Какие есть субкультуры: Панки — субкультура борцов с системой и продажностью
Субкультуры: что это, виды и примеры
От фанатов мультяшных пони до любителей кладбищенских посиделок — в мире существует множество разных культурных сообществ. Рассказываем, что такое субкультуры и почему они возникают
Содержание:
- Что это
- Почему возникают
- Особенности и черты
- Примеры
Что такое субкультура
Субкультура — это группа в обществе, нормы и ценности которой отличаются от общепринятых [1]. Представители субкультуры могут иметь свои интересы, верования, символы, одежду и даже язык. В разное время в обществах существовали различные субкультуры: от хиппи в США начала 1960-х годов до современных K-Pop и «дед инсайд».
Самое заметное отличие представителей разных субкультур от большинства и друг от друга — стиль одежды (Фото: Rob Dobi)
Изучением субкультур занимаются культурология и социология.
Современные ученые расширили понятие «субкультура», исследуя огромное количество субкультурных групп. Поэтому сегодня единственно верного определения, что такое субкультура, не существует. Некоторые социологи предпочитают говорить не о субкультурах, а о неформальных молодежных объединениях [3] или «культурных сценах» [4].
Кроме того, ученые отделяют субкультуру от контркультуры. Общепринятую культуру они называют «родительской» или «доминантной». [5] Субкультура — это часть «родительской» культуры. И в этом смысле она отличается от контркультуры — норм и ценностей, демонстративно противоположных доминантным.
Например, хиппи зародились как субкультура, но позже, активно протестуя против войны во Вьетнаме, технократии и культуры потребления, переродились в контркультуру. [6]Почему возникают субкультуры
Исследователи сходятся во мнении, что в субкультуры объединяются люди, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Кроме того, для возникновения субкультуры в обществе нужно совпадение нескольких разных факторов. Доцент кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС Санкт-Петербурга, кандидат политических наук Ольга Антончева объясняет, что такими факторами могут быть деятельность политических лидеров, распространение новых технологий, социальные и культурные события.
Например, одним из факторов возникновения рок-культуры в СССР стало появление звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники. А в годы экономического кризиса в Великобританию прибыло большое количество гастарбайтеров, что подтолкнуло к выделению из традиционных скинхедов отдельного ответвления скинхедов-наци.
Психолог, кандидат психологических наук Валерий Гут отмечает, что сильное желание влиться в субкультуру испытывают подростки. Они находятся в поиске себя и таким способом хотят:
- сепарироваться от родителей;
- найти единомышленников, почувствовать поддержку и понимание;
- быть принятым социумом и получить признание;
- реализовать свои способности, поэкспериментировать;
- добрать недостающие эмоции;
- найти собственные смыслы.
С возрастом желание идентифицировать себя с группой не исчезает, а трансформируется, объясняет психолог. Множество геймеров, любителей экстремальных видов спорта и приверженцев исторических реконструкций есть и среди людей 30–40 лет.
Особенности и черты субкультур
Единого общепринятого мнения, что такое субкультура, не существует, и об общих чертах субкультур тоже идут дискуссии. Но в целом ученые выделяют ряд особенностей. [7]
Общие ценности
Любая субкультура, чтобы отличиться от основной культуры, создает свои значимые ценности — это могут быть какая-то вещь, действие или убеждение. Общаясь между собой, члены группы усваивают эти ценности. Они копируют действия (практики), проявляют уважение к культурным объектам своего сообщества, разделяют общие взгляды и интересы.
На фото автомобильный номер с надписью: «Я глухой». Сообщество людей с нарушениями слуха тоже считается субкультурой. Жестовый язык глухих — основа их культурной и языковой самобытности, о чем упомянуто в 30-й статье Конвенции о правах инвалидов (Фото: ru.wikipedia.org, David Fulmer)
Чувство принадлежности
Некоторые исследователи считают, что самым важным отличием субкультуры от других социальных групп является большая вовлеченность субкультурщиков в свою субкультуру [8]. Для людей извне такая приверженность группе иногда кажется нездоровой. Но для субкультурщиков чувство тесной связи с другими членами абсолютно нормально. Чтобы чувствовать эту связь, им даже необязательно иметь личные отношения с членами своей группы. Находить «своих» помогает субкультурный стиль: одежда, аксессуары, татуировки и тому подобное. Это облегчает распознавание друг друга в толпе. При этом ярко выраженный внешний стиль необязателен для субкультуры — он просто помогает идентифицировать друг друга.
Брони — это сообщество поклонников мультсериала My Little Pony: Friendship is Magic. Неожиданно для всех эта субкультура стала популярной среди взрослых мужчин в возрасте от 14 до 35 лет. У них нет определенного стиля в одежде, но есть собственные фестивали и огромное количество фанатской атрибутики (Фото: National Geographic documentary «Outsiders» with Darren McMullen)
Размытые границы
Субкультуры не имеют организации или руководства. Этим они отличаются, например, от сект, преступных групп или корпораций. Участие в субкультуре свободное, добровольное и неформальное, при этом представители субкультуры могут одновременно взаимодействовать с людьми из других культурных и социальных слоев — это обычно никак не регулируется и не запрещается. Поэтому границы между доминантной культурой и субкультурой часто неразличимы, эти две культурные области могут обмениваться идеями и мирно сосуществовать.
Сопротивление
В субкультуре в явном или скрытом виде может проявляться сопротивление доминирующей культуре. Это зависит от того, насколько представители субкультуры противопоставляют свои убеждения общепринятым. Открыто сопротивляется традиционным ценностям, например, движение чайлдфри, которое часто называют идеологией или субкультурой. Представители чайлдфри сознательно отказываются от рождения детей.
Маргинальность
Есть мнение, что большинство субкультурщиков — это аутсайдеры, которые не вписались в доминирующую культуру. Социологи называют таких людей, застрявших между социальными группами, маргиналами. [9] В этом смысле многие субкультурщики, несмотря на различия между собой, — маргиналы. Не соответствуя представлениям большинства о «нормальном человеке», они сознательно отказываются от общепринятых норм и уходят в какую-то субкультуру. То, что раньше общество осуждало в них как «странность», например любовь к вычурным прическам, среди своих воспринимается позитивно.
Ирокез, который большинством людей воспринимается неоднозначно, в субкультуре панков или готов — нормальное явление (Фото: en.wikipedia.org, Grant Mitchell)
Примеры субкультур
Еще в 1952 году антрополог Альфред Кребер (Alfred Kroeber) выделил более 169 культурных сообществ в мире [10]. Вероятно, сейчас культур и субкультур в мире гораздо больше. В 2017 году в России самыми популярными молодежными субкультурами были зожники и фанаты спорта, волонтерские движения, гики и геймеры. А классические субкультуры: готы, эмо, панки, скинхеды и другие — ушли в тень [11].
Хиппи
Одна из самых влиятельных контркультур — хиппи — зародилась в середине 1960-х годов в США как молодежная субкультура. Они поддерживали свободную любовь и сексуальную революцию, психоделическое искусство и музыку. А еще они решительно выступали против войны во Вьетнаме. Хиппи были популярны и в СССР. Сегодня хиппи практически исчезли, но их внешние атрибуты: самодельные украшения, этнические мотивы, смешение красок и принтов — вошли в моду и повседневную жизнь.
Панки
Панк-субкультура возникла как сообщество поклонников панк-рока в 1970-х годах в Великобритании. Панки выражали протест мейнстрим-культуре, гламуру и продажности, в том числе и своим внешним видом: всклокоченные небрежные прически, неаккуратная одежда. Моду на панковский ирокез ввела британская панк-группа The Exploited в 1980-х. Постепенно, все больше уходя от общепринятых норм, панки стали брить виски, красить волосы в яркие оттенки, делали пирсинг.
Есть мнение, что уже к концу 1978 года панки превратились из субкультуры, которая бросала вызов общественности, в уличный стиль, встроившись в мейнстрим-культуру [11].Первые панки появились в СССР в 1970-х годах. Поначалу они не выглядели по-панковски красочно: не у всех была возможность приобрести косуху — куртку с косой застежкой-молнией — и другие атрибуты настоящего панка. На фото лидер и вокалист первой панк-группы СССР («Автоматические удовлетворители») Андрей Панов (Фото: Валентин Барановский, vk.com/ninabaranovsky)
Готы
Считается, что готы появились на основе панк-движения. Увлечение панк-музыкой в Англии постепенно ослабло, и появившийся в 1980-е новый музыкальный жанр получил название постпанк, а чуть позже — готик-рок. Название «готы» (англ. goth) придумали журналисты, которые говорили о нарочитой мрачности их музыки.
Упадок «классических» готов пришелся на 2010-е годы. Чуть раньше появились киберготы — смешанная субкультура готов, рейверов и индастриал. Они перенесли фокус с «кладбищенского романтизма» на эстетику техногенного апокалипсиса (Фото: aesthetics.fandom.com/wiki)
Эмо
Еще одна субкультура 2000-х годов, развившаяся из рок-музыки (эмо-хардкор). Неоднозначное мироощущение эмо с акцентом на душевных переживаниях и романтизации тоски вызвало много споров. Эмо обвиняли в пропаганде детского суицида и селфхарма. В России на уровне Госдумы всерьез обсуждали опасность увлечения субкультурой, а в некоторых странах эмо преследовались. В 2010-е годы субкультура постепенно утратила популярность.
В России одним из самых узнаваемых лиц поколения эмо стала девушка из клипа «Три полоски» группы Animal ДжаZ. Ее образ: черная рваная челка, узкие джинсы на бедрах и пирсинг — типичный облик эмо.
