История развития отечественной психологии: РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
История отечественной психологии — презентация онлайн
1. История Отечественной психологии ОЗД11 Шульга Александра Владимеровна
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИОЗД11 ШУЛЬГА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМЕРОВНА
История психологии – это
специальная область исследования
изучающая движения психологии на
протяжении всего пути ее
исторического развития.
Характеристика основных направлений в
отечественной психологии в конце XIX –
начале XX столетий представлена в работах:
В. В. Аншаковой, Е. А. Будиловой,
В. В. Большаковой, А. Н. Ждан,
В. П. Зинченко, В. А. Кольцовой, В.А
Мазилова, Т. Д. Марцинковской,
Е. В. Левченко, Н. А. Логиновой,
А. А. Никольской, А. В. Петровского,
В. А. Якунина, М. Г. Ярошевского и других
исследователей
В российской психологии можно выделить несколько
основных особенностей, характеризующих её
состояние на всем пути развития:
1. Идеологические установки интеллигенции;
2. Стремление к просвещению народных масс и тот
факт, что развитие психологии в России
направляется общественной ситуацией, а не
университетскими кафедрами, как на Западе;
Отсутствие развитого гражданского общества;
3. Центрация на человеке отечественной науки, как
следствие её социально-исторического развития;
4. Центральными вопросами в научной проблематике
были этические, а не познавательные вопросы, как
на Западе.
Естественные и гуманитарные науки этого времени
стремились создавать универсальные теории,
причем каждая претендовала на открытие
основных закономерностей развития общества и
человека:
1. Основы эволюционного направления в
палеонтологии были заложены Ковалевским;
2. Основы химии сформулировал Д.И. Менделеев;
3. Основы нервной физиологии и психологии
принадлежат И.М. Сеченову;
4. Разработкой теории общественного прогресса
занимались Михайловский и Лавров,
значительное место в работах которых стояли и
психологические проблемы.
.
Основные направление в отечественной
психологии:
1. психофизиологическое и
психиатрическое направления;
2. педагогическое направление;
3. философско-религиозное направление;
4. классическое направление,
представленное работами
университетских профессоров-психологов.
Отличительные особенности
отечественной психологии:
1. Антропоцентризм и рассмотрение
исторических и социальных изменений с точки
зрения человека и его практической пользы.
2. Ориентация науки на практическое
применение.
3. Упор на нравственные и этические проблемы в
исследованиях человеческой природы и
построении психологических концепций.
4. Изучение исторических аспектов этических
проблем человека.
5. Сверхличные элементы сознания понимались в
ключе их нравственной составляющей.
Психологическая мысль в России в XVIII в.
Просвещение в России : 1724 г. – открытие РАН, 1755 г. – открытие МГУ.
Условно психологами в это время можно назвать Ломоносова и Радищева:
они размышляли о материлистической природе души (то есть о том, что
ее нет как субстанции), ощущений (как реакции на внешнее воздействие),
о воспитании и его роли. Радищев еще говорит о бессмертии души
(будучи в ссылке в Сибири).
Историк В. Н. Татищев (1686-1750) — идея о зависимости умственного
развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума —
опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность.
В 1796 г. — первая русская книга, посвященная психологии — «Наука о
душе», автор И. Михайлов произвел систематизацию психологических
знаний в духе английского эмпиризма Локка.
М. В. Ломоносов (1711—1765).Заложил основы материалистической
русской психологи. Идеи Ломоносова развивали Я. П. Козельский и А. Н.
Радищев.
А.Н. Радищев (1749—1802)Ссылался на труды Гоббса, Декарта, Спинозы,
Локка, французских материалистов, обобщал успехи естествознания:
труды Линнея, Бюффона, опирался на знания по медицине, а также
материализм и гуманистическую этику.
Отечественная психология 19 века:
1. не голое копирование, но творческая
интерпретация достижений мировой
психологии;
2. привнесение нравственных и
этических идей;
3. идеи о роли культуры и слова.
20-30гг. Послеоктябрьский –
предвоенный период.
В этот период были разработаны крупнейшие
концепции советской психологии:
– доклад Корнилова «Психология и марксизм» провозглашение задачи создания «марксистской
психологии»
— культурно-историческая теория Выготского
— Субъектно-деятельностная психология
Рубинштейна
— психология деятельности Леонтьева
— психология установки Узнадзе
Основные теоретические
достижения советской психологии в
20-30 гг.:
1 Психика как функция, свойство
высокоорганизованной материи —
человеческого мозга.
2 Эволюционно-стадиальный характер
развития психики.
3 Признание человека в качестве активного
деятеля в окружающей его среде.
4 Признание культурно-исторической
обусловленности процесса развития психики.
Развитие советской психологии в годы
ВОВ и в послевоенный период.
Одним из основных направлений , являлось участие в
работе по восстановлению утраченных или нарушенных
психических функций в результате поражения мозга и
периферической нервной системы как следствия военных
травм. Лурия и нейропсихология.
Проблемы сознания, мышления, речи составляли ядро
общепсихологических и психолого — педагогических
исследований военных лет. Изучение сознания и вообще
психики человека на основе деятельностного подхода
проводилась также в работах Б.Г. Ананьева, П.И.Зинченко,
С.Л.Рубинштейна, А.А.Смирнова, Б.М. Теплова и других
ученых.
В работах А.Н.Леонтьева военных лет особое внимание уделялось исследованию генетического аспекта сознания, его
развития в процессе фило-онтогенеза..
«Павловская сессия» 4 июля 1950 г.
Главная задача сессии заключалась в том, чтобы
«вскрыть недостатки, мешающие дальнейшему
плодотворному развитию идей Павлова»
Психология была поставлена перед
необходимостью совершить поворот к павловской
физиологии, восстановить преемственность с
сеченовскими идеями. Перестройка психологии на
основе павловского учения способствовала более
четкой разработке методологических оснований
психологии, появлению новых
психофизиологических подходов и теорий,
определению специфических методов изучения
психических явлений. В конечном итоге
психологии удалось отстоять свою независимость от
претензий физиологии высшей нервной
деятельности.
Развитие психологической науки в период со
второй половины 60-х и до конца 80-х годов
Этот период в истории советской психологии
характеризуется активным включением психологии
в решение практических задач, расширением
исследовательского проблемного поля и ростом
прикладной ориентированности проводимых исследований, формированием новых научных
направлений и усилением связи с другими науками,
развитием комплексного подхода в познании
психической реальности и разработкой системной
методологии психологических исследований, укреплением организационной и материальнотехнической базы психологии, постановкой новых
теоретических проблем и разработкой
категориально-понятийного аппарата психологии.
Система методологических принципов психологии
— принцип диалектика — материалистического детерминизма
(причинная обусловленность любого психического явления объективным
материальным миром),
— принцип единства личности, сознания и деятельности (сознание —
личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность —
сознательна и личностна),
— принцип отражения (все психические явления суть результаты
непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание
которого детерминировано объективным миром),
— принцип развития (постепенное и скачкообразное усложнение психики как
в процессуальном, так и содержательном аспектах),
— принцип иерархичности психики (все психические явления
рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние
ступени субординирован-ны, т. е. подчинены и управляются высшими, а высшие,
включая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся),
— личностный принцип (индивидуальный подход к человеку как личности и
понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические
явления),
— принцип единства теории, эксперимента и практики (эксперимент,
опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю, и, вместе с ней,
подтверждается практикой как высшим критерием истины).
Особенности развития психологии в СССР в
60-80-е гг,:
1. расширение проблемного поля исследований;
2. углубление междисциплинарных связей и формирование
«стыковых» проблем, возникающих на пересечении
проблематики разных психологических дисциплин;
3. усиление связи с практикой и ее ориентирующей и
направляющей роли в развитии научно-исследовательской
деятельности;
4. изменение проблематики психологических
исследований под влиянием научно-технического
прогресса: теории информации и кибернетики, освоения
космоса, интенсификации инженерных разработок,
появления новых технологий, автоматизированных систем
управления и т. д.;
5. развитие комплексных исследований в психологии.
!!!системный подход
Психология во второй половине XX
века
Развитие психологии в этот период
определялось идеями, которые были
заложены еще в работах В.М. Бехтерева и
Л.С. Выготского. Закладывались основы
комплексного исследования человека, его
психофизической природы, отношений с
миром. Были открыты закономерности
становления индивидуального стиля
разной деятельности, выделены и описаны
типы личности.
Конец ХХ — начало ХХI века
Психология вступила в фазу своего расцвета. Психология
нынче — наука модная и, что более важно, очень
востребованная. Нарастает количество желающих получить
психологическое образование, психологи сегодня работают
и в бизнесе, и в образовании, и в политике, и даже в
правоохранительных органах. Одним из интересных
направлений современной психологии является психология
малых групп — исследование формальных и неформальных
группировок, феноменов лидерства и групповой
сплоченности. В последнее время новое значение
приобрело исследование семьи как малой группы:
выявление проблем возникновения и развития семьи,
связанных с ее основными социально-психологическими
функциями и задачами — рождением и воспитанием
ребенка, экономической и эмоциональной поддержкой
супругами друг друга и т.д.
Современная отечественная психология
переживает новый этап, где тесно
переплетаются практические и теоретические
проблемы. Изменившаяся социальная ситуация
привела к необходимости пересмотра некоторых
методологических основ. Надежды на
естественнонаучную психологию не
оправдались, а это привело к возрождению её
гуманитарной направленности. Ведущие
отечественные научные школы свое значение
сохранили и продолжают развиваться, но в
модифицированном виде.
На мой взгляд, смысл психологии как науки состоит в
том, чтобы попытаться понять, возможно, самую
сложную частицу мира — психику человека. Что нами
движет? Почему мы радуемся и страдаем, почему
ведем себя именно так, а не иначе? Что заставляет нас
желать нового? Почему порой мы не властвуем над
своим поведением? Какова роль психики в истории?
И отсюда возникает главный вывод — для того, чтобы с
пользой для людей толковать психологические
законы, психология должна их изучать и открывать. В
этом и состоит ее главная задача. В этом и состоит
специфика психологии как науки, которая
неисчерпаема и изменчива, как неисчерпаема и
изменчива сама суть человека. Это положение и
определяет всех проблем, тенденций и перспектив
развития психологии в начале ХХI века.
Бехтерев Владимир
Михайлович (1857–1927)
Российский невролог, психиатр,
психолог, физиолог и морфолог.
Исследовал лечебное применение
гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Ему
принадлежат работы по анатомии,
физиологии и патологии нервной
системы, социальной психологии.
Организатор и руководитель
Психоневрологического института и
Института по изучению мозга и
психической деятельности.
Сеченов Иван
Михайлович (1829 – 1905)
Русский физиолог, психолог,
основоположник русской
физиологической школы. Разработал
естественнонаучную теорию
психической регуляции поведения.
Исследовал дыхательную функцию
крови. Открыл явления центрального
торможения. Создатель объективной
теории поведения, заложил основы
физиологии труда, возрастной,
сравнительной и эволюционной
физиологии.
Выготский Лев
Семенович (1896 – 1934)
Советский психолог, разработал
культурно-историческую теорию.
Родился в семье служащего, окончил
юридический факультет
Московского университета и
одновременно историкофилософский факультет
университета им. Шанявского.
Работал в Московском
государственном институте
экспериментальной психологии.
Основал Институт дефектологии.
Алексей Николаевич
Леонтьев (1903 –1979)
Выдающийся отечественный
психолог. Разрабатывал культурноисторическую теорию, провел цикл
экспериментальных исследований,
раскрывающих механизм
формирования высших
психических функций
(произвольное внимание, память).
Работы посвящены проблемам
развития психики, инженерной
психологии, психологии
восприятия, мышления и др.
Рубинштейн Сергей
Леонидович(1889 – 1960)
Психолог, философ. Основоположник
деятельностного подхода в философии,
психологии, педагогике. Автор
оригинальной онтологии и
философской антропологии, с позиций
которых он принципиально по-новому
разработал теории человека, свободы,
субъекта и объекта, субъективного,
идеального и объективного,
психического и физиологического.
Владимир Николаевич
Мясищев (1894 – 1973)
Видный отечественный психолог,
психиатр, психотерапевт. Увлекался
изобразительным искусством,
литературой, музыкой, что
способствовало формированию у него
интереса к человеку, его мыслям,
чувствам, душевным переживаниям.
Разрабатывал научные проблемы
психологии, медицинской
психологии, психиатрии и
психотерапии.
Ананьев Борис
Герасимович (1907 –1972)
Создатель теории антропологической
психологии, организатор журнала
«Вопросы психологии». По его
инициативе и при активном участии в
Ленинграде были открыты НИИ
педагогики АПН РСФСР, Научноисследовательский институт
комплексных социальных
исследований, отделение и факультет
Психологии Ленинградского
государственного университета (ныне
СПбГУ).
Божович Лидия
Ильинична (1908-1981)
Российский психолог, главной областью
исследований которой была
педагогическая и детская психология. Она
изучала познавательные интересы
школьников, осуществляла
дифференцированный подход к выявлению
мотивов учебной деятельности,
занималась анализом личностных
конфликтов детей. В экспериментальном
плане были исследованы функции
самооценки, уровня притязаний в
мотивационно-потребностной сфере
ребенка.
Елисеева И.Н. История развития отечественной экстремальной психологии
Дисертация
- формат rtf
- размер 675,96 КБ
- добавлен 03 июня 2015 г.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии. МГУ. Москва. 2015. — 286 с. Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Олейник Ю.Н.
Цель исследования – анализ развития отечественной
экстремальной психологии как комплексного направления
психологического знания и практики с середины XVIII века и до
настоящего времени.
Предмет исследования – содержание и динамика психологических знаний, связанных с изучением проблем жизни и деятельности людей в экстремальных условиях, отраженные в продуктах деятельности отечественных ученых и специалистов-практиков.
Гипотеза исследования. Сочетание науковедческих подходов к изучению науки, рассматривающих ее как научное знание и социальную практику, и подходов к изучению истории психологии, учитывающих специфику психологического знания и психологической практики в социокультурном контексте, позволяет реконструировать историю развития отечественной экстремальной психологии и описать варианты ее перспективного развития.
Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна. Разработана четырехкомпонентная модель изучения исследовательской области на основе адаптации дисциплинарного подхода к изучению динамики области психологического знания и практики, определены критерии и индикаторы выделения периодов и этапов развития исследовательской области, предложены подходы к прогнозированию и управлению ее перспективным развитием.
Практическая значимость исследования связана с возможностью совершенствования учебно-методических комплексов по истории отечественной психологии и основам экстремальной психологии, а так же учебных программ, которые используются в подготовке и переподготовке кадров в области экстремальной психологии. Полученные данные могут использоваться также в деятельности психологических служб, обеспечивающих эффективную работу различных категорий специалистов в экстремальных условиях.
Оглавление.
Введение.
Теоретические основы исследования истории развития
отечественной экстремальной психологии.
Структурные компоненты науки как теоретическая основа изучения
развития области психологии.
Модель изучения развития научного направления.
Источниковая база изучения развития отечественной экстремальной
психологии Характеристика современной отечественной экстремальной
психологии.
Периоды и этапы развития отечественной экстремальной
психологии.
Период зарождения идей экстремальной психологии.
Период развития отечественной экстремальной психологии как
прикладного направления психологической науки.
Динамика проблемного поля научных исследований (диссертаций) по
экстремальной психологии.
Перспективы отечественной экстремальной
психологии.
Варианты развития отечественной экстремальной психологии.
Представления психологов об отечественной экстремальной
психологии.
Программа развития подготовки кадров в области экстремальной
психологии.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения:.
Компоненты и элементы модели изучения научного направления.
Основные темы фокусированного интервью экспертов.
Анкета участника конференции.
Перечень диссертаций по проблемам экстремальной психологии
1951-2012 гг.
Показатели факторов, определяющих динамику научных исследований
(диссертаций) в области экстремальной психологии.
Интервью экспертов (В.М. Звоников, В.Г. Кострица, Ю.С. Шойгу).
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
- Защита в чрезвычайных ситуациях
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Вестник Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях
- Академическая и специальная литература
- Физическая культура и спорт
- Спортивная периодика
- Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта
История психологической травмы
Травма, опасность, кризис и страх, по-видимому, преобладают в сегодняшней нестабильной среде. Человеку не нужно идти дальше телевизора в гостиной, чтобы увидеть картины смерти, разрушения и хаоса. Средства массовой информации представили травму как «главную новость» и «главные новости» до такой степени, что они должны соперничать за самую шокирующую историю за более высокие рейтинги. В 1990-е годы общественность была свидетелем многочисленных случаев психологических травм и кризисов людей. События включали, но не ограничивались, появлением дорожных беспорядков, насилием в школах и массовыми казнями учащихся, корпоративным насилием, трагедиями в авиакомпаниях, беспорядками в правительстве и импичментом президента. Эти образы не только сказываются на взглядах человека на общество; они сказываются на самочувствии человека. Длительное воздействие насилия и травм оказывает серьезное влияние на психологическое состояние человека. Потребность в модели вмешательства имеет первостепенное значение, чтобы помочь человеку справиться с жизненными трагедиями. Мы должны сначала определить природу травмы и кризиса, а затем рассмотреть современные модели лечения.
Кризис, согласно Гиллиленду и Джеймсу (1993), относится к восприятию события или ситуации как невыносимой трудности, которая превышает ресурсы и способности человека справляться с трудностями. Событие или ситуация могут проявляться во многих формах, но именно эмоциональная реакция на событие или ситуацию вызывает состояние кризиса. Этот кризис может быть слишком подавляющим для человека и может привести к тому, что человек отреагирует патологическим образом. Кризисное состояние может вызвать у человека мысли о самоубийстве и убийстве. Кризис сам по себе может нанести серьезный ущерб когнитивному, аффективному и поведенческому состоянию человека.
Кризисные лица получили психологическую травму. Психологическая травма – это болезнь бессильных (Герман, 1992, с. 33). Травма делает человека беспомощным и бессильным из-за подавляющей силы события. Травматическое событие, вызвавшее кризис, изменяет веру человека в справедливый мир. Событие или ситуация разрушает у человека чувство контроля, связи и смысла (Herman, 1992, стр. 33). Разум человека реагирует на эту травму так же, как тело реагирует на бедствие. Ум попытается достичь состояния гомеостаза. Психологическая травма представляет собой состояние острого дистресса, вызывающего нарушение сбалансированного состояния, что создает психологическую неуравновешенность (Everly & Mitchell, 19).99, с.2). Это психологическое неуравновешенность является результатом того, что обычные навыки человека справляться с ситуацией не в состоянии реагировать на психологическую травму. В результате этой реакции человек будет страдать от острого дистресса в сочетании с функциональными нарушениями.
Степень дистресса и функциональных нарушений может варьироваться от легкой до тяжелой. Без какой-либо формы облегчения кризиса человек может стать все более беспокойным, а его поведение может стать более разрушительным для нормального функционирования. Затем необходимо срочное вмешательство, чтобы помочь человеку достичь адаптивного функционирования к травме и кризису. Цели этого кризисного вмешательства, согласно Эверли и Митчелл (1997), должно включать: 1) стабилизацию симптомов острого дистресса, 2) восстановление «устойчивого состояния» психологического функционирования и 3) помощь в возвращении на адаптивный уровень функционирования. Вмешательство должно иметь дело только с текущим инцидентом травмы, вызвавшим кризис, а не с прошлым неадекватным функционированием.
Очевидно, что психологическая травма изменит психическое состояние человека. Кризисное вмешательство используется для оказания «первой помощи» этому измененному психическому статусу, что поможет уменьшить дистресс человека и способствовать адаптивному поведению. Существует множество теорий, связанных с психологической травмой, которые пытаются оказать столь необходимую «первую помощь» человеку в кризисной ситуации.
Изучение психологических травм берет свое начало в конце девятнадцатого века благодаря работам французского невролога Жана Мартен-Шарко. Шарко был первым, кто попытался изучить и определить болезнь, известную как «истерия». До исследований Шарко истерия считалась болезнью с бессвязными и непонятными симптомами (Herman, 1992, стр. 10). Шарко смог очень подробно задокументировать развитие и характеристики болезни. Шарко смог продемонстрировать, что болезнь носит психологический характер. Он продемонстрировал свою теорию, искусственно вызывая симптомы болезни у пациентов с помощью гипноза. Шарко не смог установить характер заболевания и не предложил разумного вмешательства для лечения. Целью его учеников, в том числе Зигмунда Фрейда, Уильяма Джеймса и Пьера Жане, было исследование природы и возможного лечения истерии.
И Джанет, и Фрейд пришли к выводу, что симптомы истерии являются результатом психологической травмы. Они считали, что симптомы были результатом измененного состояния сознания, вызванного невыносимой эмоциональной реакцией на травмирующие события. Джанет назвал эту реакцию «диссоциацией», а Фрейд назвал ее «двойным сознанием» (Herman, 1992, стр. 12). Джанет и Фрейд обнаружили, что симптомы можно облегчить, если пациент сможет вербализовать травматическое событие, хранящееся в бессознательной памяти. Джанет назовет это лечение «психологическим анализом», а Фрейд в конце концов назовет его «психоанализом». Работа Джанет, Фрейда и коллеги Фрейда Джозефа Брюера положила начало современной психотерапии. Этот метод лечения позволил бы человеку обсудить истерию таким образом, который способствовал бы облегчению симптомов.
Психоаналитическая теория доминировала в исследованиях травм в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Психоанализ стал «изучением внутренних превратностей фантазии и желания, оторванных от реальности опыта» (Herman, 1992, стр. 14). Фрейд основывал большую часть своих исследований на изучении сексуальной жизни женщин. Фрейд обнаружил корреляцию между женщинами, подвергшимися сексуальному насилию, и истерическим поведением. Позже Фрейд отказался от своего исследования истерик у женщин, сообщив, что женщины не подвергались сексуальному насилию. Он сообщил, что пациенты «придумывали» фантазии о сексуальном насилии. Это отречение стало поворотным моментом в сторону от изучения истерии и травмы как связанных с бессознательным.
После смерти Шарко и отказа от работы Фрейда во время Первой мировой войны возобновились исследования психологических травм. Чарльз Майерс, британский психолог, был одним из первых, кто исследовал солдат, пострадавших от того, что он назвал «контузией». (Герман, 1992, стр. 20). Считалось, что это нервное расстройство является результатом сотрясения мозга от разрывающихся снарядов. Позже было обнаружено, что солдаты, не участвовавшие в боях, страдали тем же нервным состоянием, что и солдаты в бою. Продолжительное воздействие войны и ее последствий вызвало у мужчин истерические симптомы, сходные с симптомами, описанными Шарко и Фрейдом у женщин. Диагноз «боевой невроз» не считался «почетным». Традиционалисты поставили под сомнение моральную целостность солдата и задались вопросом, следует ли лечить солдата с этим расстройством. Традиционалисты рассматривали солдата, страдающего боевым неврозом, как труса и неполноценного человека (Герман, 1992, с. 22). Льюис Йелланд, британский психиатр, придерживался убеждений традиционалистов. Йелланд использовал метод, который включал угрозы, наказание и позор. Если солдат проявлял мутизм из-за последствий психологической травмы, Йелланд применял электрические разряды к горлу солдата, пока солдат не заговорил. Йелланд наносил удары током после того, как привязывал солдата к стулу и часами выкрикивал патриотический жаргон.
Традиционалистская точка зрения сохраняла свою форму лечения до тех пор, пока врач У.Х.Р. Риверс не предложил более гуманное лечение, основанное на психоаналитических принципах. Его работа с молодым офицером Зигфридом Сассуном продемонстрировала, что гуманный подход к лечению может помочь солдату вернуться в бой без истерических симптомов. Подход Риверса оказался успешным, но через несколько лет после Первой мировой войны интерес к боевым неврозам угас.
Абрам Кардинер, американский психиатр, получивший образование в Вене, начал свои исследования боевых неврозов в 1920-х годах. Кардинер впервые попытался разработать теорию боевого невроза с психоаналитической точки зрения. В конце концов он отказался от теории и заменил ее структурой, основанной на исследованиях Джанет. В 1941 году Кардинер опубликовал свою вторую книгу «Травматические неврозы войны», которая в конечном итоге уступила место его разработке современной концепции травматических синдромов.
Во время Второй мировой войны Кардинер присоединился к другому американскому психиатру, Герберту Шпигелю, чтобы пересмотреть его текст и начать лечение, основанное на работе Риверса. Кардинер и Шпигель обнаружили, что солдаты страдают от потери привязанности к своей боевой единице. Тогда лечение должно быть относительно близко к фронту битвы и включать воссоздание травматического события с помощью гипноза. Эта форма лечения оказалась эффективной, но Кардинер и Шпигель предупредили военного психиатра, что эффект лечения не будет постоянным из-за длительного воздействия травмы на психику. Этот стиль лечения применялся на практике до конца Первой мировой войны, когда в очередной раз исследования травм сошли на нет.
Война во Вьетнаме станет очередным появлением двух американских психиатров, Роберта Лифтона и Хаима Шатана, в интересах борьбы с неврозами. Лифтон и Шатан организовали «рэп-группы» для ветеранов боевых действий, страдающих от психологической травмы войны и антивоенных настроений. Эти «рэп-группы» предлагали солдатам возможность обсудить свой опыт и повысить осведомленность о последствиях войны (Herman, 1992, стр. 27). К 1970-м годам «рэп-группы» распространились по стране, вынудив Управление по делам ветеранов начать исследование последствий боевого воздействия на солдат. Также в это время феминистское движение начало повышать осведомленность о повседневном насилии в сексуальной и домашней жизни женщин. Женщины страдали теми же последствиями боевого невроза в своей гражданской жизни. Последствия изнасилования, сексуального насилия и сексуального насилия были более распространены среди женщин, чем травма войны для мужчин. Фрейд коснулся этой сексуальной проблемы до своего отречения за несколько десятилетий до появления феминистского движения.
В 1980 году Американская психиатрическая ассоциация разработала категорию посттравматических стрессовых расстройств. Эта категория была основана на работе Кардинера. Он включал травматические симптомы, от которых страдают все пострадавшие от травмы. Эта категория расстройств породила проблему лечения таких расстройств. Теории кризиса и кризисного вмешательства начали формироваться на фоне вновь обретенного понимания травматического стресса.
Не существует единой теории или школы мысли, которая охватывала бы все модели кризиса или кризисного вмешательства (Gilliand & James, 1993, с. 16). В начале 1980-х гг. возникли три теории кризиса: 1) базовая теория кризиса, 2) расширенная теория кризиса и 3) прикладная теория кризиса. Основная теория направлена на то, чтобы помочь людям, находящимся в кризисе, распознать и изменить когнитивные, поведенческие и эмоциональные искажения, временно вызванные травмирующим событием. Разрешение этих временных дезадаптивных состояний может привести к позитивному саморазвитию и уменьшению негативных чувств. Расширенная теория опирается на психоаналитическую, системную, адаптационную и межличностную теории. Эта теория утверждает, что любой может стать жертвой преходящих психологических симптомов, если существует правильное сочетание детерминант развития, психологических, социологических, экологических и ситуационных детерминант. Прикладная теория представляет собой более гибкий подход, согласно которому каждый человек по-разному реагирует на тот или иной кризис. Эта теория поддерживает три типа кризиса: 1) нормальный кризис развития, 2) ситуационный кризис и экзистенциальный кризис.
Три кризисные теории открыли двери для кризисного вмешательства. Все модели кризисного вмешательства основаны на теории (Gilliand & James, 1997, стр. 21). Были разработаны три основные модели кризисного вмешательства. Модели представляют собой модель равновесия, когнитивную модель и модель психосоциального перехода. Модель равновесия помогает человеку достичь состояния докризисного равновесия. Равновесие используется в результате попадания человека в состояние неравновесия после кризиса. Модель поможет человеку восстановить чувство контроля над неисправными навыками преодоления трудностей. Основная предпосылка когнитивной модели заключается в том, что люди могут взять кризис под контроль, изменив свое мышление (Gilliand & James, 19).97, с. 22). Эту предпосылку лучше всего описать, рассматривая состояние кризиса как ошибочное представление о событиях, разворачивающихся вокруг кризиса. Модель психосоциального перехода аналогична когнитивной модели. Эта модель утверждает, что человек должен взять под контроль свои внутренние и внешние трудности, связанные с кризисом. Индивидуум должен будет использовать навыки преодоления трудностей и социальную поддержку с адекватными ресурсами, чтобы найти некризисное состояние.
Вышеупомянутые теории и модели были результатом исследований, проведенных в конце XIX века. 70-х и на протяжении 1980-х гг. После почти 100 лет исследований значение кризисного вмешательства после психологической травмы, по-видимому, возросло. Это новое исследование начало раскрывать многие другие аспекты психологической травмы. Сексуальное насилие над детьми теперь рассматривалось в той же категории, что и посттравматическое стрессовое расстройство. В 1998 году Кристин Куртюа, клинический психолог, написала книгу «Исцеление инцестной раны», которая стала одним из первых текстов, описывающих лечение взрослых, переживших сексуальное насилие (Чу, 19 лет).98, с. 11). Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, и взрослые, пережившие насилие, демонстрировали такое же неадекватное функционирование, как пережившие изнасилование женщины и ветераны боевых действий мужчины.
Тенденция продолжилась исследованиями последствий травм, проводимых гражданскими парапрофессионалами, такими как полицейские, техники скорой медицинской помощи, фельдшеры и пожарные. Новая модель кризисного вмешательства начала формироваться благодаря исследованиям бывшего фельдшера и клинического психолога. Джеффри Митчелл и Джордж Эверли разработали модель кризисного вмешательства, предназначенную специально для помощи в «предотвращении острого, инвалидизирующего психологического дисбаланса и быстрого восстановления адаптивного функционирования после критического (кризисного) инцидента» (Everly & Mitchell, 19).99, с. 12). Эта модель, впервые использованная с парапрофессионалами, помогла человеку справиться с кризисом и позволила ему вернуться к нормальной работе. Это та же самая предпосылка лечения, которую использовали Кардинер и Шпигель во время Второй мировой войны. Эверли и Митчелл (1999) определили управление стрессом при критических инцидентах как интегрированный и всеобъемлющий многокомпонентный программный подход к предотвращению и смягчению кризисных состояний и последующего стресса при критических инцидентах. Позже Митчелл разработал метод под названием «Разбор полетов при стрессе при критических инцидентах» (CISD). CISD — это прямая, ориентированная на действие техника кризисного вмешательства, предназначенная для предотвращения травматического стресса после травматического события (Everly & Mitchell, 19). 88, с. 8).
После того, как было определено и усовершенствовано управление стрессом при критических инцидентах (CISM), в 1989 году был создан Международный фонд стрессоустойчивости при критических инцидентах (ICISF). Это была первая и крупнейшая стандартизированная организация по реагированию на кризисные ситуации в мире. ICISF был посвящен профилактической психиатрической помощи людям, находящимся в кризисе. В 1992 году Американский Красный Крест стал первым агентством, которое формализовало обучение оказанию помощи при стихийных бедствиях с использованием многокомпонентной сети психического здоровья. Американский Красный Крест был назначен группой быстрого реагирования вместо авиакатастрофы. Основное внимание ICISF уделялось реакции парапрофессионала на психологическую травму, тогда как Американский Красный Крест сосредоточился на гражданских лицах.
Во время крупных стихийных бедствий в 1990-х годах широко использовались услуги Американского Красного Креста и ICISF. Эти две организации сыграли жизненно важную роль в процессе выздоровления после бомбардировки федерального здания в Оклахома-Сити в 1995 году и массовой авиакатастрофы TWA 800 в 1996 году. В 1994 году Американская психиатрическая ассоциация опубликовала четвертое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам. Расстройства (DSM-IV). В этом выпуске теперь признается острое стрессовое расстройство, в котором подчеркиваются нарушения, обнаруженные при посттравматическом стрессовом расстройстве. К 1995, исследования острого стрессового расстройства и посттравматического стрессового расстройства были на рекордно высоком уровне. OSHA, Комиссия Гора, ВВС США и Береговая охрана США начали внедрять модели и методы кризисного вмешательства по всей стране. Потребность в соответствующих моделях кризисного вмешательства для лиц, переживших травму, оказалась на пике популярности.
В 1997 году Франсин Шапиро, клинический психолог, разработала форму терапии для преодоления беспокойства, стресса и травм. Эта терапия отошла от нынешних моделей и тенденций, поскольку была объявлена «лекарством от травмы». Терапия Шапиро называлась «Десенсибилизация и переработка движениями глаз» (EMDR). Эта форма терапии работала с быстрыми движениями глаз, чтобы последовательно уменьшать тревогу с течением времени (Шапиро, 19 лет).97, с. 10). Шапиро объединил методы многих школ психотерапии, включая психодинамическую, когнитивную, системную и телесно-ориентированную. Шапиро двигала пальцем перед травмированным человеком, побуждая человека следить за пальцем только глазами. Во время этого процесса Шапиро заставлял человека рассказывать о травмирующем событии и начинал обрабатывать характер, эмоции и поведение, связанные с травмирующим событием. Шапиро сообщила об огромных успехах этой техники, но не смогла предоставить никаких клинических данных, подтверждающих ее выводы. Клиницисты, обученные Шапиро и ее персоналом, только санкционируют технику Шапиро.
В настоящее время многие другие формы терапии травм, такие как терапия мысленного поля, разрабатываются и используются по всей стране. Исследования психологических травм и последствий травм неуклонно расширяются. Огромные успехи в кризисном вмешательстве появились только за последние три десятилетия, но это только из-за количества травм, обнаруженных в мире. Первоначально травмы изучались только из-за войн и трагедий. Если не будет стимула к устойчивым исследованиям или уровень насилия в нашем обществе снизится до приемлемого уровня правительством, исчезнут ли исследования травм, как это было в прошлом? Простая истина заключается в том, что травма во всех формах является частью человеческого опыта. Все люди будут страдать от той или иной формы травмы в своей жизни. Методы кризисного вмешательства дают жертвам надежду на прочное и психически здоровое будущее.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Американская психиатрическая ассоциация. (1994) Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (4-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Автор.
Бланшар, Э. Б. и Хинклинг, Э. Дж. (1997) После аварии: оценка и лечение выживших в автокатастрофе. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Briere, J. (1997) Психологическая оценка посттравматического стресса у взрослых. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Каллахан, Р. Дж. (1995) Связь между тревогой и зависимостью: избавьтесь от аддиктивных побуждений с помощью терапии мыслеполя. Индиан-Уэллс, Калифорния: Методы Каллахана.
Чу, Дж. (1998) Восстановление разрушенных жизней: ответственное лечение сложных посттравматических и диссоциативных расстройств. Канада: John Wiley & Sons, Inc.
Everly, GS & Mitchell, JT (1999) Управление стрессом при критических инцидентах: новая эра и стандарт помощи при кризисном вмешательстве (2-е изд.). Элликотт-Сити, Мэриленд: Издательская корпорация Chevron.
Эверли, Г. С. и Митчелл, Дж. Т. (1993) Анализ стресса при критических инцидентах: руководство по предотвращению травматического стресса среди служб экстренной помощи и аварийных служб. Элликотт-Сити, Мэриленд: Издательская корпорация Chevron.
Everstine, D.S. & Everstine, L. (1993) Реакция на травму: Лечение эмоциональной травмы. Нью-Йорк: WW Norton & Company.
Фланнери, Р. Б., младший (1992) Посттравматическое стрессовое расстройство: руководство жертвы по исцелению и выздоровлению. Нью-Йорк: Издательская компания Crossroad.
Фуллертон, К.С. и Урсано, Р.И. (ред.). (1997) Посттравматическое стрессовое расстройство: острая и долгосрочная реакция на травму и катастрофу Вашингтон, округ Колумбия: American Psychiatric Press, Inc.
Гиллиленд, Б.Ф. и Джеймс, Р.К. (1988) Стратегии кризисного вмешательства (2-е изд.). Пасифик-Гроув, Калифорния: Издательство Brooks/Cole Publishing Company.
Гиллиланд, Б.Ф. и Джеймс, Р.К. (1997) Стратегии кризисного вмешательства (3-е изд.). Пасифик-Гроув, Калифорния: Издательство Brooks/Cole Publishing Company.
Герман, Дж. Л. (1992) Травма и восстановление: последствия насилия от домашнего насилия до политического террора. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Основные книги.
Horowitz, MJ (1997) Синдромы реакции на стресс: посттравматическое стрессовое расстройство, горе и расстройства адаптации (3-е изд. ). Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон, Инк.
Джонсон, К. (1998) Травма в жизни детей: методы управления кризисом и стрессом консультантов, учителей и других специалистов (2-е изд.). Аламеда, Калифорния:
Hunter House, Inc.
Шапиро Ф. и Форрест М.С. (1997) EMDR: революционная терапия для преодоления беспокойства, стресса и травм. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Основные книги.
Лиза Гудман — Школа образования и человеческого развития Линча
- дом
- Факультет и исследования
- Справочник факультетов
- Лиза Гудман
Отдел
CDEP Консультирование, психология развития и образования
Профиль
Лиза А. Гудман — клинический психолог и профессор кафедры консультирования и прикладной психологии развития Бостонского колледжа. Она использует подход к исследованию с участием сообществ для изучения насилия со стороны интимного партнера, стремясь показать, как пострадавшие используют свои социальные сети для исцеления и безопасности, а также как улучшить системные ответные меры. Ее исследование подчеркивает сильные стороны и потребности маргинализированных выживших, в том числе цветных сообществ и людей, оставшихся без жилья. Она написала более 120 статей и глав по этим темам и получила гранты от Национального института юстиции и Национального института психического здоровья.
Д-р Гудман консультирует национальные и местные организации по борьбе с домашним насилием, а также является сокоординатором Программы оценки и исследований в области домашнего насилия. Доктор Гудман также интересуется педагогикой социальной справедливости и практикой психического здоровья, которые выходят за рамки 50-минутного часа. Она получила национальные награды за выдающиеся достижения в области преподавания и наставничества, в том числе премию Элизабет Херлок Бекман.
Выберите публикации
- Уилсон, Дж. и Гудман, Л.А. (2021). «Сообщество выживших»: обоснованное теоретическое исследование организационной поддержки защитников переживших насилие в агентствах по борьбе с домашним насилием. Насилие против женщин.
- Гудман, Л.А. и Эпштейн, Д. (2020). Covid-19 и пандемия одиночества: последствия для переживших насилие со стороны интимного партнера. Журнал семейного насилия.
- Гудман, Л.А., Эпштейн, Д., Хейлз, Х., Слокам, А. Вольф, Дж., Койн, К., и МакКрени, А. (2020). От изоляции к связи: практика и перспективы открытых приютов для жертв домашнего насилия. Журнал межличностного насилия.
- Гудман, Л. А. и Фаучи, Дж. Э. (2020). Длинная тень разделения семьи: структурное и историческое введение в обязательное сообщение в контексте домашнего насилия. Журнал семейного насилия, 35, 3, 217-223.
- Вульф, Дж. и Гудман, Лос-Анджелес (2020). Оружейное угнетение: злоупотребление идентичностью и психическое здоровье в ЛГБТ-сообществе. Психология насилия, 10, 100–109.
- Борхес, А.М. и Гудман, Лос-Анджелес (2019). Учет бедности в терапевтическом процессе: адаптации опытных терапевтов. Консультативная психология ежеквартально.
- Эпштейн, Д. и Гудман, Лос-Анджелес (2019). Пренебрежение достоверностью: сомнение в показаниях и игнорирование опыта жертв домашнего насилия и других женщин. University of Pennsylvania Law Review, 167, 399-461.
- Гудман, Л.А., Уилсон, Дж.М., Хелм, Дж.Э., Гринштейн, Н., и Меджитова, Дж. (2018). Стать защитником: процессы и результаты модели обучения защите интересов, ориентированной на отношения. Психолог-консультант, 46, 2, 122-152.
- Гудман, Л.А., Эпштейн, Д., и Салливан, К.М. (2018). Помимо RCT: сочетание строгости и актуальности для оценки результатов программ по борьбе с домашним насилием. Американский журнал оценки, 39, 58-70.
- Гудман, Л.А., Томас, К.А., Ннавулези, Н., Липпи, К., Серрата, Дж.В., Ганбарпур, С. Салливан, К. и Бэр-Мерритт, М.Х. (2018). Привнесение совместных исследований на уровне сообществ в стипендию о домашнем насилии: онлайн-инструментарий. Журнал семейного насилия. 33, 2, 103–107.
Избранные гранты
- 2020-2021. Премия Corcoran Center Community Engagement. Преподавание и обучение с Project Hope. 2000 долларов (главный исследователь).
- 2019-2020. Доверие сообщества Нью-Йорка через Safe Horizon, Открытие скрытых убежищ: обещания и подводные камни. 50 000 долларов (главный исследователь).
- 2016-2018 гг. Национальный ресурсный центр по домашнему насилию, Объединение исследований с участием сообществ с исследованиями по домашнему насилию: онлайн-инструментарий для начинающих исследователей. 26 110 долларов (главный исследователь).
- 2013-2017 гг. Департамент здравоохранения и социальных служб, Управление по делам детей, молодежи и семьи.