Катарсис что это такое в психологии: Катарсис — Психологос

что это такое в психологии, психотерапии, в философии

Катарсис – это групповой или индивидуальный процесс, в котором совершается высвобождение психической энергии и импульсов, что способствует уменьшению внутренних конфликтов личности, с помощью их вербализации и телесной экспрессии. С греческого языка катарсис значение — это очищение, оздоровление. Также это состояние возвышенности, вызванное глубоким эмоциональным потрясением. Если поискать в литературе то, что такое катарсис определение можно найти неоднозначное. В древнегреческой эстетике катарсис означает эстетическое влияние искусства на душу человека.

Понятие катарсис в психологии (символдраме, психодраме, телесно-ориентированной терапии) — это метод, благодаря которому происходит эмоциональная и чувственная разрядка, способствующая уменьшению уровня тревоги или полному её снятию, ослаблению фрустрации, что, в конечном счёте, приводит к лучшему пониманию себя и совершает всеобщее благоприятное лечебное воздействие на личность.

В психотерапии катарсисом называют одну из фаз лечения, находясь в которой пациент восстанавливает в памяти события, произошедшие ранее в жизни, и повлиявшие на возникновение психоневротического заболевания. Таким образом, клиент очищает свою психику.

Психоанализ понятием «катарсис» обозначает прием психотерапевтического воздействия, состоящего в разрядке и реагировании ранее вытесненного в подсознание аффекта, который стал причиной невротического конфликта.

Значение катарсис в религиозном греческом врачевании – это процесс освобождения тела от вредной материи.

В древнегреческой культуре катарсис означает определенные элементы мистерий. Катарсис является эмоциональным состоянием, возникшим у зрителя античной трагедии, вследствие сопереживания главному герою, судьба которого обычно заканчивалась смертью. Только такое состояние вызвано не реальными событиями, а символическим воспроизведением. Настолько искреннее сопереживание человека трагедии, имело воспитательные цели.

Древнегреческий философ Аристотель занимался изучением понятия «катарсиса» и использовал его в своих учениях. По Аристотелю трагедия способна вызывать в человека чувство сострадания и страх, принуждает зрителя сопереживать, чем и способствует очищению его души, воспитывая и возвышая его.

В философии античности катарсис – это термин, обозначающий процесс и эффект облегчения, очищения и облагораживающего влияния на человека нескольких различных факторов.

В этическом отношении катарсис – это состояние возвышенного человеческого разума, переживание возвышенных чувств и влечений к добру.

В физиологическом значении катарсисом является облегчение через сильное чувственное напряжение.

В связи с разносторонним употреблением термина, можно обобщенно сказать, что значит катарсис – это духовное очищение, которое происходит благодаря определенным переживаниям.

Для понимания, что такое катарсис, определение понятия нужно искать в истории. В истории философии значение катарсиса встречается очень много раз самыми различными толкованиями.

Но это понятие имеет также традиционное определение и трактуется в качестве категории в древнегреческой эстетике и философии, обозначающей сущность и воздействие эстетического переживания, имеющего связь с очищением души от аффективных состояний. Употребление этого понятия началось с древнегреческой культуры, в которой катарсис характеризует отдельные компоненты греческих религиозных праздников.

Катарсис наделяли лечебными свойствами, считали его освобождением тела от различных болезненных аффектов и «скверны».

Понятие катарсис было воспринято древнегреческой философией и использовалось в самых разных смыслах – мистериальном, магическом, медицинском, физиологическом, эстетическом, этическом, философском и в других значениях.

Представления о сущности понятия были перенесены из области религиозной и медицинской в сферу искусства, что было сделано еще до времен Аристотеля. Философ Гераклит в своем учении об огне и по свидетельству стоиков определял, что катарсис – это очищение души огнём. Традиционное понимание данного понятия походит от времен древнего пифагорейства, на то время, они рекомендовали музыку, как средство для очистки души. Такое мнение послужило основой для взглядов философов Платона и Аристотеля. Первым Платон в своем учении выдвинул идею об освобождении души и тела, вернее очищении духа от тела, телесных страстей и наслаждений.

В античной литературе можно проследить, что значит катарсис для Аристотеля. Философ надавал воспитательные и очистительные свойства музыке, с помощью которой человек способен получить облегчение для души и очиститься от аффектов, при этом переживая «безвредную радость».

По Аристотелю трагедия посредством ощущения сострадания и страха способствует очищению таких же аффектов – сострадания, страха и других подобных им. Об этом можно прочесть в произведении автора «Поэтика».

Дать точное и единое толкование этих слов не возможно, поскольку сам Аристотель не дает объяснений своего понимания понятия «очищения». Поскольку «катарсис аффектов» из греческого переводится, как в первом случае – очищение аффектов от любой скверны, во втором – очищение души человека от аффектов, предусматривающее непостоянное освобождение от них.

Но системный анализ употребления понятия катарсис у Аристотеля и остальных античных философ указывает на то, что его следует понимать не в этическом значении, как нравственное освобождение от аффектов, а в медицинском смысле.

Каждый человек подвержен ослабляющему воздействию аффекта, и согласно мнению Аристотеля, одним из заданий искусства есть безболезненное возбуждение аффектов, приводящих к разрядке, которая временно удаляет аффекты из души.

Просмотр трагедии действует возбуждающим образом на зрителя, вызывая в нем сострадание и страх, осуществляет разряжение данных аффектов, при этом направляя их безвредным течением эстетических эмоций, и создавая ощущение облегчения. Подобно, тому, как греческие религиозные врачеватели лечили энтузиастические состояния исполнением энтузиастической музыки, которая возбуждала повышение аффекта и развитие катарсиса. Связь духовного очищения с трагедией в теории Аристотеля является частью определения самой трагедии, вокруг которой существует большое количество споров.

Далее рассмотрим, что значит катарсис в определении нового времени. Идея аристотелевского «очищения» получила новый импульс в развитии эпохи Возрождения. В это же время появилось еще одно направление – гедонистическое, по которому катарсис – это восприятие эстетического переживания ради личного удовольствия.

Немного позже философ Г. Лессинг придал данному понятию этический смысл. Немецкий учёный Я. Бернайс истолковывал его, как облегчение (по медицинскому образцу). Э. Целлер придавал чисто эстетическое значение. Философ В. Шадевальдт понимал под ним потрясение. А. Ничев говорил о данном понятии, как об освобождении от ложных соображений.

В конце девятнадцатого века термин начал использоваться в психологии и психотерапии. Катарсис это в психологии И. Брейера и З. Фрейда – метод, который они активно использовали в своей психотерапевтической практике. Данный метод заключался во введении человека в гипнотическое трансовое состояние, через пребывание в котором можно получить информацию о травмирующих переживаниях и патологических воспоминаниях.

От возникновения реакции пациента на всплывающие воспоминания осуществляется освобождение от патогенных аффектов и устранение симптомов истерии.

В теории Фрейда катарсис является методом отреагирования, с помощью которого происходит очищение психики человека от внутренних глубинных конфликтов, что в результате приводит к облегчению состояния пациента. В своих исследованиях по излечению истерии методом отреагирования, Зигмунд Фрейд стал убеждаться в том, что сам гипноз не может быть исцелением, поскольку, несмотря на положительный эффект, устойчивого результата не наблюдалось и процент повторных обращений сохранялся слишком высоким.

Отказом З. Фрейда от гипноза послужило то условие, что не все пациенты одинаково хорошо поддавались воздействию гипноза, большая часть из них только частично, а остальные вовсе нет. Прекратив лечение гипнозом, он начал заниматься другой психологической техникой. З. Фрейд разработал метод, который основывался на свободных ассоциациях, (когда человек называет первые, возникающие в голове образы).

Многие современные психотерапевтические приёмы ориентируются на достижение катарсиса. Такое очищение происходит через создание в воображении иллюзий. Человек, переживающий глубокое напряжение и негативные эмоции должен освободиться от них. Иначе, они будут сидеть в нем, и все больше угнетать, вызывая психосоматические симптомы. Поэтому по психоаналитической теории, чтобы освободиться от какой-то болезни, нужно пережить определенные эмоции.

