Инклюзия картинки – Презентация на тему «Инклюзивное образование в России»

Консультация на тему: Выступление и презентация на тему «Инклюзивное образование»

                                     Инклюзивное образование

Инклюзивное образование (включающее)  – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Инклюзивное образование:

  • Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;
  •  Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
  •  Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
  •  Признает, что все дети могут учиться.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

         Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
       Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.
      Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.
     Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.
      Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного  образования на уровне общеобразовательной школы.

«Образование для всех»

      Фундаментальный принцип «образование для всех»  состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.

      Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь. 

     Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Три аспекта развития инклюзии

1.Создание инклюзивной культуры

Построение школьного сообщества

Принятие инклюзивных ценностей

2.Разработка инклюзивной политики

Развитие школы для всех

Организация поддержки разнообразия

3.Развитие инклюзивной практики

Управление процессом обучения

Мобилизация ресурсов

Условия организации успешного обучения и воспитания
    детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить  полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная  подготовка педагогического коллектива ОУ  общего типа в соответствии со спецификой   учебно-воспитательной и коррекционной работы .

      6. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями  здоровья  образовательных программ  целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи,  учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья  в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися,  их родителями, педагогическими работниками.

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Педагога

Психолога

Логопеда

Дефектолога

Тьютора

Социального работника

Врача-педиатра

Специалистов по охране и гигиене труда

Ассистента педагога (сопровождающего)

Существующие барьеры:

  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;
  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
  • Архитектурная недоступность школ, учреждений.

Системный подход

        Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.
   Необходимо подготовить позитивное общественное мнение  всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).
    Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.
    От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания , чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
                                                           У. Джеймс

nsportal.ru

Инклюзивное образование — презентация


Инклюзивное образование

Педагог-психолог Ценева Е.В.


«Для того, чтобы было легко жить                

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним»

                              Л.Н.Толстой.


Понятие «инклюзивное образование»

Термин « инклюзия » фран.происхождения и означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в ВУЗЕ.


Законы об инклюзивном образовании

  • инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  • В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов
  • 2012год- Закон об образовании утвердил инклюзивное образование, программы и виды инклюзивного образования, статус ребенка с ОВЗ, виды адаптированных программ.


Инклюзивное образование

Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под  ребенка, а не ребенок под систему.  

Инклюзивное образование — это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку.


инклюзия


Инклюзивное образование

  • В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.


инклюзия  -равные возможности для каждого!


Инклюзивное образование – это процесс обучения и полноценного участия в школьной жизни всех учеников

варианты обучения детей-инвалидов:

«Полноценное участие» — это обучение вместе с другими учениками, сотрудничество с ними, приобретение общего опыта;

  • Спецшколы и интернаты
  • Коррекционные классы общеобразовательных школ
  • Домашнее обучение
  • Дистанционное обучение
  • Мэйнстриминг (mainstreaming): ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах

активное вовлечение в процесс обучения каждого ребёнка;

ученика принимают и ценят таким, какой он есть


Начало инклюзии — признание наличия различий между учениками, которые уважаются и являются основой образовательного процесса

Изменять не людей с ОВЗ, а изменять общество и отношение  общества к инвалидам.

Отказ от практики использования методик, направленных на исключение ребёнка из образовательного процесса


Основное изменение касается принципиально иного подхода к образованию:

не ребенок приспосабливается к существующим в образовательном учреждении условиям и нормам, а вся система образования

подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка


Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Создание адаптивной среды , позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий , обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).


Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .


Культура речи по отношению к детям с ОВЗ

  • Человек с инвалидностью
  • Человек с ограниченными возможностями, больной, искалеченный, неполноценный, калека, с дефектом здоровья
  • Отсталый, умственно не полноценный, умственно отсталый, дебил, слабоумный, «тормоз», с задержкой в развитии
  • С болезнью Дауна, даун, даунята
  • слепой
  • Ребенок с особенностями развития
  • Школьники-инвалиды
  • Человек с синдромом Дауна
  • Незрячий человек, слабовидящий человек; человек с инвалидностью по зрению
  • Дети с особыми образовательными потребностями


Принципы  инклюзивного  образования ( всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество саламанка, испания, 7-10 июня 1994 г.)

1.  Ценность  человека  не  зависит  от  его  способностей  и 

достижений;

2.  Каждый  человек  способен  чувствовать  и  думать;

3.  Каждый  человек  имеет  право  на  общение  и  на  то,  чтобы  быть  услышанным;

4.  Все  люди  нуждаются  друг  в  друге;

5.  Подлинное  образование  может  осуществляться  только  в  контексте  реальных  взаимоотношений;

6.  Все  люди  нуждаются  в  поддержке  и  дружбе  ровесников

7.  Для  всех  обучающихся  достижение  прогресса  скорее 

может  быть  в  том,  что  они  могут  делать,  чем  в  том, 

что  не  могут;

8.  Разнообразие  усиливает  все  стороны  жизни  человека 


Персональная выставка


Персональная выставка


Персональная выставка


«Хотите счастья на час – вздремните. Хотите счастья на день – идите на рыбалку. Хотите счастья на месяц – женитесь. Хотите счастья на год – унаследуйте состояние. Но если вы хотите счастья на всю жизнь – помогите кому-нибудь» (Старая китайская пословица)


Спасибо за внимание!!!

intolimp.org

Презентация «Инклюзивное образование»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Разработала: Студентка 421 группы Толстова Екатерина Лукоянов 2015
ГБОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж имени А. М. Горького» «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Слайд 2

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Слайд 3

“Мы исключили эту часть людей из общества,и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить” Жан Ванье

Слайд 4

«Дети должны учиться вместе» Инклюзивное образование

Слайд 5

Инклюзивное образование в России
По данным министра здравоохранения и социального развития численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, — 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% — умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.

Слайд 6

Законодательные ресурсы

Слайд 7

«В целях реализации права каждого человека на образование… создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья….в том числе посредством организации инклюзивного образования» Пункт 5 статьи 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Слайд 8

Российское законодательство об образовании детей-инвалидов
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 31 декабря 2014 г. № 273- ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ Саламанская Декларация

Слайд 9

Всеобщая декларация прав человека
«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах»

Слайд 10

Декларация о правах инвалидов Международно-правовой документ обобщённого характера, признавший право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права.

Слайд 11

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование.

Слайд 12

Концепция инклюзивного образования
Долгосрочная стратегия, рассматриваемая как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося. Акцент на разработку индивидуальной образовательной программы. Не вытесняет традиционные формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

Слайд 13

Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Слайд 14

Модель инклюзивного образования

Слайд 15

Предметно- развивающая среда:

Слайд 16

Пространство класса делится на зоны:
учебную игровую природную

Слайд 17

Учебная зона:
Она дает возможность проводить занятия с частью детей не только за партой, но и на полу или за игровым столом, помогает снизить трудности удержания позы за партой в течение 40 минут, варьировать длительность учебной нагрузки для разных категорий детей.

Слайд 18

Парты следует расставлять (в зависимости от площади кабинета) в шахматном порядке, расстояние между которыми должно составлять не менее 1.5 м, что значительно облегчит передвижение по классу. Таким же должно быть расстояние от стены до боковых и задних парт. Между передним рядом парт и доской необходимо расстояние не менее 2 м. В кабинете так же следует установить несколько стоячих парт, высота которых от пола составляет в начальной школе 80 см , в старшей 90-110 см, что позволит ученикам менять положение на протяжении урока. Будет целесообразнее поставить их в последнем ряду.

Слайд 19

Школьная доска-предмет, который дети видят постоянно. Значит, нужно максимально использовать его ресурсы. Рекомендуется представить на доске зрительную опору для лучшей ориентации учащихся в пространстве.

Слайд 20

Игровая зона
Игровая зона — это не только место, где ребенок может поиграть в различные развивающие игры. Это место, где истощаемые дети могут отдохнуть, полежать, расслабиться, почитать любимую книгу (но только после выполнения оговоренного заранее с учителем задания), что создает для детей дополнительный стимул к работе. «Кончил дело — гуляй смело»!

Слайд 21

Природная зона:

Слайд 22

Существующие барьеры:
Архитектурная недоступность школ Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

Слайд 23

Вывод:
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Слайд 24

Спасибо за внимание!

lusana.ru

Презентация к уроку по теме: Инклюзия

Слайд 1

«Мир моих возможностей или к вопросу об инклюзивном образовании» Подготовила: педагог-психолог МБДОУ д/с №14 Фабричнова Надежда Игоревна Тема родительского собрания: «МЫ РАЗНЫЕ»

Слайд 2

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (г.1, ст.2, п.27 Закон «Об образовании РФ») .

Слайд 3

Одаренные дети Дети с ОВЗ — имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие; слепые, слабовидящие; с тяжёлыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дети-инвалиды. Гиперактивные дети Леворукие дети Дети-аутисты Дети, поменявшие место жительства, дети мигрантов и иностранных граждан «Особенные дети» (Институт проблем инклюзивного образования г. Москва)

Слайд 4

55% — не готовы к появлению в группе ребенка с особенными потребностями и индивидуальными возможностями; 41% — не против, если ребенок с особенными потребностями и индивидуальными возможностями будет посещать группу вместе с обычными детьми; 5% — затрудняются ответить.

Слайд 6

Ваши переживания: У здоровых детей снизится интерес к обучению; Снижение успеваемости и темпа развития здоровых детей; Возникновение конфликтов в детском коллективе; Уменьшение внимания к здоровым детям со стороны воспитателей; — Ухудшится самочувствие здоровых детей.

Слайд 7

«Если я чем-то не похож на тебя, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 8

Ваши переживания: У здоровых детей снизится интерес к обучению; Снижение успеваемости и темпа развития здоровых детей; Возникновение конфликтов в детском коллективе; Уменьшение внимания к здоровым детям со стороны воспитателей; — Ухудшится самочувствие здоровых детей. Положительные моменты инклюзивного образования для Ваших детей: Здоровый ребёнок станет добрее; Здоровый ребёнок научится помогать другим; Здоровый ребёнок получит опыт сочувствия, сострадания; Здоровый ребёнок научится быть терпимым; Это сблизит педагогов и детей; — Это расширит представления здорового ребёнка о жизни общества. МЫ РАЗНЫЕ И МЫ ВМЕСТЕ!

nsportal.ru

Презентация к уроку по теме: Инклюзивное образование

Слайд 1

Подготовила: Юсупова Г.А., учитель истории и обществознания

Слайд 2

создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

Слайд 3

включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие ; организация условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие инвалидности, для реализации личностного и интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного, физического развития детей; принятие педагогами детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития; создание условий на основе психолого-педагогических приёмов, ориентированных на потребности детей.

Слайд 4

— процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями С. Н. Сорокоумова, кандидат психологических наук, доцент

Слайд 5

Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка Ульф Янсон

Слайд 6

один из процессов трансформации общего, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум Википедия, электронная энциклопедия

Слайд 7

– это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Алехина С.В.

Слайд 8

от англ. Inclusion – «включение» — это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.

Слайд 9

Саламанкская Декларация лиц с особыми потребностями (1994 г.) Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) Конвенция ООН о правах ребенка

Слайд 10

Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании»; Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф; Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

Слайд 12

Предлагается три основных подхода: «основное направление», «инициатива массового образования» «включение»

Слайд 13

« Основное направление » предполагает помещение детей с отклонениями в развитии в классы массовых школ. « Инициатива массового образования » предлагает фундаментальные изменения условийобразования учащихся с отклонениями в развитии Модель «включения » состоит в том, чтобы включать в общеобразовательный процесс по месту жительства всех детей, независимо от типа нарушения и степени его выраженности.

Слайд 14

В Германии существуют три модели подготовки учителей. 1. В некоторых землях остается старая модель, при которой курсы обучения специальных педагогов и предметников традиционно независимы друг от друга.

Слайд 15

2. Есть два университета, где сначала дается основная подготовка, в процессе которой изучаются вопросы, связанные как с общей, так и с коррекционной педагогикой и психологией, а уже потом начинается специализация по предметам

Слайд 16

3. Имеется смешанная модель подготовки, которая осуществляется во всех прочих педагогических университетах. Там для студентов (независимо от дисциплины, которую в дальнейшем они собираются преподавать) вводится специальный обязательный предмет, подразумевающий подготовку в русле инклюзивного подхода

Слайд 17

Во Франции принималось много законов по правам инвалидов, но закон от 11 февраля 2005 года называют революционным, так как он впервые содержал всю нормативно-правовую базу для создания независимой жизни детей с ограниченными возможностями. По этому закону были созданы специальные государственные учреждения MDPH, «Дома для людей с ограниченными возможностями» , в которых управляют, распределяют и координируют человеческие ресурсы с момента рождения ребенка-инвалида до обретения им полной независимости .

Слайд 18

1. Только родители (или те, кто отвечают за ребёнка) могут выбирать, будет ли ребёнок с особыми потребностями учиться в обычной школе или в специализированной. 2. Обычные школы обязаны сделать всё необходимое, т. е. даже для детей, привязанных к постели и на искусственном дыхании, школа должна предоставить возможность учиться в классе, соответствующем их возрасту. 3. Для этого, в случае необходимости, школа делает: лифты, подъезды для инвалидных колясок и т. д., т. е. обеспечивает всю инфраструктуру.

Слайд 19

4. Если ребёнок не может посещать какие-то уроки вместе со своим классом, для него эти уроки проводятся индивидуально. 5. Если ребёнок не может выполнять программу вместе со всеми, ему могут предложить ходить на уроки по спец. программе, а вместе со своим классом он может, например, ходить на музыку, физкультуру, общественные науки. 6. В школе детей специально учат, что помочь ребёнку-инвалиду, поддержать его – хорошо, обижать его – стыдно и недостойно.

Слайд 20

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики (общественное объединение) и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег»

Слайд 21

В настоящее время в России одновременно применяются 3 подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями: Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с ЗПР в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. По данным статистики к 2016 году инклюзивных школ должно стать в пять раз больше, чем сейчас, то есть около 20% по стране. В настоящее время 4 % школ РФ пытаются работать в режиме инклюзии

Слайд 22

По мнению Министерства образования и науки РФ «…инклюзивное образование предполагает обучение детей, как в обычных образовательных учреждениях, так и сохранение сети коррекционных школ и интернатов»

Слайд 23

В 1992 году в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2010 годах модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

Слайд 24

Разработаны учебные планы курсов для педагогических ВУЗов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».

Слайд 26

Неготовность общества к инклюзии Проблемы целевого финансирования:не учитывается разный уровень потребностей и нужд детей в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности для создания доступной среды и поддерживающих услуг Отсутствие специальной подготовки у учителя массовой школы для работы с проблемным ребенком Несовершенство программно-методического обеспечения инклюзивного образования Отсутствие службы сопровождения в большинстве ОУ

Слайд 27

Не изучена потребность в инклюзии семей детей с ОВЗ Стихийный, неподготовленный характер включения проблемного ребенка в среду нормально развивающихся сверстников. В ряде случаев это происходит по желанию родителей, которые делают выбор в пользу массовой школы. Вместе с тем, общеобразовательное учреждение не всегда способно обеспечить ребенку необходимую помощь. В результате ученик возвращается в коррекционное учреждение с потерей очень важного для его последующего развития времени, имея при этом выраженные проблемы дезадаптации.

Слайд 28

Необходимо активизировать PR -компанию по подготовке общества к инклюзивному образованию · Популяризация «+» опыта инклюзии · Формирование толерантного поколения · Психологическая готовность общества · Устранение «отношенческих» барьеров, формирование социума, дружественного к инвалидам

Слайд 29

» Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества » Д. А.Медведев

nsportal.ru

Презентация «Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы»


Инклюзивное

Образование в РОССИИ:

проблемы и перспективы

Выступление на МО

Подготовила:

Пужкина Н.И.


Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ. В последние годы становится всё больше детей, которые имеют те или иные проблемы со здоровьем, и это приносит много неудобств, проблем как ребенку, так и его родителям.

В мире очень много бед и страданий – это болезни, потери, разрушения, катаклизмы, и трудно определить, что страшнее в этом списке. И каждый, кому приходится пережить страдание или беду, зачастую остается один на один со своей болью. Но есть одно страдание, которое можно выделить из общего списка – это страдание не за себя, а за собственного ребенка, который по воле судьбы родился не таким, как все. Его терзания нельзя сравнить ни с чем, а его жизнь полна боли. В мире много особенных детей, а ведь они полноправные члены общества, к которым нужно относиться с уважением.

«Инвалид»… – это очень резкое и страшное слово, тем более по отношению к ребенку. Наверное, поэтому в европейских странах, таких как Англия и Германия никогда не употребляется термин «ребенок-инвалид».

Таких детей там называют «детьми с нарушениями», «детьми с ограниченными возможностями» или «детьми с образовательными трудностями».


Наше общество и государство проявляют заботу о таких детях, однако часто дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места.

Каждому ребенку, каким бы он ни был, необходима забота и поддержка не только близких, но и посторонних людей. Каждый ребенок имеет право на счастье, равенство, защиту от насилия, свободу мысли и слова, на учебу в стенах школы. Дети-инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они любят общаться, играть, рисовать, петь, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве.


Таким детям нужна помощь, чтобы они чувствовали себя нужными и способными на многое, получали достаточно живого общения. Помочь может в этом учитель.

Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он учит ребенка, вкладывает в него душу, отдает сердце. Главным показателем уровня педагога является полноценная разносторонне развитая личность. Работая, учитель должен уметь чувствовать ребенка и уважать его. Нужно строить свою деятельность таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку.


Дети с особыми образовательными

потребностями (ООП)

2 миллиона всех детей в Российской Федерации- дети с ОВЗ

700 тысяч из них- дети-инвалиды


Законодательная база

« Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»

(статья 2, пункт 27)

« Новая школа-это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации»


Инклюзивное образование

Термин « инклюзивное образование »- от латинского слова include , означающие « включенный »

Инклюзияэто вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.


“ Инклюзивное” образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребёнку. Это гибкая, открытая, динамичная система, где учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ. Дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, с педагогом–тьютором или без него, обучаясь с информационной поддержкой и по индивидуальному учебному плану.


Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями — это  попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.


Принципы инклюзивного образования

Каждый ребенок ценен вне зависимости от его способностей и физических возможностей

1

Каждый человек способен чувствовать и думать.

2

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

3

Все люди нуждаются друг в друге.

4

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

5

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

6

6

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

7

Совместное обучение- путь к толерантному обществу, воспринимающему людей с ограниченными возможностями как равноправных членов

8


Реализация принципов означает, что:

  • Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства
  • Все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА

В развитии инклюзивного образовательного пространства необходимо участие:

  • учителей начальных классов;
  • учителей-предметников;
  • учителей-логопедов;
  • педагогов-психологов;
  • педагогов-дефектологов;
  • инструкторов по ЛФК;
  • воспитателей; педагогов дополнительного образования;
  • врачей различных профилей (педиатров, психиатров, невропатологов, ортопедов, генетиков, физиотерапевтов, сурдологов, офтальмологов и т.д.).


Интегрированному обучению

Не подлежат:

Подлежат:

  • Дети, имеющие потерю слуха ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП)
  • Дети, имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с умственной отсталостью, других зрительных функций, слуха, ДЦП)
  • Дети, имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности или имбецильности
  • Дети с ДЦП в сочетании с нарушением интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые
  • Дети, имеющие снижение слуха до 60 Дб
  • Дети, имеющие остроту зрения не ниже 0,1
  • Дети, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития

Без сопутствующих отклонений в развитии


Проблемы внедрения инклюзивного

образования:

Инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков.

  • Отсутствие специальной подготовки педагогических работников.
  • Школы и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения.
  • Незнание педагогами основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
  • Несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”.
  • Консервативность общества.
  • Нет четких правовых и экономических норм.
  • Материально-техническое оснащение учреждений


Учитель и инклюзивное образование

Психологический «барьер»:

  • Страх перед неизвестным
  • Страх вреда инклюзии для остальных участников процесса
  • Негативные установки и предубеждения
  • Профессиональная неуверенность учителя
  • Нежелание изменятся
  • Психологическая неготовность к работе с «особенными» детьми

ПРЕОДОЛЕНИЕ «БАРЬЕРА»


Учитель и инклюзивное образование

Профессиональная

Психологическая

готовность

готовность

  • Информационная готовность
  • Владение педагогическими технологиями
  • Знание основ психологии и коррекционной педагогики
  • Знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии
  • Готовность педагогов использовать вариативность в процессе обучения
  • Готовность к профессиональному взаимодействию и обучению
  • Эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение)
  • Готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция)
  • Удовлетворенность собственной педагогической деятельностью


Учитель и инклюзивное образование

Практические советы по применению инклюзии:

  • Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»
  • Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи
  • Вовлекать учеников в групповые формы работы
  • Использовать активные формы обучения


Современное общество должно помочь детям с ОВЗ поверить в себя. И главная роль в этом процессе отводится именно учителю, педагогу, «провожатому», «ведущему».

Давайте сделаем так, чтобы в мире стало больше счастливых и талантливых людей!

Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одинаковое значение.


Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Модель инклюзивного образования

Модель инклюзивного образования

Авторы: Волоткович И.А, Кармазова А.М, Шипачева Е.Ю.

Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.

Впервые термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией, и только в 2000 г. на Всемирном форуме по образованию в Дакаре многие страны, достигли договоренности о стремлении создать инклюзивное образование для всех, основанное на доступности и равенстве как главный показатель качества образования.

После последовала конвенция о правах инвалидов в 2006 г., которая была утверждена в России лишь в 2012 году. Она обязывала государство обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем инклюзивности системы образования.


 

На международной конференции директор института проблем инклюзивного образования МГППУ Алехина Светлана Владимировна сказала что

«Инклюзия – это не событие, это процесс. Нельзя относится к изменениям образования как к чьему-то решению или приказу. Это не происходит в одночасье. Это процесс, который требует времени и не малого времени для того чтобы показать хоть какие-нибудь результаты».

Имея на обучении одного ребенка инвалида нельзя сказать что учреждение инклюзивное.

Параллельно разрабатывается Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Её участниками являются различные министерства и ведомства Российской Федерации. Ответственный исполнитель Программы Министерство труда и социальной защиты РФ. Участники Программы:

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное медико-биологическое агентство, Фонд социального страхования РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство спорта РФ, Министерство культуры РФ, Пенсионный фонд РФ.

Она делится на четыре временных этапа и в каждый этап включается плановое государственное финансирование.

В соответствии с этим вносятся поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом развитие инклюзивного образования делится на следующие этапы:

  • С начала ХХ века –до середина 60-х годов – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • С середины 60-х – середины 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
  • Середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т.е. инклюзия.

На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:

  • Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
  • Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
  • Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
  • Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.
  • Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.

Давайте озвучим ваши действия при встречи такого ребенка: (в обычной группе)

  1. Наблюдение (с целью установления контакта)
  2. Установление контакта (любого, эмоционального, физического, зрительного)
  3. Попытка включения в совместную деятельность.

Проанализировав эти три пункта, мы можем понять степень готовности ребенка к инклюзии и в соответствии с этим строить дальнейшие планы.

Если нет первичного контакта то будут включены разноплановые игры хороводные и другие, при затруднении- рука в руке, отталкиваясь от интересов ребенка.

Наш сад является комбинированным, включающим 3 группы компенсирующей направленности VIII вида (для детей с интеллектуальной недостаточностью) в которых инклюзивное образование осуществляется по трем направлениям:

  • обратная инклюзия – является подготовительным этапом для частичной инклюзии, и подразумевает обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками: на всевозможных занятиях и совместных праздниках, которые проходят на улице и в зале в виде театрализованных представлений для всех детей.
  • частичная инклюзия – социализация ребенка в норматипичой среде, посещение ребенком общеобразовательной группы, от минимального время пребывания в сопровождении тьютора (одного из педагогов или специалистов группы), до посещения без сопровождения.
  • полная инклюзия – достижение ребенком полной самостоятельности и социализации на уровне сверстников.

Вся работа происходит в соответствии с существующими принципами:

  • Принцип индивидуального подхода
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
  • Принцип активного включения в образовательный процесс
  • Принцип междисциплинарного подхода.
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Процесс инклюзивного образования начинается с момента поступления ребенка в ДОУ. На первоначальном этапе ребенок диагностируется специалистами, включенными в образовательный процесс.

В дальнейшем на педагогическом консилиуме сада определяется готовность ребенка к инклюзии. В соответствии с психофизическими и индивидуальными особенностями ребенка подбирается общеобразовательная группа.

Для успешного принятия ребенка в общеобразовательной группе, педагогом-психологом проводится консультативно-просветительская работа с воспитателями, детьми и их родителями, направленную на толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями.

В это время учителем-дефектологом готовятся документы необходимые для осуществления данного процесса: психолого-педагогическая характеристика,

журнал посещения отображающий время пребывания и особенности поведения ребенка в группе.

В дальнейшем происходит непосредственное включение ребенка в общеобразовательную группу в сопровождении воспитателя или узкого специалиста на непродолжительное время. На данном этапе сопровождающий педагог помогает ребенку включится во взаимодействие с детьми в различных режимных моментах.

Постепенно, по мере адаптации ребенка, сопровождающий педагог занимает позицию наблюдающего со стороны, с последующим самостоятельным пребыванием ребенка в группе и возможным увеличением время посещения и включением в НОД.

При освоении ребенком психофизического и речевого развития, близкого возрастной норме возможен переход на полную инклюзию.

Для успешной организации образовательного процесса обращаем внимание на предметно-развивающую среду, она должна быть:

  • безопасной;
  • комфортной и уютной;
  • организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей;
  • развивающей и вариативной;
  • информативной;
  • постоянно обновляться.

Организацию отношений между участниками:

  • Построение инклюзивного процесса в группе детского сада
  • Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы
  • Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка
  • Составление индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
  • Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
  • Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Задачи организации совместной деятельности:

создавать общности детей и взрослых (вместе мы группа);

формировать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, а так же друг друга;

развивать коммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя;

развивать умения и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности; формировать навыки само регуляции и самообслуживания.)

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах

  • индивидуальные занятия со специалистами
  • активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)
  • совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
  • прием пищи
  • дневной сон
  • фронтальные занятия
  • детско-родительские группы
  • праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Взаимодействие между участниками инклюзивного процесса требует особого внимания, так как они действуют в рамках единой системы, но выполняют разные функции.

МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИИНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • РЕБЕНОК с ОВЗ: — формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ
  • ДЕТИ группы: — модель социального поведения в обществе
  • ВОСПИТАТЕЛЬ группы: — осуществляет и отслеживает этапы социализации ребенка с ОВЗ в группе

ВОСПИТАТЕЛЬ группы компенсирующей направленности: — осуществляет сопровождение ребенка и включение в инклюзию на первоначальном этапе;

ПЕДАГОГ-психолог, УЧИТЕЛЬ-дефектолог, УЧИТЕЛЬ-логопед: — осуществляет диагностическую деятельность готовности ребенка, консультативную работу со всеми участниками процесса, определяет коррекционно-развивающую работу в инклюзивном образовательном пространстве;

МЕТОДИСТ: координирует деятельность педагогического коллектива и специалистов детского сада;

ЗАВЕДУЮЩИЙ: является организатором всего воспитательно-образовательного процесса в учреждении и коррекционной работы, а также связующим звеном между сотрудниками ДОУ.

Осуществляя процесс инклюзивного образования все участники должны соблюдать основные принципы:

1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

1. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для определения готовности ребенка к инклюзивному процессу нами используются следующие критерии:

-поведение ребенка соответствующее социально- культурным нормам на «гостевых днях», а так же во время совместных театральных представлений, праздников, на занятиях с педагогом дополнительного образования (хореография, бассейн).

Здесь ребенок должен слышать и выполнять не сложную словесную инструкцию; иметь интерес к совместной деятельности; он должен быть готов к работе в группе и не боится нового пространства.

Список литературы:

  1. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //дефектология. — 1997.
  2. Назарова Н.М. Специальная педагогика СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 2000
  3. Прочухаева М. М., Самсонова Е.В. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с
  4. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
  5. О.Е. Потапова Инклюзивные практики в детском саду. Методические рекомендации Издательство сфера 2015.
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru