Клиническая психология развития: Магистерская программа «Клиническая психология развития»

Клиническая психология развития: современные проблемы дизонтогенеза — Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн)

‘; for (var i = 0; i

161

Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, дизонтогенез, клиническая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Клиническая психология развития: современные проблемы дизонтогенеза // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С. Я.Рубинштейн).

Фрагмент статьи

В современной клинической психологии интенсивно разрабатываются проблемы развития и распада психики по отношению к больным разного возраста. Такой подход дает основание специалистам — клиническим психологам выделять клиническую психологию развития как важное направление исследований (А.Л. Венгер, Д.Н.Исаев, И.М.Никольская и др.) [1, 5, 14].

Полный текст

В современной клинической психологии интенсивно разрабатываются проблемы развития и распада психики по отношению к больным разного возраста. Такой подход дает основание специалистам — клиническим психологам выделять клиническую психологию развития как важное направление исследований (А.Л. Венгер, Д.Н.Исаев, И.М.Никольская и др.) [1, 5, 14]. Настоящее сообщение отражает позицию авторов статьи относительно некоторых существенных вопросов клинической психологии:

  • проблема соотношения развития и распада психики;

  • специфика био-психо-социальной модели психики с позиций клинической психологии;

  • соотношение понятий «дефицит», «дефект» и «дизонтогенез»;

  • типология и содержание отдельных видов нарушенного развития.

Обращение к одной из главных проблем клинической психологии о соотношении развития и распада психики (Л.С.Выготский, Б.В.Зейгарник) на современном этапе дает основание выделять асинхронию развития и асинхронию распада психики. Асинхрония развития – устоявшийся общепринятый термин, обозначающий механизм нарушенного развития в противовес гетерохронии развития, свойственной нормальному онтогенезу (Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев, К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, О.С.Никольская, и др.) [5,6,11,15]. Современные исследования позволяют использовать понятие асинхронии распада психики как механизма патологического старения. Хорошо известно, что при многих психических заболеваниях в позднем возрасте отмечается неравномерность нарастания тяжести нарушений в разных сферах психики. Например, у значительного числа пациентов с болезнью Альцгеймера на фоне выраженного снижения операциональных составляющих психической активности отмечается достаточная сохранность эмоционально-личностной сферы в течение длительного времени [8,9].

Таким образом, при тяжелом диффузном органическом поражении мозга в первую очередь нарушаются рано сформировавшиеся компоненты психики, и в последнюю очередь — более поздние. Современная клиническая психология базируется на био-психо-социальной модели психики человека. На разных этапах онтогенеза можно отметить различный вклад (удельный вес) названных компонентов в проявления нарушенного развития. В детском возрасте нарушения возникают на фоне незавершенного морфогенеза, при этом патологический фактор в первую очередь «взаимодействует» с потенциальной пластичностью ЦНС. При старении психическая патология, во-первых, соотносится с процессами инволюции в разных системах организма, а, во-вторых, проявляется на фоне всего опыта жизни человека, т.о., «взаимодействует» преимущественно с психо-социальной сферой человека. Можно полагать, что в начале жизни больший удельный вес имеет «биологическая» составляющая «био-психо-социальной» модели психики, а в конце – психо-социальная ее составляющая.
Это предположение обосновывается в некоторых современных работах [9,10,17]. Специфика «био-психо-социальной» модели психики, с позиций клинической психологии, заключается в том, что при разных нервно-психических заболеваниях на различных этапах онтогенеза можно наблюдать не только многообразие соотношений, но и иерархию компонентов модели психики в их влиянии на проявления нарушений психической сферы. Важными, не до конца определенными и изученными в клинической психологии развития являются понятия «дефицит», «дефект» и «дизонтогенез». Термин «дефицит» имеет специфику применения в таких разделах психологии, как нейропсихология, специальная психология, когнитивная психология и др. С позиций клинической психологии развития имеет значение применение термина «дефицит», с одной стороны, как постоянного проявления снижения функций, а с другой стороны, как временного снижения уровня выполнения деятельности, возникающего под влиянием болезненных факторов. В этом смысле «дефицит» является нестабильным, и можно говорить о динамике проявлений дефицитарности.

Понятие «дефект» означает выраженное нарушение в психической сфере, имеющее достаточно устойчивое проявление симптомов и возможность их углубления и нарастания. «Дефект», как правило, формируется в ходе болезни и является следствием прогредиентности заболевания. «Дизонтогенез» — нарушенное развитие — может включать в свою структуру различные «дефициты», которые оказывают влияние на характер и темп развития, замедляя или искажая его. Кроме того, «дизонтогенез» во многих случаях определяется наличием специфического «дефекта», характеризующегося иерархическим сочетанием первичных и вторичных симптомов. Типы «дизонтогенезов» могут исчерпываться сочетанием различных «дефицитов», а могут определяться наличием формирующихся или стойких «дефектов». Таким образом, нарушенное развитие – «дизонтогенез» может иметь много вариантов. Традиционно основное внимание клинических психологов сосредоточено на дизонтогенезе задержанного, искаженного и дисгармоничного типов и их сложных сочетаниях в детско-подростковом возрасте [5,6,11].

В психологии аномального онтогенетического развития хорошо известна классификация типов «дизонтогенеза», предложенная В.В.Лебединским. Она основана на клинико-психологическом анализе нарушенного развития в детском и подростковом возрасте с выделением трех базовых причин «дизонтогенеза»: остановка (приостановка) развития, поломка и асинхрония развития, которые приводят к шести вариантам нарушенного развития. Эта классификация охватывает все сферы психического развития, но ограничена рамками детско-подросткового возраста [11]. В предыдущих работах авторы настоящего сообщения предлагали использовать понятие «дизонтогенез» как отклонение в психическом развитии применительно ко всем этапам онтогенеза: детству, подростничеству, юности, зрелости, пожилому и старческому возрасту. Начало нарушения психического развития может приходиться на различные возрастные периоды жизни человека. «Дизонтогенез» как нарушение развитие определенного типа может иметь длительность, равную жизни пациента, а в иных случаях иметь ограниченные хронологические рамки.
В этой логике следует говорить об изменении, развитии, трансформации и возникновении типов «дизонтогенеза» не только в детском возрасте, но и в другие периоды жизни человека при уточнении его психологического содержания на каждом возрастном этапе жизни, что с необходимостью требует учета комплекса факторов: медицинских, психологических, социальных [4].

Ряд авторов выделяют и изучают типы «дизонтогенеза», связанные с различными компонентами психического и физиологического развития человека. Так, В.В. Лебединский и О.С.Никольская предлагают термин «эмоциональный дизонтогенез», рассматривая его как модель раннего детского аутизма. Г.А.Арина, В.В.Николаева разрабатывают понятие «психосоматический дизонтогенез» как нарушения развития, обусловленные психосоматической патологией. Е.В Мединский и др. используют термин «сексуальный дизонтогенез», имея в виду своеобразие развития сексуальной сферы при отклоняющемся здоровье. Н.В.Зверева, А.А.Коваль-Зайцев разрабатывают понятие «когнитивный дизонтогенез», в котором отражена специфика нарушения познавательного развития.

Таким образом, разные авторы анализируют нарушения различных сфер психики, как проявления определенного типа «дизонтогенеза», связанного с конкретными психическими заболеваниями или отклонениями био-психо-социального развития [2,3,11,12,13,15,16]. Современное общество предъявляет к людям все новые требования по усвоению и переработке информации, что существенно увеличивает нагрузки на когнитивную сферу человека и требует продолжения когнитивного развития на протяжении всей жизни. Как показывает клинический опыт, адаптация к этим условиям может быть различной, в том числе и патологической. Неуспешность когнитивной адаптации может приводить к усилению уже имеющейся патологии психики или способствовать возникновению новых форм нарушенного развития.

«Когнитивный дизонтогенез» – термин, введенный в 2005г. Н.В.Зверевой для обозначения особенностей познавательного развития и когнитивного функционирования детей с нарушениями психики (на примере детской шизофрении) [2]. «Когнитивный дизонтогенез» рассматривается в двух планах: как уровень проявления общих нарушений развития, вызванных различными причинами, и как собственно своеобразие формирования меж- и внутрифункциональных связей высших психических функций у больных детей. Важнейшей характеристикой «когнитивного дизонтогенеза» как особенного типа нарушенного познавательного развития является состояние меж- и внутрифункциональных связей в работе высших психических функций (мышления, восприятия, памяти, внимания). «Когнитивный дизонтогенез» как особый тип развития характеризуется асинхронией, ретардацией или сочетанием этих отклонений темпов развития отдельных компонентов психических функций, нарушением формулы развития различных сторон познавательных процессов — мышления, восприятия, памяти (как по видам высших психических функций, так и по их структуре и модальности осуществления). Можно выделить разные виды «когнитивного дизонтогенеза» у детей с различными формами отклоняющегося развития с учетом профиля межфункциональных связей в норме. Первоначально «когнитивный дизонтогенез» описывался только применительно к отклоняющемуся развитию, обусловленному наличием эндогенной патологии с расстройствами аутистического спектра, на примере детей и подростков, больных шизофренией.

Когнитивный дизонтогенез в детско-подростковом возрасте при шизофрении с ранним началом в детском возрасте может быть искаженным, дефицитарным и регрессивно-дефектирующим (Н.В.Зверева, А.А.Коваль-Зайцев). Искаженный тип- это сочетание опережения и отставания от нормативного уровня развития отдельных компонентов психических функций и деятельности в целом. Дефицитарный тип- сочетание ретардации с нормативными показателями уровней развития разных сфер психической деятельности. Регрессивно-дефектирующий тип — неравномерно проявляющаяся грубая ретардация уровня развития отдельных сфер психической деятельности [3,7].

Клинико-психологический анализ показывает, что типология когнитивного дизонтогенеза применима к эндогенному и другим видам патологии в детстве, а также может быть распространена на психические заболевания в другие возрастные периоды. Рассматривая перечисленные типы применительно к вариантам патологического старения, можно выделить аналогичные по структуре типы когнитивного дизонтогенеза последнего этапа жизни. Синдром мягкого когнитивного снижения (Mild cognitive impairment) в позднем возрасте, представляющий собой промежуточную стадию между возрастной нормой и деменцией и имеющий повышенный риск перехода в деменцию, может проявляться в разных вариантах:1) амнестический вариант встречается наиболее часто и отличается преобладанием в клинической картине снижением памяти на текущие события; 2) синдром MCI с множественной легкой когнитивной недостаточностью характеризуется сочетанным поражением нескольких когнитивных функций. Амнестический вариант синдрома МСI без прогрессирования когнитивного снижения (что наблюдается достаточно часто) может рассматривать как дефицитарный тип дизонтегенеза. Второй вариант синдрома МСI, часто являющийся доклинической стадией сосудистой деменции или болезни Альцгеймера, относится к регрессивно-дефектирующиму типу дизонтогенеза. Мнестико-интеллектуальное снижение при сосудистом поражении мозга без деменции также можно рассматривать как дефицитарный вариант дизонтогенеза, а все прогредиентные деменции второй половины жизни (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др. ) – как регрессивно-дефектирующий тип. Изучение механизмов и структуры когнитивного дизонтогенеза в разные возрастные периоды жизни является важной задачей клинической психологии развития, оно должно быть продолжено на другом клиническом материале. Современные проблемы дизонтогенеза в клинической психологии развития включают вопросы типологии, содержания и динамики отдельных его видов. Изучение дизонтогенеза — общая задача медиков, психологов, физиологов, в ее решении каждый должен сохранять свою профессиональную специфику в оценке нарушенного развития. При этом важно, чтобы все специалисты находили общий язык.

Литература

  1. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Клиническая психология развития: состояние и перспективы. //Вопросы психологии, 2007, № 5.
  2. Зверева Н.В. Дисгармоничность как специфический признак когнитивного дизонтогенеза при шизофрении в детском возрасте // «В.М. Бехтерев и современная психология». Материалы докладов на российской научно-практической конференции. Казанский госуниверситет, 29-30 сентября 2005 г., Казань, Центр инновационных технологий, 2005.
  3. Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А. Диагностика когнитивного дизонтогенеза при расстройствах шизофренического спектра в детском возрасте // Мир психологии, 2010, №1.
  4. Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Проблемы дизонтогенеза в клинической психологии // Культурно-историческая психология, 2008, № 3.
  5. Исаев Д.Н. Дизонтогенез или патопсихология развития? /Рождение и жизнь. Материалы международной конференции по клинической психологии детства.- Спб.: СПбГПМА, 2010.
  6. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., Медицина, 1985.
  7. Коваль-Зайцев А.А. Типология когнитивного дизонтогенеза при аутистических расстройствах процессуального генеза в детском возрасте. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 20.02.2011).
  8. Корсакова Н.К. , Рощина И.Ф. Когнитивные функции при нормальном и патологическом старении./ «Нейродегенеративные заболевания». Фундаментальные и прикладные аспекты. Под ред. Акад. М.В.Угрюмова, М. Наука, 2010.
  9. Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Нейропсихологический подход к исследованию нормального и патологического старения. Ж. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2009, № 3-4.
  10. Лассан Л.П. К вопросу о факторах в клинической нейропсихологии детского возраста. Рождение и жизнь. /Материалы международной конференции по клинической психологии детства.- Спб.: СПбГПМА, 2010.
  11. Лебединская К.С., Лебединский В.В., Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. М.: Академический проект, 2011.
  12. Мединский Е.В. Психосексуальный дизонтогенез у женщин, больных шизофренией.: автореф. дис. …канд. мед. наук. М., 2007.
  13. Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы телесности.// Психол. журнал. Т.24.№1. 2003.
  14. Никольская И.М. Клиническая психология семьи//Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2005 (5), № 2.
  15. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф, 1997
  16. Психосоматика: телесность и культура. Под ред. В.В.Николаева. Москва, Академический Проект, 2009.
  17. Рощина И.Ф., С.И.Гаврилова, Я.Б.Федорова. Нейропсихологический подход в изучении структуры и динамики синдрома мягкого когнитивного снижения в позднем возрасте. //Журнал «Нейро News» – 2007 — №2.

Зверева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3817-2169, e-mail: nwzvereva@mail. ru

Рощина Ирина Федоровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2905-6791, e-mail: [email protected]

Клиническая психология развития

11.03.2018 23:23:45Черкасская Елена НиколаевнаОчень четко и лаконично написано, много клинических примеров, практично, удобная структура учебника, современно и актуально.

11.03.2018 17:16:41Линдер Камилла НиколаевнаОпубликованные главы учебника подтверждают полезность этой книги и необходимость ее присутствия в списках методических материалов.

11.03.2018 13:23:34Сухарева Елена АлександровнаУчебник понравился своей логичностью изложения и нет перегруженности текста профессиональными терминами, что даёт возможность пользоваться им большему кругу читателей.

11.03.2018 13:15:02Голерова Оксана АлександровнаЗамечательная книга. Поддерживаю коллег.

11.03.2018 12:31:49Зерницкий Олег БорисовичОчень важная и интересная книга, позволяющая расширить понимание развития ребенка в норме и в патологии

11.03.2018 08:12:37Соколова Татьяна ВладимировнаАктуальное пособие.

10.03.2018 23:47:04Тарвид Елена ВладимировнаНа мой взгляд ценность учебника «Клиническая психология развития» в первую очередь заключается в уникальности данного издания — первый учебник, включающий в себя большой практический опыт отечественных авторов, позволяющий столкнуться с особенностями развития именно в нашей ментальности. Клиническая психология развития рассматривается авторами, как самостоятельная дисциплина, позволяющая взглянуть на развитие в сравнении нормы и патологии, в том числе пограничного состояния, столь распространенного в наши дни, а также, что крайне актуально, дает инструментарий для диагностики, коррекции, консультирования и психотерапии.

10. 03.2018 20:47:00Иванова Лада СергеевнаСпасибо за труд!

10.03.2018 12:13:08Глобенко Надежда ИвановнаВсе, что в книге написано, для меня звучит очень убедительно.

10.03.2018 11:10:01Костина Ольга Анатольевнаучебник показался интересным, материал изложен доступно и просто, ка раз то, что нужно студенту.

10.03.2018 09:48:34Дуброва Оксана МаратовнаОчень полезный учебник.

10.03.2018 08:49:26Сергеева Ирина МитрофановнаОчень хороший, учебник по детской психологии для подготовки практикующих психологов. Проблемы актуальны и современны.

09.03.2018 20:01:39Акулова Марина ВитальевнаУчебник, имеющий высокое теоретическое и практическое значение, к тому же написанный ясным человеческим языком. Очень полезная книга

09.03.2018 19:42:45Улановская Ирина Михайловнапсихология развития опять стала актуальной темой в связи с новыми образовательными требованиями. И клинический подход делает эту работу супер актуальной как в теоретическом плане, так и в прикладном. Отлично написана, доступно для студентов.

09.03.2018 19:39:17Митрохина Софья АлександровнаВ современном обществе, к сожалению, сейчас есть много детей с синдромами тревожности, запуганности, чувства страха и даже ужаса. Причина часто — в гнеустроенности и тревожности в жизни взрослых , которые сталкиваются с трудностями в обустройстве своей жизни. Нужно отметить также и деструктивные телевизионные детские передачи, где часто превалирует жестокость, насилие, грубость, неуважение к человеческой личности.. Вот почему такая замечательная книга как «Клиническая психология развития» А.Л. Венгера и Е.И. Морозовой необходима не только специалистам, студентам, но и широкому кругу читателей, столкнувшимися с жизненными трудностями в своей и в детской судьбе. . .Нужная, своевременная, высокопрофессиональная книга, написанная научным, но в то же время понятным литературным языком

09.03.2018 02:00:15Сергеева Екатерина СергеевнаСегодня дети (особенно в городе) растут в неестественной для человека среде, среди машин, мало общаясь с людьми, проводя много времени в виртуальной реальности, что становится причиной сбоя в психике ребенка. Очень важно признавать эти проблемы и работать с ними, искать и находить решения. Большое спасибо авторам за их труд!

08.03.2018 04:04:45Немцович Елена ПетровнаОчень интересная и полезная работа, высветившая область психологии, на пересечении смежных психологических дисциплин.

08.03.2018 00:39:51Сахарова Наталия АлексеевнаУчебник написан интересным и доступным языком

07.03.2018 16:57:17Готлиб Татьяна ЛьвовнаЭто фундаментальная, серьезная и, вместе с тем, легко читаемая и даже увлекательная книга двух опытных и глубоких психологов. Очень полезна для будущих профессионалов!

07.03.2018 12:22:17Рац Наталья Алексеевнаотечественный учебник по клинической психологии развития — важная веха в становлении дисциплины, профес. подготовки специалистов

07.03.2018 01:08:45Мосина Екатерина СергеевнаЛюблю все книги созданные этими талантливыми Людьмы и высококлассными профессионалами. Училась у них. Метры.

06.03.2018 18:50:38Ямщиков Сергей Викторовичвесьма актуальный и необходимый источник учебной информации для студентов

06. 03.2018 18:28:24Боклагов Евгений НиколаевичПервый учебник такого рода на русском языке, подготовленный авторами с именем

06.03.2018 01:11:58Мещерякова Ирина АнюровнаПрекрасный учебник. Просто об очень сложном, но без упрощенности. завидую студентам!

06.03.2018 00:09:49Козлова Анна ВасильевнаЭтот проект мне понравился, я считаю, что он принесёт, много полезного в развитии психологии

05.03.2018 22:39:14Солдатова Наталья АндреевнаКрайне актуальное, очень доступное и практически ориентированное учебное пособие для студентов клинической психологии, психологии. Как всегда, авторы на высоте.

05.03.2018 00:39:05Назарова Оксана ЛеонидовнаНедостаток качественной профильной литературы для медицинских психологов. Замечательные, грамотные и ответственные авторы. Практически значимость.

04.03.2018 21:27:50Поливанова Катерина НиколаевнаИнтересно, важно, ново.

04.03.2018 19:01:08Богомолов Артём СергеевичДостойный коллектив авторов. Книга, совмещающая в себе фундаментальность и практикоориентированность.

04.03.2018 15:22:18Молчанова Анастасия ЮрьевнаДоступность и практикоориентированность материала.

04.03.2018 13:20:33Самойлова Дарья ВладимировнаПонравилась книга

04.03.2018 03:56:55Родыгина Юлия БорисовнаКнига на актуальную, для меня, тему, от профессионалов своего дела.
Голос из ВКонтакте

03.03.2018 20:56:13Хромушкин Антон Анатольевичотличный учебник, всем рекомендую

03.03.2018 20:50:35Клевцова Елена МихайловнаУчебник необходим специалистам и родителям.

03.03.2018 18:16:30Сауленко Оксана ИгоревнаАвтоы книги — настоящие профессионалы, умеющие при этом доступно объяснить свои идеи.

03.03.2018 14:41:47Швалёва Нина МихайловнаДанный учебник и практикум используется в процессе подготовки бакалавров при изучении курсов психокоррекция и реабилитация , а также в спецкурсе «Экстренная психологическая помощь»,Содержание и структура учебника позволяетформировать необходимые компетенции.

03.03.2018 13:02:53Вера Вера Замечательные авторы!

03. 03.2018 12:55:04Дерябин Иван АндреевичСодержательная

03.03.2018 12:36:08Митрохина Ксения Львовнасчитаю тему самой актуальной, формат — удачным и емким, учебник — отличным

12.03.2018 11:01:59Мосунова Юлия Валерьевнаинтересный и полезный учебник!

03.03.2018 08:35:02Цахаева Анжелика АмировнаПолезная и актуальная работа.

03.03.2018 01:01:02Венгер Илья АлександровичПрактическое пособие

02.03.2018 23:52:13Дикс Наталия СеменовнаОсновательная книга, охватывающая как теоретические аспекты клинической психологии развития так и их практическое применение. Актуальная тема

02.03.2018 23:31:29Ефимова Алла ВячеславовнаПрактическая направленность. Малоизученная в России область исследования.

02.03.2018 23:22:16Desatnik Alex JI believe this is one of the most insightful publications in the Russian language I’ve read on the last decade. It is both culturally diverse and clinically relevant.

02.03.2018 21:35:10Фаликман Мария ВячеславовнаЭто важный и достойный учебник, на русском языке таких не хватает.

02.03.2018 20:57:25Гончарова Елена ЛьвовнаКнига очень хорошая! Ясная и точная. Подход открывает новые перспективы.

01.03.2018 21:14:09Петухова Ирина АлександровнаВо-первых, актуальная тема для нашего времени. Во-вторых, мне известен высокий профессионализм авторов по их публикациям, и по их выступлениям на психологических конференциях и пр.

01.03.2018 16:45:48Арефьева Анжелика ВячеславовнаОчень важный проект для подготовки специалистов для реализуемого в настоящее время инклюзивного образования

01.03.2018 12:17:10Семенова Елена ВладиславовнаНевероятная книга

28.02.2018 12:14:41Каллагова Людмила МихайловнаВ данном учебники по клинической психологии развития , приводятся клинические примеры, описаны задачи и методы экстренной психологической помощи детям и подросткам , пережившим массовые экстремальные ситуации. Приводятся эффективные методики экспресс-диагностики и коррекции симптомов психологической травмы.

27.02.2018 23:13:43Эс Ирина Владимировнаочень нужная информация и ценная

26. 02.2018 07:11:49Гниломедова Мария ЕфимовнаИнтересно.

25.02.2018 09:20:26Крючкова Наталия НиколаевнаЛюблю авторов, хочу прочитать книгу

24.02.2018 19:04:58Разумова Мария АлександровнаСтолько важного и нужного в работе материала! Спасибо авторам!

24.02.2018 18:07:59Нуждина Анна ИгоревнаОчень хорошее руководство для понимания психодиагностического инструментария.

24.02.2018 15:43:36Шелоумова Оксана СергеевнаУчебник, в котором представлен систематизированный и обобщённый материал, относящийся к области клинической психологии развития, и, что особенно важно, богатейший собственный опыт практической работы А.Л.Венгера и Е.И.Морозовой с разнообразным контингентом детей и подростков.

24.02.2018 13:28:08Романова Елена ВладимировнаПолезная для работы книга, компетентные авторы. Спасибо!

01.06.2018 08:49:03Антонова Анна ВалерьевнаВажный учебник, собравшие воедино ответы на вопросы для будущего психолога-практика.

23.02.2018 22:02:06Обухов-Козаровицкий Яков ЛеонидовичОчень хорошая книга!

23. 02.2018 21:55:36Щербакова Анна МихайловнаПоддерживаю

23.02.2018 21:15:06Пеньков Борис ВикторовичЗнаком с автором. Актуально. Доступно.

23.02.2018 20:31:55Люблю книги А.Л. Венгера — легко читается , не перегружено сложными понятиями, интересно

23.02.2018 01:19:16Наумова Валентина АлександровнаОчень актуально, спасибо!!!

22.02.2018 08:27:13Табацкая Маргарита ИсааковнаУчебник А.Л. Венгера и Е.И. Морозовой, как и другие книги А.Л., отличается высокой содержательностью и практической направленностью.

22.02.2018 04:13:52Инденбаум Елена ЛеонидовнаДолгожданный и ПЕРВЫЙ в отечественной детской психологии учебник по заявленной тематике, созданный профессионалами высочайшего уровня.

21.02.2018 21:31:25Смоляк Эллен ВладимировнаОчень ценны систематизированные знания современных практиков с богатейшим опытом в процессе подготовки и образования высококвалифицированных психологов, педагогов…

21.02.2018 20:57:19Кравцов Николай СергеевичОчень полезный учебник.

21.02.2018 16:31:10Крамарова Светлана НиколаевнаСвоевременная книга, достойная многих читателей!

21.02.2018 08:18:43Бурдина Яна ЮрьевнаКурс изложен доступным языком. В учебнике легко ориентироваться. Четко соблюдена логическая последовательность тем.

20.02.2018 13:01:40Шерягина Елена Владимировнавсе книги авторов прекрасны и эта тоже.

19.02.2018 16:49:08Федонкина Анастасия АлександровнаПособие, необходимое для изучения каждому психологу, работающему с детьми.

18.02.2018 17:24:47Мещеряков Борис ГурьевичЧитал не только это пособие, но и предыдущие книги и статьи; не сомневаюсь в оригинальности, обоснованности, фундаментальности и практическом значении

18.02.2018 14:35:50Солдатенкова Елена НиколаевнаТакже выполняю работу в рамках клинической психологии развития, воссоздавая смыслы, обозначенные порядка 100 лет назад, в работе с детьми с аутизмом… или — эмоционально-волевыми нарушениями, не только детей, но и взрослых.

17.02.2018 18:45:04Колмогорова Наталия ВладимировнаОсобенно актуальные темы, необходимые практикам: возрастные особенности детей и подростков; проявления отклонений в развитии, относящихся к разным сферам психики: когнитивной, эмоциональной, личностной; возможности и ограничения разных видов психологического вмешательства. Второй важнейший компонент: неблагоприятные (пограничные) варианты психического развития, не выходящие за границы медицинской нормы – психологические синдромы. И последствия тяжелой психологической травмы: острые стрессовые состояния и посттравматические стрессовые расстройства.

17.02.2018 18:26:30Поддерживаю. Как и все Ваши труды данный учебник непременно будет востребован. Все чётко и доступно.

16.02.2018 23:17:22Поликарпова Ирина ВикторовнаАктуальный, хорошо написанный учебник

16.02.2018 20:50:54Агеева Елена АлександровнаГлубокий, основательный и вместе с тем образный , понятный учебник

16.02.2018 20:17:39Воробьева Ольга ГеннадьевнаЭтот учебник подспорье в моей работе. Спасибо за Ваш труд.

15.02.2018 09:17:57Садырова Татьяна ИвановнаПоддерживаю авторов учебника.

15.02.2018 01:47:27Аверина Ирина ЕвгеньевнаОтличный учебник!

14.02.2018 23:16:05Дзкуя Анастасия РуслановнаХорошая подача материала, замечательный учебник

14.02.2018 23:11:31Лазебникова Инна АльбертовнаЯ очень люблю, ценю, уважаю работы Александра Леонидовича. В своей работе основываюсь и использую полученные от него знания.

04.10.2019 14:47:40Брук Алла ЭдуардовнаУчебное пособие высокого профессионального уровня.

14.02.2018 21:56:59 Причина выбора — симпатия и благодарность авторам, которые создали интересную и полезную книгу

31.01.2019 11:58:34Булыгина Мария ВячеславовнаОтличный учебник! очень важный для понимания проблем, лежащих на стыке двух дисциплин — возрастной психологии и клинической психологи.

14.02.2018 20:41:16Бурлакова Ирина АнатольевнаОчень актуально для подготовки психологов образования

14.02.2018 18:14:20Мошинская Любовь РафаиловнаОчень важная тема для детских психологов.

14.02.2018 15:18:46Хижнякова Галина АлександровнаПолезная практико-ориентированная книга, прочитала с большим удовольствием. Спасибо авторам за труд.

14.02.2018 15:05:15Филиппова Елена ВалентиновнаОткрывает новое направление в возрастной психологии и психологии развития. Потребность в этой книге созрела давно.

14. 02.2018 14:53:45Егорова Наталья ВячеслвовнаЗамечательная книга. Поддерживаю.

14.02.2018 14:49:57Рамендик Дина МихайловнаАвторы-очень знающие люди с огромным уникальным практическим опытом и опытом преподавания. В книге раскрыты актуальные и редко описываемые темы. Очень ценный учебник.

14.02.2018 14:02:56Белых Светлана ЛеонидовнаМне нравится система взглядов А.Л. Венгера на развитие ребенка и на проблемы в развитии. Я прочла несколько его статей. Самая впечатляющая — первая, в которой рассматривалась структура психологического синдрома. Ну и вне конкуренция их с отцом книга «Домашняя школа мышления». О Морозовой почти ничего не знаю, но если Александр Леонидович с ней работает — значит, она стоит того.

14.02.2018 14:01:21Шумель Ольга ГеоргиевнаЯсно, доступно, полезно. Буду использовать в работе.

14.02.2018 14:00:24Аствацатурян Марина ЗориковнаАлександр Леонидович Венгер и Елена Ивановна Морозова профессионалы высочайшего класса, чему есть множество свидетельств тех, кому они преподавали и помогали.

14.02.2018 13:50:39Большакова Роза АлмасовнаКниги А.Венгера .. . всегда рядом. К ним можно обращаться почти в любой ситуации

14.02.2018 12:31:19Щеблыкина Жанна ВалерьевнаЗамечательный учебник для множества дисциплин. Кратко, емко, доступно, с кейсами — все что нужно студенту-психологу.

14.02.2018 11:21:03Соколова Елена АнатольевнаMust read каждому студенту, изучающему психологию!

14.02.2018 08:48:36Степунина Надежда ЕвгеньевнаПолезная, интересная книга

14.02.2018 04:47:00Васильева Елена АлексеевнаВпечатляющая работа.
Голос из ВКонтакте

14.02.2018 01:37:38Морозова Екатерина АндреевнаАктуальная тема, книга написана высококлассными профессионалами с большим практическим опытом.

14.02.2018 01:34:59Морозов Владимир АндреевичДолгожданный и достойный труд

14.02.2018 01:19:10Прицкер Лев МордховичКнига очень понравилась. Интересный и ясный текст, написанный прекрасным языком, много примеров.

14.02.2018 00:54:53Власов Николай СергеевичНе читал, но поддерживаю авторов!

13. 02.2018 22:48:58Бурыкина Наталья МихайловнаС нетерпением жду возможности ознакомиться со всей книгой — весьма своевременной и необходимой студентам и практикующим психологам.

13.02.2018 22:18:55Князева Наталья Владимировначитала предыдущие книги. Очень нравится четкость и глубина изложения. Чувствуется большой практический опыт.

13.02.2018 22:12:14Лейбман Ирина ЯковлевнаМне нравится последовательность изложения, сочетание научного формата с доступностью содержания. Кроме того,учебников по данной тематике практически нет, а в наше нестабильное время материал востребован

13.02.2018 22:02:43Цапина Светлана ЮрьевнаУчебник, в котором впервые структурированы и ясным языком описаны основные понятия клинической психологии развития. В книге приведены примеры, ярко иллюстрирующие специфику психологической работы в тех или иных случаях, представлены соответствующие психотехнические приемы. Книга восполнила многие пробелы в психологической науке,, имеет высокую значимость как для исследовательской, так и для практической деятельности психологов, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития.

13.02.2018 21:55:40Пукита Елена АнатольевнаЧитала книги Венгера А.Л. и статьи этой группы авторов ранее. Нравится чёткость изложения и связь с практикой. ознакомилась с приведенными на сайте отрыками. Тоже понравились.

13.02.2018 21:32:35Павлова Елена АлександровнаУчебник по новой психологической дисциплине, который поможет многим студентам объединить знания в области психологии развития и современную психологическую практику.
Голос из ВКонтакте

Совместная программа клинического развития | Психология

Крайний срок подачи заявок: 1 декабря

Факультет клинико-развивающих программ

Студентам, интересующимся клинической детской психологией, детской психопатологией и развитием ребенка, предлагается подать заявку на участие в Совместной программе клинической психологии и психологии развития Питтсбургского университета. Аналогичным образом, учащимся, чьи основные интересы связаны с нормативными процессами развития, рекомендуется подавать заявки на эту совместную учебную программу, если они хотят понять нормативные процессы изменений посредством изучения аномального развития (например, психопатологии, неврологического расстройства, врожденного риска) или если они заинтересованы в применении исследований развития к потребностям детей и семей в клинических или общественных условиях.

Целью этой программы является обучение студентов проведению содержательных и клинически обоснованных исследований по вопросам, касающимся развития детей и функционирования семьи в клинических условиях или группах риска.

Программа включает в себя тщательное изучение теорий и методов как клинической психологии, так и психологии развития, включая требования к практике и стажировке, исходя из предположения, что знакомство с клиническими проблемами, клиническими методами и клиническими популяциями необходимо для проведения высококачественных исследований по различные темы с прикладными или социальными последствиями политики. Точно так же работа с детьми и семьями требует глубокого знания теорий и методов психологии развития.

Программа соответствует руководящим принципам аккредитации Американской психологической ассоциации (APA) для программ клинической психологии и полностью аккредитована как часть клинической программы Питта. Исследовательский и практический опыт ориентирован на работу с детьми и семьями. Как и все программы факультета психологии, эта совместная программа основана на модели ученичества в исследовательской подготовке, когда студенты участвуют в текущих исследованиях преподавателя, обычно их консультанта, с самого начала своей карьеры аспиранта. В рамках клинической подготовки студенты проходят практику в ведомственной поликлинике, а также на других объектах, связанных с университетским медицинским центром. Кроме того, студенты должны пройти годовую стажировку на полный рабочий день в учреждении, аккредитованном APA.

Студенты, допущенные к этой программе, имеют возможность работать как с детскими клиническими факультетами, так и с факультетами развития, а также с некоторыми аффилированными преподавателями. Консультативные комитеты студентов совместной программы состоят из преподавателей двух программ. Существует множество возможностей для исследований по целому ряду тем, которые объединяют клинические вопросы и вопросы развития. Следует подчеркнуть, что клинические и развивающие факультеты участвуют в совместных исследованиях вместе с преподавателями из других областей Университета, таких как педиатрия, психиатрическая эпидемиология, детская психиатрия и образование.

Программа клинического/развивающего обучения | Кафедра психологических наук

Основной целью программы клинического/развивающего обучения является обучение аспирантов психологии в области психопатологии развития. Психопатология развития связана с возникновением и прогрессированием паттернов адаптивного и дезадаптивного поведения на протяжении всей жизни. Обучение в этой области основано на следующих принципах:

  1. Неадекватное функционирование или расстройство возникает в результате неспособности успешно решать задачи, соответствующие развитию.
  2. Поведенческие трудности, возникающие в результате определенного стрессора, могут различаться в зависимости от того, когда он возникает.
  3. Знание нормальных процессов развития необходимо для понимания возникновения расстройства, связанных с ним нарушений и накопления сопутствующих заболеваний с течением времени.
  4. Понимание адаптации на протяжении жизни требует интеграции нескольких научных традиций, включая психологию развития и клиническую психологию.

Объединяя исследования и теорию как детской клинической психологии, так и психологии развития, психопатология развития требует базы знаний в обеих областях и обеспечивает основу для изучения типичных и атипичных процессов развития.

 

Каковы требования программы?

Учащиеся, завершающие программу клинической психологии/психологии развития, будут соответствовать требованиям как для клинической программы, так и для подпрограммы развития (полный список требований программы см. в таблице). Эти дополнительные требования обычно приводят к дополнительному семестру курсовой работы. Только программа по клинической психологии была рассмотрена и одобрена АПА.
Как для магистерской, так и для диссертационной работы студенты программы клинического/развивающего обучения должны выполнить проект, основанный на перспективах психопатологии развития, теории, дизайне и/или анализе. Комитеты по защите должны включать по крайней мере одного преподавателя с основным назначением в программе клинической психологии и одного преподавателя с основным назначением в программе психологии развития.

 

Как подать заявку на участие в программе клинического/развивающего обучения?

Преподаватели, выбравшие участие в программе клинического/развивающего обучения, перечислены ниже как аффилированные преподаватели. Если вы заинтересованы в подаче заявки на работу с этими преподавателями, вас попросят указать, хотите ли вы подать заявку на клиническую/развивающую программу в ваших материалах заявки. Многие аспиранты, работающие с аффилированными преподавателями, проходят либо клиническую, либо развивающую программу; студентам, работающим с аффилированными преподавателями, необязательно проходить клиническую/развивающую программу. Поступающие студенты, которые планируют пройти клиническую/развивающую программу, должны быть одобрены преподавателями обеих программ (клинической и развивающей).

 

Что делать, если я заинтересован в участии в клинической программе или программе развития, но хотел бы пройти дополнительное обучение в области психопатологии развития?

Заинтересованные студенты, участвующие в клинической программе или программе развития, которые хотели бы ознакомиться с обучением в области психопатологии развития, могут пройти специализацию по психопатологии развития. Специализация по психопатологии развития включает в себя прохождение основного набора курсов в области психопатологии развития. Специализация «Психопатология развития» предназначена для студентов, которые хотели бы познакомиться с перспективой психопатологии развития посредством курсовой работы, но не желают соответствовать дополнительным требованиям Программы клинического/развивающего обучения.
Если вы в настоящее время являетесь аспирантом, заинтересованным в выборе этого варианта, пожалуйста, свяжитесь с проф. Abaied, Murray-Close и Schermerhorn для получения дополнительной информации об этом варианте.

 

Affiliated Faculty
  • Jamie Abaied
  • Thomas Achenbach
  • Rob Althoff
  • Keith Burt
  • Rex Forehand
  • Betsy Hoza
  •  James Hudziak
  • Masha Ivanova
  • Annie Murray-Close
  • David Rettew
  •  Alice Schermerhorn
  • Tim Stickle
Program Requirements
Table 1. Requirements for the Clinical/Developmental Training Program
Department Course Number Course Title Credits
PSYS 304 Расширенные статистические методы I 3
PSYS 305 Advanced Statistical Methods II 3
PSYS 3XX Two additional developmental seminars 6
PSYS 300 History of Psychology 3
PSYS 303 Семинар по методам психологических исследований 3
PSYS 306 OR 307 Анализ продольных данных ИЛИ Моделирование структурными уравнениями 3
PSYS 315 ​​ Biobehavioral Proseminar 3
PSYS 330 Social Proseminar 3
PSYS 350 Developmental Proseminar 3
PSYS 370 Детская психопатология 3
PSYS 371 Взрослая психопатология80117 3
PSYS 372 Child and Adolescent Psychological Assessment 3
PSYS 373 Adult Psychological Assessment 3
PSYS 374 Child and Adolescent Behavior Терапия 3
PSYS 375 Поведенческая терапия для взрослых 3
7 PSYS80118 Cross-Cultural Clinical, Intervention and Research 3
PSYS 380 Professional Affairs & Ethics 3
PSYS 385 Advanced Clinical Practicum 4-6
PSYS 389 Интернатура по клинической психологии 0
PSYS 391 Магистерская диссертация 9011 кредитов0117 6
PSYS 393 Кластер развития* 0
PSYS 1191 90.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *