Японцы в самой Японии ухитрились, по-видимому, как-то разделить «сферы влияния» Восточной и Западной культуры – сохраняя свои традиционные отношения в сфере искусства, поэзии, интеграции в природную среду, и духовного совершенствования они быстро овладели высшими достижениями технического прогресса.

Стали ли эти достижения для них такой же частью их мировосприятия, как для представителей Западной культуры?.. Кажется. у них нет серьезных творческих открытий в этой сфере – для таких открытий такое четкое разделение не годится, «правополушарное» мышление должно активно использоваться в сферах жизни и деятельности, не принадлежащих к чисто духовным. На одном международном конгрессе по физике несколько десятилетий назад американец задал выступавшему японцу вопрос по теме доклада. Японец начал отвечать, стиль ответа показался американцу непривычно сложным, и он раздраженно перебил оратора: «Вы можете сказать просто – да или нет?» Описавший это японский участник конгресса заметил, что такая жестко альтернативная постановка вопроса (очень левополушарная), касающаяся сущностных проблем, для японца неприемлема. Остается ли она для них неприемлемой и сегодня?… Без принятия таких альтернатив вписываться в современную научно-техническую цивилизацию непросто, но в то же время для жизни и творчества ( в том числе и научного) необходимо сохранить способность выходить за рамки этих альтернатив.

Люди все меньше читают и все больше смотрят на экраны и мониторы, дети учатся мыслить в среде «графического интерфейса» и образной «мифологики» рекламных роликов, «спектакль» повсюду вытесняет текст… Не происходит ли переориентация нашей культуры на «правополушарное» мышление?

Нет. Я уже говорил, что важен не материал, с которым мозг работает, а способ его контекстуальной организации. К сожалению, в большинстве случаев так называемая «образная « информация в рекламах и компьютерных играх строится по закону однозначно понимаемых контекстов, в которых потенциал образов девальвируется. Разница как между мультфильмом Ю. Норштейна «Сказка сказок», пересказать который без потерь невозможно, и мультфильмом «Ну, погоди!», в котором тоже образы, но который весь сюжетом исчерпывается. Это можно изменить, но требуется большая специальная работа, которая бы себя вполне оправдала повышением креативности популяции. Если бы кто-то проявил инициативу в создании нового типа компьютерных игр с учетом этого обстоятельства, я был бы готов помочь консультациями.

Можно ли сделать прогноз для нашей культуры и человечества – нас ждет увеличение асимметрии, или наоборот, «межполушарная интеграция», или что-то третье?

Оптимумом является дифференциация функций, т.е. увеличение асимметрии, с их вторичной интеграцией за счет их взаимодействия. Это задача обучения. Сейчас интеллигентные представители разных культур все больше интересуются взаимными достижениями. Например, творчески мыслящие специалисты в области искусственного интеллекта интересуются дальневосточной философией.

Насколько по-разному мы воспринимаем правую и левую стороны пространства? Почему в древних культурах правый обычно означает правильный, или, например, левая сторона связывается с женским началом?

Стороны пространства (как и наши конечности) связаны с противоположными полушариями и соответственно воспринимаются по-разному. Но надо учесть, что в целом мозге информация очень быстро передается из одного полушария в другое (если нет специальной задачи ее вытеснить из сознания) и это сглаживает различия.

Не всегда легко понять, о чем говорят метафоры древних культур. Правое, определяемое по правому полупространству и правой руке, может считаться «правильным» с точки зрения упорядоченности и формальной логики, ибо относится к компетенции левого полушария. Но правополушарное «видение» более адекватно реальности. Левая рука лучше правой выражает эмоциональные переживания, нередко более значимые для женщин, хотя у женщин в целом доминирует «левополушарное» мышление. Этот парадокс, этот особый статус связанных с правым полушарием эмоций у «левополушарных» по стилю мышления женщин может быть снят следующей метафорой: для мужчин межличностные эмоциональные отношения — только часть мира, а для женщин – это весь мир.

Каково соотношение врожденного и приобретенного в выраженности межполушарной асимметрии и преобладании того или иного полушария?

Это трудный и малоизученный вопрос. Большую роль в становлении асимметрии играет, вероятно, культурное наследование, т.е передача из поколения в поколение определенного стиля воспитания и обучения. Но и биология играет, вероятно, определенную роль.

Развита ли межполушарная асимметрия у высших обезьян и других животных и если да, играет ли она у них ту же роль, что и у человека?

Нет, не играет, хотя некоторые зачатки моторной асимметрии можно найти у животных, а высших обезьян можно даже научить речи на уровне двухлетнего ребенка. Но функции человеческой правой лобной доли у них отсутствуют даже в намеке.

Как работают полушария в разных фазах сна?

Вопрос этот изучен недостаточно подробно. Есть данные, что в быстром сне (со сновидениями) доминирует правое полушарие. С другой стороны, есть данные, что от вечерних часов сна к утренним повышается активность левого полушария.

Какова роль межполушарной асимметрии в психических заболеваниях?

Многочисленные исследования (и наши в числе первых – начиная с семидесятых годов) показывают, что в основе многих психических и психосоматических расстройств лежит функциональная неполноценность правого полушария. Такая неполноценность препятствует интеграции человека в многозначном мире, ослабляет механизмы психологической защиты. Поэтому с раннего детства, во имя здоровья и творческого потенциала, необходимо развивать «правополушарное» мышление.

А как его развивать?

Есть разные способы. В некоторых племенах Юго-Восточной Азии родители с самых ранних лет обсуждают сновидения детей, обращая внимания на взаимодействия образов в сновидениях и побуждая ребенка направлять эти взаимодействия (типа «поиграй с этим тигром, когда он навестит тебя опять»). Кстати, я уверен. что один из основных терапевтических механизмов психоанализа — продукция свободных ассоциаций вокруг тех или иных впечатлений и сновидений. Самому психоаналитику это позволяет кое-что понять в душевной жизни клиента, но не менее важно, что при этом у клиента тренируется механизм многозначного мышления. Само взаимодействие психотерапевта (любого направления) с пациентом — это прежде всего межличностные отношения, которые всегда многозначны по своей природе. Это первый шаг к восстановлению отношений с многомерным миром. Любые эмоциональные связи по тем же причинам развивают правополушарное мышление.

Правильное преподавание гуманитарных наук — не как набор знаний или истин в последней инстанции, а как приобщение к многозначности искусства и литературы, обсуждение спорных вопросов с полной свободой ассоциаций и самовыражения, с их поощрением — это еще один путь. Некоторые художественные школы обучают начинать рисунок левой рукой, создавая общий контур картины — это годится и для преподавания в обычной школе. Изучение Талмуда в традиции иудаизма — взгляд на одни и те же положения и события с разных сторон, иногда взаимоотрицающих — достигает той же цели. Наконец, все восточные методы психотренинга — йога, медитация, и т.п. способствуют обогащению правополушарного мышления, но за счет некоторого ограничения левополушарного, что в условиях нашей цивилизации в ограниченных пропорциях не вредно. Я уверен, что перечислил далеко не все, и многое еще можно добавить и домыслить.

Ваша книга «Сновидения, гипноз и деятельность мозга» сочетает стихи с научными текстами, как бы удовлетворяя познавательные потребности обоих полушарий. Нужно ли и возможно ли объединять науку с искусством?

Между наукой «открывателей» (по Г.Селье), без которой прикладным «решателям» просто нечего будет делать, и искусством нет китайской стены. Способность к творчеству и многозначное мышление объединяет подлинную науку с высоким искусством. И не случайно в некоторых точных науках красота теории считается важным критерием ее истинности.

О полушарности, право- и леворукости

Известная схема перекрестия моторных путей, связывающих работу рук и полушарий головного мозга достаточно груба. В регуляции движений и правой, и левой руки принимают участие оба полушария с преимущественным преобладанием одного из них: у праворуких – левого, у леворуких – правого.

Асимметрия полушарий головного мозга.

В середине XIX века французский врач Поль Брока обратил внимание на то, что параличи правой руки сопровождаются нарушением речи, а при параличе левых конечностей речь обычно не страдает. Изучая это явление, Брока сделал целых три открытия:

1. обнаружил в левом полушарии моторный центр речи, поражение которого затрудняет артикуляцию (моторную афазию)

2. показал, что в мозгу существует четкая локализация функций

3. обнаружил, что полушария мозга асимметричны в функциональном отношении

Вскоре другой ученый, Вернике, обнаружил в левом же полушарии сенсорный центр речи, поражение которого приводит к нарушению понимания речи (сенсорной афазии)

Американский ученый Сперри, изучая разделенные полушария (при рассечении связей через мозолистое тело) сформулировал концепцию частичного доминирования полушарий у человека, согласно которой левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических.

Распределение речевых функций между полушариями у правшей и левшей.

