Гендерные роли: Гендерные роли — что это в семье и в современном обществе?

Содержание

Гендерные роли. Гендерная психология

Гендерные роли

Гендерные роли – это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли – вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (эк–спектации), проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении [5, 11].

Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, гендерная роль – это социальное проявление гендерной идентичности индивида [4].

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под тендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [6].

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одному из самых распространенных стереотипов, предписывающих стандартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями являются семейные роли

(мать, хозяйка), для мужчин – профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, кормилец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать свои способности быть чуткой, сострадательной и заботливой. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаических обществах. Большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть только «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью.

И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на частной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин – в сфере профессиональной, общественной [6].

Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «естественной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Роберта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и женских ролей в структурно–функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различные роли.

Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессивная роль предполагает, в первую очередь, заботу о детях и регулирование взаимоотношений внутри семьи. Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супругами? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяют однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится исполнителем инструментальной роли [17].

Эта теория способствовала интеграции в единую схему социально–антропологических и психологических данных. Однако феминистская критика показала, что в основе дихотомии инструментальности и экспрессивности – при всей ее эмпирической и житейской убедительности – лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное саморазвитие и самовыражение женщин и мужчин [12].

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке С. Бем концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели гендерных ролей [18]. Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей [19]. Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне – значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды деятельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного общества, строя.

На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т.

 д.

На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль производна от особенностей конкретной личности: индивид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом своих представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта [11].

Глава 21 Гендерные роли и сексуальность Е. В. Иоффе. Гендерная психология

Читайте также

Сексуальность как ресурс (сексуальность знаменитых людей)

Сексуальность как ресурс (сексуальность знаменитых людей) Великие люди ничего не делают наполовину. Христоф Виланд Сексуальность может быть важным ресурсом, повышающим социальный статус человека, дающим ему славу, богатство и успех. В качестве примера можно вспомнить

Глава 11 Сексуальность детей

Глава 11 Сексуальность детей Особенности детской сексуальности.

Детский онанизм. Как разговаривать с детьми про ЭТО Когда сыну было четыре года, пошли мы с ним на елку в кукольный театр. Там были Дед Мороз с подозрительно красным носом, Снегурочка лет сорока с лишним

ГЛАВА 4 Гендерные аспекты профессиональной деятельности

ГЛАВА 4 Гендерные аспекты профессиональной деятельности Занятость женщин профессиональным трудом стремительно росла на протяжении всего XX в. Эта тенденция отчетливо проявилась в развитых капиталистических странах, не говоря уже о нашей стране, где лозунг: «Кто не

Глава 6. Сексуальность и духовность

Глава 6. Сексуальность и духовность Как мы уже упоминали в предыдущих разделах, многие люди считают, что сексуальность и духовность — это противоположности. Они придерживаются точки зрения, что духовность находится в голове, в то время как сексуальность локализована в

Гендерные роли

Гендерные роли Гендерные роли – это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли – вид ролей

Глава 4. Половые и гендерные стереотипы

Глава 4. Половые и гендерные стереотипы 4.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознанииВеками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их

Глава 16. Гендерные особенности воспитания родителями детей

Глава 16. Гендерные особенности воспитания родителями детей 16.1. Полоролевые особенности ухода за ребенкомУсиление традиционной полоролевой дифференциации наблюдается после рождения первого ребенка. Уход за ним и забота ложатся на мать; кроме того, она начинает отвечать

Глава 17. Гендерные особенности кризисов в семье

Глава 17. Гендерные особенности кризисов в семье 17.1. Снижение удовлетворенности бракомЮ. Е. Алешина (1985) отмечает, что как отечественные, так и зарубежные исследования показывают, что после рождения ребенка удовлетворенность браком супругов начинает уменьшаться. Пока

Гендерные представления. Гендерная психология

Гендерные представления

Гендерные представления понимаются как обусловленные социальным контекстом понятия, взгляды, утверждения и объяснения относительно распределения ролей и статусных позиций мужчин и женщин в обществе. Гендерные представления как осмысленные знания о том, какие роли должны выполнять мужчины и женщины в обществе в конкретных социальных условиях, каково их предназначение и какие модели поведения они должны демонстрировать окружающим, рождаются в повседневной жизни в процессе общения и взаимодействия людей. Выступая способом осмысления социальной действительности, гендерные представления помогают человеку определить свою позицию по отношению к системе существующих нормативных предписаний о должном поведении мужчин и женщин в социуме, выработать свой стиль поведения в межполовом взаимодействии, конкретизировать ориентиры жизненного пути на основе принятого способа исполнения гендерных ролей.

Таким образом, гендерные представления ориентируют поведение людей в меняющихся социальных ситуациях [11].

Гендерные представления являются продуктом господствующей в конкретном обществе в определенный исторический период гендерной идеологии. Гендерная идеология определяется как согласованная система взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которые они должны исполнять как члены общества. Гендерная идеология – это механизм социальной организации и поддержания установленных моделей отношений между полами. В гендерных представлениях отражены существующие модели и формы взаимодействия гендерных групп и государства.

Если в гендерных представлениях отражена гендерная идеология, то, следовательно, всю совокупность представлений можно рассмотреть как две полярные группы представлений, соответствующие двум основным типам гендерной идеологии: патриархатная (традиционная) идеология найдет отражение в патриархатных (традиционных) гендерных представлениях, а эгалитарная идеология – в эгалитарных гендерных представлениях.

Традиционные и эгалитарные представления содержат различающиеся суждения относительно вопросов, принципиальных для гендерной идеологии. Анализ современных научных публикаций, посвященных состоянию и путям достижения равноправия мужчин и женщин в общественной жизни и в разных социальных институтах [2, 4, 10, 20 и др. ], позволяет выделить три группы базовых идей, концентрирующих в себе проблемные вопросы идеологической направленности, без ответов на которые продвижение по пути достижения гендерного равенства в современном обществе представляется весьма затруднительным. Это следующие вопросы.

1. Существуют либо не существуют убедительные обоснования имеющейся гендерной поляризации мужских и женских личностных качеств и социальных ролей?

2. Существуют или отсутствуют обоснования иерархически выстроенных статусных позиций мужчин и женщин (как правило, мужчины доминируют над женщинами в общественной сфере, занимая более высокие статусные позиции)?

3. Могут или не могут биологические особенности каждого пола служить оправданием женского или мужского неравенства в социальной жизни?

Содержание возможных вариантов ответов на обозначенные вопросы отражается в двух полярных точках зрения сторонников эгалитарных и традиционных гендерных представлений. Рассмотрим более детально содержание гендерных представлений относительно трех указанных вопросов, раскрывая типичные мнения, суждения и оценки, присущие сторонникам традиционных и гендерных идей.

Что касается мнений по поводу первого вопроса, то субъекты эгалитарных гендерных представлений, опираясь на данные жизненного опыта и результаты психологических исследований [2, 3 и др. ], утверждают, что мужчины и женщины, как представители социальных групп, скорее похожи, чем различны. Это касается и подавляющего числа психологических характеристик мужчин и женщин и тех личностных особенностей, от которых зависят способности, необходимые для исполнения разных социальных ролей. Следовательно, нет оснований для жесткой дифференциации мужских и женских ролей; социальные роли мужчин и женщин взаимозаменяемы и похожи (к примеру, и мужчины и женщины могут выполнять роли «домашней хозяйки» и «добытчика»). Существующая в обществе гендерная дифференциация и поляризация является не биологически предопределенной, а социально сконструированной, несмотря на то что гендерные системы различаются в разных обществах, в каждом обществе эти системы асимметричны [19].

В соответствии с взглядами представителей традиционных (патриархатных) гендерных представлений личностные характеристики мужчин и женщин и их социальные роли не просто различны, а полярно противоположны. Биологические половые различия переносятся на сферу социальной жизни, поэтому утверждается, что существуют специфически «мужские» и «женские» роли; при этом роль, выполняемая мужчиной, не может выполняться женщиной, и наоборот. Принцип жесткой дифференциации мужских и женских ролей до сих пор весьма распространен, хотя имеется множество свидетельств того, что все социальные роли (в том числе и такие, как «добытчик», «домашняя хозяйка/хозяин», «воспитатель/воспитательница детей» и др.) могут выполняться и мужчинами и женщинами.

С позиции традиционных взглядов различия в исполнении социальных ролей мужчинами и женщинами столь явные, что они являются «организующей нормой общественной жизни» [2, с. 35]. Это значит, как считает С. Бем, что различия между мужским и женским привносятся в общественную жизнь настолько экстенсивно, что тем самым осуществляется скрытая подмена: практически любой аспект культуры и человеческого опыта предстает перед нами в неразрывной связи с половыми особенностями – касается ли это стиля одежды, социальных ролей или даже способов выражения чувств [2].

По поводу второй группы вопросов у сторонников эгалитарных гендерных представлений распространено следующее мнение: социальные статусы и позиции мужчин и женщин в публичных и приватных сферах жизнедеятельности не должны выстраиваться по принципу иерархичности. Другими словами, ни в общественном устройстве, ни на уровне гендерных групп и личностей нет убедительных оснований для того, чтобы мужчины либо женщины занимали доминирующие позиции в общественной или частной жизни. В рамках гендерного подхода утверждается, что ни один пол не имеет права доминировать над другим, отношения между представителями разных полов должны выстраиваться на основе паритета, равенства прав и возможностей. Партнерская модель отношений между мужчинами и женщинами в межличностном взаимодействии, а также между гендерными группами должна стать основной и распространненной, а эгалитарные представления, демонстрирующие равенство полов, т. е. отсутствие иерархичности статусов и дифференциации ролей мужчин и женщин, должны разделяться подавляющим большинством членов общества.

Напротив, мнения сторонников традиционных (патриархатных) гендерных представлений характеризуются убеждением в том, что именно мужчины должны занимать лидирующие и доминирующие позиции в обществе и в различных социальных организациях и структурах. Мужчины больше подходят для высоких должностей и статусных позиций потому, что по сравнению с женщинами они более совершенны в личностном плане. Утверждению таких взглядов способствует особый тип культурных традиций – андроцентризм. Андроцентризм – глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность к единой мужской норме, репрезентируемой в качестве универсальной объективности, в то время как иные субъективности, и прежде всего женская, репрезентируются как отклонение от нормы. Таким образом, андроцентризм – это не просто взгляд на мир с мужской точки зрения, а «выдача» мужских нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели [17, с. 9]. Таким образом, общечеловеческий норматив на деле мыслится как андроцентрический, а женское существует в качестве отклонения, удел которого – постоянно приближаться к мужской норме [5].

Ответы сторонников эгалитарных гендерных представлений на третий вопрос заключаются в том, что биологические особенности каждого пола не могут быть оправданием ситуаций гендерного неравенства. Отсутствие детерминированности социальных ролей полом их носителя показывает, что человек выполняет ту или иную роль не потому, что исполнение этой роли задано его половой принадлежностью, а потому, что этому способствуют склонности, желания, мотивы личности, а также жизненные обстоятельства.

Гендерная теория не пытается оспорить наличие тех или иных биологических различий между женщинами и мужчинами. В гендерном подходе утверждается, что существование различий не так важно, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также важны анализ, оценка и изменение властной системы, выстроенной на основе этих различий [19, с. 48]. Традиция андроцентризма уже не имеет под собой оснований, поскольку она не отражает реалии социальных отношений.

В соответствии с традиционными представлениями незыблемым является постулат о биологических основаниях существующих различий между мужчинами и женщинами, поэтому мужское превосходство предстает как вполне естественное и закономерное явление жизни. Представители традиционных взглядов рассуждают следующим образом: «Существуют некоторые «естественные» основания, являющиеся базисными для всего мироустройства, изменять которые опасно, так как это может привести к разрушению всего общества. Эти основания следующие: функции и роли между мужчинами и женщинами в обществе и семье должны быть разделены. В соответствии с таким разделением за женщиной «самой природой» закрепляются жизненные ценности быть матерью, хозяйкой дома, хранительницей домашнего очага. Мужчине также «природой» предписано быть добытчиком, общественным деятелем, осуществлять связь между малой общностью – семьей и большой – обществом в целом. Таким образом, предполагается, что:

• данные функции являются естественными и объективными, т. е. не зависящими от сознания и воли отдельного человека;

• половые различия значительно существеннее индивидуальных личностных различий между людьми» [8].

Социальные роли мужчин и женщин детерминированы полом их носителей, следовательно, нарушение устоявшегося порядка распределения ролей между представителями мужского и женского пола повлечет за собой дезорганизацию общественной и семейной жизни людей.

Итак, традиционно–патриархатные представления об особенностях функционирования мужчин и женщин в социуме носят характер скрытых предписаний в отношении их положения в обществе, они внедрены в культурные дискурсы, встроены в общественные институты, распространены среди представителей разных слоев населения. Основные аргументы в пользу данных представлений их сторонники находят в со–циобиологических подходах и концепциях эволюционной психологии, в которых недооценивается вклад истории и культуры в становление и развитие личности, не учитывается влияние ситуационного контекста на трансформацию социальных ролей мужчин и женщин.

В эгалитарных гендерных представлениях отражены базовые идеи гендерного подхода. Эгалитарные гендерные представления – это взгляды, предполагающие равные возможности для личностной и профессиональной самореализации мужчин и женщин в разных сферах жизнедеятельности; это мнения, отражающие ориентацию на процесс раскрытия для мужчин и женщин тех сфер, из которых они оказались вытесненными: сферы политической жизни и сферы высокотехнологичного общественного производства – для женщин и дома, семьи – для мужчин. Для обоснования представлений эгалитарной направленности сторонники гендерного направления опираются на социально–конструкционистскую парадигму как методологическую основу гендерного направления в современном научном знании.

Культура и гендерные роли — Студопедия

Культура— это то, что усваивается большой группой людей, и то, что передается от поколения к поколению: идеи, установки, поведение и традиции. Мы можем видеть созидательную силу культуры в том, как ведут себя мужчины и женщины. Повсюду, во всех уголках мира, девочки помогают матери в работе по дому и заботятся о своих младших братьях и сестрах, мальчики же обычно где-то безнадзорно играют (Edwards, 1991). Даже в современных североамериканских семьях, где мужья и жены в равной степени стремятся к карьере, всеми ремонтными работами по дому занимается обычно муж, а жена заботится о детях (Biernat & Wortman, 1991). «Женщины повсеместно выполняют большую часть работы по дому,— говорится в сообщении ЮНЕСКО (1991). — И из обязанностей, разделяемых членами семьи, приготовление пищи и мытье посуды повсюду стоит на последнем месте». На основании ожиданий вполне определенного поведения мужчин и женщин и очерчиваются гендерные роли.

В эксперименте, участницами которого были студентки Принстонского университета, Марк Занна и Сьюзан Пак (Mark Zanna and Susan Pak, 1975) продемонстрировали взаимосвязь гендерных ролей и ожидания вполне определенного поведения. Студенток попросили заполнить анкеты, с которыми потом, как они предполагали, должен ознакомиться перед встречей с ними высокий, «солидный» неженатый мужчина. Те девушки, кому намекнули, что идеал этого мужчины — женщина, все помыслы которой устремлены на семью и заботу о муже, приписывали себе более традиционные женские качества по сравнению с теми, кто ожидал встретиться с мужчиной, предпочитающим целеустремленных самостоятельных женщин. Более того, студентки, которые ожидали встретить мужчину, ратующего за равные права мужчин и женщин, демонстрировали более высокие умственные способности. Когда был предложен тест на интеллект, они решили задач на 18 % больше, чем те, кто ожидал встречи с мужчиной, имеющим традиционные взгляды. Однако это желание подстроиться под идеал мужчины выражалось гораздо слабее, когда мужчина описывался менее привлекательным: сверстником, маленького роста и уже имеющим «подругу жизни». В аналогичном эксперименте Дина Морьера и Кары Серой (Dean Morier & Cara Seroy, 1994) мужчины подстраивали свой образ под ожидания женщины, с которой они хотели бы познакомиться.


И все же, культура ли формирует гендерные роли? А может быть, роли просто отражают поведение, на самом деле присущее мужчинам и женщинам? Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные времена свидетельствует в пользу того, что именно культура формирует гендерные роли.


Гендерные роли меняются вместе с культурой

Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть озабочены карьерой мужа более, чем своей собственной? Джон Уильямc, Дебора Бест и их коллеги (John Willams, Debora Best et al., 1990) задавали эти вопросы студентам университета — представителям 14 различных культур. За редким исключением, девушки более склонялись к равенству между полами, чем их сокурсники. Но различия между культурами оказались намного глубже. Студенты из Нигерии и Пакистана, например, высказывали более традиционные взгляды относительно разницы ролей женщин и мужчин, чем студенты из Дании или Германии.

Гендерные роли меняются с течением времени

За последние пятьдесят лет — не такой уж большой отрезок времени для нашей истории — гендерные роли резко изменились. В 1938 году лишь один из пяти американцев одобрял замужнюю женщину, самостоятельно зарабатывающую деньги, в то время как муж был в состоянии ее содержать. А в 1996 году такое поведение женщины одобряли уже четверо из пяти (Iemi & others, 1989; NORC, 1996), хотя двое мужчин из трех по-прежнему думали, что для детей идеальна семейная ситуация, когда отец работает, а мать сидит дома и присматривает за детьми (Gallup, 1990). В 1967 году 57 % американских студентов-первокурсников согласились с тем, что лучше всего, если занятия замужней женщины будут ограничиваться домом и семьей. В 1997 году с этим согласились лишь 25 % (Astin & others, 1987; Sax & others, 1997).

Такое изменение установок сопровождается и изменением поведения. С 1960 по 1995 год доля 40-летних замужних работающих американок в общем составе рабочей силы увеличилась ровно вдвое — с 38 % до 76 % (U. S. Bereau of the Census, 1996). Похожая картина наблюдается в Канаде, Австралии и Великобритании. Начиная с 1970 года непрерывно возрастает число женщин, получающих образование, для того чтобы стать юристами, врачами и дантистами. Это варьирование ролей в зависимости от культуры и от времени указывает на то, что эволюция и биология — отнюдь не единственные факторы, влияющие на гендерные роли, культура также изменяет их.

Половые признаки и гендерные роли

Слово «гендер» было введено в обращение, для того чтобы отделить социальные значения «мужественности» и «женственности» от биологических половых различий. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими делить всех людей на мужчин и женщин и причислять себя к одной из групп. Иногда при хромосомном сбое или в результате отклонений в развитии эмбриона рождается человек, сочетающий в себе половые признаки как мужчины, так и женщины (гермафродит). Но это случается крайне редко.

Один психолог в шутку сказал, что пол — это то, что между ног, а гендер — то, что между ушами. Если пол человека определяется при рождении, то гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации. Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать определенным анатомическим строением, но и иметь внешность, манеры, поведение, привычки, соответствующие ожиданиям. Эти ожидания задают определенные образцы поведения (гендерные роли) для мужчин и женщин в зависимости от гендерных стереотипов — того, что в обществе считается «типично мужским» или «типично женским».

Возникновение гендерной идентичности тесно связано и с биологическим развитием, и с развитием самосознания. В два года девочки и мальчики знают свой пол, но не до конца понимают, что это значит, однако под влиянием примера и ожиданий взрослых уже начинают активно формировать свои гендерные установки, учатся различать пол окружающих по одежде, прическе, чертам лица. К семи годам ребенок осознает неизменность своего биологического пола. В подростковом возрасте происходит формирование гендерной идентичности: бурное половое созревание, проявляющееся изменениями тела, романтическими переживаниями, эротическими желаниями, его стимулирует. Это оказывает сильнейшее влияние на дальнейшее формирование гендерной идентичности. Происходит активное освоение форм поведения и становление характера в соответствии с представлениями родителей, ближайшего окружения, общества в целом о фемининности (от лат. femininus — «женский») и маскулинности (от лат. masculinus — «мужской»).

Гендерное равенство

За последние 30 лет идея гендерного равенства получила широкое распространение в мире, легла в основу многих международных документов, нашла отражение в национальных законах. Гендерное равенство подразумевает равные возможности, права и обязанности для женщин и мужчин во всех сферах жизни, в том числе равный доступ к образованию и здравоохранению, равные возможности работать, участвовать в государственном управлении, создавать семью и воспитывать детей. Гендерное неравенство создает благоприятную почву для гендерного насилия. Сохранившиеся с архаических времен стереотипы приписывают женщинам и мужчинам разный сценарий сексуального поведения: для мужчин допускается большая сексуальная активность и агрессивность, от женщин ожидается пассивное послушание и подчинение мужчине, что легко превращает ее в объект сексуальной эксплуатации.

Равные в различии

Идеалы, каким должны соответствовать мужчина и женщина, существовали всегда, но различались в разные эпохи и у разных народов. Более того, в разных семьях, живущих в одной стране и принадлежащих к одному классу, представления о «настоящих» мужчине и женщине могут значительно различаться.

В современных странах западной цивилизации постепенно возобладали идеи гендерного равенства между мужчинами и женщинами, и это постепенно уравнивает их роли в обществе и семье. Избирательные права для женщин были законодательно закреплены совсем недавно (по историческим меркам): в США в 1920 году, в Греции в 1975 году, в Португалии и Испании — в 1974 и 1976 году, а один из кантонов Швейцарии уравнял женщин и мужчин в избирательных правах лишь в 1991 году. В некоторых государствах, например Дании, создано особое министерство, занимающееся вопросами гендерного равенства.

В то же время в странах, где сильно влияние религии и традиций, чаще встречаются взгляды, согласно которым признается право мужчин доминировать, управлять женщинами, властвовать над ними (так, например, в Саудовской Аравии женщинам обещали предоставить право голоса лишь с 2015 года).

Мужские и женские качества проявляются в рисунке поведения, во внешнем виде, в предпочтении тех или иных увлечений, занятий. Есть различия и в ценностях. Считается, что женщины больше ценят человеческие отношения, любовь, семью, а мужчины — социальную успешность, независимость. Однако в реальной жизни окружающие нас люди демонстрируют сочетание и фемининных, и маскулинных личностных черт, значимые для них ценности могут существенно варьироваться. Кроме того, проявляющиеся ярко в одних ситуациях маскулинные или фемининные черты в других могут быть незаметны. Подобные наблюдения привели австрийского ученого Отто Вейнингера (Otto Weininger) к мысли о том, что у каждой нормальной женщины и у каждого нормального мужчины есть черты и своего, и противоположного пола, индивидуальность человека определяется преобладанием мужского над женским или наоборот*. Он использовал термин «андрогинность» (греч. ανδρεία — мужчина; греч. γυνής — женщина) для обозначения сочетания мужских и женских черт. Русский философ Николай Бердяев назвал идеи Вейнингера «гениальными интуициями»**. Вскоре после публикации работы Вейнингера «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. В организме мужчины вырабатываются вместе с мужскими половыми гормонами и женские, а в женском организме наряду с женскими — мужские. Их сочетание и концентрация оказывают влияние на внешний облик и сексуальное поведение человека, формируют его гормональный пол.

Поэтому в жизни мы встречаемся с таким разнообразием проявлений мужского и женского. У некоторых мужчин и женщин преобладают соответственно маскулинные и фемининные качества, у других наблюдаются баланс тех и других. Психологи считают, что личности андрогинного типа, у которых сочетаются высокие показатели и маскулинности и фемининности, обладают большей гибкостью поведения, а потому наиболее адаптивны и психологически благополучны. Поэтому воспитание детей в жестких рамках традиционных гендерных ролей может оказать им плохую услугу.

Игорь Добряков — кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

В плену стереотипов

Большинство людей считают, что женщине присущи такие свойства, как чувствительность, нежность, заботливость, чуткость, терпимость, скромность, уступчивость, доверчивость и т. п. Девочек приучают быть послушными, аккуратными, отзывчивыми.

Настоящими мужскими качествами считаются смелость, настойчивость, надежность, ответственность и т. п. Мальчиков учат полагаться на собственные силы, добиваться своего, быть независимыми. Наказания за проступки для мальчиков, как правило, более суровы, чем для девочек.

Многие родители поощряют у своих детей поведение и игры, традиционно свойственные их полу, и сильно переживают, когда замечают обратное. Покупая мальчикам машинки и пистолеты, а девочкам — куклы и коляски, родители, часто не сознавая этого, стремятся воспитывать сильных мужчин — добытчиков и защитников, и настоящих женщин — хранительниц очага. Но в том, что мальчик готовит обед на игрушечной плите и кормит плюшевого медвежонка, а девочка собирает конструктор и играет в шахматы, нет ничего плохого. Подобные занятия способствуют многостороннему развитию ребенка, формируют у него важные черты (заботливость у мальчика, логическое мышление — у девочки), готовят к жизни в современном обществе, где уже давно женщины и мужчины одинаково успешно овладевают одними и теми же профессиями и во многом играют одинаковые социальные роли.

Говоря мальчику: «Дай сдачи, ты же мальчик» или «Не реви, ты не девочка», родители воспроизводят гендерные стереотипы и невольно, а то и сознательно закладывают основу для будущего агрессивного поведения мальчика и ощущения превосходства над девочками. Когда взрослые или друзья осуждают «телячьи нежности», они тем самым запрещают мальчику, а потом и мужчине проявлять внимание, заботу, ласку. Фразы типа «Не испачкайся, ты же девочка», «Не дерись, дерутся только мальчишки» формируют у девочки чувство собственного превосходства над грязнулями и драчунами, а призыв «Веди себя тише, будь скромнее, ты же девочка» ориентирует играть вторые роли, уступая пальму первенства мужчинам.

Мифы о мальчиках и девочках

Какие широко распространенные мнения основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы?

В 1974 году Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства, чем различий. Чтобы выяснить, насколько близки к истине ваши стереотипные представления, подумайте, какие из приведенных ниже утверждений истинны.

1. Девочки более общительны, чем мальчики.

2. Чувство собственного достоинства у мальчиков развито сильнее, чем у девочек.

3. Девочки лучше мальчиков выполняют простые, рутинные задания.

4. Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и пространственным мышлением, нежели девочки.

5. У мальчиков более аналитический ум, чем у девочек.

6. У девочек лучше развита речь, чем у мальчиков.

7. У мальчиков сильнее мотивация на достижение успеха.

8. Девочки не столь агрессивны, как мальчики.

9. Девочки легче поддаются убеждению, чем мальчики.

10. Девочки более чувствительны к звуковым, а мальчики — к зрительным раздражителям.

Ответы, вытекающие из исследования Маккоби и Джэклин, не могут не вызывать удивления.

1. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки.

2. Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.

3 и 4. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте, причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще предоставляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса.

5. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить важное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.

6. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков, повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков.

7. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже — на девочек. Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других.

8. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.

9. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.

Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию. Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора, поскольку интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных показателях. Оказалось, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха. В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибелов кажется им в два раза громче. У женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. По мере накопления данных об анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга возрастает потребность в новых нейропсихологических исследованиях, которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их реальность»*.

* Фрагменты из книги У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Коллодни «Основы сексологии» (Мир, 1998).

читайте такжеМогут ли мужчины и женщины услышать друг друга

Как складывается социальный пол

Формирование гендерной идентичности начинается в раннем возрасте и проявляется субъективным чувством принадлежности к мальчикам или к девочкам. Уже в трехлетнем возрасте мальчики предпочитают играть с мальчиками, а девочки — с девочками. Совместные игры также присутствуют, и они очень важны для приобретения навыков общения друг с другом. Дошкольники стараются соответствовать тем представлениям о «правильном» поведении для мальчика и девочки, которые им «транслируют» воспитатели и детский коллектив. Но главным авторитетом во всех вопросах, в том числе гендерных, для маленьких детей являются родители. Для девочек очень важен образ не только женщины, главным примером которой служит мать, но и образ мужчины, так же как для мальчиков важны образцы и мужского, и женского поведения. И конечно же, родители дают детям первый пример отношений между мужчиной и женщиной, который во многом определяет их особенности поведения при общении с лицами противоположного пола, представления об отношениях в паре.

До 9–10 лет дети особенно восприимчивы к внешним влияниям. Тесное общение со сверстниками противоположного пола в школе и на других занятиях помогает ребенку усвоить поведенческие гендерные стереотипы, принятые в обществе. Ролевые игры, начавшиеся еще в детском саду, со временем становятся все сложнее. Участие в них очень важно для детей: они имеют возможность выбирать пол персонажа в соответствии со своим, учатся соответствовать своей гендерной роли. Изображая мужчин или женщин, они прежде всего отражают стереотипы гендерного поведения, принятые в семье и в школе, проявляют те качества, которые считаются в их окружении фемининными или маскулинными.

Интересно, как по-разному родители и учителя реагируют на отход от стереотипов. Девочку-сорванца, которая любит играть в «войнушку» с мальчиками, и взрослые, и сверстники, как правило, не порицают. А вот мальчика, который играет в куклы, дразнят, обзывают «девчонкой» или «маменькиным сынком». Очевидно различие объема требований к «подобающему» поведению мальчиков и девочек. Трудно представить себе, что какое-нибудь нехарактерное для девочки занятие (лазерные бои, автогонки, футбол) вызовет столь же сильное осуждение, как, например, любовь к игрушечной посуде, шитью и нарядам у мальчика (это хорошо показано в фильме 2000 года режиссера Стивена Долдри «Билли Эллиот»). Таким образом, в современном обществе практически не осталось чисто мужских занятий и увлечений, но по-прежнему существуют типично женские.

В детских сообществах женственные мальчики подвергаются насмешкам, их обзывают «слабаками», «слюнтяями». Нередко насмешки сопровождаются физическим насилием. В подобных ситуациях необходимо своевременное вмешательство учителей, нужна моральная поддержка ребенка со стороны родителей.

В препубертатном периоде (примерно от 7 до 12 лет) дети с самыми разными л

Как меняются гендерные роли: объясняет Ирина Тартаковская

Когда в России будет женщина-президент? Можно ли избавиться от сексизма? Как меняются роли мужчин и женщин в семье и на работе? В рамках совместного проекта InLiberty и «Афиши» главный редактор «Афиши Daily» Екатерина Дементьева поговорила с социологом Ириной Тартаковской.

Екатерина Дементьева

Журналист, главный редактор «Афиши Daily»

Ирина Тартаковская

Социолог, профессор Государственного академического университета гуманитарных наук, автор более 60 научных публикаций

Дементьева. Сегодня у меня роль невежественного, но очень любознательного неспециалиста, и я не могу не задать вопрос о победе Трампа (разговор состоялся в день объявления итогов выборов президента США. — Прим. ред.). Одна из точек зрения такова: Трамп — сексист, ужас, это стыд и позор, прогрессивная гендерная политика откатится назад.

Тартаковская. Сексизм Трампа стоил ему какого-то количества женских голосов, но, как мы видим, ничего принципиального не произошло. Выбрали президента-республиканца, потому что накопилось большое недовольство правлением демократов. Я думаю, что мотивы избирателей были прагматичными. Остановит ли он то развитие гендерных отношений, которое мы можем наблюдать сегодня в США? Маловероятно. Президент США — это очень влиятельный политик, но совершенно не обязательно секс-символ и образец для подражания.

Дементьева. До вчерашнего вечера победа Хиллари при этом казалась делом решенным. В России можно представить в горизонте 10 лет сильного кандидата в президенты — женщину? Если вообще можно представить какого-нибудь кандидата, кроме уже нам известного.

Тартаковская. Это очень важное уточнение. Для того чтобы представить кандидатом в президенты женщину, нужно сначала представить политическую конкурентную борьбу, в которой новые или, может, известные, но не столь влиятельные фигуры будут проявлять себя. Это первое условие. Вообще же, прежде чем женщина на полном серьезе стала рассматриваться как кандидат в президенты США, несколько десятилетий подряд были женщины —руководительницы Госдепартамента — например, Кондолиза Райс. Если бы в России было больше таких крупных игроков и вообще людей, обладающих политической независимостью и политическим влиянием в принципе, женщина могла бы рассматриваться. В российском обществе нет ничего, что могло бы сделать это предположение абсурдным и невозможным.

Дементьева. У нас есть женщины-политики — или по крайней мере женщины, занимающие ответственные посты. Есть Эльвира Набиуллина — не знаю, можно ли ее назвать политиком, но, безусловно, политиком можно назвать Ирину Яровую. Есть еще мощный министр Ольга Голодец и новая Ольга Васильева. Есть амбициозный политик Оксана Дмитриева, есть яркая фигура — Мария Захарова. Может быть, у нас правительство прогрессивнее, чем бизнес?

Тартаковская. Во-первых, женщин в правительстве все-таки явно выраженное меньшинство, а, во-вторых, Голодец и Васильева представляют отрасли, которые традиционно связывают с женским трудом. Большинство работников педагогического корпуса — это женщины, медицина — то же самое. Набиуллина — это уже немного другой случай.

На самом деле все равно женщин в правительстве мало — притом что они в принципе составляют больше половины населения России, а их уровень образования до сих пор выше, чем у мужчин. Это российская специфика, которая появилась в советское время.

Если говорить о бизнесе, там тоже меняется картина. Сейчас все заточено на эффективность. Если какой-то человек занимает определенную позицию успешно, то уже неважно, мужчина это или женщина. Как выразился один респондент в моем исследовании: «Пусть будет хоть оно, лишь бы работу тащило». Конечно, стеклянный потолок еще существует, но он расшатывается.

Дементьева. А какие компании вы исследовали? Это какие-то известные бренды, чьими продуктами мы пользуемся каждый день?

Тартаковская. Меня интересовали женщины — менеджеры среднего звена, хотя несколько топ-менеджеров и членов совета директоров тоже было. Это российские и западные компании, присутствующие не только в Москве, но и в провинциальных городах. Мне хотелось получить широкую картину.

Я спрашивала и женщин, и мужчин, потому что меня интересовали мужчины, которые находятся в том же социальном статусе, что и контрольная группа, как они дошли до жизни такой, как выбрали свою профессию, как они совмещают ее с другими сторонами жизни, с семьей прежде всего, с приватной жизнью (условия работы — очень длинный рабочий день, командировки, высокая степень отдачи, конкуренция).

Что удалось выяснить? Женщины, которые делали карьеру, существовали еще в советское время, в 90-е и т. д. Тогда им надо было все время оправдываться за то, что они так много времени уделяют работе и карьере, и говорить о том, не идет ли это в ущерб семье. В интервью, которые давали разные публичные персоны, это часто можно было слышать. Элла Памфилова, когда была еще министром, говорила: «Я до сих пор глажу мужу рубашки». Важно было это сказать.

Последние лет 7–10 ситуация стала меняться. Молодые женщины, с которыми я разговаривала, достигшие высоких позиций в бизнесе, этого чувства вины уже не испытывают. Они нормально относятся к тому, что ребенком занимается няня, они ожидают от мужа участия в приватной жизни, они высоко карьерно мотивированы.

Каковы гендерные роли? (с иллюстрациями)

Гендерные роли — это определенный набор социальных и поведенческих действий, которые считаются подходящими для данного пола. По сути, в мире существует два типа гендерных ролей, но, поскольку в разных географических регионах есть совершенно разные культуры, гендерные роли могут резко отличаться. Гендерная роль начинается с концепций общества, в котором человек вырос, а также с уникальных мыслей и желаний родительских фигур, которые руководят подростками.Роль человека подразделяется на две конкретные области, и хотя люди не всегда следуют той роли, в которую они были помещены, большинство людей следуют ожидаемым рекомендациям.

Некоторые считают, что женщины лучше подходят для создания семьи, чем для работы вне дома.

Одна из гендерных ролей — это то, как женщины, включая девочек и женщин, рассматриваются в рамках их конкретной культуры. Во многих обществах эта роль означает, что они не агрессивны и предназначены для воспитания детей и выполнения домашних заданий. Конечно, это оставляет открытыми дебаты о равных правах, а также дискуссию о том, что многие женщины сегодня предпочитают работать, а не сидеть дома. Традиционное убеждение, которое многие горячо обсуждают, состоит в том, что женщины считаются более миролюбивым полом, который лучше подходит для стрессов, связанных с воспитанием детей и решением повседневных домашних проблем.

Гендерные роли часто формируются родителями человека.

Вторая гендерная роль — мужчины и мальчики.Общество обычно рассматривает эту роль как работников, которые заботятся о финансовых аспектах домашнего хозяйства. Они гораздо более агрессивны, доминируют и предпочитают зарабатывать деньги, а не оставаться дома. Мужчины жаждут власти и богатства, стремятся продвигаться по жизни, создавая как можно больше денег и активов. Однако, как указывалось выше, это не всегда так. Многие мужчины предпочитают оставаться дома и заботиться о доме и детях, поэтому, хотя в среднем общество может рассматривать их как других, времена меняются.

Гендерные роли сильно различаются от культуры к культуре.

Согласно традиционным гендерным ролям, женщины и мужчины отличаются от рождения.Свидетельство тому — мальчики, играющие с автомобилями и грузовиками, а девочки предпочитают куклы и домики. Эти концепции основаны на идеях общества и мнениях родителей, поэтому основные гендерные роли преподаются на протяжении всего процесса взросления. Эти идеи сохраняются с детства до взрослой жизни, что устанавливает конкретные руководящие принципы для каждого члена общества в отношении ролей, которые каждый из полов должен играть в своих сообществах.

Гендерные роли играют роль в свиданиях и влечении.Гендерные роли могут диктовать определенные ожидания в отношениях. Гендерные роли могут определять, кто тратит время на воспитание детей. Идеи, усвоенные в подростковом возрасте, играют ключевую роль в гендерных ролях.

Гендерные роли

  • Мои предпочтения
  • Мой список чтения
  • Литературные заметки
  • Подготовка к тесту
  • Учебные пособия

!

  • Дом
  • Учебные пособия
  • Социология
  • Гендерные роли
Все темы
  • Социологическая перспектива
    • Социология в Америке
    • Три основных перспективы в социологии
    • Дополнительные перспективы в социологии
    • Комплексная перспектива в социологии
    • Вывод с помощью социологического воображения
    • Социология и здравый смысл
    • Основоположники социологии
  • Социологические методы исследования
    • Научный метод социологии
    • Основные концепции социологических исследований
    • Социологические исследования: разработки, методы
    • Этика в социологических исследованиях
    • Оценка социологических исследований
    • Социология как наука
  • Культура и общества
    • Культурные ценности

Гендерные роли — Conservapedia

Гендерные роли относятся к положениям, характеристикам и интересам, которые считаются нормальными для мужчин и женщин в обществе.В то время как во всем мире существуют разные представления о гендерных ролях, в христианских и католических традициях роли мужчин — кормильцы, а женщины — домохозяйки.

Концепция гендерных ролей часто ассоциируется с современным феминизмом и с их верой в то, что указанные гендерные роли являются просто «социальными конструкциями», а не реальными и существенными различиями между мужскими и женскими чертами.

Выбор как фактор современных гендерных ролей

Умеренные феминистки борются с идеей о том, что гендерные роли должны быть навязаны женщинам либо теми, кто стремится заставить женщин быть домашними хозяйками, либо теми, кто стремится заставить женщин выбирать карьеру.Поэтому современные феминистки придерживаются принципа выбора — женщины должны иметь возможность выбирать, быть домохозяйкой или профессионалом в карьере.

Это согласуется с точкой зрения некоторых феминисток, которые рассматривают ведение домашнего хозяйства как ограничительную трату времени, а также поддерживает убеждения других женщин, которые считают, что ведение домашнего хозяйства является одним из самых сложных и полезных занятий. Многие женщины счастливее заботиться о своем доме и детях, чем делать карьеру, вопреки феминистским позициям. Таким образом, главная идея умеренного феминистского подхода к гендерным ролям заключается в том, что женщина может свободно выбирать свою роль без давления со стороны друга или учреждения.

Различные феминистские взгляды

Поскольку феминизм — это не единичная идея, а обобщающий термин для ряда систем верований, которые превозносят женщин как (по крайней мере) равных с мужчинами, феминистки могут и часто расходятся относительно ценности или существования гендерных ролей. Некоторые феминистки открыто враждебны мужчинам. Другие — большинство — нет.

Умеренные или мейнстримные феминистские цитаты

Современные умеренные феминистки или ранние феминистки, которые позже пришли к определению мейнстрима, склонны рассматривать феминизм как более обширную область, охватывающую выбор и возможности, а не ограничивающие убеждения против материнства или профессионализма.Элейн Хеффнер — ключевой пример.

Женщинам не нужно жертвовать личностью, если они матери. Им не нужно жертвовать материнством, чтобы быть личностями. Освобождение предназначалось для расширения возможностей женщин, а не для их ограничения. Самоуважение, обретенное в новых занятиях, также проявляется в материнстве. — Элейн Хеффнер
Означает ли феминистка большого неприятного человека, который будет кричать на вас, или кого-то, кто считает женщин людьми? Для меня это последнее, поэтому я подписываюсь.- Маргарет Этвуд,
Феминистка — это женщина, которая не позволяет никому думать вместо нее. — Мишель Ле Доуфф
Я сам никогда не мог понять, что такое феминизм: я знаю только, что люди называют меня феминисткой всякий раз, когда я выражаю чувства, которые отличают меня от тряпки. — Ребекка Вест

Радикальные феминистские цитаты

Ранняя феминистка Симона де Бовуар стремилась помешать женщинам быть домохозяйками, хотят они того или нет.Она написала:

Работа [женщины] в доме [не] напрямую обществу полезна, ничего не производит. [Домохозяйка] подчиненная, второстепенная, паразитическая. Ситуация должна быть изменена ради их общего блага, запретив брак как «карьеру» для женщины »- Второй пол , 1949. [1]

Дополнительная христианская перспектива

Важно отметить, что Бог создал мужчин и женщин равными, но разными . Люди избраны Богом для выполнения Его целей в соответствии с их талантами. [1] Нигде в Священном Писании мы не говорим, что женщины ничтожны или не равны мужчинам.

Бог провозгласил в Бытие 2:18: «Не хорошо быть человеку одному». [2] Бог создал мужчин и женщин, чтобы они работали вместе, чтобы выполнить то, что ни один из них не мог сделать в одиночку.

Гендерные роли в Библии

В Библии есть много примеров, где даны характеристики мужчин или женщин. Эти примеры демонстрируют ясную и лаконичную позицию в отношении ролей, которые Бог естественным образом возложил на человечество.

Женщины
  • «Пожилые женщины также должны быть благоговейными в поведении, а не клеветниками или рабынями большого количества вина. Они должны учить хорошему и, таким образом, приучать молодых женщин любить своих мужей и детей, быть самообладателями, чистыми, работающие дома, добрые и покорные своим мужьям, дабы не поругали слово Божие «. [3]
  • «Но я хочу, чтобы вы понимали, что всякому мужчине глава — Христос, глава жены — ее муж, а глава Христа — Бог.» [4]
  • «Жены, покоряйтесь своим мужьям, как Господу». [5]
Мужчины
  • «Пожилые люди должны быть здравомыслящими, достойными, сдержанными, твердыми в вере, в любви и стойкости». [6]
  • «Подобным образом, мужья, живите со своими женами в понимании, оказывая честь женщине как более слабому сосуду, потому что они являются с вами наследниками благодати жизни, дабы не было препятствий вашим молитвам». [7]

Перспектива социологии

По мнению некоторых авторов, [Кто сказал?] гендер можно понимать больше как культурную концепцию и сложный набор усвоенных моделей поведения, зависящих не только от культуры, но и от истории.Гендерные роли и ожидания всегда меняются и варьируются от одного общества к другому и от одного раза к другому. Таким образом, качества и поведение, ожидаемые от женщин определенным обществом в определенное историческое время, называются женственностью; мужественность — это то, что ожидается от мужчин в определенных культурных и исторических условиях.

Пол и гомосексуализм

  • «Гендерное несоответствие в детстве может быть самым распространенным наблюдаемым фактором, связанным с гомосексуализмом.”[2]
  • «Предполагается, что сексуальная ориентация формируется и преобразуется в результате каскада выборов, сделанных в контексте меняющихся обстоятельств жизни и огромного социального и культурного давления». [там же]

См. также

Список литературы

  1. Understanding the Times (Summit Ministries, Маниту-Спрингс, Колорадо, 2006 г.)
  2. ↑ Бытие 2:18 ESV
  3. ↑ Титу 2: 3-5 ESV
  4. ↑ 1 Коринфянам 11: 3 ESV
  5. ↑ Ефесянам 5:22 ESV
  6. ↑ Титу 2: 2 ESV
  7. ↑ 1 Петра 3: 7 ESV.Это не говорит о том, что женщины слабее духовно, но физически.

% PDF-1.7 % 135 0 объект >>> / Метаданные 132 0 R / Контуры 102 0 R / Страницы 127 0 R / Тип / Каталог / Viewer Настройки >>> endobj 132 0 объект > поток 2013-09-02T11: 54: 46 + 01: 002013-09-02T12: 18: 41 + 01: 002013-09-02T12: 18: 41 + 01: 00 Adobe InDesign CC (Macintosh) uuid: 55d5ead4-27c0-e74f- a04e-515d1dfab587xmp.did: BE4F559735206811822AD129E9B3C56Fxmp.id: 9f3a4844-3935-4e95-80f6-fe52055d0027proof: pdfxmp.iid: 902da01b-4524-4102-a47e-a7e2e3bcda17xmp.did: 74E1D792282068118083D2AC85561E97xmp.did: BE4F559735206811822AD129E9B3C56Fdefault

  • , преобразованный из приложения / x-indfesign в приложение Mac / x-indfesign, из приложения / x-indfesign, для Mac application / pdf Adobe PDF Library 10.0.1 Ложь конечный поток endobj 102 0 объект > endobj 127 0 объект > endobj 128 0 объект > endobj 129 0 объект > endobj 130 0 объект > endobj 131 0 объект > endobj 43 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 118 0 R / TrimBox [0.0 0,0 595,276 841,89] / Тип / Страница >> endobj 45 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 119 0 R / TrimBox [0.0 0.0 595.276 841.89] / Type / Page >> endobj 50 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 120 0 R / TrimBox [0.0 0.0 595.276 841.89] / Type / Page >> endobj 52 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 121 0 R / TrimBox [0.0 0,0 595,276 841,89] / Тип / Страница >> endobj 54 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 122 0 R / TrimBox [0.0 0.0 595.276 841.89] / Type / Page >> endobj 56 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 123 0 R / TrimBox [0.0 0.0 595.276 841.89] / Type / Page >> endobj 65 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 124 0 R / TrimBox [0.0 0,0 595,276 841,89] / Тип / Страница >> endobj 67 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 125 0 R / TrimBox [0.0 0.0 595.276 841.89] / Type / Page >> endobj 69 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 126 0 R / TrimBox [0.0 0.0 595.276 841.89] / Type / Page >> endobj 187 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 194 0 R / TrimBox [0.0 0,0 595,276 841,89] / Тип / Страница >> endobj 188 0 объект [195 0 R 196 0 R] endobj 189 0 объект > поток HUn6} 0r! + V8٢4ź (HBRV! ĹE

    Список книг и статей о гендерных ролях

    Гендерные роли — это набор стандартов, которые накладывают ожидания на поведение мужчин и женщин. Эти нормы социально приемлемого поведения меняются от культуры к культуре и со временем меняются. Некоторые из гендерных различий являются биологическими, а другие являются результатом опыта социализации.

    Американский социолог Талкотт Парсонс создал в 1955 году модель, которая сравнивала строго традиционный взгляд на гендерные роли в американском обществе XIX века с либеральным взглядом. Модель показала, что в традиционном обществе гендерные роли усиливаются за счет гендерного образования, при этом мужчин поощряют к получению более высокой профессиональной квалификации и сосредоточению внимания на своей карьере. Женщины вовлечены в основном в домашнюю работу и воспитание детей. В случае конфликта мужчина имеет право голоса, а роль женщины — соглашаться.С другой стороны, в современном обществе школы совместного обучения предлагают мальчикам и девочкам одинаковые учебные материалы; мужчины и женщины получают одинаковую квалификацию, больше паритета между работой по дому и дискуссиями.

    Тем не менее, даже в 21 веке в некоторых странах образование все еще считалось неподходящим для женщин. В Соединенных Штатах и ​​Европе, где мальчики и девочки часто учатся вместе, а женщинам разрешается делать карьеру, гендерные роли, похоже, сохраняются в обществе. Мужчины и женщины играют разные роли в образовании, на работе, в семье и во взаимоотношениях.Помимо традиционных мужских и женских профессий и занятий, гендерные различия проявляются в одежде и поведении в повседневной жизни.

    У мужчин и женщин разные стили общения, а также разные эмоции, сочувствие и невербальное общение. Согласно кросс-культурному исследованию, цитируемому Эйлин Кейн в Gender, Culture and Learning (1996), дети уже осознают гендерные различия к тому времени, когда им исполняется три года.

    Дети впервые сталкиваются с гендерными ролями и поведенческими нормами в семье. Часто родители по-разному относятся к мальчикам и девочкам. Они также с большей вероятностью будут поощрять мальчиков к исследованиям, в то же время проявляя большую опеку по отношению к девочкам. Родители служат для детей образцом для подражания, так как девочки пытаются подражать матери, а мальчики пытаются присоединиться к деятельности отца. Таким образом, разделение труда в домашнем хозяйстве немедленно формирует понимание ребенком мужских и женских ролей в семье.

    Школьные учителя могут неявно усиливать гендерные роли, демонстрируя предвзятые гендерные тенденции и терпимо относясь к разному поведению мальчиков и девочек. Школа социализирует девочек в направлении женского идеала и ожидает, что они будут тихими и спокойными, а мальчики должны быть более независимыми и агрессивными. Напористость девочек также может спровоцировать негативную реакцию взрослых. Британский исследователь Дайан Рей (2001) обнаружила, что «плохое поведение девочек рассматривается как дефект характера, в то время как плохое поведение мальчиков рассматривается как желание самоутвердиться.«Гендерные роли также могут ограничивать поведение мальчиков: над ними издеваются, когда они« плачут как девочка ».

    Усиление гендерных ролей также включено в учебники и учебные программы. Часто вклад женщин в историю и науку остается незамеченным, а язык предвзято относится к гендерным вопросам (Bailey, 1992). Конец 20-го века ознаменовался огромным пересмотром традиционных гендерных ролей, который затронул дом, рабочее место и школу. Изменения в отношении привели к увеличению числа женщин на рабочем месте.Бюро статистики труда США показало, что в 1995 году доля женщин в возрасте от 25 до 54 лет, которые работали вне дома, составляла 76 процентов. В 1970 году только 50 процентов женщин этой возрастной группы имели работу.

    Исследования показывают, что многие молодые люди в Соединенных Штатах выступают за гендерное равенство в браке, а также за выполнение домашних обязанностей и финансовые вопросы.

    Между тем традиционные гендерные роли — включая разделение домашних обязанностей — остаются особенно широко распространенными среди белых семей среднего класса (Belsky & Kelly, 1994).

    .