Как воспитывали детей в древней руси: Воспитание детей в Древней Руси

Воспитание детей в Древней Руси

Содержание материала

  • Традиции на Руси
  • Семья и дети
  • Отношение к детям
  • Воспитатели в Древней Руси

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к воспитанию детей на Руси.

Традиции на Руси

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам. Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

Семья и дети

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье. Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность.

Отношение к детям

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе. В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей. С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу. После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло. Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство». Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати. Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка.  

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда  «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

Воспитание на Руси — Семейный круг

Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло славянских языческих традиций почитания старших. По мнению историков, изучающих тот далекий период, Русь заимствовала не столько идеал воспитания Нового Завета, основанный на проповеди любви, кротости, ценности каждого человека, сколько старый идеал Ветхого Завета – во многом суровый. По нему служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, оскорбление их – его оскорблению.

Почитание родителей было не столько добродетельной жизнью христианина, сколько было основано на выполнении сыновнего долга. Но именно уважение старости – было главной основой воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. Так представлялась преемственность традиций в русской семье. Христианская традиция «Почитай отца своего» стала основой воспитания на Руси.

Огромное внимание наши предки уделяли воспитанию в детях почитания и бережного отношение к природе, так как «Земля – кормилица» давала урожай. Не будет его – пропадет род. Нельзя было, стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «Мать Земля не простит этого». Специальные запреты (запуки) оберегали природу от бессмысленного уничтожения – охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори – будет дома пожар», «Не трогай пчел – будешь плакать».

Очень сильны были на Руси традиции гостеприимства. Н.М. Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. В давние времена хозяин своей головой отвечал за сохранение жизни гостя. Сегодня дома же современных горожан все больше походят на крепости, куда нет входа посторонним. Да и встречи с друзьями все чаще переносятся в кафе и рестораны.
Еще в воспитании прививалась любовь к своему Отечеству: «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи».

Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Трудовое воспитание было главным. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 делали почти полностью работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу. Девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел, заботе о своих подданных, защите их.

Среди русских князей в древности существовал обряд посажения сына на коня. Этот обряд был особой гордостью. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч. В 12 лет юноша получал второй меч. Он был обязан в совершенстве овладеть военным делом, боевыми приемами владения мечами и стать воином, защитником своего города.

Очень любопытно в связи с этим кормильство на Руси. Кормильцы – специально подобранные воеводы, знатные бояре из отдаленных областей государства, в семью которых на обучение и воспитание отправляли сыновей из княжеской семьи. Кормилец выполнял роль наставника в делах управления, на него возлагались все обязанности по воспитанию мальчика.

Сейчас много разговоров относительно того, что дети не хотят учиться. А ведь очень важно, как в обществе относятся к знаниям вообще. Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить – ум точить», «Ученье в детстве – как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается». Очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри.

Ученики монастырских школ могли пользоваться книгами. На Руси утвердилось отношение к знанию как исходящему от Бога духовному опыту. В Изборнике 1076 года написано, что чтение книг – «доброе дело» для каждого христианина, ибо там слова Божьи.

Детей учили – с детства читаешь святые книги – совершаешь добрые дела. Надо ли говорить, что подавляющее число книг на Руси имело религиозный характер, и очень популярны были жития святых, откуда детишкам предлагалось брать пример для подражания?

Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских семей знали «инемние» (иностранные) языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передавать им свои знания.

Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной» назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя Тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (XII век), княгиня киевская, обучала «младых девиц» «писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети трудолюбие».

В старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Даже при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им начальное образование.

О воспитании мальчиков на Руси стоит сказать несколько слов отдельно. Первое письменное свидетельство о воспитании мальчиков на Руси в привилегированной княжеско-боярской среде можно встретить в начальной русской летописи – «Повести временных лет» там, где говорится о юных годах сына Игоря Старого и Ольги – Святослава.

Впервые Святослав появляется в летописном рассказе во время похода Ольги в Древлянскую землю. Его сажают на коня и дают в руки копье. «И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Святослав копье на Древлян, и пролетело копье между ушами коня и ударило коню в ноги, потому что [Святослав] был еще ребенком» (в подлиннике – «дитеском»). «И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем».

Из этого эпизода видно, что маленький князь воспитывался, прежде всего, как воин, и не будущий, а как бы уже действующий. Символически подающий пример дружине броском копья или выстрелом из лука.
Полтора века минуло со времен Святослава Игоревича, когда был написан замечательный памятник литературы – «Поучение Владимира Мономаха своим детям» – свод жизненных правил, которые завещал своим потомкам православный князь, праправнук Святослава. Старый мудрый князь, приготовляясь к смерти, «сидя на санях», размышляет о самом главном в жизни с точки зрения церковного учения и семейной морали русской знати.

Важно проследить, что в принципах воспитание князя осталось неизменным со времен Х в., а что появилось совершенно нового. Прежним осталось представление о предпочтительности скромного образа жизни, близости к дружине, военной доблести. «На войну выйдя, не ленись, – пишет князь, – не полагайся на воевод, ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью… около воинов ложитесь, а вставайте рано». Постоянная ратная выучка и боеготовность, подвижный образ жизни диктовались условиями бесконечных княжеских междоусобиц, возобладавших на Руси к XII в. и борьбы с постоянными вторжениями степных кочевников.

Мономах с тщательностью рассказывает о труде своем, «как трудился я в разъездах и на охотах с 13 лет». Князь научился забавам, которые любил всю жизнь: укрощать руками диких коней, вступать в единоборство с вепрем, медведем и «лютым зверем» (барсом или, может быть, львом – в те времена этих южных зверей можно было встретить на Дону). И это несмотря на то, что «с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки, и ноги свои повреждал – в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею. ..»

Новым же было христианское воспитание, следование святым заповедям. «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем…» Первая часть «Поучения» просто усыпана цитатами из Псалтыри – это свидетельствует о том, что знание священных книг стало признаком большого достоинства не только для духовных лиц, но и для княжеской среды. Частью образа жизни становится соблюдение молитв. «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи современные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом – на восходе солнца, надо с радостью прославлять Бога…».

«Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем», – обращается к своим читателям Владимир Мономах. К благочестию, по его мнению, относится милосердие к страждущим: бедным, нищим, больным и убогим. К смирению перед старшими добавляется «ума смирение» – отказ от мести, нанесения обиды, гнева. Мономах приводит слова из поучения вселенского отца Василия Великого о надлежащих правилах общежития: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь».

Еще одно новое достоинство, которое ценит Владимир Мономах, – учение. «Чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Ранее, при Ярославе Мудром, предпочтение в образовании, похоже, отдавалось скорее девочкам.

Присутствуют в «Поучении» и правила этикета: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Наконец, управляя своими владениями, надо следить за подчиненными: «Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам».

«Поучение Владимира Мономаха» переписывалось и вставлялось в редакции летописей вплоть до XV в. – столько времени оно оставалось руководством по воспитанию князей. Другие произведения литературы XII и последующих веков подтверждают эти воспитательные ценности в феодальной среде.

Социально-бытовые условия в той части Руси, которая стала Московским государством, заметно изменились в XVI в., когда сложилась централизованная система власти во главе с Государем всея Руси, а затем – царем (1547). Российское государство сплачивалось как, с одной стороны, сословно-представительное, а, с другой, крепостническое. Главным в морали правящих кругов постепенно становится служение государю и общеполитическим интересам. Несколько больше начинает проявлять себя мораль городской среды купцов, ремесленников. Крестьянские устои остаются в целом патриархальными.

Показательно, что именно в первые годы правления Ивана IV, когда осуществлялось укрепление государственного аппарата, видный деятель совета ближайших людей при молодом царе Избранной рады игумен Сильвестр составил «Домострой», ставшую нарицательной книгу об устройстве семейных отношений. К теме этого материала «Домострой» имел прямое отношение – книга начинается с «Наставления отца сыну». Отец «вразумляет» сына и его родных и домочадцев жить «по-христиански». После глав о соблюдении церковных обрядов, молитв и почтении к церкви следует сказание о том, «как детей своих воспитывать в поучении и страхе Божием».

Хоть и «бунташный», но поступательно развивающийся в России дальнейший XVII в. способствовал усердному накоплению знаний и деловых навыков, разнообразному проявлению способностей «сильных мира сего». В то же время молодой человек еще всецело зависел от отцовской воли и семейных устоев. Как это было, можно с известной долей условности представить себе по нравоучительным повестям времени правления Алексея Михайловича.

Сменяют друг друга эпохи, возникают и распадаются великие державы, меняются традиции. Природой заведено, что мы своим детям все даем: жизнь, образование школьное и высшее, играем свадьбы, помогаем с жильем и с внуками и т.д. И приходит время детей возвращать родителям добрым отношением и куском хлеба в старости.

Сегодня с этим возникают проблемы. С каждым годом все больше. Мы много сил тратим на поиски новых систем, методик и принципов воспитания. Но всегда ли новое лучше старого? Нужно ли отрицать прежний опыт, забывать уроки прошлого? Тем более, что традиции воспитания на Руси – феномен, выдержавший испытание веками! А может быть стоит на традиции воспитания обратить внимание, тем более, что оно было проверено русским народом веками.

Кабель Кеннана № 59: Бум воспитания в России свидетельствует о признаках социальных изменений

Однажды июньским вечером прошлого года около сотни женщин и мужчин собрались в актовом зале в центре Москвы, чтобы послушать популярного российского психолога и эксперта по воспитанию детей.[1] ] После того, как Людмила Петрановская закончила лекцию, взволнованные родители засыпали ее вопросами. Как помочь подростку выполнить домашнее задание вовремя и без слез? Как мотивировать ребенка читать «Гарри Поттера»? Художественная студия после школы или тхэквондо?

Россия переживает родительский бум. Книжные магазины кишат детской и родительской литературой. Лекции и занятия в Москве и других городах изобилуют педагогическими и психологическими советами. Русскоязычный интернет наводнен родительскими сообществами, блогами и шоу. Никогда прежде россияне не вкладывали столько сил, сил и беспокойства в воспитание детей.

Этот вид интенсивного всестороннего воспитания появился в 2000-х годах. После десяти лет лишений, последовавших за распадом СССР в 19В 1991 году экономический бум, вызванный нефтью, дал российским родителям дополнительные ресурсы для инвестиций в своих детей, говорит Мария Майофис, историк культуры из Высшей школы экономики в Москве. А поскольку политические и гражданские свободы продолжают сокращаться при президенте Владимире Путине, некоторые россияне видят в воспитании детей выход для творческой энергии и самореализации. Развивается детское книгоиздание, образовательные и внешкольные программы для детей.

«Мы уходим от модели жесткой экономии, выживания, голода или преодоления бесконечных трудностей и препятствий к месту, где у людей есть возможность радоваться жизни и радоваться детям», — сказала Ольга Безрукова, социолог из Санкт-Петербурга. Государственный университет, изучающий российское воспитание. — И это прекрасно.

Меньше дисциплины, больше объятий
Современные молодые родители, мужчины и женщины в возрасте от 20 до 30 лет, выросли в дни заката Советского Союза или вскоре после него. Они выросли в системе образования, ориентированной на дисциплину и соответствие. В детском саду их часто насильно кормили супом. В школе левшей заставляли заново учиться писать правой рукой. Дома и в школе существовала строгая иерархия, а с родителями и учителями нельзя было спорить или задавать вопросы.

«Это иерархические отношения, когда родитель — начальник, а ребенок — работник», — сказала Безрукова. «Родитель всегда прав, он на высоте. А ребенок всегда слабее, а родитель сильнее».

Петрановская задела за живое, когда предложила другой подход: принять и полюбить своего ребенка таким, какой он есть; уважать свободу ее индивидуальности; больше обниматься, меньше читать лекции. «Готовность ребенка слушать определяется не лекциями и проповедями, наказаниями и наградами, а качеством его привязанности», — пишет Петрановская в своем бестселлере 9.0018 Секретный столб. [2] «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок умел справляться с жизнью? Тогда обними его, успокой его, прими его чувства все его детство».

Петрановская начала свою карьеру в качестве терапевта, работая с детьми-сиротами, и со временем основала Школу приемных родителей[3], которая занимается подготовкой и поддержкой семей во время усыновления. Во многом благодаря Петрановской количество усыновлений, которые в советское время носили клеймо, резко возросло в России за последние два десятилетия. Именно во время консультирования этих детей, глубоко травмированных отсутствием или пренебрежением родителей, Петрановская осознала ценность глубокой эмоциональной связи между ребенком и его опекуном. Она начала вести блог, публиковать книги и выступать с докладами на эту тему и стала ведущим авторитетом в области воспитания детей. Один веб-сайт для родителей сравнил Петрановскую с величайшей национальной русской иконой, чей портрет висит почти в каждой российской школе: 19-й-й век поэт Александр Пушкин. «Людмила Петрановская для современного воспитания — то же, что Пушкин для русской литературы и поэзии: наше все», — говорится на сайте[4].

«Я хочу гуманизировать родительство в России», — сказала Петрановская в интервью прошлым летом в офисе своей организации. Пока она говорила, на гигантской доске высветились имена десятков детей, усыновленных за последние годы благодаря помощи Петрановской: Аня, Никита, Илья.

«Раньше речь шла о том, как заставить этого сопляка убирать за собой и делать уроки», — сказала Петрановская. «Сейчас речь идет о том, чтобы ребенок развивался и верил в себя, о том, чтобы стараться не ранить его».

Углубленное исследование более 100 российских детей и молодежи в возрасте 8-22 лет и их родителей, проведенное исследовательской фирмой Validata в 2016 году в Москве и двух других городах, иллюстрирует этот сдвиг. [5] Исследование показало, что сегодняшние родители склонны практиковать более либеральный подход, предоставляя своим детям больше свободы выбора, что носить, как выглядеть и как проводить свободное время. Они также готовы договариваться со своим ребенком на равных и вырабатывать компромиссы.

«Фокус сместился с дисциплины, с повиновения старшим, на следование строгим правилам без обсуждения того, нравится тебе это или нет; к пониманию того, что нужно заниматься тем, что нравится, что мнение ребенка имеет значение, что если ты так поступаешь, то можно построить равноправные отношения, и это ценно», — рассказала Лариса Шпаковская из Социологического института РАН. наук.

Любовь Борусяк, социолог Московского городского университета, занимающаяся вопросами воспитания и воспитания, соглашается: «Плох не ребенок, а родители, которые не нашли правильного подхода, особенно когда речь идет о подростках. Вы должны принять ребенка таким, какой он есть, и постараться воздействовать на него как можно мягче».

Этот новый подход особенно популярен среди городских родителей из среднего класса. Евгения Сафоненкова, 42-летний экономист из Москвы, говорит, что научилась смотреть на своих детей как на самостоятельных личностей. Она вспоминает, что когда Сафоненкова росла, ее родители ожидали, что она будет нянчиться с младшим братом, даже если это означало пропускать вечеринки с друзьями. Напротив, она редко поручает своей шестнадцатилетней дочери Александре присматривать за своим семилетним братом Семеном; и когда она это делает, она рассматривает это как просьбу об одолжении.

«У нее своя жизнь в детстве, в подростковом возрасте, и это было не ее решение иметь брата, это было мое решение», — сказала Сафоненкова. «Дети — такие же личности, как и родители», — добавила она. «И мы не должны игнорировать их взгляды».

40-летняя Виктория Годунова, специалист по рекламе из Москвы, чей четырехлетний сын Марк говорит, что она очень осторожна, чтобы не задеть его самооценку и не ранить его, критикуя его. «Не надо говорить ребенку, что он плохой. Если он сделал что-то нехорошее, если он что-то сломал — надо сказать, что это было плохо», — сказала Годунова. «Я всегда следую этому правилу, потому что не хочу, чтобы мой ребенок думал, что он плохой только потому, что он сделал что-то плохое».

«Даже если я сейчас злюсь на тебя, я все равно люблю тебя», — говорит она ему.

Екатерина Лещенко, 35 лет, агент по недвижимости в Москве и поклонница творчества Петрановской, рассказала, что научилась ценить сильные стороны и особенности своего сына и помогать ему развивать навыки, которых ему пока не хватает, например тайм-менеджмент. Когда ее девятилетний сын Владимир боролся с художественным проектом в школе, она позволила ему пропустить крайний срок сдачи, пока он продолжал работать над своим рисунком и в конце концов сдал задание. «Я мог бы просто заставить его, но что бы я выиграл? Он был бы послушным, да, но раненым и обиженным», — сказал Лещенко. «Нужно быть терпеливым и нежным».

Авторитетная забота
В то же время Петрановская предостерегает родителей от того, чтобы не давать детям волю и не сползать в анархию. Она говорит, что детям нужны границы и что нужно уважать родительские ценности. Детям нужна «авторитетная забота, забота сильного и ответственного, доминирование, которое используется не ради подчинения и подавления, а ради помощи и защиты», — пишет Петрановская в своей книге.

Агент по недвижимости Лещенко говорит, что всегда ищет баланс между своей волей и желаниями ребенка. Когда Владимир, известный под ником Вова, отказался посещать внеклассную программу изучения английского языка, на которую она его записала, Лещенко настояла на своем. «Тебе разрешено не есть огурцы или помидоры, но когда дело доходит до твоего образования, я твоя мать, и последнее слово за мной. Точка», — вспомнила она. — Ты еще слишком молод, чтобы понять, насколько это важно.

Во время одной из лекций Петрановскую попросили совета по воспитанию подростка, который засоряет дом своими вонючими носками. «Если носки в его комнате, то просто не ходите туда и вы их не почувствуете», — ответила Петрановская, расшевелив аудиторию. «Но если вы найдете их в своей комнате, вы имеете право защищать свою территорию и поднимать шум из-за того, почему они там».

Петрановская считает, что изменение родительских практик означает больший либеральный сдвиг в российском обществе: углубление социальных связей, большее внимание к своему здоровью, большую заботу об окружающей среде, более сильное гражданское общество.

— Это часть более широкого процесса, — сказала Петрановская. «Когда люди перестают получать удары по голове или едва выживают, они начинают подниматься по пирамиде Маслоу и начинают работать над улучшением своей жизни на более высоких уровнях».


[1] «Людмила Петрановская», Прияма Речь, https://www.pryamaya.ru/lyudmila_petranovskaya

[2] «Людмила Петрановская: Тайная поддержка. Любовь в жизни ребенка», Лабиринт, https://www.labirint.ru/books/514671/

[3] Институт развития организации семьи, https://irsu.info/

[4] «Лекции и интервью Людмилы Петрановской, которые вы могли пропустить», Нен.ру, 12 декабря 2018 г., https://n-e-n.ru/petrvideo/

[5] «30 фактов о современной молодежи, Сбербанк, https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf

детей, связанных с Кремлем, выросли в тех самых странах, общества которых их родители утверждают, что отвергают

Си-Эн-Эн —

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_3DDCD2C2-8918-0FF5-EAA5-19D1643B1B44@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Их мир — это частные самолеты, шикарные парижские апартаменты, лыжные каникулы в Австрии и обучение в элитных университетах Лондона и Нью-Йорка.

Их родители владеют элитной недвижимостью на самых престижных улицах европейских столиц. Их профили в социальных сетях заполнены дизайнерскими платьями и красными дорожками. Одна молодая женщина опубликовала фотографии своего 22-летия у бассейна на вилле одного из путинских олигархов на Адриатическом море.

Познакомьтесь с детьми Кремля.

В то время как их родители публично ругают Запад, их дети растут в тех самых странах, общество которых они якобы отвергают.

«Это явно крайнее лицемерие», — сказал Дэниел Трейсман, профессор, специализирующийся на российской политике в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

«Они могут даже не увидеть противоречия», — сказал Трейсман. «Они считают, что между США и Россией существует конкуренция, но почему это должно влиять на образовательные планы их дочери? Или где у них замки?

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_3E354658-BE3C-2DA3-9017-1AE830C3F6C2@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Сам Путин раскритиковал россиян, которые могут «ментально» присоединиться к Западу, в своей речи в прошлом месяце, обвинив их в том, что они считают себя частью «высшей расы» и работают с «коллективным Западом» для достижения одной цели: «разрушения России». ”

«Русский народ всегда сможет отличить настоящих патриотов от подонков и предателей и просто выплюнет их, как комара, случайно залетевшего в рот», — сказал Путин.

США недавно наложили санкции на официального представителя Кремля Дмитрия Пескова, его жену и двоих взрослых детей, заявив, что они ведут «роскошный образ жизни, который не соответствует зарплате Пескова на государственной службе».

Александр Земляниченко/AP

Одной из первых семей предполагаемой коррупции и лицемерия в России является семья Дмитрия Пескова, заместителя главы администрации и главного пресс-секретаря Владимира Путина — роль, которая делает его самым громким рупором Путина, тем, кто почти ежедневно разливает бескомпромиссный купорос президента России против Запад.

Соединенные Штаты недавно наложили санкции на Пескова, его жену и двоих взрослых детей (от двух предыдущих браков), заявив, что семья ведет «роскошный образ жизни, который несовместим с зарплатой государственного служащего Пескова и, вероятно, основан на нечестно нажитом богатстве связей Пескова с Путин. » По крайней мере, двое его детей в основном выросли в Западной Европе, прежде чем вернуться в Москву уже взрослыми.

В то время как Министерство финансов США не разъясняло сомнительные эксцессы, Песков, который занимал свою должность почти десять лет и, как сообщается, заработал 173 000 долларов в 2020 году, был замечен в дизайнерских часах за 600 000 долларов и отправился в медовый месяц, который включал примерно 430 000 долларов в год. Недельная яхта у берегов Сардинии, согласно расследованию Фонда борьбы с коррупцией, основанного находящимся в заключении лидером российской оппозиции Алексеем Навальным.

Основываясь на записях об имуществе, сообщениях в социальных сетях и базах данных о нарушениях правил дорожного движения, Фонд борьбы с коррупцией также выявил, что жена Пескова, бывшая жена и дети владеют роскошными автомобилями и

многомиллионными домами по всему миру, включая Россию и Францию. богатства, что резко контрастирует с почти 20 миллионами россиян, живущих в нищете.

Эксперты говорят, что ошеломляющее, но, казалось бы, необъяснимое богатство таких семей в путинском мире сводится к одному понятию: клептократия.

«Клептократия — это просто правительство, которым правят воры, — сказала профессор Джорджтаунского университета Джоди Виттори, эксперт по коррупции и глобальной политике, — где политика и решения принимаются от имени этих воров».

Сложная сеть подставных компаний, офшорных банков и скрытых транзакций часто скрывает их богатство, а счета скрыты друг от друга, что затрудняет отслеживание происхождения средств.

Богатство, накопленное российскими клептократами, часто тратится в западной экономике.

БЕРЛИН, ГЕРМАНИЯ — 19 ОКТЯБРЯ: Президент России Владимир Путин принимает участие в совещании по обсуждению украинского мирного процесса в Федеральной канцелярии Германии 19 октября 2016 года в Берлине, Германия. Лидеры России, Украины, Франции и Германии, известные как «нормандская четверка», встретились в Берлине, чтобы обсудить реализацию мирного плана, известного как Минский протокол, дорожной карты по урегулированию конфликта на Украине после вторжения российских войск в 2014 году и аннексии территории. полуостров Крым. Соединенные Штаты пригрозили возобновить санкции против России, если страна либо не выполнит план в ближайшие месяцы, либо не разработает план, как это сделать. (Фото Адама Берри/Getty Images)

Адам Берри / Getty Images

«Бумажных следов буквально нет»: как эксперты по России говорят, что Путин скрывает состояние

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_1BB278CD-BDAA-008E-D6DB-1F88A13EACD9@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>

«Они хотят жить на Западе, потому что самые богатые страны мира находятся на Западе. Удивительные центры культуры находятся на Западе», — сказал Трейсман. «Но кроме того, в странах Запада гораздо более надежное правопорядок, чем в России. Так что, если они смогут перевести много своих денег на Запад, они смогут чувствовать себя в большей безопасности».

Лицемерие российских чиновников и их семей, пользующихся щедростью Запада, уже много лет является в России секретом Полишинеля. В 2016 году в Госдуму был внесен законопроект, запрещающий обучение несовершеннолетних детей большинства российских чиновников в зарубежных вузах, утверждая, что отечественное образование станет ключом к тому, чтобы стать настоящими патриотами.

Законопроект не прошел.

24-летняя дочь Пескова от второго брака, Елизавета Пескова, чьи пикантные посты в социальных сетях часто становились кормом для российских и европейских таблоидов, не уклонялась от внимания или споров, как, например, когда она, как сообщается, сказала российскому телеканалу. что она чувствует себя «лучше в европейской среде» и назвала российскую систему образования «настоящий ад».

Совсем недавно она опровергла публичные заявления своего отца, опубликовав в своих историях в Instagram фразу «Нет войне» — лозунг, который используют русские, выступающие против войны на Украине.

Пост был сделан скриншотом и опубликован российским телеканалом «Дождь», но был быстро удален.

Сообщается, что в детстве Пескова посещала школу Ecole des Roches под Парижем, где годовая плата за обучение составляет около четверти зарплаты ее отца, а внеклассные мероприятия включают занятия авиацией.

Пескова продолжила свое парижское образование, пройдя стажировку в Louis Vuitton и получив диплом по маркетингу во французской бизнес-школе. Она даже проходила стажировку в Европарламенте.

24-летняя дочь Пескова Елизавета Пескова выросла в Париже, где вместе с матерью владеет многомиллионной квартирой в одном из самых дорогих районов города. Пескова, которую можно увидеть здесь, в парижском саду Тюильри, в посте в Instagram от 2019 года, описывает свою любовь к французскому кино.

из инстаграма

По данным Фонда борьбы с коррупцией, Пескова и ее мать в 2016 году купили квартиру площадью 180 квадратных метров почти за 2 миллиона долларов в одном из самых дорогих районов Парижа, на проспекте Виктора Гюго, зажатом между Эйфелевой башней и Триумфальной аркой. и пышный Буа-де-Булонь. CNN не подтвердил покупку.

Экстравагантность Песковой во Франции схожа с экстравагантностью ее сводного брата в России. Расследование, проведенное антикоррупционной группой Навального в 2017 году, выявило Николая Чоулза — старшего сына Пескова, выросшего в Англии. 0011– путешествовал по миру на частных самолетах, владел элитной недвижимостью в Москве и мчался по городу на своих роскошных автомобилях, нарушив ПДД 116 раз, при этом, как сообщается, он был безработным.

«Это, безусловно, свидетельствует о высоком уровне по крайней мере цинизма, если не откровенного лицемерия», — сказал Виттори, профессор из Джорджтауна.

Пескова назвала санкции и то, что она каким-то образом способствует войне, «совершенно несправедливыми и необоснованными» и сказала Business Insider, что «расстроена», потому что ограничения не позволяют ей путешествовать. В заявлении в Telegram Пескова написала, что «гордится» тем, что она русская, и что наказывать взрослых детей и «особенно девочку» «сумасшествие». «Вряд ли будет справедливый суд, — добавила она, — при такой охоте на ведьм и бешеной ненависти ко всему русскому».

Пескова, которая, когда CNN связалась с ней, не стала вдаваться в подробности этой истории на момент публикации, — не единственный связанный с Кремлем ребенок, наслаждающийся европейским высшим обществом.

Министр иностранных дел Сергей Лавров, призывавший к «постзападному» миропорядку в 2017 году, отправил дочь в престижные университеты Лондона и Нью-Йорка.

Александр Земляниченко/POOL/Getty Images

Министр иностранных дел Сергей Лавров, призывавший к «постзападному» миропорядку в 2017 году, отправил свою дочь в престижные университеты Лондона и Нью-Йорка.

Даже дочь предполагаемой подруги Лаврова, по-видимому, извлекает выгоду из его влиятельного положения: по данным Фонда борьбы с коррупцией, она разместила свои фотографии на яхте, на австрийском горнолыжном курорте и на прибрежной вилле богатого олигарха.

Полина Ковалева, которую правительство Великобритании называет «падчерицей» Лаврова, несмотря на то, что он официально не женат на ее матери, владеет квартирой стоимостью 5,8 миллиона долларов в одном из самых дорогих районов Лондона, согласно недавно введенным против нее санкциям.

Фонд борьбы с коррупцией выяснил, что Ковалева купила квартиру в Кенсингтоне, когда ей был 21 год. Квартира находится в нескольких минутах ходьбы от Имперского колледжа, который она тоже посещала.

Гораздо менее заметная дочь Лаврова, Екатерина Винокурова, которой сейчас 39 лет, училась в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где прожила 17 лет, прежде чем получить степень магистра в Лондонской школе экономики. И Ковалева, и Винокурова недавно попали под санкции Соединенного Королевства.

«Это посылает сильный сигнал о том, что те, кто извлекает выгоду из ассоциации с теми, кто несет ответственность за российскую агрессию, попадают под действие наших санкций», — написала министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс в пресс-релизе , объявляя о санкциях против Ковалевой.

Дочь предполагаемой подруги Лаврова, Полины Ковалевой, изображенная на вилле олигарха Олега Дерипаски в Черногории, согласно данным Фонда борьбы с коррупцией, извлекает выгоду из связей Лаврова с Кремлем.

из Инстаграм/Навальный

Сам Путин не является исключением в лицемерии жесткой антизападной риторики в лице членов семьи или близких ему людей, пользующихся тем, что может предложить Запад.

Согласно расследованию российского независимого СМИ «Проект», основанному на так называемых «Документах Пандоры», одна из его предполагаемых партнерш, которая якобы родила ему дочь, стала владельцем квартиры стоимостью 4,1 миллиона долларов в Монако всего через несколько недель после рождения ребенка.

Сообщается, что его старшая дочь Мария вышла замуж за голландского бизнесмена; Говорят, что пара жила в квартире стоимостью 3,3 миллиона долларов в Нидерландах. Вилла с восемью спальнями в Биаррице, Франция, связанная с его младшей дочерью Катериной — многомиллионный особняк был куплен ее бывшим мужем Кириллом Шамаловым у давнего друга Путина и миллиардера Геннадия Тимченко — недавно подверглась налету активистов и предложили в качестве убежища украинским беженцам.

Обе дочери Путина попали под санкции Великобритании и США на прошлой неделе.