Искусство разврата послушные жены: Фильм о фильме. «Искусство разврата. Послушные жены» — Телепрограмма. ТВ программа на сегодня. Программы ТВ передач на новостном портале MY.UA — MY.UA
ОТ КАРНАВАЛА К БАЛАГАНУ | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт)
Г. Бюхнер. «Войцек». Алтайский краевой театр
драмы им. В. М. Шукшина.
Режиссер
Владимир Золотарь, художник Олег Головко
Первой работой Владимира Золотаря на большой сцене в качестве главного режиссера Алтайского краевого театра драмы был серьезный фарс Фернана Кроммелинка «Великодушный рогоносец». Спектакль стал тогда большим событием для города: он получился непривычно театральным для нетеатрального, в общем-то, Барнаула. До этого город существовал вяло: от редкой интересной премьеры в драме к редкой интересной премьере в ТЮЗе. Великодушный «Рогоносец» открыл Барнаулу двери на фестивали, Золотарь стал автором многих зрелищных, сложных спектаклей. Каждый из них — отдельное событие, но, кажется, ничто не перебило впечатления от «дебюта» режиссера. «Великодушный рогоносец» — спектакль с трагической судьбой, он давно снят с репертуара, но полноправно существует в памяти и вступает в удивительные взаимоотношения с премьерой прошлого сезона, трагедией Георга Бюхнера «Войцек», одной из последних работ главрежа Алтайской драмы.
Сцена из спектакля «Великодушный рогоносец».
Фото из архива театра
Сцена из спектакля «Великодушный рогоносец».
Фото из архива театра
Н. Макарова (Стелла), Д. Мальцев (Брюно).
«Великодушный рогоносец». Фото из архива театра
Даже пьесы эти в чем-то схожи: в обеих одной из движущих сил является мужская ревность (Войцек убивает жену, разумеется, не из ревности, но об этом позже…). «Рифма» и три главных героя: муж, жена и второй мужчина, который становится в первом случае поводом, во втором — причиной раздора. Сравнение спектаклей напрашивается само собой. Если сделать поправку на разницу в мировоззрении и культуре героев, то параллель Мария — Стелла (обеих героинь играла Наталья Макарова) и Тамбурмажор — Петрюс (Эдуард Тимошенко) станет очевидна. Чем Мария — не доведенная ревнивым свихнувшимся мужем до отчаяния Стелла? А Тамбурмажор — чем не «ухудшенная» копия гордого моряка Петрюса?.
.Толпа «Рогоносца» (а у Золотаря толпа всегда единый персонаж, с которым он работает мастерски, как с общим характером-телом) превратилась из бродячих музыкантов в военный оркестр, из трагикомической, фарсовой в отчаянно трагическую толпу «Войцека». Карнавал с белыми флагами и венецианскими масками обернулся балаганом с саксофонисткой в дурацком парике и смешных очках, с перевирающим слова «на иностранный манер» Хозяином, рассуждающим на философские темы.
А ведь хозяин балагана в каком-то смысле Хозяин всего происходящего. Он появляется на авансцене и напрямую обращается в зал. Его публика — зрители «Войцека», потому что мир, изображенный Золотарем, в какой-то степени балаган и есть: жутковатый, завораживающий, театральный, жестокий… В «Великодушном рогоносце» все тоже было довольно жестоко, но трагизм карнавалу придавала любовь, сумасшедшая любовь, сумасшествие на почве любви.
«Рогоносец» в свое время поразил в том числе и обилием довольно сложных акробатических трюков: бесконечные кувырки, прыжки, поддержки… В основе пластического решения «Войцека», похоже, лежит контактная импровизация, так что невозможно найти границу между работой балетмейстера (Ирина Ткаченко) и инициативой актеров в реальном времени. Это не отдельные номера или трюки, а почти способ существования.
Жанр спектакля «маленькая немецкая трагедия». Такое определение в соотнесении с масштабом трагедии выглядит, как минимум, ироничным, тем более что по природе «Войцек» спектакль эксцентричный, провоцирующий зрителя на мысли о своем месте в этой солдатской «системе». Эта провокация — сознательный шаг творцов спектакля, но у зрителей остается свобода выбора: искать себя среди персонажей или «ужасаться» отстраненно.
Ужасаться есть чему. Действие происходит в особом мире — в мире военных. Здесь даже священник — гарнизонный. Герои существуют в условиях постоянной нищеты, пьянства и разврата, бесконечных унижений и грязи. Монохромное решение пространства в спектакле нарушается дважды: первый раз по глазам ударяет красный подклад балахона странной старухи, которая появляется вдруг, завораживает детей страшной сказкой и исчезает таинственно (метафора смерти?). Второй раз — голубая материя водоворота, в котором, по воле постановщиков, исчезает Войцек в финале спектакля. Вопиюще голубая, спорящая с общей гаммой настолько, что остается предположить, что это цвет не воды, а, если хотите, цветовой символ девы Марии.
И действительно, разрешение всех проблем Войцек находит в смерти. Смерть, естественно, не искупает грехи, не отменяет их, не очищает души героев. Смерть здесь — единственный способ прекратить череду грехов.
Сцена из спектакля «Войцек».
Фото В. Сотникова
Сцена из спектакля «Войцек».
Фото В. Сотникова
А. Хряков (Войцек), Н. Макарова (Мария).
Войцек (Александр Хряков) — герой послушный, кроткий, но подчиняющийся не Богу, а системе. Он, соответственно, не праведник, а исполнительный солдат, поэтому его выбор понятен. Все логично и просто: если бога нет, убить Марию и себя — отличный способ покончить со «злом». Мария не успевает оказать сопротивления Войцеку. В памяти всплывает Стелла, подающая любимому ружье и предлагающая свою жизнь в качестве жертвы как альтернативу той жертве, которой от нее требует Брюно. Она (светлое, духовное существо) предпочитает умереть безгрешной, но не жить в грехе. Мария тоже хотела бы быть такой, но условия жизни не позволяют. Человеческое общество возвело в культ потребности и желания человека, результат — женщина, готовая переступить черту ради того, чтобы порадовать себя золотыми серьгами.
Ушедшие так далеко от морали, люди будто договорились между собой о новых правилах жизни.
Бога здесь нет. Может быть, поэтому в пространстве почти нет вертикалей, их отсутствие — отсутствие связи с Богом, которой люди сами лишают себя. Основные элементы сценографии — гора солдатских шинелей, «кишащая» под ногами героев, и огромное балаганное колесо. Оно спускается сверху и медленно крутится, демонстрируя ангелов вперемежку с животными и какими-то неведомыми существами разного рода… Колесо — деталь балагана, модель Земли, которая, по мнению Капитана, напрасно тратит время, крутясь вокруг своей оси. В «Великодушном рогоносце» тоже было колесо — мельничное, в человеческий рост, в котором, как белка, бегал Брюно. В такт происходящему в его голове он каждым шагом увеличивал скорость вращения, загоняя себя… В «Войцеке» колесо другого масштаба, здесь от отдельного человека уже ничего не зависит.
Времена, наверное, все-таки «всегда одинаковые». Золотарь предлагал «Войцека» к постановке еще шесть лет назад, на художественном совете, который закончился решением ставить Кроммелинка.
Что изменилось за шесть лет? Окружающий мир? Восприятие жизни? Я говорю лишь о совпадениях, которые в театре все равно случайными быть не могут. Замкнутый круг.
Ноябрь 2008 г.
Искусство любви – Италия по-русски
10
Оставить плюсик!
«Секс является способом выражения любви. Секс оправдан, даже необходим, коль скоро он является проводником любви.»
Перед вами энциклопедия сексуальности человека, начиная с детства и до преклонных лет. Она названа энциклопедией любви, потому что подлинный секс — это любовь.
Многие люди довольствуются однообразной действительностью, хотя имеют возможность получать от жизни наслаждение. Одна из важнейших составляющих на пути к этой цели — гармоничная сексуальная жизнь.
Секс — неотъемлемая часть нашего существования и вместе с тем — одно из величайших удовольствий в жизни человека. Это способ получить физическое удовлетворение, источник душевного спокойствия и многих радостей. Он дает тонус, уверенность в себе и заряд жизненных сил.
Интимные отношения обогащают нас эмоционально, помогают расслабиться, забыть о повседневных заботах и воистину являются прекраснейшим и острейшим переживанием, с которым не сравнится больше ни одно из известных человечеству удовольствий.
Можно ли облагородить то, что заложена в нас природой? Можно, если выбрать из мировой культуры интимного общения то, что наиболее привлекательно для каждой пары, и разнообразить свою сексуальную жизнь.
У каждого человека есть неограниченные возможности в получении сексуальных наслаждений. Для этого нужны лишь желание, немного фантазии и подсказка. Подсказку вы найдете в этой книге. Остальное зависит от вас.
Эта энциклопедия — для всех и для каждого, независимо от пола и возраста. Быть может, вы ещё юны или уже находитесь в зрелом возрасте, сексуально неопытны или имели в прошлом немало любовных приключений, одиноки или отчаянно скучаете в моногамном браке, — в любом случае вы найдете здесь немало практических советов. Родители узнают много полезных сведений о развитии либидо детей и преодолении проблем подросткового возраста, юноши и девушки — о том, как строить сексуальные отношения с партнером, взрослые люди — как преодолеть затруднения в достижении сексуальной удовлетворенности, если таковые имеются, супруги со «стажем» — как избавиться от сексуальной скуки и апатии, гурманы смогут добавить пикантную «изюминку» в свое сексуальное меню.
