Как мотивировать подростка к учебе: Как мотивировать подростка к обучению и саморазвитию
Как мотивировать подростка к обучению и саморазвитию
Почему школьники не хотят учиться и как пробудить в них интерес к образованию и саморазвитию? Об этом и сопутствующих проблемах мы говорим с психологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой.
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как мотивировать ребёнка к обучению и саморазвитию. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Корр.: Ребенку не интересна школа. Не интересны секции, кружки и путешествия. Он ничего не хочет. Максимум – компьютерные игры. Что делать? Почему так происходит?
Дарья: Практика показывает, что он все-таки что-то хочет. Так устроена психика.
Свобода выбора поможет ребёнку определиться быстрее
Дарья: В большинстве случаев причиной избегающего типа поведения являются отношения внутри семьи. Начиная лет с двенадцати у подростков включается сепарация (отделение) от родителей. До этого ребенок хотел того же, что и мама. Теперь начинается поиск себя: «Желания родителей понятны и, возможно, правильны. Но чего хочу я? Кто я? Я уже взрослый или еще маленький?» Психика еще не развита, нет четкого понимания, что именно интересно и почему. Это тонкий момент, когда необходимо терпение. Потому что если передавить с нравоучениями и предложениями, то, начав отрицание с деталей, подросток станет отказываться от всего. В его голове присутствует грубоватое «мама, отстань», которое он может и не озвучивать прямым текстом. Ведь родители продолжают кормить его и обеспечивать. Сказать просто, что ваши желания никуда не годятся и его не интересуют – «не комильфо».
Нужно понимать, что если ребенок живет в позиции отрицания или «ничего нехотения» более полугода, то он теряет драгоценное время. Тем не менее, если выбор будет правильным, если он будет соответствовать интересами склонностям подростка, то он все наверстает. В силу особенностей развития родительские инициативы в этот момент обесценены. Лучшая позиция: «Сиди. Думай. Решай. Вот тебе интернет. Ты можешь играть в игрушки, а можешь пойти и попробовать жить настоящей жизнью». Свобода выбора поможет быстрее разобраться в себе.
Понимание и поддержка родителей важны всегда!
Корр.: Но если позиция «мама, отстань» все же озвучивается прямым текстом, а отрицание всего и вся и нежелание заниматься непозволительно затянулись? Как выровнять ситуацию?
Дарья: Нужно внимательно разбираться в первопричинах. Скорее всего, такой ребенок когда-то уже приходил к маме с предложениями. Например: «Хочу стричь собак». Одна мысль, сколько может принести проблем такое занятие, вызвала бурный протест, а причины разъяснены не были. Было: «Нет, собак стричь ты не будешь». Через месяц от четырнадцатилетней дочери: «Может быть, я пойду заниматься стрип-пластикой?». У мамы – холодный пот по спине и снова отказ. Третий раз с подобным вопросом ребенок может быть еще и придет, но четвертого не будет точно. Далее вы получите отрицание.
Здесь родителю лучше всего аккуратно признать неправоту своего жесткого отказа, затем поговорить и обсудить плюсы и минусы. Перебрать желания ребенка еще раз, чтобы понять, были ли они действительно блажью. «Делай то, что ты хочешь, а я тебя поддержу!». Ребенок сейчас еще мал, и ему, на самом-то деле, страшно одному делать сложный выбор. Даже стричь собак он пошел бы с мамой. Его агрессия может являться свидетельством того, что он все еще ждет поддержки.Корр.: Проблемы переходного возраста были всегда. Почему именно сейчас отрицание и избегающий тип поведения присутствуют у многих подростков?
Дарья: Функции школьного воспитания ранее были более широкими. Туда входила и профессиональная ориентация и распределение социальных акцентов. Не всегда это было однозначно позитивно – слишком многое зависело от личности учителя, но давление на ребенка в большой мере оказывалось не родителями, а социумом.
Разумные родители в этом случае присутствуют рядом со школьником в качестве добрых советчиков и поддержки, а не в виде надзирателя или судьи.
Ситуацию для этого ничего не мешает создать и сейчас. Достаточно обеспечить ребенку общение в разных сообществах: кружки, секции, форумы (оффлайн и онлайн). В таком случае у него перед глазами будут разные примеры жизненных ситуаций и их решений. Тут помогут и родители, и братья с сестрами, и друзья-товарищи по увлечениям. Это могут быть герои, известные по видеосюжетам, или те, с кем знаком подросток лично или по переписке. Сейчас нам доступна любая информация, есть много возможностей определить, что именно подходит ребенку.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Как справиться с информационным перенасыщением
Корр. : Но если информации слишком много? Не станет ли это поводом для отрицания и потери интереса к окружающему?
Дарья: Да, от большого разнообразия часто происходят проблемы с выбором. Постоянно обрабатывая новую информацию, мозг устает и передает свое состояние телу. Тотальное напряжение приводит к затуманенности сознания. Получается некий психологический фаст-фуд. Информацию ты получил, а толку от нее нет.
С этим связаны и сложности выбора рода будущей деятельности у школьника. Если раньше были понятные, хорошо разграниченные формы деятельности и соответствующие профессии – повар, врач, экономист, дизайнер, инженер, актер – то сейчас их спектр стал гораздо шире. Вроде бы ты заинтересовался той или иной сферой, а тут выясняется, что нужно бы сразу сориентироваться и с конкретной подобластью. Каким ты хочешь стать дизайнером? Интерьеров, мебели или одежды? Сайтов или рекламы? Или вовсе пирожных? Или ты хочешь вести блоги о дизайне в целом и еще писать об этом? Каждая подобласть требует дополнительных знаний и навыков.
И не все профессии имеют тот смысл, который вкладывался в них изначально. И непонятно, что будет с некоторыми уже лет через пять. Будет ли она существовать через годы или с такой работой успешно будет справляться робот? А какие-то профессии могут появиться, хотя сейчас отсутствуют.
Открывая программу обучения по той же психологии, я вижу профессию «космический психолог». Она предполагает работу с людьми, которые летают в космос. Определить в подростковом возрасте, что ты хочешь заниматься именно этим, сложно. И когда человек не идет никуда, есть большая вероятность, что ему просто сложно сделать выбор.
Упражнение по восстановлению мотивации к занятиям:
- Если информации слишком много и выбор сделать сложно, составьте перечень того, что вас интересует.
- Выберите для себя три, максимум четыре наиболее интересных пункта. Это несложно сделать, даже если их десять. Выпишите каждый на лист А4.
- Разложите листы по комнате и постойте на каждом по пять-семь минут. Почувствуйте себя в профессии, с которой неразрывно связаны ваши интересы. Здесь очень пригодится полет фантазии.
- Представление себя в профессии обязательно даст эмоциональный отклик. Постарайтесь понять его. Если, стоя на месте, вы понимаете, что интерес растет и хочется пробовать, то это хороший знак. Если же через минуту стояния вам становится скучно, то едва ли это правильный выбор.
О вреде ложной информации
Дарья: Очень часто человек, записавшийся в какое-либо сообщество по интересам в социальных сетях, все время слышит, как там все прекрасно. Возникает ощущение, что повар всегда замечательно выглядит и хорошо зарабатывает, делая несложную работу. А тренер по фитнесу и вовсе получает непрерывное удовольствие, занимаясь лишь укреплением здоровья и оттачиванием фигуры. Путешествия несут только радостные эмоции и возможности созерцать сопутствующие красоты. А специалиста IT-сферы ждут с распростертыми объятиями в любой крупной компании, независимо от глубины его погружения в предмет.
Критичность восприятия и понимание степени ответственности и цены ошибки в этом возрасте отсутствует. В итоге подросток, начав заниматься тем или иным делом, сталкивается с незапланированными сложностями. И пройдя через это несколько раз он получает массу комплексов и нежелание пробовать что-то новое.
Здесь нужно внимательно относиться к собственным эмоциям. Возможно, протест вызван субъективной, не совсем правдивой подачей информации. Само же занятие по-прежнему вызывает интерес. Нужно учиться за эмоциями видеть суть и чувствовать собственный душевный отклик. Важно пробовать и отвечать честно на вопрос: «Мне это по-прежнему нравится?»
Корр.: Но это лучше, чем масштабный негатив и безысходность, присутствующие в социальных сетях и СМИ.
Дарья: Еще хуже, если школьник ежедневно слушает все тоже в своей квартире. Если в его окружении кто-то громко и постоянно «капает на мозг» о том, что, например, «в этой стране нет шансов на успех». У слушателя сформируется та же позиция, потому что говорящий старше и лучше знает.
Редкий ребенок решится на протест в этом случае. Подростковое желание жить подсознательно будет сопротивляться пессимистичному мнению, лишающему его перспектив в жизни. Но и полноценно отдаваться учебе такому школьнику будет сложно.
Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Мотивация родителей – шанс на успех для ребенка
Дарья: Родители – это все-таки первый пример. И если мама – тренер, то ребенок, скорее всего, будет увлекаться спортом. И если мама говорит, что ее работа плохая и что лучше идти учиться на врача, то возникает противоречие. Она ведь все равно продолжает работать тренером и приносить домой деньги. Возникает впечатление, что его пытаются столкнуть с накатанной колеи, а неизвестность рождает страх.
Очень заразно и пассивное, бездеятельное состояние. Если родители в упадническом настроении и не видят смысла в своих занятиях, но отказываются что-либо менять, то откуда взяться стремлению самосовершенствоваться в юной голове?
То есть главная рекомендация родителям, желающим повысить у ребенка учебную мотивацию к обучению – начать с себя. Ваш опыт подскажет, каких знаний не хватает, какие навыки было бы неплохо обрести. Попробуйте освоить их. Ваш авторитет вырастет в детских глазах, и призывы к самосовершенствованию станут оправданными и продуктивными. Кроме того, эксперименты и поиск новый впечатлений будут нормой в семье. И пойти учиться на врача вместо понятной карьеры спортивного тренера окажется не так страшно.
Да и осознание, что выбор профессии – это не финал, не приговор, и позже можно научиться еще чему-нибудь, всегда вселяет оптимизм. Выбор, сделанный в семнадцать лет, редко бывает абсолютно точным. Важно осознавать, что ты, может быть, и не нашел самую лучшую для себя профессию с первой попытки, но обогатился полезным опытом.
Важным является и то, как справляются с неудачами в семье. Если полученная в школе тройка становится трагедией для мамы, причиной слез, переживаний и многодневных обсуждений, то можно не сомневаться, что и ребенок переймет такую манеру взаимодействия. Каждый раз при возникновении сложностей вместо дополнительной мотивации у него будет возникать стресс и упадок духа. Понятно, что до победы в таком состоянии тяжело добраться. Если же мама относится к ситуации легко и предлагает извлечь из нее полезный опыт, то это позитивно влияет на ребенка.
Корр.: Считается, что от ненужных побед остается усталость…
Дарья: Это называется «обесценивание». Оно тоже прививается родителями: «Ах, ну что это за победа?» Но смысл даже маленькой победы в том, что с ней приходит вдохновение. Это позитивный ресурс, заряжающий человека на успех. Возникает уверенность в том, что человеку все под силу. Важно осознание победы. Ее нужно хранить как трофей, а когда возникает действительно сложная ситуация, это помогает. Радуйтесь победам Вашего ребенка. Это способствует формированию мотивации.
Корр.: Многие родители считают продуктивным мотивировать детей к обучению деньгами. Получая пятерку, ребенок зарабатывает средства на развлечения. Как вы относитесь к такой практике?
Дарья: Плоха та мотивация, в которой только деньги. Успешными и богатыми становятся те люди, кому нравится профессия и кто готов работать много не только из-за зарплаты. Наша деятельность должна быть и эмоциональным ресурсом. И если работа не нравится, а мотивация носит исключительно финансовый характер, то обычно возникают проблемы. Однажды ты осознаешь, что застрял на неинтересной работе с неинтересными людьми. В худшем случае, это отражается на здоровье.
Как нивелировать сложности переходного возраста?
Дарья: Чтобы с ними разобраться, нужно обратить внимание на первопричины их возникновения. Хотя обучение продолжается в течение всей жизни, имеется «наилучшее время» для продуктивного развития тех или иных способностей. Негативный опыт или отсутствие надлежащего стимулирования в определенные моменты жизни имеют более серьезные и долгосрочные последствия, чем нам кажется.
С трех до примерно девяти лет у человека получает активное развитие часть мозга, отвечающая за умение фантазировать. А с примерно одиннадцати и до семнадцати формируются мышление и логика. Умение логически мыслить, обрабатывать информацию и отстраивать цепочки в перспективу. То есть возникает понимание последствий совершаемых действий. В течение последующих пяти-семи лет формируются социально значимые психические функции, наращивается информационная база, происходит всплеск социальной активности. Появляется абстрактное мышление, оценка рисков и самоконтроль.
В силу отсутствия у подростков реальных познаний и представлений о мире, им свойственно находиться в фантазиях. Переходный возраст – тот момент, когда нужно совместить фантазии и реальность. И их столкновение бывает весьма болезненно. Умение принимать мир таким, какой он есть, не убегая в вымысел – ценно. Соответственно, нужно учиться думать и предполагать, строить перспективу из того, что есть в руках, в обороте, в окружении. А для этого нужно для начала научиться ощущать себя «здесь и сейчас», не убегая в выдуманную реальность. С этим поможет цепочка простых упражнений.
Находимся «здесь и сейчас». Психологические практики 1. Обращение к себе, внимание на себя. Задача – в течение пяти минут сидеть на стуле и «ощущать» этот процесс: как вы опираетесь на стул, как он вас держит. Обратите внимание на окружение, как тикают часы и как мама ходит в соседней комнате. Возможно, есть другие звуки, на которые обычно не обращаете внимания. Просто полностью осознайте себя в реальном времени.
2. Наблюдение реальности. Проще всего увидеть ее через людей, у каждого человека есть свои эмоции, каждый чем-то занят. Обращайте внимание на проходящих мимо, на эмоции тех, кто рядом. Так рождается система наблюдения за окружающим миром. Важно делать это безоценочно. Без попыток простроить какой-то план. План – это уже фантазия.
3. Спортивные тренировки помогают. Неумение находиться «здесь и сейчас» характеризуется большим количеством нечаянных ушибов, порезов и синяков. Однако любой спорт повышает концентрацию на текущем моменте, значит, возвращает в реальность.
4. Впишите фантазии в реальность. Нахождение в фантазиях приятно. Оно затягивает. Чтобы фантазирование не казалось бесполезной тратой времени, и тем более, если вы являетесь обладателем интересных фантазий, попытайтесь вписать их в реальность. Дать им точные определения и выражение в чертежах и рисунках, текстах. Напишите план реализации ваших фантазий.
Мотивация подростка – это командная игра.
С одной стороны, сложно всем: и ребенку, и маме, ведь родитель в это время живет своей взрослой жизнью, в которой надо сохранять мотивацию тоже. Очень здорово, если ребенок это понимает и ценит родительское желание помочь.
Но с другой стороны, родителю зачастую проще самому решить за ребенка, чем ждать, когда же он разберется в увлечениях.
Главная рекомендация – рассказывать, поддерживать, пробовать, бросать нелюбимое с легкостью и пробовать вновь. Сделать из этого процесса увлекательное приключение.
Анна Мохова, ИнтернетУрок
Как заставить ребенка учиться — как мотивировать подростка на учебу
Содержание
- Отсутствие мотивации
- Проблемы во взаимоотношениях «учитель — ученик»
- Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг
- Неблагоприятная семейная обстановка
- Родительский сверхконтроль
- Низкая самооценка, неуверенность в себе
- Чрезмерная загруженность ребёнка после школы
- Хвалить за успехи, даже за самые незначительные
- Указывать на позитивные изменения
- Делать акцент на хороших качествах ребёнка
- Не требовать многого
- Разделять переживания
- Не сравнивать ребёнка с другими детьми
- Не ругать за плохие оценки
- Договариваться
- Подавать пример
- Учитывать желания и стремления ребёнка
- Нанять репетитора
- Рассказать о настоящих выгодах учёбы
- Прививать полезные привычки
«Нет слова „не хочу“, есть слово „надо“» — распространённое выражение, которым пользуются родители, чьи дети отказываются делать что-то, чего они не хотят. Например, учиться. Это и ещё десяток других демотивационных выражений начинают использовать, когда дипломатичный подход уже не помогает. В ход идёт старый добрый «кнут», но уже без пряника. И сначала может показаться, что метод работает и приносит результаты, ведь от такого жёсткого контроля оценки действительно становятся лучше. Но, к сожалению, продолжается это недолго.
В итоге ребёнок лишь учится обманывать и хитрить, параллельно начиная ненавидеть всё, что связано с образованием. Чтобы этого не случилось, следует перефразировать выражение, заменив слово «надо» на «хочу».
На запрос «как заставить ребёнка учиться» поисковик выдаёт более двух миллионов результатов. О некоторых причинах мы подробнее рассказали в этом видео:
Очевидно, что с этой проблемой сталкивается огромное количество родителей. Причин, почему дети отказываются учиться, много. Первое, на что следует обратить внимание, — насколько хорошо у ребёнка развиты психические процессы: память, внимание, логика. Ведь благодаря им дети лучше понимают и запоминают прочитанное, легко фокусируются на задачах и начинают заниматься самостоятельно.
Кроме того, современная система образования выстроена таким образом, чтобы дать детям максимальное количество знаний и на выходе получить подготовленных специалистов. Но мало кто задумывается о том, как правильно эти знания преподносить. У детей нет никаких алгоритмов и технологий самообучения, чтобы каждое действие ребёнок выполнял легко, осмысленно и понимая, зачем и какой результат он получит.
Например, онлайн-курс «Учись Учиться» предлагает методики усвоения знаний, помогает повысить эффективность учёбы, развить логику, память и аналитические способности. Курс помогает школьникам понять, что учёба может быть лёгкой и весёлой, а полученные навыки помогут стать ответственным, самодостаточным и образованным.
Теперь рассмотрим другие, более очевидные причины плохой учёбы.
Отсутствие мотивации
Порой даже взрослому человек трудно заставить себя пойти утром на работу, притом что он понимает, для чего ему это. А теперь представьте ребёнка, которому непонятно, зачем ему каждый день ходить на занятия, если за это даже не платят. Дело в том, что дети, особенно в младших классах, не понимают важности и нужности процесса обучения. Из-за этого им становится скучно и неинтересно слушать учителя и тем более тратить время на домашние задания. Важно не заставлять ребёнка учиться «через не хочу», а спокойно объяснять, для чего ему образование. Показывайте, рассказывайте на примере известных инфлюенсеров, используйте школьные знания в жизни и обязательно хвалите за все действия ребёнка. Положительные подкрепления — важная составляющая в построении мотивации.
Негативная мотивация (страх, боль, долг, стыд) травмирует ребёнка, сковывает его интеллектуальную активность и рушит доверие к родителям. Есть много позитивных инструментов. Например, система поощрений. Ребёнок неделю делал домашнее задание самостоятельно? Это повод сходить в любимое кафе-мороженое или заказать пиццу.
На бесплатном марафоне «Мотивации и обучения детей» мы расскажем, как замотивировать ребёнка на учёбу в школе, чтобы он начал учиться самостоятельно, перестал мучиться с домашним заданием и мучить вас.
Проблемы во взаимоотношениях «учитель — ученик»
Может случиться так, что учитель не согласен с позицией ученика по какому-то вопросу, и это негативно влияет на оценки по предмету. Может быть, что ученик сам спровоцировал конфликт своим поведением, на что учитель отреагировал двойкой в дневнике. Или проблема возникла из-за неосторожной критики в адрес ученика. Ситуации бывают разные, но они могут отбить у школьника желание учиться. В этом случае следует поговорить с ребёнком, узнать, что его беспокоит. После чего также поговорить и с учителем, чтобы понять, в чём кроется причина конфликта, и постараться устранить его.
Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг
Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на ребёнка со стороны другого ребёнка или группы детей. С травлей сталкиваются практически все ученики: кто-то непосредственно участвует в ней, кто-то становится жертвой, а кто-то наблюдает за происходящим. Буллинг становится причиной тому, что ребёнок начинает прогуливать, не хочет учиться и закрывается в себе. Это очень серьёзная проблема, которая может негативно повлиять на личность ребёнка. Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, предложите ему поговорить. Чем раньше вы узнаете о проблеме, тем легче с ней будет справиться.
Неблагоприятная семейная обстановка
Если в семье родители постоянно ссорятся, выясняют взаимоотношения, делая это на глазах у ребёнка, ему становится трудно фокусироваться на учёбе. Как можно думать о решении задачи по математике, когда вокруг крик и шум?
Родительский сверхконтроль
Иногда родителям очень важно контролировать всё, что происходит с родными в семье и за её пределами. Сюда же попадает и школьная жизнь ребёнка. Речь идёт не просто об оценках, а даже оформлении рабочих тетрадей, дневника или подготовке подарка однокласснику на день рождения. Ни о какой мотивации и речи быть не может, ведь мама или папа всё решит.
В итоге родителям приходится заставлять ребёнка учиться. Но делать это категорически не стоит. Почему? Рассказываем в этом видео:
Получить комплексное решение проблемы образования ребёнка можно на нашем бесплатном онлайн-занятии «Как мотивировать ребёнка учиться самостоятельно».
Низкая самооценка, неуверенность в себе
Проявлять себя в школьной жизни неуверенным детям сложно. Задать вопрос учителю, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание — целая проблема. Если при этом ещё и дома родные предъявляют к ребёнку завышенные требования, жёстко критикуют за малейшую провинность, называют ленивым, то рано или поздно он закроется в себе и пойдёт по пути наименьшего сопротивления: начнёт прогуливать уроки, перестанет выполнять домашнее задание и будет приносить плохие оценки. Зачем стараться, если старания не будут оценены.
Чрезмерная загруженность ребёнка после школы
Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. Например, в понедельник, среду и пятницу — английский язык и бассейн, по вторникам — баскетбол, а в четверг — художественная школа. Но в результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Школьник становится ленивым и начинает откладывать выполнение уроков. Преследуя даже самые благие цели, родители забывают, что ребёнок не робот и отдых ему необходим так же, как и взрослому человеку.
13 советов для родителей, как замотивировать ребёнка на учёбу
Хвалить за успехи, даже за самые незначительные
Не надо ждать от ребёнка стопроцентного успеха, чтобы похвалить его. Важно замечать любой прогресс. Причём возраст ученика не имеет значения. Подростки, как и ученики младших классов, тоже нуждаются в поддержке и похвале.
Указывать на позитивные изменения
Если ребёнку что-то даётся сложно, всё равно поддерживайте его каждый раз. Можно говорить: «Ничего себе! Посмотри, насколько ты стал лучше это делать! Если будешь продолжать в том же духе, то сделаешь вообще на отлично!» Но никогда не говорите что-то вроде: «Ещё немного постараться, и тогда будет нормально». Такими фразами вы обесцениваете маленькие достижения.
Делать акцент на хороших качествах ребёнка
Важно понимать, что жизнь ребёнка не крутится только вокруг школы. Родителям следует всегда подмечать хорошие качества своего чада, даже если это такие далёкие от учёбы характеристики. Например, если ребёнок умеет помогать другим, обладает харизмой, отличным чувством юмора, обаянием или превосходно умеет договариваться — указывайте ему на эти качества. Такой акцент поможет в создании адекватной самооценки, которая, в свою очередь, создаст уверенность в своих силах.
Не требовать многого
От переутомления и выгорания не защищён никто, даже школьник. Просто представьте, какую нагрузку испытывает ребёнок, который учится в школе, потом идёт на несколько кружков, а затем приходит домой и садится за домашнее задание. Не требуйте от ребёнка, чтобы он был идеальным. Нормально, что какие-то предметы даются ему сложнее и школьнику требуется больше времени, чтобы понять их.
Разделять переживания
Если ребёнок говорит вам, что не любит какой-то предмет, не ругайте его, а разделите с ним переживания. К примеру, можно сказать: «Да, я понимаю, ты так не любишь физику, но её нужно изучать. Ты всегда можешь поделиться со мной своими мыслями, чтобы мы обсудили то, что ты чувствуешь».
Не сравнивать ребёнка с другими детьми
Сравнения всегда только провоцируют обиду и практически не влияют на мотивацию. Успехи «сына маминой подруги» никак не помогут ребёнку исправить оценки и начать учиться самостоятельно, а лишь вызовут нежелание учиться по принципу «всё равно у меня ничего не получится».
Чтобы помочь ребёнку делать то, что нужно и важно, следует «собрать» универсальную мотивацию. На наших бесплатных уроках курса по мотивации детей мы расскажем о причинах демотивации и что с этим делать, почему нельзя заставлять ребёнка хорошо учиться, а также как изменить поведение ребёнка и вернуть доверие и открытость в детско-родительские отношения.
А в этом видео мы рассказываем о том, как изменится поведение детей, если вы перестанете заставлять их учиться:
Не ругать за плохие оценки
Мотивация для прогресса и достижений должна быть позитивной. Плохая оценка только показывает, что надо больше стараться, чтобы улучшить результат. Если наказывать школьника за плохую оценку всевозможными ограничениями, его мотивация будет негативной. А она формирует либо страх, либо нигилизм.
Договариваться
Договор — это один из самых надёжных и действенных инструментов при работе с детской мотивацией. Сразу стоит отметить, что договор должен быть выгоден не только вам, но и ребёнку. Нельзя требовать от школьника пятёрок, не предлагая ничего взамен. Например, вы можете сказать: «Если ты неделю будешь самостоятельно выполнять домашние задания, на выходных мы с тобой сходим в кино». Или: «Если ты хорошо напишешь контрольную работу, можешь пригласить друзей и поиграть с ними в приставку на выходных».
Мотивация — это целое искусство. Чтобы ребёнок захотел самостоятельно заниматься, необходимо найти верный подход. На практическом онлайн-курсе для родителей мы расскажем, как настраивать родительский авторитет и правильно договариваться с ребёнком, чтобы он не подводил вас и не срывал соглашения.
Подавать пример
Бессмысленно пытаться приучить ребёнка делать уроки, пока вы листаете TikTok или смотрите сериал, например. Дети любят копировать родителей. Так что если цель — привить ребёнку любовь к чтению, отложите смартфон и почитайте интересную книгу.
Учитывать желания и стремления ребёнка
Чтобы мотивировать детей, надо учитывать их интересы. Спросите ребёнка, какое занятие ему по душе. Если он интересуется кино, стоит придумать, как связать сценарное мастерство с желанием учиться. Можно придумать интересные задания: например, предложить начать писать увлекательный сценарий про школу, чтобы учёба начала казаться более интересной.
Нанять репетитора
Если какой-то из предметов даётся ребёнку особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора. О том, как правильно выбрать специалиста, читайте в нашей статье.
Рассказать о настоящих выгодах учёбы
Детям непонятно, зачем родители каждое утро рано встают и едут на работу, зачем повышают квалификацию, стремятся к повышению. Именно поэтому не стоит начинать разговор о том, что пятёрки означают безбедное будущее. Лучше рассказать о реальных выгодах учёбы, например о том, что она сделает его более свободным, даст возможность попробовать себя в разных сферах, понять, что ему действительно по душе, и выбрать подходящую профессию.
Прививать полезные привычки
Любознательность подпитывается привычкой узнавать что-то новое. А это одно из лучших качеств, которое мотивирует человека развивать интеллект на протяжении всей жизни. Прививать полезные привычки вроде чтения важно, но главное — сочетать их с интересами самого ребёнка. Например, если он ненавидит математику — перестаньте покупать ему развивающие книги. Лучше начните вместе решать логические задачки, рисовать или учить английский язык. Прививайте те привычки, которые мозг не будет отторгать.
Как заставить ребёнка заниматься? Никак. А вот замотивировать с помощью наших советов и рекомендаций вполне реально.
Как мотивировать подростка: 13 советов, которые гарантированно помогут
У вас возникают проблемы с мотивацией подростка?
Не волнуйтесь — многие родители волнуются.
В конце концов, воспитывать подростков непросто.
Вы не хотите быть властным, но все же хотите, чтобы ваши подростки стали успешными, самодисциплинированными взрослыми.
Что произойдет, если вы перестанете контролировать и поучать своих подростков?
Смогут ли они когда-нибудь развить позитивные привычки на всю жизнь, необходимые для процветания?
Вот что вам нужно иметь в виду…
Придирки и микроуправление вашими подростками не помогут им развить внутреннюю мотивацию.
Это может помочь вашим подросткам сдать экзамен, но что произойдет, когда они будут учиться в университете, а вас не будет рядом, чтобы направлять их?
Секрет мотивации подростков заключается в подпитке внутренней мотивации — поддержке и помощи в развитии самодисциплины.
Тогда ваши подростки будут получать хорошие оценки и, что более важно, разовьют уверенность и мышление, необходимые для достижения успеха во всех сферах жизни.
Мотивация подростков возможна. Вы можете помочь своим подросткам развить внутреннюю мотивацию сегодня, используя следующие стратегии.
БЕСПЛАТНОЕ КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО:
Давайте рассмотрим эти советы о том, как мотивировать подростка, чтобы вы могли оказывать поддержку, не контролируя своих подростков.
1. Сосредоточьтесь на процессе, а не на результате
Получение хороших оценок и хороших результатов во внеклассных занятиях очень важно, но в жизни есть нечто большее.
Что действительно важно, так это навыки, которые ваш подросток усваивает в пути, такие как ответственность, настойчивость, стойкость и трудолюбие.
Так что поощряйте своего подростка сосредоточиться на процессе становления более мотивированным и дисциплинированным учеником.
Если ваши подростки не достигают своих целей, помогите им определить возможности для улучшения, обращая внимание на усилия, которые они прикладывают.
Например, вы можете сказать что-то вроде этого:
«Хоть ты и не попал в футбольную команду, надеюсь, ты гордишься тем, что тренируешься каждый день. Вы проявили решимость и мужество. Как вы думаете, как в следующий раз вы сможете тренироваться более эффективно?»
Сосредоточьтесь на процессе, и ваши подростки с меньшей вероятностью будут уклоняться от проблем и с большей вероятностью будут пробовать новые вещи.
Вот несколько дополнительных способов, которыми вы можете побудить своего подростка стать учеником, ориентированным на процесс:
- Обсудите преимущества обучения и учебы помимо получения хороших оценок.
- Объясните, что успешная карьера и хобби требуют времени, усилий и решимости.
- Хвалите своего подростка, когда наблюдаете за тяжелой работой, а не только за выдающиеся результаты.
- Обсудите надежды и стремления вашего подростка; покажите, как вы тоже идете за своей мечтой (даже если это означает, что вы можете потерпеть неудачу на этом пути).
Каждый родитель хочет, чтобы его подростки хорошо учились.
Родители и подростки не склонны ставить процессы выше результатов. Но измените свое мышление — и помогите своим подросткам сделать то же самое — и вы дадите им возможность развивать пожизненную мотивацию и самодисциплину.
Положительные результаты обязательно последуют!
2. Уважайте автономию вашего подростка
Ваши подростки учатся находить свой путь в мире — раскрывая свою индивидуальность, увлечения и индивидуальность.
Хотя ваши подростки могут быть еще не совсем взрослыми, стремление к самостоятельности и независимости — два естественных элемента взросления.
В чем проблема?
Большинство подростков должны соблюдать строгие правила и расписание. Они часто плохо контролируют свои повседневные дела.
В результате многие подростки чувствуют себя разочарованными, бессильными и, в конечном счете, лишенными мотивации.
Я не говорю, что вы должны позволять своим подросткам делать все, что они хотят. Но важно дать им некоторую свободу воли, чтобы они стали более мотивированными для усердной работы и выполнения задач.
Один из простых способов уважать автономию ваших подростков — это вместе устанавливать правила и последствия.
Они поймут, что вы цените их мнение. Тогда у них будет больше мотивации уважать вас и взаимно согласованные границы.
И когда дело доходит до мотивации подростков, избегайте желания сказать: «Я знаю, что лучше для вас».
Может быть, вы делаете знаете, что лучше для ваших подростков. Но когда вы поможете им ответственно принять большее чувство автономии, они станут зрелыми взрослыми.
3. Способствуйте чуткому общению
Разговаривайте со своими подростками и слушайте, что они говорят, даже если это не совсем то, что вы хотите услышать.
Поощряйте открытый диалог и обменивайтесь многословными лекциями для поддержки и чуткого общения.
Если ваш подросток приходит к вам с проблемой, избегайте желания прервать его или ее, дав непрошеный совет. Вы по-прежнему можете давать рекомендации и наставлять, но больше слушайте и меньше говорите.
Другими словами, практикуйте активное слушание, уделяя подростку все свое внимание.
Когда вы создаете такую благоприятную среду, ваши подростки будут чувствовать, что их понимают, а не осуждают или критикуют. Тогда они с большей вероятностью расскажут вам, что на самом деле происходит в их жизни.
Исследования показывают, что подростки с близкими семейными отношениями и открытым общением менее склонны к поведенческим проблемам — вывод, который вас, вероятно, не удивит.
В этот момент вы можете подумать:
«Я бы хотел больше общаться со своими подростками, но они никогда не хотят со мной разговаривать!»
Хороший способ способствовать открытому, чуткому общению с подростками — регулярно есть вместе. 80% подростков говорят, что чаще всего разговаривают с родителями во время еды, поэтому сделайте семейные обеды приоритетом.
4. Поддержите интересы вашего подростка
Есть ли у вашего подростка интересы вне школы, такие как танцы, музыка или спорт?
Если да, то отлично!
Учеба важна для общего развития вашего подростка, как и другие виды деятельности и хобби.
Когда ваши подростки посвящают время увлечению, они учатся быть целеустремленными, а также развивают другие жизненные навыки.
Не говорите об увлечениях подростков так, будто это пустая трата времени. Если вы сделаете это, ваши подростки могут разозлиться и обидеться.
Так что поддержите своих подростков, пока они преследуют свои интересы, помогая им вести сбалансированную жизнь. Если вы сделаете это, вы больше не будете задавать себе вопросы, связанные с тем, как мотивировать подростка.
Вы не уверены в том, что интересует ваших подростков?
Начните с их прослушивания и наблюдения. То, что может показаться потраченным впустую временем в социальных сетях, на самом деле может быть страстью к редактированию видео или производству медиа.
5. Подавайте хороший пример подростку
Будь то скопление белья, откладывание давно назревшего визита к стоматологу или многократное нажатие кнопки будильника, взрослые тоже склонны откладывать дела на потом.
Трудно быть родителем, и никто не ожидает, что ты будешь идеальным.
Тем не менее, ваши подростки наблюдают за вами и моделируют свое поведение после вас, сознательно или подсознательно.
Если вы изо всех сил пытаетесь найти мотивацию для важных вещей, вашему подростку может быть трудно вести себя по-другому.
Но если ваши подростки заметят, что вы трудолюбивы, ответственны и дисциплинированы, у них с большей вероятностью разовьются и эти качества.
Вот лишь несколько способов подать хороший пример своим детям:
- Развивайте семейную культуру, в которой ошибки недопустимы. Делитесь своими мечтами и неудачами — и принимайте новые вызовы, даже если это страшно!
- Откладывать как можно меньше. Если есть простая задача, которую можно выполнить за пару минут, сделайте ее сразу.
- Продемонстрируйте целостный подход к мотивации, заботясь о своем физическом и психическом здоровье.
6. Говорите позитивно о своем подростке
«Почему ты не можешь быть более сосредоточенным, как твой брат?»
«Я слышал, что твой одноклассник Джонни получил пятерку. Если он смог это сделать, я уверен, что и ты сможешь».
Заманчиво сравнивать своего подростка с братьями, сестрами или сверстниками. Но вместо того, чтобы мотивировать вашего подростка, это может привести к низкой самооценке и даже обиде.
Как можно чаще говорите своим подросткам позитивные вещи. Отмечайте их уникальные сильные стороны и поощряйте их видеть, что тяжелая работа доставляет удовольствие и вознаграждается.
Вот еще один совет…
Когда вы говорите что-то вроде «Когда я был в вашем возрасте…», ваши подростки тоже увидят в этом своего рода сравнение. Они будут чувствовать, что вы не можете понять или понять их ситуацию или точку зрения.
Так что старайтесь избегать таких комментариев, насколько это возможно.
7. Пропаганда здоровых привычек
Если вы хотите узнать, как мотивировать подростка, не стоит недооценивать ценность хорошего ночного сна.
любому трудно найти мотивацию, когда они истощены.
Исследования показывают, что подросткам для оптимального функционирования требуется от 8 до 10 часов сна в сутки, поэтому помогите подростку разработать распорядок дня, обеспечивающий достаточно времени для отдыха.
Питание и упражнения тоже имеют значение. Здоровые привычки помогают подросткам справляться со стрессом и повышают самоконтроль.
Вот несколько аспектов, на которых следует сосредоточиться, помогая подростку выработать здоровые привычки:
- Установите распорядок дня
- Регулярно занимайтесь спортом
- Выключайте устройства перед сном
- Избегайте чрезмерного употребления кофеина
- Соблюдайте сбалансированную диету
Помните, что если вы станете образцом заботы о себе, ваш подросток, скорее всего, тоже будет вести сбалансированную жизнь.
8. Избегайте как поощрений, так и наказаний
Использование поощрений и наказаний кажется простым способом мотивировать подростков.
На самом деле, родители часто говорят мне что-то вроде: «Разве мои подростки не будут учиться усерднее, если они будут получать дополнительное время за видеоиграми за хорошие оценки и лишаться доступа к телефону за плохие оценки?»
Но вот что вам нужно знать…
Исследования показывают, что поощрения и наказания не приводят к долгосрочной мотивации. Конечно, они могут заставить ваших подростков больше готовиться к предстоящему экзамену, но они не научат ваших подростков таким ценностям, как трудолюбие и настойчивость.
Кроме того, награды и наказания имеют приоритет результат по процессу .
Как мы говорили ранее, мы хотим привить нашим подросткам любовь к обучению и преодолению трудностей.
Итак, если вы спрашиваете себя, как мотивировать подростка, не прибегайте к наградам и наказаниям — вместо этого следуйте советам из этой статьи.
9. Пусть естественные последствия идут своим чередом
Вы не хотите контролировать своих подростков на микроуровне. Но это не значит, что им должно что-то сойти с рук.
У ошибок есть последствия, и подростки должны учиться на своих ошибках.
Каждый родитель хочет защитить своих детей, но пусть естественные последствия идут своим чередом, когда это возможно.
Например, если ваши подростки не кладут свою грязную одежду в корзину для белья, не делайте этого за них. Когда у них закончится чистая одежда, они будут вынуждены снова надеть грязную одежду.
А если ваши подростки провалят экзамен? Не поддавайтесь желанию спросить учителя, могут ли они пересдать экзамен. Ваши подростки должны научиться лучше учиться, чтобы в следующий раз преуспеть.
Я знаю, что вы хотите избавить своих подростков от ненужной боли и разочарований.
Но если вы позволите им учиться на естественных последствиях — не говоря им «Я же вам говорил», — вы избежите разочаровывающей борьбы за власть.
Более того, они узнают о ценности внутренней мотивации и умного выбора.
10. Найдите наставника
Знаете ли вы, что у студентов с наставниками больше шансов добиться успеха?
Здорово, что ваши подростки (надеюсь) любят и уважают вас. Тем не менее, полезно, чтобы они получили свежую точку зрения от кого-то вне семьи.
Подросткам особенно полезно иметь наставника, когда между вами и ними возникает конфликт.
Наставник поможет вашим подросткам понять ситуацию с разных точек зрения, чтобы было легче прийти к решению.
Наставником может быть тренер, учитель, сосед или даже друг семьи. Это также могло бы стать профессиональным тренером по успеху и жизни для подростков, что является большой частью моей работы.
11. Предоставьте подростку ценные организационные инструменты
Ваш подросток хочет добиться успеха. Просто иногда растущие школьные и социальные обязанности кажутся непосильными.
Итак, вместо того, чтобы заняться своим длинным списком дел, ваш подросток обращается к видео, играм и социальным сетям, чтобы сбежать.
И остается только гадать, как мотивировать подростка в такой ситуации.
Если ваш подросток чувствует себя подавленным и разочарованным, вам могут помочь несколько важных организационных советов. Начните с этих двух основных навыков:
A. Разбивка по частям
Этот прием позволяет легче справиться со сложными школьными заданиями, разбивая большие задачи на более мелкие действия.
Если вашим подросткам нужно выполнить огромный проект, помогите им «разбить» работу на мелкие задачи, которые можно легко решать по одной.
B. Составление списка
Поощряйте подростков записывать всю важную информацию, например: домашнее задание, сроки, вещи, которые нужно принести, даты экзаменов.
Таким образом, они не забудут важные даты и будут лучше контролировать то, что им нужно сделать.
Точно так же, как взрослые должны учиться организаторским навыкам и навыкам планирования, чтобы нести ответственность, ваши подростки тоже должны учиться.
Если вы снабдите их правильными инструментами и стратегиями, они станут более целеустремленными.
12. Избегайте напутственных речей
Иногда чтение мотивирующих цитат для учащихся может дать вашим подросткам быстрый импульс вдохновения, необходимый им для выполнения задания.
Но когда дело доходит до долгосрочной мотивации подростков, ободряющие разговоры редко работают.
Почему?
Потому что даже самые благонамеренные напутствия часто превращаются в лекции, по крайней мере, с точки зрения подростков. То, что вы считаете словами вдохновения, может показаться придиркой или даже руганью.
Вместо того, чтобы подбадривать своих подростков, помогите им развить внутреннюю мотивацию, следуя советам из этой статьи.
13. Разработайте распорядок и структуру вместе с подростком
Вы никогда не измените свою жизнь, пока не измените то, что делаете каждый день. Секрет вашего успеха кроется в вашем распорядке дня.
– Джон С. Максвелл
Хотите безошибочный способ устранить ненужные конфликты, развивая мотивацию в подростковом возрасте?
Создание и поддержание установленного семейного распорядка.
Когда дело доходит до мотивации подростков, последовательная структура настраивает их на успех, предоставляя пространство, в котором они нуждаются, когда они проявляют чувство автономии.
Секрет полезного и эффективного семейного распорядка заключается в том, чтобы развивать его вместе с подростками. Работайте вместе, чтобы создать ежедневную и еженедельную структуру, приемлемую для всех.
Включите важные обязанности, такие как учеба и работа по дому, но не забывайте также уделять время внеклассным занятиям, хобби, веселым семейным развлечениям и т. д.
Возможно, ваш подросток хочет готовить ужин для семьи каждое воскресенье или заниматься волонтерской работой одну субботу в месяц.
Такие личные цели и интересы — отличный способ мотивировать вашего подростка на успех во всех сферах жизни, поэтому по возможности включите их в семейный распорядок.
В заключение…
Я призываю вас начать применять хотя бы пару из этих 13 проверенных советов для мотивации подростков.
По мере того, как вы будете это делать, ваши подростки разовьют внутреннюю мотивацию, необходимую для достижения успеха, а также найдут удовлетворение в своих различных занятиях.
Поскольку вы читаете эту статью, я предполагаю, что вы столкнулись с некоторыми проблемами в подростковом возрасте…
Пытались ли вы мотивировать их без особого успеха?
Или у вас есть постоянные разногласия с ними по поводу школьных занятий, экранного времени, домашних обязанностей, семейных обязанностей и т. д.?
Если да, то так быть не должно.
Запишитесь на мой онлайн-курс для родителей подростков сегодня и откройте для себя мою проверенную 7-шаговую систему, которая превратит вашего подростка в мотивированного и ответственного !
БЕСПЛАТНОЕ КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО:
Как мотивировать вашего подростка в школе – The Uni of Qld
Почему у моего подростка нет мотивации к учебе? Этот вопрос стар как мир, и многие родители затрудняются ответить на него. Но есть способы мотивировать учащихся-подростков — вот как.
Развитие мотивации у подростков часто может быть похоже на тяжелую битву. Особенно неприятно видеть, как потенциал вашего ребенка не реализуется, когда он не хочет учиться или пробовать себя в школе.
Вам, как родителю, не нужно оставаться в стороне. Если вы не знаете, как мотивировать своего подростка, у нас есть несколько советов, которые могут вам помочь.
Не всем детям, испытывающим затруднения в учебе, не хватает мотивации – некоторые из них могут отставать из-за проблем с обучением, социальных или эмоциональных проблем. Обязательно общайтесь со своим подростком и обращайтесь за профессиональной помощью, если он испытывает трудности.
Как мотивировать подростка делать уроки: присоединяйтесь
Помните: вы в одной команде со своим подростком. Вы оба хотите лучшего — у вас могут быть разные способы показать это. Пока они взрослеют и обретают независимость, вам, возможно, захочется отступить во многих отношениях. Но важно оставаться вовлеченным в их жизнь, чтобы дать им мотивацию, которой им иногда может не хватать.
Если вы не знаете, как мотивировать своего подростка посвятить себя учебе, убедитесь, что он знает, что вы рядом, чтобы помочь ему с домашним заданием или ответить на любые его вопросы. Проявляйте интерес к тому, что они изучают в школе, и волнение по поводу их академических достижений. Демонстрируя интерес к их школьной жизни, вы показываете, что это вызывает энтузиазм.
Подростки, как правило, чувствуют, что их допрашивают, если им задают слишком много вопросов, поэтому обязательно сделайте двусторонний разговор и поделитесь информацией о своем дне.
Помогите им увидеть общую картину
Такие мероприятия, как День открытых дверей UQ, — это прекрасная возможность помочь вашему подростку увидеть свои цели и будущее.
Иногда все, что вам нужно сделать, чтобы мотивировать подростка, — это дать ему простое напоминание о том, над чем он работает.
Учащемуся, который день за днем проводит в классе, может быть трудно сосредоточиться на том, зачем он делает всю эту работу, если он не видит конечной цели. Отсроченное удовлетворение — сложная концепция для юных умов, да и для взрослых она не совсем проста.
Вы можете подбодрить своего старшеклассника дома, напомнив ему, почему его оценки важны.
- Есть ли конкретная университетская программа , на которую они хотят поступить?
- Есть ли у них карьера мечты в виду?
Помогите им вспомнить причину, по которой их оценки важны. Связав то, что они делают в школе сейчас, со своими долгосрочными целями, им будет легче сохранять мотивацию для работы.
Оставайтесь позитивными
Влияйте позитивно на потребности подростков в мире. Держите ваши отношения с подростком открытыми, позитивными и уважительными.
Было бы пагубно для их мотивации (а также для ваших отношений) когда-либо наказывать или угрожать им, заставляя их стараться больше в школе – и это, вероятно, будет иметь противоположный эффект. Так что даже если вы сделаете чувствуете себя разочарованными из-за отсутствия драйва у вашего подростка, вы, скорее всего, не получите желаемого результата, если выразите это на нем.
Помните, что ваш подросток ведет себя немотивированно не для того, чтобы позлить вас. Попытайтесь восстановить связь со своим подростком по поводу школьных вещей, которые ему нравятся и которые они находят важными. Это может быть любимый предмет, внеклассное занятие, которое им нравится, или учитель, который их вдохновляет. Большинство людей будут заинтересованы в том, чтобы участвовать в том, что им нравится, поэтому поощряйте их как можно больше, чтобы они сосредоточились на том, что они находят забавным и интересным в школе.
Как вдохновить подростка сделать все возможное
Никто не говорил, что быть родителем подростка легко. Если вы боретесь с тем, как мотивировать своего сына или дочь-подростка к учебе, или не знаете, что вы можете сделать, чтобы вдохновить их на раскрытие своего полного потенциала, помните об этих стратегиях: