История изучения стресса: История изучения стресса — все самое интересное на ПостНауке

История изучения стресса | Granite of science

Когда стресс полезен, а когда вреден? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в тех механизмах, при помощи которых организм контролирует гомеостаз и поддерживает относительно стабильные внутренние условия своего существования.

Любой организм — открытая система: мир воздействует на нас, мы воздействуем на мир. И одновременно — система, которая умеет поддерживать внутри себя постоянство множества сложных процессов и важных показателей. Приспосабливаться к изменениям окружающей среды помогают различные адаптивные механизмы, причем чем организм сложнее, тем больше у него способов справиться с внешним воздействием. Все эти способы действуют скоординированно, вместе складываясь в сложную мозаику под названием «стресс». 

О том, как ученые открывали отдельные элементы этой мозаики, рассказывает Анна Усенко, кандидат биологических наук, нейрофизиолог, преподаватель института психологии имени Л. С. Выготского, РГГУ.

Стресс в современном понимании — неспецифическая реакция организма, возникающая под действием сильных, опасных, угрожающих организму факторов, которые мобилизуют его адаптационные механизмы, обеспечивающие приспособление к возникшей ситуации. 

Есть другое определение: стресс — это реакции организма, которые характеризуются перенапряжением его адаптационных механизмов. Ганс Селье, автор концепции стресса,изначально рассматривал стресс как патологическую реакцию. Однако по мере изучения условий и механизмов развития стрессовой реакции он пришел к иному определению: стресс — это любые требования к организму, которые предъявляют ему текущие обстоятельства. Иными словами, стресс — это часть нашего повседневного опыта.

Ганс Селье 

Клод Бернар и концепция гомеостаза

Первая предпосылка к возникновению концепции стресса — созданное Клодом Бернаром учение о гомеостазе как об относительном постоянстве состава и свойств внутренней среды организма. Бернар ввел представление о внутренней среде живого организма, которая существенно отличается от среды внешней, окружающей. Курс общей физиологии. Свойства живых тканей 1867.

При этом организм является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой, обменивается с ней веществом и энергией: получает из окружающей среды вещества и энергию в одной форме, а выделяет их в эту среду в другой форме. А внутри этой системы происходит множество биохимических реакций и физиологических процессов, которые изменяют ее внутреннее состояние. Эти процессы лежат в основе жизнедеятельности организма, позволяют ему выживать и адаптироваться к постоянно меняющейся окружающей среде, и изменяться самому в ходе адаптаций.

Клод Бернар

Клод Бернар определял гомеостаз как комплекс относительно постоянных химических показателей и физико-химических свойств внутренней среды организма. Например, клетки способны поддерживать относительно стабильный мембранный потенциал, сохраняя разность концентраций ионов снаружи и внутри клетки. Еще один пример: организм поддерживает строго определенную концентрацию солей в крови и межклеточной жидкости (0,9%) — это один из важнейших показателей гомеостаза. 

Каждая клетка, каждый многоклеточный организм обладают механизмами, которые позволяют удерживать показатели внутренней среды в относительно стабильном состоянии, несмотря на постоянные изменения как во внутренней среде, так и в окружающей среде. Причем в основе своей эти механизмы сходны у всех живых организмов: клетка реагирует на воздействия среды, изменяется, приспосабливается, сохраняя при этом стабильность собственной структуры и процессов жизнедеятельности.

Как поддерживать гомеостазВ нашем организме есть два механизма регуляциии координации функций структур организма. Первый механизм — гуморальный — регуляция функций при помощи биологически активных веществ, которые выделяются клетками разных тканей и органов, доставляются к другим клеткам (своим мишеням) кровью, лимфой и через тканевую жидкость. Эти жидкие ткани и составляют внутреннюю среду организма. Наиболее известная группа среди этих биологически активных веществ —гормоны, которые выбрасываются в кровь, разносятся ею по организму и влияют на множество клеток, заставляя их работать согласованно. 

Второй механизм регуляции — нервная регуляция

 — появился в ходе эволюции позже, но оказался эффективнее.

От рефлексов к поведениюИзучение нервной регуляции — следующий этап в формировании концепции о стрессе — привел к созданию рефлекторной теории. В развитие рефлекторной теории внесла серьезный вклад российская физиологическая школа. Систематические исследования рефлексов начались с работ Ивана Михайловича Сеченова. Они получили продолжение и развитие в работах И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Л.А.Орбели. 

Иван Сеченов и лягушки, опыты которые помогли в исследовании рефлексов

На основе этих исследований сложилось представление о механизмах, обеспечивающих согласованную, скоординированную работу клеток, органов и их систем, направленную на достижение одной общей цели, той, которая стоит перед организмом в целом. Рефлекторная теория позволила понять, как мозг воспринимает информацию, оценивает ее, принимает решения и как обеспечивает ответную системную реакцию организма. Эта теория положила начало системному подходу в анализе свойств живого, в анализе состояния клетки, органа, организма в целом.

Параллельно с развитием рефлекторной теории продолжались исследования внутренней среды организма, механизмов поддержания гомеостаза, но теперь уже на уровне высокоорганизованных животных, имеющих сложную нервную систему и специфический механизм адаптации к окружающей среде — поведение. Животные обладают широким репертуаром адаптивного поведения. И это не только врожденное поведение, но и поведение, которое особь приобретает в ходе индивидуального опыта, взаимодействуя со средой (успешно или неудачно), сохраняя этот опыт в памяти и далее воспроизводя его в разных ситуациях. 

В этой области особенно выделяются исследования  американского физиолога Уолтера Кеннона, который, опираясь на рефлекторную теорию, изучал механизмы поддержания гомеостаза у животных (кошек и собак), создавая для них стрессовые условия.

Именно Кеннон впервые использовал термин «стресс» применительно к механизмам поддержания гомеостаза. Стрессовые условия вызывали у животных ответные защитные реакции, которые были охарактеризованы как «бей или беги» (fight-or-flight). 

Стресс как система

Исследования Кеннона завершили оформление системного подхода к изучению стресса, доказывая, что организм всегда отвечает на любое воздействие целостно, т. е. реагируя на всех уровнях своей организации. И на психическом уровне, через восприятие и анализ информации, принятие решения (бежать или драться), и на уровне физиологическом, через процессы, которые обеспечат сохранение целостности организма и его внутренней среды, ее стабильных показателей.

Объединились все эти идеи в концепции стресса, которую предложил Селье. Он сформулировал определение стресса и разработал комплекс методов, позволяющих исследовать стресс-механизмы. 

Уолтер Кеннон в своей лаборатории (Является автором термина  «реакция «бей или беги»)

В своих первых клинических исследованиях в качестве модели стресса он изучал динамику развития инфекционных заболеваний. И обнаружил, что на начальных этапах на клеточном уровне ответные реакции сопротивления инфекции практически одинаковы — независимо от природы инфекционных заболеваний. Из этих исследований родилось представление о стрессе как о неспецифической (общей) реакции организма на любое воздействие. Селье предложил новый термин — общий адаптационный синдром. 

Изначально стресс изучали медики и биологи, поэтому речь всегда шла о вреде для организма. Но если стресс возникает как обязательная реакция на внешнее воздействие, возможно, он может быть полезным? А если стресс — это неизбежность (а это, скорее всего, так), то можно ли им управлять? И если им можно управлять, то каким образом? На эти вопросы невозможно получить ответ только в одной плоскости медицины, биологии или психологии. Речь о сложном человеческом организме, исследовать который эффективнее на стыке наук. 

Читайте также «Статья Г. Селье о стрессе, вызвавшая серьезную полемику и многочисленные исследования»

История учения о стрессе

10. 11.2015

Многообразие форм проявлений стресса, причин возникновения эффектов его влияния на здоровье и профессиональную деятельность обусловливается тем, что практически любой человек в течение своей жизни неоднократно переживает это состояние. По образному выражению N.H. Rizvi

«… стресс вездесущ; он является оттенком жизни: одним нравится его вкус и они используют его для достижения желаемого результата, другим он не нравится и их организм стремится отреагировать на стресс должным образом» [440, c. 103].

В то же время обширность пространства жизненных явлений и событий, индивидуальных особенностей человека, связанных с проявлением стресса, определяют многоплановость этого понятия, а подчас и недостаточную его четкость. Г. Селье сказал, что:

«стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в сознании представлений, отражающих хорошее знание проблемы и недостаточное ее понимание» [454, c. 127].

Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих.

Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 году, опубликована в 1950 году, а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних исследованиях.

В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях.

  1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.
  2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением.
    Эта реакция является защитно-приспособительной.
  3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.
  4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом.

Стадия тревоги  возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессоров разрешается на этой стадии.

Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Стадия резистентности  (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Стадия истощения  отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет другой – «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Г. Селье, и ведет к гибели или к старению. Предположение о существовании двух мобилизационных уровней адаптации поддерживается, как отмечает Л.А. Китаев-Смык, многими исследователями.

В настоящее время сравнительно хорошо изучена первая стадия развития стресса – стадия мобилизации адаптационных резервов («тревога»), на протяжении которой в основном заканчивается формирование новой «функциональной системности» организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды. Второй и третьей стадиям развития стресса, то есть стадии устойчивого расходования адаптационных резервов и стадии их истощения, посвящены немногочисленные исследования.

Характеризуя основную особенность концепции стресса, Л.А. Китаев-Смык отмечает, что «объект исследований Селье – неспецифические симптомы адаптации стресса – понятие относительное. Их можно “увидеть”, только вычленяя подобные симптомы из множества симптомов адаптации. Стресс – понятие, теряющееся при чрезмерно большом или чрезмерно малом круге наблюдаемых симптомов. В теоретических построениях Г. Селье присутствуют относительность причинности и целесообразность стресса. Относительно и понятие целостности носителя стресса: это локальные структуры в организме при “местном адаптационном синдроме”, это весь организм, отвечающий “общим адаптационным синдромом”, это та или иная совокупность людей при социально-психологических проявлениях эмоционального стресса».

Под влиянием взглядов Г. Селье внимание многих исследователей сфокусировалось на физических, биологических или морфологических изменениях, возникающих в результате действия стресс-факторов. При этом отходит на второй план динамика соотношений реакций организма с побуждающей причиной (стресс-воздействием) и внутренними, психологическими факторами данной личности. Детально изучаются гормональные, метаболические, нейрохимические сдвиги при развитии эмоционального стресса, но недостаточно сколько-нибудь систематизированных исследований по оценке динамики и сопряжения физиологических реакций организма с характеристиками адаптивного поведения и эмоциональным состоянием в разные периоды воздействия стресс-стимулов. Тем более не учитывается влияние психосоциальных факторов критических значений в развитии стресса у человека, роль когнитивных процессов в регуляции стрессовых реакций и преодолении стресса.

Эта теория не отражает те стрессовые эффекты, которые происходят в ответ на влияние среды «средней степени неблагоприятности» или такие, которые являются вредными только для некоторых людей, но безвредны для других. Поэтому у многих исследователей возникает неудовлетворенность при попытке изолированного рассмотрения стресс-реакции как комплекса биохимических (энергетических) процессов или исследования отдельных нейрофизиологических, вегетативных коррелятов психологического стресса.

Известно, что концепция Г. Селье об общем адаптационном синдроме не включает нервное звено регуляции ответной реакции организма на стресс-воздействия. Такой подход был подвергнут в свое время справедливой критике. Многочисленными последующими исследованиями отчетливо показано, что механизм неспецифической резистентности организма не может быть сведен к изменению уровня «адаптивных гормонов» в крови, а имеет гораздо более сложную природу. Нервной системе в регуляции явлений реактивности и адаптации организма принадлежит ведущая и решающая роль. Эмоциональное напряжение всегда сопровождает так называемый физический стресс. К. Лишшак и Э. Эндреци подчеркивают, что уровень секреции адренокортикотропного гормона определяется аффективным компонентом, «эмоциональным зарядом» активности. Эмоциональное возбуждение является единственным фактором, стимулирующим гормональную адаптационную реакцию. Гомеостатические реакции в свою очередь определяются поведенческой реакцией организма, выражающейся в подготовке к борьбе, бегству. Но при таком подходе, как указывает П.Д. Горизонтов, концепция стресса должна была бы первично рассматриваться не как физиологическая, а как поведенческая концепция.

Однако критические замечания в адрес теории Г. Селье не столько опровергали или ставили под сомнение основные ее положения, сколько раздвигали рамки, подтверждали принципиальную универсальность концепции и определяли перспективы ее развития.

Концепции стресса довольно быстро стали предметом психологических исследований, особенно после выступления Г. Селье перед Американской ассоциацией психологов в 1955 году. Почему эта концепция оказалась так популярна в психологическом мире? M. Applay и R. Trumbull утверждают, что это произошло по причине содержательной полноты этой концепции, – она по сути вобрала в себя все то, что определяется понятиями «тревога», «конфликт», «эмоциональный дистресс», «угроза собственного “Я”», «фрустрация», «напряженное состояние» и т. п. Кроме того, вследствие широкого применения этого понятия в биологии, оно открывало реальную возможность установления связи между физиологическими и психологическими явлениями.

Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления.

Основные этапные теории и модели стресса были подробно описаны нами ранее:

  1. Генетически-конституциональная теория , суть которой сводится к положению, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств. Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, которые могут снизить общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу.
  2. Модель предрасположенности  (diathesis ) к стрессу  основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий на развитие реакций напряжения.
  3. Психодинамическая модель , основанная на положениях теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания результирующих симптомов этого состояния Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни».
  4. Модель H.G. Wolff , согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней.
  5. Междисциплинарная модель стресса  – стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у большинства индивидов или отдельных их представителей и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и приводящих к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования.
  6. Теории конфликтов . Несколько моделей стресса отражают взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы. Основные причины напряжения связаны с необходимостью членов общества подчиняться его социальным нормативам. Одна из теорий конфликта полагает, что предупреждение стресса должно основываться на предоставлении членам общества благоприятных условий для развития и большей степени свободы в выборе жизненных установок и позиций. Теории конфликтов рассматривают также в качестве причин стресса факторы устойчивости социальных отношений, распределения экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах. Социальные аспекты лежат в основе и таких теорий стресса, как эволюционная теория социального развития общества, экологическая теория (роль социальных явлений в обществе), теория жизненных изменений (в семье, на работе и т. д.).
  7. Модель D. Mechanik . Центральным элементом в этой модели является понятие и механизмы адаптации. Адаптация определена автором как способ, которым индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, он имеет два проявления: 1) преодоление (coping) – борьба с ситуацией; 2) защита (defense) – борьба с чувствами, вызванными ситуацией. Преодоление, «овладение» ситуацией определяется целенаправленным поведением и способностями в принятии индивидами адекватных решений при встрече с жизненными задачами и требованиями.
  8. Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы . Модель физиологического стресса H. Selye модифицировал B.P. Dohrenwend. Он рассматривает стресс как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и неадаптивные реакции. Под стрессорными воздействиями он понимает прежде всего социальные по своей природе факторы, такие, например, как экономические или семейные неудачи, то есть объективные события – они нарушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь индивида. Эти события не обязательно негативны и не всегда ведут к объективному кризису.
  9. Системная модель стресса  отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации и т. п.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.
  10. Интегративная модель стресса . Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения и понятие которой определяется как проявление, воздействие на человека стимулов или условий, требующих от него превышения либо ограничения обычного уровня деятельности. Возникновение проблемы (трудностей с ее решением) сопровождается напряжением функций организма – если проблема не решается, напряжение сохраняется или даже нарастает – развивается стресс. Способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда факторов: 1) ресурсов человека – его общих возможностей по разрешению различных проблем; 2) личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной проблемы; 3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения; 4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему; 5) типа выбранного реагирования – защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяют выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.

Ключевые слова: Стресс

Источник: Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление: ПЕР СЭ; Москва; 2006

Материалы по теме

Профилактика стресса

Ладанов И. Д., Практический менеджмент

Методы профилактики стресса

Полин А.В., Медицинская психология

Профессиональный стресс. Теории и модели профессионального стресса

Мандель Б.Р., Психология стресса

Острая истерическая реакция у подростков (F44.8)

Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб…

Стресс у ребенка

Раттер М., Помощь трудным детям

Классическая концепция стресса

Щербатых Ю.В., Психология стресса и методы коррекции

Стресс в семье

Мандель Б.Р., Психология стресса

ПТСР у детей (F43.1)

Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб…

Тайная история науки о стрессе: прививки

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

1 из 8

Современное представление о стрессе зародилось на крыше в Канаде, когда горстка крыс замерзла на зимнем ветру.

Это был 1936 год, и к тому моменту владелец крыс, эндокринолог по имени Ганс Селье, стал экспертом в том, чтобы заставить крыс страдать ради науки.

«Он подвергал их экстремальным температурам, заставлял голодать в течение длительного времени или заставлял много заниматься спортом», — говорит историк медицины Марк Джексон. «Тогда он убьет крыс и осмотрит их органы».

Что было интересно Селье, так это то, что какими бы разными ни были пытки, которые он придумывал для крыс — от ледяного ветра до болезненных инъекций, — когда он вскрывал их, чтобы исследовать их кишки, оказывалось, что физические последствия его различных пыток всегда были одинаковый.

«Почти всегда эти крысы демонстрировали определенный набор признаков», — говорит Джексон. «Будут изменения, особенно в надпочечниках. Поэтому Селье начал предполагать, что подвергание животного длительному стрессу приводит к изменениям тканей и физиологическим изменениям с высвобождением определенных гормонов, которые затем вызывают болезнь и, в конечном итоге, смерть животного. »

Так родилась идея стресса и его потенциальных последствий для организма.

Но вот в чем дело: идея стресса родилась не у любого родителя. Он родился у Селье, ученого, решительно настроенного сделать концепцию стресса международной сенсацией.

Личность типа А в значительной степени является конструктом табачной промышленности.

Марк Петтикрю

«Он написал, я не знаю, 1500 книг и статей. Я имею в виду, это был огромный, огромный результат от этого человека», — говорит Джексон. «Он был невероятным человеком. Он спал всего четыре или пять часов в день. Он всегда первым приходил в лабораторию и последним уходил; его энергия была фантастической. Селье ездил по всему миру, проповедуя евангелие стресса».

Как писал Селье в своей биографии, Стресс моей жизни (одна из 39 книг, написанных им для продвижения концепции стресса): «Стресс был моим собором, и я буду полировать и совершенствовать его… Я знаю, что мой ребенок переживет меня».

Но Селье был не единственным известным ученым, решившим продвигать идею о том, что стресс представляет серьезную опасность для здоровья.

В середине 1950-х годов два американских кардиолога — Мейер Фридман и Рэй Розенман — выдвинули идею личности типа А.

Их аргумент, по сути, заключался в том, что в Америке существовал целый класс людей, жизнь которых была настолько полна стресса и напряжения, что их тела были особенно подвержены болезням, особенно сердечным приступам. Врачи опубликовали исследование, в котором утверждалось, что частота ишемической болезни у мужчин с типом личности А была в два раза выше, чем у других мужчин.

Эта идея об особой целеустремленной и чувствительной к стрессу подгруппе личности действительно захватила американское воображение.

«Вы все еще можете увидеть это сегодня», — говорит Марк Петтикрю, директор по исследованиям в области общественного здравоохранения в Лондонской школе гигиены и тропической медицины. «Буквально многие тысячи веб-сайтов до сих пор довольно некритично говорят о поведении типа А. Это все еще имеет влияние в популярной культуре».

Большинство людей, беспокоящихся об опасностях стресса, не осознают, говорит Петтикрю, что большая часть этих фундаментальных научных исследований стресса финансировалась и направлялась очень конкретным спонсором.

«Что никогда не ценилось, так это то, что табачная промышленность была главным спонсором и стимулятором исследований стресса», — говорит он. «В частности, работа Селье, а также исследования поведения типа А. Личность типа А в значительной степени является конструкцией табачной промышленности».

Подборка документов раскрывает влияние табака

За последнее десятилетие или около того Петтикрю и группа его коллег в Лондоне просматривали миллионы документов табачной промышленности, которые были заархивированы в Интернете в конце 90-х годов.0s в рамках судебного урегулирования с табачными компаниями.

Они обнаружили, что как работа Селье, так и большая часть работ, связанных с личностью типа А, находились под сильным влиянием производителей сигарет. Они были заинтересованы в продвижении концепции стресса, потому что это позволяло им утверждать, что именно стресс, а не сигареты, виноват в сердечных заболеваниях и раке.

«В случае с Селье они проверяли… содержание статьи, согласовывали формулировки статей, — говорит Петтикрю, — юристы табачной промышленности фактически влияли на содержание его сочинений, они подсказывали ему то, что он должен комментировать. »

Кроме того, по словам Петтикрю, они потратили огромные деньги на финансирование его исследований. Все это важно, говорит Петтикрю, потому что влияние Селье на наши представления о стрессе трудно переоценить. Дело было не только в том, что Селье придумал эту концепцию, но в свое время он был чрезвычайно уважаемой фигурой.

Эндокринолог Ганс Селье популяризировал идею стресса. Его опыты с крысами показали, что длительное воздействие стресса приводит к физиологическим изменениям в тканях крыс. АП скрыть заголовок

переключить заголовок

АП

Эндокринолог Ганс Селье популяризировал идею стресса. Его опыты с крысами показали, что длительное воздействие стресса приводит к физиологическим изменениям в тканях крыс.

АП

«Селье был одним из крупнейших ученых 20-го века, он был номинирован на Нобелевскую премию 10 раз, — говорит Петтикрю. «Поэтому я считаю невозможным и вводящим в заблуждение говорить о стрессе, не признавая того факта, что у него были очень, очень тесные рабочие отношения с табачной промышленностью. И они помогли ему сформировать свои идеи, а он помог им сформировать свои».

Это также относится к работе с личностями типа А и представлению о том, что сильный стресс личности, а не курение, вызывает сердечные заболевания, особенно у мужчин.

Петтикрю говорит, что, хотя ранние исследования, некоторые из которых финансировались табачными компаниями, показали связь между типом А и сердечными приступами, по мере накопления новых исследований первоначальные выводы Фридмана и Розенмана были подорваны.

«Проведено очень мало исследований, которые на самом деле показали, что поведение типа А является фактором риска заболевания, особенно ишемической болезни сердца», — говорит Петтикрю. «Из исследований, которые действительно показывают это, а их всего четыре, в трех из них исследователи имели какие-то контакты или деньги от табачной промышленности. Это не означает, и абсолютно не следует говорить, что все исследования поведения типа А запятнана табачными деньгами. Но это оказало серьезное искажающее влияние на эту область, которое, я думаю, осталось совершенно незамеченным».

NPR связалась с табачным подразделением Altria Philip Morris, основным спонсором исследований Type A, а также одним из основных спонсоров Selye. Компания не прокомментировала исследование; представитель сказал, что все исследования проводились слишком давно.

Непреходящий знак Селье

За годы, прошедшие после фундаментальной работы Селье, исследования стресса резко возросли. Нет никаких сомнений в том, что стресс, особенно хронический стресс в детстве, оказывает очень серьезное влияние на здоровье в долгосрочной перспективе.

Но теперь некоторые ученые утверждают, что наше обычное представление о стрессе — о том, что стресс всегда вреден для здоровья — слишком однобоко и не отражает того факта, что некоторая степень стресса действительно может принести пользу людям. Стресс — это не всегда плохо.

Тем не менее, нарратив о стрессе, продвигаемый табачной промышленностью посредством исследований и маркетинга, жив и здоров. Призрак из далекого прошлого продолжает формировать то, как мы видим и переживаем стресс.

Краткая история термина Стресс

Использование термина стресс теперь настолько интегрировано в наши мысли, что иногда кажется, что оно было здесь всегда. На самом деле стресс, как мы его сейчас думаем, является относительно новой концепцией, которая продолжает развиваться.

Стресс сквозь века

Если бы мы жили в 14 веке, то наверняка использовали бы термин стресс. Но, за одним или двумя примечательными исключениями, это имело бы очень мало общего с нашим психологическим состоянием, разве что косвенно. Стресс был больше связан с невзгодами, трудностями или какой-либо формой несчастья. Только 18 и 1920 века, когда начал происходить сдвиг в значении.

Как известно большинству людей, 18 и 19 века связаны с периодом интенсивного научного и промышленного прогресса. По мере развития науки язык адаптировался, чтобы приспособиться к этим изменениям и выразить их.

Физические науки, особенно инженерия, начали использовать такие термины, как напряжение , деформация , упругость , давление и эластичность для описания воздействия материалов. Почти каждый узнает эти выражения, обычно используемые в медицине и психологии. Другие, например привязка или точка разрыва , как правило, в наши дни не используются в профессиональных кругах, но они сохраняют свое место в повседневном языке, относящемся к эмоциям или поведению.

Стресс как психологическое понятие

Принятие термина «стресс» в качестве психологического понятия часто, хотя и ошибочно, приписывается Гансу Селье в 1936 году. как общий адаптационный синдром (ОАС).

Селье заявил, что в ответ на какой-либо внешний стрессор мы сначала реагируем, мобилизуя наши физические ресурсы, чтобы справиться со стрессором или избежать его. Селье назвал это стадией тревоги. Второй этап, называемый «сопротивлением», включает в себя попытки адаптироваться к внешнему стрессору или справиться с ним. В-третьих, стадия «истощения» возникает, если человек неоднократно подвергается воздействию стрессора и не может убежать или справиться с ним.

Как не прочь заметить историки психологии, Селье активно избегал употребления термина «стресс» до 19 лет.46. ​​Он остро осознавал тот факт, что стресс гораздо более тесно связан с понятиями «нервного напряжения», и изо всех сил старался избежать критики за неуместность его использования. Что касается точности, именно Уолтер Кэннон фактически разработал термин стресс в своей работе, посвященной реакции «бегство или бегство» в 1915 году.

Современный термин

способами и для разных целей. Если кто-то говорит, что находится в состоянии стресса, мы все знаем, что они имеют в виду, и в этом смысле мы стали рассматривать стресс как негативный опыт. Психологи также различают вредный стресс (дистресс) и позитивный стресс (эустресс).