У 95% праворуких людей, не имевших ранних повреждений мозга, речь и речевые функции контролируются преимущественно левым полушарием, у 5% — правым полушарием. У 15 % левшей речь контролируется правым полушарием, у 70% — левым полушарием, у 15% левшей отмечен двусторонний контроль речи.

Кроме общих межполушарных отличий, которые свойственны большинству людей, отмечаются и индивидуальные особенности. Так, у праворуких людей доминирующим может быть не только левое, но и правое полушарие.

Различные авторы на основании многочисленных исследований пришли к выводу, что у детей от 3 до 7 лет в ситуации произвольного и непроизвольного внимания активизируется преимущественно правое полушарие, и только с 10-летнего возраста – левое. Сдвиг в сторону преобладания левого полушария становится выраженным к конце пубертатного периода.

Восприятие выразительности звуков, интонации голоса, образная память, способность сохранять впечатления от увиденного, ассоциации и обобщение понятий, ориентация в пространстве.

Связано с чувственной сферой

Понимание речи (устной и письменной), оперирование цифрами и формулами в пределах формальной логики и усвоенных ранее правил.

Плохо распознает сложные образы, не поддающиеся разложению на составные элементы.

Связано, в основном, с двигательной сферой.

Роль отдельного полушария в определенной деятельности не абсолютна, каждое из них регулирует различные способы деятельности

.

На первых этапах формирования функциональной асимметрии у детей (до 2-х лет нет различия в функциях обоих полушарий) психические механизмы речи и эмоций имеют свои особенности. Речь ребенка тесно связана с эмоциями, а специфика левого полушария состоит скорее в обработке речевых звуков, фонем, как осмысленных, так и бессмысленных

.

У ребенка в процессе развития может произойти смена доминирующего полушария.

О леворукости.

Предпочтение в пользовании той или иной рукой проявляется у детей одновременно с двуслоговым лепетом в возрасте 5-6 месяцев и приблизительно до 7-8 месячного возраста отмечается разная частота употребления одной из рук в положении лежа на спине, сидя на полу или за столом, стоя у барьера, ползая, а затем и при ходьбе. Только на 11 месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной руки. По другим наблюдениям – с 16-20 недель и до2 лет происходят волнообразные изменения рукости, с 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны.

В 4 года формируется явное предпочтение одной из рук, а к 5 годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки.

Степень леворукости (праворукости) продолжает нарастать с возрастом ребенка по крайней мере до 9-10 лет, а, возможно, и в дальнейшем. В ходе этого процесса совершенствуется координация движений, требующих участия обеих рук.

Точки зрения на левшей:

1.Они тупы и плохо обучаемы. (А.А.Капустин, 1924 г.: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, т.е. обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одаренности, но чаще всего (примерно в3/4 случаев) левша все-таки есть дегенерат»).(к данному заблуждению, думаю, комментарии излишни)

2. Они гениальны и нестандартны

(в театральной и художественной среде большой процент неправоруких, но выбор профессии для леворукого человека может быть ограничен

)

3. Левши – «правополушарны», правши – «левополушарны»

(левши не «зеркальны» правшам, поэтому говорить о «полушарности» неправомочно – связи между полушариями весьма сложны, и функционируют полушария, взаимовлияя и взаимно дополняя друг друга.)

4.  Индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у левшей и правшей перекрывает групповые различия.

Леворукость – индивидуальный вариант нормы.

Что это такое, функция и местонахождение

Кора головного мозга — это самый внешний слой мозга, который лежит поверх головного мозга и связан с нашими высшими умственными способностями.

Кора головного мозга в основном состоит из серого вещества (нервной ткани, состоящей из нейронов), и здесь находится от 14 до 16 миллиардов нейронов.

Хотя кора головного мозга имеет толщину всего несколько миллиметров, она составляет примерно половину веса всей массы мозга. Кора головного мозга имеет морщинистый вид, состоящий из выпуклостей, также известных как извилины, и глубоких борозд, известных как борозды.

Многочисленные складки и морщины коры головного мозга обеспечивают большую площадь поверхности для размещения большего количества нейронов, что позволяет обрабатывать большие объемы информации.

Кора также разделена на два полушария, правое и левое, которые разделены большой бороздой, называемой медиальной продольной щелью.

Два полушария соединены пучками нервных волокон, называемыми мозолистым телом, что позволяет обоим полушариям коры головного мозга общаться друг с другом и устанавливать дальнейшие связи.

Широкий спектр функций контролируется корой головного мозга посредством использования долей, которые разделены в зависимости от расположения извилин и борозд. Эти доли называются лобными долями, височными долями, теменными долями и затылочными долями.

Содержание

Функции доли коры головного мозга

Кора головного мозга, которая является внешней поверхностью мозга, связана с процессами более высокого уровня, такими как сознание, мышление, эмоции, рассуждения, язык и память. Каждое полушарие головного мозга можно разделить на четыре доли, каждая из которых связана с различными функциями.

Вместе доли выполняют множество сознательных и бессознательных функций, таких как движение, обработка сенсорной информации от органов чувств, обработка речи, интеллекта и личности.

Лобные доли

Самые большие доли коры головного мозга – это лобные доли. Они расположены в передней части мозга за лбом.

Функции лобной доли в первую очередь связаны с «высшими» когнитивными функциями, такими как принятие решений, сознательное мышление, решение проблем и внимание.

Считается, что в лобных долях контролируются наши эмоции и поведение, поэтому они активируются в социальных ситуациях, чтобы мы могли вести себя соответствующим образом.

В лобных долях находится зона Брока, необходимая для речи. Более того, считается, что лобные доли — это место, где хранится наша личность, а также место, где находится наш интеллект.

Затылочные доли

Затылочные доли, расположенные в задней части мозга, получают сенсорную информацию от сетчатки глаз.

Затем эта информация кодируется в различные визуальные данные, такие как цвет, движение и ориентация.

Эта область также отвечает за распознавание объектов и лиц, оценку глубины и расстояния, а также возможность отображать визуальный мир. Когда-то считалось, что единственная функция затылочных долей заключается в контроле полей зрения.

Теперь известно, что эта область выполняет другие функции и способна взаимодействовать с другими областями мозга.

Теменные доли

Теменные доли коры больших полушарий расположены между лобными и затылочными долями, над височными долями.

Эта область особенно важна для интеграции сенсорной информации тела, поэтому мы можем строить картину окружающего мира.

Теменные доли позволяют нам воспринимать наши тела и интегрировать соматосенсорную информацию, такую ​​как прикосновение, давление и температура.

Эта область также может позволить нам координировать наши движения в ответ на окружающую среду с помощью функций пространственного картирования и внимания.

Височные доли

Височные доли, которые являются второй по величине долей коры головного мозга, связаны с памятью, слухом, эмоциями и некоторыми аспектами речи.

Левая височная доля, которая у людей обычно самая доминирующая, связана с пониманием языка, запоминанием вербальной информации, формированием речи и обучением.

Однако правая доля связана с запоминанием невербальной информации, распознаванием информации и определением выражений лица.
Височные доли зависят как от сенсорной информации из окружающей среды, так и от информации из других областей мозга.

Эти доли могут преобразовывать слышимые звуки в зрительные образы в мозге, поэтому они жизненно важны для обработки слуховой информации.

Мы не смогли бы понять, кто с нами разговаривает, если бы височная доля не функционировала, помогая нам понимать язык.

Области коры головного мозга

Кору головного мозга можно охарактеризовать как состоящую из трех типов отделов, которые служат разным целям: сенсорные, моторные и ассоциативные области.

Сочетание этих трех областей составляет большую часть человеческого познания и поведения.

Сенсорные области

Сенсорные области коры головного мозга получают сенсорную информацию от органов чувств и внешних раздражителей. Эта информация также обрабатывается сенсорными областями, чтобы придать смысл этой информации.

К сенсорным областям относятся зрительная кора, соматосенсорная кора, слуховая кора и вкусовая кора.
Зрительная кора представляет собой область затылочных долей, которая необходима для сознательной обработки зрительных стимулов.

В мозгу есть две зрительные коры: кора левого полушария получает сигналы из правого поля зрения, тогда как кора правого полушария получает сигналы из левого поля зрения.

Зрительная кора играет важную роль в осмыслении визуальной информации и играет роль в распознавании и представлении объектов. Соматосенсорная кора расположена с теменной долей и получает тактильную информацию от тела.

Эта информация может включать температуру, прикосновение и боль, которые затем интегрируются в соматосенсорную кору для создания «карты» тела. Слуховая кора представляет собой область в височных долях, которая отвечает за обработку слуховой информации.

Эта кора может выполнять основные и более высокие функции, связанные со слухом, включая способность некоторых людей переключаться между языками.

