Какая форма диалога позволяет достичь эффекта сопереживания: скрытая форма диалога; открытый диалог.

скрытая форма диалога; открытый диалог.

Приёмы, которые использует оратор для установления прочного контакта с аудиторией, должны быть подкреплены другими действиями оратора. Это, прежде всего, скрытая форма диалога, позволяющая обеспечить взаимодействие на протяжении всей речи. Скрытая форма диалога проявляется в самой структуре речи и позволяет достичь эффекта сопереживания. Возможны разные формы сопереживания. Интеллектуальное сопереживание — совместная мыслительная работа оратора и слушателей. Оратор излагает свою точку зрения, словно мыслит публично, вслух, при всех. Слушатели следят за его рассуждениями и совершают ту же мыслительную работу, включаясь в процесс восприятия. Эта манера публичной речи носит название «мышление вслух». Другой вид сопереживания – эмоциональное. Эмоциональный подъём оратора вызывает ответную реакцию слушателей, здесь имеет значение личностный эффект «заражения». Если оратор сам равнодушен, то такое настроение передастся и аудитории. Наибольшего эффекта достигает тот оратор, который умеет вызывать и интеллектуальное, и эмоциональное сопереживание.

Кроме скрытого диалога возможен открытый диалог говорящего и слушателей. Его формы различны, наиболее распространены вопросы слушателей и ответы на них оратором. Такая форма общения с аудиторией требует от выступающего быстрой реакции, доброжелательности, что особенно важно, так как часто вопросы задают оппоненты, несогласные с оратором; кроме того, вопросы иногда ставятся в некорректной форме. Выступающий, отвечая на возникший вопрос адресует свою речь задавшему этот вопрос, и в то же время не забывает об остальной аудитории. Ответ оратора предназначается не только спрашивающему, но и всем другим слушателям. Помимо ответов на вопросы, задаваемые слушателями, формой открытого диалога являются ответы слушателей на вопросы оратора.

Важна этическая культура оратора, такт, умение наладить общение. Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора – от начального момента подготовки к выступлению и до самоанализа состоявшейся речи. Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям.

Этически значима сама личность оратора, такие её свойства, как эрудиция, принципиальность, убеждённость, самокритичность. Существенный элемент ораторской этики – такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общительности, чуткости. Нельзя оратору, особенно начинающему, впадать в назидательный, поучающий тон. Очень важна форма произнесения речи. Следует как можно меньше использовать напечатанный текст, так как живая речь больше воздействует на аудиторию, способствует установлению контакта и атмосферы доверия. Особую роль в процессе публичного выступления играет речевой этикет, включающий в себя приветствие, обращение, пространственные отношения между говорящим и слушающими, систему жестов и мимики оратора. Важны первые фразы выступления; нельзя начинать с извинений; не желательно злоупотреблять местоимением «я» и бесконечно ссылаться на собственный опыт.

СКРЫТАЯ ФОРМА ДИАЛОГА — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Названные выше приемы призваны вызвать интерес аудито­рии или сохранить внезапно ускользающее ее внимание, но они не достаточны для установления прочного контакта между оратором и слушателями. Для последнего необходимо то, что обеспечивает взаимодействие на протяжении всей речи. Это, прежде всего, скрытая форма диалога, проявляюща­яся в самой структуре речи. Она позволяет достичь эффек­та сопереживания.

Возможны разные формы сопереживания. Интеллекту­альное сопереживание—это совместная мыслительная работа оратора и слушателей. Оратор излагает свою точку зре­ния и как бы “публично” мыслит, т. е. вслух, при всех. Слу­шатели следят за его рассуждениями и совершают ту же мысли­тельную работу, включаясь в процесс творческого восприятия. Эта манера публичной речи носит название “мышление вслух”. (Термин принадлежит русскому юристу и педаго­гу Л. И. Петражицкому.) Оратор размышляет вместе со слуша­телями, ставит различные вопросы, сопоставляет факты, точки зрения, полемизирует с оппонентами (воображаемыми или дей­ствительными), включает слушателей в процесс творческого вос­приятия речи.

