Известные российские психологи: Психологическая газета — регулярное электронное издание | Кто есть кто

Содержание

5 всемирно известных психологов, имена которых должен знать каждый

О психологии, или науке о душе, мир знал еще во времена античности. Именно тогда она зародилась. На протяжении многих лет эту науку меняли, развивали, дополняли.

Огромную лепту в это внесли психологи, исследовавшие внутренний мир человека. Они написали множество трактатов, статей и книг, на страницах которых поведали миру что-то новое, то, что перевернуло взгляд на многие вещи.

В этом материале estet-portal.com представляет Вашему вниманию имена самых знаменитых психологов мира, цитаты которых часто встречаются в книгах, журналах и газетах. Это те люди, которые прославились на весь мир своими открытиями и научными взглядами.

1. Зигмунд Фрейд – самый знаменитый психолог мира, основавший психоанализ
2. Абрахам Харольд Маслоу – автор пирамиды потребностей человека
3. Виктор Эмиль Франкл – основоположник логотерапии
4. Алоис Альцгеймер – психиатр, изучавший патологии нервной системы
5. Дейл Карнеги – самый знаменитый психолог мира, гуру человеческих взаимоотношений


Зигмунд Фрейд – самый знаменитый психолог мира, основавший психоанализ

Об этом великом австрийском психологе, психоаналитике, психиатре и неврологе наверняка многие из Вас наслышаны. Именно его пытливость в познании природы человека и проницательный ум натолкнули его на следующую идею: причина нервного расстройства кроется в целом комплексе сознательных и бессознательных процессов, которые тесно взаимодействуют друг с другом.

Поэтому самый влиятельный психолог мира и создал психоанализ – специфический метод лечения психических расстройств, который принес Фрейду всемирное признание.

Суть психоанализа Фрейда состоит в следующем: пациент перестает контролировать свои мысли и говорит первое, что приходит ему на ум посредством ассоциаций, фантазий и снов.

На основании всего этого аналитик делает заключение о том, какие бессознательные конфликты привели к проблеме. Затем специалист истолковывает его пациенту, чтобы найти пути решения проблемы.

Этот новаторский метод лечения психических расстройств оказал огромное влияние на медицину, психологию, антропологию, социологию, литературу, а также искусство XX века.

Несмотря на то, что он критиковался и критикуется до сих пор в научных кругах, он широко используется в наше время.

Абрахам Харольд Маслоу – автор пирамиды потребностей человека

В число самых влиятельных психологов мира входит также Абрахам Харольд Маслоу. Американский психолог основал гуманистическую психологию, согласно которой человек с самого рождения стремиться к самосовершенствованию, творчеству и самодостаточности.

Иными словами, человек – творец собственной жизни, имеющий свободу выбора и развития стиля жизни, если только не мешают физические или социальные воздействия.

Среди научных работ всемирно известного мыслителя особого внимания заслуживает «Пирамида Маслоу». Она состоит из специальных диаграмм, отражающих потребности человека, которые психолог распределил по мере возрастания.

Они представлены на следующей картинке:

Такое распределение автор объясняет тем, что пока человек испытывает физиологические потребности, он не может испытывать потребности, которые находятся на самом высоком уровне. Пирамида Маслоу сегодня широко используется в экономике.

Виктор Эмиль Франкл – основоположник логотерапии

Виктор Эмиль Франкл вошел в список самых известных психологов мира неслучайно. Ведь, являясь еще и психиатром, а также философом, он создал Третью Венскую Школу психотерапии.

Среди самых популярных научных трудов мыслителя следует выделить работу «Человек в поисках смысла». Именно эта монография стала толчком к развитию логотерапии – нового метода психотерапии.

Согласной ей, стремление человека найти и реализовать свой смысл жизни в мире – это первичная мотивирующая сила.

Главная задача логотерапии, которую создал Франкл, – помочь человеку сделать свое прошлое, сегодняшнее и будущее более осмысленным, избавив таким образом его от невроза.

Угнетение этой потребности Франкл назвал экзистенциальной фрустрацией. Это психологическое состояние нередко приводит к психическим и невротическим расстройствам.

Алоис Альцгеймер – психиатр, изучавший патологии нервной системы

Фамилия немецкого психиатра и невролога наверняка известна многим из Вас. Ведь ею названо широко известное психическое расстройство, сопровождающееся нарушением памяти, внимания, работоспособности и дезориентации в пространстве. А именно – болезнь Альцгеймера.

Всю свою жизнь невролог посвятил изучению различных патологий нервной системы. В своих статьях он освещал такие темы, как шизофрения, атрофия мозга, алкогольный психоз, эпилепсия и много чего другого.

Труды немецкого психиатра и сегодня широко используются во всем мире. Так, для того, чтобы продиагностировать болезнь Альцгеймера, используются те же методы диагностики, которые невролог применял еще в 1906 году.

Дейл Карнеги – самый знаменитый психолог мира, гуру человеческих взаимоотношений

Американский педагог-психолог, Дейл Карнеги хотел стать преподавателем, чтобы выделиться и добиться признания, ведь в юности он стыдился своей внешности и бедности.

Поэтому он решил попробовать себя в ораторском искусстве. Отдавая всего себя тренировкам и отработке речи, он добивается своего и начинает свою деятельность с преподавания сценического искусства и риторики.

Затем он создает собственный институт ораторского искусства и человеческих отношений, где обучает всех желающих навыкам коммуникации, которые он создал сам.

Дейл Карнеги был не только знаменитым педагогом, психологом, оратором-мотиватором и лектором, но и писателем. В 1936 году была опубликована его книга «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», которая стала мировым бестселлером. В ней автор понятным языком, на основе примеров из жизни, объясняет читателям, что нужно делать, чтобы добиться уважения, признания и популярности.

Безусловно, влиятельных мировых психологов куда больше. Но мы не стали акцентировать внимание на каждом их них. А лишь выделили тех личностей, имена которых должен знать каждый.

Ведь их труды являются поистине ценными, поскольку они изменили жизни многих людей. В них изложена та информация, которую может использовать каждый человек для решения той или иной сложной ситуации, обретения ценных жизненных навыков, улучшения взаимоотношения с окружающими, а также для того, чтобы наполнить свое существование смыслом.

Лауреаты нобелевской премии: самые популярные открытия в медицине

Вам может біть интересно: Тест для проверки памяти.

§ 5. Выдающиеся российские психологи и их вклад в мировую психологическую науку.

Развитие психологии в России. Развитие психологии в разных странах, несмотря на общие закономерности, имело свои специфические особенности. Это относится и к отечественной психологии. Последние полтора века психологические идеи интенсивно развивались и в российском научном знании. С 60-х годов XIX века физиологические взгляды на психику разрабатывались И.М. Сеченовым. Как уже отмечалось, первую лабораторию экспериментальной психофизиологии в 1885 г. организовал В.М. Бехтерев, который, развивая идеи Сеченова, сформулировал концепцию психологии как науки, использующей объективные методы, и предложил целостную программу её развития. В это же время всемирное признание получают работы И.П. Павлова (1849–1936) по условным рефлексам. Усилиями этих выдающихся ученых в отечественной психологии был утвержден приоритет рефлексологического подхода, оказавшего влияние на развитие всей мировой психологии.

После Октябрьской революции 1917 г. растет интерес к социально-психологическим проблемам, проблемам личности, возникают новые направления исследований: психотехника, педология, реактология и т.п. В это время Л.С. Выготским (1896–1934) создается культурно-историческая концепция психического развития. Понимая, что объяснить сознание человека законами биологической эволюции невозможно, Выготский обращает своё внимание на орудие как средство специфической человеческой деятельности и формирует фундаментальную идею об опосредственном характере психической деятельности человека: орудием этого опосредствования выступает знак (слово). Если предметное орудие направлено вовне, на внешний объект, то знак направлен внутрь, он является орудием социального взаимодействия людей. Психическое отражение действительности человеком детерминируется закрепленным в слове социальным опытом людей – такова основная идея теории Выготского. Знак (слово, схема, число) – это искусственно созданный человеком стимул сознательной, социально обоснованной регуляции поведения. Сознание в своем генезисе обусловлено социальным взаимодействием. Применение знака, слова как специфического человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические проявления, функции человека.

Механистическая память становится логической, ассоциативные представления трансформируются в продуктивное мышление и творческое воображение, импульсивные действия – в действия произвольные.

Значительное внимание Выготский уделял выявлению структуры сознания, считая, что человеком осознается то, что представлено в социально нормированной форме. Само же сознание – это динамическая смысловая система, функционирующая в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. Под сознанием Выготский понимал комплекс высших психических функций.

Вся структура психической организации личности, утверждал Выготский, обусловлена ее реальным социальным взаимодействием. Личность становится для индивида тем, что она представляет собой для других. Психологическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности.

Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено развивающими воздействиями среды. Усвоение общечеловеческого опыта и есть специфическая форма человеческого психического развития. На этих основных положениях формировались отечественная теория психического развития (А.Н. Леонтьев) и педагогическая психология (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Вместе с тем нужно отметить, что в советское время происходит абсолютизация физиологического подхода в изучении психики.

К концу 50-х годов XX века сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и раздела психологических знаний в марксистско-ленинской философии.

И все-таки благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологов, были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность её дальнейшего развития. Более того, ученые СССР внесли немалый вклад в мировую психологию – это С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и многие другие.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960) занимался методологией теории деятельности. Основной исходный постулат Рубинштейна – отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. Психика и деятельность едины – психика формируется и проявляется только в деятельности. Но внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы – цели, мотивы. Всеобщим проявлением психологического детерминизма является то, что внешние причины действуют через внутренние условия.

Все психические проявления следует понимать как процессы – саморазвивающиеся динамические явления, порождающие соответствующие результаты – психические образы, понятия, принятие решений и пр.

А.Н. Леонтьев разрабатывал деятельностный подход к психике, исследуя ее развитие в фило- и онтогенезе. В структуре деятельности Леонтьев исследовал взаимодействие ее компонентов, мотивов, целей и условий, а в структуре сознания – иерархию системообразующих его компонентов – систему значений и смыслов. Эту иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев выделил в качестве базовой структуры личности.

Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, была обоснована Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907–1972).

Александр Романович Лурия (1902–1977) явился основоположником отечественной нейропсихологии. Он исследовал проблемы мозговой локализации высших психических функций, разрабатывал методы нейропсихологической диагностики (известные в мировой науке как «батарея луриевских методов»), изучал вопросы нейропсихологии памяти и нейролин-гвистики.

В 1959 г. Борис Федорович Ломов (1926–1989) открыл первую в стране лабораторию инженерной психологии (первоначально называвшуюся лабораторией индустриальной психологии). Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и многие другие. Эти работы активизировали экспериментальные исследования и дали толчок развитию социальной психологии. В 1962 г. Е.С. Кузьмин организует первую в стране лабораторию социальной психологии, в Ленинградском государственном университете.

Становление инженерной и социальной психологии, расширение поля практического приложения и повышение уровня психологических исследований показали значимость психологической науки и остро поставили вопрос о подготовке психологических кадров. В 1966 г. в Московском и Ленинградском государственных университетах были открыты факультеты психологии, а в 1972 г. создан Институт психологии АН СССР.

1990-е гг. ознаменовали собой освобождение психологии от идеологического догматизма и необоснованных запретов. Российская психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для научных исследований и решения практических проблем психологической помощи людям.

Рекомендации психологов по преодолению заикания

  • Главная
  • Статьи
  • Особенности лечения заикания во взрослом возрасте.
  • Рекомендации психологов по преодолению заикания, борьба с заиканием

Более 25 лет помогаем детям и взрослым

Для многих людей борьба с заиканием становится чрезмерно затянувшимся процессом хождения по врачам.

Справиться с проблемой быстро не удается, поскольку человек сам не желает или не может принять того, что проблемы с речью вызваны именно психологическими, а не физическими причинами. Если вы поставили своей целью преодолеть заикание, психология рекомендует вам прежде всего разобраться в том, каково ваше ментальное восприятие мира и какое влияние оказывает это восприятие на физическое состояние.

Если заикание мешает жить полноценной жизнью и радоваться общению, вполне возможно, что речевое нарушение появилось в результате определенного образа мышления или же по причине внешнего негативного психологического воздействия. Для того, чтобы не тратить время на бессмысленное самокопание и самобичевание, лучше обратиться к профессиональному психотерапевту, который поможет разобраться в вашей индивидуальной проблеме и поставит точный диагноз.

Многие известные российские и зарубежные психологи занимались исследованием вероятных причин различных заболеваний, в том числе и нарушений речи, и приходили к выводу о том, что недуги возникают именно как следствие образа мышления человека. Луиза Хей считала, что причиной появления заикания может стать чувство ненадежности, отсутствие возможности самовыражения.

В качестве решения проблема она рекомендовала, помимо прочего, постоянно произнесение позитивных аффирмаций – коротких и емких фраз, способствующих избавлению от недуга. Повторяя или даже пропевая аффирмации (например, такие: «Я могу спокойно выражать все, что хочу», «Я легко и спокойно общаюсь с любым человеком»), вы сможете постепенно избавиться от старых негативных установок и сформировать новое мышление. Сформировав и закрепив позитивное метальное восприятие, вы просто исключите заикание из своей жизни, не оставите места для проявления недуга.

Российский психолог В.Жикаренцев также говорит о том, что отсутствие возможности самовыражение и отсутствие чувства безопасности могут привести к появлению речевых нарушений. Канадский психолог Лиз Бурбо считает, что заикание часто возникает именно в результате эмоциональных и ментальных блокировок. Боязнь выражать свои потребности и желания приводит к тому, что эмоциональные проблемы начинают проявляться и на физическом уровне в виде дефектов речи.



Запись на консультацию

Не откладывайте решение проблемы на потом, запишитесь на консультацию в центр коррекции речи по форме ниже или позвоните по телефону:

8 (812) 244-98-27

Программы лечения заикания в Центре развития речи

Дети

В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.

Узнать больше

Школьники

Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.

Узнать больше

Взрослые

В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.

Узнать больше


Онлайн-курс

Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания. Благодаря этому курсу больше не обязательно посещать Центр развития речи в СПб лично — при надлежащем выполнении рекомендаций специалистов полное избавление от заикания доступно в любой точке страны и даже мира.

Узнать больше

Отзывы о нас

Может быть полезно

Почему люди заикаются: причины заикания у взрослых

Перед тем, как начать разговор о причинах заикания у взрослых, следует рассказать о том, что подразумевает под собой термин «заикание».

Причины и лечение логоневроза

Логоневроз это не причина заикания, а его следствие. Обращайтесь к квалифицированным специалистам сразу, как только заметили нарушения в речи ребенка, ведь чем раньше начать борьбу с ними, тем быстрее победа будет за вами!