Какая наука изучает древний почерк: Что в почерке тебе моем?

Что в почерке тебе моем?

23 января отмечается День почерка, или День ручного письма.

Инициатором учреждения такого праздника стала Ассоциация производителей пишущих принадлежностей. День почерка был введен с целью напоминания об уникальности ручного письма и неповторимости почерка каждого человека.

Интересно, что 23 января родился один из видных американских государственных деятелей — Джон Хэнкок (1737 — 1793), который первым поставил свою подпись под Декларацией Независимости. Его подпись была крупной и размашистой, что прибавило авторитета ее автору. 

История развития ручного письма исчисляется тысячелетиями. Свои мысли о связи почерка с духовным миром человека высказывал еще Аристотель и великие итальянцы эпохи Возрождения.

В Древней Руси до появления книгопечатания существовало три вида почерка: устав, полуустав и скоропись.

Самые древние русские книги написаны особым торжественным почерком — уставом. Буквы устава вытянуты вверх, их вертикальные части прямые, без расширений и сужений. Каждая буква прописана отдельно, пробелов между словами нет.

В XV веке на смену уставу пришел другой почерк — полуустав. Буквы полуустава шире и ниже, более «квадратные», у них есть сужения и расширения, они могут иметь небольшой наклон. В полууставных рукописях уже встречается, хотя и не всегда, раздельное написание слов.

Современные «древнерусские» шрифты обычно подражают именно полууставу. И первые наши печатные книги тоже использовали полууставное начертание букв — только слова набирались раздельно.

В XVI веке на Руси появились приказы — очень дальние предшественники наших министерств. В приказах переписывали много документов, и делать это надо было быстро. Появился новый вид письма — скоропись. Буквы скорописи поначалу были похожи на буквы беглого полуустава, но потом некоторые из них вообще потеряли привычный вид. Например, «с» писалась как слегка изогнутая вертикальная черточка, а «к» — как две таких черточки.

О том, чтобы буквы были равны по высоте, никто уже не заботился. В скорописи целые слова могут налезать друг на друга и переплетаться между собой, образуя замысловатые узоры. Читать скоропись куда труднее, чем устав или полуустав.

В 1875 году французский аббат Жан Ипполит Мишонер впервые употребил термин «графология», которым сегодня определяется область знания о почерке и методах его исследования в связи с психическим состоянием личности. 

В медицине «графологией» обозначается изучение почерка как вспомогательного элемента диагностики и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы. Термин «графология» иногда некорректно применяется по отношению к почерковедению.

Современные ученые называют семь основных характеристик почерка, по которым можно создать портрет человека, — размер букв, их наклон и форма, направление почерка, интенсивность нажима, характер написания слов, общая оценка почерка. Графологи полагают, что между особенностями почерка и чертами характера обязательно должна существовать связь, потому что человеческий мозг подсознательно «водит» рукой пишущего. Работой мозга они объясняют и то, что при взрослении и изменении характера почерк человека также меняется.

Результаты современных исследований подтверждают связь почерка с некоторыми психическими особенностями человека, ведь неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все наши душевные движения. 

Важным орудием почерк стал для криминалистов. Цель экспертов почерковедения — установить подлинность того или иного документа. Специалисты по научной экспертизе документа должны в совершенстве знать разнообразные стили написания. Они тщательно изучают все характеристики почерка, чтобы точно установить личность писавшего. 

Почерк зависит также от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору людей. Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой.  

Графологическая экспертиза широко используется в современной практике отбора кадров. Например, в оценочных центрах США при подборе новых работников используется графологическая экспертиза анкет претендента по 238 признакам, с помощью которого могут быть описаны: расположение текста, направление и наклон букв, их величина и форма, ритм письма и т. д.

В США также распространены графологические бюро, специализирующиеся на анализе профессиональных и личностных качеств претендентов на различные управленческие должности по их почерку. Графологическая экспертиза – гораздо более простой, дешевый и верный способ отбора, чем традиционные психологические тесты.

Стоит отметить, что научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение, большим числом исследователей графология признается псевдонаукой. 

 

«Почерк – зеркало души»

Почерк – зеркало души
PPTX / 2. 52 Мб

РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
«МОЙ ПЕРВЫЙ ДОКЛАД»

                                                  Почерк – зеркало души

Содержание

1. Введение__________________________________________________3

2. Основная часть

2.1. История графологии ___________________________________4 – 5

2.2. Характеристика почерка___________________________________6

2.3. Анализ общего вида письма____________________________ 6 – 12

2.4. Возможности анализа почерка_________________________12 – 13

2.5 Интересные факты о почерке_______________________________ 13

3. Практическая часть

3.1. Описание исследования ___________________________________14

3.2. Характеристика почерка учащихся 3 б класса_____________ 15 – 17

4. Заключение____________________________________________17 – 18

5. Используемая литература ____________________________________19

6. Приложение _______________________________________________20

Введение

«Зачем мне фотография человека,

для меня гораздо важнее клочок исписанной бумаги,

так как в нем изображается преступность,

радость, печаль, озлобленность,

настроение духа и тому подобное»

Французский ученый антрополог Д. Тарт

Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер. А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека, особенности воспитания, обучения, умственные способности.

Оказывается, существует даже целая наука – графология, которая изучает законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.

Почерк — это интересный и ценный способ, который позволяет понять себя и познать природу окружающих нас людей. Интерес вызывало то, что почерк присущ каждому индивидуально, и поэтому можно заочно познать человека, не зная его. Изучение почерка может выявить и наличие скрытых черт характера людей, которые могут быть использованы ими в дальнейшей жизни. И, разумеется, заинтересовало то, что исследовать почерк могут не только специалисты графологи, но и простые обыватели.

Актуальность

Тема исследования интересная и актуальная, так как в школе всех учеников обучают правописанию и красивому почерку одинаково, при этом у учащихся, надо заметить, он разный.

Почерк каждого человека абсолютно индивидуален, как отпечатки пальцев, голос, это позволяет отличить всех людей друг от друга.

Анализ почерка даст возможность раскрыть личностные особенности ученика, которые нашли своё отражение в определённом написании букв и строк.

Гипотеза: Действительно ли почерк может рассказать о характере своего хозяина?

Цель работы:
Наша цель установить зависимость между особенностями почерка и характером человека.

Задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
 Познакомиться с наукой графологией;

 Выяснить значение термина: графология;

 Изучить основные закономерности графологического анализа;

 Проанализировать почерк учащихся 3Б класса;

 Сделать выводы на основе наблюдений и анкетирования установить процент достоверности полученных результатов.

Объект исследования: 3б класс

Предмет исследования: анкеты, тетради учащихся 3б класса

Практическая значимость: результаты исследования помогут понять, как почерк может влиять на характер ученика.