Возобновление негативных эмоций с целью освободиться от них – это суть психотерапевтического лечения методом катарсиса. Для высвобождения негативной психической энергии необходимо неоднократно оживлять в сознании болезненные воспоминания, снова и снова переживая травмирующую ситуацию. Процесс воспоминания является очень сильным психическим напряжением, поскольку человеку приходится их доставать из самых глубин своей души.

Несмотря на длительную историю понятия «катарсис» и его широкое применение, единственного четкого сформулированного определения так и не дано. Его границы до сих пор колеблются от общекультурного понимания, как «просветления» до медицинского понимания, как «облегчения».

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

катарсис | это… Что такое катарсис?

   КАТАРСИС (с. 294)

   Греческое слово катарсис вот уже более ста лет бытует в лексиконе психологов, более того — уже стало своеобразным культовым символом, значение которого представляется ясным лишь посвященным. В самом деле, в обыденной речи оно практически не встречается, зато психологи пользуются им всякий раз, когда заходит речь о сильных переживаниях, которые, по мнению многих, человека облагораживают. Именно такого рода переживания намеренно культивируются различными направлениями практической психологии с целью личностного совершенствования.

   В различных источниках можно найти несколько толкований данного понятия, которое с древнейших времен используется в философии, в частности в эстетике, а со сравнительно недавних пор — и в психологии, преимущественно в психоанализе. Обобщенная дефиниция, почерпнутая из этих источников, могла бы звучать так: катарсис — эмоциональное потрясение, имеющее очистительный, просветляющий эффект. Авторство этого понятия приписывается Аристотелю, внедрение его в психологию принято считать заслугой 3. Фрейда. Эти положения, в принципе небезосновательные, требуют, однако, некоторых уточнений.

   Иногда создается впечатление, что приоритет Аристотеля в ряде случаев объясняется довольно простой причиной: в отличие от писаний многих античных мыслителей, большинство трудов этого обласканного тогдашней властью ученого были бережно сохранены и дошли до наших дней. Сохранилось, впрочем, не все — содержание некоторых работ Аристотеля известно нам исключительно в изложении позднейших трансляторов и толкователей. Это относится и ко второй части трактата «Поэтика», где греческим философом использовано понятие катарсиса. Справедливости ради следует сказать, что само это явление было описано гораздо раньше, хотя сохранившиеся упоминания об этом разрозненны и фрагментарны.

   Предположительно само слово катарсис восходит к семитскому gtr — культовые воскурения; первоначально термин был связан с религиозным понятием культовой чистоты — очистительные ритуалы, приводящие к катарсису, обыкновенно открывали культовую церемонию.

   Этот смысл был воспринят греческой философией. В доплатоновской философии идея катарсиса характерна прежде всего для Пифагора и его школы. Поскольку в соответствии с пифагорейским учением только чистая душа способна обрести знание, существовали многочисленные предписания и требования, преследующие цель очищения и просветления души, в числе которых было и знаменитое требование продолжительного молчания для начинающих. Пифагорейцы также рекомендовали музыку для очищения души — в этом можно увидеть истоки современной музыкотерапии. Не вызывает сомнения, что соответствующие, специально подобранные музыкальные произведения могут вызвать сильные переживания, когда утомленная душа омывается очистительными слезами (но очевидно также, что иные произведения — вроде «шедевров» ТАТУ или «Ленинграда» — чреваты обратным эффектом).

   Платон в диалоге «Федон» говорит о философском катарсисе, который открывает философствующему новое измерение реальности. Философия должна постигать истинно сущее, для чего необходимо рассматривать вещи только посредством души. Этому препятствуют силы чувственного познания и отклоняющие от духовного знания потребности тела. Поэтому душа должна стремиться отделиться от тела, как от оков, и тем самым достигнуть просветления.

   Аристотель подобно пифагорейцам также отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом «безвредную радость». Знаменитое определение Аристотеля трагедии как очищения от аффектов вызвало появление обширной литературы о том, как здесь следует понимать катарсис, какое содержание вкладывал Аристотель в это понятие и что он подразумевал под очищением. Выдвигались различные теории, в соответствии с которыми трагедия очищает от пороков (Г.Э. Лессинг), успокаивает аффекты сострадания и страха благодаря законам нравственности (Э. Целлер), вносит умиротворяющую завершенность путем гармоничного примирения страстей (И.В. Гёте). Высказывались и негативные суждения — например, Ж.Ж. Руссо осуждал театральное искусство, ставя в упрек катарсису то, что он есть лишь «пустое мимолетное чувство, которое исчезает тотчас же. Вслед за иллюзией, породившей его, это остаток естественного чувства, сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость, которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшее проявление человеколюбия».

   Особо оживленные дискуссии проблема духовного очищения вывала в XIX в., что безусловно предвосхитило соответствующие положения теории 3. Фрейда. Историки психоанализа, характеризуя духовную атмосферу конца XX в., пишут о «подлинном помешательстве, связанном со всеобщим интересом к проблеме катарсиса. Эта тема стала, пожалуй, самым популярным предметом обсуждения как среди ученых, так и в изысканных и утонченных венских салонах». К 1890 г. только на немецком языке вышло более 140 различных публикаций по проблеме катарсиса. Одна из них принадлежала Якобу Бернайсу, который приходился дядей Марте Бернайс, невесте доктора Фрейда. В ней автор, анализируя взгляды Аристотеля, утверждал, что при восприятии трагического представления у зрителя пробуждаются и усиливаются связанные с аффектами сострадания и страха переживания, в результате чего трагедия оказывает на него сильное воздействие, способствующее устранению соответствующих аффектов, приносящее удовольствие и облегчение. Есть достаточно оснований полагать, что Фрейд имел возможность ознакомиться с этой работой и испытал известное влияние содержавшихся в ней идей. То же самое, по всей вероятности, можно сказать и о старшем товарище и коллеге Фрейда И. Брейере, которому и принадлежит приоритет внедрения принципов очищения в психотерапевтическую практику.

   В истории психоанализа классическим считается так называемый случай Анны О. — первый пример использования «катарсического метода Брейера-Фрейда». Этот случай описан в совместной работе Брейера и Фрейда «Исследования истерии» (1895). Под псевдонимом Анны О. в ней фигурировала некая Берта Паппенгейм, пациентка Брейера, с которой Фрейд никогда лично не встречался, хотя с нею и была знакома его невеста. Несчастная Анна-Берта страдала целым букетом истерических расстройств, впервые появившихся тогда, когда она ухаживала за умиравшим отцом. Брейер лечил ее при помощи гипноза. Он обнаружил, что под гипнозом пациентка могла вспомнить те переживания, которые, возможно, и являлись причиной болезненных симптомов. Последующее обсуждение ее переживаний, казалось, способствовало улучшению состояния. Каждый раз после подобных обсуждений пациентка сообщала об улучшении самочувствия. Брейер и Фрейд, подробно обсуждавшие ход лечения, пришли к выводу, что освобождение от травмирующих переживаний снижает или совсем устраняет болезненные симптомы.

   Вот уже более ста лет психоаналитики превозносят этот случай как блестящий пример воплощения принципов психоанализа. Справедливости ради следует признать, что сам по себе этот случай далеко не бесспорный. Сразу же после лечения Брейера его пациентка, от которой он по личным причинам отказался, была помещена в психиатрическую клинику и впоследствии не раз туда возвращалась. Душевного здоровья она так никогда и не обрела. Напротив, ее истеричность обострилась в виде еще одного болезненного симптома — феминизма, которым она была одержима до конца своей неприкаянной жизни.

   Становлению катарсического метода лечения этот досадный факт, однако, не помешал. В его основу легли следующие предположения: болезненные симптомы являются символами воспоминаний о травмирующих переживаниях прошлого; заболевание происходит потому, что нормальной разрядке аффектов был прегражден доступ и ущемленным аффектам пришлось направиться в другое русло; став бессознательными, эти аффекты омрачают душевную жизнь человека, служат источником ее возбуждения и приводят к невротическому заболеванию. С помощью гипноза в памяти пациента восстанавливается цепь патогенных воспоминаний, воспроизводится травмирующая ситуация, ранее сдерживаемые аффекты проявляются с необычной силой, происходит отреагирование, и невротические симптомы исчезают.

   Используя этот метод, Фрейд со временем отказался от гипноза, который стал для него, по его словам, «неприятен как капризное и, так сказать, мистическое средство». Фрейд сделал катарсическое лечение независимым от гипнотического внушения, поставил задачу не в гипнотическом, а в бодрствующем состоянии узнать у пациента то, чего тот не осознавал. Впоследствии в качестве технического приема метод был дополнен свободными ассоциациями. Это новшество фактически и открыло путь к возникновению собственно психоанализа.

   В наши дни независимо от того, в какой мере психологи разделяют фрейдовские постулаты, многие из них активно используют в своей практике механизмы катарсического отреагирования. Цель многих психотерапевтических процедур состоит в освобождении неотреатированных эмоций при отсутствии негативных последствий, имевших место в реальности. Катарсис оказывается успешен, когда тревога, связанная с восстановлением контакта с ситуацией, подавляется другими позитивными эмоциями в психотерапевтических условиях.

   Говоря упрощенно, человеку в ряде случаев бывает необходимо проговорить, проиграть, так или иначе заново пережить в спокойной, безопасной обстановке травмирующие, тягостные переживания, дабы освободиться от их груза. По большому счету, это и есть одна из важнейших задач психологии, если понимать ее как «помогающую профессию». Технических приемов для достижения этой цели разработано множество, но их общий принцип — катарсическое просветление.


что это простыми словами, примеры

Приветствую Вас, друзья!

Вы готовы узнать, что такое катарсис, откуда взялся этот странный термин, и по какой причине у людей возникает это чувство? Не будем тратить время, начнем.

Что такое катарсис?

Катарсис — это кратковременное состояние облегчения и радости, наступающее после того, как проходит сильное негативное переживание или отступает тяжелая болезнь. С древнегреческого языка слово κάθαρσις переводится как «очищение» или «исцеление». Иными словам, это точка, в которой сильное неприятное чувство или переживание сменяется приятным. Аристотель называл это состояние «душевной разрядкой».

Ударение в слове «катарсис» может ставиться как на первый, так и на второй слог. Эта норма закреплена в современных словарях русского языка. А вот в советском «Словаре иностранных слов» 1988 года указывался единственный вариант ударения – на первый слог. Это соответствует изначальному греческому произношению.

Катарсис – это чувство невероятной внутренней свободы, возникающее за счет сильного негативного переживания, резко перешедшего в позитивное. Это эмоциональное потрясение, заставляющее человека полностью переосмыслить жизнь и переоценить приоритеты. В подобном состоянии он испытывает прилив сил и уверенности в себе, его переполняет желание самосовершенствоваться в личном и профессиональном плане.

Психотерапевты рассматривают катарсис как снятие внутреннего напряжения через высвобождение эмоций. В процессе терапии они стремятся «освободить» пациента от накопленных негативных эмоций, побуждая его «выговориться». В результате он вспоминает и проговаривает угнетающие его мысли, после чего испытывает чувство облегчения и мощный эмоциональный подъём.

Примеры катарсиса

Эмоции каждого человека индивидуальны, и у разных людей вызывать катарсис могут разные события. У искренне верующих людей это состояние наступает во время посещения святыни или проведения церковной службы. Поклонники театра испытывают катарсис, увидев долгожданную премьеру или легендарное представление, на которое давно мечтали попасть. Аналогичное состояние может возникнуть и при просмотре кинопремьеры. По сути, цель любого режиссера заключается именно в том, чтобы спровоцировать у зрителя катарсис.

Представьте себе, что вы целый год ждёте продолжения понравившегося фильма. Вдруг выясняется, что в день премьеры у вас важные дела, поэтому вы не бронируете билет. Потом ваш день освобождается, но есть риск, что купить билет уже не получится. К счастью, всё получается. И вот вы сидите в кинотеатре, удовлетворенно понимая, что справились с трудностями, а на экране появляются первые кадры долгожданного фильма. Ощущение внутренней свободы и восторга вместе с пониманием того, что всё получилось, когда надежды практически не было – это и есть катарсис.

В более широком смысле катарсис может рассматриваться, как избавление от неосознанных негативных переживаний. К примеру, в психологии существует теория, что фильмы ужасов и триллеры с большим количеством кровавых сцен нравятся людям, склонным к агрессии, но подавляющим в себе эту склонность. Созерцание жестокости на экране (и сопереживание злодею, а не жертве) помогает им мысленно реализовать внутреннюю агрессию, испытав очищение и облегчение.

Аналогично просмотр хорошей комедии способен вызывать «душевную разрядку» у людей, болезненно воспринимающих проявления абсурда и несправедливости в окружающей действительности, но подавляющих эти переживания.

Чтобы лучше понять, что такое катарсис, вы можете рассмотреть пример из собственной жизни. Постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы сумели сделать нечто очень важное, хотя перед этим уже фактически не верили в успех. Отчаяние и сомнения вдруг развеиваются, и на смену им приходит осознание, что всё получилось. Именно это эмоциональное состояние, когда тяжесть на душе сменяется невероятной легкостью, и называется катарсисом.

Как появился термин?

Первым автором, описавшим данное явление, был Аристотель. Он называл это «очищением через сострадание». В его понимании, человек при просмотре трагического спектакля сопереживал главным героям, за счет чего высвобождал внутреннюю боль, которую раньше подавлял и держал внутри. При этом мыслитель подчеркивал, что речь идёт об инстинктах и бессознательных переживаниях, а не об осмысленных размышлениях.

Результаты изыскания Аристотеля находят применение и в современной психотерапии. Специалисты используют моделирование ситуаций в игровой форме, чтобы помочь пациентам избавиться от накопленного недовольства, агрессии, обид и прочих переживаний.

В Древней Греции театральные представления использовались не только в качестве развлечения, но и в воспитательных целях. Популярным жанром была трагедия, в которой путь главного героя практически всегда заканчивался искуплением и смертью. Такая кульминация должна была создавать ощущение логической завершенности, вызывающее у сопереживающих персонажу зрителей чувство очищения и облегчения, то есть катарсис.

На рубеже XIX и XX веков Зигмунд Фрейд и его наставник Йозеф Брейер начали использовать катарсис в психотерапевтических целях. Они вводили пациентов в состояние транса и находили травмирующие воспоминания. Дальнейшая работа с этими воспоминаниями позволяла пациентам освободиться от переживаний.

Катарсис в психологии

В современной психологии катарсис используется в качестве способа для эффективной эмоциональной разрядки, позволяющей снизить или даже полностью снять тревожность. При правильном использовании данный подход позволяет избавить клиента от негативных состояний, вызванных сильными отрицательными эмоциями в прошлом. Применение метода позволяет добиться таких результатов как:

  • снижение тревожности и полное избавление от неё;
  • ослабление негативной реакции на неприятные события;
  • улучшение понимания собственного внутреннего мира;
  • общее улучшение эмоционального фона;
  • понимание собственных желаний, повышение качества жизни.

Часто прямо во время сеанса состояние катарсиса сопровождается мощными негативными эмоциями, криками, слезами и прочими естественными механизмами выплёскивания негатива. В случае успеха негативное состояние в наивысшей точке превращается в позитивное. Многие люди отмечают, что испытывали подобный эффект в обычной жизни, когда после плача или нервного срыва наступало успокоение, и настроение резко улучшалось.

Заключение

Катарсис – это сложный психологический феномен, на протяжении многих веков изучавшийся философами, а в XIX веке ставший важнейшим инструментом для психологов. Это мощный механизм исцеления психики через очищение, заложенный в нас природой. В простейшем случае он проявляется в виде облегчения после сильного переживания. А при наличии серьезных расстройств, вызванных психотравмами, достичь состояния катарсиса можно, заручившись поддержкой психотерапевта.

Определение и значение катарсиса — просто психология

Шарлотта Никерсон, опубликовано 13 мая, 2022 | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии


Катарсис — это выражение ранее подавленных чувств с целью преодоления связанных с ними проблем. Этот термин обычно используется в связи с психоанализом, где считается, что глубинные проблемы не могут быть решены до тех пор, пока не будут разряжены связанные с ними эмоции.

Ключевые моменты
  • Слово «катарсис» описывает снятие накопившегося напряжения или сильных эмоций. В психологии катарсис считается полезным с точки зрения снижения стресса и беспокойства.
  • Последователи психоаналитической школы, такие как Йозеф Брейер, считали, что катарсиса можно достичь в процессе психоанализа. При этом пациент проговаривал и деконструировал прошлый опыт.
  • Катарсис лежит в основе многих современных терапевтических методов, таких как психодинамическая и когнитивно-поведенческая терапия.
  • Существует огромное количество катализаторов катарсиса в повседневной жизни, включая потерю, искусство, писательство и физические упражнения.
  • Некоторые задаются вопросом, могут ли некоторые виды катарсиса, такие как излияние и размышления, улучшить психическое здоровье, даже утверждая, что они могут иметь пагубные последствия.

Значение катарсиса

Катарсис — это эмоциональное освобождение. Этот термин на древнегреческом языке буквально переводится как «очищение» или «очищение».

В психоаналитической теории слово катарсис используется для обозначения разрядки ранее подавленных аффектов или эмоций, связанных с травмирующими событиями, которые происходят, когда эти события возвращаются в чье-то сознание и переживаются заново.

Родственное понятие — ареакция (Powell, 1995). Позже терапевты и психологи рассматривали катарсис как всплеск эмоций, ведущий к ощущению глубокого просветления.

Однако в современной психологии этот термин приобрел более легкое значение, определяемое как любая форма выражения и высвобождения чувств и эмоций.

Психологи утверждают, что именно такое выражение эмоций приводит к исцелению и положительному психическому здоровью. Например, художник, бросающий краску на холст, или боксер, бьющий боксерскую грушу на расстоянии, не могут считаться актами катарсиса (Пауэлл, 1995).

Введение катарсиса в психологическом смысле восходит к Йозефу Брейеру (2009), коллеге Зигмунда Фрейда.

Брейер практиковал форму терапии, которая включала гипноз своих пациентов, чтобы помочь высвободить подавленные, травмирующие чувства.

Он думал, что, позволив пациентам сознательно выражать эти чувства, они излечатся от истерии.

Концепция катарсиса позже станет основой психоаналитической теории Фрейда. Фрейд считал, что исцеление может произойти только тогда, когда значимые, бессознательные мысли и чувства осознаются (Guinnagh, 1987).

Терапевтическое использование

Целью психотерапии является попытка разоблачить и выразить чувства, чтобы добиться прогресса в решении определенных проблем.

Например, у человека, посещающего сеанс психотерапии, может наступить момент осознания, когда он осознает, как его семейные отношения способствовали его проблемам во взрослом возрасте (Nichols & Max, 1977).

Отдельные направления терапии используют катарсис по-разному. Психодинамическая терапия использует катарсис, чтобы донести до сознания человека подавленные эмоции и воспоминания.

Например, пациент, проходящий психодинамическую терапию, может использовать искусство для выражения болезненных эмоций, которые он не может выразить словами.

Терапевт может поощрять пациента выражать свои эмоции таким образом, потому что это может предоставить пациенту не угрожающий способ противостоять трудным чувствам.

В психоанализе терапевт исследует бессознательное клиента с помощью свободных ассоциаций, словесных ассоциаций и проективных тестов. Они выявляют бессознательные конфликты и помогают клиенту вывести их на поверхность (катарсис). Затем они помогают клиенту проработать и справиться с ним. путь (Николс и Макс, 1977).

В когнитивно-поведенческой терапии терапевт может поощрять своего пациента открыто выражать любой сдерживаемый гнев, который он испытывает по отношению к кому-то, кто причинил ему боль в прошлом.

Затем терапевт поможет пациенту увидеть, насколько вредно и контрпродуктивно удерживать этот гнев, мешая ему двигаться дальше по жизни.

Напротив, акт выражения и освобождения от этого гнева может привести к чувству облегчения и покоя.

На повседневном языке

Определение катарсиса в психологии отличается от того, как это слово используется в повседневном языке.

Обычно люди используют термин «катарсис» для описания любой формы эмоционального освобождения, например плача или крика.

Однако психологи определяют катарсис именно как разрядку ранее подавленных эмоций, связанных с травматическими событиями (Powell, 1995).

Важно различать эти два определения, потому что не все формы эмоционального освобождения считаются катарсическими в психологическом смысле.

Например, человек, который плачет после просмотра грустного фильма, может почувствовать себя лучше после просмотра, но он не освободил ранее подавленные эмоции.

С другой стороны, тот, кто плачет, вспоминая травматическое событие, может испытывать катарсис, поскольку высвобождает подавленные эмоции (Powell, 1995).

Оценка

Фрейд считал выражение бессознательных эмоций ключом к психическому здоровью.

Это один из элементов философии Фрейда, который остается популярным и сегодня. Действительно, одна из самых больших целей психотерапии — помочь людям сообщить, что и как они чувствуют.

Тем не менее, катарсис, хотя и помогает, не всегда является лучшим решением. «Вброс» и игнорирование чувств, как правило, не приносит пользы.

Невыраженные эмоции накапливаются внутри людей и проявляются в различных проблемах, таких как депрессия и тревога, с этим в целом согласны психологи.

Когда люди способны выражать свои эмоции надлежащим образом, их самочувствие, по мнению большинства психологов, улучшается (Scheele, 2001).0003

Распространенные методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия и психодинамическая терапия, утверждают, что исцеление не происходит, когда чувства избегаются или сводятся к минимуму.

Трактовка эмоций Фрейдом и Бауэром включала в себя катарсис. В то время как некоторые методы лечения травм могут не фокусироваться явно на выявлении бессознательных чувств, лечение этих состояний по-прежнему часто пытается выявить мысли и чувства, связанные с травмой, чтобы с ними можно было справиться соответствующим образом.

Кроме того, лечение тревоги часто зависит от противостояния тревожным эмоциям. Когнитивно-поведенческая терапия, например, лечит тревогу, предлагая людям бросить вызов своим тревогам и поощряя их к поведению, которое вызовет их тревожные чувства (Scheele, 2001).

Тем не менее, есть много проявлений катарсиса, которые могут на самом деле ухудшить психическое здоровье. Выпуск, например, похож на современное значение катарсиса.

К сожалению, излияние — будь то озвучивание чувств или выражение себя через агрессию — не связано с положительными результатами (Scheele, 2001).

Руминация — это еще одна концепция, похожая на катарсис, которая может нанести вред психическому здоровью.

Руминация возникает, когда кто-то постоянно думает или выражает свои положительные эмоции. Часто размышления используются как способ справиться с тревожными мыслями, подобно эмоциональной обработке.

Однако размышления не помогают уменьшить тревогу (Sansone & Sansone, 2012). Кроме того, некоторые считают, что концепция катарсиса может дать людям разрешение на неподобающее поведение.

Будь то агрессивные действия для выражения гнева или психологически болезненные способы выражения негодования или печали, эти критики утверждают, что это можно выдать за катарсис.

Однако сторонники катарсиса утверждают, что выражение гнева не обязательно должно приводить к оскорбительному или вредному для других поведению.

Например, кто-то может разбить подушку или сжечь письмо вместо того, чтобы угрожать человеку или уничтожать имущество.

Тем не менее ученые утверждают, что гнев и агрессия не рассеиваются только потому, что они выражаются катартически (Bushman, Baumeister & Stack, 1999).

Шарлотта Никерсон — выпускница 2024 года Гарвардского университета. Имея опыт работы в области биологии и археологии, Шарлотта в настоящее время изучает, как цифровое и физическое пространство формирует человеческие убеждения, нормы и поведение и как это можно использовать для создания бизнеса с большим социальным воздействием.

Контент тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

Никерсон, К. (2022, 13 мая). Что такое катарсис . Просто психология. www.simplypsychology.org/catharsis.html

Брейер, Дж. О. С. Э. Ф. (1957). Фрейд С.: Исследования истерии. Стандартное издание Полного собрания сочинений по психологии Зигмунда Фрейда, 2, 1893–1895 гг.

Бушман, Б. Дж., Баумайстер, Р.Ф., и Стэк, А.Д. (1999). Катарсис, агрессия и убедительное влияние: самоисполняющиеся или саморазрушающиеся пророчества? Журнал личности и социальной психологии, 76 (3), 367.