Если вы молоды, то многому научитесь и откроете для себя мир наслаждений, а если вы в зрелом возрасте, то сможете вернуть любовь и былую страсть.
Раздел 1. МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ- Мама, расскажи мне «про это»
- «Скользкая» тема
- Трудный возраст: для подростка или его родителей?
- Три времени либидо
- А что делать родителям?
- Гормональный бунт
- Признаки полового созревания у девочек
- Признаки полового созревания у мальчиков
- Мальчик становится мужчиной
- Тестостерон зовет к победе
- Сексуальность мальчиков
- Сексуальность девочек
- Мальчик девочку любил
- «Взрослые не должны вмешиваться в любовные дела детей»
- «Марь Ванна, я вас люблю!..»
- Напрасные волнения мальчиков
- Комплексы есть у каждого
- Почему развивается комплекс неполноценности
- «Я не такой, как все…»
- «Мне не нравится моя внешность»
- Почему подростки мастурбируют
- Как предотвратить мастурбацию у ребенка
- Получится или не получится?. .
- Любопытство сгубило не только кошку
- И всего-то! (как это бывает самый первый раз)
- Почему девочки расстаются со своей девственностью
- Ранняя половая жизнь
- Первое фиаско и его печальные последствия
- Возраст полноценного секса
- Любовь без секса
- Парочка способов половой разрядки
- Растление и совращение ребенка
- Охотницы до мальчиков
- Повышенный интерес к сексу
- Беспорядочная половая жизнь
- Две крайности неправильного воспитания
- Хороши ли «ежовые рукавицы»?
- Что делать родителям влюбленного подростка?
- Половые гормоны эротизируют психику (с пятнадцати до восемнадцати)
- Чем чаще, тем лучше (с восемнадцати до двадцати)
- Без проблем (с двадцати до тридцати)
- Могу, но не очень хочется (с тридцати до сорока)
- Меняю сорокалетнюю на двух двадцатилетних (от сорока до пятидесяти)
- Тестостерон уже не зовет (после пятидесяти)
- Старый конь борозды не портит (до ста пятидесяти)
- Половые долгожители
- Морским узлом завязал?. . (вынужденное воздержание)
- Надо ли беречь «золотой запас»?
- Чтоб хотелось и моглось
- «Доктор, все ли у меня нормально?»
- Сексологическая норма — понятие относительное
- Целый час удовольствия или боли?
- Кому нужен длительный половой акт?
- Опытный ли вы любовник
- Что могут «сексуальные гиганты»?
- «Скелет в шкафу»
- Робкий мужчина
- Барьер общения
- Платоническая любовь прекрасна и возвышенна, но…
- Отношение мужчины к сексу после секса
- Сексуально неудовлетворенный мужчина
- «Я не имею успеха у женщин»
- Проблемы общения
- «Я не умею ладить с людьми»
- Язык тела
- Как научиться общаться с женщиной
- Как продемонстрировать женщине, что вы ею заинтересованы
- Игры, в которые любят играть женщины
- Учимся ухаживать
- Как понравиться женщине
- Как понравиться женщине (второй этап)
- Как определить, проявляет ли женщина к вам интерес
- Низкая самооценка
- Как справиться со случайными неудачами
- Как повысить самооценку
- Как преодолеть свои недостатки
- Тренинг для повышения уверенности в себе
- ренинг по преодолению скованности
- Тренинг для тех, кто испытывает чувство вины, или стыда, или отвращения к сексу
- Познайте и полюбите себя
- Тренинг для тех, кто полагает, что секс его не интересует
- Как преодолеть страх перед интимными отношениями
- Тренинг для мужчин, сомневающихся в своих половых способностях
- Радость дарить наслаждение
- Как стать хорошим любовником
- Самый лучший любовник
- Как улучшить вашу сексуальную жизнь
- В ожидании любви
- Расцвет
- «Сорок пять — баба ягодка опять»
- Далее — без ограничений
- У женщины нет возраста
- Любви все возрасты покорны
- Любимой женщины не бывает много
- Лучше быть полной и душевной, чем тощей и злющей
- «Волчий» голод и «муки после обжорства»
- «Доктор, а что такое оргазм?»
- Полтора часа блаженства
- Отношение женщины к сексу после секса
- Мифы о женском оргазме
- Клиторный оргазм «реабилитирован»
- «Правильный» или «неправильный» оргазм
- «Почему я не летаю?»