2. Основная часть

2.1 История графологии

Связь почерка с характером изучает наука графология. Она позволяет определить по почерку человека его ум, силу воли, самооценку, эмоциональность и многое другое.
Значение слова Графология по Ефремовой:
Графология — Исследование почерка с точки зрения отражения в нем свойств характера, способностей и психических состояний пишущего.  
Значение слова Графология по Ожегову:
Графология — Учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека.
Графология в Энциклопедическом словаре:
Графология — (от графо… и …логия) — учение о почерке, исследование его сточки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего.
Значение слова Графология по словарю Ушакова:
Графология — (от греч. grapho — пишу и logos — учение) (спец.). Способ определять характер человека по его почерку. 

Графология — это древнейшее искусство. Несколько тысяч лет назад китайцы определяли по почерку характер человека, специалисты в древнем Риме, а позднее, монахи средневековья также владели этим искусством.

Графология как наука существует давно. Первая книга, посвящённая графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Примерно 200 лет спустя к этой теме вернулись во Франции. Понятия об этом предмете возникли в 17 веке, принято считать французского аббата Мишона (1806-1881) основным инициатором образования графологического общества, он сам написал несколько сочинений на эту тему, выпускались первые специальные журналы по графологии. В 1872 году написал книгу «Система графологии» впервые употребив термин «графо» — писать, «логос» — наука. С помощью почерка можно сделать психологический портрет человека.

Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции. Ученый церковник Аббат Фландрэн заинтересовался книгой Бальдо. Он создал группу, участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и по роду занятий. Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. Для того, чтобы окрестить новую науку Аббат использовал два греческих слова — «графо» (писать) и «ологи» (наука). Так и родилось имя новой науки — графология.

Ученик Фландрэна Аббат Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошел своего учителя. В 1872 году он написал книгу «Система графологии». Так впервые было употреблено слово « графология». Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях Крепье — Жамэна, в которых были применены более четкие методы классификации различных черт характера, которые выявил анализ почерка.

Графологией заинтересовались в Германии, затем в Англии, где многие интеллектуалы посвятили немало времени совершенствованию анализа почерка.

С XIX века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра. Она включена в учебные программы по психологии в университетах многих европейских стран.

2.2. Характеристика почерка

Никто не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее. Со временем этот процесс становится чисто автоматическим. В процессе письма люди не задумываются о том, как пишут. При письме мысли направлены на то, что нужно написать. Так что, процессом письма управляет подсознание. Каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. Многое зависит от того, где и когда обучался человек, в каком окружении он жил, и от физического состояния его рук. Но наиболее сильные эмоциональные переживания, душевные болезни и мощные влияния окружающей среды оседают в подсознании и влекут за собой характерные изменения в движениях рук. Сознание «выражает себя» через устную речь, подсознание может «выражать себя» и через почерк.

О том, что почерк человека отражает его темперамент, заметил еще Аристотель. В более позднее время этим вопросом занимались Лафатер, Лейбниц, Гете и др. В наши дни графология – учение о связи почерка с характером – является развитой наукой с твердой теоретической основой и рядом различных направлений. Распознавание личностного типа человека по почерку сегодня широко используется в психологической диагностике, в космической медицине, в криминалистике. Известны случаи, когда по одному почерку специалистам удавалось раскрывать преступления. В ряде стран западной Европы анализ личности человека по его почерку применяется при приеме на работу.

При характеристике почерка внимание обращают на такие параметры, как размер букв, их форма, наклон, нажим, манера располагать текст на листе и т.д. По размеру почерка определяют степень коммуникабельности человека. Чем крупнее почерк, тем легче человеку строить отношения с окружающими людьми. Мелкий почерк, напротив, говорит о скрытности, необщительности, возможно, застенчивости.

Про тех людей, которые придают буквам округлые формы, говорят, что они открыты для других, отзывчивы, добродушны. Те же, чей почерк угловат, считаются людьми самолюбивыми и эгоистичными. Если человек сильно нажимает на ручку или карандаш в процессе написания текста, то это выдает в нем большую силу воли, выдержку и терпеливость. Слабый нажим говорит о слабоволии человека. Если человек при написании слова оставляет между буквами пробелы, то это указывает на хорошо развитую интуицию, если же буквы пишутся слитно, то человек обладает отличным логическим мышлением. Аккуратный почерк, правильно выведенные буквы свидетельствуют об уравновешенной сдержанной личности. Размашистый почерк указывает на оптимистов, людей творческих, активных, любопытных. Сложный неразборчивый почерк встречается у людей предприимчивых, активных, но склонных к неврозам.

Большое значение имеет и расположение текста на листе бумаги. Прямые строки говорят о спокойном нраве пишущего, его реалистичности и здравомыслии. Если строка на конце поднимается, то человек является жизнелюбцем. Опускающаяся к концу строка говорит о пессимистической настроенности индивида. Волнообразные строки выдают в человеке хитрость, лукавство, склонность идти на уловки и плести интриги. Оформление левого поля свидетельствует о приверженности человека к ценностям материального характера. Если поле узкое, то это указывает на бережливость человека, широкое поле говорит о его щедрости. Если внизу листа левое поле сужается, то человек склонен к расчетливости и даже скупости. Если поле книзу становится шире, то человеку свойственна расточительность.

завышенной самооценке, желании быть в центре внимании. Строго вертикальный почерк характерен для лидеров, обладающих сильной волей; такие люди всегда знают, чего хотят.

2.3. Анализ общего вида письма.

Признак

Качество личности

Анализ полей

Маленькие поля слева

Бережливость, склонность к семейной жизни, педантизм

Широкие поля слева

Потребность в деятельности, отсутствие мелочности

Очень широкие поля слева

Щедрость, хвастливость, расточительность, желание и стремление быть оригинальным, стремление к роскоши, блеску; фамильная гордость, простые привычки и манеры

Левый край постепенно расширяется

Щедрость, расточительность, стремление к бережливости, накопительству

Левый край сужается

Эгоизм, бережливость, доходящая до скупости, самообладание

Отсутствие полей

Большое желание проявить себя, максимализм; неприятие зла, стремление к моральной чистоте; желание развернуться в своей деятельности, использовать все для достижения своей цели, все обернуть в свою пользу

Анализ строк

Прямые строчки

Спокойствие, уверенность, сила воли, умеренность, рассудительность, доверчивость, сильно развитое чувство долга; планомерное продвижение; заблаговременная подготовка, систематическая работа, не откладывает все на последнюю минуту, доводит начатое до конца, решительность, устойчивость мнений, ответственность за поступки, эмоции и решения

Строки, восходящие кверху

Честолюбие, тщеславность, храбрость, решительность, сознание собственной силы, стремление к деятельности, доверчивость, искренность, самоуверенность, оптимизм, высокие запросы, завышенная самооценка; подвижный тип; быстрота установления контактов; инициативность в налаживании отношений в сфере своих интересов, широта данного круга; личность творческая, самовлюбленность, гордость, упрямство, склонность к рефлексии, инициативность, требовательность к другим

Строки, идущие книзу

Отсутствие честолюбия, решительности, храбрости, инициативы; апатия, пессимизм, недоверие к себе, сентиментальность, чуткость, конформность, обидчивость

Волнообразные строки

Хитрость, ловкость, лживость, изворотливость, тактичность, коммерческие наклонности, отсутствие совести, непрямолинейность

Строки вначале восходят, а потом опускаются

Отсутствие настойчивости, непостоянство, нетерпеливость, человек, который сразу берется за несколько дел, не всегда их оканчивает, во многих делах испытывает разочарование и не добивается успеха; весь мир — в будущем; азартность, увлеченность новыми начинаниями

Сначала строки опускаются, а потом поднимаются

Самоуверенность; неохотно берется за дело, но, начав, доводит до конца, несмотря на первоначальные сомнения, а потому достигает успеха; конкретность, практичность, наличие полезных дел, стремление добиться своего

Начало каждого слова стоит выше окончания предыдущего

Потребность в деятельности, неуверенность, сильно развитое чувство долга, комплексы; правильность действий, логичность поступков

Начало каждого слова стоит ниже окончания предыдущего

Осторожность, честолюбие, стойкость, выдержанность, уверенность, рассудительность; холодный рассудок; анализ дел, логичность, объективность, непредвзятость, сдержанность

Слова, связанные по слогам

Торопливость, но отсутствие опрометчивости; воля, умение преодолевать трудности; сила и красота; если хочет, то добивается; логично ведет борьбу; решительность

Заполнение строки до конца со сжиманием и суживанием букв

Потребность высказываться, делиться чувствами; бессознательный страх быть непонятым и не получить сочувствия

Анализ наклона букв

Почти лежащий

Невоздержанность, вспыльчивость, сентиментальность, увлекающаяся натура

Косой

Сердечность, участливость, логичность мышления, добросовестность в работе, стремление к порядку, качеству, равенству, справедливости; есть система знаний, логика знаний, волевое внедрение разумного

Крутой отвесный

Сила воли и характера, самообладание, нравственность, сдержанность, холодность, уравновешенность, внимание к внешнему блеску

Наклон влево

Неестественность, чопорность, хитрость, деспотизм, скрытность, недоверие, боязнь собственного чувства

Наклон в разные стороны

Капризность, неуравновешенность, нерешительность, внутренний разлад, борьба чувств и разума, противоречивость, самовлюбленность

Отвесный на конце слова

Осторожность, сдержанность, любовь к правде, настойчивость, умеренность в выражении чувств, критическое отношение к своим поступкам, волевое внедрение разумного

К концу слова более короткий

Сила воли, самообладание, развитое чувство долга, чувство справедливости, ответственность и исполнительность

Почерк беспокойный, постоянно изменяющийся в величине букв, направленности и наклоне

Инициативность, нервозность, внутреннее беспокойство

Наклоны вправо

Чувствительность, творческая натура, хорошая работоспособность, сопереживание людям, наличие симпатий и антипатий, любовь и ненависть, неравнодушие, сердечность в отношениях с близкими, эмоциональное богатство, открытость, склонность к порывам в любви, гневе, молчаливость переживаний, добро и зло, скрытый мир чувств, наличие веры, надежды, любви, привязанности к близким, неприятие зла, стремление к моральной чистоте

Анализ величины и ширины почерка

Мелкий почерк

Наблюдательность, хладнокровие, спокойствие, скрытность, остроумие, заботливость, устойчивость мнений, принципиальность, исполнительность

Круглый почерк

Гордость, самолюбие, предприимчивость, потребность в деятельности, решительность, стремление к господству

Буквы выходят за верхний предел строки

Идеализм, нежность

Буквы расположены ниже строки

Коммерческие наклонности, материализм, практический ум, тщеславность, суетность

Буквы выходят за нижний предел строки

Тщеславность, склонность к фантазированию, предусмотрительность, предприимчивость, организаторские способности, распорядительность

Узкий почерк

Сдержанность, скрытность, мелочность, скупость, исполнительность, жестокость, стремление к точности, боязнь потери состояния и денег

Буквы последнего слова сжаты на конце, чтобы избежать переноса

Расточительность

Широкий почерк

Ум, энергия, потребность в деятельности, беззаботность, беспечность, общительность, непринужденность, легкая привязчивость, щедрость, расточительность

Анализ нажима и беглости почерка

Очень толстый, с сильным нажимом

Усидчивость, строгие взгляды на жизнь, прилежание, неповоротливость

Расплывающийся пятнами

Прагматизм, бесхарактерность, чувствительность, обжорство, склонность к излишествам, уступчивость

Без нажима

Бесхарактерность, нерешительность, бессилие, уступчивость и желание быть непонятым

Соединительные черты одинаковой толщины с основными

Стойкость, развитое чувство долга, правильный, трезвый взгляд на жизнь; стремление доискаться до причин и оснований

Беглый и размашистый

Предприимчивость, потребность в деятельности, любознательность, ловкость, веселый характер, некоторая склонность к фантазированию

Каллиграфически правильный

Невозмутимое спокойствие, решительность, честность и светская ловкость, верный расчет в делах, действенность

Дрожащий, угловатый

Нервность, трусливость, неуверенность, нерешительность, обидчивость, беспричинная печаль

Круглый на окончаниях коротких, низких, сокращенных и маленьких букв

Бесхарактерность, уступчивость, желание добра, отзывчивость, вкус, склонность к фантазированию

Сильный угловатый

Эгоизм, стойкость, упрямство, резкость, потребность в деятельности

Беглый и сухой

Сдержанность, ум, отчасти склонность к фантазированию

Очень витиеватый

Тщеславность, Любовь к внешнему блеску, неудовлетворенность

Разборчивый, воспринимается без затруднений

Предусмотрительность, ум, благоразумие, самостоятельность, спокойствие, решительность и уверенность в делах, успех

Неразборчивый и неправильный

Нервность, беззаботность, потребность в деятельности, сумасбродство

Меняющийся

Ум, склонность к сравнениям и уподоблениям

Наклонный с правильным нажимом

Бесхарактерность, чувствительность, увлекающаяся натура

Причудливый, нестандартизированный

Оригинальность, юмор, капризность, прихотливый вкус, склонность к сумасбродным поступкам и безумию

Косой с толстым нажимом, неровный и угловатый

Изобретательность, стойкость, решительность, потребность в деятельности, успех

Большой, тонкий, беглый и неровный

Человек минуты

Очень наклонный и возвышающийся

Сильная увлеченность предприятиями

Наклонный, почти лежащий

Обидчивость

Мелкий и узкий

Сдержанность, заботливость, бережливость, обходительность

Очень угловатый

Стойкость, упрямство, эгоизм, себялюбие, своенравие, черствость, холодность

Очень неразборчивый

Непроницаемость, загадочность, невозмутимый характер, редко выходит из себя

Красивый, каллиграфический

Бесхарактерность, мало развита самостоятельность; человек, всегда находящийся под чужим влиянием

Некрасивый и неразборчивый

Самостоятельность

Неровный, растрепанный

Безмятежная свобода от обстоятельств; руководствуется реальной жизнью, а не догмой; случайная удача, работа по вдохновению, приспособление к меняющемуся миру, скептическое предвидение, эмоциональное предчувствие

Широкий, размашистый, с правой стороны свешивающийся

Отсутствие логики, руководствуется чувствами

«Неуверенные» строчки

Нервность, беспокойство, недоверие к себе, раздражительность, обидчивость

Сильный нажим букв

Строгие взгляды на жизнь; энергичность, подчиняется власти чувства, влияние на людей, консерватизм, нетворческая натура

2. 4. Возможности анализа почерка

Анализ почерка раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Почерки людей столь же различны, как и их индивидуальные качества, как их отпечатки пальцев. У анализа почерка существуют определенные пределы возможностей.
Во–первых, невозможно сказать, принадлежит ли почерк мужчине или женщине, если текст не подписан..
Во – вторых, почерк не показывает и возраст автора письма. Может показаться, что почерк подростка принадлежит лицу более старших лет, потому, что ум подростка зрел не по возрасту, а письмо старого человека может выглядеть ребяческим, потому, что у него сохранился юношеский задор. Поэтому письмо раскрывает умственный, а не хронологический возраст.
Нельзя по почерку узнать род работы, характер занятия или увлечения того или иного лица, так как многие люди занимаются делами, для которых они изначально не подходят, но успешно справляются с ними благодаря своему уму или способности приспосабливаться к различным обстоятельствам или по необходимости.
В то же время почерк может открыть способность ясно мыслить, четко действовать, проявлять упорство в достижении цели, присутствие финансовой расчетливости, а также других качеств, которые помогают человеку преуспеть.

По почерку невозможно догадаться, принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому, что почерки не обладают семейным сходством. Даже в том случае, если люди похожи до такой степени, что их собственные родители с трудом могут отличать их друг от друга, их почерки могут показать наличие совершенно разных черт.
Итак, как уже было сказан, чрезвычайно важно иметь в виду, что анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека. Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях и темпераменте, что позволит ему направлять свои действия. Каким образом он использует знание о чертах своей личности для того, чтобы определить свою жизнь в будущем, не входит в компетенцию графолога. Все, что может сделать графолог – это указать на наличие сильных и слабых сторон испытуемого, а последний может воспользоваться информацией для того, недостатки.

2.5 Интересные факты о почерке.

    Левосторонний, зеркальный почерк в психологии получил название «почерка Леонардо». Леонардо да Винчи писал свои записки именно таким почерком, что делает очень трудной их расшифровку.

    Наполеон менял почерк на протяжении жизни (их у него насчитывают около семи). С годами почерк Наполеона становился все запутаннее и неразборчивее.

    Почерк Пушкина принято называть «скорописью». Им совершенно не восхищались ни учителя чистописания в лицее, ни современники Пушкина: иметь такой почерк считалось просто неприличным.

    Мелкий и крайне неразборчивый почерк был у Николая Гумилева.

    Лермонтов часто менял почерк, но даже когда он старался писать ровно и красиво, строчки всегда загибались вверх, а буквы «выскакивали» то вниз, то вверх. В одной из книг по графологии почерк Лермонтова рассматривается как типичный образец почерка невротической личности.

    Рукопись Девятой симфонии Бетховена была напечатана только через два года после ее написания. Дело в том, что любимый переписчик Бетховена умер, а его два преемника с большим трудом разбирали ужасный почерк гения. В одном месте, исправляя ошибку переписчика, Бетховен в порыве чувств написал «du verfluchter Kerl!» («Ты проклятый дурак!»).

    Эпистолярные документы Черчилля почти нечитабельны для тех, кто не имеет привычки к его почерку – слишком мелкому и неразборчивому. Когда однажды Черчиллю сказали, что его почерк напоминает почерк Клеопатры, он пришел в неописуемый восторг.

    Читать некоторые документы Карла Маркса очень трудно, потому что он имел обыкновение писать многие слова слитно.

    Эйнштейн писал не только неразборчиво, но и крайне неряшливо. На многих его рукописях имеются кляксы, разного рода пятна и даже отпечатки пальцев Эйнштейна, испачканных чернилами.

    Почерк Льва Толстого был малопонятным с путаницей условных знаков и добавлений. Разобрать его могла только его жена, которой и приходилось бессчетное количество раз переписывать «Войну и мир». Психиатр Чезаре Ломброзо, посмотрев на почерк Льва Толстого, пришел к выводу, что он принадлежит женщине легкого поведения с психопатическими наклонностями.

3. Практическая част

3.1. Описание исследования

Для того чтобы выяснить причину плохого почерка, мы решили провести опрос среди учащихся нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие 20 человек.
Респондентам был задан следующий вопрос: От чего зависит почерк человека?

 

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: большая часть, ребят класса, считает, что почерк человека зависит от соблюдения основных правила письма. И лишь 5 человек связывают свой почерк с настроением и самочувствием.

Анализ почерка одноклассников с помощью тестирования их работ

При проведении анализа почерка учащихся 3б класса мне потребовались их тетради, образцы почерка на чисто белых листах. Анализируя работы, мы получили необходимый результат, который помог нам понять, о чём говорит почерк ученика.

Первое, на что мы обратили внимание, связанное с наукой графологии, ясно выражена ширина интервала между словами — один из показателей отношения ученика к своим одноклассникам и окружающим. Из своих наблюдений мы заметили, что почерк ученика может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других обстоятельств. Например, когда ученик испытывает определённое настроение, волнение или другие эмоции, то он пишет с более сильным нажимом. Если же человек пишет в большей степени разными почерками или меняет его в процессе письма, то это говорит о том, что человек чувствителен и творчески развит. Размер почерка говорит об общительности человека. Обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми, имеет много друзей и знакомых, а обладатель мелкого почерка — человек скорее замкнутый и скрытный. На протяжении всей жизни человека манера письма меняется, так как меняются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении и в речи можно раскрыть его внутренний мир.

3.2. Характеристика почерка учеников 3б класса

    Размер букв: очень маленький (не более 2-3мм) -3балла, маленькие — 7, средние — 17, крупные (свыше7мм) -20.

    Наклон букв: влево-2балла, лёгкий наклон влево — 5, прямое написание — 10, лёгкий наклон вправо — 6, вправо — 14

    Форма букв: округлая — 9 баллов, бесформенная — 10, угловатая — 19.

    Направление строк: ползут вверх -16 баллов, прямые -12, ползут вниз -1.

    Сила нажима: лёгкая-8 баллов, средняя-15,сильная-21.

    Характер соединения букв: склонность к слитному написанию-11 баллов, к раздельному-18.

    Общая оценка: почерк старательный-13 баллов, неровный, одни слова читаются легко, другие-с трудом-9, неразборчивый, буквы узнаются с трудом-4.

Сложим полученные баллы:

35-51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.

52-63: в большинстве жизненных ситуаций этот человек не смел и пассивен. По складу ума романтик и философ.

64-75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто рискует. Несмотря на лёгкий характер, не лишён чувства собственного достоинства.

76-78: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.

88-98: самая распространённая группа. Характерные признаки — честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществлёнными), смекалка, ярко выраженное чувство юмора.

