Гендерная роль мужчины: Гендерная роль мужчины и женщины — Новости учреждения
Гендерная роль мужчины и женщины — Новости учреждения
Человечество меняется. Изменения затрагивают даже те вещи, которые, казалось бы, испокон веков были и так и останутся неизменными. Гендерная роль мужчины и женщины тоже претерпевает изменения. Если сказать еще точнее, в наше время границы между традиционно «мужским» и «женским» уже трудно различимы.
Основные понятия: пол и гендер
Гендерная роль и все что с ней связано, является относительно новым феноменом и для нашего общества остается довольно неоднозначной и не до конца понятной категорией. Поэтому, прежде чем углубиться в изучение этой темы, нужно определить основные понятия.
Биологический пол – совокупность генетически и гормонально обусловленных характеристик организма, обобщающая все его репродуктивные (половые) особенности, отличающие его от представителей другого биологического пола и определяющие его роль в процессе оплодотворения при половом размножении.
Принято говорить о существовании двух видов биологического пола: мужского и женского.
Гендер – социальный пол человека; характеристика личности с точки зрения маскулинности (комплекса телесных, психических и поведенческих особенностей, рассматриваемых как мужские) или феминности (совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам или ожидаемых от женщин).
В современном мире господствует бинарная гендерная система – разделение людей на две противоположные группы мужчин и женщин.
Интересно, что не во всех культурах гендер является значимой социальной категорией, как в нашей. Есть общества, где выделяется три и более гендера, а также множество гендерных ролей.
Гендерная роль – вид социальной роли, представляющий собой поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола. Это поведение, которое традиционно рассматривается как подобающее мужчинам и женщинам.
Социальная роль – социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в обществе и имеющего в связи с этим определенные права и обязанности.
Таким образом, гендерная роль мужчины и женщины – это формы поведения, ожидаемые социумом от мужчин и женщин.
Но гендерные роли не только ожидаются, они еще и:
- предписываются,
- прививаются (путем воспитания и образования),
- осваиваются,
- исполняются,
- нарушаются,
- принимаются или отвергаются личностью.
Существует еще одно понятие, связанное с гендером – гендерная идентичность.
Гендерная идентичность — внутреннее самоощущение человеком себя представителем того или иного гендера, то есть мужчиной, женщиной или представителем другой категории.
Как формируется гендерная роль мужчины и женщины?
Человек рождается мужчиной или женщиной лишь в биологическом смысле, в социальном смысле он становится мужчиной или женщиной. В поведении младенцев-девочек и мальчиков нет различий. Нет существенной гендерной разницы между мужчиной и женщиной!
Изначально представители обоих полов просто люди. Набор человеческих характеристик и качеств един, разделение на мужские и женские качества условно принято в обществе.
Мальчик становится мужчиной, потому что его воспитывают как мужчину, развивают традиционно мужские черты, качества, прививают соответствующие принципы и цели, обучают мужским моделям поведения. Аналогично и девочка учится быть женщиной.
Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, от них ожидают разные модели поведения, подкрепляют проявления разных черт характера, предъявляют разные требования.
Стоит ли после этого удивляться, что вырастая, мужчины и женщины смотрят друг на друга как на существ с разных планет? Как же им понять друг друга, если они разные и при этом никто не учил их взаимопониманию? Только путем самообразования и приобретения личного опыта общения.
Гендерные роли женщин и мужчин меняются по ходу истории, были и остаются различными в разных культурах и обществах, различаются в зависимости от экономики, политики, религии и прочих социальных факторов жизни конкретного общества. Но все-таки можно говорить о некоторой традиционности гендерных ролей, которая передавалась веками от поколения к поколению.
В нашем обществе гендерные роли мужчин традиционно принято обозначать как «Добытчик», «Хозяин», «Защитник». Они сохраняются, но ведь невозможно не заметить что уже пару десятков лет в моде «мягкая», даже женственная мужественность. Все более ценится в мужчинах не физическая сила, активность, смелость, умение рисковать, а интеллект, снисходительность, сдержанность, умение общаться, сопереживать и заботиться.
Традиционные гендерные роли женщин: «Хранительница домашнего очага», «Мать», «Жена». Общество ждет, что женщина будет доброй, терпеливой, скромной, мягкой, заботливой, понимающей, «домашней». Но как много женщин в наше время социально активны, деятельны, работают наравне с мужчинами, нередко зарабатывая больше мужчин?! Добытчик уже не Он, а Она. В женщине ценится не только красота, доброта и хозяйственность, но еще и умение зарабатывать, деловитость, целеустремленность, стрессоустойчивость, смелость.
Самая распространенная в нашем обществе гендерная роль женщины не имеет названия. Эта роль, характерная для женщин, являющихся представительницами рабочего класса, появилась в нашем обществе и закрепилась в нем в ХХ столетии. Можно назвать эту роль «Универсальный солдат». От женщины требуется быть женой, матерью, хозяйкой, труженицей, добытчицей, защитницей – идеальной всегда и во всем и при этом везде преуспевающей!
Последствия борьбы за равные права
Борьба женщин за равноправие полов, начавшаяся в конце позапрошлого столетия, закончилась тем, что многие женщины теперь работают и за себя и за мужчин, а мужчины снимают с себя часть ответственности за добычу средств на содержание семьи, при этом не считая себя обязанными помогать женщинам по дому и в воспитании детей.
Современная женщина берет на себя слишком много и, «превращаясь» в мужчину, жалуется: «Нормальных мужиков уже просто не осталось!».
Гендерная роль мужчины также претерпевает существенные изменения в наши дни. Она становится ближе к традиционной гендерной роли женщины, точно также как гендерная роль женщины к мужской. Гендерные роли сливаются воедино.
Наблюдается и другая тенденция. Мужчины и женщины меняются ролями! К примеру, сегодня все более популярным (особенно в странах Западной Европы) становится уход в декретный отпуск не женщин, а мужчин (причем делают они это добровольно, по собственному желанию).
Именно после того, как женщины получили равные права с мужчинами, начало наблюдаться не равенство, а смена ролей.
Мужчина и женщина юридически имеют равные права, но фактически остаются неравными. Современная женщина чаще и Хранительница домашнего очага (традиционная роль женщины), и Добытчик (традиционная роль мужчины), а мужчина чаще либо Добытчик, либо Хранитель домашнего очага. Вот к чему привело движение и борьба за равноправие полов – к новому неравенству.
Но дело в том, что мужчина и женщина и не могут быть равными, ведь природа сделала их разными! Как бы ни был силен разум человека и насколько бы ни была развита его личность, он еще и биологическое существо, природа также обуславливает гендерную роль.
Даже если женщина выберет традиционно мужскую гендерную роль, а ее мужчина – женскую, наступит момент, когда их система собьется. Этим моментом будет появление ребенка. Каким бы женственным ни был мужчина, как бы ни умел он вести домашнее хозяйство и заботиться о детях, есть то, что никогда не позволит ему полностью реализоваться в женской роли – он не может забеременеть и родить ребенка.
Если оба супруга будут иметь одинаковые права и обязанности, будут полностью равны, не будет семьи! Кто будет заботиться о детях, если оба работают? Кто будет приносить в дом деньги, если оба безработные?
Женщины решают эту проблему, взваливая на свои плечи двойной груз ответственности, но по количеству несчастных женщин, несчастливых семей, разводов и детей, растущих без отца, не трудно догадаться, что такой подход к решению проблемы неэффективен.