Наконец, вкусовая кора представляет собой область в лобной доле, которая отвечает за восприятие вкуса и запаха.

Двигательные области

Двигательные области коры головного мозга участвуют в регуляции и инициации произвольных движений. Эти области в основном находятся в лобных долях и включают в себя первичную моторную кору, премоторную кору и дополнительную кору.

Первичная моторная кора связана с координацией и началом двигательных движений. Каждое полушарие первичной моторной коры содержит моторное представительство противоположной стороны тела.

Существует также репрезентативная карта тела с первичной моторной корой, называемой моторным гомункулом. Премоторная кора участвует в подготовке и выполнении движений конечностей, а также использует информацию из других областей коры для выбора подходящих движений.

Премоторная кора также необходима для обучения, особенно посредством имитации, и социального познания, в частности, эмпатии.

Дополнительная кора отвечает за планирование сложных движений и способствует контролю движений.

Ассоциативные зоны

Ассоциативные зоны распределены по всей коре головного мозга в четырех долях. Эти области действуют, интегрируя информацию из этих областей мозга, часто усложняя их функции.

Эти ассоциативные области могут также образовывать связи с сенсорными и моторными областями, чтобы придавать значение и систематизировать информацию в этих областях.
Ассоциативные области в лобных долях участвуют в ключевых процессах, таких как планирование, мышление и чувства.

Эти области также играют роль в формировании личности и управлении эмоциональным поведением. Ассоциативные области в теменной доле участвуют в пространственных навыках, таких как пространственное восприятие и мышление, а также отвечают за внимание к визуальным стимулам в окружающей среде.

В височных долях ассоциативные области функционируют главным образом в процессах памяти, таких как помощь в обработке процедурных и эпизодических воспоминаний. Эти области также взаимодействуют с другими долями коры, чтобы они могли выполнять процессы, связанные с памятью.

Ассоциативные области затылочной доли способствуют сохранению воспоминаний, связанных с визуальными образами, а также позволяют нам мыслить образно.

Эти области затылочных долей также взаимодействуют с другими долями коры, чтобы ассимилировать визуальную информацию с воспоминаниями, звуками и языком для понимания визуальных стимулов.

Повреждение

Симптомы, связанные с повреждением коры головного мозга, обширны и разнообразны, и все они зависят от области, подвергшейся повреждению:

  • Симптомы травмы лобной доли могут включать один или несколько из следующих симптомов: проблемы с памятью, изменения личности, проблемы с решением задач, трудности с рабочей памятью, невнимательность, эмоциональный дефицит, социально неприемлемое поведение, поведенческие изменения, афазия, слабость, и паралич.
  • Общие причины повреждения этой области коры головного мозга включают черепно-мозговые травмы или нейрогенеративные заболевания, такие как слабоумие.
  • В обзоре литературы изучалась связь лобных долей с шизофренией и было обнаружено, что у многих пациентов были различия в объемах серого вещества и функциональной активности в их лобных долях по сравнению с пациентами без расстройства (Mubarik & Tohid, 2016).
  • Симптомы травмы теменной доли могут включать один или несколько из следующих: проблемы с воспоминаниями, аграфия, трудности с математикой, онемение, дезориентация, плохая зрительно-моторная координация и игнорирование левой стороны. Повреждение теменных долей может быть вызвано инсультом, заболеванием, опухолью или повреждением этой области. Было обнаружено, что у лиц с диагнозом шизофрения снижен объем серого вещества теменных долей (Zhou et al., 2007).
  • Симптомы повреждения височной доли могут включать один или несколько из следующих симптомов: проблемы со слухом, проблемы с памятью, трудности с распознаванием лиц и объектов, языковые нарушения (например, афазия Вернике), трудности с избирательным вниманием и трудности с пониманием языка.
  • Распространенной причиной поражения височной доли являются эпилептические припадки в этой области, но они также могут возникать в результате инсульта или травмы. Исследователи обнаружили, что нарушения внимания в височных долях связаны с дислексией развития (Voldois et al., 2019).
  • Также предполагалось, что ранние признаки болезни Альцгеймера можно заметить в височных долях (Lowndes & Savage, 2007).
  • Симптомы травмы затылочной доли могут включать один или несколько из следующих симптомов: различные типы слепоты, словесная слепота, трудности с восприятием более чем одного объекта одновременно, трудности с распознаванием объектов по зрению и галлюцинации, связанные со зрением.
  • Повреждение зрительной коры может привести к полной слепоте. Эту область исследовали, чтобы выяснить, связана ли она каким-либо образом с шизофренией (Onitsuke et al., 2007).
  • В ходе исследования было обнаружено, что у лиц с хронической шизофренией объемы серого вещества в зрительной ассоциативной коре снижены, а это означает, что некоторые нарушения зрения у больных шизофренией могут быть связаны с затылочными долями.
  • Симптомы травмы сенсорной области могут включать один или несколько из следующих: трудности с восприятием прикосновения, трудности с распознаванием собственного тела, неспособность распознавать предметы на ощупь, фантомные боли в конечностях, неспособность ощущать вкус пищи и проблемы с обработкой слуховой информации.
  • Симптомы травмы двигательной области могут включать одно или несколько из следующих: нарушения речи, дефицит двигательного обучения, нарушения самостоятельных движений, неспособность связать двигательную реакцию с визуальным сигналом, проблемы с социальным познанием и неуклюжесть тела.
    движения.
  • Симптомы травмы ассоциативной области могут включать один или несколько из следующих: неспособность узнавать знакомые лица, проблемы с формированием процедурных и эпизодических воспоминаний, искаженное мышление, изменения личности, отсутствие пространственного восприятия и трудности с концентрацией внимания

Ссылки

Бейли, Р. (2020, 05 февраля). Что делает кора головного мозга? Thought Co. Что делает кора головного мозга? (thoughtco.com)

FlintRehab. (2021, 11 января). Повреждение коры головного мозга: определение, симптомы и восстановление . https://www.flintrehab.com/cerebral-cortex-damage/#:~:text=Теменная%20Доля%20Урон,проблемы%20с%20ощущением%20и%20восприятие.

Гай-Эванс, О. (13 апреля 2021 г.). Височная доля: определение, функции и расположение . Просто психология. www.www.www.www.www.www.simplypsychology.org/temporal-lobe.html

Гай-Эванс, О. (15 апреля 2021 г. ). Теменная доля: определение, функции и расположение . Просто психология. www.www.www.www.www.www.simplypsychology.org/parietal-lobe.html

Гай-Эванс, О. (2021, 19 апреля). Затылочная доля: определение, функции и расположение . Просто психология. www.www.www.www.www.www.simplypsychology.org/occipital-lobe.html

Гай-Эванс, О. (2021, 08 мая). Функция лобных долей, расположение в мозгу, повреждение и прочее . Просто психология. www.www.www.www.www.www.simplypsychology.org/frontal-lobe.html

Huang, J. (2020, сентябрь). Мозговая дисфункция в зависимости от местоположения. Руководство МСД . https://www.msdmanuals.com/en-gb/home/brain,-spinal-cord,-and-nerve-disorders/brain-dysfunction/brain-dysfunction-by-location

Lowndes, G., & Savage , Г. (2007). Раннее выявление нарушений памяти при болезни Альцгеймера: нейрокогнитивный взгляд на оценку. Neuropsychology Review, 17 (3), 193-202.

Мубарик, А., и Тохид, Х. (2016). Изменения лобной доли при шизофрении: обзор. Тенденции психиатрии и психотерапии, 38(4), 198-206.

Оницука, Т., Маккарли, Р. В., Куроки, Н., Дики, К. С., Кубицки, М., Демео, С. С., Фрумин, М., Кикинис, Р., Джолеш, Ф. А. и Шентон, М. Э. (2007). Объем серого вещества затылочной доли у пациентов мужского пола с хронической шизофренией: количественное МРТ-исследование. Исследование шизофрении, 92 (1-3), 197-206.

Вальдуа, С., Лассюс-Сангосс, Д., Лалье, М., Моро, О., и Писелла, Л. (2019). Что двустороннее поражение верхних теменных долей говорит нам о нарушениях зрительного внимания при дислексии развития. Нейропсихология, 130 , 78-91.

Чжоу С.Ю., Судзуки М., Такахаши Т., Хагино Х., Кавасаки Ю., Мацуи М., Сето Х. и Курачи М. (2007). Дефицит объема теменной доли при расстройствах шизофренического спектра. Исследование шизофрении, 89 (1-3), 35-48.

Дополнительная информация

Kniermin J. Неврология онлайн: электронный учебник по неврологии. Глава 5: Мозжечок. Центр медицинских наук Техасского университета в Хьюстоне.

Stoodley, CJ (2016). Мозжечок и нарушения развития нервной системы. Мозжечок, 15(1), 34-37.

Д’Анджело, Э. (2019). Мозжечок становится социальным. Наука, 363(6424), 229-229.

Доли мозга – общая психология

Перейти к содержимому

Биопсихология

Цели обучения

  • Определение расположения и функций долей головного мозга

Структуры переднего мозга

Два полушария являются частью (рис. 1), который является самой большой частью мозга. Передний мозг содержит кору головного мозга и ряд других структур, лежащих под корой (называемых подкорковыми структурами): таламус, гипоталамус, гипофиз и лимбическую систему (совокупность структур). Кора головного мозга, которая является внешней поверхностью мозга, связана с процессами более высокого уровня, такими как сознание, мышление, эмоции, рассуждения, язык и память.
Каждое полушарие головного мозга можно разделить на четыре доли, каждая из которых связана с различными функциями. Рисунок 1 . Мозг и его части можно разделить на три основные категории: передний мозг, средний мозг и задний мозг.

Доли головного мозга

Четыре доли головного мозга — это лобная, теменная, височная и затылочная доли (рис. 2). расположен в передней части мозга, простираясь назад к трещине, известной как центральная . Лобная доля участвует в рассуждениях, управлении моторикой, эмоциях и языке. Он содержит , который участвует в планировании и координации движения; , который отвечает за когнитивные функции более высокого уровня; и , что необходимо для создания языка.

Рисунок 2 . Показаны доли головного мозга.

Люди с повреждением зоны Брока испытывают большие трудности с произношением речи в любой форме. Например, Падма была инженером-электриком, социально активной и заботливой, вовлеченной матерью. Около двадцати лет назад она попала в автомобильную аварию и получила повреждение области Брока. Она полностью потеряла способность говорить и формировать какой-либо осмысленный язык. С ее ртом и голосовыми связками все в порядке, но она не может произносить слова. Она может следовать указаниям, но не может отвечать устно, и она может читать, но уже не пишет. Она может выполнять рутинные задачи, например бегать на рынок за молоком, но не может общаться вербально, если того требует ситуация.

Рисунок 3 . (а) Финеас Гейдж держит железный стержень, который пронзил его череп во время аварии на строительстве железной дороги в 1848 году. (б) Префронтальная кора Гейджа была серьезно повреждена в левом полушарии. Стержень вошел в лицо Гейджа с левой стороны, прошел за его глаз и вышел через верхнюю часть его черепа, прежде чем приземлиться примерно в 80 футах от него. (кредит а: модификация работы Джека и Беверли Уилгус

Вероятно, самый известный случай повреждения лобной доли произошел у человека по имени Финеас Гейдж. 13 сентября 1848 года Гейдж (25 лет) работал на железной дороге. бригадиром в Вермонте. Он и его команда использовали железный стержень, чтобы забить взрывчатку во взрывную яму, чтобы удалить камень вдоль пути железной дороги. К сожалению, железный стержень создал искру и заставил стержень взорваться из взрывной ямы в лицо Гейджа и его череп (рис. 3). Хотя Гейдж лежал в луже собственной крови с мозговым веществом, выходящим из его головы, он был в сознании и мог вставать, ходить и говорить. Но в течение нескольких месяцев после аварии , люди заметили, что его личность изменилась. Многие его друзья описывали его как уже не самого себя. До аварии говорили, что Гейдж был воспитанным, тихим человеком, но он стал вести себя странно и неадекватно. Такие изменения личности согласуются с потерей контроля над импульсами — функцией лобных долей.

Помимо повреждения самой лобной доли, последующие исследования пути стержня также выявили возможное повреждение проводящих путей между лобной долей и другими структурами мозга, включая лимбическую систему. Поскольку связи между планирующими функциями лобных долей и эмоциональными процессами лимбической системы были разорваны, Гейджу было трудно контролировать свои эмоциональные импульсы.

Однако есть некоторые свидетельства того, что драматические изменения в личности Гейджа были преувеличены и приукрашены. Дело Гейджа произошло в разгар 19В -м веке ведутся споры о локализации — о том, связаны ли определенные области мозга с определенными функциями. На основе крайне ограниченной информации о Гейдже, степени его травмы и его жизни до и после аварии ученые стремились найти поддержку своим собственным взглядам, на чью бы сторону спора они ни встали (Macmillan, 1999).

Ссылка на обучение

Посмотрите этот ролик о Финеасе Гейдже, чтобы узнать больше о его несчастном случае и травме.

Вы можете просмотреть стенограмму фильма «Финеас Гейдж (LEGO Stop-Motion Video)» (откроется в новом окне).

Рисунок 4.  Определенные части тела, такие как язык или пальцы, отображаются в определенных областях мозга, включая первичную моторную кору.

Одна особенно интересная область в лобной доле называется «первичной моторной корой». Эта полоска, идущая вдоль боковой части мозга, отвечает за произвольные движения, такие как прощание, шевеление бровями и поцелуи. Это прекрасный пример узкой специализации различных областей мозга. Интересно, что каждая из наших различных частей тела имеет уникальную часть первичной моторной коры, посвященную ей. Каждому отдельному пальцу отведено примерно столько же места в мозгу, сколько всей ноге. Ваши губы, в свою очередь, требуют такой же целенаправленной обработки мозга, как и все ваши пальцы и рука вместе взятые!

Рисунок 5 . Пространственные отношения в теле отражаются в организации соматосенсорной коры.

Поскольку кора головного мозга в целом и лобная доля в частности связаны с такими сложными функциями, как планирование и самосознание, их часто считают высшей, менее первичной частью мозга. Действительно, другие животные, такие как крысы и кенгуру, хотя и имеют лобные области мозга, не имеют такого же уровня развития коры головного мозга. Чем ближе животное к человеку на эволюционном древе (например, шимпанзе и горилла), тем более развита эта часть его мозга.

мозга расположен сразу за лобной долей и участвует в обработке информации от органов чувств. Он содержит , который необходим для обработки сенсорной информации со всего тела, такой как прикосновение, температура и боль. Соматосенсорная кора организована топографически, а это означает, что существующие в организме пространственные отношения поддерживаются на поверхности соматосенсорной коры. Например, часть коры, которая обрабатывает сенсорную информацию от руки, примыкает к части, которая обрабатывает информацию от запястья.

Рисунок 6 . Повреждение зоны Брока или зоны Вернике может привести к дефициту речи. Однако типы дефицита очень разные, в зависимости от того, какая область поражена.

расположен сбоку головы (височные означает «рядом с висками») и связан со слухом, памятью, эмоциями и некоторыми аспектами речи. , основная область, отвечающая за обработку слуховой информации, расположена в височной доле. Здесь же находится , важный для понимания речи. В то время как люди с повреждением зоны Брока испытывают трудности с произношением речи, люди с повреждением зоны Вернике могут воспроизводить осмысленную речь, но не могут ее понять.

расположен в самой задней части мозга и содержит первичную зрительную кору, которая отвечает за интерпретацию поступающей визуальной информации. Затылочная кора организована ретинотопически, что означает наличие тесной связи между положением объекта в поле зрения человека и положением представления этого объекта в коре. Вы узнаете намного больше о том, как визуальная информация обрабатывается в затылочной доле, когда будете изучать ощущения и восприятие.

Пища для размышлений

Учтите следующие советы Джозефа Леду, профессора неврологии и психологии в Нью-Йоркском университете, когда вы узнаете об определенных частях мозга: центр, отвечающий за какую-либо функцию. Представление о том, что функции являются продуктами областей или центров мозга, осталось со времен, когда большинство данных о функциях мозга основывались на эффектах поражения мозга, локализованных в определенных областях. Сегодня мы думаем о функциях как о продуктах систем, а не областей. Нейроны в областях вносят свой вклад, потому что они являются частью системы. Миндалевидное тело, например, способствует обнаружению угроз, потому что оно является частью системы обнаружения угроз. И то, что миндалевидное тело участвует в обнаружении угроз, не означает, что обнаружение угроз является единственной функцией, в которой оно участвует. Нейроны миндалевидного тела, например, также являются компонентами систем, которые обрабатывают значение стимулов, связанных с едой, питьем, сексом и наркотиками, вызывающими привыкание.

Лицензии и атрибуты (Щелкните, чтобы развернуть)

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее

  • Головной и спинной мозг. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/3-4-the-brain-and-spinal-cord. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction.
  • Миндалевидное тело не является центром страха для мозга. Автор : Джозеф Леду. Расположен по адресу : http://thepsychreport.com/science/the-amygdala-is-not-the-brains-fear-center/. Проект : Психологический отчет. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
  • Абзацы и изображение моторной коры. Автор : Роберт Бисвас-Динер. Предоставлено : Университет штата Портленд. Расположен по адресу : http://nobaproject.com/modules/the-brain-and-nervous-system. Проект : Проект Ноба.