Об эффективности такого “размышления вслух” интересно рассказал В. О. Ключевский, вспоминая о лекциях одного из сво­их профессоров П. М. Леонтьева: “Бывало, напряженно сле­дишь за развертывавшейся постепенно тканью его ясной, спо­койной, неторопливой мысли, и вместе с ударом звонка предмет лекции, какое-нибудь реальное учреждение, вырезывался в со­знании скульптурной отчетливостью очертаний. Казалось, сам бы сейчас повторил всю эту лекцию о предмете, о котором за 40 минут до звонка не имел понятия”.

Блестяще вызывали интеллектуальное сопереживание ауди­тории такие мастера “мышления вслух”, как С. М. Соловьев, В. И. Вернадский и др.

Другой вид сопереживания—эмоциональное. Эмоцио­нальный подъем оратора вызывает ответную реакцию слушате­лей. Здесь имеет значение личностный “эффект заражения”. Можно согласиться с утверждением опытных ораторов, что если выступающий подошел к аудитории и сам не волнуется, ему са­мому хочется спать, несомненно, и аудитория будет соответство­вать его настроению.

Эмоциональная речь действует на чувства людей, будит их воображение. “Воображение в сердце слушателей,— считал В. О. Ключевский,— без вас и лучше вас сладит с их умом”.

Эмоциональное сопереживание может стать источником твор­чества слушателя. Так, философ Алексей Федорович Лосев под влиянием вступительного слова А. В. Луначарского перед одним

из скрябинских концертов говорил: “У меня было такое состоя­ние, словно все сказанное обращено лично ко мне. Впечатление оказалось настолько сильным, настолько меня зажгло, что, вер­нувшись домой, я тут же начал писать статью о Скрябине. Со­стояние восторженности и пафоса я сохранил надолго. Этот при­мер для меня — лишнее подтверждение того, как много может слово”.

Наибольшего эффекта достигает тот оратор, который умеет вызывать и интеллектуальное, и эмоциональное сопереживание. Вот как образно говорил об этом В. О. Ключевский: “Развивая мысль в речи, надо сперва ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слу­шающее сердце, и тогда слушатель—Ваш военнопленный и сам не убежит от Вас, даже когда Вы отпустите его на волю, останется вечно послушным Вашим клиентом”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Эмоциональный интеллект 101: Эмпатические реакции

Как вы реагируете, когда люди, которые вам небезразличны, говорят вам, что они переживают что-то трудное?

Эти ответы звучат знакомо?

«Привет, все в порядке. Не унывать.»

«Это стоит всего 10%, все будет хорошо».

«В любом случае, он не так уж хорош для тебя — просто иди дальше».

Иногда, несмотря на все наши попытки найти слова утешения, наши слова вместо этого могут заставить человека чувствовать себя хуже. Результат: спад, сопли, провисание плеча. Мы спрашиваем себя: «Я сказал что-то… неправильное?»

Дело в том, что, возможно, вещи не в порядке, и не будут в течение долгого времени. Может быть, дело не в отметке, а в тяжелой потере самооценки. Может быть, легче думать о бывшем (или о ком-то, кто стал вашим призраком), чем забыть.

Чтобы помочь другим почувствовать себя услышанными и менее одинокими, мы можем выбирать слова, которые подтверждают то, что они переживают, а не приукрашивают их чувства. Вот когда может помочь знание разницы между симпатическими и эмпатическими реакциями.

Различия между сочувствием и сочувствием

Оксфордский словарь английского языка определяет сочувствие как «чувство жалости и сожаления по поводу чужого несчастья», а сочувствие — как «способность понимать и разделять чувства другого».

Раньше я думал, что эти термины взаимозаменяемы, пока на лекции по английскому языку, которую я прослушал в свой первый семестр в Университете Британской Колумбии, меня не представили этому видео о эмпатии, которое наглядно показало различие — менее чем за 3 минуты.

Как отмечает исследователь Брене Браун, в то время как «эмпатия подпитывает связь, симпатия ведет к разъединению». Эмпатия означает чувствовать с другими и принимать их точку зрения — без, как это обычно бывает при сочувствии, «серебряной подкладки» проблемы.

Наряду с просмотром видео Брауна я читал статьи, посвященные эмпатии в классе (например, эту), и научился менять способ участия в разговорах.

Хотя я далеко не эксперт, я вижу ценность того, что я узнал (и все еще узнаю) о сочувствии и сопереживании, и о том, что сказать (и не сказать) другу, которому больно.

5 типов сочувственных ответов, которых следует избегать

Вот что не следует говорить, когда кто-то поделился с вами чем-то трудным.

1. Отклоняющий

«Гм. РВАТЬ. Это, типа, отстой. О да, ты смотрел игру прошлой ночью?

Когда кто-то делится чем-то болезненным, естественно чувствовать себя неловко и хотеть сменить тему.

Но такой ответ может заставить другого человека чувствовать себя обиженным и думать, что вам все равно.

2. Уменьшение

«По крайней мере, вы получили 51%. И эй, я слышал, что кто-то получил около 20%. Ты так хорошо справился с этим!»

Может быть, вы инстинктивно пытаетесь найти утешение в трудных обстоятельствах или сравнить положение вашего друга с положением людей, оказавшихся в худшем положении.

Однако, начав утверждения со слова «по крайней мере» или сравнив их с обстоятельствами других людей, вы можете заставить людей, которых вы утешаете, почувствовать, что они не имеют права чувствовать себя так, как они.

3. Увольнение

«Успокойся. Ты слишком много думаешь».

Когда другие люди делятся чем-то, что, по вашему мнению, не имеет большого значения, вы можете автоматически подумать, что они размышляют о вещах, которые не стоят их времени, и попытаться дать им перспективу.

Каким бы благонамеренным ни был такой ответ, он может звучать пренебрежительно, как будто вам все равно, что переживает другой человек.

4. Направленный опрос

«Ты в порядке, да? Я имею в виду, прошел месяц. .. тебе уже лучше?»

Возможно, вы склонны задавать подобные вопросы, потому что надеетесь, что то, через что проходит человек, закончилось.

Хотя эти вопросы могут показаться безобидными, они могут заставить человека почувствовать, что он или она предположительно сейчас в порядке, потому что прошло «достаточно» времени… когда это может быть неправдой.

5. Раздавать (нежелательные) советы или анекдоты

«Вот что сделал бы I ».

Заманчиво дать совет, особенно когда вы чувствуете, что существует практическое решение проблемы вашего друга.

Но иногда люди просто хотят, чтобы вы их выслушали, или они не готовы действовать. Избегайте суждений и советов о том, что должен или не должен делать другой человек — установите их (не себя) в качестве эталона.

«Я имею в виду, что она не прошла курс… но это не значит, что ты не пройдешь. Так что не волнуйся, с тобой все будет в порядке».

Рассказывать истории с негативным исходом не так уж полезно, чтобы утешать других. Несмотря на ваш совет «не волноваться», они могут чувствовать, что и сами не могут добиться успеха.

5 типов эмпатических ответов, которые вы можете попробовать

По словам Брауна, «редко ответ может сделать что-то лучше; что делает что-то лучше, так это связь». Чтобы создать эту связь, действия часто могут говорить громче, чем слова. Объятие, совместный обед, предложение отвезти друга на встречу.

Но слова тоже могут быть полезными, если они произносятся вдумчиво. Вот несколько способов поддержать людей, которые делятся с вами чем-то личным и трудным.

1. Взывая к их мужеству

«Спасибо, что доверили мне это. Это многое значит для меня.»

Признайте их храбрость в уязвимости. Поделитесь своей признательностью за то, что они решили довериться вам, и дайте им знать, что вы сохраните то, чем они поделились, в полной конфиденциальности.

2. Уточнение

«Судя по тому, что я слышу, вы чувствуете X. Это верно?»

Во время разговора покажите, что вы слушаете, задавая вопросы, которые фокусируются на том, как они себя чувствуют. По словам Стадса Теркеля, лауреата Пулитцеровской премии, историка устной речи: «Не будьте экзаменатором, будьте заинтересованным исследователем».

Повторяя причины, по которым они чувствуют себя так, как они, вы можете убедиться, что правильно понимаете ситуацию, и вы даете им понять, что их переживания услышаны.

3. Прокачка персонажа

«Это трудная ситуация, и я думаю, что вы проявили много мужества и силы в том, как вы справляетесь».

Укажите на сильные стороны их характера, которые помогут им понять, что у них есть сила преодолеть то, через что они проходят, не преуменьшая свой опыт.

4. Демонстрация вашей заботы

«Я здесь для вас. Как вы думаете, что я могу сделать, чтобы помочь вам почувствовать себя лучше?»

Убедите их, что вы будете рядом и хотите помочь, а затем приходите, когда скажете.

«Вы знаете себя лучше всех, как вы думаете, что было бы для вас наиболее полезным прямо сейчас?»

Помогать им найти решения, спрашивая, что они хотели бы от вас сделать, — это не то же самое, что давать советы. Не забывайте относиться к другим так, как они хотят, чтобы относились к ним.

5. Регистрация

«Как самочувствие сегодня?»

Обязательно свяжитесь с ними через несколько дней. В отличие от типа вопросов, которые передают ожидания относительно того, как они должны себя чувствовать, продолжайте задавать открытые вопросы, которые вместо этого позволяют им поделиться.

Оставайтесь любопытными и внимательными

Мы часто проявляем эмпатию, не осознавая этого. Читая книгу, смотря фильм, сидя перед спектаклем — мы относимся к персонажам и инвестируем в них, даже если их жизнь была и всегда будет вымышленной и воображаемой.

Эмпатия, в конце концов, означает видеть что-то с точки зрения другого — понимать, как и почему человек думает и чувствует определенным образом. Будьте любопытны и внимательны к тому, что чувствуют окружающие вас люди, а когда друг говорит вам что-то сложное, выбирайте чуткие ответы, чтобы показать, что вы искренне заботитесь о нем и готовы его выслушать.

Помните, что слова способны создавать перемены, укреплять связи и помогать другим преодолевать трудности и чувствовать себя менее одинокими в любых обстоятельствах, с которыми они сталкиваются.

Если вы беспокоитесь о благополучии друга и считаете, что ему требуется больше поддержки, чем вы можете предоставить, посетите страницу «Помогите другу», чтобы найти ресурсы.

Роль эмпатии в медицинских и социальных работниках

1. Тагизаде З.И., Резайепур А., Мехран А.Б., Алиморади З. Применение коммуникативных навыков и их отношение к удовлетворенности клиентов. Хаят. 2006; 12:47–55. [Академия Google]

2. Кахрима И., Нурал Н., Арсал У., Торбас М., Джан Г., Касым С. Влияние обучения эмпатии на эмпатические навыки медсестер. Медицинский центр Красного Полумесяца Ирана. Дж. 2016; 18:1–10. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Делигианни А., Кириакиду М., Каба Э., Келеси М., Ровитис М., Фасой Г., Рикос Н., Ставропулу А.

Эмпатия равна: значение эмпатии в понимании греческих студентов-медсестер — качественное исследование. Глоб. Дж. Науки о здоровье. 2017;9:171–180. doi: 10.5539/gjhs.v9n1p171. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

4. Узуни К., Накакис К. Исследовательское исследование эмпатии студентки-медсестры. наук о здоровье. Дж. 2012; 6: 534–552. [Google Scholar]

5. Стэнли С., Сетурамалингам В. Эмпатия в социальной работе: последствия для практики. IJPR. 2015;20:51–61. [Google Scholar]

6. Хасгул Э., Серпен Э. Значение эмпатии в практике социальной работы. Афинский институт образования и исследований АТИНЕР; Афины, Греция: 2014. [Google Scholar]

7. Rogers C.R. Клиентоцентрированная терапия. Хоутон Миффлин; Бостон, Массачусетс, США: 1951. [Google Scholar]

8. Ротери М., Тутти Л. Клиентоцентрированная терапия. В: Lehmann P., Coady N., редакторы. Теоретические перспективы прямой практики социальной работы: генеалистско-эклектический подход. Спрингер; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2001.

стр. 223–239. [Google Scholar]

9. Викман С.А., Кэмпелл К. Анализ того, как Карл Роджерс разыгрывал клиентоцентрированный разговор с Глорией. Дж. Каунс. Дев. 2003; 81: 178–189. doi: 10.1002/j.1556-6678.2003.tb00239.x. [CrossRef] [Академия Google]

10. Оксфордский английский словарь онлайн. Издательство Оксфордского университета. [(по состоянию на 15 сентября 2019 г.)]; Доступно в Интернете: http://oxforddictionaries.com/definition/English/empathyq=empathy

11. Кинг С.Х. Структура эмпатии в практике социальной работы. Дж. Хам. Поведение соц. Окружающая среда. 2011;21:679–695. doi: 10.1080/10911359.2011.583516. [CrossRef] [Google Scholar]

12. Kliszcz J., Nowicka-Sauer K., Trzeciak B., Nowak P., Sadowska A. Эмпатия в медицинских работниках — проверочное исследование польской версии шкалы эмпатии Джефферсона. . Доп. Мед. науч. 2006;51:219–225. [PubMed] [Google Scholar]

13. Кинг С. Дж., Холоско М. Дж. Разработка и первоначальная проверка шкалы эмпатии для социальных работников. Рез. соц. Практика работы. 2012;22:174–185. doi: 10.1177/1049731511417136. [CrossRef] [Google Scholar]

14. Batson C.D. Вопрос об альтруизме: к социально-психологическому ответу. Эрльбаум; Хиллсдейл, Мичиган, США: 1991. [Google Scholar]

15. Сковхольт Т. Цикл заботы: модель опыта в помогающих профессиях. Дж. Мент. Счетчики здоровья. 2005; 27: 82–9.3. doi: 10.17744/mehc.27.1.mj5rcvy6c713tafw. [CrossRef] [Google Scholar]

16. Тернер К. Внимательность: современный момент в клинической социальной работе. клин. соц. Работа Дж. 2009; 37: 95–103. doi: 10.1007/s10615-008-0182-0. [CrossRef] [Google Scholar]

17. Эймс Д.Р., Каммарат Л.К. Чтение мыслей и метапознание: нарциссизм, а не реальная компетентность предопределяет самооценку способностей. Дж. Невербальный. Поведение 2004; 28: 187–209. doi: 10.1023/B:JONB.0000039649.20015.0e. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

18. Ходжат М. Эмпатия в уходе за пациентами: Предыстория, развитие, измерение и результаты. Спрингер; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2007. [Google Scholar]

19. Jollife D., Farrigthon D.P. Разработка и валидация базовой шкалы эмпатии. Дж. Адолеск. 2005; 29: 589–611. doi: 10.1016/j.adolescence.2005.08.010. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Ланц Дж. Экзистенциальная теория. В: Lehmann P., Coady N., редакторы. Теоретические перспективы прямой практики социальной работы: универсалистско-эклектический подход. Спрингер; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2001. стр. 240–254. [Академия Google]

21. Sinclair S., Beamer K., Hack T.F., McClement S., Raffin Bouchal S., Chochinov H.M., Hagen N.A. Симпатия, эмпатия и сострадание: обоснованное теоретическое исследование понимания, опыта и предпочтения. Паллиат. Мед. 2017; 31: 437–447. doi: 10.1177/0269216316663499. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

22. Preckel K., Kanske P., Singer T. О взаимодействии социального аффекта и познания, эмпатии, сострадания и теории разума. Курс. мнение Поведение науч. 2018;19: 1–6. [Google Scholar]

23. Куартеро М.Э., Кампос-Видаль Дж.Ф. Поведение, связанное с заботой о себе, и его связь с уровнями удовлетворенности и сострадания среди социальных работников. соц. Работа Здравоохранение. 2019; 58: 274–290. doi: 10.1080/00981389.2018.1558164. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

24. Чой Г.Ю. Вторичный травматический стресс и расширение прав и возможностей социальных работников, работающих с жертвами семейного насилия или сексуального насилия. Дж. Соц. Работа. 2017; 17: 358–378. дои: 10.1177/1468017316640194. [CrossRef] [Google Scholar]

25. Рисс Х. Эмпатия в медицине: неврологическая перспектива. Варенье. Мед. доц. 2010; 304:1604–1605. doi: 10.1001/jama.2010.1455. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Бойл М.Дж., Уильямс Б., Браун Т., Молли А., Маккеннал Э., Льюис Б. Уровень эмпатии у студентов-медиков. Междунар. Дж. Мед. Образовательный 2010;5:299–306. [Google Scholar]

27. Hojat M., Mangione S., Nasca T.J. , Cohen MJM, Gonnella J.S., Erdmann J.B., Veloski J., Magee M. Шкала эмпатии врачей Джефферсона: разработка и предварительные психометрические данные. Эду. Психол. Изм. 2001;61:349–365. doi: 10.1177/00131640121971158. [CrossRef] [Google Scholar]

28. Спиро Х. Комментарий: практика эмпатии. акад. Мед. 2009; 84: 1177–1179. doi: 10.1097/ACM.0b013e3181b18934. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Hojat M., Gonella J.S., Mangione S., Nasca T.J., Veloski J., Erdamann J.B., Callahan C.A., Magee M. Эмпатия студентов-медиков в связи с успеваемостью , клиническая компетентность и пол. Мед. Образовательный 2002; 36: 522–527. doi: 10.1046/j.1365-2923.2002.01234.x. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

30. Hojat M., Louis D.Z., Maio V., Wang X., Rossi G. Эмпатия и качество медицинской помощи. Являюсь. Дж. Мед. Квал. 2013;28:6–7. doi: 10.1177/1062860612464731. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

31. Del Canale S., Louis D.Z., Maio V., Wang X., Rossi G., Hojat M. Взаимосвязь между эмпатией врача и осложнениями болезни: эмпирическое исследование врачей первичной медико-санитарной помощи и их пациентов с диабетом в Парме, Италия. акад. Мед. 2012;87:1243–1249. doi: 10.1097/ACM.0b013e3182628fbf. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

32. Бонвичини К.А., Перлин М.Дж., Билунд К.Л., Кэррол А.Г., Роуз Р.А., Гольдштейн М.Г. Влияние тренинга по общению на выражение эмпатии врачом при контакте с пациентом. Образовательный пациент. Счетчики 2009;75:3–10. doi: 10.1016/j.pec.2008.09.007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

33. Степьен К.А., Бернштейн А. Обучение эмпатии. Дж. Ген. стажёр. Мед. 2006; 21: 524–530. doi: 10.1111/j.1525-1497.2006.00443.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Огле Дж., Бушнелл Дж.А., Капути П. Эмпатия связана с клинической компетентностью в медицинском обслуживании. Мед. Образовательный 2013;47:824–831. doi: 10.1111/medu.12232. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

35. Hojat M. , Louis D.Z., Markham F.W., Wender R., Rabinowitz C., Gonnella J.S. Эмпатия врачей и клинические исходы для пациентов с диабетом. акад. Мед. 2011; 86: 359–364. doi: 10.1097/ACM.0b013e3182086fe1. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

36. Брунеро С., Ламонтс С., Коутс М. Обзор обучения эмпатии в сестринском деле. Нурс. Инк. 2010;17:65–74. doi: 10.1111/j.1440-1800.2009.00482.х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Молони С., Гейр С. Сочувствие и духовная помощь в акушерской практике: содействие расширению опыта женщин при родах. Женское рождение. 2015;28:323–328. doi: 10.1016/j.wombi.2015.04.009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Лим Б.Т., Мориарти Х., Хутуэйт М. «Быть ​​в роли»: педагогические инновации для улучшения навыков эмпатического общения у студентов-медиков. Мед. Учат. 2011; 33: 663–669. дои: 10.3109/0142159X.2011.611193. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Thirioux B., Birault F., Jaafari N. Эмпатия – защитный фактор выгорания у врачей: новые нейрофеноменологические гипотезы относительно эмпатии и симпатии в отношениях ухода. Фронт Псих. 2016;7:763–781. doi: 10.3389/fpsyg.2016.00763. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

40. Hemmerdier J.M., Stoddart S.D.R., Lilford R.J. Системный обзор тестов эмпатии в медицине. БМС Мед. Образовательный 2007; 7:1–8. [Академия Google]

41. Мудатсу М. к.т.н. Тезис. Университет Крита; Ираклион, Греция: 2015. Взаимосвязь между социальным капиталом и здоровьем женщин в сельском муниципалитете на Крите. [Google Scholar]

42. Норкросс Дж. К. Психотерапевтические отношения, которые работают: доказательная реакция. 2-е изд. Издательство Оксфордского университета; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2011. [Google Scholar]

43. Каллиникаки Т.Х. Качественные методы в исследованиях социальной работы. Топос; Афины, Греция: 2010. [Google Scholar]

44. Reynolds W.J., Scott B. Проявляют ли обычно медсестры и другие профессиональные помощники большую эмпатию? Дж. Адв. Нурс. 2000; 31: 226–234. doi: 10.1046/j.1365-2648.2000.01242.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

45. Kenny D.A., Veldhuijzen W., Weijden T., Leblanc A., Lockyer J., Legare F., Campbell C. Межличностное восприятие в контексте отношений между врачом и пациентом : диадический анализ общения врача и пациента. соц. науч. Мед. 2010;70:763–768. doi: 10.1016/j.soccimed.2009.10.065. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Шапиро Дж. Пройти милю на месте своих пациентов: эмпатия и другие аспекты в обучении студентов-медиков. Филос. Этика гуманит. Мед. 2008; 12:3–10. дои: 10.1186/1747-5341-3-10. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Hojat M., Vergare M.J., Maxwell K., Brainard G., Herrine S.K., Isenberg G.A., Veloski J., Gonnella J.S. Дьявол на третьем курсе: лонгитюдное исследование эрозии эмпатии в медицинской школе. акад. Мед. 2009 г.;84:1182–1191. doi: 10.1097/ACM.0b013e3181b17e55. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. Педерсен Р. Эмпирические исследования эмпатии в медицине — критический обзор. Образовательный пациент. Счетчики 2009;76:307–322. doi: 10.1016/j.pec.2009.06.012. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

49. Шкала эмпатии Джефферсона (JSE). Центр исследований в области медицинского образования и здравоохранения (CRMEHC) [(по состоянию на 12 декабря 2018 г.)]; Доступно в Интернете: http://www.jefferson.edu/jmc/crmehc/jse.html

50. Hojat M., Gonnella J.S., Nasca T.J., Mangione S., Vergare M., Magee M. Врачебная эмпатия: определение, измерение и связь с полом и специальностью. Являюсь. Дж. Психиатрия. 2002; 159: 1563–1569. doi: 10.1176/appi.ajp.159.9.1563. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

51. Сун Хун Д., Хонг Су Дж., Ли Хун Д., Гоннелла С.Дж., Ходжат М. Шкала эмпатии врачей Джефферсона: предварительное психометрическое исследование и групповые сравнения в Корейские врачи. Мед. Учат. 2012; 34: 464–468. [PubMed] [Академия Google]

52. Ди Лилло М., Чиккетти А., Ло Скальцо А., Тарони Ф., Ходжат М. Шкала эмпатии врачей Джефферсона: предварительная психометрия и групповые сравнения итальянских врачей. акад. Мед. 2009; 84: 1198–1202. doi: 10.1097/ACM.0b013e3181b17b3f. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

53. Fjortoft N., Winkle LJV, Hojat M. Измерение эмпатии у студентов-фармацевтов. Являюсь. Дж. Фарм. Образовательный 2011;75:109–120. doi: 10.5688/ajpe756109. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Чен Д., Лью Э.В.Р., Хершман В., Орландер Дж.А. Поперечное измерение эмпатии студентов-медиков. Общая мед. 2007; 22:1434–1438. doi: 10.1007/s11606-007-0298-x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

55. Стэнли С., Буванесвари Г.М., Минакши А. Предикторы эмпатии у женщин-социальных работников. Дж. Соц. Работа. 2020;20:43–63. doi: 10.1177/1468017318794280. [CrossRef] [Google Scholar]

56. Greemo E., Ting L., Wader K. Прогнозирование эмпатии при оказании помощи профессионалам: сравнение социальной работы и студентов-медсестер. соц. Работа Образовательная. 2017; 37: 173–189. doi: 10.1080/02615479.2017.1389879. [CrossRef] [Google Scholar]

57. Van Ryn M., Hardeman R.R., Phelan S.M., Burke S.E., Przedworski J., Allen M.L., Burgess D.J., Ridgeway J., White R.O., Dovidio J.F. Психосоциальные предикторы отношения к врачу эмпатия в клинических контактах, среди 4732 студентов-медиков 1-го курса: отчет об исследовании CHANGES. Образовательный пациент. Счетчики 2014;96:367–375. doi: 10.1016/j.pec.2014.06.009. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

58. Бен-Порат А., Ицхаки Х. Выгорание среди социальных работников, занимающихся травмами: вклад личных ресурсов и ресурсов окружающей среды. Дж. Соц. Работа. 2015;17:606–620. doi: 10.1177/1468017314552158. [CrossRef] [Google Scholar]

59. Вагаман М.А., Гейгер Дж.М., Шокли К., Сигал Э.А. Полевка эмпатии в эмоциональном выгорании, удовлетворенности состраданием и вторичном травматическом стрессе у социальных работников. соц. Работа. 2015;60:201–209. doi: 10.1093/sw/swv014. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

60. Дуарте Дж., Пинто-Гувейя Дж., Круз Б. Взаимосвязь между эмпатией медсестер, самосостраданием и параметрами профессионального качества жизни: перекрестное исследование. Междунар. Дж. Нурс. Стад. 2016; 60:1–11. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2016.02.015. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

61. Стэнли С., Меттилба Г.Б. Рефлексивные способности, эмпатия и эмоциональный интеллект у студентов бакалавриата по социальной работе: перекрестное исследование из Индии. соц. Работа Образовательная. 2016; 35: 560–575. doi: 10.1080/02615479.2016.1172563. [CrossRef] [Google Scholar]

62. Стэнли С., Буванесвари Г.М. Атрибуты личности студентов социальной работы: оценка эмпатии, эмоционального интеллекта и устойчивости. соц. Хрон работы. 2016;7:85–110. [Google Scholar]

63. Riess H., Kelley J.M., Bailey R.W., Dunn E.J., Phillips M. Обучение эмпатии для врачей-резидентов: рандомизированное контролируемое исследование учебного плана, основанного на неврологии. Дж. Ген. стажёр. Мед. 2012;27:1280–1286. doi: 10.1007/s11606-012-2063-z. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

64. Pohontsch N.J., Stark A., Ehrhardt M., Kötter T., Scherer M. Влияние на эмпатию студентов в медицинском образовании: исследовательское интервью со студентами-медиками на третьем и последнем курсе. БМС Мед. Образовательный 2018;18:231. doi: 10.1186/s12909-018-1335-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

65. Dadgari A., Kasaeian A., Atash T.S.G., Naserli F.L., Dadvari L., Kalateh J.M. Эффективность клинической программы акушерства в достижении основных целей обучения: мнение наставников и учеников. Знания Здоровье. 2009 г.;4:28–33. [Google Scholar]

66. Рейнольдс В.Дж., Скотт Б., Джессиман В.К. Эмпатия не измерялась с точки зрения клиента и не обучалась эффективно: обзор литературы. Дж. Адв. Нурс. 1999;30:1177–1185. doi: 10.1046/j.1365-2648.1999.01191.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

67. Левинсон В., Коравара – Бхат Р., Лэмп Дж. Исследование ответов пациентов и ответов врачей в учреждениях первичной медико-санитарной помощи и хирургических учреждениях. ДЖАМА. 2000; 284:1021–1027. doi: 10.1001/jama.284.8.1021. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

68. Cinar N., Gevahir R., Sahin S., Sozeri C., Kuguoglu S. Оценка эмпатических навыков студентов-медсестер по отношению к занятиям, которые они посещают. Revista Electronica де Entermagen. 2007; 9: 588–595. [Google Scholar]

69. Вилкистром Б.М. Художественные диалоги: образовательный метод, с помощью которого учащиеся открывают для себя личные знания эмпатии. Междунар. Дж. Нурс. Практика. 2001; 7: 24–29. doi: 10.1046/j.1440-172x.2001.00248.x. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

70. Метес С. Эмпатические наклонности и навыки студентов-медсестер. соц. Поведение Личный. 2007; 35: 1181–1188. doi: 10.2224/sbp.2007.35.9.1181. [CrossRef] [Google Scholar]

71. Fallowfield L. Efficacy of a Cancer Research Британская модель обучения коммуникативным навыкам для онкологов: рандомизированное контролируемое исследование. Ланцет. 2002; 359: 650–656. doi: 10.1016/S0140-6736(02)07810-8. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

72. Фаллоуфилд Л. Устойчивое влияние обучения навыкам общения: результаты 12-месячного наблюдения. бр. Дж. Рак. 2003;89: 1445–1449. doi: 10.1038/sj.bjc.6601309. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

73. Поллак К.И. Общение онколога об эмоциях во время визитов к пациентам с распространенным раком. Дж. Клин. Онкол. 2007; 25: 5748–5752. doi: 10.1200/JCO.2007.12.4180. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

74. Шапиро Дж. Как врачи учат эмпатии в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. акад. Мед. 2002; 77: 323–329. doi: 10.1097/00001888-200204000-00012. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

75. Папули Э. Куклы Diversity: креативный метод обучения для поощрения студентов, занимающихся социальной работой, к развитию сочувствия и понимания уязвимых групп населения. соц. Работа Образовательная. 2018; 38: 241–260. doi: 10.1080/02615479.2018.1515904. [CrossRef] [Google Scholar]

76. Папули Э.