99-109: индивидуалист с острым умом. С ним нелегко, потому что он вспыльчив, обидчив и несколько сварлив. Независим в суждениях и поступках. Среди таких людей часто встречаются одарённые личности, склонные к творчеству, изобретательству.

110-121: скорее всего это личность грубая и заносчивая. Чувство ответственности отсутствует практически полностью.

Из 20 учащихся нашего класса от 64-75 баллов набрали 5 учеников. Обладатели такого почерка решительны, хоть и часто пасуют перед опасностью. Несмотря на лёгкий характер, не лишены чувства собственного достоинства.

10 учащихся класса набрали от 76-87 . Их почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.

5 учеников набрали от 88-98 баллов. Это самая распространённая группа. Характерные признаки — честность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществлёнными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.

Пользуясь информацией, мы проанализировали почерк учащихся нашего класса и получили следующие результаты:

Черты характера

Кол-во

учащихся

    Коммуникабельный, энергичный

    8

      Сдержанный, осмотрительный

      6

        Легко ориентируется в незнакомой обстановке

        3

          Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

          11

            Слабая воля

            4

              Хорошая стрессоустойчивость

              7

                Критичный, склонный к проявлению силы

                3

                  Слабая субординация

                  5

                    Осторожный

                    7

                      Бодрый, энергичный(оптимист)

                      6

                        Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)

                        1

                          Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

                          5

                            Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

                            6

                              Добрый и отзывчивый

                              15

                                Эгоист, стремится к независимости ,не любит, когда ему указывают

                                5

                                  Открытый в общении

                                  12

                                  Соединив сходные черты характера, мы составили характеристику класса. Получилось, что в нашем классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе – 40 %, осмотрительных, уравновешенных в отношениях – 55 %, стрессовоустойчивых – 35 %, упрямых – 30%, отзывчивых – 75 %.

                                  При проведении анализа почерка по рабочим тетрадям моих одноклассников мы пришли к выводу, что не все пишут аккуратно. Глядя на диаграмму, можно заметить, что в классе большинство учеников пишут аккуратно, средний процент менее аккуратный, всего трое учеников пишут неаккуратно.

                                   

                                  Представим анализ почерка некоторых ребят класса .

                                  Этот почерк принадлежит моей однокласснице Марии. Маша пишет левой рукой. На первый взгляд видно, что почерк у Маши ровный, красивый. Нажим сильный, значит Мария – девочка сильная, усидчивая. Небольшой наклон вправо, говорит о том, что Маша – спокойная и уравновешенная. Почерк мелкий, значит Маша — замкнута и скрыта.

                                  Буквы закругленные, это говорит о том, что Маша – добрая и отзывчивая. У неё ярко выражены: предприимчивость, потребность в деятельности, любознательность, ловкость, веселый характер, некоторая склонность к фантазированию. Почерк слитный — у Марии хорошее логическое мышление. Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Значит Маша – бережливая девочка.

                                  Мы пришли к выводу: у Маши хороший самоконтроль и полное владение своими эмоциями.

                                  Этот почерк принадлежит моему однокласснику Рамазану. Рамазан тоже пишет левой рукой.

                                  Сила нажима. Нажим слабый. Рамазан – мальчик не всегда усидчивый, часто торопливый. Наклон вправо. Рамазан – эмоциональный и энергичный. Размер букв средний. Рамазан – общительный мальчик. Связанность букв. Почерк слитный. У Рамазана — хорошо развито логическое мышление. Поля. На исследуемом образце видно, что поля оставлены слева. Рамазан мальчик щедрый. Этот почерк раскрывает теплую, дружескую натуру. Свои чувства выражает открыто, часто импульсивно. Этот ученик хорошо ладит с другими людьми, потому что в его характере существует искренняя тяга к общению, и он не будет счастлив, если будет долго находиться в одиночестве.

                                  А э тот почерк принадлежит мне. Почерк у меня ровный, круглый и крупный. Это говорит о гордости, самолюбии, предприимчивости, потребности в деятельности, решительности. Нажим сильный. Это значит, что я — сильная, усидчивая.

                                  Небольшой наклон вправо. Говорит о том, что я спокойная и уравновешенная. Размер букв. У меня широкий почерк. Человеку с широким почерком присущи: ум, энергия,

                                  потребность в деятельности, беззаботность, беспечность, общительность, непринужденность, легкая привязчивость, щедрость. Буквы закругленные. Это говорит о доброте и отзывчивости. Связанность букв. Почерк слитный. Хорошее логическое мышление. Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Значит я бережливая.

                                  Исследовав почерк учеников 3б класса, мы получили разные характеристики на ребят. Эти характеристики мы прочли в классе, и ребята сразу узнали своих одноклассников.

                                  Вывод:

                                  Таким образом, протестировав учеников 3б класса, мы получили разные характеристики почерка ребят. Вследствие чего пришли к выводу, что изучая особенности почерка, можно понять черты характера человека, дать характеристику любому человеку. Значит, можно определить и понять личность любого человека.

                                  4. Заключение

                                  Целью нашего исследования было определение зависимости между характером и почерком человека. Проведя необходимую работу, мы установили, что существует прямая зависимость между особенностями почерка и характером. В ходе нашего исследования мы убедились, что почерк – отражение нашего внутреннего мира, сущности, особенностей характера, темперамента, отношения к миру и, конечно же, отношения к самому себе. Стоит помнить об этом даже тогда, когда пишите простую записку. Видимо, и впрямь почерк – это своеобразный «слепок» личности. Человеческий почерк является одним из наиболее полных источников информации о свойствах той или иной личности. Разумеется, только для тех, кто владеет этим знанием и умеет им пользоваться. Однако даже несведущий в графологии человек, внимательно изучив образцы текстов, в состоянии определить основные черты характеров людей, их написавших.

                                  Перспективы дальнейшего исследования

                                  В ходе выполнения исследования произошло более близкое знакомство с наукой графологией. Мы считаем, что есть необходимость дальнейшего и более глубокого изучения графологии, которая дает возможность получить общее представление о человеке, которая остается до сих пор не достаточно изученной и актуальной.
                                  На наш взгляд было бы интересно исследовать, меняется ли почерка в течение жизни, как мы с вами или « Почему у врачей такой плохой почерк?»

                                  Назначение работы

                                  Исследование может быть полезно и интересно для тех, кто верит в связь почерка и характера , а также всем, кто интересуется графологией.
                                  Своей работой я хотела привлечь внимание одноклассников к проблеме «Ты и твой почерк».

                                  Что дала работа самому исследователю

                                  В процессе написания работы я узнала о том, что характер может влиять на почерк человека. Работа помогла мне осознать важность почерка в жизни человека.

                                  Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии.  Исследование в корне изменило мое представление о моём почерке.

                                  Список используемой литературы

                                  Зуев-Инсаров Д.М. «Почерк и личность», 1992

                                  Инесса Гольдберг «Психология почерка», 2008

                                  Исаева Е.Л. «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку» ,2010

                                  Сара Д. «Тайны почерка», 1996

                                  Соломевич В. И. «Почерк и характер», Харвест, 2009

                                  Инесса Гольдберг «Почерк – зеркало души», 2008

                                  Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку , 2010

                                  Щеголев И. В. 16 типов личности. Почерк и характер человека: учебное пособие , 2007.

                                   Приложение

                                  Рис. 1. Ясность в мыслях

                                   

                                  Рис. 2. Сдержанный характер

                                  Рис. 3. Эта личность хорошо организована

                                  Рис. 4. Самодисциплина достаточно высока

                                  Как почерк раскрывает тайны – Новости Новороссийска

                                  Не секрет, что почерк очень индивидуален. Даже в детективах часто раскрывают преступления с помощью почерковедческой экспертизы. Почему бывает плохой почерк и что может рассказать простая закорючка?

                                  Заблуждение № 1. Это не научно.

                                  А вот и нет, на страницах свободной энциклопедии «Википедия» читаем, что изучение почерка породило даже не одну, а сразу две науки. Это известное по детективам криминалистическое почерковедение и психогностическая система – графология. Последняя зародилась еще в XIX столетии во Франции. Первым до этого додумался аббат Мишон, а разработал эту систему Крепье-Жамен. Современная графология утверждает, что существует устойчивая связь между индивидуальными особенностями личности и почерком.

                                  Однако научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение, больши́м числом авторов графология признается псевдонаукой. Графологию сравнивают даже с астрологией, как имеющую нулевую достоверность.

                                  Заблуждение № 2. Веяние времени.

                                  Нет, конечно. Если верить www.grafolog.boom.ru,  вопрос о связи почерка с личностью писавшего интересует людей с давних пор. Проявления этого интереса можно найти в сочинениях Аристотеля, Дионисия Галикарнасского, Светония и других древних авторов. Однако до начала XVII в. не было самостоятельных сочинений, посвященных этому вопросу. Лишь в 1622 году итальянец Камилло Бальдо написал трактат, называвшийся «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму». Автор трактата, подчеркивая новизну его содержания, писал: «Кто услышит, что можно узнать образ жизни и характер писавшего по почерку его, засмеется или удивится в высшей степени». Прошли столетия, но замечание Бальдо сохранило свою силу. Если речь заходит о графологии, можно и в наши дни встретить обе эти реакции.

                                  Заблуждение № 3. Не имеет практического значения.

                                  Несмотря на скепсис, в настоящее время в странах Европы предпринимаются попытки использовать графологию в качестве психодиагностического инструмента, использующегося государственными, военными и негосударственными организациями в криминалистических, психологических и медицинских целях, для психодиагностики, профориентации, оценки персонала, проверки документов, благонадежности, психоэмоционального состояния, интеллекта. Графология при этом считается научным направлением, дающим подтвержденные результаты. Ее даже преподают в ряде вузов как отдельную дисциплину, а некоторыми учебными заведениями осуществляется подготовка специалистов-графологов.

                                  Заблуждение № 4. Для анализа любой сгодится.

                                  И это не так. По крайней мере, один из основоположников графологии Крепье-Жамен считал, что все учителя имеют одинаковый почерк. Он писал: «Не следует смешивать то, что мы называем почерком, являющееся выражением мысли, с каллиграфией, представляющей из себя тщательный рисунок. Такие почерки учителей и канцелярских писарей можно назвать официальными, и они негодны для определения портретов».

                                  Зато почерк Емельяна Пугачева может, по мнению графологов, очень много рассказать не только о его личности, но и о том, как он может выглядеть. Вот заключение И.Ф. Моргенштерна: «Буквы грубые… невежественные, с грубыми и дерзкими штрихами. Дерзкий, грубый, жестокий человек… Среднего роста, плечистый, коренастый, грубое, простое лицо, перпендикулярность и сильное развитие лба, впалые глаза, злодейски хитрый взгляд».

                                  Однако историки утверждают, что Пугачева отличали природный ум, смелость, большая энергия, выдающиеся способности организатора. Эти черты сочетались с огромным жизненным опытом, знанием народной психологии и военного искусства.

                                  Заблуждение № 5. Почерк не может быть искусством.

                                  И это не так. Каллигра́фия, или красивый почерк с греческого, — это  видизобразительного искусства и учебная дисциплина. До изобретения книгопечатания она была основным способом графического оформления и организации знаков текста. Писали тогда на бумаге, пергаменте, папирусе, шелке, а инструментами были тростниковое, птичье и металлическое перо или кисть.

                                  Интересно, но каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. А в Китае и других дальневосточных странах это умение ценилось особенно высоко. Считается, что искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение может передать как сущность слова, так и мысль и чувство каллиграфа.

                                  Заблуждение № 6. С годами не меняется.

                                  Почерк может меняться в течение жизни, как меняется и сам человек. Юношеский наклон влево — стремление к самостоятельности и желание заявить о себе — переходит в стандартный правый наклон с окончанием подросткового кризиса. Аккуратный почерк выпускника вуза, символизирующий стремление быть понятым, через несколько лет работы в солидной фирме приобретает вид клинописи народа майя: ему уже плевать, что о нем подумают люди.

                                  Осторожный человек крайне редко пользуется переносом слов, предпочитая оставлять свободное место в конце строк. Осмелев, он отважно залезает за поля и переносит слова, не придерживаясь правил. У пожилых людей нажим постепенно слабеет, линии становятся более тонкими и волнистыми, что отражает нарастающую физическую слабость и постепенный уход в свой внутренний мир. Возраст, судьба и профессия накладывают отпечаток на стиль письма, но основные его черты, как и особенности личности, одинаковы всю жизнь.

                                  Заблуждение № 7. Неряшливый – от распущенности.

                                  Бич для учителей и горе для родителей — дети с безобразным от рождения почерком. Но это вовсе не от неаккуратности. Причина плохого почерка в том, что во время тяжелых родов или маминого токсикоза во время беременности подкорковые центры, которые отвечают за координацию и автоматизм движений, у ребенка пострадали из-за недостатка кислорода. Он не в состоянии ровно и красиво писать, но при этом сохраняет все интеллектуальные и прочие способности. Похожие изменения почерка могут появиться после черепно-мозговой травмы или клещевого энцефалита.

                                  Заблуждение № 8.  Профессия не портит.

                                  Оказывается, на манеру письма неизгладимый отпечаток накладывает именно профессия. О неразборчивом почерке врачей сложены анекдоты. Аптекарь показывает ученику гигантскую бутыль с жидкостью: «А отсюда мы наливаем покупателю лекарство, когда никто не может прочитать надпись на рецепте».

                                  Специалисты уверены, что врачебный почерк отражает постоянную нехватку времени — слова заканчиваются волнистой линией, а все буквы похожи одна на другую, как близнецы.

                                  Кроме того, как утверждается на www.liant.ru, почерк человека может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других факторов. Например, когда человек испытывает сильные эмоции, он пишет с большим нажимом, чем обычно. Если человек каждый раз пишет разным почерком, то это говорит о его чувствительности и творческих способностях.

                                  Заблуждение № 9. Обычному человеку не понять.

                                  Вовсе не обязательно быть графологом, чтобы понять, что размер почерка говорит об общительности человека. Так, обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей. Мелкий же почерк указывает на замкнутость и скрытность. Угловатые буквы характерны для эгоистичных людей, а закругленные – для людей добрых и отзывчивых. Сильный нажим – признак силы воли и усидчивости. Бледные буквы свойственны слабовольному человеку.

                                  Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с веселым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также о нервозности. Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.

                                  Поля, оставляемые слева при письме, указывают на отношение человека к материальным ценностям. Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчеркивает расточительность. А сужающийся левый край выдает человека скупого и жадного.

                                  У оптимиста строки поднимаются от начала к концу, а у пессимиста – опускаются. Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных, реалистично оценивающих свои возможности. Неровные, волнообразные строки – признак хитрости и, возможно, отсутствия совести.

                                  Что такое палеография? | Британская академия

                                  Палеография («старое письмо») — это изучение досовременных рукописей: рукописных книг, свитков, свитков и одностраничных документов. Содержание этих рукописей находится в центре внимания нескольких гуманитарных дисциплин, но палеография — это дисциплина, изучающая тексты в конкретной материальной форме, в которой они циркулировали. Он устраняет фильтры, существующие между современной печатной или онлайн-копией и тем, как этот текст на самом деле встречался в досовременных обществах, признавая, что визуальное представление письменного текста способствует его значению.

                                  Палеография включает в себя «что», «как» и «почему» использование и развитие почерка для передачи информации и идей в периоды до широкого распространения печати подвижным шрифтом.

                                  • «что» включает идентификацию графических символов, которые представляют слова (будь то алфавитные, слоговые или пиктографические), и их классификацию для того, чтобы различать различные традиции письменности и отслеживать их развитие.
                                  • «как» использует свидетельства письменности и другие визуальные и физические характеристики рукописей, чтобы поместить их в соответствующий исторический контекст, т. е. когда, где и кем они были созданы и обнаружены.
                                  • «почему» объединяет эти доказательства для интерпретации более широкой социальной и культурной значимости использования письма и для объяснения его различных проявлений в разных обществах в разное время.
                                  Проект кодекса законов Маймонида, Мишне Тора (из Каирской генизы), написанный им собственноручно, сефардским шрифтом, написанный в Египте ок. 1180 г., Бодлианская библиотека, Оксфорд. (Фото VCG Wilson/Corbis через Getty Images)

                                  Рукописи производились во многих досовременных обществах в гораздо большем количестве, чем принято считать, несмотря на то, что грамотные навыки обычно были доступны только определенным привилегированным группам. Очень многое было потеряно, и случайность выживания сделала эту потерю неравномерной. Тем не менее, можно получить представление о масштабах того, что когда-то существовало, из сотен тысяч рукописных книг и миллионов хартий и других документов, сохранившихся из средневековой Европы, и из сотен тысяч позднесредневековых рукописей из частных библиотек. Тимбукту. Насколько разнообразными могут быть письменные материалы в одном и том же месте, видно из необычайного разнообразия письменных артефактов среди 250 000 с лишним фрагментов, хранящихся в соответствии с раввинистическим законом в Каирской генизе, по крайней мере, с 11 века и далее, а также из поразительного количества языков и языков. письменные системы, представленные во многих тысячах манускриптов, запечатанных около 1000 г. н.э. в буддийской пещерной библиотеке недалеко от Дуньхуана, на краю пустыни Гоби.

                                  Изображение на полях короля Луция в купели для крещения с подписью «Rex luci[us] p[ri]mu[s] in Anglia». MS Royal 13 E vi, л. 11 © British Library

                                  Палеографы обычно специализируются на системе (или системах) письменности, используемой конкретным обществом. Латинская палеография (моя собственная специализация), например, — это изучение рукописных книг и документов на латинском алфавите. В своем обучении латинские палеографы обычно охватывают все Средневековье, предоставляя студентам, изучающим средневековье, технические навыки, необходимые им для расшифровки литературных и документальных текстов в исходных рукописных контекстах и ​​для ознакомления их с методами, необходимыми на сегодняшний день, для локализации и интерпретировать значение этих рукописей. Такой же широтой характеризуется работа палеографов, занимающих должности хранителей в библиотеках и архивах. Однако в своих собственных исследованиях палеографы развивают специальные области знаний: длительный опыт работы с рукописями из более ограниченного географического и хронологического диапазона может позволить им различать почерк отдельных писцов, делать более обоснованные суждения о датировке и локализации, учитывать изменения в рукописях. практиковать переписку и распознавать подделки.

                                  Еще до того, как термин «палеография» был введен Бернаром де Монфоконом для названия его Palaeographia Graeca (1708 г.), использование новых технологий шло рука об руку с изучением рукописей. Жан Мабийон в своем труде De re Diplomatica (1681 г.) проиллюстрировал свой очерк истории латинского письма многочисленными гравюрами средневекового письма, включая репродукции раннесредневековых хартий на всю страницу. В конце 19 в. с помощью новых методов фоторепродукции были созданы целые тома факсимиле средневековых рукописей и документов, которые стали основой преподавания палеографии в 20 в. Теперь технологические достижения снова открывают новые возможности для облегчения изучения «старых» технологий. Проекты по оцифровке делают изображения средневековых рукописей и документов доступными в беспрецедентном масштабе. Задача палеографов состоит в том, как лучше всего сделать эти новые ресурсы понятными и значимыми для студентов, ученых и широкой публики.


                                  Тереза ​​Уэббер — член Тринити-колледжа в Кембридже и профессор палеографии Кембриджского университета. В 2017 году она была избрана членом Британской академии. , Мали. Фото Андреа Боргарелло / Getty Images.

                                  палеография | Britannica

                                  Ключевые люди:
                                  Бернар де Монфокон Жак-Жозеф Шампольон-Фижак Жан Мабийон
                                  Похожие темы:
                                  каллиграфия текстовая критика почерк история

                                  Посмотреть весь связанный контент →

                                  палеография , также пишется палеография , изучение древнего и средневекового почерка. Термин происходит от греческого palaios («старый») и graphein («писать»).

                                  Трудно определить точные границы палеографии. Например, к палеографии относится эпиграфика — изучение надписей, вырезанных на недвижимых предметах для постоянного всеобщего обозрения. Случайные граффити, объявления о распродажах или выборах, найденные на стенах Помпеи, и христианские надписи в римских катакомбах также являются частью палеографических знаний. Однако в целом палеография охватывает письменность, найденную главным образом на папирусе, пергаменте (пергаменте) и бумаге. Сегодня палеография рассматривается как относящаяся к греческому и латинскому письмам с их производными, таким образом, как правило, исключая египетское, древнееврейское, средне- и дальневосточное письмо. Она тесно связана с дипломатической, изучением форм, в которых составляются официальные и частные документы.

                                  Научное изучение латинской палеографии (и дипломатии) датируется 1681 годом, когда французский монах Жан Мабийон опубликовал De Re Diplomatica , первый учебник по этому предмету, а его соотечественник Бернар де Монфокон оказал параллельную службу греческой палеографии. в его Palaeographia Graeca в 1708 году.

                                  Основная задача палеографа — правильно прочитать письмена прошлого и установить дату и место их создания. Обязательным условием является близкое знакомство с языком текста. Помощь в датировании предлагается изменением стиля почерка и вариациями от района к району. Сокращения в текстах также помогают в датировании и локализации.

                                  Палеограф должен быть знаком с письменными принадлежностями. В прошлом служила любая гладкая поверхность, на которой можно было писать, в частности, фрагменты глиняной посуды, лопатки животных, куски дерева, коры, ткани и металла.

                                  Великим материалом для письма в древнем мире был папирус, использовавшийся к 3500 г. до н.э. При подготовке поверхности полоски папируса тростникового ( byblos ), произрастающего в дельте Нила, укладывали бок о бок, а другие полоски укладывали поперек под прямым углом и все пропитывали пастой. После обработки получается гладкая поверхность. Большая часть управления Римской империи зависела от папируса, точно так же, как современная бюрократия зависит от бумаги. Войны и влажный климат привели к почти полному исчезновению папируса из Европы, хотя сухие (хотя и израненные войной) пески Египта сохранили огромное количество документов. Папирус был завезен в Европу из Египта даже после падения Рима. Случайные пережитки включают хартии королей Меровингов во Франции (7 век) и деловые документы (5–10 века) в Равенне, старой административной столице поздней Римской империи.

                                  Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

                                  Другим великим древним материалом для письма, который все еще время от времени используется сегодня, является пергамент или пергамент, причем эти термины часто используются взаимозаменяемо. Веллум — это термин, обычно применяемый к коже теленка ( ср. телятина, veau ), тогда как пергамент — это выражение, часто применяемое к овечьей или козьей шкуре. Слово «пергамент» происходит от Пергама в Малой Азии, древнего центра его производства.

                                  И папирус, и пергамент были дорогими и были заменены для повседневного использования восковыми табличками, соответствующими сегодняшнему блокноту. Таблички из деревянных блоков выдалбливали и заливали расплавленным, часто черным воском. Заметки делались на закаленной поверхности. Даже документы постоянного значения, такие как передача собственности, делались на восковых табличках.

                                  Поскольку древние письменные принадлежности были дорогими, их часто использовали повторно. Папирус представлял трудности, так как чернила вскоре прочно прикрепились к его поверхности. Пергамент легче использовать повторно, потому что он более жесткий и его можно стирать или очищать. Многие средневековые монахи, когда не хватало письменных принадлежностей, разбирали древние книги на части, счищали листы и использовали их снова. Оригинальный сценарий часто можно обнаружить в ультрафиолетовом свете. Очищенные таким образом пергаменты со свежими надписями называются палимпсестами (греч. 9).0064 палин , «снова»; psēstos , «очищенный»).

                                  Бумага — третий по важности материал для письма. Используемый в Китае в отдаленный период, он широко использовался в арабском мире к 9 веку.

                                  Он не использовался в Европе до 14 века и получил название полузабытого папируса.

                                  В раннем классическом мире стандартной формой книги был свиток папируса, обычно называемый библион , получивший свое название от материала, из которого он был сделан. Он состоял из листов папируса, склеенных встык с небольшим нахлестом. Текст располагался столбцами, располагался под прямым углом к ​​краю рулонов и начинался слева. Читатель разворачивал книгу по ходу дела и в конце был вынужден перевернуть книгу. Свиток был неудобной формой книги, с которой было трудно обращаться, что, вероятно, объясняет неточные цитаты, обнаруженные в ранней литературе, вызванные тем, что автор полагался на свою память, а не на разматывание длинного свитка. Ко времени Христа в моду входила новая форма книги, кодекс, или книга в том виде, в каком она известна сегодня. Кодекс почти всегда пергаментный, так как папирус трескается при сгибании. Кодекс, кажется, сначала использовался для записных книжек или бухгалтерских книг, консерватизм книготорговцев и читателей обеспечил сохранение списка на века.

                                  Христиане популяризировали кодекс, используя его для Евангелий.

                                  Для письма использовались различные инструменты. Ранние египтяне использовали тонкий тростник. Примерно с 300 г. до н.э. использовалось более толстое тростниковое перо. Трость широко использовалась в греко-римском мире. Также использовались металлические ручки, скопированные с тростника. Для восковых табличек использовали стилус, сделанный из дерева, кости, слоновой кости, железа или бронзы. Во многих районах Северной Европы, где тростник, пригодный для письма, не является коренным, основным инструментом для письма стало перо ( пенна ). Обычно с него снимали лопасти и использовали только перо.

                                  Свинец, использовавшийся в классические времена для разметки манускриптов, широко использовался в Средние века для черновых заметок и аннотаций на полях книг.

                                  Чернила

                                  готовят разными способами. В классические времена использовали черные выделения каракатицы, а также отвары сажи и смолы. В средние века дубовые яблоки замачивали в воде с «купоросом» (сульфатом железа) для получения чернил.

                                  Что такое палеография? (с картинками)

                                  `;

                                  Мэгги Ворт

                                  Палеография, иногда называемая «палеографией», — это наука о письме. В частности, это изучение древних письмен, которое может включать изучение методологии физического акта создания письма, а также расшифровку и чтение древних рукописей. Она отличается от лингвистики, которая изучает язык.

                                  Некоторые люди становятся экспертами в палеографии, часто сосредотачиваясь на одной основной культуре, такой как майя или ацтеки, или на какой-либо области мира, такой как Египет, Греция или Рим. Эти эксперты проводят большую часть своего времени за чтением и попытками перевести сочинения древних людей, но они также исследуют, как письменность повлияла на культуру того времени. Способность писать была ограничена религиозными орденами во многих древних культурах, поэтому палеографы часто тратят время на изучение монахов, священников и других религиозных лидеров.

                                  Другие специалисты также считают палеографию полезной в своей карьере. Например, историки, особенно изучающие древние времена, часто обнаруживают, что способность понимать древние письмена помогает составить более четкую хронологию исторических событий. Антропологи и археологи также часто изучают палеографию, чтобы поместить людей, события и строения в культурный контекст.

                                  Однако палеография выходит далеко за рамки перевода письменного слова. Он также изучает методологию письма. Это может включать изучение древних инструментов, в том числе стамесок, перьев, клише и первых карандашей. Это может также включать изучение древних чернил и материалов для письма, таких как папирус и чернила на растительной основе.

                                  Это также включает в себя изучение важности письма как такового. В некоторых культурах письмо считалось священным действием и проводилось только в специально подготовленных местах. В других случаях любой, кто может составлять буквы и символы, может создать документ. Некоторые культуры писали только для документирования событий или информации, в то время как другие писали для развлечения или в религиозных целях.

                                  Помимо помощи ученым в понимании древних культур и истории, палеография может помочь экспертам отличить настоящие древние документы от подделок. В большинстве культур стиль письма, включая использование слов, структуру предложений, словообразование и почерк, со временем менялся.