Тест структуры интеллекта амтхауэра модификация ясюковой: Л.А. Ясюкова Тест структуры интеллекта р. Амтхауэра (ist) Краткие описания субтестов (стр. 49-54)

Курс предпрофильной подготовки для учащихся 9 – х классов «Твой выбор». — ВНГ

По­яс­ни­тель­ная за­пис­ка

В ус­ло­ви­ях вве­дения в шко­ле предп­ро­филь­ной под­го­тов­ки и про­филь­но­го обу­чения боль­шое зна­чение име­ют вы­работ­ка но­вых и со­вер­шенс­тво­вание име­ющих­ся средств пе­даго­гичес­кой и пси­холо­гичес­кой под­держ­ки вы­бора уча­щими­ся нап­равле­ния про­дол­же­ния об­ра­зова­ния.

В ус­ло­ви­ях вве­дения в шко­ле предп­ро­филь­ной под­го­тов­ки и про­филь­но­го обу­чения боль­шое зна­чение име­ют вы­работ­ка но­вых и со­вер­шенс­тво­вание име­ющих­ся средств пе­даго­гичес­кой и пси­холо­гичес­кой под­держ­ки вы­бора уча­щими­ся нап­равле­ния про­дол­же­ния об­ра­зова­ния.

Цель пси­холо­го-пе­даго­гичес­ко­го соп­ро­вож­де­ния предп­ро­филь­ной под­го­тов­ки – ока­зание под­держ­ки уча­щим­ся в при­нятии ре­шения о вы­боре про­филя обу­чения.

Курс «Твой вы­бор» пред­назна­чен для ока­зания пси­холо­го-пе­даго­гичес­кой под­держ­ки уча­щим­ся де­вятых клас­сов в вы­боре про­филя обу­чения и про­дол­же­ния об­ра­зова­ния. Он да­ет школь­ни­кам предс­тав­ле­ние об ос­но­вах вы­бора про­филя обу­чения, о воз­можнос­тях по­луче­ния об­ра­зова­ния по изб­ран­но­му про­филю; сти­мули­ру­ет са­мопоз­на­ние уча­щими­ся сво­их склон­ностей, спо­соб­ностей в со­от­ветс­твии с из­би­ра­емым про­филем; раз­ви­ва­ет на­выки це­лепо­лага­ния, пла­ниро­вания про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния и са­моп­ре­зен­та­ции, а так­же при­об­ре­тение прак­ти­чес­ко­го опы­та, со­от­ветс­тву­юще­го ин­те­ресам, склон­ностям лич­ности и про­филю даль­ней­ше­го обу­чения.

Цикл за­нятий пред­по­лага­ет про­работ­ку шес­ти ос­новных тем.

Пер­вое за­нятие («Го­тов­ность к вы­бору про­фес­си­ональ­но-об­ра­зова­тель­но­го марш­ру­та») ори­ен­ти­ру­ет уча­щих­ся в ос­новных це­лях, за­дачах кур­са, фор­мах ра­боты, по­мога­ет ос­мыслить свое от­но­шение к те­ме и но­сит в ос­новном мо­тиви­ру­ющий ха­рак­тер.

Сле­ду­ющие три те­мы («Мир про­фес­сий. Сла­га­емые вы­бора», «Про­фес­си­ональ­ные ин­те­ресы и склон­ности», «Спо­соб­ности и вы­бор про­филя обу­чения») пост­ро­ены на со­пос­тавле­нии ос­новных фак­то­ров аль­тер­на­тив­но­го вы­бора «хо­чу», «мо­гу», и «на­до» при­мени­тель­но к си­ту­ации вы­бора про­филя обу­чения. В со­дер­жа­ние за­нятий вхо­дит ин­форми­рова­ние школь­ни­ков о ми­ре про­фес­сий, са­моди­аг­ности­ка уча­щими­ся про­фес­си­ональ­ных ин­те­ресов и склон­ностей, спо­соб­ностей, со­пос­тавле­ние ими сво­их воз­можнос­тей с тре­бова­ни­ями, предъяв­ля­емы­ми из­би­ра­емым об­ра­зова­тель­ным про­филем.

За­вер­ша­ющие те­мы кур­са («Пла­ниро­вание про­фес­си­ональ­но­го марш­ру­та», «Уме­ния и на­выки са­моп­ре­зен­та­ции как фак­тор вы­бора об­ра­зова­тель­но­го про­филя»)  пре­дус­матри­ва­ют об­сужде­ние ва­ри­ан­тов про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, ов­ла­дение уча­щими­ся спо­соба­ми и при­ема­ми пла­ниро­вания про­фес­си­ональ­ной перс­пек­ти­вы, раз­ви­тие на­выков са­моп­ре­зен­та­ции.

Фор­ма про­веде­ния за­нятий кур­са.

Все за­нятия ос­но­ваны на пре­иму­щест­вен­ном ис­поль­зо­вании ак­тивных форм ра­боты (са­моди­аг­ности­ка, дис­куссии, ро­левое мо­дели­рова­ние и т.д.).

Ор­га­низа­ция си­ту­ации са­мо­исс­ле­дова­ния, ко­торая важ­на с точ­ки зре­ния вы­пол­не­ния за­дач кур­са, тре­бу­ет за­боты о бе­зопас­ной ат­мосфе­ре на за­няти­ях, соб­лю­дение прин­ци­пов ди­ало­гичес­ко­го об­ще­ния. Вот не­кото­рые из них:

  1. Ин­те­рес к дру­гому, его опы­ту. Го­тов­ность выс­лу­шать, да­же ес­ли точ­ки зре­ния не сов­па­да­ют.
  2. Проб­лемный, дис­кусси­он­ный ха­рак­тер по­сылов (выс­ка­зыва­ний). До­пус­ка­ет­ся рас­хожде­ние мне­ний. Все име­ют пра­во на свою по­зицию.
  3. Бе­зоце­ноч­ное восп­ри­ятие, парт­нер восп­ри­нима­ет­ся как рав­ный.
  4. Пер­со­нифи­циро­ван­ный ха­рак­тер со­об­ще­ний. Го­тов­ность к Я – выс­ка­зыва­ни­ям вза­мен ссы­лок на ав­то­рите­ты и обез­ли­чен­ные суж­де­ния.
  5. По­нима­ние, го­тов­ность по­мочь.

Ди­аг­ности­чес­кая де­ятель­ность в прог­рамме.

Пси­холо­гичес­кая ди­аг­ности­ка яв­ля­ет­ся од­ним из ви­дов ока­зания прак­ти­чес­кой по­мощи уча­щим­ся в про­цес­се про­фес­си­ональ­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния. Пси­ходи­аг­ности­чес­кая ра­бота в прог­рамме про­филь­ной ори­ен­та­ции вы­пол­ня­ет ряд за­дач:

  1. Обес­пе­чение са­мо­исс­ле­дова­ния уче­ника, яв­ля­юще­гося субъек­том вы­бора об­ра­зова­тель­но­го про­филя, изу­чения им ос­но­ваний для это­го вы­бора.
  2. Фик­си­рова­ние и отс­ле­жива­ние в объект­ном ре­жиме зна­чимых па­рамет­ров фор­ми­рова­ния го­тов­ности к вы­бору как у от­дель­но­го уче­ника, так и на уров­не клас­са, шко­лы в це­лом.
  3. Осу­щест­вле­ние оцен­ки эф­фектив­ности про­води­мой ра­боты по кур­су про­филь­ной ори­ен­та­ции.

Ак­цент в прог­рамме де­ла­ет­ся на под­го­тов­ке стар­шекласс­ни­ков к осоз­нанно­му вы­бору об­ра­зова­тель­но­го про­филя. Пси­ходи­аг­ности­чес­кая ра­бота глав­ным об­ра­зом стро­ит­ся на прин­ци­пах реф­лексив­ной ди­аг­ности­ки, что обес­пе­чива­ет са­мо­ана­лиз по­лучен­ных ре­зуль­та­тов, осоз­на­ние их зна­чимос­ти школь­ни­ком для сво­его раз­ви­тия и про­фес­си­ональ­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния.

Ди­аг­ности­чес­кий ми­нимум пу­ти про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния уча­щих­ся 9 – х клас­сов.

Нап­равле­ние ди­аг­ности­киМе­тоди­ки для ди­аг­ности­чес­ко­го ми­ниму­ма
1.Ди­аг­ности­ка про­фес­си­ональ­ных ин­те­ресов и склон­ностей1. Ан­ке­та по жиз­ненно­му и про­фес­си­ональ­но­му са­мо­оп­ре­деле­нию уча­щих­ся (П.С. Лер­нер, Н.Ф. Ро­дичев).2. Диф­фе­рен­ци­аль­но – даг­ности­чес­кий оп­росник (ДДО) (Е.А. Кли­мов) / Ан­ке­та «Ори­ен­та­ция» (И.Л. Со­ломин). 3. «Кар­та ин­те­ресов» (мо­дифи­кация Г.В. Ре­зап­ки­ной).
2. Ди­аг­ности­ка про­фес­си­ональ­ных спо­соб­ностей и лич­ност­ных ка­честв1. Тес­ты учеб­ных дос­ти­жений. 2. Школь­ный тест умс­твен­но­го раз­ви­тия (ШТУР). Тест струк­ту­ры ин­теллек­та Р. Амт­ха­уэра (мо­дифи­кация Г. А. Ясю­ковой).
3. Ди­аг­ности­ка уров­ня го­тов­ности уча­щего­ся к са­мос­то­ятель­но­му и осоз­нанно­му вы­бору про­филя обу­чения1. Ан­ке­та по жиз­ненно­му и про­фес­си­ональ­но­му са­мо­оп­ре­деле­нию уча­щих­ся (П. С. Лер­нер, Н.Ф. Ро­дичев). 2. Ме­тоди­ка «Го­тов­ность к про­фес­си­ональ­но­му вы­бору» (адап­та­ция А. П. Чер­нявс­кой).

Оцен­ка эф­фектив­ности про­води­мой ра­боты по прог­рамме кур­са

Ан­ке­та для уча­щих­ся поз­во­ля­ет оце­нить субъек­тивную удов­летво­рен­ность гим­на­зис­тов про­веден­ной ра­ботой, их предс­тав­ле­ния о зна­чимос­ти этой де­ятель­нос­ти для вы­бора про­филя даль­ней­ше­го обу­чения. Об­щий вы­вод об эф­фектив­ности кур­са мож­но сде­лать, до­пол­нив дан­ные это­го бло­ка по­каза­теля­ми экс­пер­тно­го оце­нива­ния (уча­щих­ся, ро­дите­лей, учи­телей, пе­даго­га – пси­холо­га), (смот­ри­те при­ложе­ние № 1).

Те­мати­чес­кий план про­фори­ен­та­ци­он­но­го кур­са «Твой вы­бор»

Те­маЧа­сы
1. Го­тов­ность к вы­бору про­фес­си­ональ­но – об­ра­зова­тель­но­го марш­ру­та:5
Уп­ражне­ние «Кру­ги», вы­работ­ка норм груп­по­вого вза­имо­дей­ствия.1
Ин­форми­рова­ние (про­фес­сии вост­ре­бован­ные на    рын­ке тру­да).1
Про­фес­си­ональ­ное и жиз­ненное са­мо­оп­ре­деле­ние  гим­на­зис­тов.1
Ме­тоди­ка «Го­тов­ность к вы­бору про­фес­сии».
2
2. Мир про­фес­сий. Сла­га­емые вы­бора:6
Со­пос­тавле­ние схе­мы вы­бора про­фес­сии по Е. А. Кли­мову «Хо­чу, мо­гу, на­до».1
Сфе­ры и пред­ме­ты тру­да.1
Иг­ра «Аук­ци­он».1
Спи­сок прес­тижных про­фес­сий.1
Иг­ра «Уга­дай про­фес­сию».1
Ин­форми­рова­ние о сов­ре­мен­ном сос­то­янии на ре­ги­ональ­ном и фе­дераль­ном рын­ках тру­да.1
3.Про­фес­си­ональ­ные ин­те­ресы и склон­ности:5
Иг­ра – дис­куссия: «да – нет»1
Кар­та ин­те­ресов1
Пред­по­чита­емые ви­ды и сфе­ры де­ятель­нос­ти (мат­ри­ца вы­бора).1
Мо­тивы и пот­ребнос­ти.1
Са­мо­оцен­ка и уро­вень при­тяза­ний.1
4. Спо­соб­ности и вы­бор про­филя обу­чения:6
Диф­фе­рен­ци­аль­но – ди­аг­ности­чес­кий оп­росник.1
Ана­лиз тре­бова­ний раз­ных ти­пов про­фес­сий.1
Тех­но­логия при­нятия ре­шений.1
Эмо­ци­ональ­ный ин­теллект.1
Конс­трук­тивное вза­имо­дей­ствие.1
Пси­ходи­аг­ности­ка спо­соб­ностей.1
5. Пла­ниро­вание про­фес­си­ональ­но – об­ра­зова­тель­но­го марш­ру­та:6
Пу­ти про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния.1
Ра­бота с мат­ри­цей вы­бора.1
Ра­бота со «схе­мой аль­тер­на­тив­но­го вы­бора».1
Сос­тавле­ние про­фес­си­ональ­но­го пла­на.1
Пу­ти по­луче­ния про­фес­сии.1
Сов­ре­мен­ный ры­нок тру­да.1
6.Уме­ния и на­выки са­моп­ре­зен­та­ции как фак­тор вы­бора об­ра­зова­тель­но­го про­филя:6
Ро­левая иг­ра «Царс­тво – го­сударс­тво».1
Быть и /или ка­зать­ся.1
Ре­зюме и со­бесе­дова­ние.1
Ро­левая иг­ра «Со­бесе­дова­ние».1
Ошиб­ки при вы­боре про­филя обу­чения1
Зак­лю­читель­ная реф­лексия, ито­ги все­го кур­са.1
Все­го34

При­ложе­ние № 1

Ан­ке­та для уча­щих­ся

Ува­жа­емый гим­на­зист!

Про­сим вас выс­ка­зать свое мне­ние о за­няти­ях кур­са «Твой вы­бор»

  1. С ка­ким наст­ро­ением вы за­вер­ша­ете наш курс? (Чис­ло от­ве­тов не ог­ра­ниче­но.)

а) с уве­рен­ностью в се­бе и сво­их си­лах;

б) с на­деж­дой на отк­рыв­ши­еся мне спо­соб­ности и но­вые воз­можнос­ти вы­бора;

в) со стра­хом от­ветс­твен­ности за свой вы­бор;

г) с же­лани­ем про­дол­жать ра­боту над пост­ро­ением сво­его про­фес­си­ональ­но­го

бу­дуще­го;

д) дру­гое____________________________________________________________

  1. Как вы оце­нива­ете ре­зуль­та­ты сво­его учас­тия в прог­рамме кур­са «Твой вы­бор»?
Ва­ри­ан­ты от­ве­товА) даБ) ско­рее да, чем нетВ) ско­рее нет, чем даГ) нет
1) по­лучил по­лез­ную ин­форма­цию о вы­боре про­фес­сии



2) на­учил­ся об­щать­ся



3) уз­нал о се­бе и сво­их спо­соб­ностях но­вую ин­форма­цию



4) ос­во­ил важ­ные ша­ги вы­бора про­фес­сии



5) ут­вердил­ся в вы­боре



3.   Что бы­ло на­ибо­лее важ­ным в те­чение кур­са для ва­шего про­фес­си­ональ­но­го оп­ре­деле­ния? (Оце­ните сте­пень зна­чимос­ти тем кур­са по ме­ре убы­вания, то есть от са­мого зна­чимо­го до са­мого ме­нее зна­чимо­го: 6 – са­мый зна­чимый, 5 – ме­нее зна­чимый, …, 0 – нез­на­чимый.)

а) ин­форма­ция о ми­ре про­фес­сий, учеб­ных за­веде­ни­ях, рын­ке тру­да;

б) за­пол­не­ние тес­тов и оп­росни­ков, са­мопоз­на­ние;

в) ин­форма­ция об ал­го­рит­ме вы­бора про­фес­сии;

г) пост­ро­ение про­фес­си­ональ­но­го пла­на;

д) иг­ры и уп­ражне­ния;

е) от­ра­бот­ка на­выков са­моп­ре­зен­та­ции;

ж) дру­гое_______________________________________________________________

  1. Ка­кое уп­ражне­ние вам по­каза­лось на­ибо­лее по­лез­ным?

«Выс­тупле­ние без под­го­тов­ки».

« Про­фес­си­ональ­ный план».

Ро­левая иг­ра «Царс­тво – го­сударс­тво».

Дру­гое (что имен­но)_____________________________________________________

  1. Как вы оце­нива­ете свою про­фес­си­ональ­ную го­тов­ность пос­ле кур­са? ( Выб­рать один от­вет. )

а) я чет­ко знаю (предс­тав­ляю, чувс­твую), как выб­рать про­фес­сию и спла­ниро­вать свой про­фес­си­ональ­ный путь;

б) я по­нял (предс­та­вил, по­чувс­тво­вал), что мне еще предс­то­ит мно­го ра­боты для пост­ро­ения сво­его про­фес­си­ональ­но­го пу­ти;

в) я по­лучил мно­го по­лез­ной ин­форма­ции и еще не осоз­нал пол­ностью, что она мне да­ла;

г) я еще не мо­гу оп­ре­делить сво­ей про­фес­си­ональ­ной го­тов­ности.

Ли­тера­тура

1. Афа­насьева Н. В., Ма­лухи­на Н. В., Паш­ни­на М. Г. Про­фори­ен­та­ци­он­ный тре­нинг       для стар­шекласс­ни­ков «Твой вы­бор» / Под ред. Н. В. Афа­насьевой. – СПб.: Речь, 2007.

2. Бог­да­нова Т.Г., Кор­ни­лова Т.В. Ди­аг­ности­ка поз­на­ватель­ной сфе­ры ре­бен­ка. М.,

1994. С. 22 – 23.

3. Кли­мов Е.А. Как вы­бирать про­фес­сию. М.: Прос­ве­щение, 1990.

4. Ме­тоди­ка вы­яв­ле­ния го­тов­ности стар­шекласс­ни­ков к вы­бору про­филя обу­чения / Под ред. С. Н. Чис­тя­ковой. Там­бов: Изд – во ТГУ им. Г.Р. Дер­жа­вина, 2003.

5. Ме­тоди­ка экс­пресс – про­фори­ен­та­ции «Ори­ен­тир». СПб.: ГП «ИМА­ТОН», 2001.

6.Ос­ницкий И. К. Про­фес­си­ональ­ное ори­ен­ти­рова­ние уча­щих­ся при спе­ци­али­зации обу­чения // Воп­ро­сы пси­холо­гии. 1998, № 3.

7.Пе­келис В. Д. Твои воз­можнос­ти, че­ловек! М.: Зна­ние, 1984.

8.Пинс­кий А. А. Предп­ро­филь­ная под­го­тов­ка: на­чало экс­пе­римен­та. М.: Альянс      Пресс, 2004.

9.Пряж­ни­ков Н.С. Ме­тоды ак­ти­виза­ции про­фес­си­ональ­но­го и лич­ност­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния. М.: Мос­ковс­кий пси­холо­го – со­ци­аль­ный инс­ти­тут; Во­ронеж: НПО «МО­ДЭК», 2003.

10.Пряж­ни­ков Н. С.  Про­фори­ен­та­ция в шко­ле: иг­ры, уп­ражне­ния, оп­росни­ки (8 – 11 клас­сы). М.: ВА­КО, 2005.

11.Пси­холо­гичес­кое соп­ро­вож­де­ние вы­бора про­фес­сии / Под ред. Л. М. Ми­тиной. М.: Флин­та, 2003.

12.Путь к про­фес­сии: ос­но­вы ак­тивной по­зиции на рын­ке тру­да / Под ред. Ж. Н. Бе­зус, Ю. П. Жу­ковой, И. В. Куз­не­цовой и др. Ярос­лавль: Центр «Ре­сурс», 2003.

13.Рай­го­родс­кий Д. Я. Прак­ти­чес­кая пси­ходи­аг­ности­ка. Ме­тоди­ки и тес­ты: Учеб­ное по­собие. Са­мара: ИД «БАХ­РАХ – М», 2002.

14.Ре­зап­ки­на Г. В. От­бор в про­филь­ные клас­сы. М.: Ге­незис, 2005.

15.Ре­зап­ки­на Г. В. Я и моя про­фес­сия. М.: Ге­незис, 2000.

16.Ре­зап­ки­на Г. В. «Про­фес­сия и карьера». Тре­нинг про­фес­си­ональ­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния для уча­щих­ся 8 – 9 клас­сов. – М.: Школь­ный пси­холог № 2, 2009.

17.Са­вен­ков А. И. Раз­ви­тие исс­ле­дова­тель­ских спо­соб­ностей школь­ни­ков, М.: Ге­незис, 2004.

18.Сте­шов А. В. Уст­ное выс­тупле­ние: ло­гика и ком­по­зиция. Л.: Ле­нингр. орг. о – ва «Зна­ние» РСФСР, 1989.

19.Ту­ник Е. Е. Пси­ходи­аг­ности­ка твор­ческо­го мыш­ле­ния. Кре­атив­ные тес­ты. СПб.: Ди­дак­ти­ка Плюс, 2002.

20.Чер­нявс­кая А. П. Пси­холо­гичес­кое кон­суль­ти­рова­ние по про­фори­ен­та­ции. М.: Вла­дос – ПРЕСС, 2001.

21.Чис­тя­кова С. Н. Сла­га­емые вы­бора про­филя обу­чения и тра­ек­то­рии даль­ней­ше­го об­ра­зова­ния: Элек­тивный ори­ен­та­ци­он­ный курс для уча­щих­ся 9 клас­сов. Кни­га для чте­ния. М.: НФПК: Aca­demia, 2004.

22.Ют­ки­на Ю. «Рей­тинг про­фес­сий на рос­сий­ском рын­ке тру­да» // Лич­ные День­ги, 31.01.2005.

23.Ясю­кова Л. А. Тес­ты струк­ту­ры ин­теллек­та Р. Амт­ха­уэра. СПб.: ГП «ИМА­ТОН», 2002.

Тестирование как методика профориентации подростков — Ека-праздник

Рубрика: Мир подростка

Профориентационные опросники на сегодняшний день остаются самой популярной методикой, в основном из-за своей доступности и простоты. При этом не все хорошо понимают, что делать с результатами тестов, какие тесты “настоящие”, а какие “для галочки”.

Сначала о плюсах. Почти любой тест легко провести, это можно сделать даже в группе, все могут проходить опрос одновременно. Для большинства тестов существуют электронные формы: не нужно вручную подсчитывать баллы, за вас это сделает компьютер, он же сразу покажет результат.

 

Много хороших опросников есть в открытом доступе, с ключами, с полным описанием. Не нужно быть узким специалистом, чтобы понять, что показывает тест, и объяснить ребенку непонятные термины, если они встречаются в вопросах.

 

Теперь о минусах. Все хорошие, фундаментальные, исследования на эту тему –  достаточно давние, им больше 30 лет. Большинство разработаны еще в СССР. Есть и адаптированные зарубежные методики, но им еще больше лет, чем отечественным тестам. Современные тесты — это удачные (или не очень) адаптации классических методик. Например, школьные психологи часто даже не адаптируют опросники, дают те варианты, на которых сами учились. Поэтому, обнаружив какой-то новый тест, попробуйте узнать, что это за методика и кто ее дорабатывал. Так вам будет немного понятнее, стоит ли доверять результату.

 

Хорошие тесты обычно оценивают что-то одно: одну способность, качество характера, навык. Например, существуют тесты оценки креативности, структуры мотивации, типа памяти.

Чтобы собрать полную картину того, что является сильным, а что слабо проявлено, придется сделать не менее 10 таких отдельных исследований. Но так как не рекомендуется проходить больше одного теста за один раз, все это мероприятие может занять много времени.

 

Для подростка очень важно то, кто он в этом мире. В этом смысле все тесты (обоснованные) будут хороши. Результаты надо сохранять и потом сравнивать между собой. Если есть возможность, анализировать, как менялся результат одних и тех же опросников через год, два, три года.

 

Лучшее, что могут сделать родители, – помочь ребенку собрать этот пазл. Отобрать 7-10 тестов, которые помогут понять уникальность, выявить полезные закономерности, отсечь ненужное. Объяснить непонятные слова, собрать вместе с ребенком общую картину результата. Но и этого может быть недостаточно. Иногда тесты выдают противоречивые результаты, иногда тесты просто не работают. Тогда можно обратиться за консультацией к специалисту, он поможет выявить неочевидные связи.

 

Бывают дети, на которых профориентационные тесты не работают или работают очень неожиданно — выдают стабильно высокий результат по нескольким или по всем показателям. Каждый новый тест выдает новый список «подходящих» профессий. Не удивляйтесь, просто сегодня ваш подросток съел на завтрак яблоко вместо бутерброда и мыслями был в другой сфере интересов. Обычно таких детей видно довольно рано. Про них отдельная статья здесь.

 

Напоследок дам вам список классических профориентационных тестов, которые можно найти в интернете, и под которыми лежит хорошая исследовательская база. 95% того, что вам будет встречаться, – интерпретация именно этих тестов:

  • Методика Голланда

  • Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

  • Тест Айзенка

  • Методика Йовайши

  • Методика оценки профессиональных интересов и способностей Соломина И. Л.

  • Опросник карта интересов А.Е. Голомштока, модификация Филимоновой О.Г.

  • Анкета матрица выбора профессии

  • Измерение мотивации достижения

  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра, модификация Ясюковой

  • Методика Д.Кейрси

  • Тест на мышление и креативность Дж.Брунера

  • Тест креативности Торренса

 

Тип методики: опросник

Полезность методики: 7 из 10 при условии прохождения нескольких тестов и анализа результатов

На какой возраст рассчитана: большинство опросников 14+

Можно ли применять самостоятельно: да

Вывод: неплохо для начала, но без помощи специалистов и расшифровки результатов информация может быть слишком общей или неполной

 


Клуб для подростков “Кругозорро” проводит профориентационные консультации для подростков и их родителей.

Мы можем помочь вам структурировать информацию, собранную при помощи таких опросников, и объяснить противоречия. Вы можете прийти к нам и просто за советом, куда направить усилия, чтобы выбор профессии не был мучительным.

 

По всем вопросам обращайтесь к руководителю и ведущему консультанту клуба “Кругозорро” – Александре Шиловой. 

Запись на консультацию по телефону +7 (909) 013-41-14, или [email protected]

 

Читайте также:

Дата публикации: 06.03.2020, просмотров: 1401

К списку публикаций

Новости компаний

Мастер класс масляными красками

Правильные каникулы в Жар-Птице

ГОРОДСКОЙ АНГЛИЙСКИЙ ЛАГЕРЬ

Праздник на окончание третьей четверти!


Конек-горбунок и Большой весенний концерт. Куда сходить с детьми 11 — 12 марта.


Индивидуальные вариации возрастных двигательных качеств и мотиваций у 10-11-классников

Индивидуальные вариации возрастных двигательных качеств и мотиваций у 10-11-классников

ˑ:

к.т.н., доцент Е.М. Омск

Ключевые слова: двигательные способности, общие интеллектуальные способности, индивидуально-возрастные особенности развития, мотивы двигательной активности.

Введение. В настоящее время уровень двигательной активности современных детей и молодежи низок и недостаточен для формирования и поддержания их здоровья. По мнению специалистов разных научных направлений, это обстоятельство является основным фактором риска для здоровья населения. Такое положение в основном связано с низкой привлекательностью традиционной системы физического воспитания, которая не решает одну из важнейших задач — формирование устойчивых мотивов к занятиям физическими упражнениями, в том числе к самостоятельным занятиям физической культурой.

В результате посещаемость занятий физической культурой продолжает снижаться [1, 2]. На этом фоне ситуация еще более усугубляется тем, что самоподготовка исключена из режима дня подавляющего большинства молодежи [5].

В то же время в поисках инновационных технологий организации физкультурного процесса исследователи нередко переключают внимание на внешнюю (организационную) сторону вопроса. Это имеет смысл, однако устойчивый положительный результат не может быть достигнут, если при разработке инновационных методов и форм организации занятий по физическому воспитанию не учитывать индивидуальность, индивидуально-возрастные особенности развития детей, подростков и молодежи [4].

Целью исследования было определение уровня мотивации двигательной активности у школьников с индивидуальными возрастными особенностями развития.

Методика и организация исследования. В исследовании, проведенном в 2016/2017 гг., приняли участие учащиеся 10-х (53 мальчика и 28 девочек) и 11-х классов (69 мальчиков и 33 девочки) лицея № 149, г. Омск, Россия (n=183).

Изучены двигательные способности школьников путем измерения: силы (динамометрия кистей и туловища), силовая выносливость (юноши: подтягивания, девочки: отжимания), скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места), скоростные способности (бег 100 м, челночный бег 3х10 м) и общая выносливость ( бег на 1000 м). Уровень развития их общего интеллекта (ОИ) оценивали с помощью Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.А. Ясюковой [6]. Мотивацию двигательной активности оценивали с помощью авторского опросника.

Результаты и обсуждение. Изучение корреляционных связей между двигательными способностями и ЖКТ выявило ряд существенных связей. Так, у юношей 10-классников сила (динамометрия хвата и туловища) и силовая выносливость (подтягивания) отрицательно коррелируют на статистически значимом уровне с уровнем развития ГИ (табл. 1). У юношей 11-классников выявлены статистически значимые связи между силовыми (динамометрия хвата и туловища) и скоростными (челночный бег) способностями и уровнем развития ГИ. В то же время силовая выносливость 11-классников также отрицательно коррелирует с ГИ, но связь эта слабая.

В целом, как видно из табл. 1, юноши 10-11-классников демонстрировали отрицательные показатели вне зависимости от выраженности связи между двигательными способностями и показателями ГИ. Это свидетельствует о раздвоении роста мальчиков с преобладанием либо двигательных, либо интеллектуальных функций.

Табл.

Двигательные проявления

Ставки ГИА школьников

10-классники

11-классники

Испытание на прочность правой рукоятки

 – 358**

– 264*

Испытание на прочность левой рукоятки

– 391**

– 259*

Динамометрия туловища

– 279*

– 244*

Подтягивания

– 306*

– 216

Прыжок в длину с места

– 214

– 204

Челночный бег 3х10 м

– 194

– 268*

Бег на 100 м

– 134

– 188

Бег на 1000 м

– 147

– 202

Примечание.  Ноль и баллы сбрасываются. Здесь и в табл. 2: знак * – достоверность различий (корреляций) на уровне значений р ≤ 0,05; ** – р ≤ 0,01.

В связи с тем, что отрицательная корреляция с показателями беговых тестов, измеренными по временным интервалам (бег на 30 м, бег на 1000 м, челночный бег), свидетельствует о положительной связи с соответствующими двигательными способностями (общая выносливость, скорость), знак корреляции в корреляционных плеядах и в табл. 1 и 2 изменен на противоположный. Поэтому корреляцию с показателями в тестах на 100 м, 1000 м и челночном беге следует рассматривать не как временной тестовый показатель, а как проявление способности.

Существуют определенные отличия в структуре корреляционных плеяд у девочек 10-11 классов по сравнению с мальчиками. В частности, сила девушек мало зависела от уровня развития ГИ, хотя и коррелировала с их силовой выносливостью (табл. 2). При этом у девушек выявлены статистически значимые корреляции между скоростно-силовыми, скоростными способностями и ГИ. Скоростно-силовые способности девочек 10-классников (прыжки в длину с места) отрицательно коррелируют с ГИ на статистически значимом уровне, в то время как у девочек 11-классников этот показатель отрицательно коррелирует на статистически значимом уровне с их скоростными способностями (бег на 100 м и челночный бег).

В принципе, можно констатировать, что, как и в мужских выборках, девочки 10-11-классников демонстрировали отрицательные показатели вне зависимости от выраженности связи между двигательными способностями и ГИ.

Таблица 2. Взаимосвязь двигательных проявлений и общего интеллекта (ОИ) у девочек 10-11-классников

Двигательные проявления

Нормы ГИ школьников

10-классники

11-классники

Динамометрия правого запястья

– 213

– 185

Динамометрия запястья левой руки

– 267

– 148

Торсовая динамометрия

–  140

– 292

Отжимания

– 397*

– 364*

Прыжок в длину с места

– 399*

– 246

Челночный бег 3х10 м

– 242

– 361*

Бег на 100 м

– 276

– 350*

Бег на 1000 м

– 121

– 091

Далее мы проанализировали уровень мотивации к двигательной активности по сравнению с ГИ. В результате исследования установлено, что у испытуемых с более высоким уровнем мотивации двигательной активности были более низкие показатели ГИ, но более выраженные проявления двигательных способностей, что характерно для всех обследованных выборок, и наоборот. Так, у юношей 10-классников с более низкими показателями ГИ мотивация к двигательной активности была сильнее, чем у лиц с более высокими показателями ГИ (73,81 против 65,05, р<0,01) (рис. 1). Аналогичная картина наблюдалась среди юношей 11-классников (73,08 против 66,77, p≤0,05).

Рис. 1. Уровень мотивации двигательной активности у юношей 10-11-классников с разным уровнем общего интеллекта

активности были статистически значимо выше, чем у самок с более высокими показателями ГИ (69,89 против 61,22; р<0,05) (рис. 2). Сходный уровень мотивации в зависимости от ГИ выявлен у девочек-одиннадцатиклассников (70,27 против 61,10, р<0,05).

Рис. 2. Уровень мотивации двигательной активности у девочек 10-11 классов с разным уровнем общего интеллекта двигательные проявления отрицательно коррелировали с ЖКТ. При этом общий интеллект достоверно коррелировал с силой и силовой выносливостью у юношей, а с силовой выносливостью, скоростно-силовыми и скоростными способностями — у девушек. В целом общая тенденция корреляции во всех выборках свидетельствует о раздвоении роста подростков с преобладанием двигательных или интеллектуальных способностей. Устойчивые и выраженные различия в проявлениях рассматриваемых способностей свидетельствуют об индивидуально-возрастных особенностях развития.

Анализ уровня мотивации двигательной активности у школьников 10-11 классов с разным уровнем ГИ выявил, что как у мальчиков, так и у девочек с более низкими показателями ГИ мотивация к двигательной деятельности сильнее, и наоборот. Следовательно, согласно корреляционным связям, представленным в табл. 1 и 2, у старшеклассников с относительно низким уровнем интеллекта, но опережающих в развитии двигательных способностей, более выражена мотивация к двигательной деятельности, а у школьников с более высоким уровнем интеллекта, но отстающих двигательных способностей — статистически значимо более слабые мотивы.

Заключение. Данные исследования и анализ демонстрируют высокую практическую необходимость перестройки политики и практики школьного физического воспитания с целью повышения их эффективности и формирования устойчивых мотивов у подрастающего поколения к двигательной активности и самостоятельным занятиям физической культурой.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект №16-16-55007 и Правительства Омской области.

Каталожные номера

  1. Вавилов Ю.Н., Вавилов Д.Ю. Спортивно-оздоровительная программа «Президентские соревнования» (авторский проект). Теория и практика физ. культуры , 1997, вып. 6, стр. 51–54.
  2. Пасек М., Михайловска-Савчин М., Новак-Залеска А. Посещаемость занятий по физическому воспитанию и ее связи с отношением к физкультуре и отдельными биологическими и социальными факторами с учетом проведения занятий в полевых условиях и школьных занятиях. Специфические социальные факторы в дифференциации спирометрических характеристик детей 12-13 лет. Теория и практика физ. культуры , 2014, № 1, с. 8, стр. 44–48.
  3. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Взаимосвязи двигательных и умственных способностей в процессе взросления. Омск: СибАДИ, 2014. 392 с.
  4. Сальников В.А., Ревенко Е.М., Бебинов С.Е. Индивидуальность личности в системе инновационного физического воспитания. Образование и наука. Известия УРО РАО , 2012, вып. 8, стр. 124–135.
  5. Синявский Н.И., Фурсов А.В., Кизаев О.Н., Герега Н.Н. Содержание недельной двигательной активности студенческой молодежи и ее самоанализ. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка , 2016, №1. 4, стр. 8–9.
  6. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ИСТ). Метод. руководство [Р. Тест структуры интеллекта Амтхауэра (IST). Метод. гид]. СПб.: ИМАТОН, 2002. 80 с.

Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Реферат

Целью исследования было выявление индивидуальной изменчивости возрастных двигательных качеств, мотиваций и общих интеллектуальных способностей учащихся 10-11 классов. Данные исследования и анализы показали статистически значимые отрицательные корреляционные связи между двигательными качествами и общим интеллектом в выборке, с одной стороны; а с другой стороны, исследование выявило различия в мотивации двигательной активности у студентов по сравнению с их интеллектуальными способностями. У испытуемых школьников с более высокими темпами физического развития/двигательных качеств и более низким общим интеллектом мотивация к двигательной деятельности была выше. Данные исследования и анализ демонстрируют практическую необходимость перестройки политики и практики школьного физического воспитания для повышения их эффективности и формирования устойчивых мотивов двигательной активности и самоподготовки.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и медико-биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Следуйте SCIRP

Связаться с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *