Классный час на сплочение коллектива 3 класс – Классный час в форме тренинга «Сплочение классного коллектива» 3-4 класс

Классный час в форме тренинга «Сплочение классного коллектива» 3-4 класс

Классный час в форме тренинга «Сплочение классного коллектива»

Цели:

-Сформировать понятие «Наш класс — это единый коллектив»;

-Развивать познавательный интерес, способствовать формированию активной жизненной позиции;

-Воспитывать любовь к школе, уважение к одноклассникам.

Дополнительные материалы: цветок, выполненный из бумаги, повязки для глаз, ватманы, фломастеры.

Пространство класса поделено на секции. В каждой секции было представлено определенное задание. Таким образом, дети увидели свой кабинет с другой стороны: не просто в качестве учебного помещения, а место, где можно проявить свои эмоции, умение общаться друг с другом.

Ход занятия:

1.Доверие к классу.

Упражнение проводится в кругу. Позволяет классному руководителю понять, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся в данном коллективе

.

Учитель:  Давайте встанем в круг, закроем глаза и покажем на пальцах количество баллов доверия к классу (максимальный балл 10, минимальный 1), затем по команде откроем глаза. На счет «три» дети показывают пальцы и открывают глаза. 

-Теперь давайте обменяемся мнениями (от наименьшего по возрастанию. Тех, кто не хочет говорить, не заставлять).

-Обсудим следующие моменты: что нравится в классе?

— Какие есть трудности?

-Что бы хотелось изменить?

2. Ты мне нравишься

Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.

Материалы: цветок, заранее заготовленный.

Учитель: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика. Я выбрала самого озорного. Примером комплимента может служить фраза: «Никита, ты мне нравишься за  жизнерадостность, улыбку и доброту» или «Мне понравилось, как ты…».

-Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим. После того, как мы передали кому-то цветок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…» После этого Коля должен подумать и решить, кому передать цветок дальше. Когда цветок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше… Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут.

Внимательно проследить, чтобы в ходе игры все дети получили цветок.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

— Итог: мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем.

3.Слепой и поводырь

Упражнение направлено на понимание чувств тех ребят, которые пришли в коллектив совсем недавно.

Учитель: Посмотрите на ребят, которые пришли к нам совсем недавно. Как вы думаете, легко ли им было привыкнуть к вам, к школе, ко мне? Что они чувствовали? Для того чтобы понять их, я предлагаю провести небольшую игру, которая называется «Слепой и поводырь».  Слепой олицетворяет прибывшего ученика, а почему? 

( Ответ: потому что он не знает, что где находится, не знает куда идти и что делать).

— Без указаний и помощи ему придется очень тяжело. Поэтому нужен ответственный «поводырь». Это упражнение будут выполнять «старенькие ученики».

«Слепому» завязывают глаза, задача

«поводыря» провести «слепого» из пункта А в пункт Б. Задача всех остальных ребят – усложнять путь, придумывать препятствия (поставить стул на пути и т.д.) После прохождения следует все обсудить.

Мои ученики пришли к выводу, что, не зная пути, не видя ничего, очень сложно что-либо сделать. Но благодаря помощи «проводника» проходить путь было не так страшно.

Какой вывод можно сделать?

(ребята, которые только пришли в наш класс, нуждаются в поддержке).

4.Нарисуй дом 

Данное упражнение проводится в группах, члены групп были выбраны с помощью жеребьевки (тянули разноцветные карточки из коробки. Каждой группе соответствовал свой цвет)

Психологический смысл упражнения: демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения, развитие сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи

. Необычные условия, в которые попадают участники, включают заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели. 
Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное, но интересное задание.  На ваших столах  в каждой группе лежит ватман и фломастеры. Ваша задача – нарисовать дом мечты. Но это еще не самое сложное. В процессе работы нельзя разговаривать. Понять вы должны друг друга с помощью жестов. 

Каждому члену команды дается задание. Например: одному –нарисовать крышу, другому- два окна на втором этаже, третьему – второй этаж и т.д. Каждый рисует только свою часть, лишнее рисовать нельзя.

-Сейчас каждая команда расскажет, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. (выступление команд)

— Давайте подведём итог урока. Какое задание было самым сложным? Почему?

— А что было легко выполнить? Почему?

-Для чего были проведены все упражнения.

-В качестве домашнего задания предлагаю вам составить список правил для всех учеников  класса. На следующих занятиях из предложенных  вами правил мы вместе выберем несколько основных пунктов.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Шамарская средняя общеобразовательная школа №26»

КЛАССНЫЙ ЧАС

в форме тренинга «Сплочение классного коллектива»

Учитель начальных классов

Васильева Ирина Владимировна,

1 квалификационная категория

2016 год

infourok.ru

Классный час (3 класс) на тему: Конспект внеклассного мероприятия по теме «Сплочение детского коллектива»

Какой вывод вы можете сделать. Легко ли было рисовать? Комфортно? Были те, кто не слушал соседа, а лишь рисовал сам? Кто договаривался? Кто не смогу договориться? Какой вывод мы можем сделать?

Ребята, сегодня мы будем играть, а в конце мероприятия вы мне скажете, помогли ли наши игры вам лучше узнать друг друга, сплотиться и сильнее подружиться.

1 задание. Рулет

Встаньте в шеренгу, держась за руки.

Тот, кто стоит первый, должен начать поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, вы образуете некий «рулет». Руки расцеплять нельзя.

2 задание. Слепая прогулка

Ребята, сейчас один человек встает за спину другого и кладет руки ему на талию. Человек, которые стоит впереди закрывает глаза. Ваша задача: провести человека так, чтобы он ни с кем не столкнулся. Будьте осторожны. Анализ: легко ли справились? Чего боялись? Были ли комфортно? Смогли довериться? Чувствовали ответственность?

3 задание. Нужный цвет

По моей команде необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе. Игра «на вылет”, то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно. Подумайте, правильно ли вы себя вели? О чем думали? Кого ставили на первое место? Уступали ли? Поддерживали?

4 задание. Паутина.

Встаньте, пожалуйста, все в один общий круг. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика, человека противоположного пола, с кем не очень часто общаетесь и скажите ему что-то доброе, оцените за какой-то поступок. (Ты мне нравишься потому что …, я рад, что ты…)

Ребята, мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви.

Анализ упражнения: Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям? Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры? Достаточно ли дружен наш класс? Почему каждый ребенок достоин любви? Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

5 задание. Анкета

Напиши историю жизни (биографию) того человека, который достался тебе по жребию. Разузнай о нем как можно больше. При этом обязательно включи в биографию следующее:

Имя и фамилию, возраст, день рождения, описание внешности, что любит делать, что тебе в нем/ней нравится, твой собственноручный портрет этого человека.

6 задание. Ты…

Сейчас каждому человеку я раздам листочек, вы записываете свои имя и фамилию. Далее мы передаем по кругу листочек. Вам нужно написать что-то доброе и хорошее об этом человеке. Можете приступать.

nsportal.ru

План-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива «Ковер мира»

Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие

 «Ковер мира»

Цель: формирование и развитие навыков группового взаимодействия, сплочение группы.

Задачи: — формирование благоприятного психологического климата в группе;

           — повышение самооценки учащихся;

               — развитие творческих способностей.

Продолжительность занятия: 1 час.

Возраст: 9 – 13 лет.

Условия проведения, оборудование: комната для проведения групповых занятий, цветные карандаши или фломастеры, картон, наклейки, картинки из журналов, открытки, ножницы, клубок ниток.

Ход занятия

I. Вступление

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас у себя в гостях. Надеюсь, что мы сегодня с пользой проведем время. Наше занятие называется  «Ковёр мира».  Как вы думаете почему?  (Ответы детей).

Упражнение «Поздоровайся локтями»

Перед тем как начать создавать наш «ковер мира» мы с вами должны поздороваться. Давайте встанем все в круг и рассчитаемся на один-четыре:

— каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

— каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

— каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

— каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

Участники здороваются, соприкоснувшись локтями. 

II. Основная часть

Упражнение «Самопохвала»

            Ребята,  скажите мне, пожалуйста, вы любите хвалить себя? (Ответы детей).

Сейчас мы будем называть своё имя, и хвалить себя за какой-то поступок,  за свою внешность, за черту характера и т.д. Я думаю, у каждого из вас найдется, за что себя похвалить.

Молодцы! Однако в жизни очень важно не только уметь похвалить себя, но и важно говорить другим людям добрые слова.

Упражнение «Ты мне нравишься»

Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Маша! Ты мне нравишься, потому что…» Например, я говорю: «Маша! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыла передо мной дверь в класс». Выслушав обращенные к ней слова, Маша обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Маша должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у кого-то из вас, то Маша обращается  с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше… Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

—  Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Упражнение «Открытка»

Ребята, а сейчас я предлагаю вам сделать на память открытки и написать в них добрые слова или пожелания каждому здесь сидящему.

Каждый учащийся делает открытку своими руками, используя подручный материал: наклейки, картинки, цветной картон. Затем подписывает свою открытку и по кругу передает её всем участникам занятия. Таким образом, каждый ребенок пишет всем учащимся добрые слова или пожелания.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе писать приятные слова другим детям?

— Приятно ли было получать от других ребят комплименты и добрые слова в свой адрес?

— Что было неожиданным?

III. Рефлексия

Упражнение «Аплодисменты»

 Сейчас мы выполним последнее упражнение, которое называется «Аплодисменты».  Вы поаплодируйте себе так, как вы собой довольны, чтобы было слышно.

Если вы аплодируете громко,  значит,  всё понравилось.

Если хлопаете тихо, то…

Ребята, спасибо вам большое за прекрасно проведённое время! Всего вам хорошего! До свидания!

nsportal.ru

Классный час в форме тренинга «Сплочение классного коллектива»

Классный час в форме тренинга

Тема: «Сплочение классного коллектива»

Цель:

  • Способствовать развитию у подростков познавательного интереса, активной жизненной позиции;

  • Способствовать формированию у подростков понятия «Единый, дружный коллектив»;

  • Способствовать развитию у подростков толерантности, уважения друг к другу, эмпатии.

Актуальность

Не всегда подростки хотят и могут эффективно взаимодействовать друг с другом. Поэтому взрослым (учителям, родителям) необходимо оказать им помощь и поддержку.

Проблема сплочения детского коллектива всегда остается актуальной как в начальной школе, так и в параллелях средней и старшей школы. Объясняется это тем, что отношения в коллективе влияют на разные показатели благополучия подростка в школе: на эффективность межличностного общения и взаимодействия, на поведение подростка и на успешность его учебной деятельности. Затруднения и проблемы в общении с одноклассниками могут стать причиной целого ряда проблем у подростка и иметь неблагоприятные последствия, такие как: низкая самооценка, неуверенность в себе, повышенная раздражительность или даже агрессивность как форма самозащиты, либо замкнутость, страх публичного выступления перед классом, нежелание посещать школу, низкая учебная мотивация и много другое. Поэтому, развитие групповой сплоченности, улучшение эмоционально-психологического климата в классе является неотъемлемым условием успешности учебной деятельности.

Кроме того, очень важным является не только уровень сплоченности классного коллектива, но и вектор направленности деятельности его членов. Это может быть направленность на учебу, на получение высоких оценок, на повышение имиджа и статуса класса, а также это может быть реализация лишь целей, связанных с внеучебными интересами, общением, развлечениями, либо направленность против одного или нескольких учеников, которые выступают в роли «изгоев». Поэтому очень важно проводить систематическую работу в классе, направленную не только на сплочение коллектива, но и на формирование положительного вектора направленности данного коллектива.

Ход занятия:

В начале занятия можно провести психодиагностическое исследование по методике «Социометрия», целью которой является изучение межличностных отношений в классе. Кроме того, следует обсудить с ребятами правила работы в тренинге, чтобы они их приняли и согласились придерживаться их.

  1. Упражнение «Доверие к классу». Упражнение проводится в кругу, позволяет психологу понять, насколько комфортно чувствуют себя ученики в данном коллективе.

Психолог: давайте встанем в круг, закроем глаза и покажем на пальцах количество баллов доверия к классу ( максимум 10, минимум 1), затем по команде откроем глаза.

Теперь давайте обменяемся своими мыслями, мнениями относительно атмосферы в вашем классе, трудностей, проблем классного коллектива. Высказываются все желающие.

  1. Упражнение «Ты мне нравишься». Это упражнение способствует развитию хороших отношений между подростками. Подростки отличаются друг от друга по способности открыто выражать свои эмоции и чувства, быть открытыми в межличностном общении. В данном упражнении все участники получают возможность развить этот важный навык.

Материалы: мягкая игрушка

Психолог: Сядьте удобно. Сейчас мы с вами будем стараться сказать друг другу приятные слова, комплименты, которые, конечно, все любят получать. И делать это мы будем так: кидаем игрушку и тому, кто ее поймал, говорим следующее: «Ты мне нравишься … или Мне понравилось, как ты…». Начнем. Можно говорить приятные слова, комплименты, хвалить за что-либо или благодарить. И обязательно запоминайте те слова, которые услышите в свой адрес.

Рефлексия: С подростками необходимо обсудить то, какой они видят смысл в упражнении, что такое комплимент, зачем он нужен, за что мы может друг другу говорить приятные слова и какой в этом смысл, почему каждый человек достоин приятных слов и любви.

  1. Упражнение «Рисунок на спине». Участники делятся на 3 команды и строятся в три колонны параллельно друг другу. Каждый при этом смотрит на спину впереди стоящего участника. Упражнение выполняется без слов. Ведущий показывает последнему участнику команды простой рисунок, который тот должен нарисовать пальцем на спине впереди стоящего участника. Первый участник должен воспроизвести на бумаге то, что у него нарисовали на спине. Таким образом, игра будет напоминать игру «глухой телефон».

Рефлексия: Необходимо обсудить чувства учеников после упражнения, трудности, с которыми они столкнулись.

Данное упражнение способствует развитию коммуникативных навыков, повышению уровня сплоченности и взаимопонимания между участниками, развитию навыков невербального общения.

  1. Упражнение «Нарисуй дом». Упражнение проводится в группе. Группы определяются путем простой жеребьевки. Данное упражнение признано выполнить сразу несколько задач: способствовать развитию навыков невербального общения, навыков групповой работы и взаимодействия, развитию сплоченности и умения совместно решать поставленные перед группой задачи разного характера и сложности, умению прислушиваться и слышать друг друга, уважать других. Данное упражнение несомненно будет способствовать сплочение подростков, так любая коллективная деятельность, имеющая единую цель способствует сплочению участников, развитию у них эмпатии, стимулирует проявление лидерских качеств.

Психолог: Каждой команде необходимо выполнит следующее задание: нарисовать до мечты, при этом разговаривать строго запрещается. Разрешается только в начале упражнения договориться, кто за что будет отвечать и не более того.

Рефлексия: Необходимо обсудить, что помогало участникам решать данную творческую задачу, какие ощущения и чувства у участников были по ходу выполнения работы и как они оценивают свой результат.

В заключении занятия следует обсудить все упражнения, их сложность, чувства участников и возможные выводы. Также следует предложить подростка заполнить анкету.

Анкета 1.

  1. Самочувствие в классе:

  1. Мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;

  2. Есть отдельные друзья и товарищи;

  3. Скорее я здесь одинок.

  1. Отношение к классу:

  1. Дорожу своим классом;

  2. Не задумывался о значении класса в моей жизни;

  3. Хотел бы перейти в другой класс.

  1. Оцени психологическую атмосферу в классе:

Дружелюбие

5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5

Враждебность

Согласие

5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5

Несогласие

Увлеченность

5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5

Равнодушие

Продуктивность

совместной деятельности

5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5

Непродуктивность совместной деятельности

Теплота в отношениях

5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5

Холодность

Сотрудничество

5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка, дружелюбие

5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5

Недоброжелательность

Занимательность, заинтересованность

5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5

Скука

Безразличие друг к другу

5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5

Сочувствие друг друга

Ритуал прощания: В кругу участники передают друг другу игрушку и делятся своими впечатлениями о занятии.

kopilkaurokov.ru

Классный час на сплочение коллектива : «Суд над классом».

Классный час на сплочение коллектива : «Суд над классом».

Цель: сплочение коллектива.

Сегодня – у нас необычный классный час потому, что мне приходится начать его с не очень приятного известия… Дело в том, что нам в школу пришло письмо из прокуратуры… В котором говорится о том, что на наш класс заведено уголовное дело…. И мне как классному руководителю поручено провести предварительное расследование.

И так ,вы обвиняетесь:

В том, что не умеете сотрудничать и действовать сообща

В том, что не умеете договариваться

В том, что не умеете строить доверительные отношения друг с другом

В том , что не понимаете значимость друг друга и коллектива

Вот такие обвинения выдвинуты против вас! Сегодня нам предстоит разобраться в этом не простом деле.

И придется либо опровергнуть, либо подтвердить выдвинутые против вас обвинения.В конце классного часа мы узнаем каким же будет приговор. Итак, переходим к слушанию дела»

Допрос «как вы знаете, друг друга»: учащимся предлагается закончить незаконченные фразы, вставив в них фамилию и имя человека из класса, к которому больше всего подходит эта характеристика

    • В нашем классе самым самостоятельным является…

    • Часто меня приятно удивляет…

    • Жизнь – это сложная штука, но в ней, по моему мнению никогда не пропадет…

    • Хулигану крупно не повезет, если на его пути встретится…

    • Самая одаренная личность в нашем классе – это…

    • Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…

    • Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…

    • Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…

    • Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…

    • Чаще всего мне будет сниться…

    • Находчивость присуще…

    • Самым добрым человеком в классе, можно назвать…

    • В политики целесообразно рекомендовать…

    • Щедрость не знает границ у…

    • Скромность всегда украшает…

    • Веселее в классе, когда приходит…

    • Самая обаятельная улыбка у ……

    • Всегда придет на помощь в любое время дня и ночи ….

Молодцы с допросом вы успешно справились, но следственный эксперимент продолжается.

Упражнение «Коллектив».

Цель: продемонстрировать, что возможности класса больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.

Учитель раздает каждому по листку бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске. (коллектив)

После 5 минут индивидуальной работы учитель объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.

После 5 минут работы в мини-группах учитель объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист бумаги и просит создать список, общий для всего класса

Обсуждение:

Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них всегда положительные.

Но для того, чтобы убедиться в вашей невиновности обратимся и проведем несколько следственных экспериментов.

Упражнение «Пишущая машинка».

Цель – выработка положительных эмоций, слаженности работы в группе, сплочение коллектива.

Итак, мы — буквы алфавита. Будем печатать предложение — У меня отличное настроение! Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название, а знаки, когда очередь дойдет до них, хлопают один раз в ладоши.

«Что одному не под силу , то легче коллективу»

Следственный эксперимент

Вам необходимо создать портрет класса, где будет указано: — сколько в классе девочек,

— сколько мальчиков

— общий возраст класса

— сколько с серыми глазами

— с карими

— с зелеными  

— самое короткое имя девочки

— самое длинное имя мальчика

— у кого день рождения раньше всех году                                                                           

— в каком месяце у нас больше всего именинников

— кто у нас в классе старше всех?

— какой он наш класс

— что любит делать

— чего хотите добиться

Молодцы с 1-ым экспериментом вы успешно справились, но следственный эксперимент продолжается

Опознание Чемодан.

Представьте, что Вы собрались в дальнюю дорогу, под названием «школа». Для успешного пути вам нужно собрать чемодан, который необходимо наполнить такими качествами, которыми по вашему мнению должен обладать наш школьный коллектив, чтобы мы владея такими качествами смогли легко преодолеть все трудности, поднимаясь все выше и выше, по ступенькам школьной жизни.

Далее зачитывают содержимое чемодана и по возможности просят ребят аргументировать свой выбор.

Активность

Слаженность

Дружелюбие

Поддержка

Доверие

Взаимопомощь

Доверие к классу. Упражнение проводится в кругу. Позволяет классному руководителю понять, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся в данном коллективе.

Учитель:  Давайте встанем в круг, закроем глаза и покажем на пальцах количество баллов доверия к классу (максимальный балл 10, минимальный 1), затем по команде откроем глаза. На счет «три» дети показывают пальцы и открывают глаза. Теперь давайте обменяемся мнениями 

«Маленькие зелененькие человечки».

Инструкция: «Представьте себе, что мы поехали всем классом на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я скажу: «Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!», ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, на ваш взгляд.

Давайте подведём итог: — договаривались и действовали сообща?

— поняли, что одному не под силу , то легче коллективу

— а из последних упражнений видно, что вы доверяете своим одноклассникам, и готовы защищать слабых.

Суд вынес постановление : оправдать класс.

Использованные ресурсы:

1.http://www.hr-portal.ru/doki/treningrazvitie-splochennosti-shkolnogo-kollektiva%C2%BB


2.Лейбман И. Психологический тренинг сплочения// газета «Школьный психолог», № 13 апрель 2004. 

multiurok.ru

Классный час в 3 классе «Коллектив нашего класса»

Коллектив нашего класса

Внеклассное мероприятие для 3 класса

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУ «Гимназия №52» Приволжского района

Прошина Альбина Юнусовна

Казань 2009г.

Цели: формировать навыки психологического комфорта, формировать привычки здорового образа жизни, сплачивать детский коллектив, воспитывать дружбу, взаимоуважение друг к другу.

Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, индивидуальные макеты солнышек.

Ход мероприятия:

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

— Но сегодня не хочется называть это уроком, пусть это будет разговор, после которого каждый из нас запомнит что-то новое и нужное для себя. А поговорим мы сегодня о коллективе вашего класса.

Как вы считаете, что такое коллектив? Очень сложное слово (ответы детей). Тогда ответьте мне на такие вопросы.

— Считаете ли вы свой класс дружным?

— Что делает ребят дружными?

Люди в обычной жизни, в учебе, на работе бывают вместе с другими людьми, т.е. в коллективе. Семья — коллектив близких, родных людей. В школе складывается коллектив класса, коллектив школы. Ваши родители работают в рабочих коллективах. Коллектив может сложиться на короткое время, например, на время игры. Такой коллектив непрочный, временный. Итак, коллектив – это группа людей с общими интересами. А как вы думаете, что служит основой прочного коллектива?

Люди стремятся в коллектив для общения. Но достаточно ли для образования коллектива только общения?

Попробуйте разобрать такую ситуацию. Встретились в гостях 10 человек и стали обсуждать разные вопросы. Был коллектив. Праздник закончился, все разошлись, и нет коллектива.

Как видите, общение – условие создания коллектива, но его недостаточно, чтобы коллектив был прочным.

Долговременные, прочные коллективы создаются там, где есть общее дело. Какие общие дела есть в вашем классе?

Но не всякое общее дело может сплотить людей в хороший коллектив. Если люди работают, учатся в одном помещении, но каждый делает только свое дело и не думает о других, прочного коллектива нет. Важно, чтобы люди помогали друг другу, заботились друг о друге, т.е. важно сотрудничество между людьми.

Одним из основных условий прочного коллектива является дружба между теми, кто живет, учится или работает вместе, рядом. А что значит дружба? При каких условиях она бывает крепкой?

Дружбы не бывает без взаимного уважения, доверия, взаимопомощи. В своем классе мы с ребятами придумали специальные «законы дружбы»:

  • Не оставляй друзей в беде.

  • Научи друзей тому, что умеешь сам.

  • Не завидуй, а радуйся успехам друзей.

  • Вместе трудимся, вместе отдыхаем.

Работа в парах.

Теперь вы знаете, что является главным для создания коллектива: общение, общее дело, сотрудничество, дружба. Дополните предложения:

  • Я не люблю, когда мои одноклассники….

  • Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе…

Вывод:



Все желания вашего коллектива могут исполниться. Это зависит от каждого из вас. И тогда всем в вашем коллективе будет комфортно и уютно.

А сейчас послушайте очень занимательную историю.

Э.Мошковская «Кислые стихи».

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо кисло,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно

Кислое мороженое…

Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье,

Потому что кислое

Было настроение.

— Бывало ли у вас кислое настроение? (да) А бывало ли так, что из-за кислого настроения вы испортили настроения друзьям или одноклассникам вашего коллектива? Как вы себя при этом чувствовали? Некомфортно. А я знаю один секрет, который поможет вам чувствовать себя комфортно в коллективе и не быть с кислым настроением. Хотите узнать какой это секрет? Он очень простой. Постарайтесь сотворить в себе солнце.

Солнце всегда было источником жизни, тепла и света на Земле. Ведь оно может нам подарить не только настроение, но и любовь, мир, добро, здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Солнце в природе всех любит и греет. А во время приближающейся весны, оно будет служить главным источником витамина радости, добра и теплоты. Давайте и мы попробуем сотворить в себе солнце. И солнце такое, от которого станет тепло, уютно и комфортно всем в вашем коллективе.

У каждого из вас на столе лежит маленькое солнышко. Оно лично ваше. Оно будет помогать вам в трудные минуты. И зажигать его сейчас будет каждый из вас сам.

Творческая работа «Мой портрет в лучах солнца».

  • Нарисуйте солнышку настроение.

  • Напишите на лучиках только положительные качества своего характера, которые помогают сделать коллектив вашего класса уютным и комфортным, ведь от этого зависит психологическое здоровье каждого из вас. Лучики могут быть заполнены не все. Со временем вы сможете дополнять свои положительные качества.

  • Зачитываются несколько ответов.

Стихи о счастье

Солнца луч раздвинул тучи
Крохотной ладошкой.
Убежал вмиг дождь колючий
Вслед за серой кошкой.

Туча-кошка улетала,
Унося ненастье.
В небе солнышко играло,
Рассыпая счастье…

Автор: Тамара Маршалова

Рефлексия

— А теперь представьте, что каждый из вас не маленькое солнышко, а лучик большого солнца под названием «Наш коллектив». И каждый из вас может сделать так, чтобы всем в коллективе было уютно и комфортно.

Учащиеся составляют одно большое солнышко классного коллектива.

— И напоследок, посмотрите на фотографию одного коллектива (фото класса). Что же этих ребят объединяет в один сплоченный коллектив?

Итог: Общение, сотрудничество, общее дело и дружба.

infourok.ru

Методическая разработка (3 класс) на тему: Психологические игры на сплочение коллектива для детей — групповая сплоченность

Психологические игры на сплочение коллектива для детей — групповая сплоченность

Ты мне нравишься

(с 8 лет)

Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.

Материалы: Клубок цветной шерсти.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс». Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше… Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться «козлы отпущения» и «аутсайдеры». Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы «Ты мне нравишься, потому что…», то позвольте им заменить ее словами «Мне понравилось, как ты…».

Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Хороший друг

(с 9 лет)

Цели: Умение налаживать дружеские взаимоотношения дети приобретают еще в семье, но развивать этот навык в полной мере они могут, только находя друзей за пределами свого дома. Поэтому очень важно способствовать развитию дружбы между детьми в классе. Игра «Хороший друг» вносит свою лепту в эту важную воспитательную задачу.

По завершении этого упражнения Вы можете дать дополнительное задание: представь себе такого человека, который вообще не хочет иметь друзей, этот человек делает все, чтобы остаться в одиночестве. Знаешь ли ты такого человека? Напиши историю или нарисуй картину о том, кто не хочет иметь близких друзей.

Материалы: Бумага, карандаш, фломастеры — каждому ребенку.

Инструкция: Подумай о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым ты на самом деле дружишь. Если же у тебя такого друга еще нет, то ты можешь его себе просто вообразить. А можешь подумать и том, с кем ты только собираешься подружиться.

Что ты можешь сказать об этом человеке? Что вы любите делать вместе? Как выглядит этот твой друг? Что тебе больше всего нравится в нем? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба все больше и больше крепла?

Подумай над этими вопросами. Ответы на них ты можешь записать на бумаге, можешь нарисовать, а можешь сделать и то, и другое. (15 минут.)

Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Если хотите, можете показать друг другу свои рисунки и сочинения. А можете еще и рассказать, о чем вы думали, выполняя это упражнение. Внимательно выслушайте, что скажут вам остальные дети из вашей четверки. (10 минут.)

Анализ упражнения:

— Как человек находит друга?

— Почему так важны в жизни хорошие друзья?

— Есть ли у тебя друг в нашем классе?

Биография друга

(с 10 лет)

Цели: Дети будут развивать и углублять дружеские отношения с другими людьми, если будут проявлять реальный активный интерес к жизни и делам своих друзей. Сравнивая свой образ жизни и образ жизни других людей, они расширяют представление о жизни и мире, развивают терпимость и широту взглядов.

Эта игра побуждает детей задумываться о жизни своих друзей.

Материалы: Анкета участника игры — каждому ребенку. Набор карточек с именами и/или фамилиями всех учеников класса.

Анкета

Напиши историю жизни (биографию) того человека, который достался тебе по жребию. Разузнай о нем как можно больше. При этом обязательно включи в биографию следующее:

— имя и фамилию этого ребенка

— возраст

— день рождения

— адрес

— описание его/ее внешности

— имена членов его/ее семьи

— что он/она любит делать?

— что тебе в нем/ней нравится?

— переезжал ли когда-нибудь этот человек на другое место?

— оба ли его/ее родителя работают, и кем?

— что украшает его/ее жизнь?

— твой собственноручный портрет этого человека

Инструкция: Я хочу предложить вам новую, очень интересную игру. Вам нужно будет написать биографии своих друзей. Знаете ли вы, что такое биография?

Поговорите с детьми о том, что это такое и, по возможности, расскажите, для примера, чью-нибудь биографию.

Я приготовила карточки, на которых написаны имена всех учеников нашего класса. Вытяните жребий и проверьте, не досталось ли вам ваше собственное имя, в таком случае вам нужно будет поменяться карточками с кем-то. Вы должны будете составить биографию того человека, чье имя написано на вашей карточке. Для того, чтобы помочь вам в этом, я приготовила анкету, на вопросы которой нужно ответить. Прочитайте все пункты анкеты внимательно.

Сейчас я дам вам 10 минут, чтобы поговорить с тем учеником, про которого вы должны написать, и еще 10 минут, чтобы самому ответить на вопросы, которые зададут вам (20 минут.)

А теперь вы можете записать историю жизни своего одноклассника. (30-45 минут.)

Попросите зачитать вслух некоторые из написанных биографий. Затем авторы могут подарить биографии своим партнерам.

Анализ упражнения:

— Узнал ли ты что-нибудь новое о человеке, которого ты описывал?

— Что общего между вами, чем вы различаетесь?

— Понравилась ли тебе твоя биография, написанная кем-то другим?

— Каковы твои важнейшие жизненные цели на настоящий момент?

Объятие

(с 6 лет)

Цели: Это очень увлекательная игра, которая особенно нравится детям младшего возраста. Она позволяет детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию в классе групповой сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко общаться с другими.

Упражнение вполне годится для «разогрева» класса в начале учебного дня. Проводя его, вы показываете свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех учеников класса, независимо от уровня их общительности.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом, ведь когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.

Проверьте, хочет ли сидящий рядом с вами ребенок участвовать в упражнении. Вы можете определить это по некоторым невербальным признакам. Но иногда вы можете спросить его и открыто: «Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?» Большинство детей ответит вам: «Да». После этого начинайте первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом с вами ребенка. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к Вам. Мы надеемся, что, дойдя до Вас, оно станет более крепким и будет сделано с большим энтузиазмом.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе эта игра?

— Почему хорошо обнимать других детей?

— Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

— Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Почесать спинку

(с 6 лет)

Цели: С помощью этого упражнения Вы можете заметно повысить

уровень групповой сплоченности. Эта игра нравится и маленьким детям, и подросткам, и взрослым, потому что предоставляет играющим в нее возможность приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с группой, расслабиться и вновь сосредоточить свое внимание. Вы можете проводить это упражнение в начале или в конце урока, можно проводить его как отдых между сложными учебными заданиями.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого — внешнего или внутреннего круга… Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.

Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (Назовите имена двух школьников из разных кругов, стоящих друг рядом с другом.) Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями плечи стоящих перед ними учеников. Когда Олег и Ольга завершат массаж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим — стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не «вернется» к тем, кто его начал — к Олегу и Ольге.

nsportal.ru