Как говорить четко внятно правильно речь: Как научиться говорить четко и внятно: пошаговые упражнения

Содержание

Как научиться четко и внятно говорить. Говори внятно. Читать надо быстро и обязательно вслух хотя бы по 3 раза в неделю.

Содержание

  1. Как научиться четко и внятно говорить. Говори внятно. Читать надо быстро и обязательно вслух хотя бы по 3 раза в неделю.
  2. Как научиться говорить уверенно и убедительно. Говорить красиво и убедительно, насколько это важно.
  • Заинтриговать фразой
  •   П равильно и красиво говорить означает — развивать речь.
  • Как научиться четко и внятно говорить. Скороговорка – начни говорить чётко.
  • Как научиться говорить внятно и медленно. Совет 2: Как научиться внятно говорить
  • Как научиться говорить четко и внятно. Как внятно говорить
  • Как научиться говорить внятно.
  • Как говорить внятно и разборчиво. Слова-паразиты
  • Как научиться говорить громко и четко. Как овладеть ораторским искусством. Учимся говорить громко.
    • Инструкция
    • 1 шаг
    • 2 шаг
    • 3 шаг
    • 4 шаг
    • 5 шаг

    Как научиться четко и внятно говорить.

    Говори внятно. Читать надо быстро и обязательно вслух хотя бы по 3 раза в неделю.

    В этом вся фишка упражнений.

    1 то ли толя — кореш коли, то ли кореш толи — коля.
    Коли коля — кореш толи, то и толя — кореш коли.

    2 в четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый
    . Лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент.

    3 Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена бердонгарова кораллы.

    4 карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
    А карлица краля Клара у карлика лекаря карла кларнет украла.
    Лишь в том случае, если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары — крали не крал кораллы, то карлица краля Клара у карлика лекаря карла не крала бы кларнет.

    5 на шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильшик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильшик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от аппарата нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных. За каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильшик получит шишкосушилкой по голове.

    6 откуда на просеке просо?
    Просыпали просо здесь просто.
    Про просо просянки прознали.
    Без спроса все просо склевали.

    7 корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.

    8 сшит колпак, да не по — колпаковски;.
    Вылит колокол, да не по — колоколовски.
    Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;.
    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

    9 не жалела мама мыла.
    Мама мыла Милу мылом.
    Мила мыла не любила, мыло мила уронила.

    10 скороговорщик скороговаривал скороговорные скороговорки, и нам скороговорщик скороговорил, что все скороговорки перескороговорить сможет, но в ходе скороговорения скороговорок, скороговорщик заскороговорился, и проскороговорил нам скороговорщик последнюю скороговорку: «все скороговорки выскороговариваешь да не выскороговоришь!

    Как научиться говорить уверенно и убедительно. Говорить красиво и убедительно, насколько это важно.

    Научиться говорить красиво в наше время, действительно, важно. Ко мне часто обращаются с такими вопросами: как влиять на человека речью?; «Как быть: меня никто не слышит, никто не любит?»; «Меня никто не слушает, что делать?»; «Люди меня не слышат и в компании меня не замечают, как исправить ситуацию?» В  общем-то все эти вопросы можно свести к одной теме: как говорить красиво, чтобы заинтересовать!

    Заинтриговать фразой

    Практически каждому человеку хочется говорить так, чтобы заинтриговать и увлечь любую аудиторию и чтобы люди слушали внимательно и даже с восторгом; хочется заинтриговывать слушателей буквально с первых слов — одной фразой! И это нормальное желание. Хорошие навыки речи помогут найти работу и, главное не потерять ее и быть ценным сотрудником.

    Умеющий красиво и убедительно говорить юноша обязательно привлечет внимание девушки   и сможет договориться с начальством о повышении зарплаты . А тому, кто не может блеснуть интеллектом и умением вести диалог вряд ли удастся договориться хоть с девушкой , хоть с начальством, хоть с соседом.

    Что же для этого нужно? Частично подобная тема уже рассматривалась в статье «Как стать  хорошим собеседником» , ведь оратор, учитель, да и вообще любой рассказчик, должен стать для слушателей именно собеседником. В продолжение темы сейчас разберемся, чего НЕЛЬЗЯ допускать в разговоре, чтобы слушатели не потеряли к вам интерес и что, наоборот, нужно делать, чтобы этот интерес у слушателей вызывать.

      П равильно и красиво говорить означает — развивать речь.

    ИНТОНАЦИЯ Ничего удивительного нет, если не слушают человека что-то бормочущего, бурчащего себе под нос и запинающегося. Вы обращали когда-нибудь внимание на то, КАК вы говорите? Как вы рассказываете? Можно ли вашу интонацию назвать восторженной, самозабвенной, романтичной, выразительной, удивительной, таинственной, завораживающей, пугающей или настораживающей? Прислушайтесь с какой эмоциональной силой вы что-либо рассказываете другим. Если вам трудно оценить, есть несколько способов сделать это: спросить у других, записать на диктофон, прослушать себя и сравнить с другими (интересными рассказчиками). ТРЕНИРОВКИ . Чтобы научиться говорить проникновенно, эмоционально и впечатляюще необходимо тренироваться. Как же развить речь? Одна из несложных и эффективных тренировок, это повторение за актером или диктором его интонации. Повторяйте, «передразнивайте», записывайте на диктофон, слушайте себя со стороны и снова повторяйте, записывайте, слушайте… . Добивайтесь тренировками максимальной схожести.

    Как научиться четко и внятно говорить. Скороговорка – начни говорить чётко.

    Профессия ди–джея предполагает довольно большую скорость не только мыслительных процессов, но и речи. К сожалению, с этой задачей справляются не все, и в итоге на радио иногда можно услышать ТАКОЕ ! Чтобы абсолютно каждое ваше слово было воспринято, причём верно , необходимо ежедневно совершенствовать технику речи . Не так давно я рассказала об упражнениях для губ . Но есть кое-что еще … Это скороговорки ! Если цейтнот не позволяет вам уделять этому занятию много времени, произносите несколько раз в день скороговорки, они действительно помогают, а результат виден всего через пару недель. Перед тем как приступить к практике запомните несколько правил:

    1. В скороговорке главное не скорость, а чёткость. Вы должны говорить быстро, но внятно. Никакой каши и налипших друг на друга слов.
    2. Вначале прочитайте скороговорку про себя, потом вслух медленно, затем прибавляйте темп, не забывая при этом следить за членораздельностью слов.
    3. Если находитесь дома, можете почитать скороговорку с каштанами за щеками, а потом без них – лёгкость звукоизвлечения вам гарантирована.
    4. Ещё один технический приём: читаете скороговорку вслух следующим образом: согласные произносите звонко, гласные – шёпотом, помогает избавиться от речевой зажатости.

    Теперь список самых действенных скороговорок , которые выручали меня в самых экстренных ситуациях:

    • На мели мы налима лениво ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы, Мила, молили и в туманы лимана манили меня
    • Король – орёл (повторять многократно)
    • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла (повторять многократно)
    • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся и акклиматизировавшимся в Константинополе
    • Купи кипу пик, пик кипу купи
    • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
    • Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу
    • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
    • Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать
    • А мне не до недомогания (повторять многократно)
    • Курфюрст скомпрометировал ландскнехта

    Как научиться говорить внятно и медленно. Совет 2: Как научиться внятно говорить

    Хорошее владение родным языком и внятная речь — качества, которые необходимы во многих сферах жизни. Серьезные проблемы с артикуляцией, требующие вмешательства профессионала, наблюдаются лишь у небольшого процента людей. В большинстве случаев хорошей и четкой речи можно добиться самостоятельно.

    Инструкция

    1

    Возьмите книгу или газету, выберите отрывок для чтения. Включите диктофон и прочитайте вслух выбранный текст. Старайтесь читать его так, как вы говорите обычно в жизни. Прослушайте запись и проанализируйте свои ошибки. Не исключено, что вы будете очень удивлены. Возможно, вы съедаете звуки, делаете лишние паузы между словами или говорите слишком быстро. Такие особенности могут быть заметны только со стороны.

    2

    Развивайте и тренируйте свой артикуляционный аппарат. Выполняйте дыхательную гимнастику, делайте упражнения для мышц лица. Такие несложные тренировки способствуют не только исправлению речи, но и повышению тонуса кожи и улучшению кровообращения.

    3

    Для самостоятельных тренировок используйте скороговорки. Сначала произносите их медленно, утрируя каждый слог. Затем пытайтесь наращивать темп, контролируя четкость каждого звука. Будьте готовы к тому, что первое время у вас будут болеть мышцы лица, губы и язык. Все фонетические упражнения также записывайте на диктофон. Не стирайте ваши записи, чтобы проследить прогрессивную динамику. Если у вас есть дети, тренируйтесь вместе с ними. Игру в скороговорки можно превратить в ежедневный полезный ритуал.

    4

    Перед важным публичным выступлением напишите свою речь на отдельном листке. Сначала прочитайте вслух, параллельно расставляя акценты. Затем прорепетируйте перед зеркалом, контролируя интонации, четкость и выразительность вашей речи.

    5

    Если у вас не планируется выступлений, но внятная речь необходима в повседневной жизни, практикуйте домашние тренировки свободного формата. Встаньте перед зеркалом и в течение нескольких минут говорите вслух на свободные темы. Расскажите о себе, о своей работе или увлечениях. Так вы подготовите себя к потенциальным диалогам и выступлениям.

    Обратите внимание

    Если у вас имеются серьезные проблемы с произношением определенных звуков, не пытайтесь решить их самостоятельно. Лучше обратиться к помощи профессионального логопеда. Это не поздно сделать в любом возрасте.

    Полезный совет

    Старайтесь сохранять спокойствие во время монологов на публике. Именно нервозность зачастую является причиной нечеткой речи. Дышите ровно, не нервничайте, делайте смысловые паузы и будьте уверены в своих ораторских способностях.

    Как научиться говорить четко и внятно. Как внятно говорить

    Когда человек внятно, членораздельно и с прекрасной артикуляцией выражает свои мысли, с ним приятно общаться. Если вдруг вы начали замечать, что ваша речь иногда непонятна окружающим, стоит заняться исправлением ситуации. Неоценимую помощь могут оказать обычные скороговорки.

    Инструкция

    1

    Совершенствуйте свою дикцию. Работайте над правильным произношением труднодающихся звуков . Не спешите, не «проглатывайте» окончаний и тщательно следите за тем, чтобы все слова в сказанных вами предложениях были услышаны собеседником.

    2

    Выберите понравившуюся скороговорку. Обратите внимание на количество труднопроизносимых звуков и сочетаний. Не начинайте ваш тренинг со слишком сложных текстов, даже если на первый взгляд они таковыми не кажутся. В процессе тренировок постепенно увеличивайте уровень сложности.

    3

    Медленно и очень внимательно прочитайте весь текст скороговорки. Не старайтесь сразу же его запомнить . Чтобы отработать произношение , прочтите фразу несколько раз по слогам. Главное, чтобы все звуки и слоги были воспроизведены правильно в медленном темпе. Только после этого приступайте к заучиванию скороговорки.

    4

    Когда будете готовы внятно воспроизвести скороговорку, начните прорабатывать беззвучную артикуляцию. Попросите близких, чтобы они несколько раз прочитали выученный текст по вашим губам.

    5

    Вообразите себя суфлером в театре и воспроизведите скороговорку шепотом. Учтите, что ваша речь должна быть не шипящей, а тихой и четкой. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно и не перестанете ошибаться.

    6

    Как можно чаще повторяйте выученную скороговорку. От того, насколько четко вы научитесь ее произносить, зависит внятность вашей речи.

    7

    Приступите к отработке выразительности выученной скороговорки. Воспроизведите ее нараспев или с утрированным соблюдением пауз, с ударением на первые слоги или с изменением интонации. Здесь вы можете проявить фантазию. Обязательно следите за точностью воспроизведения текста, не коверкайте слова и фразы . В противном случае вам придется проделать всю работу заново.

    Как научиться говорить внятно.

    Хорошее владение родным языком и внятная речь — качества, которые необходимы во многих сферах жизни. Серьезные проблемы с артикуляцией, требующие вмешательства профессионала, наблюдаются лишь у небольшого процента людей. В большинстве случаев хорошей и четкой речи можно добиться самостоятельно.

    Инструкция

    1

    Возьмите книгу или газету, выберите отрывок для чтения. Включите диктофон и прочитайте вслух выбранный текст. Старайтесь читать его так, как вы говорите обычно в жизни. Прослушайте запись и проанализируйте свои ошибки. Не исключено, что вы будете очень удивлены. Возможно, вы съедаете звуки, делаете лишние паузы между словами или говорите слишком быстро. Такие особенности могут быть заметны только со стороны.

    2

    Развивайте и тренируйте свой артикуляционный аппарат. Выполняйте дыхательную гимнастику, делайте упражнения для мышц лица. Такие несложные тренировки способствуют не только исправлению речи, но и повышению тонуса кожи и улучшению кровообращения.

    3

    Для самостоятельных тренировок используйте скороговорки. Сначала произносите их медленно, утрируя каждый слог. Затем пытайтесь наращивать темп, контролируя четкость каждого звука. Будьте готовы к тому, что первое время у вас будут болеть мышцы лица, губы и язык. Все фонетические упражнения также записывайте на диктофон. Не стирайте ваши записи, чтобы проследить прогрессивную динамику. Если у вас есть дети, тренируйтесь вместе с ними. Игру в скороговорки можно превратить в ежедневный полезный ритуал.

    4

    Перед важным публичным выступлением напишите свою речь на отдельном листке. Сначала прочитайте вслух, параллельно расставляя акценты. Затем прорепетируйте перед зеркалом, контролируя интонации, четкость и выразительность вашей речи.

    5

    Если у вас не планируется выступлений, но внятная речь необходима в повседневной жизни, практикуйте домашние тренировки свободного формата. Встаньте перед зеркалом и в течение нескольких минут говорите вслух на свободные темы. Расскажите о себе, о своей работе или увлечениях. Так вы подготовите себя к потенциальным диалогам и выступлениям.

    Видео по теме

    Обратите внимание

    Если у вас имеются серьезные проблемы с произношением определенных звуков, не пытайтесь решить их самостоятельно. Лучше обратиться к помощи профессионального логопеда. Это не поздно сделать в любом возрасте.

    Полезный совет

    Старайтесь сохранять спокойствие во время монологов на публике. Именно нервозность зачастую является причиной нечеткой речи. Дышите ровно, не нервничайте, делайте смысловые паузы и будьте уверены в своих ораторских способностях.

    Как говорить внятно и разборчиво. Слова-паразиты

    Источник: iStock

    Избавление от слов-паразитов – задача не из легких. Они входят в привычку, а потому во время разговора мы просто не замечаем за собой дефекта речи.

    Слова «короче», «ну», «типа», «это», «как бы», «как сказать», «в общем», «знаешь», «собственно», «допустим» при многократном повторении уничтожают весь шарм нашего изложения, даже если мы говорим об “умных” вещах.

    Конечно, от этой привычки не так легко избавиться, потому мы и учимся говорить без паразитов постепенно. Для этого можно попросить родных или друзей вас поправлять.

    Как только окружающие услышат запрещенное слово, пускай незамедлительно сделают вам замечание. Для повышения эффективности, придумайте себе наказание за употребление слов-паразитов.

    Заведите специальную копилку и кладите в нее определенную сумму денег за каждый допущенный в разговоре промах.

    «Копилки наказаний» есть во многих офисах. Таким образом фирмы ведут борьбу со сленгом и ненормативной лексикой среди своих сотрудников.

    Если вы спортсмен, можете наказывать себя по-другому. За каждое произнесенное слово-паразит заставляйте себя отжиматься.

    Не везде и не всегда удобно делать упражнения, потому можете записывать задания в блокнот, а выполнять все скопившееся за день уже вечером или утром следующего дня.

    Только не увиливайте от наказания. Ваш лучший помощник – самоконтроль. Со временем вы будете разговаривать четко и внятно, главное не сдавайтесь.

    Как научиться говорить громко и четко. Как овладеть ораторским искусством. Учимся говорить громко.

    Среди нас есть категория людей, которые не умеют говорить достаточно громко и выразительно. Причиной скольких недоразумений или неловких ситуаций становился робкий тихий голос! Обладатели такого голоса чувствуют себя неуверенно, иногда сквозь землю готовы провалиться. И купить билет в кассе, и попросить сдачу, и отвечать на экзамене, вести урок, и много еще для чего нужно использовать свой голос. Фраза произнесенная громко и четко, всегда будет выглядеть уверенней, чем промямлить что-то тихо. Ораторство – это целое искусство! Этому нужно учиться, а для начала научимся говорить громко.

    Инструкция

    Уровень сложности: Непросто

    1 шаг

    Делайте дыхательную гимнастику .
    Первое упражнение. Учитесь дышать на счет, при вдохе сосчитайте до 3, задержите дыхание – 1, выдыхайте – 3, задержите дыхание – 2.
    Второе упражнение. Интенсивно и глубоко вдохните носом и ртом, и медленно выдохните, сложив губы трубочкой.
    Третье упражнение. Медленно равномерно вдохните на весь объем легких через нос, когда кажется, что больше воздуха поместить нельзя, попробуйте вдохнуть еще чуть-чуть, интенсивно выдохните сложив губы трубочкой.

    2 шаг

    Тренируемся говорить. Перед тем, как начать говорить сделайте долгий глубокий вдох, как тренировались в дыхательной гимнастике. При этом объем легких наполняется, и звук получается сильнее. Начните с гласных звуков или слогов (ми-ма-мо-му). Подобные упражнения делают при распевке участники хора.

    3 шаг

    Подготовьте несколько фраз, которые содержат не сложные слова. Можно взять стихотворные или песенные фразы. Например: “Мальчик хочет в Тамбов!..”. Произносите их делая усиление голосом. Можно петь, не стесняйтесь! Кстати, в ванной комнате, петь нравиться многим. Ведь там голос разогрет, да акустика делает голос сильнее.

    4 шаг

    И еще учтите, в разговоре, произнося свою речь, говорите диафрагмой, а не горлом или легкими. Диафрагма — это центр регуляции воздуха в нашем организме. Она расположена прямо под легкими. Так вот представьте себе, что ваши звуки появляются из живота. При этом тембр голоса станет ниже, и легче для восприятия. Научившись при этом, регулировать силу голоса, вы добьетесь положительного результата!

    5 шаг

    При этих занятиях нужно не только развивать дыхание и связки, но и преодолеть некоторый психологический барьер. Чтобы проверить результаты, записывайте себя на диктофон во время голосовых занятий. Затем сравните, что было в начале занятий и что получилось в результате. Должно сработать!

    7 книг, которые помогут научиться грамотно и красиво говорить

    Грамотно говорить никому не помешает. Даже президенту, который путает ударение в Балашихе. Журналист интернет-издания Tvkinoradio.ru Александра Гагарина собрала лучшие словари и справочники по технике и культуре речи, которые помогут научиться говорить не только правильно, но и красиво.

    1. Михаил Штудинер «Словарь трудностей русского языка для работников СМИ. Ударение, произношение, грамматические формы»

    Михаил Абрамович Штудинер — доцент кафедры стилистики факультета журналистики МГУ и автор «Словаря образцового русского ударения». Эта книга — абсолютный must have не только для тех, кто работает в эфире и постоянно сталкивается с различными расхождениями в произношении, но и просто для тех, кто хочет говорить правильно. Словарь содержит 22 000 слов и словосочетаний с указанием предпочтительных вариантов произношения для работников радио и телевидения, чтобы раз и навсегда избавить их от сомнений. В издании собраны не только нарицательные слова, но и актуальные имена собственные — географические названия, имена политиков, деятелей науки и культуры и так далее. Для удобства в книге есть свободное место для заметок, куда можно вписать дополнительную информацию, слова и названия. А в приложении собраны статьи автора, посвящённые лингвистическим проблемам, с которыми ему пришлось столкнуться во время работы.


    2. Майя Зарва «Слово в эфире: О языке и стиле радиопередач: справочное пособие»

    Что такое радиотекст? Чем он отличается от любого другого? Почему так важно следить за каждым словом, знать его значение и контекст употребления? Как правильно произносить те или иные звуки, слова, имена? В книге есть много примеров на разные случаи и распространённые ошибки и трудности (интонирование, порядок слов, избыточность, лаконизм и так далее), с которыми сталкивается каждый, кто пишет тексты. Речевые обороты, восприятие речи, понятие какофонии и эвфонии, орфоэпия и произношение, выразительные средства языка и другие особенности русского языка показаны сквозь призму радио. Автор сборника — Майя Зарва много лет работала диктором Всесоюзного радио и преподавала стилистику русского языка и орфоэпию на факультете журналистики МГУ. В книге много ссылок на имена лингвистов, чьи справочные материалы и словари давно стали классикой. По ним до сих пор занимаются все школьники, студенты, аспиранты, которые так или иначе изучают русский язык: Дитмар Розенталь, Константин Былинский, Лев Щерба, Рубен Аванесов, Виктор Виноградов и другие.


    3. Татьяна Иванова, Татьяна Черкасова «Русская речь в эфире. Комплексный справочник»

    Полезный справочник, в котором систематизированы трудные случаи в орфоэпии, словообразовании, морфологии и синтаксических конструкциях устной речи. Первый раздел разделен по частям речи, во втором — словарь орфоэпических трудностей, третий — словарь имён собственных по темам: география, культура, политика, общественная жизнь, спорт. Кроме того, в книге есть приложение, в котором дан словарь русских эквивалентов иноязычных слов и выражений. Книга будет интересна не только тем, кто работает на радио и телевидении, но и всем, чья работа связана с общением и публичными выступлениями — преподавателям, общественным деятелям, переводчикам, политологам, специалистам по PR и рекламе и просто всем заинтересованным в повышении своей речевой культуры.


    4. Юрий Левитан, Елизавета Емельянова «О культуре и логике речи»

    Отличное руководство по работе с текстом, которое можно смело назвать книгой на все времена. В сборник вошли статьи дикторов Всесоюзного радио (Елизавета Емельянова, Юрий Левитан), народных и заслуженных артистов СССР (Ольга Высоцкая, Владимир Гецик, Владимир Всеволодов), а также филолога, специалиста по практической орфоэпии и культуре речи (Флоренция Агеенко). Они подробно разбирают популярные ошибки и рассказывают, как правильно готовиться к эфиру, делать разметку текста перед чтением, какие упражнения нужно делать, как читать сложные фразы, тренировать дыхание, не сбиваться с темпа, найти свой стиль и так далее.


    5. Рубен Аванесов «Русское литературное произношение»

    Книга для тех, кто решил пойти дальше словарей ударений и пособий по технике речи и хочет изучить тему произношения глубже. В этом издании подробно описывается русское литературное произношение, его закономерности, особенности и изменения за последние четыре десятилетия. В тексте много примеров, которые наглядно показывают типичные отклонения от нормы, ошибки в произношении и способы их устранения. Со времён первого выпуска в 1950 году книга была много раз переиздана и дополнена автором и его последователями.


    6. Людмила Вансовская «Практикум по технике речи»

    В книге собраны упражнения по постановке дыхания и голоса, много скороговорок и стихов классиков русской литературы для тренировки артикуляции и дикции. Автор даёт практические советы, например, как преодолеть предаудиторную лихорадку, держать дыхание и справляться со стрессом во время чтения. Пособие основано на спецкурсе, который вела сама Людмила Вансовская, доцент кафедры психологии развития на психфаке СПбГУ и преподаватель филологического факультета кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков.


    7. Анна Петрова «Искусство речи для радио- и тележурналистов»

    В книге кратко изложены основные пункты, с которыми необходимо ознакомиться всем, кто хочет работать у микрофона или в кадре. В первой части рассказывается о том, что такое разговорная речь, по каким законам и правилам формируется логика речи, её интонация, паузы и ударения в предложении. Целый раздел посвящён синтаксическим и стилистическим проблемам речи в эфире, среди них произношение, согласование, языковая норма, особенностям употребления тех или иных слов. Помимо ответов на эти вопросы, в книге описаны упражнения для тренировки позиций языка, губ, челюстей, шеи, дыхания, которые помогут улучшить дикцию. В конце есть краткий словарь ударений.

    Читайте оригинальный текст на сайте tvkinoradio.ru

    Как говорить четко внятно правильно речь

    Содержание

    • Работа над осанкой
    • Боритесь со своими страхами
    • Тренировки по чистоте речи
    • Причины невнятного и нечеткого произношения
    • Простые правила для родителей дошкольников
    • Игры-упражнения для формирования внятной, четкой речи дошкольников
    • Упражнения для раннего детства
    • Гимнастика для артикуляции
    • Тренировка дикции в старшем дошкольном возрасте
    • Правильная речь школьников
    • Тренировка дикции скороговорками
    • Факторы, мешающие красиво говорить
    • Дикция у взрослых
    • Укрепление мышц и речевое дыхание
    • Разработка артикуляции
    • Основные скороговорки
    • Над чем необходимо работать:
    • 1. Скорость произношения слов
    • 2. Развитие четкости речи
    • 3. Постановка дыхания
    • 4. Работа над высотой голоса
    • Упражнения для улучшения речи:
    • 1. Вокальные упражнения
    • 2. Чтение вслух
    • 3. Запишите свой голос
    • 4. Улыбайтесь

    Многие люди в стрессовых ситуациях начинают бормотать себе под нос. В эти моменты речь становится тихой и спутанной. Её сложно разобрать, а это раздражает окружающих. В некоторых обстоятельствах приходится говорить максимально четко и громко, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Это происходит, например, в момент телефонного разговора, когда связь очень плохая и нестабильная. В этих условиях подсознание помогает нам отрегулировать собственный голос и улучшить речь. Довольно удобно, если такая привычка становится осознанной и постоянной. Давайте поговорим об эффективных способах сделать речь более выразительной и понятной.

    Работа над осанкой

    Если вы часто сутулитесь или даже горбитесь, дыхание сбивается и произносить длинные предложения и сложные слова становится все труднее.

    В ситуации повышенной нервозности прямая осанка не только добавляет уверенности, но и открывает дыхательные пути, делая вдохи и выдохи более правильными и устойчивыми.

    Достичь прямого и ровного позвоночника можно почти в любой сидячей позе. Главное, чтобы в ней было по-настоящему удобно. Нужно просто немного выгнуть спину и втянуть живот.

    Боритесь со своими страхами

    Перед тем как перестать быть мямлей в разговорах, нужно понять, что причина невнятной речи или смазанных монологов, произнесенных слишком быстро, кроется в неуверенности. Она нарастает в стрессовых условиях, когда человек позволяет себе разнервничаться. Если сохранять спокойствие и невозмутимость, поддерживать оптимальный темп речи будет намного проще.

    Не стоит переживать по поводу своих ошибок в беседе и реплик, сказанных невпопад. При таких неприятностях можно просто исправиться, извиниться и продолжить диалог. Конечно, с первого раза такая неловкость не может быть принята максимально непринужденно и легко.

    Но постепенно в результате регулярной практики можно научиться не реагировать на подобные оказии слишком эмоционально.

    Тренировки по чистоте речи

    Если вам интересно, как научиться четко говорить, используйте следующие рекомендации.

    • Следите за монологами профессиональных ораторов. Такими специалистами могут быть радиоведущие, телевизионные знаменитости. Следите за тем, как они произносят слова, запоминайте правильность произношения и копируйте темп речи.
    • Тренируйтесь максимально часто. В период практики не забывайте переслушивать свою речь, записывая её на диктофон или наговаривая текст в микрофон компьютера. Отмечайте, какие из слов даются вам хуже всего.
    • Также вы можете практиковаться в произношении слов. Читать их нужно и произносить очень медленно и максимально отчетливо. Если в середине текста снова начинается невнятная речь, нужно вернуться к началу. Повторять упражнение рекомендуется до идеального результата. А еще можно отдельно произносить гласные звуки, широко открывая рот.
    • Читайте вслух любые тексты как минимум 10 минут в сутки. Также произносите на диктофон скороговорки, которые помогут выявить проблемы с дикцией и проверить качество произношения букв и слов.

    Развитие речи человека начинается с возраста младенца. Но формирование правильного произношения звуков приходится на период 2-3 лет, когда активно пополняется словарный запас. Речь обогащается словами-названиями, глаголами. Ребенок учится формулировать предложения и высказывать свои мысли по поводу простых явлений. Это возраст понимания произношения звуков.

    Родителям важно уделять внимание проговариванию гласных и простых согласных звуков. Ребенок должен уметь их говорить в разном темпе громкости.

    Причины невнятного и нечеткого произношения

    В возрасте 2-5 лет родители часто жалуются на плохое произношение ребенка. Это связано с физиологическими особенностями, когда имеется недостаточное развитие:

    В норме возрастные неправильные звуки исчезают к 5 годам. Если до этого возраста в речи отсутствует четкость и внятность, следует приложить усилия, чтобы сформировать правильное произношение. Этот процесс требует помощи специалиста и специальных упражнений.

    Простые правила для родителей дошкольников

    Родителям следует быть максимально вовлеченными в процесс выработки четкости речи. В противном случае ребенок так и не научится внятно говорить.

    • Нужно избегать лепета, сюсюканья.
    • Нельзя говорить с ребенком его сокращениями: «бо-бо», «ам-ам», «пи-пи».
    • Нужно учить стихи, но правильно подобранные по возрасту. В стихе не должно быть сложных слов. Если ими перегрузить дошкольника, его артикуляционный аппарат будет быстро уставать, что приведет к закреплению ошибок в словах.
    • Следует следить за речью, просить повторить несколько раз слова до правильного их произношения.
    • Когда малыш смотрит на губы и движение языка взрослого, − это способствует закреплению правильной артикуляции.
    • Нужно использовать соответствующие упражнения, игры со специалистом или самостоятельно дома.

    Игры-упражнения для формирования внятной, четкой речи дошкольников

    Играть с малышами можно уже с года, когда приходит время подражания. Для обучения используют разные методы, самые распространенные из них представлены ниже.

    Упражнения для раннего детства

    С года – двух лет начинается изучение имеющихся в речи звуков:

    • «с-с-сс» – давай повторим за водичкой, как она поет;
    • «ж-ж-жж» – жук жужжит, давай пожужжим вместе с ним;
    • «ш-ш-шш» – скажи, как ветер шумит;
    • «р-р-рр» – так разговаривает папина машинка, поговори как она.

    Здесь можно повторять за звуками животных, природы, музыкальных инструментов и предметов, которые издают шум.

    Гимнастика для артикуляции

    Малыши еще не могут выполнять сложные задания, поэтому для гимнастики используют самые легкие движения:

    • Лопатка. Малыш открывает рот, язычок отдыхает на нижней губе, удержать до 10 с.
    • Часики. Ребенок в улыбке открывает рот, язычком нужно дотронуться до одного уголка, затем до второго.
    • Слоник. Имитация хобота слона: нужно сомкнуть губки в трубочку и вытянуть, держать вытянутыми до 10 с.
    • Усики. Нужно зафиксировать палочку (соломинку, карандаш) между носом и верхней губкой. Удерживать до 10 с.

    После проведения упражнений стоит уделить внимание тому, как ребенок выговаривает основные звуки.

    Тренировка дикции в старшем дошкольном возрасте

    Этот период характеризуется тем, что дошкольник быстро усваивает новый материал, активно пополняет словарный запас, перестает шепелявить и начинает правильно проговаривать звуки. Чтобы не было «каши во рту», нужно постоянно разговаривать с ребенком и тренировать дикцию.

    Нарушение дикции происходит из-за того, что нужно быстро изменять положение языка. А если его мускулатура слабая, это будет выражаться «кашей во рту» во время разговора.

    • Разминка губ. При широко раскрытом рте произнести звук «А», при вытянутых губах «У». При максимально растянутых губах сказать «О».
    • Разминка языка. Поцокать: дотянуться языком до верхнего неба, резко опустить язык. При закрытом рте упереться языком в щеки поочередно. Дотянуться язычком до верхнего неба, уздечка должна быть натянута.
    • Тренировка тембра. Нужно глубоко вдохнуть, на выдохе медленно произносить «бом», «бим», «бон». Слоги тянуть на последнюю согласную.
    • Тренировка мышц лица. Игра с родителями в пантомиму: ребенок должен в игровой форме при помощи мимики показать разные эмоции.

    Правильная речь школьников

    Формирование четкого произношения звуков имеет свой срок. Первые 5-6 лет жизни этот процесс происходит легко (если нет логопедических и неврологических проблем). После 6 лет поставить звуки гораздо сложнее.

    Внятное произношение правильных звуков тренируется и гораздо позже − в 6 лет. Школьникам иногда сложно высказывать свои мысли, отвечать перед всеми, громко произносить речь, так как нет навыков риторики и не сформирована дикция. Как можно помочь ребенку?

    Тренировка дикции скороговорками

    В младшем и среднем школьном возрасте дети хорошо запоминают стишки и скороговорки. Это нужно использовать для работы. Правила занятий со скороговорками:

    • Учить их нужно не более трех, чтобы они были направлены на отработку определенных звуков.
    • Текст произносится четко и медленно, разъясняются непонятные слова.
    • Ребенку лучше заниматься, видя себя в зеркале – он лучше понимает, как работает его артикуляция.
    • Следует стимулировать ребенка проговаривать скороговорку нараспев, с эмоциями. Особенно это эффективно для школьников с заиканием.

    После таких занятий с правильно подобранными скороговорками дети общаются ясно, их можно понять.

    Факторы, мешающие красиво говорить

    Дети сегодня часто допускают стилистические и другие ошибки в общении. Это косвенно сказывается и на их успеваемости.

    Врагами красивой детско-юношеской речи являются:

    • Слова-паразиты – это речевой мусор, засоряющий общение. При этом сложно слушать и воспринимать информацию. Причиной слов-паразитов является неумение формировать мысли, маленький словарный запас. Для решения проблемы требуется максимум общения на разные темы, акцентирование внимания на исключении таких слов из речи, чтобы грамотно изъясняться.
    • Нецензурные слова – школьники особенно часто их используют. Причина: копирование родителей, значимых взрослых и одногодок. Профилактика: следует исключить подобные слова из семейного общения, при использовании важно объяснить ребенку их ненужность в разговоре воспитанных людей.
    • Сленг – слова, не несущие для школьников пользы. В этом возрасте от них сложно избавиться, так как они подчеркивают статус подростка. Но здесь также необходимо доверительное общение с родителями для их полного искоренения.

    Дикция у взрослых

    Как взрослым научиться говорить четко и внятно? Во взрослом возрасте тренировка дикции также эффективна. Есть профессии, где без грамотной и четкой речи не обойтись: радиоведущий, диктор, политик, учитель, менеджер и другие. Учиться красиво говорить никогда не поздно.

    Укрепление мышц и речевое дыхание

    Полезны следующие упражнения:

    • Посчитать на выдохе до 5, 10.
    • Читать скороговорки на одном дыхании.
    • Быстро вдохнуть через нос, задержать дыхание на 5 с, долго выдохнуть через рот.
    • На звуке «р» нужно менять интонацию, громкость.

    Разработка артикуляции

    Все занятия лучше проводить перед зеркалом. Некоторые из них будут забавными, но они эффективны в выработке дикции.

    • Перед зеркалом высовывать язык как можно ниже, затем прятать и смыкать губы.
    • При сомкнутых губах почистить зубы языком по часовой стрелке и против нее. Повторить «чистку» 15 раз в одну сторону, затем столько же в другую.
    • Накачать мышцы лица поможет надувание щек. Затем нужно погонять воздух по ротовой полости, можно использовать воду.

    Основные скороговорки

    Уверенно выступать на публике помогут вышеописанные упражнения, но также важно научиться не «глотать» окончания. Достичь этого можно, отрабатывая быстрый темп произношения скороговорок:

    • Я – вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, а могу вывертикультяпнуться.
    • Во дворе – трава, на траве – дрова.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    • Выдра в ведро от выдры нырнула, выдра в ведре с водой утонула.
    • Чешуя у щучки, а щетинка у чушки.
    • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

    Тренировка дикции важна для грамотного и понятного выражения мыслей. Четкая речь – это труд родителей с самого детства. Если есть проблемы с речью, их лучше решать до 6 лет, в этом возрасте они относительно легко корректируются.

    Красивая речь — это не природный дар, а результат упорной работы над собой. Помешать красивой речи могут многие факторы: физиология, психика, особенности языка, на котором вы говорите, ваше отношение к слушателям, цель, с которой вы к ним обращаетесь, и многое другое. Очень часто от того, как вы говорите, зависит очень многое, особенно, если необходимо убедить собеседника, выиграть спор или донести важную информацию. Мы решили разобраться с тем, от чего же зависит красота речи и как ее добиться.

    Над чем необходимо работать:

    1. Скорость произношения слов

    Говорить быстро — плохая привычка, а для слушателей быстрая речь может стать сложной для восприятия, — значит, коммуникация с вами будет непродуктивной. Если слушать собеседника сложно, а то, что он говорит, — не понятно, то самая естественная реакция — перестать слушать.

    Необходимо снизить темп речи, если вы хотите, чтобы вас слушали внимательнее, а также не забывать про паузы между словами и фразами. Также пауза дает возможность сделать вздох и продолжить речь. Но тем не менее, не стоит говорить слишком медленно, иначе слушать вас снова станет тяжело, так как речь станет слишком монотонной. Убавляйте темп, когда необходимо выделить какую-то часть речи, и ускоряйтесь, когда необходимо сделать речь эмоциональной и передать энтузиазм.

    2. Развитие четкости речи

    Самая важная черта красивой речи — это четкость. Чтобы добиться ее, необходимо уделять внимание каждому слову и произносить звуки правильно. Используйте свою артикуляцию максимально. Подобное внимание к фонетике может сыграть вам в плюс, если в речи имеются дефекты. Поначалу такая речь будет казаться вам странной и непривычной, но вскоре это войдет в привычку.

    3. Постановка дыхания

    Дыхание — это основа речи, без воздуха вы не сможете произносить звуки, и от того, как вы дышите, зависит то, какой ваша речь становится при воспроизведении. Большинство людей дышат слишком быстро, что приводит к заглатыванию слов, одышке и перебоям с громкостью звука.

    Основное правило дыхания заключается в том, что воздухом должна наполняться диафрагма, а не грудь. Чтобы пронаблюдать, насколько правильно вы дышите, положите руку на нижнюю часть ребер. Во время вдоха и выдоха вы должны почувствовать, как расширяется ваш живот и поднимаются плечи. В качестве дыхательных упражнений практикуйте глубокий вдох, позволяя воздуху медленно выходить. Данное упражнение поможет вам сделать правильное дыхание частью вашей привычной жизни. Говоря длинные предложения, делайте глубокий вдох, чтобы воздуха хватило до тех пор, пока вы не сделаете паузу для следующего вдоха. Эта пауза также позволит вашим слушателям вникнуть в то, что вы сказали.

    4. Работа над высотой голоса

    Высота голоса может произвести сильное впечатление на тех, кто вас слушает. Если ваш голос звучит высоко или прерывисто, то может создаться впечатление, что вы нервничаете. Умеренный тембр звучит более убедительно и располагает слушателей. Низкий голос склонен к убеждению и доминированию.


    Не меняйте высоту своего голоса специально, чтобы избежать неестественности, но тем не менее, контролировать ее всё же стоит, чтобы добиться более сбалансированной и мягкой речи.

    Повысить высоту своего голоса без страха выглядеть глупо можно в том случае, если вы хотите выделить какую-то мысль или сфокусировать внимание слушателя на чем-то конкретном.

    Упражнения для улучшения речи:

    1. Вокальные упражнения

    Делая вокальные упражнения, можно отлично развить свой естественный голос. Смотрите в зеркало в то время, как будете упражняться, — так вы сможете отследить погрешности в артикуляции и дыхании и исправить их.

    Начните зевать, чтобы расслабить горло и связки, двигая нижней челюстью из стороны в сторону, параллельно массируя горло пальцами и пытаясь пропеть звук.

    Сделайте глубокий вдох и медленно выпускайте воздух, произнося звук, до тех пор, пока живот полностью не сожмется. Затем снова сделайте глубокий вдох и не дышите в течение 15 секунд.

    Пропойте звук «а» сначала на естественной громкости, затем всё тише и тише. Такое упражнение можно сделать с любым звуком или буквой алфавита. Используйте скороговорки, чтобы практиковаться с правильным произношением звуков и скоростью речи.

    2. Чтение вслух

    Помимо работы с громкостью, произношением и высотой голоса, для красивой речи очень полезно чтение вслух. Найдите текст, интересный вам, и читайте его для себя. Помните о том, что ваша поза важна не меньше, чем дыхание. Стойте прямо, раскройте плечи, не сутультесь. Следите за артикуляцией и за скоростью произношения фраз. Практикуйтесь до тех пор, пока спонтанное чтение не станет звучать удовлетворительно для вас. Подобные навыки пригодятся вам в повседневной речи.

    3. Запишите свой голос

    Многие люди не любят слышать свой голос на записи, но это единственный способ услышать себя со стороны и обратить внимание на то, что вы делаете не так, а что, наоборот, делает вашу речь особенной. Чтобы усилить эффект от тренировок, можете использовать также и видеозапись, чтобы отредактировать не только голос, но и мимику, артикуляцию, позу и эмоциональную подачу вашей речи.

    4. Улыбайтесь

    Речь становится более приятной, открытой и вызывающей доверие, если вы говорите в дружелюбном настроении. Подобный тон ваш голос приобретает, когда вы улыбаетесь или смеетесь. Поэтому не стоит игнорировать такое простое правило красивой речи, как искренние эмоции. Разумеется, не всякая речь требует улыбки или смеха, но в большинстве случаев ваша расположенность к собеседнику и зрительный контакт с ним — это уже половина успеха.

    Разборчивость речи: что является нормальным и когда следует обращаться за помощью

    Для детей совершенно нормально делать некоторые ошибки, когда они учатся произносить новые звуки, и у каждого звука есть свой возрастной диапазон, в котором мы ожидаем, что дети освоят его. Это. Хотя все дети учатся в своем собственном темпе, все же полезно следить за их прогрессом по мере того, как они достигают вех, связанных с речью. Обеспечивая детям достаточное понимание речи в нужном возрасте, мы готовим их к получению максимальной отдачи от раннего обучения и уверенности в общении.

    В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития ясности речи, которых идеально должны достичь дети в определенном возрасте, а также шаги, которые нужно предпринять, когда детям нужна дополнительная поддержка. Но прежде чем мы начнем, полезно кратко рассмотреть различные виды речевых расстройств.

    Типы нарушений речи

    Проблемы с четкостью речи у детей могут возникать по разным причинам, будь то просто часть учебного процесса или вызванные более серьезной проблемой, такой как потеря слуха. Какой бы ни была основная причина, мы можем классифицировать проблемы с речью как задержки или расстройства.

    задержка речи — это когда ошибки продолжаются после соответствующего возраста и не обязательно являются поводом для беспокойства. Однако, если эти ошибки не исправляются к шести годам, требуется терапия. Маленькие дети часто делают речевые ошибки, такие как замена звука «р» на «ш» или «й» на «ф». Это стоит исследовать только в том случае, когда эти ошибки не показывают никаких признаков улучшения по мере взросления ребенка или когда ребенок испытывает разочарование, потому что их невозможно понять.

    A Нарушение речи вызывает больше беспокойства, так как это означает, что ребенок либо имеет физические трудности с произношением звука (звуков), либо заменяет или удаляет звук (звуки) способом, который отличается от нормального процесса развития. Речевые расстройства вряд ли исправятся со временем. Могут быть несоответствия в том, что делает ребенок с изменением звука речи. Речь ребенка может быть трудной для понимания и вызывать сильное разочарование.

    Когда следует беспокоиться

    Воспитатели или люди, знакомые с ребенком, лучше других заметят первые признаки нарушения речи. Другими словами, стоит подумать о дополнительной поддержке, если воспитателям очень трудно понять ребенка, если кажется, что он или она изо всех сил пытается издавать звуки или осознает, что другие люди не могут понять его или ее слова. Ниже приведен ряд упрощенных показателей ясности речи, которые, хотя и являются приблизительными, послужат отправной точкой для оценки прогресса вашего ребенка:

    • К 18 месяцам 25% речи должно быть понятно знакомым людям.
    • К 24 месяцам (двум годам) от 50 до 75% речи должно быть понятно знакомым людям.
    • К 36 месяцам (трем годам) от 75 до 100% речи должно быть понятно знакомым людям.
    • К четырем годам ребенка обычно должны понимать, в том числе и незнакомые ему люди.

    Помните, что звукопроизношение речи способствует развитию выразительного языка, что, в свою очередь, является основой грамотности. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу того, как ваш ребенок произносит звуки речи, обратитесь к логопеду, который может дать вам совет и рекомендации, подходящие для вашей ситуации.

    Как вы можете помочь улучшить разборчивость речи

    Если вас беспокоит разборчивость речи вашего ребенка, вы можете потратить некоторое время, помогая ему или ей. Как опекун, вы лучший человек, чтобы побудить вашего ребенка выучить новые звуки! Ниже приведены некоторые идеи, с которых можно начать.

    Для младенцев:

    • Поощряйте ребенка произносить гласные и согласно-гласные звуки, такие как «ма», «да» и «ба».
    • Подкрепляйте попытки, поддерживая зрительный контакт, отвечая речью и имитируя вокализацию, используя различные модели и акценты. Например, повышайте высоту голоса, чтобы задать вопрос.
    • Подражайте смеху и мимике вашего ребенка.
    • Научите ребенка подражать вашим действиям, в том числе хлопать в ладоши, бросаться поцелуями и играть в пальчиковые игры, такие как «лепи пирожное», «ку-ку» и «маленький паучок».

    Для малышей:

    • Говорите ясно и просто, чтобы ребенок мог копировать.
    • Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы его понимаете. Стройте и расширяйте сказанное; «Хотите сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Давай выпьем яблочный сок».
    • Признавайте, поощряйте и хвалите все попытки заговорить. Покажите, что вы понимаете слово или фразу, выполнив просьбу, если это уместно.
    • Хвалите четкость речи, а не ошибки. Например: «Это был отличный ясный разговор. Мне нравится, когда ты говоришь медленно, чтобы я могла тебя понять.
    • Постарайтесь ответить немедленно или как можно скорее, если вы разговариваете с кем-то еще. Не позволяйте ребенку повторять одно и то же снова и снова только для того, чтобы его проигнорировали — если его будут игнорировать слишком много раз, дети могут бросить попытки.
    • Если вы не можете понять своего ребенка, попробуйте взять на себя часть ответственности, сказав что-то вроде: «Ой, извините, мои уши сегодня плохо работают, не могли бы вы сказать это еще раз» или «Я сегодня плохо слышу, тебе придется мне помочь». Попросите только два повторения максимум для каждой данной попытки речи.
    • Прежде чем учить новые слова, убедитесь, что ваш ребенок может произносить отдельные звуки самостоятельно. В противном случае слова, содержащие этот звук, будет слишком сложно произнести.

    Получение профессиональной поддержки

    Если ребенка по-прежнему трудно понять, несмотря на все усилия опекунов, правильный курс действий — обратиться к логопеду (SLT). SLT специализируются на оценке и лечении проблем с ясностью речи и дадут совет, относящийся к вашему ребенку и ситуации. SLT расспросит вас о ваших индивидуальных обстоятельствах, оценит речь вашего ребенка и, на основе полученной информации, даст вам заверения и рекомендации, характерные для вашей ситуации и вашего ребенка. Затем вы и терапевт можете либо отслеживать признаки типичного развития, либо принять решение о начале сеансов логопедической терапии, если это уместно.

    Подводя итог, как скажет вам ваш логопед, ключ к воспитанию кристально чистых детей в первую очередь лежит на опекунах. Проводя время в чате, читая и играя с ребенком, его или ее речь, скорее всего, улучшится. И помните, если вы как родитель все еще обеспокоены, несмотря на все ваши усилия; не стесняйтесь подумать о логопедии.

    Затрудненная речь (дизартрия) | нидирект

    Дизартрия означает трудности с речью. Это может быть вызвано повреждением головного мозга или изменениями головного мозга, возникающими при некоторых состояниях, влияющих на нервную систему, или связанных со старением. Это может повлиять на людей всех возрастов. Если дизартрия возникла внезапно, позвоните по номеру 999, это может быть вызвано инсультом.

    Симптомы дизартрии

    У больного дизартрией могут быть:

    • невнятная, гнусавая или хриплая речь
    • напряженный и хриплый голос
    • чрезмерно громкая или тихая речь
    • «булькающая» или монотонная речь
    • затруднение движений языка и губ
    • затруднение глотания (дисфагия), которое может привести к постоянному слюнотечению
    • быть в состоянии произносить только короткие фразы, отдельные слова или вообще не иметь разборчивой речи

    Дизартрия напрямую не связана с интеллектом или пониманием, но у человека с этим заболеванием также могут быть проблемы в этих областях. Проблемы с речью также могут затронуть:

    • социальное взаимодействие
    • работу
    • образование

    Если у вас или вашего ребенка есть дизартрия, вам может быть полезно обратиться к логопеду (SLT). Спросите своего врача общей практики о ближайшей к вам клинике речевой и языковой терапии.

    Сопутствующие состояния

    Существует ряд состояний, которые могут быть связаны с дизартрией, в том числе:

    • дисфагия — затрудненное глотание (экспрессивная дисфазия)
    • диспраксия и атаксия – проблемы с физической координацией, которые иногда могут влиять на движения, необходимые для речи

    Причины дизартрии

    Мышцы, используемые для речи, контролируются мозгом и нервной системой. Дизартрия может развиться, если какой-либо из них каким-либо образом поврежден.

    Дизартрия может быть:

    • связанной с развитием — когда она возникает в результате поражения головного мозга до или во время рождения, например, при церебральном параличе
    • приобретенная — когда она возникает в результате изменений мозга в более позднем возрасте, таких как повреждение, вызванное инсультом, травмой головы или опухолью головного мозга, или прогрессирующим состоянием, таким как болезнь Паркинсона или заболевание двигательных нейронов

    Дизартрия у детей обычно связана с развитием, в то время как дизартрия у взрослых часто бывает приобретенной, хотя оба типа могут поражать людей любого возраста.

    Улучшится ли дизартрия с помощью речевой и языковой терапии, зависит от причины и степени повреждения или дисфункции головного мозга. Некоторые причины остаются стабильными, в то время как другие могут со временем усугубляться.

    SLT может провести оценку, чтобы определить степень проблемы с речью. Они могут попросить вас или вашего ребенка: 

    • издавать разные звуки
    • говорить на знакомую тему
    • считать числа или называть дни недели
    • читать отрывок вслух

     терапевт также может захотеть изучить движение мышц рта и гортани (гортань) и, возможно, пожелает сделать запись.

    Лечение дизартрии

    Если у кого-то из ваших знакомых внезапно развилась дизартрия, вам необходимо немедленно позвонить по номеру 999. Это может быть что-то очень серьезное, например, инсульт.

    СЛТ может помочь в лечении дизартрии. Они попытаются улучшить вашу или вашего ребенка способность говорить. Они помогут вам найти различные способы общения и помогут вам или вашей семье адаптироваться к вашей конкретной ситуации.

    Они могут порекомендовать:

    стратегии улучшения речи, такие как замедление речи
    упражнения для улучшения громкости или четкости речи
    вспомогательные устройства, такие как простая доска с алфавитом, усилитель или компьютеризированная система вывода голоса

    Некоторые SLT могут проводить специализированную оценку средств связи, включая компьютеризированные системы голосового вывода.

    Нет никакой гарантии, что терапия может улучшить речь у всех, кто страдает дизартрией.

    Советы по общению

    Следующие советы могут помочь вам более эффективно общаться, если у вас дизартрия или если вы общаетесь с кем-то с этим заболеванием.

    Для людей с дизартрией

    Если у вас дизартрия, вам может быть полезно:

    • сделайте вдох перед тем, как начать говорить
    • приложите дополнительные усилия, чтобы подчеркнуть ключевые слова
    • говорите медленно, при необходимости произнося по одному слову
    • оставляйте свободное пространство между каждым словом
    • убедитесь, что вы находитесь в находиться в одной комнате с собеседником и стоять лицом к нему 
    • привлечь внимание слушателя, прежде чем начать говорить
    • говорить короткими предложениями и избегать длинных разговоров, если вы устали
    • уменьшить фоновый шум – например, радио
    • повторите, если необходимо

    Для членов семьи, друзей и лиц, осуществляющих уход

    Если вы разговариваете с человеком, страдающим дизартрией, вам может быть полезен следующий совет: разговор

  • смотрите на человека, когда он говорит
  • после разговора, дайте ему достаточно времени, чтобы ответить – если он чувствует, что его торопят или заставляют говорить, он может начать беспокоиться, что может повлиять на его способность общаться
  • будьте осторожны, заканчивая их предложения или исправляя ошибки в их языке, так как это может вызвать разочарование лучше всего быть честным
  • , если необходимо, получить разъяснения, задавая вопросы да/нет или перефразируя – например, скажите: «Вы спрашивали меня, делал ли я покупки?»
  • Еще полезные ссылки

    • Как пользоваться услугами здравоохранения

    Помогите улучшить эту страницу — отправьте отзыв

    Для использования этой формы у вас должен быть включен JavaScript.

    Что ты хочешь делать?

    сообщить о проблеме

    оставить отзыв

    задать вопрос

    Сообщить о проблеме

    Какую проблему вы нашли на этой странице? (Отметьте все подходящие варианты)

    Ссылка, кнопка или видео не работают

    Орфографическая ошибка

    Информация отсутствует, устарела или неверна

    Я не могу найти то, что ищу

    Другая проблема

    сообщений

    Расскажите нам подробнее о проблеме с сайтом nidirect.

    Введите свой отзыв

    О чем ваш вопрос?

    Выберите тему для своего вопроса: — Выберите -Рыболовная ловляПреимуществаСвидетельства о рожденииСиний значокКарьераКомпенсация в связи с дорожной проблемойДетское содержаниеСвидетельства о гражданском партнерствеКоронавирус (COVID-19)Свидетельство о вакцинации против COVIDПроверки судимостей (AccessNI)Свидетельства о смертиПособие на содержание образованияПрава на трудоустройствоHigh Street Spend Local SchemeСвидетельства о бракеПрямой счет на автомобильный транспортПаспортУведомления о штрафахПенсииSmart — исторические записи с оценкой стоимости и дорог вопрос о другом

    Что делать дальше

    Почему начальники должны говорить ясно / cdgelaw.

    com

    В трудные с экономической точки зрения времена коммуникация между руководителями и сотрудниками является элементарной частью управления сотрудниками. Особенно важно, чтобы вы, как менеджер, использовали ясный и понятный язык. Это особенно верно, если ваша команда — как и во многих компаниях на данный момент — работает в разных местах или из домашнего офиса. Здесь вы можете узнать, как говорить понятно, будучи начальником, и почему хорошая культура общения так важна для ваших сотрудников.

    «Это соглашение дает людям безопасность и позволяет нам реализовать стратегические и операционные цели совместного предприятия, включая запланированную синергию».

    Положа руку на сердце: Вы сразу поняли, о чем речь? Если да: Поздравляем! Вероятно, вы принадлежите к руководству компании и умеете жонглировать техническими терминами.

    Но многие люди вызывают такие утверждения только из беспомощного «Извините?» Среди начальников широко распространен технический жаргон. Иногда необходим определенный язык для обмена информацией по техническим темам. Это прекрасно, пока менеджеры между собой. Это становится проблематичным, как только вы обращаетесь к своим сотрудникам – особенно в напряженных ситуациях.

    Четкая коммуникация между менеджерами и сотрудниками является элементарной

    Потому что четкая, понятная коммуникация между менеджерами и сотрудниками необходима для успеха компании в долгосрочной перспективе. Только если сотрудники понимают, о чем говорит начальник, они могут делиться его идеями и способствовать их реализации. Если же речь перед сотрудниками сформулирована сложно и непонятно, они быстро пожимают плечами и отключаются.

    По сей день на немецком управленческом уровне бытует миф о том, что признаком красноречия и мастерства является умение выражать свои мысли длинными, вложенными друг в друга предложениями, а также с использованием как можно большего количества иностранных слов и как можно большего количества словесных монстров. Позвольте мне сказать вам, что это не так.

    Обращение к сотрудникам: Больше доверия вызывают те, кто понятно выражается

    Наоборот. Те, кто может выразиться так, чтобы их сотрудники поняли, тоже слушают. И еще: начальники, которые доносят понятные сообщения до своих сотрудников, пользуются большим доверием. Так что имейте это в виду, когда в следующий раз будете общаться со своими коллегами — будь то лично или посредством телефонной конференции. Например, избегайте использования сложных для понимания композиций

    , если возможно

    • Специализированные страховые компании,
    • Чистый финансовый долг,
    • Система доочистки отработавших газов.

    Все эти и многие другие чудовищные слова ученые-коммуникаторы из Университета Хоэнхайма нашли в рукописях выступлений топ-менеджеров Германии. Вы проанализировали и оценили выступления генеральных директоров на общих собраниях компаний DAX с помощью так называемого индекса понятности Хоэнхейма. Исследователи настоятельно советуют руководителям культивировать понятный язык, потому что: Только те, кого понимают, могут убедить в этом вопросе.

    Говорить понятно стало проще: Советы по формулировке

    Говорить так, чтобы все могли понять, не так уж и сложно, при условии, что вы соблюдаете некоторые правила формулировки. Если вы хотите, чтобы ваши сотрудники могли следовать за вами в том, что вы хотите сказать, пожалуйста, избегайте:

    в дополнение к трудным для понимания сочинениям

    • Ленточные или коробочные предложения,
    • абстрактных терминов,
    • Условия не объяснены,
    • Пассивные составы,
    • Набор фраз,
    • Англицизмы.

    Вместо этого лучше использовать в обращении к сотрудникам:

    • короткие предложения,
    • Общие условия,
    • активная формулировка,
    • Пояснения к техническим терминам.

    Правда, особенно сложные темы иногда бывает сложно передать в общедоступной форме. Но усилия того стоят. Тот, кто переводит технический язык так, чтобы его могли понять и неспециалисты, много делает для своей репутации.

    И еще: Хорошие ораторы, которые вдохновляют своих сотрудников и могут увлечь их за собой, являются большим примером для подражания, чем те, кто болтает о технической тарабарщине. Кроме того, громадный вклад в мотивацию сотрудников может внести сильная речь, в которой начальник ругает команду и формулирует цели.

    Говорите понятно даже в разговоре между начальником и сотрудником – и слушайте

    Вы должны не только использовать понятный язык в своих выступлениях перед собравшимся коллективом. При разговоре с начальником и сотрудником также важно, чтобы руководитель четко выражался. Особенно, когда речь идет о делегировании и организации, простой для понимания, конкретный язык предотвращает недопонимание. Если, с другой стороны, требования, цели и стандарты неясно сообщаются другой стороне, это вызывает дублирование работы и разочарование для всех участников.