Как воспитывали детей в древней руси – Воспитание детей в Древней Руси

Содержание

Воспитание детей в Древней Руси

Содержание материала

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к воспитанию детей на Руси.

Традиции на Руси

Древняя Русь

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам. Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

Семья и дети

Семья

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье. Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому

образованные невесты имели большую ценность.

Отношение к детям

Воспитание на руси

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе. В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей

. С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу. После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло. Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство». Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати. Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка. 

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда  «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

prodetki.com

Воспитание детей на Руси

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

  • Стол украшают гости, а дом — дети.

  • Тот не умирает, кто детей не покидает.

  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

  • Дайте детству созреть в детях.

  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Воспитание детей на Руси всегда было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, родители хотели защитить своих детей, воспитать их справедливыми и добрыми, честными и счастливыми. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека.

Воспитание детей в славянской традиции понималось как божественное, жизненно необходимое явление, как долг перед людьми, как священная обязанность не только родителей, но и всех взрослых. «Не тот отец и мать, кто родил, а тот кто вспоил, вскормил, да добру научил», «Умей дитя родить, умей и научить» – гласят народные пословицы.

Существовали определенные циклы воспитания, повторяющиеся в каждой семье из поколения в поколение. Особую роль играли сложившиеся обряды. Развитие ребенка было нацелено на передачу опыта от старших к младшим. Через традиции и обычаи, детям передавались важные истины, наставления, поучения, касающиеся жизненных принципов и мировоззренческих основ.

До восьми лет дети получали домашнее воспитание, участвовали в обрядах, приобщались к фольклорному творчеству: сказочному, песенному, обрядовому. Всё, что сейчас называется русским народным фольклором, во времена Древней Руси было важнейшим средством обучения. Особое место, конечно, занимали сказки. Своим волшебным содержанием они привлекали детей, воспитывая в них в представления о добре и зле — побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин и преданий. Погружаясь в мир легенд, верований и традиций, ребёнок проходил особую духовную школу. Маленького россича приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит, даже если вещь забыта или потеряна кем-то, ее нельзя присвоить. Нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Знание жизни передавалось детям в словах народных песен и сказаний, в пословицах, поговорках, шутках, прибаутках, пестушках и потешках.

Период с 8-12 лет считался самым благоприятным для овладения ремеслами. Ребенок поступал в ученичество к мастеру, параллельно обучаясь грамоте. В период многолетнего обучения, между мастером и учеником существовал особый «кодекс чести». Мастер не имел права утаить что-либо из секретов мастерства от ученика и не должен был скрывать, преуменьшать талант ученика, если он превосходил его собственный. Такая традиция прямой передачи опыта, испокон веков существовала на Руси. Навыки передавались от учителей к ученикам на практике. Чтобы стать, например, зодчим ребёнок шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера.

Также происходило и в военном деле. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. В набор юного воина входили деревянные копья, ножи, лук со стрелами. Первый этап перехода из младенчества в отрочество был связан для мальчика с постригом и сажанием на коня. Происходило это обычно в три-четыре года. Начиная с этого момента, мальчиков готовили к защите не только своей семьи, но и всего Отечества. В «Повести временных лет» рассказано о том, как сын Игоря и Ольги, Святослав, был посажен на коня и подал знак дружине о начале схватки, запустив копье во врагов. И пусть копье не пролетело далеко, так как он был еще ребенком, но видно, что маленького князя воспитывали как воина настоящего, а не будущего.

Подготовка юных ратников проходила в форме народной игры. Участие в игре было для мальчика испытанием, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам. Лет с десяти мальчики принимали участие в коллективных играх вместе с взрослыми, а с 12 лет будущие дружинники жили в особых домах — гридницах, где полноценно овладевали воинским искусством. Они не только должны были овладеть необходимыми навыками и знаниями, но стать продолжателями тех обычаев и традиций, которые способствовали развитию жизни. Дети жили в духе взаимопомощи, почитали родных богов, защитников рода и человека. Мужество и сила, гостеприимство и радушие, храбрость, бесстрашие, воинская удаль – эти и многие другие качества впитывало молодое поколение день за днем.

Если до 12 лет детей не разделяли по половому признаку, одевали в одинаковые льняные рубахи до пят, шитые из одежды родителей, и называли «чадо», то в 12 лет наступало совершеннолетие. Проводился обряд Имянаречения (детские ласковые имена сменялись взрослыми), и детей впервые одевали во взрослую одежду – юношам вручали мужские штаны, девушкам – понёвы, особый род юбок, который носили поверх рубахи на пояске. Так начиналась взрослая жизнь.

Каждое возрастное посвящение было особым этапом для ребенка. Прохождение его свидетельствовало о готовности к новому отрезку жизни. Каждый переход давал ребенку внутренний стержень и дополнительную духовно-магическую защиту. Ребенок не только обучался определенным навыкам и умениям, но и естественным образом проходил нелегкий путь взросления, обучаясь, меняясь и впитывая бесценный опыт.

 

 

 

Так же рекомендуем посмотреть

zarenica.net

КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ

КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ

В системе духовных ценностей славян за основу всегда бралось сохранение традиций, воспитание детей, передачу нравственных ценностей из поколения в поколение. Сегодня мы убедимся насколько сильно искажены наши представления о настоящих ценностях, в которые так свято верили наши предки.

Как воспитывали своих детей на Руси наши предки?

Любовь к Отчизне

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать всё для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с её лугами, полями, лесами, соседние сёла и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те сёла, города, где расселилось «русское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребёнок: «глупа та птица, которой своё гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

Доброта и милосердие

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своём доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали.

КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ

Заботясь о том, чтобы жизнь ребёнка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить — себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек — как уголь: если не жжёт, то чернит», отказаться от мщения за обиды.

Особенно старались предохранить ребёнка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить обидчику его «неразумное поведение».

Честь и достоинство

Учили в народе хранить «честь с молоду». Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга — в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды.

КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ

Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нём. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле».

Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек — чистоту, для женщин — отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е. избегать добрачных связей, строить своё поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребёнка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

Трудолюбие

Обучение детей крестьянской работе проходило по определённой, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребёнка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду.

КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ

Процесс трудовой подготовки ребёнка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объём нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учётом количества лет прожитых ребёнком. В противном случае можно отбить у ребёнка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжёлой повинности.

В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребёнка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребёнок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребёнку.

КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ

С раннего детства ребёнка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая своё чадо к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нём ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда.

Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, колоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери.

В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять в бабки».

Читайте также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Воспитание в старину: Как крестьяне на Руси детей воспитывали

Русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых. Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.

Детство

В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни. И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных – потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев. Это не значит, что детей не любили – матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней.

Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными. 

 

Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».

Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.

 

Основу детского питания составляло материнское молоко. Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени. Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» – тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба. Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку.

В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе. Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка. По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Отрочество

В свой седьмой день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять. 

 

Поручения раздавали без лишних церемоний – в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.

С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах. В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.

Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха. Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалось знакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.

Юность

В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.

Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань. Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом. Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.

Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.

Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.

Образование

Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.

 

Ситуация стала меняться после издания в 1804 году указа «Об учебных заведениях», согласно которому все школы объявлялись бессословными, доступными и бесплатными (хотя детей крепостных в них, по-прежнему, не принимали). Широкое распространение получили церковно-приходские школы. По инициативе самих селян стали появляться и «школы грамотности», которые могли быть организованы прямо в какой-нибудь крестьянской избе при помощи учителя из «захожих грамотеев».

Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Л.Н. Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично. «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу… худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломо­носовых… И они кишат в каждой школе!» – писал он в одном из писем.

После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.

russkievesti.ru

Принципы развития детей на Руси. Как воспитывали детей

Лев Толстой о воспитании детей:
«Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны.

Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.

Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

Развитие детей на Руси

На Руси детей развивали, а не воспитывали.

Развитие: «ра» — свет, «в» — внутрь, «витие» — от виться, спирально двигаться вверх.

А слово «воспитание» имеет корни: вос/воз — вместилище груза, пи — постоянная константа, тан/стан — становиться, ние — течение, движение — «постоянное подпитывание, подкладывание груза по ходу движения.

Наши предки считали, что воспитывать можно раба или того, кто не желает жить самостоятельно, выполняя своё предназначение. Причём родители период детства (от зачатия до 21 года) выполняют функцию опоры для ребёнка: на своём жизненном примере показывают выполнение предназначения рода, творцов, своей вежи, сословия, варны, семьянинов и давая возможность дитя попробовать все эти роли через совместные творения.

принципы раннего развития ребенка

Развитие — это когда свету, который есть уже изначально в ребенке и несёт знания от Бога, дают возможность виться вокруг родителей, как вьюнок вокруг опорного столба или дуба, тянуться вверх к Солнцу, раскрывая силу рода.

Именно поэтому в поведении ребёнка родители усматривали указания себе от Богов: капризы, болезни дитя до 3х лет воспринимались как послания свыше. Это не означает, что в поведении ребёнка допускалась вседозволенность — отнюдь, но подобная позиция не мешает им обоим учиться взаимно учиться.

Именно позиция, что ребенок пришел учить родителей, а не учиться у них, помогала не впадать взрослым в гордыню, не останавливаться в развитии самим.

Читай также: Значение слов гордыня, гордость, уважение.

Ребенок у славян до 3х лет назывался «даждьбожичем» — посланником самого Дажьбога — Бога, дающего всю земную благодать. И он приходит не только для того, чтобы дать новые знания родителям, но и как индикатор того душевного состояния, которое есть между ними.

Если ребёнок до 3х лет болеет (в особенности по ЖКТ), капризничает, закатывает истерики — это показатель, что в семейных отношениях что-то «не то». Здесь для понимания ситуации помогали знахарские расшифровки предназначения частей тела, органов, заболеваний. Склонность и избирательность в игрушках — тоже информация, помогающая изменить погоду в доме.

Основные принципы развития детей на Руси

Наши предки считали, то дитя развивается через:

  1. понятия заботы и
  2. закон благодати.

С самого раннего возраста ребенка приучали, если он хочет взять что-то у растения, то нужно отдать что-либо в мир растений. Хочешь взять что-то у животного, хотя бы его символ в вышивку, резьбу — отдай что-то в мир животных.

Хочешь взять у родителей силу (а ты её уже взял при зачатии и рождении) – отблагодари их до наступления периода взрослости (21го года), что бы выйти во взрослую жизнь без долгов, а значит «не вляпаться» в программу «раба».

А ещё объясняли, что закон благодарности работает сильнее, если работать «на опережение»: сначала вкладываешь в мир, а мир, в ответ, с радостью одаряет тебя. Это называли состоянием щедроты сердца.

принципы раннего развития ребенка

3 — Щедра – дословно переводится как «милость», но милость не в смысле милостыня (подаяние из жалости).

Миловать можно только из состояния «много», «зело» (переизбыток) — только тогда тебе не жалко отдать, делаешь с радостью. Поэтому, если Вы заплатили кому-то за что-то или подали милостыню, а сами в уме копейки считаете — Вам жалко — ни у человека не прибудет (такая подачка разлетится в пыль), ни у Вас (жалость — то, что убивает любовь). Это святотатство, по отношению к энергии Даждьбога.

Ребенку объясняли, что задача человека — сотворять в мире красоту, любовь, миловать любовью весь мир через своё дело, творчество, рукоделие, и тогда тебе вернется «сторицей» (в сто раз больше).

Очень важным элементом в развитии ребенка становится понятие заботы — это первая вещь, которую ему объясняют родители. Поскольку, чтобы создать и поддержать весь период взросления врата, через которые дитя приходил, как Душенька, на землю, они потратили очень большое количество сил, то задача ребенка, пока он растёт, полностью вернуть эту силу.

Хотя бы для того, чтоб в 21 год стать полностью свободным (сво, сва — небо + ботать – говорить с Богом), самостоятельно говорить с Богом, исполнять свое предназначение без посредников по силе. Именно для этого надо отдать долги, вернуть родителям силу, исходя из закона благодати, чтобы не зависеть в получении блага ни от кого, кроме Богов.

Читай также: Народное образование:

  1. Этапы развития ребенка до 3 лет.
  2. Развитие с 3х до 5 лет.
  3. Развитие с 5 до 7 лет.
  4. Развитие с 7 до 14 лет.
  5. Развитие с 14 до 21 года.

Поэтому нет понятий домашних обязанностей — есть понятие заботы о родительском мире, о том мире, в котором ты растёшь. И ребенок, начиная с трех лет, самостоятельно выбирал, какую заботу он берет на себя добровольно в огромном родовом мире, чтобы через это маленькое дело отдать им часть силы.

И так до 14 лет ребёнок растет на осиленной энергии родителей на 100 %, с 14 до 21 года — на 50% силы. Если через заботу о их мире получается отдать долг, то, вступая во взрослую жизнь, становишься достоин родовой, большей силы. Если нет — то попадаешь в созависимые отношения взаимоотношения, где исполняешь роль раба.

Поэтому и за столом первое место, самые лучшие куски, доставались тому мужчине, который больше всего работал в семье: самому старшему (на его вере, воле и знании существует весь род), затем мужчине-работнику, потом женщине-старинушке (прабабке), а затем женщине, работающей физически и, в последнюю очередь, детям. А не как сейчас наоборот.

Это, во-первых, формировало уважение к отцам и дедам и стремление ребенка вырасти и стать таким же значимым для своей семьи. А, во-вторых, это формировало понимание, что я росту за счет того, что они сильны. Если Вы своих дедов, мужей, жен не уважаете, то и ребенку энергетически неоткуда взять силы. Тогда он растет эгоистом и энергетическим паразитом: сил нет, но гонора много.

И вот эти постулаты становились фундаментом в развития ребенка. А дальше уже, исходя из той вежи (возрастном периоде), в которой находится ребенок, добавлялись свои особенности, испытания, игры — об этом рассказывает подробно Любомудрие.

принципы раннего развития ребенка

arina-nikitina.ru

Как воспитывали детей на руси

Воспитание детей в Древней Руси

Как воспитывали детей на руси

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к воспитанию детей на Руси.

Традиции на Руси

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам.

Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Семья и дети

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье.

Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности.

Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование.

Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность.

Отношение к детям

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери.

Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе. В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей.

С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу.

После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло.

Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство».

Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати.

Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка. 

Обратите внимание

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда  «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

Воспитание детей на Руси

Как воспитывали детей на руси

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
  • Стол украшают гости, а дом — дети.
  • Тот не умирает, кто детей не покидает.
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.
  • Дайте детству созреть в детях.
  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.
  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Воспитание детей на Руси всегда было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, родители хотели защитить своих детей, воспитать их справедливыми и добрыми, честными и счастливыми. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека.

Воспитание детей в славянской традиции понималось как божественное, жизненно необходимое явление, как долг перед людьми, как священная обязанность не только родителей, но и всех взрослых. «Не тот отец и мать, кто родил, а тот кто вспоил, вскормил, да добру научил», «Умей дитя родить, умей и научить» – гласят народные пословицы.

Существовали определенные циклы воспитания, повторяющиеся в каждой семье из поколения в поколение. Особую роль играли сложившиеся обряды. Развитие ребенка было нацелено на передачу опыта от старших к младшим. Через традиции и обычаи, детям передавались важные истины, наставления, поучения, касающиеся жизненных принципов и мировоззренческих основ.

До восьми лет дети получали домашнее воспитание, участвовали в обрядах, приобщались к фольклорному творчеству: сказочному, песенному, обрядовому. Всё, что сейчас называется русским народным фольклором, во времена Древней Руси было важнейшим средством обучения. Особое место, конечно, занимали сказки.

Своим волшебным содержанием они привлекали детей, воспитывая в них в представления о добре и зле — побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин и преданий. Погружаясь в мир легенд, верований и традиций, ребёнок проходил особую духовную школу.

Маленького россича приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит, даже если вещь забыта или потеряна кем-то, ее нельзя присвоить. Нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым.

Знание жизни передавалось детям в словах народных песен и сказаний, в пословицах, поговорках, шутках, прибаутках, пестушках и потешках.

Период с 8-12 лет считался самым благоприятным для овладения ремеслами. Ребенок поступал в ученичество к мастеру, параллельно обучаясь грамоте. В период многолетнего обучения, между мастером и учеником существовал особый «кодекс чести».

Важно

Мастер не имел права утаить что-либо из секретов мастерства от ученика и не должен был скрывать, преуменьшать талант ученика, если он превосходил его собственный. Такая традиция прямой передачи опыта, испокон веков существовала на Руси. Навыки передавались от учителей к ученикам на практике.

Чтобы стать, например, зодчим ребёнок шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера.

Также происходило и в военном деле. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. В набор юного воина входили деревянные копья, ножи, лук со стрелами. Первый этап перехода из младенчества в отрочество был связан для мальчика с постригом и сажанием на коня. Происходило это обычно в три-четыре года.

Начиная с этого момента, мальчиков готовили к защите не только своей семьи, но и всего Отечества. В «Повести временных лет» рассказано о том, как сын Игоря и Ольги, Святослав, был посажен на коня и подал знак дружине о начале схватки, запустив копье во врагов.

И пусть копье не пролетело далеко, так как он был еще ребенком, но видно, что маленького князя воспитывали как воина настоящего, а не будущего.

Подготовка юных ратников проходила в форме народной игры. Участие в игре было для мальчика испытанием, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам. Лет с десяти мальчики принимали участие в коллективных играх вместе с взрослыми, а с 12 лет будущие дружинники жили в особых домах — гридницах, где полноценно овладевали воинским искусством.

Они не только должны были овладеть необходимыми навыками и знаниями, но стать продолжателями тех обычаев и традиций, которые способствовали развитию жизни. Дети жили в духе взаимопомощи, почитали родных богов, защитников рода и человека.

Мужество и сила, гостеприимство и радушие, храбрость, бесстрашие, воинская удаль – эти и многие другие качества впитывало молодое поколение день за днем.

Совет

Если до 12 лет детей не разделяли по половому признаку, одевали в одинаковые льняные рубахи до пят, шитые из одежды родителей, и называли «чадо», то в 12 лет наступало совершеннолетие.

Проводился обряд Имянаречения (детские ласковые имена сменялись взрослыми), и детей впервые одевали во взрослую одежду – юношам вручали мужские штаны, девушкам – понёвы, особый род юбок, который носили поверх рубахи на пояске. Так начиналась взрослая жизнь.

Каждое возрастное посвящение было особым этапом для ребенка. Прохождение его свидетельствовало о готовности к новому отрезку жизни. Каждый переход давал ребенку внутренний стержень и дополнительную духовно-магическую защиту. Ребенок не только обучался определенным навыкам и умениям, но и естественным образом проходил нелегкий путь взросления, обучаясь, меняясь и впитывая бесценный опыт.

Русская Баня Ворон — птица вещая 

Так же рекомендуем посмотреть

Как воспитывали детей на Руси – про кнут и пряник

Как воспитывали детей на руси

Добрый день, дорогие домоседы. Мы сегодня расскажем вам, как воспитывали детей на Руси в давние времена. Во все времена тема воспитания подрастающего поколения была актуальной. Любые родители, с появлением на свет своего чада, старались дать ему хорошее воспитание и образование.

Как и в наше время, в древности считалось, что ребенок должен быть дисциплинированным, воспитанным и трудолюбивым.

Однако, приемы воспитания в основном строились на обрядовых и ритуальных традициях того времени. Сейчас некоторые из них кажутся нелепыми и абсурдными, но тогда это было практически панацеей, а некоторыми приемами пользуются и по сей день.

Как воспитывали детей в древней Руси

Заглядывая назад, многие с интересом изучают методы воспитания детей в Древней Руси. Их отголоски дошли до наших дней. Некоторые семьи чтят традиции своих предков и передают их из поколения в поколение, воспитывая своих отпрысков.

Основным моментом древности было то, что детки воспитывались в больших семьях, вырастая среди разных поколений. Особое внимание уделялось почитанию старших и, конечно же, роль отца семейства была главной.

Дети воспитывались в строгости, беспрекословно должны были слушаться своего отца, поскольку за непослушание их ждала «хорошая трепка» – это про кнут и розги.

Мужчина в доме был важной персоной. Его уважали и дети, и взрослые, он следил за благосостоянием семьи и воспитанием своих отпрысков. Это были его прямые обязанности.

Для молодого поколения были установлены определенные правила. Даже если отец был слишком строг и недостаточно справедлив со своим чадом, это не должно было критиковаться.

Считалось, что сыновья и дочери должны выполнять волю своих родителей, какой бы она ни была. Это придавало авторитет старшему поколению. Дети изучали обычаи предков и продолжали дело своих родителей.

Современные взгляды на воспитание тех дней несколько своеобразны. В Древней Руси детство рассматривалось, как начало взросления. Малышей очень рано начинали приучать помогать по дому, заботиться о младших братьях и сестрах, работать в поле.

Обратите внимание

Интересным фактом можно назвать «кормильство», т. е. своеобразный метод воспитания, когда старшего дошкольника княжьего рода отдавали на воспитание в одну из выбранных семей из числа знати.

В обязанности «кормильца» входило наставническое воспитание своего воспитанника с целью воспитать в нем воинственные качества, сделать физически и умственно сильным, привлечь к делам княжества.

Одним из примеров такой формы воспитания княжича может быть сын Игоря и Ольги – князь Святослав. Из истории известно об этом человеке, как о смелой целеустремленной личности, имевшей немало положительных качеств и умений для управления государством.

Еще одной формой воспитания было наставничество родного дяди (брата матери) – «дядьки», а детей сестры воспитывал отец ребенка. Проще говоря, дядьки занимались воспитанием своих племянников, которые были их первыми помощниками. Таким способом был воспитан сын князя Святослава – Владимир, наставником которого был прославившийся его родной дядя Добрыня.

Другой способ – «кумовство», при котором был избран духовно-нравственный наставник-воспитатель детишек в родительской семье. Княжичей, воспитанных «кумовством» называли «пестунами». В Древней Руси, именно эта форма воспитательного наставничества была самой распространенной в феодальной среде.

Простые семьи сами воспитывали своих отпрысков, обучая домашним делам и сельскохозяйственным работам. Некоторые семьи отдавали свое чадо в подмастерья, чтобы их обучали разным ремеслам.

Очень сильно различалось в те времена воспитание девочек и мальчиков. Их воспитывали по разным принципам. Считалось, что мальчик должен быть в хорошей физической форме, чтобы стать настоящим воином, способным защитить свою семью и родную землю.

Девочек готовили к будущему материнству, они должны были уметь управляться с домашним хозяйством, сохранять домашний очаг.

Важно

Как воспитывали детей на Руси? Одеждой деток не баловали, их одевали в рубахи-распашонки, пошитые из родительской одежды. Для пошива рубашки на девочку, бралась одежда матери, а на мальчика – отца. Это было своеобразным оберегом, родительской защитой.

У девочек всегда была заплетена длинная коса. Древнее поверье говорило о том, что это символ силы для позвоночника, подготавливающий к будущему материнству.

Взрослым девушкам, которые выходили замуж, заплетали по две косы, что служило символом двойной силы для матери и ребенка. То есть, косы означали здоровье для будущей матери, способной выносить и родить здоровых наследников.

В древности существовало множество обрядов и ритуалов, когда какие косы плести, когда рубахи сменить на полотно, подобное юбке (поневе). Каждый ритуал носил свою силу и символ (юности, взросления, возраст к замужеству). Замужняя девушка передавалась из рук отца зятю. Далее ответственность за нее нес ее муж.

На Руси знатные особы изучали разные науки (астрономическую, арифметическую, медицинскую и другие) и знали несколько иностранных языков, передавая свои знания потомкам.

Юноши воспитывались, как будущие кормильцы и воины, их учили ремеслу и хозяйственной деятельности. Зажиточные семьи больше внимания уделяли военному искусству.

Важным для мальчиков в княжеских семьях было усадить сына в седло. Существовало поверье, если малыш мог удержаться в седле, то это значило, что он будет великим воином.

В подростковом возрасте юношам вручали мечи, которыми они должны владеть в совершенстве, обучаясь военному делу. Так готовили будущих воинов, защитников отечества.

До появления мужских признаков (бороды, усов), советы сына не брались в расчет, то есть его не считал взрослым ни его отец, ни другие мужчины.

Совет

В любой семье стремились научить своих отпрысков грамоте. Это было важным приоритетом древнерусских людей. Как воспитывали детей на Руси? Чадо должен был научиться читать и писать стараниями родителей.

Однако, стоит учесть, что в большей степени,малышами занимались женщины, обучая их грамотности.

Когда выбиралась невеста, обязательно учитывался уровень ее образованности, поскольку она должна была не только воспроизвести на свет наследников, но и обучить их грамоте, воспитать в них достойных людей.

Как воспитывали детей на Руси от малышей до подростков мы рассказали.

Удачи вам в воспитании!

Как воспитывали детей на Руси видео

Как воспитывали детей на Руси

Как воспитывали детей на руси

Здравствуйте, уважаемые читатели! В наше время издано и написано столько книг о воспитании детей, что современные родители, желая вырастить достойных детей, поглощают горы информации, но ситуация с чадами отнюдь не становиться лучше, родителям всё труднее найти общий язык с детьми.

А если мы обратимся в прошлое и посмотрим, как воспитывали детей на Руси, то увидим, что подход к воспитанию детей был абсолютно иным и дети почитали своих родителей гораздо больше, нежели сейчас. Семьи раньше были большими, детей рожали много и по их количеству определялся уровень жизни и благосостояния. Так что рождение ребенка всегда было праздником.

Сегодня мы поговорим о том, кто и как занимался воспитанием детей, а также чему учили их на Руси.

На Руси детей разного возраста воспитывали по-разному, а также разница касалась и воспитания мальчиков и девочек

Дети от рождения до 7 лет

До семи лет детей вообще не воспринимали всерьез, считая их глупыми и неспособными мыслить. Примерно до 4 лет воспитанием занималась исключительно мать, которая до этого возраста кормила грудью и присматривала за дитятком. Но если малыши рождались каждый год, то забота о младших ложилась на плечи более старших детей.

Как такового понятия о воспитании не было, детей кормили и ухаживали по возможностям, ожидая, когда те подрастут, чтобы помогать в поле или по хозяйству. Наиболее ценные качества у детей того времени были: здоровье, выносливость, сила и сообразительность.

До трех лет детишек одевали в мешки с прорезями и только по достижении необходимого возраста переодевали в длинную рубашку (независимо от половой принадлежности).

Обратите внимание

В сезон холодов из-за отсутствия теплой одежды малыши не выходили на улицу, сидели на теплой печке, а летом – играли в самодельные игрушки на улице.

Битье – обычное явление того времени. Считалось, что такое «воспитание» идет детям на пользу. Если родители по какой-то причине отказывались применять физическую силу, окружение осуждало за отказ воспитывать свое чадо.

Отрочество (от 7 до 14)

Штаны, которые считались символом вступления во взрослую жизнь, одевались на мальчиков по достижении семи лет. С этого момента ребенка называют уже отроком (отроковицей). Девочек же облачали в длинные рубахи, сшитые из старой материнской. Так, одежда становилась еще и оберегом.

Считалось, что именно возраст 7 лет идеален для начала обучения ремеслу. Привлекали детей и к посильному труду, поручения при этом отдавались приказным тоном и не обсуждались. А по выполнении детей хвалили за правильно сделанную работу. В свободное от работы время отрокам разрешалось играть со сверстниками на улице.

В семьях крестьян мальчики участвовали почти во всех работах на поле, естественно, под присмотром родителей. Девочки же участвовали в хлопотах по дому и старались как можно больше узнать того, что пригодиться в дальнейшей семейной жизни.

Но не только трудовым воспитанием занимались родители. Воспитывались и другие нужные качества:

  • милосердие к нищим, калекам, убогим;
  • почитание авторитета старших;
  • благоговейное отношение к пище, и прежде всего к хлебу;
  • основы религиозности и веры.

Особенности воспитания девушек и юношей на Руси (от 14 лет)

Важнейшие категории нравственно воспитанного человека – совесть, честь, стыд и целомудрие. В тоже время заниматься половым воспитанием было неприемлемо. Об этом даже не разговаривали. Да и растущие рядом с домашними животными ребята отлично представляли весь физиологический процесс половых отношений.

Родители разрешали юношам и девушкам посещать вечерние «посиделки», где объятия и поцелуи были самым обычным делом. А вот сексуальная близость была строго запрещена.

Да пары и сами были в них не заинтересованы, так как боялись общественного осуждения и Божьей кары за добрачные отношения.

Важно

Осуждалось обществом и проявление инициативы девушки в отношениях, а также частая смена партнеров на таких «посиделках».

Только те девушки, репутация которых не была запятнана, рассматривались, как кандидатки в невесты. Их первых выбирали в хороводы, а на посиделках им отводились почетные места. Конечно, не только репутация играла роль в выборе жены, требовались и другие качества: трудолюбие, послушание, здоровье и физическая выносливость, уважительное отношение к старшим и другое.

https://www.youtube.com/watch?v=hrpuaNzwSt8

До конца 18 века подходящим возрастом для вступления в брак считался 15 лет. Согласия молодоженов для этого и не требовалось, достаточно было родительского слова и благословения, которому в те времена придавалось огромное значение. Только в середине девятнадцатого были введены законы, которые позволяли юношам жениться с 18 лет, а девушкам вступать в брак с 16.

Разница в воспитании полов

Разительно отличался процесс воспитания мальчиков от девочек. Любая семья как крестьянская, так и княжеская, считала наследником и продолжателем рода только сына. Именно ему предстояло встать на защиту родных земель при нападении врага. С малых лет им прививали любовь к родине и патриотические чувства, ведь они должны были стать воинами и защитниками.

Как воспитывали юношей на Руси

  • уметь защищать женщину. Русские женщины всегда славились своей красотой, поэтому нападая, враги стремились посягнуть на девушек. Но правильно воспитанный мужчина должен умереть, но защитить свою женщину. К этому же критерию относится и способность мужчины обеспечить свою семью материально – крышей над головой, пищей и одеждой. Не менее важной считалась в те времена и психологическая защита слабого пола. Ведь в силу особенностей характера женщины эмоционально менее стабильны. Мужчина должен уметь поддержать, окружить заботой и вниманием, сносить капризы и психи своей избранницы;
  • уметь сдерживать эмоции. Только полный контроль над собой позволит воздержаться от искушений, душевных или телесных. Даже мысли должны быть чистыми. А вот открытое причитание над своей судьбой порицалось. Осуждалось и открытое проявление своих чувств на людях в Древней Руси, например, слезы. Касался этот критерий и верности своим женам. Воспитание было построено таким образом, что с детства мальчикам внушали не обижать своих жен, заглядываясь на соседок.

О том, что мальчик является будущим мужчиной и воином, внушали родители сызмальства. Только таким образом можно было вырастить потомка, как продолжателя рода, вызывающего гордость.

Воспитание девушки

Роль девочки – стать хорошей хозяйкой в будущем, а еще матерью. Поэтому основное направление в воспитании – приучить к послушанию, сначала отца, потом мужа.

Приучить к аккуратности, прилежности и хозяйственности, научить умению ухаживать за маленькими детьми, готовить и рукодельничать, шить и поддерживать порядок в доме – это основная задача матерей.

Ну и конечно, целомудренность и скромность были важны.

Но неважно, какого пола был ребенок, воспитание было построено таким способом, что ребенок точно знал свои обязанности и родителям никогда не нужно было напоминать об их выполнении.

Обряды на Руси

Были на Руси и особые обряды, которые неукоснительно выполнялись по мере взросления детей. Например, мальчиков сажали на лошадь как можно раньше, в три, а то и два года. И по тому, как ребенок держался верхом, судили, какой из него получится воин.

Девочкам с малых лет волосы в косу из трех частей заплетали. Она была символом единения сил природы и здоровья.

Строго вдоль спины носили ее, верили люди, что через волосы проходит светлая энергия, которая наполнит девочку здоровьем и подготовит ее к будущему материнству.

После замужества девушки начинали заплетать две косы, ведь получаемую силу нужно было теперь делить между женщиной и ее будущим ребенком.

Известен и такой ритуал, как впрыгивание в юбку. Он символизировал о том, что девушка выросла и ее можно начинать сватать. До 15 лет девицы носили длинные рубахи, и только после проведения ритуала девушка начинала носить юбку. Обряд проводился следующим образом.

Мама становилась возле края лавки и держа в руках юбку, уговаривала дочь впрыгнуть в нее.

Совет

Девушка ходила по этой лавке от края до края и недовольно говорила следующие слова: «Может впрыгну, может нет…» Это являлось еще и символом согласия выйти замуж и уйти из отчего дома в другую семью.

Во время свадьбы был и еще один обряд, отец передавал жениху символическую плеть, которой он отныне должен был воспитывать молодую жену.

Обучение и образование

Именно семья была обязана в Древней Руси обучить детей грамоте и писанию. Так как воспитанием занималась в основном мама, именно на ее плечи ложилась эта обязанность. Перед тем как отправить сватов, невесту обязательно проверяли на грамотность, ведь от ее знаний зависела грамотность будущих внуков.

Если в процессе обучения выяснялось, что ребенок весьма талантлив, его отдавали уже на воспитание другому человеку, владеющему книжной наукой. Так что внушение, что грамота на Руси появилась только во времена Кирилла и Мефодия, не имеет под собой почвы. Писать люди умели еще задолго до крещения.

Как раз после крещения грамоте учили только детей знати, а у крестьянских ребятишек шансов стать образованным практически не было. Изменилось положение только в 1804 году, когда школы стали бессословными, а обучение бесплатным.

Вот оказывается как подходили к воспитанию детей на Руси, нам полезно обращаться к нашей истории, черпать из неё необходимые знания, чтобы применять и адаптировать их под себя. Раньше родители не знали проблем с детьми, которые знают родители в наше время, но тогда были свои проблемы.

Что мне очень нравиться у наших предков, так это их совместная деятельность с детьми, их близость к природе, они жили на лоне природы, они были сильнее и здоровее нас намного, и на этот счёт мне очень понравилось высказывание, не знаю, кто его написал, но оно очень точно и очень верно отражает картину нашей сегодняшней современной жизни, прочтите, может и вам это будет близко.

С уважением и любовью, Елена Курбатова.

Как проходило воспитание славянских детей на Руси

Как воспитывали детей на руси

Помню, как-то читал замечательную книгу «Александр Невский». Автор, если не ошибаюсь, Борис Васильев. Книга очень интересная, захватывающая. Сложно говорить о достоверности всех описываемых в романе событий. Боюсь что такую гарантию сегодня, учитывая сложившиеся обстоятельства, не может дать никто.

Свое отношение к этому я описал в статье «Великая историческая ложь». Но речь пойдет не об этом. В книге описывается замечательный момент, где взрослые, включая князя Ярослава, сидят за столом и разговаривают и с ними сидит мальчишка — Сбыслав.

По сюжету он незаконнорождённый сын Ярослава (хотя сам об этом не знает).

Так вот юноша сидит и обедает с взрослыми и ему очень хочется что-то там спросить, но он не может потому что правила воспитания славян того времени запрещали отроку говорить за столом если ему не задан вопрос! И вовсе не, потому что за столом сидел князь.

Это конечно усугубляло ситуацию, но так было везде, во всех славянских семьях. Власть отца была неоспорима. Вряд ли тогда существовали такие понятия у детей как: «хочу – не хочу, буду не – буду».

Я не думаю, что там кто-то говорил: «Не затыкай ребенку рот, пусть он выскажет свое мнение» или: «Ребенок не должен чувствовать себя ущемленным или ограниченным».

И что бы там не говорили умные детские психологи, я не уверен, что наши предки росли закомплексованными и ограниченными людьми. Достаточно оглянуться и посмотреть на все что они «натворили».

А если серьезно, как же все-таки воспитывали славяне своих детей? Как вырастали эти чудо-богатыри и красны девицы, которые «коня на скаку остановят, в горящую избу войдут»? Что за секретная методика? А никакого особого секрета нет. Да, держали в строгости. Да, пороли по любому поводу. Но любили, очень любили.

Обратите внимание

Дитя у славян – великий божий дар и отец или мать, которые только что пороли своего ребенка, без промедления отдадут за него жизнь в случае опасности. Вся система воспитания славян строилась не на том, чтобы ребенку было хорошо сейчас. Цель была — вырастить человека, полностью подготовленного к жизни, браку и защите своей земли.

Это значит, девушка должна уметь готовить, шить, разбираться в травах. Соответственно парень должен овладеть мужскими профессиями, плюс владение мечом.

Естественно, определенный отпечаток на воспитание накладывало и то кто твои родители. Если ребенок из знатной семьи – он должен учиться руководить, дети жрецов получали как правило священные знания, а отроки простых общинников овладевали стандартными для того времени профессиями: пахарь, пекарь, кузнец и так далее.

Больше всего детьми занималась мать. Возможно, из-за этого человека достигшего зрелого возраста стали называть «матерый».

В обычной речи существовали слова, обозначавшие возрастные группы: «дитя» — ребенок, вскармливаемый грудью матери; «молодой» — малыш до 6 лет, воспитываемый матерью и «чадо» — ребенок от 7 до 12 лет, который уже начал свое обучение.

Последняя стадия — «отрок» – подросток от 12 до 15 лет, проходящий специальное обучение перед посвящением во взрослые члены общины. Большое значение уделялось военной подготовке юношей.

polit-gramota.ru

Воспитание детей в Древней Руси

   Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания — неуместными, подчас дикими.
    Но интерес к ним остается и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях.
   Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Безспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.
   Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: «Ученье в детстве — как резьба по камню», «Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается.»
   В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, «кормильство» — форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью — кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги.
   Другая форма воспитания — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава — Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.
   Так же существовало «кумовство» — выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли «пестунами». Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знати Древней Руси.
   Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу.
   Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика — как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек — как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.
   Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: «Добрый сын всему свету завидище», «Вся девичья краса — это гордость и коса», «Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут», «Дочь — чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай»
   Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу — это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.
   Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу — вскочу, не хочу — не вскочу!» Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.
   И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого «воспитывал», образно, девушку.
   Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной», назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала «младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям.»
   Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет.
   Юноши в 12 лет получали по два меча — это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик.
   В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.
   Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в «Поучении князя Владимира Мономаха детям.» Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам — приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно  стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.

Тридцатая школа

Материалы по теме

  • < Закрытие Паралимпийских игр в Лондоне
  • Поп-звезда на батуте >

30school.ru