Интернет зависимость у детей школьного возраста – причины, признаки и способы преодоления

Содержание

Интернет зависимость у детей — методика преодоления

Вопрос: «Мой сын 10 лет все свободное время проводит у компьютера. Он либо бездумно просматривает все подряд ролики на ютубе, часто злые и жестокие. Либо он играет в танки и агрессивные стрелялки в интернете. Играет в больших наушниках до 4-5 утра. Утром просыпает школу. Стал замкнут и не общается с ровесниками. Говорит, что все придурки.

Если спрошу, что ты хочешь, говорит, что ничего, лишь бы отстали и дали дома за компом сидеть.

Я понимаю, что интернет зависимость у детей сейчас очень распространена, об этом говорят педагоги и психологи. Но мне-то что делать в такой ситуации? Никакие разговоры, уговоры и даже крики на него не помогают».

Отвечает Виктория Винникова, педагог

Анна, в вашем случае действительно пора бить тревогу — сын попал в зависимость. Сейчас зависимость детей от интернета — явление, впечатляющее по своему размаху, и больше похоже на некую эпидемию. Мы наблюдаем, что наши дети просто вязнут в виртуальном мире. У них быстрее наступает зависимость.

При этом нужно понимать, что интернет — просто инструмент, та самая добавочная реальность, которая прочно вошла в нашу жизнь. Сам по себе интернет не является хорошим или плохим, но то количество соблазнов, которое он в себе таит, конечно же, делает его очень желанным для детей.

Какие шаги необходимо предпринять родителям, чтобы помочь детям преодолеть эту зависимость? Что нужно делать, чтобы у ребенка не возникало зависимости от интернета?

Поскольку интернет зависимость — явление чисто психологическое, то и разбираться в том, как отучить ребенка от интернета, мы будем с помощью информации с тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Как формируется интернет зависимость у детей

Современные дети уже рождаются практически с гаджетами в руках. Такое количество мультфильмов, всевозможных игрушек, музыкальных заставок буквально с младенчества входит в жизнь ребенка. Родителей это никак не смущает, а наоборот, кажется очень удобным. Ведь ребенок смотрит мультики, не бегает, не прыгает, никуда не лезет, не отвлекает родителей от их взрослой жизни.

Так постепенно и незаметно виртуальная реальность входит в детскую жизнь, а затем уже точно так же незаметно формируется зависимость детей от интернета.
Впоследствии начинаются проблемы: рассеянное внимание, невозможность сосредоточиться, неумение играть с другими детьми. Причем эти проблемы начинаются уже у дошкольников, их диагностируют психологи при приеме в детский сад. И тут уже сами родители задаются вопросом, как отучить ребенка от интернета?

Почему ребенок попадает в интернет зависимость

Главной причиной возникновения интернет зависимости у детей является поломка природного механизма, помогающего создать эмоциональную связь мамы и ребенка.

В драматическую ловушку интернет зависимости попадают не все дети, а те, чьи родители очень заняты «другими важными делами». Работа, развод с супругом, а может быть, какой-то важный бизнес-проект. В этом случае естественным образом все внимание родителей смещается с ребенка на другие дела. В результате ребенок не получает самого необходимого для развития — внимания, душевного тепла и поддержки от самых близких людей.

Человек — это сознательная и чувственная форма жизни. Пока ребенок маленький, у него больше задействована чувственная составляющая, сознание появляется гораздо позже, ближе к пубертату. Поэтому так важно с детских лет выстраивать эмоциональный контакт с ребенком — играть с ним, читать книжки, всячески выстраивать единые ассоциативные ряды. Если родители, условно говоря, «делегируют» эту работу планшету, то стоит ли удивляться, что эмоциональная связь у ребенка возникает с техникой, а не с родителями.

Часто так бывает, что маме некогда разговаривать и улюлюкать с малышом, и тогда она просто ставит ему мультики на планшете и занимается своими делами. А в это время ребенок очень сильно нуждается в чувственной связи с мамой, но ее нет. Вот и пытается карапуз настроиться и прочувствовать хотя бы мультяшного персонажа.

Сознание ребенка девственно чисто. Только взрослые задают ему ориентиры добра и зла. Наивно думать, что малыш сам разберется в том, «что такое хорошо и что такое плохо». В большинстве случаев дите просто пойдет по пути наименьшего сопротивления. Туда, где смешно, где его больше развлекают, предлагают красочные картинки и где не нужно напрягаться умом.

Так что если поручить дело воспитания «бездушному» интернету, то стоит ли потом удивляться результатам такого «воспитания». А дальше мы уже просто наблюдаем признаки и симптомы интернет зависимости.

Признаки интернет зависимости у детей

Мы живем в век цифровых технологий, поэтому не стоит всем детям ставить диагноз интернет зависимость. Но на некоторые признаки нужно обратить внимание. Они могут проявляться по-разному и с разной интенсивностью. Наблюдательные родители сразу увидят первые симптомы, которые помогут диагностировать интернет зависимость.

  • Ребенок все больше и больше времени проводит за компьютером в виртуальном мире.
  • Ребенок предпочитает общаться с людьми в виртуальном мире, а не в реальном.
  • У ребенка нарушен режим сна, он пропускает школу, и все его мысли и желания сосредоточены на компьютере и виртуальном мире.
  • У ребенка частые перепады настроения, он становится агрессивен, если предложить ему выключить компьютер или ограничить доступ в интернет. При отсутствии доступа в сеть ребенок становится особенно тревожным, расстроенным, раздраженным. Все его мысли сосредоточены на том, где бы найти wi-fi.
  • Ваше чадо становится скрытным и не рассказывает, чем занимается в интернете, то есть он уже полностью погружен в виртуальный мир и не хочет делиться этим с окружающими. Он защищает все, что связано с виртуальным миром, а все препятствия на пути в интернет воспринимает враждебно.

Оставлять ситуацию в таком состоянии крайне опасно для самого ребенка. Ведь его психика еще формируется. Куда он пойдет дальше в проявлении своей агрессивности, неизвестно.

Что делать родителям, когда ребенок попал в интернет зависимость

Если ребенок уже попал в капкан интернет зависимости, то вытянуть его оттуда непросто. Наберитесь терпения и делайте маленькие шаги, постепенно создавая все более крепкую эмоциональную связь с ним.

Вам придется заново налаживать эмоциональный контакт с ребенком.

Конечно, чем старше ваше чадо, тем сложнее это сделать. Но в любом случае родители могут предпринять самые простые шаги для налаживания эмоционального контакта.

  1. Прежде всего, найдите время в семейном расписании и запланируйте общение с ребенком. Только не на тему «как дела в школе» и «что ты сегодня кушал», а о том, что ему интересно. Возможно, для начала это будут даже компьютерные игры. Поинтересуйтесь сутью игры, персонажами, кто из них плохой, кого нужно победить и какие для этого используются приемы.
  2.  Проявите свой интерес, покажите ребенку, что вас интересует его мир. Не осуждайте и не критикуйте бессмысленность игры или агрессивность персонажей. В случаях с подростками можно просто задавать вопросы, ответы на которые ребенок будет искать сам.
  3. Можно поделиться с ним тем, что в ваше время таких игр не было, вы играли с живыми детьми во дворе или пионерском лагере, и вам тоже было интересно. Расскажите о своем детстве, поделитесь с ним своими чувствами. Я уверена, вы найдете, о чем поговорить с сыном или дочерью.

Выделите для этого всего 15-20 минут в день, но только с полным погружением в чувства и эмоции ребенка.

Отучить детей от интернета не получится, нужно помочь им адаптироваться в виртуальном мире

Вы понимаете, что сам вопрос о том, как отучить ребенка от интернета, по сути своей не имеет смысла. Интернет — реальность нашего мира, им нужно просто уметь пользоваться.

Обязательно согласуйте и договоритесь с ребенком о расписание и времени, которое он проводит в интернете. Обо всем этом можно договориться, только тогда, когда выстроены доверительные отношения. Используйте технические возможности — установите родительский контроль, таймер на пользование интернетом.

Возможно, в какой-то момент доверительного общения вы увидите, что все не так страшно и энергию ребенка можно аккуратно перенаправить в позитивное русло. Его увлечение компьютерами и интернетом можно использовать для развития. Важно, что вы понимаете, чем занимается ребенок, что его увлекает и какая помощь и поддержка от родителей ему требуется.

Отучить современных детей от интернета не получится. Именно родителям нужно помочь детям адаптировать виртуальную реальность под реалии современного мира.

Подробнее о том, как понять своего ребенка и создавать эмоциональные связи с ним, можно узнать уже на ближайшем цикле бесплатного онлайн-тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Регистрируйтесь здесь.

Рекомендуем к прочтению

Вирус в голове моего сына. Ледяное сердце и мертвый глаз

Автор Виктория Винникова, педагог
Корректор Екатерина Жаворонкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Ответы на вопросы

Комментариев: 2 Просмотров: 692
Теги: ответы на вопросы

svp.expert

Интернет зависимость у подростков и детей, что делать родителям

В век высоких технологий, очень сложно сдержаться и не зайти в интернет, как говорится, на минуточку. Общество окружают модные гаджеты, смартфоны, планшеты, айфоны, компьютеры и многое другое. Поэтому интернет зависимость у подростков — одна из самых насущных проблем, которые беспокоят современных родителей. Можно сказать, что сегодня зависимость у детей школьного возраста от компьютера и интернета — это уже проблема современного общества.

Действительно, современное подрастающее поколение полностью зависит от интернета. Никого уже не удивляет подросток, который зашел в маршрутное такси, тут же открыл смартфон и начал что-то сосредоточенно искать в интернете или отвечать кому-то на сообщения. Ученики, которые прямо во время урока размещают в интернете видео о том, как проходит этот урок.

Причины интернет зависимости

Психологи называют следующие причины зависимости:

  • У подростка плохо развиты навыки социального общения. Для него сложно начать разговор или просто сказать пару фраз и тем самым присоединиться к разговору одноклассников. Существует своеобразный барьер, особенно если подросток замкнутый, малообщительный. В жизни он просто не может найти себе друзей или круг его общения очень ограничен.
  • Еще больше склоны к интернет-зависимости подростки, которых психология называет «белыми воронами». Во всемирной сети они находят все чего нет в обычной жизни: верные друзья с аналогичными интересами, чаще всего игровыми. Если проиграл в этой игре, то можно пройти уровень заново, «сохраниться» и не чувствовать себя неудачником, познакомиться с кем-нибудь и не боятся того, что собеседнику не понравится твоя внешность, манера поведения. Словом, все то, что вызывает феномен «белой вороны».

  • Интернет — это своеобразный способ уйти от реальности, от жестких законов взрослой жизни. Здесь существуют свои законы, но они не такие жесткие как в реальной жизни.
  • Проблемы общения с родителями. К примеру, заставляют учить математику или русский язык или им не нравятся друзья подростка — перечислять можно долго. Главное, что ни родители, ни дети, не готовы идти на компромисс или не пытаются найти общий язык. Старшее поколение ссылается на вечную занятость, младшее на то, что его просто-напросто не понимают.

Признаки интернет зависимости

Некоторые отличительные элементы позволяют специалистам выявить риск развития этой проблемы. Эти признаки характерны не только подросткам, но и взрослым людям.

  1. Деятельность доминирует над мыслями и поведением подростка. У него развивается сильное желание подключиться к интернету, появляется тяга или необходимость увеличить время, затрачиваемое перед компьютером.
  2. Изменения в настроении: подросток испытывает некое возбуждение или даже большую релаксацию, как непосредственное следствие его связи с объектом зависимости.
  3. Интернет зависимый подросток постепенно увеличивает количество времени подключения к сети для достижения желаемого возбужденного состояния. Это происходит из-за того, что первоначальный эффект его возбужденного состояния уменьшается, а у него развивается зависимость. Кроме того, это влечет за собой радикальные изменения в привычках или стиле жизни с целью тратить больше времени в сети.
  4. Интернет зависимый человек начинает пренебрегать семейной привязанностью и друзьями. Из-за зависимого поведения между ним и близкими ему людьми могут развиваться внутренние межличностные конфликты.
  5. Человек проявляет психический и / или физический дискомфорт, когда прерывается или уменьшается его длительное и интенсивное пользование интернетом. Это может выражаться в психомоторном возбуждении, беспокойствах, навязчивых мыслях «а что же сейчас происходит в интернете», фантазиях или мечтах, а также непроизвольных движениях пальцев, словно он набирает текст.
  6. Обычно у зависимого от интернета человека случаются рецидивы, когда он снова начинает активно пользоваться интернетом, после того как какое-то время держался от него вдали.

Виды интернет зависимости

  • Огромное желание просмотреть всё больше и больше онлайн фильмов. Такая проблема чаще всего встречается у киноманов.
  • Киберсексуальная зависимость. Включает в себя просмотр порнографических фильмов, сайтов для взрослых, с онлайн-разговорами сексуального характера, где лица, посещающие эротические чаты, обычно обмениваются письменными сексуальными сообщениями или обмениваются фотографиями /видеороликами своей наготы снятыми на веб-камеру. А также секс по телефону с помощью SMS и MMS-сообщений. (Кстати, рекомендуем почитать статью о том какой вред человеку приносит просмотр порнографии).
  • Серфинг сайтов (информационная зависимость). Эта проблема теперь касается любителей информации, которые в поисках чего-то нового и интересного также подолгу пропадают в мировой сети в поисках наиболее полной и актуальной информации. Не будучи при этом в состоянии сфокусироваться на полученной информации (что ее уже достаточно, вопрос исчерпан) и принятии решений.

  • Игры на фондовом рынке, охватывает онлайн покупки и продажи акций на ключевых рынках по всему миру. Финансовым сделкам постепенно уделяется больше времени и внимания. Психическая жизнь этих зависимых субъектов фактически полностью вращается вокруг данных операций.
  • Он-лайн торговля — участие в аукционах и покупках товаров на специализированных сайтах (Алиэкспресс, Амазон) и виртуальных азартных играх.

Виды распространенной зависимости среди подростков и детей

  • Онлайн-игры. Многие пользователи, особенно подростки, играют в различные онлайн-игры. Всё может зайти настолько далеко, что зависимые могут на несколько суток даже забыть про сон, и играть не останавливаясь. (Рекомендуем узнать к чему приводит игровая зависимость от компьютерных игр?)
  • Соц-сети или зависимость от виртуальных отношений. Это чрезмерное вовлечение в дружбу или аффективные отношения, которые рождаются онлайн и поддерживаются через обмен электронной почтой, общение в чате и виртуальные встречи в социальных сетях. Подростки чаще предпочитают виртуальную жизнь, нежели общение с живыми людьми. У многих это связано с очень низкой самооценкой. И как результат, уровень успеваемости резко падает.
  • Зависимость от телефона и интернета. Неконтролируемое злоупотребление мобильным телефоном с доступом в интернет. Зависимость от SMS, где основной проблемой является отправка СМС. Маниакальная тяга всё снимать на камеру, чтобы впоследствии выложить фото в Инстаграм.
  • Хикикимори (Hikikomori)— это японский термин, который переводится как выражение «я ухожу» и используется для описания подростков, которые обычно изолируются в своей комнате с целью погрузиться в мир Интернета, особенно в видеоигры. При этом стараются ограничить любой контакт с внешним миром, исключая даже родителей и членов семьи. Молодые люди проявляют свой дискомфорт через социальную изоляцию. Они могут оставаться в помещении весь день или выходить только ночью либо ранним утром, когда уверены, что ни с кем не встретятся.

  • Компьютерная зависимость. Включает в себя как интернет-зависимость, так и автономные игры или любые другие действия, связанные с использованием компьютера. Под этим понимается чрезмерное и неконтролируемое использование компьютера, что негативно влияет на развитие повседневной жизни пострадавшего или его родственников.

Профилактика интернет зависимости у подростков

Начните с себя.
Оторвитесь от работы или другого пусть даже очень важного на первый взгляд занятия. Выкроите минутку. Предложите ребенку заняться игрой оффлайн, (как сказали бы те, кто проводит много времени во всемирной сети). Шашки, шахматы, лыжи, коньки, да все что угодно, главное — оторвать его от компьютера. Показывайте ребенку, как хорошо просто поиграть в какую-либо игру, подышать свежим воздухом, попрыгать и поскакать на природе. Сходите на какую-нибудь выставку, организуйте турпоход. В дальнейшем можно, например, сделать традицией еженедельные походы в бассейн. (Как отлично отдохнуть с детьми на природе в лесу, можно узнать прочитав статью на сайте).

Станьте для ребенка другом.
Расспросите о его насущных делах. Если знаете его друзей, спросите как у них дела? Если близко какой-либо школьный праздник, поговорите о том, готовится ли он к нему или еще не начал, спросите, какие поручения есть у вашего ребенка? Вообще-то тем для разговора можно найти великое множество, даже можно вспомнить историю из своего детства, особенно если ребенок поддается на общение. Здесь важно не переборщить.  (Узнайте 36 правил, как превратить общение со своими детьми в настоящее искусство?)

Поставьте себя на его место. Отец или мать не интересовавшиеся в целом его делами в школе или кружке, вдруг начинает задавать кучу вопросов на эту тему. Странно, да? Поэтому если ребенок ничего не хочет рассказывать, начните вспоминать свою школьную жизнь. Вспомните, как вы вели себя в его возрасте? Кто были ваши друзья? Как вы развлекались? Делайте в общении акцент на то, как классно вам было развлекаться с друзьями на природе, спортивной площадке, ведь в то время такого распространения интернета еще не было.

И благодаря этому с уверенностью говорите, что ваше детство было счастливое. Вспоминайте какие-либо смешные случаи из своей жизни в детстве. Вспомнить желательно случай, когда у вас были какие-то проблемы в общении со сверстниками, но как все наладилось. В этом важно найти «золотую середину». Потому что если рассказать, к примеру, как вас постоянно обижали, обзывали — это наоборот усугубит ситуацию. (Советуем узнать, что нужно делать ребенку над которым издеваются в школе?)

«К сожалению, праздник только раз в году».
Почему у подростков интернет зависимость? Как говорилось выше, возможной причиной являются плохие социальные навыки. Поэтому подумайте о том, как помочь своему подростку. Например, продумайте вариант организации семейного праздника и пригласите компанию его сверстников, с которыми у него есть хоть какие-то отношения.

Обязательно посоветуйтесь с ребенком о том, кого бы он хотел видеть у себя в гостях. Возможно, вы этого раньше не делали, но если организуете домашний праздник для вашего подростка, то и для вас станет кое-что ясно. Вы поймете, например, как общаются сверстники вашего ребенка.

«Скажи мне, кто твой друг…».
Возможно, ваш ребенок боится приглашать своих друзей домой. Скажите ему, что вы не будете против его друзей, и не станете стоять под дверью, чтобы подслушивать. Для него очень важно ко всему прочему, чтобы не нарушались границы его личного пространства. Ведь когда родитель читает его дневники или подслушивает телефонные разговоры, это ведет к тому, что ребенок наоборот замкнется. А родитель для него станет враг номер один в разглашении его личных секретов. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам захотел с вами чем-либо поделиться.

Контролируйте время, которое ребенок проводит за компьютером.
Можно составить четкий график, повесить его над компьютерным столом, чтобы ребенок знал, когда можно, а когда нельзя. И не будет разногласий по поводу того: «Ну, мам, я же только сел!» График предварительно согласуйте с ребенком.
Соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам предотвратить будущие проблемы, связанные с интернет зависимостью детей и подростков.

Интернет зависимость у подростков: советы родителям

Если вы заметили, что ваш подросток пристрастился к интернету и у него развивается интернет зависимость, тогда обратите внимание на советы ниже:

Не стоит думать что игромания либо какая-то другая зависимость, связанная с компьютером или интернетом — это дело возрастное. «Вот станет подросток взрослее, у него появятся другие интересы и поэтому ему будет уже не до компьютера». Это правда, но только отчасти. Некоторые подростки, ставшие интернет зависимыми, в конечном итоге развивают другие интересы. Но есть и те, кто развивает еще более экстремальные игровые или другие пристрастия по мере того, как они становятся старше.

Можно ли в этом случае с уверенностью сказать, что подросток последует первому варианту, а не второму? Поэтому проблему зависимости необходимо учитывать и с ней бороться, как только становится известно о значительном ухудшении в какой-либо области жизни подростков.

Обращайте внимание на успеваемость ребенка в учебе и школьных мероприятиях. Если ранее ваш юный ученик приносил 4-5 со школы, был жизнерадостным, а теперь его отметки скатились на неудовлетворительные из-за того, что большую часть своего времени он проводит за компьютером, тогда следует его ограничить. (Рекомендуем прочитать о том, как можно мотивировать своего ребенка учиться?)

Нужно установить очень четкие правила пользования интернетом и компьютером, (даже возможность их запрета) до тех пор, пока не улучшится успеваемость. Кроме того, крайне важно, чтобы правила были не только установлены, но и последовательно соблюдались. Так как их не соблюдение более вредно, чем отсутствие каких-либо ограничений.

Перед тем как обратиться за помощью к психотерапевту или психологу, нужно постараться встретиться с ними до первого посещения их кабинета ребенком. Хотя проблема подростков, пристрастившихся к интернету, воспринимается психологами и психотерапевтами серьезно, к сожалению, есть те, кто не вполне осознает всю опасность, которую представляет для подростка интернет зависимость.

Родители должны убедиться, что выбранный ими специалист понимает, с чем будет иметь дело, признает существование данной проблемы и при необходимости может предложить лечение или практические методы как избавиться от интернет зависимости подростку.

В борьбе с подростковой зависимостью от интернета или онлайн игр хорошим правилом является изъятие (удаление) из комнаты ребенка всех цифровых принадлежностей: компьютеры, планшеты, смартфоны или игровые консоли. Это, конечно же, не единственное вмешательство, но родители практически не смогут успешно применять установленные ограничения, если ребенок может получить доступ к игре, либо интернету в уединении спальни. (Рекомендуем больше узнать о том, как избавиться от компьютерной или интернет зависимости?)

Иногда компьютерная зависимость подростков является симптомом другой психологической, эмоциональной или межличностной проблемы. Есть веские доказательства того, что чрезмерное использование компьютера также может быть вызвано или усугублено такими проблемами, как депрессия, беспокойство и плохие социальные навыки. Например, депрессивный подросток может быть поглощен онлайн играми, потому что он не чувствует себя способным справляться с проблемами реального мира.

Конечно, подобное поведение вряд ли поможет ему решить проблемы, с которыми он сталкивается в реальном мире. Потенциально оно может сделать их еще хуже. Поэтому психолог, психотерепевт должен обратить внимание не только на проблемы игромании подростка, но и на депрессии, подпитывающие интернет зависимость у подростков.

Заключение

В целом современные дети сильнее подвержены интернет зависимости, чем поколение подростков 5-7 лет назад. В такой ситуации родительский контроль — самое главное условие, чтобы ребенок избежал проблем, к которым может привести чрезмерное просиживание у монитора компьютера.

Подростки — это наиболее уязвимая группа для развития интернет зависимости, плохие последствия которой могут сказываться во всех отношениях их жизни. Риск может заключаться так же в том, что они попадают в порочный круг игровой зависимости, которая в дальнейшем может привести к пристрастию азартных игр.

Современные онлайн-соревнования или баталии часто усугубляют психическое состояние подростков, потому что в их стремлении победить своего оппонента они не останавливаются, пока их не «убили» или они не уничтожили его. Только тогда они почувствуют удовлетворение от игры, что не может не вызывать тревогу.

Родители должны немедленно обратиться за помощью к медицинскому учреждению или специалистам по психическому здоровью, если они наблюдают подобные тенденции у своих детей или интернет зависимость у подростков.

С уважением, редакция сайта «Семья и дети».

Советуем посмотреть видео о последствиях влиянии интернета на человека.

semyadeti.ru

Статья: «Интернет-зависимость в среде современных школьников»

«Интернет-зависимость в среде современных школьников»

На сегодняшний день интернетом пользуется более миллиарда человек на Земле. Ведь интернет – источник свежей и постоянно обновляемой информации. Интернет-технологии стали естественной частью жизни современных детей и молодежи. Но, сразу скажу о том, что интернет – это своего рода склад информационного мусора, который ребенок не умеет правильно сортировать. Это и есть главная проблема влияния интернета на школьника сегодня. Информации на столько много, что в какой-то момент ребенок перестает разделять для себя что есть хорошо и полезно, и на что не стоит обращать внимания. Зачастую у школьника откладывается как раз та самая ненужная, бесполезная и даже опасная информация.

Чем же так привлекателен интернет для детей? Попытаюсь ответить.

  1. Интернет – это разнообразное общение
  2. Утоление информационного голода
  3. Поиск новых форм самовыражения
  4. Анонимность и виртуальная свобода
  5. Чувство общественной принадлежности к группе

В своей школе вместе с учениками 9 класса я провела анкетирование среди учеников, результаты которого показали:

1. Что дети выходят в Интернет и у себя дома, и у друзей, а также при каждом удобном случае через телефон.

2. Только 2% детей не пользуются Интернетом, Большая часть опрошенных практически все свое свободное время бродят по сетям.

3. 60% учащихся каждый день или через день пользуются Интернетом.

4. Они ищут информацию, для подготовки к урокам, посещают социальные сети, играют в игры, скачивают музыку и фильмы, смотрят видеоклипы, посещают чаты и пользуются файлообменниками.

5. Бывает, что в сети Интернет школьники сталкиваются с оскорблениями и агрессией, а могут и сами агрессивно себя вести.

6. Все дети, посещающие Интернет оставляют какие-либо данные о себе: фамилию, фотографию, № школы, точный возраст, № телефона или домашний адрес.

Подумайте, кто и как может воспользоваться этой информацией.

В виртуальной среде дети стремятся расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем реального мира, дать выход эмоциям, интересно провести время. Социальное общение может помочь в определенной мере преодолеть внутриличностные и внешние конфликты, возникающие в семье, среди сверстников и т.п. в интернете ребенок всегда найдет поддержку и понимание в отношении любого вопроса, и это происходит потому что он не смог найти такую поддержку у родных и близких. Потому, что сегодня у родителей, как правило, нет времени на детей, они заняты очень важной миссией – зарабатыванием денег. Учительница в школе, даже если выслушает, то наверняка не поймет всей сути проблемы, а дружить по-настоящему современный школьник просто не умеет.  То ли дело интернет! Там тебя всегда поймут и посочувствуют! Общаясь в интернете дети могут не только изменить свое имя, пол, физическое обличие, но и реализовывать пусть и виртуально свои фантазии, которые трудно или невозможно реализовать в реальной жизни. Ребенок теряет свою индивидуальность, когда виртуальная жизнь выходит на более важное место, нежели жизнь реальная. Это ведет к тому, что значительно сокращается влияние близкого окружения на ребенка как средства социального контроля.

И это действительно страшно, когда до ребенка фактически невозможно достучаться. Когда он отгородился от вас планшетом или телефоном. Когда 40 минут урока становятся для него настоящей пыткой, временем, которое он просто просиживает не участвуя в работе и не взаимодействуя с окружающими. Находится в ожидание спасительного звонка, чтобы вновь погрузиться в интернет-сеть.

Как же решить сложившуюся проблему? Я предлагаю работать в трех направлениях, которые, на мой взгляд могут способствовать решению проблемы интернет-зависимости в школьной среде.

1. Взаимодействие с учащимися, в плане проведения внеурочных мероприятий типа тренингов социальной направленности. Это как раз то, о чем я говорила на конкурсе в пятницу. Если дети самостоятельно отказываются накапливать некий социально-общественный опыт, создайте им безвыходную ситуацию, в которой они выбираются из своей скорлупы и начинают проживать те ситуации, которые вы предлагаете. Создайте альтернативу интернету.

2. Будьте мобильны. Как вы можете бороться с проблемой не зная ее изнутри. Будьте на шаг впереди своих учеников. Советуйте сайты с интересной информацией, создайте интересные и полезные группы в социальных сетях, учувствуйте в диалогах с детьми, направляйте их. Да, все отследить не возможно, но это лучше, чем ничего не делать вовсе! Если не можете остановить – возглавьте!

3. Взаимодействуйте с родителями. Контроль не может и не должен быть только с вашей стороны. Привлекайте родителей, они должны быть заинтересованы в проблемах их детей. Пусть это будет просто контроль – но это уже шаг вперед. Не забывайте, что именно в семье закладываются основы поведения ребенка в реальном мире.

В заключении хотелось бы сказать – за интернетом в любом случае будущее. но в наших руках будущее наших детей, именно поэтому, мы обязаны научить их жить. Жить полноценно, и при этом не отказываться от достижений технического прогресса.

nsportal.ru

Интернет-зависимость у школьников — причины, симптомы, методы лечения и профилактики

Несформировавшаяся психика и эмоциональная нестабильность в детском возрасте препятствуют комфортному самочувствию и нахождению в реальном мире, порождают проблемы в учебе, семейные конфликты. Школьники стараются всяческими способами избегать реального общения и создают собственную зону комфорта. Чаще всего дети обращаются к виртуальному миру, который доступен каждому школьнику. Интернет создает иллюзорную безопасность, анонимность, а виртуальные друзья часто дают положительную обратную связь, что делает всемирную сеть привлекательной.

Причины

Чаще всего интернет-зависимость у школьников возникает в результате неправильной оценки ценностей, отсутствия приоритетов в жизни, а также неправильного воспитания с элементами вседозволенности, когда ребенок не несет ответственности за свои поступки. Спровоцировать аддикцию также могут следующие факторы:

  • конфликты в семье, школе
  • депрессивное состояние
  • низкая самооценка
  • поиск новых ощущений и друзей
  • трудности в обучении

Все эти причины зарождают потребность укрыться от реальности и происходящего в виртуальном мире. Интернет становится привлекательным для детей, так как обладает, по их мнению, такими преимуществами:

  • огромный выбор партнеров, с каждым из которых нет необходимости поддерживать длительное общение, так как в любой момент его можно заменить новым
  • анонимность, что создает иллюзорную безопасность
  • позволяет реализовать фантазии, недостижимые в реальности
  • положительная обратная связь поднимает самооценку
  • неограниченный доступ к информации

Признаки

В период формирования зависимости для школьников интернет становится приоритетным. Сеть изменяет психоэмоциональное состояние и приводит к росту толерантности. Разрыв с интернетом вызывает симптомы психологической «ломки», которая характерна и для других форм зависимости.

imgimg

У вас есть вопросы по лечению?

8-800-700-50-50

  • Круглосуточно
  • Анонимно
  • Бесплатно

ПОЗВОЛЬТЕ НАМ ПОМОЧЬ:

Психологические

Изменения со стороны психического состояния происходят уже в первые дни формирования аддиктивного поведения. Состояние проявляется:

  • приподнятостью настроения при погружении в сеть
  • ухудшением самочувствия, агрессией и раздражительностью, когда выход в интернет невозможен или находится под запретом
  • отсутствием контроля времени, проведенным в режиме онлайн
  • пренебрежением семьей и друзьями
  • появлением проблем в обучении
  • ложью о деятельности в интернете

Физические

На втором этапе формирования зависимости у школьников развиваются физические признаки заболевания, которые также являются осложнениями аддикции у ребенка. Это:

  • туннельный синдром запястного канала с онемением пальцев рук и атрофией мышц
  • сухость слизистых глаз, ухудшение качества зрения
  • постоянные головные боли
  • боль в шее, спине
  • бессонница, ухудшение процесса засыпания и кошмарные сновидения
  • пренебрежение физиологическими потребностями и личной гигиеной

Лечение

Интернет-зависимость у школьников не должна оставаться без лечения, так как может стать причиной тяжелых психических последствий, а в некоторых случаях суицидальных мыслей и самоубийства. Справиться с проблемой можно дома самостоятельно или прибегая к помощи профессионалов.

Интернет-зависимость у школьников

Домашняя терапия

Чтобы справиться с начальными формами интернет-зависимости у школьников психологи рекомендуют родителям взять на заметку следующие советы:

  • Ограничьте время пребывания в сети несколькими минутами 2-3 раза в день. При этом, деятельность в интернете должна быть полезной, например, поиск информации для выполнения уроков или прохождение онлайн-курсов. Этого правила должны придерживаться все члены семьи.
  • Поддерживайте увлечения школьника, не связанные с интернетом. Если у ребенка нет хобби, помогите ребенку «найти себя».
  • Запишите школьника в секцию или занимайтесь спортом вместе.
  • Раз в неделю проводите всей семьей время в режиме оффлайн, например, съездите на природу, рыбалку или другое место, где не ловит сеть.
  • Общайтесь с ребенком, гуляйте, устраивайте праздники.
  • Расскажите школьнику, как нужно вести себя в интернете.

Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечении для него не желательно.”

Психотерапия

Если попытки борьбы с зависимостью в домашних условиях не принесли успеха и только ухудшили ситуацию, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту. Специалист проведет диагностику и поможет определить причину погружения в виртуальный мир, найти замену интернету. Курс психотерапии также помогает школьнику обрести уверенность в себе, найти увлечение, мотивацию и развить в себе целеустремленность и волевые качества.

Если интернет-зависимость у школьника связана с семейными конфликтами, потребуется курс семейной психотерапии. В ходе сеанса специалист поможет преодолеть внутрисемейные конфликты и обрести ребенку эмоциональную поддержку от близких людей.

В тяжелых случаях психотерапевты могут прибегать к гипнозу. Однако для проведения сеанса нужно согласие не только родителей, но и самого школьника.

Профилактика

Чтобы предупредить интернет-зависимость у школьников, родители и работники образовательных учреждений должны работать в этом направлении согласованно. Ребенок должен:

  • заниматься физической активностью
  • правильно питаться
  • иметь увлечение (хобби)
  • общаться с реальными друзьями
  • использовать интернет только для обучения и расширения кругозора
  • делать перерывы в работе за компьютером
  • доверять родителям
  • не общаться с незнакомыми людьми
  • спать более 8 часов в сутки
  • не засыпать с телефоном

Выводы

Интернет-зависимость – это распространенная проблема, с которой сталкивается множество школьников. Родителям необходимо внимательно следить за ребенком и при появлении первых признаков провести беседу о пользе и вреде интернета. Невозможность предупредить заболевание вызывает изменения со стороны психического и физического здоровья, что опасно осложнениями. Если самостоятельно справиться с зависимостью невозможно за помощью следует обратиться к психотерапевту.

«Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Компания не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте https://nasrf.ru/

Напоминаем, что мы против распространения, продажи и приема психоактивных веществ.

Незаконное производство, сбыт, пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные сбыт и пересылку растений, содержащих наркотические средства / психотропные вещества карается в соответствии с законом 228.1 УК РФ.

Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ карается в соответствии с законом КоАП РФ Статья 6.13.»

nasrf.ru

Профилактика интернет зависимость у детей

Педагог-психолог ГБПОУ «Воробьевы горы» Чернобай Т.А.

Интернет-зависимость младших школьников как одно из проявлений отклоняющегося поведения, представляющее угрозу для общественного и личного благополучия, приобретает в последнее время признаки социальной болезни. Это связано с общим социально-экономическим и социально-культурным контекстом жизнедеятельности школьников, противоречиями процесса их социализации[4].

Большой поток новой информации, применение в образовательном процессе начальной школы компьютерных технологий, широкое распространение компьютерных игр оказывают влияние на детей младшего школьного возраста. Поэтому у большинства современных школьников уже в начальной школе формируется Интернет-зависимость.

А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, А.В. Котляров, указывают на сформировавшуюся и статистически доказанную тенденцию к Интернет-зависимости у подростков – как группе наиболее близкой по возрасту к младшим школьникам.

Склонность к Интернет-зависимости в среде младшего школьного возраста связана с рядом причин: мода, доступность любой информации, наличие разного рода развлекательных программ. Современное общество предоставляет младшему школьнику выбор миров: виртуальный или реальный. Родители и ближайшее окружение зачастую не могут помочь ребенку ориентироваться в окружающем, реальном мире. Вместо этого они часто сами подталкивают младшего школьника к уходу в виртуальную среду: одновременно по причине усталости и желания отдохнуть в одиночестве и по причине страха за ребенка, находящегося вне поля зрения родителей.

Интернет представляет собой новое культурное пространство со своим особым языком, особым содержанием, которое зачастую невозможно контролировать, и поэтому, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов, оно не только конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их. Именно эта специфичность Интернет-мира и привлекает ребенка: здесь не обязательно быть самим собой, можно взять не только интересное имя, но и рассказать о себе то, чего на самом деле нет. Иными словами, Интернет дает возможность ребенку представить себя другим – таким, каким ему давно хотелось быть, а реальность становится изменчивой, податливой, послушной[4].

Личностные особенности школьников-аддиктов анализируют в своих работах отечественные и зарубежные исследователи (B.C. Битенский, Д.Н. Гринфилд, М. Гриффитс, В.Ю. Завьялов, В.Т. Кондратенко, Ц.П. Короленко, А.В. Котляров, А.Е. Личко, В.М. Ялтонский, К. Янг).

Изучению специфики взаимодействия школьников с компьютерами посвящены исследования М. Коула, С. Пейперта, А.В. Беляевой, С.Л. Новоселовой, Ш. Теркле, В.М. Розина.

В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» [1]. Также необходимо заметить, что сегодня очевидна тенденция к пониманию зависимости как следствия поведенческих нарушений, это подтверждает А.Ю. Егоров: «Нехимическими называются аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн» [2].

Понятие Интернет-зависимости было впервые введено в 1995 г. нью-йоркским психиатром Иваном Голдбергом, употребившим его в значении «болезненная зависимость от Интернета» и квалифицировавшим эту зависимость как психическую. По его мнению, Интернет-зависимость оказывает пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности.

А.Е. Войскунский, известный современный исследователь вопроса Интернет-зависимости, отмечает, что «зависимость и аддикция принадлежат к числу относительно новых для отечественной науки терминов — немногим более десяти лет назад они фигурировали в составленном А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым «Словаре современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России». За рубежом они употребляются значительно шире» [1].

Интернет-зависимость в отличие от других зависимостей обладает качеством, содержанием которого выступает виртуальный мир, где можно реализовывать свои скрытые желания, владеть ситуацией, чувствовать себя героем, лидером, принимать необычные и быстрые решения, т.е. быть противоположностью самому себе.

«Интернет-зависимые получают в Интернете различные формы социального признания» [3], отмечает А. Жичкина, что является дополнительной особенностью самого Интернета и одной из причин зависимости от него.

Как указывает Д.О. Тучин, «Интернет захватил святую святых, одно из первых и основополагающих умений человека – межличностное общение» [5]. Это и является основной отличительной чертой Интернет-зависимости – находясь в виртуальном пространстве, человек может совершать бытовые действия, например, делать покупки, смотреть фильмы. Но это не настолько серьезно и не отражает всю глубину той проблемы, которая кроется в отсутствии общения воочию. Межличностная коммуникация становится очень ограниченной, выражается только в письменном виде, человек не слышит и не видит собеседника, а значит, не может регистрировать характер его мимики, жестов, изменений настроения, каких-то особенностей поведения, возможно, и черт личности.

«Уход от реальности» — это одна из главных черт Интернет-зависимости с точки зрения психологов (А.Е. Жичкина, А.Е. Войскунский), поскольку этот уход оказывается не образным, не метафорическим, а настоящим. Попытки обретения воображаемого мира чаще всего основаны именно на невозможности человека принять разного рода жизненные проблемы, неразрешимые вопросы. Иначе говоря, «виртуальную зависимость порождает не компьютер, а та или иная форма дезадаптации к реальной жизни» [1].

Отметим, что для ученых-психологов Интернет-зависимость в общем смысле определяется как «навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line (не в Интернете), и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line (в Интернете)» [3].

А.Е. Войскунский выделяет следующие признаки поведения Интернет-зависимого человека:

  1. неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу;

  2. досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;

  3. стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;

  4. побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или накоплением долгов;

  5. готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете;

  6. способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;

  7. стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;

  8. нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете;

  9. пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;

  10. избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернета;

  11. пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка «личное» время, работая в Интернете;

  12. постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;

  13. злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;

  14. подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими[1].

Современные исследователи, утверждают, что основная причина Интернет-зависимости кроется в дефиците общения и неправильном стиле воспитания в семье (к примеру, отчуждение родителей от ребенка). Это приводит к прогнозируемым последствиям: человек надолго становится зависимым от виртуального мира, где общения достаточно, а ситуация отчуждения от семьи представляется незначительной. Именно поэтому, на наш взгляд, приоритетным направлением в профилактике Интернет-зависимости младших школьников может являться психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Библиографический список

  1. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета// Психологический журнал. – 2004. — №1. — с.90-100.

  2. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор)// Аддиктология. – 2005. -№1. – с.65

  3. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/addiction Дата обращения 7.09.2012

  4. Оськина Н.Г. Профилактика интернет-зависимости у младших школьников: новая модель // Начальная школа плюс: до и после. – 2012. — №7. – с. 1-4.

  5. Тучин Д.О. Влияние интернета на психическое здоровье человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://citadel.pioner-samara.ru/compscoo/articles/psycinet.html. Дата обращения 8.09.2012

infourok.ru

Интернет-зависимость у детей и подростков: признаки, профилактика

Современные дети все реже играют на улице и все чаще «сидят» в Интернете. Преодолеть зависимость от гаджетов сложно, но есть способы, помогающие ее избежать. Об этом и будет идти речь в данной статье.

Грамотное использование информации из всемирной сети может оказать положительное влияние на развитие детей. Но несмотря на то, что сейчас существует большое количество образовательных и развивающих web-программ, интернет становится серьезной проблемой — источником зависимости и нарушения в поведении.

Какая бывает зависимость?

  • Веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.
  • Виртуальное общение: знакомства, чаты, сообщества и т.п.
  • Онлайн-игры.

Признаки интернет-зависимости у детей и подростков

Даже когда ребенок проводит за компьютером несколько часов, это еще не значит, что у него зависимость. Бить тревогу надо, если малыш начинает странно себя вести, стоит только забрать гаджет:

  • у него ухудшается настроение,
  • учащается пульс,
  • появляется звон в ушах,
  • не может усидеть на месте,
  • его бросает в жар или холод,
  • ладони потеют,
  • наблюдается упадок сил.

Помимо этого, у ребенка нарушается сон, падает интерес к происходящему вокруг, снижается успеваемость в школе.

Признаки и симптомы интернет-зависимости у детей и подростков

Универсальных рекомендаций как бороться с напастью не существует.

зависимость можно вылечить только с помощью специалиста!

Проще предупредить ее появление, для этого требуются профилактические меры.

Мероприятия по профилактике интернет-зависимости у детей и подростков

1. Проанализируйте свое поведение, насколько вы зависимы. Дети — это имитаторы. Вечерами смотрите ленты новостей в соцсетях или играете on-line? Велика вероятность, что ребенок станет также проводить время.

2. Не делайте из компьютера приз. Не стоит угрожать ребенку лишением доступа в виртуальное пространство, если он плохо себя ведет.

Интернет — это способ получать информацию, лишь пункт в списке того, что можно делать в свободное время, но не награда.

И запомните: у малышей родители не отбирают гаджеты, а дают их на время. В личном пользовании техники быть не может.

3. Учите ребенка занимать себя. Речь не о том, что он должен лишиться свободного времени, проводя досуг в секциях. Кружки нужны, но они не могут конкурировать с компьютерной вселенной.

Отслеживайте, чем ребенку нравится заниматься, поощряйте увлечения. Заметили, что засматривается на воздушных змеев? Сделайте вместе свой, придумав модель необычной формы. Пусть малыш экспериментирует, творит свой собственный мир, а не погружается в виртуальный.

Информационная безопасность детей в интернете. Советы родителям

✔ Установите антивирус, чтобы защитить гаджеты от вредоносных программ и взлома аккаунтов.

✔ Расскажите ребенку об интернет-угрозах — вирусах, мошенничестве. Объясните, что разрешено, а что опасно делать. Например, нельзя указывать в соцсетях телефон, номер школы, добавлять в друзья незнакомых людей.

✔ Используйте программы для детской online-безопасности, они помогают оградить малышей от информации, не соответствующей возрасту.

✔ Установите лимит времени, которое ребенок может проводить в сети. Сделать это не трудно с помощью функций игровой приставки или программ родительского контроля.

✔ Расскажите от кибербуллинге — травле в Интернете. Объясните, что в случае конфликта следует обратиться за помощью. Если малыш столкнулся с угрозой, успокойте его. Как можно скорее заблокируйте обидчика и сообщите о случившимся представителям соцсети. Помогите изменить настройки профиля, чтобы агрессор больше не беспокоил ребенка.

✔ Используйте функции Family Sharing. Они требуют вашего подтверждения для покупок в магазине приложений.

Как избавиться от интернет-зависимости у детей и подростков

Интернет-зависимость у детей и подростков является серьезной проблемой современности. Ее можно смело относить к психологическим расстройствам. Чтобы избежать его, родителям надо быть достойным примером для своего ребенка. Здоровый образ жизни, активный отдых на свежем воздухе, увлечения творчеством и т.д. заложат в нем устойчивый противовес всяким негативным пристрастиям.

Вирус цифрового слабоумия болезнь 21 века

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bestlavka.ru

Как лечить интернет-зависимость у детей — Российская газета

В лагере для интернет-зависимых в Китае скончался подросток. Как сообщили местные СМИ, он пробыл там всего двое суток. А попал туда, потому что семья не могла справиться с его острой интернет-зависимостью. О смерти ребенка родителям сообщила администрация лагеря, уточнив, что мальчик скончался в больнице. Полиция арестовала директора исправительного центра и четырех преподавателей. Само заведение закрыто до выяснения обстоятельств. Между тем еще в середине января китайские власти намеревались запретить использование электрошока в лечении интернет-зависимых подростков.

А как лечат интернет-зависимость в России? По просьбе «Российской газеты» ситуацию комментирует главный врач Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения Москвы Елена Сокольчик.

Елена Игоревна, в сообщении из Китая сказано, что на теле подростка обнаружены множественные травмы. Как вы думаете, от чего он погиб?

Елена Сокольчик: У меня нет ответа. Я только могу сказать, что от игровой зависимости умереть нельзя, поскольку эта зависимость не химическая. И, значит, передозировки в принципе быть не может. Поэтому допускаю, что там был какой-то эксцесс, в результате которого мальчик погиб.

А лечение электрошоком приемлемо?

Елена Сокольчик: Ни в коем случае! В психиатрии этот метод показан только в исключительных ситуациях. Никакие зависимости электрошоком не лечатся. И специальные лагеря не нужны. Человек болен, его нужно лечить, а не наказывать, не изолировать в закрытом учреждении.

Почему интернет-зависимость становится очень популярной?

Елена Сокольчик: Точнее сказать, распространенной. Причем во всем мире. Почему? Да потому что людям удобнее жить в виртуальной реальности. Она привлекательна: меньше проблем, меньше эмоционального напряжения. Не надо преодолевать какие-то трудности, связанные с нашей реальной жизнью. Поэтому они входят в эту виртуальную реальность. Они там существуют, живут. Могут жить там сутками, даже без пищи.

Даже без пищи?!

Елена Сокольчик: Да. Точно так же как алкоголики, уходя в запой, часто не принимают никакую пищу. Так и интернет-зависимые могут сутки сидеть у компьютера и не есть.

Кто, в каком возрасте чаще всего попадает в такую зависимость?

Елена Сокольчик: В основном молодежь. Но и люди среднего возраста, которые, скажем, не имеют работы, или люди, которые долго работают с Интернетом. И все чаще попадают вовсе юные. Родителям удобно считать, что с его ребенком нет проблем, что ребенок дома, около компьютера. Родители, занятые своими делами, не обращают внимания на то, что в конечном итоге так формируется интернет-зависимость.

Как она проявляется?

Елена Сокольчик: Проявляется тем, что других интересов у ребенка нет. Совершенно никаких! Он сидит дома за компьютером и играет в стрелялки, в какие-то кроссворды, во что-то еще. Общается с себе подобными, тоже играя.

Эта зависимость фатальна? Или от нее можно как-то избавиться?

Елена Сокольчик: Избавиться можно. Для этого надо пройти реабилитационную программу. Нужно, чтобы ребенок понимал: у него есть зависимость. Нужно, чтобы это понимали родители. Чтобы они настраивали ребенка на то, что от такой зависимости необходимо избавиться. А это очень непросто. Не просто объяснить, что реальная жизнь значительно интересней, чем та, которой он занимается с картинками в Интернете, общения с какими-то страшилками, которых никогда в жизни не встретишь.

Как алкоголики, уходя в запой, часто не принимают никакую пищу, так и интернет-зависимые могут сутками сидеть у компьютера и ничего не есть

Вот мама поняла, что ее ребенок зависим. Сам ребенок, может, это и не осознает. Куда маме идти? К кому обращаться?

Елена Сокольчик: В наркологическую службу, которая занимается всеми вариантами зависимости — химическими и нехимическими. Интернет-зависимость и игровая зависимость относятся к вариантам нехимических зависимостей. Нужна интенсивная работа с психологом для того, чтобы ребенок, молодой человек, человек среднего возраста осознал, что у него есть проблема. И чтобы его научили, как с этим бороться, чем заняться в жизни. Ведь люди часто не понимают, что есть масса вещей, которыми можно заниматься, что это значительно интереснее, чем то, чем они занимаются, сидя перед дурацким голубым экраном.

Это так называемая заместительная терапия?

Елена Сокольчик: Это не совсем заместительная терапия. Хотя в обиходе такое определение возможно. В целом, это люди, которых не научили ничем другим заниматься. Другое им не интересно. Им интересно сидеть в Интернете. И все. Да, можно же, например, ходить в горы, заниматься физкультурой, собирательством, можно читать книги…

Тут масса вариантов. Просто нужно понимать, на что настраивать данного ребенка, человека средних лет или совсем молодого. Сами они этого иногда не понимают. Сейчас проводятся генетические исследования, которые позволяют понять, что страдает у данного человека, на что его дальше настраивать.

За такой генетической консультацией часто обращаются?

Елена Сокольчик: Совсем редко, потому что интернет-зависимые таковыми себя не считают.

У нас провести такое генетическое исследование можно?

Елена Сокольчик: Да. У нас в центре хорошая генетическая лаборатория.

В стационаре вашего центра много лежит интернет-зависимых?

Елена Сокольчик: Интернет-зависимые к нам обращаются редко. За консультацией приходят часто. За конкретной помощью — единицы. В настоящее время в стационаре их нет. Нет и участников в реабилитационной программе.

А надо, чтобы были?

Елена Сокольчик: Да, конечно. Это же проблема, которая растет как снежный ком. День ото дня интернет-зависимых все больше.

Такая программа есть?

Елена Сокольчик: Реабилитационная программа для борьбы с зависимостями создана давно. Она хорошо работает на игроманах, на наркоманах, на алкоголиках, даже на больных, которые страдают повышенным аппетитом. В том числе на интернет-зависимых. Потому что это психологические проблемы, которые возникают у человека по разным причинам. С этими психологическими проблемами нужно научить его бороться.

Можно научить?

Елена Сокольчик: Конечно, можно. Но для этого нужно желание самого человека. Его в этом нужно убедить. У нас есть группы созависимых — специально для родителей. Они анонимны. Родители могут прийти и поговорить со специалистами, узнать, что делать в данной ситуации, как убедить родного человека, чтобы он понял, что проблема есть. Полезно даже просто прийти, чтобы поговорить.

Елена Игоревна, подобное только в Москве? В других городах, в регионах такие программы действуют?

Елена Сокольчик: Реабилитационные программы есть и в других регионах. Но думаю, что и там интернет-зависимых немного.

Не осознают размер беды? На ваш взгляд, интернет-зависимость действительно страшна?

Елена Сокольчик: На мой взгляд, уход от реальной действительности страшен всегда.

rg.ru