Классификация сюжетно ролевых игр по эльконину: 1. Виды игр. Уровни развития игры.
1. Виды игр. Уровни развития игры.
Игры бывают предметные ,как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п. Также существуют игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.
Для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми.
Ролевая игра– это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Игра с сюжетом впервые возникает на границе раннего и дошкольного детства.Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры:
I уровень: центральным содержанием игры являются предметные действия. Роли не определяют действия, не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.
II уровень. На передний план выдвигается соответствие игрового действию реальному. Роли называются детьми. Логика действия определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.
III уровень. Основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Появляется специфическая ролевая речь.
IV уровень.Основным содержанием игры является выполнение действий, отражающих отношение к другим людям. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения. Действия развертываются в четкой последовательности, логичны, разнообразны.
Сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития. «Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития».
«Игровая деятельность в дошкольном возрасте» | Методическая разработка на тему:
«Игровая деятельность в дошкольном возрасте»
План.
1. Специфические особенности различных видов игр дошкольников:
1.1 Понятие термина «Игра»;
1.2 Специфические особенности;
1.3 Основные виды игры.
2. Игра и развитие личности дошкольника
3. Характеристика концептуальных моделей развития игры в раннем и дошкольном возрасте
Список литературы.
1. Специфические особенности различных видов игр дошкольника
1.1. Понятие термина «Игра»
Известно, что игра относится к числу специфически детских видов деятельности и является ведущей в дошкольном возрасте. По определению Д.Б. Эльконина, в ней происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности дошкольника, игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новой ведущей деятельности.
Единого общепринятого определения игры в науке не установлено. В существующих определениях исследователи выделяют ее специфические особенности.
Своеобразие игры состоит в том, что она занимает особое положение по отношению к другим видам активности дошкольника. С одной стороны, это деятельность ребенка, которая осваивается им во всем многообразии ее форм и видов, с другой, может быть формой организации жизни детей, создавая внутри себя условия для освоения конкретных видов деятельности и включенного в них предметного содержания.
Психологами Д.Б. Элькониным, К.К. Кпавцрвым отмечается, что игра — непродуктивный вид деятельности, мотив которой заключен не в результатах, а в самом процессе и связанных с ним переживаний, т. е. игра -это непроизводительный вид деятельности.
Д.Б. Эльконин, рассматривая разные подходы к определению игры и ее характеристики, подчеркивает в ней в качестве главного то, что игра «это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». И далее: «игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная собственно человеческая суть -ее задачи и нормы отношений между людьми.
Представляется, что эта «человеческая суть» и нормы отношений между людьми являются моментами, согласно позиции Д.Б. Эльконина, характеризующими игру как явление общественное.
1.2. Специфические особенности
Отмечая специфические особенности игры, Л, С. Выготский, А. В. Запорожец относят игру к разряду деятельностей, доставляющих удовольствие, выделяют в качестве важнейшей характеристики насыщенность игры яркими положительными эмоциями, что особенно свойственно видам активности, возникающим по инициативе детей. Именно в этом заключается третья важнейшая особенность игровой деятельности. При этом подчеркивая широкий диапазон переживаний играющих, силу и подлинность чувств проживаемых дошкольником, Л. С. Выготский отмечал, что в игре ребенок «радуется как играющий и плачет как пациент».
Наконец, рая психологов: Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова в качестве отличительных особенностей игры указывают на ее связь с развитием воображения.
Общеизвестно, что развитие творческих способностей происходит в игре. В психолого — педагогической литературе в качестве синонима игры используется понятие творческая игра. Основой игры, согласно точке зрения Л.С. Выготского является мнимая или воображаемая ситуация, воображаемый план преобладает над реальным (например, ребенок видит кубик, а представляет себе вместо него машину). Поэтому игровые действия осуществляются не по логике вовлеченных в игру предметов, а по логике того игрового смысла, который они получают в игре.
Если сгруппировать все отмеченные выше особенности, то игровая деятельность наиболее полно может быть определена через две специфические характеристики: непродуктивный характер деятельности, направленность ее на процесс и связанные с ним переживания, наличие мнимой, воображаемой ситуации. (3, с 9 — 11).
1.3. Основные виды игры
Как показано в литературе детские игры могут быть расклассифицированы по разным основаниям. В рамках психолого -педагогических исследований, выделяются различные классификации игр. В программе воспитания и обучения детей в детском саду, указаны следующие виды игр: сюжетная, дидактическая, подвижная, музыкально -дидактическая.
Различие их по видам отражает воспитательные задачи сенсорного, умственного, физического развития дошкольников.
В основе классификации, разработанной С. Л. Новоселовой, лежит представление о том, по чьей инициативе возникает игра. Она выделяет 3 класса игр:
1. Игры возникают по инициативе ребенка.
Это самодеятельные сюжетные игры:
- Сюжетно — отобразительная;
- Сюжетно -ролевая;
- Режиссерская;
- Театрализованная.
2. Обучающие игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью. К ним относятся:
- Дидактические;
- Сюжетно — дидактические;
- Подвижные;
- Досуговые.
3. Народные игры, которые могут возникать как по
инициативе взрослых, так и более старших детей.
В рамках этнографических исследований разработаны различные классификации игр с правилами. Наиболее общую четкую классификацию игр с правилами, приводит Шварцман.
Им выделяются игры, основанные на:
а) ловкости, т. е. физической компетенции;
б) стратегические игры, требующие умственной компетенции;
в) игры, основанные на случайности, удаче, где результат зависит от физической или умственной компетентности играющего.
Традиционно в литературе определяются два наиболее общих вида игровой деятельности: ролевая и игра с правилами.
Режиссерская игра, как особый самостоятельный вид не выделяется, а трактуется как разновидность сюжетной, как форма индивидуальной игры ребенка.(2, с .58)
Изучение психологом Е.Е. Кравцовой генезиса игровой деятельности в контексте возрастного психологического новообразования дошкольников -воображения убедительно показало, что режиссерская игра имеет статус самостоятельного вида, так как с нее начинается и заканчивается все развитие игры в дошкольном возрасте. Среди режиссерских игр она выделяет следующие ее разновидности: игры с мелкими игрушками, с полифункциональными предметами, кубиками, с помощью карандаша на бумаге.
Итак, в качестве оснований для классификации используются следующие характеристики:
1) Направление развития, которое осуществляется в игре;
2) Форма организации и мера регламентации взрослым;
3) Характер требуемых игрой умений;
4) Предметы вокруг которых строится игра.
Как показывает анализ литературы, исследователями недостаточно учитываются отличительные особенности различных видов игр. А это затрудняет педагогу осуществлять руководство разными видами игр, не позволяет полно использовать их развивающий потенциал.
Специфические характеристики указанных видов игр режиссерской, сюжетной, игры с правилами, на мой взгляд, наиболее отчетливо выступают при сравнении их друг с другом.
В этой связи представляется целесообразным, взяв за основу выделенные выше общие специфические особенности игры, (характер процесса деятельности, наличие мнимой ситуации) провести сопоставительный анализ режиссерской, сюжетно — ролевой, игры с правилами с целью выделения их отличительных признаков.
Важным моментом существенно различающим режиссерскую, сюжетную от игр с правилами является характер самого процесса деятельности. Режиссерская, сюжетная игра не имеют конечно заданного результата. Момент завершения этих игр произволен и зависит от желания играющих. В играх с правилами результат определяется правилами, критериями выигрыша, устанавливаемыми участниками в ее подготовительном периоде.
Существенными признаками, различающими все эти три вида игр являются, как показано в исследованиях Е.Е. Кравцовой механизм расхождения видимого и смыслового поля (воображаемая ситуация).
В режиссерской и игре с правилами воображение является предпосылкой игры. Придумывая, «что чем» будет в игре, распределяя функции между игрушками, объединяя предметы по смыслу, ребенок учится конструировать ситуацию. В играх с правилами воображаемая ситуация присутствует в скрытом виде, правила определяют поведение ребенка. Они задаются извне, в готовом виде или порождаются участниками игры. В качестве отличительного признака игры Е.Е. Кравцова отмечает, что необходим подготовительный этап, где ребенок должен их осмыслить, присвоить прежде чем действовать по правилам.
В сюжетно — ролевой игре имеет место второй вид взаимосвязи игры и воображения. Сюжетно — ролевая игра — это воображение в действии. Воображаемая ситуация в ней присутствует в чистом виде. Принимая роль, выполняя ее по ходу игры, ребенок действует в соответствии с логикой поведения взрослых, реализуя ролевые взаимоотношения, осуществляет действия с предметами заместителями.
В ряде психолого — педагогических исследований, высказывается мысль о принципиально различном характере правил в играх.
Несмотря на разнообразие правил во всех случаях играющие добровольно принимают и добиваются их выполнения в интересах самого существования игры.
По существу в развитых формах режиссерской, в сюжетно — ролевой, в играх с правилами, обязательность правил для всех ее участников -характеристика, связанная с совместностью, с реализацией различных типов отношений играющих: ролевых сюжетно — ролевых играх,
соревновательных и отношений сотрудничества в играх с правилами. Отсюда следует, что указанные виды игр различаются между собой характером сочетания интересов играющих.
Таким образом, из всего перечня характерных особенностей игр: режиссерской, сюжетно — ролевой, игры с правилами в качестве центральной можно выделить воображаемую ситуацию. С ней связаны все специфические особенности различных видов игр: характер процесса деятельности, механизм расхождения видимого и смыслового поля, особенности взаимосвязей между игрой и воображением, характер правил в сюжетно — ролевой и игре с правилами, тип отношений между играющими.
Именно воображаемая ситуация задает указанным видам активности ребенка игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью и позволяет отличить игровую деятельность от простых действий детей по правилу с предметами, игрушками.
Специфические особенности игровой деятельности обуславливают ее исключительное значение для психического и личностного развития
дошкольников. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть роль игры в развитии личности ребенка.
2. Игра и развитие личности дошкольника
В отечественной психологии и педагогике бесспорным является тот факт, что именно игровая деятельность обладает исключительными возможностями для развития личности дошкольника. Исследования Г.Г. Кравцова, Л.А. Кожариной показали, что игра обеспечивает становление и развитие важнейших личностных достижений дошкольника: воли и произвольности, проявляющихся не в традиционном послушании и следовании ребенка указаниям взрослых, расторможенности, вседозволенности, а в сознательном подчинении ребенком своих действий и поступков правилу. Характерные особенности различных видов игр: наличие роли, правил, взаимосвязанных с сюжетом, создают благоприятные возможности для овладения дошкольником средствами управления своим поведением, что позволяет ему освободиться от влияния наличной ситуации, уменьшить роль взрослых в регуляции поведения. «Правило, соотнесенное с ролью, — подчеркивает Д.Б. Эльконин, — осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку». (4, с. 256 -257)
По утверждению А. Н. Леонтьева, овладеть правилом, значит, овладеть своим поведением. Выделение и осознание правил в играх с правилами говорит о том, что у ребенка к старшему дошкольному возрасту появляются новые формы самоконтроля.
Социальная природа детской игры обуславливает формирование целого комплекса «качеств общественности», социальных механизмов общения, взаимодействия, сотрудничества, лежащих в основе культуры взаимоотношений детей. В процессе совместных игр дошкольники учатся уступать любимую роль ради воплощения общего замысла игры, в приемлемой форме обсуждать ее содержание, способы осуществления, ориентируясь на настроение, личные особенности партнеров, доказывать свою позицию, добиваться ,чтобы быть понятым. Все это способствует не только развитию самосознания, формированию представлений о собственном «Я», но и воспитанию свободной, терпимой неагрессивной личности, умеющей сосуществовать в диалоге с другими.
Все вышесказанное отчетливо подтверждает исключительные возможности игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольника. Раскрытие развивающего потенциала игровой деятельности возможно, на наш взгляд, лишь при условии понимания особенностей ее становления на протяжении раннего и дошкольного возраста. Поэтому представляется важным рассмотреть некоторые концептуальные модели, объясняющие закономерности развития игры, появления ее различных форм и видов.
3. Характеристика концептуальных моделей развития игры в раннем и дошкольном возрасте
В отечественной психологии в исследованиях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна доказано, что игра как самостоятельный вид деятельности не остается неизменной. Она развивается, подчиняясь внутренним закономерностям и представляет ряд генетически связанных этапов. В психолого — педагогической литературе представлены различные модели, объясняющие развитие игры.
В концепции игры, построенной Д.Б. Элькониным, выделяются следующие этапы становления игры:
1. предметная (до трех лет). Основным содержанием игры которой являются действия детей с предметами.
2. ролевая (от трех до семи). Ее содержание составляет отражение взаимоотношений между людьми.
3. игра с правилами (шесть — семь лет). Содержанием ее является подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми.
Такой подход позволяет Д.Б. Эльконину рассматривать появление игр с правилами как производное от ролевой игры: « Правила вырастают и з сюжета, вычленяются из него, а затем обобщаются и принимают характер собственно правил». Важно отметить утверждение Д.Б. Эльконина, что этапы развития игры не обнаруживают жестокой связи с возрастом детей, переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.
Таким образом, в концепции, построенной Д.Б. Элькониным, игровая деятельность характеризуется как качественно однородная деятельность, а ведущей на протяжении всего дошкольного возраста считается сюжетно-ролевая игра. В единой линии развития игры каждый из предшествующих этапов порождает последующий.
В исследованиях С. Л. Новоселовой, изучавшей особенности изменения психологического содержания игры, установлено, что игра ребенка раннего и дошкольного возраста представляет собой ряд генетически связанных этапов: игра — манипулирование, отобразительная, сюжетно -ролевая. Поэтапно развивающаяся игровая деятельность обеспечивает становление соответствующего возрасту действия.
Значительный вклад в разработку проблем генезиса детской игры сделан исследователями, принадлежащими к научной школе Л.С. Выготского.
Е.Е. Кравцовой детально описана модель, объясняющая пути возникновения и развития игры. Она представлена в периодизации развития игры, за основу построения которой взят выделенный Л.С. Выготским критерий я — наличие мнимой воображаемой ситуации.
Рассмотрим общие выводы, полученные Е.Е. Кравцовой: (1,с. 56 -58)
1. Игровая деятельность является качественно неоднородной, а многообразной деятельностью. На протяжении дошкольного возраста она претерпевает прогрессивные изменения.
2. Сюжетно — ролевая игра действительно занимает центральное место в дошкольном возрасте. Вместе с тем источниками ее являются два предшествующих вида игры: режиссерская, где предметное манипулирование и управление игрушкамиблагоприятствует развитию у ребенка способностей к ролевому взаимодействию: умению смотреть на игровую ситуацию с различных позиций, и образная, где на основе выделения характерных признаков поведения различных объектов у ребена складывается способность к идентификации с тем или иным образом. Без развития указанных способностей согласованные действия партнеров в сюжетно — ролевой игре невозможны.
3. Развитие сюжетно — ролевой игры идет от индивидуальной игры с куклой, к играм вдвоем со сверстником, к развернутой коллективной игре со множеством взаимосвязанных ролей и сюжетных линий. В развитой сюжетно — ролевой игре имеет место особая форма режиссерской игры, в которой дети занимаются своеобразной режиссерской деятельностью.
4. К концу старшего дошкольного возраста появляются игры с правилами, особенностью которых являются наличие подготовительного этапа, на котором дети осваивают правила. В этих играх нет роли, но есть особая внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Умение выработать такую позицию, устойчиво ее удерживать и адекватно действовать, сообразуясь с ней, формируется в предшествующей сюжетно — ролевой игре.
5. Венчает все развитие игры режиссерская игра на новом уровне. Ее отличает качественное обогащение сюжета, возможность коллективного действия и сотрудничества, включения в нее элементов продуктивных видов деятельности.
Таким образом, согласно периодизации развития игры, построенной Е.Е. Кравцовой, в дошкольном возрасте существуют три принципиально различных вида игры:
- режиссерская;
- сюжетно — ролевая;
- игра с правилами.
Все виды связаны между собой генетической преемственностью, при этом каждый из предшествующих видов игры порождает последующий, при чем режиссерская игра доминирует дважды: с нее начинается и ею же вместе с играми по правилам заканчивается развитие данного вида деятельности.
Как показано в исследованиях, игровая деятельность может быть важнейшим средством полноценного развития личности ребенка лишь при условии знания и соблюдения педагогами внутренних закономерностей развития игры в условиях определенным образом организованного образовательного процесса.
Список литературы:
1. Кравцова Е.Е. «Развитие произвольного общения у дошкольников со взрослыми и его значение для формирования психологической готовности к школьному обучению». — М.: 1991.
2. Лещинская — Гурова О.В. Игра образовательном пространстве дошкольного учреждения. -Н.Н.: 1999.
3. Лещинская — Гурова О.В. Игра и психологическое здоровье дошкольника. -Н.Н.: 2002.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: 1978.
Определения игр
На протяжении многих поколений в восточной и западной частях Европы развитие образовательных концепций шло параллельно, не находя общих оснований. Более позднее столкновение, когда некоторые страны присоединились к Европейскому союзу, во многом стало поверхностной попыткой устранить корни различий в стиле, практиках, методах, философии
и , которые каким-то образом продолжают перемещать эти параллельные реальности. Илька Бирова, профессор кафедры русского языка как второго в Софийском университете, была одним из педагогов, которых долгое время вдохновляла работа с альтернативными системами образования . В ходе обсуждения проекта Илка поделилась с нами взглядами и информацией об источниках, которые оставались неизвестными в западных образовательных кругах, но играют важную роль в продвижении образовательного прогресса в периоды, когда между Востоком и Востоком практически не было контактов.
Тем не менее, некоторые из этих подходов предоставляют ценную информацию для наведения мостов, которые могут позволить нам найти точки соприкосновения в образовании, особенно в образовании взрослых.
В следующем тексте Илка представляет различные определения и характеристики игр, используя такие источники, как данные российского психолога Льва Выготского, а также свои собственные размышления об обучении играм и игре. Она убеждена, что: «Игра… превращает обучение в живое общение. Игра является не дополнением, а необходимым компонентом систем обучения взрослых, важным элементом современных инновационных образовательных технологий»
В ходе проекта Илка опубликовала книгу для пропаганды использования игр в обучении русскому языку как второму, особо упомянув проект Erasmus+ «Обучающие игры» как источник вдохновения и мотивации для ее работы.
Концепция игры имеет несколько аспектов. Существует множество различных определений игр и их признаков (особенно в сфере образования взрослых), к которым относятся:
- вид человеческой деятельности
- средство обучения и изучения различных предметов
- средство социальной (языковой, психологической, межкультурной) адаптации
- ситуационное упражнение (например, на тренировке)
- «деятельность или вид спорта, в которых люди соревнуются друг с другом в соответствии с согласованными правилами» (Longman Dictionary of Contemporary English, 1995, стр. 581)
- человеческая деятельность двойственного характера: с одной стороны – играющий совершает реальную деятельность посредством реальных действий, а с другой стороны, эта деятельность носит условный характер, существует некоторая дистанция между реальной жизненной ситуацией и игровой ситуацией. Эта двойственность игры определяет ее развивающий характер. (Словарь по психологии, Л.
Десев, 1990, София) - инструмент для обучения и воспитания (Р. Штейнер; Л. Выготский; Д. Эльконин; Новый словарь методологических понятий Э. Азимов, Д. Щукин, Москва, 2009). Выготский и Эльконин дают классификацию игр: субъективные, творческие и игры с правилами.
- основа целостного обучения, а не частично используемые приемы или упражнения (Г. Лозанов, Суггестология и наброски суггестопедии; Гордон и Брич, Нью-Йорк, Лондон, Париж, 1978)
Геймификация – одно из основных направлений современного образовательного процесса. Я исследовал игры как образовательную деятельность, имеющую большое значение для изучения второго языка.
Определение игры для изучения языка у взрослых (Илька Бирова):
Игра – это необходимая образовательная деятельность в процессе изучения языка. Это одна из форм организации учебного процесса, которая превращает обучение в живое общение. Игра является не дополнением, а необходимым компонентом систем обучения взрослых, важным элементом современных инновационных образовательных технологий.
Отличия обучающих игр от других дидактических занятий
Преимущества обучающих игр (Илька Бирова):
1) Информационный пробел – обычно присутствует неизвестный элемент для участника(ов) в игровой деятельности
2) Правила и время ограничения для каждой деятельности обязательны
3) Эмоциональные и интеллектуальные вызовы, позитивная эмоциональная атмосфера, соответствующее интеллектуальное напряжение
4) Живое взаимодействие и общение
5) Игры поддерживают мотивацию учащихся в процессе обучения
6) Партнерский и соревновательный характер (конкуренция не обязательна)
7) Равное положение всех участников, обучение друг у друга
8) Творческий характер игровой деятельности, сочетание языковой и другой деятельности (рисование, пение, пантомима, жесты и др. )
9) Сочетание индивидуального вклада каждого партнера и групповой активности (обсуждение, обмен мнениями, выражение точек зрения)
10) Свобода выражения внутриигровой деятельности, возможен выбор
Образовательная ценность обучающих игр (Илька Бирова):
С помощью игр мы можем развивать различные навыки обучения взрослых, например,
• устные и письменные навыки о первом/втором/третьем языке
• коммуникативные навыки и социальные навыки. общение
• когнитивные навыки и общие знания
• культурный фон и межкультурная компетенция
• память и концентрация
• физические навыки
• художественные навыки
Обучающие игры оказывают сильное мотивирующее воздействие на взрослых учащихся. В формальном образовании (например, в средней и старшей школе) необходимо использовать обучающие игры в сочетании с традиционными методами обучения и такими видами деятельности, как наблюдение, обсуждение, объяснение и тренировочные упражнения. В своей педагогической практике я часто использую дискуссионные игры, ролевые игры, симулятивные и дидактические языковые игры на основе русского языка как второго для болгарских студентов в университете. Реакция моих учеников преимущественно положительная.
Психологические аспекты игр
1) Л.Выготский (российские психологи, XX век) об обучении, 1934: Мышление и язык [или Мышление и речь]
Зона ближайшего развития (ЗБР): Разрыв между тем, что может обучающийся выполнять самостоятельно (Зона Текущего Развития, ЗТР) и то, что они могут сделать с помощью «более знающего другого» (МКО) • «…то, что ребенок может сделать с помощью сегодня, завтра он сможет сделать сам». Это интерактивный процесс: ZCD и ZPD меняются со временем; Чтобы закрыть петлю, требуется независимая практика.
Выготский об игре и обучении: «…игра создает зону ближайшего развития ребенка. В игре ребенок всегда ведет себя выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; в игре он как будто на голову выше самого себя».
2) Д. Эльконин излагает мысль о значении игр для психологического развития детей дошкольного возраста. Он подчеркивает не биологический, а социальный характер игры и такие ее черты, как вариативность, подражание взрослым образцам, динамика, удовольствие, роль как главное в игровой деятельности. Двойственный характер игр – с одной стороны, воображаемая ситуация, а с другой стороны, реальная игровая деятельность ребенка. Игры способствуют развитию абстрактного мышления и социальной адаптации детей.
Литература:
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка (статья)
https://www.marxists.org/archive/vygotsky/works/1933/play.htm
Впервые опубликовано: 1933;
Источник: Вопросы психологии, 1966, № 6;
Перевод: Кэтрин Малхолланд;
Транскрипция/разметка: Нейт Шмолце;
Интернет-версия: Интернет-архив психологии и марксизма (marxists.org) 2002
Д.Эльконин: Психология игры
Журнал русской и восточноевропейской психологии, том. 43, нет. 1, январь – февраль 2005 г., стр. 11–21. © 2005 ME Sharpe, Inc.
Gale Apps — Технические трудности
Приложение, к которому вы пытаетесь получить доступ, в настоящее время недоступно. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. Повторите попытку через несколько секунд.
Если проблемы с доступом сохраняются, обратитесь за помощью в наш отдел технической поддержки по телефону 1-800-877-4253.
org.springframework.remoting.RemoteAccessException: невозможно получить доступ к удаленной службе [authorizationService@theBLISAuthorizationService]; вложенным исключением является com.zeroc.Ice.UnknownException unknown = «java.lang.IndexOutOfBoundsException: индекс 0 выходит за границы для длины 0 в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBounds(Preconditions.java:64) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBoundsCheckIndex(Preconditions.java:70) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.checkIndex(Preconditions.java:248) в java.base/java.util.Objects.checkIndex(Objects.java:372) в java.base/java.util.ArrayList.get(ArrayList.java:458) в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.populateSessionProperties(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:60) в com.
gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.reQuery(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:53) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupEntitlementsManager.reinitializeUserGroupEntitlements(UserGroupEntitlementsManager.java:30) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupSessionManager.getUserGroupEntitlements(UserGroupSessionManager.java:17) в com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getProductSubscriptionCriteria(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:244) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getSubscribedCrossSearchProductsForUser(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:71) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getAvailableContentModulesForProduct(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:52) на com.