Уроки психологии в школе – Уроки психологии в школе |
Уроки психологии в начальной школе
Пояснительная записка
Дошкольное детство и начальная школа — очень короткий период в жизни человека, всего первые десять лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную , активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Назовем основные направления психического развития в детстве.
Во-первых, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое “Я”, свою деятельность ,начинает объективно себя оценивать.
Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности ,у него формируются определенные навыки, умения, способности и личные качества.
В третьих, в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. Ребенок овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но и осваивает фонетику и грамматику родного языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов.
Память младших школьников такова, что они могут запоминать материал произвольно и не произвольно, могут заучивать материал, но могут и применить какой-либо способ для запоминания информации. Однако непосредственная и опосредованная память существуют как бы в параллельных плоскостях, почти не пересекаясь друг с другом. Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, что и послужило основой развивающих занятий с психологом в начальной школе. Данная программа представляют собой поурочно разработанные планы уроков психологического развития. Для занятий используется тетрадь в клетку, карандаши, фломастеры, авторучка.
УРОК №1
1. Знакомство с детьми посредством изготовления “визитных карточек”.
Каждый ученик крупно записывает свое имя на листе бумаги, сложенной пополам и ставит “визитку” на край парты. Учитель делает для себя такую же и располагает ее на своем столе.
2. Объяснение системы отметок.
За каждое правильно выполненное задание ребенок получает “звезду”. За каждые три “звезды” присваивается звание: 3*-рядовой, 6*-ефрейтор, 9*-младший сержант, 12*-сержант, 15*-старший сержант, 18*-старшина, 21*-младший прапорщик, 24*-старший прапорщик, 27*- младший лейтенант, 30*- лейтенант, 33*-старший лейтенант, 36*-капитан, 39*-майор, 42*-подполковник, 45*-полковник и т. д.
3. Упражнение “Моя память”.
Учащимся предлагается запомнить 5 слов, написанных на доске : ГУСЬ, ДОМ, СЫР, ЛЕС, НЕБО. Слова прочитываются хором и тут же стираются. За две минуты ребята вспоминают и записывают слова в тетради. Затем происходит обмен тетрадями и “проверка у соседа”.Оценивается память по пяти бальной системе, т.е. по количеству воспроизведенных слов(1,2,3,4,5). А “проверка у соседа” позволяет получить верный результат.
4. Анаграмма – зашифрованное слово, в котором буквы переставлены местами. Например: ГИТР – тигр. Рекомендуется для развития логического мышления.
Задание: расшифруйте анаграммы и найдите лишнее слово: ГОЛАВ (волга), УГЛИИЖ (жигули), ЧИВСМОК (москвич), АТЕМЧ (мечта). Время выполнения 5-7 минут.
Домашнее задание. Самостоятельно придумать 1-2 анаграммы. Лучшие решить в классе и поощрить “*”.
УРОК №2
1. Упражнение “Моя память”.
Слова: РЯБИНА , НЕБО, УЛИЦА, СНЕГ, ДЫМ.
2. Упражнение “Нарисуй – вспомни – запиши” используется для тренировки кратковременной памяти.
Инструкция к выполнению: Представьте себе, что вы живете в каменном веке ,писать разумеется не умеете, а вам необходимо запомнить 10 слов и вы попробуйте их нарисовать (дом, часы, цветок, ночь, яблоко, радость, утро, крокодил, школа ,одиночество).Слова подбираются с таким расчетом: нейтральные, эмоционально окрашенные, знакомые детям. Время выполнения 7-10 минут.
3. Графический диктант
Инструкция к выполнению: под диктовку необходимо не отрывая карандаша от бумаги выполнить следующие действия на листке в клетку. Предварительно ребята уточняют, где находится “лево — право”, “вверх-вниз”. (Например, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна — вправо, одна — вверх и т.д.) 7-10 минут.
Образцы графических диктантов:
4. Возвращение к первому заданию. Вспомните и напишите заданные 10 слов. 5 минут.
Домашнее задание: придумать свою ломаную линию.
УРОК №3
1.Упражнение “Моя память”.
Слова: КУКЛА, ШКОЛА, КАКТУС, ЦВЕТОК, УТРО.
2.Упражнение “Нарисуй-вспомни-запиши”
Слова: дом, книга, рука ,чашка, ночь, автобус, рыба, картина, лето, сыр.
3. Графиический диктант. Изображение фигур имеющих начало и окончание в одной точке.
4. Возвращение к заданию №2.
Домашнее задание придумать свою фигуру с началом и окончанием в одной точке.
УРОК №4
1. Упражнение “Моя память”
Слова: зима, хлеб, собака, карась, урок.
2. Упражнение “Новая фигура”.Придумай свою геометрическую фигуру, с началом и окончанием в одной точке. Самые лучшие фигуры поощрить “*” и выполнить в классе.
3. Анаграммы “ Цветы”.
ЗОАР(роза), НПЬЛЮТА(тюльпан), ТУКАКС(кактус)
4. Упражнение “Смысловые таблицы”.
Чертится таблица из трех колонок, например “обувь, школьные вещи, игрушки” под диктовку таблица заполняется.
Слова :ботинки, пенал, кукла, мяч, портфель, кеды, юла, ручка, валенки.
Домашнее задание: придумать анаграммы к теме “Школа”.
УРОК №5
1. Упражнение “Моя память”.
Слова: мел , дом, жук, мама, мед, телефон, кот, дуб ,зуб.
Запоминание осуществляется путем составления смысловых цепочек, связующих слова.
Например: У жука был дом из мела. Мама позвонила по телефону коту, у которого болел зуб и принесла ему мед. Сюжет может составляться любой.
2. Кроссворд “Пугало”.
По вертикали:
1. Сидит на заборе будильник.
2. Красные лапы, плавает, крякает.
3. Домашняя птица, которая щиплется.
4. Длинноногий, красноносый, детей в клюве людям приносит.
5. Кто в деревне кур ворует?
6. По горам, по долам ходит шуба, да кафтан.
3.Смысловая таблица “Деревья-овощи-цветы”.
Слова: дуб, морковь, тюльпан, мак, сосна, береза, картофель, роза, свекла.
Домашнее задание: придумать смысловую таблицу по теме: “Овощи-фрукты-ягоды”.
УРОК №6
1. Упражнение “ Моя память”
Десять слов придумываются учениками самостоятельно. Например: кот, жук, пчела, суп, машина, мак, питон, цирк, дом, кит.
2. Упражнение “Смысловые пары”
.Используется для развития образного мышления и смысловой памяти. Например пара слов “дом-дым” имеет смысловую связь -из дома может идти дым, “вода-шум”-вода может шуметь и т.д.
Смысловые пары: цветок-ваза, рисунок- картина, февраль-зима, море-рыба.
Для пробного упражнения достаточно пять пар слов, которые записываются учителем на доске и часть пары стирается. Например: цветок -…, рисунок -…, февраль -…, море — … Ученикам необходимо вспомнить и записать все смысловые пары.
3. Упражнение “Придумай образ”
Используется для тренировки и развития логического и образного мышления.
Инструкция: из предложенных четырех фигур (круг, прямоугольник, треугольник ,полукруг) изобразите ключ ,лицо .,машину, кораблик и т.д.
Домашнее задание:
УРОК №7
1. Упражнение “Моя память”.
Слова: корабль, стол, больница, аптека, бант.
2. Упражнение “Нарисуй-вспомни-запиши”.
Слова: обед, сад, дорога, поле, молоко, стул, одежда, ночь, ошибка, лошадь.
3. Графический диктант.
Изображение сложных фигур, имеющих начало и окончание в одной точке.
Домашнее задание: придумать сложную геометрическую фигуру.
УРОК №8
1. Упражнение “Моя память”.
Слова: зима, хлеб, собака, карась, урок, лес, день, мышь, поле, дуб.
2. Упражнение “Сложные геометрические фигуры”.
Ребенок самостоятельно диктует остальным ученикам фигуру, которая придумана им дома. Если ученики смогли воспроизвести его задание, ребенок поощряется “*”
3. Кроссворд “Карандаш”.
Матрица кроссворда чертится на доске и решается кроссворд в классе.
1. Какую траву и слепой знает?
2. К нам приехали с бахчи полосатые мячи.
3. Шел я лугом по тропинке, видел солнце на травинке, но совсем не горячи солнца белые лучи.
4. Что за чудо? Синий дом, окна светлые кругом, носит обувь из резины и питается бензином?
5. Гляжу я в окошко, ходит черная кошка.
6. Люди ждут меня, зовут, а приду я, прочь бегут.
7. Лечит маленьких мышей, лечит птичек и зверей, сквозь очки на всех глядит, добрый доктор…
8. Сижу верхом ,не ведая на ком.
УРОК №9
1.Упражнение “Моя память”.
Слова: дом, бусы, лев, экскаватор, жук, шар, цветок , машина, кот, мяч. Запоминание посредством смысловой цепочки.
2.Упражнение “ Смысловые таблицы”.
посуда | одежда | |
диван | чашка | куртка |
тумбочка | тарелка | шапка |
шкаф | сковородка | платье |
3. Графический проективный тест “Автопортрет”.
Используется в качестве диагностического инструментария психологом школы.
Домашнее задание: составить смысловую таблицу по теме “Птицы-животные-рыбы”.
Приложение Уроки 10–21.
Использованная литература.
- Н.В.Самоукина. “Первые шаги школьного психолога”.
- Н.В.Крылова. “Очерки понимающей педагогики”.
- М.Р.Битянова. “Работа психолога в начальной школе”.
- Н.В.Дубровина. “Рабочая книга школьного психолога”.
- Н.В.Дубровина. “Руководство практического психолога”.
- Е.И.Рогов. “Настольная книга школьного психолога”.
- Р.С.Немов. “Психология”. Том1, 2, 3.
- Ш.А.Амонинашвили. “Здравствуйте, дети”.
urok.1sept.ru
Уроки психологии в начальной школе
Цель психологической, развивающей работы в начальной школе – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, позволяющие:
сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию (“Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это дает”)
сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии (“Какой я?”)
дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий (“Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учебе?”)
предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями) (“Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам”)
Такие условия создаются за счет достаточно длительной целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, развивающих занятий.
Урок психологии во 2 классе
Тема. Я учусь запоминать
Цель. Показать разные способы запоминания.
Мотивировать детей на тренировку своей памяти
Оборудование.
таблицы Шульте
конверты с буквами
наглядные пособия (цифры, плакаты для развития зрительной памяти, для проведения физминутки)
Ход урока
Беседа с детьми. Настрой на работу.
Кому нравится погода сегодня?
Кто с желанием шел сегодня в школу?
Откройте тетради, запишите число, нарисуйте свое настроение.
Я объявляю тему “Я учусь запоминать!”
А нужно ли это? Зачем?
Память свою можно и нужно развивать. И этим мы будем сегодня заниматься на уроке.
Подготовим наш мозг к работе.
Чтобы лучше запоминать, нужно быть очень внимательным.
Выполняем упражнения на развитие внимания.
работа с таблицами Шульте
игра “Пишущая машинка”
(на доске слова дом, еда, сок, вес, гол, ком, гам, снег, лоск, вода, долина, внимание)
“Вы буквы печатной машинки, нажимая на которые можно печатать слова. Я буду показывать слово, а вы будете “печатать” по буквам с помощью хлопков. Например, слово “он”. Сначала хлопает тот, у кого буква “о”, затем тот, у кого буква “н”. Помните, печатать хлопком надо только свои буквы и в правильной очередности. (у детей буквы “д”, “о”, “е”, “а”, “с”,”к”, “в”, “г”,”л”,”м”, “и”, “н”)
Развиваем мышление. Прежде чем запоминать, нужно подумать. Учимся группировать. (У детей конверты с буквами) (Рисунок 1). Сгруппируйте буквы.
по названию
все прописные
все печатные
все письменные
все заглавные
Учимся запоминать
На доске слова сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, костюм, варенье, тетрадь, карандаш. Наша задача запомнить эти слова. Прочитайте и подумайте, как удобнее эти слова запомнить. (Их можно сгруппировать по темам: одежда, продукты, школьные вещи). Поработаем со словами по группам. Закрываем слова, пишем по памяти. Можно еще раз открыть на пять секунд. Запоминается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что появляется и исчезает. Когда я буду открывать на несколько секунд, постарайтесь увидеть те слова, которые не можете вспомнить. (Этот прием используется в течение всего урока).
Оцените себя:
меньше 5 слов – память нужно развивать
6, 7, 8 слов – хорошо
9,10 слов – отлично
Как результат?
Рассуждая аналогично, запоминаем цифры. Включаем смысловую память.
3, 5, 7, 9, 11 – как можно запомнить? (Все нечетные)
3, 5, 9, 7, 13, 5 – все нечетные, две пятерки, переставлены 7 и 11
Запомните самостоятельно.4, 8, 3, 6, 5, 10, 12.Как запоминали?
Физминутка. Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти. (Рисунок 2)
Еще один способ запоминания. На доске слова ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь. Можно запоминать эти слова, составляя предложения. А из предложений – рассказ. Можно составлять веселые предложения, даже про то, чего на свете не бывает.
После работы со словами, закрываем, пишем по памяти. Проверяем. Оцениваем себя. Как результаты? Мы включали эмоциональную память.
Развиваем зрительную память. Работаем с таблицей, на которой нарисованы вазы. (Рисунок 3) Посмотрите на эту вазу (Рисунок 4), запомните. А теперь найдите эту вазу среди других и назовите номер, под которым она находится. Узнали? Молодцы!
Попробуем запомнить предметы, а потом нарисовать их. Посмотрите на таблицу, на которой нарисованы разные предметы (Рисунок 5). Представьте себе, как вы играете с мячом, смотрите телевизор, нюхаете розу, пробуете ароматную клубнику и т. д. Включайте тактильную, слуховую, обонятельную, осязательную память. Закрываем картинки, рисуем у себя в тетради. Проверяем.
Подводим итог. Какой способ вам показался удобнее?
Урок психологии в 4 классе
Тема Pазвитие орфографической зоркости
Цель: Показать разные способы развития орфографической зоркости
Ход урока
Организационное начало урока.
Игра “Слушай и выполняй”. Выполнять после того, как прослушаете все задание:
повернитесь друг к другу
улыбнитесь
скажите добрые слова
Определяем план работы на урок. На доске запись:
тренируем внимание
развиваем память
играем в учителя
фантазируем, придумываем
Развиваем внимание. Прежде чем мы будем выполнять упражнения по развитию внимания, подумаем: как в работе над русским языком нам может помочь внимание?
Итак, быть внимательным нужно, чтобы видеть орфограммы и грамотно писать.
Работа с таблицами Шульте.
Корректурная проба. В тексте находить буквы А, О, К.
А – зачеркиваем, О – подчеркиваем, К – обводим в кружок. Посчитайте, сколько знаков зачеркнули.
Развиваем ум.
Объедини одним правилом
этаж, дочь, чиж, ночь, ключ, глушь
гроза, зима, река, гора
звездный, радостный, устный, солнце
городки, шапка, шубка,
объявление, съедобные (грибы)
льет, пьет, бьет, вьет, обезьяна
Игра “Четвертый лишний”. На доске анаграммы. Расшифруйте слова, запишите, лишнее слово подчеркните.
Кинтсорт амод (тростник) (дома) Кинтсев арог (вестник) (гора) Овтсвуч ытевц (чувства) (цветы) Икзам акпаш (глазки) (шапка) Игра “Я знаю”
Я знаю пять слов с безударной гласной
Пять слов с удвоенной согласной
Игра “Увидь и скажи”. Назови в классе предметы, в написании которых встречаются орфограммы (доска, окно, столы и т. д.)
Придумай слова, где вторая буква О предпоследняя буква Б
Играем в учителя. Найдите в тексте ошибки, исправьте их, посчитайте их. (У каждого на парте листочки с текстами, в которых есть ошибки)
Развиваем воображение. Закончи рисунок. (У каждого на парте листки, где нарисованы разные незаконченные фигуры)
Итог урока.
urok.1sept.ru
О сайте | Уроки психологии в школе
Уважаемые студенты, учителя и психологи, работающие в школе!
В помощь вам, на этом сайте вы найдете тексты уроков психологии для начальной, средней и старшей школы. К каждому уроку прописаны: цель, задачи, ход урока, вывод, контрольные вопросы и домашнее задание.
Школьные психологи всегда вели уроки психологии — это входит в их непосредственную работу. В последнее время, по разным причинам, стали преподавать психологию и учителя-предметники. Студенты психологических и педагогических ВУЗов также сталкиваются с необходимостью провести несколько уроков психологии в школе.
Выпущены министерские программы по психологии для школ с поурочным указанием тем. Иногда к каждой теме дается перечень основных вопросов, которые следует осветить на занятии. Несмотря на это, порой бывает довольно сложно представить, о чем конкретно рассказывать на уроке. Темы встречаются настолько «заковыристые», что даже квалифицированный психолог вынужден специально готовиться к ним, часами просиживая в библиотеке. Учителю же, чьим основным предметом психология не является, приходится еще сложнее.
Как сделать урок интересным, а теорию — нескучной? Как добиться того, чтобы что-то из услышанного задержалось в умах и душах наших учеников? Как извлечь из психологической науки ту немалую пользу, которую она может принести в реальной жизни?
Большая часть даваемых знаний (а в идеале — все) должна быть понятна ученикам и усвоена на примерах из практики. Причем излагаемые теоретические выкладки должны быть, насколько это возможно, испытаны учащимися «на собственной шкуре» — в различных играх, тестах, упражнениях. Только тогда усвоение будет максимальным, а иначе — зачем мы затрудняемся?
Итак, если вы испытываете затруднения с преподаванием психологии в школе, если хотите вести занятия на высоком уровне (в том числе, и профессиональном), предлагаю использовать мои разработки — к вашему с учениками обоюдному удовольствию и пользе. Материал каждой темы рассчитан на стандартный урок — 40 минут.
Желаю вам успехов в трудном и увлекательном деле повышения психологической компетентности наших учителей, учеников и их родителей!
Юлия Зузёнок
Об авторе
Вы можете отправить мне сообщение или оставить запись в гостевой книге.
psylesson.ru
Средняя школа | Уроки психологии в школе
В средней школе, в отличие от начальной, ученики уже способны выслушать и усвоить гораздо больший объем теории. Но сухая теория со множеством терминов им, конечно же, неинтересна. Огромными массивами абстрактной, зачастую оторванной от реальной жизни информации их бомбардируют на всех других предметах. Современная школа этим сильно грешит.
А ведь этот возраст является сензитивным для развития навыков общения — это написано во всех учебниках психологии; детей перестает интересовать учеба, а весь смысл их жизни начинают составлять друзья и совместные увлечения (и это совсем не школьные предметы, а — музыка, компьютерные игры и чаты, актуальные проблемы «нравлюсь — не нравлюсь», «любит — не любит», «хорош ли, интересен ли я», «каким меня видят другие»).
Наша школа слабо ориентирована на удовлетворение насущных запросов подростков. И здесь у школьного психолога/преподавателя психологии есть два выхода:
1. Если от вас требуют четкого следования темам министерской программы по психологии, то — что делать?! — следуйте. НО! Старайтесь, по мере ваших возможностей: а) излагать теорию простым и доступным языком и б) поясняйте ее на реальных примерах из жизни. Насколько возможно больше используйте диалогичные (а не монологичные), активные (а не пассивные) формы преподавания: дискуссии, обсуждения, диспуты, ролевые игры.
Ребята этого возраста просто жаждут быть выслушанными — им так не хватает этого в жизни, а последствия невыслушанности именно в этом возрасте могут быть огромны и далеко не радужны.
2. Если же вам повезло со школьным начальством, и вам предоставлена определенная свобода преподавания, то сделайте основной упор на общении учащихся с целью самопознания и познания других. То есть давайте как можно больше упражнений и тестов, направленных на изучение детьми своих особенностей, и обязательно поясняйте полученные результаты. Старайтесь связать их с жизнью, а еще лучше — показать, как это в жизни можно применить (закладывая тем самым основы будущей профориентации) или как с этим жить, и жить хорошо.
Также ребятам-подросткам крайне интересно: «а как это все у других?», «сильно ли я отличаюсь?», «есть ли подобные проблемы у кого-то еще?». Устраивайте обсуждения тем, проблем, вопросов, старайтесь создать доверительную обстановку, чтобы многие могли высказать свое мнение и получить ответы на свои вопросы.
А еще — устраивайте ролевые игры с розыгрышем реальных жизненных событий (пусть ребята сами предлагают сюжеты). Проживая ситуацию в игровом режиме, есть шанс испытать свои силы и опробовать различные варианты поведения (зачастую нового, обычно несвойственного), сломать стереотипы реагирования. И, возможно, что после этого, в реальной жизненной ситуации, подросток поведет себя намного конструктивнее.
Темы уроков
psylesson.ru
Проблемы и преспективы преподавания психологии в школе
Изменения в экономической и социо-культурной ситуации в России выдвинули перед образованием новые цели и задачи, которые школьные предметные курсы учебных планов различного уровня, как показали исследования, не решают. Поэтому у педагогов появилась потребность в создании предметного курса, который решал бы эти задачи.
Преподавание психологии в школе дает возможность на соответствующих возрастных этапах становления личности способствовать развитию индивида как субъекта психологической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения. Адаптироваться к жизни в сложных современных условиях, умеющего анализировать конфликтные ситуации, используя психологические методы управления, изучить всесторонне психологические феномены развития личности.
Данный предмет можно преподавать, в рамках школьного профильного обучения усиливая гуманитарный и социальный профиль и выполнять рад профилактических и развивающих задач.
Как показал опыт, уроки психологии, построенные на принципах:
- целостности в подходе к изучению психических процессов и явлений;
- соответствия потребностям возраста с учетом зон актуального и ближайшего развития;
- индивидуального подхода , умение фокусироваться на психологические особенности индивида;
- мотивационной готовности аудитории с ориентацией на значимость в данный момент;
- психодиагностики , руководство законами и правилами проведения данных процедур;
- доверительности , создание атмосферы свободного обмена информацией;
- систематичности , последовательности в преподавании, могут проводиться с 1-го по 11-й класс и показывать высокую результативность.
Уроки психологии могут, проводятся как обязательный предмет, 1 раз в неделю (34 часа в год в каждом классе, кроме 1-го класса – 25 часов). Курс психологии, охватывая все ступени школьного обучения, выполняет различные задачи.
1- 4 классы – адаптация к школьной жизни и развитие эмоциональной сферы.
5 – 8 классы — профилактика агрессивности и развитие коммуникативных способностей.
9 класс – профессиональное самоопределение и выбор профиля обучения в 10-11 классах.
10-11 классы – становление социальных компетентностей, через изучение индивидуальных особенностей личности.
Вводя уроки психологии в учебный план нужно учитывать и выполнять определенные требования к преподаванию этой дисциплины. Если уроки проводить с группами по 10-12 человек, то можно вводить элементы тренинга, устанавливать доверительную атмосферу и решать личностные проблемы учащихся. Простор и изолированность помещений для проведения уроков психологии позволят проводить подвижные игры и упражнения с младшими школьниками. Столы или парты лучше устанавливать в виде буквы “П”, чтобы был более тесный контакт учеников с учителем.
В связи со спецификой преподавания психологии, необходим педагогический ресурс — это преподаватели психологии или педагоги-психологи.
Структура урока может варьироваться исходя из поставленных задач и конкретной ситуации. Предлагаемая структура урока состоит из четырех частей: вводная, изучение нового материала, практическая и заключительная. Большее время отводиться практической части, на которой идет отработка и закрепление приобретенных навыков, проведение дискуссий, анализ различных ситуаций, проведение тестирования и диагностик по изучению личности учащихся, элементы коррекционной и профилактической работы. Учащимся рекомендуется ведение тетрадей по психологии для записи конспектов, основных понятий, тестов и упражнений. У младших школьников для творческих рисунков по содержанию занятия.
В условии массовой школы серьезное отношение к учебному предмету, повышение учебной мотивации устойчиво связано с оценкой. Поэтому формализованная оценка знаний вводится с 4-го класса, она может применяться только при повторении пройденного теоретического материала или выполнении дополнительных заданий, подготовке рефератов, докладов, презентаций. При ответах на проблемные вопросы, высказывания во время дискуссий, выполнении тестов и упражнений применять систему оценок не следует. Преподаватель может лишь отметить активность учащихся, оригинальность ответов.
С целью облегчения контроля знаний в конце каждого раздела или логически связанной группы тем следует, выполнять работы по оцениванию знаний учащихся. Проверку можно проводить по системе “зачетов”, тестирования или контрольных работ. Тетрадей для выполнения контрольных или проверочных работ не предусматривается. С помощью систематического контроля знаний достигается привлечение учащихся к более внимательному и ответственному отношению к учебному материалу, гарантируется прочность усвоенных знаний и навыков у большинства обучаемых. Для избегания учебной перегрузки домашнее задание не задается.
По окончанию изучения курса психологии можно проводить итоговую аттестацию в форме устного экзамена “по выбору” в 9-ом и 11-ом классе. Экзаменационные билеты могут состоять из теоретических и практических вопросов.
Тематическое содержание может быть направленно на развитие и формирование психологических навыков учащихся, и углубление профильности общеобразовательного учреждения. Вот примерный тематический набор, которым может наполниться содержание уроков общеобразовательных учреждений гуманитарной направленности.
1-4 класс
Мир психологии – наука. “Я – школьник”. Понятие “школьник”, “школа”, “класс”. Формы и способы взаимодействия со сверстниками. Понятия: “друзья”, “одноклассники”. Школьные успехи. “Учебная сила”.
“Мои чувства” — как способ самопознания и саморазвития. Понятие “мимика”. Чувства: радость, грусть, страх, гнев, обида. Способы саморегуляции. Понятие “жесты”. Роль взгляда в передачи чувств.
“Мое здоровье”. Представление о теле. Отдых и его виды. Сезонная одежда. Болезнь и здоровый образ жизни. “Правило лекарств”. Гигиена тела. Здоровая еда.
Адаптация учащихся к школьной жизни. Познавательный процесс — память и ее развитие. Мышление. Воображение.
Знакомство с миром эмоций. Наполнение чувств: радость, грусть, злость, страх. Саморегуляция.
Самопознание. Понятие “индивидуальность”, “самооценка”. Качества личности – как характер. Интересы, предпочтения. Понятие “способность”.
Права и обязанности. Понятия: “права”, “обязанности” и связь между ними. Домашние и школьные обязанности. “Право на ошибку”. “Жизненные трудности”.
Общение и его средства. Понятия: “общение”, “интонация”, “мимика”, “жесты”. Правила общения. Позитивное общение. Вежливые слова.
Развитие самосознания. Содержание образа “Я” и его построение. Образ ученика 3 класса. Происхождение имени. Определение собственных качеств. Позиции: “я хочу”, “я должен”, “я могу”. Способы развития уверенности. “Семейное дерево”. Семья.
Одноклассники как субъекты общения. Групповая сплоченность и способы развития. Правила совместной деятельности. Сотрудничество в группе. Учебные навыки сотрудничества. Значение общения в жизни человека.
Средства общения. Речевые средства общения. Неречевые средства общения. Понятие “психологическое пространство”. “Ситуации общения”.
Секреты нашего познания. Внимание. Мышление. Память. Воображение. Способы развития познавательной сферы.
Общение как взаимодействие. Обобщение знаний по теме “общение”. Взаимодействие людей, где? Роль общения в развитии общества. Позиции взаимодействия в группе. Правила, этапы взаимодействия. Умение слушать и слышать. Правила хорошего слушания. Правила работы с информацией. Искажение информации.
Самопознание. Самоанализ. Достоинства и недостатки. Жизненные ценности. Вредные привычки. Способы самовоспитания, “Дерево-Я”.
Мир эмоций. Понятия и виды. Способы выражения эмоций. Эмоциональный дневник. Взаимопонимание. Управление эмоциями.
5-9 класс
Адаптация детей к средней школе. Правила тренинга. Понятие “группа” и я в ней. Понятие “пятиклассник”. Новые предметные области. План школы. Учебные навыки и умения пятиклассника. Пути и способы взаимодействия с учителем. Чувства агрессии и гнева. Сотрудничество. Постановка целей.
Самости пятиклассника – как способ эффективной адаптации к обучению в среднем звене. Самооценка через “могу”. Самосознание. Самоуважение.
“Я и мои чувства”. Чувства. Тревожность. Раздражительность. Обида. Способы саморегуляции и взаимодействия со всеми участниками процесса обучения.
“Я и мой внутренний мир”. Уникальность восприятия. Внутренний мир человека. Индивидуальные особенности. Цели и мечты.
Агрессия и ее роль в жизни человека. Возрастные особенности. Понятие “агрессия”. Виды агрессии. Проявление агрессивности. Реакция на агрессию. Конструктивное реагирование на агрессию. Способы саморегуляции.
Уверенность в себе и ее роль в развитии человека. Источники уверенности человека. Неуверенный человек. Самоуважение и уверенность. Милосердие. Непокорность.
Конфликты и их роль в усилении “Я”. Понятие “конфликт”. Конструктивное разрешение конфликтов. Конфликты с родителями. Психологическая поддержка в конфликте. Способы разрешения конфликтов.
Ценности и их роль в жизни человека. Понятия: “ценности”, “жизненный путь”. Шкала ценностей.
Общение – как восприятие людьми друг друга. Социальное восприятие. Проблемы восприятия. Стериотипизация и ее влияние на межличностное восприятие. Поведение, причины неадекватного поведения.
Конфликт – как способ неэффективного общения. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Стадии конфликта. Технологии управления конфликтом.
Линии взросления и проблемный возраст. Понятия “проблемный возраст”. Половые различия взросления. Противоречия и задачи взросления. Проблема “отцов и детей”. Дружеское общение. Направления взросления.
“Любить по взрослому”. Слагаемые привлекательности. Способы расположения. Способы знакомства. Понятие “влюбленности”. Понятие “настоящая любовь”.
Темперамент. Общее понятие темперамент. Его происхождение. Свойства и типы темперамента. Диагностирование типа темперамента.
Характер. Понятие “характер”. Характерология – как наука о характере. Структура и типы характера. Привычки и развитие характера.
Воля. Понятие “воля”. Структура волевого акта. Волевые качества и их развитие. Саморегуляция. Эмоции, виды.
Профессиональное и профильное самоопределение. Понятия: “профессия”, “специальность”, “способности”. Теории происхождения способностей. Этапы освоения профессии. Личностные регуляторы выбора профессии. Проблемы выбора профиля обучения. Диагностика профессиональных склонностей и интересов.
10-11 класс
Управление познавательными процессами — как способы самопознания и самоуправления. Внимание, виды, основные свойства, Приемы развития внимания. Память, основные виды и процессы. Мышление – как высшая ступень человеческого познания. Приемы развития мыслительной деятельности. Воображение. Управление образами. Приемы развития воображения.
Понятие личности в психологии. Понятие “личность”. Структура личности. Соотношение биологического и социального в личности. Теории личности: психоаналитическая, гуманистическая, бихевиоризм, индивидуальная, когнитивная. Мотивационно-потребностная сфера. Самосознание. Понятие “Я-концепция”.
Возрастная психология и самоуправление. Возрастная классификация. Психологический возраст. Возрастные новообразования. Особенности юношеского возраста. Моделирование будущего. Любовь, дружба.
Психология малых групп и коллективов. Понятие “коллектив” Развитие и формирование коллектива. Понятие “лидерство”, типы лидеров, стили управления в группе. Особенности взаимодействия в группе. Групповые нормы. Понятие “конформизм”. Командообразование. Командная сыгровка.
Общение – как процесс межличностного взаимодействия. Понятие “общение”. Структура, средства общения. Понятия “ вербальное” и “невербальное” общение. Позиции в общении. Теории “Эго-состояний” личности в общении. Стили общения, манипулирование.
Межличностное восприятие — как условие и технология эффективной коммуникации. Механизмы межличностного восприятия. Психологические защиты. Барьеры общения. Конструктивное общение, контроль эмоций. Приемы расположения к себе. Самопрезентация.
Психология семейных отношений – как межличностное взаимодействие. Аспекты семейных отношений. Функции семьи. Стили семейного воспитания. Интимные отношения.
Психологические состояния – влияние на саморегуляцию. Классификация и характерные особенности. Сон. Врабатывание. Монотония и психическое пресыщение. Понятие “стресс”. Способы преодоления стресса. Утомление. Фрустрация. Страсть. Аффект. Способы саморегуляции.
Опыт преподавания психологии в школе в течение семи лет, дает возможность говорить о том, что эти уроки актуальная и уникальная форма общения взрослого с ребенком, повышающая общекультурный уровень подрастающего поколения с активной гражданской позицией. Проблему включения в учебный план предмета “психология” общеобразовательного учреждения необходимо рассматривать на самом высоком уровне.
urok.1sept.ru
Уроки психологии в 1-4 классах
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хоринская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждено»: «Согласовано»: «Согласовано»:
директор школы зам. директора по УР зам. директора по ВР
______ /Габышев В.М./ ________ /Габышева И.И./ _______ /Мельчинова И.И./
«____» сентября 2016 г. «_____» сентября 2016 г. «____» сентября 2016 г.
Рабочая программа педагога- психолога
Николаевой Полины Дмитриевны
по психологии «Тропинка к своему Я»
для начальных классов (1-4 кл.)
на 2016 – 2017 учебный год
Срок реализации программы: 4 года
Программа рассчитана на детей 7-11 лет
Хоринцы 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе), автор – Хухлаева О.В.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего в первом классе 33 часа, со второго по четвертый класс 34 часа в год.
Отличительными особенностями программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы — как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Основная цель – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Начинается школьная жизнь… И если начало ее у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся стать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок будет познавать в школе не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.
К концу обучения курса учащиеся получат возможность:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Знать
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
— правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
— правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
— знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;
— иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
— основные способы психологического взаимодействия между людьми;
— приемы повышения собственной самооценки;
— осознание своего места в мире и обществе;
Уметь
— анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
— налаживать контакт с людьми;
— соблюдать правила игры и дисциплину;
— правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
— выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
— контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— находить свое место в школьной жизни;
работать в группе, в коллективе
получать удовольствие от процесса познания
-преодолевать возникающие в школе трудности
— психологически справляться с неудачами;
-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;
-взаимодействовать с учителем и свертниками;
— адекватно анализировать собственные проблемы;
Применять
— быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
— знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития
— полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;
— приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;
— полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;
— полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;
— через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;
Первый класс.
Основная задача – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять.
Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводиться заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.
В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия. Поэтому главной задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.
Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.
Для первоклассников самой значимой фигурой становиться учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.
Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия.
Тематическое планирование занятий
«Тропинка к своему Я»
1 класс.
ИгроваяПознавательная
Проблемно-ценностное общение
1.2
Как зовут ребят моего класса.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
1.3
Зачем мне нужно ходить в школу.
2
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
1.4
Я в школе.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
1.5
Мой класс.
2
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
1.6
Какие ребята в моем классе.
2
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
1.7
Мои друзья в классе.
4
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
1.8
Мои успехи в школе.
2
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
трудовая
1.9
Моя «учебная сила».
2
Игровая
Познавательная
трудовая
2 Раздел: «Мои чувства»
2.1
Радость. Что такое мимика.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
2.2
Радость. Как ее доставить другому человеку.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
трудовая
2.3
Жесты.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
2.4
Радость можно передать прикосновением, взглядом.
2
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
2.5
Грусть.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
2.6
Страх.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
2.7
Страх, его относительность.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
2.8
Как справиться со страхом.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
2.9
Страх и как его преодолеть.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
2.10
Гнев. С какими чувствами он дружит.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
2.11
Может ли гнев принести пользу.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
2.12
Обида.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
2.13
Разные чувства.
2
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
3
Итоговое занятие.
1
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
Тематическое планирование 1 класс.
Я – школьник.Цели:
— содействовать осознанию позиции школьника;
— способствовать формированию дружеских отношений в классе;
— развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
1. Знакомство. Введение в мир психологии.
2. Как зовут ребят моего класса.
3. Зачем мне нужно ходить в школу.
4. Мой класс.
5. Какие ребята в моем классе.
6. Мои друзья в классе.
7. Мои друзья в классе (продолжение)
8. Мои друзья в классе (продолжение)
9. Мои успехи в школе.
10. Моя «учебная сила».
2.
Мои чувства.
Цели:
— рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;
-обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;
— помочь детям осознать относительность оценки чувств;
— способствовать снижению уровня страхов.
11. Радость. Что такое мимика.
12. Радость. Как ее доставить другому человеку.
13. Жесты.
14. Радость можно передать прикосновением.
15. Радость можно подарить взглядом.
16. Грусть.
17. Страх.
18. Страх, его относительность.
19. Как справиться со страхом.
20. Страх и как его преодолеть.
21.Гнев. С какими чувствами он дружит?
22. Может ли гнев принести пользу?
23. Обида.
24. Разные чувства.
25. Итоговое.
Второй класс
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.
В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.
Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.
Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.
Тематическое планирование занятий
«Тропинка к своему Я»
2 класс
2.1. | Люди отличаются друг от друга своими качествами | 2 | |
2.2. | Хорошие качества людей | 1 | |
2.3. | Самое важное хорошее качество | 1 | |
2.4. | Кто такой сердечный человек | 1 | |
2.5. | Кто такой доброжелательный человек | 1 | |
2.6. | Трудно ли быть доброжелательным человеком | 2 | |
2.7. | «Я желаю добра ребятам в классе» | 2 | |
2.8. | Очищаем свое сердце | 2 | |
2.9. | Какие качества нам нравятся друг в друге | 2 | |
2.10. | Какими качествами мы похожи и чем отличаемся | 2 | |
2.11. | Люди отличаются друг от друга своими качествами | 2 | |
2.12. | В каждом человеке есть светлые и темные качества | 2 | |
3 Раздел: Какой Я – Какой Ты? | |||
3. 1. | Какой Я? | 2 | |
3.2. | Какой Ты? | 2 | |
3.3. | Трудности второклассника в школе, дома, на улице | ||
3.4. | Школьные трудности | 2 | |
3.5. | Домашние трудности | 2 | |
4. | Итоговое занятие | 1 |
Тематическое планирование 2 класс.
Вспомним чувства.Цель_ актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.
1. Мы рады встрече.
2. Понимаем чувства другого.
3. Мы испытываем разные чувства.
2.
Чем люди отличаются друг от друга?
4. Люди отличаются друг от друга своими качествами.
5. Хорошие качества людей.
6. Самое важное хорошее качество.
7. Кто такой сердечный человек.
8. Кто такой доброжелательный человек
9.Трудно ли быть доброжелательным человеком.
10. «Я желаю добра ребятам в классе»
11. Очищаем свое сердце.
12. Какие качества нам нравятся друг в друге.
13. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.
14. Люди отличаются друг от друга своими качествами.
15. В каждом человеке есть светлые и томные качества.
3.
Какой Я – Какой Ты?
Цели:
— помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;
— учить детей находить положительные качества во всех людях.
16. Какой Я?
17. Какой Ты?
18. Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
19. Школьные трудности.
20. Домашние трудности.
21. Итоговое занятие.
3 класс.
К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с той ванной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».
Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я — фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.
Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.
Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.
Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.
К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.
Тематическое планирование 3 класс.
Я- фантазер.Цели:
— помочь детям осознать ценность умения фантазировать;
— развивать креативные способности детей
1. Я-третьеклассник.
2. Кого можно назвать фантазером?
3. Я умею фантазировать!
4. Мои сны
5. Я умею сочинять!
6. Мои мечты
7. Фантазии и ложь
2
Я и моя школа.
Цели:
— помочь детям осознать особенности позиции ученика;
— предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;
-помочь детям принять учителя таким, какой он есть.
8. Я и моя школа.
9. Что такое лень?
10. Я и мой учитель
11. Я и мой учитель (продолжение)
12. Как справляться с «Немогучками»
3.
Я и мои родители.
Цели:
— помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;
— обучить детей способам разрешения конфликтов с родиелями.
13. Я и мои родители.
14. Я умею просить прощения.
15. Почему родители наказываю детей?
4..
Я и мои друзья.
Цели:
— помочь деям осознать качества настоящего друга;
-подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.
16. Настоящий друг.
17. Умею ли я дружить?
18. Трудности в отношении с друзьями.
19. Ссора и драка.
5.
Что такое сотрудничество?
Цель – дать детям представление о понятии «сотрудничество».
20. Что такое сотрудничество?
21. Я умею понимать другого
22. Я умею договариваться с людьми.
23. Мы умеем действовать сообща.
24. Что такое коллективная работа?
25. Итоговое занятие.
4 класс.
Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.
Тематическое планирование 4 класс.
Кто Я? Мои силы, мои возможности.Цели:
— помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;
— помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.
1. Мое лето.
2.Кто Я?
3. Какой я — большой или маленький?
4. Мои способности
5. Мой выбор, мой путь.
6. Мой внутренний мир.
7. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
8. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
9. Что значит верить?
2.
Я расту, я изменяюсь
Цели:
— помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения;
— помочь детям научиться планировать цели и пути самоизменения.
10. Мое детство.
11. Мое детство (продолжение).
12. Я изменяюсь
3.
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?
Цели:
-дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего;
— Помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;
— ввести понятие «Жизненный выбор»
13. Мое будущее.
14. Мое будущее (продолжение)
15. Хочу вырасти здоровым человеком!
4.
Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?
Цель – помочь детям осознать понятие «Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.
16. Кто такой интеллигентный человек?
17. Хочу вырасти интеллигентным человеком.
18. Что такое идеальное Я?
5.
Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?
Цели:
— помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;
-помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей;
— помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.
19. Кто такой свободный человек?
