Как работать с аутистами детьми – Как работать с детьми аутистами

Содержание

Работа с ребенком аутистом (из опыта работы ).

СЛАЙД 1,2,3,4,

Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Принято полагать, что этот синдром ведет к тому, что малыш не может объединить в единственный образ все детали. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

  • Нарушенная коммуникация

  • У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). При этом заболевании признаки у детей 5 лет в речевом развитии уже явно выражены. Дальнейшее развитие речи определяют виды аутизма у детей: если отмечается тяжелая форма болезни, ребенок может вообще не овладеть речью. Чтобы обозначить свои потребности, он употребляет только некоторые слова в одной форме: спать, есть и т. п. Проявляется речь, как правило, бессвязная, не нацеленная на понимание других людей. Такой малыш может на протяжении нескольких часов говорить одну и ту же фразу, не имеющую смысла. Говоря о себе, аутисты делают это в третьем лице. Как лечить такие проявления, и возможна ли их коррекция, зависит от степени заболевания.

  • Аномальная речь. Отвечая на вопрос, такие дети повторяют либо всю фразу, либо ее часть. Они могут говорить слишком тихо или громко, неправильно интонируют. Такой малыш не реагирует, если его называют по имени.

  • Отсутствие «возраста вопросов». Аутисты не задают родителям множества вопросов о мире, который их окружает. Если же вопросы все же возникают, то они однообразны, практического значения не имеют.

  • Стереотипное поведение

  • Зацикливается на одном занятии. Среди признаков того, как определить у ребенка аутизм, следует отметить и зацикленность. Малыш может на протяжении многих часов сортировать по цветам кубики, составлять башню. Причем, вернуть его из этого состояния сложно.

  • Выполняет ритуалы каждый день. Википедия свидетельствует, что такие дети чувствуют себя в состоянии комфорта, только если обстановка для них остается привычной. Любые перемены – перестановка в комнате изменение маршрута на прогулке, другое меню – могут спровоцировать агрессию или выраженный уход в себя.

  • Повторение бессмысленных движений много раз (проявление стереотипии). Аутисты склонны к самостимуляции. Это повторение тех движений, которые ребенок использует в непривычной обстановке. Например, он может щелкать пальцами, качать головой, хлопать в ладоши.

  • Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Такие дети могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выражено одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.

  • СЛАЙД 5

  • Знаменитые аутисты мира – Альберт Эйнштейн, Энди Кауфман, Вуди Аллен, Энди Уорхол и многие другие.

Лечится или нет это состояние, больше всего интересует родителей таких малышей. К сожалению, ответ на вопрос «Лечится ли аутизм?» однозначен: «Нет, не лечится».
Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста.

Слайд 6,7,8,9,10

Степени аутизма. ( не читаю , читаю информацию на слайдах )


4 степень

Дети-аутисты испытывают большие трудности при взаимодействии с внешней средой. Они очень эмоционально чувствительны, ранимы и уязвимы, избегают отношений, которые им не приносят чувства психологического комфорта. Характерным признаком являются неврологические нарушения, такие детки ходят «на цыпочках». Этот вид аутизма считается легким вариантом течения заболевания.

3 степень

Ранний детский аутизм характеризуется наличием «своего» внутреннего мира. Это «особенные» люди, они укрываются от внешнего мира в своих интересах. Игры и речь носят однообразный характер. Признаками аутизма у детей является то, что ребенок может часами повторять одну и ту же фразу, годами играть в определенную игру. Нельзя считать этих детей не развитыми, многие аутисты поражают своей гениальностью. Иногда, интересы и игры таких детей носят своеобразный агрессивный характер.

2 степень

У детей-аутистов происходит активное отвержение окружающей среды. Они проявляют некоторую избирательность в контактах с внешним миром. Основной круг общения аутиста – это его родители и самые близкие люди. Для таких детей характерна повышенная избирательность в еде и одежде. Любое вмешательство в жизнь аутиста может вызвать у него ответную аффективную реакцию. Такие детки способны испытывать чувство страха, и как ответная реакция на него может быть проявление агрессии к окружающим или аутоагрессии. Дети со второй степенью раннего детского аутизма также выполняют стереотипные движения и используют одни и те же слова и фразы. Аутисты этой группы более адаптированы к социуму.

1 степень

Ранний детский аутизм проявляется в виде полной отрешенности. Ребенок не интересуется происходящими вокруг него событиями. Малыш не реагирует на ласковые слова. Такие дети могут не реагировать на ощущения дискомфорта, на мокрые пеленки или на чувство голода. Аутистам не нравится, когда кто-то смотрит им в глаза или пытается до них дотронуться .

СЛАЙД 11- памятка для педагов

СЛАЙД 12

В нашей школе во 2 В классе на домашнем обучении учится такой ученик- Степанов Даниил. Познакомилась с ним в декабре 2015года . Т.к. опыта работы с такой группой детей не было стала читать статьи об аутичных детях. Затем искала разработки уроков , занятий, методические рекомендации . Их оказалось мало или, точнее сказать ,почти нет.

Даня первые 2 месяца делал вид ,что меня просто не существует. Во время занятий кричал , не разговаривал ,издавал угрожающие звуки , катался по полу ,не сидел на месте, не смотрел мне в глаза, закрывал уши . В этот период главное было чтобы он меня принял, услышал , и ,хотя бы ,сел на стул. Я заметила что он умеет работать с компьютером и стала проводить уроки с помощью «Электронных приложений к учебникам». К моменту начала работы Даниил уже знал буквы , умел читать, считал в пределах 10.

Цель работы до конца 1 класса:

По русскому языку- научить писать письменные буквы ,различать печатные и письменные буквы, списывать с печатного текста слоги и слова. Стоит пересмотреть взляд на письмо.Невероятные трудности испытывают аутичные ученики с письмом. Почерк у таких детей неаккуратный и неразборчивый. Отнеситесь к этому с пониманием! Поощряйте любые попытки делать работы в письменном виде.

По литературному чтению- заставить его читать в слух , хотя бы слоги. Чтобы он повторял за мной текст ,произносил фразы .

По математике- считать в пределах 10 , научить складывать и вычитать с помощью линейки.

На уроках окружающего мира и технологии Даниил сидел в классе вместе с детьми.

До меня с Даней занималась педагог из коррекционной школы. Она подсказала как строить занятия, какие особенности в подготовке надо учитывать. На каждый урок писала карту занятий. Там указывалось точный ход урока –начало , этапы и конец. (отклоняться от плана НЕЛЬЗЯ ! ) Заранее готовила задания и упражнения.

