Качества личности это: Качества личности — Психологос

Анализ понятия «социально ценные качества личности»

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО ЦЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ»

Для современного общества, переживающего экономический кризис, внешние угрозы национальной безопасности, особенно важно сплочение народа на основе ценностей, объединяющих поколения, формирование таких социально ценных качеств личности, как нравственность, гражданственность, патриотизм, активная жизненная позиция.

Формирование социально ценных качеств личности начинается в детстве, когда ребенок открыт для педагогического воздействия, когда он особенно восприимчив к окружающему миру. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования данных качеств.

Данные качества формируются как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности, в процессе межличностного общения в классе в течение длительного времени, либо развиваясь и совершенствуясь, либо подавляясь – в зависимости от различных условий жизнедеятельности человека, влияния окружающей среды, содержания, путей и средств воспитания.

Одной из задач теоретической части исследования стало определение психолого-педагогической сущности понятия «социально ценные качества личности». Для того чтобы понять, что такое социально ценные качества личности, мы выделили три понятия: «личность», «качества личности» и «социально ценные качества личности».

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский в психологическом словаре определяют личность как «субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» [,с.193].

Л.И.Божович [] рассматривает качества личности как стабильные внутренние особенности человека, его черты характера, знания, умения, навыки.

В Толковом словаре С.И. Ожегова понятие «социальный» определяется как «связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный» [,с. 705].

Следовательно, социальные качества личности, это такие качества, которые проявляются в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.

Отсюда, социально ценные качества личности можно определить как внутренние особенности человека, его черты характера, знания, умения, навыки, высоко оцениваемые людьми качества, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем.

Каково содержание стержневых социально ценных качеств личности? Как отмечает И.Ф. Харламов, важнейшее из них — гражданственность [].

И.П. Подласый характеризует гражданственность как сформированность системы социальных отношений к обществу, органам государственной власти, правопорядка, патриотизм, порядочность, ответственность [].

Б.Т. Лихачев выделяет среди социально ценных качеств личности нравственные качества человека, которые связаны с соблюдением норм общественного поведения, требований морали [].

Нравственные качества личности включают в себя честь, совесть, порядочность, доброту, отзывчивость, милосердие, порядочность, чувство собственного достоинства. И.Ф. Харламов считает, что о сформированности нравственных качеств свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, сочувствию, сопереживанию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения [].

По убеждению Б.Т. Лихачева, нравственные качества представляют собой не что иное, как внутреннее состояние личности.

Можно выделить такие социально ценные качества личности, как коллективизм, активность, коммуникабельность, которые проявляются в деятельности и в общении. О сформированности этих качеств можно говорить при наличии стремления к взаимодействию, умение организовывать общение, предупреждать конфликты.

Б.Т. Лихачев, в числе социально ценных качеств личности выделяет такое необходимое для жизни в обществе качество, как трудолюбие.

В психологическом словаре трудолюбие определяется как черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности и проявляющаяся в активности, инициативности, добросовестности, организованности, ответственности, отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться [].

Реалии современной жизни таковы, что одной из наиболее актуальных социальных проблем стала проблема нетерпимости по отношению к людям другой национальности, веры, убеждений, поэтому необходимым социально ценным качеством является толерантность, включающая в себя терпимость к иному мнению, умение понимать другого, сопереживать, иметь положительную направленность на другого человека.

По мнению Е.В. Бондаревской, социально ценные качества личности включают в себя следующее:

  • свобода личности, имеющей высокий уровень гражданственности, чувство собственного достоинства, ориентированность на духовные ценности жизни;

  • милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, добрососедство;

  • здоровый образ жизни, знание религиозных обычаев, практичность, трудолюбие, компьютерная грамотность, знание экономики [ ].

Л.Г. Почебут отмечает, что сегодня большинство граждан нашей страны считают наиболее ценными качествами личности такие, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность. Но, как утверждает автор, наряду с этим, не потеряли своего значения такие нравственные качества, как гуманность, коллективизм, справедливость, дружелюбие, взаимопомощь, трудолюбие, гражданственность, коллективизм [].

Как утверждает В.В. Знаков, в русском народе всегда провозглашались такие высшие нравственные ценности, как добро, милосердие, сострадание. Данные ценности оказались особенно крепкими в сознании народа: русский человек всегда больше, чем представитель другой национальности понимал и принимал того, кто испытывает страдания, лишения, кто отвергнут и гоним, даже если это человек, совершивший преступление. Отсюда особое отношение к юродивым, каторжникам в прошлом, к алкоголикам, наркоманам, заключенным – в более позднее время. [].Это свидетельствует о том, что нравственные качества личности, несмотря на снижение их значения как ценностных качеств, не потеряли своей актуальности.

Таким образом, социально ценные качества личности представляют собой результат процесса социализации личности, основанной на совокупности всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Профессионально-значимые качества личности

Педагога-психолога (пзлк).

Способности к психолого-педагогической деятельности

Основные понятия:личность, профессионально значимые качества личности, доминантные качества, периферийные качества, негативные качества, профессиональные противопоказания, социальная чувствительность, способность управлять собой, способы воздействия на других, способности, педагогические способности

Личность – целостный, зрелый человек, достигший высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические и социальные качества. Личностные качества педагога являются важным фактором, влияющим на эффективность профессиональной деятельности. Все личностные качества педагога имеют профессиональную значимость. Каждая профессия предъявляет свои требования к личностным качествам работника, которые позволяют выполнять ту или иную деятельность успешно, а отсутствие или недостаточный уровень сформированности тех или иных качеств резко снижает эффективность труда.

Требования к личности специалиста определяют через понятие «профессионально значимые качества личности».

Профессионально-значимые качества личности (ПЗЛК)– это характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности, существенно влияющие на результат профессиональной деятельности и определяющие индивидуальный стиль педагога.

Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога. В одной из классификаций ПЗЛК выделяют четыре группы качеств:

1. Доминантные качества — качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления профессиональной деятельности.

  1. Социальная активность – готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере профессиональной деятельности.

  2. Целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных профессиональных задач.

  3. Уравновешенность-способность контролировать свои поступки в любых ситуациях.

  4. Желание работать с детьми, получение духовного удовлетворения от общения с ними.

  5. Самообладание-способность не теряться в экстремальных ситуациях.

  6. Справедливость-способность действовать беспристрастно.

  7. Педагогический оптимизм-вера в ребенка, в его способности.

  8. Толерантность- терпеливость в работе с детьми.

  9. Профессиональный такт.

  10. Честность- искренность в общении, добросовестность в деятельности.

  11. Современность — осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

  12. Гуманность — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.

  13. Эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.

  14. Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса.

2. Периферийные качества — качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность профессиональной деятельности, способствует ее успешности.

1. Доброжелательность

2. Чувство юмора

3. Мудрость (наличие жизненного опыта)

4. Внешняя привлекательность

5. Приветливость

6. Артистичность

3. Негативные качества — качества, ведущие к снижению эффективности профессиональной деятельности.

  1. Пристрастность — публичное выражение симпатии и антипатии к детям

  2. Неуравновешенность- неумение контролировать свои временные психические состояния, настроения.

  3. Мстительность- свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником

  4. Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником

  5. Рассеянность – забывчивость, несобранность.

4. Профессиональныепротивопоказания –это те качества, наличие которых ведет к профессиональной непригодности.

  1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными

  2. Нравственная нечистоплотность

  3. Рукоприкладство

  4. Грубость

  5. Беспринципность

  6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания

  7. Безответственность.

Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, умениям взаимодействовать с другими людьми. К таким качествам относят:

  1. Социальная чувствительность– особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям; заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять.

  2. Способность управлять собойпроявляется в четырех наиболее важных направлениях: поддержание физического здоровья, рациональное распределение сил, преодоление трудностей, правильное распределение времени.

  3. Стремление к саморазвитию и творчествуспособствует общения и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств.

  4. Навыки воздействия на других людей. Выделяют четыре основных способа воздействия.

Заражение – способ воздействия, связанный с передачей эмоционального состояния от одного человека другому.

Подражание – один их механизмов освоения ребенком различных форм поведения, норм отношений в обществе, особенностей национальной культуры.

Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу, характеризующееся некритическим восприятием информации адресатом.

Убеждение – разностороннее воздействие на разум, волю и чувства человека с целью формирования у него желаемых качеств.

Также успешности профессиональной деятельности педагога-психолога способствует наличие педагогических способностей.

Способности — такие особенности психолога, которые позволяют ему успешно овладеть тем или иным видом деятельности, совершенствоваться в них. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который дал им соответствующие общие определения.

1. Дидактические способности —способности передавать материал, делая его доступным, умение делать трудное легким, самым простым, непонятное понятным.

2. Академические способности — способности к соответствующей области наук.

3. Перцептивные способности —способности проникать во внутренний мир другого человека.

4. Речевые способности —способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики.

5. Организационные способности – способность организовать детский коллектив, способность правильно организовывать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на других людей.

7. Коммуникативные способности – способности к общению, умение найти правильный подход к каждому.

8. Прогностические способности выражаются в предвидении последствий своих действий, в проектировании личности учащихся.

Определенные черты, связанные с удовлетворенностью жизнью независимо от возраста, говорится в исследовании — ScienceDaily Ассоциация стабильна независимо от возраста, согласно исследованию, опубликованному Американской психологической ассоциацией.

«Многие исследования показали, что люди с определенным профилем личности более удовлетворены своей жизнью, чем другие. Тем не менее, не было подробно изучено, сохраняется ли это на протяжении всей жизни. Например, экстраверты — то есть общительные, разговорчивые — «Люди могут быть особенно счастливы в юношеском возрасте, когда у них обычно формируются новые социальные отношения», — сказал соавтор исследования Габриэль Олару, доктор философии, доцент Тилбургского университета. «Поэтому мы хотели изучить, имеют ли некоторые черты личности более или менее отношение к жизни, социальной жизни и удовлетворенности работой на определенных этапах жизни».

Исследование было опубликовано в Journal of Personality and Social Psychology .

Чтобы определить, как взаимосвязь между личностными чертами и удовлетворенностью жизнью меняется с течением времени, исследователи проанализировали данные, собранные с 2008 по 2019 год в ходе панельного опроса Продольных интернет-исследований для социальных наук (LISS), общенационального репрезентативного опроса домохозяйств в Нидерландах. За 11 лет 9 110 голландских участников в возрасте от 16 до 95 лет на момент первого опроса ответили на несколько анкет, чтобы оценить свои личностные черты «Большой пятерки» — открытость, добросовестность, экстраверсию, покладистость и эмоциональную стабильность / невротизм — и их удовлетворенность. с их социальными связями и их жизнью в целом. Только 5,928 участников, которые работали на момент опроса, также ответили на вопросы об их удовлетворенности своей работой.

Исследователи обнаружили, что большинство взаимосвязей между личностными чертами и удовлетворенностью остаются неизменными на протяжении всей взрослой жизни, и что эмоциональная стабильность была чертой, наиболее тесно связанной с удовлетворенностью людей своей жизнью, социальными связями и карьерой.

«Наши результаты показывают, что, несмотря на различия в жизненных проблемах и социальных ролях, личностные качества влияют на нашу удовлетворенность жизнью, работой и социальными контактами в молодом, среднем и старшем возрасте», — сказала Манон ван Шеппинген, доктор философии, доцент Тилбургского университета и еще один соавтор исследования. «Черты личности оставались одинаково актуальными на протяжении всей взрослой жизни или в некоторых случаях становились еще более взаимосвязанными для удовлетворения от работы».

Исследователи также обнаружили, что различные личностные черты связаны с удовлетворенностью людей своей социальной жизнью и карьерой, в первую очередь добросовестность для удовлетворения от работы и экстраверсия и покладистость для социального удовлетворения. Люди, у которых со временем наблюдалось увеличение этих качеств, также сообщали об увеличении удовлетворенности своей жизнью, общением и работой.

На удовлетворенность людей своей работой больше всего повлияла разница в возрасте. По мере старения участников исследования связь между удовлетворенностью карьерой и эмоциональной стабильностью становилась умеренно сильнее.

Несмотря на более слабую корреляцию между открытостью и удовлетворенностью жизнью в целом, исследователи обнаружили, что люди, которые стали более открытыми, также повысили удовлетворенность жизнью за 11 лет, измеренных в ходе опроса LISS. По мнению исследователей, эта связь может быть объяснена косвенными процессами.

«Эмоциональная стабильность, вероятно, демонстрирует тесную связь с глобальным удовлетворением и удовлетворением в конкретной области, потому что эта черта влияет на общее представление людей о мире», — сказал Олару.

«Хороший пример того, как личность взаимодействует с окружающей средой, можно найти в контексте работы. Одним из наших выводов было то, что связь между эмоциональной стабильностью и удовлетворенностью работой увеличивается с возрастом. Это можно объяснить тем фактом, что эмоционально стабильные люди меньше боятся бросить неудовлетворительную работу и с большей вероятностью претендуют на работу, которая является более сложной и, возможно, более полезной и приятной в долгосрочной перспективе», — добавил ван Шеппинген.