20. Права и обязанности школьника
21. Что такое «право на уважение»?
22. Права и обязанности.
23. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.
24. Как разрешать конфликты мирным путем?
25. Итоговое занятие.
infourok.ru
новый предмет или пустые обещания — Учёба.ру
Идея ввести психологию в школьную программу не нова. В 2010 году тогда еще исполняющий обязанности директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, профессор Зураб Кекелидзе говорил о необходимости ввести всеобщее психологическое образование уже у младших школьников: «О гигиене полости рта, и какая паста лучше, нам каждый день говорят. А о том, что нам делать, как жить, чтобы не навредить своей психике, нам не рассказывают». Тогда же он рассказывал журналистам о том, что идея ввести в программу отдельный предмет с 3 по 11 класс получила поддержку у министра образования (в 2010 году министерство возглавлял Андрей Фурсенко), и о том, что первый учебник по психологии для 3 и 4 класса уже готовится.
первая любовь не может закончиться ничем хорошим
В следующий раз об обязательном предмете «психология», который вот-вот введут в российских школах, заговорили в 2014 году, после того, когда десятиклассник устроил стрельбу в столичной школе № 263. Тогда на специальном заседании комиссии Общественной палаты по безопасности Кекелидзе, уже успевший занять должность главного психиатра Минздрава, сказал: «С 3 класса в школе обязательно преподавание предмета „психология“. Именно потому, что уже с 4 класса детям предлагают алкоголь и наркотики. Если в школе преподается психология, то важнейшее значение должно придаваться переходному периоду. Детям необходимо знать о психологии человека, что такое подростковый возраст, что первая любовь не может закончиться ничем хорошим — в 13-14 лет рожать нельзя. Это вещи, которые знать необходимо, но, к сожалению, многие их не знают».
Эксперт также озвучил тревожные данные: у 40% школьников отмечается школьная дезадаптация, у 70% — пограничные психические расстройства, что нередко связано с социальными факторами.
Кекелидзе подтвердил тогда, что изучать психологию школьники будут с 3 класса и до самого выпуска, и снова подчеркнул, что черновые варианты материалов для третьеклассников уже готовы — но, как и в прошлый раз, это так и осталось на уровне заявлений.
Осенью 2016 года, после очередной громкой трагедии — самоубийства псковских подростков — идея внедрения психологии в школу снова стала актуальной. С той только разницей, что вместо отдельного курса, рассчитанного на девять лет, Минздрав предложил сделать психологию частью ОБЖ и отвести на нее 20 часов: предполагается, что урок будет проходить раз в неделю в течение 20 недель.
Одна из главных задач курса — обучение детей противостоянию манипуляциЯм со стороны взрослых
Одной из главных задач курса разработчики считают обучение детей противостоянию манипуляциям со стороны взрослых. Кроме того, из курса школьники почерпнут общие знания о любви и дружбе, в учебниках появятся материалы о нормах общения.
Например, им расскажут о том, как преодолевать конфликты или отвечать «нет». Недавно Зураб Кекелидзе снова сообщил, что команда специалистов для написания учебников уже подобрана. Однако никаких уточнений со стороны Министерства образования пока нет.
Будет ли это действительно часть курса ОБЖ, будут ли по нему контрольные или экзамены, и не останется ли это, как и раньше, лишь в виде заявлений, пока неизвестно. Эксперты же считают саму по себе идею донести до школьников базовые знания по психологии и привить им важные психологические навыки очень полезной. Но сомневаются, что это может быть обязательным образовательным курсом, и уж тем более частью ОБЖ.
Кирилл Хломов,
психолог, старший научный сотрудник
лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС
«Психология может быть вписана в школьную программу — это вполне обычная существующая практика. Я сам в конце 90-х преподавал психологию в двух школах. Где-то она преподается на факультативной основе, где-то является обязательным предметом.
Я не вижу никакого вреда в самой по себе идее давать детям знания о поведении человека, об устройстве личности, о межличностных отношениях. Управление собственными эмоциями, совладание со стрессом, развитие коммуникативной и социальной компетентности, а также противостояние манипуляциям и социальным рискам (наркотики, компьютерная зависимость, травля, агрессия и т. п.) — все эти навыки повышают безопасность ребенка и расширяют его возможности адаптироваться в социуме. Но у меня есть сомнения, что психологию следует вводить в школе в форме учебного предмета.
Если это организовано как обязательный общероссийский курс, значит, в него должны входить контрольные работы, экзамены, оценки или другие способы проверки знаний. Это помешает курсу быть эффективным: нельзя принуждать человека узнавать себя лучше, это может вызвать только противодействие.
топорное преподавание психологии может вызвать только отторжение
Мне не кажется корректной идея включения психологии в курс ОБЖ. Преподавание психологии, если мы говорим не о формальном, а о содержательном знании, требует достаточно высокого уровня квалификации, здесь важно умение выстроить особенный контакт с учениками, и этим должен заниматься педагог-психолог. Переложить психологию на преподавателей ОБЖ — все равно что предложить регистратуре в больнице вести первичный прием больных. Это не выглядит как эффективное организационное решение: не думаю, что отсутствие квалификации у преподавателя может скомпенсировать даже хороший учебник.
На сегодняшний день есть много разрозненного материала в виде методических пособий; есть университетские учебники с описанием основных психологических исследований и теорий. Однако чтобы запустить полезный курс психологии в школе, нужно провести анализ потребностей в системе образования и составить программу, концепцию работы психологической службы.
Главное, что нужно понять, — это что мы будем преподавать, чему будут учиться дети? Ответа на этот вопрос сейчас нет ни у психологического и педагогического сообщества, ни у Министерства здравоохранения, ни у родителей школьников. Актуальность и востребованность тех или иных психологических тем всегда зависит от запросов общества, от времени, от культурных установок. Надо понимать, что у нас многонациональная, многокультурная страна, и в разных регионах эти запросы могут быть разными. Здесь уместно провести аналогию с курсом основ религиозных культур и светской этики — вспомните, какие споры были в обществе, когда вводился этот предмет. Как и в случае с ОРКСЭ, топорное преподавание психологии может вызвать только отторжение».
www.ucheba.ru