Интересы и склонности: Склонности, интересы — Психологос
§75. Интересы и склонности. Психология. Учебник для средней школы.
§75. Интересы и склонности
Первое, что характеризует с психической стороны человека,— это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности. Самый факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определённый предмет называется, как мы уже знаем, вниманием. Под интересами же мы разумеем такое отношение к предмету, которое создаёт тенденцию по преимуществу обращать внимание на него. Если мы, характеризуя человека, отмечаем у него «интерес к театру», то под этим мы разумеем, что он стремится возможно чаще бывать в театре, читает книги о театре, не пропускает в газетах сообщений, заметок и статей, касающихся театра, что, участвуя в разговоре или слушая радиопередачи, он обращает внимание на всё, так или иначе относящееся к театру, что, наконец, мысли его часто направлены к театру.
Между понятиями «интерес» и «склонность» имеется некоторое различие. Под интересом разумеется направленность на определённый предмет, под склонностью же — направленность на занятие определённой деятельностью.
Часто интерес к предмету бывает связан со склонностью к соответствующей деятельности. Интерес к шахматам почти всегда возникает вместе со склонностью играть в шахматы. Но интерес может существовать независимо от склонности. Далеко не все люди, интересующиеся театром, имеют склонность к театральной деятельности. Можно иметь живой и устойчивый интерес к истории и никакой склонности к деятельности историка.
В основе возникновения интересов и склонностей лежат потребности. Однако не всякая потребность порождает устойчивый интерес, характеризующий направленность человека. Потребность в пище является одной из основных потребностей всякого человека. Когда эта потребность не находит достаточного удовлетворения, т. е. когда человек голоден, у него возникает «интерес к еде»; его помыслы сосредоточиваются на еде.
Но такой «интерес» имеет временный характер и проходит, как только человек насытится; в нём не выражается устойчивая направленность данного человека, он не является характерной чертой личности.Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Отсутствие интересов или бедность, незначительность их делают жизнь человека серой и бессодержательной. Для такого человека самое характерное переживание — скука. Он постоянно нуждается в том, чтобы что-нибудь внешнее развлекало, забавляло его. Предоставленный самому себе, такой человек неизбежно начинает скучать, потому что нет такого предмета, такого дела, которое само по себе, независимо от внешней развлекательности, привлекало бы его, заполняло бы его мысли, зажигало бы его чувства. Человек с богатыми и глубокими интересами не знает скуки.
Характеризуя направленность человека, мы прежде всего обращаем внимание на содержательность и широту его интересов. Если направленность человека ограничена одним лишь изолированным интересом, не имеющим опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всём богатстве её проявлений, то как бы ни был значителен сам по себе предмет этого интереса, невозможно ни нормальное развитие, ни полноценная жизнь личности.
Полноценное развитие личности предполагает большую широту интересов, без которой невозможно богатое содержание душевной жизни. Поражающее нас обилие знаний, отличающее многих выдающихся людей, имеет в основе своей такую широту интересов.
Когда дочери попросили Маркса указать его любимое изречение, он написал старинную латинскую поговорку: «Ничто человеческое мне не чуждо».
А. М. Горький в своих беседах с молодыми литераторами неустанно призывал к расширению круга интересов и знаний. «В мире нашем,— говорил он,— не существует ничего, что не было бы поучительно». «Недавно,— рассказывал Горький,— один начинающий литератор написал мне: «Я вовсе не должен знать всё, да и никто не знает всего». Полагаю, что из этого литератора не выработается ничего путного. Человек, который ещё в молодые годы ставит пределы своим интересам и своей любознательности, который заранее говорит себе: «Я вовсе не должен знать всё»,— такой человек, по мнению Горького, не может достигнуть ничего значительного.
Широта интересов не исключает, однако, наличия какого-либо одного главного, центрального интереса. Мало того, разнообразие интересов только в том случае является ценным качеством личности, если эти интересы объединены некоторым основным жизненным стержнем.
М. И. Калинин, говоря о жизненном пути И.В.Сталина, отмечал единую линию всей жизни и деятельности великого вождя: «Семнадцатилетний юноша поставил задачей своей жизни освобождение угнетённых от цепей капитализма, от всех видов угнетения. И этой идее он отдался без остатка. Вся его дальнейшая жизнь была подчинена этой идее, и только ей». Величайшим образцом сознательной целеустремлённости могут служить слова товарища Сталина: «Если бы каждый шаг в моей работе по возвышению рабочего класса и укреплению социалистического государства этого класса не был направлен на то, чтобы укреплять и улучшать положение рабочего класса, то я считал бы свою жизнь бесцельной». Единство жизненной цели, находящее своё выражение в центральном жизненном интересе, составляет тот стержень, вокруг которого группируются все прочие интересы человека.
Интересоваться надо всем — по крайней мере, многим,— но чем-нибудь одним особенно.
Суворов может служить примером человека с исключительно широким кругом интересов, подчинённых, однако, одному резко выраженному центральному интересу. С самых ранних лет обнаружились у него интерес и склонность к военному делу, превратившиеся в подлинную страсть. Подростком, находясь ещё в деревне, в отцовском доме он подчинил всю свою жизнь подготовке к военной деятельности: прочёл все доступные ему книги по военной истории и технике, проводил большую часть времени в решении тактических задач, приучал свой организм к перенесению тягот и лишений боевой жизни. И в течение всей жизни, целиком посвящённой военной работе, Суворов никогда не упускал случая обогатить свои познания в любой из военных специальностей; в 60 лет он специально занялся изучением морского дела и сдал экзамен на мичмана.
Но наряду с этим Суворов интересовался буквально всеми областями знаний, всё свободное время до старости читал и учился и в результате этого был одним из образованнейших людей своего времени. Он хорошо знал математику, географию, философию, историю. Много времени уделял он изучению языков. Он знал языки: немецкий, французский, итальянский, польский, финский, турецкий, арабский, персидский. Особенно большое место в кругу его интересов занимала художественная литература. Он не только постоянно читал произведения лучших писателей и внимательно следил за текущей литературой, но и сам писал стихи. Исключительная широта интересов и безграничная любознательность принадлежали к числу самых характерчых черт великого русского полководца.
Не менее важное значение имеет устойчивость интересов.
Бывают люди, интересующиеся самыми разнообразными предметами, но ненадолго, один интерес быстро сменяется у них другим. У некоторых людей эти скоропреходящие интересы являются очень сильными и эмоционально захватывающими; таких людей называют обычно людьми «увлекающимися». Становясь постоянной и характерной чертой человека, непостоянство и неустойчивость интересов превращаются в недостаток. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительного успеха ни в какой сфере деятельности.У интересов имеется ещё одна особенность — это их действенность, или сила.
Интерес может иметь пассивный характер, выражаясь лишь в том, что человек охотно останавливает своё внимание на каком-нибудь предмете, если этот предмет попадает в поле его зрения. Такого рода интерес достаточен для того, чтобы ученик внимательно слушал на уроке рассказ, учителя и охотно, даже «с удовольствием» готовил урок по данному предмету, но он не может побудить ученика активно, по собственной инициативе искать источников для расширения знаний в данной области.
В отличие от этого подлинно действенный интерес побуждает человека активно искать ему удовлетворения и становится сильнейшим мотивом деятельности. Движимый таким интересом человек может преодолеть всякие препятствия и идти на любые жертвы.
Интерес к военному делу, достигший у Суворова исключительной действенной силы ещё в детские годы, победил и физическую слабость организма, и категорическое нежелание отца готовить мальчика к военной службе, и отсутствие какой бы то ни было помощи в изучении военного искусства. Жизнь Ломоносова представляет собой сплошной подвиг, главной движущей силой которого были необычайной силы интерес и любовь к науке.
Проверьте свои склонности
Проверьте свои склонности «Я ПРЕДПОЧТУ»Если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?1а Ухаживать за животнымиили 1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)2а Помогать больным людям, лечить ихили 2б Составлять таблицы, схемы,
Методика определения склонности к фрустрации
Методика определения склонности к фрустрации Используется для обследования подростков и взрослых. Цель: выявление склонности к фрустрации.Инструкция. Отвечайте «да» или «нет», ознакомившись с нижеследующими утверждениями:1. Завидуете благополучию некоторых своих
Методики выявления склонности к помогающему поведению
Методики выявления склонности к помогающему поведению Опросник «Мотивация помощи» Опросник предложен С. К. Нартовой-Бочавер (1992).Формулировки некоторых утверждений переделаны из настоящего времени («сейчас…») в неопределенное время, для того чтобы выявить постоянные
Нравы. Склонности. Характеры
Нравы. Склонности. Характеры Ад, ожидающий нас в загробной жизни, о котором нам говорят богословы, не хуже того ада, который мы сами создаем себе на этом свете, воспитывая свой характер в ложном направлении. У. Джемс Большая разница, не хочет человек грешить или не
Как склонить человека к насилию и как от этой склонности избавиться
Как склонить человека к насилию и как от этой склонности избавиться Мы достаточно подробно остановились на этом примере, так как он очень важен в понимании проблемы, возникающей перед людьми, когда речь идет о близости, безопасности и насилии. Правительства и лидеры
Врожденные склонности и семейные ожидания
Врожденные склонности и семейные ожидания Детям от рождения свойственны те или иные личностные черты — энергичность, упрямство, миролюбие, любознательность, склонность к одиночеству, потребность в компании. У разных мальчиков различные физические задатки, нрав и
7. Эстетические склонности
7. Эстетические склонности Это, быть может, тоже покажется странным, но хорошо развитое эстетическое чувство необходимо для хорошего понимания людей. Тот, кто способен проникнуть в суть художественного произведения (литературного, музыкального, театрального и т. п.), как
2.1. Склонности и выбор вида деятельности
2.1. Склонности и выбор вида деятельности Большинству людей известно, что не всякая работа является для них притягательной, а только та, которая отвечает их склонностям[3], которая встречает, как писал Н. С. Лейтес, «внутренний отклик». Нередко деятельность может нравиться
2.2. Склонности и особенности личности
2. 2. Склонности и особенности личности Откуда же у человека появляется склонность к тому или иному виду деятельности, профессии? Полученные в многочисленных исследованиях данные показывают: на склонность к тому или иному виду деятельности оказывают сильное влияние
Правила 39. Предавайтесь своей сокровенной склонности
Правила 39. Предавайтесь своей сокровенной склонности Успех сопутствует тому, кто занимается тем, что хочет. Иного пути к успеху – нет. Малькольм С. Форбс, основатель и издатель журнала Forbes Я убежден – в глубине души у вас укрыта сокровенная склонность к чему-нибудь, что
7.1.2. Модель характерной черты или склонности
7.1.2. Модель характерной черты или склонности В этой модели преодоление стресса определяется как характерная черта – например, как «агрессия-сенситизация», «преодоление-избегание» или «подконтрольность-бесконтрольность». Предположение, лежащее в основе этой модели,
Как определить склонности ребенка
Как определить склонности ребенка Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до трех лет) склонности будут видны тем, кто проводит с малышом много времени. Все мы знаем наших детей как непосед-обезьянок, кокеток, маленьких мыслителей или
Презентация «Интересы и склонности в профессиональном выборе «хочу» — Классный час о профессиях — Классные часы
Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5. 0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Склонность и процент — в чем разница?
наклон | интерес | В устаревших терминах разница между склонностью и интересомзаключается в том, что склонность — это человек или вещь, которую любят или которой восхищаются, а интерес — вызывать или позволять делиться. В качестве существительных разница междунаклоном и процентомзаключается в том, что наклон представляет собой физический наклон или изгиб, а проценты — это цена, уплаченная за получение, или цена, полученная за предоставление денег или товаров в кредитной сделке, рассчитанная как часть суммы или стоимости того, что было взято взаймы. Как глаголинтерес естьпривлечь внимание; пробудить интерес к; возбуждать эмоции или страсть в отношении человека или вещи. Другие сравнения: в чем разница?Склонность к интересу
|
Адам Смит, Склонность и потребность: новая интерпретация личного интереса
Дэвид Хьюм Джордж Стиглер естественное богословие личный интерес христианская социальная философия Дополнительные преимущества любовь к себе Екатерина Сиенская
Кэтрин Пакалюк для AdamSmithWorks
Андреа Ванни — freeforumzone. leonardo.it, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6926007
19 августа, 2020
Вскоре после публикации в 1759 году «Теории нравственных чувств» Адама Смита (TMS) Дэвид Хьюм сообщил в переписке со Смитом «меланхолические новости», что
толпа литераторов начинает уже очень громко кричать в своих хвалит. Вчера в магазин Миллара заходили трое епископов, чтобы купить копии и задать вопросы об авторе. Епископ Питерборо сказал, что провел вечер в компании, где, как он слышал, ее [ТМС] превозносили выше всех книг в мире1.
Застенчивый мистер Хьюм поддразнил своего дорогого друга Смита, сказав, что, поскольку «ничто не может быть более сильной презумпцией лжи, чем одобрение множества»,… «ваша книга оказалась очень неудачной; потому что публика, кажется, настроена чрезвычайно аплодировать».
Стремился ли Смит заменить прежние доктрины практической моралью или просто усилить моральные рассуждения своих предшественников , этот спор вряд ли будет разрешен, мы можем без риска заметить, что было бы трудно найти трех епископов. где угодно, любого вероисповедания, которые в настоящее время считают Адама Смита источником нравственной мудрости. По общему мнению и во многом благодаря некоторым поверхностным популяризациям его мысли (например, Роберту Хейлбронеру) Смит теперь считается апологетом «потрясающего дворца, воздвигнутого на граните личного интереса», как однажды заметил Джордж Стиглер. .3
Многие ученые трудились над тем, чтобы заменить соломенную чучело Смита-утилитариста более глубоким и точным портретом философа-экономиста и его отношения к человеческой мотивации и личным интересам. Сэм Флейшакер, автор книги О богатстве народов Адама Смита: философский компаньон [Принстон: Princeton University Press, 2004] отмечает, например, что
Все, что Смит говорит о важности личного интереса, довольно банально, для своего времени: он отвергает циничное сведение Мандевилем всех человеческих побуждений к личным интересам, больше верит в возможность заботы о других, чем Юм, оставляет больше места для искренней религиозной веры, чем Вольтер, и почти не отличается от мягкого Хатчесон о роли личного интереса в экономике.
А Пол Ослингтон в своем «Введении в Адама Смита как теолога » утверждает, что, хотя Смит является «ключевой фигурой в формировании политической экономии», его экономический анализ является «частью тщательно выстроенной системы, охватывающей моральную философию, юриспруденцию и и философия науки»4. Ослингтон утверждает, что
Смит был чувствителен к недостаткам человеческих рациональных и моральных способностей и выступал за институты, учитывающие эти недостатки. …При упоминании Смита в современных дебатах нам нужно помнить о богословских идеях, которые были вплетены в его мысли, особенно о предположениях о божественной творческой и провиденциальной деятельности и о продвижении к гармоничному и счастливому концу. (10)
Предположительно, епископы и философы-моралисты того времени восприняли Смита как автора именно с этой точки зрения, будь то о практической морали или о причинах богатства наций.
Здесь я хочу рассмотреть роль личного интереса в трактовке Смитом провиденциальной деятельности, взяв за основу культовый отрывок из мясника, пивовара и пекаря, и сопоставить его со средневековым христианским текстом, который не был введен в науку Смита (к знание этого автора). Предоставив некоторое изложение, я подниму вопрос о том, имеет ли опора Смита на личный интерес переформулировку, аналогичную стилю этого более раннего текста, с последствиями для отношений между мыслью Смита и христианской социальной философией.
Один за Всех, Все за Одного
Адам Смит безжалостно очарован феноменом естественного порядка, которым, по его наблюдениям, люди побуждаются склонностью или тенденцией к деятельности, которая служит — в то же время — выживание индивидуума и процветание вида. Он пишет:
Природа направила нас на большую часть [из них] изначальными и непосредственными инстинктами. Голод, жажда, страсть, объединяющая оба пола, любовь к удовольствиям и боязнь боли побуждают нас применять эти средства ради самих себя и без всякого учета их стремления к тем благим целям, которые великий Управитель природа, которую они намеревались произвести (TMS II.i.5.10)
Эти эгоцентричные «инстинкты», как их понимает Смит, не обязательно должны быть просто животными «стремлениями» — их можно воспринимать как разумные и использовать в различных контекстах, от простых до сложных, например, в таких человеческих институтах, как брак ( склонность к размножению) или правовая система (склонность добиваться справедливости). Заметим, что в каждом случае поскольку имеется склонность или склонность , деятельность носит характер удовлетворения личного интереса или личного интереса. Но сама склонность к размножению половым путем или к поиску справедливости является характеристикой, которая помогает определить рассматриваемое животное и не может быть сведена к корыстному интересу, который в минимальной степени присущ всем тенденциям или склонностям.
Смит далее наблюдает непреднамеренное (положительное) «распространение» или выгоду от одного ко всем (или от одного ко многим) в результате поведения, удовлетворяющего наклонности: в некоторых случаях согласие между индивидуальной и общественной выгодой является немедленным (как в воспроизводстве ), но в других случаях менее очевидно, как частная выгода прирастает к общему благосостоянию. Именно этому описанию богатства наций Смит посвящает первую книгу своего трактата. Там Смит стремится определить соответствующую фундаментальную склонность, играющую роль в экономическом росте.
В этом свете отрывок мясника-пивовара-пекаря из Книги 1, главы 2 Богатства народов заслуживает особого внимания:
В цивилизованном обществе [человек] всегда нуждается в сотрудничестве и помощи великого множества , в то время как всей его жизни едва ли достаточно, чтобы завоевать дружбу нескольких человек. Почти у каждой другой расы животных каждая особь, когда она достигает зрелости, полностью независима и в своем естественном состоянии не нуждается в помощи ни одного другого живого существа. Но человек имеет почти постоянный повод для помощи своих собратьев , и напрасно ожидать ее только от их благосклонности. Он с большей вероятностью одержит победу, если сумеет заинтересовать их себялюбие в свою пользу и показать им, что делать для него то, что он от них требует, будет в их же интересах. Тот, кто предлагает другому сделку любого рода, предлагает сделать это. Дай мне то, что я хочу, и ты получишь то, что хочешь, — вот смысл каждого такого предложения; и именно таким образом мы получаем друг от друга гораздо большую часть тех добрых услуг, в которых мы нуждаемся. Не от благосклонности мясника, пивовара или булочника мы ожидаем наш обед, но от их отношения к их собственным интересам. Мы обращаемся не к их человечности, а к их себялюбию, и никогда не говорим с ними о наших собственных нуждах, но об их преимуществах. (WN I.2) [Подчеркнуто мое.]
Чтобы уподобить описанное поведение обмена типу феномена «один для всех», который Смит хочет установить, он предлагает (в предыдущем отрывке) в качестве фундаментальной склонности или тенденции «склонность к торговле, бартеру, и обменивать одну вещь на другую». И он напоминает нам, что это есть «склонность человеческой природы, не имеющая в виду такой обширной полезности», то есть «общее богатство» (богатство наций), которое возникает из разделения труда. Именно Смит больше, чем любой другой социальный философ, подчеркивает, что эта тенденция к обмену является уникальной для человека. «Никто никогда не видел, чтобы собака честно и преднамеренно обменивала одну кость на другую с другой собакой» (WN I. 2).
Личный интерес, или себялюбие, появляется в этом отрывке лишь второстепенным образом — почти как запоздалая мысль. Он используется Смитом, чтобы подчеркнуть состояние «зависимости» у людей, которое противопоставляется зрелым животным других видов, которые не нуждаются в других животных для удовлетворения своих материальных потребностей. Мужчины в обществе, говорит Смит, «всегда нуждаются» и «почти постоянно» нуждаются в чем-то от другого человека (WN I.2). Любовь к себе является лишь предварительным условием поведения при обмене, когда склонность к обмену, , но не характерное себялюбие , характерны для людей. Смит ясно дает понять, что все животные разделяют личную заинтересованность, но не цивилизованную зависимость. (Как указывал Смит, и это не менее верно и сегодня, зависимость имеет тенденцию увеличиваться с экономическим ростом, а не уменьшаться, потому что количество потребностей увеличивается пропорционально количеству и типу товаров и услуг, которые разрабатываются и на которые люди опираются. приходят к зависимости.) Таким образом, рынки служат последнему — зависимости, а не первому — личной выгоде.
Таким образом, по мнению Смита, торговля и рынки при правильных условиях институционализируют человеческую склонность к совершению сделок , и эти сделки, совершенно независимо от намерений торговцев, имеют тенденцию к увеличению запаса капитала с течением времени. В действии одного или, правильнее сказать, двух (минимум партнеров, необходимых для обмена) многие извлекают выгоду из благоприятного развития, происходящего от торговли. В то же время рынки — как и другие социальные институты — отвечают взаимностью на явление «один для всех». Здоровый рынок — это тоже все за одного , координируя деятельность (и обмены) многих сотен или тысяч людей ради удовлетворения потребностей одного.
Хорошая зависимость
Здесь представляется ценным сравнить отчет Смита со средневековым текстом, который Смит вряд ли когда-либо видел: «Трактат о Божественном провидении» в Екатерине Сиенской: Диалог , написанный в 1370 год. Сиенская доминиканская третичная жила с 1347 по 1380 год и считалась мистиком и святой своими современниками. Она была канонизирована в 1461 году и наиболее известна своей ролью в свержении Авиньонского папства. Диалог — это текст, который, как полагают, был продиктован Кэтрин секретарям во время молитвы. Он содержит трактаты о Божественном провидении, благоразумии, молитве и послушании. Хотя кажется, что «Диалог » был переведен на английский язык к концу пятнадцатого века5, такой глубоко католический текст вряд ли был распространен в англиканской Англии или в кальвинистской Шотландии.
В разделе «Трактата о Божественном Провидении», в котором сиенский мистик утверждает, что все добро и зло приходят в общество через посредство человека, Диалог описывает голос Бога как говорящий:
Я использую слово временное для вещей, необходимых для физической жизни человека; все [дары] я дал безразлично, и я не поместил их всех в одну душу, чтобы человек должен был, волей-неволей, иметь материал для любви к своему ближнему . Я легко мог бы создать людей, обладающих всем, что им нужно для тела и души, но Я желаю, чтобы один нуждался в другом, и чтобы они были Моими служителями управлять милостями и дарами, которые они получили от Меня. Хочет человек этого или нет, он не может не совершить акт любви. Правда, однако, что это действие, если оно не совершается из любви ко Мне, не принесет ему никакой пользы в том, что касается благодати. Итак, , что Я сделал людей Моими служителями и поставил их на различные должности и в различные звания, чтобы они могли пользоваться добродетелью любви .6 [Подчеркнуто мной.] из The Dialogue , и в мысли Екатерины в более общем плане, сильные отголоски ориентированного на добродетель августинского «либерализма», отмеченного Эриком Грегори в его эссе, сравнивающем Смита и Августина. [от Бога] порядок человеческой зависимости, при котором нужда склоняет людей к «любви» к ближнему: «хочет человек или нет». Природа этой «хорошей» зависимости, по мнению Екатерины, состоит в том, что она делает каждого человека агентом Промысла Божия 9 .0082 в той мере, в какой он снабжает других материально или духовно. Таким образом, «человек — дающее животное» можно рассматривать как нисходящее, тем не менее мощное следствие аристотелевского «человек — разумное животное». Каждое изречение отражает аспект человеческой природы, который, как говорят, несет образ и подобие Бога.В качестве пояснения, кажется, стоит отметить, что под словом «давать» в приведенном выше средневековом отрывке маловероятно, что Екатерина имела в виду какую-то нерыночную экономику обмена. Средневековая Сиена была известна своей торговой культурой, особенно торговлей тканями (членом которой был отец Екатерины), и в ее произведениях нет ни одного отрывка, который, как известно, критикует рыночное поведение как таковое. Ближайший ее современник, бернардин Сиенский [1380–1444], сегодня известен одними из лучших ранних отрывков о цене и ценности, например, в своей проповеди «9». 0082 Зачем Бог дал нам язык ”:
Запомни этот пример: Если ты сапожник, то к тебе приходит человек: Какую цену ты просишь за эти башмачки? Я желаю им пятнадцать сольдо. Если ты отдаешь их за меньшую цену, то ты говорил не из любви и солгал. Еще: сапожник, сделай мне пару хороших башмачков. Он отвечает: я сделаю тебя лучшим, что только можно найти в Сиене. Если ты делаешь их не так, как ты сказал, ты не принадлежишь Богу.Хотя Кэтрин в первую очередь интересуется духовными вопросами, она часто демонстрирует, как сверхъестественное непреодолимым образом переплетается с мирским. Этот отрывок из «Промысла Божия» кажется именно таким. Наиболее разумная интерпретация акцента сиенского мистика на взаимозависимости обмена заключается в том, что Екатерина хочет показать, что даже нормальное рыночное поведение, в котором мы удовлетворяем потребности друг друга, наполнено Божественной энергией и действием, и мы играем роль, однако невольно, в Божьем плане спасения, даже когда мы участвуем в просто рыночное поведение.
Есть несколько выводов, которые вытекают из сравнения этого средневекового текста с отрывками Смита о том, что один за всех и все за одного возникает из зависимости в человеческих делах. Во-первых, параллельное сравнение подтверждает утверждения таких ученых, как Эрик Грегори и Майкл Эммет Брэди , о том, что в мысли Смита присутствуют определенные раннехристианские темы. Во-вторых, это поддерживает идею о том, что личный интерес не является критическим понятием для смитовского феномена «один за всех», поскольку в очень похожем отрывке из Кэтрин Бенинказа эффект наблюдается просто посредством внимания к неравному распределению даров в божественном. управление вещами. В-третьих, сравнение с Диалог добавляет уровень, на котором «непреднамеренное благодеяние» приводит в действие феномен «один для всех». В схеме Смита непреднамеренным является общее богатство, возникающее в результате обмена и торговли; то, что предназначено, является просто средством для конкретной нужды. Схема Екатерины добавляет, что человеческая деятельность, когда она направлена на удовлетворение потребностей других, также служит инструментом Божьего милосердия [Провидения], и поэтому то, что дополнительно «непредусмотрено» агентом, — это быть служителем Бога — таким образом действовать по «образу» Божию.
Эти выводы указывают на важный вопрос о посредничестве в работе Божественного Провидения. Традиция общественного выбора, например, глубоко укоренившаяся в мысли Смита , указывает на то, что правительства часто действуют исходя из «личных интересов», что приводит к серьезным отклонениям от наилучших возможных результатов. Схема Екатерины предполагает еще одну линию беспокойства, а именно: могут ли безличные органы [правительства, агентства] также действовать как «служители» божественного милосердия, или это могут делать только отдельные лица. В последнем случае или если в пользу последнего имеется сильная презумпция, средневековое понятие «хорошей» зависимости только усиливает предостережение, которое могла бы предложить точка зрения Смита в отношении роли правительства в экономических делах.
ПереформулировкаВзятая вместе, эта интерпретация склонности и потребности у Смита — в отличие от вспомогательного средневекового текста — подчеркивает трудности, представленные в самом начале: несмотря на тот факт, что Смит был воспринят своими современниками как христианский мыслитель Мысль Смита сегодня не рассматривается из-за ее «морального» характера, в значительной степени из-за преувеличенного значения, придаваемого роли личного интереса в различных трактовках работы Смита. Связь между мыслью Смита и приведенным здесь средневековым текстом только усиливает загадку. Почему Смит был так запятнан как святой покровитель личных интересов?
Есть много ответов на этот вопрос, самый кропотливый из которых включает в себя прослеживание истории идей и того, как Смит был забыт и заново открыт последующими поколениями, которые использовали Смита в своих целях. (Ослингтон, Введение). Но один из ответов, как это ни парадоксально, может заключаться в успехе проекта британской научной естественной теологии, с которым был связан Смит. Британская естественная теология «стремилась к познанию Бога через изучение природы», но она также стремилась «сместить теологический фокус ученых с вопросов, которые были предметом сектантских споров» (Ослингтон 16). На практике это означало переход к более отстраненная «описательная» наука, которая не делала последовательных обращений к Священному Писанию, откровению или благодати. Это служило для защиты определенной сферы британской интеллектуальной жизни в то время, когда самые ожесточенные сектантские споры крутились именно вокруг этих вещей — Писания, откровения и благодати.
Но в критический момент в истории экономической мысли новая и самостоятельная область политической экономии, основанная Смитом и его коллегами, в конце концов не смогла закрепиться в рамках какой-либо конкретной христианской секты. никому не принадлежал. Для тех, кто убежден в непреходящей важности работы Смита, есть специфически религиозный проект: переформулировка его ключевых идей на прочных метафизических основаниях с привлечением очень специфических и сектантских доктрин о природе, а также о Священном Писании, откровении и благодати. Хотя «деуниверсализация» Смита может показаться второстепенной задачей, история говорит об обратном: непрекращающаяся энергия определенных школ мысли связана с их включенностью в прочные философские и теологические обязательства.
Более общие соображения Смита по религиозным темам см. в книге Джордана Баллора «Адам Смит в теологической перспективе» или в книге Сэмюэля Флейшакера «Адам Смит о религии», также на сайте AdamSmithWorks.
Дополнительную информацию о личных интересах см. в книге Лорен Холл «Правильно понятые собственные интересы».
- Дэвид Хьюм, «Письма Дэвида Хьюма: Том 1: 1727-1765», изд. JYT Greig (Oxford University Press: 2011), 305.↩
- Роберт Хейлбронер, «Мирские философы: жизнь, времена и идеи великих экономических мыслителей», 7-е издание (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1999).↩
- Джордж Стиглер, «Путешествие Смита на государственном корабле», в очерках об Адаме Смите, изд.