Гипнопедия: Гипнопедия. Что такое «Гипнопедия»? Понятие и определение термина «Гипнопедия» – Глоссарий

Гипнопедия. Что такое «Гипнопедия»? Понятие и определение термина «Гипнопедия» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Гипнопедия (греч. «сон» + «обучение») – методика обучения во время сна, когда обучаемый прослушивает голос гипнозера или его записи. Гипнопедия направлена на закрепление лишь некоторых типов информации, поэтому не может использоваться в качестве полной замены других методик обучения.

Так, гипнопедия возможна при запоминании числовых таблиц, формул, телеграфной азбуки, иностранных слов, шифрованных кодов и другой информации узкого профиля. Усложняет гипнопедию и тот факт, что успех ее проведения зависит от большого количества факторов – играет роль не только тип информации, но и возраст самого обучаемого, а также особенности его памяти.

Для повышения эффективности во время применения гипнопедии может изменяться количество и продолжительность сеансов, также видоизменяется интонация речи гипнотизера. Стоит отметить, что гипнопедия не связана с состоянием искусственно вызванного сна – в этом случае применяется гипнотическое или постгипнотическое внушение, которое имеет иные механизмы. Сон в качестве средства приобретения знаний использовался уже в древности буддийскими священниками и йогами в Индии, однако первые практические исследования в этой области относятся только к началу XX века – первая попытка была предпринята в 1923 году в США Д. Финнеем.

Интерес к гипнопедии особенно возрос с усилением влияния психоаналитических концепций в 50 – 60-х годах прошлого века. Гипнопедия нашла отражение и в литературе – так, например, в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» гипнопедия описывается как основной метод обучения людей нового утопичного общества.

< Гипноз

Гипнотическая анестезия >

Популярные термины

    Гипнопедия

    Можно ли учиться во сне?

    Ответ ученых: скорее нет, если вы хотите запомнить нечто совершенно новое. А вот закрепить уже изученный материал во сне возможно. Подробности – в новом исследовании психолингвистов из Франции.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Я хочу того, на что есть право у каждого человека»: каково это — быть аутистом
    • «Кто не сдал на подарки?»: почему нас так раздражают родительские чаты
    • 7 признаков того, что неверный партнер на самом деле не раскаивается
    • «Мою голову 25 раз, ем пельмени в кратном пяти количестве и считаю глотки воды. Это ОКР?»
    • «Парень меня не любит, оскорбляет, но обещает жениться. Стоит ли надеяться на лучшее?»
    • «Лучше, чем когда-либо!»: как меняется секс после свадьбы — 24 ответа читателей
    • 5 типов токсичных родителей: как исправить отношения — психологический разбор
    • Секс без любви: может ли страсть превратиться в глубокое чувство

    Сегодня читают

    • Бум на жиротопку в соцсетях: китайское упражнение, которое сделает ваш живот плоским
    • «Муж живет рядом с женой, но сам по себе. Надо ли разводиться, если ей 48, а ему 56?»
    • «Муж женился на другой, не сообщив мне, а меня выкинул на улицу с детьми»
    • «Муж разозлился, потому что я вышла из-под его контроля и нарушила запреты»
    • «Мешалка» или «Притворщик»: 4 типа токсичных друзей
    • «Муж выгнал из дома своих мать и сестру. А вдруг он так поступит и со мной?»

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Гипнопедия — Психологос

    01 октября 2022 г., 21:29

    ​​​​​​​Гипнопедия (от греч. hypnos — сон + paideia — обучение, воспитание) — обучение во время естественного сна. Термин «гипнопедия» не относится к процессу приобретения знаний в состоянии гипноза или любого другого искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), поскольку в этих случаях процесс обучения носит характер гипнотического или постгипнотического внушения.

    История возникновения

    Сон (естественный и искусственный) как средство для приобретения знаний использовался еще в древности (буддийские священники в Китае, факиры и йоги в Индии и др.). Первая попытка практического применения гипнопедии в новейшее время была сделана Д. А. Финнеем (США, 1923). В СССР такая попытка была предпринята А. С. Свядощем в 1936 г. Интерес к гипнопедии и стремление дать ей теоретическое обоснование возобновились в 50-х — начале 60-х гг. XX в. В зарубежной гипнопедии заметно влияние психоаналитических концепций. Отечественные ученые объясняют возможность гипнопедии на основе павловского учения о наличии так называемых сторожевых пунктов в коре больших полушарий головного мозга во время сна.

    Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что усвоение информации, подаваемой гипнопедическим путем, зависит от характера памяти, возраста обучающегося, от количества сеансов и объема программы за один сеанс обучения, от интонационных характеристик речи.

    Многие теоретические и практические проблемы гипнопедии (работоспособность, утомляемость после длительного применения гипнопедии, изменение функционального состояния нервной системы в результате систематического использования гипнопедии и т. д.) недостаточно ясны. Очевидно, что гипнопедия не может заменить естественный педагогический процесс; она может быть полезной для закрепления в памяти лишь некоторых видов информации (иностранные слова, телеграфная азбука, формулы и т. п.).

    • Образование
    • Обучение

    Комментарии (0):

    Материалы по теме:

    23 нояб. 2020 г.

    Ложные воспоминания в глубинной психотерапии

    Многие направления глубинной терапии базируются на том, что, вспомнив забытую травму, вы избавитесь от своего симптома.

    3Подробнее

    01 окт. 2022 г.

    Гипноз

    Гипноз (классический гипноз) — измененное состояние сознания (состояние ни сна, ни бодрствования), в котором человек находится практически под полной властью гипнотизера (того, кто это состояние вызвал).

    0Подробнее

    01 янв. 2006 г.

    Обучение

    Основные пункты эффективного обучения, это доступный образец, поддержка и требовательность. Например, ваш ребенок пошел в первый класс, ему нужно учиться писать буквы. То есть вначале — палочки и крючочки. Для вас это элементарно, а для него — трудная работа. Как добиться результата? Вы готовы оказать любую помощь, но работать должен — он. А не вы. Вы готовы показывать, рассказывать. объяснять, тренировать, как угодно упрощать работы, но все необходимое он должен в результате сделать сам.

    0Подробнее

    01 окт. 2022 г.

    Память и сон

    Архивация запомненных событий происходит в основном ночью. Поэтому информацию, которую нужно запомнить лучше учить с вечера и повторять утром (это планов кстати тоже касается. Написал план вечером, утром подредактировал, днем пару раз бросил взгляд — и глядишь, ничего не забыл). И спать, поэтому, нужно ночью — это раз (активность головного мозга так устроена, что днем он совершенно не настроен что-либо запоминать) и два — спать нужно достаточно — минимум 8 часов (хотя сейчас есть гипотеза, что не 8 — а 9 часов — необходимый минимум).

    0Подробнее

    01 окт. 2022 г.

    Сон

    Сон — отключение основного объема сознания, понижение реакции на окружающее, отдых и погружение в мир сновидений.

    0Подробнее

    01 окт. 2022 г.

    Воспитание

    Часто пишут, что воспитание — это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Думается, что воспитание как целенаправленная деятельность — это не все воспитание, а только одна из его разновидностей, и даже не самая характерная его разновидность. Все родители так или иначе воспитывают своих детей, при том что к целенаправленной деятельности за пределами работы способны не многие из взрослых. Они воспитывают своих детей, но не целенаправлено, а случайно и хаотично.

    2Подробнее

    Содержание

    Новые статьи:

    • «Зима и котик», стихотворение
    • Что завещал Черчилль своей супруге
    • Критика в адрес мужа
    • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
    • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц

    Популярные статьи:

    • Свои недостатки ставим себе на службу
    • Эти глаза напротив…
    • Вопросник Основы семейного договора
    • Муж секс не выпрашивает
    • Спокойное присутствие

    Хиты недели:

    • Эти глаза напротив…
    • Вопросник Основы семейного договора
    • Свои недостатки ставим себе на службу
    • Место сильной женщины рядом с сильным мужчиной
    • Бизнес-компетенции и упражнения Дистанции

    Что такое гипнопедия? Миф об обучении во сне

    Гипнопедия, также называемая гипнопедией, представляет собой концепцию, согласно которой люди могут изучать новую информацию во сне. Это обычно называют обучением во сне или подсознательным обучением, и это скорее миф, чем реальность.

    Понимание гипнопедии

    Гипнопедия, произносится как хип-но-пи-де-а, относится к попытке передать информацию спящему человеку или запоминанию фактов, передаче информации или получению новых знаний во время сна, обычно проигрывая им звукозапись (или любые аудиозаписи), пока они спят. Если бы это было возможно, вы могли бы только представить себе возможности. Вы могли бы изучать совершенно новые языки, запоминать книги, готовиться к тестам и выполнять свою работу в два раза быстрее. Если бы это было хотя бы отдаленно возможно, мы бы все сошли с ума, пытаясь найти способ сделать это.

    Идея обучения во сне, хотя и не является научно доказанной концепцией, имеет сильную основу в поп-культуре. Примеры можно найти в научной фантастике, фильмах и литературе, хотя они в первую очередь сосредоточены на способности промывать мозги и контролировать поведение, а не на обучении в положительном смысле. Такие книги, как «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (1932) и «Заводной апельсин» Энтони Берджесса (1962), иллюстрируют идею «промывания мозгов» во время сна. Тип контроля над разумом, изображенный в этих художественных произведениях, на самом деле требует нового обучения, чтобы иметь место в реальной жизни.

    Мы должны подчеркнуть слово новое по отношению к гипнопедии, потому что все это связано с включением ранее незнакомой информации. Однако для того, чтобы обучение имело место, мозг должен находиться в состоянии альфа или более высоких мозговых волн, и все эти более высокие вибрационные состояния являются состояниями бодрствования.

    В более медленных состояниях мозговых волн Тета и Дельта ум находится либо в глубоком медитативном состоянии (например, в состоянии быстрого сна, когда мы видим сны), либо в полном сне без сновидений, когда происходит потеря сознания всего тела. . В этих состояниях разум не способен воспринимать новую информацию.

    Почему нам нравится идея обучения во сне

    Идея гипнопедии или обучения во сне привлекательна для большинства из нас, потому что не требует реальной работы. Это как получить что-то бесплатно. Вы просто ложитесь спать, что и так бы сделали, и просыпаетесь с новыми знаниями, которые можно использовать для работы или учебы. Вы можете продвинуться по карьерной лестнице, произвести впечатление на своего босса, пройти тест.

    Теоретически, гипнопедия может быть достигнута с использованием какой-либо слуховой системы прослушивания во время сна. Записанная информация проигрывалась рядом со спящим человеком, и он мысленно воспринимал информацию в течение ночи. В идеальном мире вы могли бы освоить новую профессию или поступить в колледж во сне. Кто не хотел бы получить доступ к более высоким уровням обучения без изрядной платы за обучение или временных затрат?

    Вопреки распространенному заблуждению, гипнотический транс не является формой бессознательного состояния или сна, но под гипнозом субъекты на самом деле полностью бодрствуют, хотя и с повышенным вниманием и концентрацией, сниженным периферийным вниманием и тенденцией блокировать все внешние источники отвлечения.

    Гипнопедия и наука

    Несмотря на то, что идея гипнопедии очень любима и даже является одним из основных элементов научно-фантастической литературы, она еще не получила широкого признания в научном сообществе. Теоретически гипнопедия может работать по тем же принципам, что и подсознание, когда сообщения передаются бессознательному для получения определенного результата, аналогичного гипнозу.

    Подсознательные программы, влияющие на поведение, такие как отказ от курения или похудение, доступны на рынке. Как и в случае с гипнотерапевтическими программами, некоторые люди утверждают, что добились успеха в изменении поведения, слушая записанное сообщение во сне.

    То же самое верно и для изучения языка, существует множество программ по изучению языка во сне, и возникает вопрос, остались бы эти компании в бизнесе, если бы их программы не работали?

    Проблема вот в чем. Услышанное и информация, полученная во время сна, по-видимому, проходят через лобную кору головного мозга и не остаются в памяти в бодрствующем состоянии. Таким образом, вы можете выучить все ответы на тест во сне, но, вероятно, не сможете вспомнить их, когда бодрствуете. Они могли храниться где-то в вашем мозгу, но вы не могли их найти.

    Недавние исследования

    Интересно, что некоторые недавние исследования, проведенные в Германии, показали, что, хотя обучение во сне в традиционном понимании не является реальностью, может существовать возможность усиления формирования памяти с помощью слуховой стимуляции, воспроизведения звуков в определенное время. во время цикла сна.

    В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science , Кристин Сандерс и ее команда использовали звуки и головоломки для изучения решения проблем во время сна.

    В течение вечера 57 участникам были розданы головоломки, каждая из которых соответствовала уникальному и произвольному звуку. В ту ночь, когда участники спали, одни и те же звуки воспроизводились для ½ головоломок, которые они не решили. Идея заключалась в том, что звук может заставить мозг думать об этой проблеме во время сна.

    На следующее утро участникам были представлены головоломки, которые они не решили накануне вечером. Они решили в среднем 31,7% головоломок, для решения которых во время сна подавался звук, и только 20,5% головоломок, для решения которых звук не воспроизводился. Это улучшение решения проблем на 55 % благодаря воспроизведению соответствующего звука.

    Эти данные свидетельствуют о том, что мы можем решать когнитивные задачи, пока дремлете в своих теплых, удобных кроватях.

    Обучение во сне по-настоящему

    Существуют типы обучения, которые могут происходить во время сна или связаны со сном.

    • Решение проблем: Исследования неоднократно показывают, что если вам предоставляют информацию, дают головоломку или сталкиваются с умственной дилеммой, если вы буквально останавливаетесь и «засыпаете», это повышает вашу способность решать проблемы. Некоторые типы научных исследований поддерживают наблюдение за данными, перерыв во время сна, а затем возвращение к анализу данных. Результаты становятся более глубокими, более полными и более оригинальными, когда сон происходит между частями исследования.
    • Улучшение обучения и вспоминания: Выучить что-то новое во сне и вспомнить это на следующий день кажется невозможным. Но усиленное обучение в форме припоминания того, что вы узнали во время бодрствования, поддерживается сном. Если вы изучаете что-то в течение дня, а затем слушаете запись той же информации во сне, у вас будет повышенный уровень знаний об этой информации.
    • Память: Во время сна наш мозг обрабатывает сохраненную информацию. Консолидация памяти, аналогичная сжатию файлов на вашем компьютере, происходит как во время медленного, так и во время быстрого сна. Во время медленной волны мозг обрабатывает фактическую информацию, такую ​​как даты и события, которые, возможно, необходимо сознательно запомнить. Быстрый сон — это когда мозг обрабатывает имплицитную информацию или то, что вы делаете неосознанно во время бодрствования, например, поднимаетесь по лестнице, ведете машину или моете посуду.
    • Предупреждение о гипнопедии: Одной из довольно очевидных проблем при попытке учиться во сне является шум. Воспроизведение ночной записи вполне может помешать успешному погружению в более глубокие состояния сна. Хороший ночной сон, вероятно, является одной из самых важных вещей, которые вы можете сделать для обучения и работы в дневное время, поэтому практика, которая идет на компромисс, не будет полезной в целом.

    Краткое содержание

    Гипнопедия — это концепция, которую можно изучить во сне. Эта идея популярна в литературе и научной фантастике, но не имеет научной поддержки. Изучение новой информации требует бодрствования или полубодрствования, которое не является частью сна. Однако сон влияет на обучение. Это может улучшить аналитическую функцию и решение проблем, увеличить запоминание изученной информации и укрепить воспоминания. Попытки учиться во сне могут помешать качественному сну, который имеет решающее значение для общего состояния здоровья и функционирования.

    Обучение во сне было мифом, но вы можете укрепить память, пока спите | Наука

    Спустя пятьдесят лет после того, как исследователи отвергли идею обучения во время сна, теперь мы знаем, что звуки и запахи могут реактивировать воспоминания во время отдыха. Фото Дмитрия Белоуса/Getty

    Эта статья была первоначально опубликована на Aeon и была переиздана Creative Commons.

    Моя мама — одна из пяти детей, поэтому у нее много историй о злоключениях ее и ее братьев и сестер.

    Один из моих любимых вращается вокруг моего «странного» дяди Дорси и его ранних научных начинаний. Когда моей маме было около восьми лет, ее старший брат каждый вечер подсовывал ей под кровать магнитофон, чтобы тихо проигрывать стихотворение Эдгара Аллана По «Ворон» (1845). Ночь за ночью он проигрывал кассету, пытаясь проверить, сможет ли она спонтанно процитировать стихотворение после всего своего воздействия. По ее словам, она просыпалась каждый раз, когда начинала играть запись. Конечно, она все еще может прочесть первые несколько строк, но только потому, что стихотворение будило ее ночь за ночью.

    Моему дяде так и не удалось заставить мою маму «учиться во сне», но оказалось, что некоторые из его идей могли быть не такими ошибочными. В то время как обучение во сне, также называемое гипнопедией, было опровергнуто, нейробиологи в моей и других лабораториях теперь открывают способы использования таких раздражителей, как звуковые сигналы во время сна, для укрепления воспоминаний.

    Ранние исследователи сделали ту же ошибку, что и дядя Дорси, и думали, что мы можем выучить новый материал во сне путем осмоса, а-ля Дивный новый мир Олдоса Хаксли (1932). Как и в романе-антиутопии, эксперименты по обучению во сне часто основывались на ложном предположении, что сон подобен гипнотическому состоянию. В 1920-х годах некоторые исследователи полагали, что они могут научить участников совершенно новой информации, проигрывая аудиозаписи во время сна, и изобретатели начали продавать устройства, основанные на этой идее. Это не сильно отличалось от эпизода «Большой сыр» (1996) сериала Лаборатория Декстера ., в котором мультяшный мальчик-гений использует массивный гаджет, чтобы попытаться выучить французский язык во сне: это не сработало.

    Только в 1950-х годах исследователи обнаружили, что разрекламированные эффекты гипнопедии на самом деле вовсе не связаны со сном. Вместо этого эти приспособления на самом деле пробуждали людей. Разоблачители смогли определить это, используя относительно хорошо зарекомендовавшую себя технику, называемую электроэнцефалографией (ЭЭГ), которая записывает электрические сигналы мозга с помощью электродов, размещенных на коже головы. Используя ЭЭГ своих участников, исследователи могли сказать, что изучающие сон на самом деле бодрствовали (что мы и сегодня делаем в исследованиях), и это почти положило конец исследованиям сна как когнитивного инструмента. Пятьдесят лет спустя мы теперь знаем, что память можно изменять во время сна, но не так, как предполагалось ранее.

    В 2007 году нейробиолог Бьорн Раш из Любекского университета и его коллеги сообщили, что запахи, связанные с ранее изученным материалом, можно использовать для сигналов спящего мозга. Авторы исследования научили участников расположению объектов на сетке, как в игре «Концентрация», и при этом познакомили их с запахом роз. Затем участники спали в лаборатории, а экспериментаторы ждали, пока наступит самая глубокая стадия сна (медленноволновой сон), чтобы еще раз подвергнуть их воздействию запаха. Затем, когда они бодрствовали, участники значительно лучше запоминали, где были расположены объекты. Это работало только в том случае, если они подвергались воздействию запаха розы во время обучения и чувствовали его во время медленного сна. Если они подвергались воздействию запаха только во время бодрствования или во время быстрого сна, сигнал не срабатывал.

    Это казалось слишком хорошим, чтобы быть правдой. Можем ли мы действительно «пометить» воспоминания во время обучения запахом, а затем убедить наш мозг репетировать их во время сна? Многочисленные исследования, проведенные после первоначальной статьи, подтвердили открытие, и были даже новые варианты, такие как использование звуковых сигналов вместо запахов.

    В лаборатории когнитивной нейробиологии Паллера в Северо-Западном университете, где я работаю, было опубликовано несколько статей, демонстрирующих, что нейробиологи могут связать один звук с одним объектом и реактивировать его по отдельности. Например, вы можете сыграть в «Концентрацию» и узнать, что кошка находится в левом нижнем углу, а чайник — в правом верхнем. Когда учишь кошку, слышишь мяуканье, а когда учишь чайник, слышишь свист. Теперь, если во время медленного сна мы воспроизведем только один из этих звуков, например мяуканье, вы на самом деле запомните местонахождение кошки даже лучше, чем чайник. Имейте в виду, что оба этих элемента изначально были усвоены одинаково хорошо, что свидетельствует о том, что сигналы сна преимущественно помогали кошке. Эта способность выбирать определенные воспоминания для повторной активации называется целенаправленной реактивацией памяти (TMR).

    Мы называем это ПМР, потому что считаем, что воспроизведение такого звукового сигнала реактивирует память об изучении местоположения объекта из предыдущей задачи. Моя лаборатория считает, что это воспроизведение воспоминаний позволяет мозгу усилить представление памяти, что приводит к лучшему воспоминанию. Работая с крысами, исследователи мозга Дэниел Бендор и Мэтью Уилсон из Массачусетского технологического института обнаружили именно такое ожидаемое повторение, когда вводили звуковые сигналы, связанные с предыдущим обучением.

    Нейробиологи начинают применять TMR в работе. Одно недавнее исследование, проведенное моей группой, во многом напоминало видеоигру Guitar Hero, где игрок занимает центральное место в роли музыканта. Джеймс Энтони, в настоящее время постдокторант Принстонского университета, но в то время аспирант, предложил участникам выучить две музыкальные последовательности на клавиатуре. Песни состояли из четырех нот, которые выглядели как падающие круги, как и в настоящей игре. Выучив обе песни одинаково хорошо, участники вздремнули, и Энтони показал им одну из песен. Когда они были повторно протестированы после сна, участники лучше справились с песней с сигналом сна, чем без сигнала. Подумайте, как быстро вы могли бы выучить новый музыкальный инструмент или песню, просто напомнив своему спящему мозгу о предыдущем обучении!

    Хотя некоторые трансляционные исследования начали появляться, мы до сих пор не знаем границ TMR или сигналов сна в целом. В статье 2017 года постдокторский исследователь Лаура Баттеринк из моей лаборатории и ее коллеги обнаружили, что подсказка TMR в сочетании с быстрым сном приводит к лучшему запоминанию слов, которые были подсказаны во время дневного сна. Это исследование, по-видимому, указывает на то, что быстрый сон является полезным состоянием, когда воспоминания с сигналами интегрируются в ранее существовавшие сети памяти.

    Нерешенные вопросы, которые нам еще предстоит решить, включают: подходит ли это для изучения иностранного языка (т.е. изучения грамматики) или только для изучения иностранной лексики? Можно ли его использовать для поддержания производительности памяти у стареющего населения? Означает ли реактивация одних воспоминаний, что другие стираются еще быстрее?

    Мне лично интересно, как эти реактивированные воспоминания могут измениться из-за этих сигналов. Мои текущие проекты направлены на исследование того, заставляют ли подсказки сохранять детали во всей памяти или эти подсказки могут консолидировать «суть» памяти и терять посторонние детали. В качестве альтернативы, TMR может помочь улучшить все аспекты консолидации памяти и показать когнитивные затраты только для неподсказок.

    У нас есть кое-какие догадки, и постоянно появляются новые проекты, направленные на решение этих вопросов. Но мы все еще на пороге понимания спящего мозга. Для деятельности, которой мы занимаемся примерно треть нашей жизни, вопросов больше, чем ответов.