В одной из статей прочитала о пользе танцевальных движений в работе с аутистами. Во время отдыха начали изучать простые движения, цель –вырабатывать чувство ритма.

Чтобы вынуть из Дани речь придумала учить стихи с движениями (физминутки ). Ему это понравилось . Выучили 5 стихов.В данное время учим стихотворение Тютчева «Осень наступила». Учитывая, что ребёнок не говорил , использовал в своем лексиконе небольшое количество слов -это ПОБЕДА!!!!

К концу первой четверти 2 класса Даня списывает с печатного текста , решает десятками примеры в пределах 100 . Тренируем решение задач.

На конференции по теме «Работа с детьми аутистического спектра» узнала и начала применять методику «маленький тьютор». Когда Даниил присутствует на уроке, к нему ,по желанию детей ,прикрепляется помощник. «Маленький тьютор» объясняет Дане , что надо делать, подсказывает, старается ему помочь. Надо заметить, что методика работает. На последнем уроке труда Даня вырезал ( как смог ) шаблоны. Дети в классе стараются ему помочь, очень хорошо к нему относятся.

Чему нужно научить одноклассников в общении с «особыми детьми»?

Доступно рассказать, что такое аутизм.

Приветствовать своего одноклассника с аутизмом.

Предлагать ему помощь, если у него что-то не получается.

Быть дружелюбными, хвалить его и подбадривать.

Спрашивать его о том, что он делает.

Создать атмосферу любви и терпимости в классе, а значит и в обществе. Быть толерантными.

В целом, определяя условия обучения такого ребенка, мы должны подчеркнуть, что знания и навыки должны преподноситься ему в хорошо организованном виде. Этому может способствовать наглядный материал, емкая и полная, но не перегруженная подробностями словесная формулировка, воспроизведение вместе с ребенком нужного действия, нужной поведенческой реакции так, чтобы он мог сначала «схватить» их в целом, а уже потом прорабатывать и детализировать. Обучая такого ребенка, нужно помогать ему в осмыслении изучаемого материала и практической пользы приобретаемых им знаний. Важно постоянно помогать ему связывать полученные знания в целую картину, встраивать в жизненные сюжеты, проигрывать их.. Полезна специальная работа по развитию у ребенка способности к символическому мышлению, пониманию контекста и подтекста ситуации. Здесь может пригодиться совместное чтение, медленное, с детальным обсуждением происходящего, с привлечением примеров из личного опыта ребенка и угадыванием, что имел в виду тот или иной герой книги.

infourok.ru

Детский аутизм и особенности его лечения

Расстройства аутического спектра зачастую проявляются в раннем детском возрасте. Болезнь характеризуется нарушениями в социальном взаимодействии как с членами семьи, так и с другими детьми. При аутизме мозг ребёнка развивается иначе, что вызывает проблемы в адаптации и социализации. Раннее выявление расстройства важно для дальнейшей коррекции и воспитания.

Детский аутизм и его проявления

Обнаружить проявления детского аутизма можно по ряду признаков:

  • нет реакции на ласку;
  • нет эмоциональных проявлений;
  • повышенная возбудимость или чрезмерная пассивность;
  • ребёнок не может обучаться базовым действиям;
  • раскачивается, дёргается, не играет с игрушками.

Точно определить наличие аутического расстройства у ребёнка помогут специалисты. При диагностике анализируется поведение малыша, проводятся лабораторные исследования. Постановка диагноза — не приговор, а причина начинать лечение симптомов психической болезни и корректировать поведение. Аутичный ребёнок, за лечение которого своевременно взялись, может вырасти скомпенсированным: лучше социализироваться и обучаться.

Ранняя диагностика детского аутизма.

Лечение детского аутизма

Аутизм — хроническое заболевание, которое поддаётся корректировке, но неизлечимо полностью. Лечение должно быть постоянным и комплексным, потому что не существует волшебной таблетки, способной изменить развитие головного мозга аутичного ребёнка. Главная задача родителей состоит в создании благоприятной атмосферы для малыша, понимании его поведения и ответственному подходу к терапии.

Точно определить наличие аутического расстройства у ребёнка помогут специалисты.

Комплексный подход лечения следующий:

  • поведенческая терапия у психолога;
  • психотерапия;
  • медикаментозное лечение при необходимости;
  • организация специальной диеты;
  • регулярные домашние занятия для адаптации и социализации.

Лечение аутизма — энергозатратный и продолжительный процесс, морально сложный как для семьи, так и для специалистов. Поэтому прежде всего важно подобрать квалифицированных терапевтов, имеющих успешный опыт работы с аутичными детьми. И приготовиться к тому, что недостаточно будет только водить ребёнка на терапию: занятия должны продолжаться постоянно дома, каждый день. При таком подходе аутичные дети получают шанс на социализацию и возможность устроиться в жизни наравне с другими людьми.

К каким врачам обращаться

При работе с этим психическим заболеванием, родителям предстоит обращаться к ряду специалистов:

  • психологам;
  • психиатрам;
  • психотерапевтам;
  • логопедам.

Психологами оказываются поддержка детям и помощь в развитии социальных навыков. Психиатры занимаются исключительно медикаментозным лечением. Психотерапевты прорабатывают внутренние психические проблемы. А логопеды помогают преодолеть трудности в речевом развитии, которые возникают у подавляющего большинства аутических пациентов.

Рекомендации по коррекции аутизма у детей

Родителям детей с установленным диагнозом аутического расстройства необходимо понять, что у ребёнка может быть будущее: его мозг не мёртв, а возможности для развития есть. Просто другие.

Главные рекомендации по психологической коррекции в домашних условиях:

  • Соблюдать чёткий распорядок дня.
  • Придерживаться личного ритма ребёнка, не прерывать ритуалы.
  • Не менять резко остановку, любые изменения должны быть постепенными.
  • Уделять ребёнку много времени, постоянно с ним общаться, даже когда он отдаляется.
  • Позволять аутисту побыть наедине с собой, делать перерывы в занятиях, периодически не тревожить.
  • Часто обращаться к ребёнку ровным и спокойным тоном.
  • Не повышать голоса.
  • Не забывать про физические упражнения.
  • Не поторапливать ребёнка при выполнении каких либо действий.

В процессе родители находят собственный подход, потому что ситуация для каждого индивидуальная. Но не стоит забывать и о том, что психологическая поддержка юному аутисту потребуется не только в стенах дома, но и в детском саду, и на игровой площадке. Держать ребёнка в отдалении от других детей — плохая идея для социализации и адаптации. Также рекомендуется самим родителям проходить психотерапию и регулярно консультироваться со специалистами в вопросах домашнего воспитания аутиста.

Не стоит забывать и о том, что психологическая поддержка юному аутисту потребуется не только в стенах дома, но и в детском саду, и на игровой площадке.

Медикаментозное лечение при аутизме

Лечение этого психического заболевания не подразумевает постоянной медикаментозной поддержки, в отличие от заболеваний шизофренического и аффективного спектров. Но совсем без медикаментов, скорее всего, обойтись не удастся. При аутическом расстройстве прописываются препараты, направленные на коррекцию ряда симптомов: обсессивно-компульсивного расстройства, депрессии, отсутствия импульсного контроля и других. В зависимости от сопутствующего расстройства прописываться могут разнообразные нейролептики и психотропные стимуляторы на невысоких дозировках.

Постоянно лечить ребёнка медикаментозными препаратами нельзя. Даже при условии положительного влияния за счёт подавления проявлений симптомов, в будущем это может отразиться негативно. Лекарства способны повлиять на дальнейшее развитие умственных способностей. Аутизм — это хроническое психическое заболевание, которое полностью не лечится никакими таблетками.

Режим питания

Недостаточно заботиться только о психическом состоянии аутиста. Лечение включает в себя и соблюдение подходящей для организма аутиста сбалансированной диеты. Домашнее питание может включать пищевые добавки, ферменты и необходимые витамины, в зависимости от состояния здоровья. Определить, чего не хватает в организме, помогут лабораторные тесты.

Стоит отказаться от продуктов с искусственными красителями и добавками. Снизить потребление сахара, поддерживать водный баланс и отдавать предпочтение белковой пище. Продукты с содержанием глютена и казеина также рекомендуется исключить. Пищевые добавки и витамины предварительно согласовывать со специалистом.

Стоит отказаться от продуктов с искусственными красителями и добавками. Снизить потребление сахара, поддерживать водный баланс и отдавать предпочтение белковой пище.

Режим питания, как и медикаментозное лечение, индивидуален. Физически дети с аутизмом обычно хорошо развиваются, но из-за дисбаланса необходимых веществ могут наблюдаться проблемы с усваиванием пищи и расстройствами пищеварения, раздражение кишечника, повышенное содержание тяжёлых металлов. Консультации диетолога при пищеварительных нарушениях не будут лишними.

Работа психолога с аутичным ребёнком

Помощь психолога детям с аутизмом — задача сложная и кропотливая. Терапия начинается с индивидуальных сеансов, первые из которых нацелены исключительно на адаптацию пациента к новой обстановке и новому человеку. В дальнейшем психолог начинает сближаться с ребёнком, вызывая у него реакции и тем самым корректируя поведение. Нужно не давить слишком сильно, а также давать время на занятия собственными успокаивающими делами во второй половине сеанса.

Терапия начинается с индивидуальных сеансов, первые из которых нацелены исключительно на адаптацию пациента к новой обстановке и новому человеку.

Важнее всего при работе с аутичными детьми — личная вовлечённость специалиста, а не его психологические техники. Ему потребуется научиться понимать реакции пациента, чувствовать, когда можно вызывать реакцию, а когда лучше остановиться. Каждый случай будет индивидуальным, к каждому нужен будет свой подход. При этом психолог должен уметь отстранять собственные проблемы, чтобы никак не влиять на пациента. При поиске психологов необходимо учитывать именно факт наличия в практике успешных случаев работы с аутистами.

Если после сеансов терапии ребёнок чрезмерно возбуждён или наоборот — излишне замкнут в себе, стоит подыскать другого специалиста. При неправильном подходе к терапии, состояние пациента с аутизмом может ухудшиться.

Музыкальная терапия в работе с аутичными детьми

Одной из наиболее популярных техник в лечении является музыкальная терапия для детей с аутизмом. Она не научить ребёнка музыке, её задачи заключаются в:

  • построении некоторых музыкальных навыков;
  • снижении уровня тревожности;
  • развития коммуникативных навыков.

Музыкальные терапевты при помощи различных инструментов и голоса создают звуки, реагируя на поведение пациентов в группе. Создание такой своеобразной музыки помогает детям справляться с негативной реакцией на громкие звуки на улице и дома. Главная задача музыкальной терапии состоит в снижении уровня тревожности, для полноценного развития музыкальных способностей она не подходит.

Одной из наиболее популярных техник в лечении является музыкальная терапия для детей с аутизмом.

Работа с аутичными детьми сложна как для семьи, так и для специалистов. Не исключено, что подбирать терапевтов придётся долго. Но грамотное комплексное лечение поможет улучшить качество жизни ребёнка и социально его адаптировать, обеспечив скомпенсированное будущее.

Рейтинг статьи: {28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff}RATINGS_IMAGES_VOTE{28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff} ({28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff}RATINGS_USERS{28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff} оценок, среднее: {28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff}RATINGS_AVERAGE{28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff} из {28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff}RATINGS_MAX{28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff})
{28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff}RATINGS_TEXT{28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff} Загрузка…

www.doctorshorin.ru

​Правила общения с ребёнком-аутистом — G`n`K

Аутизм — расстройство психики, которое появляется из-за генетических нарушений развития мозга. Для него характерны ограниченность интересов, повторяющиеся действия, а также дефицит социального взаимодействия. Проявлять себя аутизм начинает с 3-х лет, хотя некоторые симптомы возникают раньше.

В России аутизм практически не исследуется, а потому и толковой статистики у нас нет. Но это расстройство распространено повсеместно — и предпочитает оно, к слову, именно мальчиков.

Ребёнок-аутист по-особенному смотрит на мир, поэтому и к ребёнку-аутисту нужен свой особенный подход. Это не психические больные дети, они неопасны, нередко им приятно находиться в компании сверстников. При грамотном подходе из малыша-аутиста может вырасти социализированный взрослый.

Ниже мы расскажем, каких правил следует придерживаться при общении с аутистом.

Как быть, если ребёнок — аутист

Для аутизма не всегда свойственны отклонения в интеллектуальном или физическом плане, более того, многие аутисты добиваются значительных успехов в каком-либо виде деятельности. Особенность аутистов — в невозможности наладить контакт с другими людьми так же быстро и легко, как это получается у «здоровых» людей.

Симптомами детского аутизма можно назвать:

– снижение или полное отсутствие потребности общаться с другими людьми;

– нелюбовь к переменам, даже если это касается простой перестановки мебели;

– тяга к сортировке и складыванию вещей — то есть, к «стереотипным» играм и занятиям;

– агрессия по отношению к «чужакам» или даже к членам семьи;

– расстройства речи;

– могут быть проблемы с концентрацией внимания при обучении.

Аутизм начинает диагностироваться с 3-х лет, но некоторые особенности поведения ребёнка проявляются раньше. Например, малыш может стремиться к уединению, выказывать равнодушие в ответ на родительскую ласку, резко и внезапно реагировать на любые перемены в окружающей действительности.

Многие дети демонстрируют непонимание концепции самообслуживания — они поздно учатся умываться, пользоваться туалетной бумагой, держать вилку и чистить зубы. При этом аутист — далеко не всегда умственно отсталый. Многие известные гении, среди которых Ван Гог, Моцарт, Мария Кюри и Перельман, страдали от расстройств аутистического спектра.

Как построить общение с ребёнком-аутистом

Главное отличие аутиста от других — в его уникальном восприятии мира. И ваша задача — подстроиться под его восприятие, а не пытаться навязать своё.

Например:

1. Общайтесь с ребёнком на те темы, которые ему интересны : так вы раскроете малыша для дальнейших взаимоотношений. К примеру, ребёнок обожает собак. Заведите с ним разговор про собак, и малыш проявит к вам интерес.

2. Общайтесь короткими фразами. Это правило подходит для детей, у которых есть сложности с восприятием устной речи. Стоит отметить, что далеко не все аутисты не способны воспринимать длинные предложения, так что смотрите по обстоятельствам! В редких случаях вам может потребоваться даже перейти на письмо.

3. Рисуйте схемы! Большинство аутистов имеют отличное визуальное мышление, им гораздо проще воспринимать мысль, нарисованную на бумаге. Составив своеобразный «язык рисунков», вы со временем научитесь эффективно коммуницировать со своим малышом. А ещё специалисты рекомендуют составлять дневной график при помощи цвета — ребёнок быстрее его воспримет и выучит.

4. Дайте ребёнку время. Задав вопрос, подождите, пока малыш осмыслит его и даст вам ответ. Не торопите, не злитесь, не задавайте следующий вопрос — не вгоняйте ребёнка в неловкое и паническое состояние.

5. Пользуйтесь простым языком. Аутист может не улавливать метафоры, сравнения, эвфемизмы и жаргон, поэтому изо дня в день пользуйтесь одними и теми же словами. Например, садясь за стол, называйте блюда и предметы одинаково, чтобы ребёнок не терялся.

6. Будьте внимательны. Проявляйте чуткость и участие. Не думайте, что если ребёнок молчит или не реагирует на вашу ласку, то он намеренно пытается вас задеть. Относитесь к этому с пониманием.

7. Говорите конкретно и без иронии. Аутисты плохо воспринимают шутки и иронию, способность к абстрактному мышлению появляется у них позже, а у многих может не появиться вовсе. Ребёнок воспринимает любую вашу фразу с предельной серьёзностью — и отвечает так же.

Важно, чтобы разговор с аутистом начинался конкретно, например, с вопроса: «Что ты сейчас делаешь?» или: «Что это у тебя за игрушка?». Аутисты плохо воспринимают расплывчатые и лишённые конкретики фразы в духе «Как дела?». И задавая ему вопрос, будьте готовы услышать конкретный ответ.

Как общаться с ребёнком-аутистом: практические советы

Эти советы разработали специалисты-психологи из французского центра Hospital Research Center of Brest. Надеемся, они помогут вам наладить лёгкие и комфортные для обеих сторон отношения.

  • Заведите дневник. Записывайте туда свои действия, связанные с ребёнком. Впоследствии это поможет вам провести корреляции между вашими поступками и реакцией малыша.
  • Начинайте свой день с разработки чёткого плана, которому следуйте неукоснительно. Исключая, конечно, форс-мажорные ситуации.
  • Сделайте всё возможное для того, чтобы установить контакт с ребёнком.
  • Заведите домашнее животное. Известно, что с животными ребёнок-аутист контактирует куда охотнее, чем с людьми. Щенок или котёнок помогут малышу развить сопереживание, участие, способность заботиться о других. К тому же, зверушка его займёт, привнесёт в ваш дом немного позитива и положительных эмоций.
  • Общайтесь с родителями детей-аутистов! Было доказано, что участие в коммуне людей со схожей проблемой повышает «боевой дух», позволяет делиться наработанным опытом и эффективнее справляться с неурядицами. Помните, что вы — не единственный человек, столкнувшийся с проблемой. У вас есть соратники, которые в будущем могут стать вашими друзьями.

Аутизм — это не болезнь, дети-аутисты — не инвалиды. Это просто особенные люди, к которым нужно найти подход. Они тоже умеют любить и хотят быть любимыми, и в ваших силах — дать им это.

gnk-shop.ru

советы как разговорить аутичного ребенка – рекомендации специалистов ABA

  1. Почему аутисты не разговаривают
  2. В каком возрасте начинают говорить дети с аутизмом
  3. Как научить разговаривать ребенка аутиста
  4. Как говорить с ребенком аутистом старше 10 лет

Недостаток коммуникативных и речевых навыков является одним из основных симптомов аутизма. Дети с РАС не просто отличаются от других поведением, но и способом восприятия окружающего мира, невозможностью быстро адаптироваться под разные ситуации. Это одна из причин, почему аутисты не говорят. Или почему дети-аутисты кричат, не в состоянии иначе реагировать на происходящее. Тем не менее при грамотном подходе и всесторонней поддержке со стороны родителей, они способны развить неплохую речь, которой будет достаточно для нормальной социальной адаптации. Сегодня существует немало методов, которые помогут особенному ребенку выйти на новый, вербальный уровень общения. Главное — знать, как работать с ребенком аутистом правильно. И не забывайте, что кроме игр высокую эффективность показала физкультура при аутизме.  

Почему аутисты не разговаривают

Алалией называют недоразвитую речь или ее полное отсутствие при нормально развитом слуховом аппарате. К данному нарушению приводят, как правило, нарушения соответствующих отделов головного мозга при родах, сильных травмах головы, а также ряд патологий ЦНС. Причины зависят от формы недуга. Алалия может быть:

  • моторной;
  • сенсорной;
  • сенсомоторной.

Патогенез моторной алалии — расстройство аналитико-синтетической деятельности, которое возникает из-за нарушения функций лобно-теменных областей левого полушария мозга. Сенсорная алалия развивается вследствие поражения височной доли левого полушария.

В редких случаях встречается сенсомоторная алалия, которая обуславливается сочетанием сенсорной и моторной форм. В этом случае разговорить аутиста труднее всего. В качестве терапии применяется сенсорная интеграция для детей и взрослых, которая помогает развить необходимые навыки в мягкой форме.

Алалия моторная

Указывает на недоразвитую экспрессивную речь (произношение звуков). Данная форма алалии выражается в затруднительном овладении словарным запасом и пониманием грамматической части языка. При этом способность к пониманию речи может быть развита на высоком уровне. Как правило, дети-аутисты при моторной алалии начинают говорить в 4 года и позже. Признаки: невозможность выразить мысли словами, неправильное построение предложений, замкнутость, чувство тревоги, агрессивность.

Сенсорная алалия

Заболевание означает заторможенное развитие импрессивной речи (восприятие и понимание). По вышеуказанным причинам не происходит связь между такими составляющими слова, как смысл и звук. Аутичный ребенок может иметь безупречный слух и данные к овладению разговорной речью, но при этом не понимать, что говорят окружающие. Признаки: нарушенное восприятие речи, повторение слов за другими (имитация, подражание), слияние двух-трех слов в одно, невозможность связать предмет и обозначающее его слово.


В каком возрасте начинают говорить дети с аутизмом

При расстройствах аутистического спектра нарушение речевых навыков в той или иной форме присутствует всегда. Такие дети начинают разговаривать намного позже своих сверстников — в 4-5 лет и позже. Стоит отметить, что от родителей в большей степени зависит, в каком возрасте малыш начнет переходить от невербальной к вербальной (словесной) форме общения. Современные методы лечения аутизма позволяют развивать все навыки достаточно эффективно. Что способствует формированию правильного и стабильного произношения у ребенка:

  • регулярное общение и обучение;
  • поощрение успехов;
  • хороший зрительный контакт;
  • стимуляция ребенка к тому, чтобы начать разговаривать.

Чтобы помочь малышу приобрести такой важный коммуникативный навык, как речь, мы предлагаем пройти курсы ABA для родителей, где вы сможете получить бесценные теоретические знания и навыки, а также научитесь на практике применять методику прикладного анализа поведения.


Как научить разговаривать ребенка аутиста

Научить говорить ребенка с аутизмом — это важная задача специалистов и родителей. Для этого используют методики, адаптированные под особенности детей с РАС. Как правило, они проводятся в помощь игровой форме и кардинально отличаются от принципов обучения речи обычных малышей из-за специфики патологии. Что используется в учебном процессе:

  • стимуляция;
  • жестикуляция;
  • вокал;
  • поощрение.

Для девочек и мальчиков подход особо не отличается. Упор делается на сильных сторонах ребенка с учетом его предпочтений. На наших курсах мы рассказываем, как правильно обучать детей с расстройством аутистического спектра речи, какие упражнения при каком типе патологии лучше выполнять. Регистрация на 1 курс для родителей детей аутистов уже открыта.

Стимуляция ребенка к общению

Это особенно важно при моторной алалии. Без должной мотивации вы не увидите значимых успехов, как бы не старались. В процессе игры важно, чтобы произносимые родителями звуки, сопровождались жестами, хорошо знакомыми ребенку. Также в качестве стимула можно применять любимое лакомство — протяните его малышу и проговаривайте определенный звук. Если он его повторит или хотя бы попытается, отдайте награду, если нет, то все равно отдайте, но через несколько секунд. На данном этапе важно установить четкую ассоциацию между звуком и поощрением. Чтобы понять, как научить аутиста говорить, вы можете посетить наши дистанционные курсы для родителей.

Вокальные игры

В силу нетипичного восприятия картины мира, дети-аутисты достаточно трудно обучаются. Тем не менее игровые вариации занятий дают хорошие результаты, особенно, если речь идет о способности разговаривать. В процессе игры, которая нравится малышу, начните как можно чаще произносить тематические звуки и возгласы, например, би-бип, б-ррр, т-ррр. Если он тут же повторяет за вами, стоит его начать хвалить. Примечание: не стоит требовать и настаивать на повторении звуков. Такие действия с вашей стороны могут привести к тому, что ребенок замкнется в себе и откажется разговаривать вовсе.

Обучение на основе жестикуляции

Общение с детьми аутистами полезно подкреплять жестами, поскольку у них хорошо развита зрительная память. Если малыш уже научился просить что-либо с помощью жестов, то озвучивайте поощрение, когда отдаете его. Подобная ассоциация увеличивает вероятность того, что ребенок начнет спонтанно переходить на просьбы в устной форме (зная, как называется награда).

Поощрение каждого звука

Как научить ребенка аутиста разговаривать, если все методы испробованы? Используйте вознаграждение в каждом случае, когда малыш произносит звуки вслух. Это многократно повысит вероятность их повторения. Также стоит словесно хвалить его, но не выборочно, а каждый раз. Примечание: выбирайте разные виды поощрения, поскольку называя их, вы развиваете запас слов у крохи. Если ребенок аутист не говорит, это простой способ стимулировать его к первым словоформам. Также небольшая щекотка может в этом помочь. Методы поощрения аутиста также зависят от общей стратегии обучения.


Как говорить с ребенком аутистом старше 10 лет

Чтобы коммуникация с особенным ребенком среднего возраста была максимально эффективной, стоит придерживаться нескольких принципов:

  • в общении используйте короткие, простые предложения;
  • если речь воспринимается плохо, используйте жесты, письмо;
  • не допускайте стрессовых ситуаций;
  • не заставляйте говорить, если ребенок не хочет;
  • поощряйте инициативу и желание идти на контакт.

Начинать учить аутических детей никогда не поздно, даже в 10 лет. Когда аутисты начинают разговаривать, это во многом облегчает коммуникационный процесс, однако бывают случаи, когда дефекты речи выражены значительно. Как лучше адаптироваться в новой среде, как помочь ребенку-аутисту читать и общаться, как понять, ребенок-аутист у стоматолога реагирует на стресс или на боль — это все актуальные темы, которые рассматривают наши специалисты на курсах и приемах. Оказать помощь в данном вопросе и подобрать индивидуальную тактику обучения вам могут специалисты по аутизму в Москве.

aba-kurs.com

Статья по теме: Коррекционная работа с аутичным ребенком.

Учитель-дефектолог Нардекова Светлана Анатольевна

МБДОУ д/с№67 г.Таганрог Ростовская область.

                   КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ.

Ранний детский аутизм (РДА) — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами, при которой, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является неконтактность ребенка, которая проявляется уже на первом году жизни: нарушены все формы довербального общения, не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы взяли на руки, как это делает здоровый малыш.

Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Их причины многообразны. Неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи в связи с его помещением в больницу и тому подобные ситуации могут приводить к невротически обусловленным затруднениям в общении. Одной из форм таких нарушений является мутизм — отказ ребенка от общения, — который может быть общим или избирательным, когда ребенок не контактирует с отдельными лицами, например, с педагогом, с кем-либо из близких и т.п.

С синдромом раннего детского аутизма связано особое нарушение психического развития детей, которое ставит в тупик их близких. Эта проблема очень плохо изучена и очень многие вопросы в ней остаются открытыми, что затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции таких детей. Множество вопросов возникает в семьях, где появляется такой ребенок. Как с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким образом, и в какой школе его следует обучать?

Прежде чем начать разговор о коррекционной работе, необходимо сделать оговорку: так как в нашей практике дети с «классическим аутизмом» встречаются редко, но достаточно часто приходится взаимодействовать с детьми, которым присущи лишь отдельные аутистические черты, то и речь в дальнейшем будет идти именно о них. Мы расскажем о некоторых приемах работы с такими детьми. Эти приемы проверены на практике и дают хорошие результаты. Конечно, каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей-аутистов и имея в копилке «набор» приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.

Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже деликатное дело. Не надо заставлять его делать запланированное вами, лучше следовать за его интересами и стремлениями.

Одна из главных задач учителя-дефектолоа – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.

Формирование целенаправленной деятельности.

На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.

На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от учителя-дефектолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе . Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой.

Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.

И, несомненно, учитель-дефектолог  должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир.

                                                 

                                   

 

                                             

Учитель-дефектолог Нардекова Светлана Анатольевна

МБДОУ д/с№ 67 г.Таганрог Ростовская обл.

                                РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей.

Коррекционная работа с аутичным ребенком, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Поэтому бывает и так, что родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно этому им так необходима постоянная поддержка педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить маме или папе причину неадекватного поступка. Очень часто аутичный ребенок ведет так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в его в воспитание и обучение, необходимо получить от него «обратную связь»: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако получить эту «обратную связь» родители могут далеко не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния за мимикой, жестами. Ведь иногда только случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.

Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по  отношению к ребенку — и в образовательном учреждении, и дома. Таким образом, чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, мы работаем в тесном контакте с родителями.

Как и в случае с гиперактивными детьми педагог, и родители кроме всего вышесказанного,  поддерживают контакт с психологом и врачом. Только в результате сотрудничества комплексная коррекционная программа, разработанная для конкретного ребенка,  эффективна . Конечно, наблюдение является одним из лучших способов работы с аутичным ребенком. Родители должны понять, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире, и они должны научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка.

Даже если, на первый взгляд, им покажется, что малыш никак не реагирует на их старания и на их слова, все равно они должны как можно больше говорить с ним, облекая в слова все его действия и возможные переживания. Скорее всего, со временем ребенок научится понимать, что слова взрослого непосредственно связаны с их поступками и что при помощи слов можно  выразить мысли, чувства и можно общаться с окружающими.

Семейное чтение, которое используют многие родители, тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае мы  рекомендуем многократное, медленное, тщательное, выразительное чтение.

Кроме семейного чтения родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами все, что рисуют, терпеливо объясняют ребенку последовательность рисования, называют каждую деталь. Если ребенок не хочет или не может рисовать сам, взрослые действуют руками ребенка сами.

Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что аутичный ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать самоагрессию. Поэтому лучше постараться не провоцировать самоагрессию. Для этого не провоцировать подобные приступы, поддерживая привычный для ребенка порядок вещей и детей

Очень полезно для аутичного ребенка создание семейных ритуалов — для обеспечения спокойствия и уверенности в себе. Например, следующие один за другим вечерние ритуалы: прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж — подготовят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный  сон.

Когда  родителям известны особенности развития их аутичного ребенка и  они действуют в тесном контакте с педагогом  продвигаясь в одном направлении, то и помощь ребенку  оказается более действенной.

Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей — это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.

Учитель-дефектолог Нардекова Светлана Анатольевна

МБДОУ д/с№ 67 г.Таганрог Ростовская область

                 Этапы коррекционной работы с детьми с РДА

  Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА. Нами использовались адаптированные для работы с аутичными  детьми программы по обучению  для  специализированных детских  садов. Используются два режима: щадящий и активирующий. Адаптация ребенка к условиям  пребывания базируется на использовании простейших — тактильных, пантомимических, моторных форм контактов, протопатических форм деятельности в условиях свободного выбора и полевого поведения. Оценка состояния рсбенка-аутиста, уровня его развития, запаса знаний проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. Направленная деятельность ребенка РДА планируется с учетом диссоциации психического развития. Используется индивидуальная, а позднее групповая игротерапия.

На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участия в направленной деятельности.

У большинства детей, на начальном этапе работы запас знаний, характер игровой деятельности отставали на 2-3 возрастных порядка. У них преобладала манипулятивная игра, отсутствовало партнерство, не было соотнесения игры с истинным назначением игрушек, не возникало ориентировочной реакции на новые игрушки, лиц, участвующих в игре.

На следующем этапе задача усложнялась переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, лишь постепенно вводя от более простых более сложные формы игр и самой моторной деятельности, а также конкретно, последовательно, многократно излагать порядок всех игровых действий. Словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

Собственно педагогические программы были направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве. Аутисты с трудом переходили от одного вида движений к другому, не подражали, не воспроизводили последовательной цепи действий, в особенности моторных, сочетанных с речевыми ответами. Им трудно воспроизведение недавно усвоенных знаний, в особенности знаний из долговременной памяти по требованию. У них обнаруживалось декодирование слов. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Наконец, следует обратить внимание на тот факт, что любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Только после усвоения одних и тех же программ, предлагаемых  специалистами, примитивная, однообразная деятельность ребенка начинает разнообразиться, и становится направленной. Именно тогда дети переходят от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков. В процессе целостного воспитания у аутистов формируется осознание «Я» способность к отграничению себя от других лиц, преодолевается явление протодиакризиса.

И на последующих этапах работы, по-прежнему решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.

nsportal.ru

6 правил общения с ребенком-аутистом: методики милосердия

Количество людей, родившихся с аутизмом, растет с каждым годом, но готовы ли мы ко встрече с ними? О том, что должен знать каждый из нас, чтобы научиться общаться с такими людьми, мы попросили рассказать Юлию Преснякову – опытного психолога, работающего с детьми-аутистами.

  • Что самое важное в общении с ребёнком с аутизмом?

    Юлия Преснякова, клинический руководитель проекта «Инклюзия»: Наверное, самое важное – это ровный эмоциональный фон. Мы стараемся все свои фразы и предложения формулировать исключительно в положительном ключе плюс разговариваем очень-очень спокойно и нейтрально.

  • Что мы должны знать до начала общения с ребёнком с аутизмом?

    Мы должны точно знать, что мы сейчас в этой ситуации хотим от него. Поставить себе какую-то конкретную цель. Например: «Я хочу, чтобы мы пошли покушали». Когда эта цель есть, дальше мы начинаем думать над тем, каким образом эту информацию можно донести

  • Как мы выстраиваем свою речь в общении с ребёнком с аутизмом?

    Мы используем чёткие структурированные фразы, где в первую очередь акцент на том, что именно мы хотим донести до человека, до ребёнка. Например: «Хочешь банан?» или «Садись на стул». Если необходимо, мы подкрепляем слова жестом или, например, какой-то визуальной картинкой.

    — Пойдём играть в мячик? Пойдём?
    — Хочешь в мячик играть?

    Не стоит загружать речь множеством дополняющих друг друга слов: «Посмотри, вот давай мы посмотрим с тобой, давай сядем, вот откроем книжечку, а что у нас вот в этой книжечке…» В таком случае речь превращается просто в шум. Она перестаёт быть функциональна. А наша задача, чтобы речь была функциональной и максимально понятной.

  • Какие дополнительные средства могут нам помочь в общении с ребёнком с аутизмом?

    Мы можем использовать расписание, помогая ребёнку организовать какую-то деятельность. Можно использовать карточки «Пекс» (система коммуникации посредством специальных карточек), которые позволяют ребёнку выбрать тот предмет, объект или действие, которое он действительно хочет. Можно просто набрать схематические изображения из доступных средств, если есть такая необходимость. У нас всегда в каждом доме можно найти какие-то книги, какие-то журналы, изображения, упаковки из-под объектов, предметов и наладить взаимодействие «по-походному», по-быстрому.

  • Как современные технологии могут помочь нам в общении с ребёнком с аутизмом?

    Мы можем использовать, например, такую программу, которая называется «Go-talk», при помощи которой ребёнок может научиться писать о своих желаниях, запросах и о том, что ему необходимо.

    «Ты хочешь пить?» И всё, что делает ребёнок – он выбирает слово «да» из своего словаря и нажимает «готово».

  • Что делать, если ребёнок находится в состоянии стресса?

    Одно и то же поведение – ребёнок расстроился, кричит, плачет, оно по-разному закрепляется в зависимости от причины происхождения.

    -Ты расстроился. Я понимаю, это так неприятно.

    Итак, мы можем успокоить ребёнка, если действительно от нас здесь ничего не зависит, и он имеет права показывать такую реакцию.

    Мы можем найти источник фрустрации или стресса и убрать его, если это зависит от нас.

    И если это неприемлемое поведение, которое несёт в себе функцию попросить о чём-то или же отказаться от чего-то, то тогда мы эмоционально игнорируем его, предлагая другую возможность просьбы или отказа. И в таком случае, игнорируя нежелательное поведение, мы следим только за тем, чтобы ребёнок не причинил себе вреда.

  • www.miloserdie.ru

    Kоррекционные занятия для детей с аутизмом : индивидуальная программа

    Уход от действительности в себя в острой форме называется аутизмом, при этом человек старается полностью отказаться от общения с окружающими. Данный термин был изобретен Эйгеном Блейлером еще в начале XX века и ранее воспринимался как особая форма шизофрении.

    Аутизм объединяет целый спектр психофизических неустойчивых состояний. Заболевание можно заметить по таким симптомам как проблемная речь, трудность взаимодействия с другими людьми, проблемы с интеллектуальным развитием. Выделяют несколько сфер влияния болезни: сфера общения в обществе, а также эмоции и фантазия.

    Коррекционная работа


    Лучший эффект при работе с детьми достигается за счет использования комплекса мер, который объединит работу в разных сферах воздействия. При этом для любого малыша должна быть разработана индивидуальная программа занятия, учитывающая его особенности развития.

    Разработав единый подход, сочетающий в себе требуемые лекарства и работу психолога, можно достичь более сильного результата. Комплексный подход поможет облегчить привыкание малыша к среднеобразовательному или дошкольному заведению. Постоянно общаясь с детьми, психолог сможет применять методы с учетом всех тонкостей общения с аутичными пациентами. Педагог, в свою очередь, проконтролирует получение необходимого уровня образования и вовлечет ребенка с помощью занятий.

    Советы родителям

    Родителям нужно осознать, как именно происходит восприятие окружающего у их ребенка, и как он реагирует на общение, чтобы найти общий язык и подобрать способ проявления эмоций

    Рассмотрим основные рекомендации родителям, дети которых страдают рассматриваемым заболеванием.

    • следите за тем, что интересно малышу;
    • смиритесь с состоянием ребенка;
    • соблюдайте ежедневный план задач;
    • выработайте и приучите малыша к ежедневным привычкам;
    • посещайте и будьте рядом на всех важных мероприятиях;
    • соорудите комфортное место для обучения и отдыха;
    • контролируйте и отслеживайте признаки некомфортного поведения или усталости воспитанника;
    • медленно и наглядно ежедневно демонстрируйте ребенку важные бытовые и моральные аспекты жизни.

    Цели коррекционной работы


    Первостепенной задачей психолога является создание комфортной среды для детей в семье, подбор правильного питания и уменьшение некомфортных условий. Индивидуальная программа занятия с аутичными детьми должна включать следующие основополагающие моменты.

    1. Одно из направлений коррекционной работы позволяет направить поведение ребенка и получить понимание цели своих действий. Сначала достигаются яркие эмоции, когда используются несложные для ребенка занятия. Со временем упрощается достижение этих целей и на основе положительных реакций педагог подталкивает воспитанника к самостоятельному достижению задач.
    2. Второе направление развивает навыки коммуникабельности. При любых особенностях речевых проблем необходимо постоянно общаться с детьми-аутистами, открывать новые слова и объяснять, что происходит вокруг. Далее следует постепенно привлекать ребенка к разговорам о планах на день, участвовать в процессе их осуществления и подводить вместе итоги. На следующем этапе вместе с маленьким напарником можно будет составлять план на более длительный период времени, подталкивая в будущем к самостоятельному планированию.
    3. Третье направления помогает освоить воздействие на бытовом уровне в кругу семьи. Ребенку требуется терпеливо объяснять и помогать выполнять бытовые задачи, такие как, например, мытье посуды, чистка зубов, подготовка к прогулке, сборы перед поездкой.
    4. Последнее направление основывается на принятии ребенком окружающего мира. Аутичных детей необходимо постепенно приучать к общению с взрослыми, расширять его кругозор и учить ориентироваться вокруг, при этом окружающий мир должен восприниматься без негативных реакций.

    Приемы коррекционного воздействия

    Поскольку налаживание эмоционального контакта и достижение остальных целей при общении с детьми аутистами невероятно усложняется, специалистами были разработаны следующие приемы и рекомендации.

    1. При осуществлении какой-либо деятельности аутичный пациент должен ясно понимать для чего он этого делает, и каким образом можно осуществить поставленную задачу. Рекомендуется разместить в местах пребывания больного карточки-подсказки, где будет отражена схема всех действий по порядку.
    2. Аутисту будут интересны занятия по складыванию пазлов и отгадыванию головоломок, так как в этой деятельности они понимают цель и порядок своих действий.
    3. Аутичные дети легко справляются с однотипной работой, поэтому им очень нравится коллекционирование. Педагог может увлечь ежедневными записями о погоде, кормлением рыбок, коллекционированием фотографий, листьев или камней.
    4. Детям с аутизмом сложно управлять своими движениями. Часто им очень сложно ориентироваться в окружающем пространстве, поэтому один из приемов учитывает развешивание нескольких зеркал так, чтобы ребенок мог постоянно наблюдать за своими действиями со стороны.
    5. Необходимо постоянно проводить успокаивающие тренинги и занятия для улучшения реагирования на телесный контакт.
    6. Детям с нарушениями очень сложно задерживать свое внимание на одном и том же, поэтому следует часто менять вид деятельности.

    Игра как основной элемент коррекционной работы

    Коррекционная работа с детьми с нарушениями должна быть длительной и продуманной. В первое время малыш может вовсе отказываться от контакта с педагогом, бояться групповых и индивидуальных занятий. Важным моментом при планировании коррекционной программы является понимание того, что ребенок согласится быть вовлеченным только в те занятия, которые его заинтересуют.

    Поэтому, особенно в начале знакомства, необходимо подготовить сразу несколько
    сценариев общения, так как аутист может категорично отказаться идти на контакт или играть в определенную игру.

    Каждое упражнение следует начинать с цели и порядка осуществления. Самыми тяжелыми для аутичных детей являются занятия в группе, так как для них очень сложно общаться с другими детьми. Перейти к таким играм можно только после привыкания и достижения спокойного поведения в индивидуальной работе, а также после согласия взаимодействия со сверстниками.

    Стереотипные игры

    Важно понять, что стереотипные игры в коррекционной работе с детьми-аутистами будут являться основной всего взаимодействия в дальнейшем, причем это будет единственный способ в своем роде. У каждого ребенка существует свой набор любимых стереотипных игр. Он может играть в них несколько часов, месяцев или лет, совершая действия понятные только ему.

    Основные характеристики стереотипных игр для детей с нарушениями:

    1. Цели и причины каждого действия должны быть понятны ребенку, но не всегда могут быть понятны для окружающих.
    2. В стереотипных играх участвует только пациент.
    3. Порядок действий постоянно повторяется.

    Советы по проведению стереотипных игр для аутичных детей:

    1. Наиболее существенным достоинством является расслабляющий эффект, в это время ребенок чувствует себя «в своей тарелке».
    2. Если произошла негативная эмоциональная вспышка, необходимо вовлечь ребенка в любимую стереотипную игру. Чтобы ребенок доверял взрослому во время коррекционных занятий, он должен понимать, что в любой момент может вернуться в свою стереотипную игру и почувствовать себя комфортно.
    3. Очень медленно со временем можно добавлять новые сюжеты в старую стереотипную игру при условии, что малыш уже принял взрослого и допускает его в свою особенную деятельность.

    Сенсорные игры

    В процессе коррекционной работы следует также вовлекать детей, больных аутизмом, к участию в сенсорных играх. Часто одна из сенсорных игр может так понравиться ребенку, что на какое-то время превратится в любимую стереотипную игру, так как будет приносить ему приятные успокаивающие ощущения. Такие занятия он будет многократно повторять.

    Хорошим методом является предложение сенсорной игры сходной со стереотипной. Если же получаемые от процесса эмоции отличаются от привычных стереотипных действий, вскоре вы можете столкнуться с ее неприятием.

    Сенсорные игры позволяют детям получать новые эмоции от разных сенсорных источников (например, глаза, кожа или нос):

    1. Зрительные включают методики по изучению восприятия цвета, например, если один цвет перетекает в другой или цвета плавно смешиваются.
    2. Слуховые включают в себя разные звуки из повседневной жизни. Такие игры помогут отличать разные звуки позднее в обычной жизни (журчание воды, шелест травы, звуки музыки или пение птиц).
    3. Тактильные основаны на прикосновениях к различным поверхностям. Ребенок должен почувствовать разницу между разными текстурами поверхностей: различать гладкое и шершавое покрытие, мягкие и твердые или острые и хрупкие предметы, понимать величину предмета, его форму, температуру или влажность. Этот аспект является одним из самых важных для повседневной жизни.
    4. Двигательные помогают легче ориентироваться в своих движениях, менять свой ритм шагов или танцевать.
    5. Действия с вдыханием различных запахов помогут отличать ароматы и в повседневной жизни, аутист должен научиться различать приятные и отталкивающие запахи.
    6. Вкусовые игры помогут отличать вкусы ежедневных блюд или напитков.

    Эффективность сенсорных игр:

    1. Ребенок ощущает приятные ему эмоции, тем самым его настроение постепенно улучшается. Общее поведение при этом может также поменяться в лучшую сторону.
    2. Дети начинают привыкать к взрослым. У ребенка появляется человек, которому можно доверять, и который способен ему помочь открыть глаза на новые горизонты. Эмоциональный контакт помогает направить развитие.
    3. Дети получают новые ощущения от своих сенсорных источников, что помогает им принять окружающую обстановку и легче в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
    4. В занятиях детей появляются новые смысловые нагрузки, сюжетные линии, имитирующие отношения в обществе между людьми.

    Составив грамотный план коррекционной работы с пациентом, имея комплексную поддержку со стороны педагогов и психолога, можно достичь отличных результатов и обучить аутиста большинству базовых навыков, адаптировать его к общению в социуме и задействовать потенциал интеллектуального развития

    prodepressiju.ru