Свобода быть собой
Казалось бы, почему в наше время, когда мужчина и женщина равны в правах, могут свободно, добровольно, без обязательного согласия родственников, выбрать друг друга и создать семью по любви, так много несчастливых пар? Не потому ли, что отступая от традиций и природы, люди просто не понимают
Когда люди не знают что делать со свободой, она становится для них бóльшим злом, нежели необходимость жить под чьим-то строгим руководством. А ведь свобода – это наивысшая ценность, это возможность быть собой! Человек в наши дни волен выбирать, кем ему быть и как жить. Он не обязан придерживаться той гендерной роли, которая навязывается и ожидается. Вне зависимости от пола, важно быть собой!
Если девочке нравится драться, почему бы ей не стать профессиональным боксером? Если мальчику нравится заботиться о младших детях, почему ему нельзя стать воспитателем или учителем? Но фразы «Ты же мальчик!» или «Ты же девочка!» отучают детей понимать себя. В итоге ребенок говорит, действует и чувствует как положено, а не как он действительно это переживает.
Проблема «Я не знаю, что мне делать со свободой выбора» вырастает из проблемы «Я не знаю себя».
Слишком традиционное и строгое, требующее четкого следования общественным нормам и стереотипному мышлению воспитание в детстве во взрослом возрасте приводит к тому, что называется гендерно-ролевой стресс.
Гендерно-ролевой стресс – это состояние психического напряжения, возникающее в случае неспособности придерживаться своей гендерной роли или, напротив, необходимости придерживаться поведения, характерного для противоположной гендерной роли.
Подробнее читайте «Гендерно-ролевой стресс: от чего страдают мужчины и женщины».
Тенденции, наблюдаемые сегодня в развитых странах таковы, что подчеркивание гендерных различий признается некорректным, так как традиционная гендерная роль стала пониматься как навязывание потребностей общества индивиду без учета его личных желаний и целей.
С другой стороны, если все люди будут вести себя только так, как им хочется, не руководствуясь социальными нормами и требованиями к себе как к представителю определенного пола, мир рискует потерять такие важные для продолжения человеческого рода институты как брак и семья! Ведь именно возникновение традиционных гендерных ролей мужчины и женщины когда-то давно и породило моногамию, традиционную семью и обязанность заботится о своих детях, пока они не вырастут!
Источник
Гендерная роль мужчины в современных семейных практиках Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
ДАДАЕВА Т. М., МИШАНИНА И. С.
ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ МУЖЧИНЫ В СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ПРАКТИКАХ Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного среди молодых мужчин города Саранска. Были выявлены особенности мужских гендерных ролей в современных молодых семьях, определены основные факторы и показатели, влияющие на их формирование, обнаружены тенденции трансформации мужской гендерной роли в эгалитарном направлении.
Ключевые слова: гендер, гендерная роль, современная семья, семейные практики.
DADAEVA T. M., MISHANINA I. S.
THE GENDER ROLE OF MEN IN MODERN FAMILY PRACTICES Abstract. The article presents the results of a sociological study conducted among young men of the city of Saransk. The features of male gender roles in modern young families and the main factors influencing their formation were identified. The transformation trends of the male gender role in the egalitarian direction were discovered.
Keywords: gender, gender role, modern family, family practices.
За последние десятилетия в российском обществе произошло довольно много социально-экономических, правовых, культурных и духовных изменений, которые приобретая массовый характер, существенно повлияли на семейный институт. Как женщины, так и мужчины уже не ориентируются на патриархальную модель семьи, а выдвигают собственные потребности и стремления. Данные исследований показывают, что мужчины все более ориентированы на эгалитарную модель семьи. Теперь они выполняют не только финансовые функции, а полноценно участвуют в воспитании своих детей, включены в процесс оказания заботы и ухода за детьми. В 2011 году к вопросу об отпуске отца по уходу за ребенком положительно отнеслось 66% респондентов, в 2017 — 77%. Отрицательно к этому отнеслись в 2011 году 21%, а в 2017 уже только 16% респондентов [15]. По данным опроса ФОМ в 2013 году (1500 респондентов — жителей 100 городских и сельских населенных пунктов в 43 субъектах РФ) абсолютное большинство респондентов (83%) считают, что вести домашнее хозяйство должны в равной степени как жена, так и муж [13].
Современные мужчины стремятся быть успешным во всех сферах жизни, однако они испытывает довольно большое количество проблем. Так, по данным демографического ежегодника России за последние пять лет коэффициент смертности мужчин превышает коэффициент смертности женщин в два раза. Продолжительность жизни мужчин при
1
рождении меньше продолжительности жизни женщин, и эта тенденция существует во всем мире. Мужчины хуже следят за своим здоровьем, чем женщины и реже обращаются за медицинской помощью. В результате из-за отсутствия своевременной диагностики и помощи болезни часто бывают запущенными, что приводит к смертности. Так по данным Британского исследования в области здравоохранения, общий уровень медицинских консультаций у мужчин на 32% ниже, чем у женщин [18]. В нашей стране один из самых резких разрывов между продолжительностью жизни мужчин и женщин. Средняя продолжительность жизни у первых составляет 66 лет, а у вторых — 77 лет. Разница составляет 11 лет [6].
Исследований, посвященных изучению положения мужчин в обществе недостаточно, как правило основное внимание направлено на изучение проблем женщин. Поэтому необходимость исследований тенденции трансформации гендерной роли мужчины в семье и процессов эгалитаризации гендерных отношений в целом является весьма актуальной.
Тема взаимоотношений полов, половых ролей исследовалась такими социологами как Э. Дюркгейм [7], К. Маркс [12], Т. Парсонс [15], Ф. Энгельс [12] и т.д. Однако в трудах этих ученых половые роли рассматриваются лишь с точки зрения биологического происхождения. Ученые феминистского направления (Д. Митчелл, А. Оэкли, Г. Рабин, Б. Фридан, К. Миллет, Х. Хартманн и др.) полагают, что гендерные различия предопределяются не биологией, а конструируются обществом, культурой и символами. Непосредственному изучению маскулинности посвящены работы таких зарубежных авторов, как У. Бек [1], П. Бурдье [2], Э. Гидденс [3], М. Киммел [8], Р. Коннелл [10]. Среди российских авторов можно отметить И. С. Кона [9], И. Н. Тартаковскую [17].
Наиболее плодотворной в исследовании гендерных отношений в социологии, на наш взгляд, выступает объединительная парадигма (объединяет социальный конструктивизм и системно-структурный подход), разработанная Р. Коннеллом, на которую будем опираться в исследовании.
В рамках данной парадигмы под гендерной ролью понимается организованная модель поведения мужчин или женщин, сформированная с одной стороны общественными нормами и социальными институтами, а с другой — определяемая и конструируемая ими в процессе повседневного взаимодействия. То есть гендерная роль конструируется как на уровне социальных институтов (государство, семья, школа, СМИ, религия), так и самими индивидами на уровне их сознания и поведения.
Под мужской гендерной ролью мы будем понимать гендерные практики мужчин, воспроизводимые в соответствии с их представлениями и установками, а также предписываемые тендерными нормами в обществе.
2
Для исследования особенностей мужских тендерных ролей в современной молодой семье в апреле 2020 года был проведен онлайн-опрос. Было опрошено 118 мужчин г. Саранска, состоящих в брачных отношениях, в возрасте до 35 лет. Проверялась гипотеза о том, что в современных молодых семьях мужчины стали чаще демонстрировать эгалитарные установки, чем традиционные, что проявляется в активном участии мужчин в домашней работе, в совместном принятии решений с супругой, а также в уходе за детьми, занятиях с ними и т.д.
Анкета состояла из следующих тематических блоков: разделение власти в семье, разделение домашних обязанностей, уровень катексиса или эмоциональные отношения, представления респондентов о ролях мужчины и женщины в семье.
Анализ данных. Разделение власти. Было выявлено, что в большинстве семей мужчины придерживаются эгалитарных взглядов на главенство в семье. Решения по поводу покупки дорогостоящих вещей (70%), по проведению досуга (75%) и бытовым вопросам (63%) принимаются совместно. В целом, по данным анализа, в семьях доминирует партнерское взаимодействие (53%), бюджет формируется за счет обоих супругов (83%), в конфликтных ситуациях доминирует компромисс (42%). Стоит отметить, что распоряжение бюджетом в большинстве опрошенных молодых семей происходит, по мнению мужчин, совместно (75%). В ходе нашего анализа было установлено, что в большинстве семей, где бюджет формируется за счет обоих супругов, решения по планированию бюджета, покупке дорогостоящих вещей, проведению досуга принимаются также совместно.
Основными индикаторами, влияющими на формирование эгалитарной гендерной роли мужчин в семье, оказались возраст респондентов, национальность, религиозная принадлежность, уровень образования и профессиональная деятельность. Более согласованное принятие решений демонстрируют респонденты, находящиеся в возрастном диапазоне от 25 до 34 лет, русской национальности, не относящие себя ни к какой религии. Склонность к совместным решениям также преобладает больше у респондентов, имеющих образование не ниже среднего профессионального. Была выявлена закономерность, что чем выше уровень дохода мужчины, тем выше уровень его участия в принятии решений, и наоборот. Это заметно на примере индивидуальных предпринимателей. Нами было установлено, что у большинства из них не возникает финансовых проблем (93%), следовательно, они являются основными добытчиками в семье, тем самым обеспечивая себе лидерство в принятии решений. Стоит также отметить, что те, кто работает удаленно, находясь дома (фрилансеры), чаще участвуют в совместном с супругой принятии решений. Также установлено, что чем ниже уровень дохода у мужчин, тем выше участие женщин в принятии решений, это касается категории домохозяев (см. табл. 1).
3
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Кто, в основном, принимает решения в Вашей семье?», в зависимости от формы занятости, %
Вариант ответа Форма занятости
Работа по найму ИП Фрилансер Домохозяин Студент Другое
Всегда муж 4 20 0 0 8 7
В основном муж 18 27 0 0 8 7
В основном жена 3 7 0 0 0 0
Всегда жена 1 0 0 0 0 0
В основном вместе 56 40 83 100 23 67
Всегда вместе 13 0 17 0 46 20
Затрудняюсь ответить 4 7 0 0 15 0
Разделение домашних обязанностей. Мужчины также принимают активное участие в домашней работе, но все же большую долю выполняют женщины. К женским обязанностям можно отнести стирку (75%) и глажение одежды (70%), приготовление пищи (61%), мытье посуды (49%), а к мужским ремонт (76%) и вынос мусора (45%). К гендерно нейтральным видам домашней работы (выполняются совместно), относятся планирование досуга (79%), уборка дома (55%) и покупка продуктов (48%) (см. рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Каким образом происходит разделение домашних обязанностей в Вашей семье?» 4
Следует отметить, что гендерное маркирование видов домашней работы с точки зрения того, кем она чаще всего выполняется, со временем не слишком меняется согласно данным социологического исследования, проведенного одним из авторов данной статьи в 2005 году по той же методике, основной «мужской» домашней работой также был вынос мусора и ремонт [4].
Мужчины активно включаются в домашние обязанности, связанные с уходом за ребенком. Проверка домашнего задания, уход за ребенком во время какого-либо заболевания, интеллектуальное развитие, организация досуга, все это является совместной деятельностью супругов (см. рис. 2).
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Каким образом происходит распределение обязанностей по уходу за детьми?»
На разделение домашних обязанностей между супругами влияет ряд показателей: возраст, национальность и религия, профессиональная деятельность и форма занятости, длительность брака и гендерные отношения в семье, в которой воспитывались мужчины. Наиболее активное участие в домашнем труде принимают мужчины до 24 лет, фрилансеры и студенты, т.е. частично занятые. Выявлена закономерность, что чем меньшее количество времени респонденты состоят в отношениях, тем больше они заняты выполнением домашних обязанностей. Было также замечено, что респонденты, воспитанные в эгалитарной семье более склонны к равноправному разделению домашнего труда, чем респонденты, воспитанные в традиционной семье.
Эмоциональные отношения. Выявлено, что между партнерами присутствует эмоциональная близость, отношения основаны на уважении и заботе. Большая часть
респондентов характеризует отношения с супругой, как идеальные «о таких отношениях можно только мечтать» (51%). Стоит отметить тот факт, что в семьях, где отношения выстроены таким образом, возникает меньше конфликтов по поводу распределения домашних обязанностей.
Было также установлено, что существующая модель разделения гендерных ролей соответствует представлениям респондентов о счастливом браке, так как подавляющее большинство респондентов оценивают брак с положительной стороны (96%).
Представления респондентов о ролях мужчины и женщины в семье. Полученные результаты говорят о том, что номинально в представлениях мужчин еще сохраняются традиционные гендерные стереотипы, но все же, по их мнению, в семье должны быть равноправные отношения (82%). В большей степени на данную позицию оказывает влияние тот факт, что семьи, в которых были воспитаны мужчины, имели традиционный уклад. Бесспорно, что процесс гендерной социализации, в большей степени воздействующий на становление личности и гендерные представления людей, происходит именно в детстве в родительской семье, о чем свидетельствуют и данные ранее проведенных исследований [5].
Ориентацию мужчин на эгалитарное взаимодействие ярко демонстрируют их ответы о готовности взять отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет вместо жены, если возникнет такая необходимость (62%). Полностью уверены в том, что могут пойти на такой шаг 31%, не исключают таких событий 30%, возможное несогласие выражают 21%, полностью исключают такую ситуацию 15%. Также был задан вопрос о том, какие обстоятельства могут побудить мужчин взять отпуск по уходу за ребенком. Хотели бы больше времени проводить с ребенком и участвовать в его воспитании — 43%, что подтверждает феномен вовлеченного отцовства; 31% могут пойти на это лишь в крайних вынуждающих обстоятельствах, а вообще считают это женской обязанностью; 12% в случае, если супруга будет зарабатывать больше; 5% готовы, если будут получать большее пособие по уходу, чем жена; 4% возьмут отпуск, если захотят таким образом отстраниться от неприятностей на работе. Остальные 5% выбрали вариант «другое», указав, что при любых обстоятельствах на это готовы; в ситуации, если так будет удобнее супруге и самому респонденту.
Для сравнения приведем данные социологического исследования «Отцовство в России сегодня» 2015 года (опрошено 275 мужчин в возрасте от 18 до 49 лет). Из всей совокупности опрошенных, имеющих детей послеродовой отпуск взяла только четверть отцов (80 чел.), 2,5% мужчин в это время не работали, 195 чел. не брали отпуска из них 33 человека получило отказ (17%), 106 человек не смогли этого себе позволить (54,4%) и 45 человек отказались сами (23%) [14]. На вопрос о том, какую роль в семье, на их взгляд, они исполняют, большинство — 60% указали, что являются главой семьи, 18% выбрали
6
«кормилец», 6% отметили, что являются хранителями домашнего очага, 4% выбрали вариант «семейный психотерапевт, 3% мужчин исполняют роль домохозяина, 3% отметили, что являются организаторами досуга, 2% выбрали вариант «ответственный за воспитание детей», 4% выбрали вариант «другое», ответив на данный вопрос в шутливой форме. Например, были такие ответы, как «давитель дивана», «организатор вкусной и здоровой пиши», «соучредитель компании АО «Семья», несущий полную ответственность за деятельность организации, и имеет те же права и обязанности, что и второй соучредитель по имени «Супруга» т.д.
Таким образом, в результате нашего исследования были выявлены особенности мужских гендерных ролей в современных молодых семьях. Мужчины наряду с традиционными установками, что чаще проявляется в разделении домашнего труда, демонстрируют и эгалитарные установки, что выражается в совместном принятии важных решений, в совместном распоряжении бюджета и т.д. Исследование показало, что отношения в большинстве семей выстроены по принципу равенства и взаимоуважения. Также было установлено, что чем выше уровень дохода у мужчины, тем значимее его участие в принятии решений, и наоборот.
Важным показателем в исследовании гендерного взаимодействия в семье является разделение домашних обязанностей между супругами. Выявлено, что большую долю домашней работы выполняют женщины. К «женским» обязанностям можно отнести стирку и глажение одежды, приготовление пищи, мытье посуды, к «мужским» ремонт и вынос мусора. На ответы о гендерном распределение домашних обязанностей влияет ряд показателей: возраст, национальность и религия, профессиональная деятельность и форма занятости, длительность брака, тип гендерных отношений в семье, в которой воспитывались мужчины. Так респонденты, воспитанные в эгалитарной семье более склонны к равноправному разделению домашнего труда, чем респонденты, воспитанные в традиционной семье. Выявлена закономерность, что чем меньшее количество времени респонденты состоят в отношениях, тем больше они вовлечены в домашний труд.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что молодые мужчины, постепенно трансформируют гендерные стереотипы и представления о традиционной мужской гендерной роли, чаще демонстрируют в семейном взаимодействии эгалитарные установки, участвуют не только в материальном обеспечении семьи, но и в ответственном отцовстве и в домашних делах наряду с супругой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бек У Общество риска. На пути к другому модерну: пер. с. нем. — М.: Прогресс-традиция, 2000. — 384 с.
2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / под ред. Н. А. Шматко. -СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. — 568 с.
3. Гидденс Э. Трансформация интимности. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
4. Дадаева Т. М. Кто выносит мусор, или Парадоксы гендерного разделения домашнего труда // Социологические исследования. — 2005. — № 6. — С. 120-126.
5. Дадаева Т. М., Фудин А. Ф. Представления о маскулинности современных юношей (на примере студентов-первокурсников) // Социологические исследования. — 2013. -№ 6. — С. 100-107.
6. Демографический ежегодник России 2019 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/B19_16/Main.htm (дата обращения 15.05.2020).
7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — М.: Наука, 1991. — 575 с.
8. Киммел М. Гендерное общество / пер. с англ. О. Оберемко, И. Тартаковская. — М.: РОССПЭН, 2006. — 464 с.
9. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. — М.: Время, 2009. — 496 с.
10. Коннелл Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 251-279.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собрание сочинений. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1955. — Т. 3. — 689 с.
13. Образ идеальной семьи. Много ли в России идеальных семей? И какую из них можно считать идеальной? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fom.ru/Rabota-i-dom/11024 (дата обращения 12.05.2020).
14. Отцовство в России сегодня. — М.: ИСЭПН РАН, 2016 — 120 с.
15. Парсонс Т. Половые роли и структура семьи // Социология: хрестоматия / под общ. ред А. И. Сухарева. — Саранск: Изд-во НИИ регионологии при Мордовском ун-те, 2000. — 288 с.
16. Семейные роли: представления россиян о роли матери и отца в семье [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fom. ru/Rabota-i-dom/13670 (дата обращения 15.05.2020).
17. Тартаковская И. Н. Социология маскулинности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://nashaucheba.ru/v45142/тартаковская_и.н._социология_ маскулинности (дата обращения 15.05.2020).
18. Wang Y., Hunt K., Nazareth I., Freemantle N., Petersen I. Do men consult less than women? An analysis of routinely collected UK general practice data [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1136/bmjopen-2013-003320 (дата обращения 22.05.2020).
Мужские стереотипы и «мужская коробка»
Все мы постоянно подвергаемся бомбардировке гендерными стереотипами, но новое исследование проливает свет на меняющееся отношение молодых мужчин к негативным сообщениям о мужественности.
Нравится нам это или нет, но нас постоянно бомбардируют гендерными стереотипами. С самого рождения все мы получаем тонкие (и не очень) подсказки о том, как быть мужчиной. Гендерные стереотипы, от «мальчишки носят синее» до «настоящие мужчины не отступают перед дракой», укоренились в нашей культуре и подкрепляются образцами для подражания и средствами массовой информации.
«Гендерные стереотипы встроены в нашу культуру и подкрепляются образцами для подражания и средствами массовой информации».
Эти идеи не новы – обсуждение гендерных стереотипов ведется давно, но недавняя серия исследований проливает новый свет на практическое влияние этих норм.
Австралийское исследование с участием мужчин в возрасте 18–30 лет было проведено в рамках проекта The Jesuit Social Service Men’s Project . Он обсудил концепцию «Мужской ящик» и определили семь ключевых понятий, которые представляют некоторые нездоровые и пагубные социальные факторы, которым подвергаются молодые мужчины. Мужчины, которые соответствуют этим стереотипам и согласны с этими утверждениями, были идентифицированы как «мужчины».
Нездоровые стереотипы о «человеческом ящике»
- Самодостаточность : Говорить с другими о своих проблемах и заботах слабо; Мужчины должны разобраться со своими личными проблемами без просьбы о помощи.
- Действуя жестко : Парень, который не сопротивляется, слаб; Парни всегда должны вести себя решительно, даже если они напуганы и нервничают.
- Физическая привлекательность : Успешные мужчины хорошо выглядят; Но тратить слишком много времени на свою внешность не по-мужски.
- Жесткие гендерные роли : Мужчины не занимаются домашними делами; Мужчины должны быть финансовыми поставщиками для своей семьи.
- Гетеросексуальность и гомофобия : гей парень не настоящий мужчина; У гетеросексуальных парней не должно быть друзей-геев.
- Гиперсексуальность : Настоящий мужчина имеет как можно больше сексуальных партнеров; Настоящий мужчина никогда не откажет сексу.
- Агрессия и контроль : Мужчины должны прибегать к насилию, когда это необходимо; В отношениях последнее слово всегда остается за мужчиной.
Результаты исследования – хорошие и плохие
Кажется, что, несмотря на некоторый значительный прогресс в последние годы, предстоит еще много работы по борьбе с сообщениями, поддерживающими старые стереотипы. Примерно половина (49%) респондентов указали, что получаемые ими сообщения о том, «как быть мужчиной», поддерживают вышеуказанные негативные стереотипы.
Но хорошая новость заключается в том, что, несмотря на распространенность этих сообщений, примерно 70% респондентов не согласны с этими настроениями. Это обнадеживающий показатель изменения взглядов среди молодых людей, которые по причинам, перечисленным ниже, хороши как для них самих, так и для общества в целом.
Каковы последствия нахождения в «человеческом ящике»?
Респонденты, которые поддерживали и соглашались со стереотипами «Человек-коробка», испытали множество негативных последствий для физического, психического и социального здоровья, в том числе:
- 64% имели мысли о самоубийстве за последние две недели
- 55% были участниками дорожно-транспортных происшествий в прошлом году
- 71% физически издевались над кем-то за последний месяц.
В рекомендациях исследования подчеркивается огромный объем работы, связанный с изменением этих стереотипов путем переопределения и ролевого моделирования новых норм для австралийского мужчины:
- Просить о помощи — признак силы
- Крутые мужчины показывают свои уязвимые места
- Настоящие мужчины привлекательны
- Домашние роли и обязанности не зависят от пола
- Гендерная идентичность не зависит от биологического пола
- Длительные отношения приносят наибольшее удовлетворение
- Доброжелательность и сотрудничество важнее агрессии и контроля.
Результаты этого исследования одновременно сложны и утешительны. Трудно признать, что многие австралийские мужчины все еще подвержены негативным стереотипам. Также сложно отметить, что почти треть по-прежнему идентифицирует себя с концепциями «мужской коробки», но приятно осознавать, что все больше молодых людей отвергают эти старые и устаревшие идеалы в своей жизни.
Продолжая изменять эти нездоровые нормы, мы также можем повлиять на основные проблемы нашего общества, такие как самоубийство , насилие и даже плата за проезд!
Если вам нужно с кем-то поговорить, вы можете позвонить нашим консультантам MensLine Australia по телефону 1300 78 99 78 или воспользоваться онлайн-чатом.
Еще о психическом здоровье мужчин
ФильтрОбщениеОдиночествоПодавленныйПаникаОказание поддержкиПТСРСамопомощьЗнаменные дниЧто такоеРабота
Психическое здоровье
Профилактические действия являются важной частью заботы о вашем психическом здоровье. Вот несколько советов по созданию режима «умственного фитнеса».
Подробнее
Психическое здоровье
Профилактические действия являются важной частью заботы о вашем психическом здоровье. Вот несколько советов по созданию режима «умственного фитнеса».
Подробнее
Вызов перемен
Новый год и новый ты? Мы все слышали это раньше, но разве мы так легко отказываемся от своих амбиций? Узнайте здесь о проблемах, связанных с изменением нашего поведения, и о том, как добиться этого в этом году.
Подробнее
Каковы симптомы панической атаки?
Паническая атака — это проявление сильного беспокойства и страха (и сопутствующих физических реакций), которое, по-видимому, происходит без очевидной причины. Приступы паники являются результатом включения нашего инстинкта «бей или беги» без угрозы непосредственной физической опасности.
Подробнее
Польза волонтерства
Многие люди, работающие волонтерами, знают, какое приятное чувство вызывает помощь другим, но люди могут не знать о доказанных преимуществах для общего состояния здоровья и счастья. Волонтерство предлагает бесчисленные социальные, психические и физические преимущества для здоровья. Здесь мы обрисовываем некоторые из глубоких последствий волонтерства.
Подробнее
Сила хорошей сети поддержки
Наличие хорошей сети поддержки является жизненно важным инструментом для поддержания вашего психического здоровья и благополучия. Как у социальных существ, наши отношения и связи являются основной и основной потребностью, уступая по важности только физическим потребностям и потребностям в безопасности.
Подробнее
Польза волонтерства
Многие люди, работающие волонтерами, знают, какое приятное чувство вызывает помощь другим, но люди могут не знать о доказанных преимуществах для общего состояния здоровья и счастья. Волонтерство предлагает бесчисленные социальные, психические и физические преимущества для здоровья. Здесь мы обрисовываем некоторые из глубоких последствий волонтерства.
Подробнее
Сила хорошей сети поддержки
Наличие хорошей сети поддержки является жизненно важным инструментом для поддержания вашего психического здоровья и благополучия. Как у социальных существ, наши отношения и связи являются основной и основной потребностью, уступая по важности только физическим потребностям и потребностям в безопасности.
Подробнее
Посмотреть еще
Как индийцы относятся к гендерным ролям в семье и обществе
(Rawpixel/Getty Images)Как мы это сделали
Это исследование является частью самого всестороннего и глубокого исследования Индии исследовательским центром Пью на сегодняшний день. Для этого отчета мы опросили 29 999 взрослых индийцев (включая 22 975 индуистов, 3336 мусульман, 1782 сикха, 1011 христиан, 719 буддистов, 109 джайнов и 67 респондентов, принадлежащих к другой религии или не принадлежащих к какой-либо религии). Многие результаты опроса в Индии ранее были опубликованы в книге «Религия в Индии: толерантность и сегрегация», в которой подробно рассматривались религиозная и национальная идентичность, религиозные верования и обычаи, а также отношения между религиозными общинами. Опрос также включал несколько вопросов о гендерных ролях в индийском обществе, но эти вопросы не анализировались в предыдущем отчете и сейчас публикуются впервые. Интервью для этого общенационального репрезентативного опроса были проведены лицом к лицу под руководством RTI International с 17 ноября 2019 г., до 23 марта 2020 г.
Чтобы улучшить понимание респондентами вопросов опроса и обеспечить соответствие всех вопросов культурным условиям, Центр использовал многоэтапный процесс разработки вопросника, который включал экспертную оценку, фокус-группы, когнитивные интервью, предварительное тестирование и региональный пилотный проект. обследование перед общенациональным обследованием. Анкета была разработана на английском языке и переведена на 16 языков, независимо проверена профессиональными лингвистами, владеющими региональными диалектами.
Респонденты были отобраны с использованием схемы вероятностной выборки, которая позволила бы провести надежный анализ всех основных религиозных групп в Индии — индуистов, мусульман, христиан, сикхов, буддистов и джайнов — а также всех основных региональных зон. Данные были взвешены, чтобы учесть различные вероятности выбора среди респондентов и согласовать с демографическими ориентирами для взрослого населения Индии из переписи 2011 года. Подсчитано, что опрос охватил 98% индийцев в возрасте 18 лет и старше, а доля ответивших по стране составила 86%.
Для получения дополнительной информации см. Методологию для этого отчета. Вопросы, использованные в этом анализе, можно найти здесь.
Более полувека назад Индия была одной из первых стран в мире, избравших женщину премьер-министром, и в настоящее время в стране есть несколько весьма влиятельных женщин-политиков, в том числе Соня Ганди, глава одного из крупнейших национальных стороны. Сегодня большинство индийцев говорят, что «из мужчин и женщин получаются одинаково хорошие политические лидеры», и более чем каждый десятый считает, что женщины в целом являются хорошими политическими лидерами.0197 лучше политических лидеров, чем мужчины, согласно недавнему опросу исследовательского центра Pew Research Center, в котором приняли участие почти 30 000 взрослых по всей Индии. Только четверть взрослых индийцев придерживаются мнения, что мужчины становятся лучшими политическими лидерами, чем женщины.
Тем не менее, в домашних условиях индийцы склонны считать, что мужчины должны играть более заметную роль, чем женщины. Около девяти из десяти индийцев согласны с тем, что жена всегда должна слушаться своего мужа, в том числе почти две трети полностью согласны с этим мнением. Индийские женщины лишь немногим реже, чем индийские мужчины, полностью согласны с тем, что жены всегда должны слушаться своих мужей (61% против 67%), согласно опросу, проведенному в концеи начало 2020 г. (в основном до пандемии COVID-19).
Многие индийцы придерживаются эгалитарных взглядов на некоторые гендерные роли в семье. Например, 62% взрослых считают, что и мужчины, и женщины должны нести ответственность за уход за детьми. Но традиционные гендерные нормы по-прежнему господствуют среди широких слоев населения: примерно треть взрослых (34%) считают, что заботой о детях должны заниматься в первую очередь женщины.
Точно так же незначительное большинство (54%) считает, что и мужчины, и женщины в семьях должны нести ответственность за зарабатывание денег, но многие индийцы (43%) считают это главным образом обязанностью мужчин. И взрослые индийцы в подавляющем большинстве говорят, что, когда рабочих мест не хватает, мужчины должны иметь больше прав на трудоустройство, чем женщины, что отражает сохраняющееся положение мужчин в экономической сфере. Восемь из десяти согласны с этим мнением, в том числе большинство (56%) полностью согласны.
Индийцы ценят наличие как сыновей, так и дочерей: Почти все индийцы говорят, что для семьи очень важно иметь хотя бы одного сына (94%) и, отдельно, иметь хотя бы одну дочь (90%). И большинство индийцев говорят, что и сыновья, и дочери должны иметь равные права на наследство от родителей (64%) и обязаны заботиться о родителях по мере их старения (58%). Но респонденты опроса гораздо чаще говорят, что сыновья, а не дочери, должны иметь больше прав и обязанностей в этих областях. Например, в то время как примерно четыре из десяти взрослых индийцев говорят, что сыновья должны нести основную ответственность за заботу о стареющих родителях, всего 2% говорят то же самое о дочерях.
Связанное исследование Индии
Это один из серии отчетов исследовательского центра Pew Research Center об Индии, основанных на опросе 29 999 взрослых индийцев, проведенном с 17 ноября 2019 г. по 23 марта 2020 г., а также на демографических данных переписи населения Индии. и другие государственные источники. Другие отчеты можно найти здесь:
- Религия в Индии: толерантность и сегрегация
- Религиозная композиция Индии
- Соотношение полов при рождении в Индии начинает нормализоваться
Более того, большинство индийцев (63%) считают, что сыновья, а не дочери, в первую очередь ответственны за последние обряды родителей и погребальные ритуалы. Религиозные обряды похорон близких считаются очень важными, и, по крайней мере, согласно индуистской традиции, сыновья должны совершить последний обряд для родителей, чтобы обеспечить свободу души в загробной жизни. Недавно женщины, в том числе актриса Мандира Беди и дочери бывшего начальника штаба обороны Индии, публично бросили вызов этим нормам, поджигая погребальные костры членов семьи.
Эти нормы являются частью более широкого явления в индийском обществе, где по целому ряду исторических, социальных, религиозных и экономических причин семьи склонны придавать большее значение сыновьям, чем дочерям – обычай, широко известный как «предпочтение сыновей». ” Взрослые сыновья традиционно живут с родителями и оказывают финансовую поддержку семье. Между тем, когда дочери выходят замуж, их семьи могут платить приданое, что является незаконной практикой, которая до сих пор характерна для некоторых браков, и дочери часто живут с родителями мужа и выполняют обязательства перед родственниками мужа. В последние годы индийское общество уделяет повышенное внимание улучшению положения дочерей: например, государственная программа Beti Bachao, Beti Padhao («Спасите девочек, обучите девочек») направлена на предотвращение практики выбора пола во время беременности и предоставить девочкам возможности для получения образования путем проведения, среди прочего, информационных кампаний в средствах массовой информации.
Предпочтение сыновей и возросшая доступность ультразвука в последние десятилетия способствовали избирательному аборту плода женского пола по всей Индии, несмотря на незаконность этой практики. И уже много лет в Индии наблюдается одно из самых неравномерных соотношений полов при рождении в мире. Например, согласно переписи населения 2011 года, на каждые 100 девочек, родившихся в Индии, приходилось 111 мальчиков, хотя последние данные свидетельствуют о том, что разрыв может сокращаться. 1
Многие индийцы считают аборт по признаку пола приемлемым, по крайней мере, при некоторых обстоятельствах: четыре из десяти индийцев говорят, что либо «полностью приемлемо», либо «отчасти приемлемо» «пройти обследование с использованием современных методов, чтобы сбалансировать число девочек и мальчиков в семье», — эвфемизм, обозначающий аборт по признаку пола. 2 Похожая доля (42%) говорит, что балансирование количества девочек и мальчиков в семье с помощью современных методов совершенно неприемлемо , в то время как примерно каждый десятый описывает эту практику как «несколько» неприемлемую.
По этому и всем другим вопросам, включенным в этот отчет, различия во мнениях между мужчинами и женщинами и между возрастными группами незначительны. Другими словами, индийские женщины, как правило, не намного чаще, чем индийские мужчины, выражают эгалитарные взгляды на предпочтения сыновей и гендерные роли (см. «В Индии мужчины немного чаще, чем женщины, придерживаются консервативных взглядов на гендер»). верно для молодых взрослых индийцев (в возрасте от 18 до 34 лет) по сравнению с их старшими.
Это второй отчет, основанный на опросе Исследовательского центра Пью, проведенном в национальном масштабе среди 29 999 взрослых индийцев. Многие результаты опроса ранее были опубликованы в журнале «Религия в Индии: толерантность и сегрегация», в котором подробно рассматривались религиозная и национальная идентичность, религиозные верования и обычаи, а также отношения между религиозными общинами. Опрос также включал несколько вопросов о гендерных ролях в индийском обществе, но эти вопросы не анализировались в предыдущем отчете и сейчас публикуются впервые. (В другом недавнем отчете Pew Research Center, «Религиозный состав Индии», использовались данные индийской переписи населения для изучения того, как изменился религиозный состав Индии с момента обретения независимости.)
Местные интервьюеры провели опрос в период с 17 ноября 2019 г. по 23 марта 2020 г. на 17 языках. Исследование охватило все штаты и союзные территории Индии, за исключением Манипура и Сиккима, где стремительно развивающаяся ситуация с COVID-19 не позволила начать полевые работы весной 2020 года, и удаленных территорий Андаманских и Никобарских островов и Лакшадвипа. ; в этих районах проживает около четверти 1% населения Индии. Опросом была охвачена союзная территория Джамму и Кашмир, хотя в самом Кашмире полевые исследования не проводились из соображений безопасности.
Это исследование, финансируемое благотворительным фондом Pew Charitable Trusts и Фондом Джона Темплтона, является частью более масштабной работы исследовательского центра Pew Research Center, направленной на изучение религиозных изменений и их влияния на общества во всем мире. Ранее Центр проводил религиозные исследования в странах Африки к югу от Сахары; регион Ближнего Востока-Северной Африки и многие другие страны с большим мусульманским населением; Латинская Америка; Израиль; Центральная и Восточная Европа; Западная Европа; и Соединенные Штаты.
Остальная часть этого Обзора посвящена восприятию гендерной дискриминации; как индийское отношение к гендеру сравнивается в глобальном масштабе; сильное влияние образования и религии на гендерные установки; минимальные различия в гендерных установках между индийскими мужчинами и женщинами, а также среди взрослых разного возраста; и региональные и государственные различия в том, как рассматриваются гендерные роли.
Индийцы ощущают больше дискриминации в отношении женщин, чем религиозные меньшинства, но большинство из них говорят, что женщины не сталкиваются с «большой дискриминацией»
Почти четверть индийцев (23%) говорят, что в их стране «сильно дискриминируют» женщин , немного больше, чем доли тех, кто считает, что некоторые религиозные группы или низшие касты сталкиваются с серьезной дискриминацией. Это означает, что подавляющее большинство взрослых индийцев не видят большой дискриминации ни по одной из этих групп.
Примерно каждая шестая индийская женщина (16%) сообщила, что у них лично чувствовали дискриминацию из-за того, что они были женщинами, за последние 12 месяцев до опроса 2019-2020 гг., что сопоставимо с долей женщин, которые заявили, что недавно чувствовали дискриминацию из-за своей религии (16%) или своей касты (14%). %). Аналогичные доли индийских мужчин заявили, что недавно столкнулись с дискриминацией по признаку пола (14%), религиозной (17%) или кастовой (15%).
Но гораздо больше взрослых считают насилие в отношении женщин главной национальной проблемой. Как описано в предыдущем отчете Pew Research Center, три четверти индийцев считают насилие в отношении женщин «очень большой проблемой» — больше, чем доля тех, кто считает насилие в общине очень большой проблемой (65%). которые говорят это о преступности и коррупции (по 76%). Количество дел, зарегистрированных полицией как «преступления против женщин», почти удвоилось в период с 2010 по 2019 год. , а изнасилования и убийства женщин привели к массовым протестам по всей Индии.
В ходе опроса респондентов спросили, какой из двух вариантов важнее для повышения безопасности женщин в их сообществе: научить мальчиков уважать всех женщин или научить девочек вести себя надлежащим образом. Примерно половина индийцев считают более важным научить мальчиков уважать женщин, а около четверти индийцев считают, что научить девочек вести себя надлежащим образом — это лучший способ повысить безопасность женщин. Еще четверть взрослых индийцев не занимают четкой позиции между этими двумя вариантами, вместо этого заявляя, что необходима некоторая комбинация двух подходов, что усиление правопорядка посредством охраны правопорядка улучшит ситуацию или что женщины уже в безопасности. Женщины несколько чаще, чем мужчины, говорят, что обучение мальчиков уважению ко всем женщинам является более важным способом повышения безопасности (53% против 48%).
Сравнение гендерных отношений в Индии в глобальном масштабе
Исследовательский центр Пью задал несколько вопросов в рамках этого опроса во многих странах мира, что позволило получить представление о том, какое место занимают индийцы в глобальном масштабе, когда речь идет об общественном мнении по этим вопросам.
В 47 странах и территориях глобальный медианный показатель в 70% считает, что для женщин очень важно иметь те же права, что и мужчины, согласно данным двух недавних волн опроса Global Attitudes, проведенного Центром. Это похоже на долю индийцев, считающих гендерное равенство очень важным (72%). 3
Индийцы реже, чем люди в Северной Америке (92% в среднем), Западной Европе (90%) и Латинской Америке (82%), придают большое значение тому, чтобы женщины и мужчины имели одинаковые права. Но они чаще, чем те, кто живет в странах Африки к югу от Сахары (в среднем 48%) и в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (44%), говорят это. Взрослые в Центральной и Восточной Европе (в среднем 69%) примерно похожи на индийцев в этом вопросе.
В Южной Азии индийцы несколько чаще, чем пакистанцы, говорят, что для мужчин и женщин очень важно иметь равные права (72% против 64%).
Несмотря на широкое согласие с мировым общественным мнением о равных правах для женщин, индийцы, как правило, более консервативны, чем люди в большинстве других опрошенных стран, когда речь идет о гендерной динамике в семье и в экономике.
Например, в 61 стране, опрошенных с 2013 по 2019 год, в среднем 17% полностью согласны с утверждением «Когда рабочих мест не хватает, мужчины должны иметь больше прав на работу, чем женщины», но примерно в три раза больше индийцев говорят то же (55%). 4 На самом деле только в одной опрошенной стране — Тунисе (64%) — выше доля тех, кто полностью согласен с мнением о том, что мужчины должны иметь больше прав на работу во времена высокой безработицы.
По этому показателю индийцы значительно более традиционны, чем выходцы из Северной Америки (медиана 4%), Западной Европы (7%), Центральной и Восточной Европы (14%) и Латинской Америки (20%).
Такое отношение в сочетании с нехваткой рабочих мест может быть одной из причин того, что в Индии один из самых низких показателей участия женщин в рабочей силе в мире (21% против 53% в среднем по миру), согласно 2019 г.Данные Организации Объединенных Наций (ООН). Уровень участия мужчин в рабочей силе в Индии намного выше (76%), и это несоответствие внутри страны способствует низкому рейтингу Индии в Индексе гендерного неравенства ООН (123-е место из 162 стран).
В опросе Global Attitudes 2019 г., проведенном в 34 странах, также был задан вопрос о гендерных ролях, которого не было в опросе 2019–2020 гг. в Индии: «Какой брак приносит больше удовлетворения, тот, в котором муж обеспечивает семью, а жена заботится о о доме и детях, или когда муж и жена оба работают и вместе заботятся о доме и детях?»
Индийцы чаще всего говорят, что муж должен обеспечивать семью, а жена занимается домашним хозяйством: четыре из десяти индийцев предпочитают эту традиционную семейную динамику, по сравнению с глобальным медианным показателем в 23%.
Индийцы с высшим образованием с меньшей вероятностью придерживаются традиционных взглядов на гендерные роли
Взрослые индийцы с высшим образованием с меньшей вероятностью, чем люди без высшего образования, поддерживают консервативные гендерные нормы. Например, около четверти индийцев с высшим образованием (24%) говорят, что женщины в семье должны нести главную ответственность за заботу о детях, в то время как примерно треть индийцев с менее формальным образованием (35%) считают, что ответственность за уход за детьми должна лежать с женщинами.
Однако даже индийцы, окончившие колледж, иногда в подавляющем большинстве поддерживают традиционные взгляды на гендерные вопросы. Например, подавляющее большинство людей с высшим образованием (80%) и менее образованных (88%) согласны с тем, что жены всегда должны подчиняться своим мужьям.
Мусульмане чаще, чем другие индийцы, говорят, что мужчины должны обеспечивать доход семьи
У основных религиозных групп Индии широко расходятся мнения о гендерных ролях в семье. Например, в то время как почти три четверти индийских мусульман (74%) говорят, что сыновья должны нести основную ответственность за погребальные ритуалы родителей, только 29% сикхов говорят, что последний обряд должны совершать только сыновья. Эта закономерность повторяется в нескольких аспектах семейной жизни: мусульмане наиболее склонны, а сикхи — наименее склонны поддерживать традиционные гендерные роли.
Мусульмане несколько реже, чем сикхи, имеют высшее образование (5% против 9%), согласно переписи 2011 года, и, как отмечалось ранее, индийцы без высшего образования чаще придерживаются консервативных гендерных взглядов. Но даже если говорить об образовании, мусульмане гораздо чаще, чем сикхи, поддерживают традиционные гендерные роли в семье. Например, около трети мусульман с высшим образованием (32%) говорят, что женщины должны нести основную ответственность за заботу о детях, в то время как только каждый десятый сикх с высшим образованием (9%) разделяют это мнение.
Подавляющее большинство сикхской общины Индии проживает в штате Пенджаб (единственный в Индии штат с преобладающим сикхским населением), и люди в Пенджабе неизменно выражают меньшее предпочтение традиционным штат. Действительно, пенджабские индуисты гораздо реже, чем индуисты в национальном масштабе, выражают традиционные взгляды на некоторые гендерные роли. Например, в то время как 34% индийских индуистов в целом говорят, что женщины должны нести основную ответственность за заботу о детях, только 13% пенджабских индуистов говорят об этом — аналогично 14% индийских сикхов, которые придерживаются этой позиции. (См. «Южные штаты не обязательно более эгалитарны, чем штаты Пояса хинди в отношении гендерных отношений», чтобы узнать больше о государственных и региональных различиях в Индии. )
На протяжении многих лет в Пенджабе наблюдается одно из самых неравномерных соотношений полов в индийских штатах. Согласно переписи 2011 года, на каждые 119 мальчиков, родившихся в Пенджабе, приходится 100 девочек. Однако более свежие данные свидетельствуют о том, что перекос может уменьшаться. Согласно последнему проведенному Национальному обследованию здоровья семьи (NFHS), на каждые 100 девочек в Пенджабе приходилось 111 мальчиков. 5
В Индии мужчины немного чаще, чем женщины, придерживаются консервативных взглядов на гендерные вопросы
По целому ряду показателей индийские мужчины чаще, чем женщины, хотя и незначительно, придерживаются традиционного взгляда на гендерные роли. Например, 82% мужчин считают, что при небольшом количестве рабочих мест мужчины должны иметь больше прав на работу, по сравнению с 77% женщин, которые разделяют эту точку зрения.
Точно так же пожилые индийцы (в возрасте 35 лет и старше) несколько чаще, чем молодые люди, придерживаются традиционных взглядов на гендерные роли. В то время как 45% индийцев в возрасте 35 лет и старше говорят, что мужчины в семье должны нести основную ответственность за зарабатывание денег, 42% людей в возрасте от 18 до 34 лет согласны с этим.
Даже если рассматривать отношение только индийских женщин, различия между молодыми и пожилыми людьми минимальны: пожилые женщины немного чаще, чем молодые женщины (в возрасте от 18 до 34 лет), придерживаются консервативных взглядов на гендерные роли. Например, 37% пожилых индийских женщин (в возрасте 35 лет и старше) считают, что женщины в семье должны нести основную ответственность за уход за детьми, в то время как треть молодых индийских женщин придерживаются этой позиции.
Врезка: Изменение гендерных норм в Индии
Общая согласованность между возрастными группами может свидетельствовать о том, что отношение индийцев к гендерным ролям в семье может не сильно меняться с течением времени. Но длительное исследование показывает, что отношение и поведение в отношении гендерных ролей, по-видимому, стали более эгалитарными с конца 20-го века, причем, возможно, самые большие изменения произошли в начале 2000-х годов.
Индийское национальное обследование здоровья семьи (NFHS) проводилось пять раз, первое из которых было проведено примерно три десятилетия назад. Как правило, женщины в возрасте от 15 до 49 лет.и мужчины в возрасте от 15 до 54 лет в отдельных домохозяйствах имеют право на участие в опросе. 6 Для сравнения, все взрослые индийцы (в возрасте 18 лет и старше) имели право на участие в опросе Pew Research Center. Различия в выборке и формулировках вопросов затрудняют прямое сравнение двух опросов. Тем не менее, опросы NFHS полезны для анализа данных во времени.
В период между вторым (1998–1999 годы) и третьим (2005–2006 годы) раундами сбора данных несколько показателей показали отход от традиционных взглядов. Например, в то время как 31% замужних женщин в возрасте до 50 лет, которые зарабатывали деньги в 1998 и 1999 г. сказали, что их муж в основном решает, как использовать деньги, заработанные женой, это число сократилось вдвое (15%) к 2005 и 2006 гг. , изменения были более скромными, хотя и с небольшой тенденцией к менее консервативным взглядам. Например, за это десятилетие доля женатых мужчин в возрасте до 50 лет, считающих, что мужья должны иметь большее право голоса при принятии решения о посещении семьи или родственников жены, немного снизилась: с 26% до 21%. 7
Южные штаты не обязательно более эгалитарны, чем штаты пояса хинди в отношении гендерных отношений . Например, южные женщины, как правило, более образованы и живут дольше. Этот разрыв между Севером и Югом обычно обсуждается в академической литературе.
Но отношение южан к гендерным ролям не обязательно более эгалитарно. В то время как индийцы Юга реже, чем жители Пояса хинди, говорят, например, что жена всегда должна подчиняться мужу (75% против 9%).4%), взрослые южане на 90 197 больше, чем 90 198, говорят, что мужчины в семьях должны нести ответственность за принятие решений о расходах (25% против 13%), а женщины должны нести основную ответственность за заботу о детях (44% против 13%). 30%).
Эти региональные анализы, тем не менее, маскируют значительные различия в пределах регионов. На юге люди в Карнатаке и Андхра-Прадеше часто выражают более традиционные взгляды, чем жители Кералы: 81% жителей Карнатаки и 60% в Андхра-Прадеше считают, что сыновья должны нести ответственность за последние обряды родителей, в то время как только 30% кералитов считают, что такой же. Между тем, отношение к гендерным ролям в Тамил Наду и Телангане, как правило, довольно сильно различается в зависимости от проблемы; например, тамильцы реже всего говорят, что жена всегда должна подчиняться мужу, но в штате также больше всего людей, которые говорят, что женщины должны нести основную ответственность за заботу о детях.
Пояс хинди также имеет большие различия между штатами по гендерным ролям. Например, Уттар-Прадеш часто входит в число самых консервативных штатов, в то время как Национальная столичная территория Дели постоянно находится на другом конце спектра. Полную информацию по этим вопросам на уровне штатов см. в Главе 3.
Как определяются регионы Индии для данного отчета
В предыдущих отчетах по этому опросу для определения регионов в основном использовалось членство в шести зональных советах Индии. Однако в этом отчете имеет смысл проводить анализ на уровне штатов из-за больших различий между штатами в одной и той же зоне.
Однако в этом отчете описываются различия между двумя часто обсуждаемыми регионами: поясом хинди и югом. Хотя существуют разные определения, широкое определение пояса хинди включает следующие 11 штатов и союзных территорий, расположенных в северной части страны: Бихар, Чандигарх, Чхаттисгарх, Дели, Харьяна, Химачал-Прадеш, Джаркханд, Мадхья-Прадеш, Раджастан, Уттар-Прадеш и Уттаракханд.
Юг включает следующие шесть штатов и союзных территорий: Андхра-Прадеш, Карнатака, Керала, Пудучерри, Тамилнад и Телангана.
Врезка: Национальные обследования здоровья семьи также показывают большие различия в регионах
Несмотря на то, что опросы включают разные вопросы и имеют разный состав выборки, опросы NFHS в целом показывают модели, аналогичные недавнему опросу Центра: отношение и поведение южан часто сопоставимы с, или даже более традиционными, чем в поясе хинди, и государства в обоих регионах различаются в том, как рассматриваются традиционные гендерные роли.