Как относились к природе наши предки: Какому отношению к природе можно поучиться у наших предков,

Как наши предки заботились об окружающей природе — «Ингушетия» — интернет-газета

Однако гармоничное взаимодействие человека и природы само собой должно быть осмыслением человеческого бытия. Именно так понимали наши предки свою заботу о природе, понимали красоту окружающей их действительности. А иначе и быть не могло. «География народа всегда бывает символическим выражением души народа», — писал в подтверждении этой мысли и философ Н. Бердяев. Понимая неразрывность связи с окружающей их средой обитания, горцы заботились об окружающей их природе: рубили лес, жалея, понимая, что его надо использовать не только как источник тепла и уюта, но и беречь для будущего поколения.

«На дрова присматривали дерево загодя, — вспоминал Хусейн Харсиев, 1929 года рождения, — выбирали только то, которое кривое, сухое, с большим дуплом. И охотились только в пору, когда детеныши лесных животных уже не нуждались в родительском уходе».

Предки воспринимали свою природную обитель как естественное состояние их миропорядка, заботились о разумном использовании природных богатств, о сохранении и приумножении их. Как вспоминает в одной из своих передач известный писатель Иса Кодзоев, старики учили детей с малых лет относиться к природным дарам бережливо. Так, собирая лекарственные травы, объясняли, что нельзя их вырывать с корнями, следовало их срезать ножом, чтобы они могли и в дальнейшем принести людям пользу. Если уже была протоптана тропинка в лесу ли, в поле или во дворе, нельзя было с неё сходить, чтобы как можно меньше утаптывать травяной покров. Учили детей не выщипывать травку, что равнозначно вырванному клоку волос, и т. д. Такое же бережливое отношение к животным было и у охотников.

«Они вырабатывали некоторую специализацию в своём ремесле, в том числе и бережливое отношение к диким животным. Не допускалась бесконтрольная охота на зверей. Был запрет на охоту на животных во время выкармливания потомства. Регулировалась добыча, исходя из разумных потребностей, объективно необходимых и достаточных для поддержания нормальной жизни. Охотились главным образом на те виды животных, которые были массовыми, крупными и наиболее доступными. Сколько бы ни было человек в охотничьей группе, больше 3-4 животных нельзя было убивать. Так, охота на оленей допускалась только в месяц «сай 1аха бутт» (месяц, когда трубит олень), то есть октябрь. Олени к этому времени становились справными. Бывали и определенные рощи, где охота полностью была запрещена. Не разрешалось трогать и стельное животное», — писала в своих исследованиях доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова.

По рассказам Любы Калоевой, 1929 года рождения, по преданиям старины, когда сжигали мусор, следовало три раза громко произнести: «Всё живое покиньте на время это место». Видно, что это отголоски язычества, но, тем не менее, это и своего рода защита окружающей среды, в данном случае живых существ. Нельзя было ловить и издеваться над лягушками, разбивать муравейник, по преданиям это наказывалось проливными дождями. То же самое говорили и о птицах, особое отношение было к ласточкам. Существовала и такая интересная притча, которая говорила о малодушии тех, кто стрелял в птиц. «Говорят, что как-то царь зверей спросил у орла: «А не боишься ли ты так открыто парить над людьми?» На что орёл ответил: «Мужчина в меня не будет стрелять, а не мужчина не попадёт».

Помнится, и бабушка Эсет Шутурова говорила, что стирать вещи в речках и в водоёмах запрещалось, чтобы не загрязнять воду. Следовало её набирать в ёмкость и стирать не ближе 4-5 метров, потом её сливать там же. Вода, проходя через почву, таким образом, очищалась. То же самое следовало делать и при омовении, и в случае мытья рук, и купания. Для последних целей отводились места подальше от населённого пункта — и из этических соображений, и с точки зрения защиты воды.

Наши предки регулировали и выгон скота на пастбища, чтобы они не превращались в пустыни. Таких примеров можно привести множество, но уже видно, что даже в древние времена люди заботились о разумном использовании природных богатств, о сохранении и приумножении их. То были первые слабые попытки балансировать использование природных ресурсов и их восстановление для будущего поколения.

Сакральный характер носит и исламское представление о природе и человеке, ибо и человек, и природа есть творения Всевышнего. В исламе человек несет ответственность за сохранность чистоты и красоты природы. Ислам осуждает собственников, которые по каким-либо причинам не возделывают свои земли и при этом никому их не уступают. Пророк Мухаммед (с. а. в.) говорил, что вода, пастбища и соль являются общими, считал грехом и проклятия в адрес природных явлений: «Не ругайте природу, потому что она подчиняется Господу». Также в Коране утверждается, что Бог сотворил и небо, землю и животных, чтобы они приносили пользу людям. Долг каждого человека — охранять землю и соразмерно использовать ее блага.

Пророк и его последователи внушали людям заботу и любовь к животным, которые облегчали их труд. Ответственным грехом считается и ударить животное. Запрещено всякого рода обращение с животными, которое не соответствует их назначению. Например, нельзя ездить на корове верхом или класть груз на ее спину. Необходимо заботиться о хорошем корме и чистом содержании животных, особенно коня. Не дозволяется отрезать у живого животного какую-либо часть его тела. Также запрещается делать животное мишенью для стрельбы. Не дозволяется подходить по ночам к месту, избранному птицами для отдыха. Запрещается устраивать зрелища из боя птиц и животных. Нельзя также выщипывать перья из птицы до ее заклания (убийства с целью принятия в пищу или в качестве жертвоприношения).

Особое место в исламе занимает жертвоприношение, смысл которого заключается не в том, чтобы убить животное, а в том, чтобы пожертвовать часть своего имущества в пользу голодных. Согласно вероучению ислама, в Судный день воробей будет обличать человека: «Господь, он убил меня напрасно, безо всякой пользы!» Нельзя по исламу резать животное в присутствии другого животного. Нельзя затачивать нож или другой инструмент, используемый для заклания, в присутствии животного. Нельзя резать животное тупым ножом, принося ему тем дополнительные страдания. Тяжким грехом считается бросить в огонь какое-либо животное, даже если это блоха, комар или другое мелкое насекомое. Существует легенда о том, что некоторые последователи Мухаммеда надевали на ноги колокольчики, чтобы мелкие существа, услышав звон, отдалялись и не попадали им под ноги. Таким образом, и ислам, как и большинство других религий, призывает к защите окружающей среды.

Но, несмотря на всё это, с развитием технического прогресса человечество несёт природе огромный ущерб. Ещё в начале XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные и действенные меры по защите природы. Проблема оскудения Земли нарастает с каждым разом. К примеру, из недр Земли ежегодно изымается 100 млрд тонн минералов, из них более 90% идет в отбросы. Тропический лес уничтожен более чем на 40%. Вырубка его продолжается со скоростью более 20 га в минуту! Под угрозой исчезновения сейчас почти 1 тыс. видов животных и 25 тыс. видов растений. Человечество, накопив неслыханную техническую мощь, занимается самоуничтожением. Значит, дело охраны природы, как и дело мира, касается как государства, так и каждого из нас.

В Ингушетии под защитой государства находится природный заповедник «Эрзи», который начал функционировать с 1993 года. Это уникальная территория со своеобразным природным, горным ландшафтом и историко-культурными ценностями. Здесь около 119 разновидностей животных, более 340 разнотравий, в том числе и занесённые в Красную книгу. К сожалению, потомки своих предков не столь бережливы к природным ценностям. Стало губительным ставшее массовым посещение горной Ингушетии. С одной стороны, это хорошо, когда в потомках просыпается национальная принадлежность, желание узнать ближе свою историю, колыбель ингушского народа. С другой стороны — это остатки костров и мусор под вековыми соснами, это загрязнённые русла рек, ценнейших источников воды — родников.

Пора бы подумать об этом каждому, а не только государственному заповеднику по роду своей деятельности. Радуют акции, тейповые рейды по очистке территории их родового селения и просто берегов рек, которые проходят в последнее время. Но даже этого мало. Вот если каждый задумается, насколько велик именно ваш вклад в заботу о природе — то это уже бесценно. Кроме того, забота об окружающем мире — это дань уважению себе, так как человек является частью природы.

Сакральный смысл традиций кыргызов — все самое интересное о кыргызчылыке

https://ru.sputnik.kg/20200215/chto-takoe-kyrgyzchylyk-1047078422.html

Сакральный смысл традиций кыргызов — все самое интересное о кыргызчылыке

Сакральный смысл традиций кыргызов — все самое интересное о кыргызчылыке

В древности кыргызы верили, что среди обычных людей есть так называемые «избранные». Еще их называли «коз ачык», что переводится как «обладающий третьим… 15.02.2020, Sputnik Кыргызстан

2020-02-15T17:00+0600

2020-02-15T17:00+0600

2021-12-20T13:32+0600

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://sputnik.kg/img/104686/65/1046866508_0:0:3067:1736_1920x0_80_0_0_33a4e22c1cbda7e06d0d3fc74793577e. jpg

Sputnik Кыргызстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2020

Таалайгуль Усенбаева

https://sputnik.kg/img/103024/19/1030241932_2980:343:4241:1604_100x100_80_0_0_c51ce3ae118be800286856d06dd7c776.jpg

Таалайгуль Усенбаева

https://sputnik.kg/img/103024/19/1030241932_2980:343:4241:1604_100x100_80_0_0_c51ce3ae118be800286856d06dd7c776.jpg

Новости

ru_KG

Sputnik Кыргызстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

1920

1080

true

1920

1440

true

https://sputnik.kg/img/104686/65/1046866508_0:0:3067:1928_1920x0_80_0_0_767a91a2f63b7314ec27803a85478b91.jpg

1920

1920

true

Sputnik Кыргызстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Таалайгуль Усенбаева

https://sputnik.kg/img/103024/19/1030241932_2980:343:4241:1604_100x100_80_0_0_c51ce3ae118be800286856d06dd7c776.

jpg

новости, общество, кыргызстан, культура

новости, общество, кыргызстан, культура

Кыргызы издревле трепетно относятся к природе, наши предки в повседневной жизни всегда учитывали влияние потусторонних сил. Sputnik Кыргызстан побеседовал с исследователем традиций Чынарой Сейдакматовой о тайнах кыргызчылыка (традиции, связанные с необъяснимыми явлениями).

Исследователь традиций Чынара Сейдакматова

— Что такое кыргызчылык?

— Это не что-то конкретное, а целый пласт традиционной культуры кыргызов. У наших предков было понимание тайн мироздания, а некоторые обладали даром предвидения и врачевания. Людей со сверхъестественными способностями в простонародье зовут «козу ачык» — буквально «открытый глаз». Этому никто не учит, и дар этот дается свыше.

Провидцев у кыргызов называют «олуя». Они могут раскрывать прошлое, предсказывать будущее, находить пропавших и так далее. Известным предсказателем, например, был Калыгул олуя.

Бакши умеют общаться с не видимыми простым людям силами потустороннего мира, разговаривать с арбаками (духами ушедших), которые, по поверью, во всем поддерживают живых и покровительствуют им.

Албарсты, кара басты — что пугало кыргызов

Жайчы — это человек, знающий «язык природы». Такие люди не только знали все о поведении животных, но и на основе знаний о природных явлениях могли предсказывать стихийные бедствия или, например, вызывать/прекращать дождь.

Знахарей с «легкой рукой» называют «табып». Они могут определить болезнь человека по пульсу, лечить травами и заклинаниями, вправить перелом и многое другое. Выражаясь современным языком, табыпы знали хорошо не только как устроено тело человека (анатомию), но и, как говорится, душу, то есть понимали психологию.

Я тоже старалась раскрыть в себе такие способности, но если это не дано свыше, то, как ни старайся, все равно не получится.

— По-вашему, бакшы умеет разговаривать с потусторонними силами. А у каждого человека есть такие защитники?

— Согласно поверьям, каждый человек и даже животное находятся под защитой высших сил (пир) в той или иной мере. Издревле считалось, что человек находится под покровительством Адам-ата, Умай-эне является покровительницей матери ребенка, Сулайман — воды, Камбаркан — музыки и так далее.

Наши предки считали живым все, что нас окружает, и очень бережно относились к природе. Вот, например, моя бабушка по материнской линии всегда ругала меня, когда я бездумно расходовала воду. Она говорила: «Вода тоже живая, нельзя ею злоупотреблять. Она может отвернуться от человека, и тогда он не сможет найти воду, когда это будет необходимо».

Наши дедушки и бабушки старались быть нерасточительными, и ко всему, что дано природой, относились очень бережно.

Сейчас некоторые отрицательно воспринимают кыргызчылык, но в нем скрыта очень мощная философия наших предков.

© Sputnik / Табылды КадырбековЧынара Сейдакматова: Сейчас некоторые отрицательно воспринимают кыргызчылык, но в нем скрыта очень мощная философия наших предков

Чынара Сейдакматова: Сейчас некоторые отрицательно воспринимают кыргызчылык, но в нем скрыта очень мощная философия наших предков

— У нас до сих пор живы различные традиции, в том числе приметы и запреты на некоторые действия.

— Вы правы, тысячелетиями наш народ соблюдал определенные правила жизни. У каждого запрета или приметы особый смысл. Ученые только начали осознавать их значение и более глубоко изучать традиции.

Например, все знают, что в темное время суток нельзя стричь ногти и волосы. При этом состриженные волосы и ногти выбрасывают только туда, где не ступает нога человека. Оказывается, они являются носителями ментальной информации, если их выбрасывать куда попало, могут перенять отрицательную энергетику и тогда у их обладателя могут быть неприятности.

Кудалар едут! Как встречают сватов в разных областях Кыргызстана

У кыргызов не принято идти на похороны с непокрытой головой — мужчины обязательно должны надеть калпак или другой головной убор, а женщины — платок. Обычная на первый взгляд традиция, но и в ней есть сакральный смысл. В доме, где проходят похороны, очень много негатива, и волосы с легкостью впитывают эту информацию. Поэтому запрет на непокрытую голову введен не просто так, а для того, чтобы защитить человека от влияния отрицательной энергии.

— Но откуда наши предки знали о таких вещах?

— Это и для меня большая тайна. Древних многие считают безграмотными в современном понимании, но их сакральными знаниями сегодня интересуются серьезные ученые. Например, торсионная физика только сейчас подошла к пониманию ауры человека и энергетических полей.

Наука уже говорит, что вода является хранителем информации и имеет память, а кыргызы издавна об этом знают и используют эти знания во многих своих традициях.

Например, почти все видели, как бабушки встречают человека, выписавшегося из больницы или приехавшего издалека. По традиции вокруг его головы несколько раз вращают посуду с водой, которую затем выливают, а пиалу обязательно переворачивают вверх дном и кладут у входа в дом. Считается, что вода впитает весь негатив и таким образом защитит человека и дом от отрицательного влияния.

© Sputnik / Табылды КадырбековЧынара Сейдакматова: Думаю, что кыргызчылык не стоит понимать как нечто негативное, чуждое современным понятиям, в том числе религиозным.

Ведь то, что знали наши предки, ученые только-только начинают изучать, они лишь приоткрыли завесу над тайнами природы.

Чынара Сейдакматова: Думаю, что кыргызчылык не стоит понимать как нечто негативное, чуждое современным понятиям, в том числе религиозным. Ведь то, что знали наши предки, ученые только-только начинают изучать, они лишь приоткрыли завесу над тайнами природы.

— Многие видели деревья с множеством разноцветных лоскутков. Что это?

— Это мазары, обычно там расположены захоронения батыров, известных людей — одним словом, тех, кто сделал для людей много хорошего. Мазары входят в разряд сакральных священных мест, где очень сильная энергетика. Таких мест много в Джалал-Абадской и Ошской областях.

Люди приезжают туда просить благословения перед важными событиями, нередко мазары и другие сакральные места посещают бездетные женщины или больные в надежде на исцеление. А вообще, практически любой человек, оказавшись в таких местах, ощущает их мощную энергетику.

— Вы говорили о покровителях, а у священных мест есть «хозяева»?

Как проводят тушоо той — перерезание пут. Видео исторической реконструкции

— Так или иначе такие места связаны с сакральным или, как его еще называют, потусторонним миром. Считается, что, если человек совершил неблаговидные поступки в священном месте, эти силы его настигнут и накажут. Согласно поверью, даже у каждого дома есть свой покровитель и он даст знак, если там много негатива.

Наши предки бережно относились к природе и в повседневной жизни принимали во внимание сакральные силы. К слову, во всех религиях есть запрет на сакральные знания, подобные кыргызчылыку. Думаю, что кыргызчылык не стоит понимать как нечто негативное, чуждое современным понятиям, в том числе религиозным. Ведь то, что знали наши предки, ученые только-только начинают изучать, они лишь приоткрыли завесу над тайнами природы.

Духовная культура славян — Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им.

Шолом-Алейхема

Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема

Информационно-библиографический отдел

Библиографический список литературы

Биробиджан 2016 г.

Духовная культура наших предков была чрезвычайна богата. Как и в других древних культурах, все отрасли духовного творчества славян были теснейшим образом взаимосвязаны. Они покоились на языческих представлениях об окружающем мире. Изначально люди поделили всё окружающее пространство на мир видимый и не видимый, реальный и ирреальный.

Слово «культура» происходит от слова «культ» – вера, обычаи и традиции предков.

Характерные черты духовной культуры славян:

  • многобожие, или политеизм. Вера в нескольких богов, каждого из которых почитали и славили. В основном это было так или иначе связано с природой и природными явлениями, а также плодородием земель и урожаем. Славяне посещали языческие храмы, приносили богам жертвы, устраивали в их честь праздники. Были у них и волхвы (жрецы) – посредники между богами и человеком.
  • обожествление природы, культ природы. Вытекает эта особенность из предыдущей. Они относились к природе невероятно трепетно, как к живому существу.
  • культ предков, уважительное отношение к старшим. У славян старшие члены семьи, а тем более умершие, всегда были объектом особого почтения. Для усопших проводили специальные поминальные дни, которые сохранились и сегодня.
  • морально-нравственные ценности славян заключали в себе следующие черты: милосердие, помощь слабому, защита Родины и Рода, взаимоуважение и взаимопонимание в семье, сохранение своей чести (было важным как для девушек, так и для мужчин), воспитание детей в соответствие с законами Рода. Даже на войне с врагом, когда брали его в плен, они обращались гуманно, человечно. Они никогда не превозносили себя выше других народов и других людей. Ведь язычество и языческая культура предполагала под собой равенство всех людей перед природой, перед богом.

Культура восточных славян – это уникальнейший феномен, это богатейшее наследие.

***

86.31
А 164    Абрашкин, А. А. Русские боги. Подлинная история арийского язычества / А. Абрашкин. — Москва : Алгоритм, 2013. — 319 с.

82.3(4)-413
А 233   Агапкина, Т. А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. Сюжетика и образ мира : [монография] / Т. А. Агапкина. — М. : Индрик, 2010. – 823 с.

82.3(2Рос=Рус)-44-002-5
А 906   Асов, А. И. Мир славянских богов / А. И. Асов. — М. : Вече, 2002. — 525с. : ил.

63.51(2)2(=411.2)-4-7
Б 435  Белов, Ю. А. Историческая реконструкция восточных славян / Ю. Белов. — СПб. : Питер, 2011. — 159с.

63.521(=411.2)-7(2Рос)
Б 484   Берегова, О. Символы славян / О. Берегова. — М. ; СПб. : Диля, 2011. — 425 с.

63.3(2)2-91
В 271    Велесова книга. Славянские Веды : перевод / сост., предисл., коммент., статьи Д. М. Дудко. — Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 396 с. : ил.

63.51(=411)-77(2Рос)
В 271    Велецкая, Н. Н. Символы славянского язычества / Н. Н. Велецкая. — М. : Вече, 2009. – 317 с. : ил.

63.3(2)2-91
Г 48   Гимбутас, М. Славяне. Сыны Перуна : [пер. с англ.] / М. Гимбутас. — М. : Центрполиграф, 2010. – 216 с.

63.521(=41)-73
Г 788   Грашина, М. Н. Языческий календарь. Миф, обряд, образ / М. Н. Грашина, М. С. Васильев. — Москва : Вече, 2013. — 382 с. : ил.

81.41-0
Д 606   Додонов, И. Ю. Истоки славянской письменности / И. Ю. Додонов. — М. : Вече, 2008. — 380 с.

80.4
Ж 911   Журавлев, А. Ф. Язык и миф : лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» / А. Ф. Журавлев. — М. : Индрик, 2005. — 1003 с. — (Традиционная Духовная Культура Славян. Современные исследования).

81.41г-920
И 913   Истрин, В. А. 1100 лет славянской азбуки / В. А. Истрин. — Изд. 3-е. — М. : ЛКИ, 2010. – 190 с. : ил.

63.3(2)2-01
Л 252    Ларионов, В. Е. Исток Русского племени / В. Е. Ларионов. — М. : Вече, 2008. – 440 с. : ил.

82.000
П 711   Предания русского народа / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. — Москва : Вече, 2008. — 350 с. : ил.

63.3(2)2-91
П 901   Путилов, Б. Н. Славянский мир в лицах : боги, герои, люди / Б. Путилов. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. — 367 с. : ил.

82.3(2Рос-Рус)-413
Р 893    Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в. : публикация текстов / сост., подг. текстов, ст. и коммент. А. Л. Топоркова ; отв. ред. А. А. Турилов. — М. : Индрик, 2010. — 830 с. : ил. — (Традиционная духовная культура славян).

78.347.22(2Рос-4Аму)я43
С 471   Славянский мир : письменность и культура [текст] : материалы публичных чтений (доклады и сообщения), Благовещенск, 24 мая 2011 г. / сост. И. В. Дымова, О. В. Коршунова ; отв. за вып. Г. А. Базарная. — Благовещенск : Амур. обл. науч. б-ка им. Н. Н. Муравьева-Амурского, 2011. – 107 с. : ил.

63.3(2)41
Ф 834   Франклин, С. Письменность, общество и культура в Древней Руси (около 950-1300 гг.) / С. Франклин ; пер. Д. М. Буланин. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2010. — 547 с.

81.41г
Ч-842    Чудинов, В. А. Загадки славянской письменности / В. А. Чудинов. — М. : Вече, 2002. – 525 с. : ил.

63.229(2)
Ч-842   Чудинов, В. А. Тайные знаки Древней Руси / В. А. Чудинов. — М. : Алгоритм : Эксмо, 2010. – 511 с.

82.3(3)я20
Ш 23   Шапарова, Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии : около 1000 статей / Н. С. Шапарова. — М. : АСТ и др., 2001. – 623 с.

81.41-211-4
Э 903    Этимологический словарь славянских языков : праславянский лексический фонд. Вып. 32 / под ред. О. Н. Трубачева. — М. : Наука, 2005. – 258 с.

81.41-211-4
Э 903    Этимологический словарь славянских языков : праславянский лексический фонд. Вып. 38 / под ред. А. Ф. Журавлева. — М. : Наука, 2012. – 248 с.

***

78.398.19
Ч-69   Карнизова, Н. В. Открывая новую веху в истории…: [сценарий классного часа для учащихся 7-11 классов ко Дню славянской письменности и культуры] / Н. В. Карнизова // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. Вып. 2 / отв. ред. И. Зайцева. — М., 2010. — № 2. – С. 4-7.

78.398.19
Ч-69   Климова, О. Б. Откуда взялись домовые : [игра-знакомство со славянской мифологией] / О. Б. Климова, Е. Ю. Скороходова // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. Вып. 11 / отв. ред. И. Зайцева. — М., 2009. — № 11. – С. 110-112.

78.398.19
Ч-69   Лагунова, С. А. На Руси учились так : [материал для классного часа о русских традициях и методах обучения] / С. А. Лагунова // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. Вып. 2 / отв. ред. И. Зайцева. — М., 2010. — № 2. – С. 107-110.

78.398.19
Ч-69   Михеева, Т. А. Язык моих предков : [сценарий мероприятия для школьников «Кто придумал Азбуку»] / Т. А. Михеева // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. Вып. 2 / отв. ред. И. Зайцева. — М., 2009. — № 2. – С. 8-9.

78. 398.19
Ч-69   Назарова, Л. М. Духи древних славян : [театрализованная беседа о загадочных персонажах славянской мифологии] / Л. М. Назарова // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. Вып. 2 / отв. ред. И. Зайцева. — М., 2012. — № 2. – С. 88-93.

***.

Алферова, Н. А. День славянской письменности и культуры (познавательная игра для учащихся V-VI классов) / Н. А. Алферова // Воспитание школьников. — 2014. — № 4. — С. 76-79.

Байбурова, Р. Как появилась письменность у древних славян / Р. Байбурова // Наука и жизнь. — 2002. — № 5. — С. 48.

Белова, О. Легенда и обряд : [библейские мотивы в славянском фольклоре] / О. Белова // Родина. – 2006. – С. 46-48.

Боброва, Т. А. Древнейшая славянская грамматика / Т. А. Боброва // Русский язык в школе и дома. — 2011. — № 1. — С. 5-8.

Верещагин, Е. Стремительный алфавит : Как была создана славянская азбука : [для подготовки интегрированных уроков история+математика+русский язык «Создание славянской письменности, Византия и славянский мир. Культура Древней Руси»; «Планиметрия. Геометрические фигуры и их преобразования»] / Е. Верещагин // История. — 2013. — № 3. — С. 10-19.

Голубева, Т. С. Праздник славянской письменности и культуры / Т. С. Голубева // Начальная школа. — 2010. — № 4. — С. 65-69.

Дворецкая, Е. Ю. Праздник славянской письменности и культуры : [устный журнал, VI класс] / Е. Ю. Дворецкая // Русский язык в школе. — 2009. — № 3. — С. 51-56.

День Кирилла и Мефодия : [день славянской письменности и культуры] // Русская история. — 2013. — № 2 (25). — С. 60.

Дорожкина, Н. Одухотворение природы : [материал к уроку: «Язычество славян»] / Н. Дорожкина // История. — 2010. — № 4 (16-28 февраля). — С. 26-32.

Ефимова, В. Как создавался первый литературный язык славян : [о формировании лексического инвентаря (словарного запаса) старославянского языка] / В. Ефимова // Родина. — 2013. — № 5. — С. 7-9.

Комолова, Н. В. К Дню славянской письменности : [сценарий по национальным традициям] / Н. В. Комолова, З. А. Мяльдзина // Классный руководитель. — 2009. — № 3. — С. 67-89.

Котенькова, О. Аз, буки, веди… : [знакомство с возникновением письменности и алфавита Древней Руси] / О. Котенькова // История. — 2009. — № 7 (1-15 апреля). — С. 40-42.

Крылова, М. И. «День славянской письменности и культуры» : [сценарий праздника в 9-11 классах ] / М. И. Крылова // Русский язык в школе. — 2008. — № 3. — С. 38-46.

Крысько, В. Б. Исследование и подготовка к изданию славяно-русского Пролога по древнейшим спискам XII-XIII / В. Б. Крысько, Л. В. Прокопенко, О. П. Шевчук // Вестник Российского Гуманитарного научного фонда. — 2007. — № 4 (49). — С. 141-150.

Куприянова, Т. Г. Ранние византийские и славяно-русские источники по истории книги : [создание рукописных источников библиографического характера] / Т. Г. Куприянова // Мир библиографии. — 2003. — № 3. — С. 28-32.

Лобачев, В. В начале был подвиг : [1150 лет славянской письменности] / В. Лобачев // Наука и религия. — 2013. — № 5. — С. 2-6.

Лысова, О. В. Если хочешь познать истину, начни с азбуки (к Дню славянской письменности и культуры) / О. В. Лысова, Г. П. Лабутина // Русский язык в школе. — 2014. — № 4. — С. 38-43.

Марговская, М. Декабрь солнцеворотом славен : [о славянском празднике «День Коляды», злом боге Карачуне] / М. Марговская // Наука и религия. — 2015. — № 12. — С. 53-55.

Марговская, М.  Славянский Род : [о славянском языческом боге Роде и его почитании современными неоязычниками (родноверами)] / М. Марговская // Наука и религия. — 2015. — № 9. — С. 56-57.

Марговская, М.  Царство Нави : [о славянских навьих богах — повелителях темных сил природы, хозяевах царства мёртвых и о неоязычниках (родноверах), поклоняющихся этим богам] / М. Марговская // Наука и религия. — 2015. — № 11. — С. 57-59.

Мельников, Г. Небесные заступники : [о святынях славянского мира] / Г. Мельников // Родина. – 2006. — № 4. – С. 49-53.

Немировский, Е. Л. У истоков славянского книгопечатания : [об уникальном издании — сводном каталоге изданий кирилловского шрифта — старославянской книжности рассказывает профессор Евгений Львович Немировский] / Е. Л. Немировский // Мир библиографии. — 1999. — № 1. — С. 22-27.

Никифоров, К. Славянское измерение России : [к 1150-летию славянской письменности, о появлении идеи славянской взаимности и развитии связей по линии славянских культур] / К. Никифоров // Родина. — 2013. — № 5. — С. 2-3.

Осипук, Э. Серебряные нити. Тренинговое занятие с использованием славянской символики для подростков и педагогов / Э. Осипук // Школьный психолог. — 2012. — № 4. — С. 16-18.

Остренкова, М. А.  Лингвокультуроведческое исследование «Славянское древо»: познавательные и ценностные смыслы языка традиционной культуры : [изучение русского языка и народной культуры, разработка лингвокультуроведческого исследования, направленного на осмысление школьниками мифологемы Мирового древа] / М. А. Остренкова // Русский язык в школе. — 2015. — № 3. — С. 8-12 ; № 4. — С. 3-5.

Петрухин, В. «Тем же и грамота прозвася словеньская» : сказание о славянской грамоте в контексте русской летописной истории : [об упоминании славянской грамоты и истоках славянских народов в русских летописях] / В. Петрухин // Родина. — 2013. — № 5. — С. 4-6.

Плеханова, И. А. День славянской письменности : [материал для внеклассного мероприятия] / И. А. Плеханова // Начальная школа. — 2013. — № 5. — С. 89-92.

Савицкая, Е. Люди на нашей земле : [урок на тему «Мир восточных славян»] / Е. Савицкая // История. — 2009. — № 2 (16-31 января). — С. 32-39.

Токарева, Л. Б. «Тысячелетний путь славянской письменности» : [день славянской письменности и культуры] / Л. Б. Токарева // Русская история. — 2013. — № 2 (25). — С. 61.

Учителя славян, покровители Европы : [каждый год 24 мая во всех славянских странах прославляют святых Кирилла и Мефодия — создателей славянской письменности] // Литературная газета. — 2009. — 20-26 мая. — С. 1.

Шмелева, Т. Великий Новгород как наследник Кирилла и Мефодия : [о великих славянских просветителях Кирилле и Мефодии, об отношении новгородцев к их наследию] / Т. Шмелева // Родина. — 2013. — № 5. — С. 22-24.

Подготовила Щербинина Н. Г., ведущий библиограф.

 

Доисторическая медицина: как древние люди вылечили себя

Задолго до того, как Александр Флеминг открыл пенициллин в 1928 году, люди использовали антибиотики для борьбы с инфекциями. В конце 1800-х годов французский врач Эрнест Дюшен наблюдал, как арабские конюхи лечили раны от плесени на седлах. Дюшен взял образец грибка, идентифицировал его как Penicillium и использовал его для лечения морских свинок, зараженных брюшным тифом.

Еще раньше в текстах древних цивилизаций, включая Рим, Египет и Китай, обсуждалась целебная сила заплесневелого хлеба, наносимого на больную кожу. И до письменной истории есть основания полагать, что предки человека использовали многие лекарственные грибы, растения и другие природные вещества. Использование натуральных средств, вероятно, началось миллионы лет назад — задолго до того, как современные ученые поняли биохимическую основу этих лекарств.

Другие животные лечат себя

Одна из причин, по которой предки человека использовали природные вещества: такое поведение было зарегистрировано у многих видов, от гусениц до овец. Животные, страдающие от паразита или другого заболевания, намеренно потребляют вещества, которые являются лекарственными, но имеют небольшую пищевую ценность или вообще не имеют ее. Вещества могут даже избегаться здоровыми людьми и вредны в избытке. Тем не менее, в малых дозах они устраняют или предотвращают болезни.

Например, в статье «Эволюция» за 2015 год исследователи давали группам муравьев либо стандартную пищу на основе меда, либо те же продукты с добавлением перекиси водорода (h3O2). В дикой природе это химическое вещество содержится в продуктах, которые иногда едят насекомые, таких как трупы муравьев и выделения тли. Когда муравьи были здоровы, среди тех, кто получал химический корм, было больше смертей; перекись водорода вообще вредна для муравьев. Однако после воздействия инфекционного грибка они потребляли больше Н3О2, что убивало грибок и повышало их выживаемость.

Шимпанзе ест листья. При заражении кишечными червями шимпанзе иногда едят колючие листья, чтобы вымыть их. (Фото: LMPphoto/Shutterstock)

Известно, что наши ближайшие родственники, шимпанзе, занимаются самолечением. В своей естественной среде обитания в Центральной Африке шимпанзе, зараженные кишечными паразитами, сворачиваются и проглатывают листья с колючими волосками. По мере того, как листья проходят через желудочно-кишечный тракт шимпанзе, шероховатая поверхность ловит червей и выводит их наружу при следующем опорожнении кишечника.

Больные обезьяны также поедают сердцевину — горькую губчатую внутреннюю часть стебля — Vernonia amygdalina, члена семейства маргариток, известного своими лечебными свойствами. Ученые идентифицировали множество терапевтических молекул в сердцевине V. amygdalina, включая сесквитерпеновые лактоны, стероидные глюкозиды стигмастанового типа и агликоны. Я не знаю, что это за молекулы, но, что более важно, шимпанзе тоже. Животным не нужно понимать биохимию, лежащую в основе их лечения. Они просто знают, что нужно глотать эти вещества, когда больны, благодаря врожденному знанию, личному опыту или подражанию.

Тот факт, что нечеловеческие животные используют натуральные лекарства, означает, что для их открытия не нужны сложные технологии или передовые знания. Вероятно, такое поведение было частью репертуара наших предков задолго до того, как появились ученые или даже Homo sapiens.

Медицина каменного века

В дополнение к предположению, что ранние люди занимались самолечением, как это делают многие животные, исследователи обнаружили природные средства, сохранившиеся на археологических раскопках. Хотя мы не можем знать, были ли эти вещества преднамеренно введены для здоровья, их изобилие в сочетании с человеческими окаменелостями и артефактами предполагает, что это было так.

В статье «Эволюционная антропология» за 2019 год археолог Карен Харди проанализировала виды растений, извлеченные из семи археологических памятников на Ближнем Востоке, возраст которых составляет от 8 000 до 790 000 лет назад. В течение этого периода этот регион был заселен Homo sapiens, неандертальцами и более ранними формами предков человека. Из 212 идентифицированных видов растений около 60 процентов были лекарственными и съедобными; они могли быть использованы для еды, лекарств или того и другого. Еще 15 процентов были несъедобными, но, возможно, также обладали целебными свойствами в малых дозах.

В более ранней работе Харди и его коллеги изучали молекулы, попавшие в окаменелый зубной налет неандертальцев возрастом около 50 000 лет из Эль-Сидрон, Испания. В одном женском образце с абсцессом зуба команда определила соединения , которые, вероятно, произошли из тысячелистника и ромашки, горьких растений с небольшой питательной ценностью, но известных своими лечебными свойствами. Позже генетики исследовали бляшку того же неандертальца и обнаружили ДНК тополя — дерева, содержащего салициловую кислоту, естественное болеутоляющее в виде аспирина, — а также одного из видов Penicillium.

Теперь возможно, что крошечные фрагменты ДНК этих организмов оказались во рту неандертальца случайно, когда он спал на земле и жил в природе. Но также возможно, что этот человек, испытывая боль из-за оральной инфекции, намеренно принимал болеутоляющее тополь, успокаивающую ромашку и грибковый антибиотик. Если это так, то она использовала пенициллин на 50 000 лет раньше срока, чтобы разделить Нобелевскую премию по медицине, присужденную Флемингу за (повторное) открытие его в 20 веке.

Коренные народы и природа: традиции сохранения

В культуре народа маори Новой Зеландии люди глубоко связаны с природой; они равны и взаимозависимы, даже родственники. Эта идея отражена в слове маори «каитиакитанга», что означает охрану и защиту окружающей среды, чтобы уважать предков и обеспечивать будущее.

Тесные отношения маори со своими землями и миром природы разделяют многие другие коренные народы по всему миру, и это подчеркивает, почему эти часто маргинализированные группы получают признание в качестве жизненно важных хранителей нашей окружающей среды и ее быстро истощающихся ресурсов.

370 миллионов коренных жителей мира составляют всего 5 процентов от общей численности населения, но официально они владеют 18 процентами земли и претендуют на гораздо большее. Их родные районы в 70 странах от Арктики до южной части Тихого океана включают многие из горячих точек биоразнообразия планеты.

Их традиции и системы верований часто означают, что они относятся к природе с глубоким уважением и имеют сильное чувство места и принадлежности. Это поддерживает знания и образ жизни, которые хорошо сочетаются с современными представлениями об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

 Неудивительно, что коренные народы были яростными противниками развития, навязанного извне. Они защищают свои земли от незаконных посягательств и разрушительной эксплуатации, от мегаплотин на своих реках до вырубки и добычи полезных ископаемых в своих лесах.

Это может сделать их идеальными хранителями ландшафтов и экосистем, которые также играют центральную роль в усилиях по ограничению изменения климата и адаптации к его последствиям. Но это также делает их мишенями. Сообщества, которые противостоят могущественным экономическим и политическим интересам, остаются под сильным давлением во многих частях мира.

По данным инициативной группы Global Witness, только в 2015 году 185 человек в 16 странах были убиты, защищая свои земли, леса и реки от разрушительной промышленности, многие из них были представителями коренных народов.

Среди последующих жертв была Берта Касерес, активистка кампании против строительства плотин на землях ее родного народа ленка в Гондурасе, убитая в марте 2016 года. В декабре Касерес посмертно была отмечена высшей экологической наградой ООН.

«Никто не должен бояться за свою жизнь, потому что они призывают к тому, чтобы ресурсы Земли использовались бережно и с уважением к их сообществам», — сказал тогда Эрик Сольхейм, глава программы ООН по окружающей среде. «Каждый имеет право защищать окружающую среду».

После десятилетий дискриминации и пренебрежения роль коренных народов как хранителей земли и традиционных знаний, лежащих в ее основе, получает признание наряду с их правами на исконные земли и содержащиеся в них ресурсы.

Например, в Канаде, которая в этом году принимает Всемирный день окружающей среды, общины коренных народов в последние годы вернули себе контроль над обширными бореальными лесами к востоку от озера Виннипег. Наряду с правительствами провинций и страны коренные народы обратились в этом году к ЮНЕСКО с просьбой признать территорию площадью 29 000 квадратных километров, известную как Пимачиовин Аки или «Земля, дающая жизнь», объектом Всемирного наследия.

Министр окружающей среды Кэтрин Маккенна заявила в марте, что создание охраняемых территорий коренных народов является способом достижения Канадой цели по сохранению 17 процентов ее земель к 2020 году, а также ответом на «желание коренных народов определить, как лучше всего создать более здоровые и процветающие сообщества, защищая при этом свою землю» 9.0003

В Кении программы по охране природы под руководством местных сообществ, такие как заповедник Иль Нгвеси в регионе Лайкипия, увенчались успехом благодаря резервированию части земель, находящихся в общей собственности, для дикой природы и использованию их для поддержки предприятий экотуризма. Дополнительный доход более чем компенсирует ограничения на выпас скота и повышает устойчивость их земель.

В отчете Института мировых ресурсов за прошлый год защита прав коренных народов и других местных общин в районе Амазонки определена как недорогой способ противодействия глобальному обезлесению и изменению климата.

Например, в Боливии, Бразилии и Колумбии в 2000–2012 годах темпы вырубки лесов внутри арендованных коренных лесов были в 2–3 раза ниже, чем за их пределами. Тем не менее, в докладе говорится, что коренные народы и общины во всем мире получили право владения лишь частью своих земель.

Многие коренные народы и местные общины «не могут представить свою жизнь в отрыве от природы, и их интерес к устойчивому использованию ресурсов велик», — сказала Ева Мюллер, директор отдела лесной политики и ресурсов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН9.0003

«Расширение прав и возможностей этих групп в сочетании с их знаниями и навыками долгосрочного планирования имеет важное значение для обеспечения выживания будущих поколений — как людей, так и диких животных», — сказал Мюллер во время Всемирного дня дикой природы в этом году.

Эта важная роль не всегда признавалась.

Применяя модель, развернутую в знаменитых национальных парках Соединенных Штатов, коренные народы были исключены из исконных земель по всей планете во имя защиты природы. Ведущие природоохранные организации, поддержавшие этот подход, обвиняются в создании миллионов «беженцев-охранителей».

С тех пор защитники природы пришли к пониманию того, что ландшафты, которые они считали «дикой природой», находились под влиянием и охранялись местными и коренными общинами, и что эти группы обладают полезными знаниями о том, как управлять ими.

Права коренных народов теперь закреплены в таких документах, как Декларация ООН о правах коренных народов, которой сейчас исполняется 10 лет, и отражены в политике правительств и стратегиях природоохранных организаций.

Многие из этих людей хотят больше влиять на решение экологических проблем, с которыми мы все сталкиваемся.

«Мы были здесь всегда, и мы знаем естественный цикл вещей», — сказала лидер маори Кэтрин Дэвис. «Мы знаем, когда есть всплеск, мы знаем, когда есть сбой. Мы знаем, когда что-то идет не так с точки зрения устойчивости. Поэтому нам нужно, чтобы нас услышали более четко».

Как древние люди полюбили хлеб, пиво и другие углеводы

В ясный день вид с руин Гёбекли-Тепе простирается через южную Турцию вплоть до сирийской границы примерно в 50 километрах. Этот археологический памятник на вершине горы, которому 11 600 лет, был описан как самый старый храм в мире — настолько древний, что его Т-образные колонны и круглые ограждения появились раньше, чем керамика на Ближнем Востоке.

Люди, построившие эти монументальные сооружения, жили незадолго до крупного переломного момента в истории человечества: неолитической революции, когда люди начали заниматься сельским хозяйством и приручать сельскохозяйственные культуры и животных. Но в Гёбекли-Тепе нет признаков одомашненного зерна, что говорит о том, что его жители еще не перешли к сельскому хозяйству. Обильные кости животных, найденные в руинах, доказывают, что люди, жившие там, были опытными охотниками, и есть признаки массовых пиршеств. Археологи предположили, что мобильные группы охотников-собирателей со всего региона время от времени собирались вместе для огромных барбекю, и что эти мясные пиршества привели их к созданию впечатляющих каменных сооружений.

Теперь эта точка зрения изменилась благодаря таким исследователям, как Лаура Дитрих из Немецкого археологического института в Берлине. За последние четыре года Дитрих обнаружил, что люди, строившие эти древние постройки, питались полными чанами каши и похлебки, приготовленными из зерна, которое древние жители перемалывали и перерабатывали почти в промышленных масштабах 1 . Подсказки из Гёбекли-Тепе показывают, что древние люди полагались на зерновые намного раньше, чем считалось ранее — даже до того, как появились доказательства того, что эти растения были одомашнены. И работа Дитрих является частью растущего движения за более пристальное внимание к роли, которую зерновые и другие крахмалы играли в рационе людей в прошлом.

Исследователи используют широкий спектр методов — от изучения микроскопических следов на древних инструментах до анализа остатков ДНК внутри горшков. Некоторые исследователи даже экспериментально воссоздают блюда 12000-летней давности, используя методы того времени. Если оглянуться еще дальше назад, данные свидетельствуют о том, что некоторые люди ели крахмалистые растения более 100 000 лет назад. В совокупности эти открытия развенчивают давнюю идею о том, что ранние люди питались в основном мясом — точка зрения, которая подпитывала поддержку палео-диеты, популярной в Соединенных Штатах и ​​других странах, согласно которой рекомендуется избегать зерновых и других крахмалистых продуктов.

Новая работа заполняет большую дыру в понимании типов пищи, которые составляли рацион древних. «Мы достигаем критической массы материала, чтобы понять, что есть новая категория, которую мы упустили», — говорит Дориан Фуллер, археоботаник из Университетского колледжа Лондона.

Сад шлифовальных камней

Открытия Дитриха о пиршествах в Гёбекли-Тепе начались с «сада камней». Так пренебрежительно назвали археологи близлежащее поле, куда они сбрасывали базальтовые шлифовальные камни, корыта из известняка и другие крупные куски обработанного камня, найденные среди завалов.

По мере того, как в течение последних двух десятилетий продолжались раскопки, коллекция шлифовальных камней постепенно росла, говорит Дитрих. — Никто о них не думал. Когда она начала каталогизировать их в 2016 году, она была ошеломлена огромным количеством. «Сад» занимал площадь размером с футбольное поле и содержал более 10 000 точильных камней и почти 650 резных каменных тарелок и сосудов, некоторые из которых были достаточно большими, чтобы вместить до 200 литров жидкости.

Амайя Арранс-Отаеги (справа) исследует выращивание зерна на северо-востоке Иордании, недалеко от археологических раскопок Шубайка 1, где она и ее коллеги обнаружили доказательства того, что хлеб пекли здесь около 14 000 лет назад, за несколько тысячелетий до одомашнивания зерна. Фото: Джо Роу

«Ни в одном другом поселении на Ближнем Востоке нет такого количества точильных камней, даже в позднем неолите, когда земледелие уже было хорошо развито», — говорит Дитрих. «И у них есть целый спектр каменных горшков всех мыслимых размеров. Зачем так много каменных сосудов?» Она подозревала, что они предназначены для измельчения зерна для производства каши и пива. Археологи давно утверждали, что каменные чаны на этом месте были свидетельством случайного церемониального употребления пива в Гёбекли-Тепе, но считали его редким угощением.

Поддразнивание ответов от камней там и на других сайтах — не простой процесс. В археологии гораздо легче обнаружить свидетельства мясной муки, чем те, что основаны на зерне или других растениях. Это потому, что кости убитых животных окаменевают гораздо быстрее, чем остатки вегетарианского пира. Хрупкая природа древних растительных остатков делает археоботанику — изучение того, как древние люди использовали растения, — сложной и трудоемкой работой. Исследователи используют сита, мелкую сетку и ведра для мытья и отделения мусора от археологических раскопок. Крошечные кусочки органического материала, такие как семена, обугленное дерево и сгоревшая пища, всплывают наверх, а более тяжелая грязь и камни тонут.

Подавляющее большинство того, что получается, состоит из сырых ингредиентов, кусочков, которые так и не попали в кастрюлю. Идентифицируя и подсчитывая семена трав, зерна зерна и виноградные косточки, смешанные с почвой, археоботаники могут сказать, что росло на территории вокруг поселения. Необычное количество любого данного вида является косвенным доказательством того, что эти растения могли использоваться и, возможно, культивироваться людьми в прошлом.

Подвинься, ДНК: древние белки начинают раскрывать историю человечества

Некоторые из самых ранних свидетельств одомашнивания растений, например, получены из зерен однозернянки, собранных на участке недалеко от Гёбекли-Тепе, которые слегка отличаются по форме и генетике от диких сортов 2 . В самом Гёбекли-Тепе зерна выглядят дикими, что говорит о том, что одомашнивание не имело места или находилось на самых ранних стадиях. (Археологи подозревают, что для того, чтобы одомашнивание изменило форму зерен, могли потребоваться столетия. )

Прямые доказательства того, что растения попадали в кастрюли, найти труднее. Чтобы выяснить, что ели люди, археологи обращаются к ранее игнорировавшимся источникам доказательств, таким как обгоревшие кусочки пищи. Это ошибки прошлого: тушеное мясо и каша, слишком долго оставленные на огне, или кусочки хлеба, брошенные в очаг или сгоревшие в духовке. «Любой, кто приготовил еду, знает, что иногда она пригорает», — говорит Люси Кубиак-Мартенс, археоботаник, работающая в BIAX Consult Biological Archeology & Environmental Reconstruction в Заандаме, Нидерланды.

До последних нескольких лет эти трудно поддающиеся анализу остатки испорченных блюд редко подвергались повторному рассмотрению. «Это просто сложный материал. Это хрупкий и уродливый материал», — говорит Андреас Хейсс, археоботаник из Австрийской академии наук в Вене. «Большинство исследователей просто уклонялись». Керамические осколки, покрытые остатками пищи, счищались или выбрасывались как «мусорная посуда», а обгоревшие кусочки пищи считались неподдающейся анализу «вероятной едой» и откладывались на полку или выбрасывались.

Первым шагом к изменению этого восприятия было возвращение на кухню. Это вдохновило Суултану Валамоти, археоботаника из Университета Аристотеля в Салониках в Греции, которая, не случайно, также является страстным домашним поваром. Валамоти провела первые годы своей карьеры, таская ведра и сита от одного места раскопок к другому по всей Греции, одновременно прочесывая музейные запасники в поисках остатков древних растений для анализа. Работа убедила ее в том, что в остатках сгоревшей пищи есть неиспользованные доказательства — если она сможет найти способ определить, на что она смотрит.

Более 20 лет назад Валамоти решила превратить свою лабораторию в экспериментальную кухню. Она перемалывала и варила пшеницу, чтобы приготовить булгур, а затем обжигала ее в печи, чтобы имитировать давнюю кулинарную катастрофу (см. «Фаст-фуд бронзового века»). Сравнив обгоревшие останки с 4000-летними образцами из места на севере Греции, она смогла показать, что древняя и современная версии совпадают, и что этот способ подготовки зерна уходит своими корнями в бронзовый век 3 .

Авторы и права: Soultana MariaValamoti и др. ./ J. Archaeol. науч.

В последующие десять лет она продолжала экспериментировать. Начиная с 2016 года грант Европейского исследовательского совета позволил ей создать твердую, обугленную эталонную коллекцию из более чем 300 типов древних и экспериментальных образцов. После приготовления теста для хлеба, испеченного хлеба, каши, булгура и традиционной еды, называемой траханой, из реликвии пшеницы и ячменя, Валамоти обугливает каждый образец в печи в контролируемых условиях.

Затем она увеличивает результат хрустящей корочки в 750–1000 раз, чтобы определить контрольные изменения в клеточной структуре, вызванные различными процессами приготовления. Будь то вареные или свежие, молотые или целые, сушеные или замоченные, все зерна выглядят по-разному при большом увеличении. Например, при выпечке хлеба остаются характерные пузырьки, тогда как кипячение зерна перед обжигом приводит к клейстеризации крахмала, говорит Валамоти. «И все это мы можем увидеть под сканирующим электронным микроскопом».

Как неандертальцы и другие древние люди научились считать?

Сравнивая древние образцы со своими современными экспериментами, Валамоти смогла не только определить виды растений, но и реконструировать методы приготовления и блюда древней Греции. Имеются данные о том, что люди в регионе ели булгур не менее 4000 лет 4 . Варя ячмень или пшеницу, а затем высушивая их для хранения и последующей быстрой регидратации, «вы можете перерабатывать урожай в больших количествах и пользоваться преимуществами жаркого солнца», — говорит Валамоти. «Тогда вы можете использовать его в течение всего года. Это был фаст-фуд прошлого».

Другие исследователи также изучают древние кулинарные ошибки. Обгоревшие остатки пищи «предоставляют нам прямое свидетельство существования пищи», — говорит Амайя Арранс-Отэги, археоботаник из парижского Музея естественной истории. «Это революционно. Это беспрецедентный источник информации».

В прошлом исследователям было трудно найти веские доказательства того, что наши далекие предки питались растениями. «Мы всегда подозревали, что крахмал был в рационе первых гоминидов и первых Homo sapiens , но у нас не было доказательств», — говорит Кубяк-Мартенс.

Генетические данные подтверждают идею о том, что люди ели крахмал. Например, в 2016 году генетики сообщили 5 , что у людей больше копий гена, который производит ферменты для переваривания крахмала, чем у любого из наших родственников-приматов. «У людей до 20 копий, а у шимпанзе — 2», — говорит Синтия Ларби, археоботаник из Кембриджского университета, Великобритания. Это генетическое изменение в человеческой родословной помогло сформировать рацион наших предков, а теперь и нас. «Это говорит о селективном преимуществе рациона с высоким содержанием крахмала в течение 9 лет.0127 Homo sapiens .

Остатки пищи, напоминающие хлеб, были найдены в очаге на участке Шубайка 1 в Иордании. Предоставлено: Алексис Пантос

Чтобы найти подтверждающие доказательства в археологических записях, Ларби обратился к очагам для приготовления пищи на стоянках в Южной Африке, возраст которых составляет 120 000 лет, выбирая куски обугленного растительного материала размером с арахис. Под сканирующим электронным микроскопом она идентифицировала клеточную ткань из крахмалистых растений 6 — самое раннее свидетельство того, что древние люди готовили крахмал. «От 120 000 до 65 000 лет назад они готовили корни и клубни», — говорит Ларби. Доказательства на удивление согласуются, добавляет она, особенно по сравнению с останками животных из того же места. «Со временем они меняют методы и стратегии охоты, но продолжают готовить и есть растения».

Ранние люди, вероятно, придерживались сбалансированной диеты, опираясь на крахмалистые растения для получения калорий, когда дичи было мало или ее было трудно охотиться. «И возможность находить углеводы по мере того, как они переселялись в новые экосистемы, обеспечила бы их важным основным продуктом питания», — добавляет Ларби.

Факты свидетельствуют о том, что растения были популярны и среди неандертальцев. В 2011 году Аманда Генри, палеоантрополог, ныне работающая в Лейденском университете в Нидерландах, опубликовала свои выводы по зубному налету, снятому с зубов неандертальцев, захороненных в Иране и Бельгии между 46 000 и 40 000 лет назад. Микрофоссилии растений, захваченные и сохранившиеся в затвердевшем налете, показали, что они готовили и ели крахмалистую пищу, включая клубни, зерна и финики 7 . «Растения повсюду в нашей среде, — говорит Генри, — и неудивительно, что мы используем их».

Коренные народы обращаются к древней ДНК, чтобы вернуть своих предков домой

В мае Кристина Уориннер, палеогенетик из Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс, и ее коллеги сообщили об извлечении бактериальной ДНК из зубного налета неандертальцев, в том числе человека возрастом 100 000 лет из современной Сербии. Среди обнаруженных ими видов были такие, которые специализировались на расщеплении крахмала на сахара, что подтверждает идею о том, что неандертальцы уже приспособились к диете, богатой растениями.0085 8 . Зубной налет на зубах ранних современных людей имел аналогичный бактериальный профиль, что дает больше доказательств того, что они ели крахмалистые растения.

Находки опровергают представление о том, что наши предки проводили время, сидя у костра, в основном пережевывая стейки из мамонта. Эта идея проникла в популярную культуру: сторонники палеодиеты утверждают, что зерновым, картофелю и другим крахмалистым продуктам не место на наших тарелках, потому что наши предки, охотники-собиратели, не эволюционировали, чтобы их есть.

Но стало ясно, что ранние люди начали готовить и есть углеводы почти сразу же, как только они могли разжечь огонь. «Старомодное представление о том, что охотники-собиратели не ели крахмал, — чепуха, — говорит Фуллер.

Невидимые повара

Стремление лучше понять, как люди готовили в прошлом, также означает уделять больше внимания самим поварам. Изучение домашних дел и повседневной жизни является частью более широкой тенденции в археологии. «По сути, мы пытаемся выяснить, какую информацию можно получить о людях, о которых никогда не писали истории», — говорит Сара Графф, археолог из Аризонского государственного университета в Темпе.

В прошлом, когда исследователи находили остатки растений на археологических раскопках, они часто рассматривали их как случайные «экофакты» — природные объекты, такие как семена, пыльца и обожженное дерево, которые служат доказательством того, какие растения росли в том или ином регионе. Но произошел сдвиг в сторону обращения с остатками пищи как с доказательством деятельности, которая требовала мастерства, намерения и навыков. «Приготовленную пищу нужно рассматривать в первую очередь как артефакт, а уже потом как вид», — говорит Фуллер. «Подогрев, ферментация, замачивание — приготовление пищи сродни изготовлению керамического сосуда».

Археолог Лаура Дитрих за работой в Гёбекли-Тепе, где она задокументировала обширные операции по измельчению зерна. Фото: Хасан Йылдыз

И поскольку исследователи все чаще сотрудничают для сравнения древних останков, они находят поразительные сходства во времени и культурах. Например, на стоянках эпохи неолита в Австрии, возраст которых превышает 5000 лет, археологи обнаружили обугленные корки необычной формы. Содержимое большого кувшина или горшка как будто нагревали до тех пор, пока жидкость не выгорела, а засохшая корка внутри начала гореть. Первая догадка команды заключалась в том, что корки образовались из емкостей для хранения зерна, уничтоженных пожаром. Но под сканирующим электронным микроскопом клеточные стенки отдельных зерен выглядели необычно тонкими — это, по словам Хейсса, признак того, что происходит что-то еще.

Сравнив австрийские находки с аналогичными корками, найденными на египетских пивоваренных заводах примерно того же времени, Хейсс и Валамоти пришли к выводу, что тонкие стенки клеток являются результатом прорастания или соложения, решающего этапа процесса пивоварения. Эти ранние австрийские фермеры варили пиво 9 . «В итоге мы пришли к чему-то совершенно другому» по сравнению с предыдущими гипотезами, — говорит Хейсс. «Несколько линий доказательств действительно переплелись и встали на свои места».

Хлеб, кажется, уходит еще дальше. Арранс-Отаеги работала на участке возрастом 14 500 лет в Иордании, когда нашла обгоревшие кусочки «вероятной пищи» в очагах давних охотников-собирателей. Когда она показала изображения этого материала, полученные под электронным микроскопом, Ларе Гонсалес Карретеро, археоботанику из Музея лондонской археологии, которая работает над свидетельствами выпечки хлеба в неолитическом месте в Турции под названием Чатал-Хююк, оба исследователя были шокированы. На обугленных корках из Иордании были характерные пузыри, показывающие, что это подгоревшие куски хлеба 9.0085 10 .

Сотни археологических памятников Израиля исчезают под бетоном

Большинство археологов предполагали, что хлеб не появлялся в меню до тех пор, пока не было одомашнено зерно — 5000 лет после рассматриваемой кулинарной катастрофы. Таким образом, кажется, что первые пекари в Иордании использовали дикую пшеницу.

Свидетельства дают ключ к разгадке истоков неолитической революции, когда люди начали селиться и одомашнивать зерно и животных, что происходило в разное время в разных частях мира. До того, как началось земледелие, буханка хлеба была бы предметом роскоши, который требовал трудоемкой и утомительной работы по сбору дикого зерна, необходимого для выпечки. Это препятствие могло бы помочь спровоцировать важные изменения.

Исследование Арранс-Отэги предполагает, что — по крайней мере, на Ближнем Востоке — спрос на хлеб мог быть фактором, побуждающим людей пытаться одомашнить пшеницу, поскольку они искали способы обеспечить стабильные поставки хлебобулочных изделий. «То, что мы наблюдаем в Иордании, имеет значение для более масштабных процессов. Что привело к переходу к сельскому хозяйству — один из фундаментальных вопросов археологии», — говорит Арранс-Отаеги. «Это показывает, что охотники-собиратели использовали злаки».

Следующий рубеж для археоботаников — доисторические салат-бары. Исследователи работают над способами поиска остатков пищи, которая не была приготовлена, например листовой зелени, еще одной упускаемой из виду части древней диеты. Поскольку сырую зелень и овощи найти в археологических данных еще труднее, чем приготовленные семена и зерна, Кубиак-Мартенс называет их «недостающим звеном» в знаниях о древних диетах. «Нет никакого способа доказать, что зеленые листья были съедены с обугленных останков», — говорит Кубяк-Мартенс. «Но вы были бы удивлены, узнав, сколько зеленых овощей содержится в человеческих копролитах», или законсервированных фекалиях. Кубяк-Мартенс получила грант в 2019 годупосмотреть на палеофекалии возрастом 6300 лет, сохранившиеся на водно-болотных угодьях в Нидерландах, которые, как она надеется, раскроют все, что доисторические фермеры ели на своих обеденных столах.

Воссоздание древних блюд

Стремление понять древние диеты привело некоторых исследователей к крайним мерам. Так обстоит дело с Гёбекли-Тепе, где было обнаружено очень мало органических остатков, которые могли бы дать ключ к разгадке доисторических растительных блюд. Итак, Дитрих попробовал новаторское мышление — и много усилий. Ее подход заключался в том, чтобы воссоздать инструменты, которые люди использовали для приготовления пищи, а не сами блюда.

В своей просторной лаборатории на усаженной деревьями улице в Берлине Дитрих рассказывает о своем трудоемком и физическом процессе. Начав с точной копии точильного камня — блока черного базальта размером с булочку, который аккуратно помещается в ее ладони — она фотографирует его со 144 разных ракурсов.

Потратив восемь часов на измельчение четырех килограммов зерен однозернянки семейной реликвии, Дитрих снова фотографирует камень. Затем программа создает 3D-модели из двух наборов изображений. Ее эксперименты показали, что измельчение муки тонкого помола для выпечки хлеба оставляет на камнях другой оттенок, чем при производстве зерна грубого помола, которое идеально подходит для варки каши или пивоварения.

Поработав с тысячами точильных камней, она часто может на ощупь определить, для чего они использовались. «Я прикасаюсь к камням, чтобы почувствовать их сплющивание», — говорит она. «Пальцы могут чувствовать изменения на наноуровне». Сравнив следы износа своих современных копий с камнями, сложенными в саду камней Гёбекли-Тепе, Дитрих смогла показать, что мука тонкого помола была исключением. В исследовании 2020 года 11 она утверждает, что люди там в основном грубо перемалывали зерно, ровно настолько, чтобы разрушить его жесткий внешний слой отрубей и облегчить его варку и употребление в пищу в виде каши или ферментации в пиво.

Чтобы проверить теорию, Дитрих поручил каменщику вырезать копию 30-литрового каменного чана из Гёбекли-Тепе. В 2019 году она и ее команда успешно приготовили кашу с использованием нагретых камней, тщательно записывая и синхронизируя каждый этап процесса. Они также варили неолитическое пиво из пророщенного вручную зерна или солода в открытом сосуде. Результаты были «немного горьковатыми, но пить можно», — говорит Дитрих. «Если вы хотите пить в эпоху неолита».

Глядя на точильные камни и другие инструменты для обработки растений в Гёбекли-Тепе, теперь возникает картина того, что происходило там 12 000 лет назад. Вместо того, чтобы просто начать экспериментировать с дикорастущими злаками, строители памятников, по-видимому, были первыми фермерами, уже знакомыми с возможностями приготовления зерна, которые предлагались, несмотря на то, что у них не было одомашненных культур. «Это лучшие шлифовальные инструменты, и я видел много шлифовальных камней», — говорит Дитрих. «Люди в Гёбекли-Тепе знали, что они делают и что можно сделать из злаков. Они находятся за пределами фазы экспериментов».

Ее эксперименты меняют представление археологов об этом месте и о периоде его постройки. Их первоначальная интерпретация сделала это место немного похожим на общежитие американского колледжа: множество мужчин-охотников на вершине холма запивают жареную антилопу чанами с теплым пивом на случайных праздниках.