Известные российские психологи: Психологическая газета — регулярное электронное издание | Кто есть кто
5 всемирно известных психологов, имена которых должен знать каждый
О психологии, или науке о душе, мир знал еще во времена античности. Именно тогда она зародилась. На протяжении многих лет эту науку меняли, развивали, дополняли.
Огромную лепту в это внесли психологи, исследовавшие внутренний мир человека. Они написали множество трактатов, статей и книг, на страницах которых поведали миру что-то новое, то, что перевернуло взгляд на многие вещи.
В этом материале estet-portal.com представляет Вашему вниманию имена самых знаменитых психологов мира, цитаты которых часто встречаются в книгах, журналах и газетах. Это те люди, которые прославились на весь мир своими открытиями и научными взглядами.
1. Зигмунд Фрейд – самый знаменитый психолог мира, основавший психоанализ
2. Абрахам Харольд Маслоу – автор пирамиды потребностей человека
3. Виктор Эмиль Франкл – основоположник логотерапии
4. Алоис Альцгеймер – психиатр, изучавший патологии нервной системы
5. Дейл Карнеги – самый знаменитый психолог мира, гуру человеческих взаимоотношений
Зигмунд Фрейд – самый знаменитый психолог мира, основавший психоанализ
Об этом великом австрийском психологе, психоаналитике, психиатре и неврологе наверняка многие из Вас наслышаны. Именно его пытливость в познании природы человека и проницательный ум натолкнули его на следующую идею: причина нервного расстройства кроется в целом комплексе сознательных и бессознательных процессов, которые тесно взаимодействуют друг с другом.
Поэтому самый влиятельный психолог мира и создал психоанализ – специфический метод лечения психических расстройств, который принес Фрейду всемирное признание.
Суть психоанализа Фрейда состоит в следующем: пациент перестает контролировать свои мысли и говорит первое, что приходит ему на ум посредством ассоциаций, фантазий и снов.
На основании всего этого аналитик делает заключение о том, какие бессознательные конфликты привели к проблеме. Затем специалист истолковывает его пациенту, чтобы найти пути решения проблемы.
Этот новаторский метод лечения психических расстройств оказал огромное влияние на медицину, психологию, антропологию, социологию, литературу, а также искусство XX века.
Несмотря на то, что он критиковался и критикуется до сих пор в научных кругах, он широко используется в наше время.
Абрахам Харольд Маслоу – автор пирамиды потребностей человека
В число самых влиятельных психологов мира входит также Абрахам Харольд Маслоу. Американский психолог основал гуманистическую психологию, согласно которой человек с самого рождения стремиться к самосовершенствованию, творчеству и самодостаточности.
Иными словами, человек – творец собственной жизни, имеющий свободу выбора и развития стиля жизни, если только не мешают физические или социальные воздействия.
Среди научных работ всемирно известного мыслителя особого внимания заслуживает «Пирамида Маслоу». Она состоит из специальных диаграмм, отражающих потребности человека, которые психолог распределил по мере возрастания.
Они представлены на следующей картинке:
Такое распределение автор объясняет тем, что пока человек испытывает физиологические потребности, он не может испытывать потребности, которые находятся на самом высоком уровне. Пирамида Маслоу сегодня широко используется в экономике.
Виктор Эмиль Франкл – основоположник логотерапии
Виктор Эмиль Франкл вошел в список самых известных психологов мира неслучайно. Ведь, являясь еще и психиатром, а также философом, он создал Третью Венскую Школу психотерапии.
Среди самых популярных научных трудов мыслителя следует выделить работу «Человек в поисках смысла». Именно эта монография стала толчком к развитию логотерапии – нового метода психотерапии.
Согласной ей, стремление человека найти и реализовать свой смысл жизни в мире – это первичная мотивирующая сила.
Главная задача логотерапии, которую создал Франкл, – помочь человеку сделать свое прошлое, сегодняшнее и будущее более осмысленным, избавив таким образом его от невроза.
Угнетение этой потребности Франкл назвал экзистенциальной фрустрацией. Это психологическое состояние нередко приводит к психическим и невротическим расстройствам.
Алоис Альцгеймер – психиатр, изучавший патологии нервной системы
Фамилия немецкого психиатра и невролога наверняка известна многим из Вас. Ведь ею названо широко известное психическое расстройство, сопровождающееся нарушением памяти, внимания, работоспособности и дезориентации в пространстве. А именно – болезнь Альцгеймера.
Всю свою жизнь невролог посвятил изучению различных патологий нервной системы. В своих статьях он освещал такие темы, как шизофрения, атрофия мозга, алкогольный психоз, эпилепсия и много чего другого.
Труды немецкого психиатра и сегодня широко используются во всем мире. Так, для того, чтобы продиагностировать болезнь Альцгеймера, используются те же методы диагностики, которые невролог применял еще в 1906 году.
Дейл Карнеги – самый знаменитый психолог мира, гуру человеческих взаимоотношений
Американский педагог-психолог, Дейл Карнеги хотел стать преподавателем, чтобы выделиться и добиться признания, ведь в юности он стыдился своей внешности и бедности.
Поэтому он решил попробовать себя в ораторском искусстве. Отдавая всего себя тренировкам и отработке речи, он добивается своего и начинает свою деятельность с преподавания сценического искусства и риторики.
Затем он создает собственный институт ораторского искусства и человеческих отношений, где обучает всех желающих навыкам коммуникации, которые он создал сам.
Дейл Карнеги был не только знаменитым педагогом, психологом, оратором-мотиватором и лектором, но и писателем. В 1936 году была опубликована его книга «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», которая стала мировым бестселлером. В ней автор понятным языком, на основе примеров из жизни, объясняет читателям, что нужно делать, чтобы добиться уважения, признания и популярности.
Безусловно, влиятельных мировых психологов куда больше. Но мы не стали акцентировать внимание на каждом их них. А лишь выделили тех личностей, имена которых должен знать каждый.
Ведь их труды являются поистине ценными, поскольку они изменили жизни многих людей. В них изложена та информация, которую может использовать каждый человек для решения той или иной сложной ситуации, обретения ценных жизненных навыков, улучшения взаимоотношения с окружающими, а также для того, чтобы наполнить свое существование смыслом.
Лауреаты нобелевской премии: самые популярные открытия в медицине
Вам может біть интересно: Тест для проверки памяти.
§ 5. Выдающиеся российские психологи и их вклад в мировую психологическую науку.
Развитие психологии в России. Развитие психологии в разных странах, несмотря на общие закономерности, имело свои специфические особенности. Это относится и к отечественной психологии. Последние полтора века психологические идеи интенсивно развивались и в российском научном знании. С 60-х годов XIX века физиологические взгляды на психику разрабатывались И.М. Сеченовым. Как уже отмечалось, первую лабораторию экспериментальной психофизиологии в 1885 г. организовал В.М. Бехтерев, который, развивая идеи Сеченова, сформулировал концепцию психологии как науки, использующей объективные методы, и предложил целостную программу её развития. В это же время всемирное признание получают работы И.П. Павлова (1849–1936) по условным рефлексам. Усилиями этих выдающихся ученых в отечественной психологии был утвержден приоритет рефлексологического подхода, оказавшего влияние на развитие всей мировой психологии.
После Октябрьской революции 1917 г. растет интерес к социально-психологическим проблемам, проблемам личности, возникают новые направления исследований: психотехника, педология, реактология и т.п. В это время Л.С. Выготским (1896–1934) создается культурно-историческая концепция психического развития. Понимая, что объяснить сознание человека законами биологической эволюции невозможно, Выготский обращает своё внимание на орудие как средство специфической человеческой деятельности и формирует фундаментальную идею об опосредственном характере психической деятельности человека: орудием этого опосредствования выступает знак (слово). Если предметное орудие направлено вовне, на внешний объект, то знак направлен внутрь, он является орудием социального взаимодействия людей. Психическое отражение действительности человеком детерминируется закрепленным в слове социальным опытом людей – такова основная идея теории Выготского. Знак (слово, схема, число) – это искусственно созданный человеком стимул сознательной, социально обоснованной регуляции поведения. Сознание в своем генезисе обусловлено социальным взаимодействием. Применение знака, слова как специфического человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические проявления, функции человека.
Механистическая память становится логической, ассоциативные представления трансформируются в продуктивное мышление и творческое воображение, импульсивные действия – в действия произвольные.
Значительное внимание Выготский уделял выявлению структуры сознания, считая, что человеком осознается то, что представлено в социально нормированной форме. Само же сознание – это динамическая смысловая система, функционирующая в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. Под сознанием Выготский понимал комплекс высших психических функций.
Вся структура психической организации личности, утверждал Выготский, обусловлена ее реальным социальным взаимодействием. Личность становится для индивида тем, что она представляет собой для других. Психологическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности.
Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено развивающими воздействиями среды. Усвоение общечеловеческого опыта и есть специфическая форма человеческого психического развития. На этих основных положениях формировались отечественная теория психического развития (А.Н. Леонтьев) и педагогическая психология (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).
Вместе с тем нужно отметить, что в советское время происходит абсолютизация физиологического подхода в изучении психики.
К концу 50-х годов XX века сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и раздела психологических знаний в марксистско-ленинской философии.И все-таки благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологов, были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность её дальнейшего развития. Более того, ученые СССР внесли немалый вклад в мировую психологию – это С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и многие другие.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960) занимался методологией теории деятельности. Основной исходный постулат Рубинштейна – отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. Психика и деятельность едины – психика формируется и проявляется только в деятельности. Но внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы – цели, мотивы. Всеобщим проявлением психологического детерминизма является то, что внешние причины действуют через внутренние условия.
А.Н. Леонтьев разрабатывал деятельностный подход к психике, исследуя ее развитие в фило- и онтогенезе. В структуре деятельности Леонтьев исследовал взаимодействие ее компонентов, мотивов, целей и условий, а в структуре сознания – иерархию системообразующих его компонентов – систему значений и смыслов. Эту иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев выделил в качестве базовой структуры личности.
Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, была обоснована Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907–1972).
Александр Романович Лурия (1902–1977) явился основоположником отечественной нейропсихологии. Он исследовал проблемы мозговой локализации высших психических функций, разрабатывал методы нейропсихологической диагностики (известные в мировой науке как «батарея луриевских методов»), изучал вопросы нейропсихологии памяти и нейролин-гвистики.
В 1959 г. Борис Федорович Ломов (1926–1989) открыл первую в стране лабораторию инженерной психологии (первоначально называвшуюся лабораторией индустриальной психологии). Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и многие другие. Эти работы активизировали экспериментальные исследования и дали толчок развитию социальной психологии. В 1962 г. Е.С. Кузьмин организует первую в стране лабораторию социальной психологии, в Ленинградском государственном университете.
Становление инженерной и социальной психологии, расширение поля практического приложения и повышение уровня психологических исследований показали значимость психологической науки и остро поставили вопрос о подготовке психологических кадров. В 1966 г. в Московском и Ленинградском государственных университетах были открыты факультеты психологии, а в 1972 г. создан Институт психологии АН СССР.
1990-е гг. ознаменовали собой освобождение психологии от идеологического догматизма и необоснованных запретов. Российская психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для научных исследований и решения практических проблем психологической помощи людям.
Рекомендации психологов по преодолению заикания
- Главная
- Статьи
- Особенности лечения заикания во взрослом возрасте.
- Рекомендации психологов по преодолению заикания, борьба с заиканием
Более 25 лет помогаем детям и взрослым
Для многих людей борьба с заиканием становится чрезмерно затянувшимся процессом хождения по врачам.
Если заикание мешает жить полноценной жизнью и радоваться общению, вполне возможно, что речевое нарушение появилось в результате определенного образа мышления или же по причине внешнего негативного психологического воздействия. Для того, чтобы не тратить время на бессмысленное самокопание и самобичевание, лучше обратиться к профессиональному психотерапевту, который поможет разобраться в вашей индивидуальной проблеме и поставит точный диагноз.
Многие известные российские и зарубежные психологи занимались исследованием вероятных причин различных заболеваний, в том числе и нарушений речи, и приходили к выводу о том, что недуги возникают именно как следствие образа мышления человека. Луиза Хей считала, что причиной появления заикания может стать чувство ненадежности, отсутствие возможности самовыражения.
В качестве решения проблема она рекомендовала, помимо прочего, постоянно произнесение позитивных аффирмаций – коротких и емких фраз, способствующих избавлению от недуга. Повторяя или даже пропевая аффирмации (например, такие: «Я могу спокойно выражать все, что хочу», «Я легко и спокойно общаюсь с любым человеком»), вы сможете постепенно избавиться от старых негативных установок и сформировать новое мышление. Сформировав и закрепив позитивное метальное восприятие, вы просто исключите заикание из своей жизни, не оставите места для проявления недуга.
Российский психолог В.Жикаренцев также говорит о том, что отсутствие возможности самовыражение и отсутствие чувства безопасности могут привести к появлению речевых нарушений. Канадский психолог Лиз Бурбо считает, что заикание часто возникает именно в результате эмоциональных и ментальных блокировок. Боязнь выражать свои потребности и желания приводит к тому, что эмоциональные проблемы начинают проявляться и на физическом уровне в виде дефектов речи.
Запись на консультацию
Не откладывайте решение проблемы на потом, запишитесь на консультацию в центр коррекции речи по форме ниже или позвоните по телефону:
8 (812) 244-98-27
Программы лечения заикания в Центре развития речи
Дети
В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.
Узнать больше
Школьники
Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.
Узнать больше
Взрослые
В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.
Узнать больше
Онлайн-курс
Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания. Благодаря этому курсу больше не обязательно посещать Центр развития речи в СПб лично — при надлежащем выполнении рекомендаций специалистов полное избавление от заикания доступно в любой точке страны и даже мира.
Узнать больше
Отзывы о нас
Может быть полезно
Почему люди заикаются: причины заикания у взрослых
Перед тем, как начать разговор о причинах заикания у взрослых, следует рассказать о том, что подразумевает под собой термин «заикание».
Причины и лечение логоневроза
Логоневроз это не причина заикания, а его следствие. Обращайтесь к квалифицированным специалистам сразу, как только заметили нарушения в речи ребенка, ведь чем раньше начать борьбу с ними, тем быстрее победа будет за вами!
Возврат к списку
О зверствах русских в Украине – интервью с литовским психологом и исследователем коллективных травм
2022.05.05 17:30LRT.lt 2022.05.05 17:30
Убийства в Буче показали масштабы зверств России в Украине. Литовский профессор Дануте Гайлене, психолог и исследователь коллективных травм, обсуждает корни этих преступлений.
Интервью впервые прозвучало в подкасте Вильнюсского университета Mokslas be Pamokslų. Он был отредактирован для краткости и опубликован с разрешения LRT English.
По словам Гайлене, война и правила ведения войны проще, чем повседневная жизнь, потому что обычный солдат не несет личной ответственности за свои действия. Он или она только подчиняется приказам командира.
В Украине российские солдаты имеют благословение генералов на убийства и знают, что они не будут привлечены к ответственности. Кроме того, солдаты рассматривают мародерство как компенсацию за разочарование от неудачных военных успехов.
Но, по словам Гайлене, для совершения подобных преступлений военнослужащему все же необходимо «выключить» механизм сопереживания.
«В этом помогают патологические идеологии. В России людей десятилетиями внушали криминальной доктриной. Мало кто способен противостоять этому огромному влиянию».
Подробнее: По следам русских солдат. «Были местные жители, которые сдали своих» (III)
Дануте Гайлене / Д. Умбрасас/LRT
«Подавляющее большинство подчиняется идеологической пропаганде, уступает давлению властей и, будучи свободным от личной ответственности, перестаньте сопротивляться, свыкнитесь с зверствами или даже поспособствуйте им», — сказала она.
«Это моральное уничтожение людей — страшное дело, не проходящее без последствий. Они не прекратят насилие, когда закончится война. Они будут постоянно напиваться, распространять агрессию, и их собственная жизнь, вероятно, будет грустной и трагичной», — добавила Гайлене.
Психолог вспомнил Нюрнбергский процесс, на котором 24 чиновника нацистской Германии были осуждены за военные преступления. В кулуарах с обвиняемыми годами работала команда психиатров и психологов.
«Все специалисты и общественность очень надеялись, что после завершения анализа можно будет ответить на вопрос, что такое нацистская личность. И когда специалисты стали подводить итоги своих наблюдений и исследований, они были сильно разочарованы тем, что не могут описать типичного нациста. Возможно, некоторые из них были более невротичными, у некоторых были специфические черты, но большинство из них были обычными людьми, единственное, что выделялось, — это их низкий уровень эмпатии», — сказала Гайлене.
Тела убитых мирных жителей были обнаружены после вывода российских войск из украинского города Буча / AP
После того, как были сделаны эти открытия, на психологов усилилось давление с целью объяснить жестокое поведение и его причины. Однако специалистам давно известно, что человек настолько сложен и разнообразен, что объяснить такое поведение диагнозами, категориями или ярлыками невозможно.
«Когда судили правого экстремиста норвежца Андерса Беринга Брейвика, хладнокровно убившего 77 человек, была назначена психиатрическая экспертиза, чтобы выяснить, вменяем ли он, обладает ли дееспособностью и понимает ли, что он делает. Первое обследование выявило параноидальную шизофрению, и группа экспертов склонилась к выводу, что он недееспособен. Но из-за разногласий между самими специалистами была назначена повторная экспертиза, которая установила, что он все-таки дееспособен, и поставила несколько других диагнозов: аутизм, социопатия, нарциссизм и т. д.», — сказала Гайлене.
По ее словам, это еще раз показало, что однозначного ответа нет и что эти диагностические метки — это просто названия и конструкции. Однако в случае с российскими преступлениями в Украине разумнее рассматривать индоктринацию, патологические идеологии и моральную диссоциацию — так называемую двойственность.
По мнению профессора, для обсуждения причин насильственных преступлений необходимо постоянно возвращаться к нацистским психологическим экспертизам и оценке исторического прошлого в Германии.
Дануте Гайлене / Э. Блажевич/LRT
Известный американский психоаналитик Роберт Джей Лифтон, изучавший психологические аспекты войны и геноцида, пытался понять, откуда берется бесчеловечная жестокость.
«Он проводил исследование о нацистских врачах, проводивших самые ужасные эксперименты над заключенными в лагерях. Он разговаривал с ними, исследовал их и обнаружил двойственность личности, которая проявляется так: одна часть тебя не знает, что делает другая», — сказала Гайлене.
«Они как бы разделились на две части: в лагерях они, как врачи, проводили жестокие опыты, были примитивны и вульгарны, но когда возвращались домой, на отдых, например, снова становились вполне утонченными, образованными немцами врачей», — добавила она.
Человеку трудно преодолеть двойственность и, по мнению психолога, исторические травмы и события показывают, что об обществах можно сказать то же самое, что и о человеке.
«Уже есть историки, антропологи и психологи, которые пытаются точно определить, что именно произошло в России и превратило ее в такую жестокую нацию, и одна из причин — патологический нарратив», — сказал профессор.
«Даже исследования террористов показывают, что в основе жестокости лежит идеология, отсутствие сочувствия и отсутствие личной ответственности. Как только эти механизмы «отключаются», они начинают воспринимать других людей как объекты, как будто они могут делать с ними все, что захотят».
LRT English Newsletter
Каждую пятницу утром.
# Особенности# Вторжение России в Украину
Иван Павлов – биографический – NobelPrize.org
- Иван Павлов
Иван Петрович Павлов родился 14 сентября 1849 года в Рязани, где его отец, Петр Дмитриевич Павлов, был сельским священником. Он получил образование сначала в церковной школе в Рязани, а затем в тамошней духовной семинарии.
Вдохновленный прогрессивными идеями, которые распространяли крупнейший из русских литературоведов 60-х гг. 19 в. Д. И. Писарев и отец русской физиологии И. М. Сеченов, Павлов оставил религиозную карьеру и решил посвятить свою жизнь науке. В 1870 году он поступил на физико-математический факультет, чтобы пройти курс естествознания.
Павлов страстно увлекся физиологией, которая и в самом деле должна была оставаться для него столь фундаментальным значением на протяжении всей его жизни. Именно на этом первом курсе он написал в соавторстве с другим студентом Афанасьевым свой первый научный труд — работу по физиологии панкреатических нервов. Эта работа получила широкое признание, и он был награжден за нее золотой медалью.
В 1875 г. Павлов закончил курс с отличием и получил степень кандидата естественных наук. Однако, движимый непреодолимым интересом к физиологии, он решил продолжить учебу и поступил в Медицинскую хирургическую академию, чтобы пройти там третий курс. Он завершил это в 1879 году.и снова был награжден золотой медалью. После конкурсного экзамена Павлов получил стипендию Академии, что вместе с его положением заведующего физиологической лабораторией в клинике известного русского клинициста С. П. Боткина позволило ему продолжить свою научную работу. В 1883 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Центробежные нервы сердца». В этой работе он развил свое представление о нервизме на примере открытого им усиливающего нерва сердца и, кроме того, заложил основные принципы трофической функции нервной системы. В этой, как и в других работах, вытекающих главным образом из его исследований в лаборатории Боткинской клиники, Павлов показал, что существует основная закономерность в рефлекторной регуляции деятельности органов кровообращения.
В 1890 г. Павлов был приглашен для организации и руководства кафедрой физиологии в Институте экспериментальной медицины. Под его руководством, которое продолжалось в течение 45 лет до конца его жизни, этот институт стал одним из важнейших центров физиологических исследований.
В 1890 г. Павлов был назначен профессором фармакологии Военно-медицинской академии, а через пять лет был назначен на тогда еще вакантную кафедру физиологии, которую занимал до 19 лет.25.
Именно в Институте экспериментальной медицины в 1891-1900 годах Павлов выполнил основную часть своих исследований по физиологии пищеварения. Именно здесь им был разработан хирургический метод «хронического» эксперимента с широким использованием фистул, который позволял непрерывно наблюдать за функциями различных органов в относительно нормальных условиях. Это открытие открыло новую эру в развитии физиологии, поскольку до этого основным методом была «острая» вивисекция, а функция организма определялась только в процессе анализа. Это означало, что исследование функционирования любого органа требует нарушения нормальной взаимосвязи между органом и окружающей его средой. Такой метод был недостаточен для выяснения того, как регулируются функции органа, или для выяснения закономерностей, управляющих организмом в целом в нормальных условиях, — задач, тормозивших развитие всей медицинской науки. Своим методом исследования Павлов открыл путь новым достижениям теоретической и практической медицины. Он с предельной ясностью показал, что нервная система играет главенствующую роль в регуляции процесса пищеварения, и это открытие фактически лежит в основе современной физиологии пищеварения. Павлов изложил результаты своих исследований в этой области, имеющей большое значение для практической медицины, в лекциях, прочитанных им в 189 г.5 и издан под названием «Лекции о работе главных пищеварительных желез » (1897).
Исследования Павлова по физиологии пищеварения логически привели его к созданию науки об условных рефлексах. При изучении рефлекторной регуляции деятельности пищеварительных желез Павлов особое внимание уделял явлению «психической секреции», вызываемой пищевыми раздражителями на расстоянии от животного. Используя метод, разработанный его коллегой Д. Д. Глинским в 1895 – установления свищей в протоках слюнных желез, Павлов смог провести опыты над природой этих желез. Серия этих опытов заставила Павлова отказаться от субъективного толкования «психической» слюнной секреции и на основании гипотезы Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности сделать вывод, что и здесь рефлекторная, хотя и не постоянная, а временная или условный – был вовлечен.
Это открытие функции условных рефлексов позволило объективно изучать всю психическую деятельность, вместо того чтобы прибегать к субъективным методам, как это было необходимо до сих пор; теперь стало возможным исследовать экспериментальным путем сложнейшие взаимоотношения организма с внешней средой.
В 1903 г. на 14-м Международном медицинском конгрессе в Мадриде Павлов выступил с докладом «Экспериментальная психология и психопатология животных». В этой работе дано определение условного и других рефлексов и показано, что условный рефлекс следует рассматривать как элементарное психологическое явление, являющееся в то же время физиологическим явлением. Отсюда следовало, что условный рефлекс дает ключ к пониманию механизма наиболее развитых форм реакции животных и человека на окружающую среду и делает возможным объективное изучение их психической деятельности.
В дальнейшем в систематической программе исследований Павлов преобразовал теоретическую попытку Сеченова открыть рефлекторные механизмы психической деятельности в экспериментально доказанную теорию условных рефлексов.
В качестве руководящих принципов материалистического учения о законах деятельности живых организмов Павлов вывел три принципа теории рефлексов: принцип детерминизма, принцип анализа и синтеза и принцип структуры.
Разработка этих принципов Павловым и его школой во многом способствовала построению научной теории медицины и открытию закономерностей функционирования организма в целом.
Опыты, проведенные Павловым и его учениками, показали, что условные рефлексы зарождаются в коре головного мозга, которая выступает «первым распределителем и организатором всей деятельности организма» и отвечает за весьма тонкое равновесие животного с окружающей средой. . В 1905 было установлено, что любое внешнее воздействие могло, совпадая по времени с обычным рефлексом, стать условным сигналом к образованию нового условного рефлекса. В связи с открытием этого общего постулата Павлов приступил к исследованию «искусственных условных рефлексов». Исследования в лабораториях Павлова в течение ряда лет впервые выявили основные закономерности функционирования коры больших полушарий. Многих физиологов привлекала проблема разработки Павловым основных законов деятельности головного мозга. В результате всех этих исследований возникла целостная павловская теория высшей нервной деятельности.
Уже на ранних этапах своих исследований Павлов получил мировое признание и признание. В 1901 г. он был избран членом-корреспондентом Российской академии наук, в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия, а в 1907 г. он был избран академиком Российской академии наук; в 1912 г. ему было присвоено звание почетного доктора Кембриджского университета, а в последующие годы — почетное членство в различных зарубежных научных обществах. Наконец, по рекомендации Парижской медицинской академии он был награжден орденом Почетного легиона (1915).
После Октябрьской революции в специальном правительственном постановлении, подписанном Лениным 24 января 1921 г., отмечались «выдающиеся научные заслуги академика И. П. Павлова, имеющие огромное значение для рабочего класса всего мира».
Коммунистическая партия и Советское правительство позаботились о том, чтобы Павлову и его сотрудникам был предоставлен неограниченный простор для научных исследований. Советский Союз стал крупным центром изучения физиологии, и тот факт, что 15-й Международный физиологический конгресс 9 августа17 сентября 1935 года в Ленинграде и Москве ясно видно, что оно было признано таковым.
Всю свою неутомимую энергию Павлов направил на научные реформы. Он приложил много усилий для превращения возглавляемых им физиологических учреждений в мировые центры научных знаний, и общепризнано, что это ему удалось.
Павлов воспитал большую школу физиологов, давшую много выдающихся учеников. Он оставил богатейшее научное наследие – блестящую группу учеников, продолжавших развивать идеи своего учителя, и множество последователей по всему миру.
В 1881 году Павлов женился на Серафиме (Саре) Васильевне Карчевской, учительнице, дочери врача Черноморского флота. Сначала у нее случился выкидыш, как говорят, из-за того, что ей пришлось бежать за своим очень быстро идущим мужем. Впоследствии у них родился сын Вирчик, который очень скоропостижно скончался в детстве; трое сыновей Владимир, Виктор и Всеволод, один из которых был известным физиком и профессором физики в Ленинграде в 1925 году, и дочь Вера.
Доктор Павлов скончался в Ленинграде 27 февраля 19 года.36.
Из Нобелевских лекций, физиологии и медицины 1901-1921 , издательства Elsevier Publishing Company, Амстердам, 1967 г.
Эта автобиография/биография написана во время награждения и впервые опубликовано в серии книг Les Prix Nobel . Позже он был отредактирован и переиздан в Нобелевских лекциях . Чтобы процитировать этот документ, всегда указывайте источник, как показано выше.
Авторское право © Нобелевский фонд 1904 г. Цитировать этот раздел
Стиль MLA: Иван Павлов – Биографический. Нобелевская премия.org. Нобелевская премия по распространению информации AB 2022. Пн. 10 октября 2022 г.
Наверх Back To TopВозвращает пользователей к началу страницы
Нобелевские премии 2022 г.
Четырнадцать лауреатов были удостоены Нобелевской премии в 2022 году за достижения, которые принесли наибольшую пользу человечеству.
Их работа и открытия варьируются от палеогеномики и клик-химии до документирования военных преступлений.
Посмотреть их все здесь.
Выберите категорию или категории, по которым вы хотите отфильтровать Физика Химия Лекарственное средство Литература Мир Экономические науки
Выберите категорию или категории, которые вы хотите отфильтровать по
Физика
Химия
Лекарственное средство
Литература
Мир
Экономические науки
Уменьшить год на один Выберите год, в котором вы хотите искать Увеличить год на один
Интервью с Мариной Сорокиной и Натальей Масоликовой — RIPeHP
Em porripepem Entrevista
Марина СорокинаМарина Сорокина и Наталья Масоликова — российские исследователи. Вместе с отличной командой Центра изучения русского зарубежья имени Александра Солженицына и нашей бразильской коллегой Региной Хеленой Фрейтас Кампос они организовали в Москве коллоквиум, о котором сообщалось здесь, в блоге. Коллоквиум послужил основой для начала дружбы и особенно для начала серии обменов исследованиями. Такие обмены уже начали приносить плоды: Марина и Наталья были в Белу-Оризонти в августе месяце на XXX Encontro Helena Antipoff и любезно предоставил следующее интервью.
Наталья МасоликоваБлог благодарит двоих и делает ставку на преемственность и развитие исследовательских соглашений между Россией и странами, представленными РИПеХП. Блог также благодарит Cecília Antipoff и Adriana Borges , которые сотрудничали в процессе интервьюирования.
Приятного чтения!
Расскажите немного о Центре изучения русского зарубежья имени Александра Солженицына ?
Прежде всего, позвольте поблагодарить вас, профессор Серджио Чирино, и ваших коллег из UMFG и других университетов Бразилии, которые приняли наше приглашение принять участие в Международном научном коллоквиуме «Глобальное образовательное пространство и академические мигранты: наследие Российско-бразильский психолог Хелена Антипофф (1892-1974) в области образования и прав человека в Латинской Америке, Европе и России», которая состоялась в Москве (Россия) в июне 2012 года. Эта группа стала первой группой бразильских ученых – психологов и историков психология – кто посетил Центр Солженицына, и мы очень ценим ваш интерес к нашему Центру и его деятельности. Мы выражаем особую благодарность профессору Регине Хелене де Фрейтас Кампос, чья энергия, энергия и интеллектуальная поддержка имели решающее значение для успеха июньского мероприятия и для нашего посещения XXX Antipoff Encounter в августе. Центр Солженицына — относительно новое российское культурно-научное учреждение. Он был основан в Москве в 1995 году как Библиотека и фонд «Русское зарубежье» (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»). С Перестройкой и распадом бывшего Советского Союза (1991 г.) возродились исследования взаимосвязи между культурой памяти и травмой политического изгнания, которая так ознаменовала двадцатый век страны. Это сделало возможным «переоткрытие» научного и интеллектуального наследия русской эмиграции, а московские власти поддержали инициативу лидеров русского зарубежья (профессора Никиты Струве, лауреата Нобелевской премии писателя Александра Солженицына) по созданию специального центра по история, опыт и практика Русского Зарубежья. Он должен был сосредоточиться на наследии русских беженцев ХХ века, переживших три революции, две мировые войны, междоусобицы и несколько смен политического режима. В то же время миссия Центра Солженицына состоит в продвижении исследований современной российской диаспоры и поддержке связей и контактов внутри российского и международного сообщества во всем мире.
Александр Солженицын (1918-2008)Теперь Центр переименован в честь самого известного русского эмигранта Александра Солженицына (умер в августе 2008 года) и получил название Центр изучения русского зарубежья имени Александра Солженицына (или Русский зарубежный дом имени Александра Солженицына; Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына). Структура Центра отражает его основные задачи: в его состав входят библиотека, музей, хранилище архивов эмиграции, культурный и научный центры, киностудия, издательство и книжный магазин. Сегодня в Центре находится самое большое собрание документов и книг русской эмиграции в России. Здесь проходят конференции, выставки, лекции, фестивали, фильмы и концерты, публикуется широкий спектр текстов.
Какие основные направления исследований развиваются в Центре ?
В соответствии со своей миссией Солженицынский центр собирает, сохраняет и изучает архивные фонды, литературно-историческое наследие русской эмиграции и знакомит с ними российскую и международную общественность и ученых. Исследовательский центр — одно из важнейших подразделений Солженицынского центра. В его состав входят три отдела – истории русского зарубежья (включая историю науки), истории литературы русского зарубежья и истории культуры русского зарубежья. Исследовательские проекты посвящены различным аспектам опыта эмиграции, как положительному, так и отрицательному, от политического активизма и экономической практики до искусства и литературы, науки и образования, религии, музыки и кино. Наши сотрудники изучают влияние перемещений населения во время мировых войн и опыт беженцев в послевоенные периоды; перемещенного населения (беженцев, мигрантов, репатриантов, (пере)поселенцев и т. д.) в связи с появлением новых состояний и модусов социальной, культурной, профессиональной и личной идентичности. Научные публикации архивных документов эмиграции (воспоминания, переписка, научные труды, художественная литература) также являются одним из основных приоритетов Исследовательского центра. Напоследок хотелось бы сказать несколько слов о нашем совместном исследовательском проекте «Конструирование тела изгнания: русские академики-беженцы в XX веке – биографический лексикон русского академического зарубежья». Исход российских ученых ставится в контекст бурного опыта страны ХХ века, прослеживается перемещение и беженство российского академического сообщества как части мировой миграции интеллигенции под влиянием войн и революций. Этот проект является пионерским – научной трактовки российских академических миграций на основе архивных исследований не проводилось.
Как возник интерес к исследованиям истории и творчества Хелены Антипов?
Честно говоря, несколько лет назад мы никогда не слышали о Helena Antipoff . Ее имя и труды были совершенно неизвестны даже историкам психологии и образования в России. Впервые имя Антипова появилось в нашей исследовательской повестке в начале упомянутого выше проекта «Русские ученые-беженцы в XX веке», когда мы пытались составить список психологов-беженцев. Источник информации – очень краткая статья об Антипове – звучал неудовлетворительно, и мы не доверились «мифу» о том, что русская женщина приехала в Бразилию, создала систему образования и награждалась многими бразильскими наградами, но решили проверить информацию в более респектабельные руководства. Мы и представить себе не могли, что нас ждет такая необыкновенная история жизни. В то время в центре нашего внимания были судьбы российского академического сообщества на уровне личных биографий после IX в.0167 Большевистская революция (1917) и Гражданская война в России (1917-1921), когда многие представители русской интеллигенции, в том числе психологи и педагоги, как представители «буржуазного класса» были перемещены, сосланы или репрессированы. Некоторые из них «добровольно» эмигрировали и активно участвовали в создании Зарубежья. Некоторые, как муж Елены Антиповой Виктор Ирецкий, были сосланы большевистским правительством. По нашим данным, в первой половине ХХ века психологи русского происхождения работали более чем в тридцати странах мира. География миграции охватывает все континенты – от Южной Америки и Австралии до Евразии и Африки. Такое «разбросанность» психологов отражает, с одной стороны, сложность профессиональных приемов, а с другой — высокую мобильность и адаптивность русской психологической диаспоры. Небольшие по размеру, они сумели не только выжить в новой географической, социальной, языковой, культурной и профессиональной среде, но и, подобно Елене Антипов, стали основателями новых исследовательских и образовательных учреждений, научных направлений и школ, которые сохранились до наших дней и обеспечили база как для национальных, так и для международных научных и академических сетей. С этой точки зрения очень важна жизнь и профессиональная карьера Хелены Антипофф. Таким образом, он вносит свой вклад в историю гендера и беженцев, в социальную историю психологии и прав человека. Но случай Антипова также демонстрирует пути формирования устойчивых транснациональных и/или международных сетей ученых, чьи профессиональные биографии — на уровне концепций и идей — выросли из мультикультурных интеллектуальных компонентов и традиций. В то же время, работая с данными, работами и деятельностью Антиповой, мы были поражены ее личностью, профессиональными навыками и достижениями и осознали необходимость изменения наших планов исследований.
Какое значение имеет работа этого педагога для современного российского сценария? Считаете ли вы, что знакомство с творчеством Елены Антиповой может принести какой-либо вклад в сегодняшнюю Россию?
Как мы уже говорили ранее, Россия пережила в XX веке немало политических катаклизмов, сильно повлиявших как на развитие образовательной системы страны, так и на науку и науку, в частности на изучение ребенка. Почвоведение , комплексная наука о развитии ребенка, развившаяся в России как широкое общественное и профессиональное движение, включавшее врачей, педагогов, психологов, философов и др., была запрещена в 1936 в СССР. С этого времени тематика «ненормальных» детей, раскулаченных и брошенных детей, как и других «скрытых групп» – инвалидов, например, игнорировалась советской властью, гражданским обществом и общественной памятью. Сегодня, когда российская система образования модернизирована, российское психолого-педагогическое сообщество только начинает переосмысливать прошлый негативный опыт и обсуждать профессиональные вопросы относительно многоуровневых проблем воспитания разных групп детей. Похоже, что среди специалистов нет единого понимания путей трансформации отечественной системы образования. Именно поэтому такие темы, как психологический инструментарий, подходы и методики, тестирование, являются наиболее актуальными для современных российских психологов и педагогов. Вклад Хелены Антипов в специальное образование представляет большой интерес и значение и для россиян. Ее идеи о подготовке школьных учителей и педагогов применимы к российской действительности. И, конечно же, огромное значение для русской интеллигенции имеет сильная личная заинтересованность и вера Антипова в научное знание как инструмент подзарядки личной жизни личности и общественной жизни общества.
Насколько важны для вас тесные связи, которые установились между российскими и бразильскими исследователями?
Эти контакты абсолютно бесценны. В каком-то смысле мы, русские и бразильцы, восстанавливаем транснациональную сеть, созданную много лет назад Хеленой Антипофф, и это открыло для всех нас новое окно возможностей – не только в профессиональной среде, но и в лучшем понимании «чужих» и их культур. , мотивы, взгляды. Бразилия по-прежнему является новой страной для российской интеллигенции и широкой публики, и мы надеемся вновь открыть россиянам ее богатую, интересную и гостеприимную культуру и выдающиеся научные достижения, особенно в области психологии и образования, в рамках специальной программы в Центре Александра Солженицына. Исследование русского зарубежья в Москве.
Елена Антипова (1892-1974)История науки знает немало примеров того, как личные и профессиональные контакты ученых объединяют не только их институты, национальные научные сообщества, но и весь земной шар, культуры и народы. Влияние профессионалов, ученых, экспертов на современный мир очень сильно и глубоко. Их воля меняет его. А Елена Антипова своей жизнью и деятельностью продемонстрировала, насколько продуктивным и плодотворным может быть диалог разных культур. Мы уверены, что ценность ее личности будет только возрастать год от года. Наш опыт личных контактов в Белу-Оризонти завораживает. Мы познакомились с коллегами из UFMG очень современным и модным способом – через Интернет и остались очень довольны. Но только личное общение, обмен профессиональными взглядами и идеями, доклады и информация, улыбки и совместные обеды обеспечивают расслабляющую атмосферу настоящего международного сотрудничества, где каждый чувствует себя полноценным членом единого научного сообщества.
Каковы ваши планы на будущее в отношении исследований, проведенных в Центре изучения русской диаспоры имени Александра Солженицына в Москве, Faculdade de Educação Федерального университета Минас-Жерайс в Белу? Горизонт?
Мы верим и надеемся, что события этого юбилейного года Антипова – в Москве и Белу-Оризонти – станут отличным стартом для нашего научного сотрудничества с очень хорошими перспективами для обеих сторон. Прежде всего, это работа с архивным наследием Антипова на многих языках, включая русский, французский и португальский. Она содержит большую переписку с семьей, коллегами, профессорами и т. д., которая открывает внутреннюю лабораторию исследователя и педагога и дает огромное количество информации для научной биографии Антипова.