Интеракция в психологии это: Интеракция — Психологос
Интеракция в деловом общении
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный
технологический
университет растительных полимеров
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра маркетинга и логистики
Реферат
на тему: «Интеракция
в деловом общении»
Выполнила
Проверила
Санкт-Петербург
2013
Интеракция в деловом общении
Последним процессом или стороной общения является интеракция, т. е. взаимодействие людей. Это направление изучает построение общей стратегии взаимодействия партнеров, способы обмена действиями, что связано с необходимостью согласования планов этих действий с анализом «вкладов» каждого участника.
ИНТЕРАКЦИЯ-1) взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга; 2) психол. в современной западной социальной психологии, базирующейся на концепции американского психолога Дж. Мида, под и. понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).
Значение интеракции для развития
общения и личности человека впервые
было раскрыто в трудах Д. Г. Мида, разработавшего
теорию символического интеракционизма.
Он доказывал, что личность человека формируется
в процессе его взаимодействия с другими,
являясь моделью тех межличностных отношений,
которые наиболее часто повторяются в
процессе его жизни.
Американский психоаналитик Э. Берн (1910 — 1970) выделяет следующие типы интеракций, которые используются в повседневном общении:
1)Ритуальное взаимодействие, которое построено на привычных фразах типа: «Привет!», «Как дела?», «До встречи» и другие. Развлекательное взаимодействие, которое сопровождается разговорами о различных жизненных ситуациях, какие-то общие актуальные события;
2) Совместная целенаправленная активность, которая связана с решением общих дел, планированием встречи, порядка выполнения тех или иных видов работ; Пассивное взаимодействие, когда партнеры вынужденно оказались вместе, психологически не настроены друг на друга, но должны о чем-то разговаривать; Игровое взаимодействие: общественное, бытовое, семейное, интимное и другие. Его используют, чтобы достичь определенных целей, играя (искусственно или охотно) соответствующую роль. Такая игра иногда граничит с лицемерием, которое основано на фальшивых чувствах;
3) Интимное взаимодействие, предусматривающее доверчивое и откровенное отношение друг к другу при наличии таких элементов общения, что действует только между этими конкретными людьми.
Если кто-то инициирует
определенный тип интеракции, то другой
может его принять или
Цели и структура
Можно привести следующие
характерные черты
• взаимодействие — необходимый и обязательный
элемент совместной деятельности, без
него проблематично говорить о результативной
социальной активности человека;
• основу взаимодействия составляет многообразие
межличностных контактов и действий: непосредственных
и опосредованных, случайных и преднамеренных,
частных и публичных, длительных и кратковременных,
вербальных и невербальных;
• для взаимодействия характерна циклическая
причинная зависимость действий партнеров, когда поведение каждого выступает одновременно
и стимулом, и реакцией на поведение опальных,
т. е. между партнерами проявляется взаимная
связь.
В процессе взаимодействия каждый стремится ориентироваться на свои цели и цели партнера.
В зависимости от степени учета во взаимодействии этих целей различают следующие стратегии поведения1) сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей;
2) противодействие (соперничество), предполагающее ориентацию лишь на свои цели без учета целей партнера;
3) компромисс, предполагающий частное, промежуточное (зачастую временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;
4) уступчивость (приспособление), предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;
5) избегание (уклонение), предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого
Важно осознавать, что среди изложенных стратегий нет плохих или хороших. Все зависит от конкретной ситуации общения, от целей, которые ставят перед собой партнеры, способов воздействий, актуальных психических состояний общающихся.
Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» — взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.
Существует еще одно важное направление в социальной психологии — интеракционизм, полагающее взаимодействие отправной точкой любого социально-психологического анализа. Его основоположник, Г. Мид связывал становление самосознания и системы «Я» с взаимодействием,
Главной идеей его концепции стала идея о том, что личность человека формируется во взаимодействии с другими личностями, причем основным механизмом этого процесса выступает контролирование действий личности представлениями о ней, имеющимися у окружающих. Эта позиция подтверждается, в частности, и нашими последними исследованиями детерминант становления личности ребенка, когда прослеживается прямая связь между уровнем развития его самосознания, формирования «Я-концепции» и стилем родительско-детских отношений в его семье.
Список используемой литературы
- Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии – М., Просвещение, 2008 г.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2009 г.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида 2010 г.
- Интернет http://psyera.ru/4650/
interakciya-v-delovom- obshchenii
Ирина Альбертовна Мейжис. Социальная психология
1. Информация о сходстве в поведении – это сведения о том, насколько одинаково все люди и данный человек реагируют на один и тот же стимул.
2. Информация об исключительности поведения – это сведения о том, насколько данный человек одинаково реагирует на различные стимулы.
3. Информация о постоянстве поведения – это сведения о том, насколько одинаковым остается поведение человека по отношению к данному стимулу в разных условиях и в течение некоторого времени.
Когда информация из этих трех источников соответствует одному или двум отчетливым представлениям, то можно сформировать правильную атрибуцию. Люди более всего склонны создавать внутреннюю атрибуцию в тех случаях, когда сходство и исключительность поведения незначительны, а постоянство проявляется часто. Г. Келли считал, что люди формируют каузальные атрибуции рационально и логически. Они анализируют поведение других людей, а затем высказывают предположение о причинах совершенного человеком поступка. Эксперименты показывают, что люди чаще пользуются информацией о постоянстве и исключительности, чем сведениями о сходстве. Более подробно атрибутивные теории будут рассмотрены в связи с социальным познанием.
Название данного направления происходит от понятия «интеракция» (социальное взаимодействие). В отличие от других теоретических подходов в социальной психологии интеракционизм тесно связан с социологией. Это направление служит наглядным примером «социологической социальной психологии», в которой связь социальной психологии, философии и социологии является настолько тесной, что между ними практически невозможно провести границу.
Основателем интерактивной психологии считается философ Джордж Мид (G. Mead, 1864—1931) (см. фото). На протяжении 40 лет он читал лекции в Чикагском университете и при своей жизни не опубликовал ни одной работы по социальной психологии. Он придерживался «устной традиции» и высказывал свои научные идеи только на лекциях и в процессе непосредственного общения с учениками. Лишь после смерти Мида его ученики опубликовали книги учителя: «Сознание, личность, общество» (1934) и «Философия действия» (1938) и написали вступительные статьи, обобщающие его основные идеи.
2.6.1. Символический интеракционизм
Дж. Мид занимался проблемой происхождения и развития человеческого сознания. Свою теорию он обозначил как «социальный бихевиоризм». Термин «символический интеракционизм» ввел позднее в 1937 г. Герберт Блумер (G. Blumer), его ученик и последователь.
По Миду человек отличается от животных способностью к абстрактному мышлению, формированием представлений о самом себе как о чувственном объекте, включенностью в целенаправленное и моральное поведение. Эти признаки развились как специфическое приспособление человека к потребностям жизни в группах (208, с. 20).
Он проанализировал понятие социальности как проявление взаимоотношения объективного и субъективного, как основополагающий принцип человеческой жизни. Социальность – не какой-то существующий над человеком общественный порядок или общественная структура, она создана человеком, который выступает и субъектом, и объектом социальности.
По мысли Мида, человек социально отзывчив. Он вырабатывает свое Я (self) благодаря социальности. Self – это способность воспринимать самого себя как действующее лицо, отражать себя, находить образ своего Я. Природа Я социальна, и Я возникает в процессе осознания собственных и чужих действий. В результате этой мыслительной деятельности формируется такая абстракция, которую Мид назвал «обобщенный другой». Это последний этап формирования индивидуальности. В абстрактном понимании «обобщенный другой» равнозначен обществу. Всю оставшуюся сознательную жизнь человек живет, соотнося свои поступки и мысли с обобщенным другим.
Понятие обобщенного другого необычно и бросает вызов привычным представлениям. С одной стороны, это понятие указывает на социальную структуру и объективно существующее общество. Но, с другой стороны, оно указывает и на субъективное. Субъект, его self, конструирует обобщенного другого, который в определенной степени представляет собой личное общество. Поэтому понятие обобщенного другого – это и есть связка между индивидом и обществом. Можно выразиться так: объективное общество находится вне сознания, но каждый человек к нему относится субъективно (148; с. 55—56; 150, с. 59—60).
Основные положения символического интеракционизма:
1. Основы человеческого ума и способы его отношений с окружающим миром социальны. Создав язык, человек живет в символическом мире, где может сохранять дистанцию по отношению к другим объектам. Основа общества – не человек как таковой, а проявление человеческой социальности. Сам человек является результатом этой социальности. Благодаря социальности он обретает самосознание и может строить свою жизнь как связную систему. В этом коренится созидательная сила человека.
2. В идее о существовании обобщенного другого имплицитно содержится мысль об универсальной общности. Здесь заложена возможность встречи самых разных людей, несмотря на культурные и языковые различия. Такую возможность создает разговор. Поскольку психический мир людей создается именно в разговорах, есть потенциальная вероятность того, что люди договорятся.
3. Понятие «обобщенного другого» демонстрирует нам деление окружающего мира по крайней мере на две категории – Я и другие. «Обобщенный другой» – это когнитивная структура, созданная нашим сознанием.
4. Самое существенное свойство человека – речь. Способность говорить и обмениваться мыслями с другими людьми делает человека социальным существом. Благодаря своей социальности он создает то, что в психологии называется «Я», становится личностью и приобретает способность воспринимать себя как действующего индивида. Человек по природе социально отзывчив, поскольку его «Я» строится на основе и собственных действий, и действий других людей.
5. Способность осознавать свое «Я» развивается в процессе социальной жизнедеятельности, посредством принятия на себя ролей и отражения отношения к себе других людей. Человек становится действующим социальным индивидом благодаря реакции других людей на его поведение. Рождение телесного организма – биологично, но происхождение сознания – социально.
6. Способность человека взаимодействовать с другими людьми развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и действия становятся «значимыми жестами», или «символами». Только человек способен создавать символы, и только тогда, когда у него есть партнер по общению.
7. Для успешного осуществления такой символической коммуникации человек должен обладать способностью «принять роль другого», то есть войти в положение того человека, которому адресована коммуникация. Только при этом условии индивид превращается в личность, в социальное существо, которое способно отнестись к себе как к объекту – сознавать смысл собственных слов, поступков и представлять, как эти слова и поступки воспринимаются другим человеком.
Г. Блумер, профессор социологии Чикагского и Калифорнийского университетов, в своей книге «Символический интеракционизм: проблемы и перспективы» (1969) отмечает, что термин «символическая интеракция» относится к особому виду интеракции. Его особенность заключается в том, что люди интерпретируют цели или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Люди ориентируются на значения, которые они придают разным действиям. Интеракция опосредуется использованием символов, их интерпретацией или приданием значения действиям другого. Сформировать значение чего-то – значит выделить нечто из окружения, отделить, придать этому нечто смысл или, по терминологии Мида, превратить его в объект. Объект – это то, что индивид мысленно обозначает. Отличие объекта от стимула заключается в том, что объект не может воздействовать на индивида непосредственно, так как именно индивид придает ему значение.
Поскольку человек формирует значения, то в соответствии с ними он конструирует, или строит, свои действия, а не просто спонтанно совершает их. Индивид формирует значения и интерпретирует их, учитывая предъявляемые к нему социальные требования. Следовательно, поведение человека не является результатом давления окружающей среды, стимулов, мотивов, социальных установок или идей. Оно возникает в результате того, как он интерпретирует эти феномены и преобразовывает их в конструируемые действия.
Конструирование индивидом действий посредством процесса формирования значений всегда происходит в социальном контексте, в группе. Групповое действие принимает форму приспособления индивидуальных линий действий друг к другу. Каждый индивид подстраивает свои действия под действия других, выясняя значения их действий. Это происходит в результате «ролевого взаимодействия», которое предназначено для выравнивания индивидуальных действий при помощи интерпретации и учета действий других людей. Посредством интеракций люди развивают и приобретают общее понимание или определение того, как надо действовать в той или иной ситуации. Эти общие представления дают людям возможность действовать согласованно.
Т. Шибутани (Т. Shibutani) отмечает, что данный социально-психологический подход сосредоточен на четырех проблемных областях: социальном контроле, мотивации, межличностных взаимоотношениях и социализации. Он выдвигает следующие положения интеракционизма:
– человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникаций. Поведение не может рассматриваться только как ответ на стимулы среды, или как выражение внутренних органических потребностей, или как проявление культурных шаблонов;
– направление поведения человека – это результат взаимных уступок людей, взаимозависимых и приспосабливающихся друг к другу;
– личность человека формируется в процессе повседневного взаимодействия с окружающими;
– культура группы состоит из моделей соответствующего поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.
«Человеческие существа, – считает Шибутани, – отличаются своей многосторонностью. Он всеядны и, будучи лишены одной пищи, переключаются на другую. Свободно передвигаясь, они легко покидают неблагоприятное окружение. Но главное – они могут изменять и в известной степени контролировать условия жизни, выращивая для себя пищу, домашних животных, изменяя температуру и развивая систему обмена излишними товарами. Все это оказывается возможным благодаря удивительной способности людей к сотрудничеству. Люди зависят друг от друга в значительно большей степени, чем другие живые существа» (208, с. 27—32).
Символический интеракционизм включает в себя три конкретные теории:
1. Учение о структуре личности.
2. Ролевую теорию.
3. Теорию референтных групп.
2.6.2. Учение о структуре личности
Поведение человека, согласно Миду определяется тремя факторами: структурой личности, ролью, которую играет человек в группе, и референтностью (значимостью) группы. Соответственно формулу поведения можно представить следующим образом:
B = f(St + R + Ref),
где В – поведение человека; i – функция; St – структура личности; R – роль личности в группе; Ref – референтность группы.
Структура личности состоит из трех компонентов.
Первый компонент – I (дословно – Я) – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности.
Второй компонент – Me (дословно меня, то есть каким меня должны видеть другие) – это нормативное Я, своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий и требований значимых людей, прежде всего «обобщенного другого». Me контролирует и направляет импульсивное I в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного осуществления социального взаимодействия.
Третий компонент – Self («самость» человека, личность) – представляет собой совокупность импульсивного и нормативного Я, их активное взаимодействие (8, с. 186).
Таким образом, личность в целом – это активное, творческое существо, рождающееся в процессе внутренней (взаимодействие I и Me) и внешней (взаимодействие с другими людьми) интеракции. Личность находится в непрерывном процессе изменений, постоянном диалоге с собой, интерпретации и оценивании ситуаций и действий других людей. Поведение личности можно объяснить, но предсказать невозможно.
Трехкомпонентная структура личности, разработанная интеракционистами, в какой-то степени перекликается с психоаналитической моделью личности. Можно провести аналогию между импульсивным I и подсознательным Ид, между нормативным Me и сверхконтролем Я – Суперэго, между самостью Selfи личностью по Фрейду – Эго. Однако существуют значительные различия в содержательной трактовке структуры личности, которые проявляются прежде всего в функциях каждого структурного компонента. Во-первых, если для Фрейда функция сверх-Я (Суперэго) заключается в том, чтобы подавлять подсознательные инстинкты, то у интеракционистов функция нормативного Я (Me) состоит не в подавлении, а в направлении действий личности на достижение успешной социальной интеракции. Если личность (Эго), согласно Фрейду, – это поле битвы между Оно (Ид) и сверх-Я (Суперэго), то для интеракционистов личность (Self) – это пространство для сотрудничества, взаимодействий, построения благоприятных отношений с окружающими. Во-вторых, психоаналитики основное внимание уделяют исследованию внутренней напряженности, конфликтного состояния личности. Интеракционисты же изучают состояния личности, необходимые ей для успешного сотрудничества.
Манфорд Кун (М. Kuhn, 1911—1963) поставил перед собой задачу – доказать некоторые теоретические положения Мида эмпирическим путем. Он известен как автор теории «самооценки личности» (self theory) и как создатель теста «Кто Я?». Согласно Куну, если исследователю известна референтная для индивида группа, то возможно предсказать его самооценку и поведение. Кун рассматривал личность как систему социальных установок, сформировавшихся на основе интернализованных ролей. Кун считал, что сущность личности можно определить с помощью ответов на вопрос «Кто я такой?». Он разработал тест, в котором респонденту предлагается дать 20 ответов на этот вопрос. Тест Куна «Кто Я?» часто применяется в социально-психологических исследованиях в разных странах.
2.6.3. Ролевая теория
Понятие «социальная роль» представляет собой сложное образование. Выделяют социологические и социально-психологические аспекты этого понятия. Социологический аспект отражает безличную и нормативную стороны социальной роли, связан с содержанием деятельности личности, с выполнением ею определенной социальной функции. Социально-психологический аспект проявляется при изучении субъективных факторов социальной роли, связан с особенностями восприятия и исполнения социальных ролей. Интерес к глубокому осмыслению социально-психологических механизмов интеракции возник у ученых после следующего эксперимента.
Эксперимент № 1. Проведен Филипом Зимбардо (Ph. Zimbardo) (см. фото) в конце 1960-х гг. Профессор Стэнфордского университета Зимбардо уговорил своих студентов участвовать в следующем эксперименте. Подвал факультета психологии превратили в «тюрьму», в которую поместили группу нормальных, психологически уравновешенных и интеллектуально развитых молодых людей. Простым бросанием монетки Зимбардо разделил их на «заключенных» и «охранников». Эти роли они должны были играть несколько дней. «По прошествии всего лишь шести дней, – пишет Зимбардо, – мы вынуждены были закрыть «тюрьму», ибо то, что мы увидели, оказалось весьма пугающим. И для нас самих, и для большинства испытуемых перестало быть очевидным, где кончаются они сами и где начинается исполнение ими ролей. Большинство молодых людей на самом деле превратились в «заключенных» или в «охранников». Обе группы были уже не в состоянии ясно отличать ролевую игру от собственного Я. Драматические изменения наблюдались почти во всех аспектах их поведения, образе мыслей и чувствах. Менее чем за неделю опыт заключения зачеркнул (на время) все то, чему они научились за целую жизнь, человеческие ценности оказались «замороженными», Я-концепции каждого из них был брошен вызов, а на поверхность вышла самая гадкая, самая низменная, патологическая сторона человеческой природы. Нас обуревал ужас, когда мы видели, что некоторые парни («охранники») относились к другим парням («заключенным») как к бессловесным животным, получая удовольствие от проявления жестокости; в то время как другие парни («заключенные») становились подобострастными, дегуманизированными роботами, которых занимали лишь мысль о побеге, проблема личного выживания да растущая ненависть к «охранникам»» (43, с. 850—860). Таким образом, наличие социальных ролей и их огромное влияние на поведение индивида было доказано экспериментально.
Понятие «социальная роль» было введено Мидом, однако он не дал четкого его определения. Классическое определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном (R. Linton) в 1936 г. Роль, по его мнению, – это динамический аспект статуса. Индивид в обществе занимает определенный статус, исполняет соответствующую роль. Понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Конкретные люди играют множество ролей, но конкретная роль – это только отдельно взятый аспект целостного поведения. Линтон также дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, то есть определенные позиции и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.
Другой американский социолог, Эрвин Гоффман (Е. Hoffman), определял социальную роль как осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом. Более подробно раскрывает понятие «роль» М. Дойч (М. Deutsch), выделяя такие ее аспекты, как представление других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенное положение в обществе; собственное представление индивида о том, как он должен себя вести в той или иной ситуации; наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение, при взаимодействии с другими людьми. Таким образом, роль индивида неразрывно связана с его положением в обществе, в группе, с его статусом.
Роль социальных взаимодействий в социальной психологии
Перейти к основному содержанию
Исаак Данлоп
Исаак Данлоп
Педагог, исследователь, социальный новатор и предприниматель
Опубликовано 29 августа 2016 г.
+ Подписаться
Роль социальных взаимодействий в социальной психологии
Социальные взаимодействия можно определить как определенные формы внешних эффектов, при которых деятельность референтной группы влияет на индивидуальные предпочтения. Социальные взаимодействия могут также относиться к практикам, действиям или действиям двух или более людей, совместно озабоченных друг другом; любое поведение, которое учитывает или пытается повлиять на личные намерения или опыт друг друга (Baron, Byrne, & Branscombe, 2008). В социальных взаимодействиях вовлеченные стороны должны помнить о себе друг друга. Например, командиры армий, готовящие план войны против своих врагов, или друзья, пишущие друг другу письма, являются формами социального взаимодействия; независимо от того, такие действия не являются непосредственно физическими или видимыми. Это означает, что социальное взаимодействие существует, несмотря на отсутствие физического поведения; например, когда конкуренты намеренно игнорируют профессиональную деятельность друг друга.
С другой стороны, согласно Сулсу, «социальная психология — это научная область, целью которой является понимание природы и причин индивидуального поведения в социальных ситуациях» (Baron, Byrne, & Suls, 2000). Как научное исследование социальная психология направлена на понимание причин и характера индивидуального мышления и поведения в социальной ситуации. Он исследует средства, с помощью которых на наши действия, мысли и чувства влияет социальная среда, в которой мы живем (Baron, Byrne, & Branscombe, 2008).
Социальные взаимодействия помогают формировать наши действия и то, кем мы являемся в различных ситуациях (Baron, Byrne, & Suls, 2000). Факторы, влияющие на социальные взаимодействия, можно разделить на пять основных категорий. К ним относятся биологические факторы, основные когнитивные процессы, характеристики и действия других, культурный контекст и экологические переменные (Hockenbury & Hockenbury, 2006). Таким образом, цель этой статьи — проиллюстрировать роль социальных взаимодействий в социальной психологии, а также объяснить различные аспекты социальных взаимодействий.
От детства до взрослой жизни социальные взаимодействия можно назвать одним из ключевых факторов прогнозирования благополучия и физического здоровья человека. Как только дети рождаются, они понятия не имеют, чего ожидать от окружающей их среды. Среди первых вещей, с которыми вступают в контакт дети, — социальное взаимодействие и влияние родителей и опекунов (Hockenbury & Hockenbury, 2006). Независимо от мыслей и мнений других людей, родители учат своих детей чувству «я». Поначалу дети часто оказываются в ситуации своих родителей и, более того, в кругу друзей своих родителей — тех, с кем родители взаимодействуют. Это формирует генезис цикла социального взаимодействия, когда эти друзья либо любят, либо не любят ребенка. Однако по мере того, как ребенок растет, у него появляется интерес к общению и играм с другими детьми (Kowalski & Westen, 2009).). Игра с другими прививает детям подходящие социальные манеры, такие как уважение собственности других людей, сотрудничество, обмен и т. д. Кроме того, взаимодействие со сверстниками, особенно среди детей младшего возраста, позволяет им осваивать двигательные, коммуникативные и когнитивные навыки (Hockenbury & Hockenbury, 2006). ).
Именно во время игры у маленьких детей появляется больше всего возможностей для социального взаимодействия. Развитие соответствующих социальных навыков усиливается, когда детям предоставляется возможность играть с другими (Kowalski & Westen, 2009).). Учителя в интегрированных дошкольных учреждениях должны использовать игру как часть обучения, особенно путем поощрения здоровых учеников играть вместе с учениками с ограниченными возможностями (Baron, Byrne, & Suls, 2000). Это, в свою очередь, позволяет ребенку с ограниченными возможностями развить чувство сопричастности, а также овладеть соответствующими возрасту социальными навыками, а трудоспособным ученикам приобрести положительное отношение к людям, живущим с ограниченными возможностями, благодаря дружбе, возникающей во время игры (Ковальски). и Вестен, 2009).
Выводы, восприятие и память (когнитивные процессы) играют важную роль в понимании поведения каждого человека в сообществе. Воспоминания о прошлом поведении других и выводы о таком поведении человека сильно влияют на реакцию или реакцию человека на различные ситуации.
Чтобы лучше понять причины поведения человека в социальной ситуации, важно, во-первых, понять его модель мышления, а во-вторых, понять процесс других, когда они ведут себя в определенной социальной ситуации (Барон, Бирн, & Сулс, 2000). Например, если муж назначает свидание с женой на 19:00 в отеле «Белый носорог», жена должна ждать, пока он не появится в это конкретное время и в этом месте. Однако, если муж опаздывает на 2 часа, то реакция жены будет негативной, например, злой, разочарованной, ненавидящей и т. д. Таким образом, в таких случаях социальные мысли и социальное поведение каждого человека находятся под сильным влиянием когнитивных процессов. Исследование того, как люди воспринимают, обдумывают и запоминают информацию о других, оказывает огромное влияние на понимание человеческого социального поведения.
Эрвин Гоффман в своей книге «Представление себя в повседневной жизни» формулирует свое мнение о социальном взаимодействии, анализируя различные основные аспекты, которые выражают роль и манеры человека через акт самовыражения перед другими (Гоффман, 2002). ). Гоффман далее связывает разницу между «выражением, которое он испускает, и выражением, которое он дает», поясняя, что два восприятия включают в себя существенно различающиеся действия, но оба обеспечивают способ, которым другие люди создают впечатление об индивидууме (Goffman, 2002). ). В какой-то степени каждый человек имеет возможность вести себя в соответствии с тем, как он хочет, чтобы его воспринимали другие, влиять на впечатления других людей о себе, а также устанавливать курс, в котором другие люди будут реагировать на него. Гоффман отметил, что определенные аспекты «я» передаются через различные человеческие действия, которые в большинстве случаев надуманные, управляемые и стратегические.
Во время социальной встречи человек может подчеркнуть, преувеличить или скрыть некоторые аспекты от аудитории (Гоффман, 2002). Такие заранее сформулированные действия человека важны для блага конкретных социальных ситуаций, учитывая, что полная честность порой может привести к беспокойству и срывам.
Использование техник и практик, позволяющих избежать оскорбительных ситуаций и смущения, Гоффман называет «тактичностью» или «защитной практикой» (Goffman, 2002). Например, человек будет иметь тенденцию иметь непредвзятое отношение и использовать нейтральную точку зрения при политической дискуссии с представителями противоположной стороны, в отличие от того, как он/она разговаривал бы с другими людьми, разделяющими те же идеологии и принадлежащими к той или иной партии. той же политической партии. По его наблюдению, Гоффман называет впечатление или образ, который человек передает адресатам, «сценарием». На «сценарий», используемый индивидуумом, влияет множество факторов, которые индивидуум подвергает тщательному изучению (Goffman, 2002). Гоффман отмечает, что человек склонен олицетворять и включать социальные нормы всякий раз, когда они появляются перед другими (Goffman, 2002). Например, социальная стратификация, роль, к которой стремится человек, общество и место взаимодействия входят в число аспектов, влияющих на сценарий. Вышеупомянутые элементы действуют как сценические указания, реплики и намеки человеку на соответствующее поведение, которое ожидает от него общество.
В двух словах, давление сверстников в социальном взаимодействии, особенно во время игры, заставляет детей поступать правильно или неправильно, чтобы они «вписались в группу». Точно так же взрослые постоянно беспокоятся о том, как их воспринимают другие, и такие мысли и беспокойства меняют их поведение, чтобы они соответствовали им. Социальные влияния существуют во всех сферах жизни, будь то книги, телевидение, Интернет и, прежде всего, другие. При взаимодействии с вещами и людьми важно иметь в виду тот факт, что влияние других слабее, чем уже привитая нам личность.
Поэтому взрослым необходимо напоминать детям об их важности и о том, что они любимы теми, кто общается с ними; это важно, поскольку дети открывают для себя, кто они и где они вписываются. В противном случае то, кем они станут в будущем, не должно определяться социальными влияниями.
Аспекты социальных взаимодействий
Существует много аспектов социального взаимодействия, однако из-за ограниченности данной статьи я остановлюсь на основных аспектах. Это сотрудничество, приспособление, ассимиляция, конкуренция и конфликт (Сазерленд, 1996).
Сотрудничество.
Это один из основных процессов в обществе. Фэирчайлд определил сотрудничество как процесс, посредством которого группы или отдельные лица относительно организованно объединяют свои силы для достижения общей цели (Doshi, 1999). Сотрудничество предполагает объединение двух или более людей или групп, работающих вместе для достижения сходных целей (Шарма, 1997). Это связано с жизненными трудностями, которые требуют сотрудничества между людьми и группами. На социальное взаимодействие в значительной степени влияет сотрудничество в том смысле, что всякий раз, когда люди разделяют общие цели, которых они не могут достичь, они объединяют свои силы для достижения этих целей. В этом процессе должна быть какая-то форма социального взаимодействия. Кропоткин отмечает, что в силу своей важности ни одно общество не может существовать без сотрудничества (Maclver, MacIver, & Page, 2003).
Сотрудничество является социальной и психологической потребностью людей, особенно мужчин и женщин, для обеспечения преемственности человечества. Недостаток сотрудничества может привести к жизни в страдании и одиночестве (Шарма, 1997).
Люди стремятся к прогрессивному образу жизни. Непрерывный прогресс никогда не может быть достигнут без сотрудничества. Дух сотрудничества между людьми и нациями внес существенный вклад в исключительный прогресс в области транспорта и связи, науки и техники, сельского хозяйства и промышленности. Таким образом, сотрудничество необходимо не только для социального взаимодействия между людьми, но и между нациями.
Аккомодация
Как говорят Маклвер и Пейдж, «термин аккомодация относится, в частности, к процессу, в котором человек достигает чувства гармонии с окружающей средой» (Maclver, MacIver, & Page, 2003). Аккомодация, таким образом, относится к процессу социальной адаптации. Это происходит, когда приспособление между людьми позволяет гармонично вести себя в обществе. Человек достигает приспособления, когда он/она приобретает отношения, привычки и манеры, передаваемые ему в обществе. Приспособление — это процесс, посредством которого группы и отдельные лица изменяют изменившиеся обстоятельства, чтобы преодолеть свои трудности (Maclver, MacIver, & Page, 2003). Например, всякий раз, когда в обществе возникает новая ситуация, люди обычно корректируют ситуацию или себя, чтобы приспособиться к новой среде. Парк и Берджесс утверждают, что социальная организация среди людей в основном является следствием приспособления конфликтующих компонентов (Park & Burgess, 2007). Конфликт – это реальность жизни, однако он никогда не бывает постоянным. Таким образом, конфликтующие лица или группы достигают консенсуса, прекращающего конфликт. Это соглашение называется просто договоренностью.
Приспособление, как правило, имеет много аспектов, среди которых субординация, рационализация, терпимость, преобразование, арбитраж и компромисс. Таким образом, это заставляет людей или группы взаимодействовать в обществе путем принуждения, поскольку у одной или обеих сторон нет другого выбора, кроме как сотрудничать (Park & Burgess, 2007).
Приспособление так же важно в обществе, как и сотрудничество, поскольку его отсутствие приводит к конфликту, который, в свою очередь, приводит к нарушению социальной стабильности, интеграции и порядка.
Приспособление сводит к минимуму или контролирует конфликты, а также дает возможность отдельным лицам и группам адаптироваться к новым условиям в обществе. Именно по этой причине Берджесс отмечает, что «социальная организация — это совокупность приспособлений к прошлым и настоящим ситуациям. Все социальное наследие, традиции, чувства, культура, методы являются приспособлениями…» (Park & Burgess, 2007). Из-за близости к конфликту и сотрудничеству, приспособление необходимо для достижения социальной гармонии.
Ассимиляция
Огберн и Нимкофф описывают ассимиляцию как процесс, посредством которого индивиды или группы, когда-то непохожие, становятся похожими, что отождествляется в интересах и мировоззрении (Ogburn & Nimkoff, 1992). Согласно Парку и Берджессу, «ассимиляция — это процесс взаимопроникновения и слияния, в котором отдельные лица и группы усваивают взгляды и ценности других людей или групп и, делясь своим опытом и историей, включаются с ними в общую культурную жизнь» [1, с. Парк и Берджесс, 2007). В социальном взаимодействии ассимиляция обуславливает исчезновение культурных различий между разными группами людей. Ассимилированные индивиды действуют, чувствуют и думают точно так же, как они усваивают чужие взгляды, общие традиции и впоследствии принимают новую культурную идентичность (Ogburn & Nimkoff, 19).92). Однако ассимиляция не ограничивается культурой, о чем свидетельствует, когда у мужей и жен с разным воспитанием часто возникает непредвиденное единство целей и интересов. Процесс ассимиляции является медленным и постепенным в том смысле, что требуется довольно много времени, прежде чем группы или отдельные лица могут превратиться из расходящихся в сходные.
В процессе ассимиляции происходит аккультурация – заимствование некоторых или всех культурных элементов у других людей и включение их в свой собственный процесс. Хотя процесс ассимиляции, безусловно, затрагивает обе группы, обычно более слабое общество (с точки зрения культуры) больше заимствует и меньше отдает более сильной группе (Шарма, 19).97). Слияние двух культур требует, чтобы основная культура стала общей для них культурой. Ассимиляции как аспекту социального взаимодействия способствуют культурное сходство, объединение, равные экономические возможности, терпимость, общие физические черты и тесные социальные контакты (Argyle, 2009). С другой стороны, ему мешают следующие элементы: культурные различия, господство и подчинение, предрассудки, физические различия, изоляция, чувство превосходства и неполноценности.
Конкуренция
Сазерленд, Вудворд и Максвелл заявляют, что «Конкуренция — это безличная, бессознательная, непрерывная борьба между людьми и группами за удовлетворение, которого из-за ограниченного предложения может не быть у всех» (Sutherland, 1996). Исходя из приведенного выше определения Сандерленда и др., конкуренция является центральной формой социальной борьбы. Конкуренция возникает из-за дефицита ресурсов, которые большинство, если не все, стремятся приобрести. По словам Огберна и Нимкоффа, конкуренция процветает, когда спрос превышает предложение (Огберн и Нимкофф, 19).92).
Деньги, власть, слава, статус, имя, слава, роскошь и т. д. — это одни из главных вещей, за которые люди соревнуются. Дефицит — еще одна реальность в жизни, и поэтому в любом обществе не может быть недостатка в конкуренции (Ogburn & Nimkoff, 1992). Например, в Кении так много выпускников университетов и колледжей, однако рынок труда не соответствует их количеству, и поэтому существует большая конкуренция за трудоустройство.
Те, кто работает, также соревнуются с другими за более высокооплачиваемую работу, чтобы они могли получить вышеупомянутые самые дефицитные вещи.
Характеристики конкуренции могут быть получены путем анализа различных определений. Наиболее заметные аспекты заключаются в том, что конкуренция представляет собой непрерывный процесс, безличный, универсальный и бессознательную деятельность. Конкуренция универсальна и как таковая проявляется в различных формах. Различными формами конкуренции являются политическая, культурная, экономическая, расовая, социальная конкуренция и т. д. (Sutherland, 1996).
Х.Т. Мазумдар отмечал как негативные, так и позитивные функции конкуренции в обществе (Доши, 1999). В позитивном плане конкуренция способствует прогрессу, является источником мотивации и обеспечивает назначение нужных людей на правильные должности в обществе. Напротив, негативный аспект конкуренции может привести к конфликту, монополии и даже разочарованию. Поэтому важно любой ценой поддерживать здоровую и честную конкуренцию, чтобы избежать негатива.
Конфликт
Согласно J.H. Фитчер, «конфликт — это социальный процесс, в котором индивидуум или группа людей добиваются своих целей, напрямую бросая вызов антагонисту насилием или угрозой насилия» (Доши, 19).99). Это похоже на конкуренцию, поскольку они являются как дезинтегративными, так и диссоциативными социальными процессами. Часто конфликт возникает, когда внимание соперников переносится с объекта соперничества на себя. Противоположный аспект между конфликтом и конкуренцией заключается в том, что первый достигает целей, ослабляя или устраняя противников. Конфликт преднамеренно пытается принуждать, противодействовать или сопротивляться воле других или другого (Sharma, 1997). Проще говоря, конфликт — это соревнование в его враждебных личных и случайных формах.
Конфликт — неотъемлемая часть человечества и, следовательно, важная форма социального процесса. Он характеризуется тем, что является сознательной деятельностью, универсальным процессом, прерывистым процессом и личной активностью (Argyle, 2009). Хотя конфликт универсален, неизвестно, когда он возник или что на самом деле его вызывает. Однако многие мыслители пытались объяснить веские причины конфликта.
Чарльз Дарвин, выдающийся биолог, утверждал, что принцип борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных являются ключевыми основами конфликта. Мальтус, выдающийся экономист и математик, утверждал, что конфликт возникает только при недостатке пищи или средств к существованию. По его словам, рост населения в геометрической прогрессии и средств к существованию в арифметической прогрессии является главной причиной конфликтов между людьми. Фрейд и некоторые другие психологи отмечали, что источник конфликта лежит в заключении человека или врожденной склонности к агрессии (Argyle, 2009).).
Различия в интересах людей, идеологиях, стремлениях и установках людей приводят к конфликтам. Поскольку ни одно человеческое существо не идентично другому, возникает конфликт, особенно если люди не приспосабливаются друг к другу (Sharma, 1997). Изменения в обществе также могут способствовать распространению конфликта. Например, новое поколение может конфликтовать со старшим поколением всякий раз, когда происходят социальные изменения, когда первое принимает их, а второе отстает. К возникновению конфликтов можно отнести и быстрое изменение нравственных норм общества, желаний, надежд и требований человека. Например, с древних времен дети были обязаны уважать и слушаться своих родителей. Тем не менее, сегодняшнее поколение восстает против таких моральных норм, и поэтому конфликтов между родителями и детьми больше, чем когда-либо прежде.
Существует множество способов возникновения конфликта, основанных на различных школах мысли и авторах (Argyle, 2009). Наиболее распространенные типы конфликтов включают косвенный конфликт, латентный конфликт, судебный процесс, конфликт безличных идеалов, личный и корпоративный конфликт, распри, войну, прямой конфликт и явный конфликт среди других.
Конфликт в обществе имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства конфликта заключаются в том, что он изменяет относительный статус конфликтующих сторон, ведет к переопределению системы ценностей, способствует солидарности и товарищеским чувствам, действует как цементирующий фактор в установлении интимных отношений и увеличивает победившую группу (Шарма, 19).97). С другой стороны, негативные функции конфликта заключаются в том, что он наносит большой психологический и моральный ущерб, вызывает социальную неразбериху, хаос и беспорядок, нарушает социальное единство и сплоченность (Шарма, 1997).
В заключение, социальное взаимодействие имеет очень много аспектов, наиболее важными из которых являются сотрудничество, приспособление, ассимиляция, конкуренция и конфликт. Как обсуждалось выше, эти аспекты в значительной степени влияют на то, как люди склонны взаимодействовать с другими, и, следовательно, на то, как такое взаимодействие влияет на них психологически.
2009). Социальное взаимодействие . Лондон: Метуэн.
Барон, Р., Бирн, Д., и Бранскомб, Н. (2008). Социальная психология . Принстон, Нью-Джерси: Запись для слепых и дислексиков.
Барон, Р., Бирн, Д., и Сулс, Дж. (2000). Изучение социальной психологии . Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Доши, С.Л., и Джейн, П.К. (1999). Сельская социология . Джайпур: Публикации Равата.
Гоффман, Э. (2002). Представление себя в повседневной жизни (4-е изд. ). Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday.
Хоккенбери, Д. и Хоккенбери, С. (2006). Открытие психологии . Нью-Йорк: издательство Worth.
Ковальски, Р. и Вестен, Д. (2009). Психология: изучение психических процессов и поведения (4-е изд.). Нью-Джерси: Джон Уайли и сыновья.
Макивер Р., Макивер Р. и Пейдж К. (2003). Общество . Лондон: Макмиллан.
Огберн, В. и Нимкофф, М. (1992). Социология . Бостон: Хоутон Миффлин.
Парк, Р. и Берджесс, Э. (2007). Введение в науку социологию . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Шарма, РК (1997). Социальные изменения и социальный контроль . Нью-Дели: Атлантик Паблишерс.
Сазерленд, Р.Л. (1996). Введение в социологию . Чикаго: Липпинкотт.
Групповые взаимодействия – Культура и психология
Членство в группе
Психологи изучают группы, потому что почти все виды человеческой деятельности (например, работа, обучение, поклонение, отдых, игры и даже сон) происходят в группах, и эти группы оказывают глубокое влияние на наши мысли, чувства и поведение. Некоторые исследователи считают, что группы могут быть самым полезным человеческим нововведением, которое способствовало развитию социальных норм и языка (Boyd & Richerson, 2005; Henrich, 2016; Aiello & Dunbar, 19).93). Группы предоставляют нам средства для достижения целей, которых мы не достигли бы, оставшись в одиночестве. Преимущества групповой жизни могут быть настолько велики, что люди биологически готовы стремиться к членству и избегать изоляции.
Нужно принадлежать
У людей есть сильная потребность принадлежать . Баумайстер и Лири (1995) описывают эту потребность как «всепроникающее стремление формировать и поддерживать хотя бы минимальное количество длительных, позитивных и результативных межличностных отношений» (стр. 49).7)», и большинство из нас удовлетворяют эту потребность, объединяясь в группы. Неважно, из Израиля, Мексики или Филиппин человек, у всех нас есть сильная потребность заводить друзей, создавать семьи и проводить время вместе. Среди отдельных людей, обществ и поколений мы последовательно стремимся к включению, а не исключению, членству, а не изоляции, и принятию, а не отвержению. Люди, которые являются принятыми членами группы, как правило, чувствуют себя более счастливыми и удовлетворенными.
Когда людей преднамеренно исключают из групп, это вызывает сильный стресс, приводящий к депрессии, спутанному мышлению и даже агрессии (Williams, 2007). Когда исследователи использовали сканер фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография) для отслеживания нейронных реакций на исключение, они обнаружили, что люди, которые не участвовали в групповой деятельности, демонстрировали повышенную корковую активность в двух конкретных областях мозга, дорсальной передней поясной коре и коре головного мозга. передняя островковая доля. Эти области были связаны с ощущением физической боли (Eisenberger, Lieberman, & Williams, 2003). В буквальном смысле больно быть исключенным из группы.
Личность и членство
i идентичность, универсальная конструкция, сформированная нашим представлением о самих себе и тем, как нас узнают другие (глава 8), не только удовлетворяет потребность в принадлежности, но и дает ее членам чувство идентичности. Демографические качества, такие как пол или возраст, могут влиять на нас, если мы классифицируем себя на основе этих качеств. Теория социальной идентичности утверждает, что мы классифицируем себя и формируем социальную идентичность в зависимости от того, в какой степени мы идентифицируем себя как член определенной социальной группы (например, мужчина, женщина, англо-американец, пожилой человек или студент колледжа) (Tajfel & Turner, 1979/1986). Мы не просто классифицируем себя, мы также классифицируем других человек по социальным категориям. Теория социальной идентичности объясняет нашу склонность отдавать предпочтение группе (людей, которых мы воспринимаем как похожих на нас), а не группе из – (людей, которых мы воспринимаем как отличных от нас).Когда мы сильно отождествляем себя со своей группой, наше собственное благополучие становится связанным с благополучием этой группы, что увеличивает нашу готовность идти на личные жертвы ради ее блага. Мы видим это у спортивных болельщиков, которые сильно отождествляют себя с любимой командой. Эти болельщики радуются, когда команда побеждает, и огорчаются, когда команда проигрывает. Сильно преданные болельщики часто идут на личные жертвы, чтобы поддержать свою команду, например, выдерживают ужасную погоду, платят высокие цены за билеты, стоят и скандируют во время игр.
Когда мы сильно отождествляем себя с любимой спортивной командой, мы готовы идти на личные жертвы и испытывать сильные эмоции, связанные с победами и поражениями. [Изображение KeithJJ на Pixabay, CC0, через Wikimedia Commons]
Люди также приписывают себе успехи других членов своей группы, помнят больше положительной, чем отрицательной информации о своей группе, более критично относятся к работе чужой группы, чем членов своей группы и считают, что их собственные группы менее предвзяты, чем чужие группы (Shelton & Richeson, 2005). Отношение и убеждения в отношении чужих групп часто связаны с инфрагуманизация , которая представляет собой тенденцию рассматривать чужие группы как менее человечные или менее человечные, чем свои (Vaes, Paladino, Castelli, Leyens, & Giovanazzi, 2004).