Будущие исследования должны изучить, как переменные, которые меняются с возрастом, такие как доход, статус занятости, семейное положение и здоровье, влияют на взаимосвязь между личностными чертами и общей удовлетворенностью жизнью, считают исследователи.

«Хотя мы не изучали, что вызвало эти изменения, [исследование] показывает, что наша личность и наше счастье не высечены на камне», — сказал ван Шеппинген. «Возможно, мы даже сможем повлиять на то, как мы меняемся: если мы попытаемся стать более организованными, общительными, дружелюбными, это также может повысить удовлетворенность жизнью, общением или работой».

Ты то, что ты ешь? Три личностных качества, которые повышают вероятность того, что вы будете покупать продукты справедливой торговли и циркулярной продукции

Эксперт по этическому поведению потребителей и устойчивому развитию в бизнес-школе Кингстона д-р Смирти Кутаула решил изучить, насколько эмоционально люди относятся к духу справедливой торговли. Доктор Кутаула вместе с учеными из Университета Суррея, Кипрского университета и Кипрского технологического университета хотели понять взаимосвязь между личностью и честной торговлей.

Исследователи использовали модель «большой пятерки личностных черт», психологическую теорию, которая измеряет пять ключевых параметров личности человека — доброжелательность, добросовестность, открытость, экстраверсию и невротизм. Проведя опрос 323 потребителей в Великобритании и Индии, а затем 18 подробных интервью, они стремились получить «более глубокое понимание» того, как личность формирует восприятие и поведение, когда речь идет о продуктах справедливой торговли.

Процесс интервью также стремился определить, как участие в духе справедливой торговли влияет на отношение к экономике замкнутого цикла.

Личности, более склонные поддерживать справедливую торговлю… или нет вероятно, будет поддерживать справедливую торговлю.

«Наш анализ интервью показал, что экстраверты были значительно больше вовлечены в справедливую торговлю и распространяли информацию о ее духе», — пояснил д-р Кутаула. «Они с большей вероятностью поделятся своими убеждениями в отношении поддержки духа справедливой торговли со своей семьей и друзьями, а также порекомендуют продукты», — добавила она.

Те, у кого была черта «приятность», знали о влиянии своего потребления на производителей и работников в цепочке поставок, а те, у кого была черта «сознательность», твердо чувствовали, что они несут личную ответственность за защиту окружающей среды при потреблении справедливой торговли. продукты.

Интересно, что черта личности «открытость» не оказывает существенного влияния на участие в справедливой торговле, в то время как «невротизм» оказывает негативное влияние.

«Мы обнаружили, что респонденты, которые проявляли черту открытости, были более заинтересованы в экспериментах и ​​пробах различных продуктов, а не сосредотачивались на продуктах справедливой торговли. Хотя открытость означает, что вы честны в отношении того, ведете ли вы себя этично или нет, это может не обязательно вести к этичному поведению», — отметил д-р Кутаула.

Этическое отношение распространяется на экономику замкнутого цикла

Исследователи также обнаружили, что люди, которые продемонстрировали высокий уровень участия в справедливой торговле, были более этически сознательны в своих решениях и выборе потребления, связанных с экономикой замкнутого цикла.

«У них появилось более глубокое понимание того, как более широкие вопросы устойчивого развития связаны со справедливой торговлей», — уточнил д-р Кутаула . «Они признали, что продукты справедливой торговли производятся таким образом, чтобы не наносить вред окружающей среде, и что в этих продуктах используется упаковка, которая может быть широко переработана, повторно использована или перепрофилирована.

Некоторые даже переоборудовали упаковку своих чайных пакетиков или кофе для хранения таких предметов, как косметика или украшения».

Д-р Кутаула подчеркнул, что этот вывод подчеркивает важность маркетинга продуктов справедливой торговли в сочетании с круговой экономикой, а не рассматривает их как отдельные вопросы.

«Компании справедливой торговли могут рассмотреть способы включения экономики замкнутого цикла в свои стратегии для повышения осведомленности о многочисленных социальных и экологических проблемах», — сказала она. «Многие маркетинговые материалы о справедливой торговле сосредоточены на социальных последствиях, плохих условиях труда в развивающихся странах. Справедливая торговля также все больше связана с экономическими и экологическими аспектами устойчивого развития, и наше исследование показывает, что эти вопросы влияют на решения потребителей поддерживать справедливую торговлю и покупать продукты справедливой торговли».

Исследование также показывает, что личностный маркетинг может быть полезным инструментом для продажи и продвижения продуктов справедливой торговли, сказал д-р Кутаула.