Компонент структуры личности это: Психологическая структура личности

Психологическая структура личности

29.09.2011

Личность как целостная сложно организованная система состоит из множества взаимосвязанных элементов (подструктур), каждый из которых имеет определенное функциональное назначение. Они и составляют психологическую структуру личности. Понимание личности предполагает выделение образующих ее элементов, установление характера их связи и функционального назначения. Вопрос о структуре личности в разных теоретических школах решается неоднозначно. Например, в теории личности Алексея Леонтьева в качестве основной структурной единицы рассматривается мотив, а сама личность представляется как система мотивов. В.Н. Мясищев определяет личность как систему отношений, единицей которой служит отдельное отношение. В психоаналитической концепции личность понимается как система, состоящая из трех структурных элементов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Оно представляет собой множество неосознавемых и нравственно осуждаемых потребностей, мотивов и влечений, выполняющих энергетическую функцию.

«Сверх-Я» — это система усвоенных человеком нравственных норм, запретов и ограничений. Они выступают в роли своеобразных нравственных ограничений и контролеров, стоящих на пути бессознательных влечений. «Я» -это сознание человека, представляющего собой арену борьбы «Оно» и «Сверх-Я» и поиска возможностей удовлетворения актуализированных потребностей и влечений.

Развитие личности приводит к существенному изменению ее психологической структуры. Она становится социализированной. Поэтому мы считаем целесообразным и возможным более широкое понимание психологической структуры личности. В качестве основных структурных компонентов личности (личностно образующих элементов) можно выделить следующие: потребностно-мотивационный, волевой, познавательный, эмоциональный, характер, способности и самосознание.

Потребностно-мотивационная сфера личности представляет собой систему устойчивых потребностей и мотивов. Они могут иметь форму интересов, убеждений, идеалов, мечты, влечений, желаний и установок.

Эти личностные образования выступают как источники жизненной активности человека и придают его действиям необходимый энергетический потенциал. Без соответствующей мотивации никакие действия просто невозможны. Потребности и мотивы актуализируются в ситуациях, когда для нормального и благополучного существования человека чего-то недостает: пищи, информации, общения и т.д. Субъективно это переживается как состояние дискомфорта в форме соответствующих желаний, влечений и т. п. феноменов.

Воля — это система психических действий и механизмов сознательной саморегуляции и реализации человеком собственного поведения: целостной деятельности, отдельных действий и актов общения (содействий). Такое поведение называется произвольным. Именно оно характерно для человека как социального существа. Разновидностью произвольного поведения является поведение волевое. Необходимость в нем возникает в ситуациях препятствий и трудностей в реализации поставленных целей. В основе волевого поведения лежат такие психические действия, как целеобразование, смыслообразование, принятие решения, постановка задачи, планирование, регулирование процесса реализации и контроль.

Субъективно подобные действия переживаются в форме следующих феноменов: волевое усилие, напряжение, сомнение, чувство ответственности, принятие решения, представление результата действия и т.п.

Познавательная сфера складывается из системы взаимосвязанных познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания. Субъективно они представлены в форме всевозможных образов, представлений, мыслей, фантазий, воспоминаний и т. д. Каждый их них выполняет свои особенные и уникальные функции, которые невозможно компенсировать с помощью других познавательных процессов. Рассмотрим их основное функциональное назначение:

  1. обеспечивают ориентировку человека в окружающей действительности, в других людях и в самом себе, без которой невозможно выполнение практических действий;
  2. служат инструментом получения и накопления жизненного опыта человека (информации) в форме субъективных образов, понятий и психомоторных схем всевозможных действий;
  3. составляют очень важную часть души человека и принимают самое непосредственное участие в ее построении, развитии и функционировании.

Эмоциональная сфера представлена системой психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений или событий. Субъективно они представлены в форме разнообразных по силе, знаку, окраске и продолжительности эмоций: радости, удивления, огорчения, удовольствия и т.п. Они являются составной частью душевной жизни человека. Основная функция эмоций — субъективная оценка значимости предметов, людей, явлений или событий. Они ориентируют человека в том, насколько полезно или вредно для него что-либо (кто-либо). К другим их функциям относится побуждение к активности, воздействие на работу организма и познавательные процессы. Эмоциональные переживания актуализируются в ситуациях столкновения человека с жизненно значимыми ситуациями, которые либо препятствуют, либо способствуют удовлетворению потребностей и мотивов.

Способности — устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного освоения и выполнения деятельности.

Они выступают как своеобразные психологические средства (орудия) личности, делающие ее пригодной к деятельности. В них как бы аккумулированы социально выработанные способы оптимального выполнения различных видов деятельности. Особенно ярко они проявляются в сложных и нестандартных ситуациях, требующих поиска принципиально новых нетрадиционных способов действия. Субъективно способности проявляются в форме ощущения легкости выполнения деятельности, удовольствия от ее выполнения, интереса к ней, чувства озарения (инсайта) в момент открытия нового способа.

Характером называется система индивидуальных, устойчивых личностных свойств, проявляющихся в типичных для человека способах поведения в различных жизненных ситуациях и выражающих его отношение к кому-либо или чему-либо: к людям, к деятельности, к Родине, к вещам, к себе и др. (доброта, ответственность, патриотизм, индивидуализм и др.). Каждая черта характера актуализируется в соответствующих ей конкретных жизненных ситуациях, которые являются критическими для нее.

В чертах характера зафиксирован социальный опыт человека, то есть усвоенные им общественно выработанные способы поведения. Поэтому характер образует своеобразный каркас личности. Субъективно каждая черта характера проявляется в форме сложных, синтетических психических состояний, включающих в себя эмоциональные переживания, желания, мысли, образы, сомнения и др.

Самосознание — это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности человека выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего. Благодаря самосознанию человек становится хозяином самого себя, то есть он способен планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относиться к себе. В этом и заключается его функциональное назначение. Критическими для актуализации самосознания представляются жизненные ситуации, требующие выделения самого себя в любых своих ипостасях и измерениях: как индивида, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

По своей генетической основе это ситуации преодоления собственной индивидной (природной) сущности. Субъективно самосознание выражается в переживании чувства «Я», которое является неотъемлемым компонентом любых действий, выполняемых человеком в соответствующих ситуациях: Я пишу, Я хочу, Я думаю, Я опасаюсь и т.д. Самосознание является своеобразным ядром, центром, высшей инстанцией и духовной основой личности.

Ключевые слова: Личность

Источник: Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Материалы по теме

Имплицитные теории личности (ИТЛ)

Рождественская Н.А., Способы межличностного познания

Биологическая теория личности

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Экстраверт и интроверт: различия, тесты

Куделин А. С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство

Макроструктура эмоциональной сферы личности

Вытеснение, самосознание, личность

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание…

Что такое быть личностью?

Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999

Аспекты развития личности. Познавательное развитие

Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Эмоциональные качества личности

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Основные компоненты структуры личности

25. 06.2015

Первый компонент (блок) структуры характеризует направленность личности, или отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй блок определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Так, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. То же самое можно сказать и о М. Ю. Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность — сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене. По закону доминанты подчиненная способность усиливает основную, ведущую, способность.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим блоком в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер — сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность), во вторую очередь -волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно сказать, что морально-волевые свойства составляют действительную основу характера.

Четвертым блоком в структуре личности является темперамент человека как динамическая характеристика протекания его психических процессов. Поэтому свойства темперамента часто называют психодинамическими свойствами. В житейской психологии давно укоренилось представление о четырех темпераментах человека. Однако современная психология характеризует темперамент более многогранно и выделяет не столько типы темперамента, сколько его свойства (активность, реактивность, сензитив-ность, эмоциональность, тревожность и другие).

Последним блоком, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают словом «я». «Я» осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Ключевые слова: Личность

Источник: Поликарпов В.А., Психология личности

Материалы по теме

Ролевое поведение личности

Панфилова А.П., Теория и практика общения

Личностные тесты

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Процесс воспитания личности

Слотин Т.В., Психология личности

Личность в гуманистической психологии

Петровский А. В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2

Причины межличностных конфликтов

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина

Завистливость как устойчивая черта личности

Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014

Социологическое понятие личности

Основы социологии и политологии — Козырев Г.И — Учебник для ссузов — 2008 — 240

Бихевиоризм и развитие личности

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Теория Ид Фрейда в психологии

Ид, впервые сформулированная психоаналитиком Зигмундом Фрейдом (1923), представляет собой часть личности, которой движут инстинктивные потребности и желания.

Ид является основным источником мотивации всего человеческого поведения, а именно основных потребностей, таких как голод, эмоциональное выражение и секс.

Оно действует по принципу удовольствия, что означает, что оно стремится удовлетворить свои потребности и желания любым возможным способом.

Обзор и история

В психоаналитической теории Ид является компонентом личности, который содержит инстинктивные, биологические побуждения, снабжающие психику ее основной энергией или либидо.

Психоаналитик Зигмунд Фрейд считал Ид самым примитивным компонентом личности, находящимся на самом глубоком уровне бессознательного.

Он не имеет внутренней организации и действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия — стремлением к удовлетворению и избеганию или рассеянию боли.

Таким образом, в жизни младенца преобладает желание немедленного удовлетворения инстинктов, таких как голод и секс.

Это доминирование Ид сохраняется до тех пор, пока следующий уровень личности, эго, не начнет развиваться и действовать в соответствии с реальностью.

Трехчастная теория Фрейда оказала глубокое влияние на психологию, особенно в области человеческого развития.

Фрейд считал, что Ид отвечает за все наши основные потребности и влечения, включая секс, голод и агрессию.

Фрейд считал, что Ид постоянно пытается удовлетворить эти влечения, но часто терпит неудачу из-за принципа реальности, который диктует, что мы не всегда можем иметь то, что хотим.

Эта фрустрация часто приводит к конфликту внутри личности, который может проявляться по-разному, например, в тревоге или неврозе (Freud, 1923).

Хотя теория Ид Фрейда подвергалась критике со стороны многих психологов на протяжении многих лет, она продолжает оставаться одной из самых влиятельных теорий в психологии.

Он помог психологам понять роль основных побуждений людей в человеческом поведении и предоставил основу для понимания того, как люди разрешают конфликты внутри себя.

Содержание

Когда появляется идентификатор?

Фрейд считал личность похожей на айсберг. Он считал, что эго, или сознательный разум, — это лишь верхушка айсберга, в то время как остальная часть личности погружена в бессознательное.

Ид, с этой точки зрения, является глубочайшим уровнем личности, расположенным в бессознательном уме. Он действовал согласно принципу удовольствия, а это означало, что он всегда стремился к немедленному удовлетворению.

Ид, согласно Фрейду, является примитивной частью личности и содержит базовые влечения, такие как секс и агрессия.

Фрейд полагал, что эти влечения являются врожденными и проявятся, даже если люди не будут социализированы или обучены им.

Например, он считал, что младенцы рождаются с половым влечением, даже если они еще не знают, что такое секс.

Оно также отвечало за многие наши примитивные импульсы, такие как голод и жажда. Фрейд считал, что эти влечения настолько сильны, что эго не может контролировать их.

Например, если кто-то испытывает голод, мысль о еде доминирует в его уме, заставляя его не думать ни о чем другом.

Ид всегда будет стремиться удовлетворить эти потребности, независимо от того, реалистично это или возможно.

Ид и личность

Хотя Ид присутствует с рождения, Фрейд (1923) считал, что это не единственный компонент личности. Он предположил, что эго и суперэго, две другие части личности, возникают по мере того, как ребенок растет и взрослеет.

Эго развивается в ответ на требования реальности. Он начинает формироваться в возрасте около двух лет и помогает человеку более реалистично относиться к внешнему миру.

Например, эго не позволяет младенцу кусать людей, когда они расстроены, так как это может привести к негативным последствиям. Эго также отвечает за организацию наших мыслей и принятие решений.

Суперэго — это последняя часть личности, которая развивается и обычно появляется в возрасте пяти или шести лет. Это часть личности, которая усваивает ценности и мораль общества.

Суперэго часто находится в конфликте с Ид, поскольку стремится контролировать наши примитивные импульсы. Например, суперэго говорило бы нам не воровать, даже если бы мы действительно этого хотели.

Ид, эго и суперэго играют важную роль в человеческом поведении. Вместе они помогают нам понять как наши сознательные, так и бессознательные мотивы (Erwin, 2002).

Как действует Ид

Ид побуждает вас искать удовольствия, избегая при этом боли, и делать это любой ценой для других; это полностью эгоистично.

Ид действует на основе того, что Фрейд называл Принципом Удовольствия, и присутствует при рождении.

Ид, в свою очередь, управляется двумя другими инстинктивными влечениями:

Эрос или инстинкт жизни: который получает свою энергию от либидо. Эрос побуждает нас вести себя так, чтобы сохранять и улучшать жизнь, избегать опасностей, согреваться и быть сытыми, а также размножаться.

Танатос: или инстинкт смерти, который заставит нас атаковать любого, кто встанет на пути удовлетворения либидо. Однако Танатос может быть разрушительным, если его повернуть внутрь.

Ид полагается на первичный процесс для временного снятия напряжения, вызванного потребностью, которую невозможно удовлетворить немедленно.

Первичный процесс включает в себя формирование мысленного образа желаемого объекта и последующее удовлетворение потребности с помощью этого образа.

Это можно увидеть в мечтах, которые позволяют нам временно уйти от реальности и удовлетворить наши потребности.

Например, если кто-то голоден, Ид создаст ментальный образ еды, и затем в нашем воображении от еды придет удовлетворение.

Точно так же, если кто-то сексуально неудовлетворен, Ид может создать мысленный образ сексуального контакта, и тогда удовлетворение придет от фантазий об этом контакте.

Ид не интересуется реальностью, только удовлетворением своих потребностей. Это часто может привести к проблемам, поскольку вещи, которые кто-то хочет, не всегда возможны или реалистичны.

Например, спортсмен может захотеть выиграть золотую медаль, но это может быть невозможно. Затем идентификатор спортсмена продолжал повторять желание золотой медали, что приводило к расстройству и разочарованию.

Ид также может стать причиной проблем в отношениях, так как может заставить нас действовать импульсивно и не задумываясь о последствиях.

Например, рассерженный человек может наброситься на своего партнера, пытаясь снять эмоциональное напряжение, не задумываясь о том, как это может повредить ему.

Защитные механизмы Ид

Ид часто отвечает за защитные механизмы, представляющие собой бессознательные стратегии, которые кто-то использует, чтобы защитить себя от беспокойства.

Поскольку Ид требует мгновенного удовлетворения, возникает конфликт с чувством Супер-Эго правильного и неправильного.

Следовательно, эго должно вмешаться, чтобы стать арбитром между ними двумя, чтобы вернуть их к реальности. Это вызывает сильное беспокойство, и Эго защищается от этого, используя защитные механизмы, которые уменьшают беспокойство.

Защитные механизмы позволяют людям справляться с требованиями реальности и внешнего мира (Бреннер, 1981).

Общие защитные механизмы включают отрицание, подавление и проекцию. Отрицание — это когда кто-то отказывается признать что-то верным, даже если это может быть очевидным.

Например, человек, которому грозит неизлечимая болезнь, может отрицать свой диагноз, чтобы избежать боли и беспокойства, связанных с ним.

Подавление — это когда кто-то вытесняет болезненные воспоминания или мысли из нашего сознания.

Например, человек, подвергшийся сексуальному насилию в детстве, может подавлять эти воспоминания, чтобы справиться с болью. Проекция — это когда кто-то приписывает свои мысли и чувства другим (Бреннер, 1981).

Примеры

Бреннер, К. (1981). Защита и защитные механизмы. The Psychoanalytic Quarterly, 50 (4), 557–569.

Эрвин, Э. (2002). Энциклопедия Фрейда: теория, терапия и культура . Тейлор и Фрэнсис.

Фрейд, С. (1920). За пределами принципа удовольствия . СЭ, 18: 1-64.

Фрейд, С. (1923). Эго и Оно. СЭ, 19: 1-66.

Структура личности: Ид, Эго и Суперэго

29.04.2020 | 0

Эпизод №5 курса Теории Зигмунда Фрейда от Psychology Insights Online

 

«Большинство людей на самом деле не хотят свободы, потому что свобода предполагает ответственность, а большинство людей боятся ответственности». ―Зигмунд Фрейд

Одним из ключевых допущений психологии по Фрейду является Принцип Удовольствия . В нем говорится, что люди мотивированы одновременно искать удовольствия и одновременно пытаться избежать боли. Однако реальность социального мира гарантирует, что это не всегда так. Например, наши самые грязные и гедонистические желания часто остаются нереализованными из-за страха перед наказанием или социальной изоляцией. Следовательно, удовольствие может вместо этого выражаться в бессознательном (например, через сны). Борьба между удовольствием и страхом наказания также лежит в основе теории личности Фрейда.

Согласно Фрейду, человеческая личность состоит из трех компонентов: Ид, Эго и Суперэго. Хотя они концептуализируются как три отдельные структуры, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Самый простой способ представить структуры — использовать метафору айсберга. В нем Ид находится полностью под поверхностью воды (бессознательное), Эго в основном находится над поверхностью воды (сознательное и предсознательное), а Суперэго в основном находится под поверхностью, но также достигает ее. бессознательное, предсознательное и сознательное). Давайте рассмотрим каждый более подробно.

Идент. Ид появляется первым, считается, что он находится полностью в бессознательном и управляется биологически. Мы рождаемся с Ид, и это резервуар, содержащий то, что Фрейд называл инстинктом жизни, называемым Эросом , и инстинктом смерти, или Танатос . В основе Эроса лежит Либидо , энергия, вызывающая неослабевающее сексуальное желание. Оно полностью находится под влиянием принципа удовольствия; другими словами, он ищет удовлетворения любой ценой. К счастью, Ид обычно не взаимодействует с миром; в противном случае человек вскоре обнаружит, что ведет себя очень социально неприемлемым образом. Когда мы младенцы, наша личность полностью находится под влиянием Ид. Однако с возрастом это начинает меняться с развитием Эго и Суперэго.

Эго. Эго руководствуется Принципом Реальности , механизмом, с помощью которого Ид держится под контролем. Основная задача Эго — обеспечить баланс между требованиями мира и побуждениями Ид. Он делает это, давая Ид возможности выражать свои желания, но только в тех обстоятельствах, когда это безопасно. Фрейд утверждал, что Эго делало это с помощью вторичных процессов , стратегий, предназначенных для обеспечения выхода Ид. Например, Оно может решить, что хочет утолить жажду, украв банку газировки; однако вместо этого Эго может справиться с этим желанием, выпив воды из фонтанчика и отложив покупку газировки. Эго должно бороться не только с желаниями Ид, но и с ожиданиями Суперэго.

Суперэго. Третьим и последним компонентом модели личности Фрейда является Суперэго. Эта структура впервые появляется в раннем детстве и представляет собой общественную мораль. Суперэго является антитезой Ид, но столь же неразумно. То есть Суперэго желает полностью подавить импульсы Ид. Он делает это, предъявляя строгие требования к Эго не допускать никакого выражения побуждений Ид. Однако Фрейд считал, что мы должны выражать свои биологические желания (например, секс), а последствиями уступки ожиданиям Супер-Эго совершенного морального поведения являются напряжение и чувство вины. Уравновешивание требований Ид и Суперэго впоследствии создает большую нагрузку на Эго. Фрейд предположил, что нарушения в тонком танце между этими тремя компонентами личности негативно сказываются на психическом здоровье пациентов.

Сегодняшнее задание: Найдите время, чтобы поразмышлять о взглядах Фрейда на личность. Можете ли вы определить какой-либо из этих внутренних конфликтов Ид-Эго-Супер-Эго внутри себя? Как насчет времени, когда Оно хотело чего-то, но вмешалось ваше внутреннее Эго и остановило вас от действия?

На завтрашней лекции я собираюсь обсудить несколько идей Фрейда о том, как Эго управляет этими отношениями и тревогой, которая часто возникает.