- Такой труднодостижимый и такой уязвимый…
- «Я фригидна…»
- Бывают ли фригидные женщины?
- Равнодушие к сексу
- Отвращение к сексу
- Разочарование первой ночи
- Сексуально неудовлетворенная женщина
- Эротически неразбуженная женщина
- «Я его не люблю»
- «Иногда просто лень»
- Тени прошлого
- Не все «Золушки» находят своего принца
- «Все девчата парами, только я одна»
- Наверстываем упущенное
- Если секс вам неинтересен
- Если вы одиноки
- Низкая самооценка
- У женщин свой «скелет в шкафу»
- Чувство собственного достоинства
- Ревизия прошлого
- Как относиться к собственным недостаткам
- Как повысить самооценку
- Как бороться с недоброжелателями
- «Игра в «перетягивание каната»
- Как достичь равноправных отношений
- Как научиться добиваться своего
- Как привлечь внимание мужчины
- Желание нравиться
- Мы выбираем, нас выбирают
- Учимся кокетничать
- Игра взглядами
- Шире бредень
- Самый беспроигрышный путь к сердцу мужчины
- Это он!
- Если ли у нас секс?
- Основное различие между мужчиной и женщиной
- Эти непонятные женщины…
- Эти непонятные мужчины…
- Мужчины и женщины разные
- «У меня нет настроения заниматься сексом»
- «У неё никогда нет настроения»
- Что влияет на женский оргазм
- В погоне за оргазмом
- Оргазм не самоцель
- Сексуальное несоответствие
- «Сексуальный аппетит»
- Половая конституция
- Компромисс в постели
- «Сексуальный марафон»
- «Размерами не совпадаем»
- Сексуальные суеверия
- Сексуальные предрассудки
- Сексуальная эрудиция
- Что мешает нам быть сексуально раскованными?..
- Диапазон приемлемости
- Сексуальная скованность
- Комплексы, связанные с сексом
- Сексуальное поведение мужчин и женщин
- Сексуальность и сексапильность женщины
- Сексапильность мужчины
- Что привлекает мужчин в женщинах
- Духовная сторона секса — любовь
- Удовлетворены ли вы друг другом сексуально
- Тело — чуткий инструмент для опытного музыканта
- «Поговори со мною, милый…»
- Мечты, фантазии и реальность
- Почему женщины притворяются в постели?
- Объективные признаки женского оргазма
- Какие признаки оргазма можно симулировать
- Как решить проблему оптимально
- Можно ли разбудить «спящую красавицу»?
- Как разнообразить интимную жизнь
- Постельный этикет
- Любовь или сексуальное влечение?
- Психоэротическая настроенность
- «Любимой — сто комплиментов в день!»
- Сыграем эротическую увертюру на теле партнера
- Любовные игры
- Мужчины тоже любят ласки
- Принципы интимного общения — нежность, терпение и взаимопонимание
- Главное в сексе — это ласки
- Для чего нужна прелюдия
- Клиторные ласки
- Техника куннилингуса
- Точка Джи и другие эрогенные зоны
- Техника феллации
- Что не нравится мужчинам во время феллации
- Как дать наслаждение женщине
- Самая «скучная» позиция полового акта
- «Нескучные» позиции
- Как стать половым гигантом
- Постигра
- Дао любви
- Тантрический секс
- Пролонгированный половой акт
- «Давай попробуем по-другому»
- Играйте в эротические игры
- «Сладкое рабство»
- Секс в неожиданных местах
- Сексуальные игрушки
результатов поиска для жены проходит медосмотр
результатов поиска для жена проходит медосмотрПринудительное медицинское ENF, видео CMNF – унизительное публичное обнаженное обследование студенток жена Принудительное раздевание, нащупывание и видео мастурбации — жена оплачивает долг мужа гангстерам, часть 4 Принудительное медицинское видео ENF — унизительное публичное обнаженное обследование студенток Злоумышленник в маске изнасиловал жену на глазах у мужа жена заставила мужа с незнакомцем Настоящая жена-любительница неохотно раздевается перед друзьями мужа Потерянная жена танцует обнаженной перед друзьями мужа Жену раздели на званом ужине экзамен Фотосессия японской жены, пока муж смотрит жена раздевается для друзей японская жена Физический осмотр голых школьниц Пьяная жена трахается с друзьями мужа специальная экспертиза ЯПОНСКАЯ ЖЕНА ТРАХНУЛАСЬ НА ПЕРЕД БЕЗОПАСНЫМ МУЖЕМ Жена ласкается перед мужем Японскую жену заставили заплатить мужу долг по принуждению к сексу девушку заставили раздеться медицинский осмотр ENF, CMNF, OON, видео кандаулезизма — униженный муж вынужден раздеть свою прекрасную жену, а затем обыскать ее полость перед офицерами пограничного контроля Жена раздевается на сцене медицинский осмотр послушная жена разделась от друзей мужа жена заставила Жену заставили раздеться перед друзьями мужа жена в образе обнаженной модели и муж наблюдают Физический осмотр обнаженных китайских школьниц Жену изнасиловали под дулом пистолета, мужа заставили смотреть Японская жена погасила семейный долг, неохотно позируя обнаженной на уроке искусства Жену насильно раздели банда злоумышленников в масках Кандаулизм, медицинский ENF, видео CMNF — пара, сопротивляющаяся полному осмотру тела японская жена принимает обнаженную модель, возбудилась во время фотосессии жену обманули на фотосессии муж заставляет жену делать стриптиз в баре Жена смеет жена полосы Муж перед женой заставили в фильмах босса х Жена-эксгибиционистка светит на публике голая жена Японская жена платит долг мужу жена удивляет мужа голым идет не так женский медицинский осмотр Любительская покорная жена нащупала униженную обнаженную глорихол Жена-эксгибиционистка на пляже Обнаженная модель для экзамена студентов-медиков унижение жены Банда заставила жену раздеться японская жена обнаженная жена
Наиболее релевантные
- Последний
- Наиболее просматриваемые
- Самые популярные
- Самый длинный
- Самые комментируемые
- Самые любимые
Пример SEO-текста для показа на странице поиска медицинского осмотра жены. Здесь вы можете использовать тегов HTML . Здесь вы можете показать случайные прикольные слова.
Конфликт между эстетизмом и моралью в «Портрете Дориана Грея» Оскара Уайльда
Патрик Дагган
Скачать эту статью
Оскар Уайльд предваряет свой роман «Портрет Дориана Грея», размышлениями об искусстве, художнике и полезности того и другого. После тщательного изучения он заключает: «Все искусство совершенно бесполезно» (Уайльд 4). В этом одном предложении Уайльд заключает в себе все принципы эстетического движения, популярного в викторианской Англии. То есть настоящее искусство не принимает и не должно участвовать в формировании социальной или моральной идентичности общества. Искусство должно быть красивым и доставлять удовольствие наблюдателю, но было бы ошибкой подразумевать дальнейшее влияние. Взрыв эстетической философии в 9 в.0033 fin-de-siècle Английское общество, примером которого является Оскар Уайльд, не ограничивалось, однако, только искусством. Скорее, сторонники этой философии распространили ее на саму жизнь. Здесь эстетизм отстаивал любое поведение, которое могло максимизировать красоту и счастье в жизни, в традициях гедонизма. Для эстета идеальная жизнь подражает искусству; он прекрасен, но совершенно бесполезен по сравнению с его красотой, связанной только с индивидуумом, живущим в нем. Влияние на других, если и существует, то в лучшем случае незначительно. Многие прочитали Изображение Дориана Грея в качестве романного спонсора именно такого эстетического образа жизни. Однако эта история взлета и падения Дориана Грея могла бы вместо этого представлять собой аллегорию о морали, предназначенную для критики, а не для поддержки подчинения своим импульсам так же бездумно и послушно, как диктует эстетизм.
В романе лорд Генри Уоттон возвещает эстетическую философию с изяществом и бравадой, которые убеждают Дориана доверять принципам, которые он поддерживает; читатель часто так же очарован. Однако было бы ошибкой интерпретировать роман как явную рекомендацию эстетизма. Для эстета нет различия между нравственными и безнравственными поступками, а только между теми, которые увеличивают или уменьшают его счастье; еще, Дориан Грей опровергает эту идею, приводя веские доводы в пользу присущей чисто эстетической жизни безнравственности. Дориан Грей олицетворяет эстетический образ жизни в действии, с неистовой погоней за личным удовлетворением. Тем не менее, хотя он наслаждается этими удовольствиями, его поведение в конечном итоге убивает его и других, и он умирает несчастнее, чем когда-либо. Таким образом, Дориан Грей — это не защитник чистого эстетизма, а поучительная история, в которой Уайльд иллюстрирует опасности эстетической философии, когда она не практикуется с осторожностью. Эстетизм, утверждает Уайльд, слишком часто присоединяется к безнравственности, что приводит к ненадежной философии, которую необходимо практиковать сознательно.
Дориан Грей часто читается как открытое провозглашение ценности жизни в соответствии с эстетическими ценностями. Отчасти это связано с расцветом Эстетического движения викторианской Англии во время публикации романа, а также с ассоциацией Оскара Уайльда с самим движением (Becker 660). Эстетическое движение, которое совпало с промышленной революцией в конце девятнадцатого века, подчеркивало художественный аспект работы человека по производству разнообразных товаров, от мебели до машин и литературы (Becker 660). Однако Оскар Уайльд предположил, что принципы эстетического движения выходят за рамки производства простых товаров. В биографии Джозефа Пирса, Разоблачение Оскара Уайльда , Пирс вспоминает собственную точку зрения Уайльда на народное движение. Говоря об эстетизме, цитируют Уайльда:
.Это действительно должно стать частью жизни людей. . . Я имею в виду человека, который работает руками; и не только руками, но головой и сердцем. Зло, которое творит машина, заключается не только в следствии ее работы, но и в том, что она сама превращает людей в машины. А мы желаем им быть артистами, то есть мужчинами. (цит. по Пирсу 144)
В своем изложении эстетизма Уайльд применяет философию в более универсальном смысле, подчеркивая положительное влияние эстетизма на жизнь человека, помимо простого мастерства. Точно так же, как машины, которые производят материалы в массовом порядке с участием человеческой мысли, названы «злыми», Уайльд осуждает людей, которые действуют как метафорические машины, запрограммированные вести себя в соответствии с общественными представлениями о приличиях, а не позволять себе действовать свободно и достигать поставленных целей. наибольшее количество счастья. Красноречивая пропаганда эстетического образа жизни Уайльдом параллельна его изображению лорда Генри в Дориан Грей . Лорд Генри поучал впечатлительного Дориана: «Мы наказаны за наши отказы. Каждый импульс, который мы пытаемся задушить, рождается в уме и отравляет нас. . . . Сопротивляйтесь ему, и ваша душа заболеет тоской по тому, что она запретила себе» (Уайльд 9). Уайльд через лорда Генри сетует на удушающую природу своего современного викторианского общества и на то, как предполагаемая мораль, которой оно может похвастаться, требует самоотречения и отказа от самых красивых сторон жизни. Лорд Генри предупреждает, что без восторженного принятия эстетизма человек будет постоянно мучиться желанием именно того, в чем он должен отказывать себе, и все ради приличия. Эта философия, которой придерживались Уайльд и лорд Генри, часто приводит, что неудивительно, к заключению, что Дориан Грей — это декларация Уайльда, призывающая к безоговорочному принятию чисто эстетической жизни. Однако это слишком поверхностная интерпретация.
Противники чисто эстетического образа жизни обязательно приведут то, что они считают неизбежным: чьи-то желания и импульсы, хотя и приводят к более приятной жизни, временами будут бесспорно аморальными. Именно в это время достоинства чисто эстетической жизни становятся сомнительными. Гибель Дориана Грея, воплощения безудержного эстетизма, иллюстрирует безнравственность такого образа жизни и сурово демонстрирует его последствия. Уайльд использует Дориан Грей не как реклама эстетизма, а, скорее, он использует жизнь Дориана, чтобы предостеречь от враждебности эстетизма к морали, когда он не контролируется. Сам Уайльд признает в письме в St. James’s Gazette, , что Дориан Грей «это история с моралью. А мораль такова: всякое излишество, как и всякое отречение, влечет за собой наказание» (Уайльд, 248). Эстетизм хорошо осуждает отказ от желаний, но чрезмерное подчинение этим желаниям опасно для подрыва. Поэтому в практике эстетизма Уайльда предусмотрительность и сдержанность являются необходимостью, но слишком часто недостатком, а без них обречен на ту же судьбу, что и Дориан Грей.
Характер Дориана Грея и история его глубокого вырождения представляют собой тематическое исследование жизнеспособности чисто эстетической жизни. Дориан живет в соответствии с тем, что лорд Генри исповедует без колебаний, и то, что лорд Генри внушает Дориану посредством убедительной риторики, является отношением, безразличным к последствиям и совершенно аморальным. Как пишет Уайльд, новообретенная позиция Дориана состоит в том, чтобы «никогда не принимать никакой теории или системы, которые требовали бы принесения в жертву какого-либо вида страстного опыта. Его цель действительно заключалась в том, чтобы быть самим опытом, а не плодами опыта, какими бы сладкими или горькими они ни были» (Уайльд, 125). Под наставничеством лорда Генри Дориан, когда-то воплощение наивной юности, ведет себя, не обращая внимания на последствия своих действий, усердно преследуя сиюминутное удовлетворение, не задумываясь о его последствиях, «сладких они или горьких».
Отношения Дориана с актрисой Сибил Вейн ясно иллюстрируют это заметное изменение личности. Дориан преследует Сибиллу с первого взгляда, намереваясь заполучить ее еще до того, как попытается узнать ее по-настоящему. В самом деле, любовь Дориана к Сивилле откровенно поверхностна, о чем свидетельствует собственное описание Дорианом своего увлечения Сивиллой: «Я любил тебя за то, что ты была чудесна, за то, что ты обладал гением и интеллектом, за то, что ты осуществил мечты великих поэтов и дал форму и субстанции теням искусства» (Уайльд 101). Дориана привлекает не характер Сивиллы, а ее актерский талант и увлекательная игра; вот что очаровывает эстетически настроенного Дориана. Когда Сивилла уходит со сцены, она больше не служит цели эстетической жизни Дориана, и, таким образом, Дориан бесцеремонно бросает ее. Дориан не жалеет, что сообщил Сибил, что «без своего искусства ты ничто» (Уайльд 101). Трагедия более позднего самоубийства Сибиллы, вызванная полным отчаянием из-за ее дезертирства, ускользает от внимания Дориана, который вместо этого наслаждается драматической интригой события. Для Дориана, чей безудержный эстетизм отвергает понятие морали, безнравственность его поступков остается непризнанной. На самом деле, Дориан взволнованно заявляет: «Мне кажется, это просто чудесный финал замечательной пьесы. В ней есть вся ужасная красота греческой трагедии, трагедии, в которой я принял большое участие, но которая меня не ранила» (Уайльд 114). Здесь в жизни Дориана всплывают неблагоприятные последствия эстетизма. В погоне за собственными удовольствиями проявляется отчетливо нарциссическая установка, и все более очевидной становится несовместимость морали и безусловного эстетизма.
Появление нарциссизма у Дориана и его корреляция с его недавно принятой эстетической философией является неотъемлемой частью романа Уайльда, поскольку оно подчеркивает частую враждебность между эстетизмом и моралью, против которой Уайльд предостерегает. Дориан Грей разоблачает аморальность эгоизма, поскольку портрет Дориана становится все более обезображенным с каждым эгоистичным поступком Дориана. Таким образом, эта эгоцентричность представляется неизбежным следствием эстетизма. Только более осознанная практика эстетизма может обуздать этот эгоизм и избежать аморальности, которую олицетворяет Дориан. Интересно, что в своем эссе «Приходите посмотреть обо мне: Чары двойника в Изображение Дориана Грея », Кристофер Крафт признает отражение греческого мифа о Нарциссе в жизни Дориана Грея. Согласно мифологии, Нарцисс, мельком увидев свое отражение в луже, приходит в такой восторг от него, что стоит и бесконечно любуются им, не шевелясь всю оставшуюся жизнь. Как отмечает Крафт, это погружение в себя «является обязательством, которое, как и у Дориана, полностью завершается до самой смерти» (Craft 113). Нарцисс становится настолько увлечен самим собой, что остальной мир фактически перестает существовать или влиять на него, и, как утверждает Крафт, «именно в этот безмолвный бред невольно вступает Дориан», когда он позволяет эстетической философии лорда Генри так доминировать над ним (Крафт). 113). Дориан наслаждается жизнью вечной молодости, и только его портрет стареет параллельно с безнравственностью Дориана; так что, погружаясь в глубины нарциссизма, Дориан сохраняет свою внешнюю красоту, а его портрет вместо этого вырождается. В конце концов, как и в мифе о Нарциссе, такой эгоизм имеет свои последствия. Когда Дориан, испытывающий отвращение к дряхлому изображению якобы «настоящего» себя, в порыве гнева уничтожает его, Дориан тоже уничтожается. Уайльд пишет, что после смерти Дориана «только осмотрев кольца, они узнали, кто это был» (Уайльд 220). В конце концов, как свидетельство чисто эстетической жизни, единственное наследие, которое Дориан оставляет после себя — все, что идентифицирует его как того, кем он был, — это его поверхностные украшения.
Таким образом, Уайльд приводит довод в пользу нового эстетизма, к которому подходят с большей жесткостью, чем к тому, что использует Дориан. Этот аргумент основан не только на моральном долге отдельного человека, но и на улучшении всего общества. Мэтью Арнольд в своем эссе «Культура и анархия» приводит аргументы против идеала эстетизма лорда Генри и его безусловного применения. Арнольд сосредотачивается на его пагубном влиянии на общество и возможности улучшения общества, когда эстетические тенденции должным образом контролируются. Таким образом, между Уайльдом и Арнольдом существует согласие; Роман Уайльда представляет собой неудачный пример чисто эстетической жизни, и при масштабировании на более широкое общество по понятным причинам ожидается аналогичный результат. Как Арнольд рассматривает современное ему общество, оно устроено иерархически, разделяя аристократов, средний класс и рабочий класс, все из которых, сетует Арнольд, склонны жить гедонистически, преследуя удовольствия и только то, что удобно и легко. Дориан Грей воплощает как раз свой недостаток в обществе Арнольда. Однако Арнольд утверждает, что «некоторые натуры рождаются с любопытством к себе и склонностью видеть вещи такими, какие они есть… . . для того, чтобы просто иметь дело с разумом и волей Бога и делать все возможное, чтобы они восторжествовали, — одним словом, для стремления к совершенству» (Арнольд 277). Арнольд с оптимизмом смотрит на то, что некоторые могут стремиться к тому, что приносит непосредственное удовольствие, и действовать, чтобы совершенствовать себя как морально, так и интеллектуально. Однако это стремление к совершенству, вероятно, является трудной и неудобной задачей и поэтому несовместимо с чистым эстетизмом. Определенные уступки должны быть сделаны для абсолютного эстета, тогда для такой трансцендентности имеет место быть.
Дориан Грей на протяжении большей части романа Уайльда не воплощает идеал Арнольда, поскольку в своей гедонистической жизни его видели «выползающим на рассвете из ужасных домов и переодетым крадущимся в самые грязные притоны Лондона», несмотря на то, что когда-то он был слишком благороден для такой разврат (Уайльд 118). Дориан демонстрирует регресс социального интеллекта с самого начала, а не трансцендентность, на которую надеялся Арнольд. Дориан не проявляет такого стремления к интеллектуальному совершенству, поскольку он медленно развращается и, в свою очередь, развращает других, заманивая их с собой в трущобы и опиумные притоны Лондона. Арнольд называет тех, кто способен выйти за пределы социальных классов в обществе, «инопланетянами», намекая на их редкость вплоть до чужеродности и на их почти мифическое качество (277). Однако само существование этих инопланетян вселяет надежду на то, что крайние гедонисты общества смогут научиться использовать свои пагубные наклонности и тем самым улучшить интеллектуальное и моральное состояние человечества.
Уайльд тоже признает эту способность контролировать гедонистические искушения, связанные с эстетизмом, о чем свидетельствуют последние этапы жизни Дориана. Мицухару Мацуока в своем эссе «Эстетизм и социальная тревожность в году. Изображение Дориана Грея » отмечает, что по мере приближения смерти Дориана «Дориан в конечном итоге реагирует против своего образа жизни, задыхаясь от своего нового гедонизма», и в этот момент «большой чувство обреченности нависло над Дорианом» (Мацуока 78). Действительно, Дориан, кажется, осознает последствия своего необузданного эстетизма; однако он зашел слишком далеко, чтобы его можно было спасти. Дориан открывает свое прозрение лорду Генри: «Душа — ужасная реальность. Его можно купить, продать и обменять. Его можно отравить или сделать совершенным. В каждом из нас есть душа. Я знаю это» (Уайльд 211). К несчастью для Дориана, это осознание приходит слишком поздно, чтобы спасти его душу от деградации, вскормленной чисто эстетической жизнью, и он погибает. Само осознание, однако, указывает на аргументацию Уайльда, пронизывающую все Дориан Грей . Несмотря на то, что Уайльд публично защищал принципы эстетизма, кончина Дориана иллюстрирует признание Уайльдом того, что эстетизм необходимо должным образом контролировать. Хотя стремление к красоте и счастью в жизни всегда было идеалом Уайльда, он также подразумевает, что последствия своих действий должны быть продуманы, а влияние своих решений, выходящее за рамки самого себя, также должно быть тщательно рассмотрено, прежде чем действовать по какому-либо импульсу.
Эстетическое движение в fin-de-siècle Англия в интерпретации Оскара Уайльда вращалась вокруг идеала, согласно которому полезность действий должна заключаться в создании максимального количества красоты и удовольствия в жизни, и ничего более. На первый взгляд кажется, что Дориана Грея Уайльда недвусмысленно продвигает эту философию. Действительно, образ жизни, основанный на этом эстетизме, поддерживается во вступительном предисловии Уайльда, а также во всех профессорских лекциях лорда Генри. Однако при ближайшем рассмотрении роман Уайльда не настолько всецело охватывает эстетизм, как это следует из этого. Уайльд осознал и изобразил в жизни Дориана Грея необходимость более контролируемого и обдуманного подхода к эстетизму, без которого мораль неизбежно будет неуловима. Принятие безудержного эстетизма, продемонстрированное Дорианом, приводит к отсутствию угрызений совести, эгоцентризму и интеллектуальной регрессии. Ради сохранения нравственности, понятия, несовместимого с чистым эстетизмом, от эстета требуется больше обдумывания при принятии решения о поступке.