Исследования личности р кеттелла: Психологические материалы — Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187). Стимульный материал.

Содержание

Проблема изучения конфликта в социальной психологии


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

Леонов Н. И.

Л4 Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. — СПб.:

Питер, 2005. — 240 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

Глава 1 Проблема изучения конфликта в социальной психологии

    1. Специфика социально-психологического подхода в изучении конфликтов

Одной из актуальных задач конфликтологии является поиск подходов для научного анализа конфликтов. Трудности этого этапа обусловлены, на наш взгляд, двумя причинами. С одной стороны, в отечественной психологии наблюдается этап методологического кризиса, когда становится традиционной необязательность материалистических представлений о происхождении, функционировании и развитии психики. Это в свою очередь ведет к подмене объективного субъективным как в выборе методов исследования, так и в толковании результатов.

С другой стороны, это объясняется рядом особенностей такого социального явления, как конфликт.

Во-первых, конфликты относятся к числу социальных явлений, границы которых расплывчаты и четко не просматриваются. Во-вторых, любой конфликт имеет множество сторон, аспектов, что требует комплексного подхода к его изучению. В-третьих, при анализе конфликтных ситуаций практически неустранимы идеологические и ценностные ориентации или даже предвзятость исследователя, обусловленная его научными интересами.

На современном уровне развития теоретических представлений о природе, содержании и путях разрешения конфликтов необходимо провести теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований. Систематизация в этом направлении представляется актуальной, так как разночтение о природе конфликтов становится фактором „торможения исследований; она будет способствовать целенаправленному поиску эффективных путей разрешения сложных ситуаций в различных видах деятельности. Это необходимо также потому, что развитие цивилизации сопровождается возникновением и развитием самых разнообразных конфликтов, причудливо сочетающихся в различных комбинациях.

Стало очевидным, что конфликты, являясь составной частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как индивидуального, так и социального характера; разные по масштабу, причинам, структуре, длительности и «стоимости» они требуют единой методологии как в исследованиях, так и в практическом их регулировании.

Проблема понимания конфликта как социального явления и определение его роли в социогенезе, определение детерминант конфликтного поведения — приоритетные в настоящее время направления конфликтологии.

Конфликту принадлежит особое место в ряду социальных явлений, который имеет свое содержание, структуру. Возникает необходимость создания понятийного аппарата для описания этого явления. Универсальная понятийная схема описания конфликтов, предложенная А. Я. Анцуповым, включает одиннадцать понятийно-категориальных групп:

1) сущность конфликтов;

2) их классификацию; 3)структуру;

4) функции;

5) генезис;

6) эволюцию;

7) динамику;

8) системно-информационное описание конфликтов;

9) предупреждение;

10) завершение;

11) исследование и диагностику конфликтов.

Рассматривая сущность конфликтов, автор анализирует их через понятие противоречия. Под социальным конфликтом он понимает наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.

Таким образом, рассматривая конфликт как сложное динамическое явление, необходимо отметить, что он имеет свои определенные границы. На сегодняшний день можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный.

Пространственные границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт и представлен в сознании человека в его семантическом пространстве.

Временные границы — это продолжительность конфликта, его начало и конец, которые также могут быть представлены субъективным переживанием ситуации конфликта.

Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с четким выделением субъектов конфликта из всего круга его участников. Внутрисистемные пределы сложны и многообразны, так как границы конфликта в системе зависят от того, сколь широкий круг участников будет в него вовлечен.

Следуя логике системного подхода, целесообразно использовать модель конфликта: «переменные — пространство — время». Данная модель позволяет учитывать такие дихотомические показатели социальных явлений, как «устойчивое — изменчивое», «статическое — динамическое», «одномерное — многомерное». Опираясь на данный подход, мы определяем конфликт в исследовании как форму проявления противоречия, неразрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, возникающего в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или неосознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие данного противоречия.

Это определение позволяет перевести проблему конфликта на операциональный уровень ее изучения.

Одним из центральных вопросов, требующих своего разрешения в исследовании конфликтов, является вопрос о причинах и факторах, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций и их перерастание в конфликт. Сложность изучения данного явления заключается в том, что исследователь не может проследить весь процесс возникновения и развития конфликтной ситуации. Среди исследователей существуют противоречия, связанные с тем, насколько устойчивыми, стабильными или же, наоборот, зависимыми от конкретных ситуаций взаимодействия рассматриваются детерминанты конфликта. Тех, кто связывает конфликтность с образованиями, стабильными во времени (диспозициями, конфликтными чертами личности, установками), условно относят к

исследователям диспозиционного подхода. Тех, кто склонен рассматривать конфликтное поведение личности

как результат исключительного влияния ситуационных факторов, как не зависящее от «внутреннего» ментально-мотивационного, смыслового плана, относят к представителям ситуационного подхода [42].

В основе диспозиционного подхода лежат два утверждения, источником которых является повседневный социальный опыт. Согласно первому, в большинстве социальных ситуаций поведение разных людей различно. Второе гласит, что поведение конкретного человека в различных ситуациях можно предсказать достаточно точно. Эти утверждения способствовали появлению различных объяснительных моделей конфликтного поведения.

Для удобства анализа предмета изучения исследователи часто разделяют «внешний» и «внутренний» планы конфликтности. В первом случае речь идет о конфликтном поведении личности в конкретной ситуации межличностного взаимодействия. Истоки исследований такого плана можно найти в рамках бихевиоризма (Дж. Тибо, X. Хелли). Во втором случае отмечается противоречивость внутриличностных интенций (мотивов, личностных смыслов, ценностей), изучение которых велось в русле психоаналитического направления (3. Фрейд, К, Хорни, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм).

Эксперименты по изучению конфликтного поведения впервые были предприняты Н. Миллером в 1944 г. Он же и разработал модель «стремления — избегания», главные идеи которой были заложены еще в трудах К. Левина (1935).

В зарубежной психологии поиски индивидуально психологических детерминант конфликтного поведения обусловлены тем, к какому теоретическому направлению в психологии принадлежит автор: транс-актный анализ (Э. Берн), теория структурного баланса (Ф. Хайдер), ролевые теории (L. Janis, В. Т. King) и др.

Анализируя психологическую литературу, где рассматриваются субъективные детерминанты возникновения конфликта, мы считаем целесообразным выделить ряд следующих положений.

Важным в настоящее время в понимании социально-психологического конфликта является положение об объективно-субъективном характере возникновения социальных явлений (А. И. Донцов, Л. А. Петровская, Т. А. Полозова, А. А. Ершов и др.).

Основными детерминантами межличностных конфликтов является социальная сфера, в которой взаимодействуют участники конфликта и их индивидуально-психологические особенности (А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, С. И. Ерина и др.).

В качестве субъективной детерминанты разные авторы называют различные аспекты личности: аттитюд (S. Maslah, M. В. Smith, R. W. White), мотивы (М. Г. Гомелаури, В. А. Сысенко), психические состояния (И. Ф. Левитов, А. А. Ершов, Э. И. Киршбаум).

Данный подход интересен тем, что разработаны оригинальные планы исследований, разнообразные игры «с переговорами», сочетающиеся с предварительным отбором испытуемых с определенными моти-вационными констелляциями.

С целью прогноза поведения человека в широком диапазоне ситуаций исследователи пытались выявить круг наиболее универсальных черт личности и создать на этой основе наилучшую модель с точки зрения компактности и воспроизводимости в различных ситуациях. Из множества подходов к этому вопросу большинство авторов выделяет три наиболее популярные теории: кэттелловская теория «16 PF», «Пятерка Нормана» и система «PEN»

Г. Айзенка.

Оригинальная модель, названная авторами «Рекапитуляция», была предложена Е. Ван де Влиертом и М. Ейвема в попытке выделить ключевые личностные черты, «управляющие» конфликтным поведением. Обозначая проблему и обобщая различные подходы, они анализируют исследования, в которых дается описание по крайней мере 44 моделей реакций на конфликт и описание 169 поведенческих тактик, что без введения надлежащей систематизации затрудняет проведение самих исследований и взаимопонимание между учеными.

Ситуационный подход акцентирует внимание на анализе отдельных стратегий, прямо не связанных с личностью. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и в большей степени акцентировать внимание на адекватности и эффективности той или иной тактики и стратегии. Данный подход в исследовании конфликтов был реализован прежде всего в бихевиористской традиции, сделавшей акценты на внешние детерминанты их возникновения. Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры.

В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию. Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М. Дойч, который определяет конфликт как следствие объективного столкновения интересов противоположных сторон.

Менее стабильные образования идентифицируют с такими понятиями, как стратегии поведения в конфликте или стили поведения, реализующиеся через тактики и др. (В. Buuk, D. Schaap, M. Prevoo, 1990; P. Esser, S. Walker, F. Kurtzweil, 1991).

Общепринятыми считаются стратегии, обозначаемые как конфронтация, переговоры, компромисс, уход (М. Deutsch, 1973 и др.) или соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление (W.Thomas, 1976 и др.). Также добавляются проблемно-ориентированная стратегия или переговоры (М. Kolb, Т. Putnam, 1992; J. Pruitt, S. Rubin, 1968), стратегия привлечения третьей стороны, тоже понимаемая как способ ведения переговоров (thirdparty strategies), или стратегия посредничества. Различные ее модели в последнее время очень популярны (J. Rubin, L. Kressel, E. Frontera, Z. Butler, S. Fish, 1994).

Исследования, отнесенные ко второму подходу, представляют большую ценность тем, что, благодаря конкретному описанию чрезвычайно богатого арсенала поведенческих компонентов и конкретных ситуаций, дают богатейший материал для создания эмпирических индикаторов исследования и коррекции социального поведения (Н. В. Гришина, М. М. Кашапов, Б. И. Хасан).

Таким образом, необходимо отметить, что дискуссия о роли ситуативных и субъективных (диспозиционных) факторов в детерминации поведения субъекта в конфликте сохраняет свою актуальность. А. А. Реан предлагает исходить из принципа дополнительности действия ситуативных (обеспечивающих вариативность) и трансситуативных (обеспечивающих постоянство поведения) факторов, утверждая, что в большинстве случаев детерминирующими факторами являются личностные факторы, тогда как ситуативные играют роль модулятора (определяя вариативность проявления личностных факторов). В некоторых, гораздо более редких, на его взгляд, случаях иерархия факторов может меняться (А. А. Реан, 1999).

«Синтетическая позиция, соединившая в общей формуле ситуационные и личностные детерминанты поведения, однако, не имеет должной конкретизации, призванной помочь ответить на практические вопросы о реальной обусловленности поведения человека в тех или иных ситуациях», — отмечает Н. В. Гришина.

В объяснении социального поведения доминирует подход, сторонники которого стремятся понять закономерности такого поведения в терминах взаимодействия, реципрокного влияния, вклада и ситуационных, и диспозиционных детерминант (Е. Duval, P. Wickland, 1972,1973;

Эта комплексная модель реципрокного влияния, взаимодействующих вкладов ситуационных и диспозиционных детерминант социального поведения предполагает постоянное взаимовлияние между внутренними состояниями и характеристиками участников конфликта и их внешним конфликтом. Таким образом, причинная связь действует в обоих направлениях между внутренними характеристиками и внешним конфликтом скорее, чем просто от внутренних характеристик к природе конфликтного процесса. Именно поэтому участники продолжительного конфликтного процесса, кооперативного или конкурентного, часто имеют тенденцию в некоторых отношениях становиться зеркальными образами друг друга (R. Вrоnfenbrenner, 1961). Внутренние потребности участников конфликта могут порождать конфликтные отношения, которые, в свою очередь, могут генерировать потребности сторон, и в дальнейшем сохранять конфликт.


Вопросы для обсуждения


1. Чем обусловлены трудности изучения конфликтов на современном этапе?

2. В чем сущность конфликта как социально-психологического явления?

3. Какие объяснительные модели конфликтного поведения разрабатываются в конфликтологии?

Литература

1. АнцуповА. Я., Прошанов С. Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. — М., 1997.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

3. Леонов Н. И. Конфликтология: Учебное пособие. — М., 2002.

4. Конфликтология. Хрестоматия / Сост. Н. И. Леонов. — М., 2003.

5. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. — СПб., 2003.

    1. Каталог: book -> conflictology
      book -> —
      book -> Учебное пособие может быть использовано студентами, аспирантами, изучающими психологические, социальные, педагогические науки, а также педагогами, психологами, социальными работниками. Л. М. Шипицына, 2007 Издательство
      book -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
      book -> Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы Т. О. Гордеева
      book -> Книги и статьи о педагогике, психологии. Труды известных педагогов. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения
      book -> Сборник материалов III международной научно-практической конференции Екатеринбург 2011 ббк 448-951. 663. 1
      book -> Церебральный
      book -> Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии. — М.: Гуманит изд центр владос, 1997. — 304 с
      conflictology -> Экзаменационные билеты по дисциплине «Конфликтология»


      Скачать 6,92 Mb.


      Поделитесь с Вашими друзьями:

2.2 Методика исследования. Изучение особенностей личности с помощью 16–ти факторного личностного опросника Кеттелла

Изучение особенностей личности с помощью 16–ти факторного личностного опросника Кеттелла

курсовая работа

В процессе исследования использовалась методика 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла.

Рассмотрим диагностический инструментарий более подробно.

16-факторный личностный опросник — психодиагностическая методика, разработанная институтом под руководством Рэймонда Кеттела. Это одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. В рамках данного подхода наиболее распространенной является «теория личностных черт», согласно которой личность описывается как совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов (основных первичных свойств личности), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. На основании этой теории и построен данный тест. В ходе тестирования личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

В 1936 году Гордон Олпорт и Х.С. Одберт выдвинули следующую гипотезу: Наиболее выдающиеся и социально значимые индивидуальные различия для жизни людей в данном обществе рано или поздно становятся закодированными в языке данного народа; чем более важным является такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено отдельным словом. Это утверждение получило известность как Лексическая Гипотеза и является зеркальной по отношению к известной гипотезе Сепира-Уорфа.

Олпорт и Одберт проработали два наиболее всеобъемлющих словаря английского языка, доступных в то время, и выписали оттуда 18000 слов, описывающих личность. Из этого гигантского списка они выделили 4500 описывающих личность прилагательных, которые рассматривали, как наблюдаемые и относительно постоянные личностные черты.

В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал возникшую компьютерную технологию для анализа списка Олпорта-Одберта. Он упорядочил этот список в 181 группу слов и просил испытуемых оценить людей, которых они знали, прилагательными из этого списка. Используя факторный анализ, Кеттелл выделил 12, а затем включил ещё 4 фактора, которые, как он предполагал, должны были выделиться. Результатом этого была гипотеза о том, что люди описывают самих себя и друг друга с помощью 16 различных независимых друг от друга факторов.

Используя эти 16 факторов, как основу, Кеттелл продолжил работу в этой области, создавая 16-факторный личностный опросник, который и по сей день используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т.п. Хотя последующие исследования и не повторили его результатов, и было показано, что Кеттелл использовал слишком много факторов, распространённый сейчас 16-факторный личностный опросник принимает во внимание полученные результаты и считается очень хорошим тестом.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.

Выбранный для исследования опросник состоит из 187 вопросов, на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая — либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

Интеллектуальный блок: факторы: В — общий уровень интеллекта; М — уровень развития воображения; Q 1 — восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально-волевой блок: факторы: С — эмоциональная устойчивость; О — степень тревожности; Q 3 — наличие внутренних напряжений; Q 4 — уровень развития самоконтроля; G — степень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: А — открытость, замкнутость; Н — социальная смелость; F — сдержанность — экспрессивность; N — социальная проницательность (социальная наивность).

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии — интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других.

Делись добром 😉

Взаимосвязь личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку

2.2 Методика исследования

Испытуемые. В исследовании приняли участие 10 человек: женщины в возрасте от 25 до 46 лет, имеющие детей 6-10 лет. Из них 3 человек имеют среднее специальное образование, 7 человека высшее. Методы исследования. Методика диагностики самооценки Ч.Д…

Девиантное поведение подростков

2.1 Организация и методика исследования

Эмпирическое исследование с целью выявления особенностей семейных взаимоотношений было проведено в сентябре-ноябре 2009 года на базе ГУО «Боровлянская ОСШ». В исследовании приняли участие 60 учащихся 6-8 классов…

Забывание как процесс памяти

2.1.Ход и методика исследования

Данное исследование представляет собой сокращенное повторение опытов, проведенных А.А. Смирновым Р. С. Немов. Психология. В 3 кн., кн. 1, 2003., с. 265 . Им было исследовано ретроактивное торможение, вызываемого деятельностью…

Зависимость уровня психологической безопасности среды от ценностных ориентаций студентов

Методика исследования

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Именно эту методику мы и использовали в своем исследовании. М…

Изучение особенностей личности с помощью 16–ти факторного личностного опросника Кеттелла

2.2 Методика исследования

В процессе исследования использовалась методика 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла. Рассмотрим диагностический инструментарий более подробно. 16-факторный личностный опросник — психодиагностическая методика…

Исследование образного мышления

3.2. Методика исследования

Методика 1. «Кубик Рубика» Эта методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления. Пользуясь известным кубиком Рубика…

Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Организация и методика исследования

Как было показано в предыдущей главе, внимание в психологии принято рассматривать как фактор, обеспечивающий селективность протекания психической деятельности клинические исследования показали…

Народные коллективные игры как средство подготовки к школе

3.2 Методика исследования

1. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника (разработана Н.И.Гуткиной). Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями «внутренней позиции школьника»…

Образ мира молодежи и пенсионеров. Сравнительный анализ

2.2 Методика исследования

Методики исследования: МИФИ-КАРМА АДУЛТ, МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ. Описание методик МИФИ-КАРМА (КАРтина МирА) представляет собой компьютерную методику, которая состоит из объединённых определённым образом методов семантического дифференциала…

Особенности восприятия в младшем школьном возрасте

2.1 Методика исследования

Исследование проводилось на базе средней школы № 40, г. Петропавловска в третьем классе. В исследовании было задействовано 24 человека: 14 девочек и 10 мальчиков в возрасте 10 — 11 лет…

Особенности самооценки больных с ишемической болезнью сердца

2.1.Методика и ход исследования

Ишемическая болезнь сердца (синоним коронарная болезнь) — патология сердца, в основе которой лежит поражение миокарда. ..

Проблемы игровой деятельности у детей с речевой патологией

2.3 Методика исследования

На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе применялась программа «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада»…

Проявление эмоций в конфликте

3.1. Методика и ход исследования

Построение и методическое обеспечение обусловлено выдвинутой нами гипотезой. Они служат целям ее верификации. Для получения первичных данных, которые можно классифицировать и обобщать…

Психологическая характеристика интроверсии и экстраверсии

2.2 Методика исследования

Участие в исследование приняли 15 студентов второго курса МГГУ специальности «психология», в возрасте от 18-20лет. В исследование применялся метод тестирования, опрашиваемым предлагалось ответить «да» или «нет» на 57 вопросов теста — опросника Г…

Формирование коллектива учащихся класса интегрированного обучения

2.
1 Методика исследования

Исследование проводилось в ГУО иС №3 г.Червеня. В ноябре месяце 2008 г. Нами выявлялись особенности межличностных отношений учащихся 7 класса интегрированного обучения. В данном классе обучается 27 ребенка…

Психодиагностика коммуникативной сферы с помощью методик Р. Кеттелла и Г. Айзенка, Учебное пособие

метки:Фактор, Человек, Испытуемый, Результат, Психолог, Личность, Нейротизм, Понимать

ГОЛИЦЫНСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ  ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центр образовательной деятельности

 

 

Отделение заочного обучения

по курсу «Психология»

 

 

 

Контрольная работа

по учебной дисциплине «Психодиагностика»

тема «Психодиагностика коммуникативной сферы с помощью методик Р. Кеттелла и Г. Айзенка»

 

 

 

                                             ыполнила: студентка учебной группы П-112

                                            Туйбахтина Е. А.

                                                    Проверила:    Палецкая С.Н.

 

 

 

Голицыно 2011

ПЛАН

1. Анализ требований к психологам, использующим психодиагностические методики.

2.Методика «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Р. Кэттелла

8 стр., 3609 слов

Методы психодиагностики познавательных процессов студентов

Объектом этих исследований стали студенты Национального Авиационного Университета, различных специальностей, возрастом от 18 до 25 лет. Предмет исследований – познавательные процессы студентов. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, …

3. Двухфакторная модель личности Г. Айзенка (EPI)

4. Психологический портрет испытуемого.

1. Анализ требований к психологам, использующим психодиагностические методики.

Работа практического психолога очень специфична своим предметом –индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии практического психолога. Опыт работы практических психологов позволяет выделить и описать основные качества, которые существенно отличают его деятельность от работы неквалифицированного психолога.

Требование компетентности.

Психолог, который занимается психодиагностикой, должен хорошо разбираться в общих и частных вопросах по данному пре дмету. В запас его знаний должны входить общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, знание основ дифференцированной психометрии.

Естественно, что психолог, который проводит различные исследования, должен отлично владеть практическими умениями в проведении различных методик. Для оценки результатов после проведения методики, важное значение имеет интерпретация результатов. Квалифицированный психолог должен уметь правильно и точно оценить результаты проведения той или иной методики.

Для повышения своей квалификации практический психолог должен постоянно черпать новые знания из разных источников. Для того чтобы идти в ногу со временем, квалифицированный психолог должен обновлять свой запас знаний посредством чтения разнообразной методической литературы.

Требование ответственности.

Психолог отвечает за решения, которые принимаются на основе тестирования. Если психолог вооружает непрофессионала какой-либо методикой, то он отвечает за ошибки, допускаемые непрофессионалом. Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации. Принимает и понимает ограничения своих возможностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей – психиатрами, врачами-терапевтами, психоневрологами, нейропсихологами и др. Квалифицированный психолог адекватно относится к проблеме профессионального взаимодействия с коллегами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: «Нет, я не работаю над этим вопросом» не является показателем его профессиональной некомпетентности, а наоборот, ограничения и их обоснование, как для клиента, так и для себя являются источником профессионального роста практического психолога.

13 стр., 6203 слов

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций

… рекомендации посвящены психологической методике изучения фрустрационных реакций человека. Ее адаптированный вариант, разработанный в институте им. В.М. Бехтерева, все чаще применяется у нас в практике психологических исследований для … ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы …

Преимущество в проведении диагностики.

Психолог пользуется преимущественным правом на проведения психодиагностики и получение методических материалов. Это необходимо для проведения качественной работы с клиентами. Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится понять и использовать в работе множество концепций.

Соблюдение всех требований к методикам.

Психолог обеспечивает тщательное соблюдение всех требований. Процедура,

подсчет, интерпретация- все это строится в соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандартов в проведении методики. Любое малейшее отклонение от стандарта может привести к недостоверным результатам, тем самым получаются недостоверные данные о личности испытуемого. Психокоррекционная работа, которая строится по результатам того или иного исследования, может быть организована неправильно.

Требование конфиденциальности.

В работе квалифицированного психолога это качество есть всегда. Он четко рефлексирует на содержание психологической информации и ее значимость для клиента. Он может и должен проводить четкое разграничение Заказчика

психологической информации, Клиента и пользователя психологической информации. Квалифицированный психолог понимает меру ответственности всех участников ситуации его профессиональной деятельности и владеет юридическими нормами регуляции ответственности.

Требование альтернативности.

Квалифицированный психолог создает и реализует свою собственную концепцию психологической помощи. Он может стать приверженцем какой-то одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия альтернативных точек зрения, стремится к системному подходу в своей практической работе.

Сохранение профессиональной тайны.

В работе практического психолога человеческое достоинство является

самоценностью. Для квалифицированного психолога уважение достоинства клиента является аксиомой, которая определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации. Психолог сохраняет профессиональную тайну. Он не передает информацию лицам, не уполномоченным проводить методику.

2. Диагностика личности

Методика «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Р. Кэттелла, вариант А: «16ФЛО-187, форма А».

Цель использования методики: измерение 16 личностных факторов для наиболее полного представления о личности испытуемого.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.

Оборудование: бланк ответа, ручка.

Испытуемый: молодая женщина в возрасте 27 лет.

Анализ и обработка материалов: после того, как испытуемая ответила на все вопросы, проводится обработка теста по ключу. При подсчете баллов по каждому фактору учитывается, что за совпадение с вариантами «а» и «в» начисляется по 2 балла, за совпадение с вариантом «б» начисляется 1 балл. Необходимо помнить, что при обработке результатов по фактору «б» начисляется по 1 баллу за каждый правильный ответ. После того, как мы обработали результаты теста, у нас появились следующие данные:

ФАКТОРЫ

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

Q

Q1

Q2

Q3

Q4

БАЛЛЫ

6

11

20

14

11

9

14

14

11

16

11

7

15

12

9

10

Далее, для оценки сырых результатов их надо перевести в систему, которая устанавливает связь между результатом испытуемого и результатами, полученными

у других людей в определенной популяции. Таблица стандартизации превращает сырые результаты в стены.

ФАКТОРЫ

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

Q

Q1

Q2

Q3

Q4

БАЛЛЫ

6

11

20

14

11

9

14

14

11

16

11

7

15

12

9

10

СТЕНЫ 1

2

10

8

8

5

3

6

9

7

9

6

3

10

8

3

5

СТЕНЫ 2*

2

9

8

7

4

3

6

7

8

7

6

4

10

7

4

4

* женщины 19-28 лет

Балл в стенах распределяется по 10 точкам, расположенным на разных интервалах друг от друга. Стены 5 и 6 считаются средними, 4 и 7 – слегка отклоняющимися; 2,3,8,9 – сильно отклоняющимися, а 1 и 10 – крайними случаями. Результаты проведения методики в нашем случае выглядят так:

Исходя из полученных данных, проводим интерпретацию по каждому из факторов.

По фактору А наблюдается сильное отклонение к нижней точке (2 стена). Это свидетельствует о том, что испытуемая человек довольно скрытный и безучастный, склонен не доверять людям. Старается всегда настоять на своем.

Наличие 9 стенов по фактору В свидетельствует о высоком уровне интеллекта испытуемой.

Этот человек быстро воспринимает и усваивает новый материал, способен получать и усваивать новые знания из любых областей.

Результат по фактору С (8 стенов) говорит о том, что испытуемая эмоционально устойчивая, умеет трезво оценить ситуацию, действительность. В сложной ситуации способна принять правильное решение. Любит управлять ситуацией и не склонна к проявлению излишних эмоций.

Результат фактора Е (7 стенов) показывает, что испытуемая относится к такому типу людей, которые склонны утверждать себя, свое «Я», могут независимо мыслить. В меру напориста, но не груба.

По фактору F у испытуемой набрано 4 стена, что находится в легком отклонении от нормы. Это говорит о том, что испытуемая в меру веселый и открытый человек, обладает благоразумием.

По фактору G набрано (3 стена). Это позволяет говорить об испытуемой как о человеке, который часто потворствует своим желаниям, подвержен влиянию случая, бывает небрежен.

Результаты фактора H (6 стенов) говорит о том, что данный человек смел, быстро реагирует на опасность. Держится свободно, но при этом внимателен к людям.

Фактор I (7 стенов) говорит нам о том, что данный испытуемый склонен к Мечтам, иногда требователен к вниманию. Не любит грубых людей и грубых

профессий.

Фактор L (8 стенов) свидетельствует о том, что испытуемая, человек довольно подозрительный к окружающим, часто зацикливается на неудачах. В поступках проявляет осторожность.

По фактору М (7 стенов) можно сказать, что испытуемая бывает увлечена внутренними иллюзиями, творческий человек.

Результат по фактору N (6 стенов) свидетельствует о том, что наш испытуемый обладает рядом дипломатических качеств. Эмоционально выдержан.

Фактор Q (4 стена) сообщает нам, что перед нами человек, которому присуще безмятежность, хладнокровие и спокойствие во всех действиях. Данного человека бывает трудно вывести из себя, он уверен в себе и невозмутим.

Фактор Q1 (10 стенов) Крайний радикализм. На веру ничего не принимает, не видит вокруг авторитетов для себя, любит анализировать и быть всегда в курсе событий.

По фактору Q2 (7 стенов) можно сказать, что данный человек любит независимость от группы и чаще всего решения принимает единолично.

По результатам фактора Q3 (4 стена) мы видим, что испытуемая имеет некий внутренний конфликт сама с собой. Считает некоторые правила принятые в обществе неверными.

Фактор Q4 (4 стена) свидетельствует о том, что человек большей частью спокоен, способен реально оценивать обстановку и достичь высоких результатов в своей деятельности.

Далее результаты были интерпретированы по парным значениям.

Нас интересует коммуникативная сфера личности испытуемой, поэтому внимательней рассмотрим группу коммуникативных и эмоциональных свойств.

А – общительность
Н – смелость
Е – доминантность
L – подозрительность
N – дипломатичность
Q
2– самостоятельность

Сочетание факторов А(2) и Н(6) отражает потребность личности в общении, умении общаться.

Сочетание факторов L(8) и N(6) характеризует отношение личности к другим людям.

Сочетание факторов E(7) и Q2 (7) отражает некоторые стороны лидерского потенциала личности.

Сочетание факторов в первой группе, довольно интересно. При низкой потребности в общении с людьми, и не желании выполнять чужие просьбы, испытуемая взаимоотношений с людьми не избегает, имеет небольшой круг друзей с которыми чувствует себя комфортно. Первая начинает общение, только если ей это выгодно.

Второе сочетание, чуть выше среднего. К людям относится доброжелательно, но не доверяет, свои проблемы чаще предпочитает решать сама. В конфликтах выбирает тактику избегания «острых углов». Проницательна к людям и окружающим событиям.

Лидерский потенциал умеренно выражен, чаще проявляется в ситуациях, когда затрагиваются личные интересы.

Группа эмоциональных свойств

С – эмоциональная устойчивость
F – беспечность
H – смелость в социальных контактах
I – эмоциональная чувствительность
Q – тревожность
Q
4– напряженность

Сочетание факторов С(8) и I(7) характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям.

Сочетание факторов H(6) и F(4) отражает склонность к рискованному поведению.

Сочетание факторов Q(4) и Q4 (4)характеризует разные проявления тревожности как личностного свойства.

В привычной обстановке человек спокоен, при возникновении неожиданных трудностей появляется чувство тревоги, но он с ним быстро справляется. В жизни ищет хорошее, но понимает реальное положение вещей. Риск только оправданный. Препятствия на жизненном пути даются ему не легко, но он ищет оптимальные пути их преодоления.

Вторичные факторы опросника Р. Кеттелла

Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

1. Тревожность
F1 = [38 + (2 х L + 3 х О + 4 х Q4) – 2 х С – 2 х Н – 2 х Q3] : 10,
Где «38» – нормирующая константа,
L, O, Q4, C, H, Q3 – значения соответствующих факторов в стенах.

2. Экстарверсия
F2 = [2 х А + 3 х Е + 4 х F + 5 х Н – 2 х Q2 – 11] : 10,
Где «10» – нормирующая константа,
A, E, F, H, Q2 – значения соответствующих факторов в стенах.

3. Эмоциональная лабильность
F3 = [77 + 2 х С + 2 х Е + 2 х F + 2 х N – 4 х А – 6 х I – 2 х М] : 10,
Где «77» – нормирующая константа,
C, E, F, N, A, I, M – значения соответствующих факторов в стенах.

4. Доминантность
F4 = [4 х Е + 3 х М + 4 х Q1 + 4 х Q2 – 3 х А – 2 х G] : 10,
Где E, M, Q1, Q2, A, G – значения соответствующих факторов в стенах.

Итого по стенам :F1=4,6 F2=4,6 F3= 7,3 F4=10

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «–», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» – от 8 до 10 стенов.

3. Двухфакторная модель личности Г. Айзенка (EPI)

Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию — интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности — психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности).

В общем смысле экстраверсия — это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия — направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм — понятие, синонимичное тревожности, — проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.

При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия: 12-среднее значение, >15(больше или равно) -экстраверт , >19(больше или равно) -яркий экстраверт, <9(меньше или равно) — интроверт, <5 (меньше или равно) — глубокий интроверт.

Нейротизм: 9-13 — среднее значение нейротизма, >15 (больше или равно) — высокий уровень нейротизма, >19 (больше или равно)-  очень высокий уровень нейротизма, <7 ( меньше или равно) — низкий уровень нейротизма.

Ложь: <:4 (меньше или равно)- норма,> 4 — неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.

Цель использования методики: диагностика направленности личности. Для более точной интерпретации факторов Кеттелла.

Оборудование: специальные бланки, ручка.

Испытуемый: молодая женщина в возрасте 27 лет, имеющая высшее

гуманитарное образование.

Анализ и обработка результатов: после обработки теста были получены следующие результаты:

Шкала экстраверсия-интроверсия = 11 баллов

Шкала нейротизм-стабильность = 7 баллов

Шкала лжи = 1

В результате исследования мы выявили следующие черты, выражающие сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Это эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

По шкале экстраверсия-интроверсия, было выявлено среднее значение, что характеризует испытуемого как человека направленного в равной мере внутрь себя и на внешний мир. Ему одинаково комфортно в обществе и наедине с собой.

горизонталь — экстраверсия-интроверсия

вертикаль — нейротизм-стабильность

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

4. Психологический портрет испытуемого

Как уже упоминалось выше, в наших исследованиях принимала участие молодая женщина 27 лет, закончившая гуманитарный институт. На момент испытания не работающая. Психологический портрет мы составляем по результатам проведения двух методик: Айзенка EPI (экстраверсия-интроверсия, нейротизм) и методика шестнадцатифакторного исследования личности Р. Кэттелла.

Использование результатов методик позволило получить нам наибольшую информацию о личности испытуемой.

Общения с людьми не избегает, но имеет небольшой круг друзей с которыми чувствует себя комфортно. Первая идет на контакт, только если ей это выгодно. К людям относится доброжелательно, но не доверяет, свои проблемы чаще предпочитает решать сама. Так же с недоверием относится к авторитету других. В конфликтах выбирает тактику избегания «острых углов». Проницательна к людям и окружающим событиям.

Лидерский потенциал умеренно выражен, чаще проявляется в ситуациях, когда затрагиваются личные интересы. . В то же время наше исследование выявило, что испытуемая склонна придерживаться моральных норм и требований, предъявляемых в обществе. Она склонна сначала обдумать свои действия, а затем применять их на практике, хотя в отдельных случаях может ввязаться в авантюрные ситуации. В сложных ситуациях можно положиться на данного человека. Она способна быстро принять нужное решение.

Про интеллектуальный уровень испытуемой можно сказать, что он достаточно высокий. Испытуемая обладает высоким потенциалом для своего дальнейшего развития. Испытуемая человек неконфликтный, способный найти выход из любой ситуации.

Можно порекомендовать повысить уровень доверия к окружающим, это даст возможность расширить круг друзей и знакомых, вследствие получение нового опыта в общении. Так же это будет способствовать развитию лидерских качеств.

Список литературы.

1. Анастази . Психологическое тестирование, в 2-х кн., М., 1982.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога, М., 1996.

  1. Психологическая диагностика, учебник для гуманитарных Вузов / под. ред. Гуревич Н.А, Борисова П.Н., М., 2000.
  2. http://www.psylist.net/praktikum/

10.4: Краткая биография Рэймонда Кеттелла

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    12239
    • Марк Д. Келланд
    • Общественный колледж Лансинга через OpenStax CNX

    Рэймонд Бернард Кеттелл родился 20 марта 1905 года в приморском городке Стаффордшир, Англия. Кеттел очень полюбил море, и его первая книга была посвящена парусному спорту. Его отец был инженером-механиком, который работал над такими проектами, как инновации для военной техники времен Первой мировой войны, паровой двигатель и новый двигатель внутреннего сгорания. Кеттелл был отличником и получил стипендию для обучения в Лондонском университете. Он специализировался в области химии и получил степень бакалавра в 1924, с отличием первой степени.

    Годы после Первой мировой войны были временем больших перемен в Европе, и Кеттелл решил, что изучение психологии даст ему возможность решать политические и экономические проблемы, стоящие перед обществом. Он поступил в Университетский колледж в Лондоне, где работал над докторской диссертацией. с Чарльзом Спирменом, известным статистиком и экспертом по тестированию интеллекта (учеником Вильгельма Вундта, а также советником Дэвида Векслера). Во время учебы он участвовал в разработке факторного анализа, нового статистического метода, который должен был оказать глубокое влияние на разработку психологических тестов (включая MMPI). Он защитил докторскую диссертацию. в 1929 лет, после чего не только работал, но и продолжал образование. Шесть лет он проработал директором Городской психологической клиники, центра помощи детям в Лестере, получил степень магистра педагогики и степень доктора наук.

    В 1937 году он приехал в Америку, чтобы работать с Э. Л. Торндайком в Колумбийском университете, где продолжил свою работу над теориями интеллекта. В 1939 году он перешел в Университет Кларка, где его исследовательские интересы обратились к разработке объективных показателей личности. Отчасти эта работа привела к его теории о жидком и кристаллизованном интеллекте. Затем, в 19В 41 году по приглашению Оллпорта Кеттелл поступил на факультет Гарвардского университета. Во время учебы в Гарварде на него повлияли Олпорт и Генри Мюррей, и Кеттел еще больше заинтересовался изучением личности. Именно в этой стимулирующей среде он начал рассматривать возможность применения факторного анализа к изучению личности.

    В 1945 году Кеттелл принял должность профессора-исследователя в Университете Иллинойса, где проработал почти 30 лет. Университет Иллинойса вскоре стал местом установки первого электронного компьютера, предоставившего Кеттеллу технологию, необходимую для проведения крупномасштабных факторно-аналитических исследований личности (факторный анализ — это математический статистический метод, даже по сравнению с другими статистическими методами). Он основал Лабораторию оценки личности и группового поведения, где он и его коллеги добились высокой продуктивности и выпустили ряд влиятельных книг, продвигающих психологию, в том числе Описание и измерение личности (Cattell, 1946), Введение в исследование личности (Cattell, 1950a), Личность: системное теоретическое и фактическое исследование (Cattell, 1950b ), факторный анализ (Cattell, 1952 ) и Структура личности и мотивации и измерение (Cattell, 1957). В этих книгах Кеттелл собрал обширные данные из методологически сложной программы исследований развития и организации личности. В 19В 60 г. он созвал международную встречу исследователей в области научного изучения личности, в результате которой было основано Общество многомерной экспериментальной психологии, а в 1966 г. он стал соавтором и редактором влиятельного Справочника по многомерной экспериментальной психологии (Кеттелл , 1966).

    Выйдя на пенсию в 1973 году, Кеттелл продолжил свои исследования в Колорадо. В 1978 году он переехал на Гавайи, где преподавал в Гавайском университете и Гавайской школе профессиональной психологии (позже ставшей Американской школой профессиональной психологии). За свою карьеру Кеттелл получил множество наград, в том числе Веннера-Грена премии Нью-Йоркской академии наук, а в 1972 году Общество многомерной экспериментальной психологии учредило премию Кеттелла для молодых психологов. В 1997 году он был выбран для получения Золотой медали за жизненные достижения (такая же награда была получена и Гордоном, и Флойдом Олпортом). Однако объявление вызвало возражения против того, чтобы Кэттела уважали, потому что он использовал свои психологические теории для поддержки евгеники. По сути, его обвинили в том, что он использует свои исследования для поддержки расизма, и, следовательно, он был расистом. В открытом письме в Американскую психологическую ассоциацию Кеттелл заявил, что его взгляды были неверно истолкованы и что его привлекли к ответственности за заявления, сделанные молодым человеком в 19-м веке.30 с. Однако он продолжал публиковать эти противоречивые идеи в 1970-х и 1980-х годах. Несмотря на это, Кеттелл попросил снять его имя с рассмотрения. Менее чем через два месяца после написания письма Кеттелл умер в своем доме в Гонолулу 2 февраля 1998 г. (Cattell & Horn, 2007; Gale Reference Team, 2004).

    Рэймонд Кеттел стоит рядом с Оллпортом как один из двух основных основателей подхода к пониманию личности, основанного на чертах. В качестве своего уникального вклада Кеттелл привнес уровень точности в научный и статистический анализ личностных факторов, которого раньше не было. Действительно, Кеттелл помог разработать метод факторного анализа, который произвел революцию в объективном психологическом тестировании. Его тест 16-PF был предшественником исследования, которое привело к сегодняшней высоко оцененной концепции черт личности Большой пятерки.

    Кроме того, хотя Кеттелл и не был широко известен этим, он был одним из немногих первых теоретиков личности, которые рассматривали продолжение развития личности на протяжении всей жизни. Его публикация этих идей совпала с публикацией Эриком Эриксоном его первой крупной книги, поэтому Кеттелл не просто повторил работу кого-то, кто был до него, но, скорее, сам развил этот интерес.

    К сожалению, Кеттел также заложил основу для одной из самых противоречивых тем в современной психологии. В частности, он выступал за то, чтобы направлять усилия и поддержку общества на тех, кто уже имел в нем преимущество. Напротив, дисциплина психология как социальная наука подавляющим большинством ее членов придерживается ожиданий этики и морали, которые делают упор на улучшение блага 9. 0038 все человек. Таким образом, большинство психологов согласились бы с тем, что наша дисциплина, а также наше общество должны сосредоточить большую часть своей поддержки на тех, кто больше всего в ней нуждается, даже если этот подход не выдерживает анализа затрат и выгод. В конце концов, как можно применить концепцию затрат и выгод к ценности человека?


    Эта страница под названием 10.4: Краткая биография Рэймонда Кеттелла распространяется по лицензии CC BY, автором, ремиксом и/или куратором выступил Марк Д. Келланд (OpenStax CNX).

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Автор
        Марк Д. Келланд
        Лицензия
        СС BY
        Показать оглавление
        нет
      2. Теги
          На этой странице нет тегов.

      Рэймонд Кеттелл и его теория личности

      4 минуты

      Рэймонд Кеттелл был известным теоретиком личности. В своей книге «Научный анализ личности» он рассматривает экспериментальные, количественные и статистические исследования в области тестирования личности.

      Последнее обновление: 28 мая, 2019

      Рэймонд Кеттелл родился в Англии в начале 20 века. Он один из самых важных теоретиков личности в истории психологии . Таким образом, его вклад имел решающее значение для теории черт (также называемой диспозиционной теорией) и в настоящее время является частью опросника шестнадцати личностных факторов (16PF)

      . . Он был профессором Иллинойского университета в течение 30 лет, а также 20 лет преподавал в Гавайском университете. Кроме того, он был неутомимым исследователем человеческого поведения и основателем Института тестирования личности и способностей, Inc. (IPAT, Inc.)

      Раймонд Кеттелл определил 16 основных аспектов человеческой личности. Основываясь на этих факторах, он создал свою анкету, которая до сих пор применяется в различных условиях и для разных целей.

      «Психология — сложная область, в которой, как известно, даже выдающиеся авторитеты бегают по кругу, «описывая то, что всем известно, языком, которого никто не понимает».

      -Раймонд Кеттелл-

      Факторы A, B, C и E в теории личности Рэймонда Кеттелла

      Факторы A, B и C в теории личности Рэймонда Кеттелла соответствуют теплоте, рассуждениям, эмоциональной стабильности и доминированию.

      • Теплота представляет степень контакта, который человек устанавливает с другими людьми.
      • Рассуждение касается интеллектуальных способностей. В этом отношении, чем глубже и успешнее абстрактное мышление человека, тем умнее мы говорим о нем.
      • Эмоциональная устойчивость относится к способности адаптироваться. Это соответствует способности человека не отвлекаться на раздражители окружающей среды, а также готовности и способности понимать и усваивать указанные раздражители.
      • Далее, доминирование — это степень автономии или подчинения человека. Наиболее доминирующие люди, как правило, склонны к соперничеству, агрессивности и самоуверенности. Напротив, менее доминирующие более хрупкие и легко следуют за лидером.

      Факторы F, G, H и I

      Факторы F, G, H и I соответствуют живости, осознанию правил, социальной смелости и чувствительности.

      • Во-первых, Кеттел связывает живость со спонтанностью и экспрессивностью. Чем живее человек, тем больше у него энтузиазма. И чем менее живы они, тем более расчетливы, сдержанны и пессимистичны.
      • Затем сознание правил относится к степени принятия человеком социальных норм. Самые довольные люди часто становятся моралистами. А самые недовольные превращаются в бунтовщиков и революционеров.
      • Далее, социальная смелость связана со способностью идти на риск и действовать под давлением. Те, кто не обладает высокой степенью этой черты, склонны придерживаться безопасных и предсказуемых вещей.
      • Наконец, чувствительность относится к преобладанию эмоциональных аспектов над рациональными в плане поведения. Чувства переполняют высокочувствительных людей, в то время как человек с низкой степенью чувствительности более реалистичен и практичен.

      Факторы L, M, N и O

      Факторы L, M, N и O соответствуют бдительности, абстрагированности, конфиденциальности и опасениям.

      • Бдительность — насколько человек доверяет или не доверяет другим.
      • Абстрагированность — это воображение, способность человека погружаться в свои мысли и внутренний мир.
      • Далее, конфиденциальность связана со способностью анализировать реальность и определять черты, которые позволят кому-то получить от других то, что они хотят. По этой причине большинство частных людей также могут быть осторожными, мирскими, проницательными и дипломатичными. В то время как менее частные очень неприхотливы, искренни, спонтанны и прямолинейны.
      • Наконец, опасение относится к способности человека реально брать на себя ответственность за свои действия. Те, у кого высокие баллы по этому фактору, склонны страдать и винить во всем себя. А те, у кого низкие баллы, имеют отличное мнение о себе и намного снисходительнее относятся к своим ошибкам.

      Факторы Q1, Q2, Q3 и Q4

      Факторы Q1-Q4 — это открытость к изменениям, уверенность в себе, перфекционизм и напряженность.

      • В первую очередь, opennes s to change связано с бунтом и способностью трансформировать ситуации.
      • Тогда уверенность в себе степень чьей-либо личной независимости.
      • Далее, перфекционизм  связан со степенью контроля, с которой человек ведет себя в социальной среде.
      • Наконец, напряжение относится к степени беспокойства, которое человек испытывает в своей повседневной жизни.

      Все эти факторы в основном измеряются личностным тестом Рэймонда Кеттелла. То, как кто-то оценивает вышеуказанные факторы, позволит психологу определить его личностный профиль. В настоящее время отделы кадров используют этот тест для отбора персонала.

      Это может вас заинтересовать…
      • Клонингер, С. К., Молина, А. С. Ф., и Салинас, М. Е. О. (2003). Teorías de la personalidad . Мексика: Pearson Educación.

      Raymond Cattell — Psynso

      Raymond Bernard Cattell

       

      Raymond Bernard Cattell (20 марта 1905 г. – 2 февраля 1998 г.) был британским и американским психологом, известным своими исследованиями во многих областях психологии. Эти области включали: основные параметры личности и темперамента, диапазон когнитивных способностей, динамические параметры мотивации и эмоций, клинические параметры личности, модели группового и социального поведения, применение исследований личности в психотерапии и теории обучения, предикторы. творчества и достижений, а также многие методы научных исследований для изучения и измерения этих областей. Кеттелл был известен своей продуктивностью на протяжении всей своей 9-летней карьеры.2 года, автор и соавтор более 50 книг и 500 статей, а также более 30 стандартизированных тестов. Согласно широко цитируемому рейтингу, он был 16-м самым влиятельным и выдающимся психологом 20 века.

      Как психолог Кеттелл был строго привержен научному методу. Он был одним из первых сторонников использования методов факторного анализа вместо того, что он называл «вербальным теоретизированием», для изучения основных аспектов личности, мотивации и когнитивных способностей. Одним из наиболее важных результатов применения Кеттеллом факторного анализа стало открытие им 16 факторов, лежащих в основе человеческой личности. Он назвал эти факторы «исходными чертами», потому что считал, что они обеспечивают основной источник поверхностного поведения, которое мы считаем личностью. Эта теория личностных факторов и инструмент, используемый для их измерения, известны соответственно как модель 16 личностных факторов и опросник 16PF.

      Хотя Кеттел больше всего известен определением параметров личности, он также изучал основные параметры других областей: интеллекта, мотивации и профессиональных интересов. Кеттелл предположил существование текучего и кристаллизованного интеллекта, чтобы объяснить когнитивные способности человека, и разработал тест интеллекта, основанный на культуре, чтобы свести к минимуму предвзятость письменного языка и культурного фона при тестировании интеллекта.

       

      Инновации и достижения

      Основные достижения Кеттелла касались личности, интеллекта и статистики. Что касается личности, его лучше всего помнят за его 16-факторную модель личности, аргументируя это более простой 3-факторной моделью Айзенка и разрабатывая тесты для измерения его основных факторов в форме опросника 16PF. Он был первым, кто предложил иерархическую, многоуровневую модель личности с основными первичными факторами на первом уровне и более широкими, «второпорядковыми» или глобальными чертами личности на более высоком уровне организации личности (Cattell, 19).43). Эти пять глобальных черт теперь отождествляются с широко используемой моделью личности Большой пятерки. Его исследования привели к дополнительным концептуальным достижениям — например, к различению состояния и измерения черт личности: немедленные, преходящие состояния по сравнению с долгосрочными, устойчивыми уровнями черт таких черт, как тревога. В области интеллекта Кеттелла лучше всего отождествлять с различением текучего и кристаллизованного интеллекта: текущих, абстрактных, адаптивных интеллектуальных способностей по сравнению с прикладными или кристаллизованными знаниями. В качестве теоретического обоснования этого различия Кеттелл разработал инвестиционную модель способностей, утверждая, что кристаллизованные способности возникли в результате вложения изменчивых способностей в область знаний. Таким образом, он внес свой вклад в когнитивную эпидемиологию, утверждая, что кристаллизованное знание, хотя изначально отстает от способности к жидкости, может поддерживаться или даже увеличиваться после того, как способность к жидкости начала снижаться, — концепция, воплощенная в Национальном тесте чтения для взрослых (NART). Кеттелл разработал свой собственный тест способностей, Шкалы интеллекта «Справедливая культура», призванные свести к минимуму влияние культурного или образовательного фона и предоставить полностью невербальную меру интеллекта, подобную той, что сейчас наблюдается у Ворона.

      В области статистики он основал Общество многомерной экспериментальной психологии (1960) и его журнал «Многомерные поведенческие исследования». Он был одним из первых и часто использовал факторный анализ и разработал улучшения для этого процесса, такие как тест осыпи, в котором использовалась кривая скрытых корней для оценки наилучшего количества факторов, получаемых в результате факторного анализа. Он также разработал новое вращение факторного анализа, вращение «Прокруста», предназначенное для проверки соответствия данных ранее выдвинутой факторной структуре. Дополнительные вклады включают коэффициент сходства профилей (с учетом формы, разброса и уровня двух профилей оценок), динамическое исчисление для оценки интересов и мотивации, факторный анализ P-техники для матрицы событий по переменным, программа Таксонома для определения количества и содержания кластеров в наборе данных, блока взаимосвязей основных данных (оценка размеров экспериментальных планов), выборки переменных в отличие от выборки людей или в сочетании с ней; конструкт групповой синтальности: «личность» группы; факторизация или повторные измерения отдельных людей для изучения флуктуирующих состояний личности, а также множественный абстрактный дисперсионный анализ (MAVA) с «уравнениями спецификации», включающими генетические и экологические переменные и их взаимодействия.

       

      Многомерное исследование

      Вместо того, чтобы проводить «одномерный» исследовательский подход в психологии, изучайте влияние, которое одна переменная (такая как «доминирование») может оказывать на другую переменную (такую ​​как «принятие решений» ), Кеттелл впервые применил многомерный подход к психологии. Он считал, что поведенческие измерения слишком сложны и интерактивны, чтобы полностью понять одно измерение в отдельности. Классический одномерный подход требовал помещения человека в искусственную лабораторную ситуацию и измерения влияния одной конкретной переменной на другую, тогда как многомерный подход позволял психологам изучать человека в целом и его уникальное сочетание черт в естественной среде. Многофакторный анализ позволил изучить реальные ситуации (например, депрессию, развод, утрату), которыми нельзя было управлять в лаборатории.

      Кеттелл применил многофакторное исследование к трем областям: черты личности или темперамента, мотивационные или динамические черты и различные аспекты способностей. Он думал, что в каждой из этих областей должно быть конечное число основных единых элементов, которые можно было бы идентифицировать. Он провел сравнение между этими фундаментальными, основополагающими чертами с основными элементами физического мира, которые были открыты и представлены в периодической таблице элементов.

      В 19В 60 году он организовал международную встречу психологов, ориентированных на исследования, в результате которой было основано Общество многомерной экспериментальной психологии и его журнал «Многомерные поведенческие исследования». Он пригласил многих исследователей из Европы, Азии, Африки, Австралии и Южной Америки для работы в своей лаборатории в Университете Иллинойса. Многие из его книг были написаны в сотрудничестве с другими.

       

      Факторный анализ

      Кеттелл отметил, что в таких науках, как химия, физика, астрономия и медицина, исторически были широко распространены необоснованные теории, пока не были разработаны новые инструменты для улучшения научных наблюдений и измерений. В 19В 20-е годы Кеттелл учился у Чарльза Спирмена, который разрабатывал новую психометрическую технику факторного анализа, пытаясь понять основные параметры и структуру человеческих способностей. Факторный анализ стал мощным инструментом, помогающим раскрыть основные измерения, скрывающиеся за запутанным массивом поверхностных переменных в конкретной области.

      Факторный анализ был основан на ранее разработанном коэффициенте корреляции, который измеряет степень, в которой две переменные связаны или имеют тенденцию идти вместе. Например, если бы «частота физических упражнений» и «уровень артериального давления» были измерены на большой группе людей, то взаимокорреляция этих двух переменных показала бы степень, в которой «упражнения» и «артериальное давление» напрямую связаны с каждым из них. Другой. Факторный анализ выполняет сложные расчеты коэффициентов корреляции среди множества переменных в определенной области (например, способности или личность), чтобы определить основные, единые факторы, действующие за поверхностными переменными поведения, обнаруженными в этой области.

      Работая в Лондонском университете со Спирменом, изучая количество и природу человеческих способностей, Кеттел предположил, что факторный анализ может быть применен к другим областям, выходящим за рамки способностей. В частности, Кеттелла интересовало изучение основных аспектов и структуры человеческой личности. Например, он считал, что если бы факторный анализ применялся к широкому кругу показателей межличностного функционирования, можно было бы определить основные параметры в области социального поведения. Таким образом, факторный анализ можно использовать для обнаружения фундаментальных аспектов большого количества видимых поверхностных явлений, а затем способствовать более эффективным исследованиям в этой области.

       

      Теория личности

      Чтобы применить факторный анализ к личности, Кеттелл считал необходимым отобрать как можно более широкий диапазон переменных. Он определил три типа данных для комплексной выборки, чтобы охватить весь спектр личностных параметров:

      • Данные о жизни (или L-данные), которые включают сбор данных о естественном поведении человека в повседневной жизни, измерение их характерных моделей поведения в реальный мир. Это может варьироваться от количества дорожно-транспортных происшествий или количества вечеринок, посещаемых каждый месяц, до среднего балла в школе или количества болезней или разводов.
      • Экспериментальные данные (или Т-данные), которые включают реакции на стандартизированные экспериментальные ситуации, созданные в лаборатории, где можно объективно наблюдать и измерять поведение субъекта.
      • Данные анкеты (или Q-данные), которые включают ответы, основанные на самоанализе человека относительно его собственного поведения и чувств. Он обнаружил, что этот вид прямого опроса часто измерял тонкие внутренние состояния и точки зрения, которые было трудно увидеть или измерить во внешнем поведении.

      Чтобы личностное измерение можно было назвать «фундаментальным и единым», Кеттелл считал, что его необходимо найти в факторном анализе данных из всех трех этих областей. Таким образом, Кеттелл построил личностные измерения широкого спектра черт в каждой среде. Затем он неоднократно проводил факторный анализ данных.

      С помощью многих коллег факторно-аналитические исследования Кеттелла продолжались в течение нескольких десятилетий, в результате чего были получены 16 фундаментальных факторов, лежащих в основе человеческой личности. Он решил назвать эти черты буквами (A, B, C, D, E…), чтобы избежать неправильного названия этих недавно открытых измерений или вызвать путаницу с существующим словарем и понятиями. Факторно-аналитические исследования, проведенные многими исследователями в различных культурах по всему миру, подтвердили количество и значение этих черт.

      Кеттелл приступил к разработке тестов для измерения этих черт в разных возрастных диапазонах, таких как «Опросник 16 личностных факторов» для взрослых, «Опросник личности подростков» и «Опросник личности детей».

      С самого начала своего исследования Кеттелл пришел к выводу, что, как и в других научных областях, таких как интеллект, внутри личности может существовать дополнительный, более высокий уровень организации, который обеспечит структуру многих первичных черт. Когда он провел факторный анализ самих 16 основных черт, он обнаружил пять факторов «второго порядка», или глобальных факторов, которые теперь широко известны как «Большая пятерка». Эти черты второго порядка или глобальные черты представляли собой широкие, всеобъемлющие области поведения, которые придавали смысл и структуру первичным чертам. Например, глобальная черта экстраверсия возникла в результате факторного анализа, состоящего из пяти основных черт, которые были в центре внимания межличностных отношений.

      Таким образом, глобальная экстраверсия фундаментально связана с первичными чертами, которые объединились в факторном анализе для определения экстраверсии, и, двигаясь в противоположном направлении, область экстраверсии придала концептуальное значение и структуру этим первичным чертам, определив их направленность и функцию в личности. Эти два уровня структуры личности могут быть использованы для комплексного понимания человека в целом, при этом общие черты дают общее представление о функционировании человека, а более конкретные оценки первичных черт дают более глубокое представление. , подробная картина уникальных комбинаций черт человека.

      Исследование основных 16 черт показало, что они полезны для понимания и предсказания широкого спектра поведения в реальной жизни. Например, эти черты использовались в образовательных учреждениях для изучения и прогнозирования таких вещей, как мотивация достижения, стиль обучения или когнитивный стиль, креативность и совместимый выбор карьеры; в условиях работы или занятости для прогнозирования таких вещей, как стиль руководства, навыки межличностного общения, креативность, добросовестность, управление стрессом и склонность к несчастным случаям; в медицинских учреждениях, чтобы предсказать склонность к сердечным приступам, переменные обезболивания, вероятное соблюдение медицинских инструкций или характер восстановления после ожогов или трансплантации органов; в клинических условиях для прогнозирования самооценки, межличностных потребностей, устойчивости к фрустрации и открытости к изменениям; и в исследовательских условиях для прогнозирования широкого спектра параметров, таких как агрессия, конформизм и авторитаризм.

      Программа исследований личности Кеттелла в 1940-х, 50-х и 60-х годах привела к появлению пяти книг, которые получили широкое признание как определяющие фундаментальные аспекты личности и их организационные принципы:

      1. Описание и измерение личности (1946)
      2. Личность: систематическое, теоретическое и фактическое исследование (1950)
      3. Структура и измерение личности и мотивации (1957)
      4. Научный анализ личности (1965)
      5. Личность и настроение по опроснику (1973)

      В этих книгах подробно описана программа исследований, основанная на личностных данных, полученных в результате объективных поведенческих исследований, на данных самоотчетов или анкет, а также на оценках наблюдателей. Они представили теорию развития личности на протяжении всей жизни человека, включая влияние на поведение человека семейных, социальных, культурных, биологических и генетических влияний, а также влияние областей мотивации и способностей.

       

      Критика и награда APA Lifetime Achievement Award

      Уильям Х. Такер и Барри Мелер не согласились с Кеттеллом из-за его интереса к евгенике, эволюции и политическим системам. Они утверждают, что на протяжении всей своей жизни Кеттелл придерживался смеси евгеники и теологии, которую он в конце концов назвал Бейондизмом и предложил как «новую мораль от науки». Beyondism основан на предпосылке, что группы, как и отдельные люди, развиваются, основываясь на выживании наиболее приспособленных. Кеттелл утверждает, что для такой эволюции необходимо разнообразие «расокультурных» групп. Он приводит противоречивые аргументы в поддержку естественного группового отбора, поощряя не только разделение групп, но и предотвращая любую «внешнюю» помощь «неудачным» группам со стороны «успешных», а также призывая к процессу «гентаназии» в что первые будут «постепенно ликвидированы» вторыми посредством «образовательных мер и мер контроля над рождаемостью», то есть путем их изоляции и предотвращения их воспроизводства. Однако бывшие коллеги Кеттелла и другие сторонники утверждают, что, хотя некоторые взгляды Кеттелла противоречивы, Такер и Мелер преувеличили и исказили его, используя цитаты, вырванные из контекста и из устаревших работ.

      В 1997 году 92-летний Кеттелл был выбран Американской психологической ассоциацией (АПА) для вручения «Золотой медали за выдающиеся достижения в области психологии». Перед вручением медали Мелер начал рекламную кампанию против Кеттелла через свой некоммерческий фонд ISAR, обвинив Кеттелла в сочувствии расистским и фашистским идеям и заявив, что «недобросовестно чествовать этого человека, чья работа помогает возвеличивать самые разрушительные политические идеи двадцатый век». АПА созвала комитет с голубой лентой для расследования законности обвинений. Однако до того, как комитет принял решение, Кеттелл направил комитету открытое письмо, в котором говорилось: «Я ненавижу расизм и дискриминацию по расовому признаку. Любое другое убеждение противоречило бы работе всей моей жизни» и сказал, что «к сожалению, объявление АПА… принесло ошибочным заявлениям критиков широкую огласку».