Катамнез что это такое: Как устроена работа отделений катамнеза, где наблюдают недоношенных детей после выписки из стационара

Содержание

Как устроена работа отделений катамнеза, где наблюдают недоношенных детей после выписки из стационара

Об этом директор «Право на чудо» Наталья Зоткина беседовала с Татьяной Зиновьевой неонатологом и педиатром,  заведующей отделением детей раннего возраста, нуждающихся в динамическом наблюдении и реабилитации  Московского областного перинатального центра.

Запись прямого эфира с Татьяной Зиновьевой:

– Татьяна Евгеньевна, расскажите пожалуйста, что такое отделения катамнеза, как они устроены?

–  В нашей стране отделения катамнеза только разрабатываются, и у каждого отделения сейчас свой персонал и возможности.  Нашему отделению детей раннего возраста, нуждающихся в динамическом наблюдении и реабилитации только год.  До этого год мы существовали просто как кабинет катамнеза  у нас работал педиатр и офтальмолог. С прошлого года мы преобразовались в отделение, у нас появился второй педиатр, ставка невролога, ортопед, хирург. И мы уже можем оказывать полноценную клинико-диагностическую помощь нашим маленьким пациентам и их родителям. Для этого мы организовали приемы, есть даже совместные приемы педиатр + невролог для тех, кто живет далеко. К сожалению, мы пока не можем бесплатно делать ультразвуковые исследования, у нас нет ставки УЗИста, но на платной основе мы делаем любые виды УЗИ, включая УЗИ сердца. При необходимости мы проводим клинический анализ крови, потому что довольно часто нам приносят сомнительные анализы, мы перепроверяем. 

Мы очень надеемся, что мы будем расширяться дальше, и у нас появится возможность проводить реабилитационные мероприятия. Сейчас идет работа над тем, чтобы организовать кабинет массажа. Потому что практически все дети в этом нуждаются, и к сожалению, сейчас в поликлиниках по месту жительства очень сложно попасть на плановый массаж. Люди месяцами ждут, а когда они эту услугу получают, обычно это 5 сеансов, которых очень мало для наших деток. Мы пока не мечтаем о физиотерапии, врачах ЛФК, но хотя бы полноценный курс массажа 10-15 процедур мы очень надеемся, что сможем проводить. Также у нас планируется открытие дневного стационара, на базе которого мы сможем вакцинировать наших детей препаратом от РСВ-инфекции «Синагисом» – тоже очень актуальная тема для многих недоношенных детей, которые страдают БЛД, и обычно в сезон есть очень высокая потребность в этой процедуре. 

В отделении детей раннего возраста, нуждающихся в динамическом наблюдении и реабилитации Московского областного перинатального центра

 

– У нас очень много родителей, которые только выписались, и для них катамнез – это такое слово из серии «мы ничего не понимаем». Что представляет из себя в идеальной картинке отделение катамнеза? Почему родители должны туда идти?

Катамнез – это такой сложный термин, поэтому наше отделение названо так просто. Вся суть именно в этих словах – динамическое наблюдение за детьми. Мы наблюдаем и доношенных детей, детей с различными проблемами. Недоношенных детей у нас немного больше, чем доношенных. Конечно же, недоношенные нуждаются в большем внимании, во-вторых, их побаиваются на участках, им дают рекомендации, не соответствующие современным тенденциям, поэтому мы стараемся наблюдать наших недоношенных деток каждый месяц. Раз в месяц педиатр и довольно часто даже невролог смотрят детишек. Иногда бывают случаи, что родители не справляются с ребенком после выписки, и мы просим приходить каждую неделю-две к педиатру. Наблюдение офтальмологом – это тоже очень важно. Многие дети страдают ретинопатией, или у них есть риск развития ретинопатии , поэтому офтальмолог очень внимательно за этим следит. 

– То есть отделение катамнеза – это отделение, в котором сосредоточены ключевые специалисты, которые наблюдают детей с особенностями? Неонатолог, педиатр, невролог, офтальмолог, ортопед, хирург…

Да, и при необходимости мы можем организовать консультацию нейрохирурга, иммунолога, аллерголога. Кардиолог пока у нас работает только на платной основе. Именно в этом и идея, чтобы пройти всех специалистов в одном месте. Потому что у нас есть семьи, которые едут 2 часа в одну сторону с маленьким ребенком. Пока отделений катамнеза не так много, и люди приезжают из Подольска, Орехово-Зуево, Сергиева Посада и даже из других областей.

– Кто определяет алгоритм наблюдения ребенка?

У нас первый, кому должны придти ребенок – педиатр, иногда – офтальмолог в связи с ретинопатией. Родителям очень важно смотреть рекомендации в конце выписки, чтобы представлять когда и в каком объеме начинать наблюдение. Потому что иногда в стрессе родители не дочитывают выписку, а там, например, через неделю необходимо было сделать клинический анализ крови. Через месяц показаться неврологу и сделать ультразвук. При этом в выписке всегда есть эти рекомендации, в зависимости от веса при рождении, состояния. Без выписки мы как без рук, так как важно соблюсти преемственность. Далее мы составляем индивидуальный план ведения каждого малыша. Педиатр раз в месяц в среднем, офтальмолог в зависимости от показаний, невролог раз в месяц если есть проблемы, а если все неплохо – раз в 2-3 месяца. Иногда приходят  дети, которых невролог отпускает до 6 месяцев, но такое бывает нечасто. Ортопед-хирург. 

Есть проблемы с ультразвуком, так как мало кому делают ультразвук тазобедренных суставов – к сожалению, он не входит в стандарт оказания помощи на втором этапе. И если его не сделали в поликлинике по месту жительства, мы рекомендуем срочно его пройти. Так как боимся упустить момент дисплазии, подвывиха.

–  Что важно родителям не упустить? На что важно родителям обращать внимание и в какие периоды? Все дети разны, у кого-то есть дисплазия тазобедренных суставов, у кого-то есть ретинопатия, неврология. Но есть ли какие-то общие рекомендации?

Когда ребенок выписывается, врач второго этапа просит записаться на консультацию обычно через месяц к педиатру в наше отделение. В зависимости от того, есть ли ретинопатия, семья посещает офтальмолога. Невролог –по рекомендации врача второго этапа, дальше по рекомендации педиатра из отделения катамнеза. Клинический анализ крови – очень важно не упустить этот момент, потому что недоношенные дети очень часто уходят в анемию недоношенных, и многие дети уже выписываются на терапии препаратами железа, и нам очень важно корректировать дозу, знать, когда отменять. Бывает, дети выписываются с пограничным уровнем гемоглобина, и просят через неделю повторить этот анализ. 

Что важно в отношениях педиатр-родитель: мы стараемся успокоить, войти в доверительный контакт, и никого не пугать, давать объективную информацию о ребенке, при это не стараясь найти в нем какие-то изъяны. Наоборот, мы стараемся хвалить, и в моменты сомнения внести позитивную нотку, чтобы родители не пугались, были уверены в себе и в нас. 

Мы обязательно уточняем чем питается ребеночек, и корректируем питание. Очень важно не упустить начало введения прикормов, потому что наши дети нуждаются в более раннем введении прикормов, чего очень часто не понимают, к сожалению, родители, и зачастую очень часто врачи из поликлинических отделений по месту жительства. Также очень важно следить за антропометрическими данными: прибавка роста, веса, объемы головы/груди – все это тоже у нас отслеживается ежемесячно. Также мы наблюдаем  за мышечным тонусом, эмоциональным развитием. 

Что еще важно: витамин Д. Практически все наши дети выписываются, получая провилактику рахита. Наши дети пьют витамин Д до 4 лет фактически, кто-то и дальше в зависимости от того, насколько он им необходим.