(Видео: YouTube)
Скинхеды
Это другая «классическая» субкультура родом из Великобритании 1960-х. Скинхеды (от англ. skinhead, то есть «коротко остриженный» или «бритоголовый») — выходцы с рабочих окраин Лондона. Они отвергали этику «мира и любви», которую пропагандировали хиппи, и больше интересовались спортивными мероприятиями, вечеринками, рок- и регги-концертами.
Группа скинхедов проходит мимо группы хиппи на площади Пикадилли в Лондоне, 1969 год (Фото: Wikimedia Commons)
Первые скинхеды не были фашистами и расистами [13]. Но когда субкультура стала популярной в Австралии, Северной Америке и Западной Европе и особенно в Германии, ее представители вошли в ультранационалистические и антииммигрантские группы. Во многих странах банды скинхедов нападали на иммигрантов или расовые меньшинства и поэтому стали ассоциироваться с уличным насилием.
По словам российского социолога Павла Горюнова, в России скинхедов практически не осталось [14]. Тем, кто еще называет себя скинхедами, далеко за 30, и они давно не совершают никаких действий, характерных для «бритоголовых». Отдельной субкультуры националистов также не существует, но, по мнению эксперта, в современной молодежной среде национализм силен сам по себе.
Хипстеры
Это современная субкультура, которая ассоциируется с поколением 2010-х и креативным классом. Хипстеры стремятся уйти от мейнстрима, выражая свою индивидуальность в профессии, хобби и образе жизни. Они интересуются всем уникальным и немассовым: винтажной одеждой, кино в жанре арт-хаус, инди-музыкой, культурой DIY («сделай сам»).
Типичный хипстер, по мнению журнала Time 2009 года, — это «бабушкин свитер, очки в стиле Боба Дилана, джинсовые бриджи и кеды Converse» (Фото: Wikimedia Commons, Christopher Prentiss Michel)
Несмотря на пропаганду индивидуализма и креативности, хипстеров упрекали в увлечении всем новомодным, нарочитой интеллектуальности и шаблонном образе жизни. Считается, что во второй половине 2010-х годов популярность субкультуры пошла на спад. Возможно, этому способствовало и то, что многие хипстеры отказывались идентифицировать себя как субкультуру, да и быть все время оригинальным оказалось довольно сложно.
Геймеры
Люди, играющие в компьютерные игры, — одна из самых популярных современных субкультур. Это очень большое и неоднородное сообщество: по некоторым данным, сейчас в мире насчитывается более 3,1 млрд геймеров [15]. Так называют и тех, кто играет дома в одиночку, и стримеров, которые транслируют свою игру в прямом эфире, и профессиональных игроков, участвующих в турнирах с многомиллионным призовым фондом.
У современных геймеров нет легко узнаваемого внешнего облика или отличительной символики. Их объединяет увлеченность видеоиграми — к какой-то конкретной игре или к жанру в целом. Геймеры используют для общения между собой специфический жаргон, который заимствовал многое из сленга программистов, общемолодежного сленга и английского языка. Они образуют многочисленные сообщества, организуют игровые выставки и фестивали. Во многом интерес к видеоиграм и геймерской субкультуре подогревают сами производители видеоигр.
Сообщество геймеров повлияло и на другие субкультуры: они частично ответственны за появление «дед инсайдов», а также тесно связаны с косплеем и аниме.
E-girls и e-boys
Молодые люди, привлекающие аудиторию с помощью фото и видео в своих социальных сетях, — это e-girls и e-boys, новая «цифровая» субкультура. Она развивалась на фоне набирающих популярность социальных сетей. В 2019 году, когда TikTok стал одним из самых скачиваемых приложений в мире, произошел и взрывной рост популярности субкультуры.
Ее представители всегда онлайн, всегда на связи с фанатами или умело создают такое впечатление. Объединяющая идея e-girls и e-boys — создание контента. Это могут быть запоминающиеся образы или перевоплощения на камеру, подражание знаменитостям или персонажам фильмов, флирт с подписчиками и даже откровенные фотографии. В широком смысле е-girl или е-boy — это любой, кто ведет активную жизнь в соцсетях.
Иногда e-kids сравнивают с эмо из-за похожего внешнего вида, только в онлайн-формате. Правда, с его помощью представители субкультуры хотят привлечь аудиторию, а не рассказать о своих душевных переживаниях (Фото: Wikimedia Commons, Irisloveunicorns)
«Будут ловить тех, кто заметен» Почему российские подростки готовы драться с кем угодно и как их остановить?: Общество: Россия: Lenta.
ruВ России и за ее пределами продолжаются стычки между подростками, которых в СМИ называют представителями неформальной субкультуры «Редан», и антиредановцами. При этом все еще нет ответа на вопрос, существует ли действительно «Редан» как группа людей. Зачем подросткам субкультуры, опасны ли они для общества, могут ли в России запретить неформальные движения — «Лента.ру» спросила у профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, заведующего лабораторией социологии образования и науки Даниила Александрова.
«Лента.ру»: Что такое «Редан» — это группа по интересам или субкультура?
Даниил Александров: Субкультура — это и есть совокупность локальных групп по интересам. Когда у множества таких групп из разных мест есть общие практики, то мы называем это явление субкультурой. Например, фанаты футбольного клуба «Зенит» — локальная группа, а футбольные фанаты — субкультура. У субкультур есть общие символы, с помощью которых участники могут опознавать своих. Реданцы из Петербурга и реданцы из Екатеринбурга узнают друг друга по одежке, и они, конечно, субкультура.
В их названии еще была аббревиатура, которую можно было расшифровывать как «частная военная кампания». Подростки вкладывали в это смысл или это просто хайп?
Поскольку ЧВК «Вагнер» существует и у нас из каждого утюга льются новости про эту компанию, то для подростков это вызывающая, яркая аббревиатура. Не думаю, что они вкладывали какой-то глубокий смысл. Ведь потом убрали они эти буквы из названия.
Но ведь прогремели они как раз благодаря этим буквам?
Думаю, что не только.
Поток новостей вокруг реданцев — типичный пример того, что исследователи масс-коммуникации называют моральной паникой, когда в СМИ нарастает волна обсуждений чего-то, что воспринимается как потенциальная общественная опасность
И здесь действует резонанс между СМИ и публикой: журналисты начинают об этом писать и тем самым конструируют это в глазах публики как проблему, публика хочет читать еще, СМИ на это откликаются, конкурируя друг с другом. В результате о явлении начинают писать еще больше, идет взрывной рост числа публикаций. Такие вспышки регулярно происходят во всех странах. Например, в России можно вспомнить моральные паники вокруг мигрантской преступности. Через какое-то время все «наедаются» этих новостей, интерес проходит, волна спадает.
Фото: страница «ЧВК РЕДАН» во «ВКонтакте»
Паники почему называются моральными? Они возникают там, где нам кажется, что разрушается моральная ткань социума. Людям часто без каких-либо оснований кажется, что подростки — деструктивная сила, источник разрушения нашего общества. По сути, никто не знает, что с ними делать. Ни у взрослых в целом, ни у институтов государства над ними нет эффективных способов контроля — от родителей ушли, к работодателю не пришли. Непредсказуемости молодежи боятся.
И другая причина взрывного роста популярности тем про реданцев — в нормативную культуру общества глубоко встроена забота о детях. На пересечении этой малой предсказуемости молодежи и потребности заботы любые подростковые истории вызывают в обществе всплеск интереса и тревоги.
Кроме того, в нынешних условиях по многим темам, особенно политическим, вести общественное обсуждение довольно трудно или вообще невозможно. А о подростках и субкультурах говорить можно. И, конечно, ко всему прочему эта тема отзывается в каждом: кто-то сам недавно был подростком, у кого-то подрастают дети — и у журналистов, и у читателей
Есть мнение, что материалы в СМИ о битвах подростковых субкультур — искусственно инициированная тема. Вы согласны?
Больше всего верят в то, что такие вспышки интереса можно искусственно запустить, люди, работающие в пиаре. Мне кажется, что это выгодный самообман. Поддержать распространение той или иной темы в российских СМИ, конечно, можно. Но лавинообразный характер они приобретают, только если в глазах людей, как пишущих, так и читающих, эти проблемы имеют большое значение, по-настоящему их волнуют.
Сейчас в интернете в свободном доступе очень много контента из зоны боевых действий: трупы, казни и так далее. Это влияет на подростков?
Безусловно, насилие, которое транслируется по интернету, сказывается. Но еще больше влияет и коллективный настрой на силовые действия. В российском обществе «от Москвы до самых до окраин» давно выросло убеждение, что многие проблемы решаются не разговорами и компромиссами, а исключительно силовым образом, и так формируется в обществе культура насилия. Это началось не год назад и нарастает постепенно.
Мне кажется, что тут еще и ковид все усугубил. Люди провели два года в ковидном стрессе. Одни боялись вируса и носили маски. Другие не верили в вирус, срывали с себя маски из ненависти к тем, кто их заставлял эти маски носить. Всем было очень трудно. А потом сразу же началась военная операция. То, что люди в стране уже четвертый год живут в стрессе и неопределенности, это очень тяжелая ситуация.
Во время ковида мы мониторили школьные чаты и видели рост враждебного настроения взрослых. Во всех школах есть WhatsApp-группы с родителями. Учителя фиксировали, как мелкие школьные истории, которые там обсуждались, тут же разрастались в большие взрослые конфликты. И в СМИ были истории о взрослых драках после обсуждений в чатах. Раз взрослые готовы к агрессии, соответственно, и дети тоже к ней готовы
Есть серьезные исследования того, как вооруженные конфликты, происходящие вокруг, сказываются на подростках. Были изучены ситуации в Северной Ирландии времен протестантско-католического конфликта и ввода британских войск и вооруженного противостояния в Палестине.
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости
В этих странах поработали команды психологов и социологов, которые пришли к общему выводу: дети усваивают агрессию не столько от прямого наблюдения за вооруженными действиями вокруг, сколько через стресс и озлобленное поведение родителей. На примере Ирландии и Палестины было показано, что когда в семьях царят стресс и агрессия и эти настроения транслируют детям, то у них тоже возрастает агрессия. Если же семья экранирует детей от окружающих конфликтов, то они растут спокойнее.
То есть чтобы дети не оказались в сомнительной группировке или субкультуре, нужно окружить их заботой?
В науке о детском развитии и образовании есть важная идея о том, что мир детей устроен как система сфер, ну или как матрешка. Есть макросреда, есть школа и другие учреждения, где дети проводят время, и есть семья, которая самая близкая сфера детской жизни. Если насилие и стресс пронизывают и школу, и семью, то дети очень сильно на это реагируют и часто плохим образом. Школа может сглаживать остроту политических и военных конфликтов, создавая нейтральную безопасную среду. Семья тоже может и должна защищать детей от страшных проблем взрослого мира. На каждом уровне негативные эффекты можно сгладить. Поэтому я считаю очень важным, чтобы школа была свободна от разного рода пропаганды. Задача школы — создавать пространство, в котором дети легко растут, чувствуя себя эмоционально комфортно в психологической безопасности, и формируют доверие к миру.
Когда большой мир находится в ситуации конфликтов и неопределенности, особенно важно в семье и школе поддерживать позитивные настроения. Если в семье этого не хватает и нет близких отношений, то дефицит дети компенсируют в каких-то группировках и субкультурах. Известно, что дети с неустроенными семейными отношениями больше склонны присоединяться к любым субкультурам и вообще городским подростковым группам. Это не значит, что дети из благополучных, эмоционально позитивных семей не попадут в субкультуру, тем более субкультуры разные. Но вероятность такого исхода более низкая.
Есть ли между подростковыми субкультурами какие-то классовые различия?
Подростки часто отличают друг друга по внешнему виду, и в этом отражается социально-экономическое расслоение общества. В нашем обществе с его высоким уровнем неравенства и взаимной враждебности социальных слоев это проявляется особенно остро.
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Только тут нужно сделать ремарку: в таких рассуждениях о социальном расслоении, например, по доходам, речь идет о статистических отличиях. Есть, например, теплый климат, а есть холодный, но это всего лишь среднее распределение температур в течение года, так что и в холодном климате может быть теплая зима. Мои слова о характеристиках социального расслоения подростков из субкультур не надо воспринимать буквально, будто все богатые и все бедные дети ведут себя только определенным образом и все субкультуры на этом основаны, вовсе нет. Но тенденция есть.
Нередко для того чтобы войти в какую-то субкультуру, требуется определенная одежда: специальные куртки, особенные штаны, кроссовки и так далее. Это все стоит денег и означает, что члены определенных субкультур — люди с таким достатком, что у них есть возможность купить нужные прикиды.
На появление субкультур действительно накладывается социальное неравенство, которое очень остро переживается подростками. Подростковые конфликты субкультур имеют классовую природу. Уличные столкновения между подростками, по-разному одетыми, были и много лет назад, и, как видим, происходят сейчас. И нужно понимать, что группы более бедных детей, принадлежащих к определенным субкультурам, агрессивнее, чем группы детей из более успешных семей.
Почему?
Они больше учатся агрессии в своих семьях, о чем я говорил выше. И едва ли не главная причина — у таких детей больше накопленного гнева в отношении тех, у кого есть деньги на покупку недешевой модной одежды
В этом ключе можно рассмотреть и разборки между так называемыми офниками, то есть околофутбольными фанатами, и членами группы «Редан», называющими себя последователями японской культуры.
Реданцы имеют очень характерный специфический внешний вид: футболки или куртки с пауками, колоритные клетчатые штаны, которыми они пытаются выделиться. А офники в спортивной форме, которую носят многие слои малоимущего населения, наоборот, растворяются в рабочей толпе.
Мой опыт наблюдений за подростковой жизнью говорит, что обычно насилие начинается со стороны более бедных и социально менее устроенных. Таким образом прорывается социальный протест, принимающий форму смещенных реакций. Ведь причины их детской бедности и семейных страданий совсем не в других субкультурах. Точно такая же смещенная реакция практикуется и взрослыми. Например, гнев неустроенных безработных часто выливается на мигрантов, а вовсе не на тех, кто лишил их работы. Такое происходит в разных странах, не только в России.
Столкновения между группами подростков были всегда, но раньше они проходили на улицах, сейчас перенеслись в мегамаркеты. Такая смена декораций о чем-то говорит?
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Торговые центры специально сделаны так, чтобы привлекать людей, в том числе подростков. В них устроены внутренние большие пространства. С самого начала появления торговых центров социологи уже знали, что они становятся местом тусовки подростков. Где еще детям проводить время? Другие пространства не так хорошо их принимают. А здесь зимой тепло и интересно, можно выпить колу, походить, поглазеть на витрины. Если есть деньги, то и поесть на больших фудкортах. Не только взрослые, но и подростки любят проводить время в шопинг-молах. К ним там всегда относились спокойно, поэтому там так много молодежи. Но можно предположить, что тусовки в таких храмах потребления, как торговые центры, делают чувство неравенства сильнее и накапливают потенциал классового конфликта.
Потребность объединяться в «стайки» — особенность исключительно подросткового возраста?
И для взрослых, и для подростков важно ощущать свою принадлежность к какой-то группе, это дает эмоциональную поддержку, ощущение идентичности. Но у взрослых все же есть в этом плане какое-то разнообразие. Мы можем быть встроены в профессиональные группы, в религиозные, включены в работу, в семейные отношения. Все эти отношения во многом нами управляют. А подростки — такой возраст, когда хочется быть самостоятельными. Из под опеки родительской семьи они все больше и больше вырываются, но при этом еще не попадают под контроль своей созданной семьи, работы или государства. Вот они и формируют свои объединения, которые дают им принадлежность и смысл жизни.
Исторически понятие молодежи — очень недавнее, оно возникло как важная категория на рубеже XIX и XX веков и даже позже. В XVIII и большей части XIX века о молодежи как особой группе никто не думал. Человека с рождения записывали в армию, если он дворянин — вспомните Петрушу Гринева из «Капитанской дочки»; либо в очень юном возрасте ребенок шел в подмастерья. То есть периода свободы от социальных обязательств у юных граждан практически не было, они прямо из семейного лона переходили в оковы рабочего места. А молодежью называют не столько возрастную, сколько социальную совокупность людей, которая не контролируется ни рынком труда, ни начальниками, ни родителями.
Феномен субкультур — городской. В сельской местности жизнь устроена иным образом, там все на виду: в семье, в школе.
Город дает пространство анонимного взаимодействия, в большинстве случаев оно случайное: в общественном транспорте, в магазине. Подросткам же очень трудно в этом большом анонимном мире, так как у них еще есть высокая потребность в принадлежности к каким-то эмоциональным группам, потому что они еще только-только оторвались или пытаются оторваться от семьи
И они находят эмоциональную поддержку и новый смысл жизни в разного рода городских группах, в которых собираются люди с близкими ценностями и интересами. Конечно, потом они проникают и в сельскую местность, но зарождаются в городах.
Формирующиеся субкультурные группы неформалов представляют опасность?
Если мы говорим о реданцах, то нет. В этом плане более опасны как раз офники. Я еще раз повторю общее правило: чем беднее (в среднем по стране) подростки в группировках, тем более они будут склонны в какой-то момент выплеснуть свою энергию в городское насилие. Дети, которые характеризуются покупкой специальной одежды и интересом к японской культуре, гораздо больше находятся под влиянием культурного консюмеризма, нежели политической или социальной повестки. Из общих соображений понятно, что их труднее мобилизовать на любые массовые агрессивные действия.
Но когда их унижают, они отвечают, «вооружаясь» перцовыми баллончиками. В результате подростковые столкновения начинают приобретать массовый характер. Однако в социально-политическом смысле это довольно безопасно.
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Тем не менее пошли облавы в попытках зачистить пространство от неформалов. Не вызовет ли это ответную реакцию?
Проблема подростковой преступности существует, она очень сложная и не решается облавами в торговых центрах.
Но такую облаву легко провести и тем самым отчитаться о проделанной работе. Будут просто ловить тех, кто заметен. Совершенно не очевидно, что эти заметные люди хоть мало-мальски опасны для общества
Прочитал репортажи «Фонтанки» о том, как сейчас правоохранительные органы ведут работу с этими группами подростков. Там описывается, как полиция приходит в большой торговый центр в Петербурге на второй день после инцидента. Реданцев почти нет, но зато появляются офники и начинают пояснять полицейским и ОМОНу, по каким признакам в одежде узнавать реданцев.
Мы видим, что здесь выражается социальная солидарность между полицией и офниками. А офники — это молодежь, которая, вполне вероятно, может потом пойти служить в полицию и ОМОН. А те, кто не попадут в ОМОН, будут потенциально готовы к городским протестам. Реданцы со всеми их пауками и колоритными штанами, скорее всего, выберут себе в будущем какую-то другую стезю.
Бороться нужно не с субкультурами и неформалами, а с формирующейся культурой унижения. В сети много роликов с мимолетной травлей: одна стая подростков нападает на представителей другой, на одиночек. Издевательства снимают на видео и выкладывают в сеть. Но одними силовыми способами, когда всех хотят напугать, это не решить
А что делать?
Должна быть активность работы с подростками, которой не хватает. Дети в средней школе занимаются в разных кружках. Но потом они их бросают, поскольку кружки не приносят того удовлетворения, которое будут давать подростковые группировки типа офников.
Прямые рецепты, как с этим работать, дать довольно трудно, требуется специальное контекстное остроумие. А я с контекстом знаком плохо, поскольку, хотя и изучаю подростков и школы, никогда специально не занимался молодежными субкультурами.
Понятно, что детям, склонным к силовым насильственным действиям и к рискам, нужно взамен предложить тоже что-то связанное с силой и риском. Например, в Петербурге долгое время существовал «Упсала-цирк», который собирал уличных ребятишек. Потому что если они потенциально открыты к насилию и криминалу, то жонглировать огнем — хорошая альтернатива для них. Дети, которые могли бы стать тяжелыми хулиганами, в цирковой труппе превращались в акробатов, жонглеров.
У моей коллеги, работавшей с подростками в колонии, была идея, что детей прямо там надо знакомить с реконструкторами, чтобы, освободившись, они сразу же вливались в сообщества средневековых реконструкторов — понятную маскулинную сильную субкультуру, в которую можно встроиться. И вместо того чтобы «из напильников делать ножи», ковали бы для себя мечи, играя в героев Средневековья или героев Толкина.
Но социальные причины ухода в подростковые субкультуры рутинной работой не скорректируешь. Просто молодежь не видит для себя никакого интересного будущего. Жизнь становится труднее, люди меньше зарабатывают, беднеют, в семьях больше стресса, и у подростков есть ощущение беспросветности. Многие не видят хорошего будущего ни в серьезной работе, ни в семейной жизни, у них опускаются руки.
Как написал один подросток в сочинении: я не хочу работать и потому пойду в охранники
Значит, пока общий социальный климат не изменится, дети так и будут находиться в постоянном поиске альтернативных миров?
Все индивидуально, кто-то находит просветы в успешной профессиональной деятельности. Например, мы изучали средние специальные учебные заведения. У подростков в колледжах, где готовят парикмахеров, косметологов и так далее, появляются какие-то профессиональные перспективы. Очень интересно наблюдать за тем, как у ребят теряется интерес к учебе по школьной программе и одновременно растет интерес к профессии. Они друг с другом меряются профессиональными навыками.
Но иногда это может сочетаться и с массовой субкультурой. Я могу представить себе среди реданцев ребят, которые, пройдя через это, оказываются прекрасными поварами или парикмахерами. Может, они учатся уже в каких-то хороших колледжах и этим гордятся, просто тусуются в своих характерных штанах и куртках, что тоже понятно. Это для них какая-то отдушина.
Сегодня государство предлагает школьникам консолидацию на теме военного патриотизма. Это ведь тоже своего рода маскулинность.
Когда идет кампания по внедрению тех или иных действий, то взрослые начинают реализовывать эту «обязаловку» формально. Дети такое отношение очень остро чувствуют, они понимают, что это еще одна какая-то бессмысленная школьная активность. Программы, активно спускаемые сверху, часто выхолащиваются, что только усиливает отчужденность между детьми и школой.
В принципе, военная или квазивоенная патриотическая работа — стандартная практика взаимодействия со школьниками, и какие-нибудь скауты есть во многих странах. На примере маленьких провинциальных городков и городских поселков с населением шесть-десять тысяч человек мы изучали появление кадетских классов. Во всех случаях, которые мы видели в таких местах, кадетские классы формируются как способ работы с трудными подростками. И это срабатывает. В Москве и Петербурге кадетские классы уже давно стали способом для силовых структур устроить изолированное элитарное образование и воспитание для своих детей, а в бедных городах это приобретает совершенно другой характер.
Но если мы все школы в стране обяжем одинаково думать и одинаково что-то делать, подростковых проблем, наоборот, станет много больше. Нужно как минимум позволить школам и ребятам самим проявлять инициативу. Пусть в одном месте будет спортивное направление, в другом — военно-патриотическое, тут — бойскауты, там — пусть и пионеры. Нужны разные инициативы в зависимости от готовности и интересов подростков, родителей и учителей
Одна из причин отчуждения детей от школы в том, что педагоги очень перегружены и уроками, и бумажной работой. У них просто нет времени, чтобы вникать в жизнь детей, они выгорают, и проблемные подростки им не по силам. В бедных школах, где мало детей и, соответственно, мало денег, так как финансирование подушевое, очень трудно уговорить учителей на какую-то серьезную внеклассную активность. Они перегружены, работая на полторы-две ставки или подрабатывая на стороне. В этой ситуации административными мерами по внедрению патриотических уроков и военной подготовки проблемы школ и детей не решаются, а только усугубляются.
G:\packets backup\Информационные бюллетени и инструкции\Бюллетени с фактами и информационными бюллетенями\Молодежная культура\EmoSubculture.wpd
%PDF-1.6 % 38 0 объект > эндообъект 35 0 объект >поток приложение/pdf
Субкультуры – The Global Observer
Posted inКультура СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Автор: К миленарусу 1 июля 2021 г.
По определению, субкультура — это идентифицируемая подгруппа в обществе, особенно та, для которой характерны убеждения или интересы, отличающиеся от интересов более крупной группы. Когда я произношу это слово, образ, который возникает у меня в голове, — это начальная сцена американского подросткового фильма о старшеклассниках, который прекрасно изображает разделение людей в школе, начиная с готов и заканчивая детьми-хипстерами. Во всем мире людей объединяют такие вещи, как музыка, модный стиль или даже политические взгляды.
В этой статье я хочу сосредоточиться на основных субкультурах десятилетия и начну с известных хипстеров. Интересным фактом является то, что культура хипстеров на самом деле вовсе не является новой тенденцией и берет свое начало в первые десятилетия 1900-х годов. В 1940-х годах джаз был на пике своего развития, тем не менее, расслабляющие вибрации передавались и от образа жизни музыкантов, которые считались оторванными от остальных из-за их гладкой немонотонной жизни, которая сильно отличалась от остальных людей: это так сформировалась идея «хипстера». Короче говоря, он родился из потребности людей уйти от мейнстрима. Конечно, современные хипстеры совершенно не похожи на тех, что были раньше, но объединяет их нонконформизм.
В 50-х и 60-х годах, в связи с экономическим ростом, молодежь хотела потреблять больше, они тратили свои деньги на одежду, книги и, конечно же, музыку. Именно эти годы были началом молодежной культуры в западном мире. Период с 70-х по 90-е был наполнен рождением множества субкультур: хиппи, панков, скинхедов, металлистов, готов и так далее.
Бьюсь об заклад, у каждого из нас был фигурист или, может быть, несколько фигуристов в нашем классе, которым мы сдержанно завидовали. Идея этой группы заключается не только в управлении самим скейтбордом, но и в представлении состояния бытия. Внешний вид играет очень важную роль, так как вы не можете быть настоящим скейтером без специальной обуви и одежды, ведь скейтбординг изменил и мир моды; Я уверен, что сегодня все знают знаменитые Vans Old-Skools и футболки Supreme, которые мы видим на людях, когда гуляем по улицам города.
Оглядываясь назад, можно увидеть еще одну растущую субкультуру: эмо. У меня есть яркие воспоминания о старшеклассниках тех дней, одетых в узкие джинсы и футболки с подводкой для глаз и длинными челками. Слово «эмо» является сокращением от слова «эмоциональный». С музыкальной точки зрения это стиль рок-музыки с текстами о депрессии, разбитом сердце и отчаянии. Эта субкультура всегда была объектом негативных комментариев, и критика касалась не только внешности, но и самой идеи быть эмо. Многие родители считали это культом членовредительства, заставляющим их детей падать в глубокую темную дыру. Однако это не так, поскольку эмо помогало людям самовыражаться и справляться с жизнью. Эмо-бум случился в 2006 году благодаря таким онлайн-платформам, как MySpace и Tumblr, где молодые люди делились своими мыслями и проблемами. Что вообще непонятно, так это то, что субкультура сама по себе не вводит людей в грустное состояние души, а на самом деле наоборот, поскольку человек, о котором идет речь, таким образом может раскрыться и показать свое истинное лицо.
Вообще говоря, принадлежность к субкультуре означает, что вы хотите отойти от норм и быть уникальным. Поскольку мы живем в таком осуждающем мире, люди, которые «отличаются», подвергаются резкой критике.
Из-за Интернета и высокого потребительства стало трудно отличить субкультурную сцену от мейнстрима. Люди взаимосвязаны и не обязательно принадлежат только одной нише. Из-за массового потребления вещи становятся мейнстримом, а также, если тренд уходит своими корнями в определенную субкультуру, его оригинальность в наши дни очень быстро исчезает из-за того, как быстро продукты покупаются людьми, которые следуют трендам. Многие эксперты по социальным сетям заявили, что субкультуры часто нацелены на получение дохода. По словам Скотта Хантингтона (сам эксперт по социальным сетям): «Принято считать, что субкультуры не являются основным рынком для большинства компаний. Однако онлайн-приложения для покупок добились значительных успехов. Возьмем, к примеру, Этси. Это позволяет продавцам продавать только предметы ручной работы или винтажные вещи, которые можно считать довольно «хипстерской» субкультурой. Однако ритейлеры на сайте заработали почти 9 долларов.00 миллионов продаж». Компании часто стремятся извлечь выгоду из привлекательности субкультур, называя их «крутыми» только потому, что «крутые» продаются. Это одна из причин исчезновения многих субкультур. Мейнстрим — это смерть субкультуры. Но если посмотреть с другой точки зрения, Интернет не так уж и плох. В те дни многие подростки были ограничены в непредубежденности и выражении того, кто они на самом деле, из-за страны, в которой они жили; если вы не родились в таких городах, как Нью-Йорк или Лондон, вам было трудно почувствовать, что значит быть «другим», поэтому благодаря Интернету молодые люди могут познакомиться с новой музыкой или тенденциями моды и позаимствовать стиль из живущих далеко.
Люди всегда пытались найти группу, в которой они могли бы вписаться и чувствовать себя принятыми, поэтому субкультуры — прекрасный способ объединить людей, но в то же время они могут ограничить вас в ваших предпочтениях.