Gkfy hf jns c jlfhtyysvb ltnmvb: Ссылки на сайты официальных организаций системы образования
План работы с одаренными учащимися
Отдел образования администрации Каргапольского района Курганской области.МОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3»
Рассмотрен:
педагогическим советом МКОУ «Каргапольская НОШ №3»
протокол № ___
от «___» _______2015 г.
Согласован:
советом учреждения протокол № ___ от «____» ______ 2015 г.
Утвержден
директор МКОУ «Каргапольская НОШ №3»
Бусыгина Н.Е. приказ № _____
от «___» _______20 __ г.
План работы
c одарёнными учащимися
4-Б класса
учителя начальных классов
Нестеровой З.Ю.
на 2015-2016 учебный год
р.п.Каргаполье.
2015год.
Пояснительная записка.
Проблема работы с одаренными детьми актуальна для современной школы на данном этапе ее развития. Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является одной из важнейших задач школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Педагогическая система строися на 4 базовых идеях:
На осознании самоценности каждого ребенка как уникальной, неповторимой личности.
На неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей.
На приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития.
На понимании природы творческого саморазвития, как интегральной характеристики «самостоятельности», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование, самореализация личности школьника.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
1.Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности ребенка.
2. Принцип возрастающей роли внеурочной деятельности.
3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.
5. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг,помощи.
Характеристика одарённых детей.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
— отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
— они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
— отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
— одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
— наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
— некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
— они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
— характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
— одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
— они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
— живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
— они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
— им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
— порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
— эгоцентризм, как и у обычных детей.
— нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
— одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
— их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
— зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: 1. Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей. 2.Гармонизация отношений «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи:
1.Изучить эффективные методики и технологии по выявлению одаренности младших школьников.
2.Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одаренного ребенка.
3. Создать условия для самореализации одаренных детей.
Разработать индивидуальные программы развития одаренных детей.
5.Внедрять новые образовательные технологии в работе с одаренными детьми.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность .
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
— проблемно-развивающее обучение,
— проектно-исследовательская деятельность,
— игровые технологии (деловые игры и путешествия),
— информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
— творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
— факультативы,
— предметные недели,
— театрализованные праздники,
— олимпиады и конкурсы по предметам.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
— видом одарённости;
— возрастом ребёнка;
— социальным статусом семьи ребёнка;
— уровнем одарённости;
— активностью самого ребёнка;
— профессиональной подготовкой педагога;
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными детьми.
Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
3.Повышение квалификации учителя.
Показатели эффективности работы с одаренными детьми
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Адаптация детей к социому.
Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение таких детей.
Маршрут сопроводительной работы с одаренными детьми.
Учащиеся: Русский- Лузина Валерия, Стенникова Вика.
Математика: Самокрутов Артем, Балеев Илья.
Окр. мир.: Самокрутов Артем, Королева Наташа.
Лит. Чтен.: Луткова Яна, Бугаева Злата.
Изо: Коркин Антон, Королева Надя, Самокрутов Артем, Королева Наташа, Колотовкина Настя.
Технология: Все учащиеся класса
№
Предмет
Дни недели
Время
Виды занятий
1.
Русский язык
понедельник
Урок, ГПД
Групповое, диффер. задания
2.
математика
вторник
Урок, ГПД
Групповое, диффер. задания
3.
Окр. мир
среда
Урок, ГПД
Групповое, диффер. задания
4.
5.
Лит . чтение
Изо
пятница четверг
Урок, ГПД
Урок, ГПД
Групповое, диффер. задания
Календарно-тематическое планирование
занятий по математике
№
п/п
Тема занятия
Кол-
во
часов
Сроки прохождения программы
1.
Диагностическое обследование
1
сентябрь
2.
Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание».
2
сентябрь
3.
Нестандартные задачи на соответствие и порядок.
2
октябрь
4.
Нестандартные задачи на соответствие и порядок.
2
октябрь
5
Задачи ловушки , шутки.
3
ноябрь
6.
Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»
1
ноябрь
7.
Задачи связанные с величинами
2
декабрь
8.
Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения
1
декабрь
9.
Решение логических задач
2
январь
10
Решение логических задач
3
февраль
11
Задачи на упорядочение множеств
3
март
12
Задачи решаемые с помощью графов
2
апрель
13
Комбинаторные задачи
1
апрель
14
Олимпиадные задачи
2
май
15
Олимпиадные задачи
2
май
16
Олимпиадные задачи
1
17.
Олимпиадные задачи
1
Календарно-тематическое планирование
занятий по русскому языку
№
п/п
Тема занятия
Кол-
во
часов
Сроки прохождения программы
1.
Диагностическое обследование
1
сентябрь
2.
Работа с диагностическими заданиями второго и третьего уровня по теме: «Предложение», дифференц.задания.
2
сентябрь
3.
Работа с диагностическими заданиями второго и третьего уровня по теме: «Звуки и буквы» дифференц.задания.
2
октябрь
4.
Работа с диагностическими заданиями второго и третьего уровня по теме: «Двойные согласные» дифференц.задания.
2
октябрь
5
Работа с диагностическими заданиями второго и третьего уровня по теме: «Разделительный мягкий знак» дифференц.задания.
2
ноябрь
6.
Работа с диагностическими заданиями второго и третьего уровня по теме: «Однокоренные слова» дифференц. задания.
1
ноябрь
7.
Работа с диагностическими заданиями второго и третьего уровня по теме: «Безударные гласные в корне слова» дифференц.задания.
2
декабрь
8.
Работа с диагностическими заданиями второго и третьего уровня по теме: «Звонкие и глухие согласные в корне слова» дифференц.задания.
1
декабрь
9.
Работа с диагностическими заданиями второго и третьего уровня по теме: «Имя существительное» дифференц.задания.
2
январь
10
Работа с диагностическими заданиями второго и третьего уровня по теме: «Имя прилагательное» дифференц.задания.
2
февраль
11
Работа с диагностическими заданиями второго и третьего уровня по теме: «Предлоги» дифференц.задания.
2
март
12
Практические занятия по решению сложных олимпиадных заданий дифференц.задания.
2
апрель
13
Практические занятия по решению тестовых заданий
1
апрель
14
Разноуровневые, дифференцированные задания по темам курса
3
май
15
16
17.
Календарно-тематическое планирование
занятий по окружающему миру.
№
п/п
Тема занятия
Кол-
во
часов
Сроки прохождения программы
1.
Диагностическое обследование
1
сентябрь
2.
Разноуровневые, дифференцированные задания по темам курса
2
Сентябрь
(по1 час ежемесячно)
3.
Практические занятия по решению сложных олимпиадных заданий дифференц.задания.
2
октябрь(по1 час ежемесячно)
4.
Участие в проектной деятельности.
1
ноябрь
5
Проэкты: 1. «Экологическая почта»
2
ноябрь
6.
Проэкт: 2. «Разведка прекрасного и удивительного»
2
апрель
7.
Проэкт: 3. «Капелька»
2
декабрь
8.
Проэкт: 4. «Березкины слезки»
2
март
9.
Проэкт: 5. «Дождики»
2
январь
10
Проэкт : 6 «Знакомые незнакомцы»
2
февраль
11
Работа с тестовыми заданиями по темам курса.
2
12
300 вопросов и ответов о животных
2
13
14
15
16
17.
Календарно-тематическое планирование
занятий по ИЗО
№
п/п
Тема занятия
Кол-
во
часов
Сроки прохождения программы
1.
Диагностическое обследование
1
сентябрь
2.
Активное участие в конкурсах рисунков разного уровня
По учебному плану
3.
Участие в проектной деятельности.
В течении учебного года
4.
Разноуровневые, дифференцированные задания по темам курса
5
Календарно-тематическое планирование
занятий по литературному чтению
№
п/п
Тема занятия
Кол-
во
часов
Сроки прохождения программы
1.
Диагностическое обследование
1
сентябрь
2.
Работа с диагностическими заданиями второго и третьего уровня по темам курса. дифференц.задания.
2
По учебному плану
3.
Активное участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня
2
4.
Участие в проектной деятельности.
2
5
Отслеживание результатов работы с одаренными детьми:
По результатам диагностического обследования выявлены группы детей, обладающих уровнем одареннсти в различных видах деятельности.Составлен план работы на год. Результаты работы отслеживаются при анализе выполнения тематических, котрольных, итоговых, тестовых работ, проэктов, творческих работ учащихся, участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.Личные достижения учащихся фиксируются в самоанализе учебно-воспитательной работы за год, в портфолио учащихся.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17.
Используемая литература :
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.
2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.
3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М .: АСТ:Астрель,2000.-223с.
4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.
5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания , упражнения.
6. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»
8.Карточки « Нестандартные задачи для начальной школы»
9.И.В.Цветкова «Экология для начальной школы.Игры и проэкты.1997г Ярославль «Академия развития»
Работа с одаренными детьми — Московская СОШ
План работы с одаренными детьми в МАОУ Московской СОШ на 2021-2022 учебный год
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. При характеристике познавательных возможностей учащихся используются такие понятия как способность, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Цель работы с одаренными детьми:
Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
- Выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
- Расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными учащимися;
- Творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
- Увеличение количества одаренных детей школьного возраста – победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
Основные направления работы:
- Выявление одаренных детей по разным направлениям;
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней;
- Организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня;
- Консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Формы работы с одаренными учащимися:
- Творческие мастерские;
- Групповые занятия с сильными учащимися;
- Внеурочная деятельность;
- Кружки по интересам;
- Занятия исследовательской деятельностью;
- Конкурсы;
- Интеллектуальный марафон;
- Научно-практические конференции;
- Участие в олимпиадах;
- Работа по индивидуальным планам;
- Сотрудничество с другими школами;
- Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».
№ п/п |
Основные мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Составление плана работы с одаренными детьми |
сентябрь |
Лукашина Н. В. |
2. |
Организация и проведение школьного этапа предметных олимпиад |
октябрь |
Лукашина Н.В., учителя-предметники |
3. |
Выпуск информационного бюллетеня по результатам школьных предметных олимпиад |
октябрь |
учителя-предметники |
4. |
Участие в муниципальном этапе предметных олимпиад |
ноябрь |
Лукашина Н.В., учителя-предметники |
5. |
Анализ итогов олимпиады школьников |
ноябрь |
Лукашина Н.В., руководители МО, учителя-предметники |
6. |
Участие в международных конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Английский бульдог», в региональных олимпиадах «Менделеев», «Юниор» |
в течение года |
Руководители МО, учителя-предметники |
7. |
Участие в международных онлайн-конкурсах и олимпиадах различной направленности |
в течение года |
Руководители МО, учителя-предметники |
8. |
Работа в рамках исследовательской и проектной деятельности: участие в научной конференции «Шаг в будущее» |
в течение года |
Руководители проектов |
9. |
Работа на уроках через индивидуальный подход; привлечение к участию в проведении нестандартных уроков |
в течение года |
учителя-предметники |
10. |
Оформление портфолио |
в течение года |
Кл. руководители |
11. |
Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети» |
в течение года |
Лукашина Н.В., руководители МО |
12. |
Предметные недели |
по графику |
Руководители МО |
13. |
Работа спортивных секций |
в течение года |
Лукашина Н.В., учителя физ. культуры |
14. |
Работа кружков |
в течение года |
Лукашина Н. В., учителя-предметники |
15. |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей |
в течение года |
Учителя-предметники |
16. |
Пополнение банка дидактических материалов повышенного уровня сложности в учебных кабинетах |
в течение года |
Учителя-предметники |
17. |
Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми. |
в течение года |
Еркина Н.В. |
18. |
Участие в проектной работе различных направлений и уровней |
в течение года |
Лукашина Н. |