Мы консультируем по вакцинации и ратуем за раннее ее начало, так как недоношенные дети более подвержены инфекциям. И очень часто врачи в поликлиниках боятся начать их вакцинировать. И мы конкретно пишем, когда и с чего начать. 

Также мы наблюдаем детей после управляемой гипотермии.

– Как вы выстраиваете преемственность с поликлиниками? 

–  Участковый врач по идее должен придерживаться рекомендации врача, который лечил до этого ребенка. Часто врачи в поликлиниках не берут на себя ответственность по началу вакцинации до того, как мы это рекомендуем – это очень частая история. Я не могу сказать, что есть проблемы с поликлиниками, есть немного разные мнения. Но мы для этого и нужны, чтобы не упустить момент, когда что-то пошло не так. 

– Насколько недоношенным детям необходим патронаж? Насколько я понимаю, его сейчас осуществляют только в первый месяц. 

Патронаж, безусловно, необходим, потому что даже мамы, которые полежали на втором этапе, чему-то научились, приезжая домой, зачастую теряются, у них появляются новые вопросы, и очень важно конечно сразу их разрешать. 

Патронаж действительно сейчас на дому осуществляется со стороны поликлиники на 1 месяце жизни, потом уже конечно просят приходить в поликлинику и наблюдаться там. В идеале конечно если бы у всех была возможность сделать систему наблюдения: педиатр для недоношенного ребенка, хотя бы по телефону, с элементами телемедицины. Это было бы востребовано и об этом нужно подумать. Если дети выписываются маленькие совсем, практически у всех колики, больные животы, проблемы со стулом, то есть даже если все было неплохо в отделении, мама научилась за ним ухаживать, дома может все быть тяжело – родители не спят сутками, и им можно было бы помочь: организовать питание, даже микроклимат влияет  – слишком жарко, сухо. Нужно научить их ухаживать за своим ребенком, тогда часть проблем уходит. Какие-то проблемы с кожей – иногда мы можем посмотреть на фотографию и решить проблему. Потому что мамы на эти проблемы очень остро реагируют, начинают терять молоко. Можно много чего решить, если бы была такая постоянная связь и личный доктор у каждого недоношенного малыша.

– Массаж уже сейчас у вас есть?

Пока нет, но мы закупаем оборудование и пытаемся организовать ставку массажиста. 

– Я не просто так спросила об этом. Я противник массажей и адепт рефлекторных методик, Войта-терапии. Кто будет определять: делать ребенку массаж или ту же Войта-терапию? Когда у меня Лиза после массажа получила нереальную спастику и задрала голову, я сказала, что к массажу больше не вернусь. Кто компетентен определять что нужно ребенку? Массажи нам назначали хорошие доктора, но на моем ребенке эта методика не работает.

Конечно, для каждого ребенка своя реабилитация. Чаще всего определяет это невролог. Я как педиатр с большим опытом работы с маленькими детьми тоже могут понимать, где нам хватит массажа, а где это бессмысленно когда поражения тяжелые.

По поводу Войта-терапии и других вещей: врач-ЛФК это тоже наша большая мечта, которая требует больших вложений, новых ставок и новых площадей. Пока стараемся работать в тех условиях, которые есть, максимально давая то, что мы можем дать. Массаж

это минимум того, с чего можно начать. Но это для детей, конечно, которые не очень тяжелые.

В отделении детей раннего возраста, нуждающихся в динамическом наблюдении и реабилитации Московского областного перинатального центра

 

– Почему я спросила про массаж. Я искала врачей и методики буквально по наитию и я знаю, что многие мамы делают точно так же. Слава Богу, невролог мне сразу посоветовала Войта-терапию. Не всем так везет. Я знаю, когда массажи назначают детям со спастикой, потом происходит еще более сильная спастика.  

–  Рекомендовать методы реабилитации может педиатр или невролог с большим опытом работы с такими детьми. То есть он должен видеть их уже сотни и понимать их исходы. Собственно, идея отделения катамнеза, динамического наблюдения в том, что мы видим, какими вырастают наши выпускники. 

Отслеживание реабилитационных процедур и их эффективность –  очень важный момент. И хорошо, когда это все делает один педиатр и один невролог. Когда семьи мечутся, не знают, кому доверять, получается, что никто из врачей толком не понимает, что происходит, нет плавной картинки. Бывает, до 6 месяцев ребенок был неплохой, потом пропал, пришел в год

–  тяжелый. Здесь очень важно стараться все-таки наблюдаться в одном месте. При этом можно ходить за консультациями параллельно еще куда-то. 

Реабилитационные центры на базе больших детских клинических больниц, куда мы направляем, чаще всего оказывают комплексную помощь: там делают и массажи, и Войта-терапии, и физио. Мы стараемся дружить с отделениями реабилитации, понимаем, куда с какой проблемой лучше попробовать отправить.  

–  С какого возраста вы начинаете рекомендовать детям реабилитацию? Если мы говорим о детях с какими-либо поражениями, угрожаемых по тому же ДЦП.

–  Все очень индивидуально, нет какого-то определенного возраста, с которого мы можем это рекомендовать. 

–  Я сужу немного область: если мы будем говорить о ВЖК 3-4, ПВЛ в тяжелых степенях. Про детей доношенных, но с тяжелой асфиксией, которые прошли гипотермию. То есть, когда вы заведомо знаете, что ребенок будет угрожаем. Здесь есть какие-то рекомендации? Потому что я всем мамам, может быть я не права, я стараюсь рекомендовать начинать реабилитацию как можно раньше. Это философия Войты, об этом том же говорят Гленн Доман и другие реабилитологи, чьими именами названы методики. Вы выписались, условно офтальмолог и нейрохирург сказали вперед, и можно начинать…

–  Да, тяжелых детей можно отправлять в любом возрасте, как только выписались, и через месяц их можно положить на реабилитацию и смотреть как дальше что происходит. Но не все дети с ВЖК 3-4, ПВЛ действительно входят во что-то такое. Мы очень часто видим выписки страшные, картины МРТ страшные а потом ты смотришь, а ребенок ничего так. В этом смысле хорошо, когда у нас в центре есть двойной прием с неврологом, и я сразу могу подтвердить свои мысли с точки зрения невролога и решить нужно ли ребенка куда-то отправлять. Потому что отделения реабилитации – это часто отделения в стационаре. А любое попадание в стационар для наших детей заканчивается какой-то ситуацией ОРВИ или что-то еще происходит. 

Реабилитацию еще можно попробовать организовать амбулаторно, но таких мест мало –  если говорить про бесплатную реабилитацию. А платно это дорого, и не все могут себе позволить.

–  Татьяна Евгеньевна, в заключение я хочу попросить вас дать рекомендации, пожелания родителям недоношенных малышей. 

–  Уважаемые родители, прежде всего ничего не бойтесь. Старайтесь любить своего ребенка безусловно в любой ситуации. Старайтесь найти врачей и не упустить первый год, потому что он самый важный для наших детей. У них необыкновенные компенсаторные возможности, но им нужно помочь, и делать это важно именно в первый год.

 

*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов

 

18.09.2020

 

Катамнез на первом году жизни детей, рожденных с низкой и экстремально низкой массой тела | #11/17

По данным мировой статистики ежегодно более пятнадцати миллионов детей рождается недоношенными, таким образом, каждый десятый ребенок появляется на свет раньше срока [1]. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, термин «экстремально низкая масса тела» (ЭНМТ) подразумевает массу тела менее одного килограмма, а «очень низкая масса тела» (ОНМТ) — от одного до полутора килограммов [2].