Guinagh, B. (1987). Использование Зигмундом Фрейдом катарсиса и познания. Катарсис и познание в психотерапии (стр. 27-39). Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

Николс, М. П., и Закс, М. (1977). Катарсис в психотерапии . Гарднер Пресс.

Николс, М.П., ​​и Эфран, Дж.С. (1985). Катарсис в психотерапии: новый взгляд. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение, 22 (1), 46.

сообщите об этом объявлении

Powell, Esta. «Катарсис в психологии и не только. » (1995).

Сансон, Р. А., и Сансон, Л. А. (2012). Приверженность к антидепрессантам: принимают ли пациенты лекарства? Инновации в клинической неврологии, 9 (5-6), 41.

Scheele, B. (2001). Возвращение из могилы Восстановление концепции катарсиса. Психология и социология литературы: В честь Эльруда Ибша, 35, 201.

Что такое катарсис в психологии?

Значение катарсиса в психологии продолжает развиваться. Первоначально это рассматривалось как сознательное выражение чувств, подавленных из-за травматического инцидента. Позже это было воспринято как всплеск эмоций, который приводит к ощущению глубокого просветления. Однако в современной психологии катарсис можно определить как любую форму выражения и высвобождения чувств и эмоций. Именно эта артикуляция эмоций должна привести к исцелению и положительному психическому здоровью.

Корни катарсиса

Катарсис происходит от греческого слова katharsis, означающего очищение или очищение. С точки зрения психологической теории введение катарсиса восходит к Йозефу Брейеру, коллеге Зигмунда Фрейда. Брейер использовал гипнотерапию, чтобы помочь высвободить чувства, подавленные у пациентов из-за травматического события. Он думал, что сознательное выражение этих чувств поможет излечению пациентов, страдающих истерией. Концепция катарсиса была фундаментальной для первоначальной психоаналитической теории Фрейда: он считал, что исцеление может произойти только тогда, когда значимые бессознательные мысли и чувства будут доведены до сознания. [1]

Примеры катарсиса

Опираясь на более современное значение катарсиса, мы часто видим его примеры в нашей повседневной жизни в различных контекстах. Ниже приведены некоторые примеры того, когда человек может столкнуться с катарсисом или испытать его:

Потеря

Расставание, развод или смерть часто предшествуют катарсису. Сильные эмоции после потери могут повергнуть кого-то в отчаяние, наполнить благодарностью или заставить переоценить свою жизнь.

Психотерапия

Частью любого терапевтического опыта является попытка разоблачить и выразить чувства, чтобы добиться прогресса в решении конкретных проблем. Например, у женщины, посещающей психотерапевта, есть момент «ага», когда она впервые признает чувства, связанные с жестоким обращением в детстве.

Искусство

Творчество часто ассоциируется с катарсисом. Фильм, произведение искусства или музыка могут вызвать чувства, которые помогут нам добиться прогресса в решении наших личных проблем. Например, мужчина смотрит фильм, который напоминает ему о разводе и заставляет переосмыслить свое поведение по отношению к бывшей жене.

Упражнение

Наше эмоциональное состояние часто вызывается физическими факторами. Упражнения не только улучшают настроение и уменьшают тревогу, они также могут вызвать у нас чувства, которые в противном случае могли бы оставаться бездействующими. Люди часто говорят об упражнениях, чтобы «проработать» свои эмоции.

Религия

Многие люди считают, что религиозные занятия могут вызывать сильные эмоции и чувство просветления. Например, обретение чувства высшей цели после религиозной службы.

Стресс

Стресс может вызвать множество чувств, многие из которых могут быть негативными. Например, у мужчины гневная сыпь из-за семейного и финансового стресса.

Полезен ли катарсис?

Фрейд считал, что выражение бессознательных эмоций является одним из ключей к психическому здоровью, и сегодня это мнение разделяет большинство специалистов по психическому здоровью. На самом деле, одна из основных целей психотерапии — заставить людей сообщать о своих чувствах. Таким образом, может быть несколько удивительно узнать, что катарсис, хотя и полезный во многих случаях, не всегда может быть хорошим явлением. [2]

Выгоды

  • В общем, набивать свои чувства никогда не выгодно. Невыраженные эмоции будут накапливаться внутри нас и проявляться в различных проблемах, включая депрессию и тревогу. Когда мы можем выразить свои эмоции надлежащим образом, это почти всегда положительный результат.
  • Почти каждое терапевтическое вмешательство подчеркивает важность того, чтобы быть честным и смотреть в лицо своим эмоциям. Будь то когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) или психодинамическая терапия, исцеление не происходит при избегании или минимизации чувств.
  • Как изначально предполагали Фрейд и Брейер, лечение травмы требует катарсиса. Хотя современное лечение травм может не фокусироваться явно на раскрытии бессознательных чувств, остается верным то, что травматические чувства необходимо исследовать, чтобы уменьшить симптомы. Конкретные методы лечения, такие как экспозиционная терапия, предназначены для того, чтобы вызвать мысли и чувства, связанные с травмой, чтобы с ними можно было справиться соответствующим образом.
  • Общепризнано, что лечение тревоги основано на противостоянии тревожным эмоциям. Чувства, которые скрываются или которых избегают, безусловно, усиливаются. КПТ, например, попросит вас бросить вызов своим беспокойствам и побудит вас выполнять действия, которые вызовут у вас тревожные чувства.

Недостатки

  • Выражение чувств очень похоже на современное значение катарсиса. К сожалению, вентиляция не была связана с положительными результатами. Будь то озвучивание своих чувств или выражение агрессии, выговор не помогает. [3]
  • Концепция, сравнимая с катарсисом, — это размышления. Руминация — это когда вы постоянно думаете и/или выражаете свои мысли и эмоции. О размышлениях часто говорят как о способе справиться с тревожными мыслями, родственным эмоциональной обработке. Однако, как и излияние, руминация не снимает тревогу. [4]
  • Некоторые люди отмечают, что концепция катарсиса может дать людям молчаливое разрешение действовать ненадлежащим образом. Например, когда человек действует агрессивно, чтобы выразить свой гнев, это можно выдать за катарсис. Важно отметить, что катарсис никогда не является оправданием неадекватного поведения.
  • Сторонники катарсиса утверждают, что выражение гнева не обязательно должно приводить к оскорбительному или вредному поведению для других. Они говорят о том, чтобы бить подушку вместо того, чтобы угрожать человеку или уничтожать имущество. К сожалению, обучение выражать себя через агрессию (даже если она направлена ​​против неодушевленного предмета) приводит лишь к более агрессивному поведению. Мы обнаружили, что гнев и агрессия не рассеиваются только потому, что вы выражаете их через катарсис. [5]

Текущая роль катарсиса в психологии

Несмотря на доказательства против эффективности катарсиса, он по-прежнему играет важную роль в психическом здоровье. Однако кажется очевидным, что одного выражения мыслей и чувств недостаточно. С этими эмоциями нужно что-то делать, чтобы сделать их продуктивными.

Итак, каков ответ? Похоже, что катарсис должен стимулировать устойчивые изменения как в мыслях, так и в поведении. Короче говоря, это должно спровоцировать личностный рост. Катарсис сам по себе может обеспечить некоторое понимание и первоначальную мотивацию, но, похоже, он не длится долго. К сожалению, измениться может быть трудно. Иногда требуется профессиональная помощь, если вы чувствуете, что у вас нет мотивации вносить и поддерживать необходимые изменения. Катарсис обеспечивает четкую отправную точку. Это зависит от вас, чтобы приземлиться.


Ссылки

  1. Гуина Б. (1987) Использование Зигмундом Фрейдом катарсиса и познания. В: Катарсис и познание в психотерапии. Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. https://doi.org/10.1007/978-1-4612-4776-0_4
  2. Майкл М. Т. (2020). Бессознательные эмоции и свободная энергия: философское и нейронаучное исследование. Границы психологии , 11 , 984. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00984
  3. Bushman, BJ (2002). Выплескивание гнева питает или тушит пламя? Катарсис, размышления, отвлечение внимания, гнев и агрессивная реакция. Бюллетень личности и социальной психологии , 28 (6), 724–731. https://doi.org/10.1177/0146167202289002
  4. Сансон, Р. А., и Сансон, Л. А. (2012). Руминация: отношения с физическим здоровьем. Инновации в клинической неврологии , 9 (2), 29–34.
  5. Бушман, Б.Дж., Баумайстер, Р.Ф., и Стэк, А.Д. (1999). Катарсис, агрессия и убеждающее влияние: самоисполняющиеся или саморазрушающиеся пророчества? Журнал личности и социальной психологии, 76 (3), 367–376. https://doi.org/10.1037/0022-3514.76.3.367

М.С. Броуди, доктор философии

М.С. Броуди — психолог, писатель и консультант. У него есть докторская степень. по клинической психологии и степень магистра социальной психологии. Он провел более 20 лет, предоставляя услуги по терапии и оценке для различных клиентов. MS специализируется на написании статей о психическом здоровье, воспитании детей и благополучии. У него есть собственный блог mentalspokes.com, где он пишет о психологических проблемах.

Катарсис в психологии и не только: исторический обзор

РЕЗЮМЕ

Катарсис на протяжении всей истории был признан исцеляющим, очищающим и преобразующим опытом и использовался в культурных практиках исцеления, литературе, драме, религии, медицине и психологии. Некоторые современные методы, такие как психодрама, первичная терапия, терапия, сфокусированная на эмоциях, используют катарсис в качестве основной техники для достижения положительных терапевтических изменений. Современные исследования по этому вопросу ограничены и представляют противоречивые данные об эффективности катарсических техник в психотерапевтической практике.


Определение катарсиса
Слово катарсис происходит от греческого слова, которое переводится как «очищение» или «очищение». Большинство определений подчеркивают два основных компонента катарсиса: эмоциональный аспект (сильное эмоциональное выражение и обработка) и когнитивный аспект катарсиса (озарение, новое осознание и бессознательное, становящееся сознанием) и, как следствие, позитивные изменения. Аристотель определял катарсис как «очищение духа от болезненных и низменных идей или эмоций путем наблюдения за разыгрыванием таких эмоций или идей на сцене» (Аристотель, 2001, стр. 1458). Брейер и Фрейд описывали катарсис как непроизвольный, инстинктивный телесный процесс, например плач (Breuer & Freud, 19).74). Шульц и Шульц (2004) следовали психодинамической традиции и определили катарсис как «процесс уменьшения или устранения комплекса путем вызова его в сознание и предоставления ему возможности выразиться» (стр. 506). Американская психологическая ассоциация (2007) также связывает катарсис с психодинамической теорией и определяет его как «разрядку аффектов, связанных с травмирующими событиями, которые ранее были подавлены, путем возвращения этих событий в сознание и их повторного переживания» (стр. 153).
Шефф (2001) подчеркивал оба основных компонента катарсиса: эмоционально-соматическая разрядка и когнитивное осознание, которые он называл «дистанцированием», когда человек, переживающий катарсис, сохраняет роль «наблюдателя», а не участника, что включает в себя чувство контроля и полного контроля. настороженность в ближайшем окружении человека. Шефф указывал, что чаще всего к концу сомато-эмоциональной разрядки часто возникают подробные, живые воспоминания о забытых событиях и озарениях. Существует определенная путаница и непонимание в отношении определения и толкования катарсиса: часть исследователей воспринимает катарсис как эмоциональную разрядку, отождествляя его с поведением выражения сильных эмоций, некоторые подчеркивают когнитивный аспект и новое осознание, возникающее после повторного переживания. травматические события прошлого.
Исторические корни катарсиса
Исцеляющий эффект катарсиса описан в литературе, театре, религии, культурных ритуалах, медицине и психологии. Хотя катарсис принимает разные формы, суть катарсиса остается неизменной: это освобождение от какого-то бремени (физического или умственного) и благодаря своему очищающему эффекту способствует исцелению.
Аристотелевское понимание катарсиса
Аристотель использовал понятие катарсиса как в медицинском, так и в психологическом смысле. В «Поэтике» Аристотеля оно означало эмоциональную разрядку и очищение, которое испытывают зрители во время и после просмотра трагедии, оказывающее корректирующее и исцеляющее действие (Аристотель, 2001). Аристотель также подчеркивал очищающее влияние музыки на людей. В «Политике» он сказал: «Все испытывают определенное очищение [катарсис] и приятное облегчение… катарсические мелодии доставляют людям невинную радость» (Аристотель, 2001, с. 1131).
Согласно Аристотелю, переживание катарсиса имело моральные и этические последствия. Он считал, что катарсис помогает умерить страсти и сильные эмоции, тем самым восстанавливая равновесие в сердце. Удовольствие от совместного переживания и повторного переживания катарсиса облегчало такие беспокойства, как жалость и страх. По Аристотелю, эмоциональная разрядка при просмотре трагедии способствовала восстановлению гармонии и рождала мудрого и разумного человека.
Катарсис в литературе и театре
Чтобы вызвать у читателей или зрителей сильные эмоциональные выражения, использовались различные приемы. В качестве ключевого фактора, приводящего к катарсису, можно использовать эффект неожиданности и неожиданности. Например, в греческой трагедии «Царь Эдип» катарсис происходит в конце, когда царь Эдип, движимый чувством вины за недопустимость инцеста и опустошенностью, вызванной потерей любимой матери, ослепляет себя.
Катарсис может иметь даже более широкое значение. Например, Бертольд Брехт, великий немецкий драматург и режиссер двадцатого века, рассматривал его как инструмент для больших социальных изменений. Брехт использовал отсутствие последовательного действия, чтобы спровоцировать чувство пустоты, создать напряжение и привести аудиторию к катарсису, который заставит аудиторию предпринять социальные и политические действия, чтобы избежать этого чувства эмоциональной пустоты внутри (Щеклик, 2005).
Шефф (2001) указал, что люди ищут и получают удовольствие от действий, которые помогают им символически пережить свои собственные болезненные эмоциональные переживания и, следовательно, достичь облегчения или разрешения. Например, плач о Ромео и Джульетте — это не что иное, как пробуждение чувства утраты в жизни зрителей и переживание незаконченных личных переживаний. Шефф подчеркивал тот факт, что литература и театр обеспечивают безопасное «дистанцирование» от собственного опыта людей. Когда личный дистресс пробуждается в социально приемлемой среде, такой как театр, эмоциональные переживания не слишком подавляют, потому что у людей создается впечатление, что они плачут о герое пьесы, а не о себе.
Катарсис в медицине, религии и культурных ритуалах
Идея катарсиса в медицине схожа с литературной. Оно означает «очищение», «очищение», хотя в медицинском смысле это подразумевает физическое освобождение, например, отхаркивание мокроты подразумевает исцеление от простуды. Только до Гиппократа менструация, диарея и рвота считались катарсическими процессами (Scheff, 2001). Гиппократ связывал катарсис с исцелением, потому что это роль «очистительного агента», влияющего на течение болезни (как физической, так и психической). Духовный смысл катарсиса во многом тот же: изгнать из ума и сердца все вредное, чтобы можно было очиститься. Ритуал очищения обычно подразумевает, что человек совершил какие-то запрещенные действия или грехи. Катарсис помог вернуться в прежнее состояние — до нарушения общепринятых правил и норм. В различных религиозных практиках действие очищения совершается с помощью воды, крови, огня, смены одежд, жертвоприношения. Ритуалы часто рассматриваются как часть исцеления человека от разрушительного воздействия вины.
Далее, ключевая миссия мистицизма состоит в том, чтобы понять возвращение или соединение своей души с Богом. Ритуал крещения (омовение человека водой) в христианстве имеет катарсическое значение возрождения. Исповедь имеет такое же основное предположение и похожа на концепцию катарсического лечения, введенную Фрейдом и Брейером, поскольку исповедь включает в себя припоминание, раскрытие и освобождение от запрещенных мыслей, действий и подавленных эмоций.
Духовные и культурные ритуалы были известны на протяжении всей истории, чтобы помочь людям справиться с коллективными стрессовыми ситуациями, такими как смерть или разлука, или крупными событиями, меняющими жизнь, такими как обряды перехода, свадьбы и тому подобное. В традиционных обществах существуют траурные, похоронные обряды и лечебные ритуалы, которые чаще всего включают катарсические действия, такие как плач, плач, барабанный бой или экстатический танец (Szczeklik, 2005).
Точно так же современные формы массовых развлечений могут спровоцировать массовые катарсические переживания, например, такие фильмы, как «Страсти Христовы» режиссера Мела Гибсона, привлекли массовую аудиторию и стали социально приемлемым способом коллективного плача. Другим хорошим примером является популярность фильмов ужасов, потому что они вызывают сильные эмоции страха. Очевидно, что коллективные формы эмоционального повторного переживания и разрядки на социальных, культурных, духовных или спортивных мероприятиях очень популярны, привлекают огромную аудиторию и, как известно, приносят облегчение и повышают групповую сплоченность и солидарность.
Катарсис в современной психологии
Брейер и Фрейд
Согласно Шульцу и Шульцу (2004), идея катарсиса была популярна в научных кругах Германии в 1890-х годах, и на эту тему было опубликовано множество статей. Фрейд и Брейер официально привнесли «катарсическую терапию» как терапевтический метод в современную психологию (Brill, 1995). Они использовали гипноз, чтобы восстановить подавленные воспоминания о негативных травмирующих событиях. Теория Брейера и Фрейда о том, что симптомы вызываются вытесненными эмоциями, основана на наблюдении, что «каждый отдельный истерический симптом немедленно и навсегда исчезал, когда нам удавалось ясно выявить воспоминание о событии, которым он был спровоцирован, и пробудить его». сопровождающий его аффект» (Фрейд, 1893, с. 6). В своих более поздних работах Фрейд не был полностью удовлетворен результатами катарсиса; он отказался от гипнотического и катарсического компонентов терапии и сосредоточился больше на аспекте прозрения и развил психоанализ (Breuer & Freud, 1974).
Гидравлическая модель эмоций и теория выражения
Гидравлическая модель эмоций использует аналогию жидкости, протекающей через систему. Эмоциональный дистресс, если он не выражен, накапливается и может создать давление в системе, поэтому «выпуск» эмоций должен уменьшить напряжение и, следовательно, негативный психологический опыт и симптомы. Чем сильнее выражены негативные эмоции, тем больше должно быть облегчение (Американская психологическая ассоциация, 2007).
Шефф (2001) разделял схожие взгляды на то, что эмоциональное выражение является естественной потребностью человека, и обсуждал этот вопрос с эволюционной точки зрения. Он утверждал, что эмоции — это не культурный феномен, а скорее естественная реакция тела и способ справиться с болезненными переживаниями: «выражения эмоций, такие как плач, являются биологической необходимостью. Плач сам по себе инстинктивен: ребенок выходит из утробы с способность плакать. Этой способности не учатся. Чему учатся, так это способности подавлять плач» (Шефф, стр. 10). Шефф утверждал, что подавление эмоций оказывает серьезное негативное влияние на людей и общество. В рамках процесса социализации детей учат, очень часто с наказанием, как контролировать эмоциональные реакции и подавлять инстинктивную потребность в разрядке. Шефф заявил, что у большинства людей «накопляется огромное количество подавленных эмоций, телесного напряжения, которое всегда присутствует, но обычно не распознается» (Шефф, стр. 49).). Шефф пришел к выводу, что подавленные эмоции мешают процессам мышления и восприятия, способности человека реагировать на других и сотрудничать, а также способности терпеть сильные эмоции других.
Многие специалисты в области психического здоровья поддерживают гидравлическую модель. Напротив, некоторые из недавних исследователей бросили вызов традиционно принятым представлениям о том, что «выплескивание» негативных эмоций на самом деле уменьшает их, и поддержали мнение о том, что высвобождение эмоций само по себе без когнитивных изменений недостаточно для получения положительного результата в психотерапии (Bohart, 1980; Кеннеди-Мур и Уотсон, 1999 г. ; Николс, 1985; Рахман, 2001).
Методы лечения на основе катарсиса
С тех пор как Фрейд ввел катарсис в область профессиональной психологии, многие современные модальности считают катарсис важным лечебным аспектом своего терапевтического подхода (Frank, 1971). В этом разделе я расскажу, как некоторые из этих модальностей, такие как психодрама, первичная терапия и терапия, сфокусированная на эмоциях, используют катарсис.
Использование катарсиса в психодраме
С ростом бихевиоризма роль катарсиса как полезной психологической техники недооценивалась, пока Морено не представил психодраму в 1930-х годах. Морено использовал концепцию катарсиса, предложенную Аристотелем и Фрейдом, и развил ее в новую психотерапевтическую модальность. Воспроизведение сцен из своего прошлого, снов или фантазий помогает клиенту привести бессознательные конфликты в сознание, в конечном итоге испытать катарсис и, таким образом, добиться облегчения и позитивных изменений (Морено, 19). 46).
По Морено, катарсис помогает воссоединить разрозненные (бессознательные) части психики и сознательное Я (Киппер, 1997). Хотя существует множество способов выражения бессознательного, например, бред, забывчивость и сновидения (Corsini, 2000), такое выражение мягкое и не дает выхода — это скорее указание на существование проблемы. Поэтому катарсис с успехом использовался в психодраме для выявления глубоких и застарелых негативных эмоций и нейтрализации негативного влияния связанных с ними травматических переживаний (Киппер, 19).97).
Использование катарсиса в первичной терапии
В начале 1970-х годов Янов (2007) развил идеи Фрейда и заявил, что если младенцы и дети не способны полностью обрабатывать болезненные переживания (плакать, рыдать, стенать, кричать и т. д.) в поддерживаемой среде, их сознание «расщепляется». ‘, боль подавляется до бессознательного состояния и вновь проявляется в виде невротических симптомов и расстройств в более позднем возрасте. Болезненные переживания «сохраняются» и нуждаются в «высвобождении» в терапии путем повторного переживания и разрядки подавленных чувств. Янов утверждал, что катарсическая эмоциональная обработка болезненных переживаний ранней жизни и процесс их соединения с памятью об исходном событии могут полностью избавить клиентов от невротических симптомов. Янов утверждал, что когнитивного запоминания подавленных травматических переживаний недостаточно для исцеления.
В том виде, в каком она практиковалась в начале 1970-х годов, основная терапия, казалось, была сосредоточена на эмоциональной разрядке без надлежащей безопасности и дистанцирования. Таким образом, это оказалось вредным для некоторых клиентов, особенно для пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями, расстройствами личности или другими более серьезными состояниями, когда, например, сила эго клиента недостаточна для обработки сильных чувств, что может привести к дезинтеграции, или если клиент уже испытывает путаницу между настоящей и прошлой реальностью. Таким образом, основная терапия воспринималась как опасная и отвергалась большинством специалистов в области психического здоровья.
Использование катарсиса в эмоционально-ориентированной терапии
Гринберг (2002) пришел к выводу, что эмоциональное возбуждение и обработка в рамках поддерживающей Терапевтические отношения являются основным элементом позитивных изменений в терапии. Он подчеркивал когнитивный аспект катарсиса и необходимость понимать и понимать эмоции. Гринберг утверждал, что осознание, здоровое выражение эмоций и когнитивная интеграция эмоций в совокупности приводят к положительным изменениям. Похоже, что сфокусированная на эмоциях терапия надлежащим образом затрагивала когнитивный компонент катарсиса и вопросы безопасности. Терапия, ориентированная на эмоции, разработала методы, помогающие клиентам распознавать и подтверждать свои сильные чувства, а также обучала и поддерживала клиентов, чтобы они безопасно выражали обидные эмоции, а также находили смысл в своих переживаниях. Терапия, сфокусированная на эмоциях, использует технику пустого стула, введенную гештальт-терапией, для прояснения внутренних конфликтов, а также для завершения нерешенных проблем в отношениях из прошлого. Гринберг, Уорвар и Малкольм (2008) доказали, что терапия, сфокусированная на эмоциях, с использованием техники пустого стула была более эффективной, чем психообразование, в облегчении прощения и «отпускания» людей, у которых были болезненные эмоциональные переживания со своими значимыми другими. Техника пустого стула может быть полезным инструментом для облегчения катарсиса, а также для того, чтобы помочь клиентам дистанцироваться от своих внутренних конфликтов и подавляющих эмоций, например, попросив их сесть на третий стул и взять на себя роль наблюдателя или посредника. .
Споры об эффективности катарсиса в психотерапии
Несмотря на то, что традиционно катарсис воспринимался как исцеляющий опыт, текущие исследования представляют противоречивые данные об этом предположении. Николс (1974) оценил влияние катарсиса на положительный результат краткосрочной психотерапии и подтвердил гипотезу о том, что катарсис приводит к терапевтическому улучшению целевых поведенческих жалоб и личного удовлетворения. Паскуаль-Леоне и Гринберг (2007) представили некоторые доказательства того, что обработка эмоций в терапии является важным шагом на пути к положительным изменениям. Уотсон и Бедард (2006) обнаружили, что клиенты с большой депрессией, которые демонстрировали более высокий уровень обработки эмоций, имели лучшие результаты. Другие исследователи бросили вызов традиционным представлениям о ценности катарсиса в терапии. Бушман (2002) утверждал, что «выплескивание гнева» не помогает уменьшить гнев и не должно использоваться в терапии. Джеммер (2006) утверждал, что травматический опыт, если его неоднократно переживать в состоянии катарсиса, может быть усвоен заново и стать вредным. Бохарт (1980) продемонстрировал, что выражение гнева не вызывает облегчения или уменьшения гнева. Похоже, что некоторые выводы о неэффективности «выплескивания гнева» распространяются на все катарсические переживания (Kennedy-Moore & Watson 1999), поэтому терапевтические техники, основанные на катарсисе, считаются неэффективными. Вопрос в том, насколько разумно это обобщение и как исследование неэффективности «выплескивания гнева» можно применить к катарсическим техникам в целом?
Этот вопрос возвращает нас к проблеме определения катарсиса как эмоционального, так и когнитивного опыта. Scheff (2001) поднял чрезвычайно важный вопрос о том, что эффективность катарсиса в терапии сильно зависит от уравновешивания прошлого страдания и чувства безопасности и поддержки в настоящем, другими словами, достижения оптимального «дистанцирования» клиента от травматического события, будучи «наблюдатель», так и участник. Шефф утверждал, что в случаях крупных вытесненных травматических событий одного только вербального припоминания недостаточно для постоянного положительного терапевтического изменения. Повторяющаяся сомато-эмоциональная разрядка горя, страха и гнева при соответствующем дистанцировании и поддержке являются необходимыми составляющими успеха.
В заключение, эффективное использование катарсиса в психотерапии не следует путать с изолированными техниками эмоциональной разрядки, такими как выражение гнева. Катарсис относится к повторному переживанию (частично или полностью) значительных травмирующих событий, которые не были адекватно эмоционально обработаны и подавлены, вызывая эмоциональные, физические проблемы или проблемы в отношениях в жизни человека. В процессе терапии клиент вспоминает и переживает эти значимые личные события, испытывает сильные эмоциональные реакции, а также соответствующую когнитивную обработку и интеграцию. Эффективность катартических техник следует исследовать и интерпретировать в контексте других важных компонентов терапевтического процесса, таких как безопасные и доверительные отношения между клиентом и терапевтом, укрепление силы эго клиента, создание безопасной и поддерживающей среды в настоящей жизни клиента. (внесение изменений в поведение), поиск смысла прошлого опыта и другие.
Резюме и выводы
На протяжении всей истории человечества считалось, что катарсис обладает сильным целительным эффектом и применялся в медицине, религии, культурных лечебных ритуалах, литературе и драме. Понятие катарсиса широко используется в современной психологии, начиная с Брейера и Фрейда. Некоторые современные терапевтические методы подчеркивают ценность выражения подавленных эмоций и используют катарсис как важный инструмент для позитивных терапевтических изменений. В то время как сторонники когнитивно-поведенческих подходов доминируют в области психологии, большинство современных школ недооценивают важность катарсиса. Они считают регуляцию аффекта основной целью, поэтому оставляют полную эмоциональную разрядку на периферии или часто воспринимают ее как негативное направление.
Существующие научные данные о катарсисе, приводящем к положительным терапевтическим изменениям, противоречивы. Путаница возникает из-за отсутствия тщательного определения и согласия относительно того, что представляет собой катарсис. Исследование, согласно которому «выплескивание гнева» не уменьшает гнев автоматически, продемонстрировало, что агрессивное поведение на самом деле повышало уровень возбуждения и не приводило к желаемым позитивным изменениям, но его отношение к феномену катарсиса очень ограничено, если вообще имело место. Сложность явления катарсиса включает в себя переживание подавленных эмоциональных травм в безопасной и поддерживающей среде, включая эмоциональную разрядку, а также соответствующую когнитивную обработку и понимание.
_____________________________
Ссылки
  • Американская психологическая ассоциация. (2007). Словарь психологии. Вашингтон, округ Колумбия: Автор.
  • Аристотель. (2001). Основные труды Аристотеля . МакКеон, Р. (ред.). Нью-Йорк: Современная библиотека.
  • Бохарт, AC (1980). К когнитивной теории катарсиса. Психотерапия: теория, исследование и практика , 17, 192-201.
  • Брейер, Дж., Фрейд, С. (1974). Исследования по истерии . Хармондсворт: Книги пингвинов.
  • Брилл, А.А. (Ред.). (1995). Основные труды Зигмунда Фрейда . Нью-Йорк: Современная библиотека.
  • Бушман, Би Джей (2002). Выплескивание гнева подпитывает или гасит пламя?
  • Катарсис, размышления, отвлечение внимания, гнев и агрессивное реагирование. Бюллетень личности и социальной психологии , 28(6), 724-731.
  • Корсини, Р. (2000). Справочник по инновационной психотерапии . Нью-Йорк: Wiley/Interscience.
  • Франк, Дж. Д. (1971). Терапевтические факторы в психотерапии. Журнал психотерапии , 25, 350- 361.
  • Фрейд, С. (1893). Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии , Vol. 2. Стрейчи, Дж. (Ред.). Лондон: Хогарт Пресс.
  • Гринберг, Л. С. (2002). Эмоционально-ориентированная терапия. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  • Гринберг, Л.Дж., Уорвар, С.Х., Малкольм, В.М. (2008). Дифференциальные эффекты терапии, ориентированной на эмоции, и психообразования в облегчении прощения и отпускания эмоциональных травм. Журнал консультативной психологии , 55 (2), 185-196.
  • Янов, А. (1991). Новый первобытный крик: первобытная терапия 20 лет спустя . Блэр, Небраска: Enterprise Publishing.
  • Янов, А. (2007). Изначальное исцеление . Франклин Лейкс, Нью-Джерси: Career Press.
  • Джеммер, П. (2006). Абреакция — катарсис: Весенним дождем мутные корни шевелить. Европейский журнал клинического гипноза , 7(1), 26-36.
  • Кеннеди-Мур, Э., Уотсон, Дж. К. (1999). Выражение эмоций. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  • Киппер, Д.А. (1997). Классическая и современная психодрама: многогранная психотерапия, ориентированная на действие. Международный журнал методов действий, 50(3), 99-107.
  • Морено, Дж. Л. (1946). Психодрама: Том 1 . Маяк, Нью-Йорк: Beacon House. Николс, член парламента (1974). Результат краткосрочной катартической психотерапии. Журнал консалтинга и клинической психологии, 42(3), 403-410.
  • Николс, член парламента, Эфран, Дж.С. (1985). Катарсис в психотерапии: новый взгляд. Психотерапия , 22, 46-58.
  • Паскуаль-Леоне, А., Гринберг, Л.С. (2007). Эмоциональная обработка в эмпирической терапии: почему «единственный выход — пройти». Журнал консалтинга и клинической психологии , 75(6), 875-887.
  • Рахман, С. (2001). Эмоциональная обработка с особым упором на посттравматические стрессовые расстройства. International Review of Psychiatry , 13,164-171.
  • Шефф, Т.Дж. (2001). Катарсис в исцелении, ритуале и драме . Линкольн, Небраска: iUniverse.com.
  • Шульц, Д.П., Шульц, С.Е. (2004). История современной психологии (8-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Уодсворт/Томпсон.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *