Как быть образованным человеком: 10 способов стать умнее — Лайфхакер

10 способов стать умнее — Лайфхакер

20 апреля 2011 Здоровье Советы

Многие ощущают недостаток качественной мозговой деятельности. Это всё из-за рутины. Лайфхакер поможет вам встать на путь саморазвития, предотвратить умственные заболевания и расширить кругозор.

Способ 1. Выучить иностранный язык

Дети учат иностранный язык играючи, параллельно общему развитию. Учёные связывают это с особенностями памяти и психики.

Для взрослого же выучить иностранный язык — всегда вызов. И всегда колоссальная польза. Это отличная тренировка для мозга и профилактика ухудшения памяти в старости. А ещё вы сможете общаться с людьми из разных стран и расширять свой кругозор.

Способ 2. Больше читать

Когда нашим родителям нужна была новая информация, они открывали книгу. Поколения Y и Z черпают новые знания в интернете. Объём чтения, возможно, не сократился, но качество нередко страдает. Ведь книги читают вдумчиво и последовательно, а статьи обычно просто скроллят глазами.

Подчините чтение плану: составьте список книг, распределите их по областям знаний и жанрам. Составить такой перечень помогут сервисы вроде Goodreads или Livelib. Затем методично читайте книги одну за другой. Только делайте это правильно – используйте один из методов Мортимера Адлера.

Способ 3. Обратиться к искусству

Искусство – это не только созерцание. С его помощью можно развивать восприятие и мышление.

Выберите для себя какую-нибудь область культурной деятельности человечества и попытайтесь разобраться в ней. Например, изобразительное искусство. Посещайте выставки, смотрите документальные фильмы, читайте биографии художников. Постепенно вы начнёте разбираться в живописи, а вместе с тем многому научитесь и по-новому посмотрите на общественные процессы.

Способ 4. Смотреть видеолекции

Миллениалы и центениалы проводят много времени в Сети.

Понаблюдайте за собой в течение недели или двух. Сколько часов вы тратите на общение в мессенджерах и прокрутку лент социальных сетей?

Если перенаправить хотя бы половину этого времени на лекции TED, вы сделаете колоссальный скачок в самообразовании. Также хорошие познавательные видео можно найти на YouTube и в iTunes.

Способ 5. Смотреть умные телепередачи

У пользователей Всемирной паутины телевизор нередко ассоциируется со злом. Сегодня даже модно хвастаться: «У нас дома нет телевизора!».

Действительно, качество контента на многих каналах оставляет желать лучшего, но ведь есть и альтернативы. Например, Discovery. Этот телеканал выпускает очень качественные научно-популярные программы, которые легально скачать в Сети невозможно.

Смотрите научные программы на изучаемом иностранном языке — это двойная тренировка мозга.

Способ 6. Играть в видеоигры

Вопреки расхожим суждениям о вреде, компьютерные игры развивают реакцию, фантазию и логическое мышление. Научные исследования показали, что дети, которые играют в видеоигры, получают более высокие оценки, чем сверстники.

Играть в сложные квесты — всё равно что решать головоломки. Игроку приходится в сжатые сроки принимать непростые решения, выбирая линии развития сюжета. И это мощно тренирует мозг.

Способ 7. Решать головоломки

Если видеоигры вам всё же не по душе, купите старый добрый кубик Рубика, танграм или пазл. Как вариант — скачайте умные игры на смартфон.

Головоломки «омолаживают» мозг, развивают память, мышление и усидчивость. А ещё это отличные тайм-киллеры: если увлечься, за решением головоломки можно провести не один час. Что ещё нужно в поезде или самолёте?

Способ 8. Заводить новые знакомства

Нетворкинг не только помогает строить карьеру, но и развивает память на имена и лица.

К тому же новый человек всегда является источником новых знаний. Общение с умным собеседником, даже виртуальное, обогащает вас духовно и интеллектуально.

Способ 9. Высыпаться

Абсолютным большинством исследований доказано: здоровому взрослому человеку необходимо спать 8 часов. Причём в темноте, комфорте и без посторонних шумов. Эти факторы сказываются на качестве сна.

Связь между хорошим сном и аналогичной умственной деятельностью тоже доказана. Прочтите наш лонгрид о сне, чтобы развеять последние сомнения.

Недосып губителен для мозга.

Из-за торможения нейронных процессов в теменной доле возникают проблемы со скоростью реакции, а при замедлении работы префронтальной коры начинаются проблемы со зрением и формулированием мыслей.

Способ 10. Перейти на здоровое питание

Авокадо, сёмга, черника, овсянка — существует множество продуктов, стимулирующих мозговую деятельность и предотвращающих ухудшение памяти.

Обогатите свой рацион фруктами, овощами, зеленью, злаками и морепродуктами, откажитесь от холестериновых вкусняшек, и вы почувствуете, что ваш мозг выходит на новые мощности.

Работникам интеллектуального фронта в течение дня рекомендуется пить больше жидкости. И лучше кофе чередовать с зелёным чаем и минеральной водой.

Как стать умным, образованным, думающим человеком, если школьное образование тебя не устраивает своей серостью и однообразием? Какие способы вы знаете?

Популярное

Сообщества

Образование

Евгения Комарова

  ·

7,6 K

ОтветитьУточнить

Алия Кадырова

Образование

104

Учительница, консультантка в сфере образования  · 11 апр 2021  · bit.ly/3fmtB56

Несколько известных мне способов:

  1. Заниматься тем, что интересно, вне школы. Посещать секции, кружки, лекции, студии и прочее.

  2. Знакомиться с людьми с похожими интересами.

  3. Рефлексировать. Задумываться о происходящем вокруг вас, делать критические выводы.

  4. Думать о будущем, ставить цели и потом отмечать для себя, удалось ли их достичь, или цели изменились, что тоже нормально.

  5. Подумать о том, как сделать школьное образование интересным и разнообразным и записать их для себя. А потом повзрослеть, прийти в образование и менять его. Так сделала я 🙂

1 эксперт согласен

Комментировать ответ…Комментировать…

Ольга Горлина, Чадовед

Образование

31

Педагог, автор канала Чадовед на Яндекс. Дзен  · 7 февр 2022

В школе я никогда не учила истори по учебнику. Это было скучно. Если внимтельно слушала объяснение на уроке, этого хватало, чтобы потом ответить на отлично. А если урок провертелась, то учила по детской энциклопедии. Это совсем другой уровень. Потом, когда я стала вести кружок архитектуры, дети звали меня к ним в школу преподавать историю: у меня она интересная, а… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Skysmart. Онлайн-школа для детей и подростков 

267

Skysmart – онлайн-школа для учеников 1–11 классов и тех, кто только готовится к учебе   · 25 июн 2020  · skysmart.ru

Отвечает

Yanchauskayte

Самому формировать свой кругозор — опираясь на то, что вам интересно. Школьная программа дает для этого хорошую основу. Например, если вам интересно, как устроена математика и почему нельзя делить на ноль или на бесконечность, можно посмотреть 4-серийный фильм BBC об истории математики и понять, как ученые пришли к таким выводам и законам.

Можно прочитать более 30… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Петр Степанов

.  · 13 нояб 2018

Советую начать смотреть различные записи, например на TED. Там вы сможете и английский подтянуть и знания в различных областях, а если и повезёт, то вообще найти направление, которым захотите в дальнейшем заниматься. Если уж вы хотите стать думающим человеком, то я считаю, что не стоит переставать уделять внимание математике, вероятно, такие формулы и не пригодятся, но… Читать далее

Владимир Козлов

12 апреля 2021

А в нашей школе только одна химичка понимала, что написано в олимпиадных задачах.

(

Комментировать ответ…Комментировать…

Достоверно

Перегудоff

Учитель математики, занимаюсь спортом, люблю путишествия.   · 3 февр 2022

Видимость умного человека можно сделать не отвечая на вопросы, а молча вдумываться. Между прочим, любая Ваша мысленная активность делает Вас немного умнее. Но это не исключает чтение, письмо и т.д.

2 эксперта согласны

Ольга Горлина, Чадовед

подтверждает

7 февраля 2022

Всё о Пушкину: «Хранить молчанье в важном споре…»

Комментировать ответ…Комментировать…

Олег

6,4 K

местами экономист, немножко психолог, совсем чуть-чуть математик  · 13 нояб 2018

Есть один способ, называется он «прилежно учиться». Если его применить, то школьное образование становится не таким уж и однообразным. Есть второй способ, называется он «отцовский ремень». Если его применить (чего я делать не  советую), то школьное образование моментально становится не таким уж и  серым. Третий способ «я умнее всех на свете, я сам себя обучу»… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Арсений С.

177

12 нояб 2018

Получать образование индивидуально, параллельно школьной программе. Развиваться в тех сферах, которые тебе интересны, читать соответствующую литературу. Проблема школьного образования в том, что оно не учит конкретным бытовым навыкам. Например, в вопросах планирования и содержания семьи, грамотного ведения бюджета, юридической грамотности, выживания в условиях… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

1 ответ скрыт(Почему?)

Что должен знать образованный человек? – Джош Кауфман

«Если у вас нет времени сделать это правильно, когда у вас будет время, чтобы сделать это заново?»

Джон Вуден , тренер по баскетболу

Джон Тейлор Гатто, известный историк образования и критик современного индустриального образования, написал эссе под названием «Учебная программа необходимости или что должен знать образованный человек?» Вот как начинается эссе:

Несколько лет назад одна из школ Гарварда, возможно, Школа государственного управления, выпустила несколько советов своим студентам по планированию карьеры в новой международной экономике, которая, по ее мнению, скоро появится. Он резко предупредил, что академические занятия и профессиональные дипломы будут иметь все меньше и меньше значения по сравнению с реальным обучением. Десять качеств были предложены как необходимые для успешной адаптации. к быстро меняющемуся миру труда. Посмотрите, сколько из тех, кто, по вашему мнению, регулярно обучается в школах вашего города или штата…

Вот список навыков Гарвардского университета, которые делают образованного человека

  1. Способность определять проблемы без руководства.
  2. Способность задавать трудные вопросы, которые бросают вызов преобладающим предположениям.
  3. Способность быстро усваивать необходимые данные из массы ненужной информации.
  4. Способность работать в команде без руководства.
  5. Возможность работать абсолютно в одиночку.
  6. Способность убеждать других в том, что ваш курс правильный.
  7. Способность концептуализировать и реорганизовывать информацию в новые шаблоны.
  8. Способность обсуждать идеи с прицелом на применение.
  9. Способность мыслить индуктивно, дедуктивно и диалектически.
  10. Способность эвристически атаковать проблемы.

Перечислив эти навыки, Гатто продолжил:

Вы могли бы составить лучший список, чем Гарвард, не отказываясь ни от одной из этих фундаментальных идей, и все же с того места, где я сижу, и я просидел в школах почти 30 лет, я не думаю, что мы преподаем что-либо из этого в соответствии со школьной политикой… Ни одна из школ, в которых я когда-либо работал, не смогла предоставить детям какие-либо важные части этой жизненно важной учебной программы. Все школы, в которых я работал, заранее учили ерунде. И под столом учили молодых людей, как быть немым, как быть рабом, как бояться и как быть зависимым.

Список Гарварда показался мне захватывающим. Некоторое время назад я составил такой список в своем посте «Есть ли у вас эти основные человеческие навыки?»


Вот мой список основных человеческих навыков

  1. Усвоение информации – как находить, потреблять и понимать информацию и определять, что наиболее важно перед лицом проблемы или задачи.
  2. Письмо – как ясно и кратко излагать мысли и идеи в письменной форме.
  3. Речь – как четко, кратко и уверенно доносить мысли и идеи до других.
  4. Математика – как точно использовать понятия из арифметики, алгебры, геометрии, исчисления и статистики для анализа и решения общих задач.
  5. Принятие решений – как выявлять критические проблемы, расставлять приоритеты, сосредоточивать энергию/усилия, распознавать заблуждения, избегать распространенных ошибок и справляться с двусмысленностью.
  6. Взаимопонимание – как взаимодействовать с другими людьми так, чтобы они любили вас, доверяли и уважали вас.
  7. Разрешение конфликтов – как предвидеть потенциальные источники конфликтов и разрешать разногласия, когда они возникают.
  8. Генерация сценариев – как создать, прояснить, оценить и сообщить возможный сценарий будущего, который поможет в принятии решений как для себя, так и для другого человека.
  9. Планирование – как определить необходимые следующие шаги для достижения цели, учесть зависимости и подготовиться к неизвестным и неизбежным изменениям посредством использования непредвиденных обстоятельств.
  10. Самосознание – как точно воспринимать и влиять на свои внутренние состояния и эмоции, включая эффективное управление ограниченной энергией, силой воли и сосредоточенностью.
  11. Взаимоотношения – как распознавать, понимать и использовать ключевые особенности систем и отношений, включая причинно-следственные связи, эффекты второго и третьего порядка, ограничения и петли обратной связи.
  12. Приобретение навыков – как приступить к изучению желаемого навыка таким образом, чтобы это привело к компетентности, путем поиска и использования доступных ресурсов, деконструкции сложных процессов и активного экспериментирования с потенциальными подходами.

Небольшое исследование привело меня к поиску других списков того, «что должен знать образованный человек».0004


Вот список навыков Принстонского университета, которые делают человека образованным:

  1. Способность ясно мыслить, говорить и писать.
  2. Способность критически и систематически рассуждать.
  3. Способность концептуализировать и решать проблемы.
  4. Способность мыслить самостоятельно.
  5. Способность проявлять инициативу и работать самостоятельно.
  6. Способность работать в сотрудничестве с другими и учиться совместно.
  7. Способность судить о том, что значит хорошо понимать что-либо.
  8. Способность отличать важное от тривиального, вечное от эфемерного.
  9. Знакомство с различными способами мышления (включая количественный, исторический, научный и эстетический).
  10. Глубина знаний в определенной области.
  11. Способность видеть связи между дисциплинами, идеями и культурами.
  12. Способность учиться всю жизнь.

Вот список навыков Университета Джорджа Уайта, которые делают человека образованным:

  1. Способность понимать человеческую природу и вести за собой соответственно.
  2. Способность определять необходимые личные качества и превращать их в привычки.
  3. Способность устанавливать, поддерживать и улучшать длительные отношения.
  4. Способность поддерживать баланс в своей жизни.
  5. Способность различать правду и ошибку независимо от источника или доставки.
  6. Способность отличать правду от истины.
  7. Способность и дисциплина поступать правильно.
  8. Способность и дисциплина постоянно совершенствоваться.

Из этих списков можно извлечь четыре основных урока:

  • Независимые источники (внутри и за пределами научных кругов) пришли к удивительно сильному консенсусу относительно того, что значит быть «образованным» человеком. «Образованный» человек человек, способный справиться с наиболее распространенными жизненными ситуациями. Навыки, связанные с этими областями, являются навыками, которые будут наиболее полезными на протяжении всей жизни.
  • «Обучение» — это непрерывный процесс, который не является синонимом аттестации: программы аттестации почти всегда пропускают обучение этим «нечетким» навыкам в пользу других навыков, которые легче оценить. «Образование» не заканчивается, когда заканчивается школьное обучение. Настоящим испытанием этих навыков является то, как человек реагирует в ситуациях, которые требуют их. , либо за счет чрезмерного усложнения теории, связанной с этими навыками, либо за счет отнимания времени/внимания в областях обучения, не связанных с этими навыками Текущие тенденции в аттестации приводят к меньшему, а не большему совпадению в этих областях с течением времени.
  • Если вы намерены совершенствоваться в каждой из этих областей, вы должны потратить время, энергию и ресурсы на самостоятельное изучение этих навыков. Инвестиции в навыки обучения, связанные с этими областями, скорее всего, принесут дивиденды в реальных ситуациях, либо в деньгах, либо в общей удовлетворенности жизнью.

Что ты сейчас практикуешь? Какие навыки вы активно развиваете? Способствуют ли эти усилия вашему развитию как «образованного» человека или мешают?

Читать другие эссе Джоша Кауфмана »

E.

Что значит быть образованным человеком в 21 веке?

Чтобы быть образованным человеком в 21 веке, необходимо, как минимум, быть информированным, то есть иметь широкую базу знаний в нескольких традиционных предметных областях, включая математику, биологию, химию, историю, географию, литературу и искусство. . Во все более «плоском» мире это также предполагает знание других культур и обществ, того, как решения и образ жизни членов одной культуры или общества могут влиять на решения и образ жизни представителей другой культуры и того, как действия всех человечество влияет на благополучие планеты, на которой мы живем.

Но простого обладания широкой базой знаний недостаточно. Образование в лучшем случае гуманизирует. Чтобы добиться этого эффекта, образованный человек должен разобраться с великими вопросами, идеями и текстами. Лучшие умы в истории исследовали ряд увлекательных вопросов, в том числе: Как устроена природа? Как устроен физический мир? Откуда мы пришли? Как мы должны жить? Как должны действовать правительства? Как должно быть устроено общество? Какова природа любви? Справедливости? Одной из уникальных особенностей человеческого вида является его способность активно размышлять над этими вопросами и над тем, как на эти вопросы отвечали поколения ученых, поэтов, историков, философов и других мыслителей в разные времена, традиции и культуры.

Такая деятельность имеет возвеличивающий и облагораживающий эффект. Хотя это и не уникально для образования 21-го века, это неотъемлемый компонент.

Еще одна вневременная, но неотъемлемая черта образования 21 века — искренняя любовь к учебе. Образованный человек считает, что знание и обучение — это хорошо, и к ним стоит стремиться. Она также желает культивировать, информировать и расширять свой разум. Она регулярно испытывает то, что философ-педагог Исраэль Шеффлер называет «рациональными страстями» или «познавательными эмоциями», такими как «любовь к истине», ощутимая «забота о точности» и «радость проверки и удивления» (1991: Ch. 1). ). Эта любовь к учебе является огнем, который зажигает и поддерживает всю ее другую интеллектуальную деятельность.

Образованный человек в 21 веке также является активным, целеустремленным учеником. Этот человек не только желает знаний, но и активно их ищет. Она берет на себя ответственность за свое образование. Она много и регулярно читает. Когда она сталкивается с препятствием на пути к пониманию, она не игнорирует его и не сдается. Скорее, она принимает разумные меры, чтобы преодолеть препятствие и продолжить углублять свои знания. Она интеллектуально устойчива.

Наконец-то образованный человек в 21 веке умеет думать. Это особенно важная способность в современном мире:

Во-первых, с распространением информационных технологий нас круглосуточно бомбардируют информацией, часть из которой является хорошей и точной, а часть нет. Поэтому, чтобы быть по-настоящему образованным человеком сегодня, нужно быть интеллектуально разборчивым. Нужно уметь отличать надежный источник от ненадежного, задавать актуальные и острые вопросы, требовать и оценивать причины и доказательства.

Во-вторых, сегодняшняя экономика основана на технологиях и быстро меняется. Как отмечали другие (Каланцис и Коуп, 2005: 33; Смит, 2012), многие профессионально ориентированные навыки и знания, полученные сегодня младшими и старшими школьниками, устареют к тому времени, когда эти учащиеся начнут работать.