Гендерные роли в обществе: как в обществе формируются представления о мужском и женском — все самое интересное на ПостНауке

Урок третий. Гендерные роли в обществе / Практики

#уроки рисования в Музычах

 

Очередное занятие от Алевтины Кахидзе об умении детей расширять вгляды и отсутствии в них стереотипов 

Предыдущее занятие было об осознанности и осмысленности, с которым дети неплохо справились.

Следующим занятием, чтобы не утратить достигнутое, а использовать для последующего развития необходимо запланировать о рефлексии – обращении взгляда назад, чтобы выявить, как дети думали, например, о гендерных ролях в обществе – могут ли они свои взгляды переосмыслить… С детьми возраста девяти лет в большинстве случаев идёт речь о расширении их взглядов, не про изменение – в их возрасте как таковых стереотипов не бывает.

Нас сегодня нет так много, но ничего… Мы рисуем женщину и мужчину… Нарисовали! А теперь добавляем описание, что каждый из них не умеет делать… Сможете?

 Да.

 Тогда пишем…

 Давайте рассмотрим ваши рисунки и прочитаем ваши тексты: «женщина не умеет водить машину», «женщина не умеет работать со сваркой», «женщина не умеет ремонтировать мотоциклы и машины» — на трёх рисунках… Инна, ты подсмотрела у Андрея? Или Андрей у тебя?

 Я у Андрея.

 Ты считаешь, что это так – женщина не умеет ремонтировать машины?

 Да, моя мама не умеет.

 А её подруга?

 Нет…

 И ты никогда не видела женщин, ремонтирующих машины?

 Только в кино…

 А чей это рисунок «женщина не умеет водить машину?»

 Мой…

 На следующем занятии я предлагаю встретимся на улице, я попрошу свою подругу заехать к нам – чтобы вы удостоверились как здорово она водит машину… Уговор? Вот её фото в машине…

 Как её зовут?

 Лена.

 Я вспомнил: наша Мария Владимировна водит машину, только большую…

Да, верно, наш мэр села водит машину…

 И моя крестная…

 А она, твоя крестная не умеет работать со сваркой?

 Нет…

 Я тоже не могу вспомнить никого из моих знакомых женщин, кто умел бы работать со сваркой. Но моя подруга Жанна Кадырова умеет резать плитку на станке, скажу вам, занятие не из лёгких, как и работать со сваркой… вот фото…

 Она тоже художница?

 Да, она создаёт скульптуры, вот почему ей нужно резать плитку – она создает их из самой обычной плитки…Что ж, если я встречу женщин, которые умеют работать со сваркой, ремонтировать машины и мотоциклы, я обязательно сообщу вам.

 Они есть?

 Думаю, да… А что у нас ещё осталось из описаний: «Мужчина не умеет стирать», но уже существуют стиральные машины, женщины как и мужчины могут не уметь это делать, дальше «Мужчина не умеет гладить»… На следующее занятие я принесу утюг и мы попробуем что-нибудь погладить. Я думаю, что этому не сложно научиться всем вам, но мы проверим. Пробуем?

 А мой папа умеет гладить…

 А мой нет…

 Поэтому я захвачу утюг, мы должны сами попробовать. Читаем дальше: «мужчины не могут родить…» Да, вы правы, если это случится, это будет сенсация… Знаете, что такое сенсация?

 Нет…

 Когда все про это будут говорить… Здесь я с вами соглашусь…

 Как петухи, которые не умеют нести яйца, я нарисовала…

— Что ж этот твой рисунок верный – тут не о чем говорить… Хотя вот эту фразу «петух не имеет высиживать цыплят» можно расширить.

.. Мужчина или женщина могут положить яйца в…

 В инкубатор!

 У нас тоже есть – мы туда яйца кладём, чтобы цыплята появились!

 Вот видите, петух не может высиживать цыплят, а мужчины, женщины и дети могут… Люди в чем-то похожи на то, что происходит в природе, а в чем-то – нет

Одним из доказательств отсутствия стереотипов у детей девяти лет является готовность к тому, чтобы процесс обучения документировался – они не сопротивляются, чтобы их фотографировали. Также важно, что процесс документации ведётся детьми по очереди, подчёркивая процессуальность и непостоянство ролей.

 

О социальной гендерной роли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Улукпанова, Риза. О социальной гендерной роли / Риза Улукпанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С.

279-282. — URL: https://moluch.ru/archive/199/48861/ (дата обращения: 08.03.2023).



В статье рассматриваются изменения в обществе, охватывающие почти все сферы социальной жизни. Автор акцентирует внимание на социальной гендерной роли и ее проявлении в новых обстоятельствах.

За последние десятилетия прошлого века и в начале нового случились серьезные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Произошел большой скачок в науке и технике, что привело к развитию станкостроения и роботизации. На многих производствах, где преобладал в основном мужской труд, стали применять новые технологии, который, в свою очередь, открыли новые профессии и возможности для женщин.

Эти существенные изменения в труде, в науке, в обществе породили новое понимание слова «пол». Это слово «гендер» как отражение изменившихся социальных ролей мужчин и женщин. В наше время женщины все больше заменяют мужчин в их труде, их прогресс налицо: наука, производство, политика, спорт, культура — все то, что считалось чисто мужскими привилегиями.

При этом женщины не ушли от своих прямых обязанностей и до сих пор совмещают ответственную работу с поддержанием семейного очага, ведь продолжение рода, воспитание детей, забота о них остались на хрупких женских плечах. Материнская любовь является природной сущностью женщины, которую никто не отменял, о которой нужно помнить и ценить как мужчинам, так и женщинам [1].

В своем исследовании мы хотим остановиться на таком сложном феномене, как культура и искусство, который охватывает все сферы социальной жизни в ее основных проявлениях, отражает изменения, происходящие в обществе, определяет в том числе и половые различия людей, то есть гендерные характеристики. Мужчины и женщины являются культурными продуктами общества и неизбежно проявляют свою социальную гендерную роль в различных видах деятельности.

Высшая идеальная форма проявления культуры — это искусство. Но что можно отнести к искусству? Ответ на этот вопрос был дан еще в античные времена: вся сфера деятельности человека, которая требует определенных навыков, обучения, умений и т. д., является искусством. И мы с этим полностью согласны, так как в разряд искусства попадали чисто практические ремесла (плотничество, ткачество, гончарное дело и т. д.).

Искусство как особая сфера деятельности человека, аккумулирующая эмоционально-духовное наследие предыдущих поколений, помогает человеку не только устанавливать контакты с миром и жизнью, осознавать свое место в мире, но также способствует совершенствованию.

Испокон веков существовало разделение труда по половому признаку: на заре цивилизации мужчины охотились и рыбачили, работали с металлом, изготовляя оружие и орудия труда. Женщины оставались у домашнего очага, и именно домашний труд стал основой многих культурных ценностей будущего. Так, от первобытных ремесел произошло искусство керамики (изготовление посуды), ткачество, садоводство, ювелирное дело и т. д.

Многие эти виды искусства впоследствии также были освоены мужчинами. Уверенная, сильная мужская рука мастера видна в казахской посуде из дерева, в грузинской чеканке, в резьбе карпатских мастеров, в огромных глиняных амфорах Античной Греции. А женская легкая, кропотливая рука — в шитье, вышивке, кружевах, ткачестве.

У кочевых народов, в частности у нас, казахов, изготовление кошмы было чисто женской прерогативой. После стрижки овец шерсть надо помыть, обвалять, изготовить кошму и нити. Шерсть — это основополагающий материал в быту кочевника. Летний дом, который по-русски называют юртой, сами казахи зовут «киіз үй», дословно — дом из кошмы, или войлочный дом. И в самом деле: его каркас состоит из связанных особенным способом жердей. Все они обшиваются кошмой с национальными орнаментами, снаружи юрта обтягивается толстым войлоком, внутри тоже много войлочных изделий (рис. 1) Также присутствуют ковры и текемет[1] — шерстяная дорожка (каз. алаша). И все это домашнее убранство было сделано руками женщины, со временем достигшей вершин в этом искусстве.

Рис. 1. Казахская юрта

Рис. 2. Валяние кошмы

Физиологическое различие мужчин и женщин подспудно делит их на слабый и сильный пол, что и привело к разделению труда и обязанностей. Начиная с древних времен все это хозяйство постепенно усовершенствовалось, и многие женские ремесла переходили в руки мужчин, и наоборот.

Рис. 3. Текемет

В наше время, когда феминизм делает большие сдвиги в обществе, многими сугубо мужскими профессиями овладевает «слабый пол».

В ближайшем будущем развитие IT-технологий даст несравненно новый толчок женщинам для овладения все новыми и новыми профессиями, что, в свою очередь, приблизит гендерное равноправие.

Известный современный французский философ, психолог, психоаналитик Люс Иригарей попыталась выявить альтернативное женское видение картины мира. Речь не о том, что женское восприятие более непосредственно, более чувственно или эмоциональнее, чем мужское. Иригарей не делает женщин равными мужчинам, сфера ее интересов содержит риск стирания того, что свойственно женщинам, но дает возможность проявить себя и развиться женским отличиям. Поскольку пока мы воспринимаем женщину как противоположность мужчине, мы не думаем о ней как о женщине.

Это возможно, только когда мы позволяем женщине быть другим человеком, с собственной манерой поведения и собственным мнением. Для этого необходимо искать области, в которых женская субъективность может быть выявлена и все еще впереди, и, следовательно, словам «женщина» и «женское» предстоит обрести новое значение.

Некогда институт матриархата в первобытной общине устанавливал безусловное право женщины-матери на господство. Сегодня же в социополитическом гендерном измерении утверждает себя феминизм как идеология «свободной» гендерно-модифицированной, самодостаточной женщины — эмансипе, selfmade woman инновационной эпохи. Это немаловажное обстоятельство позволяет диагностировать сегодняшнюю гендерную ситуацию не столько в качестве попытки реанимировать матриархат как изначальный архетип коллективного бессознательного, сколько в качестве социогенетической метаморфозы традиционного патриархального мира в направлении превращения его в форму тотального гинекея, устанавливающего свои правила игры и властные полномочия гинекократии — абсолютной власти женщин — эмансипе, не обязательно обремененных традиционной функцией матери, хранительницы очага [2].

В XX веке женщины-казашки выступали в основном в качестве политического инструмента, что превратило центральноазиатскую девушку и женщину в символ цивилизаторской миссии, изображая идеал женщины как сильного и дисциплинированного работника.

Сегодня эта сила и дисциплина проявляется в новых обстоятельствах, когда переход к рыночной экономике привнес крутые изменения в повседневную и общественную жизнь в Центральной Азии.

Литература:

  1. Сарсембаева Р. Б. Рыночная трансформация Казахстанского общества. Опыт гендерного анализа. — Алматы: LEM, 2004. — С. 235–239.
  2. Иригарей Л. Этика полового различия М., 2005. — 283 с.

[1] Текемет — казахский настенный ковер (безворсовый)

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, изменение, искусство, мужчина, разделение труда, социальная гендерная роль, социальная жизнь.

Гендерные роли в обществе: значения и примеры

Твоя дочь такая красивая, а сын такой сильный!»

Разве ты не должен играть в куклы, а не в грузовики?»

Вы когда-нибудь слышали одно из этих предложений? Вы замечали, что гендерные роли в обществе могут влиять на то, как человек описывает других людей, даже младенцев? Люди скажут, что ребенок красивый, если они думают, что это девочка, и ребенок большой и сильный, если они поверят, что это мальчик.

  • Каковы гендерные роли в обществе?
  • Каковы основные типы гендерных ролей?
  • Каковы примеры гендерных ролей?
  • Важны ли гендерные роли?
  • Как мы можем изменить гендерные роли?

Гендерные роли в обществе: значение

Учитель. Врач. Медсестра. Водопроводчик. Секретарь. Автотехник.

Когда вы читали эти вакансии, предполагали ли вы, какого пола человек работал на этой работе? Общество говорит нам, что традиционно женщины занимаются заботливыми профессиями, такими как учитель или медсестра, а мужчины выполняют интеллектуальную или физическую работу, например, врачи, сантехники или техники. Этот пример — лишь один из примеров того, какое огромное влияние гендерные роли оказывают на нашу жизнь.

Гендерные роли — это ожидания, стереотипы и поведение, ожидаемое от людей в силу их пола. Эти ожидания исходят из социальных норм.

Гендерные роли могут быть ожиданиями в отношении чьей-то личности, работы, внешности, поведения и даже голоса! Поскольку современное общество основано на более старых культурах, где мужчины выполняли всю работу, а женщины оставались дома и воспитывали детей, эти элементы все еще преобладают сегодня. Конечно, внутри подгрупп американского общества существуют культурные различия, поэтому речь идет об общих гендерных нормах.

Рис. 1. Традиционная гендерная роль женщины.

Пол не является бинарным , что означает только мужской и женский пол. В настоящее время существует множество других терминов, которые люди могут использовать для определения своего пола, чтобы они не чувствовали себя ограниченными в гендерной бинарности. Некоторые из этих терминов: агендер , гендерфлюид , трансгендер и небинарный . Однако, несмотря на большое разнообразие слов, которые люди могут использовать для идентификации, это объяснение будет в основном сосредоточено вокруг мужских и женских гендерных ролей, поскольку наше общество основано на них. Эта заметка предназначена не для того, чтобы дискредитировать другие гендеры, а скорее для того, чтобы написать о патриархальных социальных ролях, которые так сильно основаны на стереотипных «мужских» и «женских». Это объяснение также будет предполагать, что люди находятся в гетеросексуальных отношениях, поскольку эти отношения больше всего пропагандируют гендерные нормы.

Основные типы гендерных ролей

В американском обществе существует три основных типа гендерных ролей.

Традиционные гендерные роли

Как можно догадаться по названию, традиционные гендерные роли — это стереотипные роли, которые общество ожидало от людей 100 лет назад.

Традиционные гендерные роли ожидают, что женщины будут вежливы, заботливы и заботятся о доме. Женщины должны слушаться своих мужей и, в большинстве случаев, не работать, чтобы заботиться о своих детях. В традиционной гендерной роли женщины должны быть сверхженственными.

Гиперженственность , по сути, перебарщивает со всеми женскими стереотипами, чтобы быть самым «женственным» человеком, которым вы можете быть.

Теперь мы можем посмотреть на это определение и понять, что отсутствие детей не делает вас менее женственной, но в традиционных гендерных ролях это имеет решающее значение.

Рис. 2. Традиционная гендерная роль мужчины.

Традиционные гендерные роли мужчин предполагают, что они должны быть агрессивными, единственными опекунами в семье и не проявлять эмоций. Эти мужчины гипермужественны.

Гипермужественный чрезмерно стереотипизирует «мужские» характеристики, такие как сила, сексуальность и богатство.

В то время как общество эволюционировало в понимании того, что мужчины могут быть женственными, женщины могут быть мужественными, и люди не обязаны вписываться в эти предопределенные роли, эти предыдущие роли по-прежнему влияют на текущие ожидания.

Эгалитарные гендерные роли

Теория эгалитарных гендерных ролей основана на концепции эгалитарного общества.

Эгалитарное общество считает, что все равны, с ними нужно обращаться одинаково и у них есть доступ ко всем равным возможностям.

В эгалитарных обществах это понятие относится к социальным классам и гендеру, но здесь мы просто сосредоточимся на гендере. Здесь женщины и мужчины в отношениях работали, заботились о доме и воспитывали детей.

Для некоторых феминисток эгалитарные гендерные роли являются конечной целью – к людям относятся одинаково, независимо от пола. Однако некоторые женщины могут не захотеть жить в обществе с эгалитарными гендерными ролями.

Вы когда-нибудь открывали дверь машины женщине (или заставляли открывать дверь для вас)? Вы когда-нибудь платили за еду женщине на свидании (или платили за еду)? Вы когда-нибудь были вежливы с женщиной (или принимали это)? Всех этих примеров не было бы в обществе с эгалитарными гендерными ролями.

Несмотря на то, что мы не думаем об этих примерах как о чем-то негативном (например, о разрыве в оплате труда), они скорее свидетельствуют о том, что к представителям разных полов не относятся одинаково. В обществе с фундаментальными эгалитарными гендерными ролями каждый будет открывать дверцу машины, платить за еду и не сосредотачиваться на том, чтобы быть вежливым с людьми противоположного пола. Для некоторых это было бы долгожданным изменением, но другим выгодны неэгалитарные гендерные роли.

Переходные гендерные роли

Последний тип гендерной роли — это переходная гендерная роль. Вы можете думать о переходных ролях как о ступеньках между традиционными и эгалитарными ролями.

В переходных гендерных ролях (и предполагающих гетеросексуальные отношения) мужчина по-прежнему является основным источником дохода. Тем не менее, женщина имеет больше свободы вне традиционного положения, чтобы заниматься карьерой вне ведения домашнего хозяйства.

Несмотря на то, что у бесчисленного количества женщин есть карьера, компания и дети, это тот тип гендерной роли, которому американское общество больше всего соответствует. Как правило, мужчина остается кормильцем, а женщина может работать, пока ей не приходится жертвовать частью своей карьеры ради детей.

Обратите внимание, что не существует гендерной роли, в которой женщина является главой семьи и основным источником дохода? Учитывая, что общество основано на многовековом представлении о том, что вся власть принадлежит мужчинам, все еще невозможно строить догадки об обществе, управляемом женщинами.

Рис. 3. Нетрадиционная гендерная роль женщины.

Гендерные роли в обществе: примеры

Можете ли вы привести примеры гендерных ролей? Помните, гендерные роли могут быть физической работой или ролью, которую должен играть человек, а также стереотипами, влияющими на наше мнение о человеке.

  • Девочки играют в куклы, а мальчики играют в грузовики

  • Вечеринки, посвященные раскрытию пола, где розовый означает, что ребенок девочка, а синий означает, что ребенок мальчик

  • Девочки носят юбки, а мальчики носят брюки

    Женщины в образовании и мужчины в STEM

  • Женщина должна быть спасена мужчиной

  • Мужчина не может показывать свои эмоции, а женщина должна

  • Мужчины должны любить секс, а женщины должны быть неопытными сексуально

  • Девочки хорошо читают, а мальчики лучше разбираются в математике

  • Женщинам не следует говорить или повышать голос, иначе они будут казаться громкими и плаксивыми, в то время как мужчины должны выглядеть сильными

Влияние гендерных ролей на общество

К сожалению, стереотипы и влияние гендерных ролей вышли за рамки нашей жизни еще до того, как мы осознали, что такое стереотип. С детства нас приучают действовать в соответствии с нашим полом, что затрудняет выбор предпочтений, выходящих за рамки гендерной нормы (и еще сложнее для тех, кто не является цисгендером).

Дарили ли вам в детстве игрушки, соответствующие вашим гендерным стереотипам? Вероятно.

Поскольку это укоренилось в нас с детства, нам становится труднее понять проблемы, пока мы не станем старше. Старшие поколения обусловливают младшие поколения традиционными (и переходными) гендерными ролями, увековечивая цикл.

Влияние гендерных ролей на общество: отказ от гендерных ролей

Кроме того, что происходит, когда вы игнорируете гендерные роли? Если вы работаете на работе, неожиданной для вашего пола, например, женщина на стройке или мужчина в моде, люди смеются над вами? Вас не принимают сверстники? Родители не поняли? Поскольку американское общество построено на традиционных гендерных нормах, нарушить эти нормы сложнее.

Рис. 4. Нетрадиционная гендерная роль мужчины.

Та же концепция может применяться к другим областям вне работы, например, к специальностям колледжа (женщины в STEM и мужчины в сфере образования), атлетизму (мальчикам может быть неудобно, если девушка быстрее их) и одежде. Хотя это ваша страсть или гордость, действия вне гендерных ролей могут расстроить людей.

Увы, это влияние гендерных ролей на наше общество. Они заставляют людей вести себя гиперженственно или гипермужски, а затем высмеивают тех, кто этого не делает, и становятся теми, кем они хотят быть.

Изменение гендерных ролей в обществе

Итак, теперь, когда вы понимаете гендерные роли, есть ли у вас мысли о том, как их изменить? Изменение гендерных ролей должно быть постепенным процессом, учитывая, насколько сильно общество было основано на них.

Чтобы изменить гендерные роли, вам необходимо понять некоторые внешние социальные факторы, влияющие на сохранение гендерных ролей.

  • Родители : На чье-то воспитание влияет то, как они относятся к гендерным ролям. Если человек вырос в консервативной, традиционной семье, у него, скорее всего, будут традиционные гендерные взгляды. Однако, если чьи-то родители более либеральны и нетрадиционны, они, вероятно, привьют своему ребенку более современные гендерные взгляды.

  • Друзья : Влияние сверстников является чрезвычайно важной частью нашей жизни. Как правило, мы окружаем себя людьми, которые разделяют те же интересы и взгляды, что и мы, укрепляя ранее существовавшие убеждения.

  • СМИ : Средства массовой информации оказывают огромное влияние, которое родители часто не могут контролировать. В зависимости от того, чему подвергает себя ребенок, традиционные гендерные роли могут либо поощряться, либо не поощряться. Средства массовой информации могут включать новости, социальные сети, телепередачи, фильмы и Интернет.

При более глубоком понимании этих влияний и их последствий люди могут начать менять свои гендерные роли в обществе.

Гендерные роли в обществе – основные выводы

  • Гендерная роль s – это ожидания, стереотипы и поведение, ожидаемые от людей в силу их пола
  • Существует три основных типа гендерных ролей
    • Традиционные: мужчина работает, а женщина занимается детьми и домом
    • Эгалитаризм : мужчина и женщина равны во всем
    • Переходный период : мужчина работает и является кормильцем, но женщина может работать, если хочет
  • На гендерные роли влияют чьи-то родители, средства массовой информации , чьи-то друзья и чьи-то сверстники
  • Гендерные роли могут привести к дискриминации людей, если они делают что-то, выходящее за рамки их гендерной роли

Гендер и социализация | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Объясните влияние социализации на гендерные роли в США
  • Объясните и приведите примеры сексизма

Рисунок 1. Традиционные представления о гендерных ролях в США подкрепляют идею о том, что женщины должны подчиняться мужчинам. (Фото предоставлено Sport Suburban/flickr)

Гендерные роли

По мере взросления мы учимся вести себя у окружающих. В этом процессе социализации дети знакомятся с определенными ролями, которые обычно связаны с их биологическим полом. Срок гендерная роль относится к концепции общества о том, как люди должны выглядеть и вести себя, на основе созданных обществом норм мужественности и женственности. В американской культуре мужские роли обычно ассоциируются с силой, агрессией и доминированием, тогда как женские роли обычно ассоциируются с пассивностью, заботой и подчинением.

Социализация гендерных ролей начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Наше общество быстро одевает младенцев мужского пола в синее, а девочек в розовое, даже применяя эти гендерные ярлыки с цветовой кодировкой, пока ребенок находится в утробе матери. Эта цветовая дифференциация совершенно нова — до 19 века.40-х мальчики носили розовое, а девочки синее. В 19-м и начале 20-го века мальчики и девочки носили платья (в основном белые) до 6-7 лет, в это же время делали первую стрижку. [1]

Рисунок 2.  Отцы, как правило, больше вовлечены, когда их сыновья занимаются деятельностью, соответствующей полу, например спортом. (Фото предоставлено Шоном Ли/flickr)

Таким образом, гендер, как и раса, является социальной конструкцией с вполне реальными последствиями. Стремление придерживаться мужских и женских гендерных ролей сохраняется и в более позднем возрасте. Мужчины, как правило, превосходят женщин в таких профессиях, как правоохранительные органы, военные и политики. Женщины, как правило, превосходят мужчин в профессиях, связанных с уходом, таких как уход за детьми, здравоохранение (хотя термин «врач» по-прежнему вызывает в воображении образ мужчины) и социальная работа. Эти профессиональные роли являются примерами типичного поведения мужчин и женщин в США, происходящими из традиций нашей культуры. Приверженность им демонстрирует выполнение социальных ожиданий, но не обязательно личных предпочтений (Diamond, 2002).

Гендер и социализация

Фраза «мальчики будут мальчиками» часто используется для оправдания такого поведения, как толкание, толкание или другие формы агрессии со стороны мальчиков. Фраза подразумевает, что такое поведение неизменно и является частью натуры мальчика. Агрессивное поведение, если оно не причиняет значительного вреда, часто принимается мальчиками и мужчинами, потому что оно соответствует культурному сценарию мужественности. «Сценарий», написанный обществом, в чем-то подобен сценарию, написанному драматургом. Точно так же, как драматург ожидает от актеров соблюдения предписанного сценария, общество ожидает, что женщины и мужчины будут вести себя в соответствии с ожиданиями от их соответствующих гендерных ролей.

Попробуйте

Социализация

В раннем возрасте дети узнают, что у мальчиков и девочек разные ожидания. Кросс-культурные исследования показывают, что дети осознают гендерные роли в возрасте двух или трех лет. В четыре или пять лет большинство детей прочно укоренились в культурно приемлемых гендерных ролях (Kane, 1996). Дети приобретают эти роли посредством социализации — процесса, в ходе которого люди учатся вести себя определенным образом в соответствии с социальными ценностями, убеждениями и установками.

Рисунок 3.  Хотя в нашем обществе может существовать стереотип, связывающий мотоциклы с мужчинами, женщины-байкеры демонстрируют, что место женщины в современных Соединенных Штатах простирается далеко за пределы кухни. (Фото предоставлено Робертом Коус-Бейкером/flickr)

Например, общество часто рассматривает езду на мотоцикле как мужское занятие и, следовательно, считает это частью мужской гендерной роли. Подобные установки обычно основаны на стереотипах, которые представляют собой чрезмерно упрощенные представления о членах группы. Гендерные стереотипы включают чрезмерное обобщение взглядов, черт или моделей поведения женщин или мужчин. Например, женщины могут считаться слишком робкими или слабыми, чтобы ездить на мотоцикле.

Подражание действиям значимых других — это первый шаг в развитии отдельного чувства себя (Mead 1934). Напомним, что согласно теории развития Мида, дети до 2 лет находятся в подготовительной стадии, в которой они копируют действия окружающих, затем в игровой стадии (между 2-6 годами), когда они играют в притворство и имеют трудную время следования установленным правилам, а затем стадия игры (от 7 лет и старше), когда они могут играть по набору правил и понимать разные роли.

Как и взрослые, дети становятся агентами, которые активно содействуют и применяют нормативные гендерные ожидания к окружающим. Когда дети не соответствуют соответствующей гендерной роли, они могут столкнуться с негативными санкциями, такими как критика или маргинализация со стороны сверстников. Хотя многие из этих санкций носят неформальный характер, они могут быть весьма серьезными. Например, девушку, которая хочет заниматься карате вместо уроков танцев, могут назвать «сорванцом», и она сталкивается с трудностями в получении признания как от мужских, так и от женских групп сверстников (Ready, 2001). Мальчики особенно часто подвергаются насмешкам за гендерное несоответствие (Coltrane and Adams 2004; Kimmel 2000).

Одним из способов обучения детей гендерным ролям является игра. Родители обычно снабжают мальчиков грузовиками, игрушечными пистолетами и атрибутами супергероев, которые являются активными игрушками, развивающими двигательные навыки, агрессию и одиночную игру. Дочерям часто дарят кукол и нарядную одежду, которые способствуют заботе, социальной близости и ролевой игре. Исследования показали, что дети, скорее всего, предпочтут играть с «подходящими для пола» игрушками (или игрушками того же пола), даже если доступны игрушки разных полов, потому что родители дают детям положительную обратную связь (в форме похвалы, вовлечения и физической активности). близость) для гендерно-нормативного поведения (Кальдера, Хьюстон и О’Брайен 1998). Концепция зазеркалья Чарльза Кули применима к гендерной социализации, потому что именно благодаря этому интерактивному интерпретационному процессу с социальным миром у людей развивается чувство гендерной идентичности.

Рисунок 4 . Детские занятия и обучение, такие как эта поездка отца и дочери на охоту на уток, могут повлиять на взгляды людей на гендерные роли на протяжении всей жизни. (Источник: Тим Миллер, USFWS Midwest Region/flickr)

Гендерная социализация происходит через четыре основных агента социализации: семью, школу, группы сверстников и средства массовой информации. Каждый агент усиливает гендерные роли, создавая и поддерживая нормативные ожидания в отношении гендерно-специфического поведения. Воздействие также происходит через вторичных агентов, таких как религия и рабочее место. Повторное воздействие этих агентов с течением времени приводит мужчин и женщин к ложному ощущению, что они действуют естественно, а не следуют социально сконструированной роли.

Семья – первый агент социализации. Имеются убедительные доказательства того, что родители по-разному социализируют сыновей и дочерей. Вообще говоря, девочкам предоставляется больше свободы действий, чтобы выйти за рамки предписанной им гендерной роли (Coltrane and Adams, 2004; Kimmel, 2000; Raffaelli and Ontai, 2004). Однако дифференцированная социализация обычно приводит к большим привилегиям, предоставляемым сыновьям. Например, сыновьям предоставляется больше автономии и независимости в более раннем возрасте, чем дочерям. Им может быть предоставлено меньше ограничений в отношении соответствующей одежды, привычек свиданий или комендантского часа. Сыновья также часто свободны от выполнения домашних обязанностей, таких как уборка или приготовление пищи, и других домашних дел, которые считаются женскими. Дочери ограничены своим ожиданием быть пассивными и заботливыми, в целом послушными и брать на себя домашние обязанности.

Даже когда родители ставят своей целью гендерное равенство, в основе этого могут лежать признаки неравенства. Например, мальчиков могут попросить вынести мусор или выполнить другие задачи, требующие силы или выносливости, в то время как девочек можно попросить сложить белье или выполнить обязанности, требующие аккуратности и осторожности. Было обнаружено, что отцы более устойчивы в своих ожиданиях гендерного соответствия, чем матери, и их ожидания в отношении сыновей сильнее, чем в отношении дочерей (Kimmel 2000). Это верно для многих видов деятельности, включая предпочтение игрушек, стилей игры, дисциплины, работы по дому и личных достижений. В результате мальчики, как правило, особенно восприимчивы к неодобрению отца, когда занимаются чем-то, что может считаться женским, например, танцами или пением (Coltraine and Adams, 2008). Родительская социализация и нормативные ожидания также различаются в зависимости от социального класса, расы и этнической принадлежности. Например, афроамериканские семьи чаще, чем представители европеоидной расы, моделируют для своих детей эгалитарную ролевую структуру (Staples and Boulin Johnson, 2004).

Закрепление гендерных ролей и стереотипов продолжается, когда ребенок достигает школьного возраста. До недавнего времени школы довольно откровенно стремились разделить мальчиков и девочек. Первым шагом к стратификации была сегрегация. Девочек поощряли посещать курсы домоводства или гуманитарных наук, а мальчиков — математику и естественные науки. Исследования показывают, что гендерная социализация все еще происходит в школах сегодня, возможно, в менее очевидных формах (Lips, 2004). Учителя могут даже не осознавать, что их действия воспроизводят гендерно дифференцированные модели поведения. Тем не менее каждый раз, когда они просят учеников расставить свои места или выстроиться в линию в соответствии с полом, учителя могут утверждать, что к мальчикам и девочкам следует относиться по-разному (Торн 19).93).

Школы незаметно передают девочкам сообщения о том, что они менее умны или менее важны, чем мальчики. Например, в исследовании ответов учителей на учеников мужского и женского пола данные показали, что учителя хвалили учеников мужского пола гораздо больше, чем учениц. Учителя чаще прерывали девочек и давали мальчикам больше возможностей для развития своих идей (Sadker and Sadker, 1994). Кроме того, в социальных и академических ситуациях учителя традиционно относились к мальчикам и девочкам по-разному, усиливая чувство соперничества, а не сотрудничества (Thorne 19).93). Мальчикам также предоставляется большая свобода в нарушении правил или совершении незначительных отклонений, в то время как девочки должны тщательно следовать правилам и играть послушную роль (Ready, 2001).

Средства массовой информации служат еще одним важным агентом гендерной социализации. На телевидении и в кино женщины, как правило, играют менее значимые роли и часто изображаются женами или матерями. Когда женщинам отводится главная роль, она часто впадает в одну из двух крайностей: здоровая, подобная святой фигура или злобная, гиперсексуальная фигура (Etaugh and Bridges 2003). Гендерное неравенство широко распространено и в детских фильмах (Смит, 2008). Исследования показывают, что в десяти самых кассовых фильмах с рейтингом G, выпущенных между 19 и91 и 2013 девять из десяти персонажей были мужчинами (Смит, 2008).

Телевизионные ролики и другие формы рекламы также усиливают неравенство и гендерные стереотипы. Женщины почти исключительно присутствуют в рекламе товаров для приготовления пищи, уборки или ухода за детьми (Davis, 1993). Вспомните, когда вы в последний раз видели мужчину в рекламе посудомоечной машины или стирального порошка. В целом женщины недостаточно представлены на должностях, связанных с лидерством, интеллектом или уравновешенной психикой. Особую озабоченность вызывает бесчеловечное изображение женщин, особенно в музыкальных клипах. Однако даже в основной рекламе довольно часто встречаются темы, связанные с насилием и сексуальностью (Kilbourne 2000).

Смотреть

Посмотрите следующее видео, чтобы больше подумать о социальной конструкции гендера.

Попробуйте

Дополнительные исследования

Посмотрите это видео CrashCourse, чтобы узнать больше о гендерной стратификации.

Сексизм

В основе сексизма лежат гендерные стереотипы. Сексизм относится к предвзятым убеждениям, в которых один пол ставится выше другого. Как и расизм, сексизм веками был частью американской культуры. Вот краткая хронология «первых» в Соединенных Штатах:

  • До 1809 г. — женщины не могли оформить завещание
  • До 1840 г. женщинам не разрешалось владеть или распоряжаться имуществом
  • До 1920 года женщинам не разрешалось голосовать
  • До 1963 г. — работодатели могли по закону платить женщине меньше, чем мужчине, за ту же работу
  • .
  • До 1973 года женщины не имели права на безопасный и легальный аборт
  • До 1981 года — ни одна женщина не работала в Верховном суде США.
  • До 2009 г. — ни одна афроамериканка не была генеральным директором американской корпорации Fortune 500
  • До 2016 года — ни один латиноамериканец не был сенатором США.
  • До 2017 г. — ни один открыто трансгендерный человек не был избран в законодательный орган штата
  • .

Несмотря на то, что в Соединенных Штатах неравное обращение с женщинами является явной дискриминацией, оно по-прежнему распространено в общественной жизни. Следует отметить, что дискриминация по признаку пола происходит как на микро-, так и на макроуровне. Многие социологи сосредотачиваются на дискриминации, встроенной в социальную структуру; этот тип дискриминации известен как институциональная дискриминация (Pincus 2008).

Рисунок 4.   В некоторых культурах женщины выполняют всю работу по дому без помощи мужчин, поскольку работа по дому является признаком слабости и считается в обществе женской чертой. (Фото предоставлено Evil Erin/flickr)

Как и расизм, сексизм имеет вполне реальные последствия. Стереотипы о женщинах, например, о том, что они «слишком мягкие», чтобы принимать финансовые решения о таких вещах, как завещания или имущество, превратились в отсутствие женского лидерства в компаниях из списка Fortune 500 (в 2018 году женщины возглавляли только 24 компании!). Мы также видим гендерные несоответствия в политике и в юридических вопросах, поскольку законы, касающиеся репродуктивного здоровья женщин, принимаются преимущественно мужским законодательным органом как на уровне штата, так и на федеральном уровне.

Разрыв в оплате труда

Одним из наиболее ощутимых последствий сексизма является гендерный разрыв в оплате труда. Несмотря на то, что они составляют почти половину (49,8 процента) занятых по заработной плате, мужчины значительно превосходят женщин по численности на авторитетных, влиятельных и, следовательно, высокооплачиваемых должностях (U. S. Census Bureau 2010). Даже если статус занятости женщины равен статусу мужчины, она, как правило, зарабатывает всего 81 цент на каждый доллар, заработанный ее коллегой-мужчиной (Payscale 2020). Женщины в оплачиваемой рабочей силе также по-прежнему выполняют большую часть неоплачиваемой работы дома. В среднем 84 процента женщин (по сравнению с 67 процентами мужчин) тратят время на ведение домашнего хозяйства (U.S. Census Bureau 2011). Эта двойная обязанность удерживает работающих женщин в подчиненной роли в структуре семьи (Hochschild and Machung 19).89).

Рисунок 5 . В 2017 году общий средний заработок мужчин составлял 52 146 долларов, а женщин — 41 977 долларов. Это означает, что женщины зарабатывают 80,1% от того, что зарабатывают мужчины в США. (Источник: Женское бюро Министерства труда США)

Стеклянный потолок

Идея о том, что женщины не могут попасть в представительские апартаменты, известна как стеклянный потолок. Это невидимый барьер, с которым сталкиваются женщины, пытаясь получить работу на самом высоком уровне бизнеса. Например, в начале 2021 года женщинами управляли рекордные 41 из 500 крупнейших компаний мира. Несмотря на значительное улучшение по сравнению с цифрой двадцатью годами ранее, когда только двумя компаниями руководили женщины, эти 41 генеральный директор по-прежнему составляют лишь восемь процентов этих крупных компаний (Newcomb, 2020).

Почему женщинам труднее достичь вершины компании? Одна идея заключается в том, что в Соединенных Штатах все еще существует стереотип о том, что женщины недостаточно агрессивны, чтобы вести себя в зале заседаний, или что они склонны искать работу и работать с другими женщинами (Reiners, 2019). Другие проблемы проистекают из гендерных предубеждений, основанных на гендерных ролях и материнстве, о которых говорилось выше.

Другая идея заключается в том, что женщинам не хватает наставников, руководителей, которые проявляют интерес, приглашают их на нужные встречи и знакомят с нужными людьми для достижения успеха (Murrell & Blake-Beard 2017).

Женщины в политике

Одним из самых важных мест, где женщины могут помогать другим женщинам, является политика. Исторически в Соединенных Штатах, как и во многих других институтах, политическое представительство в основном состояло из белых мужчин. Из-за отсутствия женщин в правительстве их проблемы решают люди, не разделяющие их точки зрения. Число женщин, избранных для работы в Конгрессе, с годами увеличилось, но еще не точно отражает численность населения в целом. Например, в 2018 году население США составляло 49 человек.мужчин и 51% женщин, но население Конгресса составляло 78,8% мужчин и 21,2% женщин (Manning 2018). С годами количество женщин в федеральном правительстве увеличилось, но до тех пор, пока оно не будет точно отражать численность населения, в наших законах будет неравенство.

Рисунок 6 . Распределение членства в Конгрессе по полу. В 2021 году в Конгрессе было рекордное количество женщин: 120 женщин работали в Палате представителей и 24 — в Сенате. Гендерное представительство неуклонно растет с течением времени, но далеко не равно. (Источник: на основе данных Центра американских женщин в политике Университета Рутгерса)

Глобальный сексизм

Гендерная стратификация через разделение труда характерна не только для Соединенных Штатов. Согласно классическому труду Джорджа Мердока « Outline of World Cultures » (1954), все общества классифицируют работу по половому признаку. Когда паттерн проявляется во всех обществах, его называют культурной универсалией. Хотя феномен распределения работы по признаку пола является универсальным, его специфики нет. Одна и та же задача не ставится ни перед мужчинами, ни перед женщинами во всем мире. Но то, как оценивается пол, связанный с каждой задачей, примечательно. Изучая разделение труда между 324 обществами по всему миру, Мердок обнаружил, что почти во всех случаях работа, отведенная мужчинам, имела больший престиж (Murdock and White 19).68). Даже если типы работ были очень похожи, а различия незначительны, мужская работа все же считалась более важной.