Современные достижения медицины, интенсивно развивающейся последнее время, способствовали заметному повышению выживаемости детей с весом менее полутора килограммов [3]. При этом для выживших детей остается высоким риск развития неврологических нарушений, острых и хронических заболеваний как в первый месяц жизни, так и в более отдаленные периоды. В связи с этим уровень психомоторного развития считается основным показателем здоровья ребенка на первом году жизни [4].

Благодаря повышению качества медицинской помощи недоношенным детям в настоящее время чаще встречаются дети с нормальным психомоторным развитием, чем с неврологическим дефицитом [5].

Сегодня также актуальны вопросы своевременной диагностики, лечения и реабилитации детей с перинатальными гипоксически-ишемическими поражениями центральной нервной системы, с учетом большой нейропластичности развивающегося мозга [6].

Магнитно-резонансная томография (МРТ) является самым информативным методом диагностики поражений головного мозга [7]. При этом получаемые результаты зависят от выбранного режима. Так, нейротрактография основана на диффузно-взвешенной МРТ, позволяет оценить проводящие пути головного мозга [8]. При выборе данного режима учитывают значения измеряемого коэффициента диффузии (ИКК) и фракционной анизотропии (ФА). Измеряемый коэффициент диффузии (от английского Apparent Diffusion Coefficient, ADC) является количественной характеристикой диффузии (движения молекул воды) в ткани. Фракционная анизотропия (от английского Fractional Anisotropy, FA) — это коэффициент, зависящий от количества и ориентации нервных трактов, оценивает упорядоченность трактов [9].

Как известно, у недоношенных новорожденных более высокий риск развития респираторных заболеваний, чем у доношенных. Причем у недоношенных, перенесших неонатальную реанимацию, еще выше риск иммунокомпроментации на первом году жизни [10]. Этому способствует незрелость интерфероновой системы у данного контингента детей. Назначение интерферона альфа-2b с антиоксидантами (альфа токоферола ацетат и аскорбиновая кислота) (Виферон®) увеличивает фагоцитарную активность макрофагов и повышает специфическую цитотоксичность лимфоцитов к клеткам-мишеням, что способствует снижению частоты и уменьшению тяжести клинических проявлений интеркуррентных заболеваний [11]. Ректальный путь введения интерферона альфа-2b совместно с активными антиоксидантами в форме суппозиториев (Виферон®) не перегружает желудочно-кишечный тракт и позволяет обеспечить быструю доставку активных компонентов в кровь и, соответственно, быстрое наступление терапевтического эффекта [11]. Для производства суппозиториев Виферон® применяется гипоаллергенная основа — масло какао, не используются красители, что позволяет минимизировать риски развития аллергии.

Целью настоящего исследования было оценить психомоторное развитие и заболеваемость острыми респираторными заболеваниями на первом году жизни детей, рожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, перенесших неонатальную реанимацию.

Материалы и методы исследования

Исследование проходило на базе Детской краевой клинической больницы города Краснодара в 2016–2017 гг., в него был включен 81 ребенок, рожденный с весом менее полутора килограммов и сроком гестации при рождении менее 32 недель, с перинатальными гипоксически-ишемическими поражениями нервной системы, прошедшие неонатальную реанимацию. Критериями исключения из нашего исследования явилось наличие генерализованной внутриутробной инфекции, воспалительных заболеваний головного мозга, пороков развития головного мозга, травматических перинатальных поражений головного мозга, врожденной гидроцефалии. Все родители подписывали информированное согласие и получали информационный листок с подробным описанием исследования.

В скорригированном возрасте 38–39 недель всем детям проводилась магнитно-резонансная томография головного мозга в стандартных режимах и режиме нейротрактографии. Областью интереса при проведении нейротрактографии было заднее бедро внутренней капсулы. После обработки полученных результатов нейротрактографии дети были разделены на группы: I — 22 ребенка с высокими значениями измеряемого коэффициента диффузии, но низкими значениями фракционной анизотропии (нарушение в миелинизации кортикоспинальных трактов), II — 59 детей с высокими значениями измеряемого коэффициента диффузии и фракционной анизотропии (интактные кортикоспинальные тракты). На этапе отделения выхаживания недоношенных новорожденных детей оценивались наличие профилактики респираторного дисстресс-синдрома (РДС), степень асфиксии при рождении, длительность кислородзависимости, неонатальная заболеваемость (наличие врожденной пневмонии, персистирующих фетальных коммуникаций, развитие некротического энтероколита, ранней анемии недоношенных, бронхолегочной дисплазии).

Детей наблюдали до скорригированного возраста 12 месяцев. Визиты были ежемесячны. При развитии каждого эпизода острого респираторного заболевания на первом году жизни к базисной терапии всем детям назначался интерферон альфа-2b с антиоксидантами (альфа токоферола ацетат и аскорбиновая кислота) (Виферон®) по схеме — с первого дня заболевания пять дней два раза в сутки по 1 суппозиторию по 500 000 МЕ, затем 5 дней два раза в день по 1 суппозиторию по 150 000 МЕ [12]. Для оценки эффективности терапии интерфероном альфа-2b с антиоксидантами (альфа токоферола ацетат и аскорбиновая кислота) (Виферон®) также были ретроспективно проанализированы амбулаторные карты 20 недоношенных новорожденных, рожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, с перинатальными гипоксически-ишемическими поражениями нервной системы, перенесших неонатальную реанимацию, которым не проводилась нейротрактография, у которых при развитии каждого острого респираторного заболевания назначалась лишь базисная терапия (III группа). На протяжении первого года жизни оценивались заболеваемость острыми респираторными заболеваниями, необходимость назначения антибактериальных препаратов при острых респираторных заболеваниях, а также частота госпитализаций в связи с осложнениями острых респираторных заболеваний. Психомоторное развитие оценивалось по шкале Infant Neurological International Battery (INFANIB) при скорригированном возрасте 12 месяцев.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием параметрических статистических методов. Для оценки достоверности различий между группами сравнения рассчитывался t-критерий Стьюдента при сравнении относительных величин. Различия оценивались как достоверные начиная со значения p < 0,05.

Результаты исследования и обсуждение

Достоверных различий по полу, гестационному возрасту, весу при рождении между группами сравнения не выявлено. В табл. 1 представлены основные показатели анамнестического аудита перинатального периода.

Нами не было выявлено значимых различий в течение анте- и интранатального периодов в группах сравнения. У всех детей I группы (с нарушением миелинизации кортикоспинальных трактов) отмечена кислородзависимость в первые дни жизни, во II группе (с интактными кортикоспинальными трактами) каждый пятый ребенок не нуждался в кислородной поддержке. При этом период респираторной поддержки был достоверно продолжительнее у детей из I группы.

При клиническом осмотре и по данным нейросонографии у всех детей выявлялись признаки перинатального поражения центральной нервной системы средней степени тяжести. Однако внутрижелудочковые кровоизлияния I–II степени значимо чаще встречались у детей из I группы (p < 0,05). В раннем неонатальном периоде в неврологическом статусе у всех детей отмечался синдром угнетения, судорожный синдром диагностирован у двух детей из первой группы и одного ребенка из второй группы.

Соматическая патология детей в неонатальном периоде представлена в табл. 2.

Почти у всех детей отмечалось персистирование фетальных коммуникаций, при этом при проведении ультразвукового исследования сердца открытое овальное окно выявлялось с одинаковой частотой у всех детей, в то время как открытый артериальный проток достоверно чаще встречался у детей из первой группы. Также в структуре заболеваемости достоверно чаще встречались некротический энтероколит, врожденная пневмония и анемия у детей из второй группы, а неонатальная желтуха была диагностирована в процентном соотношении у одинакового числа детей в обеих группах.

Достоверных различий между данными, полученными при проведении МРТ в стандартных режимах при скорригированном возрасте 38–40 недель, среди детей не было выявлено. В то время как полученные результаты нейротрактографии говорят о нарушении миелинизации кортикоспинального тракта у детей из первой группы.

Психомоторное развитие детей на протяжении года оценивалось по шкале INFANIB. Результаты представлены в табл. 3.

Все дети из первой группы к скорригированному возрасту 12 месяцев имели нормальное психомоторное развитие. При этом у половины детей из первой группы отмечалась задержка психомоторного развития, а у каждого третьего ребенка сформировался неврологический дефицит.

Заболеваемость детей острыми респираторными заболеваниями на первом году жизни отражена в табл. 4.

Все дети из первой группы (с нарушением миелинизации кортикоспинальных трактов) перенесли минимум один раз на протяжении первого года жизни острое респираторное заболевание. При этом большая часть детей болела 4 раза за год и более. Это связано с более неблагоприятным преморбидным фоном у детей из первой группы. Большая часть детей из второй группы (с интактными кортикоспинальными трактами) также перенесла острые респираторные заболевания на протяжении первого года жизни, при этом 4/5 детей болели от 1 до 3 раз за год. Достоверных различий в заболеваемости между первой и третьей группами (группа сравнения, детям не проводилась нейротрактография) не выявлено.

Особенности течения, необходимость антибактериальной терапии и госпитализаций с осложнениями острых респираторных заболеваний представлены в табл. 5.

Острые респираторные заболевания почти в два раза чаще развивались у детей из I группы. При этом детям из I группы (с нарушением миелинизации кортикоспинального тракта) и из II группы (с интактными кортикоспинальными трактами) при каждом эпизоде развития острого респираторного заболевания в первые сутки назначался интерферон альфа-2b с антиоксидантами (альфа токоферола ацетат и аскорбиновая кислота) (Виферон®) на пять дней два раза в сутки по 1 суппозиторию по 500 000 МЕ, затем 5 дней два раза в день по 1 суппозиторию по 150 000 МЕ [12]. При этом большей части детей не требовалась дополнительная госпитализация и назначение антибактериальной терапии, несмотря на неблагоприятный преморбидный фон. Частота госпитализаций и назначение антибактериальной терапии достоверно не отличались между I и II группами, несмотря на превалирование детей с соматической патологией в первой группе. Частота случаев заболевания детей острыми респираторными инфекциями в III группе была достоверно выше, чем у детей во II группе, а также детям из III группы (группа сравнения) достоверно чаще, в сравнении с детьми из первых двух групп, требовались назначение антибактериальной терапии и стационарное лечение в связи с осложнениями острых респираторных заболеваний.

Заключение

Таким образом, нарушение миелинизации кортикоспинального тракта в неонатальном периоде у детей, рожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, часто сочетается с тяжелой соматической патологией, длительной кислородзависимостью, а на первом году жизни с задержкой психомоторного развития и частыми острыми респираторными заболеваниями, в сравнении с детьми с неповрежденным кортикоспинальным трактом. При этом, несмотря на неблагоприятный преморбидный фон, задержку психомоторного развития у детей с нарушением миелинизации кортикоспинального тракта, введение в тактику терапии острых респираторных заболеваний препарата интерферона альфа-2b с антиоксидантами (токоферола ацетат и аскорбиновая кислота) (Виферон®) позволяет достичь сопоставимых результатов с группой детей с неповрежденным кортикоспинальным трактом и меньшей соматической патологией по таким показателям, как длительность острого респираторного заболевания, необходимость назначения антибактериальной терапии и частоте госпитализаций по поводу осложнений.

Литература

  1. Байбарина Е. Н., Филиппов О. С., Гусева Е. В. Итоги развития службы родовспоможения в Российской Федерации и мероприятия по ее совершенствованию // Российский вестник акушера-гинеколога. 2014; 14: 4–8.
  2. Володин Н. Н. Неонатология: национальное руководство. Краткое издание. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 896 с.
  3. Тимофеева Л. А., Рюмина И. И., Ионов О. В. и др. Особенности неонатальной адаптации и постнатального развития детей, родившихся на сроке гестации 34 0/7–36 6/7 недель // Акушерство и гинекология. 2017; 1: 72–76.
  4. Тебердиева С. О., Ушакова Л. В., Филиппова Е. А. и др. Диагностическая значимость методов нейровизуализации у новорожденных детей с пороками развития внутренних органов // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017; 62 (1): 47–52. DOI: 10.21508/1027-4065-2017-62-1-47-52.
  5. Гребенникова О. В., Заваденко А. Н., Рогаткин С. О. и др. Клинико-нейрофизиологическое обоснование и оценка эффективности лечения детей с перинатальным гипоксически-ишемическим поражением центральной нервной системы // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2014; 114 (4–1): 63–67.
  6. Федорова Л. А. Особенности психомоторного развития и методы реабилитации недоношенных детей после выписки // Вестник современной клинической медицины. 2014. 7 (6): 62–63.
  7. Abdelsalam E., Gomaa M., Elsorougy L. Diffusion tensor imaging of periventricular leukomalacia — Initial experience // The Egyptian Journal of Radiology and Nuclear Medicine. 2014; 45 (4): 1241–1247.
  8. Dudink J., Counsell S., Lequin M., Govaert P. DTI reveals network injury in perinatal stroke // Archives of Disease in Childhood — Fetal and Neonatal Edition. 2011; 97 (50): 362–364.
  9. Müller H., Unrath A., Huppertz H., Ludolph A., Kassubek J. Neuroanatomical patterns of cerebral white matter involvement in different motor neuron diseases as studied by diffusion tensor imaging analysis // Amyotrophic Lateral Sclerosis. 2012; 13 (3): 254–264.
  10. Давыдова И. В., Дегтярева Е. А., Кешишян Е. С., Романенко К. В. и др. Клинические исходы госпитализаций недоношенных детей (гестационный возраст 33–35 недель) с инфекциями нижних дыхательных путей, ассоциированными и неассоциировнными с респираторно-синцитиальными вирусом, в международном исследовании PONI // Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского. 2017; 96 (4): 8–15. DOI: 10.24110/0031-403X-2017-96-4-8-15.
  11. Гладких Р. А., Молочный В. П., Малиновская В. В., Полеско И. В., Обухова Г. Г. Динамика содержания цитокинов и неоптерина у детей раннего возраста с острыми респираторными заболеваниями на фоне использования рекомбинантного интерферона альфа-2b с антиоксидантами (токоферола ацетат и аскорбиновая кислота) // Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского. 2017; 96 (4): 16–21. DOI: 10.24110/0031–403 X-2017–96–4-16–21.
  12. Чеботарева Т. А., Заплатников А. Л., Захарова И. Н., Выжлова Е. Н. Современные возможности интерферонотерапии гриппа и острых респираторных инфекций у детей // Детские инфекции. 2013; 12 (2): 35–38.

М. П. Яковенко1
Е. И. Клещенко,
доктор медицинских наук, профессор
Д. А. Каюмова, кандидат медицинских наук

ФГБОУ ВО КубГМУ МЗ РФ, Краснодар

1 Контактная информация: [email protected] ru

 

Катамнез на первом году жизни детей, рожденных с низкой и экстремально низкой массой тела/ М. П. Яковенко, Е. И. Клещенко, Д. А. Каюмова.

Для цитирования:  Лечащий врач №11/2017; Номера страниц в выпуске:  51-54

Теги: дети, здоровье, развитие, неврологический дефицит

Кабинет катамнеза

телефон 8(391) 222-02-62 (доб. 651)

Кабинет катамнеза организован для оказания высококвалифицированной специлиазированной медицинской помощи глубоко недоношенным детям, родившимся с очень низкой и экстремально низкой массой тела, а также детям, перенесшим критические состояния в раннем неонатальном периоде, требующим динамического наблюдения в КГБУЗ КККЦОМД.

Работа кабинета катамнеза организована на функциональной базе краевого центра охраны материнства и детства и взаимодействует со всеми профильными подразделениями учреждения, с кафедрами Красноярского медицинского университета, а также с медицинскими учреждениями городов и районов Красноярского края.

Основой целью работы кабинета катамнеза является профилактика различных хронических заболеваний, связанных с врожденной и перинатальной патологией, ранняя диагностика этих заболеваний, а также устранение проблем, препятствующих нормальному росту и развитию детей.

Показаниями для наблюдения у специалистов данного направления являются:

  • Недоношенные дети, рожденные с массой тела менее 1000 граммов.
  • Задержка внутриутробного развития 3-4 степени у недоношенного ребенка.
  • Бронхолегочная дисплазия у новорожденных детей.
  • Тяжелые поражения головного мозга (ПВЛ, ВЖК 3-4 степени).
  • Внутриутробная инфекция у недоношенных новорожденных детей.

 

 

В день посещения при себе необходимо иметь:

  • мед. документы (в папке с файлами)
  • выписку из истории болезни
  • результаты лабораторных, а также УЗИ-исследований
  • паспорт мамы
  • сменную обувь

 

 

Запись на консультацию в кабинет катамнеза проводится ежедневно с 10. 30 до 12.00.   В случае отсутствия возможности своевременно приехать на консультацию необходимо сообщить об этом по телефону  8(391) 222-02-60 (доб. 651).

 

О работе кабинета катамнеза рассказывает заведующая неонатальным центром КККЦОМД Карпова Людмила Николаевна.

Людмила Николаевна, наверное, само понятие «катамнез» для многих мамочек нашего города и края еще незнакомо. Вас часто спрашивают о том, что это за кабинет и какую помощь там оказывают пациентам?

- Да, действительно, мамы, которые на данный момент находятся у нас в отделении выхаживания новорожденных и недоношенных детей и те, которые уже выписались и находятся дома, звонят нам, подходят и спрашивают, что за новое медицинское направление открылось теперь в детской краевой больнице и перинатальном центре? Хотя по сути кабинеты катамнеза и даже целые отделения катамнеза существуют во многих перинатальных центрах, российских и зарубежных медицинских учреждениям подобного уровня.

 

Так что же означает термин «катамнез»?

- В медицине есть понятие «анамнез» - это сбор информации до постановки диагноза. Катамнез - это медицинская информация о пациенте, собираемая после выписки из стационара, последнего обследования или лечения. Уже сейчас перед выпиской наших «сложных» пациентов мы проводим с матерями беседы и рассказываем подробно не только о том, как надо ухаживать за новорожденным малышом, но и том, какие еще обследования им необходимо будет пройти в будущем, какое потребуется дальнейшее лечение и т.д.

 

Какие врачи ведут прием в кабинете катамнеза?

- В кабинете катамнеза работают два врача: невролог и педиатр. Мы планируем наблюдать своих пациентов до года, а возможно и до трёх лет. Более длительный срок наблюдения касается тех детей, которые родились с массой тела менее 1000 граммов, ведь своих сверстников они догоняют в развитии именно к трём годам.

 

Получается своей работой Вы помогаете врачам поликлиник по месту жительства ребенка?

- Честно сказать, я очень хорошо понимаю врачей, которые работают в районных поликлиниках, ведь вести таких сложных пациентов невероятно трудно. И нам в этом плане легче, потому что мы знаем этих детей с момента рождения. Мы владеем полной информацией, относительно состояния здоровья каждого отдельно взятого ребёнка, который прошёл этап выхаживания в отделении детской краевой больницы или перинатальном центра

 

Каковы основные задачи кабинета катамнеза?

- Основными задачами кабинета работы катамнеза являются: динамическое наблюдение за глубоко недоношенными детьми, врачами, хорошо ориентированными в проблемах врождённой и перинатальной патологии; продолжение комплекса медико-реабилитационных мероприятий; разработка индивидуальных комплексных программ лечебно- коррекционных мероприятий по реабилитации, а также пропаганда и поддержка грудного вскармливания, как наиболее физиологичного и важного компонента в процессе выхаживания «проблемных» детей.

 

Как происходит отбор пациентов?

- Для эффективной работы кабинета была выработана определенная схема посещений. В перинатальном центре имеется база данных пациентов, которые требуют дополнительного наблюдения в рамках работы кабинета катамнеза. С родителями заранее созванивается медсестра кабинета, назначает день и время приема. С иногородними жителями запись на прием в кабинет катамнеза поставлена таким образом, чтобы маме и ребёнку было наиболее комфортно приехать в краевой центр для консультации у специалистов. На осмотр одного пациента отводится ровно час. После осмотра ребёнка маме дают подробную выписку с диагнозом и рекомендациями дальнейшего обследования и лечения, которую она вправе передать участковому педиатру в поликлинику по месту жительства.

 

Своими впечатлениями о работе кабинета катамнеза мы попросили поделиться одну из мамочек.

Екатерина Грошева — мама двоих детей. Младший сын Саша появился на свет раньше положенного срока. И вот, спустя пять месяцев, мама с сыном впервые пришли на прием к специалистам кабинета катамнеза.

 

Екатерина, Вас порадовало отсутствие очереди в этот кабинет?

- Да, хотя я так и надеялась, что в данной структуре всё должно быть организовано таким образом, чтобы мамы с детьми не испытывали никаких неудобств.

 

Помимо кабинета катамнеза вы ежемесячно посещаете поликлинику по месту жительства?

- Да мы там практически живем. Понимаете, мамочкам, у которых дети родились с хорошим весом и в срок даже не понять тех сложностей, с которыми сталкиваемся мы, приходя с нашими детьми на прием в обычную поликлинику по месту жительства. Многие дети, с мамами которых мы до сих пор поддерживаем связь, родились с весом меньше одного килограмма. Некоторые из них длительное время находились в реанимации, лежали под аппаратом искусственной вентиляции лёгких. В детской краевой больнице и перинатальном центре мы настолько доверяем врачам, что уходить отсюда в обычную поликлинику лично для нашей семьи было просто катастрофой. Мне было очень страшно: смогут ли, увидят ли, распознают ли какие-то проблемы со здоровьем врач в обычной поликлинике, ведь наш сынок пациент не простой и ему требуется высококвалифицированная медицинская помощь. Поэтому, когда я узнала о том, что в детской краевой больнице открылся кабинет катамнеза и у нас теперь есть возможность наблюдаться дополнительно у врачей, которые выхаживали наших детей с первых минут их жизни – для нашей семьи это стало настоящим праздником.

Катамнез в психиатрии - Медицинская энциклопедия - Сердечно.ру

01.10.2009

Катамнез в психиатрии (греч. katamnemoneuo запоминать) — совокупность сведений о состоянии психически больного и дальнейшем течении болезни после установления диагноза и выписки из стационара. Катамнез собирают через определенное время после первоначального наблюдения за больным. При этом, так же как и при сборе анамнеза, пользуются данными, установленными при расспросе больного во время осмотра в стационаре, амбулатории или на дому, и сведениями, полученными со слов родных, знакомых, сослуживцев, из различных видов медицинской и другой документации. Беседуя с больным с целью получения катамнестических сведений, психиатр должен оценить особенности состояния больного — возможное наличие психических расстройств (изменений сознания, бредовых или галлюцинаторных симптомов, негативизма, тенденции к диссимуляции и др.), затрудняющих или исключающих получение полноценных сведений. При сборе К. проводят всестороннее обследование больного, включающее лабораторные методы исследования.

Материал для К. получают на основании всего предшествующего динамического наблюдения за больным. Особое значение имеет оценка трудоспособности больного, степени реабилитации, социальной адаптации, описание его образа жизни, взаимоотношений с членами семьи и окружающими, его интересов, занятий, контактов, степени его психической активности. К. может быть собран в разные сроки после начала заболевания, причем особую ценность представляют отдаленные, проведенные порой через много лет, катамнестические наблюдения, позволяющие более полно судить о течении и исходе болезни. В результате широкого внедрения эпидемиологического метода изучения психических болезней открылась возможность проведения катамнестических исследований популяций больных с различными видами психических расстройств. С целью получения сопоставимых результатов такие массовые или сплошные катамнестические исследования ведутся обычно по унифицированной методике, путем заполнения стандартизованных карт, содержащих данные, необходимые для катамнестической оценки состояния больного. Как правило, в таких катамнестических исследованиях участвует группа медработников, состоящая из врачей и медсестер. Катамнестическим изучением больных, выписанных из психиатрических учреждений, занимаются в основном психиатрические диспансеры.

Катамнестические исследования позволили провести основное разграничение между острыми и хроническими психозами, функциональными и органическими процессами, установить различные формы течения психических болезней — непрерывное, фазное, приступообразно-прогредиентное, подтвердить основные различия течения и прогноза эндогенных психозов (шизофрении и маниакально-депрессивного психоза), исследовать закономерности динамики реактивных состояний, неврозов, психопатий и других форм пограничных состояний. На основании изучения К. психически больных пересмотрены многочисленные старые нозологические понятия психиатрии 19 в. Так, установлено, что мания и меланхолия являются не обособленными заболеваниями, а лишь фазами, нередко чередующимися, одного болезненного процесса. На основании изучения К. больных, перенесших приступы психической болезни, создана типология различных в качественном отношении состояний ремиссии, т.е. выявлена шкала переходов от полного выздоровления до состояний временного ослабления (временного затишья) психического расстройства, сопровождающихся резидуальной продуктивной симптоматикой (бредом, галлюцинациями, аффективными нарушениями) и разными по характеру и выраженности негативными расстройствами (изменениями личности).

Благодаря изучению К. больных появилась возможность описать различные типы исхода психических болезней и разные по своей структуре исходные (конечные) состояния, наступающие при психических болезнях. К. дает материалы для оценки трудоспособности психически больных, в частности в работе ВТЭК. Катамнестические сведения о динамике трудоспособности и социальной адаптации больных позволяют рационально планировать мероприятия по их реабилитации после выписки из стационара. Особое значение приобрело изучение К. психически больных в связи с использованием психофармакологических средств. При этом важны не только сведения об эффективности лекарственного препарата и отдаленных результатах лечения им, но и данные, позволяющие судить о возможности использования его в поддерживающей терапии.

Читайте далее:

Анамнез Википедия

Не следует путать с Анамнесис — литургическим и философским термином.

Ана́мнез (от греч. ἀνάμνησις — воспоминание) — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц. Изучение анамнеза, как и расспрос в целом, не просто перечень вопросов и ответов на них. От стиля беседы врача и больного зависит та психологическая совместимость, которая во многом определяет конечную цель — облегчение состояния пациента.

Данные анамнеза (сведения о развитии болезни, условиях жизни, перенесённых заболеваниях, операциях, травмах, беременностях, хронической патологии, аллергических реакциях, наследственности и др.) медицинский работник выясняет с целью их использования для диагностики, выбора метода лечения и/или профилактики. Сбор анамнеза является одним из основных методов медицинских исследований. В некоторых случаях, в совокупности с общим осмотром, он позволяет точно поставить диагноз без дальнейших диагностических процедур. Сбор анамнеза — это универсальный метод диагностики, применяемый во всех областях медицины.

Виды анамнеза

Неполный список видов анамнеза:

Анамнез болезни (новолат. Anamnesis morbi)

Начало заболевания, динамика симптомов с момента начала заболевания до момента обращения, с какими факторами пациент связывает данное заболевание, какие исследования и какое лечение проводилось и каковы результаты и т. п.

Анамнез жизни (новолат. Anamnesis vitae)

Перенесённые ранее заболевания, существующая хроническая патология со стороны различных органов и систем органов, операции, травмы и т. п. Также изучаются условия жизни пациента.

Акушерский анамнез

Были ли ранее беременности, как протекали, каков их исход.

Гинекологический анамнез

Перенесённые гинекологические заболевания и операции на женских половых органах, менструальный цикл, его особенности, периодичность, болезненность и т. п.

Семейный анамнез

Наличие подобных симптомов у кровных родственников, наследственные заболевания и т. п.

Аллергологический анамнез

Аллергические реакции, в том числе на лекарственные средства, вакцины, пищевые продукты, растения и т. п. Характер проявлений при развитии аллергии.

Анамнез характера питания больного

Сбор сведений о характере съеденной пищи, частоте её употребления и режиме питания на протяжении определённого промежутка времени (обычно 2—5 дней). Подобные сведения позволяют врачу сформировать простые рекомендации, связанные с питанием.

Страховой (экспертный) анамнез

Наличие/отсутствие полиса ОМС (ДМС), срок нетрудоспособности по каким-либо причинам за последние 12 месяцев («сколько времени состоял на больничном листе»).

Эпидемиологический анамнез

Сборы сведений о контактах больного с инфекционными больными, поездках в регионы эндемичные по какой-либо инфекции. В случае массовых пищевых отравлений опрос больных о том, что они ели. Подобные данные позволяют выявить источник заражения и отравления.

См. также

Ссылки

Что такое влажность? | Вондрополис

«Дело не в жаре, а во влажности!» Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то говорил это в теплый душный день? Как вы скоро увидите, в этом утверждении много правды.

Чтобы понять влажность, сначала должны понять, что вода в воздухе вокруг вас. «Но я не мокрая!» Вы могли бы сказать. Это правда. Большая часть воздуха вокруг вас содержит воду в виде газа, называемого водяным паром.

Влажность - это количество водяного пара в воздухе.Слишком высокая или слишком низкая влажность может быть опасной. Например, высокая влажность в сочетании с высокими температурами может быть опасна для здоровья, особенно для очень молодых и очень старых.

Влажность играет важную роль в нашей повседневной погоде. Без водяного пара в воздухе наша погода могла бы походить на погоду на Марсе. Можете ли вы представить себе жизнь без облаков, дождя, снега, грома и молний?

Когда вы слышите, как синоптики говорят о влажности, вы можете услышать, что они говорят о двух разных терминах: абсолютная влажность и относительная влажность.Абсолютная влажность - это количество водяного пара, деленное на количество сухого воздуха в определенном объеме воздуха при определенной температуре. Чем горячее воздух, тем больше водяного пара он может удерживать.

Относительная влажность - это отношение текущей абсолютной влажности к максимально возможной абсолютной влажности, которая будет зависеть от текущей температуры воздуха. Относительная влажность - это термин, который синоптики используют чаще всего.

Относительная влажность 100% означает, что воздух больше не может удерживать водяной пар.Он полностью насыщен. Когда это происходит, может идти дождь. Фактически, относительная влажность должна быть 100% там, где образуются облака, чтобы пошел дождь. Однако на уровне земли, где идет дождь, относительная влажность может быть менее 100%.

Итак, как влажность влияет на нас в жаркий день? Люди чувствительны к изменениям влажности, потому что наша кожа использует воздух вокруг нас, чтобы избавиться от влаги в виде пота. Если относительная влажность очень высока, воздух уже насыщен водяным паром, и наш пот не испаряется.Когда это происходит, мы чувствуем себя более горячими, чем реальная температура.

Аналогичным образом, очень низкая влажность может заставить нас чувствовать себя прохладнее, чем реальная температура. Это происходит потому, что сухой воздух способствует более быстрому испарению пота, чем обычно.

Если температура на улице составляет 75 ° F (23,8 ° C), влажность может сделать его теплее или прохладнее. Относительная влажность 0% создает ощущение, что температура составляет всего 69 ° F (20,5 ° C). С другой стороны, при относительной влажности 100% создается ощущение, что на улице 80 ° F (26.6 ° С).

Так какой же комфортный уровень влажности? Исследования показали, что мы чувствуем себя наиболее комфортно при относительной влажности около 45%. Некоторые люди используют специальные устройства, называемые увлажнителями (добавляют влажность) или осушителями (удаляют влажность), чтобы поддерживать влажность в помещении на комфортном уровне.

Что такое мейоз? | Факты

Мейоз - это процесс, при котором одна клетка делится дважды, чтобы произвести четыре клетки, содержащие половину исходного количества генетической информации.Эти клетки и есть наши половые клетки - сперма у мужчин, яйцеклетки у женщин.

  • Во время мейоза одна клетка делит дважды с образованием четырех дочерних клеток.
  • Эти четыре дочерние клетки имеют только половину хромосом родительской клетки - они гаплоидны.
  • Мейоз производит наши половые клетки или гаметы (яйцеклетки у женщин и сперматозоиды у мужчин).

Мейоз можно разделить на девять стадий. Они делятся между первым делением клетки (мейоз I) и вторым делением (мейоз II):

Мейоз I

1.Интерфаза:

  • ДНК в клетке копируется, в результате получается два идентичных полных набора хромосом.
  • За пределами ядра находятся две центросомы, каждая из которых содержит пару центриолей, эти структуры имеют решающее значение для процесса деления клеток.
  • Во время интерфазы микротрубочки отходят от этих центросом.

2. Профаза I:

  • Скопированные хромосомы конденсируются в X-образные структуры, которые можно легко увидеть под микроскопом.
  • Каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид, содержащих идентичную генетическую информацию.
  • Хромосомы образуют пары, так что обе копии хромосомы 1 находятся вместе, обе копии хромосомы 2 находятся вместе и так далее.
  • Затем пары хромосом могут обмениваться битами ДНК в процессе, называемом рекомбинацией или кроссинговером.
  • В конце профазы I мембрана вокруг ядра клетки растворяется, высвобождая хромосомы.
  • Веретено мейоза, состоящее из микротрубочек и других белков, простирается через клетку между центриолями.

3. Метафаза I:

  • Хромосомные пары выстраиваются рядом друг с другом вдоль центра (экватора) клетки.
  • Центриоли теперь находятся на противоположных полюсах клетки, а мейотические веретена отходят от них.
  • Волокна мейотического веретена прикрепляются к одной хромосоме каждой пары.

4.Анафаза I:

  • Затем пара хромосом разделяется мейотическим веретеном, которое тянет одну хромосому к одному полюсу клетки, а другую хромосому - к противоположному полюсу.
  • В мейозе I сестринские хроматиды держатся вместе. Это отличается от того, что происходит в митозе и мейозе II.

5. Телофаза I и цитокинез:

  • Хромосомы завершают свое движение к противоположным полюсам клетки.
  • На каждом полюсе клетки собирается полный набор хромосом.
  • Мембрана образуется вокруг каждого набора хромосом, чтобы создать два новых ядра.
  • Затем одиночная клетка зажимается посередине, образуя две отдельные дочерние клетки, каждая из которых содержит полный набор хромосом в ядре. Этот процесс известен как цитокинез.

Мейоз II

6. Профаза II:

  • Теперь есть две дочерние клетки, каждая с 23 хромосомами (23 пары хроматид).
  • В каждой из двух дочерних клеток хромосомы снова конденсируются в видимые X-образные структуры, которые можно легко увидеть под микроскопом.
  • Мембрана вокруг ядра в каждой дочерней клетке растворяется, высвобождая хромосомы.
  • Центриоли дублируются.
  • Мейотическое веретено формируется снова.

7. Метафаза II:

  • В каждой из двух дочерних клеток хромосомы (пара сестринских хроматид) выстраиваются встык вдоль экватора клетки.
  • Центриоли теперь находятся на противоположных полюсах в каждой из дочерних клеток.
  • Мейотические волокна веретена на каждом полюсе клетки прикрепляются к каждой из сестринских хроматид.

8. Анафаза II:

  • Сестринские хроматиды затем притягиваются к противоположным полюсам из-за действия мейотического веретена.
  • Разделенные хроматиды теперь являются отдельными хромосомами.

9. Телофаза II и цитокинез:

  • Хромосомы завершают свое движение к противоположным полюсам клетки.
  • На каждом полюсе клетки собирается полный набор хромосом.
  • Мембрана образуется вокруг каждого набора хромосом, чтобы создать два новых ядра клетки.
  • Это последняя фаза мейоза, однако деление клеток не будет полным без еще одного цикла цитокинеза.
  • После завершения цитокинеза появляется четыре внучки, каждая с половиной набора хромосом (гаплоидных):
    • у мужчин, все эти четыре клетки являются сперматозоидами
    • у женщин, одна из клеток - яйцеклетка, а остальные три - полярные тельца (маленькие клетки, которые не развиваются в яйца).

Иллюстрация, показывающая девять стадий мейоза.
Изображение предоставлено: Genome Research Limited

Эта страница последний раз обновлялась 2016-05-06

Примеры и определение антитезиса

Определение антитезиса

Антитезис, что буквально означает «противоположность», - это риторический прием, в котором две противоположные идеи объединяются в предложение для достижения противоположного эффекта.

Антитезис подчеркивает идею контраста за счет параллельных структур противопоставленных фраз или предложений.Структура фраз и предложений похожа, чтобы привлечь внимание слушателей или читателей. Например:

«ступить на Луну может быть маленьким шагом для человека, но гигантским шагом для человечества».

Использование противоположных идей, «маленький шаг» и «гигантский шаг» в приведенном выше предложении подчеркивает значение одной из величайших вех в истории человечества.

Общие примеры антитезисов

Некоторые известные противоположные утверждения стали частью нашей повседневной речи и часто используются в спорах и дискуссиях.Ниже приводится список некоторых распространенных противоположных утверждений:

  • Каждому отдайте ухо, но мало голоса.
  • Человек предлагает, Бог располагает.
  • Любовь - идеальная вещь, брак - настоящая вещь.
  • Речь серебряна, но молчание золото.
  • Терпение горько, но в нем есть сладкие плоды.
  • Деньги - корень всех зол: бедность - плод всякого добра.
  • Вы легки на вид, но тяжелы для сердца.

Примеры антитезиса в литературе

В литературе писатели используют антитезис не только в предложениях, но также в персонажах и событиях.Таким образом, его использование обширно. Ниже приведены несколько примеров антитезисов в литературе:

Пример № 1: Повесть о двух городах (Чарльз Диккенс)

Начальные строки романа Чарльза Диккенса Повесть о двух городах представляют собой незабываемый пример антитезы. :

«Это был лучший раз, это был худший раз, это был возраст мудрости , это был возраст глупости , это была эпоха вера , это была эпоха недоверия , это было время Света , это было время Тьмы , это была весна Надежда , это была зима отчаяние , у нас было все, перед нами, у нас не было ничего перед нами, мы все шли прямо в Небеса , мы все шли прямо другой путь .

Контрастные идеи, расположенные в параллельных структурах, заметно подчеркивают конфликт, существовавший в то время, которое обсуждается в романе.

Пример № 2: Юлий Цезарь (Уильям Шекспир)

В романе Уильяма Шекспира «Юлий Цезарь » Уильяма Шекспира мы замечаем противоположность в персонажах Марка Антония и Марка Брута. Брут изображается как «благороднейший из римлян», близкий к Цезарю и человек, любивший Рим и Цезаря. Антоний, напротив, изображен как человек со злыми намерениями причинить вред Цезарю и взять на себя ответственность за Рим.Эти противоположные персонажи подчеркивают конфликт в пьесе.

Пример № 3: Очерк критики (Александр Поуп)

Александр Поуп в своем Очерке критики говорит:

«Человеку свойственно ошибаться; простить божественное ».

Человеку свойственно ошибаться, и Бог - Творец - снисходителен. Через эти противоположные идеи Папа раскрывает основную природу человека. Он хочет сказать, что Бог прощает, потому что его творение заблуждается.

Пример № 4: Сообщество (Автор Джон Донн)

Мы находим антитезис в стихотворении Джона Донна Сообщество :

«Хорошо

Что такое СДВГ? | CDC

СДВГ является одним из наиболее распространенных расстройств развития нервной системы в детском возрасте. Обычно он впервые диагностируется в детстве и часто сохраняется в зрелом возрасте. Дети с СДВГ могут иметь проблемы с вниманием, контролировать импульсивное поведение (могут действовать, не задумываясь о результате) или быть чрезмерно активными.

Признаки и симптомы

Это нормально, когда у детей возникают проблемы с концентрацией внимания и поведением в тот или иной момент. Однако дети с СДВГ не просто вырастают из этого поведения. Симптомы сохраняются, могут быть серьезными и вызывать трудности в школе, дома или с друзьями.

Ребенок с СДВГ:

  • мечтать много
  • много забывать или терять
  • корчится или ерзает
  • слишком много говорю
  • совершать ошибки по неосторожности или идти на ненужный риск
  • трудно устоять перед искушением
  • плохо работает по очереди
  • не ладят с другими

Узнать больше о признаках и симптомах

Типы

Существует три различных типа СДВГ, в зависимости от того, какие типы симптомов наиболее сильны у человека:

  • Преимущественно невнимательное представление: Человеку сложно организовать или завершить задание, обратить внимание на детали или следовать инструкциям или разговорам.Человек легко отвлекается или забывает детали повседневного распорядка.
  • Преимущественно гиперактивно-импульсивное представление: Человек ерзает и много говорит. Трудно долго сидеть на одном месте (например, во время еды или во время выполнения домашней работы). Маленькие дети могут постоянно бегать, прыгать или лазать. Человек чувствует беспокойство и имеет проблемы с импульсивностью. Импульсивный человек может часто перебивать других, отнимать что-то у людей или говорить в неподходящее время.Человеку тяжело ждать своей очереди или слушать указания. У импульсивного человека может быть больше несчастных случаев и травм, чем у других.
  • Комбинированная презентация: Симптомы двух вышеуказанных типов в равной степени присутствуют у человека.

Поскольку симптомы могут изменяться со временем, представление также может меняться со временем.

Значок интерпретации американского языка жестов Узнайте о симптомах СДВГ, способах его диагностики и рекомендациях по лечению, включая поведенческую терапию, лекарства и поддержку школы.

Причины СДВГ

Ученые изучают причины и факторы риска, пытаясь найти более эффективные способы управления и снижения вероятности того, что человек страдает СДВГ. Причина (ы) и факторы риска СДВГ неизвестны, но текущие исследования показывают, что генетика играет важную роль. Недавние исследования близнецов связывают гены с СДВГ. 1

Помимо генетики, ученые изучают другие возможные причины и факторы риска, в том числе:

  • Травма головного мозга
  • Воздействие окружающей среды (e.г., свинец) во время беременности или в молодом возрасте
  • Употребление алкоголя и табака во время беременности
  • Преждевременные роды
  • Низкая масса тела при рождении

Исследования не подтверждают широко распространенное мнение о том, что причиной СДВГ является употребление слишком большого количества сахара, слишком много просмотра телевизора, воспитание детей или социальные и экологические факторы, такие как бедность или семейный хаос. Конечно, многие вещи, в том числе и эти, могут усугубить симптомы, особенно у некоторых людей. Но доказательств недостаточно, чтобы сделать вывод, что они являются основными причинами СДВГ.

Диагноз

Определение наличия у ребенка СДВГ - это процесс, состоящий из нескольких этапов. Не существует единого теста для диагностики СДВГ, и многие другие проблемы, такие как беспокойство, депрессия, проблемы со сном и определенные типы трудностей с обучением, могут иметь похожие симптомы. Один из этапов процесса включает медицинское обследование, включая тесты слуха и зрения, чтобы исключить другие проблемы с такими симптомами, как СДВГ. Диагностика СДВГ обычно включает контрольный список для оценки симптомов СДВГ и сбор анамнеза ребенка у родителей, учителей, а иногда и у ребенка.

Узнать больше о критериях диагностики СДВГ

Процедуры

В большинстве случаев СДВГ лучше всего лечить с помощью комбинации поведенческой терапии и лекарств. Для детей дошкольного возраста (4-5 лет) с СДВГ в качестве первой линии лечения перед попыткой приема лекарств рекомендуется поведенческая терапия, особенно обучение родителей. Что лучше всего работает, зависит от ребенка и семьи. Хорошие планы лечения будут включать тщательный мониторинг, последующее наблюдение и внесение изменений, если необходимо, в процессе.

Подробнее о лечении

Лечение симптомов: оставаться здоровым

Быть здоровым важно для всех детей и особенно важно для детей с СДВГ. В дополнение к поведенческой терапии и лекарствам, здоровый образ жизни может помочь вашему ребенку справиться с симптомами СДВГ. Вот несколько примеров здорового образа жизни, которые могут помочь:

Получите помощь!

Если у вас или вашего врача есть опасения по поводу СДВГ, вы можете отвезти ребенка к специалисту, например, детскому психологу или педиатру по развитию, или вы можете связаться с местным агентством раннего вмешательства (для детей до 3 лет) или государственной школой (для детей 3 лет). и старше).

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) финансируют Национальный ресурсный центр по внешнему значку СДВГ, программу CHADD - Дети и взрослые с синдромом дефицита внимания / гиперактивности. На их веб-сайте есть ссылки на информацию для людей с СДВГ и их семей. Национальный ресурсный центр имеет телефонный центр (1-866-200-8098) с обученным персоналом, который отвечает на вопросы о СДВГ.

Для получения дополнительной информации об услугах для детей с особыми потребностями посетите Центр информации и ресурсов для родителей.внешний значок Чтобы найти ближайший к вам Родительский центр, посетите этот веб-сайт. внешний значок

СДВГ у взрослых

СДВГ может сохраняться и во взрослой жизни. У некоторых взрослых есть СДВГ, но им никогда не ставили диагноз. Симптомы могут вызывать трудности на работе, дома или в отношениях. Симптомы могут отличаться в старшем возрасте, например, гиперактивность может проявляться как крайнее беспокойство. Симптомы могут стать более серьезными, когда возрастет потребность в зрелости. Для получения дополнительной информации о диагностике и лечении на протяжении всей жизни посетите веб-сайты Национального ресурсного центра по внешнему значку СДВГ и внешнего значка Национальных институтов психического здоровья.